Производства по делу о банкротстве. Последствия прекращения производства по делу о несостоятельности

Для того чтобы осуществить банкротство юридического лица, недостаточно иметь только доказательства наличия внешних признаков его несостоятельности. Любое дело, и, в частности, дело о банкротстве может быть возбуждено в суде не иначе как на определенном законом основании.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает единственное основание для возбуждения производства по делу о банкротстве - подачу заявления о признании должника банкротом.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в арбитражный суд в данном случае подается заявление особого рода, что существенно отличает процесс банкротства от искового производства. Дело в том, что порядок рассмотрения дел о банкротстве представляет собой специфичное производство, у которого имеются свои отличительные атрибуты. В деле о банкротстве нет истцов и ответчиков, а также не участвуют третьи лица. Такие дела относятся к особой категории дел, к которым законом могут быть предусмотрены специальные, по отношению к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации, процессуальные правила (ст. 143 АПК РФ),

В Законе о банкротстве также сказано, что все дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами, независимо от того, кто является кредитором или должником - юридическое лицо или гражданин. Дела о банкротстве не могут рассматриваться третейскими судами (п. З. ст. 29 Закона "О несостоятельности (банкротстве)").

В соответствии с п.2 ст.32 Закона о банкротстве правом на подачу заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды обладают налоговые и иные уполномоченные органы, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

В отличие от обычного иска в заявлении должника должны быть раздельно указаны суммы требований кредиторов в размере, который не оспаривается должником, выделены суммы задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, задолженность по оплате труда и выходных пособий работникам и другие задолженности, в том числе по обязательным платежам.

В заявлении должника должны быть указаны сведения о делах, находящихся в производстве других судов, об исполнительных и других приравненных к ним документах. Данные сведения обязательны, так как производство по этим делам подлежит приостановлению по ходатайству кредиторов.

Должник в своем заявлении должен указать сведения о его имуществе, о наличии средств для покрытия судебных расходов по делу. Кроме этого им должны быть указаны номера своих счетов в кредитных учреждениях и адреса данных организаций.

Определенные отличия имеются между заявлением кредитора и заявлением должника. Заявление должника не может быть им отозвано и подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу. В отличие от заявления должника заявления кредиторов могут быть ими отозваны, что может для примера иметь место в случае удовлетворения их требований должником или заключения мирового соглашения.

В статье 35 Закона о банкротстве определены сведения, которые должны быть указаны в заявлении кредитора. В статьях 34 и 35 Закона указаны обязательные, но не исчерпывающие сведения, которые должны содержаться в заявлении должника и кредитора. Отсутствие хотя бы одного из них дает право арбитражному суду возвратить заявление или отложить разбирательство дела до представления необходимых документов. Однако во многих случаях необходимо указать в заявлении и другие факты. Это необходимо, в частности, для рассмотрения требовании налоговых, иных уполномоченных органов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, прокурора. Так, например, к заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника - юридического лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом несудебном порядке. В остальном, к налоговым органам при подаче заявления о признании должника банкротом применяются те же требования, что и требования, предъявляемые для кредитора.

В ст.43 Закона о несостоятельности указан только один случай, когда арбитражный суд может принять заявление о банкротстве должника при отсутствии некоторых документов - когда обращение в арбитражный суд с заявлением должника для руководителя должника является обязательным. Такое заявление принимается арбитражным судом, а недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.

Кредиторы вправе обосновать свои требования объединенной задолженностью должника по различным обязательствам, а также объединить требования разных кредиторов к должнику и обратиться в суд с одним заявлением.

Закон о банкротстве предусматривает также некоторые особенности, характерные для заявлений о банкротстве должника, подаваемых органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными органами, а также органами прокуратуры.

В соответствии со ст. 38 Закона о банкротстве к заявлению кредитора - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования прилагаются документы о наделении органа, обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в установленном законом порядке. Отличительной особенностью здесь является то, Закон предусматривает для подачи данного заявления те же требования, что предусмотрены в отношении заявления кредитора. Однако в данном случае законодатель допускает оговорку, согласно которой такие правила применяются, если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений.

Очевидно, что законодатель в данном случае поставил Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в некое особенное положение по сравнению с другими субъектами рассматриваемых правоотношений. Однако, с моей точки зрения, такая постановка вопроса является не совсем понятной. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, действительно, участвуют в различных правоотношениях с некоторыми установленными отличиями по сравнению с другими участниками таких правоотношений, что часто объясняется объективными причинами и особенностями этих субъектов.

По моему мнению, перечень документов, которые кредитор должен представить в арбитражный суд при подаче заявления о банкротстве должника должен быть обязательным для всех без исключения лиц, которые в соответствии с Законом обладают правом на обращение в арбитражный суд с заявлением кредитора. Иначе, возникает вполне определенный вопрос; как понимать формулировку "если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений"? В каких случаях Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования могут пренебречь перечнем документов, необходимых для подачи заявления кредитора? Без какого из указанных пунктов данный субъект может обойтись при подаче заявления о признании должника банкротом? Не думаю, что законодатель имел ввиду освобождение заявителей от представления доказательств, подтверждающих наличие обязательства должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срока его исполнения; или доказательств обоснованности требований кредитора; либо доказательств, подтверждающих основания заявления кредитора.

В равной степени нельзя обойтись без перечня прилагаемых к заявлению кредитора документов, подтверждающих обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам или иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора (ст.37 Закона о банкротстве).

Требования, предъявляемые к заявлению о признании должника банкротом, направлены на то, чтобы кредитор мог обосновать свои претензии к должнику, иначе к процедуре банкротства можно привлечь почти любого участника рынка, не подпадающего под общие признаки банкротства.

Но в данном случае складывается ситуация, когда органы Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований могут, если это будет вытекать из существа правоотношений (что тоже является сомнительным исключением), обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом без должной аргументации своих притязаний, находясь в очень выгодной ситуации по отношению к другим участникам рынка.

Полагаю, что указанная оговорка законодателя не может быть объяснена с логической точки зрения и поэтому не должна присутствовать в законодательстве;

Особенности для данных лиц могут устанавливаться в части порядка их участия в каких-либо отношениях, но не должны действовать вопреки принципу справедливости, когда они поставлены в более выгодные по сравнению с иными участниками дела о банкротстве условия,

То же самое можно сказать и о заявлении прокурора. В ст. 40 Закона о несостоятельности (банкротстве) указывается, что заявление прокурора о признании должника банкротом подается в арбитражный суд с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) в отношении заявления кредитора, если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений.

К особенностям, присущим для заявления прокурора о признании должника банкротом относится, в частности, то, что оно может быть подано в соответствии с н.1 ст.40 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" при наличии следующих оснований:

  • · когда прокурором обнаружены признаки преднамеренного банкротства;
  • · когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;
  • · в интересах кредитора по денежным обязательствам - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
  • · в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В данном контексте Закон конкретизирует перечень тех случаев, когда прокурор имеет право обращения в арбитражный суд с заявлением, аналогичным заявлению кредитора, но оставляет возможность его расширения.

Представляется, что требования, предъявляемые к заявлению о признании должника банкротом, должны быть, по возможности, унифицированы применительно к заявлению, подаваемому Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципального образования, а также прокурором по содержанию, перечню прилагаемых документов, что позволит обеспечить реальное равенство различных участников имущественного оборота.

Тема 18. Особенности рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение

Вопросы

1. Рассмотрение в особом производстве дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

2. Подведомственность и подсудность арбитражным судам дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

3. Решения арбитражного суда по делам об установлении юридических фактов и их правовые действия.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие юридические факты могут быть установлены в арбитражном суде?

2. Каков порядок установления юридических фактов?

3. Каковы последствия возникновения спора о праве при рассмотрении дела об установлении юридического факта?

4. Как решаются вопросы подведомственности и подсудности дел об установлении юридических фактов?

Нормативные источники

Судебная практика

1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, свя­занных с введением в действие Арбитражного процессуального ко­декса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. № 2.

2. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Россий­ской Федерации от 17.02.2004 г. № 76 «Обзор практики рассмотре­ния арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 4.

Основная литература

Дополнительная литература

1. Кайгородов В.Д. Процессуальные особенности судебного рас­смотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значения. Свердловск: Изд-во Свердловского гос. ун-та, 1987. – 342 с.

2. Елисейкин П.Ф. Судебное установление фактов, имеющих юри­дическое значение. М.: Юридическая литература, 1973. – 283 с.

3. Чечот Д.М. Неисковые производства. М.: Юридическая литература, 1973.- 303 с.

4. Каллистратова Р.Ф. Установление юридических фактов судом в порядке особого производства. М.: Юриздат, 1958. – 300 с.

Составьте схему условий принятия арбитражным судом к производству заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение.



Вопросы

1. Право на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкротстве). Лица, участвующие в деле о несостоятельности (банкротстве).

2. Подготовка дела к судебному разбирательству.

3. Примирение по делам о несостоятельности (банкротстве).

4. Иные специальные правила рассмотрения и разрешения дел о не­ состоятельности (банкротстве).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите признаки несостоятельности (банкротства) организаций и граждан.

2. Определите круг лиц, обладающих правом на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом.

3. Как решаются вопросы подведомственности и подсудности дел о несостоятельности (банкротстве)?

4. Назовите стадии банкротства и их особенности.

Нормативные источники

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3012.

2. Федеральный закон № 121-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятель­ности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Фе­дерации. 2002. № 43. Ст. 4190.

3. Федеральный закон № 40-ФЗ от 25 февраля 1999 г. в ред. Феде­рального закона от 02.01.2000 г. «О несостоятельности (банкрот­стве) кредитных организаций» // Собрание законодательства Рос­сийской Федерации. 1999. № 9. Ст. 1097; 2000. № 1. Ст. 18.

4. Федеральный закон № 122-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монопо­лий топливно-энергетического комплекса» // Собрание законода­тельства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3179.

Судебная практика

1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2001 г. № 4-П «О проверке конституционности ряда поло­жений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, ст. 49 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) | кредитных организаций», а также ст. 106, 160, 179 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 12. Ст. 1138.

2. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.08.1999 г. № 43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) в судебной, практике» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Фе­дерации. 1999. № 10.

Основная литература

1. Аблезвова О.В., Борисов М.С и др. Комментарий к АПК РФ. М.: Изд-во Экзамен, 2009. – 420 с.

2. Арбитражный процесс. Учебник под ред. М.К. Треушникова. - М.: ОАО Издательский дом Городец, 2009. – 510 с.

3. Арбитражный процесс. Учебник под ред. проф. В.В. Яркова. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2010.- 330 с.

Дополнительная литература

1. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федераль­ному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В. В. Витрянского. М.: НОРМА-М, 2003. – 652 с.

2. Скворцов О.Ю. Соотношение законодательства о несостоятель­ности (банкротстве) и арбитражного процессуального законода­тельства // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 8. С. 11-31 с.

3. Зайцева В.В. Особенности арбитражного разбирательства дел о несостоятельности банков // Финансовая Россия. 1999. № 13.

4. Баталова Л.А., Вершинин А.П. Способы защиты налогопла­тельщиков в арбитражном суде. СПб.: Нева, 1997. – 347 с.

Задание для самостоятельной работы

Составьте схему стадий банкротства

- ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» = Глава III. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

- Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35

"О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"

С точки зрения процессуального права несостоятельность (банкротство) понимается как совокупность процедур, осуществляемых в виде судебных актов, под контролем арбитражного суда.

Дела о банкротстве в настоящее время относятся к специальной подведомственности арбитражных судов без каких-либо исключений.

Подсудность. Заявление подается по месту нахождения должника (место нахождения управляющего органа, то есть по регистрации в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП (место регистрации физ. лица).

Как подведомственность, так и подсудность определяется на момент подачи заявления, поэтому если после принятия заявления должник изменил место нахождения, то в этом случае оснований для передачи дела нет. Если выяснилось, что это произошло до принятия заявления, то есть основания для передачи. Если в разных судах возбудили – то суд, который по ошибке принял заявление, передает все материалы в другой суд, и тот объединяет оба дела в одно производство.

Особенности дел о банкротстве:

Представляет собой целую совокупность процедур, среди которых выделяется одно основное производство, а к этому основному производству примыкает значительно большее количество относительно обособленных споров. В рамках основного производства решается вопрос о возбуждении дела о банкротстве, о переходе из одной процедуры в др., о признании должника банкротом, о завершении банкротства. В обособленных решаются споры об установлении требований кредиторов и споры между конкурсными кредиторами и арбитражными управляющими.

В целом АПП не известен институт отказа от принятия заявления а в делах о банкротстве он есть.

Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Возбуждение

Дела о банкротстве возбуждаются на основании заявления заинтересованного лица.

Подать заявление в суд может:

Сам должник, либо если он находится в стадии ликвидации, то ликвидационная комиссия;

Конкурсные кредиторы;

Уполномоченный орган (ЦБ, органы гос вл и мсу).

Обязанностью является для: должника (ст.9 – руководитель должника), для ликвидационной комиссии (ликвидатор); ЦБ.

Заявление принимается арбитражным судом, если:

Требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 300 тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем 500 тысяч рублей (учитываются требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых не наступил на дату введения наблюдения )



Указанные требования не исполнены в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (для кредитных организаций – 14 дней и стоимость имущества недостаточна для удовлетворения).

Учитывается время возникновения обязательства, его характер и предмет требований (в чем суть обязательства). Если это имущественное (обязательственные) требование, то они включаются в реестр; если это вещные требования, то они в реестр не включаются – рассматриваются за рамками дела о банкротстве (например: спор о признании права собственности – общий исковой порядок либо в арбитражном, либо в общей юрисдикции).

ст.5 закона о банкротстве – «текущие платежи» (обязательства, срок исполнения которых наступил уже в период соответствующей процедуры банкротства). Особенность заключается в том, что кредиторы по текущим платежам не включаются в реестр и, соответственно, оплата по этим обязательствам производится в общем порядке. Тогда как конкурсные кредиторы , которые учитываются в реестре, вправе рассчитывать на расчет только лишь уже по завершению конкурсного производства, т.е. когда выявлена вся конкурсная масса, выявлены все конкурсные кредиторы, определена их очередность и строго в этой очередности погашается задолженность, а текущие кредиторы получают расчет во внеочередном порядке. (Например, управляющий заключает договор на охрану, если не платить сразу, то охранять никто не будет, поэтому в ходе банкротства возникают такие обязательства и расчеты производятся сразу же).



Отличаются дела о банкротстве кругом, лиц, участвующих в делах о банкротстве. Закон разделяет, применительно к основному производству, всех участников процессуальных отношений на 2 группы:

- лица, участвующие в деле о банкротстве

арбитражный управляющий;

конкурсные кредиторы;

уполномоченные органы;

федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

- лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

представитель работников должника;

представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия;

представитель учредителей (участников) должника;

представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; и др.

Первые обладают всей полнотой прав (правоспособность носит самый общий характер), вторые – наделяются достаточно ограниченной процессуальной правоспособностью, их права специально оговариваются в тексте закона и их объем значительно меньше (представитель работников должника, представитель учредителей, участников, собственника имущества в унитарном предприятии и др.).

Возбуждение – дата принятия заявления.

Здесь принципиальный вопрос – кто является заявителем , поскольку, если недостаточно имущества должника, то судебные расходы возлагаются на заявителя.

Поэтому пленум разъяснил, что если в арбитражный суд поступило несколько заявлений о признании должника банкротом, то они все подлежат рассмотрению в порядке календарной очередности. Если, например, первое заявление принято, то последующее заявления уже не рассматриваются. Если первое - не принято по каким-либо причинам, то суд переходит к рассмотрению второго заявления и т.д. И останавливается на том, которое оформлено надлежащим образом. Если заявитель уполномоченный орган, то он также оплачивает судебные расходы за счет бюджета, как и остальные заявители в указанном случае. Если всем отказано, то дело не возбуждается.

Если заявление принято, то об этом размещается информация на сайте арбитражного суда. Также делается публикация в специальном издании, которое определено правительством РФ – газета «Коммерсант». Данная информация делается для того, чтобы другие кредиторы могли подать свои заявления о признании их требований обоснованными. Раз дело возбуждено, то кредиторы подают заявления не чтобы возбуждать дело, а чтобы участвовать в первом собрании кредиторов. Вопрос решается по правилам ст.71 Закона о банкротстве, т.е. в течении месяца арбитражный суд рассматривает поступившие требования. Заявления должны быть поданы в течение 2х месяцев после публикации.

Движение дела .

После принятия заявления суд рассматривает его обоснованность (в случае признания обоснованным = определение о введении наблюдения)

Подготовка к рассмотрению дела в судебном заседании осуществляется в рамках процедуры наблюдения и преследует 3 цели:

Установить финансовое состояние должника;

Обеспечить сохранность его имущества;

Установление требований кредиторов.

Когда определен круг участников первого собрания, на нем решается вопрос об обращении в суд с ходатайством о применении той или иной процедуры банкротства. Это могут быть ходатайства о введении фин. оздоровления и т.д. Если первое собрание ничего не решает, то суд откладывает рассмотрение дела и предлагает кредиторам определить свою позицию, если после этого они не принимают никакого решения, то суд сам принимает решение по имеющимся материалам.

Если имеются лица, готовые профинансировать должника, тогда вводится процедура финансового оздоровления , если таких лиц нет – то суд выясняет: имеется ли возможность восстановить платежеспособность за счет имеющегося имущества. (Например: продать часть активов, перепрофилировать производство, произвести сокращение работников и т.д. В этом случае вводится внешнее управление . Если такой возможности нет, то должник признается банкротом и вводится конкурсное производство .

Сроки. Общий срок рассмотрения по ст.51 Закона о банкротстве – 7 месяцев. Этот срок дается для того, чтобы ввести одну из процедур банкротства. Фактически данные дела длятся годами.

В ст.52 Закона о банкротстве перечислены итоговые судебные акты , которые завершают рассмотрение данного дела. Это:

решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

решение об отказе в признании должника банкротом;

определение о введении финансового оздоровления;

определение о введении внешнего управления;

определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

определение об утверждении мирового соглашения.

Конкурсное производство представляет собой аналог исполнительного производства, что от имени должника в интересах кредитора действует не пристав, а арбитражный управляющий под контролем арбитражного суда.

Обжалование судебных актов по данной категории дел. Пленум обратил внимание, что по делам о банкротстве существует 3 порядка обжалования:

Непосредственно в ст.223 АПК предусмотрено, что все определения, которые выносятся судом в рамках дела о банкротстве – обжалуются в сокращенный 10ти дневный срок, и затем возможно кассационное обжалование;

Для итоговых актов - в ст.72 Закона о банкротстве. Данные акты приравнены к решению – сначала обжалуются в месячный срок в апелляционном порядке, и потом, возможно, кассационное обжалование

Ст.61 Закона о банкротстве - там указано, что по отдельным вопросам, прямо предусмотренным в законе, жалобы подаются в течение 14 рабочих дней и рассматриваются в течении 14 рабочих дней. И по смыслу закона дальнейшее обжалование таких определений не допускается. (Например: оспаривание общих собраний кредиторов, признание требований кредиторов обоснованными для участия в первом собрании и т.д).

Рассмотрение дела о банкротстве (в судах всех инстанций) включает в том числе разрешение отдельных относительно обособленных споров (далее - обособленный спор), в каждом из которых непосредственно участвуют только отдельные участвующие в деле о банкротстве или в арбитражном процессе по делу о банкротстве лица (далее - непосредственные участники обособленного спора). Относительно обособленные споры рассматриваются в рамках дела о банкротстве, но не обязательно в том же составе суда, в котором осуществляется основное производство, а именно:

Это требования кредиторов о признании обоснованными их требований;

Споры об оспаривании сделок должника;

Если банкротство организации застройщика, то это иски о признании права собственности на объекты недвижимого имущества.

для кредитной организации = единственная процедура – конкурсное производство (сразу после признания банкротом), оздоровление = до подачи заявления

Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется по правилам, установленным Законом о несостоятельности и АПК РФ. Наравне с общими положениями этих нормативно-правовых актов применяются специальные - Глава 8 АПК и Глава III указанного закона.

Общие правила судопроизводства по делам о банкротстве

Дела о банкротстве - исключительная подсудность арбитражного суда независимо от состава участников. Другие суды, в том числе третейские, не могут рассматривать никакие вопросы, связанные с банкротством. На это законом предусмотрен специальный запрет. Территориальная подсудность определяется местом нахождения (регистрации) должника. Первая судебная инстанция - арбитражные суды субъекта федерации.

Отдельно стоит отметить, что банкротство физических лиц через арбитражный суд осуществляется вне зависимости от статуса кредиторов, их особенностей и специфики долгов. Рядовые граждане в этом отношении приравнены к организациям и ИП, а дела о банкротстве физических лиц - к экономическим спорам, подсудным арбитражным судам.

Участники разбирательства:

  • Должники и кредиторы (конкурсные кредиторы) - юридические лица, ИП, физические лица.
  • Арбитражный управляющий в статусе временного, административного, внешнего, конкурсного управляющего (по делам о банкротстве юрлиц) либо в статусе финансового управляющего по делам о несостоятельности ИП и граждан.
  • Уполномоченные органы и органы исполнительной власти в лице своих представителей - фактически это кредиторы по денежным обязанностям должников, то есть органы ФНС (долги по налогам), ПФР (долги по страховым взносам) и т.п.
  • Лицо (лица), представившее обеспечение в ходе процедуры финансового оздоровления, введенной в отношении юридического лица.
  • Представители работников должника, собственников его имущества (учредителей, участников, акционеров), собрания кредиторов.
  • Представители должников и кредиторов (юристы, адвокаты, другие представители).
  • Иные лица, участие которых предусмотрено или допускается Законом о банкротстве и (или) АПК РФ. К таковым относятся свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, третьи лица, супруг должника, законные представители и другие лица.

Основания для разбирательства:

  1. Признаки банкротства или предвидение банкротства - необходимые и достаточные в соответствии с Законом о банкротстве условия для начала процесса признания должника несостоятельным.
  2. Заявление должника или кредитора, работников должника, уполномоченного органа, а также документы-приложения к заявлению, подтверждающие его и обосновывающие необходимость введения процедуры банкротства.

Порядок банкротства не является единым для всех должников. Закон о банкротстве предусматривает три основных категории дел:

  1. в отношении юридических лиц;
  2. в отношении граждан (физических лиц);
  3. в отношении индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, специальный порядок предусмотрен для отдельных категорий должников - финансовых организаций (в частности, кредитных, страховых компаний), застройщиков, стратегических предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.

Наряду с полной процедурой банкротства в отдельных случаях действует упрощенный порядок. Он касается банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника, ипотечного агента и специализированного общества.

Рассмотрение дела в каждом случае - индивидуальный судебный процесс. Для юридических лиц предусматриваются пять возможных процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Организация-должник может пройти их все, а может - только одну или несколько.

Для банкротства физических лиц и предпринимателей установлены три возможные процедуры : реструктуризация, реализация имущества и мировое соглашение. Как правило, граждане проходят одну или две процедуры, и крайне редко приходится прибегать ко всем трем.

Разбирательство по делам о банкротстве

Особенности разбирательств:

  • В отношении всех дел о банкротстве действует общий порядок разбирательства, за исключением случаев, когда Законом о банкротстве предусмотрено иное.
  • По общему правилу, заявление принимается судом, если соблюдены два условия: долг составляет 300 тысяч рублей (для юрлиц) или 500 тысяч рублей (для граждан, ИП), а просрочка по нему - 3 и более месяца. Из этого правила есть много исключений. Основные - ситуации предвидения банкротства, когда размер долга не имеет значения, и отдельные категории должников, для которых установлены другие размеры задолженности и длительности просрочки.
  • Заявление подается в письменной форме, с приложением пакета документов, перечень которых указан в ст. 38 или ст. 40 Закона о банкротстве. Заявление должно отвечать требованиям АПК РФ и ст. 37, ст. 39 и ст. 41 Закона - в зависимости от статуса заявителя.
  • Должник подает заявление, если для этого установлена обязанность, или реализуя свое право на обращение в суд. Заявление подписывается лично должником, руководителем организации или уполномоченным представителем должника.
  • Заявление кредиторов - их право. Вместе с заявлением кредитор вправе подать ходатайство о принятии мер обеспечения. Ходатайство рассматривается в течение суток.
  • Копии заявления направляются инициатором разбирательства кредиторам или должнику.
  • В течение 5 дней суд выносит решение (определение) о принятии заявления. Определение направляется должнику, кредиторам, в налоговый орган, где должник состоит на учете, СРО арбитражных управляющих и в другие необходимые инстанции. Если заявитель - кредитор, должник вправе в течение 10 дней после принятия судом заявления представить свой отзыв.
  • При наличии оснований (ст.43, ст.44 Закона) суд отказывает в принятии заявления или оставляет его без движения, возвращая заявителю для устранения нарушений.
  • Через 15, но не позднее 30 дней после вынесения решения о принятии заявления суд рассматривает вопрос его обоснованности. Для этого проводится отдельное заседание, по результатам которого принимается решение о введении наблюдения (заявление обоснованно), оставлении заявления без рассмотрения (заявление необоснованно либо есть препятствия для начала дела о банкротстве) или о прекращении производства (нет оснований для начала дела о банкротстве, долг погашен, требование кредитора признано необоснованным).
  • Наблюдение - начальная процедура по делам о банкротстве юрлиц. При вынесении определения о введении наблюдения суд утверждает временного управляющего, определенного в порядке ст. 45 Закона о банкротстве.
  • Срок рассмотрения дела - 7 месяцев с даты поступления заявления. Период охватывает наблюдение, но не включает другие возможные процедуры. В этот срок судом должно быть принято решение о признании должника банкротом, об отказе в признании банкротом, о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о прекращении производства или об утверждении мирового соглашения.
  • Вынесенные судом решения заинтересованные стороны вправе обжаловать в общем порядке обжалования, предусмотренном АПК РФ.

Ход судебного разбирательства

Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления и его рассмотрение - начало судебного разбирательства.
  2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство - для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества - для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
  3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
  4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
  5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса - введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

Само судебное разбирательство - это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений. Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства - вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения. Большая часть процесса - это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.

Арбитражный суд в процедуре банкротства контролирует ход судебного процесса и принимает процессуальные решения по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о банкротстве и АПК РФ. Роль суда в делах о банкротстве значительна, но не является главной, в отличие от ключевых участников процедур - должника, кредиторов, их представителей и арбитражного управляющего.

Основные функции суда проявляются на стадии принятия и рассмотрения заявления должника или кредитора. Он принимает решения о принятии заявления, его обоснованности, утверждении кандидатуры арбитражного управляющего и начале определенной процедуры банкротства. Кроме того, суд рассматривает ходатайства участников процесса и принимает по ним решения.

Назначенные процедуры реализуются без суда - это исполнение судебных решений. Но в компетенции суда - рассмотрение жалоб и ходатайств заинтересованных лиц, споров между участниками процесса, отчетов управляющего, принятие решения о введении, если необходимо, другой процедуры банкротства. Отнесено к компетенции суда и утверждение мирового соглашения должника и кредиторов, несмотря на то, что это - добровольная сделка. Мировое соглашение ведет к прекращению производства по делу, о чем решение, опять же, принимается судом.

Отдельная компетенция арбитражного суда - рассмотрение заявлений о признании сделок должника недействительными. Такие заявления подаются в рамках дела о банкротстве и подлежат рассмотрению в ходе специально организованного судебного заседания. По сути, проводится самостоятельное разбирательство, предметом которого является только один вопрос - действительность/недействительность сделки (сделок). Эти судебные процессы схожи с аналогичными спорами, которые разрешаются арбитражными судами вне процедуры банкротства. Но здесь применяются не только нормы АПК РФ, но и положения Закона о банкротстве, регулирующие порядок оспаривания сделок должника, а принятые судом решения влияют на ход дела о банкротстве и проводимые в его рамках процедуры.

Другие функции суда - рассмотрение вопросов:

  • о привлечении к субсидиарной ответственности;
  • о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о банкротстве;
  • о взыскании убытков при банкротстве;
  • об утверждении соглашений, связанных с привлечением к ответственности;
  • об отстранении управляющего, его замене;
  • об исключении имущества из конкурсной массы, о разделе спорного имущества.

В рамках разбирательства по делам о несостоятельности арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры участников процесса. Главный критерий отнесения таких споров к компетенции суда - влияние на рассмотрение дела о банкротстве.

Арбитражный суд ставит финальный аккорд в деле о банкротстве - завершает конкурсное производство (реализацию имущества) или прекращает производство в связи с погашением долгов или заключением мирового соглашения.



 

Возможно, будет полезно почитать: