Административно территориальное устройство российской федерации. Территориально административное деление россии

Административно-территориальное деление России

Основные единицы АТД страны соответствуют историческому и экономическому делению России. В царской России основными единицами таких мезорегионов АТД были генерал-губернаторства, губернии, области и т. п..

В РСФСР таковыми являлись автономные республики, края, области а также автономные области в составе краев и автономные округа в составе областей.

Россия является федеративным государством – Российской Федерацией, объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

Россию по разделению властных полномочий (административно-территориального делению) можно разделить на 3 уровня (см. табл. 2.8):

· федеральный (Россия как государство);

· региональный (83 региона-субъекта РФ шести типов (см. табл. 2.7., 2.9, рис. 2.1), входящих в состав 8 федеральных округов (7 до февраля 2010 г.));

· муниципальный (каждый из субъектов РФ делится на десятки, сотни или тысячи муниципальных образований: муниципальных районов, городских округов и т. п.), см. табл. 2.8.

Таблица 2.7. Административно-территориальное деление России

Таблица 2.8. Административно-территориальное деление России на 1.01.09.

Федеральный округ Административно-территориальное деление
районы города городские районы (округа) поселки городского типа* сельские администрации всех типов (на 2006 г.) муниципальные образования (на 2006 г.)
Центральный
Северо-Западный
Южный
Приволжский
Уральский
Сибирский
Дальневосточный
Россия

Примечание. В ряде регионов не существует поселков городского типа. Их аналогами являются рабочие поселки.

На 1.01.09 в России насчитывалось 24161 муниципальное образование. В т. ч.: 1810 муниципальных районов, 507 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 1745 городских поселений и 19863 сельских поселений.

Административный центр всех регионов России – крупнейший город региона. Исключение – 4 региона: Вологодская и Кемеровская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Границы регионов – субъектов РФ возникли в 1920-30 гг. и почти не менялись в ХХ веке. В большинстве случаев они проходят по границам природных угодий или границам с.х. предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что деление России на федеральные округа (начиная с 2000 г.) продиктовано необходимостью укрепления вертикали власти в России и не совпадает с хозяйственным (экономическим) районированием, возникшим в СССР ещё в 20-х гг. ХХ века.

Рис. 2.1. Административно-территориальное деление и экономическое районирование России.

Таблица 2.9. Административно-территориальное деление России, на 1.05.10

Регион – субъект РФ Экономический район Федеральный округ
Республика Карелия Северный Северо-Западный (центр – г. Санкт-Петербург)
Республика Коми
Архангельская обл.
Ненецкий А. О.
Вологодская обл.
Мурманская обл.
г. Санкт-Петербург Северо-Западный
Ленинградская обл.
Новгородская обл.
Псковская обл.
Калининградская обл. не входит в состав ни одного из экономических районов России
Брянская обл. Центральный Центральный (центр – г. Москва)
Владимирская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл.
Костромская обл.
г. Москва
Московская обл.
Орловская обл.
Рязанская обл.
Смоленская обл.
Тверская обл.
Тульская обл.
Ярославская обл.
Белгородская обл. Центрально-Черноземный
Воронежская обл.
Курская обл.
Липецкая обл.
Тамбовская обл.
Республика Дагестан Северо-Кавказский Северо-Кавказский (центр – г. Пятигорск)
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская республика
Карачаево-Черкесская республика
Республика Северная Осетия
Чеченская республика
Ставропольский край
Краснодарский край Южный (центр – г. Ростов-на-Дону)
Республика Адыгея
Ростовская обл .
Республика Калмыкия Поволжский
Астраханская обл.
Волгоградская обл.
Республика Татарстан Приволжский (центр – г. Нижний Новгород)
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.
Республика Марий Эл Волго-Вятский
Республика Мордовия
Чувашская республика
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Республика Башкортостан Уральский
Удмуртская республика
Пермский край
Оренбургская обл.
Курганская обл. Уральский (центр – г. Екатеринбург)
Свердловская обл.
Челябинская обл.
Тюменская обл. Западно-Сибирский
Ханты-Мансийский А. О.
Ямало-Ненецкий А. О.
Республика Алтай Сибирский (центр – г. Новосибирск)
Алтайский край
Кемеровская обл.
Новосибирская обл.
Омская обл.
Томская обл.
Республика Бурятия Восточно-Сибирский
Республика Тыва
Республика Хакасия
Красноярский край
Забайкальский край
Иркутская обл.
Республика Саха (Якутия) Дальневосточный Дальневосточный (центр – г. Хабаровск)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Еврейская А. О.
Амурская обл.
Магаданская обл.
Чукотский А. О.
Сахалинская обл.
Итого: 83 региона 11 экономических районов 8 федеральных округов

Примечание. Курсивом выделены регионы, выходящие к государственной границе России.

Зарубежные территории, используемые Россией .

По межгосударственным договоренностям к территории России относится площадь, занимаемая посольствами и консульствами РФ за рубежом.

Кроме того, к зарубежным территориям РФ относятся:

1) территории в КНР, Италии, Палестине (общей площадью около 0,18 км 2);

2) город Байконур вместе с территорией космодрома Байконур арендован РФ у Казахстана до 2050 г. Город Байконур имеет статус города федерального значения, на его территорию распространяется российское законодательство;

3) вместе с другими странами РФ осуществляет экономическую деятельность (добычу угля и др.) на территории о. Шпицберген (Свальбард), в Норвегии, согласно Шпицбергенскому трактату 1920 г.


Основные единицы АТД страны соответствуют историческому и экономическому делению России. В царской России основными единицами таких мезорегионов АТД были генерал-губернаторства, губернии, области и т. п..

В РСФСР таковыми являлись автономные республики, края, области а также автономные области в составе краев и автономные округа в составе областей.

Россия является федеративным государством – Российской Федерацией, объединяющей субъекты Федерации на основе Конституции РФ и Федеративного договора как неотъемлемой ее части. Субъекты Федерации состоят из самоуправляющихся территориальных общностей и самостоятельно определяют свое территориальное устройство.

Россию по разделению властных полномочий (административно-территориального делению) можно разделить на 3 уровня (см. табл. 2.8):

  • федеральный (Россия как государство);
  • региональный (83 региона-субъекта РФ шести типов (см. табл. 2.7., 2.9, рис. 2.1), входящих в состав 8 федеральных округов (7 до февраля 2010 г.));
  • муниципальный (каждый из субъектов РФ делится на десятки, сотни или тысячи муниципальных образований: муниципальных районов, городских округов и т. п.), см. табл. 2.8.

Таблица 2.7. Административно-территориальное деление России

Таблица 2.8. Административно-территориальное деление России на 1.01.09.

Примечание. В ряде регионов не существует поселков городского типа. Их аналогами являются рабочие поселки.

На 1.01.09 в России насчитывалось 24161 муниципальное образование. В т. ч.: 1810 муниципальных районов, 507 городских округов, 236 внутригородских территорий городов федерального значения, 1745 городских поселений и 19863 сельских поселений.

Административный центр всех регионов России – крупнейший город региона. Исключение – 4 региона: Вологодская и Кемеровская области; Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Границы регионов – субъектов РФ возникли в 1920-30 гг. и почти не менялись в ХХ веке. В большинстве случаев они проходят по границам природных угодий или границам с.х. предприятий.

Необходимо подчеркнуть, что деление России на федеральные округа (начиная с 2000 г.) продиктовано необходимостью укрепления вертикали власти в России и не совпадает с хозяйственным (экономическим) районированием, возникшим в СССР ещё в 20-х гг. ХХ века.

Рис. 2.1. Административно-территориальное деление и экономическое районирование России.

Таблица 2.9. Административно-территориальное деление России, на 1.05.10

Регион – субъект РФ Экономический район Федеральный округ
Республика Карелия Северный Северо-Западный (центр – г. Санкт-Петербург)
Республика Коми
Архангельская обл.
Ненецкий А. О.
Вологодская обл.
Мурманская обл.
г. Санкт-Петербург Северо-Западный
Ленинградская обл.
Новгородская обл.
Псковская обл.
Калининградская обл. не входит в состав ни одного из экономических районов России
Брянская обл. Центральный Центральный (центр – г. Москва)
Владимирская обл.
Ивановская обл.
Калужская обл.
Костромская обл.
г. Москва
Московская обл.
Орловская обл.
Рязанская обл.
Смоленская обл.
Тверская обл.
Тульская обл.
Ярославская обл.
Белгородская обл. Центрально-Черноземный
Воронежская обл.
Курская обл.
Липецкая обл.
Тамбовская обл.
Республика Дагестан Северо-Кавказский Северо-Кавказский (центр – г. Пятигорск)
Республика Ингушетия
Кабардино-Балкарская республика
Карачаево-Черкесская республика
Республика Северная Осетия
Чеченская республика
Ставропольский край
Краснодарский край Южный (центр – г. Ростов-на-Дону)
Республика Адыгея
Ростовская обл .
Республика Калмыкия Поволжский
Астраханская обл.
Волгоградская обл.
Республика Татарстан Приволжский (центр – г. Нижний Новгород)
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.
Республика Марий Эл Волго-Вятский
Республика Мордовия
Чувашская республика
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Республика Башкортостан Уральский
Удмуртская республика
Пермский край
Оренбургская обл.
Курганская обл. Уральский (центр – г. Екатеринбург)
Свердловская обл.
Челябинская обл.
Тюменская обл. Западно-Сибирский
Ханты-Мансийский А. О.
Ямало-Ненецкий А. О.
Республика Алтай Сибирский (центр – г. Новосибирск)
Алтайский край
Кемеровская обл.
Новосибирская обл.
Омская обл.
Томская обл.
Республика Бурятия Восточно-Сибирский
Республика Тыва
Республика Хакасия
Красноярский край
Забайкальский край
Иркутская обл.
Республика Саха (Якутия) Дальневосточный Дальневосточный (центр – г. Хабаровск)
Камчатский край
Приморский край
Хабаровский край
Еврейская А. О.
Амурская обл.
Магаданская обл.
Чукотский А. О.
Сахалинская обл.
Итого: 83 региона 11 экономических районов 8 федеральных округов

Примечание. Курсивом выделены регионы, выходящие к государственной границе России.

Зарубежные территории, используемые Россией .

По межгосударственным договоренностям к территории России относится площадь, занимаемая посольствами и консульствами РФ за рубежом.

Кроме того, к зарубежным территориям РФ относятся:

1) территории в КНР, Италии, Палестине (общей площадью около 0,18 км2);

2) город Байконур вместе с территорией космодрома Байконур арендован РФ у Казахстана до 2050 г. Город Байконур имеет статус города федерального значения, на его территорию распространяется российское законодательство;

3) вместе с другими странами РФ осуществляет экономическую деятельность (добычу угля и др.) на территории о. Шпицберген (Свальбард), в Норвегии, согласно Шпицбергенскому трактату 1920 г.

Хотя существует множество других форм территориального устройства страны (конфедерация, протекторат и др.), они не столь распространены, как унитарная и федеративная формы, поэтому не будут рассматриваться в данной работе.

3. Историко-географические особенности устройства России

В дореволюционный период.

В дореволюционной России существовало несколько административно-территориальных единиц, которые были впоследствии упразднены большевиками, и, которые послужили прообразом современных административно-территориальных единиц.

Это – волости, уезды, губернии и генерал-губернаторства.

Волостью в Древней Руси считалась вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV в. - часть уезда. С 1861 - единица сословного крестьянского управления.

Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. - воеводой. С начала XVIII в. входил в состав губернии, с 1775 низшая административная, судебная и финансовая единица; полицейско-административная власть осуществлялась исправником.

Губерния – основная административно-территориальная единица в России с 1708.

Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам.

Генерал-губернаторства существовали в России с 1775 по 1917.

Включало одну или несколько губерний или областей; управлялось генерал-губернатором.

В 1909 г. на Дальнем Востоке из состава Приморской области были выделены самостоятельные области - Камчатская (была упразднена в 1856 г.) и Сахалинская (центр - Александровск-Сахалинский). В апреле 1914 г. на юге Сибири к России была присоединена территория нынешней Тувы под названием Урянхайский край в составе Енисейской губернии.

В 1914 г., кроме губернского и областного деления, большинство областей (они располагались обычно на окраинах империи) входило в состав 4 генерал-губернаторств (Иркутского, Приамурского, Степного, Туркестанского). Было 5 областей в Кавказском наместничестве (учреждено в 1844 г., ликвидировано в 1881 г. и вновь восстановлено в 1905 г.).

Административно-территориальное деление России

Области войска Донского, Уральская, Тургайская были самостоятельными на правах губерний. С 1865 г. часть губерний превратились в «земские» - в них был введен институт местного управления (земства). В 1865 г. земскими стали Воронежская, Казанская, Калужская, Костромская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Пензенская, Полтавская, Псковская, Рязанская, Самарская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Харьковская, Херсонская, Черниговская, Ярославская; в 1866 г.

Владимирская, Екатеринославская, Орловская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Таврическая, Уфимская; в 1867 г. - Вятская и Олонецкая; в 1869 г. - Бессарабская; в 1870 г. - Вологодская и Пермская. В 1875-1882 гг. земские учреждения существовали в области войска Донского. Итого 34 губернии. Средний размер губернии (области) в Европейской части страны (за вычетом губерний вдоль западной границы) в 1917 г. составлял 95 тыс. км2, а в Азиатской - 630 тыс. км2.

В первой четверти ХХ столетия.

Определенно можно сказать, однако, что число уровней в иерархиях административно-территориального устройства в политически стабильных и экономически процветающих государствах не больше трех, максимум четырех (государство-штат-графство; государство-земля-муниципальный округ; и т.п.).

Увеличение количества уровней административно-территориального деления, как правило, приводит к конфликтам между уровнями. Число уровней в иерархии административно-территориального деления в СССР составляло 5 (в республиках с районным делением "СССР-республика-район- город-поселение"), и 6 (в республиках с областным делением:"СССР-республика-область (край)-город-район-поселение").

Распад СССР, также как регионализацию России, можно рассматривать как структурную деформацию иерархий административно-территориального устройства, сопровождающуюся уменьшением количества уровней. Феноменологическое многообразие форм распада (этнические, региональные, политические, территориальные и т.п. конфликты) скрывает единое структурное основание этих процессов – принципы организации социального пространства на административном рынке и конфликты между иерархизированными уровнями и единицами административно-территориального деления в ходе трансформации административного рынка.

В пятиуровневой структуре административный район может быть "старше" города, что влечет за собой существенные различия в их политическом поведении и свойствах системы в целом.

Это не структурное свойство административно-территориального деления, а функциональное, связанное в первую очередь с тем, что в городах базировались промышленные предприятия союзного и республиканского подчинения, а потому более значимые с точки зрения Центра.

В то же время, в районах базировались этноспецифичные (и потому более значимые для руководства республик) производства.

В целом система административно-территориального деления была построена так, чтобы минимизировать количество и типы конфликтов, разрешаемых на низших уровнях административно-территориальной иерархии.

В общем, административно-территориальное деление СССР было весьма логичным.

Конфликты были институализированы в системе представительских органов власти, где решались с большим или меньшим успехом.

Современное государственное устройство России.

Российская Федерация характеризуется рядом особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или несколько государств в единое союзное государство.

Однако образование Российской Федерации шло совсем другим путем. Россия не является федерацией, созданной как объединение несколько государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России.

Эти государства, а так же национально-государственные образования и были признаны ее субъектами. Именно поэтому Российская Федерация с самого начала своего создания являлась одновременно и национальным государством русского народа, составляющего подавляющее большинство ее населения и давшего имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила договорно-конституционный или договорный характер, поскольку она была создана не в результате заключения договора между ее субъектами, а на основе того, что ее провозгласила Конституция.

Не обладая классическими признаками федеративного государства, Россия как федерация вызывала немало споров.

Однако главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших желание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественник — РСФСР.

В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, в настоящее время не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов. Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Российская федерация сохранила все основные особенности административно-территориального устройства СССР и, вместе с ними, те отношения, которые привели к распаду СССР.

Это в первую очередь различие между областями (аналоги республик СССР с областным делением) и республиками (аналог республик СССР с районным делением) и специфическое несоответствие их внутренних иерархий между уровнями "район-город".

Данная система административно-территориального деления досталась России в "наследство" и практически не обеспечивала устойчивого развития в новых экономических условиях.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]
перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

Административно-территориальное устройство России. Россия – федеративное государство. * Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями (административно-территориальными единицами), обладающими юридически определенной политической самостоятельностью. Примеры административно-территориальных единиц (субъектов) Российской Федерации — республика, автономный округ, автономная область.

край, область, город федерального значения.

Слайд 12 из презентации «Государственное устройство России» . Размер архива с презентацией 954 КБ.

Скачать презентацию

Обществознание 9 класс

«Урок Конституция России» — На пути к конституции – из истории формирования конституционного строя в России. На пути к Конституции… Революция 1917 года- коренной переворот в жизни общества.

Конституция — основной закон государства. Структура Конституции РФ 1993 года. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьёву.

Административное деление России

Трагическая судьба царя- реформатора. Структура Конституции. Определи, с какими Конституциями связаны данные фотографии?

«Профессия дизайнер» — Учебно – тематический план (16 часов). Пояснительная записка. Оборудование рабочего места рисующего.

Тест»Джоконда». Превращение плоскости в объем. Задачи: Подобие форм в природе и быту. Знать: Признаки формы. Уметь: Восприятие формы. Практическое занятие.

Тест «Громкий- тихий».

«Профессия журналист» — Журналистика в России. Хорошего журналиста отличают ответственность, независимость от стереотипов, добросовестность и объективность. Постепенно формируется качественная и массовая пресса. Жарко Петан. Как называется ваша профессия (должность)?

Профессия – журналист, должность – корреспондент. В начале XX века часнопредпримательская деятельность в области журналистики расширялась и крепла. Выезжать на криминал – убийства. 5 причин стать журналистом.

«Обществознание Власть» — И равным независимо от основания……………………………….

1.Единство территории. 2.Публичная власть. 3.Суверенитет. 4.Законы. 5.Налоги. Политика. Признаки государства. Совокупность органов государственной власти и управления. 6. Права и свободы человека. Участие в делах государства…. Республика. Найдите в приведенном списке принципы демократии. Обязанности. Референдум. Сила государства. Режим в котором существует разделение властей, свободы и права человека.

Формы государства.

«Профессия программист» — Сферы использования программирования в науке и технике. Перечень дополнительных навыков, необходимых программисту для работы.

ученика 9а класса Бортникова Романа. Программист. Российское образование программистов считается одним из самых лучших. План. Преимущества профессии. Наши специалисты ценятся во всём мире. Трудности в программировании.

«Профессия кондитер» — Спрос на специалистов-кондитеров является стабильным и устойчивым. Профессия кондитер востребована во все времена. В таком случае выбирайте профессию кондитера!

Кондитер. Трудно достоверно установить время возникновения кондитерского ремесла. Кондитеров иногда сравнивают с психотерапевтами или врачевателями человеческих душ.

Всего в теме «Обществознание 9 класс» 55 презентаций

5klass.net> Обществознание 9 класс> Государственное устройство России> Слайд 12

Россия

Вследствие территориальной обширности Российскиой Федерациии и сложности логистических коммуникаций между отдаленными городами, на нашем портале принято решение о территориальном представлении поставщиков и производителей, предлагающих товары в различных субъектах РФ.

Россия делится на двенадцать экономических районов.

Группы субъектов федерации, разделяют следующие характеристики:

  • Общие экономические и социальные цели и участие в программах развития;
  • Относительно подобные экономические условия и потенциал;
  • Подобные климатические, экологические и геологические условия;
  • Подобные методы технического осмотра нового строительства;
  • Подобные методы ведения таможенной надзор;
  • Габаритные подобные условия жизни населения.
  • Нет субъекта федерации не может принадлежать более чем одной экономической области.

Экономические регионы также сгруппированы в экономических зон (также называемые «macrozones»).Экономический район или его части, может принадлежать более чем одну экономическую зону.

Создание и упразднение экономических районов и экономических зон или любых изменениях в их составе, выносится по решению федерального правительства России.

История административно-территориального деления России

Это деление на экономические районы отличается от деления на федеральные округа. Первые созданы только для экономических и статистических целей, а вторые существуют исключительно как инструмент для отстаивания федеральных законов на территории страны.

Перечень и состав экономических районов. Ниже приводится список и состав из экономических районов, отсортированные по численности населения.

САРФТИ НИЯУ МИФИ

ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И КОНКРЕТНОЙ ЭКОНОМИКИ

НА ТЕМУ: «Современное административно-территориальное деление РФ »

Выполнила студентка группы Фин-10/2

Патракова Татьяна Викторовна

Проверила: старший преподаватель

Ширенина Татьяна Владимировна.

САРОВ
2010

Понятие административно-территориальное устройство РФ……………3

2. Значение административно-территориального устройства России……..6

3. Историко-географические особенности устройства России……………..9

4. Основные элементы системы административно-территориального устройства субъектов РФ………………………………………………………13

5. Правовые и организационные основы административно-территориальные преобразований………………………………………………………………16

Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ……20

Список использованных источников……………………………………….21

1. Понятие административно-территориальное устройства РФ

Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества.

На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно – территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.

Административно-территориальное устройство в современном обществе - это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.

Административно-территориальное устройство играет в социально-экономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременно и как фактор развития, и как его результат.

В настоящее время административно-территориальное устройство в России характеризуется качественно новым уровнем, превратившись из административно – территориального устройства союзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройство независимого государства.

Это придает особую актуальность исследованию вопросов, связанных с реформированием административно – территориального устройства Российской Федерации.

Как целостную систему административно-территориальное устройство характеризуют следующие признаки:

— единство основ конституционного строя российского государства, задачи и цели многонационального народа, проживающего различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах;

тесная связь административно – территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами госу­дарственного, экономического, политического и социально-куль­турного развития;

— единство территории Российской Федерации (ст.

5, 65, 67 Конституции РФ);

— равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);

— единая сеть административно-территориальных единиц в субъ­ектах федерации (город субъектного подчинения, район, города, город);

единые принципы, лежащие в основе всего административно –территориального устройства Российской Федерации (п.

3 ст. 5 Конституции РФ);

— единство системы органов государственной власти в субъекте федерации в соответствии с административно-территориальным устройством;

— автономность одних административно-территориальных обра­зований по отношению к другим.

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не ис­черпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рас­сматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте.

Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения).

Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

В административном отношении Россия (Российская Федерация) состоит из 89 равноправных субъектов (регионов) .

Среди них республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы резко отличаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы.

Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, поселки городского типа, сельсоветы и волости. На 1 января 1999 г. В России было:

21 республика;

46 областей;

1 автономная область;

4 автономных округа;

9 краев;

2 города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Россия – государство с богатой историей, поэтому нельзя рассматривать её административно-территориальное устройство, не оглядываясь в прошлое.

Современное-административно территориальное деление России

По этой причине в данной работе также будут рассмотрены историко-географические особенности административно-территориального устройства России.

2. Значение административно-территориального устройства России

Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны.

Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму.

Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к суверенности не будет создавать угрозу целостности России.

Территориальное устройство уходит своими корнями в глубокую древность. Уже древние восточ­ные деспотии – империи – делились на провинции, города, сатра­пии, завоёванные территории и т.

д. Имели эти территориальные образования и свои органы власти и управления.

Так оно, собственно, и должно было быть при переходе че­ловечества в IV – III тыс.

до н.э. к государственной форме организа­ции общества. Ведь именно возникновение первоначально городов-государств, а потом их различных форм привело к замене кровнородственных связей, которые были характерны для перво­бытного общества, территориальной организацией общества.

Но эта территориальная организация объективно повлекла за собой членение государств на более мелкие образования, появление сложной структуры органов государства.

Разумеется, государство – это не сумма его территориальных образований, но без этой структуры государство функционировать не может. Выделяют несколько видов тер­риториального (национально-государственного и административно-территориального) устройства государства.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах.

Она характеризуется единой структурой государ­ственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, пред­метная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограни­чивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют оди­наковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам.

Они могут иметь в своей основе юридиче­ские акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Од­нако в области хозяйственной, социально-культурной их полномо­чия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом её особенности. Яркими при­мерами унитарного устройства являются: Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция, Италия, Алжир, Великобритания, Иран и т.д.

Федеративная форма государственного устройства являет­ся ещё более многоликой, чем унитарная.

Каждая федерация обла­дает уникальными, специфическими особенностями. И все же мож­но при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не об­ладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и незави­симостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни.

Степень суверенности может быть разной. Однако выде­ляется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятель­ностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных обра­зований унитарного государства.

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные. В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонацио­нальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государ­ственности и т.

д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют историче­ские традиции, языковые, иные культурные факторы.

К началу XXI в. в мире существуют около 20 фе­деративных государств. Это Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Федератив­ная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Российская Федерация, США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Республика Венесуэла и др.

Федеративный характер страны закреплен в статье 1 и главе 3 Конституции РФ. Основной закон указывает все регионы, входящие в состав России. Помимо простого перечисления, ее нормы закладывают основу взаимодействия между центром и субъектами страны. К этим вопросам относится политические моменты, а также культурные аспекты.

Виды регионов, входящих в состав РФ.

Россия представляет ассиметричную федерацию. Это означает наличие субъектов с различными признаками. Настоящее время в нее входят 85 регионов.

Наиболее распространенным типом субъекта РФ является область. Ее можно назвать основным звеном нашей страны. В настоящее время в составе нашей страны находятся 46 областей.

Следующим по распространенности субъектом является республика. Данный тип региона отличается наличием титульной национальности, которая исторически проживает на этих землях и обладает значительной численностью населения. В качестве других отличительных признаков республики стоит отметить наличие собственного языка и культурных традиций. В число российских регионов входят 22 республики.

Далее следуют края. Главным критерием, по которому их можно отличить от областей служит намного большая территория и более мощный экономический потенциал в сравнении с соседями. В ходе проходивших в предыдущем десятилетии территориальных реформ образовалось несколько новых краев, что произошло путем слияния некоторых областей с рядом автономных кругов (Пермский и Забайкальский края). Сегодня в России находятся 9 краев.

Автономные округа характеризуются наличием на их территории коренных народов сравнительно небольшой численности, которые занимаются традиционными занятиями (охота, оленеводство). Все они расположены в северной части страны. В настоящее время таких регионов 4.

Города федерального значения характеризуются тем, что сочетают в себе особенности правового статуса регионов и муниципальных образований. Причинами выделения таких субъектов может быть наличие военных, политических или культурных соображений. В составе России находятся 3 города федерального значения.

Осталось охарактеризовать последний тип региона, который представляет единственная в своем роде Еврейская автономная область. Она не имеет никакого исторического отношения к проживанию на ее территории этого народа. По своей природе она сравнима с другими, обычными областями, а под таким наименованием продолжила существовать после распада СССР.

Административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации

Республики Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушетия Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесия Карелия Коми Крым3 Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия Татарстан Тыва Удмуртия Хакасия Чечня Чувашия
Края Алтайский Забайкальский Камчатский Краснодарский Красноярский Пермский Приморский Ставропольский Хабаровский
Области Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Брянская Владимирская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Ярославская
Города федерального значения Москва Санкт-Петербург Севастополь
Автономная область Еврейская
Автономные округа Ненецкий (Расположен на территории Архангельской области) Ханты-Мансийский - Югра (Расположен на территории Тюменской области) Чукотский Ямало-Ненецкий (Расположен на территории Тюменской области)

К чему отнести федеральные округа?

С точки зрения конституционного устройства нашей страны такая проблема не стоит. Данные образования носят технический характер. Их целью является организация координированного сотрудничества между властями и гражданами соседних регионов для решения общих проблем или проведения совместных мероприятий.

Политические аспекты федеративного устройства.

Конституция и законодательство нашей страны предполагает разделение сфер влияния и ответственности между центром и регионами на 3 части. В их число входят вопросы исключительного ведения каждой из сторон и вопросы совместного ведения. В последнем случае предполагается наличие федерального акта рамочного характера, предоставляющего регионам самостоятельно устанавливать те или иные параметры. Общеизвестным примером служит отличающиеся в каждом регионе правила продажи алкоголя в определенное время. Другим образцом является установление субъектами своих ставок транспортного налога. Другим важным признаком служит выборность региональных органов власти.

Автор публикации

Регион Районы Города Городские районы и округа ПГТ Сельские н.п.
Российская Федерация 1868 1096 327 1353 153784
Центральный федеральный округ 422 308 68 319 59967
Белгородская область 21 11 2 18 1574
Брянская область 27 16 4 24 2671
Владимирская область 16 23 3 9 2475
Воронежская область 32 15 6 21 1832
Ивановская область 21 17 4 14 2998
Калужская область 24 19 3 10 3179
Костромская область 24 12 0 7 3502
Курская область 28 10 3 22 2775
Липецкая область 18 8 4 0 1590
г. Москва 0 1 10 0 0
Московская область 38 80 0 69 6137
Орловская область 24 7 4 13 2921
Рязанская область 25 12 4 23 2747
Смоленская область 25 15 3 12 4888
Тамбовская область 23 8 3 12 1710
Тверская область 36 23 4 28 9526
Тульская область 23 20 5 24 3416
Ярославская область 17 11 6 13 6026
Северо-Западный федеральный округ 155 145 36 146 29654
Архангельская область 21 14 9 21 3969
в т.ч.Ненецкий автономный округ 0 1 0 2 41
Вологодская область 26 15 0 9 8005
Калининградская область 13 21 5 3 1081
Республика Карелия 16 13 0 11 775
Республика Коми 12 10 1 29 725
Ленинградская область 17 31 0 32 2882
Мурманская область 5 16 3 12 136
Новгородская область 21 10 0 15 3727
Псковская область 24 14 0 14 8354
г. Санкт-Петербург 0 1 18 0 0
Южный федеральный округ 259 135 52 94 9620
Республика Адыгея 7 2 0 5 224
Астраханская область 11 6 4 8 429
Волгоградская область 33 19 8 23 1496
Республика Дагестан 41 10 3 19 1591
Республика Ингушетия 4 4 6 0 41
Кабардино-Балкарская Республика 10 8 0 2 167
Республика Калмыкия 13 3 0 0 262
Карачаево-Черкесская Республика 10 4 0 7 137
Краснодарский край 38 26 12 12 1723
Ростовская область 43 23 8 7 2261
Республика Северная Осетия - Алания 8 6 4 1 201
Ставропольский край 26 19 3 7 736
Чеченская Республика 15 5 4 3 352
Приволжский федеральный округ 448 197 77 297 34351
Республика Башкортостан 54 21 7 3 4532
Кировская область 39 18 4 42 4389
Республика Марий Эл 14 4 0 15 1596
Республика Мордовия 22 7 3 14 1287
Нижегородская область 48 28 8 62 4818
Оренбургская область 35 12 7 1 1718
Пензенская область 28 11 4 16 1462
Пермский край 33 25 7 38 3713
Самарская область 27 11 12 16 1311
Саратовская область 38 18 6 27 1813
Республика Татарстан 43 21 7 19 3082
Удмуртская Республика 25 6 5 7 1957
Ульяновская область 21 6 4 30 960
Чувашская Республика-Чувашия 21 9 3 7 1713
Уральский федеральный округ 119 115 25 79 5854
Курганская область 24 9 0 6 1230
Свердловская область 30 47 12 26 1847
Тюменская область 38 29 3 34 1537
в т.ч.Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 9 16 0 24 167
в т.ч.Ямало-Ненецкий автономный округ 7 8 0 5 101
Челябинская область 27 30 10 13 1240
Сибирский федеральный округ 325 130 59 233 11608
Республика Алтай 10 1 0 0 245
Алтайский край 60 12 5 7 1610
Республика Бурятия 21 6 3 16 623
Забайкальский край 31 10 4 41 750
Иркутская область 33 22 7 54 1487
Кемеровская область 19 20 14 23 1075
Красноярский край 48 23 7 40 1707
Новосибирская область 30 14 10 17 1558
Омская область 32 6 5 21 1516
Томская область 16 6 4 1 644
Республика Тыва 17 5 0 1 139
Республика Хакасия 8 5 0 12 254
Дальневосточный федеральный округ 140 66 10 185 2730
Амурская область 20 9 0 21 598
Еврейская автономная область 5 2 0 11 99
Камчатский край 11 3 0 5 80
Магаданская область 8 2 0 28 57
Приморский край 22 12 5 30 616
Сахалинская область 17 15 0 5 223
Хабаровский край 17 7 5 24 427
Чукотский автономный округ 7 3 0 13 45
Республика Саха (Якутия) 33 13 0 48 585

Сверено по: Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2008 года: статистический сборник. Росстат. - М:, 2008, с. 10-12

В последнее время в прессе и в политических кругах все чаще муссируется тема очередной реформы АТД, несмотря на почти 50-летнюю устойчивость существующей системы АТД России; существуют два подхода к ее проведению - унитарный и дифференцированный. В первом случае все субъекты федерации должны иметь равные права и не должно быть различий между рядовыми (областями, краями) и особыми субъектами (национальными республиками, округами, городами федерального значения). Во втором - наоборот, ранжируются субъекты федерации на два сорта - простые (рядовые) и особые (неприкасаемые). К такого рода особым в первую очередь относят, естественно, национальные республики; хотя число их в 2,5 раза меньше, чем областей и краев, тем не менее они считаются более важными в политическом плане, чем рядовые.

Ярким примером первого подхода является идея В.В. Жириновского разделить всю территорию России на 7 огромных губерний, которые чем-то напоминают «большие» госплановские области 1929 г., но в отличие от них «режут по живому» некоторые старые экономические районы, при этом ряд губернских центров имеют сильный эксцентриситет по отношению ко всей территории губернии (Нижний Новгород вместо Самары). Эти губернии должны включать, по его мнению, следующие субъекты.

1. Северная. Состав: республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ, области Архангельская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Тверская, Ярославская. Центр - Санкт-Петербург. Территория - 1880,3 тыс. км2.

2. Московская. Состав: области Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Калужская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, город Москва. Центр - Москва. Территория - 448,8 тыс. км2.

3. Южная. Состав: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия - Алания, Чеченская; края Краснодарский и Ставропольский; области Астраханская и Ростовская. Центр - Ростов-на-Дону. Территория - 500,3 тыс. км2.

4. Поволжская. Состав: республики Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия; области - Волгоградская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская. Центр - Нижний Новгород. Территория - 656,6 тыс. км2.

5. Уральская. Состав: республики Башкортостан и Удмуртская, Коми-Пермяцкий автономный округ; области Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская. Центр - Екатеринбург. Территория - 1091,6 тыс. км2.

6. Сибирская. Состав: республики Алтай, Тыва, Хакасия; автономные округа Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Усть-Ордынский Бурятский, Ямало-Ненецкий; края Алтайский и Красноярский; области Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская. Центр - Новосибирск. Территория - 5638,2 тыс. км2.

7. Дальневосточная. Состав: республики Бурятия и Саха (Якутия), Еврейская АО; автономные округа Агинский Бурятский, Корякский и Чукотский; края Приморский и Хабаровский; области Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская, Читинская. Центр - Хабаровск. Территория - 7127,7 тыс. км2.

Второй подход в перекройке АТД ярко представлен в высказываниях А. Тулеева в феврале 2000 г. о необходимости объединить «простые» субъекты федерации в более крупные для лучшей управляемости страны, не трогая при этом национальные республики, Москву и Санкт-Петербург. В результате такого объединения на территории страны должно остаться 30-35 субъектов федерации вместо нынешних 89. По всей видимости, существуют и иные проекты пересмотра системы АТД России. Общая идея всех таких проектов, как унитарных, так и дифференцированных, - стремление к укрупнению единиц АТД. Таким образом, назревает новая волна изменений в системе АТД, которая напоминает реформы
Павла I и первую советскую. Отражением этих стремлений служит известный указ от 13 мая 2000 г. о формировании 7 «президентских» федеральных округов, на удивление имеющих много общего с губерниями В.В. Жириновского*.

Административно-территориальное устройство - одна из важнейших на сегодняшний день составляющих организации общества в территориальном отношении. На его основе выстраивается система органов местного самоуправления, государственной власти, совокупность рыночных институтов, система различных общественных объединений. Роль политико-территориального деления в условиях России особенно важна из-за обширности территории этой страны, из-за разнообразия географических, экономических, национальных, природных

и демографических особенностей. Это обеспечивает актуальность данной темы.

В сегодняшнем обществе политико-территориальное устройство - не просто перечень названий, а сложный механизм, связанный с общественной и государственной формой управления. Он является базой для политической, экономической, организаторской, идеологической деятельности субъектов и государства в целом.

Принципы, положенные в основу устройства Российского государства

В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия - уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.

Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них - национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип - административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.

Количество субъектов РФ и их особенности

Рассмотрим особенности административно-территориального деления России более подробно. Российская Федерация в административном отношении состоит из 89 субъектов (регионов). Они равноправны. Среди них есть области, края, республики, автономные округа, а также 2 города федерального значения (Санкт-Петербург и Москва) и одна автономная область. Эти субъекты сильно отличаются по экономическому потенциалу, численности населения, территории (в тысячи раз). Однако все они относятся к одному уровню районирования, так как обладают одним и тем же правовым статусом.

Каждый регион (кроме Санкт-Петербурга и Москвы) делится, в свою очередь, на административные районы. Административно-территориальное деление России, кроме того, включает городские округа и районы, города, волости, сельсоветы, поселки городского типа.

Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ

РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело - двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.

1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.

2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).

3. У них имеется свой законодательный орган.

4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.

5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы - высшие должностные лица (президент - в республиках, губернатор - в областях, мэр - в городах федерального значения).

6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.

7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр - в областях, столица - в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.

История административно-территориального деления России в дореволюционный период

Наша страна - государство, имеющее богатую историю. Поэтому административно-территориальное деление России нельзя рассматривать, не оглядываясь в прошлое. Так, в дореволюционный период существовали единицы, которые после прихода большевиков были упразднены. Это уезды, волости, генерал-губернаторства и губернии.

Волости

В Древней Руси волостью считалась вся территория некоторой земли (княжества), подчиненная городу сельская территория, полусамостоятельный удел. С конца 14 века она начинает рассматриваться как часть уезда, а с 1861 года становится единицей сословного крестьянского управления.

Уезды

С 13 века уездом считалась совокупность волостей, которые тяготели к тому или иному центру. Он управлялся наместниками князя, а начиная с 17 века - воеводой. С 18 века уезд входил в состав губернии. В нем с 1775 года осуществлялась исправником полицейско-административная власть, это была низшая финансовая, судебная и административная единица.

Губернии

Административно-территориальное деление России было отмечено тем, что основной единицей с 1708 года была губерния. В ее состав входили уезды. При этом некоторые губернии объединялись, формируя генерал-губернаторства. В России к 1917 году было 78 губерний. Из них 25 перешли к Прибалтийским государствам, Финляндии, Польше.

Генерал-губернаторства

В России генерал-губернаторства существовали с 1775 по 1917 год. В состав их входила одна или несколько областей или губерний. Управлялись они генерал-губернатором.

Особенности устройства СССР

Понять сущность административно-территориального деления России можно, только обратившись к устройству СССР. Отметим, что число уровней в иерархиях экономически процветающих и политически стабильных государств составляет не более трех, в крайнем случае четырех. Увеличение их количества приводит, как правило, к конфликтам между различными уровнями. В СССР число их составляло пять в республиках, имевших районное деление (поселение - город - район - республика -СССР) и шесть в республиках, имевших областное деление (поселение - район - город -область(край) - республика - СССР). Распад Советского Союза, как и регионализацию современной России, можно воспринимать как деформацию структуры иерархий устройства политико-территориального, которая сопровождалась уменьшением числа уровней.

Административный район и город

Административный район в 5-уровневой структуре может быть "старше", чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.

Особенности современного административно-территориального деления России

РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна - это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.

Необычная федерация

Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.

Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.

РФ и РСФСР

Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР - ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.

Сходство устройства современной России с устройством СССР

Можно считать, что единицы административно-территориального деления России во многом схожи с единицами СССР. Сохраняются и отношения, приведшие к распаду Советского Союза. Прежде всего это различие между областями, которые являются аналогами республик СССР с делением на области; и республиками, аналог которых - республики СССР, имевшие районное деление. Кроме того, наблюдается специфическое несоответствие иерархий этих единиц между уровнями "район-город". Эта система деления досталась нашей стране в "наследство". Она не обеспечивала необходимого устойчивого развития государства в новых экономических условиях.

Реформирование системы

Необходимость изменения административно-территориального деления России недавно была осознана. Современный этап отмечен кардинальным ее реформированием. Относительно недавно был сделан первый шаг в данном направлении, которым стал Указ президента РФ, изданный 13 мая 2000 года. В нем говорилось о создании семи федеральных округов, а также об утверждении Положения и необходимости учреждения полномочных представителей президента РФ в федеральных округах.

Созданные федеральные округа современное административно-территориальное деление России в корне не меняют. Однако они являются стратегической формой упрочения вертикали власти в нашей стране. Федеральные округа в дальнейшем будут являться основой, на которой будет строиться административно-территориальное деление России. Перспективы их развития, по крайней мере, на сегодняшний день именно такие.



 

Возможно, будет полезно почитать: