Органы управления и надзора за окружающей средой. Система и компетенция государственных органов регулирования природопользования и охраны окружающей среды

Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т. д. Наряду с охраной окружающей среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.
Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.
Комплексные органы выполняют все природоохранные Задачи или какой-либо их блок. До 2000 г. функции управления природопользованием и охраны окружающей среды выполняли ^Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии России) и Министерство природных ресурсов РФ?(МПР России) и другие ведомства. Указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды был упразднен и его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ.
К комплексным органам управления относятся также:
- Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Сан-эпиднадзор РФ) - координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных органов (санэпидстанций и инспекций);
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) - осуществляет экологический контроль за состоянием окружающей среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.
Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыбо-ловство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов приходных ресурсов и объектов
Функциональные органы выполняют одну или несколько!родственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Минздрав России (санитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).
Процесс реорганизации государственных органов управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды продолжает совершенствоваться.
Так, 22 июля 2004 г. принято Постановление Правительства РФ о создании новой структуры - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Рос-технадзор). Таким образом, начиная с 2004 г. в структуру руководящих исполнительных органов государственной власти в области охраны окружающей среды входят Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) и Рос-технадзор.
МПР России координирует деятельность федеральных служб лесного хозяйства, водных ресурсов, по недропользованию и др.
Ростехнадзор наделен широкими полномочиями в области контроля и надзора, в частности, организует и проводит государственную экологическую экспертизу, выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливает лимиты на размещение отходов, осуществляет лицензирование деятельности по переработке, хранению и транспортировке по магистральным трубопроводам нефти, газа и т.д.

39- Биологический метод защиты растений - сокращение численности или уничтожение вредителей, сорняков и возбудителей болезней сельскохозяйственных культур с помощью других организмов (энтомофаги, антагонисты, патогены) или вырабатываемых ими биологически активных веществ (антибиотики, гормоны, аттрактанты).

Пестициды относятся к ингибиторам (отравителям) ферментов (биологических катализаторов). Под действием пестицидов часть биологических реакций перестаёт протекать и это позволяет: бороться с болезнями (антибиотики), дольше хранить пищу (консерванты), уничтожать насекомых (инсектициды), уничтожать сорняки (гербициды).

Пестициды применяются главным образом в сельском хозяйстве, хотя их используют также для защиты запасов продовольствия, древесины и других природных продуктов. Во многих странах с помощью пестицидов ведётся химическая борьба с вредителями лесов, а также переносчиками заболеваний человека и домашних животных (например с малярийными комарами).

37 - природные экосистемы - от природы, естественные;
а агроэкосистемы - искусственные, созданные человеком!!!

Отличий много:
1. агроценоз-не может существовать без вмешательства человека, в нем отсутствует саморегуляция
2. кроме солнечной энергии агроценозу нужна энергия в виде удобрений
3. в агроценозе разомкнутый круговорот веществ, так как человек изымает из него продуценты (растения, урожай)
4.Видовое разнообразие в агроценозе намного меньше
5. пищевые цепи в агроценозе короткие. пищевые сети-неразветвленные
6. между компонентами агроценоза нет эволюционно возникших связей
7. Биомасса и продуктивность агроценоза по отдельной монокультуре намного выше, а общая по экосистеме-ниже.
8. Агроценоз-неустойчивая экосистема, при изменении условий быстро сменяется другой, природной.

36 - Агроэкосистемы - сознательно спланированные человеком территории, на которых сбалансировано получение сельскохозяйственной продукции и возврат её составляющих на поля для обеспечения круговорота минеральных и органических веществ. В правильно спланированные агроэкосистемы, кроме пашен, входят пастбища или луга и животноводческие комплексы.

Сельскохозяйственные экосистемы - это агроэкосистемы. Агроэкосистемы реферат .
Главная цель создания агроэкосистемы - рациональное использование тех биологических ресурсов агроэкосистемы, которые непосредственно вовлекаются в сферу деятельности человека - источники пищевых продуктов, технологического сырья, лекарственных препаратов. Сюда же относятся специально культивируемые человеком виды, являющиеся объектами сельскохозяйственного производства: рыбоводства, звероводства, специального выращивания лесных культур, а также виды, используемые для промышленных технологий.
Агроэкосистемы создаются человеком для получения высокого урожая - чистой продукции автотрофов. Обобщая все уже сказанное выше об агроэкосистемах, подчеркнем следующие их основные отличия от природных (табл. 10.2):
1. В них резко снижено разнообразие видов: снижение видов культивируемых растений снижает и видовое разнообразие животного населения биоценоза; видовое разнообразие разводимых человеком животных ничтожно мало по сравнению с природным; культурные пастбища (с подсевом трав) по видовому разнообразию похожи на сельскохозяйственные поля.
2. Виды растений и животных, культивируемых человеком, «эволюционируют» за счет искусственного отбора и неконкурентоспособны в борьбе с дикими видами без «поддержки человека.
3. Агроэкосистемы получают дополнительную энергию, субсидируемую человеком, кроме солнечной.
4. Чистая продукция (урожай) удаляется из экосистемы и не поступает в цепи питания биоценоза, а частичное ее использование вредителями, потери при уборке, которые тоже могут попасть в естественные трофические цепи, всячески пресекаются человеком.
5. Экосистемы полей, садов, пастбищ, огородов и других агроценозов - это упрощенные системы, поддерживаем мые человеком на ранних стадиях сукцессии, и они столь же неустойчивы и неспособны к саморегуляции, как и природные пионерные сообщества, а потому не могут существовать без поддержки человека.

35-34 Сукцессия (от лат. successio - преемственность, наследование), последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды. Различают первичные С. (на первичносвободных от почвы грунтах) и вторичные (на местах разрушенных сообществ, где почва и некоторые живые организмы сохранились). Примеры С.: постепенное зарастание сыпучих песков, каменистых россыпей, отмелей (первичная); заселение растительными. и животными организмами заброшенных с.-х. земель - залежей, вырубок и др. (вторичная). С. обусловлены взаимодействием организмов друг с другом и со средой (вытеснение одних видов другими вследствие их биоэкологических преимуществ в данных условиях, поедание определённых видов растений теми или иными животными, различными вредителями, изменение физических и химических свойств почвы под воздействием живых организмов), изменением среды (климата, водного режима и т. п.), деятельностью человека (вырубка лесов, распашка земель, выпас скота, осушение, орошение, строительство городов).

Смены одного фитоценоза (биоценоза, биогеоценоза) другими в ходе С. образуют сукцессионный ряд, или серию. Если естественное течение С. не нарушается, она приводит к формированию относительно стабильного (климаксного) сообщества, которое характеризуется равновесием между фауной, флорой и окружающей средой и без вмешательства извне может сохраняться неопределенно долго.

34 - Понятие о динамике экосистем. Экосистемы подвержены непрерывным изменениям. Одни виды постепенно отмирают или вытесняются, уступая место другим. Внутри экосистем постоянно протекают процессы разрушения и новообразования. Например, старые деревья отмирают, падают и перегнивают, а покоящиеся рядом до поры до времени в почве семена прорастают, давая новый цикл развития жизни.

Постепенные процессы изменения экосистем могут носить иной характер в случае катастрофических воздействий на них. Если разрушение биоценоза вызвано, например, ураганом, пожаром или рубкой леса, то восстановление исходного биоценоза происходит медленно.

Сукцессионные смены обычно связывают с тем, что существующая экосистема (сообщество) создает неблагоприятные условия для наполняющих ее организмов (почвоутомление, неполный круговорот веществ, самоотравление продуктами выделений или разложения и т. п.).

Такие явления реальны, но не объясняют всех случаев смен экосистем. Например, в северных лесах внедрение ели под полог лиственных древесных сообществ связано прежде всего с тем, что она использует биологические свойства этих сообществ по слабому притенению почвы. Сами же почвенные условия остаются не только благоприятными для лиственных древостоев, но и постепенно улучшаются для них (идет накопление питательных веществ, уменьшается кислотность почв и т.п.). Следовательно, здесь нет оснований говорить о самоотравлении или других подобных причинах смен.

Не подтверждается безоговорочно и точка зрения о том, что появление ели под пологом лиственных древостоев связано с тем, что в молодом возрасте она требует затенения. Известно, например, что ель и в молодом возрасте прекрасно растет при полном освещении (значительно лучше, чем под пологом других древесных видов). Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные примеры создания культурных фитоценозов ели (посадкой молодых растений или посевом семян) на открытых площадях.

Продуктивность экосистем

При анализе продуктивности и потоков вещества и энергии в экосистемах выделяют понятия биомасса и урожай на корню . Под урожаем на корню понимается масса тел всех организмов на единице площади суши или воды , а под биомассой - масса этих же организмов в пересчёте на энергию (например, в джоулях) или в пересчёте на сухое органическое вещество (например, в тоннах на гектар) . К биомассе относят тела организмов целиком, включая и витализированные омертвевшие части и не только у растений, к примеру, кора и ксилема, но и ногти и ороговевшие части у животных. Биомасса превращается в некромассу только тогда, когда отмирает часть организма (отделяется от него) или весь организм. Часто зафиксированные в биомассе вещества являются «мёртвым капиталом», особенно это выражено у растений: вещества ксилемы могут сотнями лет не поступать в круговорот, служа только опорой растения .

Под первичной продукцией сообщества (или первичной биологической продукцией) понимается образование биомассы (более точно - синтез пластических веществ) продуцентами без исключения энергии, затраченной на дыхание за единицу времени на единицу площади (например, в сутки на гектар).

Первичную продукцию сообщества разделяют на валовую первичную продукцию , то есть всю продукцию фотосинтеза без затрат на дыхание, и чистую первичную продукцию , являющуюся разницей между валовой первичной продукцией и затратами на дыхание. Иногда её ещё называют чистой ассимиляцией или наблюдаемым фотосинтезом ).

Чистая продуктивость сообщества - скорость накопления органического вещества, не потребляемого гетеротрофами (а затем и редуцентами). Обычно вычисляется завегетационный период либо за год . Таким образом, это часть продукции, которая не может быть переработана самой экосистемой. В более зрелых экосистемах значение чистой продуктивости сообщества стремится к нулю (см. концепцию климаксных сообществ).

Вторичная продуктивность сообщества - скорость накопления энергии на уровне консументов. Вторичную продукцию не подразделяют на валовую и чистую, так как консументы только потребляют энергию, усвоенную продуцентами, часть её не ассимилируется, часть идёт на дыхание, а остаток идёт в биомассу, поэтому более корректно называть её вторичной ассимиляцией .

Важным свойством организмов, их популяций и экосистем в целом является их способность к созданию (продуцированию) органического вещества, которое называют продукцией. Все живое вещество, которое содержится в экосистеме или ее элементах вне зависимости от того, за какой период оно образовалось и накопилось, называется биомассой. Обычно биомасса и продукция выражаются через абсолютно сухой вес. Это важный параметр, так как им определяется общий поток энергии через биотический компонент экосистемы, а значит, и количество (биомасса) живых организмов, которые могут существовать в экосистеме.
Как вам известно, из 100% солнечной энергии лишь приблизительно 1% поглощается хлорофиллом и используется для синтеза органических молекул (остальные 99% солнечной энергии отражаются, поглощаются с переходом в тепло или расходуются на испарение воды).

Консументы частично используют пищу для обеспечения жизненных процессов ("затраты на дыхание"), а частично строят на ее основе собственное тело. Результат создания и накопления биомассы на уровне консументов (животных) называется вторичной продукцией.

Скорость создания органического вещества в экосистемах называется биологической продуктивностью. Продуктивность выражается количеством биомассы, синтезируемой за единицу времени (час, сутки, год) на единице площади (квадратные метры, гектар) или в единице объема (для водных экосистем: литры, кубические метры). Продуктивность может быть выражена энергетическим эквивалентом биомассы.

Общая сумма биомассы, созданной автотрофами, определяется как валовая первичная продукция (ВПП). Примерно 20% энергии, заключенной в ней, расходуется растениями на "дыхание" (на рисунке обозначена буквой R).

Экологические прамиды

Экологическая пирамида - графические изображения соотношения между продуцентами и консументами всех уровней (травоядных, хищников, видов, питающихся другими хищниками) в экосистеме. Эффект пирамид в виде графических моделей разработан в 1927 году Ч. Элтоном .

Выражается:

§ в единицах массы (пирамида биомасс),

§ в числе особей (пирамида чисел Элтона)

в заключенной в особях энергии (пирамида энергий).


Похожая информация.


Введение

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур еще в V в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей…», который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

В настоящее время для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. ООН в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы.

1. Государствам следует внести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в области охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

2. Государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого.

Целью данной работы является рассмотреть природоохранное законодательство, правовое обеспечение экологического контроля и органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции.

Органы управления, контроля и надзора по охране природы, их функции

При ООН функционируют специализированные международные организации по охране окружающей среды. ООН разработала и приняла специальные принципы охраны окружающей человека среды.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции ООН по окружающей среде и развитию были приняты пять основных документов:

2) Повестка дня на XXI в.;

3) Конвенция по биологическому разнообразию;

4) Конвенция по проблеме изменений климата;

5) Заявление о принципах управления, сохранения и устойчивого развития всех типов лесов.

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России.

Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся:

1) Президент;

2) Федеральное собрание;

3) Государственная дума;

4) Правительство;

5)Представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации;

6) Муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции. К числу функциональных и территориальных специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды относятся:

Госатомнадзор России, который осуществляет контроль и надзор за производством, транспортировкой, хранением, применяемым в народной хозяйстве атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью безопасности населения и охраны окружающей среды.

Госгортехнадзор - в числе других задач, обусловленных его статусом в области охраны труда, организует и осуществляет государственный горный надзор для обеспечения всеми пользователями недр соблюдения правил использования недр, безопасности ведения работ, предупреждения и устранения их вредного воздействия на население, окружающую среду, народное хозяйство

Государственный таможенный контроль (ГТК) России в числе других задач, обусловленных его статусом, выполняет природоохранные функции путем принятия мер по борьбе с незаконным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу, а также незаконным ввозом и вывозом товаров, представляющих экологическую опасность для человека и природной среды.

Министерство внутренних дел (МВД) России также относится к государственным органам экологического управления и контроля. Согласно Закону «О милиции», Положению о министерстве и соответствии с другими нормативными документами, МВД России обеспечивает охрану атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных средств, охраняет природные объекты, ведет борьбу за соблюдение санитарных правил и оказывает содействие в государственной охране природной среды.

Помимо специально уполномоченных органов государства на выполнение функций по охране окружающей природной среды и ее отдельных объектов, среди отраслевых и функциональных органов исполнительной власти есть такие, которые в процессе выполнения своих специфических задач одновременно решают вопросы охраны природной среды. К ним можно отнести:

Министерство экономики РФ, которое, решая задачи по формированию стратегии социально- экономического развития России, по размещению производительных сил, по разработке основных направлений инвестиционной политики, должно учитывать экологические интересы общественного развития. Совместно с Госкомэкологии оно обеспечивает развитие экологически чистого производства, внедрение безотходной и малоотходной технологии.

Госстардант России совместно с Госкомэкологии, другими министерствами и ведомствами природоохранного профиля разрабатывает и утверждает государственные стандарты по охране природы окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов. Он следит за правильностью учета экологических требований, предъявляемых к продукции, проводит правовую экспертизу стандартов, в том числе с точки зрения их соответствия природоохранному законодательству.

Роскартография России является федеральной службой, которая занимается геодезией и картографией. Совместно с Госкомэкологии и Министерством природных ресурсов она выполняет экологическое картографирование, мониторинг окружающей среды, взаимодействует по вопросам ведения природоресурсных кадастров. Совместно с Роскомземом Роскартография России, как федеральная служба, занимается составлением земельного кадастра, а с Комитетом по геологии и использованию недр - природным кадастром по недрам.

Правовые аспекты охраны природы включают в себя следующие правовые документы:

1) Конституцию РФ (1993 г.);

2)Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области природопользования и охраны окружающей среды;

3)Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ;

4) Нормативные акты министерств и ведомств;

5) Нормативные решения органов местного самоуправления.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые предназначены выполнять только природоохранные функции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 279 от 5.04.93г. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ отводились как природоохранные функции, так и функции рационального использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны. Однако последние функции были чисто символическими. Названное министерство не имело практических и юридических прав для их реализации. Все сводилось к таинственному слову «координация», правовое содержание которого в России не зафиксировано ни в одном документе. Этот термин обретает конкретный смысл только через расшифровывающие его документы, но их не было в положении о Минприроды России. Не было, соответственно, и подразделений, осуществляющих данную функцию. Фактически координация выполнялась правительственной комиссией по охране окружающей среды и природопользованию.

В октябре 1996 года была утверждена новая структура органов управления и контроля за охраной окружающей природной среды на федеральном уровне. Природоохранные функции были распределены между двумя органами: Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология) и Министерством природных ресурсов, созданными на основе упраздненного Минприроды. Все природоохранные функции перешли к Госкомэкологии. На Министерство природных ресурсов возлагается осуществление функций рационального использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике России.

Экологическая политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на современном этапе должна базироваться на программных документах, принятых в 1992 г. на Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, а также на указе Президента РФ «Об утверждении концепции перехода Российской Федерации к устойчивому экономическому развитию» (апрель 1996 г.).

Реализации перечисленных направлений должно способствовать формирование эффективной системы органов государственного управления в области экологии и природопользования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему.

По-видимому, наряду с основами природоохранного законодательства, необходим экологический кодекс, который перевел бы правовые экологические нормы в ранг моральных ценностей и имел бы нравственную направленность и воспитательное значение.

В различные исторические периоды развития нашей страны система органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. В 1970-1980-е гг. в СССР управлением и охраной окружающей природной среды занималось 18 различных министерств и ведомств. Общий координационный орган, который бы объединял природоохранную деятельность, отсутствовал. Такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.

С 1991 г. российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи. Решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества.

Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, реализующее отношения между природой и обществом.

Основные направления экологической политики России следующие:

Последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории.

Последовательное достижение на каждой конкретной территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего принятым сегодня санитарно - гигиеническим нормам, но и в этой системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения.

Восстановление и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и глобальном уровнях).

Рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

Право - единая система общеобязательных правил (норм), которые установлены или санкционированы государством. Соблюдение норм права обеспечивается государством в принудительном порядке.

Закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (1995) провозглашает принцип приоритета здоровья человека и окружающей природной среды при практическом использовании и эксплуатации объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, вовлеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др, гарантируется данным Законом.

В случае радиационной аварии Закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан. Законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанного с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения социально-бытовых условий населения и др.

Закон Российской Федерации «О недрах» (1992) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды. Закон в первую очередь относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977) закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т.д.

Закон Российской Федерации «О животном мире» (1995). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономических отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Закон Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» (1998) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду .

Важнейшие экологические требования были отражены также в законе РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993) и др.

3. Указы и распоряжения Президента затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служить Указ от 16 декабря 1993 г о федеральных природных ресурсах или Указ от 1 апреля 1996 г о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов, и т.д. Подобного рода акты выпускаются Министерством природных ресурсов РФ (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования), Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) и др. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.

Государственные органы охраны окружающей природной среды

Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Среди комплексных органов наибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ (МПР РФ). Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции связаны с обеспечением безопасности людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф. К комплексным органам управления относятся также Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Генеральная прокуратура РФ.

Отраслевые органы (Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и др.) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы (Федеральная служба по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды РФ, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и др.) выполняют одну или несколько родственных функций в отношении природных объектов.

К федеральным органам общей компетенции, осуществляющим (наряду с другими функциями) управление и контроль природопользования и охраны окружающей среды относятся: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды. Аналогичные органы экологического управления общей компетенции действуют, как правило, в субъектах РФ и муниципальных образованиях. В Москве это – глава администрации (мэр города), Законодательное собрание (Московская городская Дума), Департамент природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, мировые суды.

Новая система органов исполнительной власти построена в ходе административной реформы, проведенной согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Важнейшие специализированные функции экологического управления осуществляет Министерство природных ресурсов РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 160 «Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации» МПР России самостоятельно осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет проекты актов по вопросам:

– геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;

использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;

использование и охрана водных объектов;

– эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;

– охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;

особо охраняемые природные территории;

– охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

охрана атмосферного воздуха;

– обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);

совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Другим специализированным природоохранным органом является Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 181 оно осуществляет правовое регулирование по вопросам использования земель сельскохозяйственного назначения, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, охоты и охотничьего хозяйства, обеспечения ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации.

Однако основную массу специализированных государственных органов в области охраны окружающей среды составляют федеральные службы и агентства, выделенные в ходе административной реформы из министерств и получившие от них большинство функций правоприменения, контроля и надзора.

Федеральное агентство по сельскому хозяйству согласно постановлению Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 183 осуществляет правоприменительные функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом Минсельхоза России; оно осуществляет также оказание услуг противоэпизоотического характера в области обеспечения защиты и карантина растений, химизации в агропромышленном комплексе; организацию эксплуатации мелиоративных систем федеральной собственности; организацию формирования и использования федерального фонда семян сельскохозяйственных растений; ведение мониторинга объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; формирование информационных банков данных в области ветеринарии, племенного животноводства, селекционных достижений, пестицидов, агрохимикатов, плодородия почв и др.

Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 201 осуществляет:

– государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания; в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; в области охраны окружающей среды; за охраной атмосферного воздуха;

– надзор за соблюдением законодательства РФ в отношении объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и водных биологических ресурсов в особо охраняемых природных территориях;

– контроль за деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления, трансграничными перемещениями отходов; за производством и потреблением озоноразрушающих веществ; за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, а также требований технических регламентов;

– надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией гидротехнических сооружений в пределах своей компетенции;

– лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами; выдача и аннулирование разрешений и лицензий на выбросы и сбросы загрязняющих веществ; на оборот дикий животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную Книгу РФ; на транзит через территорию России ядовитых веществ и др.;

– организация и проведение государственной экологической экспертизы.

Федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении МПР России, являются агентства, преобразованные из соответствующих Государственных служб согласно Постановлениям Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 169-171: Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.

В их ведении находится организация работ по охране и рациональному неистощительному пользованию соответствующим ресурсом, ведение кадастра и мониторинга и других мероприятий, обусловленных спецификой данного природного объекта.

Иные органы осуществляют отдельные функции управления в сфере охраны окружающей среды.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ координирует и регулирует вопросы охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности.

Федеральная служба по надзору в области защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологического состояния окружающей среды.

Министерство внутренних дел РФ участвует в надзоре за соблюдением владельцами автотранспорта требований об охране окружающей среды от загрязнения выхлопными газами, в проведении карантинных мероприятий во время эпидемий (быстрых и непрерывных распространений заболеваний среди людей) и эпизоотии (распространений заболеваний среди животных).

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ осуществляет руководство и координацию работ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных радиационными авариями и катастрофами, стихийными бедствиями.

Государственный комитет по стандартизации и метрологии, который занимался формированием и реализацией государственной политики в области стандартизации и метрологии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии с передачей функций нормативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, который обеспечивал разработку, принимал и издавал нормы и правила с экологическими требованиями в области строительства, архитектуры, градостроительства и осуществлял контроль за их соблюдением, преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с передачей функций по принятию нормативных правовых актов Министерству промышленности и энергетики, а функций по надзору и контролю - Федеральной службе по технологическому надзору.

Федеральный горный и промышленный надзор России, который осуществлял обеспечение охраны недр и соблюдение законодательства всеми пользователями недр, надзор за безопасным ведением работ с учетом экологических требований, преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору с передачей функций формативного правового регулирования Министерству промышленности и энергетики РФ.

Надзор России по ядерной и радиационной безопасности, который занимался формированием системы правовых, экономических и организационно-технических мер, надзором за соблюдением требований по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, переименован в Федеральную службу по атомному надзору.

Блок законопроектов по природным ресурсам.

Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.

Общие законопроекты.

1.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).

3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

4. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей при проведении государствен­ного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Блок законопроектов по экологической безопасности .

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом бла­гополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.

2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №68-ФЗ.

3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с из­менениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.

4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.

5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицида­ми и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.

6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических со­оружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).

7. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ).

1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).

2.Федеральный закон «О радиационной безопасности населе­ния» от 09.01.96 № 3-ФЗ.

3. Федеральный закон «О финансировании особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 № 29-ФЗ.

4. Федеральный закон «О специальных экологических програм­мах реабилитации радиационно загрязненных участков террито­рии» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.

2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.

3. Федеральный закон «О плате за пользование водными объек­тами» от 06.09.98 № 71-ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).

4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99
№ 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).

5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федера­ции» от 25.10.01 № 136-ФЗ.

6. Федеральный закон «Об индексации ставок земельного нало­га» от 14.12.01 № 163-ФЗ.



7. Федеральный закон «О разграничении государственной соб­ственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.

8. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.

9. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изме­нениями от 08.08.01).

10.Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продук­ции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.

11.Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.

12.Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лече­бно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.

13.Федеральный закон «Об особо охраняемых природных тер­риториях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.

14.Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.

15.Федеральный закон «О внутренних морских водах, тер­риториальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.

16.Федеральный закон «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).

17.Федеральный закон «О территориях традиционного природо­пользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.

С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Фе­дерации, в котором в гл. 26 рассмотрены вопросы экологических преступлений.

3.Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических воп­росов. Например, Указ о федеральных природных ресурсах (1993 г.) или Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчиво­му развитию (1996 г.).

4.Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инст­рукций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других мини­стерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5.Нормативные решения органов местного самоуправле­ния (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизи­руют действующие нормативно-правовые акты в области охраны ок­ружающей природной среды.

Государственные органы управления и контроля в области охра­ны окружающей среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся Пре­зидент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов феде­рации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные на­правления природоохранной политики, утверждают экологические про­граммы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т.д. Наря­ду с охраной окружающей природной среды государственные орга­ны этой категории ведают и другими экологическими вопросами, вхо­дящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетенции подразделяются на комплексные, отраслевые и функциональные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. Деятельность требует специальной организа­ции. Для этого необходим независимый от интересов отдельных орга­низаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природо­пользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые та­кой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охра­не природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов России. В 2000 г. функции по рационализации природопользования и охране окружаю­щей среды переданы Министерству природных ресурсов РФ. То есть функция использования природы и ее охрана, к сожалению, вновь со­средоточились в одном органе. В условиях доминирования в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация пред­ставляется крайне нежелательной.

Главными задачами/указанного министерства в области рацио­нального природопользования и охраны природы являются: контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; разработка предложений по рационализации природопользования; утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех ос­тальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; ру­ководство заповедным делом и ведение общегосударственной Крас­ной книги; распространение экологических знаний среди населения; государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; организация экологического мониторинга и др.

К комплексным органам управления относятся также:

Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ) - координатор деятельности всех ведомств и организаций в области санитарной охраны через систему территориальных ор­ганов (санэпидстанций и инспекций);

Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды (Росгидромет) - осуществляет эколо­гический контроль за состоянием окружающей природной среды, информирует население об изменениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычай­ных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - обеспечивает безопасность людей в условиях экстре­мальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыболовство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов.

Функциональные органы выполняют одну или несколько род­ственных функций в отношении природных объектов: Минатом России (обеспечение ядерной и радиационной безопасности); Госгортехнад-зор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (са­нитарно-эпидемиологический контроль) МВД России (охрана атмос­ферного воздуха от загрязнения транспортными средствами, санитарно-экологическая служба муниципальной милиции).

В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологиче­ского равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с эти« возникла неотложная необходимость международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. Поэтому, помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемир­ный фонд дикой природы (ВВФ) и др.

Правовая охрана окружающей среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, определяющих как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению, которые образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и об­ществом.



 

Возможно, будет полезно почитать: