Маркировка не производится на. Основные функции маркировки
Маркировка – это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара.
Основные функции маркировки
: 1.информационная, 2.идентифицирующая, 3.мотивационная и 4.эмоциональная. Информационная функция
маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Идентифицирующая функция
маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.Эмоциональная и мотивационная функции
маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.Требования к производственной
маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке
в меньшей степени разработаны, чем к производственной..Специфические для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность, однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность – приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения. Состав и содержание маркировки товаров
должны быть достаточными для обеспечения безопасного обращения с ними..
Маркировка
должна быть устойчивой к воздействию климатических факторов.
Маркировка
должна сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара, для чего способы нанесения и изготовления этикеток (ярлыков, табличек) должны учитывать особенности характеризуемого товара и обеспечивать необходимое качество изображения.
61. Виды и носители маркировки.
В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую . Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.Этикетка - самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару, либо наносится типографическим способом на товар и упаковку. Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Разновилностью тикеток являются вкладыши и колъеретки.Бирки и ярлыки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.
Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных.Контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой – указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков. Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.
Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров.Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства товаров, – нанесение клейма или штампа несмываемой краской. Торговая маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека.Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров.
ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН
Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.
1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора
Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас
- главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер
- внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор
- наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина
- слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки
- жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные
(в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
зимние
, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней “резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные
являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные
обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости
рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Основные размеры шин:
посадочный диаметр (d)
на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s)
смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
серия (h)
- отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D
) - диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H)
- разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Рисунки протектора шин:
ненаправленный рисунок (фото а) - симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) - симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) - не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя - на мокрой.
Обозначения шин:
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 - ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 - серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R - обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву “D” не указывают);
14; 15; 13 - посадочный диаметр обода в дюймах;
С - индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 - посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 - наружный диаметр;
10,5 - ширина профиля;
R - радиальная шина;
15 - посадочный диаметр.
Маркировка шин отечественного производства
В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:
товарный знак и (или) наименование изготовителя;
наименование страны - изготовителя на английском языке - “Made in…”;
обозначение шины;
торговая марка (модель шины);
индекс несущей способности (грузоподъемности);
индекс категории скорости (табл.4);
“Tubeless” - для бескамерных шин;
“Reinforced” - для усиленных шин;
“M+S” или “M.S” - для зимних шин;
“All seasons” - для всесезонных шин;
дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя - год;
“PSI” - индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом “С”);
“Regroovable” - в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
знак официального утверждения “E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
“ГОСТ 4754”;
национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
порядковый номер шины;
знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
“TWI” - место расположения индикаторов износа;
балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
штамп технического контроля.
Маркировка зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
“Тous terrain” - всесезонная;
“R+W” (Road + Winter) - дорожная + зимняя (универсальная);
“Retread” - восстановленная;
“Inside” - внутренняя сторона;
“Outside” - наружная сторона;
“Rotation” - направление вращения (для шин с направленным рисунком);
“Side facing inwards” - сторона, обращенная внутрь;
“Side facing outwards” - сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
“Steel” - обозначение наличия металлокорда;
“TL” - бескамерная шина;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - камерная шина.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:
низкопрофильная “резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины , а сзади без шипов ;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать “идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами “пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны - “спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh,
где d - посадочный диаметр колеса (дюймы), s - ширина профиля шины (мм), h - серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Тонкости шинной МАРКИРОВКИ
Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:
Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.
Маркировка | Что означает | Примечание |
---|---|---|
All season или Tous terrain | Всесезонная | |
R+W (Road+winter) | Дорожная +зимняя (всесезонная) | |
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) | Грязь и снег | |
XL (extra load) | Повышенной грузоподъемности | Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности |
R или Radial | Радиальная конструкция шины | |
Reinforced | Усиленная | |
Retread | Восстановленная | |
Regroovable | Возможна нарезка/ углубление канавок | |
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) | Направление вращения шины | Только для шин с направленным типом протектора |
Inside или Side facing inwards | Внутренняя сторона боковины | |
Outside или Side facing outwards | Внешняя сторона боковины | Только для шин с асимметричным типом протектора |
С (commercial) | Для легких грузовиков и микроавтобусов | Обычно расположена в конце маркировки размерности шины |
P (passenger) | Легковая | |
LT (light truck) | Для легких грузовиков и автобусов | На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины. |
SUV | Для вседорожников | |
Steel или Steel belted | Металлокордный брекер | |
Tubeless или TL | Бескамерная | |
Tube type или TT | С камерой | |
TWI (Tread wear indication) | Индикатор износа глубины протектора | |
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом | Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. | Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата. |
Maximum load … | Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности | |
Maximum Pressure … | Максимально допустимое давление в шине по стандарту США | |
ETRO | Европейская техническая организация по шинам и дискам | |
ECE | Европейская комиссия по экономике | |
DOT | Министерство транспорта США | |
FMVSS | Федеральный стандарт безопасности транспортных средств |
Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:
Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:
Примечание:
Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.
Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.
О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.
Тату на плечах
1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.
2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки
3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»
4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)
5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.
6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам.
Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.
В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин
Любая продукция на упаковке имеет набор не всегда понятных знаков, надписей и даже кодов. Это маркировка товара, которая является наиболее удобным способом для доведения информации до потенциального покупателя о его изготовителе, а также качественных и количественных характеристиках. Кроме этого, она позволяет отслеживать перемещение продукции на любом его этапе.
В этой статье мы поговорим о том, что же представляет собой маркировка, какая она бывает, а также о том, как по ней определяется страна происхождения товара. Кроме этого, мы попытаемся разобраться в штриховой кодировке продукции.
Что такое маркировка и каковы ее задачи
Маркировка – это нанесение на упаковку, этикетку, ярлык, бирку или контрольную ленту товара определенной информации о его изготовителе, дате и способе изготовления, предназначении, качестве, способе транспортировки, хранения и другой важной информации. Она выполняет четыре основные функции:
- информационную;
- идентифицирующую;
- эмоциональную;
- мотивационную.
Информационная функция является основной. Она включает основополагающую и потребительскую информацию, дублирующую сведения, внесенные в товаросопроводительные документы. Благодаря именно этой функции потребителем без особого труда определяется страна происхождения товара, предприятие-изготовитель, назначение продукции и др.
Идентифицирующая роль маркировки заключается в том, чтобы производитель, покупатель или транспортная компания могли определить местонахождение перевозимой продукции, где бы она ни была, в любое время. Чтобы это стало возможным, соответствующая маркировка товара вносится в электронные системы, позволяющие отслеживать его нахождение.
Эмоциональная и мотивационная функции также рассчитаны на потребителя. Они дают ему возможность оценить упаковку, прочесть поясняющие тексты и, в итоге, мотивируют на покупку.
Виды маркировки продукции
Маркировка, в зависимости от места ее нанесения, классифицируется на производственную и торговую. Первый вид – это текст, рисунок либо другие знаки, нанесенные на упаковку товара его изготовителем. Носителем такой маркировки могут быть:
- этикетки;
- ярлыки;
- бирки;
- вкладыши;
- клейма;
- штампы;
- контрольные ленты и др.
Торговая маркировка – это также текст, знаки, условные обозначения, рисунки, нанесенные все тем же изготовителем на упаковку, товарные, кассовые чеки, а в некоторых случаях и на сам товар. Главное ее отличие от производственной заключается в том, что ее информационная функция по большей мере связана с указанием данных о производителе, а не о продукции.
Структура маркировки
Обязательная маркировка товара состоит из:
Текст
Текст – наиболее распространенный и важный элемент как производственной, так и торговой маркировки. Он, как форма письменной информации, характеризуется высокой степенью доступности данных о продукции независимо от субъекта рыночных отношений. Тексту присущи все функции маркировки, но в наибольшей степени – информационная и идентифицирующая. Он всегда есть на упаковке и может быть написан на любом из языков или даже на нескольких. При помощи него потребитель может узнать, кем был произведен товар, из чего он сделан, каков адрес производителя и др.
Рисунок
Рисунок, в отличие от текста, может не всегда присутствует в маркировке. Он чаще встречается на производственном обозначении товара, нежели торговом. Его отличает высокая степень доступности и понимания, а выполняет он больше мотивационную и эмоциональную функцию.
Но бывают и исключения, когда на этикетку товара наносятся рисунки, информирующие о его правильной эксплуатации.
Информационные знаки
Информационные знаки – это обозначения, используемые для определения совокупных или отдельных характеристик продукции. Они в основном характерны для производственной маркировки.
С их помощью происходит определение страны происхождения товара, его категории, качества, эксплуатационных характеристик и др. Однако расшифровать их в некоторых случаях могут только профессионалы. Информационным знакам свойственны такие признаки, как:
- краткость;
- наглядность;
- узнаваемость;
- выразительность.
Краткость обуславливается тем, что в качестве знаков здесь выступают отдельные слова, цифры, буквы, рисунки, символы. Выразительность и наглядность характеризуются цветом, формой, сочетанием определенных символов, соответствующим необходимым эстетическим требованиям.
Что касается узнаваемости, то она достигается путем использования общепринятых символов, для расшифровки которых не требуются специальные познания.
Классификация информационных знаков
Информационные знаки делятся на:
Последний информационный знак является обязательным для всей продукции, которая идет на экспорт. На нем мы остановимся более детально, так как штрих-код используется для всех внешнеторговых сделок. Кроме того, с помощью такого обозначения даже непрофессионалу можно кое-что узнать о приобретаемом товаре.
Маркировка продукции при помощи штрих-кода является наиболее распространенным видом ее автоматической идентификации наряду с магнитной, цифровой, звуковой и радиочастотной. Система кодирования основывается на принципе шифрования алфавитно-цифровых обозначений в виде чередования штрихов с пробелами, которые имеют различную ширину.
Полностью расшифровать штрих-код можно лишь при помощи специального сканирующего устройства, считывающего символы, нанесенные в соответствии с едиными правилами и техническими условиями. Он наносится на поверхность транспортной или потребительской упаковки практически всех отечественных и импортных товаров при помощи типографской печати или посредством приклеивания этикетки или ярлыка с ним. Отсутствие такого информационного знака на продукции существенно снижает его конкурентоспособность, а продать ее в некоторых случаях практически невозможно. Это в первую очередь связано с тем, что предприятия, где товародвижение автоматизировано, просто не принимают не маркированный соответствующим образом товар.
История штрих-кода
Линейное кодирование, являющееся прообразом штрихового, было придумано и воплощено в жизнь в США в 1930 годах. За Америкой последовала Канада и Германия. С того времени появилось много разновидностей региональных, национальных и различных по типу штриховых кодов. Это, конечно, упрощало товародвижение, однако приносило ряд неудобств для внешнеторговых сделок, ведь чтобы расшифровать код другой страны, требовалось специальное оборудование с соответствующим обеспечением.
В 1977 году в Европе была создана ассоциация товарной нумерации EAN, в которую входили 12 государств. Когда к ней начали присоединяться неевропейские страны, эта система получила статус международной. Сегодня EAN объединяет более 100 организаций по штриховому кодированию из многих стран мира, которые являются ее членами. В их числе и Российская система идентификации «Юнискан», куда входят более пяти тысяч предприятий и организаций. Она выдает коды предприятиям и организациям, причем не только российским и представителям СНГ, но и других государств.
Структура штрих-кода
Штрих-код представляет собой рисунок, состоящий из чередующихся штрихов темного цвета и светлых пробелов различной ширины. Единицей этой ширины принято считать самый тонкий штрих или пробел (0,33 мм). Каждая цифра, несущая информацию, закодирована при помощи семи модулей, в каждый из которых входят два штриха и два пробела. В начале и конце кода размещены краевые длинные штрихи, которые определяют границы сканирования. Каждый из кодов EAN начинается и заканчивается старт-стоповым знаком 101.
Виды штриховых кодов
В зависимости от вида товара, для его идентификации применяются два вида кодировки: товарная и технологическая. Первый вид предназначен для определения производителя продукции, а вторые – для установления объектов хранения, деталей, тары, материалов, узлов и др.
Международная система штрихового кодирования EAN предусматривает следующие типы штрих-кодов:
- EAN-8;
- EAN-13;
- DUN-14.
Два первых типа могут наноситься на сам товар, его упаковку, ярлыки или этикетки. При помощи DUN-14 маркируется исключительно транспортная тара продукции.
Наиболее распространен код EAN-13. Это его мы видим практически на всех покупаемых нами товарах. EAN-8 используется для маркировки малогабаритных упаковок, там, где EAN-13 занимал бы места более чем одну восьмую от печатной площади тары.
Префикс и страна-производитель товара
Для того чтобы понять, как осуществляется кодирование, рассмотрим пример маркировки товара стандартным кодом EAN-13. Он состоит из тринадцати разрядов, т. е. 13 цифр под рисунком. Стоит сразу оговориться, что, вопреки распространенному среди потребителей мнению, будто бы в первых двух цифрах зашифрована страна происхождения товара, это не так. Вернее, не всегда так.
Дело в том, что эти первые цифры, именуемые префиксом, присваиваются ассоциацией EAN и указывают не на государство, а на национальную организацию товарной нумерации. Соответственно, предприятие, которое находится в одной стране, может быть зарегистрировано в любой и даже в нескольких национальных организаций. Например, российская фирма, занимающаяся выпуском продукции на территории России, может быть зарегистрирована в НО товарной нумерации Испании, и тогда первые цифры кода будут соответствовать ей (84) не «Юнискану» (460).
Но это, скорее, исключение, нежели правило. В большинстве случаев префиксом все-таки обозначается страна происхождения товара. Поэтому нелишним будет узнать о первых цифрах кодов хотя бы для самых крупных государств-поставщиков товаров в Россию. Но об этом немного позже. Сейчас давайте рассмотрим, что же означают остальные цифры.
Другие цифры в коде
За префиксом следует число (7 разряд включительно), которое является кодом предприятия, которое, собственно, и произвела маркировку. После него идет цифра (с 8-го по 12 разряд), указывающая на код самого товара, т. е. его категорию. Последняя цифра (13 разряд) – контрольная.
Коды некоторых государств, поставляющих продукцию в Российскую Федерацию
Чтобы определение страны происхождения товара не вызывало сложностей, можно запомнить или записать коды государств, которые являются крупнейшими поставщиками продукции в Россию. Вот некоторые из них:
- Австрия – 90, 91.
- Болгария – 380.
- Великобритания – 50.
- Венгрия – 599.
- Германия – 400, 440.
- Гонконг – 489.
- Индонезия – 899.
- Израиль – 729.
- Италия – 80, 83.
- Китай – 690.
- Куба – 850.
- Португалия – 560.
- Польша – 590.
- Словения – 383.
- США, Канада – 00, 09.
- Тайвань – 47.
- Турция – 869.
- Франция – 30, 37.
- Чехия – 859.
- Хорватия – 385.
- Швеция – 73.
Используя подобные знания, теперь вы точно будете знать, штрих-код какой страны нанесен на купленный вами товар. Но как бы там ни было, его наличие – это уже свидетельство того, что перед вами продукция, которая прошла сертификацию и соответствует определенным требованиям качества.
Любой товар, который можно приобрести в магазине или супермаркете, проходит долгий путь от производителя через несколько поставщиков на прилавок ближайшей к потребителю торговой точки. И если производитель знает, что он производит, и как со своим товаром обращаться, то поставщики, а уж тем более - их наёмные работники этого могут не знать. Поэтому нередко на полки попадает испорченный или повреждённый товар, а бывает, что и вовсе контрафактный. Чтобы доставить конечному потребителю только качественную продукцию, в том виде, в котором она была задумана производителем, существует обязательная маркировка товара.
Понятие маркировки
Под маркировкой следует понимать знак, который может состоять из слов, символов, условных обозначений, с элементами голографической защиты или без таковых. Задача маркировки - предоставить человеку, держащему товар в руках, исчерпывающую информацию о нем без нарушения целостности упаковки.
Виды маркировки товаров
В зависимости от предназначения той или иной маркировки, различают:
1. Предупредительную маркировку - извещающую об особенностях использования товара, например, перечёркнутый аквариум означает, что нельзя сверху на товар ставить тяжёлые вещи.
2. Маркировку общих потребительских сведений о товаре - данная маркировка наносится по требованию ГОСТа и должна содержать в текстовой форме основную информацию о потребительских свойствах товара: вес, цвет, и т. д.
3. Транспортную маркировку - указывающую на правила перевозки товара и возможные манипуляции с ним. Например, перевёрнутый бокал означает, что товар хрупкий. Бывает и транспортная маркировка в форме текста, например, надпись «Не бросать», которая не требует комментариев.
4. Маркировку сертификационными знаками - в связи с тем, что некоторые товары можно производить, только имея специальное разрешение или лицензию, наличие на товаре сертификационного знака свидетельствует о наличии такого разрешения у производителя. Как правило, сертификационные знаки состоят из рисунка, текста и символов с голографической защитой. Самым популярным сертификационным знаком является акцизный знак.
5. Товарные знаки - указывающие на принадлежность товара к определенной Наличие такого знака свидетельствует о подлинности такой продукции.
6. Экомаркировку - она указывает на то, что использование товара не вредит экологии, а также может свидетельствовать о наличии в товаре тех или иных вредных для природы и человека ингредиентов.
7. Специальную маркировку, которая свойственна опасным и особо опасным группам товаров, таким как кислоты и взрывчатые вещества. Специальная маркировка товара сообщает о максимально допустимых свойствах окружающей среды для хранения и перевозки такого товара.
8. Штрих-код, или, как его раньше называли, полосковый код, является международной унифицированной маркировкой. Штрих-код легко узнаваем по своим полосам, и содержит всю необходимую информацию о товаре для его реализации на рынке, а именно - информацию о стране-изготовителе, код товара согласно международному классификатору, код изготовителя, а также код, свидетельствующий о наличии лицензий и разрешений.
Штрих-код бывает двух основных форм: линейный, собственно, полосковый код и двухмерный, известный как способен уместить больше информации, нежели линейные, поскольку позволяет считывать информацию не только по горизонтали, но и по вертикали. Как правило, в qr-коде товара содержится адрес производственных мощностей и веб-сайт производителя, а, возможно, и телефоны представительств. В принципе, в двухмерный код можно зашифровать совершенно любую информацию. Штрих-коды также упрощают ведение складского учёта и кассового обслуживания в супермаркетах при помощи компьютеризированного торгового оборудования.
Маркировка по ГОСТу
Российская Федерация унаследовала и сохранила Государственный общесоюзный стандарт, который теперь называется государственный стандарт Российской Федерации. Ценность его в том, что для каждого привычного продукта или вещи существует единый стандарт качества, о чём свидетельствует соответствующая маркировка товара.
ГОСТ в СССР устанавливал стандарты абсолютно для всей продукции, выпускаемой в Советском Союзе. Сохранившись, маркировка товара ГОСТ позволила уберечь аутентичность продукции, выпускаемой ещё с советских времён. Например, докторская колбаса, кем бы она не выпускалась, должна состоять из одних и тех же ингредиентов, прописанных в ГОСТе, и приготовлена, придерживаясь стандартной рецептуры. Конечно, современные производители, пытаясь сэкономить, идут на хитрости, выпуская товар по специально разработанным техническим условиям, при этом немного изменив название продукта. Например, не "Вологодское масло", а "Вологодское масло экстра", и т. д. Сегодня каждый производитель может получить разрешение на выпуск продукции по собственным техническим условиям, но никто не имеет право выпускать товар с названием по маркировке ГОСТа, не соответствующий требованиям стандарта.
Маркировка продуктов питания
На всех продуктах питания, производимых в России или ввозимых на её территорию, должна производиться обязательная маркировка товара. ГОСТ требует от производителей и других лиц следовать установленным правилам. На маркировке продукта обязательно должно быть указано название продукта, согласно ГОСТу или техническим условиям, указаны его объём или вес, государство-производитель и импортёр, состав продукта, его энергетическая ценность. А также, при каких условиях необходимо хранить данный товар, его срок годности и зависимость этого срока от условий хранения. Если продукт требует дополнительной обработки, на этикетке должен быть указан рецепт приготовления, а также как данный продукт должен приниматься в пищу. Маркировка может содержать и прочую информацию по желанию производителя. Например, могут быть указаны и рекомендации по сочетанию с другими продуктами.
Конечно, правила маркировки товара относительны, и их разрешается применять со здравым смыслом. Разумеется, никто не будет привлекать к ответственности производителя картофельных чипсов, который не разместил на упаковке информацию о том, как и нужно употреблять в пищу, но в тоже время импортёр ананасов, или каких-то более экзотических фруктов просто обязан соблюсти все вышеописанные правила маркировки товара и указать на этикетке инструкцию по его приготовлению в пищу. Ведь о кожуру ананаса можно и пораниться, если попытаться ее разжевать, а тропические фрукты и вовсе могут содержать токсические несъедобные части.
Правила устанавливаются и для упаковки определённых видов товаров. Например, пластиковые контейнеры или тара должны быть выполнены только из пищевого пластика. Молочные продукты должны быть упакованы только в герметичную тару. Яйца можно реализовывать только в специальных лотках, и т. д.
Маркировка непродовольственных товаров
Всё, что не предназначено для употребления в пищу, также подлежит обязательной маркировке, требования к которой уже менее критичны.
Маркировка непродовольственных товаров должна состоять из наименования товара, юридического названия происхождения товара, правил его эксплуатации, важных свойств и прочей информации, которую производитель посчитает нужным донести до потребителя. Поскольку большинство этой информации умещается в штрих-код, очень часто им и ограничивается производитель непродовольственного товара, чем озадачивает потенциального покупателя, не желающего покупать "кота в мешке".
Маркировка Российских товаров всё ещё пребывает на стадии развития, поэтому не всегда может содержать исчерпывающую информацию о товаре. Разъяснения Правительства РФ о порядке маркировки товара, с одной стороны, гласят о необходимости строго придерживаться установленных стандартов, с другой - действовать по усмотрению, а с третьей - не помещать на товар все существующие виды маркировки товаров на всякий случай. В таких правилах несложно и запутаться, поэтому до сих пор маркировка делается в первую очередь для представителей торговли, а лишь потом - для потребителя.
Конкретных требований к упаковке непродовольственных товаров нет, за исключением товаров, относящихся к опасным, особо опасным и легковоспламеняющимся, а также к разрешённым видам оружия. Такая продукция может храниться и транспортироваться только в специальных ёмкостях, контейнерах и футлярах, а также сопровождаться соответствующей предупреждающей маркировкой, которая должна содержать манипуляционные знаки маркировки товаров.
Подакцизные товары
Самые суровые требования к маркировке товара касаются подакцизной группы. К в России относятся алкоголь, кроме пива и сидра, табачные изделия и горюче-смазочные материалы. Маркировка подакцизных товаров заключается в нанесении на товар акцизной марки - таким образом, чтобы вскрыть тару или упаковку, не повредив марку, было невозможно. Акцизная маркировка товаров включает в себя информацию о производителе, номер его лицензии, сумму акцизного сбора за конкретный товар, а также его наименование.
Является фискальным документом государственной отчётности и находится под строгим контролем.
Особняком стоит маркировка лазерных дисков с записанными на них объектами авторских прав. Такой товар маркируется специальными лицензионными марками, которые по своей структуре напоминают акцизные, но, в отличие от них, производятся вместе с лазерной продукцией специальными предприятиями под строгим государственным контролем.
Правила маркировки и упаковки товара для транспортирования воздушным транспортом
Воздушные перевозки сопряжены с повышенной опасностью, поэтому к товару, перевозимому таким транспортом, применяются более жёсткие требования, в том числе и относительно маркировки. К воздушным перевозкам допускается только товар в прямоугольных или квадратных контейнерах, цистернах, и прочих ёмкостях правильной геометрической формы. Маркировка на контейнерах и другой прямоугольной и квадратной упаковке должна находиться по бокам и сверху такого контейнера. Она должна включать в себя обязательную маркировку непродовольственных или продовольственных товаров, специальную маркировку, экологическую, транспортную маркировку с манипуляционными знаками. В маркировке должна содержаться информация о весе товара нетто и брутто, то есть как с упаковкой, так и без неё.
Размер упаковки товара должен соответствовать габаритам одного транспортного места, определяемым правилами внутренних и международных перевозок воздушным транспортом. При этом каждый товар должен занимать одно место.
Обязанность соблюдать требования маркировки
На кого по закону возлагается упаковка и маркировка товара и соблюдение установленных требований - главный вопрос, волнующий каждого субъекта хозяйствования в сфере торговли. Согласно действующему законодательству, такие обязательства возлагаются на все субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с производством транспортировкой и реализацией товара. Но эти обязанности имеют некоторые различия.
Производитель обязан произвести, или в случае с акцизными или лицензионными марками - приобрести необходимое количество маркировок для своей продукции и обеспечить правильное их нанесение на товар. Производитель отвечает за соответствия качества своего товара данным, указанным на маркировке, с момента выхода товара с конвейера до его приобретения конечным потребителем.
Перевозчик, который осуществляет транспортировку товара, отвечает за целостность маркировки на товаре с момента приёма товара у отправителя до его доставки получателю. При этом перевозчик никогда не несёт ответственности за содержание маркировки и его соответствия товару, а также за повреждения маркировки, если факт нарушения целостности был зафиксирован в момент приёма груза у отправителя.
Оптовый и розничный торговцы обязаны обеспечить целостность и читаемость маркировки товара, находящегося на его прилавках. Что характерно, продавец не несёт ответственности за несоответствие данных маркировки реальным свойствам товара, но в то же время несёт ответственность перед покупателем за несоответствие информации на магазинной этикетке, то есть устной оферты продавца, реальному качеству товара. Таким образом, если производитель сознательно или случайно нанёс на ламповый телевизор маркировку плазменного, и продавец, не изучив товар, продаёт его по заводской маркировке, то он будет отвечать перед покупателем за несоответствие качества товара заявленному в оферте, согласно законодательству «о защите прав потребителей». В таком случае продавец получит право предъявлять аналогичные претензии заводу-изготовителю.
Следует отметить, что продавец обязан известить покупателя о всех свойствах покупаемого товара, а не о данных, указанных в маркировке, которые покупатель и сам может прочесть. Также важно понимать различие между обязанностями продавца за реализацию товара без обязательной маркировки, и продажу подакцизного товара с аналогичными дефектами. Привлечь продавца первой категории товаров к ответственности можно, только установив факт продажи товара без надлежащей маркировки. В случае же с подакцизным товаром достаточно просто обнаружить такой товар на складе продавца, не сопровождённый накладными на возвращение в связи с нарушением акцизной маркировки.
Ответственность за нарушения правил маркировки
За нарушение правил маркировки товаров предусматривается административная ответственность в виде штрафа с конфискацией продукции или без таковой. Размер и вид ответственности зависит от объективной стороны правонарушения, то есть от того, какое конкретно неправомерное действие совершило лицо, ответственное за наличие маркировки.
Ненадлежащая маркировка продовольственных товаров и непродовольственных товаров сама по себе карается штрафом, но может скрывать за собой и более тяжкое правонарушение, или даже преступление - реализация и контрабанда. Напомним, что обязательная маркировка включает указание наименования производителя товара и страну происхождения. Таким образом, маркировка позволяет проверить легальность производства или ввоза определённой продукции, а её реализатору - подтвердить легальность её приобретения, в случае если по каким-то причинам на товар отсутствуют накладные. Например, если товар приобретён на оптовом рынке.
Продажа подакцизного товара без соответствующей маркировки, или если упаковка и маркировка товара повреждены, также карается штрафом. Такая продажа также является основанием для подозрения в другом более тяжёлом налоговом правонарушении, а именно - неоприходовании товара и наличных средств. А всё потому, что реализация подакцизного товара за наличные допускается только с помощью кассового аппарата, в который вводится весь оприходованный товар с указанием в том числе и данных акцизных марок. Таким образом, повреждённая или отсутствующая акцизная марка на товаре позволяет усомниться в том, что этот товар был завезен на склад магазина, и внесен в кассовый аппарат, а не продаётся на разлив или поштучно из под полы. Разумеется, доказать легальность продукции с поврежденной или отсутствующей маркировкой возможно, но на это придётся потратить драгоценные нервы, поэтому лучше такого не допускать.
Проверить субъекта хозяйствования, который изготавливает и реализует товары, подлежащие маркировке, могут несколько контролирующих и правоохранительных органов, а именно - органы федеральной налоговой службы, налоговая полиция и полиция, прокуратура, органы контроля за оборотом спиртосодержащих продуктов и табачных изделий, органы защиты прав потребителей, органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического контроля, органы пожарного надзора. В исключительных случаях в рамках уголовного расследования проверка маркировки товаров может проводиться прокуратурой и ФСБ.
Что нужно знать потребителю о маркировке
По сути, потребитель является главным лицом, в интересах которого применяется маркировка товаров, но вместе тем он же является и наиболее неосведомлённым в этом вопросе в нашей стране. С одной стороны, уже сейчас вносятся изменения в законодательство, благодаря которому маркировка российских товаров должна стать более понятной для потребителя. Также новый закон обяжет наносить специальную маркировку на более широкую группу товаров. С другой стороны, потребителю уже сейчас не помешает разобраться в том, какую пользу для себя можно извлечь из маркировки. Во-первых, маркировка является информированием потребителя о свойствах, количестве и качестве товара в понимании закона «О защите прав потребителей» и «Гражданского кодекса». То есть, если содержимое товара не соответствует маркировке, значит, продавец или производитель вас неверно проинформировали о купленном товаре, и потребитель имеет право на соответствующее возмещение ущерба. Во-вторых, маркировка гарантирует легальность товара, а в случае с алкоголем или мясомолочной продукцией это жизненно важно.
В-третьих, маркировка товара помогает узнать настоящее место производства товара, что позволит определить даже высококачественную подделку.
Таким образом, требования к маркировке товара, а также его упаковке стимулируют производителей и продавцов придерживаться определённых стандартов качества и соблюдать права потребителей.
Ярлычки, ценники, этикетки, штрих-кода, товарные знаки, бирки, штампы, вкладыши и даже ценники и чеки - это все различные виды маркировок. Мы сталкиваемся с ними каждый день и не всегда понимаем их назначение. Давайте разберемся, что такое маркировка, какая она бывает и зачем нужна.
Маркировка
Маркировкой называют все, что вы видите на товаре, упаковке или дополнительных средствах. Это могут быть различные тексты, рисунки, условные обозначения, штрих-код. Она выполняет несколько важных функций, таких как:
- информационная - благодаря ей мы получаем все сведения о товаре: наименовании, производителе, сроки годности, составе, применении, особенностях эксплуатации;
- идентифицирующая - через нее мы узнаем, каким образом сертифицирована продукция (ТУ, ГОСТ, ISO и т. д.);
- эмоциональная и мотивационная - маркировка товара привлекает покупателя, и своим смысловым и художественным наполнением стимулирует покупку.
Виды маркировок
Все виды маркировок можно разделить на две большие группы:
- маркировка от производителя (производственная);
- маркировка от торгового представителя (торговую).
В первую группу относят всю маркировку, которая наносится непосредственно на предприятии. Особенности ее оформления регламентируются законодательством. К маркировке от производителя относится все то, что получает товар на производстве: этикетку, штамп, клеймо, контрольную ленту или бирку.
Товарная же маркировка наносится не фирмой-производителем, а тем, кто распространяет товар (продавец/поставщик). Она содержит информацию не о самом товаре, а его продавце (адрес, стоимость, артикул). В основном наносят такую маркировку на чек или ценник.
Маркировка существует не только на этикетках продукции, но и в электрике. Например, разные цвета проводов - это тоже вариант маркировки. Информация об этом находится в статье .
Дата выпуска аккумулятора - еще один вид маркировки, описанный в статье .
Возможно, будет полезно почитать:
- Аббатство - это католический монастырь ;
- Самые распространенные расклады ;
- Быт и обычаи Обычаи и нравы 19 века ;
- К чему снятся жабы и лягушки: мужчине, девушке, женщине, беременной – толкования разных сонников ;
- Основные характеристики марса ;
- Должностная инструкция транспортного экспедитора ;
- Татаро-монгольское иго или история о том, как ложь стала правдой ;
- Журавль толкование сонника ;