Система защиты прав ребенка в рф. Формы защиты прав ребенка в российской федерации

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.16, 19, 32-34, 37 Конвенции о правах ребенка).

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать:

· как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком,

· так и законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст.4, 19, 33 Конвенции о правах ребенка).

В Российской Федерации государственные мероприятия (организационные, социальные, правовые) по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются, как правило, на основе специальных нормативных правовых актов .

Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.).

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.



Защита семейных прав согласно ст.8 Семейного Кодекса РФ (далее – СК) осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, - государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации.

Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из административно-правовых отношений.

Основания, в силу которых возможны обращения в суд за защитой прав ребенка, весьма разнообразны и, как правило, указаны в СК, например:

установление отцовства и материнства (ст.48-50);

оспаривание отцовства и материнства (ст.52);

разрешение разногласий между родителями о воспитании и месте жительства несовершеннолетних детей (ст.65-66);

осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст.66);

устранение препятствий к общению ребенка с родственниками (ст.67);

защита родительских прав (ст.68);

лишение родительских прав (ст.70);

восстановление в родительских правах (ст.72);

ограничение родительских прав (ст.73);

взыскание алиментов на несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей (ст.80; 85);

изменение размера алиментов и освобождение от уплаты взысканных в судебном порядке алиментов (ст.119) и др.

Таким образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере защиты прав ребенка.

Защита прав ребенка в предусмотренных законом случаях осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Так, СК обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст.122-123, 126, 169, п.2). В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи. Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79), а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим (ст.26), устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка (п.3 ст.48) и т. д.



Действия прокурора по защите прав ребенка могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав (ст.70); об ограничении родительских прав (ст.73); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст.102); об отмене усыновления ребенка (ст.142). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст.70, 72-73), об отмене усыновления ребенка (ст.140) и в других случаях (например, по делам об установлении усыновления ребенка он обязан осуществлять надзор за законностью (ст.77 СК).

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений (п.1 ст.147 СК). Воспитательные учреждения выполняют обязанности опекунов (попечителей) воспитанников, направляют сообщения в органы опеки и попечительства о возможности их передачи на воспитание в семью.

Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства - органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Организация и деятельность этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со ст.121 СК на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учета, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей (ст.122 и 123). Защита прав выпускников воспитательных учреждений - также обязанность органов опеки и попечительства (п.3 ст.147).

В целом можно (условно) выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства:

а) самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия);

б) направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства;

в) участие в судебном разбирательстве.

К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие: на установление отцовства по заявлению только отца ребенка (ст.48); родителям - на изменение имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет (ст.59); на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом (ст.75); на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей - при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей) (ст.129).

Сюда же можно включить полномочия по разрешению разногласий между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка (ст.62); по разрешению разногласий между родителями о воспитании и образовании детей (ст.65); по назначению представителя для защиты прав и интересов детей (ст.64); по решению вопроса об общении ребенка с родственниками (ст.67); по заключению с приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью (ст.151-152).

К полномочиям второго вида относятся право органа опеки и попечительства требовать признания недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом (ст.102), право требовать отмены усыновления ребенка (ст.142), а также право предъявлять требование о лишении родительских прав (ст.70), об ограничении родительских прав (ст.73) и о взыскании алиментов на детей (ст.81). Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

К полномочиям третьего вида относится право органа опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст.66); о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (ст.70, 72); об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав (ст.73, 76); об установлении усыновления ребенка (ст.125, 129); об отмене усыновления ребенка (ст.140).

Определенные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"*(18) осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о лишении родительских прав (ст.70).

Положительно, что Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ст.9) предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования образовательными учреждениями: а) создание в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся; б) проведение по ходатайству обучающихся с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; в) обращение обучающихся за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации образовательного учреждения; г) проведение обучающимися собраний и митингов по поводу нарушения их законных прав и интересов.

Законом не исключается и самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушение права.

СК (п.1 ст.56) установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями).

Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (п.2 ст.21, п.1 ст.27 ГК; п.2 ст.13 СК), предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ст.32 ГПК).

Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов.

Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства (ст.77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст.69, 73).

Реальному осуществлению права ребенка на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Определенной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п.3 ст.56 СК обязанности должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

НОУ ВПО Институт Управления Бизнеса и Права

Донецкий филиал

Защита прав ребёнка в Российской Федерации

Выполнила:

студентка 2-го курса,

специальности 030501.65

"Юриспруденция"

Ржевская Марина Викторовна

Научный руководитель:

доктор филофских наук, профессор

Гетманов Иван Петрович

г. Донецк

Введение

1. Права ребёнка в РФ

Основные проблемы детства в РФ

Защита прав ребёнка в суде

Заключение

Список литературы

защита право ребенок суд

Введение

Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России. Нарушения прав именно данной категории населения приобрели особую остроту в последние годы. Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей, в особенности права на жизнь и воспитание в семье, приводит к постоянному росту количества несовершеннолетних, помещаемых в государственные детские учреждения.

Принятые в последние годы правовые акты (в том числе Гражданский процессуальный кодекс РФ), закрепляющие право ребенка на защиту не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите его прав. Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным. Между тем, Конвенция о правах ребенка ООН, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры (ст. 3). Это положение Конвенции находит свое отражение в ст. 2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.

Объектом исследования является защита прав человека.

Предметом исследования - защита прав ребёнка.

Задачи: 1) Выявить права ребёнка в Российской Федерации;

) Определить основные проблемы детства;

3) Выяснить в каком порядке проходит защита прав ребёнка в суде.

Степень исследования. Защита прав ребенка - одна из самых важнейших тем в современном мире. Эту тему взяли во внимание такие научные деятели, как Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы, А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор и многие другие.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

1. Права ребёнка в РФ

ПРАВА РЕБЕНКА - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".

Конвенция о правах ребенка. К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы - показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. В 1986 - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья - соотечественники) и международном (принимающая семья - иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения, как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности".

2. Основные проблемы детства в РФ

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2009, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные - "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений - 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2009 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав - на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. - не поддаются исчислению.

По существующему законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры.

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

Защита прав ребенка осуществляется в предусмотренном российским законом порядке - судебном и административном. Применение того или иного порядка защиты имеет свои преимущества и зависит от конкретного нарушения прав ребенка. Эффективность защиты зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных ее механизмов. При отсутствии таких механизмов правоприменительная деятельность, то есть реализация правовых норм, предусматривающих защиту, будет затруднена.

Право граждан на защиту в судебном порядке закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 46),

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, а следовательно, и несовершеннолетнему, который может защищать свои права в суде с помощью родителя или иного законного представителя. В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное или оспоренное право ребенка.

Судебный порядок защиты прав ребенка в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что по понятным причинам дети не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы. Поэтому в судебном процессе интересы ребенка представляют его законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители, приемные родители), хотя суд обязан привлекать к участию в деле и самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Защита семейных прав ребенка в судебном порядке осуществляется прямо и косвенно. В первом случае речь идет о спорах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего, куда входят дела:

по определению места жительства детей при раздельном проживании их родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ);

по обеспечению права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно (ч. 2 ст. 66 СК РФ);

по защите права на общение с другими близкими родственниками (ч. 3 ст. 67 СК РФ);

по лишению родительских прав (ст. 70 СК РФ);

по восстановлению в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

по ограничению родительских прав (ст. 73 СК РФ);

по отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ);

по усыновлению ребенка (ст. 125 СК РФ);

по отмене усыновления (ст. 140 СК РФ).

Косвенная судебная защита прав детей осуществляется с помощью норм семейного законодательства не относящихся прямо к семейному воспитанию ребенка. В их число входят дела:

по установлению отцовства в судебном порядке (ст. 49 СК РФ);

по установлению судом факта признания отцовства (ст. 50 СК РФ);

связанные с оспариванием отцовства (материнства) (ст. 52 СК РФ);

по спорам о защите имущественных прав детей (ч. 2 ст. 60 СК РФ);

по установлению и признанию отцовства несовершеннолетним родителем (ч. 3 ст. 62 СК РФ);

по взысканию алиментов в судебном порядке (ч. 2 ст. 80 СК РФ).

Данный перечень исчерпывающим не является. Кроме того, косвенная защита прав ребенка может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.). Примерами в данном случае могут послужить нормы жилищного законодательства, касающиеся порядка передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, порядка приватизации жилых помещений, выселения без предоставления другого помещения лиц, лишенных родительских прав.

В последние годы в России широко распространена точка зрения о необходимости вынесения определенной категории дел, затрагивающих права детей, за пределы компетенции обычных судов, то есть о создании в России ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция - термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Ювенальные суды в их различных модификациях более ста лет успешно функционируют во многих странах мира: Италии, Японии, Польше, Франции, США и других. В России, в настоящее время, говоря о ювенальной юстиции, имеют в виду главным образом защиту несовершеннолетних правонарушителей. Защита жизненно важных семейных прав ребенка не входит в орбиту рассмотрения ювенальных судов. Между тем, если бы уделялось больше внимания соблюдению права ребенка на жизнь и воспитание в семье, удалось бы избежать совершения несовершеннолетними многих правонарушений и преступлений.

Все аргументы и идеи обсуждаются с ребенком, и только в определенных случаях - с его родителями или опекунами. Обстановка в процессе скорее походит на доверительный разговор, чем на судебный процесс в российском его понимании. Возможность рассмотрения вопросов, как уголовного, так и семейного права одним судьей, уже знакомым с ребенком и его проблемами значительно повышает эффективность принятых судом решений. К сожалению, в России эти вопросы рассматриваются разными судьями. И если необходимость реформирования уголовной системы защиты прав несовершеннолетнего уже широко признана, то реформирование порядка и способов защиты семейных прав ребенка остается пока открытым. Для того, чтобы быть допущенными к работе в детском департаменте, голландские судьи должны иметь значительный опыт работы и пройти определенную подготовку. Имеет смысл ввести обязательную специальную подготовку и для российских судей, ведущих дела, затрагивающие права и интересы детей. Причем эта подготовка должна включать в себя помимо ознакомления с международными стандартами защиты прав детей и основы психологии ведения дела с участием несовершеннолетнего.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Федеральный закон об образовании.

Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

У российских детей, наконец, появился защитник их прав государственного масштаба. В этом году был учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка в России, на должность которого 1 сентября был назначен Алексей Головань. Ранее правозащитник занимал аналогичную должность на уровне Москвы.

На сегодняшний день Уполномоченные по правам ребенка есть в 20 регионах России, институты омбудсменов действуют как самостоятельные органы, либо как подразделения института уполномоченного по правам человека.

Заключение

В данной работе я выявила права и свободы ребенка в РФ, попыталась обозначить основные проблемы детства в России, а также определила каким образом можно защитить права ребенка в суде.

Детство - надежда и будущее человечества; ребенок - существо, которому еще только предстоит стать человеком. Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов, во всех регионах мира.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

К сожалению, не всегда соблюдаются все правовые нормы в области защиты детства. Не смотря на то, что в нашей стране помимо проблем ребенка, существует еще масса нерешенных, особое внимание, по моему мнению, стоит уделять именно детям. Ведь дети - это наше будущее. И в зависимости от того, как мы их воспитаем и как к ним отнесемся, будет зависеть будущее нашей страны.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации

2.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

Семейный кодекс РФ. Москва 2010

ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ)

Научные статьи:

Мельникова Э., Ветрова Г. "Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция)"

Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы /Государство и право, 2004, №6.

А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор "Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика"

Смирнова Е.С. Проблемы защиты прав ребенка в рамках института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Альтшуллер Б.Л. О соблюдении прав детей в Российской Федерации / "Права женщин в России", 2002, № 2

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО Институт Управления Бизнеса и Права

Донецкий филиал

Защита прав ребёнка в Российской Федерации

Выполнила:

студентка 2-го курса,

специальности 030501.65

"Юриспруденция"

Ржевская Марина Викторовна

Научный руководитель:

доктор филофских наук, профессор

Гетманов Иван Петрович

г. Донецк

Введение

1. Права ребёнка в РФ

3. Защита прав ребёнка в суде

Заключение

Список литературы

защита право ребенок суд

Введение

Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России. Нарушения прав именно данной категории населения приобрели особую остроту в последние годы. Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей, в особенности права на жизнь и воспитание в семье, приводит к постоянному росту количества несовершеннолетних, помещаемых в государственные детские учреждения.

Принятые в последние годы правовые акты (в том числе Гражданский процессуальный кодекс РФ), закрепляющие право ребенка на защиту не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите его прав. Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным. Между тем, Конвенция о правах ребенка ООН, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры (ст. 3). Это положение Конвенции находит свое отражение в ст. 2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.

Объектом исследования является защита прав человека.

Предметом исследования - защита прав ребёнка.

Задачи: 1) Выявить права ребёнка в Российской Федерации;

2) Определить основные проблемы детства;

3) Выяснить в каком порядке проходит защита прав ребёнка в суде.

Степень исследования. Защита прав ребенка - одна из самых важнейших тем в современном мире. Эту тему взяли во внимание такие научные деятели, как Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы, А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор и многие другие.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе­нии несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

1. Права ребёнка в РФ

ПРАВА РЕБЕНКА - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".

Конвенция о правах ребенка. К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы - показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. В 1986 - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья - соотечественники) и международном (принимающая семья - иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения, как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности".

2. Основные проблемы детства в РФ

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2009, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные - "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений - 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2009 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав - на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. - не поддаются исчислению.

По существующему законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры.

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

3. Защита прав ребёнка в суде

Защита прав ребенка осуществляется в предусмотренном российским законом порядке - судебном и административном. Применение того или иного порядка защиты имеет свои преимущества и зависит от конкретного нарушения прав ребенка. Эффективность защиты зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных ее механизмов. При отсутствии таких механизмов правоприменительная деятельность, то есть реализация правовых норм, предусматривающих защиту, будет затруднена.

Право граждан на защиту в судебном порядке закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 46),

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, а следовательно, и несовершеннолетнему, который может защищать свои права в суде с помощью родителя или иного законного представителя. В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное или оспоренное право ребенка.

Судебный порядок защиты прав ребенка в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что по понятным причинам дети не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы. Поэтому в судебном процессе интересы ребенка представляют его законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители, приемные родители), хотя суд обязан привлекать к участию в деле и самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Защита семейных прав ребенка в судебном порядке осуществляется прямо и косвенно. В первом случае речь идет о спорах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего, куда входят дела:

по определению места жительства детей при раздельном проживании их родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ);

по обеспечению права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно (ч. 2 ст. 66 СК РФ);

по защите права на общение с другими близкими родственниками (ч. 3 ст. 67 СК РФ);

по лишению родительских прав (ст. 70 СК РФ);

по восстановлению в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

по ограничению родительских прав (ст. 73 СК РФ);

по отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ);

по усыновлению ребенка (ст. 125 СК РФ);

по отмене усыновления (ст. 140 СК РФ).

Косвенная судебная защита прав детей осуществляется с помощью норм семейного законодательства не относящихся прямо к семейному воспитанию ребенка. В их число входят дела:

по установлению отцовства в судебном порядке (ст. 49 СК РФ);

по установлению судом факта признания отцовства (ст. 50 СК РФ);

связанные с оспариванием отцовства (материнства) (ст. 52 СК РФ);

по спорам о защите имущественных прав детей (ч. 2 ст. 60 СК РФ);

по установлению и признанию отцовства несовершеннолетним родителем (ч. 3 ст. 62 СК РФ);

по взысканию алиментов в судебном порядке (ч. 2 ст. 80 СК РФ).

Данный перечень исчерпывающим не является. Кроме того, косвенная защита прав ребенка может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.). Примерами в данном случае могут послужить нормы жилищного законодательства, касающиеся порядка передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, порядка приватизации жилых помещений, выселения без предоставления другого помещения лиц, лишенных родительских прав.

В последние годы в России широко распространена точка зрения о необходимости вынесения определенной категории дел, затрагивающих права детей, за пределы компетенции обычных судов, то есть о создании в России ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция - термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Ювенальные суды в их различных модификациях более ста лет успешно функционируют во многих странах мира: Италии, Японии, Польше, Франции, США и других. В России, в настоящее время, говоря о ювенальной юстиции, имеют в виду главным образом защиту несовершеннолетних правонарушителей. Защита жизненно важных семейных прав ребенка не входит в орбиту рассмотрения ювенальных судов. Между тем, если бы уделялось больше внимания соблюдению права ребенка на жизнь и воспитание в семье, удалось бы избежать совершения несовершеннолетними многих правонарушений и преступлений.

Все аргументы и идеи обсуждаются с ребенком, и только в определенных случаях - с его родителями или опекунами. Обстановка в процессе скорее походит на доверительный разговор, чем на судебный процесс в российском его понимании. Возможность рассмотрения вопросов, как уголовного, так и семейного права одним судьей, уже знакомым с ребенком и его проблемами значительно повышает эффективность принятых судом решений. К сожалению, в России эти вопросы рассматриваются разными судьями. И если необходимость реформирования уголовной системы защиты прав несовершеннолетнего уже широко признана, то реформирование порядка и способов защиты семейных прав ребенка остается пока открытым. Для того, чтобы быть допущенными к работе в детском департаменте, голландские судьи должны иметь значительный опыт работы и пройти определенную подготовку. Имеет смысл ввести обязательную специальную подготовку и для российских судей, ведущих дела, затрагивающие права и интересы детей. Причем эта подготовка должна включать в себя помимо ознакомления с международными стандартами защиты прав детей и основы психологии ведения дела с участием несовершеннолетнего.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Федеральный закон об образовании.

Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

У российских детей, наконец, появился защитник их прав государственного масштаба. В этом году был учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка в России, на должность которого 1 сентября был назначен Алексей Головань. Ранее правозащитник занимал аналогичную должность на уровне Москвы.

На сегодняшний день Уполномоченные по правам ребенка есть в 20 регионах России, институты омбудсменов действуют как самостоятельные органы, либо как подразделения института уполномоченного по правам человека.

Заключение

В данной работе я выявила права и свободы ребенка в РФ, попыталась обозначить основные проблемы детства в России, а также определила каким образом можно защитить права ребенка в суде.

Детство - надежда и будущее человечества; ребенок - существо, которому еще только предстоит стать человеком. Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов, во всех регионах мира.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

К сожалению, не всегда соблюдаются все правовые нормы в области защиты детства. Не смотря на то, что в нашей стране помимо проблем ребенка, существует еще масса нерешенных, особое внимание, по моему мнению, стоит уделять именно детям. Ведь дети - это наше будущее. И в зависимости от того, как мы их воспитаем и как к ним отнесемся, будет зависеть будущее нашей страны.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации

2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

3. Семейный кодекс РФ. Москва 2010

4. ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ)

Научные статьи:

1. Мельникова Э., Ветрова Г. "Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция)"

2. Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы /Государство и право, 2004, №6.

3. А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор "Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика"

4. Смирнова Е.С. Проблемы защиты прав ребенка в рамках института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

5. Альтшуллер Б.Л. О соблюдении прав детей в Российской Федерации / "Права женщин в России", 2002, № 2

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Разработка социальных стандартов защиты прав детей в послевоенные годы. Положения Всеобщей Декларации, касающиеся прав и интересов детей. Анализ социально-правовых механизмов защиты прав ребенка на международном и национальном уровнях в современном мире.

    дипломная работа , добавлен 12.05.2013

    Проблемы защиты прав налогоплательщиков. Способы правовой защиты. Защита прав в арбитражном суде. Административный порядок защиты. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде Российской Федерации. Возможность апелляций по результатам проверок.

    реферат , добавлен 04.02.2015

    Понятие и классификация прав ребёнка. Становление и развитие международной защиты прав ребёнка. Создание основ национального законодательства о правах детей в Республике Беларусь. Задачи органов опеки и попечительства. Правовое положение детей в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Общая характеристика семейных прав и обязанностей. Административный порядок защиты нарушенных прав. Судебный порядок защиты нарушенных прав. Международная защита семейных прав. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2010

    Нормативно-правовое обеспечение защиты жилищных прав детей в России. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Защита жилищных прав несовершеннолетних детей органами опеки и попечительства, проблемы данного процесса и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Правовое регулирование положения детей. Права детей в семье и проблемы их реализации. Роль родителей в реализации личных прав детей. Дееспособность несовершеннолетних детей. Порядок и способы защиты прав детей в России. Деятельность детской прокуратуры.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Международная защита прав ребёнка. Охрана прав и законных интересов детей в отраслях российского права: конституционного, административного, семейного, гражданского, трудового, уголовного. Защита прав детей в дошкольном образовательном учреждении.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2015

    Правовой статус несовершеннолетних детей как лиц, которые подлежат гражданско-правовой защите при осуществлении жилищных прав в Российской Федерации. Система, меры гражданско-правовой защиты жилищных прав несовершеннолетних. Основания применения мер.

    дипломная работа , добавлен 03.02.2014

    Юридическая природа и комплексная характеристика прав несовершеннолетних в Российской Федерации. Анализ функционирования правового института охраны прав и защиты интересов несовершеннолетних. Нормы и положения международной конвенции о правах ребенка.

    реферат , добавлен 20.04.2011

    Исследование структуры и содержания правоотношения по воспитанию детей. Выявление особенностей механизма осуществления родительских прав. Разработка системы принципов осуществления родительских прав, способов защиты родительских прав обоих родителей.

Еще недавно защита прав несовершеннолетних обеспечивалась по факту их нарушения. С 1998 года большое значение стали иметь профилактика и индивидуальный подход. Обновление юридических актов, создание новых организаций, отвечающих за регулирование данной сферы, позволило вывести охрану законных интересов детей на новый уровень. Рассмотрим подробнее, как обеспечивается правовая защита несовершеннолетних сейчас.

Законодательство Российской Федерации выделяет защиту прав детей в отдельную категорию. Специальные органы наделяются особыми полномочиями, чтобы предотвратить возможные противоправные деяния в отношении несовершеннолетних. Их действия регламентируются следующими нормативными актами:

Данный перечень нормативных актов не является исчерпывающим. Большое количество документов, посвященных этой тематике, обусловлено тем, что в силу физической и психологической незрелости несовершеннолетнему сложно самостоятельно обеспечить защиту.

Ответственные лица

Основная функция по охране детских прав возлагается на его родителей/законных представителей. Если их действий недостаточно или они не исполняют обязательства надлежащим образом, то на помощь приходят муниципальные, правоохранительные и судебные органы.

Кроме того, законодатель обязывает каждого гражданина или должностное лицо, узнавшее о нарушении детских прав или жестоком обращении с ребенком, незамедлительно сообщить об этом в специализированные органы. Нормативными актами установлены сжатые сроки на проверку каждого поступающего сигнала, не более 3 суток.


Семейно-правовое законодательство предусматривает приоритетность раннего выявления жестокого обращения в семье. Определен круг организаций, ответственный за своевременное оказание помощи несовершеннолетним, попавшим в опасную ситуацию. Полномочия по раннему выявлению семейного неблагополучия возлагаются на:

  • медицинские учреждения;
  • правоохранительные органы;
  • образовательные организации;
  • социальные службы.

Медицинские учреждения должны контролировать безопасность детей дошкольного возраста. Образовательные организации – обеспечивать защиту несовершеннолетних учащихся. Правоохранительные органы – реагировать на поступившие сигналы о нарушении детских прав. Социальные службы обязаны оказывать помощь семье, находящейся в трудной ситуации.

Полномочия родителей в этой сфере

В первую очередь, защита прав ребенка возлагается на родителей (законных представителей). Мама и папа должны обеспечивать личную и имущественную безопасность несовершеннолетних. В том числе:

  • обращаться в специализированные органы для обеспечения нужд ребенка (загс, миграционная служба, поликлиника и другие);
  • обеспечить получение образования в надлежащем виде и по программе, рекомендованной по состоянию здоровья;
  • защищать нарушенные права через обращения в муниципальный отдел опеки, полицию, прокуратуру, суд.

До достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста, мать и отец полностью представляют его интересы в общении с государственными органами. Кроме того, на них возложено материальное обеспечение малолетних всем необходимым для полноценного развития (продуктами питания, одеждой, жильем, игрушками).

После 14 лет, права несовершеннолетнего и их защита обеспечивается родителями, совместно с ним. Ребенок не может реализовывать без их согласия, а мама и папа не имеют право самостоятельно принимать решения в отношении вопросов, непосредственно касающихся несовершеннолетнего и его имущества.

Комитет по правам ребенка

Комитет по правам несовершеннолетних – это международная организация, которая контролирует исполнение Конвенции о правах ребенка. Этот нормативный акт был ратифицирован подавляющим большинством стран мира.

Сессии комитета проводятся в Женеве, не менее 3 раз в год. Эксперты организации регулируют процесс деятельности своих представительств в разных странах.

Каждая страна-участник комитета должна учредить нового специалиста – Омбудсмена. Для защиты прав детей в России утверждена должность Уполномоченного по правам ребенка РФ.

Омбудсмен не входит в систему правоохранительных и социальных органов РФ. Он не заменяет суд или опеку. Основная направленность его деятельности – это защита прав несовершеннолетних. Уполномоченный по правам ребенка решает не только общие вопросы (соответствие законодательных актов интересам детей), но и частные (личные жалобы граждан).

Места обращения за помощью

Если установлен факт нарушения детских интересов, необходимо принять меры для обеспечения безопасности несовершеннолетнего и защиты его прав. Для этого нужно определить, кто является нарушителем. Опасность могут представлять:

  • законные представители;
  • посторонние лица;
  • должностные лица образовательной организации и педагоги;
  • ученики.

Если мама, папа, опекуны, усыновители или приемные родители допускают физическое, эмоциональное или сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего, лицо, установившее данный факт, обязано сообщить об этом в территориальный отдел полиции. При подтверждении информации, ребенок передается на попечение муниципального органа опеки.


При совершении преступных действий посторонними лицами, граждане, узнавшие о данном факте, должны сообщить в территориальный отдел полиции или законным представителям. При наличии состава преступления, уполномоченный орган возбуждает уголовное дело.

Конфликты между должностными лицами образовательной организации, педагогами и несовершеннолетним находятся на контроле у руководства школы. Если директор отказывается способствовать восстановлению нарушенных прав, законный представитель имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию, прокуратуру, региональное министерство образования.

Если интересы ребенка нарушаются другими учениками, на помощь придут социальные педагоги образовательной организации, директор школы, инспектор по делам несовершеннолетних, КДН и ЗП. Так как в силу психологической незрелости ученики не всегда могут самостоятельно решить личностный конфликт, родители и педагоги должны оказать максимальную поддержку в решении сложного вопроса.

Защита прав детей в сфере образования

Право на бесплатное общее образование закреплено законом, при этом нарушения в данной сфере имеют очень распространенный характер. Даже если несовершеннолетний принимает все возможные меры для надлежащего обучения, должностные лица образовательного учреждения могут требовать выплаты материальных взносов. Обычно они предназначаются для:


Важно! Требование выплаты денежных средств от должностных лиц образовательной организации, педагогов и родительского комитета является незаконным. Если при неуплате ребенку ставятся препятствия в процессе получения знаний, необходимо обратиться в прокуратуру.

Другим распространенным нарушением детских прав в школе является оскорбления со стороны педагогов. Подобные ситуации решаются поэтапно. Законный представитель должен действовать следующим образом:

  • беседа с нарушителем;
  • при отсутствии результата – письменная жалоба на имя директора;
  • если нет ответа – заявление в региональное министерство образования;
  • при отрицательном результате – обращение в прокуратуру;
  • дополнительной мерой может быть заявление на имя уполномоченного по правам ребенка.

Если несовершеннолетнему придется продолжать обучение в данном учреждении, законным представителям необходимо проявить тактичность. Предпринимать следующий шаг нужно только в том случае, если предыдущий не дал положительного результата. Одновременное обращение во все ведомства может стать причиной плохого отношения к ребенку со стороны педагогов.

Защита прав несовершеннолетнего, нарушаемых в семье

Очень часто ребенка приходится охранять именно от тех людей, которые должны обеспечивать его защиту. Проблема раннего выявления жестокого обращения в семье остро стоит перед специализированными органами.

Законные представители зачастую подвергают опасность жизнь и здоровье несовершеннолетних, а также их имущество. Особенностью этих правонарушений является сложность в выявлении. Конфликты, происходящие в семье, закрыты от посторонних глаз. Это создает дополнительную опасность для ребенка.

Право ребенка на защиту от родителей обеспечивают орган опеки и территориальный отдел полиции, в зависимости от тяжести совершенного нарушения. Любые сообщения должны проверяться инспектором по делам несовершеннолетних – незамедлительно и специалистами опеки – в течение 3 дней.

В рамках проверки проводится обследование условий жизни. Если выявляются проблемы, например ребенок, является сиротой или инвалидом, специалисты должны оценить его безопасность и принять меры, исходя из ситуации.

Заявление в органы соцзащиты

В системе социальной защиты населения Российской Федерации существуют специализированные органы, отвечающие за охрану прав несовершеннолетних. Это опека и попечительство.

Законодательством РФ полномочия по опеке переданы для исполнения муниципальным органам. Таким образом, каждый административный район имеет свой отдел.

Осуществление полномочий производится по заявительному принципу. Если законному представителю необходим документ для защиты имущественных прав несовершеннолетнего, нужно обратиться в отдел по месту регистрации ребенка или месту нахождения собственности. Если детские права нарушаются родителями/опекунами, то заявить об этом в орган опеки может любой гражданин.

Обеспечение детских прав возлагается на родителей, других граждан, государственные и общественные органы. Такая многоступенчатая система обусловлена беззащитностью несовершеннолетних. Чтобы обезопасить несовершеннолетних, нормативно-правовые акты предусматривают ответственность за нарушение прав детей более строгое, чем у взрослых граждан.

Защита прав ребенка в Российской Федерации происходит при помощи ряда Законов. Одним из главных является ФЗ « »

Используются следующие понятия для целей действующего Федерального закона:

  • ребенок — лицо не достигшее совершеннолетия (18 лет);
  • дети, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, — лица, находящиеся без попечения опекунов или родителей; дети-инвалиды; несовершеннолетние с ограниченными возможностями в здоровье, те, кто имеют в физическом или психическом развитии недостатки; граждане — жертвы межнациональных и вооруженных конфликтов, техногенных и экологических катастроф, природных бедствий; дети из семей вынужденных переселенцев из страны и беженцев; несовершеннолетние, находящиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; отбывающие наказание в воспитательных колониях в виде лишения свободы; лица, которые находятся в образовательных организациях с общественно опасным (девиантным) поведением, которые нуждаются в особых условиях обучения, воспитания и требуют педагогического специального подхода (специальные учебно-воспитательные заведения закрытого и открытого типа); несовершеннолетние, живущие в малоимущих семьях; с отклонениями поведения; дети, у которых объективно нарушена жизнедеятельность после сложившихся обстоятельств и которые данные обстоятельства не могут преодолеть с помощью семьи или самостоятельно.

Содействие ребенку в процессе реализации и защиты его законных интересов и прав

Органы в Российской Федерации государственной власти, органы субъектов государственной власти Российской Федерации, должностные особы указанных органов согласно со своей компетенцией ребенку содействуют в защите и реализации его законных интересов и прав с учетом возраста и в пределах законодательства Российской Федерации посредством принятия соответствующего нормативно правового акта, проведения информационной, методической и другой работы с ребенком по разъяснению его обязанностей и прав, порядка правовой защиты, установленной законодательством России, а также посредством поощрений исполнения обязанностей ребенком, поддержки правоприменительной практики в области защиты законных детских интересов и прав.

Родители несовершеннолетнего (лица, заменяющие их) в осуществлении самостоятельных действий содействуют ему, действия направлены на реализацию и защиту его законных интересов и прав с учетом возрастных данных ребенка и в пределах законодательства Российской Федерации установленного объема дееспособности лица.

Медицинские, педагогические, социальные работники, специалисты психологи и другие, которые осуществляют функции по воспитанию, обучают, охране здоровья, социальному обслуживанию и социальной поддержке ребенка, содействуют его социальной адаптации и реабилитации, в установленном в Российской Федерации законодательством порядке могут участвовать в мероприятиях по обеспечению охраны законных интересов и прав ребенка в организациях местного самоуправления и государственных организациях.

Общественные организации (объединения) и другие некоммерческие организации осуществлять могут деятельность по подготовке несовершеннолетнего к реализации им и выполнению обязанностей.

Меры по защите детских прав при осуществлении в области его образования деятельности

При осуществлении в области образования ребенка деятельности в организации или в семье, которая осуществляет образовательную деятельность, не может быть ущемление прав лица.

Органы управления физическими лицами, осуществляющими деятельность образовательную, не имеют права препятствовать созданию по соглашению обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, исключение составляют детские общественные юридические лица, учреждаемые либо создаваемые политическими организациями, детские религиозные организации.

Обучающиеся организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, исключение составляют учащиеся по образовательным программам начального и дошкольного общего образования, имеют право самостоятельно или при помощи выборных представителей обратиться в комиссию для урегулирования споров между участниками образовательных правоотношений.

Обеспечение детских прав на охрану здоровья

В целях обеспечения на охрану здоровья прав детей в порядке, который установлен законодательством Российской Федерации, в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию бесплатной медицинской помощи детям, предусматривающей профилактику заболеваний, диагностику медицинскую, оздоровительно-лечебную работу, сюда же относится диспансерное наблюдение, медицинская реабилитация несовершеннолетних инвалидов, страдающих хроническими патологиями, и курортно-санаторное лечение лиц.

Федеральные исполнительные органы, органы исполнительной власти, которые осуществляют гарантии прав ребенка

Компетенция федерального органа исполнительной власти, осуществляющего гарантии прав несовершеннолетних, — реализовать в интересах детей государственную политику, в том числе осуществляется деятельность в области образования, социальной защиты, охраны здоровья, социального обслуживания, социальной реабилитации и социальной адаптации детей, обеспечения их охраны труда и занятости, профилактика безнадзорности и правонарушений, организации семейного и детского отдыха, государственной поддержки юридических лиц, других некоммерческих организаций и в иных областях в соответствии с законами Российской Федерации, устанавливает Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Компетенции органов субъектов Российской Федерации исполнительной власти, которые осуществляют по реализации государственной политики мероприятия в интересах детей, регулируется законами субъектов Российской Федерации.



 

Возможно, будет полезно почитать: