Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения. Финансово-правовые отношения: понятие, особенности и виды

Глава 3
Финансово-правовые отношения, их особенности и виды

3.1. Понятие, особенности и элементы финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.

Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.

Субъекты – это участники финансового правоотношения (физические лица, организации).

Объект – это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные и духовные блага, доход, прибыль и т. д.).

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения; правоотношение имеет двусторонний характер и представляет собой связь управомоченной и обязанной сторон; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; находятся под охраной государства.

Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:

1) возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);

3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;

4) юридическая ответственность недобросовестного участника финансового правоотношения наступает не перед второй стороной, как в большинстве других отраслей права, а непосредственно перед государством.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского);

5) расчетов, регулируемых финансовым правом;

6) финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного регулирования;

7) контрольные.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежа-51 щих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

По субъектам финансового правоотношения, возникающего между:

Органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

Вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

Предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

Финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

Финансовыми органами и гражданами;

Самими финансово-кредитными органами.

По структуре их юридического содержания – на простые и сложные ;

По своему объекту – на имущественные и неимущественные ;

По юридическому характеру взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные;

По форме проявления – на двусторонние и многосторонние.

3.2. Объекты и субъекты финансовых правоотношений

Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности.

Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны и является благом, находящимся в ее распоряжении и охраняемым государством. Объекты финансовых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа финансово-правовых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой финансово-правовой норме.

Объектом могут быть разнообразные предметы, представляющие ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, работа, услуги, доход, добавленная стоимость и др. Например, по финансовому законодательству централизованные и децентрализованные финансы – объект имущественных финансовых правоотношений, по банковскому законодательству для банков объект – ценные бумаги, выпуск и использование которых используется для извлечения прибыли. По законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые исчисляются и уплачиваются в бюджет физическими и юридическими лицами.

В качестве объектов могут быть и действия людей (работа, услуги и т. п.).

Например, объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные, в частности, с:

Обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности) (риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам);

Осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков) (риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов).

При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответствующих объектов компетентные органы принимают индивидуальные решения в рамках охранительных правоотношений. Например, решение о взыскании налогов и сборов, решение об отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, привлечение к ответственности по итогам выездной налоговой проверки, за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Субъекты финансовых правоотношений - это их участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

Их называют также субъектами права. Следовательно, субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть юридические и физические лица и, как исключение, социальные общности.

Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Субъекты финансового правоотношения имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантируют планомерное аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов в публичных целях, т. е. обладают правосубъектностью в финансовой сфере.

Финансовая правосубъектность – предусмотренная нормами финансового права способность (возможность) быть участником финансовых правоотношений.

Финансовая правосубъектность представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из двух элементов – финансовой правоспособности и финансовой дееспособности. Финансовая правоспособность - это предусмотренная нормами финансового права способность субъекта иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные финансово-правовыми актами. Возникает с момента рождения и прекращается смертью физического лица. Финансовая дееспособность - это предусмотренная нормами финансового права способность и юридическая возможность субъекта самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Для физического лица характеризуется достижением определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Финансовая правосубъектность, таким образом, выступает своеобразным правовым средством включения субъектов финансовых правоотношений в сферу правового регулирования финансового законодательства и является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса.

Финансово-правовой статус – это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Основная часть субъектов финансовых правоотношений – физические лица. К ним относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Финансово-правовой статус физических лиц включает в себя правосубъектность и основные права, свободы и обязанности, закрепленные в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы финансового права. Например, статус налогоплательщика физическое лицо получает при наличии имущественных благ (при получении дохода, приобретении в собственность движимого и недвижимого имущества).

Среди субъектов финансового права – физических лиц выделяются особые группы – индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственного контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т. д.

Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. По общему правилу налоговыми и валютными резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях.

Юридические лица как субъекты финансовых отношений характеризуются специальной правосубъектностью.

Специальная правосубъектность организаций в финансовой сфере выражается в их компетенции, т. е. совокупности полномочий, прав, обязанностей, которыми наделена организация для осуществления своих функций, достижения поставленных перед ними целей. Организации различаются по компетенции, закрепленной в нормативных правовых актах: законе, уставе, положении и т. п.

Организации могут быть государственными и негосударственными. Как субъектов финансовых правоотношений их можно подразделить на следующие группы.

Первая группа: государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ могут быть участниками финансовых правоотношений.

Применительно к финансовому праву государство в целом является субъектом относительно: материальных и процессуальных бюджетных прав; установления федеральных налогов и сборов; взимания налогов; возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; государственного кредита; денежной эмиссии; валютного регулирования. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны, причем применительно к различным сферам финансовой деятельности эти критерии присутствуют как в совокупности (например, в бюджетном праве), так и отдельно (например, в отношении денежной эмиссии или государственного кредита).

Российское государство – субъект финансового права не только в целом, но и посредством субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права также в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

Вторая группа: органы государства, выполняющие функции управления и принуждения, обладающие властными полномочиями в сфере финансов и финансовой деятельности (законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых отношений при распределении бюджетных средств, проведении финансового контроля, выдаче кредитов.

Третья группа: государственные и муниципальные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Четвертая группа: муниципальные образования. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет муниципальное образование как муниципальный район – несколько поселений, объединенных общей территорией, городское поселение, сельское поселение, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность, т. е. быть субъектом финансового права.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно: муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Пятая группа: общественные организации. К ним относятся партии, профсоюзы, творческие союзы, спортивные общества, фонды, юридические консультации и другие организации и добровольные объединения граждан. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Например, в банковской, страховой деятельности и т. д. Многие из них признаются в качестве юридических лиц, следовательно, выступают в качестве субъектов финансово-имущественных правоотношений.

Шестая группа: коммерческие организации. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, действующие в сфере частного бизнеса. Все они являются юридическими лицами и, соответственно, являются субъектами финансовых, налоговых, валютных правоотношений.

3.3. Юридические факты в финансовом праве

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, последняя начинает действовать, т. е. лица – адресаты нормы приобретают права и обязанности, названные в ее диспозиции (санкции).

Диспозиция финансово-правовой нормы предписывает, каким может или должно быть поведение активной стороны. Действия лиц, совершаемые в соответствии с предписаниями диспозиции финансово-правовой нормы, являются юридическими фактами, реализующими права и обязанности. Следовательно, фиксируя права и обязанности, диспозиция косвенно указывает на юридические факты.

Кроме того, факты называются юридическими потому, что вместе с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей налогоплательщика при отсрочке, рассрочке налоговых платежей устанавливается не столько нормами налогового кодекса, сколько договором между налогоплательщиком и налоговым органом, а последний является юридическим фактом.

Очень часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т. е. совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (так, для возникновения кредитных правоотношений необходимы достижение определенного возраста, наличие трудового стажа, зарплаты и решение банка о выдаче кредита).

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий – планового аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, предусмотренных нормами финансового права.

Юридические факты в финансовом праве представляют собой разнообразные жизненные обстоятельства, а потому их можно классифицировать по различным основаниям. Важнейшим является деление юридических фактов, во-первых, по тем последствиям, которые они влекут, и, во-вторых, по их волевому содержанию.

Правообразующие факты вызывают возникновение финансовых правоотношений. Например, приобретение земельного участка образует возникновение обязанности по уплате земельного налога; получение кредита на основании кредитного договора; заключение трудового договора и т. д.

Правоизменяющие факты изменяют финансовые правоотношения.

Например, изменение ставки по налогу, введение налоговой льготы.

Правопрекращающие факты обусловливают прекращение финансовых правоотношений. Таковыми являются действия лица по исполнению юридической обязанности (уплата долга кредитору прекращает отношение по договору займа). Однако правоотношение может прекращаться не только в результате реализации субъективных прав и обязанностей, но и вследствие, например, смерти человека (субъекта права), гибели человека (субъекта права), гибели вещи (объекта правоотношения).

Один и тот же факт способен вызвать несколько юридических последствий. В частности, смерть гражданина одновременно может вызвать возникновение правоотношения по наследованию, прекращению налоговой обязанности, изменение правоотношения по кредитному договору.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (пожар от удара молнии, истечение срока, естественная смерть человека и др.).

Действия - волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Они могут быть правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих финансово-правовых норм. Они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты - внешне выраженные решения людей, направленные на достижение правового результата в финансовой сфере. К ним относятся акты применения права (решения судебных и административных органов), договоры между организациями, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, уплата налогов, возврат долга, передача вещей и денег по договору купли-продажи). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия - это преступления и проступки, идущие вразрез с предписаниями норм финансового права.

Бездействие – это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

Финансовые правоотношения являются одним из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. Их природа, особенности возникновения и существования предопределяют во многом диапазоны возможностей использования финансового права в деле управления как экономической, так и социально-политической жизнью общества.

Его можно сформулировать следующим образом: Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.Финансовоеправо: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. -- Ф59 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2004. -- 68 с.

Правовое регулирование данных отношений необходимо для того, чтобы государство, его органы, а также органы местного самоуправления могли достичь определенных целей в области финансовой деятельности.

За счет того, что отношения в области финансовой деятельности, регулируются нормами права, они становятся финансово-правовыми отношениями.

Также следует учесть, что не все отношения в области финансовой деятельности нуждаются в правовой регламентации, к таким относятся: организационная, подготовительная и информационная и иная деятельность государства, его органов и органов местного самоуправления. Но именно финансовые правоотношения определяют основное содержание этой деятельности, привносят ей целенаправленность и структурированную организованность.

Вне рамок правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может, поскольку получение государственными органами и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам было бы невозможным. Это возможно лишь в том случае, если данные отношения находятся под полным контролем государства, если юридические права и обязанности субъектов данного правоотношения четко прописаны в законодательстве, если законодательством предусмотрена их взаимосвязь, а их реализация гарантируется мерами государственного принуждения

Однако Крохина Ю.А., основываясь на учениях Ровинского Е.А., выделяет несколько иное понятие финансовых правоотношений, делая акцент на том, что финансовые отношения является определенной формой экономических отношений.

Исходя из этого, Крохина Ю.А. указывает следующее понятие финансовых правоотношений: Финансовые правоотношения -- это являющиеся по сути экономико-правовыми общественные отношения, урегулированные нормами финансового права, имеющие властно- имущественный характер и выражающие публичные интересы.Финансовое право России: учебник / Ю. А. Крохина. -- 3е изд., перераб. и доп. -- М. : Норма, 2008. -- 109 с.

Финансовые правоотношения определены экономикой и сами являются разновидностью экономических отношений. К этим отношениям, прежде всего, относятся отношения, связанные с уплатой налогов, сборов в бюджет и внебюджетные фонды, а также отношения, связанные с получением бюджетных кредитов и отношения по контролю за использованием финансовых ресурсов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что все финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и его органов являются не только правовыми отношениями, но и также по своей сущности являются экономическими.

Финансовые правоотношения являются разновидностью правовых отношений, в связи с чем, они обладают общими признаками любого правоотношения. К этим признакам относятся:

  • 1. правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм;
  • 2. участники каждого конкретного отношения индивидуально определены;
  • 3. эти отношения осуществляются через субъективные права и субъективные обязанности
  • 4. правоотношения носят волевой характер, в этих отношениях требуется сознательная волевая деятельность людей.
  • 5. отношения охраняются государством.

Однако у финансовых правоотношений есть ряд специфических особенностей. К отличительным признакам финансового правоотношения относятся:

  • 1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства, его органов и органов местного самоуправления. К финансовой деятельности относятся: выпуск денежных средств, организация денежного обращения, плановое собирание денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды, распределение и использование государственных денежных фондов с целью реализации задач, поставленных перед государством и т.д.
  • 2. Финансовых правоотношения относятся к числу публично-правовых отношений, поскольку эти отношения складываются в сфере публичных интересов и регулируются нормами публичного права. Помимо финансовых правоотношений, к таким отношения также относятся: административные, уголовные, конституционные и др.
  • 3. Эти отношения носят государственно-властный, императивный характер. Императивный характер финансово-правовой нормы проявляется в правоотношении таким образом, что оно реализуется по принципу?команда -- исполнение?, где команды издает государство (или муниципальное образование), а исполняют их индивидуальные, коллективные и другие субъекты финансового права. Финансовое право Российской Федерации: Учебник/Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- 124 с.В этих отношениях стороны не являются юридически равноправными, одной из таких сторон всегда выступает государство или его органы (напр. Правительство РФ, Централый банк, Министерство финансов и др), должностные лица, а также органы местного самоуправления, которые наделены властными полномочиями.

Второй стороной этих отношений выступают любые субъекты: граждане, организации, общественные объединения и т.д.

В рамках такого правоотношения властный субъект, используя полномочия и государственное принуждение, может устранять возникающие противоречия между публичными и частными интересами в пользу первых в процессе осуществления финансовой деятельности государства.Финансовое право: учебник/отв. ред. и авт. предисл. - проф. С.В. Запольский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юридическая фирма «Контракт»:ВолтерсКлувер, 2011.- 64 с.

В некоторых случаях финансовые правоотношения могут возникать между органами государственной власти и местного самоуправления.

  • 4. По своей сущности финансовые правоотношения являются экономическими.
  • 5. Финансовые правоотношения носят имущественный характер. В роли имущественных благ выступают денежные средства.

Подчеркивая имущественный характер финансового правоотношения, стоит учитывать, что эти отношения неоднородны. Среди них выделяют материальные и процедурные (процессуальные) отношения. К материальным стоит отнести те отношения, в которых происходит непосредственная передача денежных средств (финансовых ресурсов) от одних субъектов в распоряжение других. К процедурным (процессуальным), отношениям относятся те, которые направлены на организацию, планирование; которые возникают в процессе установления форм мобилизации денежных средств, порядка их распределения, контроля за их использованиемФинансовое право Российской Федерации: Учебник /Отв. ред. М.В. Карасева -- М.: Юристъ, 2004. -- с. 124. Процедурные отношения не обслуживают движение денежных средств, однако это не означает, что процедурные отношения не могут характеризоваться как имущественные, поскольку конечной целью этих отношения является движение денежных средства. Учитывая вышесказанное можно утверждать, что финансовые правоотношения всегда возникают по поводу денежных средств.

В науке финансового права признак властности финансового отношения всегда отмечается наряду с его имущественным характером. В связи с этим, финансовые отношения принято характеризовать как властно-имущественные.

Властно-имущественный характер финансового правоотношения служит критерием для отграничения его от гражданско-правового отношения. Гражданско-правовые отношения часто возникают в сфере финансовой деятельности государства и носят имущественный, но не властно-имущественный характер, что и отличает его от финансового правоотношения.

Некоторые административно-правовые отношения также имеют властно-имущественный характер (например, наложение и взыскание административных штрафов). Однако эти отношения отличаются от финансовых тем, что административные отношения возникают в сфере деятельности исполнительных органов государства, когда как финансовые возникают в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Структура финансовых правоотношений.

В структуру финансовых правоотношений входят следующие элементы: субъект, объект, содержание, а также основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений.

Обязательным субъектом финансовых отношений всегда является государство и муниципальные органы, вторым участником таких отношений может выступать любой субъект: физические лица, организации, предприятия и т.д.

Объектом данных отношений выступают денежные фонды государства (муниципальных образований), а также юридических и физических лиц, под которыми понимаются специально выделенная обособленная часть денежных средств, которая имеет свое предназначение для определенных целей.

Финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных условий, такими условиями выступают юридические факты.

Под юридическими фактами понимаются конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие у субъектов финансовых правоотношений возникновение, изменение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей.

Традиционно юридические факты подразделяются на события и действия, последние в свою очередь делятся на правомерные и неправомерные действия. К правомерным действиям относят юридические акты и поступки.

Основное место в системе правомерных юридических действий в финансовом праве занимают юридические акты, именуемые финансовыми правовыми актами.

Под финансовыми правовыми актами понимаются принятые в определенной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, которые входят в их компетенцию. Финансовые правовые акты бывают двух видов: акты, носящие индивидуальный характер и акты, носящие нормативный характер. Как пример индивидуального финансово-правового акта можно указать выдачу лицензии юридическому лицу на право осуществления какой-либо деятельности. Примером нормативного акта в области финансовой деятельности выступает закон о федеральном бюджете.

ЛЕКЦИЯ № 14

Тема: Финансовые правоотношения.

Вступление (5 мин.)

Основные вопросы:

1. Финансовые правоотношения, их особенности и виды (20 мин.)

2. Понятие, содержание финансово-правовой нормы (25 мин.)

3. Классификация норм финансового права (25 мин.)

Выводы (5 мин.)

Основные понятия: финансы, функции финансов, финансовое право, принципы финансового права, цена, прибыль, спрос, предложение.

Литература:

А) основная:

1. Деньги и кредит. Учебник. Под ред. М. И. Савлука, К., 2001г. с. 5-62

2. Финансовое право. Учебное пособие. А.В. Дмитренко, Е.А. Шпанкина, Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013г. – 200с.

Б) дополнительная:

1. Л.Ю. Белоусов. Деньги и кредит. Учебное пособие. Харьков, изд. “Пра пор”, 2004 г.с. 5-18.

2. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. Электронный ресурс. – 2012г. – 159 с.

Вступление

Финансовые правоотношения - своеобразный синтез пра­вовых и экономических материй, являясь как бы экономико-правовой категорией. На экономическую природу финансовых правоотношений обращал внимание Е. А. Ровинский, отмечая, что «важнейшая особенность финансовых правоотношений за­ключается в том, что они являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые сами, в свою очередь, являются формой определенных экономических отношений». В финансовой деятельности государства и муни­ципальных образований разновидностью экономических отно­шений являются отношения по аккумулированию доходных источников в бюджеты, по поводу бюджетного финансирова­ния, отношения в сфере межбюджетного субсидирования и т. п. Развитие федеративных отношений и становление института местного самоуправления обусловливают активное использова­ние имеющихся финансовых инструментов и развитие новых механизмов финансовой деятельности. Следовательно, финан­совые правоотношения охватывают совокупность денежных от­ношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фон­дов денежных средств государства или муниципальных образо­ваний в целях материального обеспечения задач и функций конкретной территории. Таким образом, финансовые правоотношения - это экономико-правовые общественные отношения, урегу­лированные нормами финансового права, имеющие властно-имуще­ственный характер и выражающие публичные интересы.



Финансовые правоотношения, их особенности и виды

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов, и доходов.

Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее, финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Финансовые правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов правоотношений. Основной особенностью является то, что финансовые правоотношения возникают только в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Кроме того, финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, так как возникают по поводу денежных средств - финансовых ресурсов государства и муниципальных образований.

Еще одна особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности.

Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов.

События - это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка и достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Для полной характеристики структуры и содержания финансовых правоотношений в системе финансового права проводится их классификация по различным основаниям.

1. По материальному содержанию финансово-правовые нормы группируются в зависимости от функционирования соответствующего звена финансовой системы по следующим видам:

1. бюджетные;

2. налоговые;

3. в области страхования;

4. кредитные (государственного и банковского);

5. по вопросу регулирования денежного обращения расчетов;

6. по поводу регулирования валютного законодательства.

2. В зависимости от объекта правового регулирования:

1. материальные;

2. процессуальные.

Таким образом, материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию финансовых ресурсов, выраженных в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Данные финансовые правоотношения реализуются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов и органов местного самоуправления, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий.

2. Понятие, содержание финансово-правовой нормы

Финансово-правовые нормы - это исходные первичные эле­менты, из которых состоит финансовое право, как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выражен­ное в их юридических правах и обязанностях.

Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отноше­ния, возникающие в процессе планового образования, распределения и использования государством и органами местного самоуп­равления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач.

Это выражается в особенностях:

б) характера установленных в них предписаний;

в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

г) способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм составляют правила по­ведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Эти правила выражаются в предоставлении участникам дан­ных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный отрезок времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны. Это общее содер­жание финансово-правовых норм имеет различное конкретное вы­ражение, что обусловлено разнообразием финансовых отношений, многозвенностью финансовой системы. Они содержат правила взи­мания налогов и других обязательных платежей с граждан и пред­приятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, со­здания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т.д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основ­ном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом инте­ресов государства и муниципальных образований, а также интере­сов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан. Например, в фи­нансово-правовых нормах содержатся адресованные к предпри­ятиям и гражданам требования вносить установленные налоги в государственный или местный бюджет при наступлении предус­мотренных сроков, представлять отчеты и иные документы для проведения контроля со стороны компетентных органов, совер­шать другие действия, обеспечивающие аккумуляцию в распоря­жение государства и органов местного самоуправления денежных средств и их использование в соответствии с утвержденными пла­нами. Вместе с тем в целях соблюдения прав и интересов платель­щиков установлены обязанности государственных органов возвра­щать излишне взысканные платежи. В финансово-правовых нор­мах закреплен обязательный порядок формирования бюджетов, использования внебюджетных и бюджетных целевых фондов и т.д. с определением прав и обязанностей участников этой деятельности.

В процессе воздействия государства с помощью правовых норм на отношения в сфере финансовой деятельности возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения. Участники этих отношений выступают как конкретные носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами. Финансово-правовые отношения являются юридической формой проявления и закрепления финансовых отношений.

В финансовых правоотношениях оказываются субъективные права их участников, то есть происходит непосредственное влияние права на финансы, поскольку предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования денежных средств централизованных или децентрализованных фондов реализуются в поведении людей, участвующих в этой деятельности.

Таким образом, общественные отношения, которые возникают в связи с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, будучи урегулированными нормами права, приобретают форму финансовых правоотношений (финансово-правовых отношений). Эти правоотношения возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимосвязи через субъективные юридические права и обязанности, и такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. За пределами правовых отношений финансовая деятельность осуществляться не может. Финансовые отношения существуют только в форме правоотношений.

Понятно, что фактические (материальные) отношения в сфере финансов могут отклоняться от предписаний (правовых норм), установленных государством (например, сокрытие дохода от налогообложения), является правонарушением, а не финансовыми отношениями вне правоотношений.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют определенную присущую только им специфику. Основными особенностями финансово-правовых отношений являются:

1. Финансовые правоотношения возникают в процессе финансовой деятельности государства.

2. Объект финансовых отношений - деньги (денежные обязательства), точнее фонды средств, которые формируются, распределяются и используются в результате реализации субъективных прав и юридических обязательств.

3. Одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда выступает государство или его уполномоченный орган.

4. В финансовых правоотношениях не бывает равенства сторон.

5. Финансовые правоотношения выражают организующую роль государства в распределении и перераспределении национального дохода страны;

6. Финансовые отношения носят государственно-властный имущественный (денежный) характер, поэтому эти общественные отношения можно определить как властно-имущественные.

7. Права и обязанности сторон финансовых правоотношений определяются непосредственно законом или нормативно-правовым актом. Поэтому возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений всегда связано с законом или иным нормативно-правовым актом.

Совокупность указанных рис определяют специфику финансовых правоотношений. Ни одна из них в отдельности не может охарактеризовать финансово-правовые отношения в полной мере.

Финансовые правоотношения в механизме влияния на финансы государства и органов местного самоуправления выполняют три функции: 1) указывают круг, на которых в конкретный период действует финансово-правовая норма лиц; 2) закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств; 3) является условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей участников финансовых правоотношений. Например, модель поведения участников правоотношений при уплате налога на добавленную стоимость сформулирована Законом Украины об этом налоге. В Законе установлены права и обязанности участников финансовых отношений при внесении налога на добавленную стоимость, который является одним из основных доходов Государственного бюджета. Конкретизируются эти предписания государства в финансовых правоотношениях, возникающих между органом государственной налоговой службы, уполномоченным банком и плательщиком налога. В случае невнесения налогового платежа в срок, непредставления необходимых документов в действие будут приведены юридические средства обеспечения прав органов налоговой службы, представляющие интересы государства в целом и обязанности плательщика. Одновременно с обеспечением юридических прав органов налоговой службы в правоотношениях обеспечивается и право другой стороны - налогоплательщика (например, право обжаловать действия налоговой инспекции).

В финансовых правоотношениях реализуются все финансово-правовые нормы. Предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования фондов денежных средств, содержащихся в нормативно-правовых актах, является юридической формой, которая наполнена материальными средствами при осуществлении позитивных действий (внесении обязательных платежей, использовании средств внебюджетных целевых фондов и др.), этим и достигается цель финансово-правового регулирования.

Материальным содержанием финансовых правоотношений является поведение сторон (например, внесение суммы налога), а юридическим - субъективные права и обязанности, установленные финансово-правовой нормой. Признаки субъективного права и юридической обязанности приведены на рис. 3.1.

Субъективные права - это мера разрешенной (возможной) поведения, принадлежит финансовому или кредитном органа для удовлетворения финансового интереса государства или органа местного самоуправления, от имени которого он выступает, и обеспечена юридическими обязанностями другой стороны отношений (например, плательщиком налога) .

Рис. 3.1. Признаки субъективного права и юридической обязанности

Именно обязанности другой стороны финансовых правоотношений, содержащиеся в финансово-правовой норме, и является гарантией соблюдения прав уполномоченного государством органа. Обязанность другой стороны финансовых правоотношений может заключаться в сдержанности от действий (использование бюджетных средств не по бюджетным назначениям), или, наоборот, выполнении долга (уплатить налог). Юридическая обязанность в финансовых правоотношениях - это приписана обязанному субъекту (например, получателю бюджетных ассигнований) и обеспечена возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект. Им может быть и финансовый орган, который должен выполнить предписание, например Верховной Рады Украины, содержащийся в законе о Государственном бюджете Украины.

Для возникновения финансовых правоотношений недостаточно издания только нормативно-правового акта, поскольку в нем содержатся только типичные признаки для возникновения таких правоотношений.

Так, ст. 67 Конституции Украины содержит норму, которая возлагает обязанность на всех, кто доход, платить налог. Все об этом знают, но пока гражданин или юридическое лицо, опираясь на налоговое законодательство, не подаст налоговую декларацию - индивидуальный юридический акт, является юридическим фактом, с которым будет связано возникновение налоговых правоотношений, они не возникнут.

Юридический факт - это жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В финансовых правоотношениях, как и во всех видах правоотношений, юридические факты подразделяются на действия и события.

Юридические факты - действия в финансовых правоотношениях, которые можно подразделить на правомерные и неправомерные.

Правомерны ли действия как волевое поведение, предполагается финансово-правовой нормой, делятся на: 1) индивидуальные акты; 2) юридические поступки; 3) правомерные действия, направленные на поддержку финансовых интересов государства.

Индивидуальный акт - это правомерное действие стороны финансовых правоотношений, с которой связаны юридические последствия. Например, подача налоговой декларации в налоговую инспекцию.

Юридический поступок - это правомерное действие, с которой финансово-правовая норма связывает юридические последствия за сам факт волевого действия. Например, налогоплательщик заявляет об обнаружении неполного подсчета доходов, подлежащих налогообложению.

К активным действиям как юридическим фактам могут относиться не только правомерные действия (например, благотворительные взносы в Государственный или местные бюджеты), но и неправомерные действия, то есть поведение лиц, не соответствует требованиям финансово-правовых норм, приводит к правонарушениям (нецелевое использование субвенции местным органом) и вызывает защиту государством или органом местного самоуправления своих финансовых интересов.

И наконец, юридические факты в виде юридических событий - это обстоятельство, не зависящее от воли людей, но несет за собой возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение ребенка дает право одному из родителей, если его месячный доход не превышает 10 минимальных заработных плат, на ежемесячное уменьшение налогооблагаемого дохода на один необлагаемый минимум доходов граждан.

Изменение финансовых правоотношений, следовательно, происходит на основании нормативно-правового акта, в котором предусматриваются различные юридические факты.

Прекращение финансовых правоотношений осуществляется также в строго предусмотренных нормативно-правовыми актами случаях, например выход на пенсию, погашение финансовых обязательств и др.

Государство и органы местного самоуправления должна постоянно управлять финансовой деятельностью; мобилизовать, распределять и использовать денежные ресурсы, концентрированные в фондах. В связи с этим государство и органы местного самоуправления в финансовых правоотношениях участвуют как властные субъекты, которые на основании нормативно-правовых актов распоряжаются денежными средствами (денежные средства - имущество), а отношения, возникающие при этом, носят властно имущественный характер.

Финансовые отношения могут иметь и организационный характер (финансовый контроль, составление, рассмотрение и утверждение финансовых планов в виде бюджета, сметы и др.). Но на основе этих организационных отношений неизбежно возникают и денежные отношения. Финансовый контроль осуществляется для проверки правильности расходования средств из денежных фондов, то есть на основе организационных финансовых правоотношений возникают конкретные финансовые правоотношения, по материальному содержанию и по финансово-правовых институтов классифицируются на: бюджетные; отношения по формированию и использованию целевых государственных и муниципальных внебюджетных фондов; по обязательным платежам (налоговым и неналоговым) по государственному долгу; государственного кредита; сметно-бюджетного финансирования; государственного кредитования; государственного страхования; денежного обращения; валютного контроля. Через эти отношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права.

Итак, финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие распоряжение этих норм по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, необходимых для функционирования государства, органов местного самоуправления и органов, разрешенных государством.

Финансовые правоотношения весьма многочисленны и многообразны. их можно классифицировать по кругу участников, по способу государственной защиты, по продолжительности действия и другим основаниям. Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация в зависимости от структуры финансовой системы государства.

В связи с наличием материальных и процессуальных норм финансового права финансовые отношения можно разделить на материальные и процессуальные.

Из-за материальных финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов, которые выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, перераспределения, изъятия и др. этих конкретно определенных финансовых средств.

Процессуальные финансовые правоотношения возникают в ходе установления форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, порядка их распределения, форм и методов контроля за их использованием. Государственно-властный элемент проявляется в данном случае в определении и регламентации форм, методов, порядка и сроков поступлений средств, определении целей и мероприятий, на которые они могут быть использованы.

Финансовое право регулирует отношения, включаются в его предмет, определяет права и обязанности их участников, то есть органов государства, местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в финансовой деятельности. Эти участники и являются субъектами финансового права, и, как правило, становятся субъектами финансовых правоотношений. Но не всегда субъекты финансового права являются субъектами конкретных финансовых правоотношений.

Субъекты финансовых правоотношений - юридические лица и граждане, которые на основании правовых норм могут быть участниками финансовых отношений. К ним можно отнести все три основные группы, на которые делятся субъекты права:

а) общественно-территориальные образования;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

Но при этом следует обратить внимание на то, что одной из сторон в финансовых правоотношениях всегда будет выступать государство или его уполномоченный орган.

Субъект финансового права - это участник финансовых отношений, который по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных прав и обязанностей. Свойство юридического или физического лица быть носителем юридических прав и обязанностей через юридические нормы называется правосубъектностью. Правосубъектность в финансовом праве включает два элемента: возможность иметь права и нести обязанности (правоспособность) и возможность самостоятельно осуществлять свои права и обязанности (дееспособность). Так, граждане Украины знают, что ст. 67 Конституции Украины возлагает обязанность на каждого, что доход, подавать ежегодно декларацию об имущественном положении и своих доходах за прошлый год и платить налог. Гражданин, имеющий заработанный доход, является субъектом финансового права и потенциальным субъектом финансовых правоотношений. После подачи декларации о доходах гражданин вступает в конкретные финансовые правоотношения с органом налоговой службы. Правосубъектность в финансовом праве - понятие более широкое, чем субъекты финансовых отношений. Субъекты финансового права - это юридические и физические лица, которые наделены правосубъектностью и могут стать участниками финансовых правоотношений.

Субъектами финансового права является государство, административно-территориальные образования; юридические лица - предприятия всех форм собственности, учреждения, общественные организации, то есть коллективные субъекты, и граждане - индивидуальные субъекты.

Государство выступает, как правило, в лице Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров, Министерства финансов и Национального банка Украины. Например, в отношениях по государственному кредиту Украине выступает в лице Кабинета Министров, а ответственность за государственным долгом Украины несет как государство, являющееся субъектом финансового права.

Финансовые правоотношения можно классифицировать:

1) по материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:

    бюджетные правоотношения;

    налоговые правоотношения;

    неналоговые правоотношения;

    финансовые правоотношения в области государственного кредита;

    финансовые правоотношения в области страхования;

    правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

    финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

    финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

    валютные правоотношения;

2) по субъектам финансового правоотношения, возникающим между:

      органами государственной власти одного уровня;

      органами государственной власти и управления разных уровней;

      органами государственного управления и финансово-кредитными органами;

      предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности и сфер деятельности и органами исполнительной власти (министерствами и федеральными службами, агентствами и.т.д.

Особенности финн. правоотношения.

    Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта . Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

    Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий . Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

    Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях . Из них наиболее часто встречаются следующие:

    погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

    выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

    использование выданных бюджетных ассигнований;

    осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

    прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

1.4. Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений .

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.).

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок - действует, главным образом, в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям. В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав.

Административный порядок защиты прав граждан регламентирован ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 № 59-ФЗ

Судебный порядок - применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения) .

Судебный порядок защиты прав граждан регламентирован нормами гражданского и гражданско-процессуального законодательства.

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ .



 

Возможно, будет полезно почитать: