Что значит ведущий личное подсобное хозяйство. Личное подсобное хозяйство

Принят Государственной Думой 21 июня 2003 года
Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.
2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства.

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства.

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.
2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства.

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).
2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.
6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления.

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства.

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:
 формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
 стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
 проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
 ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.
3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств.

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства.

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

вы можете скачать текст закона в формате MS Word ниже

Федеральный закон Российской Федерации от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

5. При включении земель сельских поселений в черту городских поселений граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сохраняют право на ведение личного подсобного хозяйства на земельных участках, которые были им предоставлены и (или) приобретены ими для этих целей.

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок).

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;

проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах. Порядок ведения похозяйственных книг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

61 Функции аграрного права в правовой системе.

Функции права – основные направления правового воздействия на регулируемые общ отн. Изучая норм. акты по вопросам сельского хозяйства, аграрное право занимается сопоставлением, анализом и толкованием содержащихся в них норм. Три основные : охранительная, регулятивная, нормоприменительная. Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят : а) экономическую функцию - например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ; б) политическую функцию - право регулирует деятельность субъектов политической системы; в) воспитательную функцию - право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей; г) коммутативную функцию - посредством права обеспечивается связь между объектами управления; д) экологическую функцию.

2. Специально юридические функции: а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка; б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм; в) оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют: общеправовые функции , относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права; межотраслевые функции , действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право; отраслевые , связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение); функции отдельных норм права , имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих - в административном и др.

62.НЭП и регулирование аграрных отношений.

Осн. элементы НЭПа

Новая экономическая политика

Большинство советских хозяйств того периода были маломощными и не шли в сравнение с гигантскими совхозами конца 20-х годов. Перераспределение земли было завершено к концу 1918 г. До весны 1925 г. новая экономическая политика РКП(б) ориентировалась на сдерживание и ограничение рыночных и капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Аренда и покупка земли, а также применение наемного труда официально ограничивались, хотя в нелегальной форме существовали и развивались. Для того чтобы покрыть потребности государства в сельскохозяйственной продукции (для внутреннего потребления и экспортных операций), не прибегая к налогу, нужно было насытить рынок дешевыми и качественными промышленными товарами, в том числе сельхозмашинами, минеральными удобрениями и т.д. Государство допускало сдачу земли в долгосрочную аренду (до 20 лет), выделение крестьян из общины для организации хуторских и отрубных хозяйств, снятие административных ограничений с применения наемного труда и создание кредитных товариществ.

Нэп потерпел поражение в силу обострения его противоречий:

В экономике: нехватка капиталов для реконструкции промышленности.

В социальной сфере и политике: партия выступала против роста частного предпринимательства.

Аграрный строй СССР 1930-1980-х годов трактуется как колхозный, социалистический. Социалистическое общество строилось по этапам.

В своем развитии колхозная система прошла ряд этапов.

Первый охватывает 1930-е годы – от начала массового строительства до завершения колхозного устройства.

Второй включает 1940-начало 1950-х годов- период колхозов в классическом виде.

Третий период (1950- середина 1960-х)- система трансформировалась в индустриально функционирующее экономическое пространство.

На четвертом этапе происходит перерождение в государственный аграрно-капиталистический механизм.

В1930- 1980-е годы типичное аграрное общество трансформируется в специфический аграрный капитализм.

Период НЭПа начался с декрета ВЦИК от 21 марта 1921 г. «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогов». Суть – обязательство по сдаче продовольствия гос-ву, крестьянин знал, сколько должен гос-ву, а излишки продавал по рыночным ценам. Размер налога снижался почти в 2-а раза по сравнению с продразверсткой, причем основная его тяжесть падала на зажиточных сельских хозяев.

Декрет ограничивал свободу торговли остающейся у крестьян после уплаты налога продукцией «предел местного хозяйственного оборота».

Сущность новой экономической политики:

1) допущение плюрализма социалистических форм собственности и их кооперирование:

2) замена продразверстки продналогом;

3) всемерное использование закона стоимости и товарно-денежных отношений;

4) пр. оплаты по кол-ву и качеству труда, перевод гос. предприятий на хозрасчет и рентабельность;

5) временное допущение капиталистических элементов в интересах оживления

экономики при сохранении в руках гос-ва главных экономических высот. Последующее вытеснение их гос. сектором посредством экономич. соревнования;

6) совершенствование гос. упр-ия и планирования народным хоз-вом на основе демократизации Советской власти.

На практике не все принципы, провозглашенные НЭПом, осуществлялись. # Не действовала система хозрасчета в гос. промышленности. В/отн-ия м/у рабочими и администрацией на заводах регулировались не работой на конечный рез-т, а традиционной системой норм, тарифов и расценок.

Аграрная политика партии в годы НЭПа знаменовала первоочередное восстановление

и R с/х как необходимого условия подъема жизненного ур-ня народа. Она включала в себя четко ограниченные размеры продналога с крестьянских хозяйств, разрешение свободной торговли, R кооперативного движения, разрешение аренды земель и исп-ие в ограниченных размерах наемного труда, гос. рег-ие хозяйственной дея-ти с помощью цен, налогов, кредита, R системы контрактаций, постепенное налаживание эквивалентного обмена м/у городом и деревней.

Концентрированным выр-ем НЭП была экономич. “смычка” города и деревни, союз рабочего класса и крестьянства на базе народовластия и развтия различных форм собственности.

Осн. элементы НЭПа : товарно-денежные отн-ия, принцип мат. заинтересованности, кооперация, хоз. расчет, рентабельность, арендно-подрядные отн-ия и др. методы хозяйствования очень актуальны в наше время.

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) граждан - хозяйство, ведение которого осуществляется личным трудом гражданина или членами семьи на земельном участке в целях производства сельскохозяйственной и иной продукции для удовлетворения своих потребностей в продовольствии и иных нужд. Право на организацию и ведение ЛПХ возникает у граждан при получении земельных участков для ведения ЛПХ в порядке, установленном земельным законодательством.

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства предоставляется гражданину на основании решения местного органа власти в соответствии с земельным законодательством.

Земельный участок предоставляется гражданину, не имеющему земельного участка или имеющему участки, общая площадь которых меньше норм, предусмотренных земельным законодательством дляведения ЛПХ. Земельный участок для ведения ЛПХ состоит из приусадебного земельного участка и земельного участка, предназначенного для мелкотоварного производства (полевой земельный участок).

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство могут объединяться в сельскохозяйственные кооперативы, потребительские общества в целях осуществления совместной деятельности по производству; переработке, хранению сельскохозяйственной продукции и реализации ее излишков, а также по страхованию, кредитованию, материально-техническому и сервисному обслуживанию личных подсобных хозяйств в порядке, установленном законодательством. Для ведения ЛПХ может быть использован труд наемных работников.

Второй вариант .

Передать землю по договору в аренду и получать арендную плату, внести имущественный пай в уставный капитал и ждать дивидендов. Такое решение приводит к созданию коммерческих организаций типа сельскохозяйственных производственных кооперативов, товариществ на вере, обществ с ограниченной ответственностью. Его осуществление возможно, если есть активы предпринимателей, которые становятся распорядителями имущества, произведенной продукции, доходов, а работники хотят работать по найму.

Товарищество на вере (ТНВ). Создание товарищества на вере. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это предприятие, предусматривающее два вида членства: полные товарищи и вкладчики. И те, и другие участники вносят в уставный капитал предприятия имущественные паи или иные вклады, оцениваемые в паевых рублях. Их доля в складочном капитале зависит от размера вклада.

Участие в управлении. Право решающего голоса в управлении ТНВ имеют только полные товарищи, осуществляющие от имени ТНВ предпринимательскую деятельность. Количество голосов каждого полного товарища зависит от его доли в складочном капитале. Вкладчики не имеют права голоса и не могут оспаривать действия полных товарищей по управлению ТНВ. Они имеют право совещательного голоса на общих собраниях.

Ответственность. Полные товарищи несут полную солидарную ответственность по обязательствам ТНВ. При больших убытках взыскание может быть обращено не только на их взносы в складочный капитал, но и иное имущество каждого. Если ТНВ не в состоянии заплатить свои долги, кредиторы имеют право конфисковать личное имущество (например, автомашины и дома) полных товарищей. Вкладчики несут ограниченную ответственность, т.е. отвечают только своими вкладами в складочный капитал: их личное имущество для уплаты долгов ТНВ не может быть конфисковано.

Создание ТНВ - это возможность получения полными товарищами права управления предприятием, основная часть собственно­сти которого принадлежит вкладчикам. После того, как полные товарищи завладеют контрольным пакетом долей в складочном капитале, ТНВ может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью,если участников не будет более 50. Это не приведет кухудшению управляемости хозяйства, но позволит ограничить ответственность членов их вкладами.

Распределение прибыли. Прибыль ТНВ, направляемая на дивиденды распределяется между его участниками пропорционально их доле в складочном капитале, В первую очередь выплачиваются дивиденды вкладчикам. Размер дивиденда на рубль вклада не может быть меньше, чем у полного товарища.

Выход из товарищества на вере. При выходе из ТНВ его члены могут продать своидоли в порядке, установленный уставом, или получить компенсацию,равную их доле в складочном капитале.

Ввиду того, что все решения в ТНВ принимаются ограниченным кругом лиц, управление становится эффективным. ТНВ является подходящей организационно-правовой формой для средних и крупных сельскохозяйственных и обслуживающих предприятий. При наличии небольшой группы специалистов (не более 10 человек), имеющих одинаковую квалификацию и желающих взять на себя полную ответственность за управление предприятием, и большой группы работников (вкладчиков), рекомендуется создание ТНВ, Однако полные товарищи должны полностью доверять друг другу, так как они несут солидарную ответственность по обязательствам ТНВ Вкладчики также должны доверять полным товарищам, так как в обмен на ограничение своей ответственности они теряют право участия в управлении предприятием.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Создание общества с ограниченной ответственностью. ООО -7 это предприятие, созданное участниками, каждый, из который внес вклад в уставный капитал в виде имущественного пая. Допускаются также взносы деньгами, имуществом, и т.д. с оценкой этих вкладов в рублях. Количество голосов отдельного члена пропорционально его доле в уставном капитале.

Участие в управлении. Каждый член ООО имеет право голоса на общем собрании. Количество голосов у отдельного члена зависит от его доли в уставном капитале. Для принятия текущих решений избирается орган управления ООО.

Ответственность. Ответственность членов ООО ограничена их вкладом вуставный капитал. При любых убытках предприятия с члена можно взыскать только его вклад в уставный капитал, за исключением случая умышленного банкротства.

Распределение прибыли. Прибыль ООО, направляемая на дивиденды, распределяется между его членами пропорционально их доле в уставном капитале.

Выход из ООО. При выходе из ООО доля в уставном капитале может быть продана полностью или частично ООО, его членам или с разрешения членов - сторонним физическим или юридическим лицам.

ООО является подходящей формой предприятия или небольшой группы членов ( не более 50 человек), которые доверяют друг другу и готовы нести солидарную ответственность за деятельность сельскохозяйственного предприятия. ООО отдается предпочтение перед крестьянским хозяйством, если группа собственников может не захотеть отделять участников с полной ответственностью от уча­стников с ограниченной ответственностью, как в случае с ТНВ, и поэтому выберет ООО. Крупным ООО сложно руководить, так как каждый член имеет право голоса по каждому вопросу. Члены крупного ООО утрачивают чувство собственника, поэтому представляется нецелесообразным создавать ООО, в котором более 50 человек,

Третий вариант.

. Реорганизацию хронически убыточных, низкорентабельных сельскохозяйственных предприятий можно производить путем слияния или присоединения их к экономически сильным, крупным хозяйствам или промышленным сельхозпредприятиям. Разделение хозяйства - наиболее радикальная форма реорганизации, для его проведения нужны веские основания и серьезная подготовка. Нужны также инициативные, хорошо подготовленные лидеры, которые готовы взять на себя ответственность за отдельные части реорганизуемого хозяйства. Кроме того, необходима подготовка материально-технической базы отделяющихся подразделений, способная обеспечить их самостоятельное функционирование.

Разделение приводит к разукрупнению хозяйства, повышению ответственности лидеров новых предприятий, улучшаются управляемость и дисциплина. В то же время появляются проблемы, связанные с использованием обшей инфраструктуры. Многие главные специалисты и руководители внутрихозяйственных подразделений боятся возглавить новые предприятия, так как не имеют достаточного опыта и знаний. Руководители хозяйств не хотят разделения, так как при этом они теряют власть и контроль над предприятием, которое сформировано как единый комплекс.

Для решения проблем, возникающих при разделении хозяйств, и использования объектов производственной инфраструктуры, маркетинга, снабжения и т.д. способствует кооперация. Если при реорганизации создается два или более достаточно крупных и автономных предприятия, то кооперация между ними осуществляется на основе разовых или долгосрочных договоров о совместной деятельности. Необходимость создания кооперативного предприятия в этом отпадает. Основными организационно-правовыми формами взаимодействия и кооперирования могут быть:

Обслуживающий кооператив;

Общество с ограниченной ответственностью;

Полное товарищество.

Ассоциация. Ассоциация создается после формирования учреждающих ее состоятельных сельхозпредприятий, крестьянских хозяйств, выделения индивидуальных предпринимателей, раздела между ними имущества реорганизуемого предприятия, ассоциация является добровольным объединением. Главная задача ассоциации - координация деятельности со­зданных при реорганизации сельхозпредприятий, обсуждение вопросов, связанных с объектами и ценами на продукцию и услуги, представляемые друг другу.

Управлениеосуществляетсясоветом директоров, в состав которого входят директора всех илинескольких создаваемых в процессе реорганизации предприятий,среди них избирается и генеральный директор. Средства насодержание ассоциации формируются за счет отчислений учредителей. Размеры отчислений и порядок их внесения регулируются учредительным договором ассоциации.

Недостатки. Так как каждый объект инфраструктуры (мастерская, склад,нефтехозяйство, зерноток и т.д.) имеется, как правило, в единственном экземпляре, то происходит монополизация объектов и видов деятельности, что может привести к росту цен на услуги.

Обслуживающий кооператив (ОК). Все земельные доли и индивидуальные паи переходят к создаваемым сельхозпредприятиям. При этом в соответствии с законом "О сельскохозяйственной кооперации" выделяется неделимое имущество, которое должно перейти в обслуживающий кооператив. Сельскохозяйственные предприятия создают обслуживающий кооператив, вкладывая в его паевой фонд часть имущественных паев по сумме равной стоимости неделимого имущества. ОК целесообразно создавать в тех случаях, когда учредители желают сохранить в общем пользовании объекты производственной инфраструктуры реорганизуемого хозяйства. Членство в ОК является добровольным. Каждый член ОК может участвовать во всех илитолько в отдельных видах деятельности, ради которых создается ОК.

Создание. Обслуживающий кооператив создается производителями сельхозпродукции. При этом он сохраняет свою самостоятельность. Всеработники ОК, даже если они являются ассоциированными членами,принимаются на работу по найму. В качестве ассоциированных членов(вкладчиков без права голоса) в ОК могут быть приняты работники передаваемых в ОК предприятий (мае терских, нефтехозяйства ит.д.). Ассоциированные члены вносят имущественные паи, а также допускается внесение своего имуще­ственного паядля осуществления отдельного вида деятельности в кооперативе.

Взносыи распределение прибыли. Взносы каждого члена в паевой фонд ОК зависят от объема используемых услуг. Прибыль, полученная кооперативом, распределяется между членами пропорционально участию в деятельности кооператива.

Плюсы и минусы. Основное преимущество: обеспечение всем вновь созданным сельхозпредприятиям доступа к производственной инфраструктуре реорганизуемого хозяйства. Основным недостатком ОК является слабая заинтересованность руководства и работников ОК в высокоэффективной работе кооператива, так как большинство работников приняты на работу кооперативом, а прибыль идет в рас­поряжении предприятий, создавших обслуживающий кооператив.

Глава XI Личное подсобное хозяйство как форма сельскохозяйственной деятельности граждан

§ 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства

Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) - устоявшаяся, истори­чески сложившаяся форма ведения индивидуального (семейного) сельскохозяйственного производства сельскими жителями и жите­лями небольших городов для удовлетворения собственных потреб­ностей в продуктах питания.

В советское время на селе существовали две основные формы личного подсобного хозяйства:

Семьи колхозника (колхозного двора);

Рабочих и служащих совхозов и иных предприятий и организа­ций на селе.

Эти две формы отличались друг от друга как по размерам зе­мельных участков и количеству скота, которое можно было со­держать в соответствующем хозяйстве, так и по правовому режи­му имущества, используемого для ведения хозяйства. На личные подсобные хозяйства рабочих и служащих распространялся общий гражданско-правовой режим имущества, а в колхозном дворе суще­ствовали общая совместная собственность всех членов двора (вклю­чая несовершеннолетних и нетрудоспособных) на его имущество и особый порядок наследования этого имущества (наследование не открывалось до смерти последнего члена колхозного двора).

Отношения по ведению ЛПХ регулировались различными нор­мативными правовыми актами. Первый закон о данной форме ве­дения сельскохозяйственного производства - Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Урегулирование деятельности личных подсобных хозяйств на уровне федерального закона можно рассматривать как призна­ние роли этих хозяйств в жизни сельских и частично городских жителей и в системе производства сельскохозяйственной продук­ции, в сохранении сельского образа жизни, в трудовом воспитании и профориентации молодежи и т. п.

Вместе с тем у некоторых авторов возникают сомнения по по­воду «конституционной легитимности» данного Закона, поскольку он относится к сфере аграрного законодательства, не упомянутого в Конституции РФ ни среди предметов ведения Российской Фе­дерации (ст. 71), ни среди предметов совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Из этого делается вывод, что вопросы регулирования отношений по ведению личного под­собного хозяйства относятся к исключительной компетенции субъ­ектов Федерации (ст. 76)".

Профессор М. И. Козырь, обращая внимание на этот «пробел» действующей Конституции РФ, задается вопросом: если будет принят Аграрный кодекс РФ, сторонником разработки которого он является, то к какому ведению будет относиться Кодекс - к ве­дению исключительно Российской Федерации или к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов?2 Сам М. И. Ко­зырь на этот вопрос не отвечает, но в то же время он не допускает мысли, что аграрное законодательство может быть исключительно предметом ведения субъектов Федерации.

Вопросы, регулируемые Федеральным законом «О личном под­собном хозяйстве» (определение понятия личного подсобного хо­зяйства, предоставление земельных участков для этих целей, вопро­сы собственности и т. п.), в основной своей массе носят гражданско-правовой или земельно-правовой характер, а следовательно, подпа­дают под регулирование ст. 71 и 72 Конституции РФ.

Иной подход к регулированию этих вопросов означал бы, что субъекты Федерации могут произвольно (по своему усмотрению) устанавливать отношения собственности в личных подсобных хо­зяйствах, регулировать земельные отношения, не считаясь с феде­ральным законодательством и пр.

Таким образом, следует признать, что Федеральный закон «О лич­ном подсобном хозяйстве» является комплексным нормативным пра­вовым актом, содержащим в себе нормы различных отраслей права (законодательства), в том числе находящихся в ведении Российской Федерации и совместном ведении Российской Федерации и ее субъ­ектов. Это означает, что субъекты Федерации вправе принимать соб­ственные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по ведению личного подсобного хозяйства, но эти нор­мы не должны противоречить федеральному законодательству.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданами непосред­ственно по месту жительства. Неслучайно синонимами личного подсобного хозяйства являются такие понятия, как «приусадебное хозяйство», «подворье», т. е. хозяйство, которое ведется непосред­ственно при доме - «во дворе», «при усадьбе». В годы аграрной ре­формы роль и значение личных подсобных хозяйств, в том числе их товарность, значительно повысились.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» содер­жит 11 статей и, конечно, не в полной мере решает все вопросы, связанные с ведением таких хозяйств, но в нем содержится ряд важных положений.

§ 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства

Закон однозначно определяет личное подсобное хозяйство как форму непредпринимательской деятельности граждан по произ­водству и переработке сельскохозяйственной продукции для удов­летворения личных потребностей отдельного гражданина или гражданина и членов его семьи на земельном участке, предостав­ленном и (или) приобретенном для ведения ЛПХ.

Конечно, продукция, произведенная в личном подсобном хозяй­стве, в том числе переработанная, может быть продана гражданами на рынке. Однако Закон подчеркивает, что реализация продукции ЛПХ не является предпринимательской деятельностью (ст. 1). Граждане не должны регистрироваться в качестве субъектов пред­принимательской деятельности (п. 2 ст. 3), платить налоги с доходов от ведения своего хозяйства и т. п. Закон предусматривает лишь учет личных подсобных хозяйств в похозяйственных книгах (ст. 8).

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 302-ФЗ в ст. 8 Закона «О личном подсобном хозяйстве»1 были внесены изменения, согласно которым похозяйственные книги ведутся органа­ми местного самоуправления поселений и органами местного са­моуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на доб­ровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хо­зяйство.

В похозяйственней книге содержатся следующие основные све­дения о личном подсобном хозяйстве:

Фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которо­му предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение хозяйства чле­нов его семьи;

Площадь земельного участка, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насажде­ниями;

Количество сельскохозяйственных животных, птиц и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях уче­та личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется, как пра­вило, в порядке «вторичной» занятости, т. е. в свободное от основ­ной работы время. По этому признаку личные подсобные хозяйства сходны с ведением садоводства, огородничества, дачного хозяйства. Традиционно в личных подсобных хозяйствах использовался также труд тех, кто еще или уже не работает, - школьников, пенсионеров и инвалидов, а также некоторых других категорий граждан (много­детных матерей, безработных). В условиях, когда многие сельскохо­зяйственные организации на селе прекратили свое существование, для большого числа граждан труд в ЛПХ превратился в основную форму занятости. Однако это временная ситуация.

Подход к личному подсобному хозяйству как к форме вторич­ной занятости, как к подсобному хозяйству проявляется и в нор­мировании земельных участков для его ведения. Размеры (нормы предоставления) земельных участков для ЛПХ должны устанавли­ваться органами власти субъектов Федерации и муниципальными органами в расчете на семью исходя из возможностей использования участков личным трудом граждан в свободное от основной ра­боты время.

Субъектами права на ведение ЛПХ, а значит, и субъектами аграрного права являются граждане, совместно ведущие хозяйство. Применительно к ЛПХ законодатель не употребляет терминов «объединение граждан», «члены хозяйства», «глава хозяйства», «имущество хозяйства». Для сравнения отметим, что, например, в Федеральном законе от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьян­ском (фермерском) хозяйстве»1 эти формулировки используют­ся. Следовательно, само личное подсобное хозяйство правосубъ­ектным образованием не является, рассматривать его как «лицо» (физическое или юридическое), «личность» нельзя. В связи с этим представляется не основанным на законодательстве объявление личных подсобных хозяйств субъектами аграрного права2. Гово­рить о «правовом положении» или «правовом статусе» ЛПХ мож­но лишь с определенной долей условности.

В последнее время интерес к проблемам правового регулиро­вания ЛПХ в юридической науке усилился. Некоторые авторы предлагают выделить наряду с личным подсобным хозяйством, кре­стьянским (фермерским) хозяйством, огородничеством и садовод­ством такую форму деятельности, как крестьянский двор, - осо­бую форму непредпринимательской деятельности гражданина или гражданина и членов его семьи с частичным привлечением наемно­го труда по производству, переработке и реализации собственной сельскохозяйственной продукции, являющейся основной формой занятости и единственным источником дохода лиц, ведущих его на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения хозяйства. Такой крестьянский двор требует призна­ния (законодательного) и поддержки со стороны государства3. Од­нако неясно, почему «крестьянский двор» надо выделять отдельно наряду с личным подсобным хозяйством. Ведь крестьянский двор вполне «вписывается» в рамки Федерального закона «О лично подсобном хозяйстве», который не ограничивает граждан, ведущих ЛПХ, ни с точки зрения занятости, источников доходов, а также привлечения наемного труда.

Р. Т. Бакирова не дает ответов на вопросы о порядке регулиро­вания имущественных отношений в «крестьянском дворе»: должны ли доходы его членов облагаться налогами, будут ли отличия в нор­мировании земельных участков для «крестьянского двора» по срав­нению с ЛПХ. По отдельным вопросам можно предположить, что таких отличий не будет. Зачем же тогда выделять «крестьянский двор» в отдельную категорию? Кроме того, не ясен субъектный со­став двора, так как в него не смогут входить пенсионеры, женщины, получающие пособие на детей, иные лица, имеющие другие источ­ники дохода, поскольку, по мнению автора, члены двора должны существовать исключительно на доходы от деятельности двора. И как быть, если другой источник дохода появится после создания двора или если из двора уволится последний наемный работник - переводить двор в категорию ЛПХ? С учетом сказанного представ­ляется, что предложение о выделении в отдельную категорию кре­стьянского двора недостаточно обоснованно.

§ 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения ЛПХ могут использоваться земельные участ­ки как в черте поселений {приусадебный земельный участок), так и за чертой поселений {полевой земельный участок). И тот и дру­гой участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, однако возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений разрешается только на приусадебном земельном участке. На полевом земельном участ­ке возведение зданий и строений не допускается.

Права на земельные участки подлежат обязательной государ­ственной регистрации (не путать с регистрацией ЛПХ) в соот­ветствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1. Лишь после такой регистрации граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства. Естественно, это касается тех граждан, которым земельные участки предостав­лены (либо которые приобрели земельные участки по гражданско-правовым сделкам) после введения в действие Закона «О личном подсобном хозяйстве».

Данный Закон воспроизводит норму ст. 33 ЗК РФ о том, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для ведения ЛПХ, предоставляемых гражданам в соб­ственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В ЗК РФ речь идет только о предоставлении земельных участ­ков из указанных земель. Однако граждане могут приобретать земельные участки для ведения ЛПХ у других граждан (в поряд­ке купли-продажи, дарения, наследования). Нормирование этих участков Кодексом не регулируется.

До вступления в силу Земельного кодекса РФ земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства могли быть закреплены за гражданами на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования. После введения в действие Кодекса предоставление земельных участков на указанных правах гражданам не допускается. Но на ранее выделенные в пожизненное наследуемое владение или в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки для ведения ЛПХ граждане вправе зарегистри­ровать право собственности, за исключением случаев, когда такой участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О вве­дении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В отличие от Земельного кодекса РФ, который, как отмечено выше, вводит нормирование предоставления государственных или муниципальных земель в собственность граждан, Федеральный за­кон «О личном подсобном хозяйстве» (ст. 4) ограничивает макси­мальный размер общей площади земельных участков, которые мо­гут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ. Этот максимальный размер уста­навливается законом субъекта Федерации, например, в Республике Карелия он равен 5 га, в Республике Коми - 15 га, в Волгоградской области - 5,5 га.

При наличии у гражданина нескольких земельных участков для ведения ЛПХ, общий размер которых будет больше установ­ленной максимальной площади, производится отчуждение части участков, превышающих максимальный размер, в течение года со дня возникновения прав на эти участки. Граждане, желающие сохра­нить указанные земельные участки в полном объеме, должны в этот же срок зарегистрироваться в качестве индивидуальных предприни­мателей или создать и зарегистрировать крестьянское (фермерское) хозяйство (п. 5 ст. 4). Данная норма вызывает много вопросов.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничивает макси­мальные размеры земельных участков, находящихся в собствен­ности, однако площадь земельных участков, находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивает (ст. 4 и 9). В Федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве» ограничения касаются участков, находящихся не только в собственности, но и на ином праве. Для граждан «иное право» - это право постоянного (бес­срочного) пользования, право пожизненного наследуемого владе­ния либо право аренды. Но «отчуждать» такие участки граждане не могут, так как не являются их собственниками. Следовательно, речь может идти лишь об отказе от прав на участки, находящиеся в пользовании и владении, либо о расторжении договора аренды, а не об «отчуждении» участков. Применение этих норм может вы­звать споры на практике.

К обязательствам граждан, ведущих ЛПХ на земельных участ­ках, превышающих установленные максимальные размеры, вероят­но, могут в соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ применяться правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с предприни­мательской деятельностью. В частности, граждане, ведущие ЛПХ, могут нести в этом случае повышенную (без вины) ответствен­ность по заключенным ими сделкам. И напротив, если ЛПХ ведет­ся на земельных участках, размеры которых не выходят за макси­мальные пределы, то норма п. 4 ст. 23 ГК РФ к таким гражданам не применима независимо от того, какой доход они получают от хо­зяйства. Этот вывод следует из прямого указания Закона о непред­принимательском характере деятельности по ведению ЛПХ и из того обстоятельства, что граждане не нарушают действующего за­конодательства о нормировании земельных участков, используе­мых для данных целей.

Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хо­зяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земель­ным законодательством. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», устанавливающий особен­ности оборота таких участков, на земельные участки для ведения ЛПХ не распространяется.

§ 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

В процессе ведения личного подсобного хозяйства использует­ся иное различное имущество - жилые и хозяйственные постройки (в том числе теплицы), продуктивный и рабочий скот, птица, сельско­хозяйственная техника и инвентарь и др. Согласно Закону «О личном подсобном хозяйстве» названное имущество и сельскохозяйственная продукция являются «собственностью граждан, ведущих личное под­собное хозяйство» (ст. 6 и п. 3 ст. 2). Но такая формулировка является недостаточно определенной, поскольку в ней, во-первых, не указан вид собственности - индивидуальная, общая долевая или общая со­вместная; во-вторых, не определен круг граждан, совместно ведущих ЛПХ (в юридической и экономической литературе иногда употре­бляется термин «член личного подсобного хозяйства», однако Закон такого понятия не содержит). Если ЛПХ ведет гражданин, прожива­ющий один, то вопроса о принадлежности соответствующего имуще­ства не возникает. Однако семьи, ведущие ЛПХ, могут быть самыми разными по составу. Они могут состоять из:

Супругов и их несовершеннолетних детей, не имеющих само­стоятельного заработка;

Супругов и их несовершеннолетних детей, имеющих самостоя­тельный заработок;

Супругов и их совершеннолетних детей, не состоящих в браке;

Двух или нескольких супружеских пар (родители и их дети со своими супругами).

Все перечисленные лица подпадают под определение «граждан, ведущих личное подсобное хозяйство». Возможны и иные вариан­ты состава семей - братья и сестры супругов, бабушки, дедушки, племянники и, наконец, просто лица, состоящие в фактических брачных отношениях. Указанные различия в составе семей влияют на правовой режим имущества. Означает ли формулировка Закона, что имущество ЛПХ во всех случаях принадлежит всем гражданам, совместно ведущим ЛПХ, на праве общей собственности. Очевид­но нет, так как в Законе об этом прямо не сказано.

Следовательно, при определении собственника имущества, ис­пользуемого для ведения ЛПХ, нужно руководствоваться общими нормами гражданского и семейного законодательства. Иначе говоря, правовой режим этого имущества устанавливается исходя из того, на чьи средства оно приобретено в период брака или до вступления гражданина в брак и пр. Таким образом, собственность граждан, ве­дущих ЛПХ, может быть и совместной собственностью супругов, и долевой собственностью граждан (если оно приобретено на общие средства не только супругов, но и других лиц; долевой собствен­ностью будет и имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях), и индивидуальной (личной) собственностью отдель­ных граждан, ведущих ЛПХ. В этом плане правовой режим иму­щества ЛПХ ничем не отличается от режима другого имущества (имущества культурно-бытового назначения), и законодателю не было необходимости выделять его в отдельную категорию.

Государственная поддержка личного подсобного хозяйства. Личные подсобные хозяйства граждан традиционно пользовались различными мерами поддержки. В современных условиях Феде­ральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сель­ского хозяйства»1 (ст. 3) личные подсобные хозяйства отнес к сель­скохозяйственным товаропроизводителям и распространил на них меры государственной поддержки, оказываемые сельскохозяйствен­ным организациям и фермерским хозяйствам. Однако впервые та­кое «приравнивание» (но все же не отнесение!) ЛПХ к сельскохо­зяйственным товаропроизводителям в плане оказания им государ­ственной поддержки за счет федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов Федерации и бюджетов муниципальных образований было закреплено в Законе «О личном подсобном хозяйстве».

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» (ст. 7) определил направления государственной поддержки граждан, ве­дущих личное подсобное хозяйство:

Формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и др.) и обеспечения деятельности ЛПХ, содействие созданию сбытовых (торговых), пе­рерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

Стимулирование развития ЛПХ путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслужи­вающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным органи­зациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разра­боток и технологий;

Проведение мероприятий по повышению качества продуктив­ных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

Ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра ско­та, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с зараз­ными болезнями животных.

Значительное внимание личным подсобным хозяйствам уде­лено в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», в котором стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе выделено в качестве одного из его (проекта) основных направлений. Самой распространенной, самой массовой «малой формой» хозяйствования является именно ЛПХ.

Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются граждане, ведущие ЛПХ, как, впрочем, и фермеры, и сельскохозяйственные ор­ганизации, - недостаток собственных финансовых средств на расши­ренное воспроизводство сельскохозяйственной продукции. Поэтому приоритетный национальный проект и Федеральный закон «О раз­витии сельского хозяйства» рассматривают обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводите­лей (в том числе и граждан, ведущих ЛПХ) как одну из основных мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции. При этом субъекты Федерации за счет средств, выделяе­мых им из федерального и собственного бюджета, должны субсиди­ровать гражданам, ведущим ЛПХ, часть затрат на уплату процентов по займам (кредитам), полученным в российских кредитных органи­зациях. Размер субсидии составляет не менее 95% ставки рефинан­сирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа).

Кредитование граждан, ведущих ЛПХ, осуществляют Сберегатель­ный банк РФ и другие банки. Однако одним из основных участников реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является ОАО «Россельхозбанк». В зависимости от целей использова­ния денежных средств кредиты могут быть краткосрочными (на срок До двух лет) и среднесрочными (на срок от двух до пяти лет).

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-201 2 годы, утвержденной постановле­нием Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446\ конкретизиру­ются цели предоставления кредита гражданам, ведущим ЛПХ.

Так, кредиты на срок до двух лет предоставляются на приобре­тение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взно­сов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного граждани­ном в текущем году, не превышает 300 тыс. руб. на одно хозяйство.

Среднесрочные кредиты на срок до пяти лет могут использовать­ся гражданами на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощ­ностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 т, оборудования для животноводства и переработки сельскохо­зяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что об­щая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. руб. на одно хозяйство.

Государственная поддержка личных подсобных хозяйств путем предоставления гражданам доступных и относительно дешевых кредитов в таком масштабе осуществляется в нашей стране впер­вые. Она позволит повысить товарность производства сельскохо­зяйственной продукции в таких хозяйствах, приведет к росту уров­ня жизни и доходов сельского населения.

Пенсионное страхование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Труд граждан по ведению личного подсобного хозяйства Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» не регули­руется и не учитывается, поскольку осуществляется для удовлетво­рения собственных потребностей граждан в продовольствии. Он во многом аналогичен труду по ведению домашнего хозяйства.

Как указывалось выше, предполагается, что ведение ЛПХ осу­ществляется гражданами в свободное от основной работы время (от­сюда и термин «подсобное» в названии данной формы хозяйствова­ния). Вместе с тем в современных кризисных условиях в аграрной сфере для многих граждан ведение ЛПХ вынужденно стало основной сферой приложения труда. Сегодня актуальна проблема включения работы в личном подсобном хозяйстве в стаж, дающий право на по­лучение государственной пенсии, что возможно лишь при условии внесения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Если уплата страховых взносов гражданами, не имеющими работы, не произво­дится, их будущее пенсионное обеспечение оказывается под угрозой. Статья 9 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» предоставляет гражданам, ведущим ЛПХ, право добровольно всту­пать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федера­ции»1 добровольно вступить в правоотношения по обязательному пен­сионному страхованию вправе, в частности, физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не рас­пространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом (подп. 5 п. 1 ст. 29). Для этого не­обходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Уплата страховых взносов осуществляется в виде фиксированно­го платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц уста­навливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверж­даемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей тру­довой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финан­сирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финанси­рование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачива­ются не позднее 31 декабря текущего года. Порядок и сроки исчис­ления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.



 

Возможно, будет полезно почитать: