Как производится временная регистрация иностранных граждан в России по месту их пребывания? Регистрация иностранцев в РФ (миграционный учет): правила, постановка, документы Как встать на учет иностранному гражданину.

В нашу страну постоянно приезжают иностранные граждане. Причины для поездки в Россию могут быть самыми различными: работать, учиться, навестить своих близких, просто посмотреть страну и достопримечательности. Федеральная миграционная служба (ФМС) является органом, осуществляющим учет и контроль за временным пребыванием в РФ иностранных граждан (далее – ИГ).

О том, что существует определенный порядок, согласно которому ИГ должны посетить данное государственное учреждение, и пройти процедуру регистрации, их предупреждают еще при пересечении границы.

Разделы статьи:

Правила временного нахождения иностранцев в РФ

Правила нахождения ИГ в России регулируются действующим Федеральным законом № 115-ФЗ от 25.07.2002 года, а также Федеральным законом «О миграционном учете…» № 109-ФЗ от 18.07.2006 года.

В них прописаны все основополагающие моменты, связанные с въездом иностранного гражданина, его временной регистрацией по месту нахождения, возможностью ее продления и преждевременного снятия с учета. Это позволяет контролировать миграционные потоки, постоянно прибывающие в страну.

Они могут быть различных видов:

  • деловые,
  • учебные,
  • рабочие,
  • туристические и др.

Но, независимо от того, каким образом и с какой целью иностранец оказался на территории нашей страны, он должен встать на регистрационный учет, если планирует находиться в стране более 7 дней.

Вопросом регистрации может заниматься как принимающая (приглашающая) сторона, так и сам человек, обратившись в семидневный срок в органы ФМС, имея на руках определенный пакет документов.

По результатам прохождения процедуры ИГ выдается уведомление и разрешение на временное пребывание на территории страны, либо вид на жительство, в зависимости от конкретной ситуации. Отказ в регистрации, если таковой последует, можно обжаловать в суде или в прокуратуре.

Права и обязанности ИГ практически ничем не отличаются от прав граждан РФ, за исключением возможности принимать участие в избирательном процессе или призываться на военную службу.

Люди, покинувшие свою страну с целью спасти жизнь во время войн, переворотов и других угрожающих ситуаций, могут требовать для себя присвоения статуса «беженец», который дает дополнительные привилегии.

Сколько действует временная регистрация

Время нахождения на территории России для иностранцев ограничено сроком визы . Если таковая отсутствует, то этот срок не должен быть более 90 дней. Если в надлежащий срок человек не уехал из страны, то его нахождение на российской территории будет считаться незаконным и может повлечь за собой определенные правовые последствия: от штрафа до принудительного выдворения из страны.

Но, при необходимости, продлить срок временной регистрации является возможным. Порядок данной процедуры регулируется приказом ФМС № 655 от 15.12.2014 года. Чтобы продлить регистрацию, нужно самому ИГ, либо принимающей стороне подать заявление в местный отдел ФМС, за неделю до истечения срока пребывания.

Следует сразу отметить, что продлить срок будет труднее, что оформить первичную регистрацию, так как продление разрешено законом лишь в ряде определенных случаев.

Вескими причинами могут стать:

  • серьезное заболевание;
  • беременность на позднем сроке;
  • принятие наследства;
  • получение патента на трудовую деятельность;
  • поступление в высшее учебное заведение;
  • рабочий контракт;
  • оформление вида на жительство и др.

Продление делается на 90 дней. Следует знать, что подобные процедуры не могут продолжаться бесконечно.

Предельный срок временного пребывания ИГ без получения вида на жительство или РВП на территории РФ составляет 1 год. После этого иностранец может выехать за пределы страны, а потом сможет прибыть вновь.

Оформление продления регистрации

Что понадобится для оформления процедуры продления срока, кроме заявления? Фактически процедура будет идентичной первичному получению документов.

ИГ нужно будет представить в отделение ФМС следующие документы:

  • оригинал и ксерокопию всех страниц документа, удостоверяющего личность, переведенных на русский язык и нотариально заверенных;
  • талон временной регистрации;
  • миграционную карту (оригинал и копию);
  • трудовой договор или контракт с учебным заведением;
  • документ, подтверждающий платежеспособность ИГ в оплате собственного проживания и обратной дороги;
  • медицинскую справку об отсутствии серьезных инфекционных и других заразных заболеваний;
  • письмо от работодателя (если речь идет о трудовом договоре), подтверждающее, что договор будет продлен;
  • 4 фото иностранного гражданина.

Так как по закону принимающая сторона несет ответственность за лицо, имеющее иностранное гражданство, потребуются и его данные.

Затем заполняется бланк заявления или ходатайство в свободной форме, по выбору самого человека. Документ пишется от руки, разборчивым почерком.

В нем нужно будет указать:

  • свои персональные данные;
  • страну, из которой он прибыл;
  • документ, на основании которого ИГ въехал в страну;
  • данные о времени приезда и месте временного пребывания;
  • причины для продления пребывания;
  • сведения о принимающей стороне (ФИО, данные паспорта и страхового свидетельства).

В конце ставится дата и подпись принимающей стороны.

Явиться в ФМС можно только лично, пересылка документов по почте, как в случае первоначальной регистрации, не допускается.

Регистрация продлевается бесплатно, никаких пошлин не взимается. Когда все представленные документы будет проверены, в течение 7 дней принимается решение. Затем человек приглашается в госучреждение, чтобы получить ответ в письменной форме.

Если принято положительное решение, специалист ФМС ставит нужный штамп в миграционной карте, а иностранец вновь заполняет уведомление о прибытии.

Отказ в продлении регистрации

Если органами ФМС принято негативное решение, выдается отказ в письменной форме.

Законными основаниями обычно становятся следующие:


Если иностранный гражданин не явился в назначенный день за ответом, документы будут направлены ему по почте на адрес, указанный в заявлении. В случае, если он решит обжаловать отказ, то может обратиться в суд, имея на руках отрицательное решение ФМС.

Но, конечно, лучше не искать себе лишних проблем на территории чужой страны, не ждать решения суда, штрафов и депортации, а своевременно и законно продлить временную регистрацию.

Тем более, что сейчас существует множество юридических агентств, готовых проконсультировать и помочь иностранному гражданину сделать все правильным образом.

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 07.03.2019) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

III. ПОСТАНОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

НА УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И СНЯТИЕ ИХ С УЧЕТА

20. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20(1). Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90- или 30-дневного срока подается в соответствии с настоящими Правилами в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки представляет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет почтовым отправлением уведомление о прибытии (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона).

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:

а) о лице, подлежащем постановке на учет:

фамилия, имя, отчество;

гражданство (подданство);

дата и место рождения;

пол;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

цель въезда;

профессия;

дата въезда в Российскую Федерацию;

серия и номер миграционной карты;

Заявленные сроки пребывания;

адрес места пребывания;

адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);

б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

фамилия, имя, отчество;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

адрес места жительства;

наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

24. В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 23 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;

б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;

в) адрес места жительства ответственного лица организации;

г) наименование организации;

д) адрес организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) идентификационный налоговый номер организации;

ж) наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

25. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.

26(1). Иностранный гражданин - трудящийся государства - члена Евразийского экономического союза и члены его семьи для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляют принимающей стороне:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

в) трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

г) документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

26(2). Под членами семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза понимаются лица, состоящие в браке с трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке, исправления не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года.

В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года. В случае уведомления администрацией гостиницы территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в администрации гостиницы в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в многофункциональном центре в течение 1 года. В случае отсутствия технической возможности представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в виде электронного документа бланк такого уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в многофункциональном центре в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

28(1). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, прилагает:

А) копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иного иностранного государства;

Б) копию миграционной карты иностранного гражданина (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

В) копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

28(2). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза и членов его семьи, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, помимо документов, предусмотренных пунктом 28(1)

а) копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

28(3). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания по адресу организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, помимо документов, указанных в пункте 28(1) настоящих Правил, прилагает:

а) копию трудового или гражданско-правового договора иностранного гражданина с организацией или копию иного документа, подтверждающего осуществление иностранным гражданином в данной организации трудовой или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности;

б) письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (в строении, сооружении), в том числе временном.

28(4). Принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин вправе не представлять (не направлять) копию миграционной карты в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. В случае непредставления копии миграционной карты территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяет на основании имеющихся сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.

Собственник помещения, выступающий в качестве принимающей стороны, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а только указать такие сведения в уведомлении о прибытии.

Организация, выступающая в качестве принимающей стороны, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил.

29. При обращении временно проживающего либо временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны;

г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

29.1. При обращении иностранного гражданина в соответствии с частью 3.1 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо в многофункциональный центр к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;

в) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина);

г) копия документа, подтверждающего родство (для высококвалифицированных специалистов, выступающих в качестве принимающей стороны для членов своей семьи).

30. При самостоятельном уведомлении территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином о своем прибытии в место пребывания непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) письменное согласие принимающей стороны;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.

31. Порядок приема уведомления о прибытии, форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и порядок ее проставления в отрывной части бланка уведомления о прибытии при непосредственном представлении в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо через многофункциональный центр устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, а при направлении в виде почтового отправления - Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или международными договорами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.

33. Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии непосредственно либо через многофункциональный центр либо получения его в виде почтового отправления фиксирует в своих учетных документах сведения об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, об адресе организации и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Здравствуйте, Михаил. Вопрос встречается часто, поэтому постараемся разобраться подробнее.

Поскольку вы работаете по патенту, то являетесь временно пребывающим в РФ иностранным гражданином. Срок пребывания продляется на период действия патента. Согласно п.5 ст.5 закона 115-ФЗ («О правом положении иностранных граждан...», от 25.07.2002): если патент не был продлен, либо он был аннулирован - ИГ «обязан выехать из Российской Федерации». Никакого срока при этом не указано.
Отсюда следует, что если вас остановят в любой день после окончания патента и, следовательно, истечения срока миграционного учета - сотрудники ФМС имеют право составить протокол за нарушение правил пребывания и передать его в суд. Что будет? Это нарушение ч.1 статьи 18 КоАП, наказание: штраф от 2 до 5 тыс. рублей (в Москве 5 - 7 тыс.) с выдворением или без него. В случае отсутствия документов вообще, или при уклонении от выезда - по закону следует выдворение без вариантов.

Какие еще могут быть последствия?

Если вы не «попадетесь» во время незаконного пребывания, то на границе вас никто не остановит. Но при обратном пересечении в следующий раз, можно обнаружить, что въезд не разрешен. Это не 100% риск, поскольку база ФМС еще не работает идеально, но с каждым днем информации в ней все больше. Это значит, что во время камеральной проверки, обнаружат факт, что вы выехали позднее окончания срока регистрации. Здесь возможны два варианта (закон 114-ФЗ «О порядке въезда...», 15.08.1996).

1) ст.26 (п.8) - органы ФМС могут (но не обязаны!) вынести такое решение, если гражданин не выехал до истечения 30 дней после окончания срока учета, возможен «запрет» на 3 года.
2) ст.27 - это обязательное требование закона: при превышении разрешенного периода пребывания 90 дней за полгода (90/180) во время прошлого приезда - въезд не разрешается. Срок «не разрешения» устанавливается в зависимости от количества дней незаконного пребывания (180 дней - 5 лет, 270 дней - 10 лет).

Для кого действует срок выезда 3 и 15 дней?

Путаница со сроками возникает из-за ст.31 того же закона № 115. Это совершенно не удивляет. Он во многих местах допускает разночтения и несогласованность. Эта статья определяет последствия нарушения сроков. Однако:

1) п.1 говорит о том, что требуется выехать в течение 3-х дней, если срок «пребывания, проживания» сокращен. То есть для этого должно быть вынесено соответствующее решение ФМС.
2) п.2 - установлен выезд в течение 15 дней, если аннулированы РВП или ВНЖ.
3) п.3 - при невыполнении п.1 или 2 последует депортация (не выдворение по решению суда, а именно депортация - по решению ФМС!).

Дополнительно к этому. В старой редакции 115-ФЗ (до 2015 года) действительно в ст.13.3 был пункт 9 с указанием на сроки. В нем было прямо сказано, что ИГ должен выехать в течение 15 дней после окончания патента, и в этом периоде его пребывание на территории РФ - законно. В новой редакции этого пункта нет!

Должна ли я уволить сотрудника, если он украинец работает по патенту и у него заканчивается 19,082016 г. срок постановки на учет по месту временного пребывания и сотрудник не продлил срок, и еще если написано до 19.08.2016 г. и мне надо его уволить, то получается я должна это сделать 18.08.2016 г. или 19.08.2016 г.? Т.е. я могу не увольнять его, но он нарушает миграционный режим и будет сам нести ответственность или гражданин, на адрес которого был он поставлен на учет?

Ответ

Ответ на вопрос:

В данном случае оснований для увольнения иностранца у Вас нет.

Работодатель, при отсутствии иной принимающей стороны, в описанной ситуации сам становится принимающей стороной и обязан поставить иностранца на миграционный учет по адресу организации- работодателя.

Сделать это он должен в кратчайшие сроки, но в любом случае не позднее 7 дней с даты окончания предыдущего срока постановки на миграционный учет по месту пребывания ((п. , ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ, абз. , п. 20 Правил миграционного учета).

Общий порядок постановки на миграционный учет и направления о прибытии осуществляется в соответствии с , утвержденными . Детальный порядок прописан в , утвержденном .

Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена .

Ответственность установлена статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа:

  • на организацию (принимающую сторону) в размере от 400 000 до 500 000 руб.;
  • на должностных лиц организации в размере от 40 000 до 50 000 руб.

При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица.

В доп. материалах подробно расписаны сроки временного пребывания в РФ разных категорий иностранных граждан, сроки уведомления ГУ МВД о приеме-увольнении иностранцев, изменения данных об иностранных гражданах.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Журналы и книги: Справочник кадровика

Кадровая практика

Миграционный учет иностранцев: что должен делать работодатель

А.Г. Садовый, директор агентства LegalLabor

Иностранные граждане должны быть зарегистрированы по месту пребывания. Таким местом может быть не только жилое помещение, но и офис работодателя, строительный объект и даже… чистое поле. Главное, чтобы миграционные органы могли найти иностранца по этому адресу.

Кто ставит на учет приезжих? Должен ли работодатель проверять и контролировать регистрацию? Если у вас работают иностранцы, вы должны знать ответы на эти вопросы. Цена ошибки - до 500 тыс. руб. за каждого неучтенного иностранного работника .

Иностранные граждане, которые приехали в Россию на работу, обязаны вовремя оформлять документы и подтверждать законность проживания или пребывания на территории нашей страны. Они должны своевременно оплачивать патент, подавать документы для получения разрешения на временное проживание, становиться на миграционный учет и т. д.

  • юридическое лицо;
  • филиал или представительство юридического лица;
  • гражданин РФ;
  • постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин и др.

Место пребывания иностранца ():

  • жилое помещение, которое не является для него местом жительства;
  • иное помещение или организация, в которых иностранец находится и (или) по адресу которых он подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Закон дает возможность ставить на миграционный учет иностранных граждан по месту работы. Есть ли у работодателя жилое или нежилое помещение, значения не имеет.

пример

Работодатель берет в аренду участок земли - поле, на котором собирается выращивать капусту. Для обработки участка он нанимает иностранных работников и ежедневно привозит их на полевые работы из соседнего населенного пункта, где они проживают в общежитии. Никаких помещений в поле нет. В лучшем случае бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать.

Работодатель вправе зарегистрировать иностранных работников по их месту пребывания - в поле.

Обязанности работодателя

Главный вопрос: должны ли вы ставить иностранных сотрудников на миграционный учет по месту работы? Безусловной обязанностью это не является. Она появляется, только если ваша компания - принимающая сторона.

Работодатель не является принимающей стороной

Миграционный учет по месту пребывания - ответственность работника.

ВАШИ ПРАВА

Вы можете заключить с иностранцем трудовой договор и без выполнения обязанностей по миграционному учету.

пример

Работник зарегистрирован по месту пребывания у родственников. Вы трудоустриваете его и не ставите на миграционный учет по месту работы.

ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ

1. Вы должны удостовериться, что работник состоит на миграционном учете по месту пребывания.

2.Желательно контролировать эту ситуацию и следить, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали регистрацию по месту пребывания.

Закон прямо не предусматривает вашу обязанность проверять наличие или отсутствие такой регистрации.

Однако в трудовых договорах с иностранцами вы должны указывать определенные сведения. Например, о документах, подтверждающих законность их пребывания и работы в России. Поэтому по факту вы проверяете эти документы и указываете их реквизиты:

  • в трудовых договорах;
  • уведомлениях миграционных органов о заключении трудовых договоров с иностранцами;
  • первичной учетной документации по учету труда и его оплаты и др.

Если вы не ставили работника на миграционный учет, то не должны и следить, чтобы он вовремя продлевал срок пребывания. Законом эта обязанность не установлена. Но чтобы не лишиться работника, если он забудет об этой процедуре, лучше его контролировать.

ВАШИ РИСКИ

Безопасные ситуации, когда иностранец стоит на миграционном учете по адресу другого юридического лица, следующие:

1.Работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле. На миграционный учет его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

2.Работник трудится по совместительству, на миграционный учет его поставил основной работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истек, вас должна насторожить печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии.

1.Это может быть купленная регистрация, которая ничего хорошего ни вам, ни иностранному гражданину не сулит.

Незаконный миграционный учет грозит работнику штрафом, а в городах федерального значения и сопредельных областях - административным выдворением и закрытием въезда на пять лет ().

2. Это может быть печать прежнего работодателя. Так ли это - легко проверить: при приеме на работу иностранец предъявит вам трудовую книжку и справку о заработной плате с предыдущего места работы. Если иностранец перешел к вам от другого работодателя и не зарегистрирован по месту пребывания там, где живет, вы становитесь принимающей стороной.

Работодатель - принимающая сторона

Миграционный учет по месту пребывания - ответственность работодателя.

Если у иностранца нет законной принимающей стороны, он обязан встать на учет по прибытии в новое место пребывания. Новая работа иностранца в вашей компании - это его новое место пребывания.

ВАШИ ПРАВА

Иностранец должен передать вам документы для постановки на миграционный учет, а вы - требовать их предоставления.

ВАШИ ОБЯЗАННОСТИ

Вы должны в течение семи рабочих дней поставить иностранного работника на учет по месту пребывания. С иностранца ответственность за миграционный учет снимается (письмо ФМС России от 26.03.2013 № КР-1/2/2-3688).

Вы обязаны контролировать период пребывания и продлевать регистрацию, когда истекает срок. Эти же права и обязанности возникают у вас в случае, если у работника истекает регистрация по месту пребывания у другой принимающей стороны и по каким-то причинам иностранец ее не продлил. У него остается место пребывания - ваша компания.

ВАШИ РИСКИ

Вы не должны нарушать срок постановки иностранца на миграционный учет по месту работы - семь рабочих дней.

Нельзя допускать, чтобы он пребывал на территории РФ по окончании периода постановки на миграционный учет (временного пребывания). Если законных оснований для продления срока пребывания в РФ нет, иностранец обязан выехать до его истечения.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Я.В. Метелева,
юрист, консультант, опыт работы на руководящих должностях в государственных инспекциях труда Москвы, Санкт-Петербурга и Роструде

Когда работодатель - принимающая сторона

Место постановки на миграционный учет - это помещение (жилое или нежилое), организация (в т. ч. обособленное подразделение). Принимающая сторона - это место, где иностранец либо проживает, либо работает.

Работодатель, заключивший трудовой или гражданский договор с иностранным работником, обязан содействовать его регистрации по месту пребывания. То есть осуществлять миграционный учет.

Если у работника истекает регистрация по месту проживания, функция миграционного учета переходит к вам. Вы должны поставить своего сотрудника на миграционный учет по месту работы.

Если иностранец не зарегистрирован в жилом помещении по месту проживания, эту обязанность выполняете вы.

Когда к вам приходит трудоустраиваться иностранный гражданин, вы должны проверить, есть ли принимающая сторона. Это может быть гражданин, предоставивший жилое помещение. Проверить подлинность информации, проживает иностранец по этому адресу или нет, вы не можете.

Когда в отрывной части уведомления о прибытии указана организация, не всегда бывает понятно, общежитие это, гостиница или предыдущий работодатель. Но столь глубокий анализ ситуации и не входит в ваши обязанности.

А если регистрация фиктивная? Конечно, вас не привлекут к ответственности за нарушение миграционного учета, потому что вы в нем не участвовали. Но если есть хоть какие-то сомнения в регистрации, поставьте иностранца на учет по месту пребывания в своей компании.

Ответственность работодателя

Ответственность за нарушение правил постановки на миграционный учет установлена ст. 18.9 КоАП РФ:

Санкции применяются по каждому нарушению, допущенному в отношении отдельных работников (примечание к КоАП РФ).

пример

Если вы нарушили правила постановки на миграционный учет по месту пребывания трех иностранцев, проверяющие составят три протокола и три постановления о наложении административного наказания. Сумма штрафов может достигнуть 1,5 млн руб.

В судебной практике есть примеры, когда работодатели успешно обжаловали привлечение к ответственности по ст. 18.9 КоАП РФ.

пример

УФМС по Ростовской области привлекло ООО «Леруа Мерлен Восток» к административной ответственности по ст. 18.9 КоАП РФ. Общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления УФМС от 08.07.2015 по делу № 6114/116874.

Суд первой инстанции удовлетворить требования отказался. Арбитражный апелляционный суд это решение отменил и признал незаконным постановление по делу об административном правонарушении. Ведомство обратилось в Верховный Суд РФ и просило оставить в силе постановление об административном наказании.

В ходе проверки инспектор УФМС сделал вывод, что Общество нарушило правила миграционного учета - не уведомило отделение миграционной службы в установленный законом срок о прибытии в место пребывания гражданина Украины. Тем самым Общество нарушило требования ст. , Закона № 109-ФЗ, пп. , Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утв. . Инспектор составил протокол об административном правонарушении и вынес оспариваемое постановление об административном штрафе в размере 400 000 руб. Суд установил, что Общество не является принимающей стороной для иностранного гражданина. Доказательства вины Общества в совершении административного правонарушения отсутствуют. Как и сам состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 18.9 КоАП РФ.

Для привлечения к административной ответственности необходимо установить и доказать наличие у лица статуса принимающей стороны. УФМС полагало, что принимающей стороной является Общество.

Копия миграционной карты иностранного гражданина подтверждает:

1. Гражданин Украины Р., 23.05.1993 г. р., прибыл 06.04.2014 в РФ в г. Ростов-на-Дону.

2. 18.07.2014 поставлен на учет по месту пребывания по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. 20-я Линия, 30/24. Принимающая сторона - гражданка В.

При приеме на работу Р. подтвердил, что проживает по указанному адресу у своей тети В. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 срок пребывания иностранного гражданина продлен не был. Впоследствии Р. продлевал срок пребывания, что подтверждается отрывной частью уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. На документе есть отметка органа миграционного учета, поставлена отметка и в миграционной карте Р.

УФМС настаивало, что принимающей стороной является Общество, поскольку был допущен перерыв в регистрации. В период с 05.10.2014 по 23.05.2015 работодатель должен был принять меры для регистрации иностранного гражданина по месту работы. Суд с этим не согласился и признал, что принимающая сторона - гражданка В., а не Общество. При этом с 06.04.2014 по дату рассмотрения дела в суде место пребывания иностранца Р. и принимающей стороны В., у которой он фактически проживает, не изменились. За пределы РФ Р. не выезжал, место пребывания не покидал. Оснований для смены принимающей стороны нет ( , ).

Срок постановки на учет

Общий срок постановки на миграционный учет - семь рабочих дней с момента прибытия в место пребывания. В течение этого периода встают на учет, например, временно пребывающие в РФ граждане Азербайджана, Молдовы и Узбекистана. Для граждан отдельных государств срок увеличен международными соглашениями.

Срок постановки иностранцев на миграционный учет

Государство Срок (календ. дни) Основание
Украина 90 о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16 января 1997 г.)
Беларусь 90 «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства от 24 января 2006 года»
Казахстан 30 о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации (заключено в г. Астане 07.06.2012)
Кыргызстан 30 о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Киргизской Республики и граждан Киргизской Республики на территории Российской Федерации (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.06.2015)
Армения 30 о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Армения и граждан Республики Армения на территории Российской Федерации (заключено в г. Сочи 11.07.2014)
Таджикистан 15 о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013)

Большинство международных соглашений увеличивает срок для туристов и лиц, приезжающих в Россию в частных целях. Что же касается иностранных работников, ставьте их на учет в течение семи рабочих дней. Наша рекомендация основана на том, что при выполнении многих действий требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ.

пример

Адрес постановки на учет по месту пребывания указывается в заявлении о выдаче патента на работу, уведомлении органов миграции и т. д.

Все тот же срок - семь рабочих дней - следует иметь в виду при смене места пребывания уже на территории России, в т. ч. при переходе от одного работодателя к другому.

Снимать иностранного работника с учета не требуется. Это происходит автоматически при пересечении им границы или при постановке на учет по новому месту пребывания.

О процедуре постановки иностранных работников на миграционный учет по месту работы и продлении срока пребывания читайте в следующем номере.

2. Журналы и книги: Кадровое дело

Условия труда: иностранцы

Иностранные работники: как правильно уведомлять госорганы

Мария МАЛАХОВА, ​юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»

В статье читайте:

При работе с иностранными гражданами работодатель должен предоставлять определенную информацию в соответствующие государственные органы. Основания, формы и сроки уведомления зависят от статуса иностранца, режима его пребывания в стране и т. д. На практике у многих работодателей возникают вопросы при применении миграционного законодательства. О том, как правильно уведомлять государственные органы, чтобы избежать внушительных штрафов со стороны ФМС России, поговорим ниже.

Уведомление о прибытии и убытии иностранца

Миграционному учету подлежат все иностранцы независимо от их статуса - временно пребывающие, постоянно или временно проживающие в России . Работодатель должен направить уведомление о прибытии иностранца в территориальный орган ФМС России, если является для него принимающей стороной ( , Закона № 109-ФЗ). Самостоятельно мигрант может представить уведомление в госорган только в исключительных случаях. В частности, если (ч. , ст. 22 Закона № 109-ФЗ):

Принимающая сторона по уважительным причинам, подтвержденным документально, не может направить уведомление;
- иностранец заявил в качестве места пребывания жилое помещение на территории России, которое находится в его собственности;
- постоянно проживающий иностранец имеет письменное согласие принимающей стороны на самостоятельное уведомление.

При направлении уведомления о прибытии иностранца по почте либо через МФЦ бланк заполняют в двух экземплярах ().

Сроки уведомления. Уведомить территориальный орган ФМС России следует не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания (п. , ч. 3 ст. 20 Закона № 109-ФЗ, абз. , п. 20 Правил миграционного учета). Однако в некоторых случаях установлены другие сроки. Например, направить уведомление о прибытии постоянно проживающего иностранца в место временного пребывания на период вахты следует на следующий рабочий день после его приезда (). Высококвалифицированные иностранные специалисты имеют право не вставать на миграционный учет по месту пребывания в течение 90 дней со дня въезда в Россию ( , ).

Порядок уведомления. Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина утверждена . Форму необходимо заполнять на каждого иностранца на основании представленных им документов ( , Правил миграционного учета) (образец можно посмотреть по ссылке www..

Заполняя сведения об адресе места пребывания, работодатель указывает адрес организации, в которой будет работать иностранец (). При этом если юридический адрес отличается от фактического, где мигрант непосредственно будет трудиться, то правомерно указать любой (постановление Президиума ВАС РФ от 25 октября 2011 г. № 5417/11 по делу № А01-878/2010).

Уведомление о приеме на работу и увольнении иностранца

Работодатели должны уведомить ФМС России в субъекте, на территории которого иностранец работает или получил патент, о его трудоустройстве и увольнении. Такая обязанность распространяется на всех мигрантов без исключения, даже на тех, которым для трудоустройства не требуются разрешительные документы .

Порядок уведомления. Формы уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора утверждены . Сведения необходимо представлять по каждому иностранцу. Бланк уведомления заполняют на русском языке разборчиво от руки или при помощи технических средств (образец можно посмотреть по ссылке Кдело.рф/образец-93). При этом нельзя использовать сокращения, аббревиатуры и исправления (п. , Приложения № 21 к , далее - ). В форме следует заполнять все необходимые поля на основании представленных иностранным гражданином документов ().

Срок действия патента можно определить по документам, которые подтверждают период, за который уплачены фиксированные авансовые платежи (п. , ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ).

Работодатель может подать уведомление на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России или направить его по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Также уведомление можно отправить через Интернет, в частности, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) ( , ).

В подтверждение того, что уведомление получено, территориальный орган ФМС России выдает соответствующую справку (). А если уведомление было направлено через Интернет, то работодателю придет электронное сообщение о приеме документа ().

Совет эксперта

Анна ИВАНОВА, адвокат, руководитель практики трудового права Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (Москва)

При исполнении обязательств по выплате зарплаты ВКС учитывать выплаты социального характера, материальную помощь и отпускные не нужно

Работодатели обязаны уведомлять ФМС России об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированному специалисту. Кроме того, миграционные органы могут запросить у ИФНС России информацию об уплаченном НДФЛ с доходов иностранца (п. , ст. 13.2 Закона № 115- ФЗ). В состав заработной платы включаются оклад, премии и надбавки (). Следовательно, выплаты социального характера, материальную помощь и отпускные включать в состав зарплаты не нужно.Иностранный работник может заболеть, взять отпуск без сохранения зарплаты или могут произойти другие обстоятельства, из-за которых он получит зарплату меньше той, которая указана в трудовом договоре. Но даже в этом случае работодатель обязан соблюдать условие о том, что совокупный размер зарплаты работника за квартал составлял трехкратную сумму его ежемесячной зарплаты ().

Уведомление об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным специалистам

Высококвалифицированным специалистом считают иностранца с опытом работы, навыками или достижениями в конкретной области деятельности. Работа в России ему должна оплачиваться в определенном размере. Например, для иностранцев, которые привлекаются резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны (кроме предпринимателей), размер заработка должен составлять не менее 58 500 рублей из расчета за один календарный месяц и т. д. ().

Сроки уведомления. Работодателю необходимо ежеквартально уведомлять ФМС России об исполнении обязательств по выплате зарплаты высококвалифицированным специалистам. Делать это следует не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом ().

Уведомление об исполнении обязательств по выплате зарплаты можно представить на бумажном носителе непосредственно в ФМС России или ее уполномоченный территориальный орган, а также направить по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Кроме того, документ можно направить через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) ().

Если уведомление об исполнении обязательств по выплате зарплаты ВКС подается непосредственно в ФМС России, то представитель работодателя должен предъявить доверенность ().

Подтверждением того, что ФМС России приняла уведомление, является справка, выданная работодателю (). Если уведомление было направлено через Интернет - электронное сообщение ().

Уведомление о предоставлении иностранному студенту отпуска без сохранения зарплаты

Работодатель вправе заключить трудовой договор с иностранцем, который обучается по очной форме в российском вузе (). При трудоустройстве он должен представить документ, удостоверяющий личность и справку об обучении в вузе (утверждена ). После того как с иностранцем заключат трудовой договор, он получает разрешение на работу. Только после этого он вправе приступить к своим должностным обязанностям (). Работать без разрешения студент вправе только во время каникул ().

Организация, в которой трудится такой сотрудник, обязана уведомлять территориальные органы ФМС России и службы занятости населения о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года (). Здесь следует понимать, что уведомление необходимо направлять, когда такой отпуск предоставляют единовременно на срок более месяца, а не когда общая продолжительность отпусков в течение одного года превысит месяц.).). «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

Узнать, как правильно составить и направить уведомление о заключении и расторжении трудового договора с иностранцем

Важные выводы

1. Работодатель должен уведомить территориальный орган ФМС России о прибытии иностранца только в том случае, если является его принимающей стороной.
2. Уведомлять территориальный орган ФМС России необходимо о заключении и расторжении трудового договора со всеми без исключения иностранцами, даже если для трудоустройства им не требуются разрешительные документы.
3. Работодатель, у которого трудится иностранец, обучающийся по очной форме в российском вузе, должен уведомлять территориальные органы ФМС России и службы занятости населения о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более одного календарного месяца.

Части 2, 3 ст. 7, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, далее - Закон № 109-ФЗ, абз. 1 п. 20 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, далее - Правила миграционного учета.Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 года
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.
  • Процесс, который в России является обязательным. Причем речь идет обо всех гражданах. Никто не имеет права быть не учтенным при длительном нахождении на территории Российской Федерации. Об этом должны помнить все граждане. Особенно данный вопрос касается иностранцев. Дело все в том, что именно они чаще всего являются теми, кому необходимо вставать на миграционный учет в особом порядке. Так к чему готовиться? Всегда ли требуется постановка на миграционный учет? Или можно обойтись без данной особенности? На что должен обратить внимание каждый гражданин, который находится на территории РФ? Разобраться во всем этом не так трудно, как кажется. Достаточно знать несколько правил. И, конечно же, заранее побеспокоиться о сборе пакета документов для учета гражданина в качестве пребывающего на территории страны.

    Обязательно ли

    Первым делом предлагается изучить, насколько регистрация человека в России важна. Можно ли обойтись без нее? И при этом на законных основаниях находиться на территории страны?

    Да, такое возможно. Дело все в том, что миграционный учет - обязательная процедура, которую проходят все иностранцы. Но при этом в некоторых случаях можно обойтись без данной особенности. Когда именно?

    Постановка на миграционный учет граждан не обязательна, если:

    • человек путешествует и находится в стране транзитом;
    • гражданин временно приехал в Россию (на малое время, меньше 3 месяцев).

    Во всех остальных ситуациях требуется обратиться с соответствующими документами в тот или иной орган для учета. Причем даже граждане РФ должны быть учтены. Их никто от этой процедуры не освобождает. Просто в отношении "коренных жителей" действуют несколько иные правила, они считаются не такими жесткими.

    Внимание: иногда миграционный учет считается процессом получения прописки или временной регистрации. Поэтому о данных процедурах тоже будет сказано. Ведь нахождение иностранца на территории страны без регистрации - это серьезное нарушение.

    Без учета

    Итак, постановка на миграционный учет, как уже было сказано, не всегда имеет место. Поэтому можно обойтись без нее. Но сколько в России разрешено находиться на территории страны без так называемой регистрации?

    На данный момент самым распространенным вариантом является 90 дней. Для большинства иностранных граждан действует именно такое ограничение. Что это значит?

    Если гражданин не планирует непрерывно находиться в России больше 3-х месяцев, то постановка на учет ему не нужна. Исключение - трудоустройство. Тогда в течение 7 дней придется оформляться. А вот пребывание в стране свыше указанного срока без регистрации является прямым нарушением закона. Поэтому стоит поторопиться с оформлением документов. Это не так трудно, как кажется.

    Граждане РФ

    Постановка на миграционный учет в России - процедура крайне важная. Уже было сказано, что граждане РФ тоже должны иметь регистрацию. Только в отношении них действуют правила, которые отличаются от тех, что предлагаются иностранцам.

    Дело все в том, что первичная регистрация оформляется в свободном порядке. Речь идет о новорожденных. Их можно зарегистрировать в любой момент жизни. Но при этом придется помнить, что человек не может воспользоваться без постановки на учет социальной поддержкой. Поэтому стоит поторопиться. Обычно в течение месяца оформляется Желательно не затягивать с данным процессом.

    Миграционный (а в отношении граждан РФ - регистрационный) учет взрослых при выписке с одного места жительства должен быть произведен не позднее, чем через неделю. То есть всего 7 дней дается гражданину, чтобы снова прописаться в том или ином жилище. Именно такие правила действуют на данный момент в России.

    Куда обращаться

    Где происходит постановка на миграционный учет? Иностранные граждане не всегда знают, куда именно им приходить для осуществления поставленной задачи с соответствующим пакетом документов.

    На данный момент в России разрешается обратиться в несколько органов. Куда именно нанести визит? Это должен каждый гражданин решить для себя. Обычно идут туда, куда ближе всего обращаться.

    Среди органов, предлагающих постановку на миграционный учет, можно выделить:

    • многофункциональные центры (не во всех городах, информацию в каждом регионе придется уточнять);
    • миграционные отделы МВД.

    Как правило, именно второй вариант развития событий имеет место. Раньше можно было сходить в УФМС, но с недавних пор данные службы в России упразднены. И их полномочия передали МВД.

    Принимающая сторона

    Довольно часто при миграции имеет место так называемая принимающая сторона. То есть гражданин не самостоятельно пребывает в РФ, а по приглашению. В данном случае заявить о своем прибытии, как уже было сказано, нужно в течение недели.

    Кто имеет право выступать в качестве приглашающего? Это:

    • граждане РФ, которые постоянно живут в стране;
    • иностранец, который остался в России на ПМЖ;
    • юридические лица, работающие и оформленные в стране;
    • международные организации, в которых будет жить или работать приглашенный.

    Теперь понятен срок постановки на миграционный учет, а также стало известно, кто имеет право на приглашение человека. Отмечается, что сообщать о прибытии иностранца должен именно тот, кто его пригласил. И на это отводится 3 рабочих дня. А вот при самостоятельном заявлении путешественника данный период удлиняется. Об этом должен помнить каждый.

    Миграционная карта

    А теперь немного о документах, которые должен предоставить гражданин принимающей стороне. На данный момент серьезной бумажной волокиты не требует постановка на миграционный учет иностранных граждан. Документы, которые для этого необходимы, добыть не так трудно. Но только если речь идет об уведомлении о прибытии человека на территорию страны.

    Первая бумага - это Она оформляется при прибытии в Россию иностранным гражданином. Должна быть у всех, кто законно приехал в страну. Изымается принимающей стороной на некоторое время. После обращения с соответствующим заявлением о прибытии отдается владельцу. Полное изъятие невозможно.

    Удостоверение личности

    Также в обязательном порядке человек должен предоставить свое Под данным документом, как правило, подразумевается гражданский паспорт. Принимающей стороне запрещено даже на время изымать данную бумагу.

    Как тогда быть? Необходимо предоставить копию паспорта иностранца. Желательно заверенную. На практике чаще всего уведомлять о прибытии миграционные службы приходят вместе с путешественником.

    Больше никаких существенных бумаг не нужно. Таким образом происходит постановка на миграционный учет иностранных граждан. Только это еще не все. Теперь нужно побеспокоиться о такой составляющей, как регистрация. О ней уже было сказано. Именно ее довольно часто рассматривают как постановку на миграционный учет. Что же должен знать об этом процессе иностранец?

    Прописка

    Например то, что без прописки, как уже было сказано, нельзя находиться на территории РФ. Только в исключительных случаях такое возможно. Если планируется работать, то прописка или временная регистрация - неотъемлемая часть трудоустройства.

    Оформить ее можно временно (по месту пребывания) и на постоянную основу (по месту жительства). Для мигрантов чаще всего используется первый вариант развития событий. Чтобы оформить временную прописку, необходимо обратиться в один из ранее указанных органов. Лучше всего делать это параллельно с сообщением о прибытии в страну. От гражданина потребуют для прописки следующие документы:

    • разрешение собственника жилья на регистрацию;
    • заявление установленного образца;
    • паспорт заявителя;
    • удостоверение личности хозяина квартиры (копия);
    • документы о правах собственности на жилье;
    • миграционная карта;
    • виза (если есть).

    Заявителем обычно является сам иностранец. Наличие регистрации (даже временной) на территории РФ - это залог законного нахождения в стране. Довольно часто параллельно с пропиской иностранцев принимающие стороны направляют уведомление о постановке на миграционный учет в соответствующие органы.

    Особенности процесса

    Но это еще не все! Дело все в том, что постановка на миграционный учет (а точнее, сообщение в миграционные службы о прибытии гражданина) - это ответственный процесс. И он имеет, как уже было сказано, свои особенности.

    Стоит отметить, что бланк постановки на миграционный учет заполняется приглашающей стороной. Он не должен иметь сокращений или аббревиатур. Составляется в 2 экземплярах. Срок хранения подобного уведомления - 12 месяцев.

    У уведомления есть отрывная часть. Что с ней делать? Приглашающая сторона должна отдать данную составляющую иностранному гражданину. Это своеобразное подтверждение того, что в миграционной службе знают о прибытии. При прописке человека могут запросить эту составляющую. Оригинал в таком случае отдавать не нужно, достаточно копии.

    Дополнительные бумаги

    В некоторых случаях при уведомлении миграционных служб РФ о прибытии того или иного гражданина иностранного государства могут запросить дополнительные документы. Такая практика в стране распространена. Поэтому и иностранец, и приглашающая сторона должны знать, какие справки требуют на законных основаниях.

    К ним относят:

    • трудовой договор (копия);
    • разрешение на осуществление трудовой деятельности (патент);
    • одобрение на временную регистрацию в гостинице (при прописке);
    • согласие всех прописанных на территории жилья на регистрацию иностранца (если речь идет о прописке).

    Больше никаких бумаг требовать не могут. Стороны имеют право отказать в предоставлении документов, которые не имеют отношения ни к постановке на миграционный учет, ни к прописке или временной регистрации.



     

    Возможно, будет полезно почитать: