Заявление о праве собственности от покупателя образец. Исковое заявление о регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество

Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности . Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.

Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий , через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания .

Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (Леонтьев). Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Рубинштейн). Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (Ганзен). И.С. Кон: понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Б.Г. Ананьев: личность – субъект общественного поведения и коммуникации. А.В. Петровский: личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, размуное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности. К.К. Платонов: личность – человек как носитель сознания.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов ). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 - социально обусловлены, 3 и 4 - генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

Структура личности в психологии представляет собой комплексность отдельных элементов, а также взаимодействие их друг с другом. Проще говоря, индивидуальные особенности в характере человека. Условно можно выделить структуру, состоящую из нескольких уровней: от низшего к высшему. Низший уровень представляет разделение на примитивные признаки, например, половое разграничение, возрастные категории личности, темперамент. Следующей ступенью в системе уровней считаются психологические процессы, а именно, особенности восприятия информации, память и прочее.

Структура личности в психологии рассматривается с точки зрения развития на разных уровнях, но наибольший интерес представляет высший. Он, в свою очередь, включает отношение человека в коллективе людей, его оценка собственного я, увлечения, индивидуальные интересы и стремления, нравственные устои.

Теория личности в психологии включает определенный набор базовых понятий и терминов. Основным считается индивидуальность, то есть, единство психологических особенностей человека, присущих конкретно ему. Главные свойства личности включают такие категории, как активность и эмоциональность. Первое представляет собой единство психологических особенностей, например, умения, знания, темперамент, характер человека. Очень интересно понятие темперамента, оно подразумевает реакцию индивида на происходящие события. Не зря говорят, что темпераментный человек довольно остро реагирует на любые неблагоприятные изменения в его жизни. Умения и знания являются определяющими аспектами развития личности в социуме.

Эмоциональность характеризуется направленностью, существующими привычками, приобретенными навыками, опытом и способностями. Под направленностью принято понимать истинные ценности, которые по-настоящему дороги человеку, все то, к чему он стремится и чего желает добиться в жизни. А вот способности являются неким набором инструментов, которые обеспечивают достижение поставленных целей. Чем большими способностями обладает человек, тем больше шансов у него достичь желаемого. В процессе жизненного цикла индивид приобретает умения, навыки и знания, попадая в разные ситуации и обстоятельства, благодаря которым с каждым годом прибавляется опыт.

Структура личности в психологии включает важнейшую категорию, называемую мировосприятие, то есть, индивидуальное видение мира. Особенность его состоит в том, что человек может рассматривать свое предназначение на этой земле, свою жизнь как в негативном ключе, так и в позитивном русле. На восприятие мира оказывают огромное влияние другие психологические особенности личности, к примеру, возрастная категория, половое разделение, уровень развития. Помимо всех вышеописанных понятий человек часто неосознанно руководствуется инстинктом. Именно благодаря инстинктам он одинаково реагирует на определенные ситуации, то есть, это природой заложенные повадки индивида.

Личность - это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.

Принадлежность личности к обществу, включение в систему определяет ее психологическую и социальную сущность.

Личность - социальное существо, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность.

Одной из сторон личности является ее - своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля), ее .

Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений, в которых участвует. Изучение личности по своей сути - это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Рассматривают по-разному.

Одни считают, что в структуре личности целесообразно рассматривать только психологические ее компоненты (познавательные, эмоционально-волевые, направленность), а другие выделяют в ней и биологические аспекты (типологические особенности нервной системы, возрастные изменения в организме, пол), которые нельзя игнорировать в процессе воспитания личности.

Однако противопоставлять в личности нельзя. Природные черты существуют в структуре личности как социально обусловленные ее элементы. Биологическое и социальное в структуре личности создают единство и взаимодействуют между собой.

Человек - природное существо, но биологическое в процессе исторического развития под влиянием социальных условий изменилось, приобрело своеобразные специфические человеческие особенности.

В структуре личности различают типичное и индивидуальное.

Типичное - то наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей. Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.

Психолог К.К. выделяет четыре подструктуры,
Первая - : моральные качества, установки личности, ее отношения с другими. Определяется эта. подструктура общественным бытием человека.

Другая - это подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор.

Третья - это подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные особенности , которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально-волевой деятельности человека.

Четвертая подструктура - биологически обусловленная сторона психических функций личности. Она объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и их патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

Очень сложна и многогранна.

Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, и т.п. - составные компоненты духовной жизни личности.

Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее "Я", руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими.


Для раскрытия сущности категории «личность», прежде всего, необходимо провести строгое разграничение между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В обыденном сознании нередко они отождествляются, что для научного подхода недопустимо. Философская, социологическая и психологическая литература четко разводит эти понятия, показывая, что у них разное со- держание.
Так, понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. В этом смысле человек рассматривается как субъект общественно-исторической деятельности, являющийся высшей ступенью развития живых организмов на Земле и сочетающий в себе единство социальных и природных качеств, то есть представляющий собой сложную биосоциальную систему. С одной стороны, человек - часть природы, а с другой - активно действующий субъект истории. Понятие «человек» указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми.
Человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных предста
вителей человечества выражается понятием «индивид». Индивид обозначается как единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной общности, группы). Это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого, нечто, соотносимое с родом Homo sapiens.
Многозначный термин «индивидуальность», напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает человека от всех других, включая природные, социальные, соматические, психические, унаследованные и благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства.
Личность - это, с одной стороны, устойчивая система социальнозначимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, с другой стороны, индивидуальный носитель этих черт, свободный и ответственный субъект сознательной деятельности1.
Понятие личности помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, то есть в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми.
Вместе с тем личность - это вполне конкретный человек, реализующий присущую ему и только ему совокупность устойчивых социальных качеств через участие в социальных взаимодействиях, институтах, культуре и в целом - в социальной жизни.
Другими словами, личность - это человек с его системой интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Речь идет о таких качествах, как взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. п.
В своем первоначальном значении слово «личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. Термин «личность» представляет собой перевод латинского слова «persona» - «маска актера».
В философии, психологии и социологии существует широкий спектр теорий личности и множество подходов к обоснованию существенных ее признаков, ее структуры и функционирования. Это
свидетельствует об исключительной сложности этой проблематики для гуманитарных наук.
Для античной философии личность вне общины или полиса так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. Но уже в греческой философии возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее осознает. Отсюда возникают проблемы вины и ответственности личности. Если в античной философии личность выступала как преимущественно отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, индивидуальная субстанция нематериального характера, синоним нематериальной души. В философии нового времени начиная с Декарта распространяется дуалистическое понимание личности, противопоставляются два начала - телесное и духовное, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе. Понятие личности при этом практически сливается с понятием «Я». По Канту, человек становится личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.
Марксизм понимает личность как «совокупность общественных отношений», в которой социальное превалирует над индивидуальным. Основа формирования личности в марксистской концепции - общественная производственная деятельность.
В общей психологии, как пишет И. С. Кон, под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Одной из авторитетных психологических теорий личности является психоаналитический подход З. Фрейда. Он считал, что личность включает в себя три элемента: ид, эго и суперэго1. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связан с инстинктивными биологическими побуждениями. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).
Эго - элемент, осуществляющий контроль личности за собой на основе принципа реальности. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом. Суперэго - последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Будучи морально-этической силой личности, согласно Фрейду, суперэго является продуктом социализации.
Современные психологические теории личности по-разному интерпретируют основные интегрирующие начала, задающие ядро личности. Существуют психобиологические (У. Шелдон), биосоциальные (Ф. Оллпорт, К. Роджерс), психосоциальные (А. Адлер, К. Хорни, неофрейдисты), психостатистические (Р. Кеттелл, Г. Айзенк) теории личности.
Социологические теории личности рассматривают ее как специфическое образование, непосредственно выводимое из тех или иных социальных факторов. В развитом виде эти теории сформировались к середине ХХ века. К наиболее авторитетным из них Д. В. Ольшанский относит символический интеракционизм, ролевую теорию, развивавшуюся в рамках структурного функционализма, некоторые ветви необихевиоризма1.
В рамках символического интеракционизма (теории «зеркального Я» (Дж. Г. Мид, Дж. Кули)) личность рассматривается как производное от полностью социально обусловленного «Я» человека. Стержень личности, самосознание понимается здесь исключительно как результат социального взаимодействия (интеракции), в ходе которого индивид обучился смотреть на себя глазами других людей. Таким образом, личность трактуется как объективное качество, обретаемое в ходе социальной жизни.
Согласно ролевой теории (Р. Линтон, Т. Парсонс) личность есть функция некоторой совокупности социальных ролей, которые исполняются индивидом в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность тем самым полагается продуктом взаимодействия в тех группах, в которые включен

индивид. Социализируясь, он усваивает экспектации ролевого поведения, выучивает способы их исполнения и, таким образом, становится личностью.
Необихевиоризм трактует личность как простую совокупность социально приемлемых ответов на совокупность социальных стимулов.
Российская психологическая школа, восходящая к трудам
А. Н. Леонтьева, рассматривает «Я-концепцию» личности, прямо связанную с личностным смыслом как единицей сознания, в качестве системы представлений о себе, формируемой индивидом в процессах деятельности и общения. Она проявляется в самооценке, самоуважении, уровне притязаний, в межличностных отношениях и степени активности в сфере общественных связей и отношений.
Неотъемлемыми характерными чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, ответственность за свои поступки, определенная автономность по отношению к обществу.
При первом приближении личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, дающих основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно биологией, психологией и социологией.
Структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием социальных взаимодействий, которые он осуществляет.
Рассмотрим основные элементы структуры личности, представленные в научной литературе. Понимание внутреннего строения личности, состава и иерархии образующих ее элементов позволит нам более строго подойти к пониманию коммуникативной личности и выявлению компонентов ее структуры.
В самом общем виде в структуре личности можно выделить две подсистемы - внутреннюю (мир сознания, включая самосознание) и внешнюю (мир поведения). При этом ядром личности как системы является переход, преобразование факта, ситуации, момента сознания в факт, ситуацию, момент поведения.
Структура, характеризующая мир сознания в психологическом плане, включает в себя три механизма - мотивационный, диспози-

циональный, мнемонический (механизм памяти). Мотивационный механизм функционирует как обобщение взаимодействия подсознательных мотивов, потребностей, интересов, ценностных ориентаций, продуктом которого выступает операциональная или стратегическая цель личности. Этот механизм порождает конкретные внутренние мотивы поведения личности. Диспозициональный механизм обеспечивает саморегуляцию социального поведения личности. Он опирается на взаимодействие мотивов, стимулов, установок, производящее в итоге систему диспозиций личности. Мнемонический механизм включает в себя глубинное освоение личностью опыта других людей, их знаний, информации различного рода.
С социально-психологической и собственно социологической точки зрения к описанию структуры личности можно подойти на основании универсальной модели детерминации человеческого поведения, описывающейся комплексом:
Личность =(«могу» + «хочу» + «знаю» + «умею») + «действую»
В результате в структуре личности можно выделить следующие элементы: Элемент «возможности и способности» («могу»), включающий в себя: Психофизиологические характеристики личности; Врожденные психологические характеристики личности, темперамент, направленность, способности личности, в том числе способности к творческой деятельности. Элемент «цели и мотивы личности» («хочу»), включающий в себя: Потребности и интересы личности. Личность может осознавать или не осознавать эти потребности, но они от этого не перестают существовать и определять ее поведение. Интерес выступает уже как осознанная потребность; Ценности, убеждения, нравственные нормы и принципы, которыми руководствуется личность.

На базе взаимодействия потребностей, осознанных и неосознанных, интересов и ценностей формируется система стратегических и тактических целей личности и мотивов ее поведения. Элемент «знания» («знаю») - освоенная личностью информация в абстрактно-логической и эмоционально-образной форме, хранящаяся в ее памяти. Элемент «умения» («умею») - возможности личности, как связанные с практическим применением знаний, так и накопленные эмпирическим путем и приобретенные в ходе упражнений и повседневного опыта предметной деятельности и социальных взаимодействий. Элемент «поведение» («действую») - способ реализации социальных качеств в деятельности личности, проявляющийся в образе жизни и таких видах, как трудовая, общественно-политическая, культурно-познавательная и семейно-бытовая деятельность.
Личность характеризуется определенной автономностью, известной степенью независимости от общества, способностью влиять на общество. Таким образом, она выступает как активный субъект общественных отношений.

Понятие личности является одним из ключевых в психологии.В научной психологии термины,обозначающие представителей человеческого вида,имеют несколько разное значение и указывают на разные функциональные признаки:

Человек -самое широкое понятие,обозначающее любого представителя виды homo sapiens.

Индивид обозначает конкретного представителя из вида homo sapiens.

Личность указывает на общественную сущность человека,т.к.может сформироваться только в социуме,приобретая характеристики,связанные с взаимодействием человека с миром людей:коммуникабельность,акцентуация характера,организаторские способности

Индивидуальность -единичное,уникальное проявление личности,характерные только для данного конкретного индивида (например,речь).

Личность - это человек,взятый в системе таких его психологических характеристик,которые социально обусловлены,проявляются в общественных по природе связях и отношениях,являются устойчивыми,определяют нравственные поступки человека,имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структура личности:

Способности (понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека,определяющие его успехи в различных видах деятельности)

Темперамент (включает качества,от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства)

Характер (содержит качества,определяющие поступки человека в отношении других людей)

Волевые качества (охватывают несколько специальных личностных свойств,влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей)

Эмоции (переживания)

Мотивация (побуждения к деятельности)

Социальные установки (убеждения и отношения людей)

Направленность личности -интересы,идеалы,убеждения,мировоззрение.

Теория личности А.Н.Леонтьева:

По мнению А.Н.Леонтьева,«личность человека создается общественными отношениями».Личность,по его мнению, -это психологическое образование особого типа,порождаемое жизнью человека в обществе.Соподчинение различных деятельностей создает основание личности,формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные особенности человека -физическую конституцию,тип нервной системы,темперамент,биологические потребности,эффективность,природные задатки,а также прижизненно приобретенные знания,умения и навыки,в том числе профессиональные.Перечисленные выше категории,по его мнению,составляют индивидные свойства человека.Понятие «индивид»,по Леонтьеву,отражает,во-первых,целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и,во-вторых,особенности конкретного представителя вида,отличающие его от других представителей этого вида.По его мнению,индивидные свойства,в том числе генотипически обусловленные,могут меняться в ходе жизни человека.Но от этого они не становятся личностными,потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид.Свойства индивида не переходят в свойства личности.Даже измененные,они так и остаются индивидными свойствами,не определяя складывающейся личности,а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.

Развитие личности предстает как процесс взаимодействий множества деятельностей,которые вступают между собой в иерархические отношения.Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.«Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием,они-то и образуют ядро личности, -отмечает автор.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.Н.Леонтьев использует понятия «потребность»,«мотив»,«эмоция»,«значение» и «смысл».Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель,понятие,вводимое А.Н.Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.Существуют мотивы-стимулы,т.е.побуждающие,но лишенные смыслообразующей функции,и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели,тоже побуждающие деятельность,но при этом придающие ей личностный смысл.Иерархия этих мотивов составляет мотивационную сферу личности,центральную в структуре личности А.Н.Леонтьева,поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии мотивов-целей.По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных,внутри себя иерархизованных,мотивационных линий.Внутренние отношения главных мотивационных линий… образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Все это позволяет А.Н.Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

Широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

Степень иерархизованности этих связей,преобразованные в иерархию мотивов-целей;

Общая структура этих связей,точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А.Н.Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

5. ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ЗАРУБЕЖНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ .

Субъект – указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения.

Личность – 1) человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

2) сознательный индивид, который свободно и ответственно проигрывает свою социальную роль (отец, мать, сын, рабочий и т.д.) и занимающий определенное положение/ статус в обществе.

Психологическая структура личности – это целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта).

Психологическая структура личности:

1. Темперамент и характер

2. Способности и задатки

4. «Я-концепция» – внутреннее «я» в человеке, на основе которого формируются - самооценка, само отношение, самоуправление, самообучение, самовоспитание

5. Особенности проявления всех остальных психических процессов и состояний.

6. Психический опыт личности

Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты.

С целью описания степени доступности психических процессов осознаванию Фрейд выделял три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное. В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Супер-Я).

Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу Эго решает при помощи вторичных процессов представления.

Супер-Эго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супер-Эго состоит из двух структур – совести и Эго-идеала.

Защитные механизмы: отрицание, подавление, рационализация, формирование реакции, проекция, интеллектуализация, замещение.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основных параметра: источник, цель, объект и стимул.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и принудительно-аккуратными.

Открыл бесознательное; предложил метод для его изучения; предложил психотерапевтические методы.

Минимизировал действие сознательного; преувеличивал значение либида.



 

Возможно, будет полезно почитать: