Проповедь - блажен, кто не соблазнится о мне. Блажен, кто не соблазнится о мне


Евангелие От Матфея 11:1-15

«1 И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.
2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих
3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?
4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:
5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;
6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.
7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?
8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.
9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.
10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.
12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,
13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.
14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.
15 Кто имеет уши слышать, да слышит!»

Кто имеет уши слышать, да слышит! Уши у нас есть, Слава Богу, значит надо будет услышать, что хочет передать Священное Писание.

Очень драматичная и, в то же время, замечательная история. Иоанн Креститель. Об этой личности, наверное, не хватит времени говорить. Праведник, пророк, предтеча, бескомпромиссный, истинный служитель Господа. Аскет, крестивший Самого Христа ради совершения всей правды. Еще много чего можно было бы сказать.
Человек, о котором говорили пророчества сотни лет назад и рожденный по определению от Самого Бога. Он служил верой и правдой Богу и Христу всей своей жизнью, и именно это привело его в темницу. Он не сопротивлялся и не роптал. Он принял свой крест и пошел в тюрьму со словами правды на устах.

И вот, Библия описывает эпизод, который, как нам кажется, должен происходить с кем угодно, но только не с ним! Великий пророк Божий сидит в темнице и слышит, как Господь ходит по городам исцеляя, освобождая! Сколько плененных, одержимых, больных получают свободу из Его рук. На тот момент Сама Жизнь рядом! Любой, протягивая руку, получает избавление!

«А как же я?! Я служил верой и правдой и не за вознаграждение! Если бы Господь мой был далеко или же Он был бы недоволен мной, то пусть будет, как сейчас, пусть враг втопчет мою жизнь в землю и посадит меня, как умершего, в темноту! Но ведь Он ни разу не упрекал меня ни в чем. И ведь Он здесь! Если бы Он был недоволен мной и не был бы настоящим Другом, Богом, самым дорогим для меня, Он не избрал бы меня! Каждый день я слышу, как Он ходит и творит чудеса, одно восхитительнее другого! Он помнит меня! Завтра, нет, буквально через несколько дней Он придет за мной, и освободит и прижмет к Себе и скажет: «Ты свободен, Мой дорогой пророк!» Так было со всеми. Иосиф вышел на свободу. Иеремия тоже вышел на свободу. Седрах, Мисах, Авденаго, Даниил! Он за каждым пришел! Я верю Ему, Он и за мной скоро придет!»

Проходили дни… недели… Иоанн, наверное, каждый день брал ржавый гвоздь и каждое утро чертил еще одну черточку на глиняной стене темницы. Вся стена была уже в этих черточках… Он не пришел…

Спустя много дней, Креститель начал терять уверенность. И вопрос «Почему???» стал таким большим, что уже не мог поместиться в тесной комнатушке темницы. Почему Он не идет? А может это не Он? То есть, Его Сын совсем другой по характеру, не такой, как Его Отец, Сущий на небесах? На Земле так бывает, когда сыновья уже не идут путями своих отцов. Разве мало тому примеров?

Пришел день и час, когда «глас вопиющего в пустыне», бесстрашно рушивший твердыни, не смотревший на лица и не бравший даров, осекся!

«Он не слышит Меня? Может быть, Он забыл про меня? А может быть, я Ему больше не нужен? Я просто использован, и все? Одноразовый глиняный сосуд, не более того? Как же так? Как Он может так поступать со мной? Я молюсь, а в ответ тишина! Хуже, чем тишина в ушах грешника! А вдруг это не Он? Сын плотника… Может, не зря верующие Израиля в сомнении о Нем?»

Иоанн больше не выдерживает неопределенности. С большими трудностями он призывает своих преданных учеников и просит, чтобы они пошли к Иисусу. Зачем? Принципиально с Ним разобраться!

«Почему Ты не пришел за мной? Ты игнорируешь меня по какой-то причине? Тогда назови мне ее! А если причин нет, то что еще? Твой Отец так не поступал. Ты не похож сейчас по сложившемуся у меня мнению на Отца. Ты ли это или ожидать нам другого? Есть ли смысл доверять Сыну? Может, стоит снова просить милости только от Отца?»

Мужество и вера покинули самого лучшего пророка от Бога! Он посылает Христу вопрос отчаяния!

Ученики Иоанна пришли ко Христу. Вопрос Крестителя был передан в точности. Что ответил Господь Иоанну? Я думаю, что если пересказать ответ Христа своими словами, то это прозвучит примерно так: «Скажите Моему дорогому пророку: Он для Меня больше, чем пророк, больше, чем родная душа! Ничего не изменилось в Моем отношении к нему. Я помню о нем! Ничего также не изменилось во Мне! Не по словам нужно судить, а по делам! От рук Сына не просто некто исцелился... От роду никогда такого не было, чтобы кто вернул зрение слепому или воскресил мертвого! Но это происходит! Такие дела делает Сын Бога, имеющий ту же силу, те же помышления, что и Отец. Он творит те же самые дела! А значит, ничего не изменилось точно. Никаких сомнений!»

Сомнение… Соблазн усомниться в верности Бога, в Его преданности… Об этом много сказано, но ничего подобного не было в мыслях Крестителя, вот в чем проблема! Обвинить его в потере веры в Бога – просто кощунство!

Он усомнился не в Боге, и не в Его силе, и не в Его провидении. Он соблазнился о характере Сына Бога! Он и задал вопрос совершенно точный: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» Кто должен был придти? Чаянье народа Израиля – Машиах, Иешуа, Отражение Бога! А значит, Сам Бог, который не меняется и Который не есть человек, чтобы Ему солгать хоть в одном! Это тот Бог, Который Сам Себя охарактеризовал восемью словами, которые потрясают своей емкостью и лаконичностью:

Исход 34:6-7

«И прошел Господь пред лицем Моисея и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.»

Всего восемь слов, и в них весь характер Бога! Верьте в то, что Бог сказал о Себе лично! Ни один проповедник не сможет охарактеризовать Бога, какой бы крутой он ни был. Сам Бог дал Себе оценку и, так как не мог никем другим поклясться, клялся Самим Собой! В чем клятва? Он – Истина! И еще один момент: определение «человеколюбивый». Это слово во всей Библии записано только один-единственный раз, и только в отношении к Богу! И эти восемь слов абсолютно соответствовали характеру Христа! Это Он! Сомнений быть не может! Человеколюбие, это слово во всей Библии записано только один-единственный раз, и только в отношении к Богу! И это качество было самым первым в характере Христа! Он пришел к погибшим овцам, согрешившим, уставшим, упавшим, испачканным и не обрушился на них с церковным расписанием, отлучением и замечаниями! Он исцелял, кормил, утешал, поднимал, воскрешал уже смердящее, никчемное, умершее… Он не изменился. «Идите, скажите об этом Иоанну. Счастье и смысл жизни к нему вернутся тогда, когда он больше не соблазнится обо Мне!»

А затем Христос обратился к верующим людям подле себя. Таким же, как и мы с вами, которые шушукаются о своем брате или сестре уже не первый день: «Вай, вай, а какой громогласный проповедник был, помните!? Ах! Вах! Всех обличал, громко проповедовал, даже наших фарисеев обличал! А теперь что-то не слышно его и не видно. Кажется, Богу он не нужен! А так, какие были бы проблемы у Христа? Если бы Богу он был нужен, Он бы разломал темницу и снова отправил бы Крестителя проповедовать. А раз нет, значит, и не такой серьезный был этот самый «Глас в пустыне».

Христос останавливает шушукающихся по кухням, да шепчущихся на ушко верующих: «Когда же они пошли (то есть ученики Крестителя с ответом от Господа), Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.»

«Лично Я, Господь, пресекая ваши сплетни, еще раз удостоверяю вас всех: он – Мой, и не просто Мой, а ангел-посланник, больше любого из приходивших пророков!» Посмотрите, как Христос защищает честь Крестителя перед людьми: «А вы почему осуждаете чужого раба, стоит ли он перед своим Господом или падает? Вы тогда кого ходили смотреть в пустыню? Клоуна из цирка или певца с забавным голосом? У вас больше не должно быть никаких пересудов в отношении Иоанна. То что с ним сегодня происходит, это Наше личное с ним дело!»

Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый, многомилостивый, истинный, сохраняющий, прощающий, справедливый в наказании. По этим качествам вы всегда узнаете настоящего Бога и никогда не ошибетесь.

Ученики передали слова Господа Иоанну Крестителю. Больше он не спрашивал Господа ни о чем. К нему снова вернулись покой, вера, мужество и смысл жизни. Сын Бога сказал ему, что ничего не меняется, и Он тот же Бог, Который вчера, сегодня и вовеки тот же. Он знает, видит и ничего не забыл. «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего.» (Мат. 10:29). у вас же и волосы на голове все сочтены. А раз так, значит именно этот путь Бог дал Своему пророку!

Вот такая драматичная история произошла тогда.

Сегодня мы все пред лицом того же Сына Божьего, происхождение Которого из Вечности. А зачем мне лично эта история? Я – не Иоанн Креститель и даже не проповедник настоящего формата. Но эта история для меня актуальна. Спустя несколько лет один из ближайших учеников Христа снова соблазнится и выразит точно такое же сомнение: «Довольно! Покажи нам отца и все вопросы будут сняты!» И Христос снова ему ответит: «Столько времени Я с Вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Это значит, что ты так ничего и не понял за столько времени жизни со Мной!»

Сегодня день воспоминаний, когда каждый смотрит назад, на прожитое и пройденное, испытывая себя. Испытывая в чем? Наша жизнь не была спокойной и размеренной в этом году, также как и в прошлые годы. Не знаю, кто как... Но кто-то сражался в этом году с болезнью, а кто-то и с болезнью, и с врачами, которые, как ни странно, наоборот, не очень-то и хотели лечить. Кто-то сражался с проблемами, нуждой, несправедливостью, нищетой, отчуждением, одиночеством. У каждого было свое «жало в плоти», свои великаны и свои гномы. На пути попадались герои и предатели одновременно… Многие столкнулись с вероломством, изменой, отвержением… как было написано: «отвне – нападения, внутри – страхи» (2 Кор. 7:5) и много-много бессилия… И тогда... Что приходило в нашу жизнь? Наша вера слабела, а вслед за этим всегда приходит соблазн о Господе.

Задайте себе один-единственный, очень тяжелый, неудобный, но зато честный вопрос: «Сколько раз под давлением обстоятельств вы соблазнились о Господе, и в глубине души прозвучал крамольный вопрос: «Есть ли смысл ждать? Ты ли это?» Почему Ты оставляешь меня с этой проблемой, с этой болезнью? Почему не придешь за мной? Ты ходишь по улицам города, но как будто забыл про меня, про то, что мне тяжело и я нуждаюсь! Вокруг потихоньку люди начинают шушукаться обо мне и моем состоянии. Чего мне ждать?»

Каждый день, находясь в борьбе и испытаниях, вы чувствовали, как Он ходит и творит чудеса, одно восхитительнее другого! И как будто, совершенно мимо вас. Вы говорили себе: «Нет, нет, Он помнит меня! Завтра, нет, буквально через несколько дней Он придет за мной, освободит, прижмет к Себе и скажет: «Ты свободен, мой дорогой или дорогая, от своей тяжбы!» Так было со всеми, вокруг полно людей, получивших ответ и освобождение! Он за каждым пришел! Я верю Ему, Он и за мной скоро придет!

Проходили дни… недели… И вы, наверное, каждый день брали авторучку и каждое утро чертили еще одну черточку на глиняной стене своей темницы. Вся стена была уже в этих черточках… Он не пришел…

Задайте себе честный вопрос, что творилось в такие моменты в вашей душе? И соблазнялись о Нем! Ведь правда?! Не знаю, может, и вправду я один какой-то не такой. Все остальные в лучшем состоянии?! По крайней мере мне часто об этом пытаются намекнуть. Но со мной такое было. Моя вера колебалась, вера в характер Христа. Атаке подвергалась не вера в Бога, и не в Его силу, и не в Его провидение, соблазн был о характере Сына Бога! Изменилась ли Его десница в отношении лично меня?

В моей душе звучал тот же самый вопрос: «Ты ли это? От Тебя ли это было и так случилось? Неужели, зная о том, что так получится, Ты предал меня, и не уберег именно от этого?! Все, что угодно, но именно то, чего я боялся, то и случилось! Тебе не трудно было оградить меня, но Ты не пришел!» Я так думал. Наверное, если бы я кому-нибудь, особенно, верующим людям, рассказал о своих переживаниях тех лет, мне бы врубили «регламент». Опасно нынче говорить по душам со многими... В наше время так перевернут, что не только концов, костей не соберешь! Но Бог не врубил мне «регламент». Он ответил на мой вопрос: «Ничего не изменилось, Я не забыл про Тебя в темнице твоей души и обстоятельств! Не соблазняйся обо Мне! Все о чем ты подумал, ложь! Вера в Господа всегда возвращает человеку опору и смысл.»

Прочтите еще раз эту историю. Что говорит Господь? Вы не одни, про вас не забыли! Господь говорит: «Даже если кто-то забудет, Я не забуду. Я помню и вижу всю твою жизнь, и в Моем отношении и характере ничего не изменилось! Знаешь, когда в твою жизнь снова вернется покой, мир, и все, что происходит, снова обретет смысл? Когда уйдет соблазн о Боге! Блажен тот, кто не соблазнится обо Мне.»

Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый, многомилостивый, истинный, сохраняющий, прощающий. Эти качества неизменны, Сам Бог сказал о Себе так. Он имел на то право. По этим качествам вы всегда узнаете настоящего Бога и никогда не ошибетесь. А раз это неизменно, Он помнит о вас, верьте этому безоговорочно, а если когда-нибудь даже невольно вы соблазнитесь в Его характере, дверь к покаянию открыта всегда. Он не уходил никуда и не менялся. Вы вернетесь, и это и для Вас и для Него – самое главное.

У нас есть железный аргумент об который разбиваются любые доводы: Христу было нужно, чтобы они сохранили свои жизни и дееспособность, чтобы донести до людей Евангелие; поэтому Он обязательно должен был их наставить, чтобы не следовали за Ним (на Голгофу), а затерялись в толпе.
Это одно и основное в данном понимании (этого места Писания).
Теперь о соблазнении.
Что означает это: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь"? Что значит "соблазниться о Нем, о Христе"? Это значит, соблазниться Его [жертвой]. Конкретно, в данном случае это означает возжелать разделить с Ним участь.
Принято считать, что здесь речь о малодушии апостолов, потому что это странноватое выражение "соблазнитесь о Мне" сбивает с толку; можно соблазниться кем-то или чем-то... здесь же... напрашивается смысл-аналогия "соблазнитесь [ради] Меня".
Итак, "соблазниться о Нем" и "соблазниться ради Него". Соблазн имеет конкретный источник. Можно (для примера) соблазниться неким экзотическим фруктом... просто фруктом, вкусной едой. Как соблазниться о еде?
А соблазниться о еде, значит думать о еде, но не позволять себе к ней даже прикоснуться - имея ее на виду. Соблазниться [ради] еды - несколько аналогичный смысл, но проще сказать "соблазниться о [еде]". Соблазниться же едой, явно означает взять и вкусить.
Значит, Он говорит им: "соблазнитесь о Мне", имея в виду, что будут думать... и желать... с Ним нечто общее на тот самый момент, когда Его схватят и поведут на Голгофу. Почему нельзя понять "соблазнитесь о Мне" в том смысле, что разбежитесь (поджав хвост)? Потому что правильнее тогда сказать: соблазнитесь Собой.

Есть логика?

Но почему Он говорит:
Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
И это значит что "соблазнитесь о Мне" в смысле возжелаете разделить участь, а там где дальше "поражу пастыря и рассеются..." имеется в виду разумный исход этого побуждения, предсказанный в Писаниях: им надо будет рассеяться как овцам потерявшим пастыря.
Но как-то плохо совместимы эти смыслы в сказанном, почему Он так говорит? какая связь между "соблазнитесь о Мне" и "рассеются овцы"?
Если они возжелают встать с Ним рядом, один к одному, плечо к плечу... ("соблазнитесь о Мне")... при чем здесь тут же "ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада"?
Смысл сложный, верно. Здесь в одном предложении им дилемма - для размышлений (пока есть время внимательно подумать и решить как поступить правильно, чтобы "не наломать дров"). "Соблазнитесь" и тут же: "ибо написано рассеетесь". Он им в одном предложении сталкивает два очень радикальных и противопоставленных смысла: чтобы крепко задумались о предстоящем и не лезли "в петлю".

А Петра вынудило так сказать (как будто он превозносит себя: "если все и соблазнятся, я никогда") именно недопонимание того, что Он им сказал относительно противоречия их душевного состояния (идти с Ним до конца) и необходимости для них остаться живыми, невредимыми. Петр просто (мысленно) сбился.
И тут Христос ему внушает: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня."
Внушает, используя этот момент. Внушает Петру и остальным.
Потому что... нельзя им... с Ним.

Рецензии

Человек – существо по своей природе коллективное, «стадное», с потребностью приносить пользу своему «стаду». Если пользы нет, человек ощущает дискомфорт, депрессию, утрату своей индивидуальности, своей культуры, своего учения, своей веры… Быть яркой индивидуальностью, как Христос, следовать ей до конца, даже на Голгофу, зная, что ты обречён на поругание и распятие, но не вести других с собою на смерть? Или… Таких лидеров, которые не навредили бы другим, думали о каждом члене коллектива, крайне мало. «Пока есть время внимательно подумать и решить как поступить правильно, чтобы "не наломать дров"». «Чтобы крепко задумались о предстоящем и не лезли "в петлю"». Люди разучились думать своей головой, слепо верят тому, что говорят СМИ и вожди…

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

МФ. 11:6

Г. М. В.

Вопрос : какой смысл несут в себе слова: «И блажен , кто не соблазнится обо Мне»?

1. Уточним по Слову само понятие «соблазна». В Мф . 11:6, равно как и в Лк. 7:23, используется греческое слово skandalidzo . Оно является производным от слова skandalon , которое, в свою очередь происходит от слова kampto . Поэтому, для полноты картины, рассмотрим значения всех этих слов.

Kampto . Общее значение этого слова – «согнуться», «преклониться» или «отклониться». В Новом Завете обычно используется в словосочетании «преклонить колени» (Рим. 14:11).

Skandalon . Общее значение – «ловушка», «тупик», «западня». Одно из употреблений – в фразе, которая говорит о Христе: «камень преткновения и соблазна » (Рим. 9:33).

Skandalidzo . Общее значение этого слова – «поймать в ловушку», «обмануть», «запутать», «сделать ложный шаг». Библия уподобляет значение этого слова понятию «отречения» (Мф . 26:33), «преткновения» (Рим 14:21).

То есть, можно сделать общий вывод по значению понятия «соблазна». «Соблазниться о Христе» – значит уклониться от верного представления о Нем, отречься от Него, а, следовательно, оказаться в ловушке своего собственного заблуждения со всеми вытекающими печальными последствиями.

2. Теперь рассмотрим смысл высказывания Христа в Мф . 11:6 применительно к контексту, в котором оно находится.

Иоанн Креститель через своих учеников задал Христу вопрос: «Ты ли Грядущий, или ожидать нам иного?». Сам вопрос как бы подразумевает некоторое сомнение в том, что Иисус есть Мессия. Почему Иоа нн задал этот вопрос, сказать сложно. Произошло ли это потому, что Иоа нн сам был сломлен тяготами заключения, потому ли что он рассчитывал на освобождение, дарованное ему Христом. Или он задал его ради самих учеников, через которых и послал спросить об этом. Возможно, он рассчитывал на то, что, услышав ответ на этот вопрос из уст Спасителя, эти ученики последуют за Ним. Так или иначе, вопрос был задан. Как же ответил на него Христос?

Христос не ответил на вопрос прямо, а указал на совершаемые Им чудеса. Если судить по контексту Еангелий от Матфея, Марка и Луки (Евангелие от Иоанна написано с иной задачей, нежели эти три. В нем Христос представлен с точки зрения Его Божественной Сущности), то Христос всегда избегал прямого ответа на подобные вопросы, за исключением последнего допроса в Синедрионе. Более того, Он запрещал людям разглашать, что Он – Мессия.

Причина этого раскрывается нам в Мф . 12:16, где приводится цитата из Ис . 42:1-6. Практически на протяжении с 40 по 45 главы книги этого пророка Дух Божий проводит границу между идолами и лжебогами заблуждения человеческого и Истинным Единым Богом. Обильные и красивые, но лживые слова противопоставлены здесь делам Божиим , которые очевидны и истинны. Исаия говорит нам о том, что Божие свидетельство весомо именно потому, что оно основано на делах, а не на словах.

Есть и еще один очень важный момент. Обратим внимание на слова «Ибо все Пророки и Закон пророчествовали до Иоа нна», и «Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие овладевает им». (Мф . 11:11, 13). В Законе и Пророках содержалось множество пророчеств о Христе. Христос пришел, чтобы их исполнить. Об исполнении этих пророчеств говорят дела Иисуса. И далее каждый человек должен был самостоятельно сделать выводы из увиденного : сравнить увиденное им с тем, о чем говорят Закон и Пророки, и убедиться в том, что Иисус есть Мессия. В этом-то и состояло значительное усилие: смочь отказаться от своих личных плотских представлений по этому поводу или от личных интересов, и принять в сердце Истину.

Кроме того, каждой проповеди – свое время. После того, как Христос совершил дело Искупления и, восстановив возможность близкого контакта человека с Богом, сделался Ходатаем и Посредником, проповедь Его Имени прошла по всей земле и идет доныне. Но тогда, в тот момент, который мы рассматриваем, такой проповеди время еще не пришло.

Поэтому Христос не ответил на вопрос Иоанна прямо.

3. Разглашение людьми о том, что Христос есть Мессия, могло повлечь за собой массу различных бед, в том числе и соблазнов. Человеческая сущность изменчива и необъективна, и зачастую склонна преувеличивать менее значительные факты, упуская более значительные и теряя сущность дела . Люди видели в Иисусе прежде всего не источник духовных благ – благодати и вечной жизни, а источник материальных благ – исцелений и хлеба (Ин. 6:26-27). Плотские вещи заслоняли для них духовный смысл происходящего и мешали воспринимать Христа так, как должно. А разглашения о новых исцелениях и насыщениях лишь подстегивали плоть. В результате возникали помехи для служения Христа (Ин. 6:15, Мк.1:45).

4. Итак, попробуем уяснить из всего вышесказанного, в чем же состояла сущность и опасность соблазна. Как мы помним из повествований Евангелия, соблазнялись о Христе многие: и фарисеи, и даже сами ученики.

Что же означает «соблазниться о Христе»? Это означает либо отречься от исповедуемого ранее убеждения в том, что Иисус есть Мессия, либо встать на ложный путь, принимая Христа не за того, кем Он является.

Пути нашего сердца должны быть всегда выпрямленными, прямыми для Господа (Мф . 3:3). Мы должны всегда почитать Христа за того, кем Он действительно является, - за Бога и Мессию, нашего Спасителя и нашего Главу. И нужно строго следить за тем, чтобы наши личные мотивы, выгоды и желания никогда не становились давлеющими , заслоняя Свет Истины – свет Христа. Если же пути сердца по какой то причине отклоняются от верного пути, искривляются, это может завести нас в тупик, в западню, поставленную сатаной.

«и блажен, кто не соблазнится о Мне!» Лук. 7:23.

Слова Иисуса: «блажен, кто не соблазнится о Мне!» можно понять по-разному. Самое распространенное понимание этих слов, ставшее уже общепринятым и самым прямолинейным следующее: «Иисуса нужно принимать, как Сына Божьего и как Мессию, тем, кто примет Его в этом качестве, будет очень хорошо на земле, они войдут в Царство, и спасение им гарантировано» .

Такое понимание в религиозных кругах считается абсолютно правильным. Оно исходит из «мертвых» церквей, где каждый человек с детства знает все правильные слова, написанные и сказанные об Иисусе. Где уже долгие годы существуют определенные штампы и формы служения, где традиция давно ослепила умы этих людей. « Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» 2 Кор . 4:3-4 .

В таких церквах всегда все запланировано на годы вперед, и совсем неважно какое слово будет говориться, лишь бы кто-то говорил, ведь и раньше так делали. В таком случае «не соблазниться» означает всего лишь сохранить верность общепринятым, с детства известным истинам веры.

Иисус же обращается к людям, которым то, что они должны были принять, было совсем незнакомо. Судя по Его словам, в сердцах тех, кто должен был «не соблазниться» , должно было быть что-то такое, что позволило бы им узнать Его именно в таком качестве, в каком Он пришел в мир. Не доброго папочки, который просто желает дать тебе все необходимое для твоего земного комфорта, а именно Спасителя , Который пришел в этот мир, чтобы умереть за грехи всех людей.

О чем же идет речь? Если внимательно всмотреться в ситуации, которые описывают принятие Иисуса теми, кто ищет Его лица и помощи, а с другой стороны, посмотреть на тех, кто Его отвергает, то многое прояснится. Не случайно принимают Его чаще всего те, кто оказался по-человечески в безвыходной ситуации.

Дело тут не в том, что все эти люди были сломлены свалившейся на них бедой, а в том, что критическая ситуация сама по себе легко и быстро смывает с сердца и души человека все напускное и искусственное, так, что остается лишь главное. Следовательно, чтобы «не соблазниться» , надо в первую очередь оставить все искусственные, интеллектуальные построения, которые на наш взгляд так «нравятся» Богу. Но наш разум ограничен, и Бог предупреждает нас об этом: « Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваши» Ис . 55:8-9 .

Так же нам необходимо оставить все заранее придуманные концепции, все человеческие представления о Мессии и о Царстве, да и о духовной жизни вообще, оставив лишь главное – Слово Божье, которое Дух Святой открывает нам, и путь Спасения. « Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мф . 16:24 .

Если же посмотреть на тех, кто не принимает Иисуса, станет ясно, что отвергают Его из все тех же «идейных» соображений, предпочтя очевидной реальности, собственные богословские концепции, в рамках которых «такое невозможно» . Или же из-за обычного человеческого страха, не столько страха гонений, сколько страха потерять то, что стало привычной и неотъемлемой частью жизни, будь то имущество, социальный статус, просто сложившийся и столь любимый жизненный уклад – с утра и до вечера совершать труд для Бога без участия Самого Бога.

Стало быть, чтобы «не соблазниться» , нужно решительно избавиться от двух вещей – от привычных и полюбившихся мнений и концепций, нередко превращающихся в удобные штампы, и от тех страхов потерять привычные формы жизни, которыми греховный человек пронизан с головы до пят. Это нелегко, но наградой будут Божье Царство и Спасение. Если человек сможет отказаться от своей религиозной жизни и сделать всего несколько шагов для того, чтобы выйти на Путь правды, то любящий Отец возьмет его и пересадит с дикого поля человеческих идей и традиций в виноградник Своего Сына. Туда, где Великий Виноградарь будет каждый день заботиться о нем, поливая и обрезая его, как привитую виноградную лозу. Тогда в жизни человека произойдет то, о чем написано в слове: « …не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» 1 Кор . 2:9 .

Готов ли ты увидеть?

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Могила Анны Вершининой на Новодевичьем кладбище превратилась в городскую легенду. К установленной здесь бронзовой скульптуре Христа ежедневно с надеждой на помощь приходит множество людей. За последние годы эта статуя обросла таким количеством слухов, что настала пора попытаться отделить правду от вымысла. Возможно, освобожденная от мифических наслоений она станет еще прекраснее…

Могила Анны Вершининой на Новодевичьем кладбище превратилась в городскую легенду. К установленной здесь бронзовой скульптуре Христа ежедневно с надеждой на помощь приходит множество людей. За последние годы эта статуя обросла таким количеством слухов, что настала пора попытаться отделить правду от вымысла. Возможно, освобожденная от мифических наслоений она станет еще прекраснее…

О чуде

Дорогу к фигуре Христа безошибочно найдет даже тот, кто оказался на Новодевичьем впервые и случайно. Поставленная над могилой безвестной генеральши, умершей в 1914 году, она стала местом паломничества. Сюда приезжают не только петербуржцы, но и жители других городов. Объяснить этот феномен уникальностью или внешней красивостью скульптуры нельзя. Подобный памятник на лютеранском Волковском кладбище еще более красив. Воздвигнутый над семейным захоронением баронов Остен-Дризен, он сооружен примерно в то же самое время, но не к нему, а к скорбной фигуре на Новодевичье тянутся потоки людей. Здесь постоянно лежат цветы и горят свечи. Вокруг могилы сложился своеобразный культ со своими традициями и верованиями. К статуе выстраивается очередь. Целуя бронзовую руку Спасителя, одни стараются вложить в неё записочки, а другие поливают её водой, подставляя бутылочки под стекающие капли. Говорят, что освященная таким образом вода обладает чудодейственной силой и исцеляет от многих болезней. Говорят, что Христос помогает каждому, кто обращается к нему с молитвой. Одних приводит сюда отчаяние, других любопытство, но у старика в инвалидной коляске и у девушки, молча взирающей на статую, глаза светятся одинаковой надеждой. Как тут не вспомнить тургеневское стихотворение: «О чем бы ни молился человек - он молится о чуде».

Благодать, присущая всякому намоленному месту, ощущается здесь достаточно сильно. Кажется, что даже деревья шумят тут по-особенному, и такая радость наполняет сердце, что так и стоял бы тут, глядя на статую и пытаясь понять загадку её очарования. И все же есть нечто, что несколько смущает в происходящем. То главное, ради чего Христос приходил на землю и принял мученическую смерть, здесь словно отодвигается на второй план и заменяется некой магической фамильярностью. Есть определенный соблазн в том, чтобы прикоснуться к руке Спасителя. Мы обращаемся к Христу с молитвой «Отче наш!» и привыкли просить Его не только о хлебе насущном, но и о многих других вещах, которые кажутся нам необходимыми. Но то, что естественно в храме, кажется странным здесь. Записочки в руке Христа выглядят кощунственно. Словно ты пришел сюда не ради встречи с Ним, а чтобы вот так запросто обратиться к Нему с просьбой. В часовне у Ксении Петербургской такого ощущения не возникает, там записочки не раздражают. Возможно, это происходит потому, что блаженная Ксеньюшка хоть и святая, но наша молитвенница и заступница. Кому, как не ей, быть посредником между человеком и Богом.

Могилу Вершининой и статую Христа окружает ореол таинственности, который служит благодатной почвой для появления самых невероятных рассказов. Мы ничего не знаем о Вершининой. В Интернете на все лады перепеваются романтические истории о молодой, страдающей чахоткой генеральше. Но они претендуют не столько на истину, сколько пытаются дать некое объяснение тому, что происходит у могилы. Рассказывают, что, будучи бездетной, Анна Вершинина очень печалилась о том, что после смерти о ней никто не вспомнит. Во сне она увидела Спасителя, который подсказал заранее откупить место на кладбище и установить там Свое бронзовое изображение – и тогда каждый прохожий непременно помолится здесь. Так и было сделано: генерал купил место на Новодевичьем, установил там статую Христа, а после смерти любимой жены отправился в действующую армию.

Достоверными сведениями об Анне Акимовне мы не располагаем, но даже то немногое, что удалось найти, противоречит этим рассказам.

О Вершининых

Супруги Вершинины были представителями известных дворянских родов Войска Донского. Девичья фамилия Анны Вершининой – Карпова. Она внучка генерала, который в 1812 году командовал казачьим отрядом. За успешное ведение боев Аким Акимович Карпов был удостоен многих наград, его портрет имеется в военной галерее Зимнего дворца. Генерал-майором был и её отец, которого тоже звали Акимом Акимовичем. Нет ничего удивительного в том, что и мужем Анны стал сын офицера Войска Донского Алексей Вершинин. Версия о молодой, бездетной генеральше действительности не соответствует. Анна Акимовна была младше Алексея Львовича только на один год. Да и умерла она в возрасте 56 лет, что хоть старостью и не является, но все же далековато от молодости. Смерть настигла ее в Ессентуках. Поскольку Кавказские минеральные воды профильным курортом для лечения легочных заболеваний не являются, трудно сказать, каким именно недугом она страдала. Бесспорно одно - генерал очень любил жену и тяжело переживал утрату. Вместе с ним скорбели дети, которых у Вершининых было двое: дочь Зинаида, 1881 года рождения, и сын Алексей, который родился в 1884-м. Постигшее семью горе не вмещалось в скупые строчки некрологов, опубликованных в нескольких петербургских газетах. «Муж, дочь, сын и брат с семьей с прискорбием сообщают о постигшей их тяжелой утрате…»

25 июля 1914 года гроб с телом покойной прибыл на Николаевский вокзал. В тот же день в Новодевичьем монастыре состоялось отпевание и погребение. Судя по размерам могилы, она мыслилась как семейная усыпальница, но революция разметала семью Вершининых. Алексей Львович в чине генерала от кавалерии вышел в отставку за месяц до того, как Россия вступила в мировую войну, поэтому отправляться в действующую армию ему было не нужно. За гибелью империи он наблюдал из Петербурга, а после падения Крыма на корабле «Корвин» эвакуировался из Ялты в Константинополь. В 1921 году переехал в Софию, где ему как участнику русско-турецкой войны предоставили место контролера в державной печатнице. Здесь генерал Вершинин проработал недолго: в апреле 1922 года он умер от крупозного воспаления легких и был похоронен на местном кладбище.

Судьба Зинаиды Алексеевны остается невыясненной, а об Алексее Алексеевиче стало известно благодаря журналисту Андрею Римскому-Корсакову, в руки которого попала переписка Вершининых. Бывшему лейб-гусару пришлось немало пострадать от красного террора. Вместе с женой и маленьким сыном он долго скитался по стране. В 1929 году семью выслали в Киргизию, где Алексей Вершинин полтора года провел в тюремной камере: от него требовали сознаться во вредительских действиях. На конезаводе, которым заведовал Вершинин, началась эпизоотия пневмонии, и в НКВД вспомнили о том, что он является ссыльным поселенцем. Для Вершинина, бывшего заядлого спортсмена-конника, обвинения в попытке причинить вред лошади были нелепы. Прокочевав по всей Киргизии и Казахстану, Вершинины оказались на Севере, где уже никто не мог достать их. Отсюда в 1957 году Алексей Алексеевич вместе с женой перебирается в бывший Кёнигсберг, где волею судеб оказался их сын – Лев. Выпускник Пушно-сырьевого института Лев Алексеевич Вершинин воевал на фронтах Великой Отечественной войны, после окончания которой в числе других специалистов приехал осваивать Калининградскую область и стал директором знаменитого зоопарка. Вершинин-старший так и не примирился с советской действительностью. Он недоволен сыном, который, выдержав экзамены в аспирантуру, отказался продолжать карьеру зоолога. На 37-м году жизни Лев, по мнению отца, начал чудить. «Он обнаружил, что ошибся в выборе профессии и что у него большой писательский талант, - ворчал в письме Алексей Алексеевич. - Теперь он журналист, работает в областной калинградской газете и написал роман. Ждет, когда этот роман будет напечатан. Тогда он, конечно же, получит Сталин-скую премию и купит «Победу», без которой обходятся только люди второго и третьего сортов…» Себя не терпящий фальши Алексей Вершинин не без основания относил к другой категории людей. Театр, отстроенный в Калининграде на месте разграбленного и сожженного немецкого, вызывал у него раздражение: «На потолке нарисованы народы мира. Они стоят кружком, держась за руки. Летают голуби. Очень похабно». Приезжал ли Алексей Алексеевич в Ленинград на могилу матери, неизвестно. Но если семейные архивы Вершининых существуют, то остается надежда на то, что жизнь Анны Акимовны перестанет быть тайной.

Это неправда, что статуя Христа была поставлена на кладбище еще до смерти Вершининой. Двухметровая бронзовая фигура Спасителя появилась на могиле только в 1915 году. Она была выполнена Петром Осиповичем Кюфферле - так на русский манер именовали этого итальянца с немецкими корнями. Был ли выбор скульптора случаен, или генерал Вершинин знал о нем, остается загадкой. В тогдашнем Петербурге имя Кюфферле наверняка было известно куда лучше, чем сегодня. Он выставлял свои произведения на выставках Общества художников, членом которого являлся, входил в состав учредителей других художественных объединений. Кюфферле работал в реалистической манере и на события первой русской революции откликнулся скульптурной группой «Агитатор». По его проекту в Мессине выполнен мемориальный памятник русским морякам, погибшим в декабре 1908 года при спасении разрушенного землетрясением города. Непонятно, каким образом реалист Кюфферле сумел создать статую Христа, но она наверняка стала вершиной его творчества. Видно, скорбь Алексея Львовича по умершей жене была так искренна и безмерна, что невольно передалась скульптору. Выражение лица Спасителя, изображенного в начале своего крестного пути, печально и спокойно. Возможно, Анна действительно просила мужа именно о таком памятнике, но, как бы то ни было, Кюфферле удалось невозможное: статуя Христа хоть и не является традиционной для православия, но удивительно точно передает смысл страдания, любви и прощения. Рядом с ней хочется плакать и радоваться одновременно.

Сегодня о Кюфферле не известно практически ничего. Многочисленные справочники содержат лишь названия обществ, в которых он состоял, и упоминания о пресловутом «Агитаторе», хранящемся ныне в Музее революции. В 1917 году скульптор покидает Петербург, который долгое время являлся для него второй родиной, и вместе с женой и 15-летним сыном уезжает в Италию. На-всегда сохранивший любовь к России писатель и переводчик Ринальдо Петрович Кюфферле умер в Милане в 1955 году. Дату смерти его отца выяснить не удалось.

О статуе Христа

Еще лет двадцать назад о статуе Христа на могиле Вершининой знали немногие. Достоянием широкой общественности она стала после того, как подверглась надругательству. Рассказывают, что статую пытались украсть и неизвестные мародеры отпилили у неё ноги. Журналисты и верующие по-разному интерпретируют эту «страшилку», но заканчивается она всегда одинаково: один из вандалов попадает под трамвай, который отрезает ему ноги. Эта история в духе Булгакова имеет свою реальную подоплеку.

Новодевичье кладбище подвергалось разграблению не раз. Многие могилы были разрушены уже в 20-30-е годы, но тогда фигура Христа устояла. Уцелела она и под бомбежками войны. Они словно стороной обходили статую, которая в эпоху ярого богоборчества оставалась одним из немногих прибежищ верующих. В сентябре 1968 года в недрах Ленгор-исполкома созрело печально известное решение № 793, на основании которого на Новодевичьем началась ликвидация сооружений, «не представляющих художественной и исторической ценности». Только за 1969 год было уничтожено 400 надгробий. Памятники на семейных захоронениях отныне ценились только как объекты, имеющие продажную стоимость. Предприимчивые дельцы и спекулянты всех мастей грели руки на распродаже могильных плит, крестов и обелисков. Протесты возмущенной общественности помогли уберечь кладбище от гибели, но его разграбление продолжалось. Под предлогом благоустройства и ликвидации «неухоженных надмогильных сооружений» вскрывались старые склепы. Вид обнажившихся костей не останавливал гробокопателей.
Могила Анны Вершининой к числу «неухоженных» не относилась и всегда содержалась в идеальном порядке. Статуя Христа в то время не состояла под государственной охраной, но покуситься на неё казалось немыслимым. Тем не менее это случилось. В начале 80-х компания веселящихся молодчиков при помощи троса выломала бронзовую фигуру и повалила её на землю. Был ли этот кощунственный акт идиотской выходкой богоборцев, или вандалы действительно намеревались сдать скульптуру в пере-плавку, остается неясным, но «отпиленных ног», скорее всего, не было. Очевидцы тех давних событий об этом ничего не рассказывают, да и почитатели статуи растерзали бы вандалов на месте, не дожидаясь никаких трамваев. Но легенда живет, и мы не станем разубеждать тех, кто в нее верит. Как говорили древние: если это и неверно, то хорошо придумано. Возможно, именно эта поучительная история защищает статую от новых покушений лучше, чем бетон, в который теперь закатана нижняя часть скульптуры. Сделано ли это для того, чтобы скрыть отсутствующие ноги Христа, или таким образом пытались более надежно укрепить статую, непонятно. Лишенная ног, она кажется чуть непропорциональной, но не становится от этого менее привлекательной. Скорее напротив – поруганный Христос сделался еще дороже для тех, кто и раньше приходил к Нему.

После случившегося по городу поползли слухи. Они передавались из уст в уста, обрастая самыми невероятными подробностями. Статуя Христа обрела статус чудотворной. На могилу Вершининой потекли толпы. Ситуация не изменилась и после того, как атеизм перестал быть официальной установкой и страна вспомнила о православии. Распахнувшиеся двери храмов не отвратили людей от статуи, которая по-прежнему дарует им надежду. Церковь не препятствует этому. Здесь служатся молебны, читаются акафисты. Сюда может прийти каждый, чтобы выплакать боль или просто постоять под всепрощающим взглядом Христа. Как обычно бывает со скульптурой, лицо Спасителя меняется в зависимости от освещения, но в данной ситуации это воспринимается необычно.

Сегодня статуя находится под государственной охраной. Заботами монахинь дорожки к могиле Вершининой всегда расчищены. Если вам повезет и вы окажетесь здесь в одиночестве, то не спешите вкладывать записочку в бронзовую руку Христа. Вглядитесь в его лицо, прислушайтесь к тишине и прочитайте выбитые на камне слова: «Возьмите иго Мое на себя и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обретете покой душам вашим». Это как в храме, когда, стоя в очереди на исповедь, ты долго прикидываешь, успеешь или нет, а потом вдруг оказываешься во власти странного чувства, что всё это не так уж и важно. И твои суетные мысли растворяются перед лицом Бога и в Его присутствии, которое ты ощущаешь почти физически.



 

Возможно, будет полезно почитать: