Выдача заявителю заключения государственной экспертизы. Единый государственный реестр экспертных заключений: что это и как он будет работать? Ведет реестр заключений экспертизы

Название документа:
Номер документа: 878
Вид документа:
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 24 июля 2017
Дата начала действия: 08 августа 2017
Дата редакции: 21 марта 2019

О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.12.2017, N 0001201712270017);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.03.2019, N 0001201903250005).
____________________________________________________________________


В соответствии с частью 3 статьи 50_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

2. В подпунктах "к" и "л" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст.1336; 2008, N 2, ст.95; N 8, ст.744; N 47, ст.5481; 2012, N 17, ст.1958; 2013, N 39, ст.4992; 2014, N 13, ст.1479; N 40, ст.5434; 2015, N 50, ст.7178; 2016, N 48, ст.6766; 2017, N 26, ст.3843) слова "доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации" заменить словами "составляющие государственную тайну".

3. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обеспечить:

а) создание, развитие и ввод в эксплуатацию государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства";

б) с 1 июля 2018 г. формирование и ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства с использованием государственной информационной системы, указанной в подпункте "а" настоящего пункта.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2017 года N 1630 . - См. предыдущую редакцию)

4. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной штатной численности работников центрального аппарата Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Пункт 1 настоящего постановления вступает в силу с 1 июля 2018 г., пункт 2 настоящего постановления вступает в силу с 1 января 2018 г.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 января 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2017 года N 1630 . - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 июля 2017 года N 878

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - реестр), в том числе:

а) структуру и состав сведений реестра, включая перечень сведений, доступ к которым обеспечивается всем заинтересованным лицам на бесплатной основе;

б) требования к порядку и срокам включения в реестр сведений о заключениях экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - экспертиза), подготовленных органами и организациями, указанными в части 3 статьи 50_1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - экспертные организации), сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования, заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проектной документации и результатов инженерных изысканий, по результатам рассмотрения которых подготовлены такие заключения (далее соответственно - сведения, документы).
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

2. В реестр не подлежат включению сведения и документы в случаях, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну.
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

3. Формирование реестра осуществляется в электронном виде с использованием государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства".

4. Ведение реестра, в том числе включение в реестр (исключение из реестра) сведений, осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации или определенное этим Министерством подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение (далее - оператор).

II. Структура и состав сведений реестра

5. В реестр включаются сведения:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

а) о заключениях экспертизы;

б) о представленной для проведения экспертизы проектной документации, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы, об экономически эффективной проектной документации повторного использования;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

в) о представленных для проведения экспертизы результатах инженерных изысканий, по результатам рассмотрения которых подготовлено заключение экспертизы.
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

6. Заключения экспертизы и документы являются неотъемлемой частью реестра.

7. Для каждого заключения экспертизы в реестре создается раздел, который идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером заключения экспертизы.

8. Каждый раздел реестра включает в себя следующие подразделы:

а) заключение экспертизы;

б) сведения о представленной для проведения экспертизы проектной документации, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

в) сведения о представленных для проведения экспертизы результатах инженерных изысканий, по результатам рассмотрения которых подготовлено заключение экспертизы.
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

9. В подраздел, касающийся заключения экспертизы, включаются следующие сведения:

б_1) дата включения в реестр сведений о заключении экспертизы;
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296)

в) форма экспертизы (государственная экспертиза или негосударственная экспертиза);

г) сведения об объекте экспертизы (вид объекта (проектная документация и результаты инженерных изысканий, проектная документация, результаты инженерных изысканий) и его наименование);

д) результат проведенной экспертизы (положительное или отрицательное заключение экспертизы);

е) сведения об экспертной организации;

ж) сведения об экспертах, подписавших заключение экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии), направление деятельности эксперта, указанное в квалификационном аттестате, номер и дата выдачи квалификационного аттестата, срок его действия);
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

з) сведения о лице, утвердившем заключение экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии), должность);

и) особые отметки, включая сведения о признании заключения экспертизы недействительным;

к) источник финансирования (в случае если финансирование работ предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, указывается соответствующий уровень бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации , в случае если финансирование работ предполагается осуществлять полностью или частично за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридических лиц, доля в уставном (складочном) капитале которых Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более 50 процентов, указывается соответствующее юридическое лицо) и размер финансирования (в процентном отношении к полной стоимости проекта);

л) кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположен объект капитального строительства или планируется расположение такого объекта (при наличии), номер и дата выдачи градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта номер и дата документа, которым утверждена документация по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории).
(Подпункт дополнительно включен со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296)

10. Заключение экспертизы является неотъемлемой частью подраздела, касающегося заключения экспертизы.

11. В подраздел, касающийся сведений о представленной для проведения экспертизы проектной документации, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы, включаются следующие сведения:
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

а) наименование и адрес (местоположение) объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация;

б) функциональное назначение объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы, и его основные проектируемые технико-экономические показатели (в соответствии с проектной документацией);
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

в) сметная стоимость строительства объекта капитального строительства (на дату начала проведения экспертизы и на дату утверждения заключения экспертизы) и сведения о проверке достоверности ее определения (в случае, если сметная стоимость строительства объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит такой проверке);
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

г) сведения о природных и иных условиях территории, на которой планируется осуществлять строительство (климатический район и подрайон, ветровой район, снеговой район, интенсивность сейсмических воздействий, инженерно-геологические условия);

д) сведения о застройщике (техническом заказчике), обеспечившем подготовку проектной документации;

е) сведения об индивидуальных предпринимателях и (или) юридических лицах, подготовивших проектную документацию, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

ж) сведения об использовании при подготовке проектной документации, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы, экономически эффективной проектной документации повторного использования (дата и номер заключения экспертизы, выданного в отношении использованной проектной документации);
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

з) сведения о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования в соответствии с решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (дата и номер решения, сведения о документе, подтверждающем передачу исключительного права на проектную документацию повторного использования либо права на ее многократное использование (в том числе для подготовки на ее основе проектной документации) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

12. Проектная документация, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы, решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования (об отмене такого решения) являются неотъемлемой частью подраздела, касающегося сведений о представленной для проведения экспертизы проектной документации.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

13. В подраздел, касающийся сведений о представленных для проведения экспертизы результатах инженерных изысканий, по результатам рассмотрения которых подготовлено заключение экспертизы, включаются следующие сведения:
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

а) дата подготовки отчета по результатам инженерных изысканий, по результатам рассмотрения которых подготовлено заключение экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

б) виды работ по инженерным изысканиям, по результатам рассмотрения которых подготовлено заключение экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

в) сведения о местоположении района (площадки, трассы) проведения изысканий (субъект Российской Федерации, муниципальный район);

г) сведения о застройщике (техническом заказчике), обеспечившем проведение инженерных изысканий, по результатам рассмотрения которых подготовлено заключение экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

д) сведения об индивидуальных предпринимателях и (или) юридических лицах, подготовивших технический отчет по результатам инженерных изысканий, по результатам рассмотрения которых подготовлено заключение экспертизы.
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

14. Результаты инженерных изысканий, по результатам рассмотрения которых подготовлено заключение экспертизы, являются неотъемлемой частью подраздела, касающегося сведений о представленных для проведения экспертизы результатах инженерных изысканий.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

15. Сведения о лицах, указанные в подпункте "е" пункта 9, подпунктах "д" и "е" пункта 11, подпунктах "г" и "д" пункта 13 и подпунктах "ж" - "и" и "л" пункта 23 настоящих Правил, включают следующие данные:
(Абзац в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

а) в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии);

б) в отношении индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии);

в) в отношении юридического лица, органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления - полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет в налоговом органе, место нахождения и адрес, адрес электронной почты (при наличии).
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

III. Требования к порядку и срокам включения в реестр сведений и документов

16. Создание нового раздела реестра (внесение изменений в раздел реестра) осуществляется оператором на основании проекта раздела (части раздела) реестра, сформированного посредством государственной информационной системы "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства":

а) экспертной организацией;

б) Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в случае включения в реестр сведений о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования).

17. В целях включения в реестр сведений и документов подготовка проекта раздела реестра осуществляется экспертной организацией не позднее рабочего дня со дня утверждения заключения экспертизы.

Подготовка проекта части раздела реестра в целях включения в него сведений, указанных в подпункте "з" пункта 11 настоящих Правил, осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в день принятия решения о признании проектной документации, сведения о которой включены в реестр, экономически эффективной проектной документацией повторного использования.

18. Включение в реестр сведений и документов (внесение изменений в раздел реестра) осуществляется оператором не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации в государственной информационной системе "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства" проекта раздела (части раздела) реестра, сформированного лицами, указанными в подпунктах "а" и "б" пункта 16 настоящих Правил, в соответствии с порядком ведения реестра, устанавливаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

19. В случае формирования проекта раздела (части раздела) реестра с нарушением порядка ведения реестра, устанавливаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, оператор не позднее срока, указанного в пункте 18 настоящих Правил, уведомляет лицо, сформировавшее проект раздела (части раздела) реестра, о необходимости его доработки и повторной регистрации в государственной информационной системе "Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства".

20. Внесение изменений в сведения и документы, включенные в реестр, осуществляется оператором в соответствии с порядком ведения реестра, устанавливаемым Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

21. Лицо, указанное в подпункте "а" пункта 16 настоящих Правил, обеспечивает достоверность, полноту и актуальность сведений и документов, включаемых в проект раздела реестра, и их соответствие требованиям настоящих Правил и порядка ведения реестра, устанавливаемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

22. В случае отрицательного заключения экспертизы в реестр не подлежат включению сведения, указанные в подпунктах "б" - "г" пункта 11 настоящих Правил.

IV. Перечень сведений, доступ к которым обеспечивается всем заинтересованным лицам на бесплатной основе

23. К сведениям реестра, доступ к которым обеспечивается всем заинтересованным лицам на бесплатной основе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных, относятся:

а) номер заключения экспертизы;

б) дата заключения экспертизы;

в) результат проведенной экспертизы (положительное или отрицательное заключение экспертизы);

г) форма экспертизы (государственная, негосударственная);

д) сведения об объекте экспертизы (проектная документация и результаты инженерных изысканий, по результатам рассмотрения которых подготовлено заключение экспертизы);
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

е) наименование и адрес (местоположение) объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация;

ж) сведения об экспертной организации;

з) сведения о застройщике (техническом заказчике), обеспечившем подготовку проектной документации, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

и) сведения об индивидуальных предпринимателях и (или) юридических лицах, подготовивших проектную документацию, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы;
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

к) сведения об использовании при подготовке проектной документации, по результатам рассмотрения которой подготовлено заключение экспертизы, экономически эффективной проектной документации повторного использования (дата и номер заключения экспертизы, выданного в отношении использованной проектной документации);
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

л) сведения о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования в соответствии с решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (дата и номер решения, сведения о документе, подтверждающем передачу исключительного права на проектную документацию повторного использования либо права на ее многократное использование (в том числе для подготовки на ее основе проектной документации) Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).
(Подпункт в редакции, введенной в действие со 2 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года N 296 . - См. предыдущую редакцию)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (с изменениями на 21 марта 2019 года)

Название документа: О порядке формирования единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (с изменениями на 21 марта 2019 года)
Номер документа: 878
Вид документа: Постановление Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2017, N 0001201707310019

Собрание законодательства Российской Федерации, N 32, 07.08.2017, ст.5068

Дата принятия: 24 июля 2017
Дата начала действия: 08 августа 2017
Дата редакции: 21 марта 2019

Реестр выданных заключений государственной экспертизы (далее - Реестр) ведется организацией, уполномоченной на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Реестр содержит следующие разделы:

  • идентификационные сведения об исполнителях работ;
  • идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и(или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу;
  • идентификационные сведения о застройщике и заказчике;
  • сведения о результате государственной экспертизы;
  • дата выдачи и реквизиты заключения.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация запроса

Ведущий специалист канцелярии СПб ГАУ «ЦГЭ» :

  1. Обеспечивает регистрацию поступившего заявления по форме средствами автоматизированных систем в рамках Единой системы электронного документооборота и делопроизводства.
  2. Направляет зарегистрированное заявление для рассмотрения в сектор отчетности и ведения реестра отдела подготовки, сопровождения и выдачи заключений средствами автоматизированных систем в рамках Единой системы электронного документооборота и делопроизводства в день его получения.

II. Рассмотрение заявления

  1. В течение двух дней рассматривает заявление и подготавливает информацию из реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (выписка по форме).
  2. Передает подготовленную информацию заместителю директора СПб ГАУ «ЦГЭ».

Заместитель директора СПб ГАУ «ЦГЭ»:

  1. При отсутствии замечаний подписывает ее и передает в канцелярию СПб ГАУ "ЦГЭ" для выдачи либо направления ее по почте заявителю.
  2. При наличии замечаний возвращает ее с письменным указанием замечаний, подлежащих устранению.

III. Информирование о ходе предоставления государственной услуги

Уполномоченное лицо СПб ГАУ «ЦГЭ»

  • Осуществляет рассмотрение обращения о предоставлении сведений о ходе предоставления государственной в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» .

IV. Предоставление информации из реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

Ведущий специалист канцелярии СПб ГАУ «ЦГЭ»:

  1. Регистрирует поступившую информацию из реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
  2. Выдает либо направляет информация по почте заявителю.

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  • Заявление о предоставлении государственной услуги по форме .

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. В случае обращения представителя юридического лица:
    • документ, удостоверяющий личность заявителя;
    • документ, подтверждающий полномочия представителя юридического лица (в соответствующем случае).
  2. В случае обращения представителя физического лица:
    • документ, удостоверяющий личность представителя заявителя;
    • документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.

Документы, выдаваемые заявителю

  • Выписка из реестра выданных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по по форме .

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

Организации, выдающие конечные документы

Порядок обжалования

Заявители имеют право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие), принятые (осуществляемые) СПб ГАУ «ЦГЭ», должностными лицами СПб ГАУ «ЦГЭ», в ходе предоставления услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении услуги;
  • нарушение срока предоставления услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ СПб ГАУ «ЦГЭ», должностного лица СПб ГАУ «ЦГЭ» в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.

В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в СПб ГАУ «ЦГЭ». Жалобы на решения, принятые руководителем СПб ГАУ «ЦГЭ», подаются в Службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт‑Петербурга. Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение (далее — МФЦ), с использованием сети Интернет, официального сайта СПб ГАУ «ЦГЭ» - www.spbexp.ru , федерального Портала (www.gosuslugi.ru) либо Портала (), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование учреждения, предоставляющего услугу, должностного лица учреждения, предоставляющего услугу, либо служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) или почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) учреждения, предоставляющего услугу, должностного лица учреждения, предоставляющего услугу;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) учреждения, предоставляющего услугу, должностного лица учреждения, предоставляющего услугу. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в СПб ГАУ «ЦГЭ», подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа СПб ГАУ «ЦГЭ», должностного лица СПб ГАУ «ЦГЭ», в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы СПб ГАУ «ЦГЭ» принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных СПб ГАУ «ЦГЭ» опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления руководитель учреждения (организации) незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке .

Законодательство

Федеральное законодательство

Региональное законодательство

Административный регламент

Типовые вопросы

Для получения на Портале электронных услуг, требующих регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА), необходимо:

  • обратиться лично в один из специализированных центров обслуживания пользователей с документами, удостоверяющими личность, сведения о которых Вы вносили при прохождении процедуры предварительной онлайн‑регистрации на (далее - ЕПГУ);
  • получить код подтверждения личности по почте заказным письмом (заказное письмо Вы сможете получить в отделении Почты России по месту жительства, предъявив документ, удостоверяющий личность);
  • использовать средство электронной подписи или Универсальной электронной карты.

Обратите внимание, пройти процедуру подтверждения учетной записи ЕСИА без предварительной регистрации можно в любом подразделении Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» . С подробным описанием услуги «Выдача ключей простой электронной подписи (ЕСИА) для получения государственных услуг в электронном виде» Вы можете ознакомиться на Портале .

Проверить уровень Вашей учетной записи Вы можете через личный профиль на ЕПГУ .

Получить дополнительную консультацию по вопросам регистрации в ЕСИА Вы можете по телефону 8‑800‑100‑70‑10.

Если Вы регистрировались на Едином портале государственных услуг и функций (далее - ЕПГУ), учетная запись Единой системы идентификации и аутентификации (далее - ЕСИА) у Вас уже есть. В этом случае для входа на наш Портал Вам нужно использовать те же логин и пароль, которые Вы используете на ЕПГУ.

Обратите внимание, авторизоваться на можно только с использованием подтвержденной учетной записи ЕСИА. Проверить уровень Вашей учетной записи Вы можете через личный профиль на ЕГПУ .

Данная проблема может быть связана с временными файлами используемого Вами интернет‑браузера.

Очистите ваш браузер от временных файлов и попробуйте проделать необходимое действие на нашем Портале ещё раз. Чтобы очистить Ваш интернет‑браузер от файлов кэш и cookies, пожалуйста, посетите соответствующие веб‑страницы в зависимости от используемого типа браузера.

Постановка на регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в Санкт-Петербурге осуществляется Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства.

  1. Получение услуги своевременно и в соответствии со стандартом её предоставления.
  2. Получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления услуг, в том числе в электронной форме.
  3. Получение услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
  4. Досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения услуг.
  5. Получение услуг в подразделениях Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ) в соответствии с соглашениями, заключенными между МФЦ и органами, предоставляющими услуги, с момента вступления в силу данного соглашения.

Существует 4 способа подачи жалобы на ситуации, возникающие при получении государственной или муниципальной услуги (далее - услуга), до обращения в суд в зависимости от способа подачи заявления:

  1. На Портале «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт‑Петербурге» (далее - Портал) - в случае подачи заявления на получение услуги посредством Портала.
  2. В подразделении Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ) или с помощью сервиса «Обратная связь МФЦ » на Портале - в случае наличия жалобы при получении услуги посредством подразделений МФЦ.
  3. Жалоба в случае получения услуги непосредственно в исполнительном органе государственной власти (далее - ИОГВ) подается непосредственно при посещении ИОГВ или с помощью онлайн‑сервиса «Электронная приемная обращений граждан» на Едином портале обращений граждан .
  4. Жалоба может быть подана с помощью портала «Досудебное обжалование » при нарушении порядка или сроков предоставления услуг федеральными органами государственной власти.

а) проектной документации результатам инженерных изысканий, получившим положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случае, если государственная экспертиза проектной документации осуществлялась после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;

б) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза результатов инженерных изысканий;

в) проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза одновременно этих проектной документации и результатов инженерных изысканий.

34(1). В случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подготовленной с использованием проектной документации повторного использования, в заключение, предусмотренное пунктом 34 настоящих Правил, не включаются выводы о соответствии или несоответствии разделов проектной документации повторного использования, в которые изменения не вносились, требованиям технических регламентов.

35. При выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 34 настоящего Положения, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. В случае если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе государственной экспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил, организация по проведению государственной экспертизы вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и поставить вопрос о досрочном расторжении договора, о чем письменно уведомит заявителя с указанием мотивов принятого решения.

36. Заключение государственной экспертизы готовится и подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперт) и участвовавшими в проведении государственной экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы или уполномоченным им лицом. Заключение государственной экспертизы, подготовленное в электронной форме, подписывается экспертами, участвовавшими в проведении государственной экспертизы, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы либо уполномоченным им лицом путем подписания заключения усиленной квалифицированной электронной подписью.

(см. текст в предыдущей редакции)

Эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении тех разделов (подразделов разделов) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлению (направлениям) деятельности этого эксперта, указанному в квалификационном аттестате (квалификационных аттестатах).

(см. текст в предыдущей редакции)

37. Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

38. Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае несогласия с заключением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение 3 лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в порядке , установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в экспертной комиссии, созданной указанным Министерством. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, застройщика и технического заказчика.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий может быть обжаловано в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

39. При представлении заявителем документов в электронной форме для проведения государственной экспертизы проектной документации выдача заключения государственной экспертизы осуществляется в электронной форме, а также в форме документа на бумажном носителе, если это предусмотрено в заявлении и (или) договоре. В случае если документы для проведения государственной экспертизы представлены на бумажном носителе, выдача заключения государственной экспертизы осуществляется на руки заявителю или путем направления заказного письма. Положительное заключение государственной экспертизы на бумажном носителе выдается в 4 экземплярах.

Проектная документация, копия задания на проектирование, результаты инженерных изысканий и копия задания на выполнение инженерных изысканий, представленные на бумажном носителе, подлежат возврату заявителю в сроки и в порядке, которые определены договором. Указанные документы, представленные в электронной форме, возврату не подлежат.

(см. текст в предыдущей редакции)

40. Организация по проведению государственной экспертизы ведет реестр выданных заключений государственной экспертизы, в котором указываются:

а) идентификационные сведения об исполнителях работ;

б) идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу;

в) идентификационные сведения о застройщике и техническом заказчике;

(см. текст в предыдущей редакции)

г) сведения о результате государственной экспертизы (отрицательное или положительное заключение);

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

С 1 июля 2018 года заработал Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - ГИС ЕГРЗ). В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 878 доступ к ГИС ЕГРЗ предоставляется через сайт http://egrz.ru .

По мнению экспертов, эта государственная информационная система должна обеспечить единый доступ к консолидированным данным о заключениях экспертизы, проектной документации и инженерных изысканиях в отношении объектов капитального строительства. Кто именно будет иметь доступ к базе и на каких правах?

Мы публикуем ключевые моменты интервью с Вячеславом Кошевым заместителем начальника Управления методологии и стандартизации экспертной деятельности.

Что содержит ГИС ЕГРЗ?

ГИС ЕГРЗ - это систематизированный свод сведений:

  • о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - заключения экспертизы);
  • о представленных для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий;
  • о проектной документации повторного использования (в том числе об экономически эффективной проектной документации повторного использования).

Зачем была нужна ГИС ЕГРЗ?

На это повлияли несколько факторов:

  • Отсутствие консолидированной информации о проектной документации, прошедшей экспертизу. В частности, организации, уполномоченные на проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, не осуществляли хранение такой документации и не были обязаны публиковать сведения о результатах проведенной экспертизы. В итоге каждая экспертная организация осуществляла ведение собственного реестра отдельно. Доступ к таким реестрам для третьих лиц был фактически закрыт.
  • Необязательность использования проектной документации повторно.
  • Фактическая невозможность получения проектной документации заинтересованными лицами после окончания процедуры государственной экспертизы проектной документации.
Цель внедрения Единого реестра заключений - совершенствование механизмов получения информации о результатах экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

По мнению авторов идеи создания ГИС ЕГРЗ, работа с системой поможет сократить список документов, представляемых застройщиком (техническим заказчиком) в различные органы власти и организации. Органы государственной власти и местного самоуправления, заинтересованные лица смогут получить сведения о заключениях государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в электронном виде в режиме одного окна. При этом совершенно неважно, где находится экспертная организация, какова её ведомственная принадлежность и уровень информатизации.

Все необходимые данные будут консолидироваться в одном информационном ресурсе.

Как вносят данные в ЕГРЗ?

Правила формирования ЕГРЗ предусматривают следующую схему внесения сведений в реестр:

1) Экспертная организация создаёт проект раздела реестра для каждого заключения экспертизы, прикрепляет заключения экспертизы и документы, подписывает (при помощи УКЭП - усиленной квалифицированной электронной подписи) его и отправляет на обработку Оператору;

2) Оператор системы (Главгосэкспертиза России) регистрирует и проверяет проект на предмет соответствия Порядку ведения реестра;

3) Сведения и документы добавляют в реестр (если оператор не выявил нарушения Порядка ведения реестра).

Экспертные заключения (сведения о них, а также представленные на экспертизу документы) включают в реестр только в тех случаях, когда договор на проведение экспертизы в отношении такой документации заключен после 30 июня 2018 года (разъяснения Минстроя России от 30.05.2018 № 23694-ХМ/08).

У кого есть права на доступ в реестр?

Согласно Порядку ведения ЕГРЗ, все действия осуществляются посредством электронного сервиса «Личный кабинет» ГИС ЕГРЗ.

Пользователь получает доступ к сервису идентификации и аутентификации через Федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации.

Всех пользователей можно разделить на четыре группы :

  1. Пользователи с общим уровнем прав доступа к сведениям, содержащимся в реестре. Это любые заинтересованные лица;
  2. Государственные заказчики - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридические лица, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 %;
  3. Экспертные организации;
  4. Минстрой России.

Уровень прав для работы в реестре зависит от статуса пользователя реестра, закрепленного в сервисе «Личный кабинет», а также объема информации, содержащейся в реестре, которая необходима пользователю.

Таким образом ,

Пользователь

Права

Любые заинтересованные лица (сторонние пользователи)

Просмотр общедоступных сведений и возможность сделать запрос выписок из реестра

Государственные заказчики

К просмотру сведений добавляется возможность скачивания документов, относящихся к экономически эффективным проектам

Экспертные организации

Создание проектов разделов/частей разделов ЕГРЗ и обращение к ранее созданным разделам

Минстрой России

Помимо создания проектов разделов ведомство может просматривать все сведения ЕГРЗ и проектную документацию государственных заказчиков.

Важно: сможет вносить изменения без инициативы экспертного органа и только в части экономически эффективной проектной документации.

Главгосэкспертиза России

Администрирование системы и предоставление необходимых сведений из базы.

Важно: без инициативы организации, создавшей раздел проекта, не сможет вносить в него какие-либо изменения, так как ответственность за достоверность предоставленных в реестр сведений будут нести сами экспертные организации. Даже если оператор обнаружит ошибку, он не вправе ее исправлять, но направит эту информацию в ответственную экспертную организацию с тем, чтобы там уже внесли необходимые изменения



 

Возможно, будет полезно почитать: