Отличаются нормы права социальных норм. Отличие права от иных социальных норм

Приступив к изучению курса «Правоведение» в девятом классе я для себя открыла много нового. Одной из первых тем урока было: «Отличие права от других социальных норм». Еще с того времени меня заинтересовал этот вопрос, именно поэтому я выбрала данную тему.

Прежде, чем рассмотреть данную тему, ознакомимся с определениями: «право» и «социальные нормы». Итак, право - это один из видов регуляторов общественных отношений. Социальные нормы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.

На первый взгляд эти два понятия довольно-таки схожи. Однако, это не совсем так. Попробуем же разобраться в этом.

Одним из признаков права является Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера). В других социальных нормах тоже присутствует такой признак, но т.к. они не носят письменного характера, то его можно как выполнять, так и нет.

Следующим признаком является - общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов). Действие же других социальных норм обычно распространяется на группы людей, как малые (семьи, спортивные команды, дружеские компании, работа), так и большие (у определенной нации).

Эти признаки права, на мой взгляд, наиболее отличают его от иных социальных норм. Еще одна черта права - его гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения), то есть даже если человеку что-либо не нравится - он обязан это выполнять. Этого не скажешь об иных социальных нормах: они не подкреплены мерами государственного принуждения. Важной чертой является и формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме). Остальные социальные нормы выражены в устной форме.

Признаком права также является интеллектуально-волевой характер. Право, как и остальные общественные нормы, выражает волю и сознание людей.

Итак, единство права и морали выражается в том, что, во-первых, они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа.

Во-вторых, право и мораль, если их рассматривать с философских позиций, являются надстроечными категориями, в равной мере обусловленными экономическими, культурными и иными детерминирующими факторами и причинами, что делает их социально однотипными.

в-третьих они опираются на единый политический фундамент -- реальное народовластие демократизм легитимную государственность представляющую интересы различных слоев и групп населения В

В-четвертых, право и мораль имеют один и тот же объект регулирования -- существующие общественные отношения (только, как это очевидно, в разном объеме), и оба они адресуются к одним и тем же людям и коллективам.

В-пятых, право и мораль, как нормативные явления, определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством гармонизации личных и общественных потребностей.

В-шестых, они, будучи регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения (в противном случае ни правовая, ни моральная ответственность наступить не может).

В-седьмых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи -- упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма.

В-восьмых, как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных, общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Цель права -- «установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньше душевных сил». Таковым же в сущности является и назначение норм морали.

Однако наряду с рассмотренными общими чертами право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой. Для юридической науки и практики учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности.

Именно поэтому антологические статусы (признаки) права и морали заслуживают самого внимательного анализа.

Итак, отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем. право социальный мораль гарантированность

Право и мораль различаются прежде всего по способам их установления, формирования, источникам. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или, опять же с его согласия, некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются либо изменяются.

В этом смысле государство является политическим творцом положительного права; правотворчество -- его исключительная прерогатива и одна из основных функций.

Право поэтому выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором общественных отношений.

По-другому складывается мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, а всем обществом. Они постоянно возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей, их взаимного общения.

Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкции официальных властей: достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» обществом, классом, социальной группой, коллективом -- теми, кто намерен ею руководствоваться. «Моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства».

Это вовсе не означает, что государство не оказывает никакого влияния на формирование морали. Такое воздействие оказывается по многим линиям: через право, политику, идеологию, печать, всю систему отношений, но прямо оно нравственные нормы не постулирует.

В любом государстве действует только одно, им же порождаемое право, в то время как мораль не является единой и однородной. Она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества. Это лишний раз показывает генетическую связь права с государством и отсутствие таковой у морали.

Право и мораль различаются, далее, по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает (применяет юридические санкции), ибо норма права -- не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить. В этом смысле правовые нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер.

В праве, таким образом, объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, инструментом власти. Это не означает, что право утверждается в жизнь лишь «карающим мечом». Угроза принуждения -- потенциальна, на случай конфликта с законом.

В этой связи нельзя не коснуться популярного ныне принципа: «все, что законом не запрещено - дозволено». Он был выдвинут в разгар «перестройки», с энтузиазмом подхвачен прессой, но юристы уже тогда предостерегали от излишней эйфории и возможных неблагополучных последствиях его реализации в конкретных условиях нашей страны. В частности, отмечалось, что девиз «разрешено все, что не запрещено» предполагает известную осмотрительность, взвешенность, ответственность. Его практическое претворение в жизнь требует определенного уровня политической и юридической культуры, сознательности, информированности, умения соотносить свои личные и общественные интересы, верной оценки тех жизненных ситуаций, в которых оказывается субъект, соблюдения общепринятых норм нравственности. Под этим лозунгом возможны нарушения законности, проявления своеволия, субъективизма, произвола.

В заключении моей работы хочется вспомнить слова Гегеля: «Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью запрещается».

Стремясь защитить себя от вседозволенности и анархии, человек придумал множество норм поведения, которые имеют как императивный (обязательный), так и субсидиарный (договорной) характер. С их помощью человеческая цивилизация не только сохраняет, но и приумножает свои богатства и достижения. Но почему одни правила являются общеобязательными, а другие – произвольными? Так, каждый обязан переходить дорогу исключительно на зелёный сигнал светофора, а вот помогать женщине выйти из общественного транспорта или нет – личное дело каждого.

Определение

Нормы права – это правила поведения, установленные законом и охраняемые государством. За уклонение от их соблюдения предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Современные правовые нормы направлены на защиту государственного статус-кво и созданы в интересах всего общества. Они разрабатываются и закрепляются законодательными органами власти, охраняются исполнительными, наказываются – судебными.

Социальные нормы – это традиционные правила поведения в обществе, признанные большей частью социума. При этом механизмов по их закреплению и, соответственно, охраны, не существует, так как они необязательны для соблюдения. Ряд социальных норм со временем перешёл в правовые: это касается уголовного, административного, гражданского, семейного права и многих других его отраслей.

Социальные нормы – понятие предельно широкое, они определили возникновение общества и стали его фундаментом. Как только они перестают соблюдаться, происходит определённый регресс, губительный для науки и культуры. Но для укрепления государственной власти было необходимо закрепление важнейших общественных норм и установление справедливой ответственности за их несоблюдение. Так появился закон, а с ним, вероятнее всего – государство.

Стоит заметить, что во многих традиционных обществах социальные нормы возведены в ранг закона, а за их нарушение наступает остракизм, то есть изгнание отступника из общины. При этом уровень лояльности всех членов гораздо выше, чем в современном государстве. То же самое можно сказать о закрытых обществах: преступных организациях, сектах, корпорациях. Здесь писаные и неписаные нормы соблюдаются свято, поскольку они определяют внутреннюю стабильность такого социального организма.

Выводы сайт

  1. Происхождение. Социальные правила существовали всегда, и установить момент их зарождения невозможно, а вот законы появились относительно недавно и постоянно изменяются, трактуются, дополняются, отменяются.
  2. Соблюдение. Социальные нормы необязательны для исполнения, в то время как правовые – носят императивный характер.
  3. Защита. При несоблюдении социальных норм человеку угрожает общественное порицание. При нарушении законов наступает гражданская, административная, дисциплинарная или уголовная ответственность.
  4. Развитие. Социальные правила поведения невозможно навязать, поскольку они формируются очень медленно. А вот закон, который бы обязал людей вести себя определённым образом, может быть придуман и принят в кратчайшие сроки.
  5. Детализация. Правовые нормы чётко очерчивают требования к поведению физических лиц и субъектов хозяйствования, в то время как социальные лишь очерчивают определённые правила существования.

1. Отечественная и зарубежная государственно-правовая теория и практика выработали немало представлений о норме права и ее опреде­лений. Известный русский юрист, профессор Московского университета С. А. Муромцев указывал, что юридическими нормами называются «обыкновенно правила, которые, определяя должные пределы и способ юридической защиты отношений, предписываются властью, регулирую­щей правовой быт народа: так называемым сознанием общества (обыч­ное право), законодателем (закон), юристами (право юристов)». Юриди­ческие нормы направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках «юридическую защиту отношений»: административных властей, суда, частных лиц - субъектов права. В силу этого юридические нормы составляют могущественный фактор правово­го порядка, и притом фактор непосредственный, ибо они непосредствен­но влияют на поведение этих субъектов права.

Нетрудно заметить, что в определении норм права С. А. Муромцев делал акцент на установлении ими «должных пределов и способов юри­дической защиты отношений», а также на регулятивной («направляю-


щей») функции юридических норм и их роли в установлении и поддер­жании правопорядка.

Примерно в то же время другой весьма авторитетный русский госу-дарствовед Н. М. Коркунов развивал идеи о том, что юридические нор­мы - прежде всего «суть правила должного», и в этом смысле они суть веления. Будучи правилами должного, пояснял он, нормы «не могут доз­волять, определять, описывать». Они всегда повелевают, всегда указывает, что и как должно быть сделано для разграничения сталкивающихся инте­ресов 1 .

В современной юридической литературе норма права тоже определя­ется как правило или мера должного поведения. Но вместе с тем выделя­ются и раскрываются и другие формально-юридические признаки и чер­ты правовых норм. Среди них: а) непосредственная связь норм права с государством (издаются или санкционируются государством); б) выра­жение ими государственной воли; в) всеобщий и представительно-обязы­вающий характер правовых норм; г) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права; д) многократность примене­ния и длительность действия правовых норм; е) их строгая соподчинен-ность и иерархичность; ж) охрана норм права государством; з) примене­ние государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в нормах права велений.



Данные признаки и черты в той или иной мере отражаются в предла­гаемых разными авторами определениях нормы права. В частности, в од­них случаях нормы права рассматриваются как «установленные и обеспе­ченные государством правила поведения по отношению друг к другу, ука­затель, какие поступки они должны или могут совершать, а какие - нет, а также иные юридические правила, определяющие общие организацион­ные основы и принципы регулирования человеческого поведения» 2 . В других случаях под правовой нормой понимается также рассчитанное на «регулирование вида общественных отношений общее правило поведе­ния», установленное или санкционированное государством и охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Автор данного определения О. Э. Лейст подчеркивает, что норма права всегда есть «правило должного, обращенное в будущее» 3 .

В отличие от обычных команд, велений и распоряжений по конкрет­ным вопросам норма права адресована не отдельному лицу, а кругу лиц. Действие норм права не исчерпывается исполнением, а рассчитано на не­ограниченное число случаев, на многократное применение. Правовая

См.: Коркунов Н. М. Указ. соч. С. 260.

Общая теория права / отв. ред. А. С. Пиголкин. 2-е изд. М., 1998. С 159.

Теория государства и права. Курс лекций / отв. ред. М. Н. Марченко. Т. II. М., 1995. С. 70.


норма продолжает действовать после реализации ее в общественных от­ношениях и поведении людей.

2. Среди важнейших признаков и черт норм права следует особо ука­зать на их всеобщий характер. Норма права не предусматривает и не мо­жет предусмотреть в деталях каждое в отдельности жизненное обстоя­тельство. Она ориентируется лишь на типовые, вбирающие в себя сход­ные признаки и черты жизненные ситуации, при наличии которых воз­никает необходимость или потребность ее применения.

Норма права выступает в качестве своеобразной меры, равного мас­штаба, применяемого при оценке поведения людей. Она является крите­рием определения правильности или неправильности, точнее, правомер­ности или неправомерности действий различных субъектов правоотно­шений. Норма права выступает также в качестве своеобразного определи­теля соответствия или несоответствия воле законодателя образа действий и поведения в тех или иных предусмотренных нормами жизненных об­стоятельствах.

Степень общности норм права различна. В Российской Федерации, например, наиболее общий характер имеют Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы. Они обращены ко всем без ис­ключения гражданам России, а некоторые из них - также к иностранцам и лицам без гражданства.

Таковы в Конституции РФ ст. 2, закрепляющая, что человек, его пра­ва и свободы «являются высшей ценностью» и что «признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина» - обязанность госу­дарства; ст. 3 (ч. 4), предупреждающая, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации» и что захват власти или присвоение вла­стных полномочий преследуются по федеральному закону; ст. 54, провоз­глашающая, что закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет и что «никто не может нести ответствен­ность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось пра­вонарушением».

На уровне субъектов Федерации наиболее общими являются нормы, обращенные к гражданам, проживающим на ее территории, а также к прибывающим в ее пределы лицам без гражданства и иностранцам.

К отличительным признакам и чертам нормы права как исходной ячейки всей системы права относится содержание и выражение в ней го­сударственной воли. В отечественной юридической литературе разных лет - в дореволюционных и послереволюционных источниках - на место государственной воли нередко ставилась воля монарха, господствующего слоя, элиты, наконец, господствующего класса. Исходя из этого норма права зачастую определялась в виде правила поведения, которое государ­ство «как организация классового господства признает необходимым для охраны интересов господствующего класса» и соблюдение которого оно обеспечивает всей мощью своей принудительной власти. 328


Между представлением о норме права как выразителе воли господ­ствующего слоя, группы или класса, с одной стороны, и как носителе го­сударственной воли - с другой, нет никакого, даже скрытого противоре­чия. Дело в том, что воля господствующего слоя, группы или класса для того, чтобы воплотиться в нормах права, стать их реальным содержани­ем, должна в обязательном порядке пройти через государственный нор-мотворческий механизм, трансформироваться в государственную волю. Разумеется, последняя в любом государстве носит не абстрактный, а вполне конкретный, соответствующий интересам власть имущих слоев, групп или классов характер и направлена на строго целевое в социаль­ном плане регулирование поведения всех участников правоотношений.

Важный признак и черта правовой нормы - ее представительно-обя­зывающий характер. Регулируя общественные отношения, норма права устанавливает (предоставляет) для одного участника этих отношений оп­ределенные полномочия или права, а на другого возлагает соотносящие­ся с ними юридические обязанности. Для одной стороны норма права предусматривает охраняемое и гарантируемое государством возможное поведение (право), а для другой стороны - обеспеченное угрозой госу­дарственного принуждения должное поведение (обязанность). Напри­мер, предоставляя гражданам России конституционное право на социаль­ное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом, государство в то же время возлагает на органы государственно­го обеспечения соответствующие юридические обязанности.

Нормы права отличаются своей системностью и иерархичностью по отношению друг к другу, а также строго формальной определенностью.

Каждая норма права существует не сама по себе, не в изоляции от других норм, а в тесной взаимосвязи и взаимодействии, в единой системе с другими правовыми нормами. Кроме того, в отличие от иных социаль­ных норм, таких, скажем, как нормы морали, правовые нормы располага­ются не только по горизонтали, но и по вертикали.

Наконец, в числе специфических черт и особенностей норм права, как и самого права в целом, следует назвать их охрану и обеспеченность государственным принуждением. При этом речь идет не только и даже не столько о реально применяемом, сколько о потенциально существующем государственном воздействии на тех, кто не соблюдает требования норм права.

Человек изобрел многочисленные нормы поведения, которые должны гарантировать высокий уровень защиты от возможной вседозволенности и опасной анархии. Нормы поведения могут обладать обязательным и договорным характером, но в любом случае они требуются для сохранения безопасности, богатство, определенных достижений. Нужно помнить о том, что определенные правила могут быть общеобязательными, а другие правила – произвольными. Чем же это обусловлено?

Нормы права и социальные нормы: определение

Нормы права представляют собой определенные правила поведения, которые установлены на законодательном уровне и охраняются государственными властями. За попытку отказаться от их соблюдения может быть реализована административная, уголовная или гражданско-правовая ответственность, причем правовые нормы требуются для защиты государственного статус-кво и мирной жизни всех членов общества. Разработка должна проводиться законодательными органами власти, причем за охрану отвечают исполнительные органы, а за наказание – судебные.

Социальные нормы представляют собой классические правила поведения в обществе , которые должны быть признаны большинство людей. Механизмы по закреплению и охране отсутствуют, потому что соблюдение представляет собой необязательную задачу. Несмотря на это, некоторые социальные нормы постепенно переходят в правовые, способствуя развитию административного, семейного, гражданского кодекса.

Социальные нормы представляют собой широкое и объемное понятие, так как именно они представляют собой основу всего общества. Если же эти стандарты перестают соблюдаться, отмечается серьезный регресс, который негативно влияет на науку и культуру. Несмотря на это, для укрепления государственной власти требуются определенные общественные нормы и наличие ответственности за несоблюдение социальных норм. В результате развивается система законодательства и совершенствуется, укрепляется государство.

Нужно отметить, что многочисленные традиционные общества постепенно переводят социальные нормы в ранг закона. При этом определенные народы могут изгонять отступника из своей общины. Несмотря на это, при привычных обстоятельствах члены общества обладают особенной лояльностью друг к другу, что выгодно отличает подобные общества от современного государства. Это же относится и к разнообразным закрытым обществам, в том числе сектам и преступным организациям. Любые социальные нормы, являющиеся писаными и неписаными, играют важную роль в развитии общества.

Нормы права

Нормы права обладают специфическими чертами, которые оказывают серьезное влияние на жизнь всего общества.

  1. Норма права является социальной, но при этом она напрямую связана с наличием государственной воли. Предполагается наличие определенного предписания государства относительно поведения людей.
  2. Норма права является формальной. Предполагается обязательное выражение в виде нормативного акта, договора определенного содержания, закона, акта.
  3. Принудительная сила государственных властей предполагает обязательную поддержку и защиту нормы права от возможных нарушений. Рассматривая все существующие нормы поведения, подобный аспект представляет собой характерную черту, так как в остальных случаях соблюдение обычаев, традиций и стандартов не защищается на законодательном уровне.
  4. Нормы права включают в себя правила поведения, а также исходные нормы, представляющие собой отправную точку.
  5. Нормы права представляют собой не только результат отражения нынешней ситуации в обществе и объективного мира. Предполагается наличие обратного воздействия на людей, так как государственные органы могут оказывать социальное регулирование отношений между различными людьми и защиту их прав, интересов, возможностей. Таким образом, предполагается наличие государственного контроля.
  6. Норма права включает в себя модель, меру, эталон и масштаб воли общества, которая должна соответствовать определенным стандартам государства и действующему законодательству. Предполагается возможность проведения оценки поведения, которое может быть правомерным и неправомерным, законным и противозаконным.

Социальные нормы, в отличии от права, изначально изобретаются обществом и представляют собой отражение текущей реальности, накопленного опыта и последующих изменений в будущем. Предполагается существование определенной структуры, на основе которой можно анализировать жизнь каждого народа, общества.

  1. Нормы обычаев представляют собой правила поведения, которые основываются на многократном повторении определенных событий в течении продолжительной истории. Обычаи представляют собой своеобразную привычку людей, которая становится естественной потребностью.
  2. Религиозные нормы основаны на религии и должны охраняться определенными мерами общественного влияния.
  3. Корпоративные нормы требуются для общественных организаций.
  4. Нормы права являются социальными, но только они представляют собой изобретение государственных органов власти.

Какие общие черты нужно отметить?

  1. Любые нормы образовываются во время общественной деятельности людей.
  2. Представлена возможность проявления образца поведения граждан определенной страны или эпохи.
  3. Определяются границы возможного и запретного поведения.
  4. Гарантируется обеспечение порядка в обществе.

Нормы права и социальные нормы: разница.

  1. Происхождение . Право появилось относительно недавно и на постоянной основе совершенствуется. Социальные нормы существуют издавна.
  2. Соблюдение . Правовые нормы являются обязательными, социальные нормы – необязательными.
  3. Защита . Нарушение законов может повлечь за собой административную, уголовную, дисциплинарную либо гражданскую ответственность. Отсутствие соблюдения социальных стандартов вызывает только порицание.
  4. Развитие . Социальные правила формируются медленно и они не могут быть навязаны. Закон должен соблюдаться с самого начала.
  5. Детализация . Социальные нормы направлены на правила существования, правовые нормы – поведению и деятельности физических и юридических лиц.

Право состоит из действующих в данном обществе юридических или правовых норм.

Нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими признаками, характерными чертами. К наиболее существенным из них относятся следующие:

1. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли. Независимо от словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие, веление, дозволение, запрет и т. п.) , она всегда представляет собой властное общеобязательное предписание государства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.
2. Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью, которая проявляется прежде всего в том, что правовая норма издается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленной или признаваемой им форме. Например, в форме закона или подзаконного нормативного акта, договора с нормативным содержанием, правового обычая.
Формальная определенность связана также со структурой нормы права – специфическим внутренним строением и ее предоставительно-обязывающим характером, т. е. сочетанием в себе предоставления и одновременно ограничения внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Предоставительно-обязывающий характер правовой нормы позволяет удовлетворять законные интересы управомоченных субъектов через действие обязанных лиц.
3. Норма права – единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.
Сказанное нисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальных норм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно, вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания, организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным, возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения. Однако в отличие от норм морали, корпоративных и иных социальных норм, мерами принуждения, к выполнению которых служат различные средства общественного воздействия, за нормами права, кроме того, всегда стоит аппарат государства, способный, когда это необходимо, принуждать к их соблюдению. Именно возможность государственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений – специфический признак юридической нормы. ТАКОЙ ПОЙДЕТ? Я ПРОСТО В ТЕТРАДИ ТОЛЬКО ЭТО НАШЛА((



 

Возможно, будет полезно почитать: