Аппарат правительства российской федерации. Принципы организации и деятельности государственного механизма

Понятие государственного механизма и государственной власти

Для обеспечения выполнения функций в любом государ­стве существует государственная власть и государственный аппарат, который олицетворяет материальную силу государ­ственной власти, механизм государства.

Государственная власть выражается в способности офици­альных структур подчинить поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного при­нуждения. Как подчеркивал Н.М.Коркунов, «государствен­ная власть не есть чья-либо воля, а сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства».

Власть реализуется в определенных отношениях, которые называются властными отношениями. В соответствии с про­грессивными гуманистическими доктринами функциониро­вание государственной власти должно основываться на следующих принципах: представительство интересов граж­дан в органах власти; разделение властей; гласность и от­крытость; профессионализм и компетентность; законность; демократизм.

В юридической науке понятия «государственный аппа­рат» и «механизм государства» различаются, но суще­ствует точка зрения, согласно которой эти понятия можно использовать как синонимы.

Различие заключается в том, что в понятие «механизм государства» включаются и материальные придатки (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.п.).

Если политический режим выражает содержание государственной власти, средства и способы властвования (демократические, авторитарные, тоталитарные), то само "тело", или "вещество", из которого состоит государство, - это аппарат власти, государственные орга­ны, учреждения и организации.

Механизм государства - это система государственных органов, учреждений, организа­ций, осуществляющих практическую работу по реализации охранительной и регулятивной функции государства.

Механизм государства главное и опре­деляющее звено политической системы, может оказывать положитель­ное и отрицательное воздействие на процессы, про­исходящие в обществе.

Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят госу-дарственные органы управ­ления, обладающие властными полномочиями, государ­ственные учреждения, не обладающие властными полно­мочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (милиция, войска, исправительно-трудовые учреждения).

Элементом (ячейкой) механизма государственной власти явля­ется человек (личность) - субъект (носитель) государственной власти. Элементы механизма различным образом объединяют­ся, формируя институты (органы, формы непосредственной демократии и т.д.). Это государственные институты, и поэтому - в них не включаются институты гражданского общества, в том числе политические партии, «группы давления», средства мас­совой информации оказывают влияние (реально существующее) на процесс формирования и осуществления государственной власти. Но чтобы стать государственной, политическая власть должна стать публичной, т.е. политической волей, отражающей господствующие в обществе социально-групповые интересы. Ей должен быть придан общеобязательный, юридически закреп­ленный характер. Политическая воля должна быть проведена через нормы права, установленные государством. Механизм современного государства отличается вы­сокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений.



Обобщая подходы к изучению механизма государства, можно выделить три наиболее значи­тельные концепции относительно понятия «механизм государства».

Первая из них - это концепция широкого и узкого толкования меха­низма государства, определяющая его в узком смысле как аппарат го­сударственной власти, а в широком - как политическую систему общества.

Вторая концепция - традиционная, рассматривающая механизм государства только как аппарат государственной власти.

Третья концепция - расширительная, характеризующая механизм государства как систему всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

Механизм государства обладает следующими признаками (свойствами):

= Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.

= Единство и Соподчиненность структурных элементов . Составляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного цело­го, взаимосвязаны, образуют систему. Иерархичность подразумевает построение государст­венного механизма в виде пирамиды, где вышестоящие органы имеют больше полномочий, чем нижестоящие, и способны оказывать влияние на их деятельность, а ниже­стоящие органы, обязаны выполнять решения вышестоя­щих. Взаимоотношения между государственными органа­ми могут строиться на началах координации (меж­ду Федеральным Собранием - парламентом РФ и законо­дательными органами субъектов РФ) и на началах субординации (органы прокуратуры).

Обособление отдельных звеньев механизма и превращение их в доминирующую силу является показателем кризиса политической власти в государстве.

= Особые властные полномочия . Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

= Наличие аппарата принуждения . Обязательно наличие организационных и материальных ору­дий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасно­сти; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппа­рат судебных исполнителей; система исполнения наказа­ний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

= Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной вла­стью» или «публичной властью».

Теория разделения властей

Механизм (аппарат) современного правового государ­ства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судеб­ную власти.

Советской наукой теория разделения властей рассматривалась как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры круга» и по этой причине отрицалась.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, че­рез систему сдержек и противовесов.

Наиболее полное и последовательное отражение данный принцип нашел сначала в конституциях штатов (Вирджи­нии - в 1776 г., Массачусетса - в 1780 г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж.Локка и Ш.Монтескье.

Джон Локк (1632 - 1704 гг.) - английский философ. Он в своих произведениях, в частности «О государстве», разделил государственную власть на законодательную, ис­полнительную и союзную. Законодательная власть при­надлежит парламенту, издающему законы, исполнительная - королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «войны и мира», международные отноше­ния. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть. Дж.Локк писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возник­нуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим об­разом».

Шарль Монтескье (1689 - 1775 гг.) - французский мыслитель, который в своих трудах («О разделении вла­стей») обосновал идею, что для обеспечения политиче­ской свободы необходимо разделение властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Он выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной вла­сти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

Главное требование принципа разде­ления властей, сформулированное Д.Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупот­ребления властью со стороны какой либо социальной груп­пы или отдельного лица, необходимо разделить государ­ственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную - выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятель­ной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществ­лять свои функции посредством особой системы органов.

Среди высших государственных органов, осуществля­ющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган, занимающий лидирующее положение. Это необходимо для устранения возможности борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали «пальму первенства» законодательным (представительным ) органам.

Исполнительную власть осуществляют глава госу­дарства (президент, конституционный монарх, шах, эмир и т.д.), пра­вительство, различные министерства и другие централь­ные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инс­пекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти - организация исполнения зако­нов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им орга­нов государственного управления и других органов ис­полнительной власти, обеспечивают исполнение Консти­туции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административ­ная) власть имеет по своей сути вторичный, производный харак­тер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «админист­рация» («administrare» - «служить для»; «ministrare» - глагол, производный от «ministris» - «слуга», формы родительного па­дежа от основы «minus» - «минус»). Корень «минус» свиде­тельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть. Зада­чи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов.

Существенные признаки исполнительной власти - это ее уни­версальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют не­прерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Дру­гой признак означает, что исполнительная власть, также в от­личие от законодательной и судебной, имеет другое содержа­ние, поскольку опирается на людские, материальные, финан­совые и иные ресурсы, использует инструмент служебных про­движений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государст­венной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).

Судебная власть - это система независимых госу­дарственных органов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. В систему органов судебной власти входят суды об­щей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Судьи незави­симы и подчиняются только конституции и закону. Зако­нодательство в правовом государстве, как правило, пре­дусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.

В системе органов государственной власти суд зани­мает особое место. Это особое место определяется са­мими задачами суда, его назначением, а также принципа­ми организации и осуществления судебной деятельности. Существенная особенность судебной власти, которая и оп­ределяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (ме­тодах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор.

Суд выполняет исключительную и специфическую (принадлежащую толь­ко ему) государственную функцию - осуществление пра­восудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к право­нарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполне­ние норм права, причем присущими только ему специфи­ческими средствами и методами.

Судебная власть - независимая ветвь государствен­ной власти, осуществляемая путем гласного, состязатель­ного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме раз­деления властей состоит в сдерживании двух других вла­стей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судеб­ного контроля.

Принцип разделения властей не абсолютен, государствен­но-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций вшироком смысле, от конкретной социально-экономи­ческой и политической ситуации. Подводя итог рассмотрению механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей, можно сформулировать следующие организа­ционно-правовые черты:

♦ единая суверенная власть принадлежит народу;

♦ отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти - законодательной, исполни тельной и судебной;

♦ независимость трех ветвей государственной власти и ре­ализующих ее государственных органов относительна;

♦ система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям.

Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся обеспечения прав и свобод человека, управления обществом и страной. В действительности правовая категория "государство" обретает конкретные очертания лишь в связи с деятельностью его механизма.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Понятие "механизм государства" тесно связано с понятием "государственный аппарат". Последнее принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие "государственный аппарат" в науке административного права.

В теории государства и права обычно понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Государственный аппарат - система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата российская юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям.

Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе, не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает самостоятельность членов федерации в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство, осуществляя возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством (например, муниципалисты).

Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119- ФЗ "Об основах государственной службы РФ" и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ, последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип зиждется на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

5. Механизм государства. Органы государственной власти Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

1. Прерогативы Президента Российской Федерации как главы государства, гаранта Конституции, организатора и руководителя системы государственной исполнительной власти Президент России является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и

Из книги Крым: право и политика автора Вишняков Виктор Григорьевич

4.5 Соотношение государства, государственной власти и государственности В юридической науке одной из дискуссионных и в то же время малоразработанных является проблема соотношения понятий государства, государственной власти и государственности. Сопоставляя категории

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава 7 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

7.1 Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства Функции государства реализуются через государственный механизм. В юридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным. Одни ученые под механизмом государства

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

§ 2. Единая территория, государственно-территориальная организация территории и единая система государственной власти и управления как гарантия устойчивости федеративного государства Государственное устройство России до принятия Конституции 1993 года включало в себя

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Глава 12. Механизм государства § 1. Понятие и значение механизма государства Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 1. Понятие и значение механизма государства Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой

Из книги автора

§ 2. Структура механизма государства Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном

Из книги автора

§ 6. Механизм (аппарат) Российского государства Проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его рабочая часть, т. е. механизм, действовала четко, слаженно и эффективно.Механизм Российского государства – это система взаимосвязанных между

Из книги автора

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

Из книги автора

6. Механизм государства. Органы государственной власти РФ Механизм государства – это единая система органов, посредством которых государство реализует государственную власть.Признаки механизма государства:1) иерархичность – построение государственного аппарата в

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

Из книги автора

Глава 7. Механизм государства Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых

Механизм государства - термин, применяемый для обозначения органов, учреждений, входящих в государственную систему и составляющих ее. Сюда же относят материальные запасы, посредством которых государство может функционировать и решать поставленные перед властью задачи. Понятие, признаки, структура механизма аппарата государства - все это должен знать любой правовед, студент юридического факультета и всякий гражданин, заинтересованный в устройством системы правления родной страной.

Живой организм или правовая машина?

Фактически, механизм государства - это сама сущность этого правового образования. Невозможно себе представить его существование, как такового, без формирования его механизма. Тесно связаны понятие ТГП и структура механизма государства, которая обычно рассматривается как совокупность двух ветвей: матресурсы, госаппарат. Дополнительно можно выделить госучреждения, также входящие в механизм государства и являющиеся неотъемлемой частью власти.

Можно рассматривать понятие «госаппарат» в узком и широком смыслах. Трактовка обычно определяется контекстом. Иногда говорят о совокупности госорганов, структур, совместно формирующих власть. При необходимости рассмотрения более узкой области госаппаратом обычно именуют распорядительные, исполнительные управленческие инстанции. Понятие и структура механизма аппарата государства в этом случае сводится к совокупности профессионально исполняющих свои обязанности должностных лиц на госслужбе. При этом отдельно рассматривают судебные органы, независимые от прочих и обладающие уникальной властью и положением в иерархической системе.

Понятие механизма государства: структура механизма государства

Основные элементы, из которых сформирована госструктура, следующие:

  • госучреждения;
  • госорганы;
  • материальные запасы.

Госорганы и госучреждения - довольно близкие друг другу понятия. Ключевой отличительный признак - властные полномочия, дарованные одним и отсутствующие у других. Их наличие присуще исключительно госорганам. Механизм государства, понятие, признаки и структура этого правового явления требуют внимательного отношения к разграничению понятий.

Важно учитывать, что госучреждения - структуры, примыкающие к госорганам, не обладающие какой-либо властью, а лишь являющиеся вспомогательными средствами, позволяющими решать различные задачи. Некий государственный орган несет ответственность за решение многих вопросов, которые делегирует различным учреждениям, занимающимся ими напрямую. Некоторые госучреждения решают культурные, социальные задачи.

Госучреждения: особенности

Понятие и структура механизма государства (1 и самое важное определение) с точки зрения юридических наук - сложный комплекс взаимодействующих между собой инстанций, формирующих вкупе вектор движения страны в целом. Рассматривая один из важнейших компонентов механизма государства, а именно, госучреждения, необходимо отметить, что они представляют собой структурированные элементы, чьи функции, задачи определены четко, строго, официально. Госучреждения существуют, чтобы были реализованы государственные функции.

Что именно должны выполнять госучреждения, определяется решениями, принимаемыми госорганами. Понятие, структура механизма государства, государственного аппарата основаны на идее строгой иерархии и делегирования полномочий.

Госучреждения: какие бывают?

Понятие, структура и принципы механизма государства довольно сложны для понимания обычному человеку, не имеющему специализированного юридического образования. Чтобы разобраться с этими правовыми явлениями лучше, можно изучить примеры учреждений. Это даст общее представление об объекте рассуждений. Итак, госучреждения - это:

  • детские садики;
  • школы;
  • госпитали.

К ним можно отнести и иные социально, культурно значимые учреждения, поддерживаемые государством и существующие на выделяемые из государственного бюджета средства. Подобный источник финансирования - очевидный показатель госхарактера учреждений. Как следует из понятия, структуры и функций механизма государства, они формируются лишь затем, чтобы исполнять государственные функции, задачи. А вот повеления, которые были бы обязательны к исполнению за пределами таких учреждений, эти формирования издавать не могут.

Госаппарат: все индивидуально

Государственный аппарат в каждой стране свой, нет двух одинаковых. Специфика структуры власти, особенности общественного устройства, традиции и исторические перипетии, ставшие источниками тех или иных правовых норм, накладывают свой отпечаток - из них следует и то, каков набор материальных средств, и комплекс госорганов, из которых следуют основные черты структуры механизма государства, понятие которого было дано в начале этого материала.

Основные факторы, определяющие особенности понятия механизма государства и его структуры в рамках конкретной местности:

  • уровень развития страны;
  • исторические предпосылки;
  • величина подвластной территории;
  • национальный состав;
  • специфика географии;
  • уровень научного, технического прогресса.

Как это работает?

Чем больше национальностей проживают в рамках одной страны, тем более важным становится понятие механизма государства и его структуры, поскольку сложнее построить стабильное общество, в котором нет неприязни между членами сообщества. Во многих современных странах есть специальные госорганы, чья основная задача - предотвращение и устранение межнациональной неприязни.

Особенности географии также влияют на то, каков механизм государства. Понятие, структура механизма государства вынуждают учитывать специфические особенности конкретных территорий. Типичный пример, привычный нашим соотечественникам - Крайний Север. В РФ есть специальный госорган, ответственный за эту географическую зону с очень сложным для человека климатом. Чиновники комитета должны развивать область и обеспечивать работающим и живущим там людям максимально высокий уровень компенсации претерпеваемых ими неудобств.

Наука на помощь власти

Что касается технического, технологического прогресса, то тут связь с понятием механизма государства (основные черты структуры которого разобраны выше) для многих неспециалистов в области права не слишком очевидна. Дело в том, что открытия могут как подорвать основы власти, так и укрепить их - зависит от того, как ими пользоваться.

Изобретения, открытия могут применяться в повседневности либо тщательно замалчиваться. Использование на практике новейших разработок в некоторых случаях дает обществу больше свободы, в других является инструментом власти для «закручивания гаек». Еще совсем недавно уровень развития информатики был низок, не существовало всемирных сетей для (относительно) свободного обмена данными. Внедрение этих технологических разработок оказало существенное влияние на качество и многие практические стороны жизни людей, через что повлияло и на механизм государства (понятие, структура механизма государства разобраны ранее).

Причины и следствия

Перечисленные выше факторы оказывают довольно сильное влияние на то, как развивается механизм государства в каждом отдельно взятом случае. Несмотря на то, что влияние косвенное, оно сильно сказывается на результате. Не менее значимое явление - политический режим, практикуемый в стране. В частности, для тоталитарной формы понятие механизма государства, структура механизма государства базируются на идее репрессий, и именно эта часть наиболее развита.

Госорганы как фактор формирования механизма государства

Если рассматривать особенности появления госмеханизма на примере РФ, то наиболее значимыми органами власти будут:

  • президент;
  • представительная;
  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная;
  • военная.

А если поподробнее?

Президент - это самый первый человек страны. Он возглавляет госмашину и служит гарантом соблюдения положений, декларированных действующей Конституцией. Президент - госслужащий, призванный защищать права, свободы всех и каждого в доверенном ему государстве.

Представительные, законодательные госорганы - Федеральное собрание, парламент, сформированный избранными народом представителями. Структура ФедСобрания очевидно показывает, что этот орган принадлежит к категории представительных.

Исполнять, судить, контролировать: особенности

Исполнительная власть в РФ возглавлена Правительством, у руля которого - председатель. Это должностное лицо по закону имеет заместителей. Чтобы правительство могло корректно и полноценно работать, в его структуре есть министры, ответственные каждый за свою сферу. Деятельность правительства базируется на положениях, прописанных в нашей Конституции. Кроме того, активность этого исполнительного госоргана регулируется вступившими в силу ФЗ, федеральными конституционными законами. Наконец, важными являются положения, декларированные в президентских нормативных актах.

Суды действуют на особом, независимом положении. Они изолированы и от исполнительной власти, и от издающих законы госорганов. Военные силы, призванные оборонять державу, в РФ представлены единственным госорганом - ВС РФ. Сюда входят разнообразные структуры более низкого уровня, учреждения, формирования, войска. ВС РФ - это такая госинстанция, которая в полной мере несет ответственность за защиту государства и располагает всеми привилегиями, прерогативами и возможностями для реализации своих функций.

Механизм государства: система с заковырками

Иерархия - основная идея, на которой основана работоспособность государственной машины. Все элементы, включенные в механизм, четко структурированы, и этот факт задокументирован в установленном порядке.

Структура госмеханизма сложна, но базируется на привлечении к управленческим процессам тех, кто имеет соответствующее образование, причем высшей ступени. То есть в госорганах и госинстанциях должны трудиться люди, получившие достойное высшее образование в области юриспруденции, правоведения. Именно им доверены властные полномочия, через реализацию которых воплощается в жизнь госмеханизм.

При необходимости некоторые органы, инстанции могут также прибегать к методикам принуждения, если в этом возникает насущная необходимость. Основная идея использования любых доступных возможностей и методов - обеспечение интересов, прав граждан в соответствии с действующими в стране законами.

Основополагающие принципы

Механизм государства основывается на принципах:

  • гуманизм;
  • верховенство закона;
  • разделение властности;
  • гласность;
  • компетентность;
  • федерализм.

О чем идет речь?

Гуманизм как принцип формирования механизма государства предполагает, что власть, в первую очередь, строится так, чтобы личностные потребности были «во главе угла». Страна должна быть устроена таким образом, чтобы благосостояние отдельных граждан было целью механизма государства. Важно также следить и за потребностями общества как единого организма, удовлетворять их и обеспечивать реализацию потребностей.

Деление властности означает, что госвласть существует в судах, исполнительная, создающая законы. Каждая из перечисленных ветвей независима, обладает самостоятельностью, функционирует обособленно. Ключевым принципом разделения властей является идея сдержек, наличия противовесов.

Законность и открытость

Законность - принцип, декларирующий, что законы должны соблюдаться, исполняться неукоснительно. Это касается всех без исключения элементов госмеханизма, а также взаимодействия между государственной машиной и гражданами. Все движения, учреждения, организации, общественные формирования должны подчиняться законам.

Гласность предполагает, что госвласть - федеральная, местная - обеспечивает возможности для всех граждан знакомиться с материалами, документацией, касающейся людей. Ответственность за обеспечение доступа ложится на должностных лиц, что прописывается в трудовом договоре, контракте в разделе «Обязанности». Все документы, в которых затронуты свободы, права граждан, должны быть доступны для ознакомления в любой момент времени.

Управлять могут только специалисты

Чтобы государственные органы работали, чтобы полномочия не превышались, но выполнялось все необходимое, важно принимать на службу исключительно компетентный персонал, получивший соответствующее образование. Служба в госинстанциях - высококвалифицированная профессия, значимая для страны в целом. Принимать на нее можно только тех, кто обладает навыками, знаниями, управленческими умениями. Важно не просто сразу получить профессиональное образование, но и регулярно повышать его, проходя службу.

Принцип профессионализма диктует необходимость владения навыками обеспечения процедуры функционирования госорганов. Все работники должны четко ориентироваться в собственных обязанностях, правах, а также знать присущие гражданам права и обязанности, насколько это в пределах их зоны ответственности. Все полномочия, функции должны осуществляться добровольно, активно, своевременно, в соответствии с действующими законами, постулатами должностных инструкций, положений.

Федерализм и госмеханизм

Этот принцип формирования государственного механизма предполагает, что система едина, но полномочия, зоны ответственности различных инстанций разграничены в соответствии с положениями Конституции. Органы федеральные должны учитывать эти разграничения и контролировать применение полномочий, не выходя за рамки дозволенного законом.

Обеспечение соблюдения всех принципов обусловлено наличием профессиональных работников, четкой иерархией между ними, инстанциями, а также материальными запасами, обеспечивающими функционирование механизма государства.

Механизм государства

Понятие «механизм государства» принято употреблять в широком и узком смысле.

В широком смысле государственный механизм это совокупность государственных организаций, призванных осуществлять функции государства. В число государственных организаций входят государственные предприятия, государственные учреждения и государственные органы.

В узком смысле механизм государства совпадает с категорий «государственный аппарат». Государственный аппарат - это совокупность всех государственных органов, осуществляющих государственную власть и непосредственно реализующих функции государства. Данное определение механизма государства представляется более точным и оправданным с точки зрения реализации его функций. Именно государственные органы непосредственно осуществляют государственные функции и реализуют властные полномочия.

Таким образом, механизм государства - это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.

Государство реализует свои задачи и функции через государственный механизм.

Признаки гос. механизма:

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений . Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.
3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения , соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.
4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства .

Структура механизма государства многообразна и изменчива, в нее входят государственные органы, обладающие властными полномочиями, государственные учреждения, не обладающие властными полномочиями, организационные и финансовые средства и принудительная сила (полиция, войска, исправительные учреждения).

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Властные полномочия означают, что орган государства, устанавливая формально-обязательные правила поведения, в рамках закона может добиваться их выполнения.

Признаки органа государства:

Обладает определенной самостоятельностью;

Образован и действует на основе правовых актов;

Выполняет присущие только ему задачи и функции;

Наделен властными полномочиями;

Имеет внутреннее строение (структуру);

Имеет материальную базу, финансовые средства

Органы государства классифицируются по различным основаниям:

По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.

По порядку осуществления компетенции можно выделить коллегиальные и единоначальные.

По срокам полномочий выделяются постоянные и временные.

По принципу разделения властей осуществляют свою деятельность следующие государственные органы:

законодательные (парламент);

исполнительные (правительство, министерства и т. п.);

судебные.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государ­ственной власти сосредоточена в руках одного лица монарха (царя, короля, императора, султана, князя и т. п.). Монархия характеризуется тремя основными чертами:

Наследственность верховной власти предполагает, что монарх получает свою власть по наследству. В мире существует несколько систем престолонаследия, которые используются в различных сочетаниях. Причем, несмотря на преобладание наследования по закону, иногда используется и наследование по завещанию. В частности, в арабском мире не­редки случаи, когда монарх еще при жизни назначает себе наследника из числа сыновей или ближайших родственников.

Несменяемость власти монарха. Монарх занимает свой пост пожизненно, это неизменный атрибут монархии. В зависимости от времени вступления на престол, монарх может быть главой государства на протяжении многих десятилетий. Иногда под влиянием определенных обстоятельств монарх добровольно отрекается от престола. Когда монарха силой вынуждают покинуть трон, это называется низложением.

Безответственность главы государства. В государственно-правовой традиции большинства монархических государств существует принцип: «Монарх не может быть неправ». Ответственность монарха обычно перекладывается на правительство, вводится институт «контрасигнатуры». Данный признак сложился исторически в силу особого статуса монарха, его авторитета и величия.

Первые монархии возникли несколько тысячелетий назад и существовали в форме восточных деспотий, когда власть монарха обожествлялась, монарх рассматривался в виде наместника бога на земле, а иногда сам отождествлялся с богом.

Монархии бывают двух видов: абсолютные и ограниченные.

При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью, концентрирует в своих руках все рычаги управления государством, является источником законодательной власти и исполнительной власти, выступает в качестве высшего судьи.

Абсолютные монархии получили наибольшее распространение в Средние века, когда, сменив период феодальной раздробленности, были созданы централизованные государства. Абсолютная монархия существовала и в России на протяжении всего монархического этапа ее истории. Так согласно Воинскому уставу Петра I, государь являлся самовластным монархом, «который никому на свете о своих делах отвечать не должен».

В настоящее время абсолютные монархии сохранились в ряде государств Среднего и Ближнего Востока, например в Саудовской Аравии, Бахрейне, Омане. Монархи этих стран являются полновластными главами государств со всеми присущими этому атрибутами, сосредоточением законодательных и исполнительных полномочий, командованием Вооруженными силами; они имеют статус верховного судьи.

В ряде случаев монархи в абсолютных монархиях являются и главой духовенства, совмещая и светскую и духовную власть. В этом случае говорят о существовании теократической монархии.

Несмотря на известную архаичность абсолютных монархий, необходимо признать, что в государствах восточного типа сильна традиционность монархического государственного и правового сознания и поэтому данная форма правления для них наиболее характерна.

Ограниченные (конституционные) монархии встречаются гораздо чаще, чем абсолютные монархии. Например, все европейские монархии по форме правления являются конституционными.

Ограничение власти монарха традиционно связывают с деятельностью парламента - законодательного и представительного органа государственной власти. Поэтому ограниченные монархии чаще всего существуют в форме парламентских монархий.

Парламентские монархии характеризуются серьезными ограничениями фактического статуса монарха. Законодательная власть в парламентских монархиях принадлежит парламенту, исполнительная власть принадлежит правительству, подотчетному и подконтрольному парламенту. Монарх по конституции сохраняет формальные полномочия главы государства, например полномочия по формированию правительства ил и по наложению вето на принятые парламентом законы, но данными полномочиями не пользуется. Например, подобная форма правления сложилась в настоящее время в Великобритании, где монарх не пользуется своими властными полномочиями без согласования с парламента Сложилось устойчивое выражение, что монарх царствует, но не правит.

По отношению к некоторым парламентарным монархиям в последнее время стал применяться термин символичные монархии. Например, в Японии император уже на протяжении последних полвека не имеет никакой сколь-нибудь значимой роли в управлении государства, а играет роль тысячелетнего символа нации, поддерживая японские традиции и обычаи.

Помимо парламентарных монархий, к ограниченным монархиям относят также дуалистические монархии, существующие, например, в Марокко, Иордании, Кувейте. Характерной чертой дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Законодательная власть находится в руках парламента, исполнительная власть в руках монарха, который формирует правительство. Данная форма правления достаточно часто приводит к парламентскому кризису и противоречиям между монархом и парламентом, влекущим роспуск последнего. Дуалистическая монархия являет переходным этапом между абсолютной и парламентарной монархией.

Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный;

Замещение власти происходит не на основании чьих-либо интересов, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

Монарх естественно заинтересован в том, чтобы оставить своему сыну или дочери процветающую страну.

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;

При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

Монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

Монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;

После смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

Недостатками монархии называют:

Если в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в монархии - после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и/или других претендентов на престол для получения власти, в то время как в республике для тех же целей используют агитацию среди народа.

Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;

Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;

Республика - форма правления, при которой власть принадлежит выборному коллегиальному или единоличному органу государственной власти.

Для республики характерны следующие отличительные признаки:

Выборность верховной власти. Главой государства в республиках является, как правило, президент, который избирается либо населением, либо парламентом.

Сменяемость верховной власти. Она выражается в четко определенном сроке полномочий главы государства, который составляет в среднем 4-5 лет. Практически во всех республиках по конституции главе государства запрещено занимать свой пост более двух сроков.

Ответственность главы государства. В определенных конституцией случаях глава государства несет конституционную ответственность и может быть отрешен от должности.

Механизм - система государственных органов и должностных лиц, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, агентства, службы, губернаторы), судебные органы, прокуратура и иные надзорные органы, милиция вооруженные силы. Все вместе они составляют единую систему власти. Целостность механизма обеспечивается едиными целями и задачами. Механизм является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности составляющих его частей.

Структура механизма - внутреннее строение, порядок распределения его звеньев, элементов, их соподчинность, соотношение и взаимосвязь.

Структура:

1. Государственные органы (обладают государственно властными полномочиями, такими средствами, ресурсами, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений).

2. Государственные организации - подразделения механизма, которые призваны осуществить охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, служба безопасности, милиция).



3. Государственные учреждения - подразделения механизма, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную управленческую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почты, НИИ, вузы)

4. Государственные предприятия – властными полномочиями не обладают (за исключением администраций), а осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают услуги для удовлетворения потребностей общества (заводы, фабрики).

5. Государственные служащие - специально занимающиеся управлением, различаются по своему правовому положению в механизме государства.

6. Организационные и финансовые средства, принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Если государство имеет большую территорию, то система управления может включать сложную структуру механизма (например, общефедеративные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов). В условиях войны возрастает роль армии, спецслужб. В условиях высокого уровня преступности – правоохранительных органов.

Государственный аппарат – совокупность органов государственной власти и должностных лиц, наделенных полномочиями по реализации функций государства.ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА,ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Признаки государственного аппарата:

1) формируется по воле государства с целью реализации государственных функций;

2) от имени государства осуществляет законотворческую и исполнительно-распорядительную деятельность, а также деятельность по отправлению правосудия;

3) обладает монополией на государственное принуждение;

Включает органы государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной).

Профессиональный принцип

Структуру государственного аппарата образуют государственные органы.

Анализ соотноше­ния понятий «аппарат государства» и «механизм государства».

Узкий подход

Сторонники узкого подхода к механизму государства считают, что под механизмом государства следует понимать систему государственных ор­ганов, взаимосвязанных и взаимодействующих, осуществ­ляющих задачи и функции государства.

Представители более широкого понимания механизма государства включают в него организации, предприятия, учреждения и т.д. Понятие государственного аппарата, в связи с этим, представляется более узким, поскольку в него включаются только специально создаваемые для управленческой деятельности государственные органы, которые не в состоянии решить весь комплекс проблемных вопросов, стоящих перед современным государством.

Широкий подход

Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике. Следовательно, изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимодействии между собой.

Однако общим недостатком вышеперечисленных подходов, по мнению Р.А. Ромашова, является смешивание структурных и функциональных аспектов государственной организации общества и, как следствие, отождествление двух типов понимания государства: политического, в рамках которого государство рассматривается в качестве аппарата публичной политической власти и социологического, в рамках которого государство представляется как форма социальной организации общества.



 

Возможно, будет полезно почитать: