Негативные последствия чс. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций

Введение

чрезвычайный безопасность экономический

В связи с ухудшением техногенной обстановки в России можно предположить, что во многих случаях отдельные, даже небольшие по масштабам чрезвычайные ситуации могут стать одной цепью, будут провоцировать и усиливать друг друга, а также вызывать прямые и косвенные последствия, проявляющиеся на макроэкономическом уровне. Подобные чрезвычайные ситуации в той или иной мере оказывают влияние практически на все сферы деятельности общества, а более всего на жизнедеятельность людей и природную среду. Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых главную роль играют экономические показатели и способы определения ущерба от чрезвычайных ситуаций. В настоящее время большое внимание уделяется экономическому обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как главной составляющей системы обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных экономических последствий (в денежном исчислении) воздействия чрезвычайных ситуаций способствует правильному формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики, населения и территорий от их последствий, что позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать ограниченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.

Изучение статистики техногенных и природных аварий и катастроф за пару последних десятилетий показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.


1. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций


.1 Основные понятия


На сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия «экономические последствия чрезвычайных ситуаций».

В целом к ним относятся:

сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;

выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;

потери объектов социально-культурной сферы;

сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;

снижение уровня жизни населения;

косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;

расходы общества на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и т.п.

На практике же при оценке экономического ущерба внимание уделяется только прямым потерям материальных ценностей. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г. Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одной из целей закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

К данной проблеме применяются определенные понятия. К ним относятся:

Риск - величина, характеризующая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации с определенным уровнем экономического ущерба, выраженная в процентах.

Опасность - это величина возможного уровня экономического ущерба от чрезвычайной ситуации. Она может быть рассчитана на основе статистических данных для определения опасности объекта или территории за некоторый интервал времени (реальная опасность). При расчете на основе теоретических допущений (в случае редкости оцениваемого явления или отсутствии статистических данных при непродолжительном функционировании объекта в условиях риска, планировании размещения объектов на неизученной территории и т.п.) опасность приобретает потенциальный характер и выражается в стоимостной форме или процентах от стоимости объекта оценки.

Экономический ущерб - величина размера негативных экономических последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или денежных единицах.

Уязвимость - величина размера экономического ущерба при определенном уровне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, зависящая от подверженности структуры оцениваемого объекта воздействию той или иной формы протекания чрезвычайной ситуации.

Изучение и использование вышеперечисленных понятий сотрудниками органов государственный власти и управления обосновывает принятие управленческих решений в сфере деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечению финансовыми и материально-техническими ресурсами.


.2 Методы оценки опасности от чрезвычайных ситуаций


Для оценки опасности могут быть использованы методы: экономико-статистический (статистический), экспертных оценок и комбинированный.

Экономико-статистический метод основан на сборе и обработке статистических данных о воздействии различных факторов чрезвычайной ситуации на элементы объекта оценки. В результате обработки статистических данных строятся уравнения регрессии, отражающие изменения образующих ущерб признаков в зависимости от значения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Зная значение указанных факторов, можно определить возможный размер натуральных потерь. Умножая показатель потерь на соответствующий стоимостный показатель, рассчитывают величину опасности экономического ущерба.

Метод экспертных оценок применяется при отсутствии необходимого количества статистических данных или малой изученности явления, то есть в условиях неопределенности. Его суть заключается в опросе мнений специалистов, имеющих опыт научных исследований по данной проблеме и практической работе в данной сфере деятельности. Обработка результатов опроса соответствующими методиками позволяет вывести ситуацию из состояния неопределенности и приблизительно оценить опасность экономического ущерба той или иной чрезвычайной ситуации. Наиболее точная оценка опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера может быть получена только статистическим методом.


.3 Экономический ущерб


Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.

Экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций следует определять как совокупность потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме. По сути, это определение совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Исходя из данного определения экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который разделяется на хозяйственный и демографический (социальный), косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий. Внутри каждого вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.

На макроэкономическом уровне экономический ущерб от аварий, катастроф, стихийных бедствий помимо ущерба, нанесенного промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, дополнительно включает следующие элементы:

а) прямой экономический ущерб, состоящий из:

затрат на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

единовременных выплат семьям погибших и пострадавших;

расходов по приобретению необходимых медикаментов и оборудования;

расходов по оплате труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников ликвидации чрезвычайных ситуации;

затрат на обеспечение жилым фондом лиц, потерявших кров;

затрат на восстановление государственных предприятий и инфраструктуры, субсидии пострадавшим фирмам;

расходов по выплате пособий лицам, ставшим в результате чрезвычайной ситуации инвалидами, сиротами и т.п.;

затрат на немедленную ликвидацию экологически опасных последствий воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации;

б) косвенный экономический ущерб государству, представляющий собой не определенные четко, неадресные расходы, к которым относятся:

расходы государственных внебюджетных фондов по медицинскому санаторно-курортному и социальному обеспечению, поддержанию и содержанию лиц, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации;

снижение финансовых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней; в результате сокращения налогооблагаемой базы как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших косвенное воздействие чрезвычайной ситуации.


2. Обеспечение безопасности


.1 Формирование экономических механизмов обеспечения безопасности


Под экономическими механизмами, способствующими решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов (страхование, лицензирование, декларирование, льготы по налогам, кредиту, амортизации и т.п.), позволяющих достигнуть рационального уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.

Основные критерии построения этих механизмов - развитие системы защиты объектов экономики, населения и территорий до необходимого уровня, минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере, создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и эффективной ликвидации их последствий.

В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий, базирующихся на экономических оценках;

функционирование каждого уровня РСЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования;

возложение материальной ответственности за нанесенный ущерб или риск возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующие предприятия и организации;

экономическое стимулирование мероприятий, направленных на снижение этого риска.

В условиях перехода к рынку экономический механизм управления комплексом задач прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется по следующим направлениям:

установлению экономической ответственности за риск возникновения чрезвычайных ситуаций и причиненный ущерб, предусматривающий гарантии его возмещения;

формированию системы экономического регулирования и финансированию мероприятий по снижению такого риска, а также предупреждению и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

созданию системы экономического стимулирования предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

организации деятельности по экономическому стимулированию инвестиций в мероприятия по предупреждению ЧС, уменьшению и ликвидации их последствий;

совершенствованию ценообразования на продукцию, создаваемую в условиях риска возникновения техногенных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

объединению и концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов субъектов РФ с целью экономически эффективного решения проблем в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


.2 Основные механизмы обеспечения безопасности


Основными элементами экономических механизмов следует считать уровни и фонды безопасности, экономическую ответственность, регулирование безопасности, систему стимулирования.

Экономические механизмы строятся на определенных уровнях безопасности - текущих (краткосрочных) и целевых, характеризующих современные научные представления о максимально возможном снижении риска чрезвычайных ситуаций по некоторым критериям. Недопустимо нарушать текущие уровни безопасности, которые в зависимости от конкретных условий могут стать основой для разработки системы ограничений на какую-либо деятельность. Это достигается государственной системой стандартов и норм, надзором, экспертизой и лицензированием.

В целях упорядочения источников финансирования деятельности по защите объектов экономики, населения, территорий от чрезвычайных ситуаций создаются территориальные и местные фонды безопасности.

Территориальные фонды безопасности формируются на предприятиях, на которых возможны чрезвычайные ситуации, а также при органах самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ. Основными источниками территориальных фондов безопасности могут стать платежи предприятий за риск возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение технологических и технических параметров технологических процессов, аварийные выбросы (сбросы) АХОВ, РВ или других опасных веществ.

Местные фонды безопасности формируются на уровне краев, областей и наиболее опасных в отношении чрезвычайных ситуаций городов.

В условиях экономики рыночного типа ответственность за ущерб, причиненный техногенными чрезвычайными ситуациями, лежит на промышленном объекте, являющемся ее источником. Но, как правило, ущерб намного превосходит финансовые возможности объекта по его возмещению. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда должна играть система страхования, которая обеспечит создание специальных страховых фондов.

В настоящее время в законодательном порядке утверждено обязательное государственное страхование ответственности опасных промышленных объектов экономики за причинение вреда при их эксплуатации. Так, статья 15 п. 1 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116 требует «…организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среды в случае аварии на опасном производственном объекте».

Регулирование вопросов безопасности объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем декларирования и лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений, создающих угрозу населению и окружающей среде; экспертизы проектов на строительство и размещение потенциально опасных объектов экономики; надзора и контроля за выполнением требований безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте.

Лицензирование производится в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам.

Государственный надзор и контроль в области защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Система стимулирования - это механизмы прямого действия, делающие для объектов экономики выгодным вложение средств в мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и по снижению их количества.

К ним относятся:

образование фондов безопасного развития предприятий;

установление льготного налогообложения прибыли, направленной на снижение риска возникновения аварии, катастрофы или экологического бедствия;

ускоренная амортизация систем наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных производств;

льготное кредитование и субсидирование предприятий.


3. Обеспечение мероприятий РСЧС


Обеспечение мероприятий РСЧС бывает: финансовое и материальное.

Финансовое обеспечение мероприятий РСЧС - это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.д.) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами Федерации, муниципальными образованиями и объектами экономики.

Материальное обеспечение мероприятий РСЧС - это комплекс мероприятий по бесперебойному, полному и своевременному удовлетворению потребностей в материально-технических средствах, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, жизнеобеспечению персонала органов управления по делам ГО и ЧС, войск ГО, поисково-спасательных служб и пострадавшего населения.

Организация финансового и материально-технического обеспечения РСЧС учитывает два режима ее функционирования - предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях. Большинство предупредительных мероприятий носят долговременный характер, требуют значительных капитальных вложений, не дают скорой отдачи и потому в условиях рыночной экономики не может финансироваться за счет иных источников, кроме бюджетных. Наиболее приемлемый способ целевого бюджетного финансирования - разработка и реализация государственных целевых программ, на что ежегодно выделяются средства в расходной части бюджетов федерального и (или) субъектов Федерации.

Действия в чрезвычайных ситуациях предусматривают проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление объектов жизнеобеспечения и оказание первоочередной помощи пострадавшему населению. Эти мероприятия носят экстренный характер и их невозможно осуществить без оперативного привлечения необходимых ресурсов в пострадавшие районы. Это достигается только путем заблаговременного создания чрезвычайных резервных фондов (федерального и субъектов Федерации), которые непосредственно не связаны с функционированием и состоянием экономики страны. Процесс их формирования основывается на социально-экономических механизмах. Таким образом, разработка и применение экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативной правовой системы, позволят значительно повысить уровень защиты объектов экономики, населения и территорий от аварий, катастроф, экологических бедствий и их последствий.


Заключение


Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10-15 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4-5% от валового национального продукта.

По данным страховых организаций, общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий за 60-е гг. составил 40 млрд. долл. США. В 80-х гг. этот показатель вырос до 120 млрд. долл. США. В первой половине 90-х гг. ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е гг. Суммарный ущерб за 90-е гг. приблизится к 400 млрд. долл. США. По оценке МЧС России, уже сейчас ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Эта проблема приобретает глобальный характер.

Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.


Список литературы


1. Я.Д. Вишняков, В.И. Вагин, В.В. Овчинников, А.Н. Стародубец «Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Я.Д. Вишняков и др.]. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. - 304 с.

Васильчук МВ, Медведь МВ, Сачков ЛС Сборник нормативных документов по безопасности жизнедеятельности - М.: Феникс, 2000 г. - 896 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Человек называет себя «царем природы», и надо признать, что в этом присутствует значительная доля истины. За каких-то пятьдесят тысяч лет мы прошли впечатляющий путь от звериных шкур и каменного топора до атомного реактора и полетов в космос. Несмотря на несомненные достижения, современный человек так же беспомощен перед мощью стихии, как и его далекий предок кроманьонец. Силы природы настолько велики, что перед ними бессильно все могущество наших технологий.

На Земле ежегодно происходят сотни и тысячи различных природных катастроф, опасных и чрезвычайных ситуаций: ураганы, смерчи, пожары, наводнения, землетрясения и др. Их жертвами становится большое количество людей. Более того, сама хозяйственная деятельность человека является источником серьезной потенциальной опасности. Ее результатом часто бывают чрезвычайные ситуации техногенного характера, которые могут по своим последствиям превзойти любые ураганы или землетрясения. В качестве примера можно привести Фукусиму или Чернобыль.

Еще больше опасностей и разрушений несут войны, являющиеся сами по себе страшным бедствием. Кроме опасностей, возникающих при ведении военных действий, они приводят к потокам беженцев и настоящим гуманитарным катастрофам, в основном от которых страдает гражданское население. Только с начала 90-х годов в мире произошло 38 локальных военных конфликтов и 41 небольшая война.

Далеко не всегда можно понять причины чрезвычайных ситуаций или предотвратить их, но вот бороться с последствиями разгула стихии и помогать пострадавшим от нее мы не только способны, но и обязаны. В каждой стране существует специальная структура (или несколько), в задачи которой входит ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, а также помощь в чрезвычайных ситуациях гражданскому населению.

В нашей стране подобные обязанности выполняет Министерство чрезвычайных ситуаций (МЧС) Российской Федерации. Решение ввести или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории принимает Правительство РФ, МЧС или специальные комиссии. Работа специальных служб, государственных структур, органов местного самоуправления, а также других учреждений и организаций в условиях ЧС регулируется федеральным законом (ФЗ) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Что такое чрезвычайная ситуация?

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка, которая сложилась на определенной территории в результате техногенной аварии, природного явления или стихийного бедствия. Как правило, она несет угрозу жизни и здоровью людей, уничтожает материальные ценности, наносит ущерб природной среде и народному хозяйству.

В СМИ часто используется термин «экстремальная ситуация» (ЭС), которым обозначают различные происшествия: ДТП, пожары, нештатные ситуации на производстве и др. В этих ситуациях (ЭС и ЧС) много общего, однако ЧС по своему масштабу куда значительней и несет более серьезные последствия.

В описаниях чрезвычайных ситуаций встречаются слова «авария», «катастрофа», причем используются они в качестве синонимов. Это не совсем корректно. Авария – нештатная ситуация, связанная с техникой или механизмами. Например, поломка производственной линии, крушение транспортного средства, утечка химических веществ. Масштабы подобных происшествий очень сильно варьируются. Катастрофа – более широкий термин, он обозначает трагическое происшествие со значительным ущербом и, как правило, с массовым поражением и гибелью людей.

Существующие классификации чрезвычайных ситуаций

В настоящее время существует несколько классификаций чрезвычайных ситуаций. Исходя из характера причин ЧС, их можно разделить на две большие группы:

  • конфликтные;
  • бесконфликтные.

К первой группе относятся все виды ЧС, вызванные военными действиями, конфликты на религиозной и национальной почве, террористические акты, разгул преступности, революции, беспорядки и др. Это чрезвычайные ситуации, причиной которых являются деструктивные действия человека или конфликты между группами людей. К ЧС второго вида относятся аварии и катастрофы в промышленности и чрезвычайные ситуации природного характера, а также экологические бедствия.

Чрезвычайные ситуации бывают ненамеренными и намеренными. В последнем случае обычно идет речь о терактах.

Важнейшим фактором, по которому классифицируется и оценивается чрезвычайная ситуация, является ее масштаб и размер ущерба, нанесенного ЧС. Здесь оцениваются последствия чрезвычайных ситуаций: величина очага поражения, потери среди населения, ущерб, нанесенный инфраструктуре и окружающей среде. Данный аспект очень важен для планирования и проведения аварийно-спасательных и других работ.

Ущерб от чрезвычайных ситуаций может быть прямым и непрямым (косвенным). К первому виду относится стоимость разрушений и повреждений, ущерб от выхода из строя объектов хозяйственной деятельности, нанесение вреда природным ресурсам, потеря трудоспособности работников из-за увечий. Косвенный ущерб: экономические потери из-за остановки хозяйственной деятельности, затраты на ликвидацию последствий ЧС, социальное обеспечение населения, пострадавшего при введении чрезвычайного положения и др. Нередко косвенный ущерб куда больше прямого и может оказывать негативное влияние на экономику страны в течение десятилетий.

Исходя из классификации по степени ущерба, ЧС бывают:

  • Локального характера. В этом случае зона ЧС не выходит за территорию объекта, где случилось происшествие. Число погибших не превышает десяти человек, а ущерб – 100 тыс. рублей;
  • Муниципального характера. Зона ЧС не выходит за границы населенного пункта или же города федерального значения. Число пострадавших не превышает 50 человек, а размер ущерба – 5 млн рублей;
  • Межмуниципального характера. При такой чрезвычайной ситуации зона поражения распространяется на несколько населённых пунктов, количество пострадавших превышает 50 человек, а материальный ущерб составляет свыше 5 млн рублей;
  • Регионального характера. Число пострадавших свыше 50, но не более 500 человек, а размер ущерба – больше 5 млн рублей, но не превышает 500 млн рублей. При этом чрезвычайная ситуация не выходит за границы одного субъекта РФ;
  • Межрегионального характера. В этом случае зона ЧС затрагивает сразу несколько федеральных субъектов, количество пострадавших не более 500 человек, а размер ущерба не превышает 500 млн рублей;
  • Федерального характера. К этой группе относится чрезвычайная ситуация, в результате которой количество пострадавших превышает 500 человек либо размер материального ущерба составляет более 500 млн рублей.

Существуют и трансграничные чрезвычайные ситуации, когда, например, авария или катастрофа происходит за пределами российских границ, но поражающие факторы оказывают пагубное влияние и на нашу территорию. Несколько лет назад на китайском предприятии произошла утечка ядовитых веществ, которые затем попали в российскую часть Амура.

Также чрезвычайные ситуации мирного времени классифицируются по характеру поражающего действия (фактор ЧС). Это момент очень важен, ибо именно природа источника ЧС определяет характер проведения аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий в зоне бедствия. Источник бедствия может быть:

  • тепловой;
  • механический;
  • биологический;
  • радиационный;
  • химический.

По природе возникновения чрезвычайные ситуации подразделяются на:

  • природные;
  • техногенные;
  • экологические;
  • социальные;
  • комбинированные.

По скорости развития событий чрезвычайные ситуации бывают:

  • внезапные – землетрясения, взрывы, транспортные аварии;
  • стремительные – пожары, выбросы радиоактивных или отравляющих веществ;
  • умеренные – наводнения, извержения вулканов.

Природные чрезвычайные ситуации: общее описание и особенности

Самый обширный класс ЧС, в который входят бедствия, вызванные стихийными силами природы. К данной группе относятся землетрясения, засухи, смерчи, сели, пыльные бури, ураганы, снежные лавины в горах, извержение вулканов и много другое. Она настолько многочисленна, что для удобства была разбита на несколько подгрупп.

Например, есть чрезвычайные ситуации, вызванные гидрометеорологическими явлениями, такими как сильный ветер, слишком обильные осадки, снегопады, засухи и др. Предупреждением ЧС этого типа в нашей стране занимается Росгидрометцентр.

Климатические природные явления – самый частый виновник возникновения ЧС на планете. Более того, именно они ответственны за большинство жертв, которые приходятся на природные ЧС. По данным ООН, эта цифра достигает 90%.

Второй тип природных чрезвычайных ситуаций – это опасные геофизические явления, такие как землетрясения и извержения вулканов. Им нет равных по разрушительной способности. Сильное землетрясение вполне может уничтожить большой город, став причиной гибели сотен тысяч человек. Не меньшей разрушительной мощью обладают и вулканы – судьба римского города Помпеи является наглядным тому доказательством.

К сожалению, мы пока не можем уверенно предсказывать такие губительные природные явления, поэтому защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций данного типа очень сложна. Остается только бороться с их последствиями. Почти 40% территории России относится к зоне повышенной сейсмической опасности, причем на 9% могут случаться землетрясения магнитудой до 7-8 баллов.

Еще одной опасной подгруппой природных ЧС являются геологические чрезвычайные ситуации. К ним относятся оползни, сели, просадки почвы, лавины, пыльные бури.

В отдельную подгруппу природных ЧС относятся различные морские стихийные явления: тайфуны, цунами, сильные штормы, интенсивный дрейф льдов. Понятно, что подобные чрезвычайные ситуации опасны для прибрежных районов, кроме того, они наносят значительный ущерб судоходству и морским промыслам.

Также к природным чрезвычайным ситуациям относится массовое поражение сельскохозяйственных животных и растений различными заболеваниями или вредителями. Данные ЧС хоть и не приводят к гибели людей и разрушению материальных объектов, но они чреваты значительными экономическими потерями. Профилактикой подобных чрезвычайных ситуаций этого типа и борьбой с ними занимаются ветеринарные службы.

Традиционной для России чрезвычайной ситуацией природного характера являются лесные пожары. Этому способствуют огромные площади лесных массивов на территории нашей страны. Ежегодно фиксируется от 10 до 30 тыс. пожаров различной площади и сложности. Они наносят огромный ущерб экономике страны.

Техногенные чрезвычайные ситуации, их описание и особенности

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, связанные с нештатными ситуациями на различных технических объектах: заводах, электростанциях, трубопроводах, хранилищах, транспорте и др. Эта группа также довольна многочисленна и неоднородна. В нее входят различные виды ЧС, отличающиеся как своим характером (поражающими факторами), так и масштабами.

Наиболее сложными и опасными считаются аварии, которые могут привести к выбросу ядовитых химических или радиоактивных веществ. Подобные инциденты несут значительную угрозу здоровью людей и окружающей природной среде. Не менее опасны утечки биологически опасных веществ.

К техногенным ЧС относятся аварии на транспорте, пожары на промышленных объектах, обрушения зданий и сооружений.

Особо опасны чрезвычайные ситуации, связанные с критической инфраструктурой населенных пунктов: аварии электросетей, городских очистных сооружений, тепловых сетей и др. Современный человек очень зависит от всего этого, отключение в большом городе электричества хотя бы на сутки полностью нарушает нормальный ритм его жизни. Такие ЧС отнюдь не являются редкостью.

Еще один вид опасных техногенных ЧС — это аварии на гидротехнических сооружениях: плотинах, дамбах. Они могут привести к многочисленным жертвам и затоплению значительных территорий.

Экологические ЧС и их влияние на флору и фауну

Экологические чрезвычайные ситуации – создание обстановки на определенной территории, которая пагубным образом действует на растительный и животный мир, а также общее состояние водной, воздушной среды. Причиной этого вида ЧС может быть серьезная техногенная авария или же стихийное бедствие, неэффективная (а то и попросту варварская) хозяйственная деятельность человека.

Примером техногенной аварии, которая привела к возникновению экологического ЧС, могут служить трагические события на Чернобыльской АЭС, их результатом стало отчуждение огромных территорий. Однако бездумное отношение человека к природе приводит к бедствиям и чрезвычайным ситуациям гораздо чаще, чем аварии. Например, выработка недр является причиной проседания почвы, оползней и обвалов, а вырубка лесов уменьшает биоразнообразие, вызывает сели и наводнения. Масштабные выбросы парниковых газов в атмосферу могут серьезно повысить уровень Мирового океана и затопить прибрежные территории.

Чрезвычайные ситуации социального характера

Подобный тип ЧС возникает в результате острого конфликта между социальными группами. Причины такого бедствия абсолютно разные: политические или религиозные противоречия, тяжелое экономическое положение в стране, социальная несправедливость. К чрезвычайным ситуациям социального характера относят революции, уличные беспорядки, вооруженные конфликты.

Часто к социальным ЧС также относят и терроризм, считающийся своеобразной формой политической борьбы. Следствия террористических атак весьма серьезны, причем они не только несут материальный ущерб и убивают неповинных людей, но и создают в обществе атмосферу страха и недоверия. В настоящее время проблема глобального терроризма стоит очень остро, ее можно назвать одним из главных вызовов современной цивилизации.

Для предотвращения террористических атак или ликвидации их последствий могут привлекаться внутренние войска и другие воинские формирования.

Предотвращать чрезвычайные происшествия социального характера довольно сложно, ибо причины их возникновения очень субъективны и не всегда понятны. Для устранения и предупреждения социальных потрясений, необходима серьезная комплексная работа специальных служб, политиков, медиков, психологов, средств массовой информации. Бедность, безработица, отсутствие перспектив, неравенство и беззаконие – это питательная среда различных социальных взрывов и междоусобиц.

Чрезвычайные ситуации комбинированного характера

ЧС данного вида – это совокупность чрезвычайных ситуаций сразу нескольких вышеописанных типов, которые наблюдаются на определенной территории. Причем комбинации различны. Очень часто техногенные или природные ЧС приводят к массовым беспорядкам или даже вооруженным конфликтам. Например, одной из предпосылок начала беспорядков в Сирии, переросших затем в гражданскую войну, стала значительная засуха, приведшая к нехватке и удорожанию продуктов питания. Подобные истории нередко происходили и в прошлом: непосредственной причиной революции 1917 года в России были перебои подвоза хлеба в Петербург.

Техногенные аварии часто приводят к экологическим катастрофам, протесты и беспорядки нередко наблюдаются в районах пострадавших при ведении боевых действий.

Комбинированный характер ЧС значительно затрудняет защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ликвидацию ее последствий.

Принципы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Как же защитить граждан и минимизировать ущерб от ЧС? Есть ли единый универсальный рецепт защиты населения от столь различных по своей природе катастроф и бедствий? И на кого возложены функции борьбы с чрезвычайными ситуациями?

В нашей стране государственную политику в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций осуществляет специальная структура – МЧС. Данное министерство проводит нормативно-правовое регулирование в этой области, а также осуществляет надзор и контроль в сфере гражданской обороны. Это военизированная организация, которой позволено приобретать и использовать оружие.

В 1995 году для противодействия стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям была создана РСЧС - единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ее состав входят ресурсы и силы центральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, организаций, которые занимаются вопросом защиты территорий и населения от ЧС.

РСЧС нацелена на выполнение двух функций:

  • предупреждение бедствий и снижение возможного ущерба от ЧС;
  • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других необходимых работ в зоне ЧС.

Система предупреждения и ликвидации ЧС имеет иерархическую структуру, она разделена на несколько уровней. На каждом из них созданы органы управления, силы и средства для решения необходимых задач и проведения мероприятий по защите населения и территорий.

Важнейшим элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с их последствиями является гражданская оборона (ГО). Это целый комплекс мероприятий по защите населения и материальных ценностей от опасностей, возникающих в результате военных действий или же техногенных аварий и природных ЧС. Гражданскую оборону можно назвать одной из важнейших функций любого государства, которое по своему значению не уступает поддержке адекватной обороноспособности страны.

В задачи гражданской обороны входит:

  • оповещение населения о возможной угрозе нападения противника, применения им ОМП, техногенных авариях, стихийных бедствий и порядке действий в подобных ситуациях;
  • подготовка укрытий и защитных сооружений;
  • обеспечение населения средствами индивидуальной защиты;
  • при необходимости служба гражданской обороны организует эвакуацию населения в безопасные районы;
  • обеспечение защиты запасов продовольствия, систем водоснабжения, сельскохозяйственных животных от заражения ядовитыми и радиоактивными веществами, а также биологическими средствами;
  • обучение населения способам защиты в чрезвычайных ситуациях;
  • силы ГО обязаны иметь заблаговременный план защиты той или иной территории.

Структура ГО построена по производственному и территориальному принципу. Руководитель любого предприятия является и начальником его гражданской обороны. Аналогичное правило действует и для административно-территориальных образований. Руководитель ГО несет ответственность за готовность территории или объекта противостоять чрезвычайным ситуациям, авариям и стихийным бедствиям.

Наш мир — очень опасное и непредсказуемое место. Человек обязан помнить об этом и быть готовым в любой момент противостоять грозным силам природы или машинам, вышедшим из-под его подчинения. В этом вопросе работа государственных экстренных служб, безусловно, очень важна, но куда большее значение имеет наша способность встретиться лицом к лицу с разыгравшейся стихией.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Последствия чрезвычайных ситуаций определяются действием специфических поражающих факторов источников ЧС.

Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций – это факторы механического, термического, радиационного, химического, биологического (бактериологического), психоэмоционального характера, являющиеся причинами ЧС и приводящие к поражению людей, животных, окружающей природной среды, а также промышленных объектов.

1. Динамические (механические) факторы источников ЧС: в результате непосредственного действия избыточного давления в фронте ударной волны возникают различные ранения и закрытые травмы.

2. Термические факторы: в результате светового излучения, пожаров, высокой температуры окружающего воздуха возникают ожоги, общее перегревание организма.

3. Радиационные факторы: в результате аварий на радиационно опасных объектах и применения ядерного оружия возникают острая и хроническая лучевая болезь.

4. Биологические (бактериологические) факторы: в результате аварии на биологически опасных объектах и при применении биологического оружия возникают массовые инфекционные заболевания и массовые отравления.

5. Химические факторы: в результате выброса аварийно опасных химических веществ, боевых отравляющих веществ, промышленных и других ядов вызывают разнообразные поражения.

6. Психоэмоциональные факторы приводят к нарушению работоспособности, психической и нервной деятельности.

Неблагоприятное влияние поражающих факторов ЧС на человека и окружающую среду зависит от: интенсивности и продолжительности воздействия.

Медико-санитарные последствия ЧС – это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер санитарных потерь, нуждаемость пострадавших в различных видах медицинской помощи, условия проведения эвакуационных мероприятий в зоне ЧС, санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС, выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом.

Пораженный в ЧС – это человек, у которого в результате непосредственного или опосредованного воздействия на него поражающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери подразделяются на безвозвратные (люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации и пропавшие без вести) и санитарные (пораженные, оставшиеся в живых).

Структура санитарных потерь – это распределение пораженных по степени тяжести, характеру и локализации патологии, полученной в результате ЧС.

Факторы, влияющие на величину и структуру санитарных потерь:

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции безопасность жизнедеятельности структура дисциплины: два раздела первая медицинская помощь и безопасное поведение

Цель дисциплины знать признаки расстройств в человеческом организме которые могут привести к смерти уметь их устранять оказывать первую..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Химические факторы
Любое химическое вещество при определенных условиях может быть полезным для организма, а может нанести вред. 1. Кислоты (молочная, арахидоновая, угольная) и другие кислые п

Экстремальные состояния
Экстремальные (лат. extremus - крайний, предельный) состояния - это состояния крайнего или предельного напряжения организма. Они возникают при действии чрезмерно интенсивных

Терминальные состояния
Терминальные состояния – состояния, пограничные между жизнью и смертью. К терминальным состояниям относятся, состояние умирания, включающее несколько стадий, и начальные этапы постреанимационного п

Первая медицинская помощь при кровотечениях
При механической травме нередко нарушается целостность стенок кровеносных сосудов и возникает кровотечение. В зависимости от того, куда вытекает кровь, различают: наружные (напр

Способы временной остановки кровотечений
1. Поднятие поврежденной конечности уменьшает приток крови к месту травмы. 2. Максимальное сгибание конечности приводит к пережатию сосуда и уменьшает кровопотерю. 3. Пальцевое пр

Костно-мышечные травмы
Основными видами костно-мышечной травмы являются: переломы, вывихи, растяжение связок, контрактура и разрыв мышц. Перелом кости - это нарушение

Первая медицинская помощь при внезапной угрозе жизни
Причинами острой лучевой болезни (ОЛБ) являются воздействия на человека различных видов радиоактивного излучения (альфа-, бета-, гамма-, рентгеновского). Степень тяжести ОЛБ, главным образом, завис

Поражения электрическим током
Причинами поражения электрическим током являются нарушения техники безопасности, неисправности электроприборов, повреждения изоляции проводов и воздействие атмосферных разрядов (молния). Т

Основные группы токсических веществ
1.Ядовитые химические вещества небиологической природы (сильные минеральные кислоты, щелочи. соединения тяжелых металлов и мышьяка, фосфорорганические соединения). 2.Токсические продукты ж

Ядовитые растения
Растения, вырабатывающие и накапливающие ядовитые вещества, которые вызывают отравления у человека и животных, называются ядовитыми. В настоящее время описано более 10000 видов растений, которые мо

Ядовитые животные
Ядовитые животные содержат в организме вещества, ядовитые для человека и особей других видов. К настоящему времени описано около 5000 видов ядовитых животных. По данным ВОЗ в мире ежегодно от укусо

Некоторые признаки отравлений вследствие укуса животными и первая медицинская помощь
Медуза Жжение, боль, местный отек Промыть кожу проточной водой с мылом, наложить питательный крем Морской скат

Искусственная вентиляция легких (ИВЛ)
Для проведения эффективной ИВЛ необходимо восстановить проходимость дыхательных путей. Она может быть нарушена запавшим корнем языка или инородными частицами: кровью, рвотными массами и др. От запа

Техника непрямого массажа сердца
1. Пострадавшего укладывают на спину на жесткое основание. 2. Расстегивают поясной ремень и освобождают от одежды, стягивающей верхнюю часть живота и грудную клетку.

С наружным массажем сердца
Искусственная вентиляция легких и наружный массаж сердца проводятся так, как указано в пунктах 3.1 и 3.2. Если реанимационная помощь оказывается одним человеком, то необходимо после

Термические ожоги
В зависимости от глубины поражения кожи ожоги принято подразделятьна 4 степени: 1 степень - покраснение и отек кожи; 2

Аптечка домашняя
Наименование Форма выпуска Количество Назначение Бинт медицинский нестерильный Рулон

Виды чрезвычайных ситуаций
Различные чрезвычайные ситуации (ЧС) стали неприменными атрибутами жизни всех, без исключения, стран. По данным ВОЗ численность населения ежегодно подвергающегося воздействию поражающих факторов ЧС

Социально-политические
Деление это весьма условное, так как в процессе развития любой ЧС действуют не один, а несколько поражающих факторов, которые обладают взаимным влиянием и потенцированием. Выраженность последствий

Причины и сопутствующие условия возникновения техногенных катастроф
Вид чрезвычайной ситуации Дата Причина возникновения Условия развития чрезвычайной ситуации Гибель океанског

Последствия экологических чрезвычайных ситуаций
Обстоятельства катастрофы Дата Поражающий фактор Последствия Самопроизвольный взрыв емкости с жидкими высоко

Количественные характеристики потерь при некоторых чрезвычайных ситуациях
Вид чрезвычайной ситуации Дата Раненые Погибшие Землетрясение г. Ашхабад

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
Горовиц (1980) в рамках посттравматической патологии выделил три основные группы симптомов: 1. чрезмерное возбуждение (нарушение сна, тревога, навязчивые воспоминания, фобическое избегание

Природные чрезвычайные ситуации
Природные катастрофы (стихийные бедствия) – это катастрофические ситуации, возникающие внезапно в результате действия природных сил, приводящих, как правило, к нарушению повседневного уклад

Виды работ после произошедшего землетрясения
1. Уточнение количества погибших и пострадавших. 2. Извлечение людей из завалов. 3. Локализация и устранение аварий. 4. Организация водоснабжения и питания пострадавших.

Специальная обработка пораженных
Радиационная авария – событие, которое могло привести или привело к не запланированному облучению людей или к радиоактивному загрязнению окружающей среды с превышением величины, регламентир

Безопасное поведение при экологических и социально-политических чрезвычайных ситуациях
Для социально-политических ЧС характерно наличие разнообразных видов опасностей в политической и экономической сферах, социальной и духовной жизни общества. Формируется социальная напряженность, ко

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий на основании постановле

Силы и средства предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют: силы и средства федеральных органов исполнительной власти; силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ, сил и средств органов ме

3.1. Основные причины возникновения ЧС:

внутренние :

1. Человеческий фактор: недостаточная квалификация, ошибки персонала, нарушение трудовой и технологической дисциплины, ошибки при проектировании, ошибки при строительстве.

пренебрежение средствами индивидуальной защиты и безопасности,

наличие факторов дискомфорта в рабо­те, которые вызывают развитие утомления и перенапряжения человека.

К факторам дискомфорта в работе можно отнести: однообразную и монотонную работу, инфор­мационные перегрузки, давление фактора времени, недостаточную двигательную активность, внешние воздействия (шум, вибрация, температура);

По статистике, 70 % техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80 % авиакатастроф и катастроф на море свя­зано с человеческим фактором.

2. Сложность технологий

3. Износ оборудования, зданий, сооружений;

внешние :

1. стихийные бедствия,

2. внезапное прекращение подачи электроэнер­гии, газа, воды, технологических продуктов,

3. терроризм

3.2. Условия возникновения ЧС:

1. наличие источника риска (давления, взрывчатых, ядовитых, радиоактивных веществ);

2. действие факторов риска (выброс газа, взрыв, возгорание);

3. нахождение в очаге поражения людей, сельскохозяйственных живот­ных и угодий.

Стадии развития ЧС.

Любая ЧС проходит 5 стадий своего развития.

В качестве примера приведём стадии развития природного пожара:

I. Стадия зарождения - возникновение условий или предпосылок для ЧС. При этом происходит накопление отрицательных эффектов, приводящих к ЧС. Устано­вить момент зарождения очень трудно. НР: наступление пожароопасного периода в лесу, засуха;



II. Стадия инициирования - начало ЧС. На этой стадии очень важен челове­ческий фактор. НР: оставленный не затушенным костер

III. Стадия кульминации - стадия высвобождения основной доли энергии или вещества. На этой стадии отмечается наиболее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов ЧС. Одной из особенностей этой стадии является цепной характер разрушительного воздействия, вовлечение в про­цесс токсических, энергонасыщенных и других компонентов. НР: лесной пожар

IV. Стадия затухания - это локализация ЧС. НР: стадия затухания начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. с его локализации; окончание стадии затухания связано с тушением пожара;

V. Стадия ликвидации последствий. Ремонт, восстановление, возмещение ущер­ба. Продолжительность стадии различна: дни, месяцы, годы и десятилетия. НР: дальнейшая работа по ре­культивации земель и восстановлению лесных посадок. Спустя 80-100 лет может восстановиться лес, близкий к исходному типу, такой, какой был до пожара. Но может произойти и смена господствующих древесных пород. Например, на месте выгоревшего сосняка сформируется березняк, на месте ельника - осинник и т. д.

Последствия ЧС.

Наиболее характерными последствиями чрезвычайных ситуаций являются:

1. разрушения, возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях;

2. радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно-опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества;

3. химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих опасные химические вещества (ОХВ), а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества;

4. массовые пожары, являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности;

5. затопления, возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях;

6. эпидемии, эпизоотии, эпифитотии - массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений.

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Для предупреждения и ликвидации ЧС сформирована Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (Поста­новление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»).

На каждом уровне РСЧС создаются

1. координационные органы (комиссии, созданные на соот­ветствующих уровнях)

2. постоянно дей­ствующие органы управления (Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), региональные центры, территориальные и муниципальные органы, а также структурные подраз­деления организаций)

3. силы и средства,

3. резервы финансовых и материаль­ных ресурсов,

4. системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:

Локальной - силами и средствами организации;

Муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

Межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;

Межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполни­тельной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций создаются функциональные подсистемы в составе МЧС, МВД, Минобороны, Минздравсоцразвития, Минстроя и т.д. Например, функциональная подсистема в МВД призвана обеспечить общественный порядок в условиях ЧС; в Минздравсоцразвития созданы следующие подсистемы: службы медицины ката­строф, резервов медицинских ресурсов, надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой и т.д.

Основные принципы защиты населения и территорий от ЧС

Принцип заблаговременности

Мероприятия по предупреждению ЧС и максимально возможному снижению размеров ущерба от ЧС проводятся заблаговременно

Принцип учета особенностей

Планирование и осуществление мероприятий защиты от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС

Принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств

Принцип территориальности

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами органов управления той территории, на которой сложилась ЧС; при недостаточности имеющихся сил и средств привлекаются силы и средства вышестоящих органов управления

Принцип приоритетности

Вопросы защиты населения в ЧС имеют приоритет и являются важнейшей задачей государства и органов управления всех уровней

Мы живем в такое время, когда чрезвычайные ситуации могут произойти где угодно и иметь непредсказуемый характер. Чтобы уметь себя вести во время таких ситуаций, необходимо знать, что они собой представляют. Классификация ЧС зависит от многих факторов, которые мы и рассмотрим в статье.

Понятие чрезвычайных ситуаций

Прежде чем разбираться с классификацией, необходимо уяснить, какие ситуации называются чрезвычайными. Можно дать такое определение, что ЧС – это своего рода обстановка, которая сложилась на определенной территории. Причиной ее может стать ситуация техногенного характера, опасное природное явление, социальная ситуация, если все они привели или приведут к жертвам среди населения, а также к материальному ущербу.

Любую ЧС можно предупредить или снизить риск ее возникновения. Для этого планируется ряд мероприятий, которые проводятся заблаговременно. Имеется такое понятие, как зона ЧС – это та территория, на которой возникла ситуация.

Причины ЧС

Прежде чем выяснять, как осуществляется классификация ЧС, причины таких ситуаций должны быть тщательно изучены. Они подразделяются на две большие группы:

  • Внутренние, в которые включены: использование сложнейших технологий на производстве, низкая степень квалификации работающего персонала, погрешности в проектах, работа на изношенном оборудовании, отсутствие трудовой дисциплины.
  • К внешним причинам относятся: различные стихийные бедствия, военные действия, терроризм, внезапное прекращение снабжения газом, электричеством.

Если рассматривать обстоятельства, при которых могут произойти ЧС, то они могут быть следующими:

Ученые, которые занимаются изучением ЧС различного происхождения, выяснили, что все они отличаются наличием различных периодов в своем протекании. Всего выделяют несколько стадий:

  • Постепенное накопление негативных факторов, которые приведут к аварии.
  • Развитие катастрофы.
  • Экстремальный период с выделением основной дозы энергии.
  • Стадия затухания интенсивности ситуации.
  • Ликвидация последствий.

Изучение ЧС в России позволило выяснить основные причины аварийных ситуаций и травматизма:

  • Более чем в 50,1% случаев виноват человеческий фактор.
  • По вине старой техники и оборудования аварии случаются в 18,1%.
  • Неправильная технология выполнения сложных работ – 7,8%.
  • Внешняя среда виновата в ЧС в 16,6% случаев.
  • 7,4% занимают прочие факторы.

Из представленных данных можно сделать вывод, что классификация ЧС может быть абсолютно разной, но человеческий фактор в их возникновении играет главную роль.

Классификация аварийных ситуаций

Если учитывать область, в которой возникает опасная ситуация, то общая классификация ЧС может выглядеть так:

  • Техногенные аварийные ситуации.
  • Природные катаклизмы.
  • Экологические ЧС.
  • Социальные катастрофы.

Но в большинстве стран все ЧС подразделяют на 2 класса:

  • ЧС техногенного характера. К таковым относят транспортные аварии, опасные ситуации с огнем, выброс ядовитых, химических и радиоактивных веществ, аварийные ситуации на заводах и предприятиях агропромышленного комплекса.
  • Природные ЧС включают смерчи, ураганы, наводнения и другие явления, которые возникли по вине окружающей среды.

Какова бы ни была классификация ЧС по характеру возникновения, все они имеют отличительные признаки, которые их сближают:

  • Появляется серьезная угроза жизнедеятельности или здоровью людей.
  • Нарушаются условия жизни.
  • Наносится серьезный экономический ущерб.
  • Ухудшается состояние природной среды.

Классификация ЧС по масштабу последствий

Любое чрезвычайное происшествие может охватывать территории различные по площади, а также приводить к разному количеству жертв. Учитывая все это, чрезвычайные ситуации можно разделить на несколько групп:


В зависимости от той площади, которую занимает чрезвычайная ситуация, последствия устраняются силами различных организаций. Например, если при локальной аварии вся ответственность по ликвидации падает на силы самой организации, то при региональной уже вовлекаются органы государственного управления.

На чем строится классификация ЧС? Можно сказать, что все катастрофы и аварии классифицируются с учетом:

  • области возникновения, от которой зависит характер аварии;
  • масштаба последствий, учитывая ущерб;
  • принадлежности к той или иной отрасти н/х.

Теперь настала очередь рассмотреть различные виды аварийных ситуаций.

Техногенные аварии

Классификация ЧС техногенного характера включает в себя различные виды и группы, рассмотрим их.

1. К первой можно отнести транспортные аварии, которые включают следующие виды:

  • Аварийные ситуации и катастрофы на любых видах пассажирского транспорта.
  • Чрезвычайные ситуации на нефте- или газопроводах.

2. Опасные ситуации с огнем и взрывы включают пожароопасные и взрывоопасные ЧС в жилых домах, на промышленных объектах и в общественном транспорте, а также аварийные ситуации в шахтах.

3. Аварии, во время которых происходит выброс СДЯВ:

  • Выброс на промышленных предприятиях в результате нарушения норм переработки или хранения веществ и материалов.
  • Аварии на заводах и фабриках с угрозой утечки ядовитых веществ.

4. Классификация техногенных ЧС включает также повышение предельной концентрации вредных веществ:

  • Присутствие ядовитых и химических веществ в воздушной среде и почвенной.
  • Превышение ПДК веществ в водных ресурсах.

5. Аварийные ситуации, при которых происходит выброс радиоактивных веществ.

6. Разрушение зданий в результате чрезвычайных ситуаций:


7. Аварийные ситуации на электростанциях и электрических сетях – это также один из пунктов, который включает классификация техногенных ЧС.

8. Чрезвычайные ситуации в системах жизнеобеспечения, к которым можно отнести:

  • Канализационные системы.
  • Сети, которые снабжают теплом и водой население.
  • Газопроводы.

9. Аварии, которые приводят к нарушению обеспечения телефонной связи.

10. ЧС на очистных сооружениях.

11. Гидродинамические аварии, например, прорыв плотин, нарушение спуска водохранилищ.

Как видно из данного перечня, классификация ЧС техногенного характера достаточно обширная и включает многочисленные виды аварийных ситуаций. Устранение последствий каждой аварии производится силами различных подразделений.

Природные ситуации чрезвычайного характера

Классификация ЧС природного характера также включает группы и разновидности аварийных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.

  1. В первую группу входят геологические аварии, к которым можно отнести:
  • Обвалы.
  • Землетрясения.
  • Провалы земной поверхности.

2. Метеорологические:

  • Шквалистый ветер.
  • Град.
  • Пылевые бури.
  • Проливной дождь.
  • Метель и пурга.
  • Высокие температуры в летний период.
  • Слишком резкое понижение температуры зимой.
  • Засуха.

3. Классификация природных ЧС включает и гидрологические аварии, к ним относятся:


4. Классификация ЧС природного характера не будет полной, если не включить в нее пожароопасные ситуации в природе.

5. Эпидемии различных болезней среди людей.

6. Отравление ядовитыми или химическими веществами большого количества людей.

7. Экзотические и опасные заболевания с/х животных и массовые вспышки инфекционных патологий.

8. Отравление животных, которое захватывает большое число особей.

9. Внезапная и необъяснимая гибель представителей фауны.

10. Болезни с/х растений и лесных массивов, а также заражение вредителями.

Классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но нельзя обойти стороной и экологические аварии, которые в последнее время не являются редкостью.

Экологические ЧС

Чрезвычайные ситуации, имеющие экологический характер, – это состояния, которые связанны с изменением суши, воздушной и водной среды. А так как от качества этих сред зависит здоровье человека, то важно, чтобы не только классификация ЧС природного и техногенного характера была рассмотрена, но и ситуации экологического характера. В основу такой классификации ложится несколько факторов:

  1. Источник ЧС:
  • Оползни, сходы лавин.
  • Обвалы земной поверхности из-за добычи полезных ископаемых.

2. Происходит изменение суши:

  • Нарушение структуры почвы, что приводит к засолению, опустыниванию или заболачиванию.
  • Истощение природных запасов.
  • Чрезмерное переполнение свалок бытовыми и промышленными отходами.
  • Влияние деятельности человека на резкие изменения климата или погодных явлений.
  • Концентрация вредных и ядовитых примесей в окружающей среде начинает во много раз превышать допустимую норму.

3. Изменения, затрагивающие атмосферу:

  • Повышение уровня шума в мегаполисах.
  • Выпадение кислотных осадков.
  • Температурная инверсия.

4. Критические изменения в водной оболочке нашей планеты:

  • Загрязнение и истощение водных ресурсов.
  • Снижение численности и исчезновение некоторых видов морских животных и растений.

5. Изменение биосферы:


Экологические аварийные ситуации нельзя оставлять без внимания, так как они в некоторых случаях могут привести к печальным последствиям для человека. Можно привести такие всем известные примеры: массовое выпадение волос у детей в Черновцах, «пузырьковая» беременность во Вьетнаме и много других.

Такие ситуации могут возникать в больших городах из-за постоянного негативного воздействия смога, ядовитых выбросов предприятий. Именно поэтому важно регулярно отслеживать экологическую обстановку в населенной местности. Человечество в последнее время все чаще страдает от серьезных экологических ситуаций. Как бы ни пытались все это предотвратить, но не удается остановить надвигающиеся оползни, цунами, аварии с выбросом вредных веществ. Постоянно приходится бороться с последствиями таких аварий, а они достаточно серьезны.

Если сравнивать экологические проблемы с любыми другими, то они по глубине своего негативного воздействия стоят на первом месте. И что страшнее всего, так это то, что причиной таких ЧС является сам человек. Чаще всего люди стараются пренебречь законами природы, недооценивают важность решения экологических проблем, а это, к большому сожалению, оборачивается серьезными последствиями. Человек уже давно должен понять, что природа – это не бездонная кладовая, из которой можно черпать бесконечно, а живой организм, здоровье и состояние которого уже давно ослаблено бесцеремонным вторжением.

Поэтому общая классификация ЧС по масштабам последствий на первое место должна поставить экологические катастрофы. Природные и техногенные аварии порой не идут ни в одно сравнение с ними.

Классификация социальных ЧС

Экстремальные ситуации могут быть спровоцированы не только природными факторами или техногенными, но и социальными. Классификация ЧС социального характера также существует, она основывается на следующих принципах:

  • Причина возникновения: преднамеренные действия, например, политические конфликты, военные столкновения, и непреднамеренные, к которым можно отнести эпидемии, неурожайный год и другие.
  • По длительности ЧС могут быть кратковременными, например, разбойное нападение, покушение, и долговременными – инфляция, безработица.
  • Скорость, с которой происходит распространение социальной ЧС, также бывает разной, например, стремительно назревает и распространяется политический конфликт и постепенно нарастают предпосылки революции.
  • Классификация ЧС по масштабу социального характера: локальные, местные, охватывающие один населенный пункт или область, региональные, национальные и глобальные.
  • Учитывают возможность предотвращения ЧС, в связи с этим выделяют неизбежные ситуации (последствия эпидемий и стихийных бедствий) и те, которые можно предотвратить (политические конфликты, войны).

Если сравнивать социальные чрезвычайные ситуации с ЧС другого характера, то можно сказать, что они легче всего поддаются прогнозированию, так как непосредственно связаны с действиями социума. Но часто такие прогнозы бывают субъективными, что обычно и мешает объективности при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе.

Стадии развития социальных ЧС

Классификация ЧС социального характера рассмотрена, но все они проходят еще через определенные стадии развития:


Чаще всего все чрезвычайные ситуации, в том числе и социальные, проходят несколько фаз:

  • Постепенное накопление негативных факторов.
  • Угроза.
  • Предупреждение.
  • Инициирование чрезвычайного фактора.
  • Развитие ЧС.
  • Оценка ситуации.
  • Принятие мер по ликвидации последствий.
  • Помощь пострадавшим.
  • Этап восстановления.

Если говорить о социальных чрезвычайных ситуациях, то надо отметить, что они требуют активного вмешательства всего общества. Часто именно они провоцируют техногенные аварийные ситуации и катастрофы. В период такой ЧС нарушается нравственный баланс в обществе, а последствия могут быть более масштабными и трагичными по сравнению с чрезвычайными ситуациями другого характера.

Поведение во время социального конфликта

Классификация и характеристика ЧС социального характера рассмотрена, но необходимо упомянуть еще о том, что довольно часто социальные конфликты выражаются в форме митингов, демонстраций, уличных беспорядков. Нередко действия толпы людей, участвовавшей во всем этом, становятся непредсказуемыми, поэтому важно знать некоторые правила собственной безопасности:

  • Случайно или преднамеренно попав в такую толпу, необходимо трезво оценить ситуацию.
  • Не стоит подходить близко к слишком агрессивным людям.
  • Надо избегать мест около мусорных баков, урн, контейнеров, так как в них могут быть оставлены взрывоопасные предметы.
  • Необходимо стараться не двигаться против течения толпы.
  • Не оставаться рядом со стеклянными витринами магазинов, столбами и оградами.
  • Желательно избавиться от предметов, которые есть в руках, например, сумка, зонт.
  • Руки желательно сцепить на уровне груди, чтобы защитить свою диафрагму.
  • Если произошло падение, то надо прикрыть голову руками и постараться быстро встать.
  • Не стоит поддаваться панике, это помешает трезво оценить ситуацию.

Чтобы не пришлось искать выхода из сложившейся ситуации, лучше избегать участия в стихийных митингах и конфликтах.

Нами была подробно рассмотрена классификация природных и техногенных ЧС. Не забыли мы и про экологические и социальные катастрофы. Хочется сказать, что независимо от характера ситуации роль человеческого фактора всегда достаточно высока. Именно поэтому человечество должно многое пересмотреть в своем отношении к природе, друг к другу, чтобы потом не приходилось ликвидировать страшные последствия катастроф.



 

Возможно, будет полезно почитать: