Маркировка не производится на. Основные функции маркировки

Маркировка – это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара.

Основные функции маркировки : 1.информационная, 2.идентифицирующая, 3.мотивационная и 4.эмоциональная. Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.Эмоциональная и мотивационная функции маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной..Специфические для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность, однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность – приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения. Состав и содержание маркировки товаров должны быть достаточными для обеспечения безопасного обращения с ними..
Маркировка должна быть устойчивой к воздействию климатических факторов.
Маркировка должна сохраняться в течение всего допустимого срока использования товара, для чего способы нанесения и изготовления этикеток (ярлыков, табличек) должны учитывать особенности характеризуемого товара и обеспечивать необходимое качество изображения.
61. Виды и носители маркировки.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую . Производственная маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.Этикетка - самостоятельный носитель информации, который приклеивается или прикладывается к товару, либо наносится типографическим способом на товар и упаковку. Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Разновилностью тикеток являются вкладыши и колъеретки.Бирки и ярлыки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных.Контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже взамен других носителей информации. Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой – указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков. Клейма и штампы – носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров.Наиболее распространенный способ, применяемый для большинства товаров, – нанесение клейма или штампа несмываемой краской. Торговая маркировка – это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека.Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров.

ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.

1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора

Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас - главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор - наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина - слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.

Об­щие све­де­ния

Ши­ны по ис­пол­не­нию мо­гут быть ка­мер­ные и бес­ка­мер­ные, а по кон­ст­рук­ции ра­ди­аль­ные и ди­а­го­наль­ные. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции ши­ны под­раз­де­ля­ют­ся на:
до­рож­ные (в оби­хо­де на­зы­ва­е­мые лет­ни­ми), пред­на­зна­че­ны для при­ме­не­ния при по­ло­жи­тель­ных тем­пе­ра­ту­рах на шос­сей­ных до­ро­гах. Ши­ны это­го ти­па обес­пе­чи­ва­ют наи­луч­шее сце­п­ле­ние с су­хой и мок­рой до­ро­гой, об­ла­да­ют ма­к­си­маль­ной из­но­со­стой­ко­стью и наи­луч­шим об­ра­зом при­спо­соб­ле­ны для ско­ро­ст­ной ез­ды. Для дви­же­ния по грун­то­вым до­ро­гам (осо­бен­но мок­рым) и зи­мой они ма­ло­при­год­ны.
зим­ние , ис­поль­зу­е­мые на об­ле­де­не­лых и за­сне­жен­ных до­ро­гах, сцеп­ные ка­че­ст­ва по­кры­тия ко­то­рых мо­гут из­ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции, от ми­ни­маль­ных (глад­кий лед или ка­ша из сне­га и во­ды) до не­боль­ших (ука­тан­ный снег на мо­ро­зе). Они об­ла­да­ют не­пло­хи­ми до­рож­ны­ми свой­ст­ва­ми, не­сколь­ко ус­ту­пая лет­ней “ре­зи­не”. Мно­гие зим­ние ши­ны по­з­во­ля­ют ус­та­на­в­ли­вать ши­пы про­ти­во­сколь­же­ния или име­ют их.
все­се­зон­ные яв­ля­ют­ся ком­про­мисс­ным ва­ри­ан­том ме­ж­ду лет­ни­ми и зим­ни­ми ши­на­ми, по­э­то­му ус­ту­па­ют по обес­пе­че­нию сце­п­ле­ния и пер­вым и вто­рым в со­от­вет­ст­ву­ю­щих се­зо­ну ус­ло­ви­ях. Они по­з­во­ля­ют круг­ло­го­дич­но экс­плу­а­ти­ро­вать ав­то­мо­биль на од­ном ком­п­ле­к­те шин.
уни­вер­саль­ные об­ла­да­ют свой­ст­ва­ми, по­з­во­ля­ю­щи­ми экс­плу­а­ти­ро­вать их как на шос­сей­ных, так и на грун­то­вых до­ро­гах. Их це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять для все­до­рож­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ша­ют при­мер­но рав­ные про­бе­ги по шос­се и до­ро­гам. Чет­кую гра­ни­цу ме­ж­ду ни­ми и все­се­зон­ны­ми ши­на­ми про­ве­с­ти бы­ва­ет до­воль­но тру­д­но.
по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти рас­счи­та­ны для без­до­ро­жья и мяг­ких грун­тов. Ис­поль­зо­вать та­кие ши­ны же­ла­тель­но толь­ко при ред­ком дви­же­нии по шос­се. В про­тив­ном слу­чае они бу­дут бы­ст­рее из­на­ши­вать­ся и со­з­да­вать вы­со­кий уро­вень шу­ма.

Ос­нов­ные раз­ме­ры шин:

по­са­доч­ный диа­метр (d) на обод ко­ле­са, обо­зна­ча­ет­ся в дюй­мах;
ши­ри­на про­фи­ля (s) смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки, обо­зна­ча­ет­ся в мил­ли­мет­рах или дюй­мах. Этот раз­мер дол­жен со­от­вет­ст­во­вать по­са­доч­ной ши­ри­не обо­да (табл. 1, 2, 3);
се­рия (h) - от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах. Ес­ли се­рия от­сут­ст­ву­ет в мар­ки­ров­ке, зна­чит, это от­но­ше­ние 80% или бо­лее;
на­руж­ный диа­метр (D ) - диа­метр смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки. Указывается в каталогах;
вы­со­та про­фи­ля (H) - раз­ни­ца ме­ж­ду на­руж­ным и по­са­доч­ным диа­мет­ра­ми. В обо­зна­че­нии шин не при­во­дит­ся.







Ри­сун­ки про­те­к­то­ра шин:

не­на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото а) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но ра­ди­аль­ной пло­с­ко­сти ко­ле­са, про­хо­дя­щей че­рез его ось вра­ще­ния. Яв­ля­ет­ся наи­бо­лее уни­вер­саль­ным, по­э­то­му боль­шая часть шин вы­пу­с­ка­ет­ся с та­ким ри­сун­ком;
на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото б) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но пло­с­ко­сти, про­хо­дя­щей че­рез се­ре­ди­ну про­те­к­то­ра. Он об­ла­да­ет улуч­шен­ной спо­соб­но­стью от­во­да во­ды из пят­на кон­та­к­та с до­ро­гой и по­ни­жен­ной шум­но­стью;
асим­мет­рич­ный ри­су­нок (фото в) - не сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но цен­т­раль­ной пло­с­ко­сти вра­ще­ния ко­ле­са. Его ис­поль­зу­ют для ре­а­ли­за­ции раз­ных свойств в од­ной ши­не. На­при­мер, на­руж­ная сто­ро­на ши­ны луч­ше ра­бо­та­ет на су­хой до­ро­ге, а вну­т­рен­няя - на мок­рой.



Обозначения шин:

Со­дер­жит ин­фор­ма­цию о раз­ме­рах, кон­ст­рук­ции ши­ны, ин­де­к­сах ско­ро­сти и гру­зо­подъ­ем­но­сти. В со­от­вет­ст­вии с дей­ст­ву­ю­щи­ми стан­дар­та­ми обо­зна­че­ние размеров мо­жет быть мил­ли­мет­ро­вым, дюй­мо­вым или сме­шан­ным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.

При­ме­ры обо­зна­че­ния шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Циф­ры и бу­к­вы оз­на­ча­ют:
185; 215; 5,90 - ши­ри­на про­фи­ля в мм или дюй­мах;
70; 90 - се­рия (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах;
R - обо­зна­че­ние ра­ди­аль­ной ши­ны (в обо­зна­че­нии ди­а­го­наль­ной ши­ны бу­к­ву “D” не ука­зы­ва­ют);
14; 15; 13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах;
С - ин­декс, обо­зна­ча­ю­щий, что по­крыш­ка пред­на­зна­че­на для лег­ких гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей и ав­то­бу­сов осо­бо ма­лой вме­сти­мо­сти.

В об­ра­ще­нии встречаются ши­ны с ины­ми обо­зна­че­ни­я­ми, на­при­мер:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ши­ри­на про­фи­ля в дюй­мах и мил­ли­мет­рах;
13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах.
Бу­к­вы R нет, зна­чит ши­на ди­а­го­наль­ная. По­с­коль­ку не ука­за­но зна­че­ние вы­со­ты про­фи­ля, оно пре­вы­ша­ет 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин все­до­рож­ни­ков, все раз­ме­ры в дюй­мах)
31 - на­руж­ный диа­метр;
10,5 - ши­ри­на про­фи­ля;
R - ра­ди­аль­ная ши­на;
15 - по­са­доч­ный диа­метр.



Мар­ки­ров­ка шин оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва

В со­от­вет­ст­вии с ГОСТ 4754-97 на по­крыш­ку на­но­сят­ся сле­ду­ю­щие обя­за­тель­ные над­пи­си:
то­вар­ный знак и (или) на­име­но­ва­ние из­го­то­ви­те­ля;
на­и­ме­но­ва­ние стра­ны - из­го­то­ви­те­ля на ан­г­лий­ском язы­ке - “Made in…”;
обо­зна­че­ние ши­ны;
тор­го­вая мар­ка (мо­дель ши­ны);
ин­декс не­су­щей спо­соб­но­сти (гру­зо­подъ­ем­но­сти);
ин­декс ка­те­го­рии ско­ро­сти (табл.4);
“Tubeless” - для бес­ка­мер­ных шин;
“Reinforced” - для уси­лен­ных шин;
“M+S” или “M.S” - для зим­них шин;
“All seasons” - для все­се­зон­ных шин;
да­ту из­го­то­в­ле­ния, со­сто­я­щую из трех цифр, пер­вые две обо­зна­ча­ют не­де­лю из­го­то­в­ле­ния, по­с­лед­няя - год;
“PSI” - ин­декс да­в­ле­ния от 20 до 85 (толь­ко для шин с ин­де­к­сом “С”);
“Regroovable” - в слу­чае воз­мож­но­сти уг­луб­ле­ния ри­сун­ка про­те­к­то­ра ме­то­дом на­рез­ки;
знак офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния “E” с ука­за­ни­ем но­ме­ров офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния и стра­ны, вы­дав­шей сер­ти­фи­кат;
“ГОСТ 4754”;
на­ци­о­наль­ный знак со­от­вет­ст­вия ГО­С­Ту (до­пу­с­ка­ет­ся на­но­сить толь­ко в со­про­во­ди­тель­ной до­ку­мен­та­ции);
по­ряд­ко­вый но­мер ши­ны;
знак на­пра­в­ле­ния вра­ще­ния (в слу­чае на­пра­в­лен­но­го ри­сун­ка про­те­к­то­ра);
“TWI” - место рас­по­ло­же­ния ин­ди­ка­то­ров из­но­са;
ба­лан­си­ро­воч­ная мет­ка (кро­ме шин 6,50-16С и 215/90-15С, по­ста­в­ля­е­мых в экс­плу­а­та­цию);
штамп тех­ни­че­ско­го кон­т­ро­ля.

Мар­ки­ров­ка зарубежных шин

На них мо­гут быть не­ко­то­рые дру­гие обо­зна­че­ния:
“Тous terrain” - все­се­зон­ная;
“R+W” (Road + Winter) - до­рож­ная + зим­няя (универсальная);
“Retread” - вос­ста­но­в­лен­ная;
“Inside” - вну­т­рен­няя сто­ро­на;
“Outside” - на­руж­ная сто­ро­на;
“Rotation” - на­пра­в­ле­ние вра­ще­ния (для шин с на­пра­в­лен­ным ри­сун­ком);
“Side facing inwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная внутрь;
“Side facing outwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная на­ру­жу (для асим­мет­рич­ных шин);
“Steel” - обо­зна­че­ние на­ли­чия ме­тал­ло­кор­да;
“TL” - бес­ка­мер­ная ши­на;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - ка­мер­ная ши­на.

Ре­ко­мен­да­ции

Же­ла­тель­но, что­бы все ши­ны, ус­та­но­в­лен­ные на ав­то­мо­биль, бы­ли не толь­ко од­но­го раз­ме­ра и кон­ст­рук­ции, но и од­ной мо­де­ли и по воз­мож­но­сти од­но­го про­из­во­ди­те­ля. Не­с­мо­т­ря на внеш­нее сход­ст­во не­ко­то­рых ри­сун­ков про­те­к­то­ра, ка­ж­дая мо­дель шин об­ла­да­ет ком­п­ле­к­сом свойств, при­су­щих толь­ко ей. При ус­та­нов­ке на раз­ные оси ав­то­мо­би­ля шин с от­ли­ча­ю­щим­ся, хо­тя и очень по­хо­жим ри­сун­ком (это до­пу­с­ка­ет­ся Пра­ви­ла­ми до­рож­но­го дви­же­ния), сцеп­ные свой­ст­ва не­из­беж­но бу­дут от­ли­чать­ся, что мо­жет па­губ­но ска­зать­ся на уп­ра­в­ля­е­мо­сти в кри­ти­че­ских си­ту­а­ци­ях. В слу­чае вы­ну­ж­ден­ной ус­та­нов­ки не оди­на­ко­вых шин не­об­хо­ди­мо по воз­мож­но­сти из­бе­гать сле­ду­ю­щих со­че­та­ний:
низ­ко­про­филь­ная “ре­зи­на” впе­ре­ди и вы­со­ко­про­филь­ная сза­ди;
на ве­ду­щей оси пе­ред­не­при­вод­но­го ав­то­мо­би­ля ус­та­но­в­ле­ны ши­по­ван­ные ши­ны , а сза­ди без ши­пов ;
впе­ре­ди ус­та­но­в­ле­ны но­вые ши­ны, а сза­ди пол­но­стью из­но­шен­ные или на­обо­рот и т.д.
Осо­бен­но опас­ны два по­с­лед­них ва­ри­ан­та, так как на влаж­ном или об­ле­де­не­лом ас­фаль­те сце­п­ле­ние зад­них шин с до­ро­гой зна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся, что мо­жет при­ве­с­ти к за­но­су и ДТП.
Все ши­ны, да­же в пре­де­лах од­но­го ти­па, раз­ли­ча­ют­ся по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву ре­зи­ны, вну­т­рен­ней кон­ст­рук­ции и ри­сун­ку про­те­к­то­ра. Это свя­за­но с тем, что сде­лать “иде­аль­ную” ши­ну, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ва­ла ма­к­си­маль­ную ре­а­ли­за­цию ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля при всех до­рож­ных ус­ло­ви­ях, не­воз­мож­но. По­э­то­му про­из­во­ди­те­ли вы­пу­с­ка­ют ши­ны:
с оп­ре­де­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ци­ей, ко­гда наи­бо­лее раз­ви­ты од­но (или два) свой­ст­ва (как пра­ви­ло, в не­боль­шой ущерб дру­гим). На­при­мер, ши­на для ком­форт­но­го дви­же­ния по шос­се, об­ла­дая низ­кой шум­но­стью и хо­ро­шей плав­но­стью хо­да, мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шую ус­той­чи­вость и уп­ра­в­ля­е­мость на вы­со­ких ско­ро­стях. Или ши­на име­ет по­вы­шен­ный ре­сурс и обес­пе­чи­ва­ет сни­же­ние рас­хо­да то­п­ли­ва (по срав­не­нию с дру­ги­ми мо­де­ля­ми) за счет низ­ко­го со­про­ти­в­ле­ния ка­че­нию, но мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шей ком­форт­но­сти, ус­той­чи­во­сти и уп­ра­в­ля­е­мо­сти. Как пра­ви­ло, все круп­ные про­из­во­ди­те­ли (к со­жа­ле­нию, по­ка в ос­нов­ном за­ру­беж­ные) ука­зы­ва­ют в ре­к­лам­ных про­спе­к­тах, ка­ки­ми имен­но наи­луч­ши­ми свой­ст­ва­ми об­ла­да­ет дан­ная мо­дель ши­ны. Прав­да, при этом умал­чи­ва­ют, ка­ки­ми свой­ст­ва­ми “по­жер­т­во­ва­ли”;
с ус­ред­нен­ны­ми, при­мер­но оди­на­ко­вы­ми по ве­ли­чи­не, свой­ст­ва­ми, для обес­пе­че­ния при­е­м­ле­мой ре­а­ли­за­ции ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля в ши­ро­ком ди­а­па­зо­не до­рож­ных ус­ло­вий.
По­э­то­му пе­ред вы­бо­ром шин не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить:
ка­кие свой­ст­ва шин, по­ми­мо на­деж­но­го сце­п­ле­ния, вам наи­бо­лее важ­ны - “спор­тив­ность”, ком­форт­ность, эко­но­мич­ность и т.п.
ус­ло­вия, в ко­то­рых бу­дет боль­шее вре­мя экс­плу­а­ти­ро­вать­ся ав­то­мо­биль;
ма­к­си­маль­ные гру­зо­подъ­ем­ность и ско­рость, га­ба­рит­ные раз­ме­ры ши­ны, ко­то­рые долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ав­то­мо­би­лю.
При пе­ре­хо­де на дру­гую раз­мер­ность же­ла­тель­но, что­бы не из­ме­нил­ся на­руж­ный диа­метр ши­ны, ко­то­рый мож­но рас­счи­тать по фор­му­ле: D = 25,4d+2sh,
где d - по­са­доч­ный диа­метр ко­ле­са (дюй­мы), s - ши­ри­на про­фи­ля ши­ны (мм), h - серия шины (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля ши­ны к ее ши­ри­не в %). Рекомендуемые ва­ри­ан­ты за­ме­ны при­ве­де­ны в табл. 5.
Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что экс­плу­а­та­ция шин на пре­дель­ных ско­ро­стях и на­груз­ке зна­чи­тель­но сни­жа­ет их ре­сурс.



Тонкости шинной МАРКИРОВКИ

Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:

Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.

Маркировка Что означает Примечание
All season или Tous terrain Всесезонная
R+W (Road+winter) Дорожная +зимняя (всесезонная)
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) Грязь и снег
XL (extra load) Повышенной грузоподъемности Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности
R или Radial Радиальная конструкция шины
Reinforced Усиленная
Retread Восстановленная
Regroovable Возможна нарезка/ углубление канавок
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) Направление вращения шины Только для шин с направленным типом протектора
Inside или Side facing inwards Внутренняя сторона боковины
Outside или Side facing outwards Внешняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
С (commercial) Для легких грузовиков и микроавтобусов Обычно расположена в конце маркировки размерности шины
P (passenger) Легковая
LT (light truck) Для легких грузовиков и автобусов На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
SUV Для вседорожников
Steel или Steel belted Металлокордный брекер
Tubeless или TL Бескамерная
Tube type или TT С камерой
TWI (Tread wear indication) Индикатор износа глубины протектора
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата.
Maximum load … Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности
Maximum Pressure … Максимально допустимое давление в шине по стандарту США
ETRO Европейская техническая организация по шинам и дискам
ECE Европейская комиссия по экономике
DOT Министерство транспорта США
FMVSS Федеральный стандарт безопасности транспортных средств

Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:

Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:

Примечание: Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.

Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.

О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.

Тату на плечах


1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.




2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки



3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»



4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)



5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.

6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам. Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.

В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин

Любая продукция на упаковке имеет набор не всегда понятных знаков, надписей и даже кодов. Это маркировка товара, которая является наиболее удобным способом для доведения информации до потенциального покупателя о его изготовителе, а также качественных и количественных характеристиках. Кроме этого, она позволяет отслеживать перемещение продукции на любом его этапе.

В этой статье мы поговорим о том, что же представляет собой маркировка, какая она бывает, а также о том, как по ней определяется страна происхождения товара. Кроме этого, мы попытаемся разобраться в штриховой кодировке продукции.

Что такое маркировка и каковы ее задачи

Маркировка – это нанесение на упаковку, этикетку, ярлык, бирку или контрольную ленту товара определенной информации о его изготовителе, дате и способе изготовления, предназначении, качестве, способе транспортировки, хранения и другой важной информации. Она выполняет четыре основные функции:

  • информационную;
  • идентифицирующую;
  • эмоциональную;
  • мотивационную.

Информационная функция является основной. Она включает основополагающую и потребительскую информацию, дублирующую сведения, внесенные в товаросопроводительные документы. Благодаря именно этой функции потребителем без особого труда определяется страна происхождения товара, предприятие-изготовитель, назначение продукции и др.

Идентифицирующая роль маркировки заключается в том, чтобы производитель, покупатель или транспортная компания могли определить местонахождение перевозимой продукции, где бы она ни была, в любое время. Чтобы это стало возможным, соответствующая маркировка товара вносится в электронные системы, позволяющие отслеживать его нахождение.

Эмоциональная и мотивационная функции также рассчитаны на потребителя. Они дают ему возможность оценить упаковку, прочесть поясняющие тексты и, в итоге, мотивируют на покупку.

Виды маркировки продукции

Маркировка, в зависимости от места ее нанесения, классифицируется на производственную и торговую. Первый вид – это текст, рисунок либо другие знаки, нанесенные на упаковку товара его изготовителем. Носителем такой маркировки могут быть:

  • этикетки;
  • ярлыки;
  • бирки;
  • вкладыши;
  • клейма;
  • штампы;
  • контрольные ленты и др.

Торговая маркировка – это также текст, знаки, условные обозначения, рисунки, нанесенные все тем же изготовителем на упаковку, товарные, кассовые чеки, а в некоторых случаях и на сам товар. Главное ее отличие от производственной заключается в том, что ее информационная функция по большей мере связана с указанием данных о производителе, а не о продукции.

Структура маркировки

Обязательная маркировка товара состоит из:


Текст

Текст – наиболее распространенный и важный элемент как производственной, так и торговой маркировки. Он, как форма письменной информации, характеризуется высокой степенью доступности данных о продукции независимо от субъекта рыночных отношений. Тексту присущи все функции маркировки, но в наибольшей степени – информационная и идентифицирующая. Он всегда есть на упаковке и может быть написан на любом из языков или даже на нескольких. При помощи него потребитель может узнать, кем был произведен товар, из чего он сделан, каков адрес производителя и др.

Рисунок

Рисунок, в отличие от текста, может не всегда присутствует в маркировке. Он чаще встречается на производственном обозначении товара, нежели торговом. Его отличает высокая степень доступности и понимания, а выполняет он больше мотивационную и эмоциональную функцию.

Но бывают и исключения, когда на этикетку товара наносятся рисунки, информирующие о его правильной эксплуатации.

Информационные знаки

Информационные знаки – это обозначения, используемые для определения совокупных или отдельных характеристик продукции. Они в основном характерны для производственной маркировки.
С их помощью происходит определение страны происхождения товара, его категории, качества, эксплуатационных характеристик и др. Однако расшифровать их в некоторых случаях могут только профессионалы. Информационным знакам свойственны такие признаки, как:

  • краткость;
  • наглядность;
  • узнаваемость;
  • выразительность.

Краткость обуславливается тем, что в качестве знаков здесь выступают отдельные слова, цифры, буквы, рисунки, символы. Выразительность и наглядность характеризуются цветом, формой, сочетанием определенных символов, соответствующим необходимым эстетическим требованиям.

Что касается узнаваемости, то она достигается путем использования общепринятых символов, для расшифровки которых не требуются специальные познания.

Классификация информационных знаков

Информационные знаки делятся на:


Последний информационный знак является обязательным для всей продукции, которая идет на экспорт. На нем мы остановимся более детально, так как штрих-код используется для всех внешнеторговых сделок. Кроме того, с помощью такого обозначения даже непрофессионалу можно кое-что узнать о приобретаемом товаре.

Маркировка продукции при помощи штрих-кода является наиболее распространенным видом ее автоматической идентификации наряду с магнитной, цифровой, звуковой и радиочастотной. Система кодирования основывается на принципе шифрования алфавитно-цифровых обозначений в виде чередования штрихов с пробелами, которые имеют различную ширину.

Полностью расшифровать штрих-код можно лишь при помощи специального сканирующего устройства, считывающего символы, нанесенные в соответствии с едиными правилами и техническими условиями. Он наносится на поверхность транспортной или потребительской упаковки практически всех отечественных и импортных товаров при помощи типографской печати или посредством приклеивания этикетки или ярлыка с ним. Отсутствие такого информационного знака на продукции существенно снижает его конкурентоспособность, а продать ее в некоторых случаях практически невозможно. Это в первую очередь связано с тем, что предприятия, где товародвижение автоматизировано, просто не принимают не маркированный соответствующим образом товар.

История штрих-кода

Линейное кодирование, являющееся прообразом штрихового, было придумано и воплощено в жизнь в США в 1930 годах. За Америкой последовала Канада и Германия. С того времени появилось много разновидностей региональных, национальных и различных по типу штриховых кодов. Это, конечно, упрощало товародвижение, однако приносило ряд неудобств для внешнеторговых сделок, ведь чтобы расшифровать код другой страны, требовалось специальное оборудование с соответствующим обеспечением.

В 1977 году в Европе была создана ассоциация товарной нумерации EAN, в которую входили 12 государств. Когда к ней начали присоединяться неевропейские страны, эта система получила статус международной. Сегодня EAN объединяет более 100 организаций по штриховому кодированию из многих стран мира, которые являются ее членами. В их числе и Российская система идентификации «Юнискан», куда входят более пяти тысяч предприятий и организаций. Она выдает коды предприятиям и организациям, причем не только российским и представителям СНГ, но и других государств.

Структура штрих-кода

Штрих-код представляет собой рисунок, состоящий из чередующихся штрихов темного цвета и светлых пробелов различной ширины. Единицей этой ширины принято считать самый тонкий штрих или пробел (0,33 мм). Каждая цифра, несущая информацию, закодирована при помощи семи модулей, в каждый из которых входят два штриха и два пробела. В начале и конце кода размещены краевые длинные штрихи, которые определяют границы сканирования. Каждый из кодов EAN начинается и заканчивается старт-стоповым знаком 101.

Виды штриховых кодов

В зависимости от вида товара, для его идентификации применяются два вида кодировки: товарная и технологическая. Первый вид предназначен для определения производителя продукции, а вторые – для установления объектов хранения, деталей, тары, материалов, узлов и др.

Международная система штрихового кодирования EAN предусматривает следующие типы штрих-кодов:

  • EAN-8;
  • EAN-13;
  • DUN-14.

Два первых типа могут наноситься на сам товар, его упаковку, ярлыки или этикетки. При помощи DUN-14 маркируется исключительно транспортная тара продукции.

Наиболее распространен код EAN-13. Это его мы видим практически на всех покупаемых нами товарах. EAN-8 используется для маркировки малогабаритных упаковок, там, где EAN-13 занимал бы места более чем одну восьмую от печатной площади тары.

Префикс и страна-производитель товара

Для того чтобы понять, как осуществляется кодирование, рассмотрим пример маркировки товара стандартным кодом EAN-13. Он состоит из тринадцати разрядов, т. е. 13 цифр под рисунком. Стоит сразу оговориться, что, вопреки распространенному среди потребителей мнению, будто бы в первых двух цифрах зашифрована страна происхождения товара, это не так. Вернее, не всегда так.

Дело в том, что эти первые цифры, именуемые префиксом, присваиваются ассоциацией EAN и указывают не на государство, а на национальную организацию товарной нумерации. Соответственно, предприятие, которое находится в одной стране, может быть зарегистрировано в любой и даже в нескольких национальных организаций. Например, российская фирма, занимающаяся выпуском продукции на территории России, может быть зарегистрирована в НО товарной нумерации Испании, и тогда первые цифры кода будут соответствовать ей (84) не «Юнискану» (460).

Но это, скорее, исключение, нежели правило. В большинстве случаев префиксом все-таки обозначается страна происхождения товара. Поэтому нелишним будет узнать о первых цифрах кодов хотя бы для самых крупных государств-поставщиков товаров в Россию. Но об этом немного позже. Сейчас давайте рассмотрим, что же означают остальные цифры.

Другие цифры в коде

За префиксом следует число (7 разряд включительно), которое является кодом предприятия, которое, собственно, и произвела маркировку. После него идет цифра (с 8-го по 12 разряд), указывающая на код самого товара, т. е. его категорию. Последняя цифра (13 разряд) – контрольная.

Коды некоторых государств, поставляющих продукцию в Российскую Федерацию

Чтобы определение страны происхождения товара не вызывало сложностей, можно запомнить или записать коды государств, которые являются крупнейшими поставщиками продукции в Россию. Вот некоторые из них:

  • Австрия – 90, 91.
  • Болгария – 380.
  • Великобритания – 50.
  • Венгрия – 599.
  • Германия – 400, 440.
  • Гонконг – 489.
  • Индонезия – 899.
  • Израиль – 729.
  • Италия – 80, 83.
  • Китай – 690.
  • Куба – 850.
  • Португалия – 560.
  • Польша – 590.
  • Словения – 383.
  • США, Канада – 00, 09.
  • Тайвань – 47.
  • Турция – 869.
  • Франция – 30, 37.
  • Чехия – 859.
  • Хорватия – 385.
  • Швеция – 73.

Используя подобные знания, теперь вы точно будете знать, штрих-код какой страны нанесен на купленный вами товар. Но как бы там ни было, его наличие – это уже свидетельство того, что перед вами продукция, которая прошла сертификацию и соответствует определенным требованиям качества.

Любой товар, который можно приобрести в магазине или супермаркете, проходит долгий путь от производителя через несколько поставщиков на прилавок ближайшей к потребителю торговой точки. И если производитель знает, что он производит, и как со своим товаром обращаться, то поставщики, а уж тем более - их наёмные работники этого могут не знать. Поэтому нередко на полки попадает испорченный или повреждённый товар, а бывает, что и вовсе контрафактный. Чтобы доставить конечному потребителю только качественную продукцию, в том виде, в котором она была задумана производителем, существует обязательная маркировка товара.

Понятие маркировки

Под маркировкой следует понимать знак, который может состоять из слов, символов, условных обозначений, с элементами голографической защиты или без таковых. Задача маркировки - предоставить человеку, держащему товар в руках, исчерпывающую информацию о нем без нарушения целостности упаковки.

Виды маркировки товаров

В зависимости от предназначения той или иной маркировки, различают:

1. Предупредительную маркировку - извещающую об особенностях использования товара, например, перечёркнутый аквариум означает, что нельзя сверху на товар ставить тяжёлые вещи.

2. Маркировку общих потребительских сведений о товаре - данная маркировка наносится по требованию ГОСТа и должна содержать в текстовой форме основную информацию о потребительских свойствах товара: вес, цвет, и т. д.

3. Транспортную маркировку - указывающую на правила перевозки товара и возможные манипуляции с ним. Например, перевёрнутый бокал означает, что товар хрупкий. Бывает и транспортная маркировка в форме текста, например, надпись «Не бросать», которая не требует комментариев.

4. Маркировку сертификационными знаками - в связи с тем, что некоторые товары можно производить, только имея специальное разрешение или лицензию, наличие на товаре сертификационного знака свидетельствует о наличии такого разрешения у производителя. Как правило, сертификационные знаки состоят из рисунка, текста и символов с голографической защитой. Самым популярным сертификационным знаком является акцизный знак.

5. Товарные знаки - указывающие на принадлежность товара к определенной Наличие такого знака свидетельствует о подлинности такой продукции.

6. Экомаркировку - она указывает на то, что использование товара не вредит экологии, а также может свидетельствовать о наличии в товаре тех или иных вредных для природы и человека ингредиентов.

7. Специальную маркировку, которая свойственна опасным и особо опасным группам товаров, таким как кислоты и взрывчатые вещества. Специальная маркировка товара сообщает о максимально допустимых свойствах окружающей среды для хранения и перевозки такого товара.

8. Штрих-код, или, как его раньше называли, полосковый код, является международной унифицированной маркировкой. Штрих-код легко узнаваем по своим полосам, и содержит всю необходимую информацию о товаре для его реализации на рынке, а именно - информацию о стране-изготовителе, код товара согласно международному классификатору, код изготовителя, а также код, свидетельствующий о наличии лицензий и разрешений.

Штрих-код бывает двух основных форм: линейный, собственно, полосковый код и двухмерный, известный как способен уместить больше информации, нежели линейные, поскольку позволяет считывать информацию не только по горизонтали, но и по вертикали. Как правило, в qr-коде товара содержится адрес производственных мощностей и веб-сайт производителя, а, возможно, и телефоны представительств. В принципе, в двухмерный код можно зашифровать совершенно любую информацию. Штрих-коды также упрощают ведение складского учёта и кассового обслуживания в супермаркетах при помощи компьютеризированного торгового оборудования.

Маркировка по ГОСТу

Российская Федерация унаследовала и сохранила Государственный общесоюзный стандарт, который теперь называется государственный стандарт Российской Федерации. Ценность его в том, что для каждого привычного продукта или вещи существует единый стандарт качества, о чём свидетельствует соответствующая маркировка товара.

ГОСТ в СССР устанавливал стандарты абсолютно для всей продукции, выпускаемой в Советском Союзе. Сохранившись, маркировка товара ГОСТ позволила уберечь аутентичность продукции, выпускаемой ещё с советских времён. Например, докторская колбаса, кем бы она не выпускалась, должна состоять из одних и тех же ингредиентов, прописанных в ГОСТе, и приготовлена, придерживаясь стандартной рецептуры. Конечно, современные производители, пытаясь сэкономить, идут на хитрости, выпуская товар по специально разработанным техническим условиям, при этом немного изменив название продукта. Например, не "Вологодское масло", а "Вологодское масло экстра", и т. д. Сегодня каждый производитель может получить разрешение на выпуск продукции по собственным техническим условиям, но никто не имеет право выпускать товар с названием по маркировке ГОСТа, не соответствующий требованиям стандарта.

Маркировка продуктов питания

На всех продуктах питания, производимых в России или ввозимых на её территорию, должна производиться обязательная маркировка товара. ГОСТ требует от производителей и других лиц следовать установленным правилам. На маркировке продукта обязательно должно быть указано название продукта, согласно ГОСТу или техническим условиям, указаны его объём или вес, государство-производитель и импортёр, состав продукта, его энергетическая ценность. А также, при каких условиях необходимо хранить данный товар, его срок годности и зависимость этого срока от условий хранения. Если продукт требует дополнительной обработки, на этикетке должен быть указан рецепт приготовления, а также как данный продукт должен приниматься в пищу. Маркировка может содержать и прочую информацию по желанию производителя. Например, могут быть указаны и рекомендации по сочетанию с другими продуктами.

Конечно, правила маркировки товара относительны, и их разрешается применять со здравым смыслом. Разумеется, никто не будет привлекать к ответственности производителя картофельных чипсов, который не разместил на упаковке информацию о том, как и нужно употреблять в пищу, но в тоже время импортёр ананасов, или каких-то более экзотических фруктов просто обязан соблюсти все вышеописанные правила маркировки товара и указать на этикетке инструкцию по его приготовлению в пищу. Ведь о кожуру ананаса можно и пораниться, если попытаться ее разжевать, а тропические фрукты и вовсе могут содержать токсические несъедобные части.

Правила устанавливаются и для упаковки определённых видов товаров. Например, пластиковые контейнеры или тара должны быть выполнены только из пищевого пластика. Молочные продукты должны быть упакованы только в герметичную тару. Яйца можно реализовывать только в специальных лотках, и т. д.

Маркировка непродовольственных товаров

Всё, что не предназначено для употребления в пищу, также подлежит обязательной маркировке, требования к которой уже менее критичны.

Маркировка непродовольственных товаров должна состоять из наименования товара, юридического названия происхождения товара, правил его эксплуатации, важных свойств и прочей информации, которую производитель посчитает нужным донести до потребителя. Поскольку большинство этой информации умещается в штрих-код, очень часто им и ограничивается производитель непродовольственного товара, чем озадачивает потенциального покупателя, не желающего покупать "кота в мешке".

Маркировка Российских товаров всё ещё пребывает на стадии развития, поэтому не всегда может содержать исчерпывающую информацию о товаре. Разъяснения Правительства РФ о порядке маркировки товара, с одной стороны, гласят о необходимости строго придерживаться установленных стандартов, с другой - действовать по усмотрению, а с третьей - не помещать на товар все существующие виды маркировки товаров на всякий случай. В таких правилах несложно и запутаться, поэтому до сих пор маркировка делается в первую очередь для представителей торговли, а лишь потом - для потребителя.

Конкретных требований к упаковке непродовольственных товаров нет, за исключением товаров, относящихся к опасным, особо опасным и легковоспламеняющимся, а также к разрешённым видам оружия. Такая продукция может храниться и транспортироваться только в специальных ёмкостях, контейнерах и футлярах, а также сопровождаться соответствующей предупреждающей маркировкой, которая должна содержать манипуляционные знаки маркировки товаров.

Подакцизные товары

Самые суровые требования к маркировке товара касаются подакцизной группы. К в России относятся алкоголь, кроме пива и сидра, табачные изделия и горюче-смазочные материалы. Маркировка подакцизных товаров заключается в нанесении на товар акцизной марки - таким образом, чтобы вскрыть тару или упаковку, не повредив марку, было невозможно. Акцизная маркировка товаров включает в себя информацию о производителе, номер его лицензии, сумму акцизного сбора за конкретный товар, а также его наименование.

Является фискальным документом государственной отчётности и находится под строгим контролем.

Особняком стоит маркировка лазерных дисков с записанными на них объектами авторских прав. Такой товар маркируется специальными лицензионными марками, которые по своей структуре напоминают акцизные, но, в отличие от них, производятся вместе с лазерной продукцией специальными предприятиями под строгим государственным контролем.

Правила маркировки и упаковки товара для транспортирования воздушным транспортом

Воздушные перевозки сопряжены с повышенной опасностью, поэтому к товару, перевозимому таким транспортом, применяются более жёсткие требования, в том числе и относительно маркировки. К воздушным перевозкам допускается только товар в прямоугольных или квадратных контейнерах, цистернах, и прочих ёмкостях правильной геометрической формы. Маркировка на контейнерах и другой прямоугольной и квадратной упаковке должна находиться по бокам и сверху такого контейнера. Она должна включать в себя обязательную маркировку непродовольственных или продовольственных товаров, специальную маркировку, экологическую, транспортную маркировку с манипуляционными знаками. В маркировке должна содержаться информация о весе товара нетто и брутто, то есть как с упаковкой, так и без неё.

Размер упаковки товара должен соответствовать габаритам одного транспортного места, определяемым правилами внутренних и международных перевозок воздушным транспортом. При этом каждый товар должен занимать одно место.

Обязанность соблюдать требования маркировки

На кого по закону возлагается упаковка и маркировка товара и соблюдение установленных требований - главный вопрос, волнующий каждого субъекта хозяйствования в сфере торговли. Согласно действующему законодательству, такие обязательства возлагаются на все субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с производством транспортировкой и реализацией товара. Но эти обязанности имеют некоторые различия.

Производитель обязан произвести, или в случае с акцизными или лицензионными марками - приобрести необходимое количество маркировок для своей продукции и обеспечить правильное их нанесение на товар. Производитель отвечает за соответствия качества своего товара данным, указанным на маркировке, с момента выхода товара с конвейера до его приобретения конечным потребителем.

Перевозчик, который осуществляет транспортировку товара, отвечает за целостность маркировки на товаре с момента приёма товара у отправителя до его доставки получателю. При этом перевозчик никогда не несёт ответственности за содержание маркировки и его соответствия товару, а также за повреждения маркировки, если факт нарушения целостности был зафиксирован в момент приёма груза у отправителя.

Оптовый и розничный торговцы обязаны обеспечить целостность и читаемость маркировки товара, находящегося на его прилавках. Что характерно, продавец не несёт ответственности за несоответствие данных маркировки реальным свойствам товара, но в то же время несёт ответственность перед покупателем за несоответствие информации на магазинной этикетке, то есть устной оферты продавца, реальному качеству товара. Таким образом, если производитель сознательно или случайно нанёс на ламповый телевизор маркировку плазменного, и продавец, не изучив товар, продаёт его по заводской маркировке, то он будет отвечать перед покупателем за несоответствие качества товара заявленному в оферте, согласно законодательству «о защите прав потребителей». В таком случае продавец получит право предъявлять аналогичные претензии заводу-изготовителю.

Следует отметить, что продавец обязан известить покупателя о всех свойствах покупаемого товара, а не о данных, указанных в маркировке, которые покупатель и сам может прочесть. Также важно понимать различие между обязанностями продавца за реализацию товара без обязательной маркировки, и продажу подакцизного товара с аналогичными дефектами. Привлечь продавца первой категории товаров к ответственности можно, только установив факт продажи товара без надлежащей маркировки. В случае же с подакцизным товаром достаточно просто обнаружить такой товар на складе продавца, не сопровождённый накладными на возвращение в связи с нарушением акцизной маркировки.

Ответственность за нарушения правил маркировки

За нарушение правил маркировки товаров предусматривается административная ответственность в виде штрафа с конфискацией продукции или без таковой. Размер и вид ответственности зависит от объективной стороны правонарушения, то есть от того, какое конкретно неправомерное действие совершило лицо, ответственное за наличие маркировки.

Ненадлежащая маркировка продовольственных товаров и непродовольственных товаров сама по себе карается штрафом, но может скрывать за собой и более тяжкое правонарушение, или даже преступление - реализация и контрабанда. Напомним, что обязательная маркировка включает указание наименования производителя товара и страну происхождения. Таким образом, маркировка позволяет проверить легальность производства или ввоза определённой продукции, а её реализатору - подтвердить легальность её приобретения, в случае если по каким-то причинам на товар отсутствуют накладные. Например, если товар приобретён на оптовом рынке.

Продажа подакцизного товара без соответствующей маркировки, или если упаковка и маркировка товара повреждены, также карается штрафом. Такая продажа также является основанием для подозрения в другом более тяжёлом налоговом правонарушении, а именно - неоприходовании товара и наличных средств. А всё потому, что реализация подакцизного товара за наличные допускается только с помощью кассового аппарата, в который вводится весь оприходованный товар с указанием в том числе и данных акцизных марок. Таким образом, повреждённая или отсутствующая акцизная марка на товаре позволяет усомниться в том, что этот товар был завезен на склад магазина, и внесен в кассовый аппарат, а не продаётся на разлив или поштучно из под полы. Разумеется, доказать легальность продукции с поврежденной или отсутствующей маркировкой возможно, но на это придётся потратить драгоценные нервы, поэтому лучше такого не допускать.

Проверить субъекта хозяйствования, который изготавливает и реализует товары, подлежащие маркировке, могут несколько контролирующих и правоохранительных органов, а именно - органы федеральной налоговой службы, налоговая полиция и полиция, прокуратура, органы контроля за оборотом спиртосодержащих продуктов и табачных изделий, органы защиты прав потребителей, органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического контроля, органы пожарного надзора. В исключительных случаях в рамках уголовного расследования проверка маркировки товаров может проводиться прокуратурой и ФСБ.

Что нужно знать потребителю о маркировке

По сути, потребитель является главным лицом, в интересах которого применяется маркировка товаров, но вместе тем он же является и наиболее неосведомлённым в этом вопросе в нашей стране. С одной стороны, уже сейчас вносятся изменения в законодательство, благодаря которому маркировка российских товаров должна стать более понятной для потребителя. Также новый закон обяжет наносить специальную маркировку на более широкую группу товаров. С другой стороны, потребителю уже сейчас не помешает разобраться в том, какую пользу для себя можно извлечь из маркировки. Во-первых, маркировка является информированием потребителя о свойствах, количестве и качестве товара в понимании закона «О защите прав потребителей» и «Гражданского кодекса». То есть, если содержимое товара не соответствует маркировке, значит, продавец или производитель вас неверно проинформировали о купленном товаре, и потребитель имеет право на соответствующее возмещение ущерба. Во-вторых, маркировка гарантирует легальность товара, а в случае с алкоголем или мясомолочной продукцией это жизненно важно.

В-третьих, маркировка товара помогает узнать настоящее место производства товара, что позволит определить даже высококачественную подделку.

Таким образом, требования к маркировке товара, а также его упаковке стимулируют производителей и продавцов придерживаться определённых стандартов качества и соблюдать права потребителей.

Ярлычки, ценники, этикетки, штрих-кода, товарные знаки, бирки, штампы, вкладыши и даже ценники и чеки - это все различные виды маркировок. Мы сталкиваемся с ними каждый день и не всегда понимаем их назначение. Давайте разберемся, что такое маркировка, какая она бывает и зачем нужна.

Маркировка

Маркировкой называют все, что вы видите на товаре, упаковке или дополнительных средствах. Это могут быть различные тексты, рисунки, условные обозначения, штрих-код. Она выполняет несколько важных функций, таких как:

  • информационная - благодаря ей мы получаем все сведения о товаре: наименовании, производителе, сроки годности, составе, применении, особенностях эксплуатации;
  • идентифицирующая - через нее мы узнаем, каким образом сертифицирована продукция (ТУ, ГОСТ, ISO и т. д.);
  • эмоциональная и мотивационная - маркировка товара привлекает покупателя, и своим смысловым и художественным наполнением стимулирует покупку.

Виды маркировок

Все виды маркировок можно разделить на две большие группы:

В первую группу относят всю маркировку, которая наносится непосредственно на предприятии. Особенности ее оформления регламентируются законодательством. К маркировке от производителя относится все то, что получает товар на производстве: этикетку, штамп, клеймо, контрольную ленту или бирку.

Товарная же маркировка наносится не фирмой-производителем, а тем, кто распространяет товар (продавец/поставщик). Она содержит информацию не о самом товаре, а его продавце (адрес, стоимость, артикул). В основном наносят такую маркировку на чек или ценник.

Маркировка существует не только на этикетках продукции, но и в электрике. Например, разные цвета проводов - это тоже вариант маркировки. Информация об этом находится в статье .

Дата выпуска аккумулятора - еще один вид маркировки, описанный в статье .



 

Возможно, будет полезно почитать: