Рабская преамбула к конституции рф. §15

Понятие преамбулы

Конституцию начинается с преамбулы, то есть вводной части, которая предшествует основному тексту глав Конституции. Преамбула не включает в себя правовые норм, но она обладает существенным значением в понимании смысла как самой Конституции в целом, так и ее отдельных частей (статей), потому как конкретно в преамбуле содержатся основания и обстоятельства, которые послужили поводом для издания Конституции, как бы предопределяющие ее содержание.

Замечание 1

Преамбула констатирует, что Конституция принимается многонациональным народом Российской Федерации, который соединен общей судьбой на собственной земле, подчеркивает особенное значение данного Закона для последующего развития общества и государства.

Сущность и значение преамбулы в конституции

В преамбуле Конституции названы 6 основополагающих целей, реализация которых и есть главная задача государства. Они выражают сущность всей реформы конституционного характера в Российском государстве. Это:

  • утверждение человеческих свобод и прав;
  • закрепление согласия и гражданского мира в Российской Федерации;
  • сохранность исторически образованного единства государства;
  • возрождение государственной суверенности России;
  • закрепление незыблемости основ демократии в Российском государстве;
  • обеспечение процветания и благополучия России.

Данные цели пролегают в основе всех норм конституционного характера, проникают во все содержание Конституции. Так, закреплению человеческих свобод и прав посвящаются полностью вторая глава статьи 17 - 64 и ряд положений в иных главах, к примеру, статьи 2, 6, 7 и пр. Включение данных статей в текст Конституции дает возможность утверждать, что в развитии человеческих и гражданских свобод и прав Российская Конституция выходит на уровень стандартов, которые приняты в мировом сообществе.

Возрождение государственности России раскрыто в 1 главе, именуемой "Основы государственного строя", в 3 – 8 главах, которые посвящены устроению новых властных институтов и федеративному устроению России. Конкретно Конституция 1993 года утвердила действующее равноправие всех субъектов Российской Федерации, провозгласила в образе одного из главнейших принципов устройства нашей государственности наравне с разделением властных ветвей согласованность жизнедеятельности и взаимного действия всех государственных органов власти.

Для развития государства важными являются положения преамбулы о сохранности исторически образовавшегося единства государственности, установке согласия и гражданского мира: долгий период нашу единую Россию разрывали, на сегодняшний момент так же мешают ее свободному развитию всяческие конфликтные ситуации, как социального, так и национального характера. Это - стержень идеологии российской Конституции. Об актуальном достижения стабильности в обществе говорит Договор об общественном согласии, который был подписан весной 1994 года, руководством органов государственной власти России и субъектов Федерации, партиями политики и движениями общества.

В Отечестве нашем сильными являются исторически образованные традиции верности народа Российскому государству, выдержавшие большое количество суровых испытаний. Это не лишь занимающие в прошлом место нарушения прав и свобод человека и отступления от принципов демократии, но и героическая защита нашей страны от ее множественных врагов, которые приходили к нам с мечом в руках и посягавших на существование нашей Родины, сильной общей преданностью к ней всего населения вне зависимости от их национальной принадлежности. Именно поэтому преамбула выражает мысль о признательности к памяти предков, которые передали потомкам уважение и любовь к Отечеству, веру справедливость и добро.

Конституция чтит память прошлого, закрепляет признанные обществом и особо важные для нашего многонационального государства принципы самоопределения и равноправия народов, которые объединились на общей земле, сохраняющих единое целое государство. Конституция - является возрождением подлинной государственной суверенности России, которую она получила лишь с принятием 12.06.1990 года«Декларации о независимости».

И как по-настоящему суверенное государство, Россия самостоятельным образом приняла собственную Конституцию на общероссийском референдуме 12.12.1993 года. Принятие Конституции посредством референдума - это существенная гарантия устойчивости нашего основополагающего Закона – Конституции РФ.

Замечание 2

В преамбуле обращено внимание на то, что Конституция подтвердила незыблемость основы демократизма Российской Федерации, зафиксировано, что она принималась с целью обеспечения благополучия и процветания государства, при этом исходя из нашей общей ответственности за собственную Родину не только перед нынешним, но и перед следующими поколениями.

Еще одним очень важным положением преамбулы отмечено - принимая собственную Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство осознают себя как часть мирового сообщества. А это значит, что Российская Федерация берет на себя обязательства по соблюдению общепризнанных принципов и норм международного права, налаживания сотрудничества с иными государствами в образе условия мирного и демократического развития не только России и ее населения, но и народностей и стран целого мира.

Сравнительный анализ зарубежных и отечественных конституций обращает внимание на то, что главное в содержании преамбул, невзирая на многообразность излагаемых в них задач и целей, является подтверждение народовластия и государственности, признание приоритетности прав гражданина и человека. Потому как данные цели проникают сквозь все конституционные положения, статьи, то в основных законах множества стран преамбула (вводная часть) вообще отсутствует, то есть преамбула не представляется обязательным элементом Основного закона (Конституции).

Несмотря на все имеющиеся и неоднократно отмеченные многими учёнными и политиками недостатки, Конституция - это выдающийся юридический документ современной эпохи. Термин "конституция" (лат. constitutio - устанавливаю, учреждаю) - основной закон (или совокупность наиболее важных законов) государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов государственной власти, управления, суда, основные права, свободы и обязанности граждан.

Вступительная часть Конституции Российской Федерации, предшествующая ее разделам, главам и статьям, обычно называется преамбулой. Преамбула (фр. preambule - предисловие, лат. preambulus - идущий впереди, предшествующий) - вводная часть конституции, международного договора или какого-либо иного важного акта, содержащая указания на обстоятельства, послужившие поводом к изданию соответствующего акта, на его мотивы и цели. В ее тексте этот термин не употреблен, она не озаглавлена, как и преамбулы конституций ряда других государств (США, Японии, Италии и др.). В некоторых государствах вступление или его главная часть озаглавлены (Германия, Франция и др.). Преамбула любой конституции играет существенную роль в конституционном праве. Особенно серьезное значение имеют ее структура, юридическая сила и содержание.

К сожалению, даже в различного рода комментариях Основного Закона незаслуженно мало внимания уделяется анализу содержания и юридического значения преамбулы Конституции РФ, не говоря уже о Конституции КЧР. Очевидно, это следствие доминирующей в отечественной правовой теории позиции, что преамбула Конституции не имеет юридического значения, но является лишь политическим документом, разъясняющим существо Основного Закона.

Для того чтобы согласиться, либо опровергнуть отчасти укоренившееся мнение об отсутствии юридического значения преамбулы Конституции, в частности и Карачаево-Черкесской Республики, необходимо подвергнуть сравнительному анализу преамбулу Конституции РФ и преамбулу Конституции КЧР. преамбула конституция карачаевский черкесский

Изначально следует отметить, что юридическое значение преамбулы Конституции Российской Федерации и преамбулы Конституции Карачаево-Черкесской Республики можно определить двумя, присущими обеим, свойствами: с одной стороны, она - только введение в Конституцию и не содержит нормативных предписаний, сформулированных в соответствии с правилами законодательной техники. Поэтому нередко при ссылках на Конституцию Российской Федерации и даже при толковании тех или иных ее положений преамбулу не упоминают. Но, с другой стороны, она составная часть единого официального текста Основного закона, определяющая мотивы его принятия. Конституция - единый политико-юридический документ, каждая часть которого органически связана со всеми остальными и в рамках единой системы выполняет свои функции. Это продуманная модель организации жизни общества, охватывающая все его сферы и наиболее важные проявления. Конституция является целостным актом, нормы и институты которого взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений. В частности, нормативное значение преамбулы заключается в том, что она обычно определяет стратегию как правотворчества, так и правоприменения, налагает на государство, государственные и общественные органы, должностных лиц юридическую обязанность действовать в соответствии со сформулированными в ней основополагающими принципами.

Конституция РФ - это первый после воссоздания суверенного Российского государства Основной Закон, поэтому в ней закреплены ряд политических принципов, на которых основывается новая российская государственность. Прежде всего, это категория "многонациональный российский народ", что стало существенным шагом вперёд по сравнению с концепцией советского государственного права, стоявшего на позиции обоснования стирания национальных различий и формирования новой исторической общности "советский народ". В этом контексте Конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает Республика (государство) (Основной Закон Карачаево-Черкесской Республики обращен не к оторванной от реальности абстрактной модели государства вообще, он легитимирует конкретное государство - Карачаево-Черкесию (В п.1 ст.1 Конституции Карачаево-Черкесской Республики Республика Карачаево-Черкесия определяется как демократическое правовое государство с республиканской формой правления. Тем самым Карачаево-Черкесская республика как продолжение и развитие отечественной государственности сопрягается с определенной государственной формой, а в его понятие Конституцией включаются соответствующие содержательные характеристики. Республика впервые как государство была определена в части 2 статьи 5 Конституции России. Данная норма была в последствии воспроизведена в конституциях республик, однако, независимо от смысловой нагрузки, которая вкладывается создателями Конституции в понятие государства, несомненно, что государственность как политическая форма существования многонационального народа России является основополагающим принципом Конституции КЧР; причем речь идет здесь о конкретном национально территориальном образовании - республике Карачаево-Черкесия, которое в силу Конституции Республики, обладает вполне определенными признаками, касающимися его природы, устройства, целей, организации власти и принципов деятельности, включая ее связанность законом и правом и т.д. Такое положение становится очевидным, в том числе, и из положений самой Преамбулы Конституции Карачаево-Черкесии, где Республика признается неотъемлемой частью Российской Федерации как государства, а народы республики, (от имени которых принимает Конституцию Народное Собрание (Парламент)), являются частью ее (России), многонационального народа, который, и является источником власти в России, а с юридической точки зрения, народ отождествляется с понятием "граждане" - лиц поддерживающих тесную правовую и политическую связь с российским государством.)). Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что Конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса. Также, что касается категории "многонациональный народ", то следует заметить, что преамбула не лишает отдельные нации и народности, входящие в эту общность права самостоятельности. Наоборот, в ней подчёркнута неизменность следования принципам равноправия и самоопределения народов. Однако юридически это не означает, что преамбула наделяет входящие в состав РФ субъекты правом сецессии. Если с данной категорией возможно согласиться, то, параллельно рассматривая преамбулу Конституции КЧР, мы сталкиваемся с категорией "депутаты Народного Собрания КЧР". Дело в том, что изначально (на стадии разработки Конституции КЧР) полагалось, что в Народном Собрании будут наличествовать представители всех национальностей, "объединившихся в ходе исторического развития единой судьбой на территории Карачаево-Черкесии", а именно: абазины, карачаевцы, ногайцы, русские, черкесы и граждане других национальностей. Однако на практике данный принцип так и не воплотился в жизнь, а положение в преамбуле сохранилось. Всем известно, что представительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность от лица всего народа, делегировавшего первому часть своих прав, касающихся управления. Следовательно, невозможность определённой национальности иметь в представительном органе своего полномочного представителя, формально лишала первых реализовывать своё конституционное право. На сегодняшний день данный пробел частично ликвидирован, так как в соответствии со ст. 8.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12 июля 2006 года N 46-РЗ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ (ПАРЛАМЕНТА) КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ", выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики осуществляются на основе смешанной мажоритарно - пропорциональной избирательной системы. Однако данное положение являет необходимым пересмотр юридической обоснованности перечисления в преамбуле национальностей, во избежание ущемления прав отдельных категорий лиц. Признание Республики неотъемлемой частью РФ и её многонационального народа даёт такую возможность.

Как известно, исторически Россия (ещё на стадии формирования централизованного государства) складывалась как союз народов. Результат этого процесса выражается тактичной фразой "соединённые общей судьбой на своей земле". Юридически эта фраза может означать следующее: РФ осознаёт себя в границах, сложившихся после распада СССР, не претендует на иные территории, занимаемые другими народами бывшего Союза, но и не намерена отдавать какие - либо из исконно принадлежащих ей территорий.

Следующей категорией является утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия. Данная категория является общей для обеих преамбул, что лишь подчёркивает важность преамбулы, как, своего рода, гаранта каждому человеку достойной жизни. Отсюда в том числе следует, что Конституция является основным законом не только государства, но и общества. Она гарантирует от режима личной власти, неподконтрольной народу и создаваемым им органам, от верховенства аппарата над выборными органами власти народа, от возможного произвола государства и его агентов.

Преамбула Конституции РФ закрепляет принцип сохранения исторически сложившегося государственного единства. Это определение также подпадает под определения как суверенитета России, так и под категорию "многонациональный народ". И в том и в другом случае Карачаево-Черкесия является неотъемлемой частью России.

Возвращаясь к категории "многонациональный народ", важно отметить, что следующий пункт преамбулы Конституции РФ и Конституции КЧР подчёркивает общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, что предоставляет ещё большую возможность для урегулирования вопроса о равноправии всех национальностей в части представительства в органах государственной власти.

Следующим немаловажным критерием является отчасти моральная сторона преамбулы Конституции и РФ и КЧР: "чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость"; "исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества" "исходя из высокой ответственности перед нынешним и будущими поколениями", которая закрепляет, в потенции, высокую нравственную и, отчасти, правовую культуру населения.

Далее преамбула Конституции КЧР априори закрепляет право, проживающих на её территории, народов на достойное существование и процветание, исключая возможность любого геноцида, через следующие слова: "уважая права и законные интересы каждого народа, заботясь о сохранении и самобытном развитии всех народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии".

В свою очередь, преамбула Конституции РФ говорит о возрождении суверенной государственности России и утверждает незыблемость её демократической основы, тем самым предопределяя режим государственного правления на территории всей страны.

Одним из последних принципов преамбулы Конституций РФ и КЧР провозглашают стремление обеспечить своё благополучие и процветание. Данное положение заключает в себе крайне глубокий смысл. Благополучие и процветание будь-то страны в целом или отдельного субъекта напрямую зависит от благополучия и процветания проживающего на данной конкретной территории народа. В свою очередь, благополучие и процветание народа напрямую зависит от деятельности органов государственной власти. В этом и заключается наиболее важное политическое значение преамбулы Конституции.

Также наряду с этими политическими вопросами преамбула решает очень важный юридический вопрос государственного суверенитета. В Конституции такая новая суверенная государственность должна быть на демократической основе.

Не следует преуменьшать значения преамбулы Конституции и для адекватного понимания и истолкования ее содержания.

Именно Конституция должна выступать основным правопорядком государственной и общественной организации взаимодействия людей и их объединений, а также способом интеграции социальной активности субъектов общественного действия в русло совместно определяемых всем обществом и закрепляемых в самой Конституции целей.

Иными словами, Конституция выступает определенным ограничением государства и гарантией свободы и прав граждан. Легитимируя государственную власть и устанавливая пределы ее дискреции, Конституция определяет основные направления деятельности и преследуемые ею цели, а также средства и способы их реализации, гарантирует общество от его поглощения государством, очерчивает сферу индивидуальной автономии личности и обязывает ее к законопослушанию, в том числе предусматривая определенные обязанности, проистекающие из социальной природы человека и его коллективного бытия.

В связи с этим важное юридическое значение преамбулы заключается и в том, что в ней определена стратегия конституционного и правового регулирования в целом в Российской Федерации и в частности Карачаево-Черкесии. Закрепленные в Основном Законе цели имеют определяющее значение в процессе реализации Конституции и ее норм в сфере законодательства, исполнения законов и правосудия. Они образуют не только социально-политический и нравственный, но и юридический ориентир, в соответствии с которым должна осуществляться деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. По существу, это изложение некоторых важнейших обязанностей государства и его агентов.

Поэтому представляется очевидным, что игнорировать ее нельзя. При толковании и реализации как Конституции Российской Федерации в целом, так и ее разделов, глав, статей и отдельных положений следует исходить из содержания преамбулы: ничто в тексте этой Конституции не может пониматься как противоречащее мотивам, изложенным в преамбуле. Кроме того, нельзя не учесть и мировой опыт. Преамбулы многих демократических конституций содержат не только общие соображения, полезные при толковании ее нормативных предписаний, но и положения, являющиеся такими предписаниями или признаваемые и действующие в качестве таковых.

Сравнительный анализ отечественных и зарубежных конституций показывает, что главным в содержании их преамбул, несмотря на многообразие изложенных в них целей и задач, является утверждение государственности и народовластия, признание приоритета прав человека и гражданина. В преамбуле Конституции одновременно определяются те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция.

Что касается Карачаево-Черкесской Республики, то преамбула Конституции также содержит краткую характеристику целей, условий и мотивов применения Основного Закона. В преамбуле Конституции определяются такие цели и задачи государства, к которым относятся: 1) утверждение прав и свобод человека; 2) утверждение гражданского мира и согласия; 3) сохранение самобытного развития всех народов, проживающих на территории Карачаево-Черкесии; 4) обеспечение благополучия и процветания КЧР. Эти положения, так или иначе, пронизывают все статьи Основного закона страны, в конечном счете, определяют его смысл и значение. Положения преамбулы носят торжественно-декларативный характер. Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), преамбула имеет важное юридическое значение.

Положения преамбулы служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия; имеют отправное значение для судебного толкования Конституции РФ, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федеративного устройства. В преамбуле Конституции выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др.

В преамбуле Конституции Карачаево-Черкесской Республики выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др. Сто два слова преамбулы Карачаево-Черкесской Республики дают исходные начала для толкования Конституции в соответствии с действительной волей народа, выражаемой посредством Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.

Преамбула, обычная в конституционной практике, в широком социальном плане декларирует становление в Республике конституционализма, превращение государства в рациональную организацию публичной власти для осуществления общественных задач в рамках права. Преамбула Карачаево-Черкесской Республики является составной частью Конституции Карачаево-Черкесской Республики и имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу, а судами должна восприниматься в качестве оселка, с помощью которого выверяется адекватность истолкования конституционных норм, содержащихся в разделах, главах и статьях Конституции, а также иметь место при отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции Карачаево-Черкесской Республики, либо при необходимости изменить или дополнить Конституцию Карачаево-Черкесской Республики, т. е. внести в нее поправки, при разрешении конституционных споров и др.

Что касается юридической силы иных положений преамбулы, то косвенным подтверждением этого факта являются многочисленные решения Конституционного Суда РФ, опирающиеся на их содержание и не делающие различий между ними и нормами основного текста Конституции. Так, КС РФ в Постановление от 16.07.2007, о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях", сослался на преамбулу Конституции в части участия в осуществлении власти в Российской Федерации граждан, посредством политических партий. Также в Постановлении КС РФ от 20.12.1995 N 17-П. суд, отметив, что "Конституция Российской Федерации закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя", для обоснования своей позиции сослался на преамбулу и ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции. Многократно ссылался Конституционный Суд на преамбулу в ее нормативном единстве и сопряжении с рядом иных положений Конституции в Постановлении от 07.06.2000 N 10-П, в частности для обоснования того, что Конституция, принятая всенародным голосованием, является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального народа России в целом, следовательно, именно ее положения имеют приоритет в правовой системе РФ, включая федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъектов РФ.

Таким образом, Конституционный Суд подтвердил, что, во-первых, преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции; во-вторых, она является не просто сводом политико-правовых деклараций или исторической справкой, но и имеет юридическую силу и составляет своеобразный договор между народом, волей которого освящена Конституция, и государством, выступающим от имени народа; в-третьих, органы публичной власти и иные субъекты конституционно-правовых отношений связаны преамбулой в не меньшей мере, чем иными положениями Конституции; в-четвертых, последующие положения Конституции, особенно принципы конституционного строя, должны интерпретироваться и применяться с учетом преамбулы Конституции, ибо именно в ней содержится универсальный социально-политический, нравственный и юридический критерий адекватности правоприменения в стране.

Существенную роль преамбула может сыграть также в последующей трансформации (превращении, актуализации) Конституции применительно к потребностям общественного прогресса или нуждам правового регулирования. Речь идет, во-первых, об общих принципах права, которые оказывают непосредственно регулирующее воздействие на взаимоотношения Республики (государства) и личности в сфере как частноправовых, так и публично-правовых отношений и не могут не учитываться в процессе правоприменения; во-вторых, об изменении Конституции без изменения ее текста, т.е. её адаптации к изменившимся социальным условиям, критерием легитимности которой может служить преамбула Карачаево-Черкесской Республики.

Таким образом, преамбула Конституции КЧР имеет существенное значение в социальном, политическом, идеологическом и собственно юридическом отношениях, как и преамбула Конституции РФ, о чем свидетельствуют около 50 ссылок в решениях Конституционного Суда РФ на ее различные положения (аргументация вырабатываемой Судом правовой позиции, предопределяющей его конечные выводы, интерпретация последующих положений самой Конституции, конституционное истолкование федеральных законов и законов субъектов Федерации, выявление общих принципов права и т.п.). Именно в ней указаны истоки конституционного правотворчества, в основе которого - юридический догмат воли многонационального народа Карачаево-Черкесской Республики и, в целом, Российской Федерации.

Преамбула декларирует цели, во имя которых принята Конституция и которым должна служить Республика (государство), юридические и нравственные основания и ценностные ориентиры её деятельности.

Итогом всего вышесказанного может служить то обстоятельство, что неоспоримым фактом является юридическая сила, роль, значение любого вступившего в законную силу нормативного акта, который, в свою очередь, как правило, характеризуется целостностью и статичностью наличествующей структуры. Исключением не является и Конституция. Так же, с учётом вышеизложенных аргументов в пользу рассмотрения преамбулы Конституции, в частности Карачаево-Черкесской Республики, как юридически значимой составляющей Основного Закона Карачаево-Черкесии, следует признать основополагающую роль преамбулы Конституции.

Преамбула

1. Термин "конституция" (от лат. constitutio - устанавливаю, учреждаю) в действующем Основном Законе в различных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретаций данного термина позволяет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки, которые вкладывались в этот термин создателями Конституции и должны учитываться в процессе практического применения Основного Закона и его норм.

Во-первых, Конституция есть основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом, предусмотренном самой Конституцией порядке. Следовательно, любая попытка пересмотра или новации Конституции в нарушение или в обход установленного действующей Конституцией порядка есть узурпация власти, которая должна повлечь установленные законом правовые последствия.

Во-вторых, Конституция - это закон, который в известном смысле учреждает государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяет характер взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления.

В-третьих, Конституция есть закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Согласно Конституции народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью. Конституция, однако, в то же время содержит и гарантии от гипертрофии этого единства путем признания идеологического и политического многообразия и закрепления федеративной природы государства.

В-четвертых, Конституция выступает способом формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты.

В-пятых, Конституция - закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения коррелирующих с этими правами обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности.

В-шестых, Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм и в этом смысле сама является так называемой абсолютной нормой, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в государстве. В связи с этим Конституция выступает в качестве закона, имеющего верховенство на всей территории государства, обладающего высшей юридической силой и гарантирующего политическое единство народа и единство экономического и правового пространства государства.

Конституция может также рассматриваться как юридическая форма фиксации познанных обществом объективных закономерностей социально-исторического развития, которые в силу их конституционного закрепления трансформируются в поведение граждан и становятся нормой деятельности государства, его органов и должностных лиц, общественных объединений и т.д., в результате чего она выступает юридической основой и способом обеспечения естественно-исторической эволюции общества и оформляющего его государства.

Очевидно, что понятие Конституции чрезвычайно сложно выразить в краткой дефиниции, необходим учет различных аспектов, причем в зависимости от конкретных обстоятельств тот или иной аспект может оказаться превалирующим. Например, при разрешении споров о компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ Конституция выступает как гарантия политического единства народа и одновременно как гарантия прав и интересов субъектов РФ, вытекающих из федеративного устройства государства. В то же время в случае конфликта интересов личности и государства доминирующее значение приобретает гарантийная функция Конституции, выступающей в качестве юридической формы урегулирования взаимоотношений человека и государства как "равноправных партнеров" в общественном договоре и способа ограничения пределов государственной власти, а также обеспечения индивидуальной автономии личности.

При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для определения природы как самой Конституции, так и оформляемой ею государственности. Во-первых, из наименования Конституции изъято словосочетание "Основной Закон", которое неизменно присутствовало в прежних конституциях. Из такого изъятия тем не менее не следует, что меняется место Конституции в иерархии правовых актов, это лишь свидетельствует об отождествлении составителями проекта содержания понятий "конституция" и "основной закон" и желании избежать в силу их совпадения повторения. Во-вторых, в самом наименовании "Конституция Российской Федерации" присутствует указание на федеративную природу государства, которая в рамках действующего Основного Закона правовым образом не может быть преодолена. В-третьих, федеративное устройство Российской Федерации сопрягается с единством государства. Российское государство именно единое федеративное, а не союзное государство, основанное на сочленстве объединившихся в него субъектов. Следовательно, общефедеральные конституционные стандарты организации власти, суверенитета и свободы личности имеют универсальный характер и обязательны для всех субъектов РФ. Это означает также, что федеральная Конституция не нуждается в ратификации или подтверждении в иной форме субъектами РФ, она связывает все субъекты Федерации на всей территории РФ и действует прямо и непосредственно, а в силу занимаемого в системе законодательства РФ и ее субъектов места обладает высшей юридической силой.

2. Словосочетание "Конституция Российской Федерации" содержит указание на взаимосвязь Основного Закона России и Российского государства. Государство в этой взаимосвязи первично, что касается оформляющей его Конституции - она вторична. Именно поэтому об учредительной функции Конституции можно говорить только в определенном смысле.

В частности, российская государственность, истоки которой часто относят к периоду крещения Руси, в действительности много старше. В связи с этим Конституция исходит из существования государства. Что же касается ее учредительной функции, она заключается в преобразовании государства в соответствии с волей многонационального народа России, обновлении его институтов, характера взаимоотношений государства и общества, статуса человека и гражданина, самого устройства государства и т.п.

Иными словами, Конституция не легитимирует волю к государственному существованию как таковому, она закрепляет отличные от ранее существовавших государственные формы, адекватные потребностям цивилизационного развития общества. В силу этого Российская Федерация выступает продолжением всех предшествовавших форм российской государственности, современный облик которой представлен действующей Конституцией.

В свою очередь Российское государство выполняет по отношению к Конституции служебную функцию. В частности, Конституция возлагает на государство определенные обязанности по отношению к обществу и личности, ассоциациям граждан. Именно оно является гарантом Конституции и установленного ею общественного строя и сформированного на основе Конституции правопорядка. Это означает, что государство как политическая форма существования многонационального народа РФ предшествует всем положениям Конституции и образует основополагающий принцип, описание которого с точки зрения его организации, формы, принципов деятельности, ограничений и т.п. осуществляется в этих последующих положениях.

Таким образом, Конституция и оформленное ею Российское государство составляют определенное единство. Основной Закон России обращен не к оторванной от реальности абстрактной модели государства вообще, он легитимирует конкретное государство - Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как это установлено ч. 1 ст. 1 Конституции. При этом перечисленные в этом определении признаки дополняются далее указанием на то, что Российская Федерация также является социальным и светским государством (ст. 7, 14), без учета чего целостная картина государственности России невозможна.

3. Принятие Конституции на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. прервало развитие советского типа организации государственной власти и юридически закрепило восприятие Россией общедемократических ценностей и ориентиров социально-политического и экономического развития, которые доминируют в обществах с более давними традициями демократического развития. Предваряющая основной текст Конституции вступительная часть - преамбула, обычная в мировой конституционной практике, в широком социальном плане декларирует становление в России конституционализма, превращение государства в рациональную организацию публичной власти для осуществления общественных задач в рамках права. Преамбула является составной частью Конституции и имеет для законодательной и исполнительной власти не только моральную, но и юридическую силу, а судами должна восприниматься в качестве оселка, с помощью которого выверяется адекватность истолкования конституционных норм, содержащихся в разделах, главах и статьях Конституции.

На это, в частности, было обращено внимание в Постановлении КС РФ от 20.12.1995 N 17-П*(1). Суд, отметив, что "Конституция Российской Федерации закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя", для обоснования своей позиции сослался на преамбулу и ч. 1 и 3 ст. 4 Конституции. Многократно ссылался Конституционный Суд на преамбулу в ее нормативном единстве и сопряжении с рядом иных положений Конституции в Постановлении от 07.06.2000 N 10-П, в частности для обоснования того, что Конституция, принятая всенародным голосованием, является актом высшего непосредственного выражения власти многонационального народа России в целом, следовательно, именно ее положения имеют приоритет в правовой системе РФ, включая федеральное законодательство и нормативные правовые акты субъектов РФ.

Тем самым Конституционный Суд подтвердил, что, во-первых, преамбула есть неотъемлемая составная часть Конституции; во-вторых, она является не просто сводом политико-правовых деклараций или исторической справкой, но и имеет юридическую силу и составляет своеобразный договор между народом, волей которого освящена Конституция, и государством, выступающим от имени народа; в-третьих, органы публичной власти и иные субъекты конституционно-правовых отношений связаны преамбулой в не меньшей мере, чем иными положениями Конституции; в-четвертых, последующие положения Конституции, особенно принципы конституционного строя, должны интерпретироваться и применяться с учетом преамбулы Конституции, ибо именно в ней содержится универсальный социально-политический, нравственный и юридический критерий адекватности правоприменения в стране.

Конституция - единый политико-юридический документ, каждая часть которого органически связана со всеми остальными и в рамках единой системы выполняет свои функции. Это продуманная модель организации жизни общества, охватывающая все его сферы и наиболее важные проявления. Конституция является целостным актом, нормы и институты которого взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе регулирования общественных отношений. В частности, нормативное значение преамбулы заключается в том, что она обычно определяет стратегию как правотворчества, так и правоприменения, налагает на государство, государственные и общественные органы, должностных лиц юридическую обязанность действовать в соответствии со сформулированными в ней основополагающими принципами.

4. Представляется, что не следует преуменьшать значения преамбулы Конституции и для адекватного понимания и истолкования ее содержания. В преамбуле излагаются некоторые исходные положения, на которых основываются Конституция и те цели, которые она преследует. Преамбула Конституции констатирует существование многонационального народа России, соединенного общей судьбой на своей земле. Начинается она словами: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...". Тем самым волей народа легитимируется та модель организации власти, суверенитета, свободы и прав человека, которая получила закрепление в Основном Законе. Народ, понимаемый в преамбуле Конституции как общность, образуемая всей совокупностью граждан независимо от их гражданской активности (например, участия в выборах), выступает первичным субъектом конституционных правоотношений, в которых обязанной стороной выступают государство, его органы и должностные лица. Именно народ обладает всей полнотой учредительной власти, т.е. власти, учреждающей Конституцию, которая не может передаваться кому бы то ни было, за исключением Конституционного Собрания (см. комментарий к ст. 135). Государственная же власть - законодательная, исполнительная или судебная - это власть, учреждаемая народом и действующая от его имени и им уполномоченная. Народ передает учреждаемым Конституцией органам, формируемым в соответствии с установленным ею порядком, не саму власть, а право на власть, причем только на определенный срок. Отсюда следует, что пределы государственной власти и ее "свободного" усмотрения определяются народом, они детерминированы волей народа и потому не могут быть нарушены государством без риска утраты своей легитимности. В этом отношении сама Конституция выступает способом ограничения государства путем установления пределов государственной власти, чем предопределяется его инструментальная роль как средства к развитию личности и обеспечению ее свободы в демократическом обществе.

Многонациональный характер страны и осознание ею себя как части мирового сообщества обусловили также признание общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. В преамбуле выражены преемственность российской государственности и уважение к историческому прошлому народа, предыдущие поколения которого передали гражданам России любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. В ней нашли отражение решающая роль самого народа в настоящем и будущем Родины, его доминирующее место во всей системе субъектов конституционно-правовых отношений. В связи с этим особенно важно учитывать, что Конституция, моделируя новый конституционный строй, не может быть оторвана от складывавшихся столетиями эволюционного развития традиций и устоев отечественной политической истории; она жизнеспособна лишь при условии, что отвечает потребностям общества и адекватна реалиям жизни народа, преобразование которой - процесс постепенный и достаточно длительный, требующий тщательно продуманных решений умной и энергичной власти.

Формула преамбулы "Мы, многонациональный народ Российской Федерации" имеет по крайней мере еще один аспект, без учета которого невозможна адекватная оценка и должная интерпретация конституционных основ единства и целостности Российского государства, с одной стороны, и природы этнических прав - с другой. Многонациональный народ России в конституционно-правовых отношениях выступает в качестве единой государственной гражданской нации, составляющей основу государственной идентичности России и предопределяющей характер отечественной модели федерализма и взаимоотношения различных уровней единой федеративной системы и выступающих от их имени публичных властей.

В преамбуле Конституции одновременно определяются те ценности, которые занимают ведущее положение во всей иерархии общественных ценностей, и цели, которые преследует Конституция. В системе этих ценностей и целей Конституции - утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства страны, возрождение суверенной государственности России и незыблемость ее демократической основы. В широком социальном контексте речь идет о принципиально новом видении универсальной объективной характеристики Конституции - ее сущности, предопределяемой социальной солидарностью и сбалансированным отражением социальных и индивидуальных интересов, составляющих непременное условие эволюционного развития.

В связи с этим уместно отметить, что в государственно-правовой теории до недавнего прошлого неизменным оставался акцент не на целях, ценностях и интересах, свойственных обществу и его членам независимо от их классовой принадлежности, а на пролетарски-классовом подходе к оценке сущности и содержания основного закона. Гипертрофия классовых оценок в их нередко вульгарно-социологическом истолковании вела к обеднению сущностных характеристик конституции и игнорированию и даже прямому противостоянию новой системе закономерностей социально-исторического развития как в национальном, так и в интернациональном масштабах. Не случайно законодательство в течение десятилетий предусматривало, а наука и массовое общественное сознание оправдывали неприятие и даже насильственное подавление как классово чуждых интересов, не вписывающихся в изжившую себя модель общественного развития.

Сказанное не означает исчезновения или растворения классовых интересов или соответствующих оценок сущности Конституции. Но несомненно, что воплощенные в ней интересы и потребности различных классов и социальных слоев не могут быть осуществлены в противопоставлении с общенародными интересами и потребностями. Именно эти интересы способны интегрировать общество и направить активность его различных социальных и национальных структур в русло общих закономерностей социально-исторического прогресса.

В этом контексте Конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех социальных слоев общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность - многонациональный народ России, от имени которого выступает государство. Не узкоклассовые вожделения, а справедливое сочетание и взаимодействие разнообразных интересов, существующих в государстве, благо народа должны быть основой Конституции. Это означает, что Конституция выступает как легитимация социального согласия и партнерства, гражданского мира, а не средство достижения победы того или иного класса.

Речь идет не об "отмене" классовых или национальных интересов, интересов половозрастных групп и т.п. В результате взаимодействия интересов различных социальных слоев и групп населения, политических и этнических общностей формируются общие для всего народа интересы, которые и обусловливают волю народа, лежащую в основе Конституции и определяющую ее общеобязательность. Интересы многонационального народа России есть не простое сложение интересов индивидов или их ассоциаций, а нечто новое, складывающееся в результате диалектического взаимодействия всего многообразия интересов, связывающих общество воедино. Непременной характеристикой этого общего интереса и лежащей в его основе общей воли народа является то, что в этом интересе находят выражение перспективы общественного развития.

Отсюда в том числе следует, что Конституция является основным законом не только государства, но и общества. Она гарантирует от режима личной власти, неподконтрольной народу и создаваемым им органам, от верховенства аппарата над выборными органами власти народа, от возможного произвола государства и его агентов.

Однако это лишь один - негативный - аспект сущностной характеристики Конституции. Между тем вопрос о ее сущности имеет и другой аспект - позитивный, ибо социальное и юридическое назначение Основного Закона не сводится лишь к гарантированию общества от развития неблагоприятных процессов и тенденций или от дестабилизации его социально-экономической и политической природы. Главное - в адекватном определении на современном этапе конституционного строительства обусловленных социальной природой общества форм экономической, политической, социальной и духовной организации общества, способных обеспечить его саморегуляцию и саморазвитие. Именно Конституция должна выступать основным правопорядком государственной и общественной организации взаимодействия людей и их объединений, а также способом интеграции социальной активности субъектов общественного действия в русло совместно определяемых всем обществом и закрепляемых в самой Конституции целей.

Иными словами, Конституция выступает определенным ограничением государства и гарантией свободы и прав граждан. Легитимируя государственную власть и устанавливая пределы ее дискреции, Конституция определяет основные направления деятельности и преследуемые ею цели, а также средства и способы их реализации, гарантирует общество от его поглощения государством, очерчивает сферу индивидуальной автономии личности и обязывает ее к законопослушанию, в том числе предусматривая определенные обязанности, проистекающие из социальной природы человека и его коллективного бытия.

В связи с этим важное юридическое значение преамбулы заключается и в том, что в ней определена стратегия конституционного и правового регулирования в целом в Российской Федерации. Закрепленные в Основном Законе цели имеют определяющее значение в процессе реализации Конституции и ее норм в сфере законодательства, исполнения законов и правосудия. Они образуют не только социально-политический и нравственный, но и юридический ориентир, в соответствии с которым должна осуществляться деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. По существу, это изложение некоторых важнейших обязанностей государства и его агентов, в числе которых - обеспечение свободы и прав граждан, социального и межнационального мира и согласия, противостояние сепаратизму и сохранение целостности Российской Федерации.

В преамбуле Конституции выражены также некоторые социальные обязательства государства по отношению к народу и гражданам, по обеспечению демократического развития страны и др. Восемьдесят четыре слова преамбулы дают исходные начала для толкования Конституции в соответствии с действительной волей народа. Парламент не может принимать законы, а исполнительная власть - акты, нарушающие права и свободы человека или способные привести к разрушению гражданского мира и согласия, подрыву демократических основ российской государственности. Границы судебного истолкования принципа равноправия и самоопределения народов ограничены интересами сохранения целостности и государственного единства Российской Федерации и т.п.

В развитие отечественного опыта взаимодействия национального и международного права и с учетом практики конституционного регулирования других государств преамбула Конституции преодолевает многие препятствия к открытости внутреннего правопорядка для норм международного права. В данном контексте преамбула выступает как свидетельство ясного понимания объективного характера региональных, континентальных и планетарных интеграционных процессов и ориентации Российского государства на участие в них, уважения к ценностям, выработанным цивилизационным развитием человечества, и готовности защищать их.

В связи с этим преамбула содержит запрет на самоизоляцию страны, ориентирует деятельность государства, его органов и должностных лиц, всех субъектов конституционных правоотношений на обеспечение благополучия и процветания России. В качестве конституционного веления она закрепляет уважение к историческому прошлому страны. В ней нашли выражение идея патриотизма, вера в добро и справедливость в отношениях между людьми и в самой организации социума.

В данном контексте преамбула Конституции может оцениваться как концентрированное выражение отечественной конституционной идеологии, отражение исходных начал и основных идей российского конституционализма. Отсюда не должна следовать недооценка ее значения как способа изложения и некоторых позитивно-правовых принципов конституционного регулирования, отличающихся, однако, весьма высоким уровнем абстракции.

Существенную роль преамбула может сыграть также при "отыскании" права, а равно в последующей трансформации (превращении, актуализации) Конституции применительно к потребностям общественного прогресса или нуждам правового регулирования. Речь идет, во-первых, об общих принципах права, которые оказывают непосредственно регулирующее воздействие на взаимоотношения государства и личности в сфере как частно-правовых, так и публично-правовых отношений и не могут не учитываться в процессе правоприменения; во-вторых, об изменении Конституции без изменения ее текста, т.е. ее адаптации к изменившимся социальным условиям, критерием легитимности которой может служить преамбула. Такое преобразование возможно под влиянием "фактической" конституции, а его констатация осуществляется актами конституционного правосудия. Последнее требует особой осторожности и мудрости правоприменителя, ибо подобное изменение Конституции без адекватных ему и носящих объективный характер изменений социальных, экономических, политических и духовных форм общественного бытия способно превратить ее из основного закона государства и общества, "связывающего" государство и гарантирующего гражданское общество и личность от их поглощения государством, в инструмент произвольного вмешательства публичной власти в сферы, обладающие достаточно широкой автономией по отношению к государству. Это означает, что эластичность Конституции и вытекающая отсюда возможность приспособления ее к действительности не должны входить в противоречие с нормативной характеристикой Основного Закона, которая не должна ставиться под сомнение.

Таким образом, преамбула Конституции имеет существенное значение в социальном, политическом, идеологическом и собственно юридическом отношениях, о чем свидетельствуют около 50 ссылок в решениях Конституционного Суда РФ на ее различные положения (аргументация вырабатываемой Судом правовой позиции, предопределяющей его конечные выводы, интерпретация последующих положений самой Конституции, конституционное истолкование федеральных законов и законов субъектов Федерации, выявление общих принципов права и т.п.). Именно в ней указаны истоки конституционного правотворчества, в основе которого - юридический догмат воли многонационального народа Российской Федерации. Этим предопределяется соотношение Конституции и Российского государства, также нашедшее отражение в преамбуле, равно как основания верховенства Конституции и ее высшей юридической силы. Преамбула декларирует цели, во имя которых принята Конституция и которым должно служить государство, юридические и нравственные основания и ценностные ориентиры его деятельности.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы челов
ека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Комментарий к преамбуле

Преамбула Конституции РФ закладывает основные, наиболее важные и системно организующие в дальнейшем весь текст конституции принципы и позиции. Она является своеобразным ее конспектом, предвосхищая тип, статус, правовую конструкцию и юридическую силу конституции. В связи с этим преамбула должна раскрывать следующие обстоятельства.

2. Мотивационную основу: исходя из каких мотиваций принимается данная конституция.

3. Сакрализирующий выбор (конкретный прием его обозначения) и уровень сакрализации конституции.

4. Целеполагающую основу: какие цели ставит данная конституция.

5. Ценностную основу: какие из целей получают особо значимый характер на уровне принципиального выбора ценностей страны и почему.

6. Специализирующую основу: уникальные особенности страны, цели, задачи, иные обстоятельства. Здесь возможны: историческая апелляция, апелляция к будущему, геополитическая и геоэкономическая апелляция, демографическая и национальная апелляция, религиозная апелляция и др.

7. Основу, позиционирующую страну в мире: как позиционирует себя страна в международном пространстве и международных отношениях.

8. Обозначение или подход к форме государственного устройства страны, форме правления и политическому режиму.

9. Обозначение главных принципов государственного строительства, общественного развития и мировоззренческого (ценностно-мотивирующего) мира человека.

10. Тип и масштабность волевого акта, совершаемого сувереном при принятии конституции.

11. Статус конституции, обозначение подхода или подход к ее функциональному назначению.

Соответственно, в преамбуле должны быть отражены главные вопросы бытия страны согласно данному перечню. По каждому из них должен быть сделан четкий и однозначно интерпретируемый выбор. Анализ преамбулы Конституции Российской Федерации, проведенный на основе исследования вышеперечисленных вопросов, позволяет сделать следующие выводы.

1. В качестве автора Конституции РФ и источника власти (статья 3) в преамбуле указывается «многонациональный народ». Вопрос о русском народе, доминирующем численно и являющемся носителем цивилизационных потенциалов страны, при этом проигнорирован. Причем это сделано не только в тексте преамбулы, но во всей Конституции РФ. Единственное упоминание «русскости» в тексте связывается с русским языком, который, однако, упоминается в контексте множественности «государственных языков» (статья 68). Темы цивилизационной идентичности страны, ее «русскости» в Конституции РФ полностью отсутствуют и, судя по системности приема умолчания, это было сделано целенаправленно.

Прранализируйте содержание преамбуоы конституции рф и сделайте вывод

Отсутствие нормативной структуры положений преамбулы требует формулировки нормы в конкретной ситуации, частной трансформации текста преамбулы в конкретные права и обязанности.3. Преамбула может быть применена только в интерпретированном виде и к конкретному правоотношению. Интерпретация текста преамбулы не может быть общеобязательной для всех правовых отношений. Иное бы нарушало действие принципа правовой определенности.Бесспорно, чрезмерное использование преамбулы в качестве правового основания может способствовать формированию законодательного нигилизма, привести к нарушению принципа правовой определенности, поскольку не дает заинтересованному кругу лиц полного представления о всех возможных правах.

One more step

Проблемного комментария к Конституции Российской Федерации» из научного макета новой Конституции. Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) Преамбула Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Структура и содержание преамбулы конституции рф.

В тексте Конституции преамбула не озаглавлена. Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на ϲʙᴏей земле, утверждая права и ϲʙᴏбоды человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за ϲʙᴏю Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Комментарий к преамбуле Конституцию открывает преамбула, т.е.


вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции.

О преамбуле конституции

Внимание

Отметим, что «многонационального народа» не существует и существовать не может. Ни в одной стране в мире нет аналогичных российской конституционной формуле правовых конструкций «многонационального народа».


Народ не может быть многонациональным, многонародной может быть нация. Эта неправильная конструкция является советским наследием: формулировка «многонациональный советский народ» прозвучала в докладе на XXIII съезде КПСС в 1966 г.
Термин «народ», без дополнительных оговорок или использования в качестве имени собственного, тяготеет к этнической смысловой нагрузке. Тем более что в самой Конституции РФ упоминаются народы внутри страны во множественном числе (часть 3 статьи 5).

И упоминаются наряду с правом на самоопределение, которое создает угрозу сепаратистского развала страны. В преамбуле также содержится указание на право народов на самоопределение.

Анализ преамбулы конституции российской федерации

Эбзеева <19, все конституционные положения, включая преамбулу, обладают регулирующим значением и носят действующий характер <20. Как утверждает Р.В. Артемьева, преамбула имеет прямое действие, выступает как основа определенных видов общественных отношений и может стать основой доктринального толкования Конституции <21. <19 Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) // Правоведение. 1996. N 1. С. 10.<20 Эбзеев Б.С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право.


2008. N 7. С. 6.<21 Артемьева Р.В. Преамбула Конституции Российской Федерации: нормативное содержание и проблемы реализации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. 41 с. Субсидиарный подход. Преамбула применяется как дополнительное правовое основание в случае недостатка законодательного регулирования.

Преамбулы конституций и их правовое значение (антоненко в.м.)

Тем не менее анализ структуры преамбул позволяет выделить ряд общих признаков, характерных для вступительной части большинства конституционных актов.Расположение преамбулы. Преамбула предваряет текст конституции, располагается перед основными положениями конституции и, как правило, специально озаглавлена <3.
В преамбулах большинства конституций отсутствует деление на части, однако данное правило имеет исключения <4. <3 Например, преамбула Конституции КНР 1982 г. озаглавлена «Введение», преамбула Конституции Хорватии 1990 г. озаглавлена «Исторические основы», преамбулы Конституций Чехии 1992 г., Германии 1949 г., Индии 1949 г., Испании 1978 г. и др. озаглавлены «Преамбула», в ряде конституций преамбулы имеются, однако не озаглавлены (Конституции Аргентины 1853 г., Венгрии 1949 г., Японии 1947 г. и др.).<4 Преамбулы к Конституции Ливана 1990 г., Афганистана 2004 г. содержат пункты.

На правах рукописи

Как правило, преамбула применяется в системе с другими нормами Конституции, что не умаляет их прямого действия.Являясь частью Конституции, преамбула может и должна применяться, однако ее применение характеризуется рядом особенностей:1. Необходимость философско-правовой интерпретации.Широта формулировки положений преамбулы (например выражение «стремясь обеспечить благополучие и процветание России») требует расшифровки как отдельных категорий (благополучие, процветание), так и понимания намерения авторов данного положения (означает ли стремление к благополучию России стремление к благополучию народов и каждого отдельного гражданина).Данная особенность обусловливает механизм применения преамбулы: она может применяться только квалифицированным субъектом (органом конституционной юстиции) с учетом имеющихся в науке конституционного права доктринальных позиций.2.

Преамбула

Но конституция – это не манифест богатого меньшинства, это правило жизни всего народа и всей страны. Что понимается под демократией – в Конституции РФ не раскрывается.

Никаких иных ценностей в качестве основы мотивации в преамбуле не предлагается. 3. Язык преамбулы лишен сакральности как по стилю, так и по содержанию.

В ней не содержится никаких упоминаний о ценности страны, ее истории, испытаниях, победах и поражениях. В преамбуле нет ни одного уместного здесь пафосного качественно-оценочного слова в связи с такими понятиями, как Родина, Отечество.

Психологическое, воспитующее, сак раль ное, объединяющее, клятвенное содержание преамбулы отсутствует.

Преамбула

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при ϶ᴛᴏм из нашей общей ответственности за ϲʙᴏю Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями. Еще одно очень важное положение преамбулы. Принимая ϲʙᴏю Конституцию, многонациональный российский народ и Российское государство сознают себя частью мирового сообщества.

А ϶ᴛᴏ означает, что Российская Федерация принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, налаживать сотрудничество с другими государствами, что будет важным условием демократического и мирного развития не только России и ее народа, но и народов и государств всего мира.

Форум про амнистию, тюрьмы, зоны и законы

Но Конституция не только чтит память о прошлом, а прежде всего утверждает общепризнанные и особенно важные для нашей многонациональной страны принципы равноправия и самоопределения народов, объединившихся на общей земле и сохраняющих единое государство. Новая Конституция — ϶ᴛᴏ и возрождение подлинной суверенной государственности России, кᴏᴛᴏᴩую она обрела только с принятием 12 июня 1990 г.

Декларации о независимости. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла ϲʙᴏю Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом будет существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

Слово «преамбула» происходит от позднелатинского preambulus и переводится как «идущий впереди, предшествующий», преамбула означает в праве вводную или вступительную часть правового акта <1. Как справедливо указывает С.А. Авакьян <2, преамбула является вводным текстом, имеющим политическую направленность, предназначение которой — осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие.

<1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М.: Издательство ИТИ «Технологии», 2006. 944 с.<2 Авакьян С.А.

Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. М.: РЮИД «Сашко», 2000. 528 с. С. 22. Не существует единой общепризнанной модели преамбулы конституции.

Это: утверждение прав и ϲʙᴏбод человека, утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают все содержание Конституции.

Так, утверждению прав и ϲʙᴏбод человека посвящены целиком гл. 2 (ст. 17 — 64) и ряд положений в других главах (например, ст. 2, 6, 7 и др.). Включение данных статей в текст Конституции позволяет утверждать, что в развитии прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина наша Конституция вышла на уровень стандартов, принятых в мировом сообществе. Возрождение российской государственности раскрывается в гл. 1 «Основы конституционного строя», в гл.



 

Возможно, будет полезно почитать: