Коррупция как фактор разрушения конституционных основ государственного строя россии. Основные принципы противодействия коррупции

Для начала необходимо подчеркнуть, что незаконное обогащение публичного должностного лица по определению противоречит основному закону, т.к. производится оно из карманов граждан. Права последних, напомним, являются высшей ценностью. Об этом давно забыли многие чиновники, с полной уверенностью полагая, что только их кошелёк должен охраняться всеми доступными средствами.

Было бы несправедливо утверждать, что проблема коррупции актуальна только для России. Конечно же, это глобальная беда. Но каким-то образом весь мир с ней борется, причём зачастую так эффективно, что нам остаётся только учиться. И вот, Совет Европы по борьбе с коррупцией даёт России в 2010 году 26 рекомендаций по решению проблем коррупции. И пока из них нашим государством выполнено всего около четверти. Среди невыполненных как раз и ратификация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции.

Коммунисты внимательно ознакомились с вышеуказанными рекомендациями, изучили, в том числе, и внесли в Госдуму целый ряд законопроектов, среди которых № 474238-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организаций Объединённых Наций против коррупции» Александра Дмитриевича Куликова и Сергея Павловича Обухова, зарегистрированный 17.12.2010г. Уже на следующий день законопроект направлен в профильный комитет (Комитет Госдумы по международным делам). И…

…Прошло больше года. Больше года «подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой», переписок, сбора отзывов, а говоря прямо – банальной волокиты всеми доступными средствами. И что мы слышим от председателя комитета Госдумы по международным делам ЕдРосса Константина Косачева? Каковы причины отстаивания позиций коррупционеров? Вернее, каковы официальные предлоги? Причины-то нам понятны.

Необходимо положительное заключение правительства?

Но заместитель начальника Правового управления Государственной Думы РФ Г.А. Мартьянов в письме К.И. Косачеву ещё от 22 декабря 2010 года сообщил, что для законопроекта № 474238-5 « ».

  1. «Миллионы наших граждан, коммунисты предлагают сегодня лишить одного из конституционных прав – «презумпции невиновности», «статья 49 нашей Конституции (а это именно правовой документ прямого действия) в своем втором пункте гласит: «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность», содержание ст. 20 Конвенции «вступило в противоречие с российской Конституцией».

Но ведь вопросы соответствия конституции решает Конституционный Суд. А он в определении от 15 ноября 2001 г. №277-О указал, что согласно статье 37 (часть1) Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В то же время это право не предполагает обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепление в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определённые виды деятельности в органах государственной власти или органах местного самоуправления.

При этом запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, которое приобретает в таком случае лицо, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных прав этого лица.

В Определении от 30 сентября 2004г №299-О Конституционный Суд дополнительно указал, что гражданин, пожелавший реализовать конституционное право, предусмотренное статьёй 37 (часть 1) Конституции РФ при осуществлении деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус должностного лица и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре и не влечет ограничения или нарушения конституционных прав этого гражданина.

Таким образом, никакие положения Конституции РФ и основополагающие принципы внутреннего законодательства РФ не препятствуют распространению юрисдикции РФ в отношении деяний, признанными преступными согласно статьи 20 Конвенции ООН против коррупции и будет способствовать более эффективному противодействию коррупционным проявлениям.

Да и странно утверждать, что около сотни стран, подписавших Конвенцию, расстались с презумпцией невиновности.

И мы же не считаем нарушением данного фундаментального принципа, например, уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации.

  1. «С юридической точки зрения инициатива коммунистов о "до-ратификации" Конвенции ООН выглядит безграмотно. Они не понимают разницы между "оговоркой", на которую имеет право каждое государство при подписании многостороннего договора, и "толковательным заявлением", которое никоим образом не отражается на обязательствах и правах государства, подписавшего международный договор и сделавшего при этом заявление».

Но ведь из п.1 ст.1 Федерального закона от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» следует, что Российская Федерация не обладает юрисдикцией в отношении деяния, признанного преступным согласно статье 20 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции. Значит, данный пункт отражается на обязательствах и правах государства, т.е. должен быть признан оговоркой. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", «оговорка» означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации».

Надо отметить, что законопроект № 474238-5 в любом случае не содержит слов «ратификация» и «до-ратификация», он просто предлагает формулировку п.1 ст.1 федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции", предусматривающую признание юрисдикции России в отношении деяний, предусмотренных ст. 20 Конвенции ООН.

  1. «Главное в борьбе с коррупцией - добиться неукоснительного соблюдения уже существующих норм права, совершенствовать механизм их применения, повышать эффективность правовой практики, а не заниматься собственным политическим пиаром».

Одни 12 лет говорят о борьбе с коррупцией, занимая ключевые посты в государстве, а результат-то где? Это называется «пиариться». Вторые сами всю жизнь воровали, а теперь хотят воспользоваться справедливым недовольством граждан, ругая первых и никак, кроме этого, с коррупцией не борясь. Это тоже пиар.

В опубликованной 6 февраля в газете "КоммерсантЪ" статье "Демократия и качество государства" премьер Путин недвусмысленно заявил о своем согласии с тезисом о том, что « ». Если это не просто банальный предвыборный пиар, то почему тогда комитет Госдумы по международным делам, состоящий в основном из членов путинской «Единой России», по-прежнему затягивает принятие закона. Думается, или Путин не так уж и хочет ратификации 20 статьи, или депутатов от «Единой России» больше страшит ответственность за коррупцию, чем недовольство лидера партии. Ещё бы, ведь депутаты-коммунисты уже внесли, предусматривающий до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества, приобретённого в результате незаконного обогащения...

Как установлено в федеральном законе от 25 декабря 2008г. N273-ФЗ
«О противодействии коррупции» - противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочии.

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина устанавливаются Конституцией Российской Федерации в качестве обязанности государства. Это означает, что данное отношение к правам и свободам человека должно быть присуще любой государственной деятельности, в том числе по противодействию коррупции.

2. Законность как принцип противодействия коррупции имеет несколько проявлений.
Во-первых, это придание "законной" юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Нормы права, определяющие то или иное поведение как коррупционное, устанавливающие запреты, ограничения, обязанности, должны содержаться в нормативных правовых актах определенных формы и уровня.
Во-вторых, должностные лица, осуществляющие борьбу с коррупцией (пресечение, раскрытие, расследование, предупреждение коррупционных правонарушений), должны обладать полномочиями (компетенцией) на осуществление данной деятельности.
В-третьих, привлечение к юридической ответственности за нарушение норм о противодействии коррупции должно отвечать закрепленным в действующем законодательстве правилам привлечения к ответственности. При этом права и интересы привлекаемых лиц должны быть в полной мере соблюдены.

3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Данный принцип в сфере противодействия коррупции должен найти отражение в двух аспектах.
Во-первых, публичность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выражается в публичном характере государственного преследования за коррупционные правонарушения.
Во-вторых, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления показывает степень общественного контроля за государственным аппаратом, степень соучастия членов гражданского общества в решении государственных и муниципальных дел.

4.Неотвратимость ответственности это и есть максимальная вероятность привлечения к ответственности . Данный показатель обеспечивается в первую очередь работой правоохранительных органов, в ведении которых находится расследование коррупционных правонарушений. Важную роль здесь играет подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров, способных справляться с поставленными задачами.

5.Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Коррупция представляет собой определенную степень социального заболевания всего общественного организма, выражающуюся в незаконном перераспределении материальных благ с использованием своего служебного положения. Решение данной проблемы в значительной степени лежит в русле создания такой системы распределения материальных благ, которая в глазах общества выглядит экономически эффективной и социально оправданной. Решение данной задачи требует включения всех мер социального воздействия - от правовых до информационно-пропагандистских.

6.Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме,воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих.
Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов,которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и подталкивать их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа играет на само общество.
7.Сотрудничество.
Данный принцип предполагает
-высокий уровень развития демократических институтов
-подлинный плюрализм мнений
-свободу и независимость прессы
-реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества.
Только при объединении усилий общества и государства, направленных на реализацию указных принципов противодействии, коррупции возможно добиться желаемого результата в этой сфере.

Статья подготовлена студентом 4 курса ФГБОУ «Российская Академия Правосудия» Корнаевым С.С. под руководством главного специалиста-эксперта отдела законодательства Управления Министерства юстиции России по Республике Алтай Кайгасовой О.П.

коррупция противодействие правонарушение

Принятый Федеральный закон "О противодействии коррупции" дает определение коррупции, устанавливает основные принципы и организационные основы противодействия коррупции, определяет меры по ее профилактике, устанавливает специальные требования к государственным и муниципальным служащим, предусматривает ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения. В соответствии с Законом коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также будет являться совершение данных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Принципы имеют системообразующее значение, формируя нормы и направляя правоприменение, обеспечивая его единообразие. Именно принципы должны служить ориентиром и при разрешении правовых коллизий. Принцип (от лат. principium - основа, начало) - основоположение, исходная, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности.

Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина является конституционным и, более того, универсальным. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статья 18 Конституции РФ закрепляет: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В комментируемом Законе данный принцип приобретает особый смысл, поскольку коррупция как негативное социальное явлении приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве.

Принцип законности также является конституционным и общеотраслевым принципом российского права. Законность - это состояние постоянного и точного выполнения качественного и справедливого законодательства, обеспечиваемое неотвратимостью применения мер государственного принуждения в случае нарушений. Режим законности - определенное состояние реального уровня соответствия действующих общественных отношений законам и другим нормативным актам. И все же в каждой сфере принцип законности имеет собственные нюансы и наполнение. Контекст комментируемого Закона позволяет выделить следующие направления его реализации:

1. точное исполнение закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления;

2. точное исполнение закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения;

3. точное соблюдение и исполнение закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции. В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, к сожалению, пока не занял достойного места в нашем законодательстве. Причиной тому - и отсутствие основополагающих законов о государственных органах и их деятельности. Чаще всего этот принцип замещается гораздо более узким по сфере своего применения принципом гласности. Например, принципом гласности руководствуется в своей деятельности Правительство РФ. (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации).

В Конституции РФ принцип открытости закреплен только по отношению к судебному разбирательству (ст. 123). Мы можем обнаружить этот принцип в некоторых отраслевых законах - открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами (Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации»). Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления (Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

В целом вопросам информационной открытости власти посвящены Федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, «О персональных данных», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Однако несмотря на предпринимаемые в этом направлении шаги, нельзя сказать, что в стране создан подлинный режим информационной открытости власти. Между тем именно публичность и открытость власти отвечает идее полноценного государственного управления, предполагающего подконтрольность власти обществу. Государства, в которых сформирован механизм информационной открытости власти, являются менее коррумпированными. В комментируемом контексте принцип публичности и открытости (транспарентности) несет и превентивную антикоррупционную нагрузку - во-первых, открытость деятельности власти сокращает коррупционные возможности, во-вторых, высвечивает любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, в-третьих, позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции.

Принцип неотвратимости ответственности как таковой из российских нормативных правовых актов исчез (напомним, что он являлся одним из основных принципов советского уголовного законодательства). Тем не менее Конституционный Суд РФ продолжает оперировать понятием неотвратимости ответственности, и даже назвал его по-прежнему принципом неотвратимости юридической ответственности, причем не только в сфере уголовного, но и налогового права. В современной России это понятие используется также в заявлениях по ратификации международных конвенций («Российская Федерация исходит из того понимания, что положения… Конвенции должны применяться таким образом, чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за совершение преступлений, подпадающих под действие Конвенции»). То, что комментируемый Закон называет в качестве одного из принципов именно неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения, имеет целью подчеркнуть серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения (при условии доказательства вины, разумеется) должно назначаться адекватное наказание. Этот принцип раскрывается далее в ст. 13 и 14 комментируемого Закона.

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер отражает специфику коррупции как явления, требующего адекватного и системного реагирования. Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Вдумчивое отношение к реализации данного принципа на практике позволит избежать перегибов, кампанейщины, показательных процессов, превратив рассматриваемую деятельность в один из компонентов государственного управления.

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции , если рассматривать его в системной связи с принципом комплексности мер, ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и «подталкивать» их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.

Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами подчеркивает общесоциальный характер проблемы коррупции.

Коррумпированность государства - проблема не только самого государственного аппарата, это вопрос и к самому обществу, состоящему из граждан, считающих это явление если не нормальным, то вполне терпимым. Разумеется, для подлинного сотрудничества государства и общества необходимо немало условий, многие из которых не до конца сложились в нашей стране. К таким условиям следует отнести: высокий уровень развития демократических институтов, политическую и гражданскую активность населения, подлинный плюрализм мнений, настоящую свободу и независимость прессы, реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. Там, где речь идет о сотрудничестве, не может диктовать условия только один субъект. К сожалению, данный принцип наиболее слабо реализован как в тексте комментируемого Закона, так и в действующем российском законодательстве. Еще только предстоит разработать способы и механизмы, ориентированные на население, способные поощрять общественность и отдельных граждан в таком сотрудничестве, собирать объективную информацию о масштабах и способах коррупции среди чиновников. Опора на гражданское общество в борьбе с преступностью в целом и коррупцией в частности является важным направлением деятельности правоохранительных органов в демократических странах. В ст. 22 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию говорится о защите лиц, сотрудничающих с правосудием, и свидетелей и предлагается обеспечение эффективной и надлежащей защитой тех, кто сообщает о коррупционных преступлениях, сотрудничает с органами, осуществляющими расследования и разбирательства.

Фарида Рустамова, РБК

"Рабочая группа «открытого правительства» отказалась поддерживать петицию Алексея Навального о распространении на Россию ст. 20 Конвенции ООН против коррупции. Предложение противоречит Конституции, решили эксперты.

Рабочая группа «открытого правительства» отказалась поддерживать собравшую более 100 тыс. голосов на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) петицию Алексея Навального о распространении на Россию ст. 20 Конвенции ООН против коррупции о преследовании чиновников за незаконное обогащение.

«Предлагаемые общественной инициативой изменения в законодательство Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации и основополагающим принципам правовой системы Российской Федерации», – говорится в решении рабочей группы. За него проголосовали 16 членов рабочей группы, два выступили против, еще два воздержались.

В начале февраля рабочая группа министра Открытого правительства Михаила Абызова уже рассматривала петицию, инициированную Навальным. К заседанию антикоррупционное управление администрации резидента, МВД и Минюст представили свои заключения, в которых ведомства единодушно выступили против инициативы.

Тогда председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов даже говорил, что несовершенные поправки в законодательство могут вернуть Россию в 1937 год. Против петиции выступили также министр Абызов, депутат-единоросс Сергей Железняк, член Общественной палаты Иосиф Дискин, адвокат Михаил Барщевский, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова. Вынесению негативного решения тогда воспрепятствовало то, что группа не собрала кворум. После трех часов обсуждений член рабочей группы, адвокат Иван Павлов (один из защитников подозреваемой в госизмене Светланы Давыдовой), обратил внимание, что отсутствует кворум – из 34 членов рабочей группы на месте всего 14 человек. В итоге рабочая группа вынуждена была провести повторное заседание.

На состоявшемся в среду заседании Абызов и подавляющее большинство членов его рабочей группы продублировали поступившие от органов исполнительной власти отрицательные заключения. Основные доводы экспертов – формулировки законопроекта, который предложен в петиции, юридически несовершенны и противоречат Конституции, а наказания за должностные преступления уже предусмотрены в действующем законодательстве. Депутат-единоросс Владимир Плигин заявил, что должностные преступления в России и так наказываются в том числе изъятием имущества.

В ходе длившегося около полутора часов обсуждения Павлов и представитель авторов инициативы, директор Фонда борьбы с коррупцией Романа Рубанов доказывали, что набравшую 100 тыс. голосов петицию нельзя отклонить по регламенту – рабочая группа, по их мнению, должна только направить петицию в правительство для разработки соответствующего законопроекта. Однако другие члены рабочей группы их доводы не восприняли.

«Не надо здесь устраивать цирк и политес», – одернул Абызов эмоционально выступавшего Павлова. В результате Абызов поставил на голосование решение, согласно которому разработка соответствующего законопроекта «нецелесообразна». В то же время в решении указывается, что вопрос борьбы с коррупцией «важен и актуален», поэтому рабочая группа рекомендует другой структуре, правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства по экспертному обеспечению развития антикоррупционных механизмов под руководством члена президентского Совета по правам человека Кирилла Кабанова привлечь депутатов, сенаторов и других специалистов к «комплексному совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции». Экспертное заключение, в целом повторяющее доводы Кремля, Минюста и МВД, было решено направить в правительство и в президентский совет по противодействию коррупции.

Как само решение, так и экспертное заключение подписаны министром Абызовым, однако, как сообщили эксперты на заседании рабочей группы, они не принимали участия в их подготовке. Член рабочей группы адвокат Павлов упрекнул Абызова в нарушении регламента работы группы, который не предусматривает разработки решений и заключений без участия ее членов. Абызов ответил, что тексты были подготовлены аппаратом правительства. Павлов заявил, что это также нарушает регламент. На это министр сказал, что тогда следует считать, что тексты написал он сам на основе отрицательных заключений кремлевского управления по противодействию коррупции, МВД и Минюста.

По итогам заседания Абызов дал поручение члену рабочей группы Дискину разработать поправки в регламент работы экспертной группы, которые позволили бы ей самостоятельно переписывать подаваемые инициативы юридически грамотным языком.

На заседание в начале февраля из авторов петиции был допущен только Рубанов. Остальным, в том числе и самому Навальному, в допуске в зал заседаний было отказано. Накануне встречи рабочей группы в среду адвокат Павлов направил обращение министру Абызову с просьбой допустить экспертов ФБК и прессу, также не пропущенную на прошлое заседание – издания Slon.ru и телеканал «Дождь», а также организовать интернет-трансляцию обсуждения. Абызов на просьбу Павлова в среду не отреагировал.

Для начала необходимо подчеркнуть, что незаконное обогащение публичного должностного лица по определению противоречит основному закону, т.к. производится оно из карманов граждан. Права последних, напомним, являются высшей ценностью. Об этом давно забыли многие чиновники, с полной уверенностью полагая, что только их кошелёк должен охраняться всеми доступными средствами.

Было бы несправедливо утверждать, что проблема коррупции актуальна только для России. Конечно же, это глобальная беда. Но каким-то образом весь мир с ней борется, причём зачастую так эффективно, что нам остаётся только учиться. И вот, Совет Европы по борьбе с коррупцией даёт России в 2010 году 26 рекомендаций по решению проблем коррупции. И пока из них нашим государством выполнено всего около четверти. Среди невыполненных как раз и ратификация статьи 20 Конвенции ООН против коррупции.

Коммунисты внимательно ознакомились с вышеуказанными рекомендациями, изучили успешный зарубежный опыт , в том числе практику применения ст. 20 Конвенции против коррупции , и внесли в Госдуму целый ряд законопроектов, среди которых № 474238-5 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ратификации Конвенции Организаций Объединённых Наций против коррупции» Александра Дмитриевича Куликова и Сергея Павловича Обухова, зарегистрированный 17.12.2010г. Уже на следующий день законопроект направлен в профильный комитет (Комитет Госдумы по международным делам). И…

…Прошло больше года. Больше года «подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой», переписок, сбора отзывов, а говоря прямо – банальной волокиты всеми доступными средствами. И что мы слышим от председателя комитета Госдумы по международным делам ЕдРосса Константина Косачева? Каковы причины отстаивания позиций коррупционеров? Вернее, каковы официальные предлоги? Причины-то нам понятны.

Необходимо положительное заключение правительства?

Но заместитель начальника Правового управления Государственной Думы РФ Г.А. Мартьянов в письме К.И. Косачеву ещё от 22 декабря 2010 года сообщил, что для законопроекта № 474238-5 «необходимость в получении заключения Правительства Российской Федерации не усматривается ».

  1. «Миллионы наших граждан, коммунисты предлагают сегодня лишить одного из конституционных прав – «презумпции невиновности», «статья 49 нашей Конституции (а это именно правовой документ прямого действия) в своем втором пункте гласит: «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность», содержание ст. 20 Конвенции «вступило в противоречие с российской Конституцией».

Но ведь вопросы соответствия конституции решает Конституционный Суд. А он в определении от 15 ноября 2001 г. №277-О указал, что согласно статье 37 (часть1) Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В то же время это право не предполагает обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепление в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определённые виды деятельности в органах государственной власти или органах местного самоуправления.

При этом запреты и ограничения, обусловленные специфическим статусом, которое приобретает в таком случае лицо, не могут рассматриваться как неправомерные ограничения конституционных прав этого лица.

В Определении от 30 сентября 2004г №299-О Конституционный Суд дополнительно указал, что гражданин, пожелавший реализовать конституционное право, предусмотренное статьёй 37 (часть 1) Конституции РФ при осуществлении деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления добровольно принимает условия, ограничения и преимущества, с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус должностного лица и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре и не влечет ограничения или нарушения конституционных прав этого гражданина.

Таким образом, никакие положения Конституции РФ и основополагающие принципы внутреннего законодательства РФ не препятствуют распространению юрисдикции РФ в отношении деяний, признанными преступными согласно статьи 20 Конвенции ООН против коррупции и будет способствовать более эффективному противодействию коррупционным проявлениям.

Да и странно утверждать, что около сотни стран, подписавших Конвенцию, расстались с презумпцией невиновности.

И мы же не считаем нарушением данного фундаментального принципа, например, уклонение от уплаты налогов путем непредставления налоговой декларации.

  1. «С юридической точки зрения инициатива коммунистов о "до-ратификации" Конвенции ООН выглядит безграмотно. Они не понимают разницы между "оговоркой", на которую имеет право каждое государство при подписании многостороннего договора, и "толковательным заявлением", которое никоим образом не отражается на обязательствах и правах государства, подписавшего международный договор и сделавшего при этом заявление».

Но ведь из п.1 ст.1 Федерального закона от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» следует, что Российская Федерация не обладает юрисдикцией в отношении деяния, признанного преступным согласно статье 20 Конвенции, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции. Значит, данный пункт отражается на обязательствах и правах государства, т.е. должен быть признан оговоркой. В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", «оговорка» означает одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации».

Надо отметить, что законопроект № 474238-5 в любом случае не содержит слов «ратификация» и «до-ратификация», он просто предлагает формулировку п.1 ст.1 федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции", предусматривающую признание юрисдикции России в отношении деяний, предусмотренных ст. 20 Конвенции ООН.

  1. «Главное в борьбе с коррупцией - добиться неукоснительного соблюдения уже существующих норм права, совершенствовать механизм их применения, повышать эффективность правовой практики, а не заниматься собственным политическим пиаром».

Одни 12 лет говорят о борьбе с коррупцией, занимая ключевые посты в государстве, а результат-то где? Это называется «пиариться». Вторые сами всю жизнь воровали, а теперь хотят воспользоваться справедливым недовольством граждан, ругая первых и никак, кроме этого, с коррупцией не борясь. Это тоже пиар.

В опубликованной 6 февраля в газете "КоммерсантЪ" статье "Демократия и качество государства" премьер Путин недвусмысленно заявил о своем согласии с тезисом о том, что «чиновник должен получать высокую зарплату, но соглашаться на абсолютную прозрачность, включая расходы и крупные приобретения семьи ». Если это не просто банальный предвыборный пиар, то почему тогда комитет Госдумы по международным делам, состоящий в основном из членов путинской «Единой России», по-прежнему затягивает принятие закона. Думается, или Путин не так уж и хочет ратификации 20 статьи, или депутатов от «Единой России» больше страшит ответственность за коррупцию, чем недовольство лидера партии. Ещё бы, ведь депутаты-коммунисты уже внесли законопроект № 600388-5 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс" , предусматривающий до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества, приобретённого в результате незаконного обогащения...



 

Возможно, будет полезно почитать: