Федеральные органы исполнительной власти их правовой статус. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

Выбирая режим налогообложения, предприниматель оценивает достоинства и недостатки того или иного налогового механизма. Сегодня мы рассмотрим в статье преимущества УСН для юрлиц и ИП, а также проведем сравнительный анализ упрощенного режима и ЕНВД и ОСНО.

Применение режима УСН для ИП

Основные преимущества упрощенки

Первый и самый весомый аргумент в пользу применения УСН – привлекательные налоговые ставки. В зависимости от специфики деятельности, Вы вправе выбрать одну из действующих схем УСН, а именно:

  • Уплата единого налога по ставке 6%. Применяя данную схему, Вы оплачиваете налог от суммы всего дохода, полученного по итогам года. Понесенные расходы в расчете налога Вы не учитываете. Если Вы имеете стабильный доход, но при этом не несете существенные расходы в процессе ведения деятельности, то такая схема УСН подойдет именно Вам;
  • Уплата налога по ставке 15%. В случае, если Вы как ИП имеете наемных работников, а также систематически несете расходы на ведения бизнеса, то Вам выгодно применять схему «Доходы за минусом расходов 15%». Данная схема позволит Вам при расчете налога учесть затраты на аренду, материальные ресурсы, сырье, товар и т.п. Разность, полученная путем вычета расходов из суммы доходов, и является базой, облагаемой по ставке 15%.

Кроме того, неоспоримым преимуществом «упрощенки» является процедура ведения учета и документооборота. Если Вы уплачиваете налог со всей суммы дохода (ставка 6%), то ведение бухучета от Вас не требуется. Для тех, кто выбрал схему «Доходы за минусом расходов», необходимо вести Книгу доходов и расходов. По сравнению с учетом ИП на ОСНО, бухучет ИП на «упрощенке» выглядит более чем оптимизированным.

Что касается отчетности, то Вам как ИП потребуется посещать налоговую всего лишь раз в году. Для упрощения ведения учета и сдачи отчетности, ИП на УСН должен подавать декларацию не ежеквартально, а ежегодно. Этот факт также является безусловным «плюсом» в пользу УСН.

Ввиду упрощения учета и сдачи отчетности, «УСНщики» намного реже, чем плательщики общего режима, сталкиваются с претензиями со стороны налоговых органов.

Это обусловлено следующими факторами:

  1. «Упрощенцы» освобождены от уплаты НДС, поэтому у ИП нет необходимости в начислении и уплате налога. В свою очередь, ФНС не осуществляет контроль за корректностью отраженных и уплаченных сумм, следовательно, нет оснований для споров и претензий.
  2. Полный перечень расходов, которые «УСНщик» может признать при расчете налога, описан в ст. 346.16 НК. В связи с тем, что данный список считается «закрытым», у ИП нет возможности для признания прочих расходов, кроме тех, что приведены в перечне. Данный фактов сводит к минимум вероятность претензий ФНС относительно правомерности уменьшения налогооблагаемой базы.
  3. Так как «упрощенец» не является плательщиком налога на прибыль, вероятность претензий ФНС касательно учета убытков при расчете налога полностью исключена. Как видим, у предпринимателей есть достаточно веских оснований для использования УСН в качестве режима налогообложения. Но все ли ИПшники могут применять УСН? Ответ на этот вопрос – ниже.

Требования к индивидуальному предпринимателю

Для того, чтобы использовать «упрощенку» в качестве режима налогообложения, предприниматель должен выполнить ряд требований, а именно:

Рассмотрим каждый из вышеприведенных критериев более подробно. Если Вы планируете перейти на «упрощенку» уже в 2017 году, то произвести расчет численности сотрудников Вам необходимо за период апрель – декабрь 2016. При расчете учитывайте не только сотрудников по среднесписочному показателю, а и внешних совместителей и подрядчиков, нанятых в рамках гражданско-правовых соглашений.

Что касается лимита полученных доходов, то для перехода на «упрощенку» Вам потребуется рассчитать показатель доходов, фактически полученных за период апрель – декабрь 2016. Если итог расчета не превышает сумму 59.805.000 руб., то Вы вправе использовать «упрощенку» в качестве режима налогообложения в 2017 году.

Отметим, что после перехода на упрощенный режим вышеуказанные критерии (сумма дохода и количество работников) необходимо контролировать ежеквартально. Если в течение 2017 года Вы превысили один из указанных лимитов, то право на использование УСН Вы автоматически теряете, после чего к Вам применяется общий режим. В то же время, если Вы не имеете наемных работников, а показатели Ваших доходов значительно ниже предусмотренного лимита, Вам будет несложно соответствовать установленным требованиям и использовать упрощенный режим на постоянной основе.

Пример №1. ООО «Самоцвет» ведет деятельность в сфере общепита:

  • «Самоцвет» реализует кондитерские товары и кулинарию через точку разносной торговли «Смак». Доход от деятельности «Смака» облагается ЕНВД;
  • «Самоцвет» оказывает услуги общественного питания в ресторане «Ивушка» (площадь зала – 120 кв. м). Деятельность «Ивушки» облагается УСН.

За период апрель – декабрь 2016 доходы «Самоцвета» составили 912.440 руб., в том числе:

  • От деятельности точки разносной торговли «Смак» – 3.075.600 руб.;
  • От деятельности ресторана «Ивушка» – 4.040.880 руб.

Общая сумма доходов «Самоцвета» (7.116.480 руб.) превышает установленный лимит за 9 мес. (59.805.000 руб.). Но несмотря на это «Самоцвет» не теряет право на использование «упрощенки» в 2017 году. Связано это с тем, что расчет дохода для соответствия лимита определяется не по общему доходы, а исходя из выручки, полученной от деятельности в рамках УСН. То есть установленный лимит (59.805.000 руб.) необходимо сравнить с доходом от деятельности «Ивушки» (4.040.880 руб.). Так как доход «Ивушки» меньше установленной границы, «Самоцвет» вправе сохранить использование УСН в 2017 году.

Плюсы использования УСН юрлицами

Очевидный плюс для организаций – «упрощенцев» – минимальное количество налоговой отчетности и упрощенные требования к ведению бухгалтерского учета. Однако, в отличие от ИП, фирма на УСН должна уплачивать единый налог не ежегодно, а ежеквартально в виде авансов. Если Ваша фирма использует УСН, то Вам следует применять следующую схему расчета и уплаты единого налога:

  • в начале года рассчитайте сумму налога на текущий год;
  • ежеквартально уплачивайте авансовые платежи (1/4 от общей рассчитанной суммы налога);
  • в начале следующего года подайте декларацию в ФНС (за 2016 год – до 30.04.17);
  • осуществите окончательный расчет по налогу (сумма по декларации за минусом уплаченных авансов).

Несмотря на то, что суммы платежей по налогу ООО необходимо осуществлять ежеквартально, фирма на УСН обязана подавать отчетность в налоговую только 1 раз в год.

Как и ИП, ООО может пользоваться следующими преимущества использования системы УСН:

  1. Ведение бухгалтерского учета ООО на УСН сводится к заполнению Книги учета доходов и расходов. Прочие формы учета фирма вести не обязана.
  2. Фирма – «упрощенец» не должна уплачивать НДС, налог на прибыль и имущественный налог. Данный факт не только оптимизирует ведение учета, но и существенно упрощает взаимоотношения с налоговыми органами.

Условия для применения УСН юрлицами

Юрлицо вправе перейти на УСН только при условии выполнения требований, предусмотренным действующим законодательством. Требования к ООО относительно количества сотрудников и уровня дохода аналогичны требованиям к ИП: сотрудников на фирме не должно быть больше 100 (среднегодовой показатель), а доход за год не должен быть больше 79.740.000 руб.

Если Ваша фирма планирует переход на «упрощенку», то помимо вышеперечисленных условий, Вам следует учесть следующие требования:

  1. Вы не можете перейти на УСН, если Ваша компания имеет филиалы и представительства. Но если обособленное структурное подразделение не отмечено в уставных документах как филиал, то Вы вправе подавать заявление на применение упрощенного режима.
  2. Если собственный капитал компании составляет менее 75% от общего показателя, то требовать перехода на «упрощенку» Вы не можете. Аналогичное правило действует для тех фирм, которые хотят сохранить использование упрощенного режима.
  3. Перед подачей заявки на использование «упрощенки» рассчитайте остаточную стоимость основных средств, находящихся в собственности компании. Если на 01.10.16 данный показатель превышает 100.000.000 руб., то перейти на УСН с 2017 года Вы не можете.

Сравнение упрощенки с ЕНВД и ОСНО

Многие организации и предприниматели выбирают УСН, так как данная система имеет очевидные преимущества по сравнению с прочими налоговыми режимами. Однако, в зависимости от специфики и сферы деятельности субъекта хозяйствования, «упрощенка» может иметь не только плюсы, но и недостатки. Читайте также статью: → “ ». Ниже в таблице приведены преимущества и недостатки УСН по сравнению с ЕНВД и ОСНО:

Показатели УСН и ОСНО УСН и ЕНВД
Преимущества УСН 1. УСНщик освобождается от основных налогов, уплата которых предусмотрена для использующих ОСНО: налог на прибыль, имущественный налог, НДС.

2. «Упрощенец» не обязан подавать ежеквартальную отчетность в ФСН. Также субъекту на УСН предоставляется право на ведение бухучета в упрощенном виде.

1. Расчет налога при УСН производится исходя из фактического дохода. При этом «вмененщики» оплачивают налог вне зависимости от полученного дохода или понесенного убытка.

2. ЕНВД могут использовать только те организации и ИП, которые ведут деятельность в сфере торговли, общепита и мелкобытовых услуг. Условия использования УСН данных ограничений не имеют.

Недостатки УСН 1. Для сохранения статуса «упрощенца» субъекту хозяйствования необходимо удовлетворять требованиям относительно уровня доходов, количества сотрудников и т.п.

2. Партнерами УСНщиков редко становятся юрлица-плательщики НДС. Связано это с тем, что при получении товара от поставщика-«упрощенца» покупатель не может оформить налоговый вычет.

1. «Упрощенцу» необходимо ежеквартально перечислять в бюджет сумму аванса по налогу, в то время как «вмененщик» оплачивает налог единоразово в начале отчетного года.

2. К юрлицам и ИП на ЕНВД, в отличие от «упрощенцев», не применяются требования относительно размера полученных доходов.

Рубрика “Вопрос – ответ”

Вопрос №1. По состоянию на 01.10.16 ООО «Магнит-1» имеет в собственности основные средства, остаточная стоимость которых составляет 101.470.620 руб., в том числе объекты благоустройства прилегающей территории – 1.810.300 руб. Может ли «Магнит-1» перейти на «упрощенку» с 01.01.17?

Так как объекты благоустройства прилегающей территории не учитываются при амортизации в налоговом учете, в расчете лимита (100.000.000 руб.) данные основные средства участия не принимают. Показатель остаточной стоимости, требуемый для перехода «Магнитом-1» на «упрощенку», определяется так: 101.470.620 руб. – 1.810.300 руб. = 99.660.320 руб. Так как полученный результат меньше установленного лимита, «Магнит-1» вправе подать заявку на использование УСН с 01.01.17.

Вопрос №2. ООО «Кардинал» использует УСН. По итогам 2016 года «Кардинал» не получил доход. Должен ли «Кардинал» уплачивать доход и подавать декларацию в ФНС?

Так как налог при УСН рассчитывается исходя из полученного дохода, «Кардинал» оплачивать налог за 2016 не должен. При этом «Кардинал» обязан подать в орган ФНС «нулевую» декларацию в срок до 30.04.17.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти

В административно-правовом статусе государственных коллективных субъектов можно выделить три главных блока:

Целевой;

Структурно-организационный;

Компетенционный (компетенцию).

Первый элемент административно-правового статуса государственного коллективного субъекта – его юридически закрепленные цели, задачи и функции. В общем плане его цель можно понимать как обеспечение определенной социальной потребности, а в положениях, уставах и иных правовых актах цель конкретизируется в перечне задач, выполняемых функций.

Все задачи, которые ставятся перед структурными единицами государственного механизма, можно объединить в три группы:

1) производственные, конкретизирующие ту цель, ради которой она создана;

2) экономико-экологические (ресурсные), закрепляющие обязанность бережно использовать природные и другие ресурсы, обеспечить сохранность окружающей среды и используемого государственного имущества;

3) социальные, нацеливающие на заботу о коллективе работников и его членах, их профессиональном росте, на создание благоприятных условий для службы, трудовой деятельности, организацию культурно-бытового обслуживания, улучшение материального благосостояния своих рабочих, служащих и их семей.

Второй – организационно-структурный – компонент правового статуса сам является довольно сложной системой. В него входит нормативное регулирование порядка образования, легализации, реорганизации, ликвидации субъектов, их подчиненности и передачи из ведения одних организаций в подчинение других, установления и изменения их организационных структур, права на организационное самоопределение, процедур деятельности и права на официальные символы.

Компетенция является третьей и основной частью правового статуса государственных коллективных субъектов права и состоит из совокупности властных полномочий относительно определенных предметов ведения. Ее первый элемент включает обязанности и права, связанные с осуществлением власти, участием во властных отношениях, в том числе и право издавать определенные акты. Второй элемент компетенции – подведомственность, правовое закрепление круга объектов, предметов, дел, на которые распространяются властные полномочия.

В соответствии со ст. 77 Конституции система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими «самостоятельно» в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом «Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Субъекты Федерации обязаны учитывать:

Республиканскую форму правления,

Единство системы государственной власти,

Осуществление государственной власти органами государственной власти,

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации,

Разделение государственной власти и самостоятельность ее органов, а также то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а в пределах ведения Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.

К общим принципам организации исполнительных органов государственной власти могут быть отнесены:

Обязательное вхождение главы территории (главы республики, области, края) в систему исполнительной власти;

Обязательное наличие органа общей компетенции субъекта Федерации;

Подотчетность органов исполнительной власти законодательному и представительному органу по вопросам исполнения законов субъектов Федерации;

Организационно-правовая самостоятельность местных органов исполнительной власти общей компетенции и другие.

Самостоятельность субъектов Российской Федерации в установлении своей системы исполнительной власти проявляется в том, что они:

Осуществляют собственное правовое регулирование организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

Устанавливают виды органов исполнительной власти, их наименование и правовое положение в системе государственной власти субъекта Российской Федерации;

Определяют территориальные пределы осуществления государственной исполнительной власти;

Определяют структуру органов исполнительной власти и подчиненность между различными органами;

Распределяют функции и компетенцию исполнительной власти субъекта Российской Федерации между различными видами органов.

Системы исполнительной власти в субъектах Федерации достаточно разнообразны, как по видам органов, так и по структурно-функциональным взаимосвязям между ними.

Под системой исполнительной власти субъекта Федерации понимается совокупность органов субъекта Федерации, осуществляющих государственную исполнительную власть, их соподчиненность, средства их взаимодействия с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления. В единую систему исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются:

а) глава исполнительной власти субъекта Федерации – президент республики, глава администрации, губернатор, и т. д.;

б) исполнительный орган государственной власти общей компетенции (правительство или администрация);

в) исполнительные органы государственной власти специальной компетенции (отраслевые и межотраслевые);

г) территориальные органы государственной исполнительной власти общей компетенции, действующие в границах административно-территориальных образований (городов и районов республиканского или областного подчинения, и т. д.) или на территории административных (управленческих) округов;

д) территориальные органы государственной исполнительной власти специальной компетенции, являющиеся структурными подразделениями органов общей компетенции или отраслевых (межотраслевых) органов субъекта Федерации.

Высшим должностным лицом республик является, как правило, Президент. Пост Президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Ингушетии, Кабардино-Балкарской Республике, Калмыкии, Коми, Саха (Якутии), Северной Осетии – Алании, Татарстане, Тыве, Чувашской Республике и др. Если в Татарстане Президент является главой государства, то в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Саха (Якутии) – высшим должностным лицом и главой исполнительной власти; в Калмыкии – главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Специфика системы исполнительной власти в Дагестане заключается в том, что здесь нет единоличного Президента. Функции главы государства выполняет коллегиальный орган – Государственный Совет, который возглавляет вертикаль исполнительной власти и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти всех уровней. Государственный Совет Дагестана состоит из 14 человек и формируется не парламентом, а Конституционным Собранием Республики.

К полномочиям главы республики, характеризующим данное лицо как главу исполнительной власти, относятся:

Полномочия по формированию правительства республики;

Полномочия по формированию иных, в том числе территориальных, органов исполнительной власти;

Полномочия по непосредственному руководству органами исполнительной власти;

Полномочия по отмене актов органов исполнительной власти и применению к руководителям мер дисциплинарного воздействия.

Высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа является глава администрации (Губернатор). Он руководит органами исполнительной власти соответствующего региона.

Глава исполнительной власти области (края):

Образует (совместно или по согласованию с законодательным органом) и в соответствии со схемой управления субъектом Федерации отраслевые и территориальные органы исполнительной власти, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей;

Утверждает положения об отраслевых и территориальных органах исполнительной власти;

Образует, реорганизует и ликвидирует иные государственные организации, назначает их руководителей, утверждает их уставы и положения;

Вправе отменять акты подведомственных органов исполнительной власти субъекта Федерации;

Издает правовые акты (постановления и распоряжения), обязательные на всей территории субъекта Федерации.

Процессы реформирования системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отражают тенденцию усиления роли единоличной власти – главы государства (Президента) в республиках, губернатора (мэра) в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах при сохранении достаточно авторитетного представительного (законодательного) органа.

Правительство (администрация) субъекта Федерации является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, подотчетным президенту республики (главе республики) и законодательному и представительному органу республики. Правительство может иметь статус высшего органа исполнительной власти.

В краях и областях выделяется два вида организационно-правового статуса правительства: во-первых, правительство может являться самостоятельным исполнительным органом государственной власти, обладать собственной компетенцией, быть организационно обособленным от главы исполнительной власти (Свердловская область, Ярославская область); во-вторых, правительство может быть организационно включено в структуру администрации субъекта Федерации, и, не обладая функционально-правовой самостоятельностью, реализовывать часть компетенции администрации. В этом случае первый заместитель главы администрации (губернатора) возглавляет правительство, а другие члены правительства являются должностными лицами администрации (Краснодарский край, Мурманская область).

Состав и структура правительства субъекта Федерации определяются конституциями, уставами субъекта Российской Федерации и законами о правительстве, а также указами и постановлениями президента или главы администрации (губернатора).

В состав правительства входит председатель правительства, заместители председателя правительства и члены правительства. Заместители председателя правительства и члены правительства, как правило, являются руководителями соответствующих отраслевых министерств, госкомитетов, департаментов или территориальных органов исполнительной власти (в некоторых областях и городах федерального значения). Они назначаются главой исполнительной власти с участием законодательного и представительного органа государственной власти.

В большинстве областей в качестве органа исполнительной власти общей компетенции действует администрация области (края).

Деятельностью администрации руководит глава администрации на принципах единоначалия. Хотя в некоторых субъектах Федерации в составе администрации функционируют коллегиальные подразделения.

Структура администрации области (края) утверждается главой исполнительной власти или по его предложению законодательным и представительным органом государственной власти субъекта Федерации. Выделяются следующие типичные элементы структуры администрации:

а) руководители администрации – глава администрации (губернатор), первый заместитель (вице-губернатор или председатель правительства), заместители главы администрации;

б) правительство области (края) – руководящий коллегиальный орган, создаваемый в некоторых субъектах Федерации для решения наиболее важных вопросов, отнесенных к компетенции администрации;

в) коллегия – совещательный орган при главе администрации, создаваемый для коллективного рассмотрения определенных вопросов, связанных с подготовкой и реализацией проектов планов и программ развития региона;

г) структурные подразделения, образующие аппарат администрации и не обладающие организационной самостоятельностью, – отделы, комитеты и управления;

д) структурные подразделения специальной компетенции, обладающие организационной самостоятельностью и осуществляющие отраслевое и межотраслевое государственное управление – министерства, департаменты, комитеты, главные управления (управления);

е) территориальные структурные подразделения, осуществляющие государственную исполнительную власть на территории городов, районов и иных административно-территориальных образований.

Функции и полномочия, которые закрепляются за органом исполнительной власти общей компетенции, могут быть подразделены на общие и специально-отраслевые. К первым относятся издание постановлений и распоряжений, обязательных для исполнения на территории республики; осуществление оперативного руководства нижестоящими органами исполнительной власти; образование подведомственных органов и учреждений и утверждение положений о них; отмена или приостановление актов нижестоящих органов исполнительной власти; назначение на должность и освобождение от должности руководителей органов исполнительной власти и иных государственных организаций.

Специально-отраслевые функции и полномочия связаны с исполнительной деятельностью в различных сферах общественной жизни: экономической, социально-культурной, охраны окружающей природной среды, охраны правопорядка и общественной безопасности. В этих и других областях правительство (администрация) проводит государственную политику, составляет проекты планов и программ социально-экономического развития, осуществляет управление государственной собственностью, создает условия для деятельности государственных и негосударственных организаций, принимает меры по защите прав и законных интересов граждан и организаций и т. д.

Органами исполнительной власти специальной компетенции в республиках являются министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, а в областях (краях) – министерства, государственные комитеты, департаменты, управления и иные органы, входящие в структуру исполнительной власти. Они действуют на основании положений, которые утверждает глава исполнительной власти, правительство субъекта Федерации или соответствующий федеральный орган.

Структура органов специальной компетенции предопределяется, во-первых, составом и структурой федеральных органов исполнительной власти и создаваемых ими территориальных органов, во-вторых, статусом субъекта Федерации, в-третьих, социально-экономическим развитием субъекта Федерации и его финансово-бюджетными возможностями.

Определенные особенности присущи системе органов исполнительной власти городов федерального значения – Москвы и Санкт- Петербурга.

Во-первых, это – многозвенность системы административного управления – мэрия, правительство, префектуры в Москве и администрация, правительство, территориальные управления в Санкт-Петербурге.

Во-вторых, значительная централизация исполнительной вертикали, выражающаяся в обширных распорядительных полномочиях главы исполнительной власти – мэра и губернатора, начиная от назначения руководителей всех подведомственных городской администрации органов и заканчивая совмещением должностей главы администрации и главы правительства.

В-третьих, отраслевая структура органов исполнительной власти учитывает особенности городской жизни и предполагает объединение и дифференциацию этих органов, в том числе по признаку их функционирования в системе городского хозяйства.

В-четвертых, в структуре городской администрации функционируют органы специальной компетенции, находящиеся в совместном ведении трех видов органов исполнительной власти – города федерального значения, области и Российской Федерации; например, главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В-пятых, государственная исполнительная власть «опускается» на тот территориальный уровень, где в других субъектах Федерации осуществляется муниципальная власть, что отражается на характере взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, начиная от порядка их формирования и заканчивая наделением отдельными государственно-властными полномочиями.

Орган исполнительной власти -- это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государ-ственной власти на законодательную, исполнительную и судеб-ную. Наличие в системе государственной власти исполни-тельных органов -- следствие нормативного закрепления прин-ципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти -- это внешняя форма вы-ражения исполнительной власти. Они образуются для практи-ческой реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется го-сударственное управление в экономической, социально-куль-турной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансиро-ванности полномочий и исключения сосредоточения всех пол-номочий или большей их части в ведении одного органа госу-дарственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнитель-ной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих пол-номочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.


5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных пра-вовых актах определяются виды, порядок принятия, государ-ственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполни-тельной власти -- это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой -- результат адми-нистративного нормотворчества в системе государственного уп-равления. Акты управления являются подзаконными правовы-ми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления спо-ров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образова-ния, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наиме-нование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ пре-дусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществ-ляется за счет средств федерального бюджета или средств бюд-жета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной власти характери-зуется тем, что эти органы являются самостоятельными и неза-висимыми именно в осуществлении предоставленных им полномо-чий. Независимость органов законодательной власти устанав-ливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими норма-тивными правовыми актами. Превышение пределов установлен-ных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.


Введение 2

1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти 3

2. Административно - правовой статус органов исполнительной власти 6

2.1.Президент РФ 6

2.2. Правительство Российской Федерации 10

2.3. Федеральные органы исполнительной власти 13

2.4. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти 19

2.5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 21

Заключение 26

Список литературы 27

Введение

Органы исполнительной власти (англ organs/bodies of executive) - в РФ органы гос-ной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять гос-ное руководство и исполнительно-распорядительную деятельность в сфере гос-ного управления. К О.и.в. относятся: а) федеральные органы (высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; центральные федеральные О.и.в. - министерства, гос-ные комитеты и ведомства при Правительстве РФ); б) О.и.в. субъектов РФ (президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, гос-ные комитеты и ведомства). Они составляют единую систему О.и.в., возглавляемую Правительством РФ.

О.и.в. либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением.

О.и.в. осуществляют особый вид гос-ной деятельности - исполнительно-распорядительную. Они непосредственно реализуют акты представительных органов законодательной власти, указов Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ, нормативных указов Президента и нормативных правовых актов руководителей глав администраций субъектов РФ, постановлений и распоряжений вышестоящих О.и.в.

По характеру полномочий различают О.и.в.: общей компетенции (ведающие всеми или многими отраслями гос-ного управления, напр., Правительство РФ и правительства субъектов Федерации) и специальной компетенции (ведающие отдельными отраслями или сферами управления - министерства, гос-ные комитеты и др. ведомства Федерации и ее субъектов)

1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти - это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной власти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей.

2. Органы исполнительной власти - это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций и задач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизни общества.

3. Работа органов исполнительной власти строится в соответствии с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;

г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной власти.

4.Главная задача, органа, исполнительной власти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.

6. Существует организационная структура органа исполнительной власти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.

7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.

9. Органы исполнительной власти наделены правом нормотворческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных правовых актах определяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполнительной власти - это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой - результат административного нормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управления споров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.

11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотрена ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной власти - юридическое лицо - имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

2. Административно - правовой статус органов исполнительной власти

2.1.Президент РФ

Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства он является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.
Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение об отставке Правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т.е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).
Президент по представлению Председателя Правительства утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, непосредственно руководит деятельностью ряда таких органов. Положения о названных органах утверждаются Президентом. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

Президент также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.Исполнительная власть (2)Реферат >> Государство и право

Государственного управления; · административно-правового статуса граждан (физических лиц);· административно-правового статуса органов исполнительной власти ; · государственной и муниципальной службы...

  • Исполнительная власть в РФ понятие, признаки, принципы и тенденции развития

    Реферат >> Государство и право

    Деятельности исполнительной власти - 15 Глава 2. Органы исполнительной власти - 20 2.1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти - 20 2.2. Виды органов исполнительной власти - 25 2.3. Система органов исполнительной власти ...

  • Исполнительная власть в РФ понятие, признаки, тенденции развития

    Курсовая работа >> Государство и право

    Существенный элемент компетенции органов исполнительной власти . Издаваемые исполнительными органами правовые акты не подменяют собой... И.А. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ. Хабаровск, 1999 15. Бачило И.Л.Исполнительная власть в...

  • Исполнительная власть в РФ (4)

    Реферат >> Государство и право

    Системы и структуры органов исполнительной власти , но и устанавливал правовой статус органов , входящих в эту... и установления правового статуса органов исполнительной вла­сти . Общие принципы организации органов государственной власти также содержатся...



  •  

    Возможно, будет полезно почитать: