Интересные рассказы о правах ребенка. История развития прав детей

История развития прав детей

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» / ст. 2 Конституции РФ/.

Но так было не всегда…

Древний мир – это прежде всего архаическое общество . Во всех странах древнего мира были патриархальные отношения в семье, где отец имел полную власть над детьми. Ему разрешалось «вершить суд» над детьми; он решал жить ребенку или нет, методы наказания к детям тоже выбирал отец или старейшина рода. Так было в Древнем Китае, Древней Месопотамии , Древнем Риме, Древней Аравии. Родители имели право продать детей в рабство или отдать их за долги. Родители могли пожаловаться на детей, а дети, в свою очередь, не имели право жаловаться на родителей. Родители имели право посадить детей в тюрьму без объяснений. С развитием общества и религий это стало исчезать, но все же влияние и власть отца или родителей над детьми держалась вплоть до Средневековья, а в некоторых странах и до 19 века.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители, по-видимому, формально никогда не имели. Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. «Домострой» рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось.

Домострой.

Как воспитать своих детей в поучениях разных и в страхе божьем

Со временем, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию, отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие кому Бог способности даст. Любить и хранить их, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей. И хранить, и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таковых грехах и ответ им держать в день Страшного суда .. Так что если дети, лишенные наставлений отца и матери, в чем согрешат или зло сотворят, то и отцу и матери с детьми их от Бога грех, а от людей укор и насмешка, дому убыток, а себе самим скорбь, от судей же позор и пеня. Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе божьем в добром наставлении, и научены всякому знанию и порядку, и ремеслу, и рукоделию, – такие дети вместе с родителями своими Богом будут помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми похвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или, по божьей милости и подбирая по возрасту, своих дочерей за сыновей их выдадут замуж. Если же из таковых какое дитя и возьмет Бог после покаяния и с причащением, тем самым родители приносят Богу непорочную жертву, и как вселятся такие дети в чертоги вечные, то имеют дерзновение у Бога просить милости и прощения грехов также и для своих родителей.

Новое время. Россия.

Из статьи 177 Свода законов Российской Империи(с 1649 г.)
« Дети должны оказывать родителям чистосердечное почтение, послушание, покорность и любовь, служить им на самом деле, отзываться о них с почтением и сносить родительские увещания и исправления терпеливо и без ропота.
Почтение детей к памяти родителей должно продолжаться и по кончине родителей.»

В петровские времена родительская власть смягчается - родители уже не вправе насильно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.
Право родителей применять физические наказания в отношении детей не было отменено до 1917 года, хотя начиная с XVIII века оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить их, а также введением ответственности за доведение несовершеннолетних до самоубийства. Но и в конце XIX века, если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы (за особо жестокое обращение с детьми родители отделывались внушением за закрытыми дверями).
Родители по-прежнему могли использовать публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (статья 1593) разрешало по требованию родителей заключение детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь.

В XIX веке такое положение стало настолько противоречить существующим в обществе представлениям, что губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями, отказывались их осуществлять.

Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять какие бы то ни было доказательства вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание, но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину.

В своде законов Российской империи (статья 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей обоего пола и всякого возраста с различием в пределах, законом для сего поставляемых ». Родительская власть только несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Справедливости ради надо заметить, что практически во всех странах мира в разные исторические периоды, несмотря на то, что родители имели право распоряжаться своими детьми, они же были обязаны их воспитывать и предоставлять им необходимую заботу. Но все же дети оставались наиболее бесправной категорией населения и вынуждены были тяжело и много работать.

До принятия законов о труде в России и странах Европы дети трудились с малолетства. В крестьянских хозяйствах они участвовали в полевых работах (пастьба, прополка, косьба и ворошение) и помогали по дому. Известно, например, что самые тонкие льняные нити пряли 7-8-летние дети (у тех, кто старше, это уже не получалось – пальцы грубели).
Учебный год на Руси начинался с 1 ноября - после окончания полевых работ.
Лишь в 1882 г. закон в России запретил нанимать на работу детей моложе 12 лет, а время работы подростков от 12 до 15 лет ограничивался восемью часами. Этот же закон обязывал предпринимателя дать детям-работникам начальное образование (если они его не получили ранее).

Новейшее время

Трагические события Второй мировой войны заставили все мировое сообщество задуматься о правах самых беззащитных и уязвимых созданий – детей. Поэтому впервые были приняты международные документы о правах ребенка.

1) Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году)

Государство, подписавшее декларацию – берет на себя ответственность следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет.

Конвенция о правах ребенка. (ООН в 1989 году,)

Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране.

2) Фонд помощи детям «Обнаженные сердца».

Вопросами защиты и соблюдения прав детей занимаются не только государственные структуры, но и общественные организации. В2004 году Натальей Водяновой была создана благотворительная организация Фонд помощи детям «Обнаженные сердца» На протяжении многих лет отношение к детям менялось. Менялись и их права. Вспомните, с чего все начиналось? Детоубийство! Это какое-то сумасшествие! Вспомните, что происходит сейчас! Для детей строят огромные парки для отдыха. Для детей производят огромное количество мультфильмов, программ. Для детей готовят множество разного детского питания! Есть специальные комиссии, которые следят за соблюдением прав детей.

В современном мире – ребенок должен признаваться высшей ценностью человечества!

Цели : Познакомить учащихся с термином «права человека», со структурой Всемирной Декларации прав человека, его назначением, в игровой форме познакомить с отдельными статьями Конвенции о правах ребенка; продолжить работу по формированию чувства собственной значимости и ценности, достоинства ребенка как человека своей страны, воспитание гражданского самосознания.

Ход мероприятия

1. Беседа.

Когда-то в нашей стране жил удивительный человек, звали его Андрей Платонов. Он писал веселые и грустные рассказы, повести о том, как живет человек на земле, что берет у земли и что ей дает.

Этот удивительный писатель сказал: «Без меня человечество не полно». Я предлагаю вам подумать над этими словами Андрея Платонова. Как вы думаете, что он хотел сказать этими словами. Как вы понимаете эту мысль?

– Я один из тех, из кого состоит человечество, и если меня нет, оно, человечество, уже не полно.

Открывается плакат с большим кругом.

– Представьте, что большой круг – это человечество, а каждый кружочек внутри круга- отдельно взятый человек. Представили? А теперь закроем один кружочек. Он пропал. Его нет. Место пропавшего кружочка пусто, так? А если мы поставим на это место другой кружочек? Почему что-то не то?

Мы помним, что на нашем плакате каждый маленький кружочек- это человек. Следовательно, каждый из нас – один из тех, кто составляет человечество. Правда, здорово? И если всего лишь один человек пропадет, то человечество уже не полно.

– А как вы думаете, хорошее оно, человечество?

Отчего зависит, хорошее человечество или плохое?

– Это зависит от того, каков я и каков каждый из нас, таково и человечество

Значит, чтобы человечество было хорошим, нужно, чтобы каждый из нас был хорошим. Так?

2. Игры «Кто я?», «Какой я?»

А сейчас поиграем в две небольшие игры. Сначала мы проведем разминочную игру «Знакомство» или «Кто я?»(Начиная с учителя каждый ребенок представляется. «Меня зовут… Я люблю…» Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих.)

– Сейчас поиграем в игру «Какой я?». Это очень простая игра, и вы все с успехом справитесь с ее правилами.(Учитель раздает ребятам заготовки человечков, просит приготовить цветные карандаши: красный и синий).

– Итак, я буду называть качества характера, и если вы считаете, что обладаете этим качеством, то красным карандашом рисуете кружочек на туловище человечка, а если нет, то синим цветом, понятно? Приготовились, начали: добрый. Щедрый, трудолюбивый, доброжелательный, честный, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, ласковый, предупредительный, вежливый. исполнительный, чуткий, спортивный, отзывчивый, гордый, дисциплинированный…(ученики ставят на человечке синий кружок,если думают, что такого качества у него нет, и красный, если предполагают, что обладают названным качеством).

3. Вывод по играм

Теперь посмотрим на своего человечка. Видите, какой пестрый получился портрет вашего характера. А почему?

– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?

  1. Знать, что хорошо, а что плохо.
  2. Знать о том, как вести себя.
  3. Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.

4. Что такое «права человека»

А теперь дорисуйте человечку рожицу. Посмотрите, одинаковые ли они получились? Все разные.

– Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?

  • Мы – дети своих мам и пап;
  • Мы – ученики;
  • На улице мы – пешеходы;
  • В театре – зрители;
  • А еще все мы имеем права.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. (Ответы учеников)

Обобщим наши ответы. Посмотрите на таблицу. (Работа по таблице «Права человека)

Посмотрим, как определяется термин права человека в словаре (см. словарь).

5. Слово учителя о Всемирной Декларации по правам человека и по Конвенции о правах ребенка

10 декабря исполнилось 60 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.


Какие основные права записаны в Декларации прав человека?

  • Право на жизнь;
  • Право на жилище;
  • Право на образование;
  • Равенство перед законом;
  • Свобода совести и вероисповедания;
  • Равенство прав мужчин и женщин;
  • Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны;
  • Право избирать и быть избранным;
  • Право на неприкосновенность жилища.

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанности государства охранять наши права.

Права человека естественны, они неприкосновенны, принадлежат человеку от рождения только потому. Что он – человек. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования.

Права взаимосвязаны и взаимозависимы. Они универсальны, то есть применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Россией в 1991 году. Конвенция обращена ко всем детям до 18 лет, и права детей в ней рассматриваются с точки зрения выполнения четырех основных задач:

  • выживания;
  • развития;
  • защиты;
  • обеспечения активного участия детей в жизни общества.

6. Игра «Найди соответствия»

Теперь проведем игру по статьям Конвенции о правах ребенка

Игра «Найди соответствия». (На доске развешаны рисунки к статьям из Конвенции о правах ребенка (у автора). Детям раздаются тексты отдельных статей, и они находят соответствия статей к рисункам на доске)

Статья 1. Ребенком считается человек от 0 до 18 лет

Статья 3. Государство должно защищать детей и их права в первую очередь.

Статья 8. Государство должно защищать детей и их права в первую очередь.

Статья 7. Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны и имеет право на имя, право знать своих родителей, право на их заботу. Государство должно это обеспечить

Статья 9. Ребенок всегда должен жить с родителями, если они его заслуживают.

Статья 28. Ребенок имеет право на образование (при этом государство обеспечивает по крайней мере бесплатное начальное образование).

Статья 30. В многонациональном государстве дети всех национальностей имеют равные права и возможности.

Статья 32. Детям, не достигшим определенного возраста, не разрешается работать, так как это может привести вред здоровью или помешать образованию ребенка.

Статья24. Каждый ребенок имеет право на лечение.

Как видите, дети имеют немало прав. Но вместе с правами что вы имеете безотрывно? Посмотрите на этот замысловатый узел, постарайтесь расшифровать его.

«Но все права связаны с обязанностями».

Назовите, пожалуйста, обязанности, которые вы имеете.

Все мы с вами увидели, что у нас много прав, но вместе с тем немало и обязанностей. Все ли обязанности мы выполняем безукоризненно? А что мешает исполнять обязанности? Правильно, наши недостатки. Вот мы опять вернулись к нашим человечкам, то есть нам надо упорно работать по искоренению плохих привычек, качеств, черт личности.

7. Тесты «Дай определение», «Продолжи предложения», «Твоя версия»

1-ый столбик. Дай определение

Детские организации сегодня создаются:

  1. самими детьми;
  2. политическими партиями;
  3. государством.

Сегодня в России существует:

  1. более 1000 детских объединений;
  2. не более 100;

СПО-ФДО – это

  1. Международное объединение детей и взрослых;
  2. Всероссийская организация для детей;
  3. Союз заинтересованных лидеров.

2-ой столбик. Продолжи предложения.

Права ребенка гарантированы и зависят

  1. от самого ребенка;
  2. от его родителей;
  3. от государства.

Право на свободу вероисповедания есть

  1. у каждого;
  2. только у взрослых;
  3. у учащихся школ.

Ребенком является

  1. тот, кто только родился;
  2. любой человек до достижения 18 лет;
  3. тот, кто считает себя таковым.

3-ий столбик. Твоя версия.

Права ребенка защищены как:

  1. свод законов и правил;
  2. возможности его развития;
  3. намерения.

Конвенция о правах ребенка ратифицирована Россией

  1. в 1990 году;
  2. в 1989 году;
  3. в 1991 году.

Конвенция о правах ребенка – это

  1. Международный документ, исполняемый государствами, его подписавшими;
  2. Международный документ, обязательный для всеобщего выполнения;
  3. Распоряжение Генерального секретаря ООН.

8. Подведение итогов. Вывод по занятию

ЦЕЛИ:
1. Формирование правовой культуры учащихся.

2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.
3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. 4 . Способствовать осознанию ответственности за свои права;

5. Формировать положительное отношение к правам других.


Задачи:
познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.


Ход классного часа:

- Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне )

Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция )

В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество (общество детей )

Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей )

  • «ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».
  • «около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
  • «120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»

Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Об этом документе мы сегодня и будем говорить.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Приложение 1

СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)

СЛАЙД 2. КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.

Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде – принят в 1989 г.)

Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

СЛАЙД 3. Фотография детей разных национальностей.

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

СЛАЙД 4. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

СЛАЙД 5. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

СЛАЙД 6. Любой ребенок имеет право:

  • на жизнь со своими родителями;
  • на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.

СЛАЙД 8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

СЛАЙД 9. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

Вы пользуетесь этим правом?

СЛАЙД 10. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

СЛАЙД 11. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

СЛАЙД 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?

СЛАЙД 14. Конвенция о правах ребенка.

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Самостоятельная работа

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение . Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

  • соблюдать правила личной гигиены;
  • помогать старшим;
  • добросовестно учиться.

Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет. Раскрасьте рисунки, где, по вашему мнению, не нарушаются права детей.

Объясните свой выбор.

Чтобы вы лучше запомнили ваши права, ребята подготовили стихи:

ТОВАРИЩИ ДЕТИ!
Будьте бдительны!
ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,
ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!

В Конвенции каждый найдёт
На вопрос ответ: Помни!
Ребёнком считают того,
Кто не достиг восемнадцати лет.

Сколько бы ни было
В мире детишек.
Черных и белых, девчонок, мальчишек
Все их права и ценны и равны.
Взрослые! Вы уважать их должны.

Богатство твоей страны – это ТЫ!
Должен любой президент понимать:
Лишь там превращаются в правду мечты,
Где детям готовы всё лучшее дать.

Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –
Каждый день рождаются девчонки и мальчишки
Пользуются с первых дней правами своими –
Ведь с пелёнок человек получает имя.

ПОМНИ!
Куда бы ты ни пришёл,
Любой государственный дядя
Дела иные отложит в стол
Твоих интересов ради!

Я расту на радость маме,
Но приходится признать,
Чтоб Я вырос лучшим самым,
Как мне много нужно знать!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

В каком международном документе записаны права детей?

Какие основные права вы запомнили?

Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?

ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.

Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Конкурсная программа РАЗМИНКА
1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь:
1) от самого ребенка;
2) от его родителей;
3) от государства.
2. Право на выбор занятий и объединения есть:
1) у каждого;
2) только у взрослых;
3) у учащихся школ.
3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если:
1) с этим согласны его родители;
2) это не приносит вреда государству;
3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества.
4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста:
1) 8 лет;
2) 10 лет;
3) 12 лет;
4) 16 лет.
5. Квартира принадлежит отцу семилетнего ребёнка. При разводе ребёнок жил с матерью в другой квартире. Имеет ли он право на жильё отца?
1) нет, если отец возражает;
2) да, при достижении 16-летнего возраста;
3) да, если мать не возражает;
4) дети имеют право на жилое помещение, которое занимает собственник жилья.
6. Отец ребёнка без вести пропал и признан судом умершим. Имеет ли ребёнок право на наследство?
1) да, но только с 16 лет;
2) нет;
3) имеет право;
4) в Законе о правах ребёнка этот вопрос не рассматривается.
7. Классный руководитель в категорической форме заявляет ученику: «Ты живёшь в другом микрорайоне, изволь забрать документы и перейти в школу, которая расположена рядом с твоим домом. Права ли она?
1) да, если ученик плохо успевает;
2) да, если ученик плохо себя ведёт;
3) нет, если обучение в школах идёт на разных языках;
4) нет, т. к. каждый ребёнок имеет право на выбор учебного заведения.

КОНКУРС № 1 Викторина “Права литературных героев”
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди»
2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?

ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»

3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.

ОТВЕТ - «Гуси- лебеди»

5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?

ОТВЕТ - «Айболит»

6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии?
ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью»

7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство?
ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане»
8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования?
ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.

Приложение № 2 «Кроссворд»

По вертикали:

  1. Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его …
  2. Ст. 31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и …

5.Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за

воспитание и развитие ребёнка?

6.Право ребёнка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?

8.Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции?

По горизонтали:

3.Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность

за воспитание ребёнка?

4.Вставьте пропущенное слово в ст.29: «Государства-участники

соглашаются в том, что воспитание ребёнка должно быть направлено на

воспитание … к окружающей природе».

7.Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным

и … (каким?).

9.Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры

с целью защиты ребёнка от всех форм физического и …(какого?) насилия.

10.Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка?

Ответы: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь.

3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН.

«Анкета для учащихся»

1.Что такое право?

2.Какие права есть у тебя?

3.Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)

4.Какую роль играют права в жизни человека?

(очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, незнаю)

5.Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?

(да, нет, не всегда, не знаю)

6.Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения

своих прав?

7.Как защищаются права ребёнка в нашей стране?

(хорошо, плохо, никак, не знаю)

8.Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

9.Кто больше всего нуждается в защите своих прав?

10. Что бы ты мог (ла) сделать для защиты прав других людей или

своих?

11. Какие права ты включил(а) бы в школьную конституцию, если

бы её составляли?

12. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о

правах ребёнка?

Малая конституция класса, или Кодекс чести

Ученик имеет право:

На откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и

школы, не унижая при этом чьё-либо достоинство;

Открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со

своими знаниями и умениями;

Отдых в перерывах между уроками;

Помощь учителей в овладении знаниями;

Уважение своей личной жизни и достоинства;

Участие во внеклассных и внешкольных делах;

Поощрение за успехи в учёбе и общественной деятельности;

Участие в планировании жизни классного коллектива;

Охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик обязан:

Уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей:

сверстников и взрослых;

Достойно вести себя в классе, школе и за её пределами;

Овладевать знаниями и практическими навыками;

Участвовать в общественно-полезном труде;

Беречь имущество класса, исправлять причинённый вред;

Ходить в форме и быть опрятным;

Дежурить в классе, школе, столовой;

Ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя

и актива класса;

Приходить в школу своевременно, не опаздывая на зарядку;

Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих

товарищей;

Своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам;

Аккуратно пользоваться библиотечным фондом школы;

Заполнять ежемесячно своё портфолио.

Правоведение" href="/text/category/pravovedenie/" rel="bookmark">правоведению .

Итак, история происхождения и развития современной концепции прав человека (ребенка)
Проблема прав человека – одна из вечных проблем, сопровождающих человечество, так как осуществление прав человека есть одно из главных условий его духовного развития, психического и физического благополучия.

Идея прав человека намного опережала реальные политические условия их осуществления. Принципы свободы людей, достоинства человеческой личности, равенства и братства нашли свое отражение в ряде мировых религий, в частности и в христианстве. Иисус Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства, братства. Именно христианский взгляд на тварную Личность, созданную по образу и подобию Творца и занимающую в силу этого исключительного положение в мире, задает базовое для европейской культуры представление об уникальности человека.

Генезис концепции прав человека неотрывен от исторической динамики развития европейской цивилизации. Европейская культура в ее целостности сформировала комплекс представлений, который породил убежденность в природном праве человека на жизнь, свободу, равенство. Становление этих идей связано не только с формированием специфически европейского концепта права как феномена, отличного от традиции и морали, но и с оформлением европейского представления о человеке как равноправной, уникальной, цельной личности.

В античности зародились идеи гражданского равенства, видение другого как равного себе, что нашло законченное выражение в концепции справедливости Аристотеля (384-322 г. г. до н. э.), изложенной им в «Никомахоновской этике». Аристотель различает справедливость, основанную на существующем праве (т. е. представлениях о правах, актуальных для некоего конкретного общества), и справедливость, основанную на принципах равенства. Таким образом, он впервые говорит о существовании общезначимых принципов, выходящих за границы юридической практики.

Особое представление о человеке формируется деятелями Возрождения. Они рисуют идеал человека-гуманиста, не созерцательного, а деятельного человека-мастера.

Джон Локк () в своей теории «Общественного договора» рассматривает неотъемлемые права каждого индивида. Идеи Локка сыграли огромную роль в формировании социально-критических взглядов французских просветителей, которые считают главными врагами – невежество и суеверие, затемняющие человеческий разум.

Близок философам Просвещения Иммануил Кант (). Как и они, Кант считает, что каждый человек обладает врожденными и неотъемлемыми правами. По его мнению, индивид самоценен, что влечет за собой равенство всех. Каждый человек имеет право на такую степень свободы действий, которая совместима со свободой действий другого человека. Категорический императив Канта звучит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Важным документом, оказавшим влияние на формирование современной концепции прав человека, явилась Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием 26 августа 1789 г.. В ней говорилось, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственными причинами общественных бедствий и испорченности правительств». Декларация провозгласила, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

Потребовались долгие годы, многочисленные жертвы и страдания людей, чтобы все народы осознали общечеловеческую ценность прав и свобод человека. Это привело к созданию после завершения Второй мировой войны Организации объединенных наций. В Уставе ООН, подписанном 25 июня 1945г., и во Всеобщей декларации пав человека, принятой 10 декабря 1948 г., проблема неотъемлемых прав и основных свобод человека заняла центральное место.

Очевидно, что уважение прав человека начинается с отношения общества к своим детям. Это, прежде всего, обусловлено тем, что детство – уникальный и важнейший период в развитии человеческой личности.

Права отдельного ребенка, молодого человека, их обеспечение непосредственно зависит от сознательной государственной политики на международном и государственном уровнях и от деятельности неправительственных общественных организаций, которые исходят из безусловного признания самоценности детства, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей и создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития.
Именно конкретизация прав детей и стремление создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества привело ученых и общественных деятелей к мысли о необходимости выделения прав ребенка в отдельную категорию. Однако утверждалась эта идея с большим трудом.

Анализируя проблемы, которые возникали в процессе философского осмысления и юридического оформления прав ребенка, можно сказать, что даже экономическим и социальным правам, длительное время отводилась подчиненная роль в сравнении с гражданскими и политическими правами.

Чрезвычайным событием, побудившим энтуазистов на то, чтобы права ребенка стали предметом пристального анализа и дальнейшего осмысления, стала мировая война. Пережив потрясение от осознания возможных последствий бойни в планетарных масштабах, британский союз спасения детей совместно с Лигой женщин в 1923 г. Разрабатывает и предлагает к рассмотрению на Ассамблее Лиги Наций первую Декларацию прав ребенка. Этот документ включал 5 пунктов, или принципов, в которых перечислялись основные условия, при которых возможно обеспечение благосостояния ребенка. В число этих условий были включены:
право ребенка на жизнь и нормальные условия для развития, в том числе и образование;
первоочередность защиты детей от различных бедствий, в том числе от угрозы войны, от непосильного труда, от эксплуатации, от попадания в рабство;
указывалось также, что дети должны воспитываться в сознании значимости и ценности их вклада для будущих поколений.

Впоследствии упомянутая декларация получила название Женевской , ибо была подписана в 1924 г. в г. Женеве на 5-й Ассамблее Лиги Наций, куда были приглашены государства, руководствовавшиеся принципами этой международной организации.

В дополнение к Всеобщей декларации прав человека, чтобы защитить самых слабых: детей, стариков и женщин,- были приняты несколько важных документов. К их числу относится Декларация прав ребенка, утвержденная 20 ноября 1959 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В этой декларации была повторена мысль о «специальной охране и заботе» по отношению к ребенку. В декларации прав ребенка 1959 г. были перечислены, казалось все фундаментальные права ребенка, очерчены области и сферы деятельности, нуждающиеся в особом контроле. Следовательно, на первый взгляд, отпадала необходимость в каких-либо общих мерах, помимо воплощения принципов Конвенции в национальную практику различных государств мира. Вероятно, поэтому в 1978 году инициатива группы общественных деятелей Польши о придании правам детей силы международного права вначале была воспринята несколько скептически. Прозвучавшие возражения против разработки и принятия конвенции сводились к тому, что проблемы детей уже были отражены в ряде существовавши ном по правам человека, поэтому выделение прав детей в отдельную специальную конвенцию только повредит соблюдению прав ребенка: особое отношение к детям может иногда приводить к дискриминации.

Дискуссии длились около года. Отмечалось, что дети часто становятся жертвами политического лицемерия, что они платят самую высокую цену за близорукую экономическую политику государства , его ошибки, за войны. В результате, в 1979 г. В Международный год ребенка Комиссия по правам человека ООН утвердила рабочую группу открытого состава для создания проекта Конвенции ООН о правах ребенка. Вся работа над конвенцией продолжалась более 10 лет. В 1978 г. Комиссии по правам человека ООН был представлен окончательный вариант документа и 20 ноября 1989 г., в тридцатилетие со дня утверждения Декларации о правах ребенка, Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Начиная с этого времени, все государства, присоединившиеся к Конвенции, брали на себя обязательство перейти от постой поддержки в виде обязательных лозунгов к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. В настоящее время именно Конвенция о правах ребенка считается основным документом, в котором в соответствии с международными стандартами изложены права детей.

Концептуальная основа Конвенции воплощена в 4-х ведущих принципах, суть которых заключается в следующем:
Принцип недискриминации, т. е. равенства.
Принцип приоритетности интересов детей отражен в ст. 3 и предписывает в случае возникновения противоречий между интересами любых представителей населения и детей и отдавать предпочтение последним.
Принцип соблюдения права детей на жизнь, здоровое развитие и достойное образование.
Принцип уважения права детей на выражения собственных взглядов и указывает на необходимость ребенку возможности принимать участие в решении свой судьбы.

Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей , которым предстоит в будущем построить справедливый гуманный мир. Ее нормы служат ориентиром для правительств, партий, организаций, движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

Разумеется, всему мировому сообществу и нашей стране в частности предстоит большая работа по претворению в жизнь Конвенции о правах ребенка. И хочется, чтобы при этом все руководствовались принципом: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О

«КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: формировать у детей представление о правах ребенка, понимание и принятие детьми нравственных норм: воспитание любви и уважения к друзьям, близким, Родине, умения оценивать поступки героев сказки, делать выводы. Развивать связную речь, память, мышление. Выразительно читать стихи.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Дети садятся полукругом под песню «Родительский дом».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы знаете, что люди появились на Земле давным - давно, тысячи лет назад. Тогда же появились и главные вопросы.

Что могут люди делать и что не могут?

Что они обязаны делать и что не обязаны?

На что имеют право и на что не имеют?

Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А заботясь о детях, написали вторую книгу «Конвенция о правах ребенка». И сегодня мы поговорим о ваших правах. Чтобы стать полноправными членами общества нужно знать свои права.

У русского народа символом счастья всегда была «Жар – птица». Волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастье. Вот такая птица залетела к нам в детский сад. На поиски счастья в сказках всегда отправляется добрый человек – молодец. Предлагаю одному из мальчиков принести первое перо.

1.Важнейшее право, которое имеют все дети на планете – право на жизнь.

Скажите, пожалуйста, друзья, благодаря кому вы появились на свет (родителям) А еще кто заботился о вас после рождения? Правильно, медицинские работники. Здесь на перышке написано, что дети имеют право на охрану здоровья, а дети – инвалиды на особую защиту и помощь. (Другой ребенок приносит второе перо жар – птицы).

2.Ребенок имеет право на имя и гражданство. (Воспитатель показывает свидетельство о рождении). После рождения вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. Попросите родных показать вам ваше свидетельство о рождении. А чтобы еще, раз убедиться, какие у вас прекрасные имена и узнать, кто с кем дружит, давайте поиграем: выбирая себе товарища, называйте его по имени. Можно сказать, почему выбрали именно его. (Дети играют) Молодцы! Садитесь, пожалуйста. Обращаться друг к другу надо вежливо, ласково, по имени. И, конечно же не доступно называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его права на имя. Скажите, пожалуйста, с кем вы живете? (с родителями) А как можно одним словом назвать вас и ваших родителей? (семья) Попробуйте произнести слово «семья». Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. На самом деле: приглядитесь повнимательней к своим родным. Ваша улыбка может напомнить мамину, походка – папину, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки.

3.Возьмем третье перышко. В книге прав человека записано, что «каждый ребенок имеет право проживать в семье со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей, семьи». Давайте вспомним пословицы, поговорки о семье, Родине, доме, маме. (дети говорят стараясь пояснить их смысл).

А вот мама у Саши оформила семейное древо семьи Шаклеиных. Это семейное древо показывает связь поколений в семье. В некоторых семьях есть свой герб семьи, как герб России, города, поселка.

4.Возьмем четвертое перышко. «Дети имеют право на образование». В детском саду у вас проходят занятия. А в школе вы будете ходить в разные кружки, танцевать, петь. Дети имеют право свободно развиваться духовно и физически, заниматься творчеством и искусством.

5.Предлагаю принести пятое перышко. Читаю: «Дети имеют право на защиту от пыток или другого жесткого бесчеловечного обращения». Давайте сходим в картинную галерею и рассмотрим иллюстрации к сказкам. Вопрос, к вам: в каких сказках нарушились права героев, с кем обращались жестоко?

В каких сказках не заботились о детях?

В каких сказках есть примеры любви к родителям, послушания? (дети называют сказки «Буратино», «Айога» «Красная шапочка» и др.)

Каждый человек имеет не только права но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей.

И об этом мы еще будем говорить. Жар – птица научит нас многому, она остается у нас в группе.(дети читают стихи на тему беседы).

Сегодня жар – птица познакомила вас с важными правами. Если их нарушают, то дети растут в условиях войны, голода, нищеты – они несчастны. Поэтому правительство нашей страны обещает делать все для того, чтобы обеспечить детям безопасную жизнь и здоровье, возможность учиться, заниматься спортом и творчеством.

Звучит песня «Мир нужен всем». Дети подпевают.



 

Возможно, будет полезно почитать: