Понятие признаки и особенности административно правовых отношений. Виды административно-правовых отношений

  • Административное право в правовой системе Российской Федерации
  • Управление. Государственное управление, исполнительная власть
    • Общее понятие управления
    • Государственное управление
      • Государственное управление - страница 2
    • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением
      • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением - страница 2
      • Исполнительная власть: механизм, соотношение с государственным управлением - страница 3
  • Предмет и метод административного права
    • Общественные отношения, регулируемые административным правом
      • Общественные отношения, регулируемые административным правом - страница 2
      • Общественные отношения, регулируемые административным правом - страница 3
    • Метод административного права
      • Метод административного права - страница 2
    • Место административного права в правовой системе Российской Федерации
      • Место административного права в правовой системе Российской Федерации - страница 2
    • Понятие и система субъектов административного права
  • Административные нормы
    • Понятие и особенности административно-правовых норм
      • Понятие и особенности административно-правовых норм - страница 2
    • Виды административно-правовых норм
    • Реализация административно-правовых норм
    • Источники административного права
  • Административно-правовые отношения
    • Основные черты административно-правовых отношений
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 2
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 3
      • Основные черты административно-правовых отношений - страница 4
    • Юридические факты в административном праве
    • Виды административно-правовых отношений
      • Виды административно-правовых отношений - страница 2
  • Субъекты административного права Российской Федерации
  • Физические лица
    • Физические лица
    • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса
      • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса - страница 2
      • Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Основы их административно-правового статуса - страница 3
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
      • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления - страница 2
    • Административно-правовые гарантии прав граждан
    • Обращения граждан
      • Обращения граждан - страница 3
    • Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Органы исполнительной власти
    • Понятие и правовой статус органов исполнительной власти
    • Виды органов исполнительной власти
      • Виды органов исполнительной власти - страница 2
    • Принципы построения системы органов исполнительной власти
    • Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
    • Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти
    • Правительство Российской Федерации
    • Иные федеральные органы исполнительной власти
      • Иные федеральные органы исполнительной власти - страница 2
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
      • Органы общей компетенции исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления
  • Государственные служащие
    • Понятие государственной службы
    • Виды государственной службы
    • Принципы государственной службы
    • Система правовых актов о государственной службе
    • Понятие и виды государственных служащих
      • Понятие и виды государственных служащих - страница 2
    • Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления
    • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
      • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы - страница 2
    • Стимулы деятельности государственных служащих
    • Организационное обеспечение государственной службы
  • Предприятия, организации и учреждения
    • Понятие и виды предприятий, учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
      • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений - страница 2
    • Создание и ликвидация предприятий и учреждений
    • Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
    • Фонды
  • Общественные объединения
    • Понятие и виды общественных объединений
    • Основы административно-правового статуса общественных объединений
    • Законодательные основы правового положения религиозных объединений
  • Административно-правовые формы и методы
  • Административно-правовые формы
    • Понятие административно-правовых форм
    • Виды административно-правовых форм
    • Правовые акты управления: понятие, юридическое значение
    • Виды правовых актов управления
      • Виды правовых актов управления - страница 2
    • Действие правовых актов управления
      • Действие правовых актов управления - страница 2
      • Действие правовых актов управления - страница 3
    • Административно-правовой договор
  • Административно-правовые методы
    • Понятие административно-правовых методов
      • Понятие административно-правовых методов - страница 2
    • Виды административно-правовых методов
      • Виды административно-правовых методов - страница 2
    • Административное принуждение: сущность, виды
      • Административное принуждение: сущность, виды - страница 2
  • Ответственность по административному праву
  • Административная ответственность
    • Понятие и основные черты административной ответственности
    • Законодательные основы административной ответственности
    • Административное правонарушение
      • Административное правонарушение - страница 2
      • Административное правонарушение - страница 3
    • Освобождение от административной ответственности
    • Ограничение административной ответственности
    • Понятие и виды административных взысканий
      • Понятие и виды административных взысканий - страница 2
    • Наложение административного взыскания
    • Административная ответственность организаций
    • Дисциплинарная ответственность
    • Материальная ответственность
  • Административно-процессуальное право
  • Административно-процессуальная деятельность
    • Административный процесс: сущность, виды
      • Административный процесс: сущность, виды - страница 2
      • Административный процесс: сущность, виды - страница 3
    • Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура
      • Административная юрисдикция: основные черты, принципы, структура - страница 2
  • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Законодательство Российской Федерации о производстве
    • Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
    • Участники производства
      • Участники производства - страница 2
    • Доказательства
    • Меры, обеспечивающие производство
      • Меры, обеспечивающие производство - страница 2
    • Возбуждение административного дела
    • Рассмотрение дела
    • Обжалование, опротестование постановления по делу
    • Исполнительное производство
      • Исполнительное производство - страница 2
  • Административное право и законность в управлении
  • Законность в сфере управления
    • Законность, дисциплина, целесообразность
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в управлении
  • Способы обеспечения законности и дисциплины в управлении
    • Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
    • Контроль органов законодательной (представительной) власти
    • Контроль органов исполнительной власти
    • Административный надзор
    • Органы судебной власти и законность в управлении
      • Органы судебной власти и законность в управлении - страница 2
    • Общий надзор органов прокуратуры

Виды административно-правовых отношений

Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям.

Присущий им элемент юридической властности выражается по-разному. Управленческая практика свидетельствует о том, что отдельные виды административно-правовых отношений не всегда и не во всем прямо и непосредственно выражают присущую государственно-управленческой деятельности властность, что такого рода правоотношения могут иногда строиться и на началах равенства их участников.

Наконец, известное, хотя и далеко не всестороннее развитие получают административно-правовые отношения договорного типа. Следовательно, при относительной однородности своих основных или наиболее показательных проявлений, они могут включать в свой состав различные варианты социальных связей опосредствованных административно-правовыми нормами. В связи с этим необходимо учитывать также и то, что не все управленческие отношения оформляются административным правом.

Тем не менее, ведущее значение сохраняют административно-правовые отношения которые непосредственно связаны с практическим осуществлением соответствующими субъектами исполнительной власти управляющего или упорядочивающего воздействия на те или иные объекты. Это означает, что главенствующую роль играют те управленческие связи, в рамках которых проявляются все основные особенности административно-правового регулирования общественных отношений.

Если руководствоваться данными позициями, то можно первоначально выделить следующие две группы административно-правовых отношений:

  • отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия («субъект - объект»), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Это - собственно властеотношения;
  • отношения, складывающиеся за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением.

Иногда названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие Связи. Первые прямо выражают сущность управления, а вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым относятся административно-правовые отношения, которые могут быть выражены формулой «команда - исполнение».

Это, прежде всего отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.

При характеристике второй группы отношений главное внимание акцентируется на том, что они, хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, но не имеют своим прямым назначением непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (например, отношения типа «субъект - субъект»).

Так, два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.п. Такого рода отношения весьма разнообразны и необходимы для создания нормальных условий реализации исполнительной власти. Но они имеют вспомогательное значение по сравнению с отношениями первой группы. Фактически они как бы подготавливают последующее непосредственное управляющее воздействие, т.е. служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений.

Иногда выделяют субординационные и координационные административно-правовые отношения. Суть первых ясна: они построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых эта авторитарность, якобы, отсутствует. При этом делается отсылка к отношениям, например, между несоподчиненными исполнительными органами.

Такое решение было бы приемлемым, если бы содержание координации (т.е. согласования) трактовалось однозначно. Но для этого достаточных оснований не имеется. Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически-властными проявлениями. Так, Правительство Российской Федерации координирует деятельность администрации краев, областей, автономий, городов федерального значения, направляет (т.е. координирует) работу республиканских правительств. Координационные полномочия подобного рода реализуются в форме правительственных актов, т.е. его юридически-властных волеизъявлений. Еще один пример.

Природоохранительные органы Российской федерации координирует деятельность иных органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации. Все это свидетельствует о том, что координация имеет юридически-властный характер как во взаимоотношениях между вышестоящими и нижестоящими субъектами исполнительной власти, так и между несоподчиненными исполнительными органами. Значит, по своей сути координация также может быть субординационной.

Поэтому классификация административно-правовых отношений по признаку основных и неосновных, деление их на субординационные и координационные в достаточной степени условны. Так же надо учитывать, что в ряде случаев координация, действительно, не только не связана с соподчиненностью, но и лишена юридически-властного характера. Например, это имеет место в отношениях между субъектом исполнительной власти и общественными объединениями; в подобных отношениях вместо координации властного типа осуществляется деловое взаимодействие (сотрудничество).

Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. В соответствии с этим критерием, поглощающим в определенной мере ранее рассмотренные, выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальные административно-правовые отношения в наибольшей степени выражают суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Это и есть то, что обычно называют властеотношениями.

Возникают они между соподчиненными сторонами, что свидетельствует об отсутствии в них, в отличие от гражданско-правовых отношений, равенства сторон. Однако соподчиненность нельзя трактовать в буквальном смысле. Фактически вертикальность означает, что у одной стороны есть юридически-властные полномочия, которых либо нет у другой стороны (например, у гражданина), либо их объем меньше (например, у нижестоящего органа управления).

Властной стороной при этом выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления). Столь же очевидно, что именно в вертикальных отношениях формируется непосредственное управляющее воздействие субъекта управления на тот ли иной объект, который далеко не во всех случаях ему организационно подчинен.

Такого рода правовые связи наиболее типичны для сферы государственного управления, несмотря на известную реформацию, проводимую в период постепенного перехода к рыночным отношениям, в условиях которых стороны, выступающие в роли объектов управления, приобретают все больший объем оперативной самостоятельности.

Но власть есть власть, а потому исполнительная власть, реализуемая в административно-правовых отношениях, не утрачивает своей юридически-властной природы. Наоборот, любые попытки игнорировать это объективно присущее ей качество неизбежно приводит к серьезным кризисным ситуациям (например, территориальный сепаратизм, разрыв хозяйственных связей, резкое ослабление государственной дисциплины).

В новых условиях государственное управление не утрачивает своей властно-юридической природы, хотя механизм управляющего воздействия, конечно, становится мягче, освобождаясь от наиболее жестких вариантов достижения стоящих перед ним задач (например, отказ от адресного планирования, обязательных поставок, устранение элементов чрезмерной централизации). Тем не менее управленческая вертикаль, находящая свое выражение в административно-правовых отношениях, сохраняется в качестве наиболее традиционной для них.

При характеристике административно-правовых отношений нельзя ограничиться приведенными категорическими утверждениями и выводами, так как практически проявления управленческой вертикальности многозначны. Соответственно в сфере государственного управления можно обнаружить несколько вариантов административно-правовых отношений, которые по всем своим основным показателям относятся к числу вертикальных.

Об этом, в частности свидетельствуют следующие признаки, характерные для такого вида урегулированных административно-правовыми нормами управленческих отношений:

безапелляционность тезиса о неравенстве сторон, как ведущего показателя вертикальности данного вида правовых отношений; сосредоточение в руках управляющей стороны, т.е. субъекта исполнительной власти, юридически-властных полномочий; невозможность стороны, выступающей в роли управляемого, «управлять» таковым субъектом;

неравенство сторон логически предполагает подчинение одной стороны («объект управления») другой («субъект управления»). Отсюда - бытующая формула «власть - подчинение», используемая, как правило, для характеристики административно-правовых отношений именно вертикального типа;

подчиненность (соподчиненность) в административно-правовых отношениях далеко не во всех случаях имеет четко выраженное проявление. Например, гражданин или негосударственное формирование (коммерческая структура и т.п.) организационно не подчинены субъектам исполнительной власти. В отношениях между отдельными звеньями механизма исполнительной власти также прямая подчиненность одного звена другому часто отсутствует.

Страницы: 1 2

Одной из разновидностей правовых отношений являются административные, в которых одним из субъектов всегда выступает властный орган либо его Могут они возникнуть по инициативе любой стороны, и при этом желание другой не всегда является обязательным. Что такое административные отношения, из чего они состоят, кто может быть их субъектом? Коротко ответим на эти вопросы.

Понятие

Административно-правовые отношения - закрепленные юридическими нормами возникающие и существующие в связи с деятельностью исполнительных органов.

Структура

Состоят из содержания, объекта и субъектов.

Субъектами выступают:

  • граждане России;
  • органы местного самоуправления, госуправления (исполнительной власти), должностные лица органов;
  • находящиеся на территории государства - России - граждане других государств;
  • учреждения, предприятия, организации.

Особенности

Административно-правовые отношения - обладающая всеми общими признаками и имеющая свои особенности разновидность правоотношений. К таким особенностям можно отнести следующие:

  • одна из сторон (в обязательном порядке) - должностное лицо, либо орган госуправления, исполнительной власти;
  • Эта сторона реализует предоставленные властные полномочия;
  • Большинство споров разрешается в административном порядке;
  • Стороны правоотношений не равны по своему статусу.

Виды административно-правовых отношений

Их подразделяют на внутриорганизационные и внешние. Первые возникают в результате внутренней деятельности властных органов, должностных лиц. Вторые существуют в связи с реализацией Также выделяют координационные и субординационные административно-правовые отношения. Последними являются отношения, построенные на авторитарности юридического волеизъявления субъекта управления. При координационных отношениях эта авторитарность отсутствует.

По юридическому характеру взаимодействий их подразделяют на вертикальные и горизонтальные. Первыми являются властеотношения, при которых субъект управления оказывает непосредственное управляющее воздействие на другое лицо. При горизонтальных отношениях стороны являются юридически и фактически равноправными.

и отношения

Регулирование отношений осуществляется путем закрепления их в правовых нормах различных законодательных актов. Общие нормы содержатся в Конституции, а основным актом в сфере административных отношений является КоАП РФ. В нормах административного права точно определено, между кем должны возникать правоотношения, и какие у них будут права и обязанности.

Существующие права и интересы в административных отношениях могут быть защищены в судебном порядке, но чаще всего решение принимает одна сторона - субъект управления. Такой субъект может отказать в просьбе, дать указания, потребовать объяснений, использовать средства дисциплинарного и административного принуждения.

В отличие от в административном праве ответственность возникает не перед другим субъектом, а непосредственно государством.

Административно-правовые отношения возникают как из-за правомерных, так и из-за неправомерных действий. К первым можно отнести подачу жалобы на действия исполнительного органа. Ко вторым - совершение лицом административного правонарушения.

Административно-правовые отношения - это отношения, возникающие по поводу выполнения административных обязательств публичной администрацией. Характерным признаком административно-правовых отношений является то, что органы публичной администрации выступают в них властной стороной, которая реализует свои исполнительно-распорядительные полномочия. То есть имеет право на принятие властного (обязательного) решения.

1) они являются видом правовых отношений и формой существования социальных отношений. Они возникают, изменяются и прекращаются в сфере публичного администрирования;

2) они формируются в рамках и на основе административно-правовых норм, которые содержат в себе абстрактную конструкцию отношений;

3) отношения объективируются с возникновением юридических фактов, предусмотренных административно-правовыми нормами;

4) одна из сторон административно-правовых отношений всегда является носителем властных полномочий (публичная администрация), без которого существование административно-правовых отношений невозможно;

5) такие отношения могут существовать по принципу "власть - подчинение", когда одна сторона имеет властные полномочия в отношении другого (например, отношения между областной и районными государственными администрациями);

6) административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие или желание второй стороны не является обязательным условием их возникновения, так же, как и наличие или отсутствие у нее властных полномочий. Ярким примером в этой ситуации является реординационные отношения, возникающие по инициативе граждан, в том числе при обжаловании действий и решений публичной администрации;

7) споры между сторонами таких отношений преимущественно решаются в административном порядке, хотя могут быть решены и в судебном (в том числе в порядке административного судопроизводства).

Составными частями административно-правовых отношений является юридическая основа, юридические факты, субъекты и объекты.

Юридическая основа - это административно-правовые нормы - как материальные, так и процессуальные, на основании которых возникают отношения.

Юридические факты - это определенные действия и события, которые служат фактическим основанием для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.

Действия - это факты, которые возникают по воле людей. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм. Неправомерные действия - это правонарушения, проступки, влекущие за собой применение мер принудительного воздействия. Правоотношения, вызванные противоправными поступками, называют деліктними.

События - это явления, не зависящие от воли людей, но приводят к определенным правовым последствиям (наводнения, землетрясения, пожары и т.п.).

Субъекты - это конкретные участники административно-правовых отношений - юридические и физические лица, наделенные правами и обязанностями в сфере управленческой деятельности. Предпосылкой вступления названных субъектов в конкретные административно-правовые отношения является наличие у них правоспособности и дееспособности.

Административная правоспособность - это способность субъекта административных правоотношений иметь права и нести юридические обязанности в сфере исполнительной власти. Административная правоспособность юридических лиц возникает, как правило, с момента издания акта об их учреждении, а прекращается с их ликвидацией или реорганизацией. У физических лиц административная правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с их смертью. Административная правоспособность является основой дееспособности.

Административная дееспособность - это способность своими действиями приобретать и реализовывать права и обязанности в сфере управления. Правоспособность и дееспособность составляют правосубъектность.

Объект - это то, по поводу чего возникают, развиваются и прекращаются административно-правовые отношения.

Особенности административно-правовых отношений:

1) одной из сторон является субъект властных полномочий (между обычными гражданами такие отношения не возникают);

2) стороны в таких отношениях является, как правило, неровными;

3) могут возникать и без согласия сторон.

В связи с многоаспектностью предмета административного права возникает несколько критериев классификации административных правоотношений. Приведем некоторые из них.

1. В зависимости от отраслевой принадлежности выделяют материальные административные правоотношения и процессуальные.

Материальные правоотношения - это отношения пассивного типа. Они выражающие статическую функцию права. Такие отношения складываются на основе уповноважуючих и запрещающих административно-правовых норм, то есть норм материальных. Отношения такого типа, возникнув однажды, могут длительное время оставаться "неподвижными", статичными. Так отношения между гражданином, получившим право на льготы, и органом публичного управления, который предоставляет эти льготы, будут находиться в статическом состоянии (оставаться материальными) до тех пор, пока гражданин не посчитает нужным реализовать данное право.

Процессуальные отношения - это отношения активного типа. Они выражают динамическую функцию права. Для их возникновения нужна процессуальная норма. Такие отношения постоянно находятся в развитии, то есть являются динамическими. Как правило, они складываются в процессе решения управленческих дел (например, дел об административных правонарушениях).

2. По характеру связей между сторонами административно-правовых отношений: вертикальные и горизонтальные.

Вертикальные - это отношения субординационной характера, то есть отношения власти и подчинения. Они имеют место там, где одна сторона подчинена второй.

Горизонтальные - правоотношения, в которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Административно-правовым такие отношения делает государственная воля, что требует от субъектов вступить в правовые отношения между собой на паритетных началах. Эта воля всегда выражена в форме административно-правового акта. Таким образом, основанием для возникновения данных отношений является и сама административно-правовая норма. Вследствие этого субъекты (адресаты нормы) не могут отказаться от вступления в правоотношения, а также не могут выйти за рамки наставлений, которыми регламентировано их взаимные права и обязанности.

Одним из видов горизонтальных административных правоотношений является реординационные, возникающие по инициативе физических и юридических лиц в случае их обращения к публичной администрации с целью реализации своего административно-правового статуса. Ярким примером таких отношений, возникающих по поводу предоставления физическим и юридическим лицам административных услуг.

Диагональные - отношения между субъектом и объектом управления, которые находятся в различных областях управленческой системы.

3. В зависимости от выполняемых функций они делятся на регулятивные и правоохранительные.

Регулятивные - те, что связаны с реализацией положительных задач публичного управления. Это организация работы аппарата управления, руководство нижестоящими структурами, удовлетворения запросов граждан и др.

Правоохранительные - отношения, возникающие по поводу ответственности за административные проступки. Они возникают между правонарушителем и правозастосовчим органом (его должностным лицом).

4. По характеру действий обязанного субъекта могут быть активными и пассивными.

Активные - обязанный субъект должен совершить определенные действия (гражданин, которому исполнилось 16 лет, обязан получить паспорт).

Пассивными - обязанный субъект должен воздержаться от совершения определенных действий - совершение правонарушения.

5. В зависимости от административно-правового статуса субъектов, участвующих в правоотношениях, выделяют:

Между подчиненными субъектами публичного управления, находящимися на различном организационно-правовом уровне, т.е. между вышестоящими и нижестоящими органами;

Между непідпорядкованими субъектами одинакового организационно-правового уровня. Это отношения между двумя министерствами, администрациями районов области и т.п. Такие отношения принято называть горизонтальными;

Между органами публичного управления и подчиненными им организационно предприятиями, корпорациями, концернами и т.п. Это отношения между администрацией и непосредственно предприятием;

Между органами публичного управления и предприятиями, учреждениями, организациями, которые им организационно не подчинены (организационно от них независимы). Это, к примеру, отношения между налоговой администрацией И предприятиями;

Между органами государственного управления и структурами местного самоуправления. Такие отношения складываются, например, между государственной администрацией района и исполкомом поселкового совета;

Между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, учреждениями, организациями;

Между органами публичного управления и объединениями общественности.

Итак, механизм административно-правового регулирования состоит из административно-правовых норм, отношений и актов толкования. Административно-правовая норма имеет трехэлементную структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Административно-правовые отношения возникают между субъектами административного права. Акты толкования более подробно выясняют содержание правовых норм.

Учитывая многообразие сферы государственного управления, административно-правовые отношения различны и многообразны по своему характеру, содержанию и направленности. Это обусловливает возможность их классификации по многим основаниям . Рассмотрим некоторые критерии классификации.

Различаются основные и неосновные административно-правовые отношения.

Основные административно-правовые отношения непосредственно выражают основную формулу управляющего воздействия («субъект - объект»), в которой наиболее отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности. Имеются в виду собственно властеотношения, складывающиеся между обязательными элементами любой социальной системы, трактуемой в управленческом смысле. Такие административно-правовые отношения являются основными. Это, прежде всего, отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими работниками, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности, и т.д.

Неосновные административно-правовые отношения складываются за рамками непосредственного управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связаны с его осуществлением. Суть такого рода правоотношений состоит в том, что они представляют собой связи между несоподчиненными сторонами управленческого процесса. Отсюда – отсутствие свойственной управлению властности, так как участники правоотношения равноправны. Так, например, два равноправных федеральных органа исполнительной власти могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов. Такие управленческие связи необходимы, прежде всего, для создания нормальных условий реализации исполнительной власти, служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношения. Данные административно-правовые отношения характеризуется как неосновные.

Среди административно-правовых отношений выделяются также внешние и внутриорганизационные.

Внешние административно-правовые отношения возникают в рамках внешней сферы управления, т.е. непосредственно в процессе реализации субъектом управления своих функций применительно к управляемым объектам.

Внутриорганизационные – возникают в рамках внутренней деятельности органов управления (при решении структурных и кадровых вопросов, распределении обязанностей работников управленческого аппарата, определении их ответственности и т.п.).

Административно-правовые отношения бывают субординационными и координационными.


Для субординационных отношений характерна авторитарность (властность) юридических волеизъявлений субъекта управления, они являются собственно административно-правовыми отношениями. Координационными же обозначают, как правило, такие управленческие отношения, при которых авторитарность отсутствует (например, отношения между несоподчиненными исполнительными органами).

Различаются также вертикальные административно-правовые отношения и горизонтальные административно-правовые отношения.

Вертикальные административно-правовые отношения непосредственно характеризуют суть административно-правового регулирования, они всегда возникают между соподчиненными сторонами отношений, т.е. исключают равенство сторон. Властной стороной в них всегда выступает соответствующий исполнительный орган (должностное лицо) Второй стороной при этом может быть также исполнительный орган или должностное лицо (но объем юридически властных полномочий, предоставленных второй стороне, меньше, чем первой), а может быть – гражданин или общественное объединение, которые вообще не имеют юридически властных полномочий. Всем вертикальным административно-правовым отношениям присуща общая черта, связанная с осуществлением прямого управляющего воздействия и соответственно с приоритетом юридически выраженной воли одной стороны данного отношения – субъекта управления.

В качестве горизонтальных административно-правовых отношений признаются такие отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Допустим, в работе исполнительных органов складываются отношения между различными государственными служащими одинакового должностного уровня, причем развиваются они без обязательных указаний. Такого типа отношения складываются также между несоподчиненными исполнительными органами по поводу, например, подготовки совместных нормативных актов, по согласованию совместных управленческих мероприятий и др.

Для горизонтальных административно-правовых отношений характерны, как правило, те обстоятельства, что подобные отношения возникают на стадии, предшествующей непосредственному управляющему воздействию, служат предпосылкой вертикальных отношений, создают условия, необходимые для принятия одностороннего юридически властного решения. Однако бывают и иные горизонтальные отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия. Их цель – создание условий, необходимых для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения. Это отношения, например, связанные с формированием межведомственных комиссий, проведением совместных ревизий, выработкой совместных мер по исполнению правовых актов и др. Обе группы горизонтальных административно-правовых отношений относятся к числу административно-процедурных отношений.

Горизонтальными по своему содержанию являются также административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров. Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются также отдельные отношения административно-договорного характера , носящие форму различного рода соглашений.

Виды административно-правовых отношений:

1. Материальные – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными нормами административного права;

2. Процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-процессуальных норм.

По функциям права:

ü Регулятивные – складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм;

ü Охранительные – складывающиеся на основе охранительных административно-правовых норм.

По характеру связей между участниками правоотношений:

ü Вертикальные – отношения «власть - подчиненный»;

ü Горизонтальные – отношения между не соподчиненными субъектами административного права.

По характеру юридических фактов:

ü Порожденные правомерными действиями;

ü Порожденные неправомерными действиями;

ü Порожденные событиями.

В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений:

ü Внутренние – отношения, связанные с формированием управленческих структур, определение принципов взаимодействия между управленческими структурами. Отношений между работниками внутри управленческой структуры.

ü Внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.

В зависимости от способа защиты:

ü Защищаемые в судебном порядке;

ü Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

Административно-правовым правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, се участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т. д.

По целям административно-правовые отношения подразделяются в первую очередь наохранительные (в том числе деликт- ные) ирегулятивные , что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности. По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить на отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица), отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлению деятельности выделяются:

§ административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации)общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик - субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация);

§ административно-правовые отношения исполнительной властиотраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении;

§ административно-правовые отношения органовмежотраслевой компетенции надведомствснного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий;

§ административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельностьаппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.

Наконец, административно-правовые отношения подразделяются на отношения по вертикали и по горизонтали.Вертикальные правоотношения характеризуются наличием одного из субъектов правоотношения, имеющего властные полномочия по отношению к другому участнику правоотношения (например, полномочия по изданию административного акта, обязательного для другого субъекта, по применению мер дисциплинарного воздействия или административного принуждения).Горизонтальными отношениями являются такие, субъекты которых находятся на одинаковом организационно-правовом уровне и обладают одинаковым масштабом компетенции и полномочий в той или иной сфере. Эти субъекты прямо не подчиняются друг другу, а вступают в отношения относительного равенства в целях решения управленческого вопроса (например, заключение административного договора субъектами управления; совместная разработка несколькими государственными органами специальной программы). Если один из субъектов горизонтальных правоотношений - гражданин, то он, как правило, реализует в рамках таких правоотношений свои субъективные права. В этом случае государственные и муниципальные органы обязаны признавать конституционные права граждан, соблюдать их и при необходимости эффективно их защищать.

В юридической литературе особо выделяются так называемыевнутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т. е. отношения, складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении. Указанные отношения в большей мере характеризуют организационные начала управления. Вместе с тем имеются ифункциональные внутриорганизационные правоотношения, т. е. отношения, в рамках которых реализуется правовой статус субъектов управления и граждан: осуществляются права и свободы граждан, полномочий должностных лиц и компетенция органов управления, устанавливаются обязанности субъектов права, привлекаются к ответственности лица, нарушающие правовые нормы в сфере публичного управления.

В 1980-х гг. активно обсуждались проблемы управленческих правоотношений. Ученые выделяли и анализировали субординационные, координационные и реординационные отношения.

Субординационные отношения - такие, которые базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).

Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и проч., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами.

Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т. е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления).



 

Возможно, будет полезно почитать: