Проведение стажировки водителей при приеме на работу. Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе Чем завершается стажировка водителя

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Давайте продолжим разбираться с обеспечением профессиональной надежности водительского состава. Сегодняшняя статья посвящена стажировке водителей.

Основной задачей проведения стажировки является обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, а также закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Стажировка должна быть проведена в следующих случаях:

  • при приеме на работу после окончания обучения;
  • при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т.п.);
  • при перерыве в работе в качестве водителя более 12 месяцев;
  • при переводе на новый тип ТС или новый маршрут движения;
  • при переводе для работы на горных маршрутах движения.

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещён.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажирование должно осуществляться под руководством опытных водителей-наставников.

Водитель-стажёр закрепляется за водителем-наставником на весь срок стажировки.

Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей транспортных средств, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менее трёх лет, не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Водители-наставники назначаются приказом по предприятию .

Этапы стажировки

1. Проверка знаний Правил дорожного движения. Данный этап стажировки включает в себя решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Водители, прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются. После чего, в течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После повторной проверки знаний по ПДД водители, не сдавшие экзамен, отстраняются от работы и в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки водители, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок) допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется стажировочный лист , в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов (также возможно ведение данного учета в компьютерной программе, например типа 1С: Управление АТП)

2. Работа на внутрипарковых зонах. Данный этап стажировки включает в себя:

  • осмотр транспортного средства;
  • проверка наличия принадлежностей, инструмента и состояния шин;
  • заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;
  • проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;
  • запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;
  • движение задним ходом и разворот;
  • торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;
  • изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;
  • соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
  • соблюдение требований пожарной безопасности;
  • изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3. Работа на линии. Данный этап стажировки включает в себя следующие элементы:

  • диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;
  • правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;
  • соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;
  • пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;
  • движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;
  • соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;
  • встречный разъезд в тёмное время суток, действия водителя при ослеплении;
  • оформление товарно-транспортной и путевой документации;
  • особенности управления груженого автомобиля;
  • погрузка и разгрузка автомобиля;
  • крепление груза;
  • последствия перегрузки автомобиля и неравномерное распределение груза на автомобиле;
  • маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

4. Контрольная поездка.

Контрольная поездка выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.

Оформление результатов стажировки

Стажировка водителей заканчивается контрольной поездкой и собеседованием водителя-наставника с водителем-стажёром, после чего в стажировочном листе водитель-наставник отражает замечания, выявленные в ходе стажировки, если таковые имеются. В стажировочном листе ставятся подписи водителя-наставника и водителя-стажера. После чего стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. После чего стажировочный лист подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

В случае, если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т.п.)

Оформленный стажировочный лист направляется в отдел кадров предприятия для издания приказа о допуске водителя к самостоятельной работе.

Ответственность лиц за проведение стажировки.

  • Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.
  • Начальник службы БД обязан периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков и контролировать работу водителей-наставников.
  • Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.
  • Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром, как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.
  • Руководители автоколонн несут персональную ответственность за правильность и полноту проведения стажировок.

На сегодня все. Если есть вопросы или пожелания – оставляйте их в комментариях.

Компании, занимающиеся пассажирскими или грузовыми перевозками, обязательно нанимают на работу опытных и надежных водителей. Перед тем как приступить к своим обязанностям, они обязательно часто стажировку. Она позволяет понять, какими навыками обладают будущие работники. Стажировка водителей должна грамотно оформляться, причем она позволяет выявить граждан, которые не могут привлекаться на постоянную работу за счет отсутствия необходимого опыта и способностей.

Понятие стажировки

Стажировка водителей при приеме на работу представлена специальной деятельностью, благодаря которой водитель сможет приобрести нужный опыт и повысить свою квалификацию. Она заключается в работе по специальности в течение испытательного периода, длительность которого устанавливается непосредственным работодателем.

Обычно испытание применяется для молодых специалистов, которые только закончили обучение или получили водительские права, поэтому у них отсутствуют необходимые навыки и опыт. Дополнительно стажировка водителей транспортных средств позволяет выявить, насколько хорошо соискатель умеет управлять автомобилем, как быстро реагирует на разные дорожные ситуации, а также может ли работать в компании на определенных условиях.

Наиболее часто водители в процессе испытания получают не слишком высокую зарплату. После получения определенного опыта во время стажировки обеспечивается в будущем увеличение заработка.

Цель проведения

Стажировка водителя предназначается для достижения сразу нескольких целей. К ним относится:

  • изучаются все навыки и способности, которыми обладает соискатель;
  • определяется, целесообразно ли зачислять данного гражданина в штат компании;
  • обеспечивается повышение квалификации;
  • испытываются силы конкретного водителя при работе в имеющихся условиях;
  • гражданин учится работать на определенном виде транспорта;
  • изучается, может ли гражданин отвечать за свои действия.

Обязательно используется испытание для сотрудников, обладающих рабочими специальностями, так как процесс позволяет понять, может ли конкретный гражданин работать в определенных условиях труда.

Стажировка ценится, если во время данного процесса работодатель дает специалисту задания, связанные с его будущей работой и приобретением нового опыта.

Оплачивается ли данный период?

Стажировка водителей может предлагаться в крупных или мелких компаниях. Наиболее часто такой период работы не оплачивается работодателем, хотя в крупных организациях предлагается невысокая оплата. Нередко стажировка представлена в виде определенного этапа собеседования при принятии на работу.

Если стажировка водителей при приеме на работу квалифицируется в качестве испытательного срока, то она обязательно оплачивается. Размер зарплаты и порядок перечисления средств определяется только работодателем, но зарплата не может быть меньше МРОТ, установленного в регионе нахождения компании.

Нередко зарплата за испытательный срок прописывается непосредственно в трудовом договоре. Если основной целью стажировки водителя автобуса выступает проверка его опыта и умений, то обычно такой процесс длится в течение всего нескольких часов. Работа гражданина не оплачивается, а сразу после выполнения данной процедуры принимается решение о целесообразности принятия его на постоянную работу.

Когда проводится?

Прохождение стажировки водителей нередко является обязательным процессом. Обычно процедура используется, если принимается специалист сразу после получения водительских прав или при переводе из другой организации.

Обязательно требуется стажировка водителей на предприятии в следующих ситуациях:

  • гражданин не садился за руль грузовика или пассажирского автобуса в течение длительного периода;
  • работник переводится на новый тип ТС или на уникальный маршрут;
  • переводится гражданин для управления автомобилем на горном маршруте.

Некоторые сотрудники не могут допускаться к непосредственной трудовой деятельности без обязательного испытания. Все особенности данной проверки определяются только директором компании, для чего необходимые сведения отражаются во внутренних нормативных документах предприятия.

Правила проведения

Стажировка водителя автобуса или другого ТС непременно должна выполняться на основании определенных правил. Они разрабатываются в компании наемными специалистами, после чего необходимая информация вносится в нормативные акты. В них обязательно должны содержаться сведения о следующих особенностях работы:

  • указываются задачи и цели испытания;
  • составляется специальная документация, регулирующая взаимоотношения, возникающие между водителями и работодателем и представленная коллективным договором и должностной инструкцией;
  • описывается порядок стажировки, для чего отражается, где именно будет выполняться данная процедура, на каких основаниях, а также какие подготавливаются документы по окончании;
  • рассчитывается оптимальный размер зарплаты в процессе стажировки водителей;
  • приводится актуальный способ оплаты труда.

Руководители компании обязательно планируют стажировку любого водителя, но при этом в каждой ситуации могут использоваться разные правила.

Как выполняется процесс?

Проведение стажировки водителей предполагает выполнение некоторых последовательных этапов. К ним относится:

  • осуществляется поиск нового работника в компанию, соответствующего определенным требованиям;
  • специалист знакомится с Положением о труде, где указываются его основные обязанности и другие правила работы в фирме;
  • составляется гражданином заявление о приеме на работу со стажировкой, причем в нем указывается, как долго будет длиться данный период, а также какую должность будет занимать гражданин в организации;
  • заключается с наемным специалистом трудовой договор;
  • каждому стажеру назначается отдельный куратор;
  • именно куратор будет заниматься обучением граждан, а также их тестированием, что позволит узнать, какими навыками, способностями и умениями обладают работники;
  • для каждого специалиста подготавливается специальный план с конкретными задачами и целями, которые обязательно достигаются гражданином за установленный период времени;
  • если работа осуществляется в крупной компании, где трудоустроено большое количество водителей, то для всех стажеров используется единая программа;
  • если программа отсутствует в фирме, то она обязательно составляется, для чего учитываются пожелания руководителя и принятого специалиста.

Длительность стажировки может значительно отличаться, так как зависит от того, как быстро назначенный куратор может ответить на все поставленные вопросы.

Итоги испытания

Стажировка водителя автомобиля заканчивается в строго установленные сроки, прописанные в договоре. После этого процесса выполняются следующие действия:

  • стажерами составляется специальный отзыв, содержащий сведения о том, какие цели были достигнуты в процессе стажировки, какие были выполнены задачи, а также приводится самоанализ, с помощью которого определятся, какие навыки и умения еще необходимо получить для оптимальной работы;
  • оцениваются стажеры назначенными кураторами;
  • составляются рекомендации о том, какая еще работа должна проводиться с новичками перед допуском к непосредственной работе;
  • на завершающем этапе руководителем компании составляется характеристика на нового работника, в которой указывается, какие действия могут выполняться гражданином в компании на основании его опыта и умений.

Все навыки сотрудника детально описываются именно назначенными кураторами. На такой отзыв должен ориентироваться директор фирмы при определении возможности принятия гражданина в штат организации.

Справка о прохождении стажировки

Некоторые стажеры после данного периода просят специальный документ, представленный справкой о прохождении стажировки водителя. Образец этой справки используется руководителем компании, чтобы учесть все правила составления. Обязательно в справку вносятся следующие сведения:

  • информация о сотруднике, представленная его Ф. И. О. и занимаемой должностью;
  • сведения о периоде, в течение которого гражданин проходил стажировку;
  • данные о документе, на основании которого была проведена процедура;
  • подпись назначенного куратора;
  • печать организации.

Данный документ может передаваться новому работодателю или руководителю учебного заведения.

Сроки проведения

В водителей, созданном в компании, должно указываться, как долго новые работники должны проходить испытание. Точные сроки устанавливаются руководителем конкретного предприятия. Поэтому они могут значительно отличаться в разных компаниях. К правилам определения данного срока относится:

  • длительность периода должна быть оптимальной, чтобы водитель смог получить необходимые навыки и умения;
  • процедура не может длиться меньше двух месяцев;
  • максимально стажировка составляет две недели;
  • если стажировка затягивается, то действия работодателя являются незаконными, так как он пользуется бесплатным трудом.

Если действительно водители сталкиваются с тем, что им приходится стажироваться дольше 14 дней, то целесообразно составлять жалобу в трудовую инспекцию для привлечения руководителя фирмы к ответственности.

Правила оформления

Чтобы стажировка нового работника была законной, необходимо оформлять ее правильными документами. Только в этом случае руководитель компании сможет избежать негативных последствий и проблем с трудовой инспекцией. Поэтому при оформлении на стажировку разных водителей подготавливаются следующие документы:

  • распоряжение о допуске конкретного специалиста к исполнению трудовых обязанностей;
  • приказ о назначении испытательного срока для определенного работника;
  • программа стажировки водителей, которая может разработаться для всех специалистов или отдельно для конкретного работника;
  • приказ о допуске гражданина к работе;
  • положение, где указывается, какими правами и обязанностями обладают стажеры и кураторы, в течение какого срока проводится испытание, правила данного процесса, а также приводится ответственность каждого участника;
  • свидетельство об удостоверении, передающееся непосредственному стажеру после стажировки, причем на этом документе должна иметься подпись руководителя и печать компании.

Вся документация составляется работниками кадровой службы, а также специалистом, который является руководителем стажеров.

Требуется ли отдельный договор?

Если принимается на работу стажер, то с ним составляется срочный трудовой договор, так как только с его помощью можно будет в будущем расторгнуть законно трудовые отношения, если гражданин по разным причинам не сможет пройти стажировку водителя. Работа в фирме при провале стажировки не допускается, поэтому расторгается срочное соглашение.

Если же после стажировки требуется принять работника в штат, то срочный договор становится бессрочным. К особенностям принятия на работу стажера относится:

  • сведения о стажировке вносятся в трудовую книжку работника;
  • ученический договор выступает гарантией того, что если будут пройдены все испытания, то гражданин будет зачислен в штат крупной компании;
  • если по разным причинам требования, прописанные в договоре, не будут выполнены стажером, то будет получен отказ в трудоустройстве;
  • в срочном договоре должно указываться, как долго он будет действовать, причем обычно используется срок в две недели, необходимый для стажировки;
  • приводятся в контракте права и обязанности, появляющиеся у водителя в течение периода действия соглашения;
  • при составлении такого документа учитываются положения ст. 59 ТК;
  • не допускается продление срочного контракта по требованию работника;
  • период действия увеличивается только при наличии согласия от обоих участников трудовых отношений;
  • исключением является ситуация, если в качестве водителя-стажера выступает женщина, которая передает работодателю справку о беременности, поэтому он вынужден увеличить срок ее работы до родов;
  • если проходит водитель стажировку, то руководитель просто не предпринимает какие-либо действия, связанные с расторжением срочного договора, поэтому он автоматически становится бессрочным;
  • на основании срочного контракта предлагаются гражданам те же права и обязанности, которые имеются у штатных работников предприятия.

Ученический договор позволяет регулировать отношения, возникающие между руководителем фирмы и стажерами в процессе прохождения стажировки. В этом документе отражаются все цели и задачи, которые надо решить и достичь за который период времени.

Правила издания приказа

Зачисляется гражданин на стажировку только на основании правильно составленного приказа. Во время его подготовки учитываются нюансы:

  • издается приказ на фирменном бланке компании;
  • учитываются правила делопроизводства, действующие в организации;
  • отражаются в документе данные о названии фирмы, личных сведениях работника, а также о наставнике, выбранном для нового специалиста;
  • указывается название документа, представленного приказом;
  • ставится дата его издания;
  • приводятся ссылки на законодательство, на основании которых работодатель действительно имеет право оформлять работников на стажировку;
  • приводятся цели и задачи, достигаемые с помощью данного периода;
  • назначаются ответственные инструкторы и руководители;
  • указываются сроки проведения испытания;
  • приводятся должность, по которой будет проходить стажировка работника.

Если планируется работа в опасных или сложных условиях, то испытательный срок является обязательным процессом.

Ответственность за нарушения

Во время назначения стажировки велика вероятность, что работодатель нарушит своими неправильными действиями интересы и права наемных специалистов. В этом случае он может привлекаться к административной ответственности.

Компания за нарушения уплачивает штраф в размере до 130 тыс. руб., а непосредственные руководители уплачивают штраф до 5 тыс. руб.

Заключение

Стажировка в некоторых компаниях является обязательным процессом, основной целью которого выступает проверка знаний и умений водителей. Она выполняется на основании сведений, имеющихся в нормативной внутренней документации компании. Процесс оформляется обязательно приказом, а с работниками наиболее часто заключается срочный трудовой договор.

По результатам стажировки принимается решение о возможности оформления конкретного специалиста в штат компании.

УТВЕРЖДАЮ

должность

наименование организации

____________________Ф.И.О.

«__»________________201_ г.

Программа

стажировки водителей наименование организации

Цель стажировки

Ознакомление работника с функциональной структурой подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Практическое освоение приемов и методов трудовой деятельности.

Общие требования

В период стажировки работник должен подробно изучить:

  • инструкции по охране труда по основной и смежным профессиями, видам работ;
  • требования к правильной организации и содержанию рабочего места, транспортного средства;
  • порядок проверки исправности оборудования, безопасной подготовки и пуска в работу транспортного средства;
  • назначение контрольно-измерительных приборов, а также блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств, и приспособлений, используемых при эксплуатации транспортного средства;
  • меры противопожарной безопасности, расположение и принципы действия противопожарных средств, и т. п.;
  • способы предупреждения и устранения аварийных ситуаций, действия при тушении пожаров, загораний, загазованности;
  • порядок применения средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ) и предохранительных приспособлений, требования к спецодежде, специальной обуви;
  • правила оказания доврачебной помощи при ДТП, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током и других несчастных случаев.
Содержание и последовательность этапов стажировки Продолжительность смен
1 2 3
1 Ознакомление с рабочим местом, транспортным средством; с оборудованием; производственной территорией, помещениями, маршрутами движения транспортных средств и пешеходов; с содержанием инструкции по охране труда, причем особое внимание следует обратить на необходимость строгого выполнения всех требований инструкции. Схема безопасного передвижения транспортных средств по территории. 1
2

Ознакомление с техническими характеристиками и мерами безопасности при эксплуатации автомобиля, с устройством и порядком обслуживания транспортных и грузоподъемных средств, и механизмов, со всеми опасными местами механизма, машин, с устройством и применением предохранительных ограждений, приспособлений, а также назначением и правилами пользования средствами индивидуальной защиты

Подбор, применение инвентаря, приспособлений, инструмента и др. в соответствии с инструкциями по охране труда и технологических регламентов.

1
1 2 3
3 Ознакомление с особенностями работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также с особенностями эксплуатации в сложных дорожных условиях. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и перевозки грузов. Требование безопасности перед началом и окончанием работ. Обеспечение безопасности и сохранности оборудования на время перерывов в работе и после окончания смены 1
4 Дублирование в присутствии стажирующего лица практических приемов подготовки к эксплуатации и эксплуатации автомобиля и операций при погрузочно-разгрузочных работах, включая применение приспособлений и инструмента при различных вариантах, характере и сложности работ, а также с порядком проверки исправности приспособлений и инструментов. Меры предупреждения пожаров, обязанности при возникновении пожаров, способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, места их расположения. Противопожарные тренировки. Действия при возникновении опасной ситуации. 1
5 Ознакомление безопасными приемами и методами работы, применение которых должно предохранить работника от травмирования, профзаболеваний и отравлений и т.д. в зависимости от характера сложности работ (управления транспортным средством), включая работу с технологическим оборудованием, грузоподъемными механизмами, приспособлениями, инструментом, по результатам которой принимается решение о возможности допуска работника к постоянной самостоятельной работе. 1
Итого 5

Примечание.

Если общая продолжительность стажировки составляет менее 5 смен, то соответственно изменяется продолжительность каждого из этапов или исключаются отдельные этапы. Это устанавливается исходя из практического опыта, конкретных обстоятельств и обязанностей (функций) работника.

Должность (ответственного за БДД) (подпись) Ф.И.О.

Работа водителя требует высокого уровня профессионализма и ответственности, поскольку от этого человека зависит жизнь и здоровье пассажиров, сохранность имущества организации, а часто и ее репутация. Именно поэтому стажировка водителя перед приемом на работу является важной процедурой, которая проводится в большинстве крупных организаций.

В период стажировки водитель адаптируется к условиям, в которых ему предстоит работать.

Согласно законодательству, стажировка является обязательной процедурой:

  • при приеме на работу водителя сразу после окончания им обучения;
  • при приеме на работу водителя, водительский стаж которого прерывался более чем на один год;
  • при трудоустройстве водителя в новую организацию, вне зависимости от его водительской категории и стажа вождения;
  • при переводе водителя на работу с новым транспортным средством.

Требования Трудового кодекса РФ также предполагают прохождение стажировки при изменении условий работы или при переводе водителей на новые маршруты.

Также обязательную стажировку проходят водители, работа которых связана с движением в горных массивах.

Порядок прохождения стажировки

Стажировка проводится по установленным правилам, согласно которым за водителем закрепляется обучающее лицо из числа самых опытных сотрудников организации, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками работы на определенном транспортном средстве.

Назначение лиц, ответственных за стажировку, выполняется по приказу руководителя организации, в котором отражаются цели и задачи обучения и его непосредственные участники. Закрепление происходит на весь период прохождения обучения.

К обучающим лицам предъявляются отдельные требования:

  • наличие опыта вождения более пяти лет;
  • наличие опыта вождения грузовых автомобилей более трех лет;
  • отсутствие нарушений правил дорожного движения.

Стажировка осуществляется на том транспортном средстве, которое впоследствии будет использоваться водителем на маршруте. Вождение машины осуществляется водителем самостоятельно, за исключением некоторых случаев, когда при первых выездах обучающим лицом разъясняются особенности движения на маршруте.

Оценка теоретических знаний

Прохождение стажировки обычно осуществляется в несколько этапов:

  • оценка теоретических знаний водителя;
  • управление транспортным средством, на котором будет работать водитель, на специальной площадке;
  • движение по будущему маршруту с водителем-наставником;
  • контрольная поездка по будущему маршруту с пассажирами или грузом под контролем водителя-наставника.

Во время первого этапа определяется уровень знаний правил дорожного движения. Оценка знаний проводится в виде экзамена, на котором водителю задается не менее 20 вопросов. Ошибаться здесь практически нельзя: при наличии более двух ошибок стажировка прекращается. При этом пересдавать теорию можно не более трех раз.

Если экзамен сдан успешно, начинается практическая часть стажировки.

Оценка практических навыков водителя

Для начала управление транспортным средством осуществляется на специальной площадке.

Во время этого этапа отрабатываются следующие действия:

  • осмотр и устранение неполадок ТС в начале смены;
  • езда на ТС в указанном направлении;
  • отработка движения на различных поверхностях (спусках, подъемах, неровностях, ямах и т. д.);
  • торможение и остановка ТС на разных скоростях;
  • отработка разворотов без создания помех на дорогах.

Кроме того, во время данного этапа водитель должен ознакомиться с планом эвакуации людей в случае непредвиденных ситуаций.

Следующий этап стажировки предполагает поездку по будущему маршруту.

На этом этапе водитель должен отработать такие практические навыки:

  • управление ТС на проезжей части, соблюдение безопасной дистанции с другими автомобилями;
  • безопасная смена направления движения;
  • выбор оптимального скоростного режима;
  • правильная установка и закрепление грузов на ТС;
  • правильное оформление товарно-транспортных и путевых листов.

Заключительным этапом является контрольная поездка водителя по маршруту. Во время этой поездки водитель самостоятельно управляет ТС с пассажирами или грузом. Обучающее лицо при этом оценивает способности водителя к безопасному управлению машиной, соблюдение им правил эксплуатации ТС, скоростных режимов и графиков движения.

Сколько длится стажировка водителя

Продолжительность стажировки зависит от характера работ, которые предстоит выполнять водителю.

К примеру, для водителей автобусов установлены следующие правила:

  • для водителей, получивших права категории D и ранее не работавших – 61 час перед маршрутом и 163 непосредственно на маршруте;
  • для водителей, прошедших переподготовку с категорий В и С на категорию D – 30 часов перед маршрутом и 72 часа непосредственно на маршруте;
  • для водителей, не имеющих опыта управления автобусом – 18 и 32 часа соответственно;
  • для водителей, имеющих опыт управления автобусом, но допустивших перерыв в водительской практике – 8 и 16 часов;
  • для водителей, сменивших модель автобуса – 32 часа стажировки на маршруте;
  • для водителей, сменивших маршрут – 4 часа стажировки на маршруте (или 8 часов стажировки в сложной местности).

Оформление стажировки и оплата

Стажировка водителя при приеме на работу требует особого порядка оформления. После завершения испытаний на водителя оформляется лист стажера, в который вносятся результаты прохождения всех этапов стажировки и замечания наставника (при их наличии). Лист подписывает обучающее лицо и сам стажер, после чего он передается в кадровую службу.

Если результаты прохождения испытания удовлетворительные, кадровой службой выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации. После этого водитель может приступать к самостоятельному управлению транспортным средством. Если результаты стажировки неудовлетворительные, водитель может быть исключен из списка кандидатов или направлен на повторное прохождение испытаний.

Учитывая, что в период стажировки водитель фактически выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата.

Уровень зарплаты указывается в трудовом договоре. При этом водитель-стажер не может получать меньше, чем работающий водитель, исключение составляют лишь премии и надбавки, которые стажерам не положены.

Работа водителя-наставника также оплачивается, при этом он должен получать надбавку в размере не менее 5% от заработной платы, установленной для него ранее.

Стажировка - деятельность по приобретению опыта работы или повышение квалификации по специальности, а также работа по специальности в течение определённого испытательного срока.

Стажировку должны проходить:

— лица, впервые принимаемые на работу в качестве водителей транспортных средств;

— водители, имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года;

— водители, переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой;

— водители, при переводе на новый маршрут или при переводе на новый тип (модель) транспортного средства.

Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника . Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Водитель-наставник назначается из водителей:

— не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

— имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Кроме того, водитель-наставник должен обладать необходимыми теоретическими знаниями в области вождения и эксплуатации конкретной модели автотранспорта. Это необходимо, поскольку стажировка проводится именно на той машине (или хотя бы на той же модели), на которой водитель-стажер в дальнейшем будет работать самостоятельно. Именно поэтому, если на предприятии используется несколько разных видов транспорта (к примеру, автобусы, грузовики, легковые автомобили), требуется иметь несколько водителей-наставников - по одному для каждого вида.

Так же следует обратить внимание на то, что водитель-наставник обязательно должен быть назначен приказом по организации. И если в штате нет водителя подходящего под вышеуказанные требования, то водителя-наставника можно привлекать со стороны.

Согласно пункта 2.2.1. Постановления Минтруда, Минобразования № 1/29: работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу.

В пункте 13 Приказа Минтранса № 59 сказано, что количество часов стажировки устанавливается работодателем.

Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель.

В статье 225 Трудового кодекса РФ сказано, что работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

В первую очередь проводится обучение водителя технике безопасности при выполнении им своих служебных обязанностей. Для того чтобы регламентировать процесс стажировки необходимо в организации разработать Программу стажировки водителей ТС . В этом документе должно быть четко и последовательно описано, какую информацию доводит водитель-наставник в процессе стажировки. Программа стажировки должна быть рассчитана на 2-5 рабочих смен. В документе должна быть указана информация, разбитая на следующие темы:

— рабочее место транспортного средства, его организация, обустройство и содержание, укомплектованность автомобиля;

— подготовка, запуск и проверка исправности и работоспособности автомобиля и оборудования, контроль показаний контрольно-измерительных приборов;

— погрузка и выгрузка автомобиля;

— маршруты движения;

— анализ возможных ДТП;

— пожарная безопасность.

Непосредственно сама стажировка должна иметь теоретическую и практическую часть и должна проводиться на том транспортном средстве и на том маршруте, где далее будет работать водитель.

В руководящем документе РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться, несмотря на то, что он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован. Для того чтобы РД мог применяться, его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Согласно этому документу процедура допуска водителя к самостоятельной работе предусматривает несколько этапов:

1.Проверка теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д.

Данный этап стажировки включает в себя решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Водители, прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются. После чего, в течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После повторной проверки знаний по ПДД водители, не сдавшие экзамен, отстраняются от работы и в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки водители, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок) допускаются к дальнейшему прохождению стажировки. При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД. Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов.

2.Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.

Данный этап стажировки включает в себя:

— осмотр транспортного средства;

— проверку наличия принадлежностей, инструмента и состояния шин;

— заправку топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;

— проверку исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;

— запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;

— движение задним ходом и разворот;

— торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;

— изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;

— соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;

— соблюдение требований пожарной безопасности;

— изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3.Поездка по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.

Данный этап стажировки включает в себя следующие элементы:

— диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;

— правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;

— соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;

— пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;

— движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;

— соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;

— встречный разъезд в тёмное время суток, действия водителя при ослеплении;

— оформление товарно-транспортной и путевой документации;

— особенности управления груженого автомобиля;

— погрузка и разгрузка автомобиля;

— крепление груза;

— последствия перегрузки автомобиля и неравномерное распределение груза на автомобиле;

— маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Это основные этапы. При необходимости стажировка может быть дополнена устранением неполадок в автомобиле (если квалификация водителя требует таких навыков).

Утвержденной формы стажировочного листа нет, но в пункте 18 Приказа Минтранса № 59 сказано, что стажировочный лист должен содержать следующие сведения:

— номер стажировочного листа;

— фамилия, имя и отчество водителя;

— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;

— фамилия, имя, отчество водителя-наставника;

— дата и время прохождения, количество часов стажировки;

— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

В стажировочном листе ставятся подписи водителя-наставника и водителя-стажера. После этого стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе. После чего стажировочный лист подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

В случае если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т.п.)

Если результаты стажировки как минимум удовлетворительны, об этом выносится соответствующее решение, закрепляемое подписью руководителя организации, и водитель допускается к самостоятельному управлению машиной. В том же случае, если окажется, что водитель недостаточно хорошо прошел стажировку, может приниматься одно из 2 решений:

  1. Водителя направляют на повторную стажировку, сроки которой определяются в каждом случае индивидуально.
  2. Водителя исключают из кандидатов на должность. После этого о приеме на постоянную работу водителем и заключении трудового договора уже речи идти не может. Не прошедший стажировку водитель подлежит увольнению или, с его согласия, переводу на другой вид работы на предприятии.

По окончании стажировки, для проверки уровня готовности водителя к самостоятельной работе, необходимо провести экзамен.

Детального описания процесса экзамена нет, соответственно он может быть как устным, так и письменным. Экзамен принимает непосредственный руководитель экзаменуемого водителя. Об этом сказано в пункте 3.1. Постановления Минтруда № 1/29: проверку теоретических знаний требований охраны труда и практических навыков безопасной работы работников рабочих профессий проводят непосредственные руководители работ в объеме знаний требований правил и инструкций по охране труда, а при необходимости - в объеме знаний дополнительных специальных требований безопасности и охраны труда.

Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.

Начальник службы БД обязан периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков и контролировать работу водителей-наставников.

Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.

Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром, как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

Руководители предприятий несут персональную ответственность за правильность и полноту проведения стажировок.

Поскольку во время выполнения стажировки (особенно на маршруте) водитель фактически уже выполняет свою работу, ему должна начисляться заработная плата. Ее размер определяется условиями трудового договора, однако в целом оплата стажера не должна быть ниже, чем оплата постоянно работающего водителя (за исключением возможных премий и других поощрений, на которые стажер не имеет права).

Труд водителя-наставника тоже должен быть оплачен. Как правило, за то время, что он выступает в качестве наставника при стажирующемся водителе, он получает надбавку в размере не меньше 5% от зарплаты, установленной для него ранее.

При проведении стажировки водителей необходимо руководствоваться следующими нормативными актами :

Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Статьи 221 и 225;

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Пункты 2.2.1., 2.2.2 и 3.1.

Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 г. № 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте». Пункт 10.9.

Приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 № 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Пункты 13, 15, 16, 17, 18 и 19.

Дополнительно для перевозчиков Приказ Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Пункт 1.3. Положения № 2.



 

Возможно, будет полезно почитать: