Что такое православные братства? Братства, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II - профессор Александр Павлович Лопухин

Доклад на XVIII Рождественских чтениях

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

При всем том большом внимании, которое Церковь уделяет молодежному служению, ряд практических вопросов, молодежного служения, в частности создания и развития молодежных братств, остается непроговоренным и не особо проработанным.

Вашему вниманию предлагается изложение опыта молодежного служения и практических рекомендаций по созданию и развитию православных молодежных братств, нашедшие свое выражение в недавно вышедшем издании межрегиональной православной молодежной организации «Общее Дело».

Плодотворное развитие миссионерской, просветительской и социальной работы православной молодежи возможно при соблюдении основных принципов церковной жизни: соборности, сплочённости, солидарности и служения.

Духовные руководители.

Они являются живой связью между Церковью и местным молодежным братством в целом. Духовными руководителями обычно являются настоятели или клирики местных приходов, у которых есть подлинные контакты с молодежью. Главное, чтобы они действительно были рады работать с молодежью. Не следует заниматься молодежным служением тем, у кого нет внутреннего стремления и просто радости этим заниматься.

в Становлении руководителя братства можно выделить следующие главные обязанности как руководителя братства.

1. Устраивать еженедельные встречи , каждую из которых необходимо готовить, при этом важно долгосрочное планирование встреч и братских дел.

2. Видеть духовные нужды братий . Посильно помогать другим людям идти по пути спасения – всегда нелегкое дело , но это необходимо для развития вашей организации от начальной молодежной группы к крепкому православному братству.

3. Приводить новых людей в братство , пример чего должен показывать руководитель. Молодым людям бывает радостно ощущать свою принадлежность к братству, даже пока еще не будучи готовыми посещать собрания братства и полноценно участвовать в его деятельности.

4. Передавать трудные духовные вопросы духовнику братства . Возможно, в братстве будут люди, которые не могут нормально общаться с другими, приносящие им расстройства, обиды или боль. Надо попросить духовника братства уделить особое внимание таким людям.

5. Встречаться каждые 2-3 недели с духовником братства , что самоочевидно и не требует особых объяснений. Это позволяет руководителю братства более рассудительно и основательно заниматься своим служением и предотвращать возможные отклонения в жизни и развитии братства.

Привлечение в братство новых христиан

Трудно переоценить важность миссионерской работы и привлечения людей в Церковь, ибо миссия Церкви является одной из главнейших ее задач. Миссионерская деятельность прихода, готовность христиан лично свидетельствовать о православной вере – это точный показатель жизни во Христе, свидетельство о том, что в христианах, по словам апостола Павла, «изобразился Христос», что эта церковь стала живой иконой Господа (Гал.4:19).

Как проводить хорошие собрания братства

1. Задание нужного тона собрания , чтобы возникла определенная настроенность на ожидаемую встречу.

2. Время, место и продолжительность собрания . Собирайтесь там, где бы вы себя хорошо чувствовали, где была бы пристойная и дружественная обстановка. Не нужно собираться там, куда сложно добраться, а также не надо менять время регулярных собраний.

3. Рассудительность . Руководитель братства должен уметь видеть действительно актуальное и насущное для жизни братства, и вносить это на собрания и в деятельность братства.

Собрания братства – общее дело

Регулярные собрания братства являются одним из главных дел, необходимых для его нормальной жизни и роста, тем пульсом, который задает и формирует братское общество. Общая структура собрания братства – из общей молитвы через рассуждение к действию, состоящая из четырех частей: сбор (введение в собрание), служба (молитвенная), слово (вероучительное), служение (делаемое и намеченное). Предлагаемая структура братских собраний 4С не является чем-то жестко предписанным, это скорее общая схема, которая помогает утверждать в православной молодежи церковное мировоззрение. Когда растет новое братство, эта схема и ритм весьма помогут молодому руководителю, и потом, когда братство уже утвердится и сфомируется, структура может меняться.

От понимания к деланию

Сегодня просто найди нужную святоотеческую книгу, скачать из интернета записи лекций известных преподавателей и миссионеров или видеофильм о святых местах. Но как мы усваиваем то, что воспринимаем? И как мы распоряжаемся тем, что восприняли? Мы воспринимаем мир через пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. У каждого из нас свой способ и особенности познания внешнего мира, и в братстве следует учитывать это и использовать разные формы обучения.

Три главные формы обучения таковы:

1. Визуальная – через зрение, то есть с помощью схем, таблиц, диаграмм, графиков и т.п.

2. Слуховая – посредством слышания/общения, то есть лекции, беседы, дискуссии и т.д.

3. Динамическая – через делание, то есть ролевые игры, постановки и т.п.

Однако, через слух удерживается только 20% информации, через видение – 40% и посредством действия – 80%. Это может быть подытожено каким образом:

что я слышу, я забываю;

что я вижу, я помню;

что я делаю, я знаю.

Способы активного обучения

1. Постановки

Братство может взять готовые постановки (см.приложение – сказ немого кобзаря «Властелин свечей» ), а также создать свои на необходимые темы.

2. Великое сидение

Посадите кого-то в центре группы, и пусть братство задает ему вопросы по заданной теме; но давить на человека нельзя.

3. Мозговой штурм

4. Обсуждение по подготовленным вопросам

Обсуждение продвигается по заранее подготовленным вопросам-вехам.

5. Повествования

Рассказ историй из жизни с использованием иносказаний и метафор.

6. Ролевые игры

Разыгрывается сценарий, который создает ситуацию для ее дальнейшего решения или обсуждения. Ролевые игры являются хорошим способом побудить людей задуматься над вопросом и поместить некие теоретические положения в грубую реальную действительность. Пример ролевых апологетических игр (диспуты православной молодежи с католиками или харизматиками) можно найти на сайте организации Общего Дела.

7. Викторины.

Руководителю нужно рассмотреть людей в братстве, какого они типа восприятия? Как можно подготовить разные обучающие техники для вероучительной секции «Слово» братского собрания.

Нужно быть готовым к Разрешению нестроений в братстве, для чего рассмотреть шесть общих случаев:

1. Тихая группа

2. Разговорчивая группа

3. Группа застаивается

4. Группа становится слишком социальной

5. Группа проводит лишь вероучительные занятия

6. Неуместность обсуждаемых вопросов

Каждый из которых подробнее рассматривается в издании.

Что касается динамики братства на личностном уровни, здесь также можно рассмотреть ряд случаев:

Случай 1 – Болтливые спорщики

Случай 2 – Робкие люди

Случай 3 – Новоначальные

Случай 4 – Сложное возвращение

Случай 5 – Потеря веры

Естественно, во всех этих и подобных ситуациях следует обсуждать с духовником братства возможную пастырскую помощь.

Пастырские советы

Подлинная и глубокая радость православных христиан притягивает измученные души. Руководителю братства, вероятно, придется столкнуться с трудными ситуациями и посильно утешать людей. Часто (нецерковные) люди не могут видеть и знать подлинные причины своих внутренных проблем. Им пока лишь важно найти участливого слушателя, в ком они увидят отклик на рассказ о своих бедах. Такие люди могут быть еще не готовы к настоящей исповеди и глубокой беседе с духовником. Им пока нужно лишь человеческое участие в их горе.

Общие черты «потерянного» поколения:

Низкая самооценка

Безответственность

Уныние и депрессии

Суицидные наклонности

Различное насилие и давление

Алкогольная/наркотическая зависимость

Ненормальная сексуальность

Оккультная практика

Беспорядочное питание

Руководителю братства не стоит паниковать, если с чем-то из этого списка он встретится в своем служении. Не нужно особо не углубляться, но так же и не удивляться, если кто-то станет делиться тяжелой историей о чем-то подобном. Если кто-то открыл о себе такое дело, очень важно, чтобы этот человек почувствовал настоящий душевный отклик и человеческое участие в его горе, ибо после этого он будет очень раним. Главное, что должен делать руководитель братства – это:

1. слушать,

2. прояснять дело аккуратными точными вопросами,

3. молиться.

Очевидно, что такую беседу следует проводить с человеком тоже пола, и стараться избегать иной ситуации.

Нужно предложить ему/ей поговорить со священником, с духовником братства, и эту встречу готовить. И не оставлять этого человека, ибо он доверился и открыл тебе свою боль.

О духовной взаимопомощи мирян при отсутствии духовного руководства опытным духовником смотри главу «В отсутствии старцев» статьи «Духовный отец в Православии» книги владыки Каллиста (Уэра) «Внутреннее Царство» (издание «Дух i Лiтера», Киев, 2003 года, страницы 183-186).

ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО И КАК ЕГО СОЗДАТЬ

Владимир Морозов , староста Воскресенского Православного братства

"Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите" (1 Пет. 2, 17)

П равославное братство или сестричество - это каноническая форма объединения мирян, желающих совместно послужить Богу. Т. е. послужить Богу не только в своей частной, семейной жизни, но и в жизни общественной.

Следует отметить, что в сестричества, как правило, объединяются в основном незамужние женщины, ибо общественное служение семейных женщин, по недостатку свободного времени, может негативно отразиться на заботе о своем муже и на воспитании своих детей.

Для мужчин то же не всегда полезно состоять в православном братстве, особенно для людей, неуживчивых, скандальных, страдающих явными психическими расстройствами.

1. ПОЛУЧЕНИЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА

Перед созданием нового православного братства необходимо сначала определиться - а нужно ли его создавать?

Если вам кажется, что для помощи другим людям и для спасения своей души вам необходимо создать или же вступить в уже существующее православное братство, то этот вопрос лучше обговорить сначала со своим духовным отцом. Только в том случае, если ваш духовный отец благословит вас на служение Богу путем создания нового братства или же участия в существующем православном братстве, только тогда вам следует браться за это серьезное дело.

После получения благословения своего духовного отца на братское служение, следует отправиться к одному из признанных всеми православных старцев (его имя вам укажет ваш духовный отец), и спросить у него, нельзя ли вступить в уже существующее православное братство. Намного легче развивать уже готовое братство, чем создавать новое. И если существующего братства старцем не будет названо, то только тогда можно будет просить его благословения на создание нового братства. При этом обязательно должны присутствовать авторитетные свидетели, которые могли бы подтвердить благословение и все наказы старца.

Далее следует спросить о духовнике новому братству (ваш духовный отец и духовник братства не обязательно должны быть одном и тем же лицом). Желательно так же получить от старца как можно больше советов, наказов, пожеланий и молитв о создании и развитии будущего нового братства.

У старца же лучше всего спросить и о названии новому православному братству. Во всяком случае, нельзя его придумывать самим, поскольку это не будет признаком вашего смирения. Если старец названия не даст, то придется его спрашивать у духовника братства, а если и духовник не даст, то у будущего старосты братства.

Позднее, когда братство докажет свою живучесть и нужность Православной Церкви и будет нуждаться в регистрации, понадобится благословение третьего человека - правящего архиерея вашей епархии. Сразу регистрировать братство - это по меньшей мере нескромно. Много православных братств существует только на бумаге. Я лично знаю человека, у которого зарегистрировано восемь общественных и религиозных организаций, причем - два православных братства, но в них состоят только он сам и его жена.

Поэтому вначале совершите ряд реальных дел, чтобы доказать на деле, что вы - настоящее православное братство, а уже после это регистрируйтесь в управлении юстиции, если конечно ваш владыка благословит. Церкви не нужны чисто формальные братства.

Например, наше Воскресенское православное братство без регистрации успешно развивалось более пяти лет и регистрация нам понадобилась только для принятия нас в Союз Православных Братств.

2. ПОИСК ПОДХОДЯЩЕГО СТАРОСТЫ

Найти хорошего старосту братства непросто. Прежде всего, нужно исключить из списка себя. Далее необходимо будет в него внести людей не подверженных двум наиболее распространенным среди искателей этой должности порокам: властолюбия и зависти. Поэтому и нужно было в первую очередь исключить свое имя из этого списка. Ведь если вы сами решили организовать новое братство, то у вас, как правило, эти признаки наверняка уже есть.

Самый лучший вариант получить имя старосты нового братства - это спросить его у старца, причем стараться при этом не называть своих кандидатов, а получить имя человека хорошо знакомого старцу, а вам незнакомого.

Если старец вам никого не назовет, тогда можно спросить у духовника братства или же у другого старца, но во всех этих случаях желателен кандидат, ранее вам неизвестный. Если кандидат найдется и согласится быть вашим старостой, то пусть он сам подберет себе и совет братства. Из своих людей, хорошо знакомых ему, но новых для вас. Вы же просите у нового старосты только поручений, стараясь отказываться от любых постов в новой организации. Иначе вам придется пройти через множество искушений, очень болезненно ломающих вашу гордость, а это уже будет не на пользу братству и иногда даже может привести к его развалу.

Повторяю, староста нового братства должен будет набрать себе совет из людей хорошо ему знакомых, проверенных людей, с которыми ему будет легко работать. Утвердить состав совета нового братства может только духовник вашего братства, рекомендованный старцем.

3. ТРИ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМЫ РУКОВОДСТВА ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА

Надо предупредить будущего старосту братства, чтобы он был всегда готов к трудностям и не питал розовых иллюзий. Надеяться, конечно, нужно на лучшее, но готовиться к реальностям жизни в нашей разоренной перестройкой стране.

Хороших и добросовестный людей сейчас найти крайне сложно. Многие люди сегодня буквально опутаны грехом - ленью, завистью и трусостью.

Самая распостраненная болезнь во всех организациях, даже в православных, это лень. Вдохновленные по началу общей идеей люди вскоре начинают пропускать важные встречи и придумывать себе для этого разные оправдания.

Поэтому очень часто старосте придется буквально понуждать участников братства к выполнению взятых на себя поручений. Ему необходимо быть готовым по-началу слышать искреннее их согласие, а потом буквально вести их за руку в нужном направлении. Христос говорил своим апостолам: "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою".

Часто рядовые участники братства начинают роптать и впадать в грех осуждения, когда видят, что староста "не делает для братства гораздо больше каждого из них" или же когда он "не выполняет" их различные идеи "на пользу братству".

В случае же успешного развития братства, как бы в награду за активность и неутомимость старосты, в организацию придут новые энергичные люди, способные на самостоятельное выполнение братских поручений. Правда частенько они будут вызывать сильное противодействие со стороны лентяев и перед ними может появиться опасность другой распространенной во всех организациях болезни - зависти.

Зависть

Зависть второе, после лени зло в среде всех общественных, и, к сожалению, даже православных организаций.

Не только сами активисты братства могут стать предметом зависти лентяев, но и у них самих очень велика опасность проникнуться завистью друг к другу. Причем, чем человек активнее работает в братстве, тем больше ему надо опасаться заразиться этой душевной болезнью.

Особенно обостряется зависть у тех членов братства, которые не уверены в своем прочном положении в самом братстве. Вот они и пытаются снизить влияние актива на братство, его авторитет. Как правило это делается ими для упрочнения своего положения.

Иногда зависть подкрепляется другой, третьей по своей вредоносной значимости болезнью - трусостью.

Трусость

Трусы - это питательная почва для предательства и подрыва авторитета руководства православным братством.

Если в братстве накопится достаточное количество трусов, завистников и лентяев, то попытки постоянных расколов и переворотов вам будут гарантированы.

Лучше заранее выявлять людей с этими тремя недостатками и никогда не назначать их на руководящие посты, не давать им никаких ответственных поручений.

4. ТРУДОВЫЕ ОБЪЕКТЫ БРАТСТВА

Трудовые объекты - это подконтрольные братству рабочие места, которые можно так же использовать и для привлечения в братство новых кандидатов.

Если у вас в братстве нет руководителей, способных обеспечить работу на своих предприятиях, то рабочие места можно попытаться создать и в самом братстве. Наиболее часто православные братства создают у себя рабочие места занимаясь книжным делом, т. е. издательством и продажей книг, брошюр, газет и календарей. Можно так же заняться изготовлением и продажей церковной утвари. Можно занятся охранной деятельностью и организацией платных паломнических поездок.

Для этого лучше использовать только постоянных сотрудников братства, уже хорошо зарекомендовавших себя на братских трудовых объектах, т. е. серьезных и проверенных людей. При этом вы исключаете возможность провокационной или иной вредной деятельности с их стороны. И вообще - не следует допускать в администрацию братства людей, пока они не станут постоянными участниками братства, доказав при этом свое смирение и постоянство.

Контроль при подборе кандидатов на трудовые объекты должен быть постоянным, дабы не подводить людей, любезно предоставляющих братству эти места.

Лучше развиваться меньшим но надежным коллективом.

5. ПЕРВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ШАГИ НОВОГО ПРАВОСЛАВНОГО БРАТСТВА

Самым первым шагом нового православного братства должен быть молебен. Однако до этого первого молебна староста братства должен назвать всем участникам состав совета братства, список всех участников и назначить казначея. По окончании молебна все участники братства подходят к кресту.

Следующим шагом должно быть установление ежемесячных взносов в братскую казну всеми участниками братства, как постоянными, так и кандидатами.

Уплата ежемесячных взносов из своего заработка есть показатель серьезного отношения к братству. Всякий, отказывающийся платить хотя бы 5% своего заработка не надежен для братства и не может считаться постоянным его участником. С другой стороны - наш народ уже столько раз обманывали самым бессовестным образом, что не надо удивляться, если кандидат-новичек сначала захочет присмотреться к серьезности всего происходящего в вашем братстве, а уже потом начнет финансово его поддерживать. Средства братства понадобятся так же на помощь священникам и на организацию чаепитий.

Далее необходимо утвердить символику братства. Постарайтесь не останавливать свой выбор на символах, которые могут вызвать никому не нужные дополнительные раздоры, никому не нужные ассоциации (например, свастику - так называемый "гамматический крест").

Постарайтесь так же избегать сочетания красного фона с белым кругом и центральным символом черного цвета. Это вызовет наприятную ассоциацию с гитлеровской национал-социалистической или же ленинской-коммунистической символикой.

В повседневной жизни братства староста должен регулярно спрашивать у духовника, что на данном этапе лучше всего делать братству, и на основании полученных советов и благословений - осуществлять руководство текущими делами.

6. МЕДОВЫЙ ПЕРИОД

Медовый период братства очень похож на медовый месяц молодоженов. Первоначальное воодушевление, энтузиазм, желание многого достигнуть с лету, этаким блицкригом. Когда же все первоначальные порывы проходят, когда наступает рутина повседневных забот, когда жизнь братства становится обычным повседневным тяглом, тогда-то и начинается настоящее несение креста всеми участниками братства во спасение своей души. А первоначально все в братстве летит как на крыльях.

В старину братства начинали с помощи своему приходу. Именно с такого служения лучше всего начинать и сегодняшнему братству. Это первая и самая важная проверка на прочность. Если братство способно еженедельно проводить дни трудовой помощи своему приходу, то впоследствии, оно будет способно выполнять и более сложные задачи. Итак, первым объектом для братского служения лучше взять один конкретный храм, желательно тот, в котором служит духовник вашего братства.

Для помощи этому храму, староста братства должен назначить ответственного за проведение трудовых дней, ответственного за сбор пожертвований для храма и ответственного за поддержание порядка во время служб.

Если трудовую помощь нельзя оказывать еженедельно, то можно это делать и реже, но желательно следить за тем, чтобы каждый участник братства хотя бы раз в месяц поработал со всеми во время этих дней.

Трудовые дни желательно заканчивать духовными беседами с кем-либо из священников. Лучше выбрать специального ответственного за организацию этих бесед. Если, при этом удастся организовать еще и обед или же простое чаепитие, то успех трудовых дней можно считать обеспеченным.

Сбор пожертвований для храма лучше всего организовывать под непосредственным контролем настоятеля. Для этого следует подобрать надежных и проверенных во время трудовых дней людей, не имеющих страсти пьянства, серьезных и внушающих доверие.

Даже если братство останется чисто приходским, всеравно его создание можно считать успешным. Даже в этом качестве братство будет способствовать спасению душ многих людей, а приходящие в него новые лица благодаря регулярному трудовому православному общению смогут быстрее воцерковляться.

7. БОРЬБА ЗА ДУХОВНЫЙ РОСТ БРАТСТВА

Самым главным условием развития братства, несомненно, является его духовный рост.

В отличие от неправославных организаций, где дисциплина обеспечивается исключительно страхом увольнения и материальными стимулами, в братстве все обстоит несколько иначе.

Акцентирование материальных стимулов обычно приводит к коммерциализации сознания участников братства. Это несет угрозу будущих расколов по причине дележа материальных средств, включая казну и подконтрольные рабочие места. Стимулирование страхом обычно заканчивается ожесточением униженных, готовых при этом прибегнуть к различным видам мести.

В неправославных организациях использование этих двух стимулов дисциплины успешно срабатывает потому, что они не противоречат основным идеалам и системе ценностей этих организаций, а значит, в достаточной степени они способны смирить большую часть коллектива, которая обычно заботится только о своем материальном достатке во избежании лишних проблем.

Однако, православные люди не должны ставить материальное благополучее выше служения Богу. Потому, в православной среде большинство людей не слишком высоко ценят материальные блага и не слишком сильно боятся насилия над собой. Этот факт ставит под сомнение эффективность обычных методов стимулирования дисциплины, особенно таких как страх увольнения и материальное вознаграждение.

Не отказываясь полностью от этих методов, но используя их только как вспомогательные, особенно для людей мало воцерковленных, нужно обеспечить в братстве и более действенные мотивы - т. е. духовные.

Именно духовный рост братства обеспечит рост смирения руководства и рядовых участников, наладив при этом между ними необходимое взаимопонимание. Необходимо уяснить всем и каждому, что братство прежде всего создано для спасения душ, пришедших в него. Братство помогает нерадивым не отпадать от Церкви в мир внешней суеты. Братство создает православное общение душ, постоянно напоминая им о Боге. Но самое важное - братство организует православных людей и помогает им найти свое служение Богу через служение Церкви и отечеству.

Что же необходимо для обеспечения внутренней дисциплины братства?

1. У каждого участника должен быть свой духовный отец, к которому он должен ходить на исповедь не реже четырех раз в год (в каждый пост).

2. Каждый женатый участник братства должен регулярно ходить в храм всей семьей (не православная семейная обстановка будет осложнять его участие в делах братства).

К чему надо стремиться?

1. Каждый участник братства, занимающий какой-либо руководящий пост в братстве, не должен курить.

2. Каждый участник братства должен каждое воскресенье быть на церковной службе и каждый день читать полное дневное правило, а если курит, активно бороться с этой привычкой.

3. Каждый участник братства должен ежедневно читать дополнительное братское правило, утвержденное духовником братства (в нашем Воскресенском братстве, это одна глава из Евангелия и две из Апостолов).

Духовный рост в братстве может быть успешным только под внимательным контролем духовника братства. Слабый же духовный уровень братства всегда будет тормозом его дальнейшего развития.

В.П.

СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ БРАТСТВ
ссылки, аннотации

Объединение православных братств (и сестричеств) национал-патриотической и православно-монархической, фундаменталистской ориентации. Существует с 1990 года. Руководители - Леонид Симонович (председатель), Юрий Агещев (координатор), Сергей Зинченко (духовник); ранее также иеромонах Кирилл Сахаров (основатель, бывший председатель, затем ответственный секретарь Союза), Михаил Вавилов (заместитель председателя), Константин Душенов (председатель Союза православных братств Санкт-Петербурга), о. Павел Поволяев (бывший духовник Союза), священник Георгий Копаев (бывш. и.о.председателя Союза). С начала 2007 г. СПБр расколот на 2 крыла: более фундаменталистское, оппозиционное руководству Московской Патриахии (о.Кирилл Сахаров, о. Павел Поволяев) и более лоялистcкое (Ю.Агещев). В конце июля 2007 г. о.Павел объявил о назначении и.о. председателя СПБр Валентина Лукьяника (председателя СПБр Украины), в агещевцы исключили из Союза Поволяева и Сахарова.

Союз Православных братств (СПБр) был образован в октябре 1990. На учредительной конференции Союз Православных братств приветствовали патриарх Алексий II и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) . Почетным председателем Союза был избран патриарх Алексий II, рабочим председателем - игумен Иоанн (Экономцев) . Совет СПБр получил резиденцию в Свято-Даниловом монастыре. В 1990 году в СПБ вошло 23 организации, в том числе общество "Радонеж", Союз "Христианское Возрождение" (СХВ), братство Всемилостивого Спаса, братство ап. Иоанна Богослова, братство Святителя Алексия Московского, братство Святителя Филарета - Митрополита Московского, братство Покрова Пресвятой Богородицы, братство Всемилостивого Спаса, братство Преподобного игумена Сергия Радонежского (Сергев Посад), общество "Трезвость" и др. Декларируемая цель СПБ - координация деятельности братств в области духовного просвещения и социального служения. В 1991 году председателем Союза стал фундаменталистски настроенный иеромонах о.Кирилл (Сахаров) - председатель Православного братства во имя всех святых в Земле Российской просиявших, духовник Православного товарищества паломников "Диалог", Грузинского православного братства Иверской Иконы Божией Матери и др. В 1991-92 произошла резкая политизация Совета СПБ. На II съезде в 1991 в числе приоритетов в деятельности братств были заявлены борьба с тлетворным влиянием Запада, сионизмом, экуменизмом, масонством, иудейским влиянием внутри Русской Православной Церкви, канонизация Николая II. Большинство братств заняли резко антиреспубликанские позиции (следуя формуле "кто не монархист - тот не православный") и стали выступать за восстановление Православной Монархии путем созыва Всероссийского Земского Собора (права на престол "кирилловичей" Советом СПБр в категорической форме не признаются). Получило распространение почитание старца Григория Распутина (в частности, в братстве "Радонеж" и Союзе "Христианское Возрождение"), пропагандируется идея его канонизации. Многие братства возглавляют видные православные националисты и монархисты: Православное братство святителя Геннадия Новгородского и преподобного Иосифа Волоцкого (Русский православный научный центр) - председатель Михаил Вавилов , духовником был ныне покойный протоиерей о. Дмитрий Дудко , московское Православное братство во имя преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского Чудотворцев - председатель Николай Филимонов, Союз православных хоругвеносцев - глава Леонид Симонович , сергиев-посадское братство Преподобного игумена Сергия Радонежского - председатель Михаил Петров, Православное братство во имя св. Александра Невского - председатель Владимир Крючков, Православное братство во имя св. благоверного князя Александра Невского - председатель Александр Стерлигов , Православное братство св. мученика Царевича Алексия - председатель и духовник о.Александр Арсеньев, заместитель председателя - Владимир Лупандин, Православное братство апостола Андрея Первозванного - председатель Валерий Скурлатов и др. Некоторые братства - казачьи; например, Православное казачье братство Священномученика Гермогена, его возглавляет председатель - Георгий Котляров. Братства более либеральной ориентации в 1992 году вышли из союза, либо же были со скандалом изгнаны из него (в частности, московские братство Апостола Иоанна Богослова и братство "Сретенье" Георгия Кочеткова ). К июню 1992 в СПБр входило 90 братств и сестричеств. В 1993 году референт патриарха диакон Андрей Кураев обвинил Совет СПБр в том, что он возложил на себя функции священной инквизиции, своей первой задачей считает охоту за неугодными священниками и богословами и что деятельность СПБр накладывает мрачноватый отпечаток на православную жизнь Москвы. 17-19 июня 1993 в Санкт-Петербрурге в актовом зале С-Петербургских Духовных школ прошел III съезд СПБр, в котором активную роль играл председатель Союза православных братств Санкт-Петербурга, пресс-секретарь митрополита Иоанна Константин Душенов . Во время этого съезда заместитель Главы Союза "Христианское Возрождение" (СХВ) Вячеслав Демин казачьей плеткой избил референта о.Кирилла Вадима Малахова , обвинив его в сионизме (Кирилл не вступился за своего сотрудника). По данным на 1994 год СПБр объединял 106 коллективных членов, в том числе 30 братств и 4 сестричества в Москве, а также братства во Владимире, Нижнем Новгороде, Костроме, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других городах России; в Татарии - Казань; на Украине и в Крыму - Александровск и Алчевск Луганской обл., Симферополь, Ялта и др., в Белоруссии - Минск, Абхазии - Новый Афон, в Казахстане - в г. Иссык Алма-Атинской области, Латвии - Рига, Литве - Вильнюс, Молдавии - Кишинев; в Сербии и США. Членом СПБр стало также Международное православное братство святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских (сопредседатель - Владимир Большаков). В 1994 году по настоянию церковной иерархии в СПБр была проведена чистка от политических радикалов, в июне 1994 о.Кирилл (Сахаров) исключил около 20 братств, в том числе СХВ и сергиев-посадское Братство Преподобного Сергия Радонежского. Некоторые братства формально исключены не были, но не получили от о.Кирилла приглашения на V съезд СПБр. Состоявшийся 29 ноября - 4 декабре 1994 очередной Архиерейский собор принял определение, согласно которому "братства и сестричества создаются... только с согласия настоятеля прихода и по благословению епархиального архиерея... Союзу православных братств предписывается безотлагательно пересмотреть свой устав в связи с его несоответствием церковному праву". После этого определения Архиерейского собора РПЦ активность СПБр снизилась. На V съезде Союза 6-8 декабря 1994 устав Союза был пересмотрен, председателем СПБр был вновь избран иеромонах Кирилл Сахаров. После Архиерейского Собора и V съезда Совет СПБр некоторое время воздерживался от заявлений политического характера, ограничиваясь в своей деятельности внутрицерковными рамками. Исключенные из СПБ радикально-политизированные братства (в частности СХВ) обвинили его руководство в сдаче позиций экуменистам и "жидовствующим". Тем не менее, отдельные братства, входящие в СПБр, и их лидеры не отказались полностью от завуалированной критики иерархии и от политических заявления. С 1997 года вновь стали приниматься заявления от имени всего Союза. 16 марта 1997 конференция СПБр приняла резолюцию, в которой выражена обеспокоенность "Баламандским соглашением, резко противоречащим традиционному святоотеческому отношению к католицизму". На заседании Совета СПБр 10 июня 1997 было принято Заявление, в котором выражена "озабоченность в связи с последними событиями, происходящими вокруг Российского престолонаседия. По имеющимся сведениям, представители дома Гогенцоллернов поддерживаются некоторыми членами правительства России. ...существует реальная опасность появления на царском престоле лица, не имеющего полномочий от Всероссийского Земского Собора." 12 ноября 1997 игумен Кирилл подписал от имени СПБр совместное Заявление русских общественных организаций с призывом к "абсолютному бойкоту" НТВ за показ в ночь на 10 ноября фильма "Последнее искушение Христа". В конце 1997 года иеромонах Кирилл подал в отставку с поста председателя СПБр, и.о. председателя СПБр стал о.Георгий Копаев . 8 ноября 1998 в Москве состоялась конференция СПБр, в которой приняли участие представители братств и сестричеств Украины, Белоруссии и России. Работу конференции предварил молебен, отслуженный прежним председателем СПБр о.Кириллом. Конференция приняла резолюции с осуждением "оккультизма и неоязычества", "ереси экуменизма", "неообновленчества" о.Георгия Чистякова и о.Владимира Лапшина , о полной поддержке православных на Украине и о недопустимости и губительности автокефалии для Украинской Церкви ("Русский Вестник", N51-52, 1998). В январе 1999 Г.Копаев подписал от имени СПБр обращение к Совету Федерации Союза православных граждан (СПГ) с призывом не ратифицировать договор о дружбе с Украиной. 22 августа 2000 в центре Братства иконописцев во имя прп. Андрея Рублева состоялась ежегодная конференция СПБр. Конференция освободила Г.Копаева от должности и.о.председателя. Новым председателем избран глава Союза православных хоругвеносцев Леонид Симонович . Конференция приняла Обращение к новому президенту Владимиру Путину , в котором ему выражена "признательность и благодарность... за труды по укреплению Державы и армии" ("Русский Вестник", N33-34, август 2000). Приняты также Обращение к Правительству России "О мерах по предотвращению антихристианской кодификации", Обращение к православно-патриотическим организациям и Заявление "О церковной ситауации на Украине".

В конце 2006 - начале 2007 г. СПБр фактически раскололся на 2 крыла: более фундаменталистское, оппозиционное руководству Московской Патриахии (о.Кирилл Сахаров, о. Павел Поволяев ) и более лоялистcкое (Юрий Агещев ). В связи с болезнью Симоновича, от имени СПБр стал в основном выступать координатор СПБр и СПХ Ю.Агещев. В конце июля 2007 г. о.Поволяев, при пожжержке Сахарова, объявил о назначении и.о. председателя СПБр Валентина Лукьяника (председателя СПБр Украины), в агещевцы исключили из Союза Поволяева и Сахарова , назначив духовником СПБр о.Сергея Зинченко. За исключение Поволяева и Сахарова голосовали: - член Совета СПБ, заместитель председателя СПБ и главы Союза Православных Хоругвеносцев (СПХ) В.Куроптев, - член Совета СПБ, заместитель председателя СПБ и главы СПХ В.Левченко, - член Совета СПБ, заместитель председателя СПБ и главы СПХ И.Мирошниченко. - член Совета СПБ сопредседатель Свято-Сергиевского Союза Русского Народа, депутат Государственной Думы РФ Н.Курьянович, - член Совета СПБ и координатор СПБ Ю.Агещев, - член Совета СПБ А.Королев, - член Совета СПБ С.Воробьев, - член Совета СПБ М.Марков, - член Совета СПБ А.Манухин.

В 90-гг. Союзом издавался ксероксный "Вестник Союза Православных братств". Заявления и другие документы СПБр публикуются в газетах "Русский Вестник" и "Радонеж".

В 1458 г произошло разделение Русской Митрополии на две - Московскую и Киевскую (Литовско-Галичскую). Православные христиане, жившие на землях, вошедших в состав Литвы и Польши, издавна организовывали при храмах объединения, получившие названия братств. Подобные братства как бытовая корпоративная форма общины существовали в среде немецких ремесленников на юридической основе Магдебургского права. Появились они и в западной Руси и вскоре стали служить объединению православного населения, явились его естественной опорой при защите Православия (125).
Целью таких братств, или церковных общин, являлись: защита православной веры и чистоты христианской нравственности; обеспечение и поддержание православных храмов и духовенства; учреждение школ и типографий для печатания книг; уход за престарелыми и больными и т. д. Братства имели свои храмы, а небольшие братства - приделы в церквах; регулярно осуществлялся сбор пожертвований на нужды братств. В определенное время (до 4 раз в году) происходили собрания братств, на которых обсуждались текущие дела общины.
Принято считать, что учреждение братств происходило во второй половине XVI в., но есть сведения, что некоторые братства получили начало гораздо раньше. Так, Луцкое братство было первоначально основано около 1439 г, а Виленское - около 1458 г. Увеличение числа братств началось с того времени, когда была заключена Люблинская уния (1569 г.) и стало очевидным, что католическое правительство, вдохновляемое иезуитами, стремится подчинить западнорусскую Церковь и православный народ Риму. Подъем церковно-приходской жизни ранее всего обнаружился в Галичине, где католическое влияние чувствовалось сильнее всего.

Львовское братство

Первым выступившим на поприще общественно-церковной деятельности в качестве признанного и утвержденного церковной властью было Львовское братство. Оно было образовано в 1453 г. (в год падения Константинополя), в него вошли прихожане всех 8 львовских приходских храмов с центром при Успенской церкви . Под 1463 г. в летописи Львовского Ставропигиального братства сообщается, что в том же Львове существовало и другое православное городское братство.
Активность львовских православных мирян продолжала возрастать. В 1542 г. при львовском Благовещенском храме было учреждено еще одно православное братство, и 18 февраля 1544 г. епископ Львовский и Каменец-Подольский Макарий утвердил решение о его образовании и дал братству грамоту.
В 1585 г. во Львов прибыл Патриарх Антиохийский Иоаким , который осуществлял сбор средств на поддержание храмов и православного духовенства в Сирии. Некоторое время он жил во Львове при храме Успения Пресвятой Богородицы. Пользуясь этим обстоятельством, прихожане Успенского храма просили Патриарха Иоакима благословить Устав деятельности братства. Предстоятель Антиохийской Церкви благословил их намерение и 1 января 1586 г. утвердил Устав братства.
В Уставе Львовского братства, утвержденном Патриархом Иоакимом, предписывалось, «чтобы всякое где-либо основанное братство сообразовалось с постановлениями братства Львовского».

Виленское братство

В помощь Львовскому братству для защиты Православия в те годы выступило другое церковное братство - Виленское, действовавшее на севере Киевской митрополии. Оно было основано около 1458 г., а в 1509 г., вскоре после того как православный митрополит Иосиф II Солтан (1507-1521) получил формальное поставление на Киевскую кафедру, к нему обратились по неотложным делам православные жители Вильно, называвшие себя «нашего православного христианства, греческого закона братством дома Пречистой Богоматери». Впоследствии оно, как и Львовское братство, направило свою деятельность на защиту Православия от униатского влияния.
В 1584 г. митрополит Онисифор (1579-1589) утвердил Устав Виленского братства, а в 1588 г. Патриарх Константинопольский Иеремия II предоставил Виленскому, а также Львовскому братствам право ставропигии, т. е. независимости от власти местного епископа. Для того времени это было своевременным шагом, так как впоследствии эти братства успешно отстаивали чистоту Православия даже в тех случаях, когда некоторые православные епископы в силу различных обстоятельств склонялись к принятию унии.
Патриарх Иеремия посетил западнорусскую Церковь в 1588 г. по пути в Москву. В то время он пробыл здесь недолго, но на обратном пути из Москвы остался на более продолжительное время. Король Сигизмунд Ваза разрешил Патриарху при проезде через литовско-русские земли осуществлять канонические действия в отношении местного православного духовенства. Патриарх Иеремия пробыл в Киевской митрополии до середины ноября 1589 г., а затем отбыл в Константинополь.
Благосклонное отношение короля Сигизмунда Вазы (1587-1632) к Патриарху Иеремии было использовано православными для укрепления своих позиций. В 1589 г. Виленское братство добилось получения королевской грамоты, утверждавшей с братством право управления через избираемых старшин, а также право содержать больницы, духовные училища и типографии. Виленское братство вступило в общение со Львовским, обменивалось с ним своими печатными изданиями и получало от него наставников и учителей. Королевская грамота, утверждавшая статус Виленского братства, вскоре дала братству возможность энергично противостоять унии.
В те годы Виленское братство находилось при Свято-Троицком монастыре, но в 1609 г. униатский митрополит Ипатий (Поцей) отобрал у православных Троицкий монастырь и передал его униатам, назначив на место низложенного архимандрита Самуила (Сенчилы) униата Вельямина Рутского. Теснимое униатами православное братство ушло из Троицкого монастыря на противоположную сторону улицы, к недавно построенной там же Свято-Духовской церкви. Вскоре при Свято-Духовом монастыре братство устроило типографию.
Судьба этого монастыря была тесно связана с судьбой православного братства в Вильно. С 1610 г. Виленское братство имело защиту в лице князя Христофора Радзивилла (реформата по вероисповеданию) и в течение десяти лет обращалось к нему за помощью во всех своих нуждах. Первым настоятелем монастыря, ректором основанной при нем школы был архимандрит Леонтий (Карпович), из образованных иноков Киево-Печерского монастыря. Известна его ревность о распространении просвещения в Вильне и вообще в западнорусской Церкви.
В 1620 г., во время пребывания в Киеве, Патриарх Иерусалимский Феофан утвердил Устав Виленского братства, который потом стал образцом для уставов вновь образовавшихся братств. Но активная деятельность братства постепенно была ослаблена влиянием распространявшейся унии. После 1632 г. почти не встречаются сведения о его деятельности. Но Свято-Духов монастырь, оставшийся верным Православию во время господства унии, был опорой для православных христиан всего северо-западного края и в настоящее время успешно продолжает свое служение.
Что же касается деятельности Виленского братства, то его борьба с унией и протесты против изменивших Православию архипастырей, богословская полемика с униатскими деятелями и труды на пользу просвещения являют собой одну из важных страниц в истории не только литовского края, но и всей западнорусской Церкви.

Могилевское и Брестское братства

Число православных братств особенно увеличилось с начала 1590-х годов. Причиной этого процесса было стремление противостоять намерению некоторых местных епископов принять унию с Римом, а затем и их участию в принятии акта о заключении Брестской унии (1596 г.). В то время образовались братства: Могилевское (1589 г.), Брестское (1591 г.), Минское (1592 г.), Бельское и Люблинское (1594 г.).
Возникновение Могилевского Спасского братства совпало по времени с пребыванием в западной России Патриарха Константинопольского Иеремии, от которого в июле 1589 г. братство получило Благословенную грамоту. К 1602 г. относится грамота Сигизмунда III, также утверждавшая в Могилеве братство при храме «Светого Въехания Господня» (т. е. «Входа Господня в Иерусалим». - Ред.). В 1618 г. на кафедру архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского вступил ярый униат Иосафат (Кунцевич). Он начал с того, что отобрал у братства Спасский монастырь, но имевшуюся при нем школу православные отстояли и удерживали за собой до 1624 г.
В 1633 г. Могилевское братство приступило к сооружению новой церкви и монастыря. С историей этих построек связывается дальнейшее существование братской школы, которую Владислав IV (1632-1648) разрешил строить на этом месте.
Бедствия претерпели и члены Брестского православного братства, основанного по благословению епископа Владимирского и Брестского Мелетия (Хрептовича) при соборном храме святителя Николая. В 1591 г. король Сигизмунд III даровал братству грамоту, подтверждавшую статус братства и основанной при нем школы. Но в 1597 г. униатский митрополит Ипатий (Поцей) отнял у Брестского братства школу. При Владиславе IV брестские православные жители вновь учредили братство при храме Рождества Пресвятой Богородицы. В 1641 г. король подтвердил его права и позволил при этой церкви открыть «школу языка русского и польского».
Польские короли считали братства как бы представительствами всего православного народа в юго-западной Руси и потому приглашали братчиков на сеймы по делам всего православного населения и нередко обращались к ним в случаях особой важности. Так, король Владислав IV предлагал на обсуждение православному духовенству и братствам Львовскому и Виленскому проект об избрании Патриарха для юго-западной Руси, подобно Патриарху Московскому. В XVII в. польские короли своими грамотами провозглашали свободу православной веры, но в то же время реальное исполнение таких постановлений откладывалось от одного сейма до другого. Брестское и Могилевское братства продолжали свидетельствовать об истинах Православия в униатском окружении.

Минское и ряд других братств

В 1592 г. указом короля Сигизмунда III жителям Минска было разрешено при соборной школе основать православное братство. «Братству позволяем для науки деток малых школу мети и там детей письма греческого и русского учити давати», - говорилось в королевском указе.
Сообщений о деятельности Минского братства сохранилось немного, одно из них относится к 1601 г. Возрождение его деятельности началось в 1613 г., когда братство обосновалось при устроенном годом раньше Петропавловском монастыре. Через 20 лет оно уже значительно окрепло и, согласно грамоте короля Владислава IV, уже имело разрешение на устройство типографии.
Накануне введения Брестской унии число православных братств еще более возросло. Так, на Брестском Соборе 1594 г. среди прочих участников были представители не только Виленского, Львовского, Брестского братств, но и других, ранее в документах той эпохи не встречавшихся: Красноставского, Гольшанского, Городецкого, Галичского, Бельского и «многих других». Следовательно, к тому времени братства стали широким явлением в жизни Киевской митрополии.
А еще через несколько лет в западнорусской Церкви образовались либо возродились еще несколько православных братств, также деятельно противостоявших униатскому влиянию. Это были такие братства, как Санокское (1600 г.), Замостское (1606 г.), Киевское (1615 г.), Луцкое (1617 г.), Винницкое, Немировское, Белиловское, Пинское, Кременецкое.
Примечательна история образования братства в Замостье, где была знаменитая крепость - владение графов Замойских, ставшая в конце XVI в. одним из центров православного просвещения. В 1589 г. в Замостье долгое время жил Патриарх Константинопольский Иеремия, пользовавшийся гостеприимством графов Замойских. К тому же времени относится построение в Замостье двух церквей: Вознесенской - в предместье и Никольской - в самой крепости. Никольской церковью совместно владели русские и греки, жившие в Замостье и занимавшиеся торговлей. При каждой церкви были братства.
В 1606 г. епископ Львовский Гедеон (Балабан) утвердил Устав Никольского братства и дал Благословенную грамоту младшему при той же церкви братству, названному в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1615 г. Патриарх Иерусалимский Феофан IV грамотой благословил братство при церкви Святителя Николая и дал ей право ставропигии.
Замостская ставропигия была оплотом Православия в Холмской епархии до конца XVII в. и находилась в юрисдикции Патриарха Константинопольского, а в 1698-1706 гг. при деятельном участии владетельницы Замостья, ревностной католички Анны Замойской, со всем своим округом приняла унию.

Киевское братство

Православное Богоявленское братство в Киеве было учреждено сравнительно поздно - в 1615 г., но есть сведения, что его первоначальное основание относится к 1589 г. Оно имело тесные связи с Киево-Печерским монастырем, поскольку инок этой обители Исайя (Копинский) был избран главой братства, обосновавшегося при Киевском Богоявленском монастыре.
При помощи запорожского казачества в полном составе во главе с гетманом Петром Сагайдачным, вступившим в 1615 г. в состав братства, братство долгое время сохраняло за православными почти все киевские храмы. При братстве была учреждена школа; ее первым ректором был священник Воскресенского храма Иван Борецкий, через два года принявший монашество с именем Иов. Знаменитый архимандрит Петр Могила, впоследствии митрополит, став настоятелем Киево-Печерской Лавры, имел намерение открыть еще одну школу, но тогдашний митрополит Киевский Исайя просил его не устраивать особого училища, а соединить его с братской школой. В 1631 г. архимандрит Петр Могила исполнил эту просьбу, а вскоре, став митрополитом Киевским, дал училищу утвердительную грамоту и начал называть его коллегией. Так было положено основание будущей Киевской Духовной Академии, в течение многих лет возглавлявшей целое направление в богословии и выступавшей против унии.

Луцкое братство

Среди братств, значительно умножившихся на Волыни для защиты Православия после Брестской унии, первое место принадлежало основанному в 1617 г. братству святого Креста в Луцке. 20 февраля 1619 г. король Сигизмунд III дал местному православному братству разрешение на возведение храма, школы и богадельни. 20 июня 1620 г. Патриарх Иерусалимский Феофан дал братству Благословенную грамоту и право ставропигии. Тогда же право ставропигии было дано Слуцкому Преображенскому братству. Кроме того, в 1623 г. Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис (1621-1638) соборной грамотой подтвердил право ставропигии и утвердил Устав Киевского Богоявленского братства.
Установление ставропигии успешно оправдывало себя после введения унии, и недаром униат епископ Луцкий Кирилл (Терлецкий; 1585-1607) в свое время с досадой говорил о Патриархе Константинопольском Иеремии: «...уставил братства и ставропигии, дабы наши овцы не повиновались нам».
Но, несмотря на это, по поводу такого независимого положения братств порой высказывали неудовольствия и некоторые православные архипастыри. В 1626 г. ерхиепископ Полоцкий Мелетий (Смотрицкий) с ведома и согласия митрополита Иова представил Патриарху Константинопольскому соображение о неудобствах такого положения дел, вследствие чего Патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис грамотой от 9 декабря того же года упразднил ставропигии всех братств в Киевской митрополии, кроме Львовского и Виленского. Впоследствии, в 1633 г., право ставропигии было дано Могилевскому братству.
Луцкое братство несколько десятков лет противостояло унии, и лишь в начале XVIII в. оно прекратило существование вместе с православной Луцкой епархией (Братским монастырем завладели базилиане). Это владение монастырем продолжалось до самого воссоединения Волыни с Россией в 1793 г. Тогда же Луцкий базилианский монастырь снова был передан православным.
Вплоть до 1686 г. высший надзор за всеми братскими школами осуществляли Патриархи Константинопольские и митрополиты Киевские. Они оказывали покровительство братским школам и следили за тем, чтобы школы оставались верными духу Православия. Братства старались не только укрепить в своих питомцах православные убеждения, но и дать им знания по тем предметам, которые могли быть полезны и для общего их развития, и для служения обществу и государству.
В 1687 г. Киевская митрополия перешла из Константинопольской Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата . Но и после этого в течение ряда лет участие мирян в церковных делах не ослабевало. Они активно участвовали в совещаниях на Соборах, совместно с иерархами и клиром избирали митрополитов вплоть до 1722 г., когда архиепископ Киевский был избран Святейшим Синодом Православной Церкви. Точно так же члены братств выбирали настоятелей братских обителей, иноки Киево-Печерской Лавры и других ставропигиальных монастырей выбирали себе архимандритов.
И хотя с развитием сети государственных школ постепенно стала уменьшаться роль православных братств в просветительской сфере, они по-прежнему сохраняли свое значение в деле ограждения православных христиан от униатского влияния, в чем и заключается их историческая заслуга перед Русской Православной Церковью.

Очень часто мы слышим или читаем новости, в которых упоминаются некие православные братства. Каждый из нас представляет себе при этом что-то свое: одни – в надвинутых на брови клобуках, другие – мирян в одинаковых одеждах, похожих на монашеские, с лицами, скрытыми капюшонами. Подобные ассоциации, как правило, связаны с образами из художественной литературы, в которой слово «братство» зачастую упоминается в связи с какой-либо тайной церковной деятельностью. На деле же все обстоит совсем не так.

История православных братств началась далеко не в наше время: первые подобные организации зафиксированы в XII веке, только назывались они тогда братчинами. Цель братчин была довольно-таки прозаической и совсем не тайной: разносторонняя поддержка храма, вокруг которого они организовывались. Именно поэтому самым главным днем в году у представителей православных братств того времени считался престольный праздник, который они отмечали с особенной пышностью. Братства отличало то, что они складывались из прихожан одного сословия (как правило, купцов или ремесленников), и имели предводителя – старосту, ежегодно выбираемого на собрании.

Православные братства и просвещение

Со временем деятельность православных братьев вышла за пределы одного прихода. Они начали объединяться и создавать некое подобие образовательных учреждений, впоследствии переросших в так называемые братские школы. Деятельность православных братств была особенно распространена на территории Украины и Беларуси: во Львове, Киеве, Луцке, Гомеле, Минске, Бресте, Могилеве. В связи с расширением деятельности, у православных братьев появилась необходимость иметь общую казну, содержание которой пускалось уже не только на финансовое поддержание церквей и монастырей, но и на организацию книгопечатен, выпуск церковной и богослужебной литературы, миссионерскую деятельность.

Отдельно стоит отметить вклад православных братьев в борьбу с католической экспансией в XVI веке, закончившуюся подписанием Брестской церковной унии. В те неспокойные для православия времена братства делали все возможное и невозможное, чтобы не допустить слияния католической и православной церквей. В России православные братства начали появляться лишь в начале XIX столетия, и первыми городами, где они начали свою деятельность, были Ярославль, Санкт-Петербург, Саратов и Москва.

Чем занимаются сегодняшние православные братья?

Сегодня традиция собираться в православные братства касается чаще всего молодежи. Нынешние братства носят такие названия уже скорее по традиции, так как в их состав сегодня входят и девушки.

Современные православные братья занимаются самыми разными направлениями деятельности: волонтерской (опекают больницы, хосписы, дома престарелых и детские дома), воспитательно-патриотической (на их базе часто создаются спортивные кружки православной молодежи, где подростков обучают старинным видам русского боевого искусства, а также летние лагеря для детей), просветительно-богословской (создание дискуссионных клубов).

Организовать православное братство можно при любом более-менее крупном приходе: для этого требуется взять благословение у правящего архиерея, выбрать старосту и разработать Устав, регламентирующий деятельность братства. Кроме того, у каждого братства должен быть духовник,



 

Возможно, будет полезно почитать: