Гражданско правовая беседа в средней группе. «История зайчика, который не знал своих прав»
Подготовили: Баронина Ю.А Клименко Н.С. Туралева Ю.Г.
«Мы имеем право!»
«Мы – дети!»
Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «право» ;
- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта: семейный, групповой.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщение родителей и детей к совместной деятельности, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
участники проекта: воспитатели, воспитанники средней группы, родители.
Сроки проведения: С ноября по май 2015 года.
Актуальность реализации проекта:
«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы – дети!»
Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.
И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.
I этап – подготовительный
Беседа «Знакомство с конвенцией о правах ребёнка»
Беседа об ответственности и правах ребенка.
Беседа «Каким я хочу быть?» - учить детей избавляться от своих недостатков.
Загадки по правам детей.
Совместно с родителя изготовить паспорт имени ребенка.
Создание картотеки дидактических игр о правах и обязанностях для детей дошкольного возраста.
Консультации и памятки для родителей по правовому воспитанию.
Подготовка к игре «Семья» . Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст) , о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде) .
Чтение сказки «Приключения маленького человечка»
Чтение рассказов о правах ребенка.
Просмотр мультфильмов «Цветик семи цветик» , Смешарики «Азбука права»
Изготовление книжки-малышки «Я и мои права»
Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Разработка занятий по правовому воспитанию.
Изготовления альбома «Моя семья»
II этап – основной
Занятие «Знакомство с правами ребёнка» - познакомить тетей с правами ребёнка. Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителей, бабушек, дедушек, об их фамилии.
Заучивание пословиц о семье.
Занятие «Я имею право на имя»
Занятие «Я имею право на жизнь»
Занятие «Право ребенка жить и воспитываться в семье»
Выставка совместного творчества детей и родителей «Я имею право!»
Рисование «Дом в котором я живу» , «Цветные страницы» - через рисунок передавать свое настроение, эмоции, впечатления.
Рисование «Волшебный цветик – семи цветик» .
Родительское собрание «Права ребенка – обязанности родителей» .
Пение песен «Неразлучные друзья» , «Наша дружная семья»
III этап – заключительный
Составление генеалогического древа семьи.
Итоговое занятие по правам ребенка .
«Маленьким детям – большие права»
Альбом «Моя семья»
Имя нам дает отраду,дарит счастье и удачу.Потому узнать бы надо,что же наше имя значит?
Мы играем «Семья»
«Рисуем дом в котором мы живём»
Вот что у нас получилось
Рисуем волшебный цветок цветик – семи цветик
Вот что у нас получилось
«Мы имеем права - мы дети!»
«Мы разные, но мы вместе!»
Спасибо за внимание!
Конспект занятия в средней группе
(по правовому воспитанию)
«Имею право жить».
Воспитатель
Геккер Е.В.
Цель: Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие, государство заботиться об охране жизни.
Беседа: «Имею право жить».
Воспитатель: «- Ребята, приложите руку к своему сердцу. Вы слышите, как оно бьется? Какое это счастье жить и радоваться жизни.
А, благодаря кому вы появились на свет?
Родители рассказывали вам, как они радовались вашему появлению?
Как они счастливы, что у них есть вы? (ответы детей).
Воспитатель: - У каждого из вас своя жизнь. О сохранении жизни заботятся государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни. В Конвенции, а это специальный документ о правах ребенка, записано, что главное право каждого человека – право на жизнь, и маленький человек – ребенок - тоже имеет право жить.
Ребята, давайте с вами рассмотрим вот этот рисунок. (Символ права).
Как вы думаете, о чем говорит этот рисунок? (размышления детей).
Когда-то маленький мальчик написал на своем рисунке:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду Я!
Этот символ говорит о том, что каждый ребенок имеет право жить, имеет право на счастливое детство.
Ребята, что для вас значит «жить»? Подумайте и расскажите, как бы вы хотели прожить свою жизнь? У каждого человека есть мечта. Мечта- это то, чего тебе очень хочется.
Правильно, ребята, никто не имеет право отбирать жизнь у другого человека.
Давайте вспомним, в каких сказках нарушено право на жизнь?
(«Колобок», «Муха-Цокотуха», «Три поросенка» и др.)
Воспитатель:- Ребята, вы должны учиться быть осторожными, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью своих друзей.
Как предупредить несчастные случаи? Можно ли их избежать? Как вы думаете, ребята?
Умные люди придумали для всех людей на Земле – и для детей, и для взрослых - особые правила поведения человека дома, на улице, в автомобиле, в воде. Если вы будете знать и соблюдать эти правила, то с вами ничего плохого не случиться. И ваши родные всегда будут радоваться, что вы растете такими умными и здоровыми.
Ребята, какие правила поведения вы уже знаете, о каких слышали от взрослых?
* Правила дорожного движения.
* Правила пешехода.
* Правила водителя.
* Правила обращения с огнем.
* Правила обращения с опасными предметами.
* Правила обращения с животными и др.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. О чем мы с вами сегодня беседовали?
Дети: - О правах детей. О праве ребенка на жизнь.
Воспитатель: - Ребята, вы знаете очень хорошее стихотворение, расскажите его нам.
1Ребенок: - По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
2 Ребенок: - Рядом мама крепко за руку держала,
В путь дорожку умницу сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Воспитатель: - На этом наше занятие окончено. Ребята, огромное вам спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программное содержание:Продолжать знакомитьДетей с детским садом и его сотрудниками,Совершенствовать умение свободноОриентироваться в помещении детского сада;Развивать слуховое внимание - умение...
Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию «Здравствуй лето».
Закрепить знания детей о цветах, кустарниках, деревьях. Прививать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.Сравнить листья у 2-3 видов цветов. Закрепить знания о строении цветка,...
Конспект открытого занятия по правовому воспитанию в средней группе
Тема «Я имею право на имя…»
Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.
Задачи:
-довести до сознания ребёнка, что каждый гражданин своей страны имеет право на имя.
- развитие у ребёнка представлений о многообразии имён;
- воспитание уважения к членам семьи, дать понятие «семья».
Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.
Предварительная работа.
Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: « Я и моё имя».
Используемый материал.
Большая кукла, мяч, семейные фотографии детей, небольшие смайлики (ГРУСТНЫЕ И ВЕСЁЛЫЕ) по количеству детей.
Ход занятия.
I. Дети рассаживаются по местам, приветствуют всех присутствующих на занятии.
Воспитатель: Дети, у каждого из вас, так же, как и у меня, и у всех взрослых есть права и обязанности. Сегодня на занятии мы поговорим с вами о праве на имя и на индивидуальность каждого из вас.
Раздается стук в дверь. Воспитатель заносит большую куклу.
Воспитатель: Кукла говорит нам, здравствуйте. Давайте тоже поздороваемся.
Дети: Здравствуй!
Воспитатель: Скажи милая куколка как тебя зовут? (делает вид, что кукла шепчет на ухо) Не знаешь? Ребятки оказывается кукла не знает своего имени. Как же так?
Каждый взрослый и ребенок имеет право на имя, как же жить без имени? А, может мы поможем и придумаем кукле имя?
Дети: Да. Поможем! (называют имена, выбирают одно) Например, Маша.
Воспитатель: Ну, вот! Теперь у тебя есть имя, Маша.
Воспитатель: Посмотри, пожалуйста, Маша, мы сейчас с детьми поиграем и назовем свои имена. Запоминай.
Игра «Цепочка имен» (с мячом в кругу).
Миша-Миша-Саша-Егор
Воспитатель: Маша говорит, что очень красиво звучат ваши имена. Она постарается запомнить.
II. Воспитатель: каждого из вас можно назвать ласково. Ваши мама, папа, дедушка, бабушка дома называют вас ласково. Как?
Назовём сейчас свое имя: Миша-Мишенька и т.д.
А как мы ласково назовём нашу куклу?
Дети: предлагают ответы (Машенька, Машуня, Машуля…)
Воспитатель: У каждого из вас есть какое право? (Право на имя). При рождении ребёночку родители дают имя, которое будет с вами в течение всей жизни. При рождении человека выдается «свидетельство о рождении». В нем прописано имя ребенка, отчество и фамилия.
Физминутка
Ребятки, вставайте врассыпную, Маша предлагает нам поиграть.
Вечером
Вечером девочка Мила (Шагаем на месте)
В садике клумбу разбила (Прыжки на месте)
Брат ее мальчик Иван (Приседания)
Тоже разбил... стакан! (Хлопаем в ладоши.)
III. Дети садятся на места. Ребята, а благодаря кому мы с вами появились на свет?
Но у вас тоже есть замечательные, хорошие родители. Скажите, пожалуйста, с кем вы живете, кто ваша семья? (дети рассказывают с кем они живут). Каждый человек и каждый ребенок имеет право жить со своими родителями, в своей семье. Скажите, а вы хорошо знаете своих родных, можете найти их фотографии?
Сейчас вы попробуете найти своих близких и родных на фотографии и поселить их в один дом. (звучит музыка «Песня мамонтенка»).
Посмотрите, какая дружная, красивая у получилась семья. Скажите, как зовут ваших родных и близких?
V. Итог занятия.
Дети снова становятся в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: - О чем мы сегодня узнали?
- Что вам запомнилось?
- Что расскажите родителям о нашем занятии?
-Ребятки на столе лежат смайлики, веселые и грустные, если вам понравилось наше занятие возьмите веселого смайлика, а если нет, то грустного.
Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми среднего дошкольного возраста. Правовое воспитание детей - это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель уделяет внимание данной теме, важно сделать это своевременно и доступно для детей. Проект лишь самое начало в этой нелёгкой, но интересной работе: формирование правового сознания детей.
Проект «Маленьким детям-большие права»
Актуальность реализации проекта:
«Я имею право быть чёрным и белым.
Я имею право быть ловким и смелым.
Ты имеешь право иметь своё имя.
Ты имеешь право быть просто любимым.
Мы имеем право на всём белом свете.
Мы имеем право! Мы - дети!»
Это слова из детской песенки, которую слышал, наверное, каждый ребёнок.
И действительно, каждый человек на земле имеет свои права. Их не нужно заслуживать, их невозможно купить. Они одинаковы для всех людей. Задача воспитателя, ещё в детстве сформировать правовое сознание ребёнка. Ведь чем раньше ребёнок узнает о своих правах, тем быстрее он поймёт и примет окружающий его мир таким, какой он есть.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять, что каждый человек в общем и ребёнок в частности имеет свои права и должен их знать.
Цель: Создание условий для формирования правосознания у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить детей с понятием «право»;
Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;
Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
Воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Вид проекта : семейный, групповой.
Проблема : дети не имеют достаточных знаний о своих правах.
Ожидаемые результаты: приобретение детьми начальных правовых знаний; воспитание чувства самоуважения и уважения к окружающим, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Место проведения : МДОУДС №53 «Серебряное копытце».
Режим работы: во время и вне занятий.
Количество участников проекта : 2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети-16 чел., родители-24 чел.
Возраст детей : 4 - 5 лет.
Форма проведения:
Игровая деятельность, беседы, просмотр презентации «Права детей», мультфильма Смешарики «Каждый ребёнок имеет право», слушание и разучивание песен, выставки «Ребёнок имеет право», «Моя семья», «Мой детский сад», коллективная работа «Мы все равны», комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».
Материал и оборудование: Кукла Маша, стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, цветная и простая бумага, гуашь, карандаши, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Права детей», проектор, ноутбук, колонки, презентация «Права детей», записи детских песен, мультфильмов.
1 этап.
Постановка проблемы:
Мы с ребятами очень любим смотреть мультфильмы. Жаль, что свободного времени очень мало. Но вот появилась минутка и стали смотреть мультфильм с любимыми героями - Смешариками. С непонятным для нас названием - «Каждый ребёнок имеет право…» Ребятам очень понравился мультфильм, когда мы перешли к обсуждению увиденного, то выяснилось, что на эту тему они никогда не разговаривали. Мы все вместе решили, что нам обязательно нужно поподробнее познакомиться с правами детей.
2 этап.
Ввод в игровую ситуацию.
Планируемая деятельность.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришла наша кукла. Но что-то она сегодня грустная. Давайте спросим у неё, что случилось. Дети, куколка мне сказала, что ей очень грустно, у неё нет друзей. Давайте подружимся с ней и нам вместе будет весело и интересно. Для того, чтобы нам познакомиться, нам нужно сказать друг другу как нас зовут. Ребята давайте громко крикнем наши имена, чтобы наша гостья их услышала.
Дети хором говорят свои имена.
Воспитатель: Странно, а куколка нам не сказала своё имя, а стала ещё грустнее. Ребята, да ведь у неё просто нет имени. Нам срочно нужно придумать ей имя, ведь каждый житель нашей планеты имеет право на имя. Ребята, а вы знаете о своих правах, знаете, что у вас есть права?
Ответы детей.
Воспитатель: Вспоминаем, что нам рассказывали Смешарики!
Дети отвечают.
Воспитатель: Дети, а давай те не просто расскажем, а ещё и покажем нашей Маше! Давайте каждый из вас дома вместе родителями сделает работу «Каждый ребёнок имеет право». Вы вместе с родителями узнаете много интересного. И наша куколка узнает, что же это такое права детей. Как себя ведут между собой окружающие нас люди.
Мы рассказали родителям о нашем проекте, предложили им включиться в работу, помочь нам более детально рассмотреть интересующий нас вопрос. Заранее поблагодарили за сотрудничество и предложили свою помощь в случае необходимости. Порекомендовали чаще прислушиваться к мнению детей и помочь им реализовать их идеи и задумки.
3 этап.
Организация деятельности проекта.
3.1. Игровая деятельность.
*** Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Детский сад», «Семья», «Школа», «В библиотеке».
Цель: развивать у детей умение играть самостоятельно, распределять роли в игре с учётом интересов всех участников, учить договариваться, находить компромиссы, расширять знания детей о социальном окружении.
*** Цель: развивать у детей аналитические способности, расширять словарный запас, уточнить понятия права и обязанности.
*** Малоподвижные игры «Назови ласково», «Кто рядом?».
Цель: учить детей уважать ближнего, его права, учить играть по правилам, проявляя самостоятельность в игре.
3.2. Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «права», воспитывать любовь и уважение к окружающим, на примера из литература дать понятия об основных правах ребёнка, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:
Е. Благинина «Посидим в тишине».
Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
Беседа: «Сколько разных имён», «Я и мои друзья», «У каждого ли есть семья», «мы такие разные, но мы равны».
Чтение пословиц и поговорок о правах и обязанностях.
3.3. Музыкально-театрализованная деятельность .
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
1. Прослушивание и разучивание песен: «Песенка Чебурашки», слова Александр Тимофеевский, музыка Владимира Шаинского; «Песенка Мамонтёнка», слова Непомнящий Д., музыка Шаинский В.; «Дважды два четыре», слова Пляцковский М., музыка Шаинский В.; «Песенка про доктора» в исполнении Леонида Сергеева; песни группы «Барбарики» «Про дружбу», «Далеко от мамы»; «Моя семья» музыка и слова А. Ермолова.
2. Драматизация по сказке «Репка», «Колобок», "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка".
3.4. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить выражать в своих работах свои мысли и чувства, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
3.4.1 Коллективная работа «Мы все равны»
Цель: учить выполнять коллективную работу, действовать сообща; развивать творческие способности детей; учить быть аккуратными при работе с бумагой клеем.
3.4.2. Выставка рисунков «Моя семья».
Цель: развивать творческие способности детей в процессе рисования.
3.4.3. Выставка рисунков «Мой детский сад»
Каждый ребёнок имеет право на образование. Получают его ребята в детском саду. Жизнь ребят яркая и насыщенная. Именно это они и пытались отобразить в рисунке.
Цель: учить рисовать гуашью, рисовать по замыслу.
3.4.4. Выставка в группе «Каждый ребёнок имеет право»
Цель: привлечь внимание детей и родителей к вопросу о правах детей, сплотить детей и родителей посредствам совместной деятельности.
3.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…».
Цель: создание условий для формирования у ребёнка первоначальных правовых знаний.
4. Продукт проектной деятельности.
4.1. Коллективная работа «Мы все равны».
4.2. Выставка в группе «Ребёнок имеет право».
4.3. Выставка рисунков в группе «Каждый ребёнок имеет право на семью»
4.4. Выставка рисунков в группе «Мой детский сад»
4.5. Комплексное тематическое занятие «Моё право на имя…»
Монако Лилия Федоровна Воспитатель МАДОУ «Детский сад №2» Непоседы» Г. Балашиха Московская обл.
Цель и задачи:
- Познакомить детей с понятием «ПРАВО»
- Объяснить, что каждый человек имеет право на счастливую и спокойную жизнь, право на жильё, право на медицинскую помощь, право на имя, право защищать свои честь и достоинство, право на учёбу.
- Воспитывать нравственно-правовую культуру детей.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас, так же, как и у меня, и у всех взрослых есть права и обязанности. Сегодня мы поговорим с вами о наших правах.
Воспитатель:
Едва на свете появился
И приоткрыл свои глаза,
Немного миру подивился -
Ты получил свои права:
Ребенок:
Права на счастье и улыбки,
Права на новый светлый день,
Права на глупости, ошибки,
Права на озорных друзей.
Ребенок:
Права на игры и желанья,
Права на знание и смех,
Права на то, чтоб быть ребенком
И отличаться ото всех.
Ребенок:
Права на улице гулять,
Права с ровесником играть,
Права лечиться, заболев,
Права заботиться о всех.
Воспитатель:
Но есть один большой урок -
Во всех правах и смыслах их -
Ты должен быть самим собой
И уважать права других!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой рисунок нарисовал Артем! Давайте рассмотрим его и поговорим о тех правах, которые здесь изображены. (Ответы и рассуждения детей) .
Воспитатель: Ребята! Посмотрите к нам заглянуло солнышко! Солнышко необычное, посмотрите, у него на лучиках написаны наши права. Воспитатель зачитывает права. Давайте поиграем с солнышком. (Дети становятся в круг и под медленную музыку играют с солнышком) .
Воспитатель: Ребята! Все вы большие молодцы! Все внимательно слушали, а теперь я предлагаю отгадать загадки о наших правах.
Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. О чем мы с вами сегодня беседовали?
Дети: - О правах детей.
Воспитатель:
Люди всей страны
Это знать всегда должны.
Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва
У него уже с пелёнок есть очень веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;