Проблемы гражданского процесса в международном праве. Судебное разбирательство гражданских дел с иностранным элементом

Международный гражданский процесс (МГП) — это доктринальное понятие, обозначающее систему норм, регулирующих деятельность суда и других юрисдикционных органов при рассмотрении гражданско-правовых дел, осложненных иностранным элементом.

Однако необходимо подчеркнуть, что общепринятого определения МГП в науке не существует. В учебной литературе по МЧГТ международный гражданский процесс определяется преимущественно как совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев в судах, и далее авторы перечисляют те вопросы, которые характеризуют...

− Правовое положение иностранных лиц в гражданском процессе

Основным принципом, действующим при реализации иностранными лицами права на судебную защиту, является принцип национального режима. В соответствии с этим принципом иностранцы имеют право обращаться в суды и пользуются гражданскими процессуальными правами для защиты своих интересов наравне с гражданами и юридическими лицами государства, в котором они (иностранцы) осуществляют свое право на судебную защиту. Данный принцип получил закрепление в статье 398 ГПК РФ и статье 254 АПК РФ, в соответствии с которыми иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные...

− Международная подсудность гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом

Международная подсудность означает компетенцию судов определенного государства рассматривать гражданско-правовые споры, имеющие международный характер.

Надлежащей формулой в понимании международной подсудности является ответ на вопрос:

— «какой суд данного государства правомочен рассматривать гражданско-правовой спор, осложненный иностранным элементом?»

— «суд какого государства компетентен рассматривать гражданско-правовой спор, осложненный иностранным элементом?»

− Исполнение судебных поручений

Первым международным договором, посвященным вручению судебных поручений, была Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. (далее — Конвенция 1954 г.). Российская Федерация входит в число ее участников с 26 июля 1967 г. Конвенция 1954 г. была принята в целях улучшения существовавшей до нее Конвенции по вопросам гражданского процесса 1905 г.

Ввиду присоединения Российской Федерации к Гаагским конвенциям о вручении за границей судебных и внесудебных документов 1965 г. и о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г., в которых...

− Признание и исполнение иностранных судебных решений

Вынесение решения по конкретному спору, т.е. достижение определенного правового результата, часто бывает недостаточным для сторон. Целью судебного разбирательства является упорядочение общественных отношений, реальная защита прав физических и юридических лиц. Поэтому лицо, обратившееся в суд, надеется на восстановление своего нарушенного права, что в первую очередь означает фактическое выполнение ответчиком указанных в решении действий. Получение документа, в котором закреплено право истца (или, наоборот, ответчика), еще не является гарантией того, что это право он сможет реализовать.


Широкое развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и предпринимателей предопределило усиление роли и значения судебных органов при разрешении международных коммерческих споров. Юрисдикция судов по внешнеэкономическим спорам является предметом регулирования со стороны международного частного права, а именно одной из его важнейших подотраслей - международного гражданского процесса. Предваряя изложение современного подхода к отдельным аспектам международного гражданско-процессуального права, следует подробнее остановиться на понятиях международного процессуального права и международного частноправового спора.
Международное процессуальное право представляет собой отрасль МЧП, состоящую из норм национального законодательства и международных договоров, которые регулируют процессуальные отношения, осложненные иностранным элементом, т. е. международные процессуальные отношения. Объектом международного процессуального права является процедура разрешения международных частноправовых споров в государственных судах и коммерческих арбитражах, поэтому в нем выделяются два правовых комплекса, одновременно выступающие как подотрасли МЧП в целом, - международное гражданско-процессуальное право и международное арбитражно-процессуальное право.
Что же касается понятия международного частноправового спора, то нетрудно заметить, что оно включает три элемента, каждый из которых несет существенную смысловую нагрузку. Термин «спор» указывает на несовпадение волеизъявления сторон правоотношения применительно к реализации их обязательств, составляющих содержание последнего. Спор представляет собой оформленное в виде взаимных притязаний разногласие между сторонами частноправового отношения. Термин «международный», употребляемый в контексте МЧП, отличается от аналогичного термина международного публичного права и означает, что спор включает в себя иностранный элемент, представленный различной государственной принадлежностью спорящих сторон, нахождением объекта спора на территории иностранного государства или возникновением юридического факта, который породил спорное правоотношение, на территории иностранного государства. Термин «частноправовой» означает, что спор между конкретными сторонами следует отнести к категории споров по гражданским и торговым делам. На раскрытии содержания этой категории остановимся более подробно.
В МЧП и особенно в области международного гражданского процесса категория «гражданские и торговые дела» (civil and commercial matters) получила широкое применение. Эта категория употребляется как в международных договорах (например, в Луганской конвенции 2007 г. о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам), так и во внутригосударственном законодательстве разных стран (например, в гражданских и торговых кодексах). Каково же содержание категории «гражданские и торговые дела» в современном МЧП? Принимая во внимание факт функционирования как минимум двух правовых систем, построенных на кардинально различных принципах, - романо-германской системы континентального права и англосаксонской системы общего права, можно утверждать, что общепринятого определения категории «гражданские и торговые дела» не существует.
Данная точка зрения находит подтверждение не только в научной литературе, но и в судебной практике. В этом отношении интерес представляет позиция английских судов. Так, в решении Палаты лордов Великобритании по делу State of Norway"s Application (1988) прямо указывается, что не существует общепринятого понятия и значения категории «гражданские и торговые дела». Подход англосаксонской системы права состоит в том, что гражданские дела включают все вопросы частного права (частноправовые дела) и исключают вопросы публичного права (публично-правовые дела). В категорию последних входят все налоговые и финансовые споры. Мнение Палаты лордов таково, что по вопросам международного гражданского процесса, т. е. по спорам с участием иностранных физических и юридических лиц, юрисдикция английских судов может быть установлена только в том случае, если рассматриваемый спор включается в категорию гражданских и торговых дел как по праву Великобритании, так и по праву соответствующего иностранного государства. Следует отметить, что современное российское право не знает разделения на гражданское и торговое, поэтому в категорию гражданских и торговых дел здесь будут включаться все гражданско-правовые споры частного характера. С этой позиции позиция российского права близка к принципам романо-германской правовой системы.

§1. Понятие, источники и принципы международного гражданско-процессуального права

При всем многообразии подходов к определению правовой природы международного гражданского процесса в науке МЧП выделяются несколько его отличительных признаков, которые в той или иной степени поддерживаются всеми учеными:
1) международный гражданский процесс носит публично-правовой характер, поскольку он представляет собой властную деятельность государственных органов - судов - по отправлению правосудия по трансграничным гражданским делам. Все участники процесса, в том числе иностранные лица, всегда находятся в юридическом подчинении по отношению к судам;
2) несмотря на то что суд каждого государства отправляет правосудие по своим процессуальным правовым нормам, международный гражданский процесс по своему содержанию носит экстерриториальный характер. Это выражается в неизбежной взаимосвязи и взаимозависимости как судебных систем разных государств, так и их правовых систем при рассмотрении каждого трансграничного гражданского дела (применение иностранного права к спорному материальному отношению; выдача судебного поручения о допросе свидетеля, находящегося за рубежом; исполнение на своей территории решения, вынесенного иностранным судом, и пр.);
3) нормы международного гражданского процесса содержатся как в международных договорах, так и в национальном законодательстве каждого государства;
4) конечной целью международного гражданского процесса является разрешение трансграничных споров, а также иных вопросов частноправового характера, относящихся к компетенции государственных судов.
На основании указанных признаков А. А. Мамаев формулирует следующее определение международного гражданского процесса. Международный гражданский процесс - это регулируемая национальным законодательством и международными договорами публично-правовая деятельность государственных судов по отправлению правосудия по трансграничным гражданским делам, носящая экстерриториальный характер и направленная на разрешение трансграничных споров, а также иных вопросов частноправового характера. В этом контексте можно утверждать, что международное гражданско-процессуальное право представляет собой подотрасль МЧП, состоящую из норм национального законодательства и международных договоров, которые регулируют международные процессуальные отношения по рассмотрению государственными судами частноправовых споров, осложненных иностранным элементом.
К источникам международного гражданско-процессуального права относятся акты национального законодательства и международные договоры. Применительно к России в их число входят:
. АПК РФ;
. ГПК РФ;
. Минская конвенция СНГ 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Минская конвенция) в ред. Московского протокола 1997 г. (далее - Московский протокол);
. Кишиневская конвенция СНГ 2002 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Кишиневская конвенция);
. Киевское соглашение СНГ 1992 г. о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (далее - Киевское соглашение);
. Гаагская конвенция 1954 г. по вопросам гражданского процесса (далее - Гаагская конвенция 1954 г.);
. Гаагская конвенция 1961 г., отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (далее - Гаагская конвенция 1961 г.);
. Гаагская конвенция 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам (далее - Гаагская конвенция 1965 г.);
. Гаагская конвенция 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам (далее - Гаагская конвенция 1970 г.);
. Гаагская конвенция 1980 г. о международном доступе к правосудию (далее - Гаагская конвенция 1980 г.);
. Гаагская конвенция 2005 г. о соглашениях о выборе суда (далее - Гаагская конвенция 2005 г.);
. Луганская конвенция 2007 г. о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и торговым делам (далее - Луганская конвенция).
Под принципами процессуального права понимают основополагающие правовые идеи, пронизывающие все процессуальные нормы и институты и определяющие такое построение процесса, который обеспечивает вынесение законных и обоснованных решений по экономическим спорам и иным делам. В теории процессуальных отраслей права принципы принято классифицировать по такому основанию, как объект регулирования. По этому основанию весь состав принципов арбитражного процессуального права делится на две большие группы: 1) принципы организационные (судопроизводственные), определяющие устройство арбитражных судов и процесса одновременно (например, принцип независимости судей); 2) принципы функциональные, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса (например, принцип состязательности). Эти две группы принципов находятся во взаимной связи, причем нередко один и тот же принцип выступает и как организационный, и как функциональный.
Согласно позиции Н. М. Юровой, выделяются семь принципов международного гражданско-процессуального права. Часть из них можно назвать судоустройственными (организационно-правовыми), часть - судопроизводственными (процессуально-правовыми).
1. Принцип независимости и беспристрастности суда. Честность и неподкупность, независимость и беспристрастность судебных органов, целостность судебной системы являются необходимыми условиями для эффективной защиты прав человека и обеспечения отсутствия какой-либо дискриминации при отправлении правосудия. Принцип независимости и беспристрастности закладывает фундамент национального судопроизводства, являясь как международно-правовым стандартом, так и конкретным правилом судоустройства и судопроизводства.
2. Принцип равенства судебных процессов государств. Равенство судебных процессов предполагает, что процессуальные действия, совершенные судом одного государства, будут иметь юридическое значение на территории другого государства. Данный принцип является ведущим, определяющим в сфере международно-правового сотрудничества. Действие этого принципа направлено прежде всего на усовершенствование защиты прав иностранных лиц в гражданском судопроизводстве.
3. Принцип контролируемой множественности процессов. В условиях наличия нескольких производств по одному и тому же спору между теми же сторонами, ведущихся в различных государствах, большое значение приобретает их координация. Для того чтобы производства «не накладывались» одно на другое, судам необходимо обмениваться информацией. Данный принцип предупреждает существование параллельных судебных решений и позволяет избежать конфликта юрисдикций.
4. Принцип процессуального равноправия и состязательности сторон. Лицам, участвующим в деле, обеспечивается равенство как при обращении в суд, так и в процессе судопроизводства при защите их интересов в суде. Исследуя содержательную сторону данного принципа, С. В. Крохалев выводит формулу состязательности, которая предполагает, что каждая из сторон должна иметь возможность представить свои доводы как фактического, так и юридического характера; знать о доводах своего противника и иметь возможность их обсуждения, а также что никакое из письменных объяснений и никакой документ не будут доводиться до сведения судей без их предоставления стороне. Наконец, что никакое обстоятельство фактического либо юридического характера не будет приниматься судом самостоятельно, без предложения сторонам представить их возможные соображения по данному вопросу.
5. Принцип гласности судебного разбирательства. В содержании данного принципа закреплено, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на публичное разбирательство дела. Таким образом преследуется цель обеспечения публичного контроля за судебной властью, что позволяет гарантировать справедливое судебное разбирательство.
6. Принцип эффективности средств правовой защиты. Эффективность средств правовой защиты складывается из нескольких составляющих: доступность этих средств для граждан; наличие административных, судебных и общественных форм защиты прав человека; возможность исполнения решений административных, судебных и иных органов по защите прав и свобод человека. Право на судебную защиту реализуется через совокупность различных процессуальных средств, обеспечивающих справедливое правосудие и эффективное восстановление нарушенных прав граждан. Одним из них является право на обжалование решения суда в вышестоящий суд и в международные судебные инстанции.
7. Принцип диспозитивности. В содержание принципа диспозитивности входят следующие основные элементы:
1) инициирование возбуждения гражданского дела в суде;
2) определение характера и объема исковых требований и возражений, возможность их изменения;
3) распоряжение материальными правами и процессуальными средствами их защиты, в частности, отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения;
4) постановка вопроса о пересмотре дела в вышестоящих инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам. Обжалование является правом, но не обязанностью лиц, участвующих в деле;
5) заявление ходатайства о признании и принудительном исполнении решения иностранного судебного органа.
Применительно к международному гражданско-процессуальному праву большое значение имеет нормативный документ рекомендательного характера, подготовленный группой известных ученых-юристов и одобренный Американским институтом права и Административным советом УНИДРУА в 2004 г. Данный документ получил название Принципов международного гражданского процесса АИП/УНИДРУА (далее - Принципы).
Он включает 31 фундаментальный принцип процессуального характера, каждый из которых проиллюстрирован детализированными нормами. Принципы предложены государствам в качестве базы для внутреннего процессуального законодательства и в особенности тех его блоков, чьи правила регулируют процессуальные отношения международного характера. Можно выделить следующие ключевые принципы международного гражданского процесса.
1. Независимость, беспристрастность и квалифицированность суда и судей. Суд и судьи должны обладать независимостью, позволяющей рассмотреть спор в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами права. Должность судьи замещается на постоянной основе с учетом критерия разумности. Суд должен быть беспристрастен. Суд должен обладать глубокими юридическим знаниями и опытом.
2. Компетенция по отношению к сторонам. Компетенция суда может быть установлена по отношению к стороне спора:
. когда стороны решили передать спор на рассмотрение в этот суд;
. когда имеется существенная связь между государством суда и стороной, отношением или обстоятельствами спора. Такая связь есть, когда значительная часть отношения или обстоятельства спора локализована в государстве суда; когда ответчик имеет обычное место жительства в государстве суда, если речь идет о физическом лице, либо когда ответчик имеет главное место осуществления деятельности или зарегистрирован в государстве суда, если речь идет о юридическом лице. Эта связь также существует, если имущество, являющееся объектом спора, находится на территории государства суда.
3. Процессуальное равенство сторон. Суд обеспечивает сторонам, предъявляющим требования и возражающим против них, одинаковые процессуальные гарантии. Данное право включает недопустимость любой неоправданной дискриминации, особенно по признаку гражданства или места жительства.
4. Должное извещение и право представить свои объяснения. Все стороны, которые не являются истцами, должны быть извещены об акте, возбуждающем судопроизводство. Суд должен учитывать все фактические обстоятельства и нормы права, на которые ссылаются стороны, и основываться на тех из них, которые являются существенными.
5. Обеспечительные меры. Трибунал может принять обеспечительные меры, когда это необходимо для обеспечения эффективности решения либо для сохранения status quo . Обеспечительные меры принимаются в соответствии с принципом пропорциональности. Сторона, которая потребовала от суда принятия обеспечительных мер, должна возместить расходы другой стороне, против которой вынесено определение, если в дальнейшем суд придет к выводу, что определение не было обосновано.
6. Структура судебного разбирательства. Обычно судебное разбирательство состоит из трех стадий: начальной, промежуточной и заключительной. На начальной стадии стороны должны представить в письменном виде свои требования, возражения и другие утверждения и осуществить раскрытие основных доказательств. На промежуточной стадии суд в случае необходимости проводит заседания для организации судебного разбирательства. Доказательства, не представленные суду ранее, обычно представляются в заключительном слушании, на котором стороны также могут дать свои объяснения.
7. Принцип диспозитивности. Дело возбуждается по требованию стороны; суд не может возбудить дело по собственной инициативе. Принятие заявления судом представляет момент, определяющий течение сроков давности, сроков, относящихся к конкуренции юрисдикций, и других сроков. Объект спора определяется требованиями и возражениями сторон, содержащимися в исковом заявлении и в отзыве на исковое заявление, включающими внесенные изменения.
8. Доступ к информации и доказательствам. Суд и любая сторона, как правило, должны иметь доступ к доказательствам, относимым к спору, на которые не распространяется требование сохранения конфиденциальности. К числу доказательств относятся объяснения сторон и показания свидетелей, заключения экспертов, письменные доказательства и доказательства, которые получены в результате изучения вещей, находящихся в распоряжении суда, или в некоторых случаях в результате физического или интеллектуального освидетельствования человека. Стороны, свидетели и эксперты заслушиваются в соответствии с правом страны суда. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, не принимая во внимание способ их получения или источник их происхождения.
9. Публичность разбирательства. Как правило, судебные заседания, включая те из них, которые посвящены исследованию доказательств и оглашению решения, открыты для публики. После консультаций со сторонами суд, однако, может определить, что некоторые заседания будут полностью или частично закрытыми в интересах правосудия, публичного порядка или уважения частной жизни.
10. Бремя доказывания и убеждение суда. Каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Факты являются доказанными, если суд разум но убежден в их действительности. Когда сторона имеет в своем распоряжении или под своим контролем относимое доказательство, которое она безосновательно отказывается представить, суд может вывести любые неблагоприятные последствия из данного отказа, относящиеся к тому вопросу, которого касается непредставленное доказательство.
11. Обязанность судьи и сторон по определению норм права и фактических обстоятельств. Суд обязан учитывать все фактические обстоятельства и относимые доказательства для определения юридической базы своего решения, включая те вопросы, которые должны быть разрешены в соответствии с иностранным правом. Как правило, суд непосредственно исследует все доказательства.
12. Судебное решение и мотивы. По окончании судебных прений в как можно более короткие сроки суд выносит письменное решение или решение, зафиксированное в письменной форме. В решении должны уточняться меры, присуждаемые судом, а в случае назначения денежного возмещения - сумма, подлежащая взысканию. В решении должны содержаться ссылки на фактические обстоятельства, нормы права и доказательства, на которых оно основывается.
13. Немедленное исполнение судебных решений. Решение суда первой инстанции, как правило, подлежит немедленному исполнению. Суд первой инстанции или апелляционной инстанции по собственной инициативе или по заявлению одной из сторон может приостановить исполнение судебного решения, в отношении которого подана апелляционная жалоба, если это необходимо в интересах правосудия. Суд может потребовать предоставления гарантий от лица, подавшего апелляционную жалобу, при приостановлении исполнения судебного решения или от другой стороны - при отказе в таком приостановлении.
14. Конкуренция юрисдикций и преюдициальность. При применении правил о конкуренции юрисдикций объект спора определяется требованиями и возражениями сторон, сформулированными в иске и в отзыве на иск, включая внесенные изменения. При применении правил о преюдициальности область ее действия определяется требованиями и возражениями сторон, содержащимися в иске и в отзыве на иск, включая внесенные изменения.
15. Международное юрисдикционное сотрудничество. Суды государства, которое восприняло вышеизложенные Принципы, оказывают содействие юрисдикционным органам любого иностранного государства, если данные органы действуют в рамках судопроизводства, соответствующего этим Принципам. Такое содействие предполагает принятие обеспечительных мер, а также сотрудничество в части исследования, обеспечения и предоставления доказательств.

Международный гражданский процесс (далее - МГП) - это совокупность вопросов процессуального характера, связанных с Защитой прав иностранных физических и юридических лиц в судах и арбитражах. Термин «международный гражданский процесс» имеет условный характер - слово «международный» имеет то же значение, что и в международном частном праве: оно означает наличие гражданского правоотношения, отягощенного иностранным элементом.

Международный гражданский процесс является частью гражданского процесса как отрасли права, регулирующей деятельность органов юстиции по гражданским делам. Нормы международного гражданского процесса направлены на регулирование международных гражданских правоотношений.

Сферу действия МГП можно определить таким образом:

Международная подсудность гражданских дел.

Гражданско-процессуальное положение иностранных частных лиц (физических и юридических), иностранного государства, международных организаций.

Судебные доказательства в делах с иностранным элементом.

Установление содержания применимого иностранного права.

Исполнение иностранных судебных поручений.

Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений.

Нотариальные действия, связанные с защитой прав и интересов участников международного гражданского оборота.

Рассмотрение гражданских дел в порядке арбитража.

Принудительное исполнение иностранных арбитражных решений.

Существует достаточно большое количество международных соглашений, заключенных в области урегулирования специальных видов отношений, которые можно разделить на две группы: международные договора по вопросам правовой помощи, посвященные отдельным вопросам гражданского процесса и международные соглашения, направленные на регулирование широкого спектра отношений. К первой группе можно отнести Конвенцию об унификации некоторых правил, относящихся к гражданской юрисдикции по делам о столкновении судов от 10 мая 1952 г., Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международной воздушной перевозки от 28 мая 1999 г., Конвенция о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних от 5 октября 1961 г. и другие. Во вторую группу входят Брюссельская конвенция стран-членов ЕС о подсудности, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам от 27 сентября 1968 г., Луганская конвенция о юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам от 16 сентября 1988 г. во многом повторяющая положения Брюссельской, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, стран СНГ от 20 марта 1992 г., Минская конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территории государств-участников Содружества от 6 марта 1998 г. и другие.

Основным признаком разграничения компетенции национальных судов, закрепленным в подавляющем большинстве конвенций, является место жительства сторон и, прежде всего, ответчика.

Вопросы, касающиеся процесса рассмотрения и разрешения дел в суде с участием иностранного элемента, в рамках национально-правового регулирования представлены в основном двумя нормативно-правовыми актами Гражданским процессуальным кодексом РФ 2002 г. (ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом РФ 2002 г. (АПК РФ). Основным принципом, действующим при реализации иностранными лицами права на судебную защиту, является принцип национального режима, т.е. иностранцы (как физические, так и юридические лица) имеют право обращаться в суды Российской Федерации и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с отечественными лицами.

В российском гражданско-процессуальном и арбитражно-процессуальном законодательстве не содержится каких-либо специальных норм, регулирующих участие иностранных лиц в судебном разбирательстве. На иностранных граждан распространяются общие нормы ГПК РФ: иностранцы могут так же, как и российские граждане, выступать в процессе в качестве истца, ответчика или третьего лица, они могут на общих основаниях представлять доказательства, изменять основания или предмет иска. Аналогичное положение предусмотрено и в отношении иностранных юридических лиц. Изъятия из принципа национального режима могут устанавливаться в виде ответных ограничений на ограничения, установленные в иностранных государствах по отношению к российским гражданам, предприятиям и организациям (реторсии).

В РФ международная подсудность преимущественно определяется на основании территориального критерия места нахождения ответчика (гл. 44 ГПК РФ “Подсудность дел с участием иностранных лиц судам в Российской Федерации”), но не исключается и критерий гражданства (например, ч. 2 ст. 160 СК РФ), а также ряд других дополнительных критериев. Также необходимо учитывать наличие в законодательстве РФ исключительной подсудности.

Вопрос о процессуальной дееспособности иностранцев в различных государствах решается по-разному. В большинстве правовых систем гражданско-процессуальная дееспособность определяется личным законом. В российском законодательстве гражданская дееспособность иностранцев определяется по праву страны, гражданами которой они являются, а гражданская дееспособность лиц без гражданства – по праву страны их постоянного места жительства.

В отношении возможности российских граждан и юридических лиц иметь судебную защиту на территории иностранного государства, следует иметь в виду, что в законодательстве некоторых государств содержаться специальные нормы, отличные от норм, закрепляющих процессуальные права для собственных граждан и юридических лиц.

Одним из важных вопросов, закрепленным в законодательстве России и ряде международных договоров, является вопрос исполнения судебных поручений иностранных судов, а также признания и исполнения решений судов иностранных государств.

74. Международная подсудность и основные критерии ее определения. Конфликт юрисдикций. Исключительная подсудность. «Lis alibi pendens»

Под подсудностью понимают распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.

Международная подсудность – установление суда определенной страны, который должен разрешать данное дело.

Правовое регулирование вопросов подсудности определяется внутренним законодательством каждого государства. В том случае, если в споре участвуют лица разных государств, то действуют либо коллизионные нормы, либо международные договоры.

Существуют три основные системы определения подсудности:

– франко-романская, в соответствии с которой определяющим фактором при выборе суда является гражданство стороны спора;

– германская – подсудность определяется по месту жительства или пребывания ответчика, а в определенных законом случаях – истца;

– англо-американская – подсудность определяется по месту присутствия ответчика.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом, путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

В Арбитражном процессуальном кодексе говорится о следующем.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.

Арбитражный суд в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, соглашением сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права. Данное правило не затрагивает действие императивных норм законодательства Российской Федерации, применение которых регулируется разделом VI Гражданского кодекса Российской Федерации.

При применении норм иностранного права арбитражный суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

Признание и обязательность исполнения на территории Российской Федерации судебных актов, принятых иностранными судами, иностранных арбитражных решений определяются международным договором Российской Федерации, федеральным законом.

75. Процессуальное положение иностранцев в РФ и других государствах. Судебный залог («cautio iudicatum solvi»)

В данном вопросе раскрываются и режимы статуса лиц без гражданства, так как он не имеет отличий от статуса иностранного гражданина.

Источники международного гражданского процесса

Основным источником международного гражданского процесса является национальное законодательство, в первую очередь гражданско-процессуальное и гражданское. Нормы международного гражданского процесса в российском праве закреплены в ГПК, ГК, СК, АПК, Регламенте МКАС и МАК. Нормы российского международного гражданского процесса частично кодифицированы - АПК (гл. 31-33) и ГПК (разд. V). Недостатками кодификации российского международного гражданского процесса являются: неполнота регулирования специфики рассмотрения споров с иностранным элементом в специальных разделах ГПК и АПК; наличие норм международного гражданского процесса в разных разделах ГПК и АПК; постоянная необходимость применения в сфере международного гражданского процесса общих норм процессуального законодательства.

Гражданско-процессуальное законодательство выступает основным источником национального международного гражданского процесса в праве большинства государств (Аргентина, Болгария, Италия, Польша, Португалия, Румыния, ФРГ, Франция). В некоторых государствах приняты единые законы о МЧП и процессе (Албания, Венгрия, Венесуэла, Чехия). Особенности англо-американских источников международного гражданского процесса заключаются в общей специфике системы общего права - главенствующую роль среди вообще играет судебный прецедент .

Международныедоговоры также являются источниками международного гражданского процесса. Среди универсальных многосторонних международных договоров следует отметить: Гаагскую конвенцию по вопросам гражданского процесса 1954 г.; Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г.; Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.; Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г.; Гаагскую конвенцию об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. Примерами региональных международных договоров , в которых регулируются вопросы международного гражданского процесса, являются: Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ, Кодекс Бустаманте, конвенции ЕС (Брюссельская, Лугано и др.). Основную роль среди международно-правовых источников международного гражданского процесса играют двусторонние договоры: о взаимном признании и исполнении судебных и арбитражных решений, консульские конвенции, соглашения о торговле и мореплавании, договоры о правовой помощи.

Общие начала процессуального положения иностранных лиц в гражданском судопроизводстве

Порядок обращения судов одного государства в суды других государств:

  1. непосредственные сношения судов;
  2. дипломатический и консульский путь - обращение в министерства иностранных дел, посольства и консульства;
  3. использование специально назначенных уполномоченных;
  4. передача поручений через центральные органы юстиции. Процедура выполнения поручения иностранного суда регулируется законом государства места исполнения поручения.

В континентальном праве установлен общий порядок: судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором . Судебная практика - правовая помощь оказывается на условиях взаимности. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Основная проблема заключается в том, что для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст. 407 ГПК и ст. 256 АПК. При отсутствии международного договора правовая помощь может оказываться в порядке и на условиях международной вежливости. Отсутствует требование взаимности. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило - процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется исключительно российским правом. Современная тенденция - по просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. Основания отказа в оказании правовой помощи: исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации; исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

Основное количество двусторонних международных договоров в мире касается именно оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. С точки зрения международно-правового регулирования оказание правовой помощи представляет собой обязанность государства по международному праву . В двусторонних соглашениях определяются предмет и объем правовой помощи, «маршрут» судебного поручения. Предусмотрено как использование дипломатических каналов, так и непосредственные сношения органов юстиции и судов. Правовая помощь оказывается безвозмездно.

Среди многосторонних международных соглашений о правовой помощи основным универсальным регулятором порядка исполнения судебных поручений является Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. Конвенция определяет понятие «судебные документы» и устанавливает общее правило, что поручение передается консульским путем. Возможно отступление от этого правила: использование как дипломатического пути, так и непосредственных сношений судебных органов. Государства обязаны исполнять поручения, за исключением случаев, перечисленных в Конвенции.

Признание и исполнение иностранных судебных решений

Решения национальных судебных органов имеют территориальную силу. Судебное решение представляет собой часть правопорядка того государства , в пределах юрисдикции которого оно вынесено. Допустимо признание и приведение в исполнение решений национальных судов в других государствах в случаях, предусмотренных законодательством этих государств или международными соглашениями. Юридические последствия признания иностранного судебного решения - признанное за рубежом судебное решение получает такую же юридическую силу, что и решения местных судов (т. е. приобретает свойства неопровержимости, исключительности, исполнимости, обязательности для должностных лиц и органов данного государства).

Судебные решения (в зависимости от категории дел) могут предполагать только их признание. Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой (условием) его принудительного исполнения. Принудительное исполнение возможно только в силу соответствующего распоряжения компетентных властей того государства, где исполнение испрашивается. Законодательство предусматривает специальную процедуру по разрешению исполнения. Общее для всех государств - принцип взаимности как условие принудительного исполнения.

Основные системы принудительного исполнения иностранных судебных решений:

  1. для исполнения требуется проверка правильности решения иностранного суда с точки зрения формы, установление его соответствия публичному порядку государства места исполнения;
  2. необходима выдача экзекватуры; возможна проверка решения по существу, если оно вынесено против местного гражданина ;
  3. регистрация иностранного судебного решения в особом реестре (в государствах, предоставляющих друг другу взаимность).

Система экзекватуры - это принятие судебного постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придает ему принудительную силу. Судебное решение признается или исполняется как таковое. Варианты системы экзекватуры:

  1. допустимость ревизии дела по существу - суд, разрешающий исполнение, подвергает иностранное решение полной ревизии с точки зрения правильности разрешения дела по существу;
  2. возможность только ограниченного контроля со стороны суда, разрешающего исполнение, - суд не проверяет правильность разрешения дела по существу, но вправе произвести полную ревизию в исключительных случаях по требованию должника;
  3. экзекватура выдается только при условии взаимности. Условия выдачи экзекватуры: решение не должно противоречить публичному порядку государства места исполнения решения; должник надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного разбирательства . Основания отказа в выдаче экзекватуры перечислены в законодательстве. Экзекватура представляет собой специальное постановление только для исполнения решения или и для его признания.

По российскому законодательству решения иностранных судов признаются и исполняются на территории РФ в порядке международных договоров и федеральных законов РФ (ст. 409 ГПК и ст. 241 АПК). Решения, не подлежащие принудительному исполнению, признаются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором или законодательством РФ (ст. 413, 415, 416 ГПК). Основания отказа в признании иностранных судебных и арбитражных решений (ст. 414 ГПК и ст. 244 АПК): решение не вступило в законную силу; сторона, против которой вынесено решение, не была извещена о месте и времени рассмотрения дела; дело относится к исключительной подсудности правоприменительных органов РФ; по данному делу имеется вступившее в законную силу решение судебного органа РФ; признание решения противоречит публичному порядку РФ.

Общий порядок принудительного исполнения решений иностранных судов определен в ст. 409 ГПК и ст. 246 АПК. Для рассмотрения дела о возможности принудительного исполнения решения необходимо ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК и ст. 242 АПК). Основания отказа в разрешении принудительного исполнения иностранных судебных решений в принципе совпадают с основаниями отказа в признании (ст. 412 ГПК и ст. 244 АПК). Юридическое значение признания иностранных судебных решений заключается в том, что оно подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле, что и решения российского суда.

Двусторонние договоры о правовой помощи устанавливают взаимную обязанность признания и исполнения решений органов юстиции договаривающихся государств. В договорах определен широкий круг решений, подлежащих признанию и исполнению. Рассмотрение ходатайства о разрешении принудительного исполнения входит в компетенцию органов того государства, на территории которого решение должно быть исполнено. Решения подлежат признанию и исполнению без пересмотра их по существу. В случаях простого признания решения признаются независимо от времени их вынесения и момента возникновения правоотношений . Признание без принудительного исполнения осуществляется без дальнейшего производства. Основной принцип принудительного исполнения - применение законодательства страны места исполнения. Принудительное исполнение осуществляется на основе принципа экзекватуирования (договоры Российской Федерации с Чехией, Польшей, Грецией, Кубой).

В Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ закреплено, что каждое из договаривающихся государств обязано признавать и исполнять вынесенное на территории других договаривающихся стран решение по гражданским и семейным делам. Решения, не требующие исполнения, признаются без дальнейшего производства при соблюдении определенных условий. Ходатайство о разрешении принудительного исполнения подается в компетентный орган государства места исполнения. Конвенция перечисляет основания отказа в признании и исполнении судебных решений.

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. определяет очень узкий круг дел, предполагающих признание и исполнение за границей. Предусмотрен дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; при этом установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

Нотариальные действия в международном частном праве и международном гражданском процессе

Основные задачи нотариата в сфере правоотношений с иностранным элементом - нотариат призван обеспечить защиту прав права российским нотариатом установлены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и ГК (ст. 1186-1193).

Нотариальные функции консульских учреждений: охрана наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство; удостоверение верности копий документов и выписок из них; удостоверение сделок ; представительство интересов граждан своего государства в гражданском процессе . Правомочия консула в сфере нотариальных действий закреплены в консульских конвенциях.

В законодательстве закреплено право нотариата обращаться к иностранным органам юстиции с поручением о производстве отдельных нотариальных действий в порядке, предусмотренным международными договорами и национальным законом . Условия и порядок исполнения иностранных нотариальных поручений, основания отказа в исполнении перечислены в законодательстве.

Документы, составленные за границей и исходящие от должностных лиц компетентных органов иностранного государства, принимаются в другом государстве при условии их легализации МИД России. Легализация - это последовательный ряд удостоверений подписей должностных лиц и качества, в котором они выступают; удостоверение подлинности печатей и штампов, которыми скреплены документы. Легализация представляет собой цепочку удостоверений. В российских судах признаются документы, выданные, составленные или удостоверенные компетентными органами иностранных государств (ст. 408 ГПК и ст. 255 АПК) при наличии легализации, если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом.

Упрощенный порядок легализации - это консульская легализация, которая представляет собой специальную надпись консула на документе и удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Консульская легализация - это не только установление и засвидетельствование подлинности подписей, но и удостоверение соответствия документов и актов законам государства пребывания. Положения о консульской легализации закреплены в Консульском уставе Российской Федерации, утвержденном Законом СССР от 29.10.1976. Отмена требования консульской легализации может быть установлена в нормах международных соглашений.

Гаагская конвенция об отмене требования легализации иностранных официальных документов 1961 г. устанавливает правило - вместо последовательных операций по оформлению легализации требуется выполнение единственной формальности: проставление органами, выдавшими документ, апостиля - единственной удостоверительной надписи на документе, одинаковой по форме для всех государств-участников. Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепленном с самим документом. Образец апостиля приложен к Конвенции. Отказ в проставлении апостиля может быть обжалован в судебном порядке. Значение Конвенции заключается в облегчении и упрощении процедуры оформления документов, которые должны быть представлены в зарубежные официальные органы. Конвенция отменяет требование дипломатической или консульской легализации в отношении определенного перечня документов. В российских арбитражных судах документы иностранного происхождения принимаются при условии проставления апостиля (ст. 255 АПК).

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ и двусторонние договоры о правовой помощи РФ предусматривают упрощенный порядок действия официальных документов одного государства-участника на территории других государств. Требование легализации отсутствует; предусмотрено ограниченное использование апостиля. Проставление апостиля нельзя требовать, если документ в принципе освобожден от легализации. В Конвенции определен круг органов и должностных лиц, составляющих и удостоверяющих документы, освобождаемые от легализации.

Лекция 16. Международный гражданский процесс

16.1. Понятие международного гражданского процесса

Международный гражданский процесс - совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде и арбитраже.

Термин «международный гражданский процесс» носит условный характер, поскольку процессуальное разбирательство ведется на территории какой-либо страны и по какому-либо национальному законодательству. К международному гражданскому процессу относят следующие вопросы:

Определение подсудности в отношении дел, возникающих по гражданским, семейным и трудовым правоотношениям с иностранным (или международным) элементом;

Процессуальное положение иностранных граждан и иностранных юридических лиц в суде;

Процессуальное положение иностранного государства и его дипломатических и консульских представителей;

Установление содержания иностранного права;

Обращение к иностранным судам с поручениями о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов;

Признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений;

Совершение нотариальных действий;

Признание иностранных арбитражных соглашений;

Рассмотрение споров в порядке арбитража;

Принудительное исполнение решений иностранного арбитража.

В международном частном праве под международной подсудностью понимается компетенция судов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом. Известны три основные системы определения подсудности:

По признаку гражданства сторон спора. Так, для того чтобы суд какого-либо государства признал себя компетентным рассматривать дело, достаточно, чтобы спор касался сделки, заключенной гражданином этого государства, независимо от места ее заключения;



 

Возможно, будет полезно почитать: