Учебник: Правоведение. Проблема власти

Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений.

До возникновения государства такими регуляторами, обеспечивающими существование людей в условиях присваивающего хозяйства, являлись правила поведения (нормы) первобытного, доклассового общества, выступающие в форме родовых, племенных обычаев, которые никем специально не устанавливались. Они постепенно складывались естественным путем в процессе жизни общества, были обязательны только для членов данного рода, племени, выражали их общие интересы и поэтому соблюдались добровольно. В случае же их несоблюдения к нарушителям применялись меры общественного воздействия вплоть до изгнания из рода (племени), что в тех условиях было равносильно смерти, так как в одиночку человек не смог бы выжить.

Однако в результате длительного перехода от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция») и как следствие этого возникновения государства и социального расслоения ранее однородного общества (см. подробнее 1.1), родовых обычаев становится уже недостаточно для того, чтобы поддерживать в обществе порядок, так как с их помощью было невозможно согласовать интересы различных социальных групп, а также урегулировать новые, не известные первобытному обществу процессы производства, обмена, распределения произведенных продуктов. В итоге возникла объективная, т.е. не зависящая от воли и сознания отдельных людей, общественная потребность в регуляторах поведения нового вида – юридических (правовых) правилах, которые называются нормами права, или правовыми нормами.

Их основное отличие от норм (правил) первобытного общества заключается в их тесной связи с государством. Нормы права – это такие правила поведения людей в обществе производящей экономики, которые не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов, называемых правотворческими, поскольку они «творят», т.е. создают, нормы права.

Эти правила являются велениями государства, так как в них выражена воля государства, поэтому они обязательны для всех, кто находится на его территории, независимо от принадлежности к тому или иному роду или племени. Соблюдение правовых норм обеспечивается возможностью применения к тем, кто их нарушает, специальных мер государственного воздействия вплоть до принуждения, применяемых созданными для этого государственными органами, которые называются правоохранительными (полиция, прокуратура, жандармерия, органы государственной безопасности).

Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Его называют также позитивным правом, или правом в объективном смысле. Таким образом, объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов.

Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Поскольку нормы права устанавливаются государством, то, в конечном счете, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества в целом, а также защищать интересы каждого человека, но только таким образом, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определенный компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не повредить другим людям. Например, и автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий. А эти правила, обязательные для всех, устанавливаются компетентными государственными органами, следовательно, являются нормами права. Их соблюдение гарантируется тем, что соответствующие органы (милиция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД) могут применить к нарушителям меры государственного воздействия, определенные в тех же правилах (например, оштрафовать их).

Роль права в жизни общества

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее даже в эти эпохи право имело прогрессивное значение, являясь своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством, подробная характеристика которого будет дана ниже, в соответствующем разделе (см. гл. 6).

Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

Исторически сложилось так, что в русском языке одним и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в других языках обозначаются двумя разными словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения индивидуального характера, т.е. установленные для конкретных лиц (их называют также субъектами права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

Для иллюстрации указанного различия можно привести следующий пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина Н. возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: «Н. имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

Теории происхождения государств

Так же, как существует множество теорий происхождения государства (см.1.1), на сегодняшний день известно и много теорий происхождения права. Согласно теологической теории право – это вечное явление, созданное богом. Представители этой теории считают, что существует божественный высший закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Известна также историческая школа права, объясняющая возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. В праве находит свое выражение народный дух. Право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.

Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный договором срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.

Идея власти: Ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил. Ему необходимы законы , так как Вольтер считает, что благо общества является единственной мерой нравственного добра и зла, и удержать человека от совершения антиобщественных поступков может только боязнь кары законов . Религия выполняет ту же функцию.

Фома - человек общественный и требует гегемона . Поэтому возникает необходимость в том, что бы кто-нибудь руководил обществом и вел его к цели. Таким именно руководителем и является государство. Аквинат, сравнивая это последнее с рулевым, а человеческое сообщество с кораблем.

Даже в обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы , цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей. Политика состоит в том, чтобы их найти.

Власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов. Управление обществом. Авторитет, традиция, насилие, сила, закон. Власть экономическая, политическая, государственная, семейная.

Править должны лучшие люди страны - вечное убеждение, знающие добро и зло. «Паси овец моих». Власть должна быть освещена.

Самоопределение власти - закон, право . Объявление права на руководство и декларирует эти права либо с согласия народа, либо без. Государство - действует по праву, по своду законов. Должно быть гарантом выполнения этих законов.

Отношения руководства и подчинения. Отдаленная от общества сила, воплощение воли - немощность детей оборачивается властью родителей. Ответственность за детей и умение прослушать к разговорам взрослых. Макс Вебер - власть либо действует вопреки воле народа, либо по воле народа. Власть выборная, военная-насильственная, традиционно-родовая. Демократическая и личностная. Религиозная власть - монархия, церковь. Власть существует на правах субординации - иерархия подчинения. Многоуровневая структура. Бюрократическая организация - в связи с увеличением функций общества. Каждый отдел приспосабливается к различным проблемам общества. Принцип разделения властей - законодательная, судебная, исполнительная /Баланс властей в демократическом обществе - законод, исп и судебной. - стабильность общества/. Различные институты - государственные, муниципальные, областные, общественные, хозяйственные.

Государственный аппарат: Политики - группа людей, исполнение государственных социальных функций - выделяет их в особого рода государственных профессионалов-чиновников . Власть отделяется от общества и возвышается над ним. Власть всегда консервативна - опирается на традиции. В особенности монархическая. Отсюда - всегдашнее опасение перед деформацией власти.

Политическая демократическая - представление интересов класса, соц группы - потребности индивидов, передающих право властвовать.

Средства - закон, правовые акты, конституция, административные акты.

Доминирует в обществе государственная власть - основной объект политической борьбы. Идеологическое воздействие, запреты и нормы экономики. Монополия на принуждение. Спец аппарат принуждения. Отклонение от норм поведения - наказание.

Цель - формирование правового государства.

Тип государства различен и обладает массой различных характеристик. Зависимость от традиций и условий природы и нации. Государства - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Государство - унитарные, федеральные (юрид самостоятельность), конфедеральные.

Функции государства - защита и охрана, поддержка экономич сектора и капитала, регулирование социальных отношений, идеология /борьба с ересью, культурная революция (возникновение культурного стиля и искусства как такового) . И внедрение новых обычаев - политика государства в области культуры (Петр, Никопай). Сознательное формирование правил общественного поведения/, взаимодействие с внешним миром, научные технологии, воспроизводство нации - бытовые условия, воспитание, образование, культура, поддержка семьи, борьба с природными стихиями, защита от катастроф.

Хозяйственные функции: располагая крупными финансовыми запасами, золотом, оно вкладывает деньги в развитие новейших технологий, приисков, крупных предприятий, банков. Все, что требует крупных капиталовложений и гарантирует мировой авторитет государству.

Государство осуществляет интеграционные процессы - посольства и т.д. Международные соглашения, внешняя политика.

Но: государство не вмешивается в личную жизнь. Надо только определить границы. Государство определяет права и обязанности - и в этих рамках действует.

Деятельность государства должна осуществляться по долгосрочным программам, включающим массу задач, стихийные вещи возможны, но должны покрываться общими усилиями политиков.

Платон: История общества есть история смены форм государства :

1) "династия", такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писанных законов не существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,

2) "аристократия" т.е. эпоха, когда создаются большие поселения, зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое,

3) Демократия - такое состояние государства и общества, которое может быть названо "идеальным",

Идеальное государство Платона - то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. КАЖДЫЙ НА СВОЕМ МЕСТЕ. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством , создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности. ФИЛОСОФЫ - ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВСЕ НА БЛАГО - Инквизитор. Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержание порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом, пахать землю, торговать, обеспечивать общество материальными благами . Это ремесленники и земледельцы. По убеждению Платона, грань между этими группами населения непроходима, как непроходима грань между кастами. Идеальное общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и задатков людей .

В отличии от Платона, Аристотель подчеркивал, что существует разница между обществом и государством. По его мнению, существуют различные формы объединения людей: семья, поселения, государство.

Основой государства является особый тип социальных отношений - отношения господства и подчинения, которые определяются Аристотелем как отношения политические. Государство, таким образом, связано с осуществлением политических полномочий, полномочий "господства", власти. ГОСУДАРСТВО - ЕСТЬ НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.

По мнению Аристотеля, существовало три вида "правильных" форм правления в государстве: монархия, где власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие, демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы , где царят порок и злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия - в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересам общие интересы), демократия - в охлократию (власть толпы, невежественной и темной). Поэтому он выдвигал идею формирования "смешанного государства" , счастливо сочетающего достоинства демократии, аристократии и монархии. Аристотель называл эту форму государства "политией ".

АРИСТОТЕЛЬ - начало демократизма.

Правильное законодательство должно быть верховной властью, а должностные лица должны иметь решающее значение только в тех случаях, когда законы не в состоянии дать точный ответ.

Государство, состоящее преимущественно из людей среднего достатка, будет иметь и наилучший государственный строй. Законодатель должен при создании того или иного государственного устройства постоянно привлекать к себе средних граждан.

Во всяком государственном устройстве должны быть три основные части: законосовещательный орган, должности, судебные органы.

Причиной возмущений является неравенство. Самым важным способом сохранения государственного строя является воспитание в духе соответствующего государственного устройства.

Государство Гегель характеризует как высшее развитие объективного нравственного духа . этатизм - Гегель: государство - глава общества. Государство есть шествие Бога на земле. Прусский дух. Произвол индивида и государства. Государство, по Гегелю, - «Шествие Бога в мир».

Русские философы - соборность и монархизм. Органическая общность людей. Процветание общества. Соборность противоположна и тоталитаризму и индивидуализму.

Гоббс: основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Охрана от биологических инстинктов человека. Для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасность нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства.

ВАЖНО: Государственный закон заменяет религиозный, хотя из него произошел. Государство дублирует деятельность церкви. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Безусловный закон. Всякое сопротивление государственной власти приводило бы человека к естественному состоянию "войны против всех". Поэтому тот же самый закон, предписывающий человеку желать мира,требует обсолютного подчинения государственной власти. У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние человека.

Благо народа - высший закон, и поэтому они сводятся к повиновениям веления разума, который требует блага всех людей. А так как это благо есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против предписания государственной власти. Впрочем нужно прибавить, что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно задачей власти является, стало быть, обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан .

СОВРЕМЕННОСТЬ

Объективные интересы людей так или иначе, через поколения материализуются в правовом сознании, в интересах государства - но всегда с запозданием. Народ делает свою власть.

Государственная власть не вступает в мир личности, она даже не заинтересована в разборчивости лиц. Власть всегда думает о большинстве - она не может руководствоваться субъективными принципами. Налоговая система - вопрос об общественном договоре и объективных общественных нуждах - человек превращается не в раба, а в налогоплательщика. /современность/

ИДЕИ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОКРАТИЗМА: Развитие самоуправления - есть путь к процветанию. Научить людей проявлять инициативу, научить не страшиться карающей руки государства. Самоуправление - есть отказ от бюрократической формы регуляции, и отказ от центролизации. Нет центризму.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования. Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы материального производства.

В жизни любого государства, общества и каждого человека важную роль отыгрывает такое явление, как право. Без этой системы ни одно общество не смогло бы существовать мирно и упорядоченно, и ни одно государство не смогло бы развиваться.

Роль права в жизни общества и человека

Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства.

Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. Именно по этой причине невозможно представить существование и функционирование страны без системы права, так как в обратном случае общественные отношения не будут упорядочены должным образом.

Демократические государства, которыми и являются большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какой-либо вид деятельности вне системы общеобязательных правил. В обязанности права входит регулирование внутренних взаимоотношений в государственном механизме и оформление структуры государства.

Также при помощи права закрепляют форму государственного устройства, политический режим и форму правления определенного государства. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые и представляют государственные органы.

Правом определяется, как должен быть организован госаппарат и общеобязательные права и обязанности граждан конкретного государства.

Посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определенных отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы.

С другой стороны, именно право регламентирует государственную деятельность - придает ей юридическую форму и вводит ее в рамки юридических требований.

Это означает, что посредством права закрепляются интересы наций и тех народностей, которые населяют многонациональное федеративное государство.

И внешние, и внутренние функции государство реализовывает при помощи права. И во многом успешность реализации той или функции государства зависит от того, насколько она полномерно закреплена правом.

Право же осуществляет свои функции с двух сторон: и со стороны граждан, и со стороны государства. На государство право воздействует при взаимоотношениях с населением, а само государство осуществляет воздействие через правовую систему (в пределах правовых требований). И именно правом определены пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

Гражданин и гражданство

Гражданин – это лицо, которое связанно с определенным государством политико-правовой связью. Правовое положение гражданина определенного государства намного выше, нежели лиц без гражданства и иностранцев, так как они обладают большим объемом прав и свобод.

Государство – это институт политической системы, главной функцией которого является организация и контроль совместных действий и отношений лиц, которые проживают на территории страны, а также защита их прав и свобод.

Гражданин и государство связаны между собой стабильной политической и правовой связью.

Гражданство – это устойчивая политическая и правовая связь государства и человека. Она выражается в существовании взаимных прав и обязанностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский архитектурный институт

по политологии

на тему: Государство и личность

Выполнила студентка 3 к 1гр

Лукьянова Л.С.

Преподаватель: Пантелеев М.М.

Москва 2014

Введение

1. Личность

2. Государство

3. Правовой статус личности

Список литературы

Введение

Государство и личность - данные понятия тесно связаны друг с другом. Все происходящие преобразования в стране совершаются для человека. Он является высшей ценностью общества. В центре сложных процессов, происходящих в обществе находится человек и его позиция определяет основные задачи правовой деятельности государства.

Прежде чем рассматривать взаимоотношение данных понятий необходимо разобраться что они из себя представляют.

1. Личность

Личность-субъект социально-культурной жизни, субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально значимых черт,характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В целом данный термин характеризует человека не как физическое существо, а как социальное. То есть к характеризующим чертам можно отнести: социальные связи и отношения человека в обществе, уровень его образования, практический жизненный опыт, семейное и материальное положение. Данные черты дают основание судить о человеке не как о биологическом существе, а как о личности. Личность-продукт общества. Совокупность обстоятельств оказывает влияние на положение личности в обществе, на ее взаимоотношение с государством и на ее правовой статус, закрепленный в конституциях и иных нормативно-юридических актах. В конституции России термин личность употребляется как собирательное понятие, в которое включается и человек иностранец, лицо без гражданства и гражданин. Таким образом получается, что гражданство-это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Это первый фактор взаимосвязи личности и государства.

С течением времени правовой статус личности менялся. Примером в истории может послужить взаимоотношение помещика и крестьянина. Крестьянин находился в полной экономической и личностной зависимости от помещика. Это говорит о том, что некоторые социальные слои не имели возможности формировать свою личность самостоятельно и на равных условиях с остальными людьми. Во время буржуазных революций статус личности приобрел свое подлинное значение. Провозглашения и юридического закрепления равенства всех граждан, появление самого института гражданства, статус личности приобрел свое подлинное значение. Каждый гражданин получил возможность формировать свою личность самостоятельно и на равных основаниях с другими людьми. Конституционное закрепление равенства всех граждан позволило в теоретическом плане анализировать личность как социально-правовое явление. Такая личность может и должна соотноситься с государством в их взаимных правах и обязанностях. И когда говорят о правах и свободе человека и гражданина имеют в виду права и свободы личности в ее социально-правовом значении. Социальная активность человека неотделима от его сознания. Поэтому правовой статус неразрывен с единством и сознанием индивида. Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права,свободы и обязанности в совокупности образуют единый комплекс. Деление индивида на человека и гражданина отразили законодательные акты многих демократических государств, например, Декларация прав человека и гражданина 1789 г. (Франция), Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (Россия) и др.

2. Государство

Государство-это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определённой территории. Права государства по отношению к личности связаны с требованием должного поведения личности, предусмотренного правовыми нормами.

Закрепляя права человека и гражданина в конституции, иных законах и правовых актах, государство берет на себя обязанность защищать личность, ее жизнь, свободу, достоинство, имущество от любых посягательств, гарантировать осуществление ею своих прав. Индивид может обратиться в суд с иском к государству, его органам, должностным лицам. Обладая правами, государство несет обязанности по отношению к личности. Организуя охрану общественного порядка, используя по чиненные его органам полицию, внутренние войска, другие свои «материальные придатки», государство обязано защищать человека гражданина.

В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит важнейшая роль. Значение государства объясняется его относительной независимостью и самостоятельностью по отношению к человеку и теми рычагами воздействия, которыми оно располагает. Государство выступает как официальный представитель всего общества, поэтому отношения между ним и человеком носят государственно-правовой характер, Любой человек в пределах территории государства попадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом исходящих от государства обязательных предписаний. Устойчивая связь между человеком и государством выражается в институте гражданства или подданства. Эта связь означает юридическую принадлежность лица государству, приобретение личностью специфических качеств гражданина, наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государству, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пре-делами.

Вместе с тем необходимо отметить, что государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией, а ограничение ведет к разрушению государства.

По своей сущности права человека различны. Одни являются врожденными: право на жизнь, свободу, безопасность. Другие зависят от усмотрения государства.

Крайних взглядов на права человека придерживаются представители юридического позитивизма и сторонники естественной доктрины права. Первые считают, что права личности полностью зависят о" государства. Вторые, напротив, считают, что врожденные права не зависят от усмотрения государства.

Разумный компромисс между этими двумя крайними точками зрения достигается благодаря делению всеобщих прев на права человека и права гражданина.

Государства, признающие такое деление, исходят из того, что врожденные и неотъемлемые права человека на жизнь, свободу и неприкосновенность должны быть обязательно признаны и закреплены в законодательном порядке. Задача государства состоит в ограждении естественных прав человека от любых посягательств. Права гражданина охватывают сферу отношений личности и государства (свобода слова, объединений, право на труд, на образование и т.д.). Эти права, установленные государством, нуждаются в создании гарантий их реализации.

личность государство защита правовой

3. Правовой статус личности

Соотношение личности и государства может быть различным. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, наблюдается стремление гармонизировать отношения между отдельной личностью и государством. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества.

Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение индивида в обществе. Правовой статус - комплексная категория, которая отражает отношения личности, общества и государства.

Структура правового статуса личности состоит из четырех элементов.

1. Права и обязанности. Права личности -это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе.

Обязанности личности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, официальная мер а должного поведения.

2.Свободы личности. Свободы по сути также являются правами личности. Однако предоставляя свободы, государство делает акцент на самостоятельное определение человека в некоторых сферах общественной жизни. Поведение граждан в этом случае не регламентируется, свобода выбора обеспечивается невмешательством государства. Например, законодательство определяет свободу совести как право каждого человека исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой. Никто не вправе указывать, какой именно выбор следует сделать человеку, никто не может ограничить его. Только сам человек решает, как реализовать принадлежащую ему свободу совести.

3.Законные интересы. Это юридически значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не входящие в содержание прав и свобод. Законные интересы конкретно законодателем не определены. Это объясняется тем, что в правовых нормах нельзя заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации. При определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширенному толкованию правовых норм.

4.Юридическая ответственность. Она состоит в обязанности лица претерпевать меры государственного воздействия в случаях совершения противоправных и виновных действий, неисполнения или ненадлежащего исполнения юридических обязанностей. Принято различать три основных вида правового статуса: общий, специальный и индивидуальный.

Наряду с основными в теории различают статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством.

Общий правовой статус - это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех Граждан. Содержание такого статуса составляют права, свободы и обязанности, предоставленные государством всем и каждому. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о степени демократичности государства.

Специальный статус отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, депутатов, участников войны и т.д.), которые имеют дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные законодательством.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность индивидуальных прав и обязанностей конкретного лица с учетом его пола, возраста, семейного положения, занимаемой должности, стажа работы и т.д. Индивидуальный статус динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни лица переменами.

Названные виды статуса в жизни неразделимы. Каждый человек одновременно обладает всеми видами статуса, поскольку является неповторимой личностью и гражданином своего государства, принадлежит к какой-либо социальной группе. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, индивидуальных - ровно столько, сколько граждан. Важно, чтобы каждый правильно представлял свое правовое (положение, знал свои права и обязанности, умел ими пользоваться. В случае присвоения чужого статуса лицо подлежит юридической ответственности, вплоть до уголовной.

Наиболее полно права и свободы человека сформулированы во Всеобщей декларации прав человека и принятой 10 декабря 1948 г. Этот документ является основой для определения прав и свобод граждан современных демократических государств, закрепляемых в Конституциях этих стран. Наличие у граждан реальных прав для проявления себя как личности во всех сферах социальной жизни - экономической, политической, культурной, научной, семейной, творческой, спортивной и т.д. обусловливает возможность стать и полноценным субъектом социально-правовых отношений в обществе и государстве.

Права личности - социальные возможности, подкрепленные экономическими условиями жизни общества и законодательно закрепленные государством. В них выражается та мера свободы, которая возможна для личности на данный момент. В пределах этой свободы осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия пользования социальными благами в различных сферах жизни.

Не всегда отношения личности и государства являются правовыми. Во-первых, как отмечалось выше, есть множество фактических отношений, которые не нуждаются в урегулировании правовыми нормами. Во-вторых, существуют случаи отклоняющегося правонарушающего поведения человека (преступления и др.). В-третьих, государство иногда тоже нарушает установленные им правовые нормы, не обеспечивает необходимые гарантии личности (например, длительные и массовые задержки выплаты заработной платы и пенсий в России), осуществляет массовые репрессии (например, в фашистской Германии).

4. Современные взгляды на государство и личность

В.Т. Томин считает, самоограничение и ограничение прав личности - непременное ус­ловие существования и развития общества и государства. Ничем не ограниченная реализация прав и свобод одного гражданина неизбежно приведет к ущемлению прав и свобод других граждан, к конфликту между ними. Для эффективного осу­ществления принятых на себя обязанностей, государство и общество должны стать самостоятельными субъектами прав, а, может быть, и свободу.

Обеспечение оптимума (не максимума) прав всем возможно только при условии ограничения прав и свобод каждого. Этому способствуют два обстоятельства. Одно из них терминологического свойства: недостаточно четкое определение понятия субъективных прав гражданина. Строго говоря, субъективное право есть средство обеспечения законных интересов личности, меры возможного поведения субъекта, направленного на достижение целей, связанных с удовлетворением его интересов

Но обеспечение интересов личности возможно и другими, кроме субъективных прав, средствами.

Второе обстоятельства заключается в выгоде.

Ситуация в России складывается сегодня таким образом, что в правовой практике ограничений прав и свобод человека сколько угодно (сколько выгодно обладающим реальаной властью). Однако законодательство про эти ограничения как бы не знает.

Отсюда возможны два следствия. Первое: в случае надобности работника правового органа всегда можно обвинить в отступлении от закона. Второе: участник правоотношения, обладающий реальной силой (деньги, связи, должностное положение) имеет возможность избавить себя и своих ближних от действия таких ограничений.

В то же время от ограничений прав и свобод граждан следует отличать их игнорирование государством, должностными лицами, гражданским обществом.

Использование естественных прав во вред другим является правонарушением и служит основанием для воздействия на нарушителя. Но и в этом случае не могут подвергаться ограничению естественные права человека. Речь идет о восстановлении нарушенных границ чужого права, его ограждении от посягательств.

К числу естественных прерогатив человека относится право на самоохранение, на самооборону. Формулируя институт необходимой обороны, законодатель уточняет естественные границы этого права, пределы его осуществления. При этом он обязан законодательно утвердить то, что вытекает из самого права в целях лучшего правового ориентирования граждан при отражении преступного нападения, а также судебно-следственных органов при юридической оценке действий, им вызванных.

Ничто сугубо личное не должно быть объектом законодательного воздействия. Закон не вправе к чему-либо принуждать человека воимя его собственной пользы или что-либо недозволять ему из тех же соображений, например, за трещать подвергать себя в научных целях опасным для жизни экспериментам и т.д. Речь идет о непререкаемости правового статуса личности, о недопустимости какого-либо посягательства на него со стороны государства. Это самая запретная зона для государственной власти. Здесь всецело господствует суверенитет права.

Правовой статус личности в таком его понимании является главным устоем правовой государственности. Не случайно дореволюционные русские юристы основной признак правового государства усматривали в ограниченности юрисдикции государственного суверенитета в сфере прав человека. Есть известная сфера самоуправления и самопроявления личности, в которую государство не имеет права вторгаться. Неотъемлемые права человеческой личности не создаются государством напротив, они по существу своему присвоены самой личности.

История свидетельствует о том, что и без признания со стороны государства права личности, осознанные как высшая правовая ценность, могут обладать действенной силой.

Я считаю, что характерная черта российской деятельности - явная приоритетность общественного над личностным и решение любой ситуации в интересах государства. При подобном положении дел речь идет не столько о способности, сколько о возможности человека действовать. Одних способностей для свободы и отстаивания своих прав недостаточно, необходимы и соответствующие условия. Поэтому более широкая категория возможностей в данном случае содержит указание на то. что необходимо учитывать не только субъективные свойства личности, но и объективные обстоятельства, в которых ей приходится действовать.

Возникает парадоксальная, ситуация: констатируя несовершенство имеющегося законодательства по обеспечению прав и свобод человека, мы настаиваем в то же время на необходимости защиты механизма ограничения прав и свобод. Здесь дело в обратной связи. Личность в любом правовом пространстве быстро адаптируется и добивается реализации своих прав и свобод, создавая новые общественные отношения, которые требуют правового регулирования, зачастую игнорируя интересы самого государства. И тогда в действие вступает механизм ограничения прав и свобод личности, который обеспечивается механизмом реализации нормы права и т.д. Учитывая большой опыт в данном вопросе со стороны государства, можно смело утверждать, что обеспечение и Защита механизма ограничения прав и свобод че­ловека больших затруднений ни политического, ни социального, ни экономического характера не вызывает.

Юридическое пространство, должно постоянно усовершенствовать этот механизм. Для российского законодательства примером может служить межгосударственное регулирование отношений в области прав и свобод человека.

В качестве позитивной практики можно привести обоснование ограничений, которые отражены в Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Оно гласит: ограничения, предусмотренные законом, необходимы в демократическом обществе и служат интересам государственной и общественной безопасности, общественного порядка и защиты прав и свобод граждан.

Практика общественного развития России убедительно свидетельствует о том, что демократические приемы и средства государственной деятельности не дают должного эффекта. Подобное положение просматривается практически во всех сферах общественных отношений, в том числе и в сфере права. Идеализация абстрактных конструкций типа "правовое государство", "гражданское общество", "права человека" приводит к тому, что реальный человек, его потребности и права отходят на второй план. В результате основная часть населения страны, особенно люди старшего поколения, оказываются экономически и социально незащищенными, а масштабы преступности делают практически каждого возможной жертвой. Вполне естественно, что эти процессы находят адекватное отражение в общественном правосознании. В отечественном правоведении утвердились демократические концепции теории естественного права, а привлекательные идеи свободы, равенства и братства, пережив "второе рождение", прочно завладели умами российских граждан. Однако советский, менталитет характеризуется крайностями - в нем различается только "черное" и "белое". На российской почве демократии западного типа начала ассоциироваться со вседозволенностью, что породило мощную волну правового неверия на всех уровнях, которая в итоге "вымыла" из категории "права человека" правовое и социальное содержание.

Вместе с тем, стало ясно, что общество не готово платить экономическим благосостоянием за свободы. Разрушающие процессы во многих сферах отношений, в первую очередь в экономике, в национальных отношениях, в социальной политике породили другую крайность: ряд политиков начали призывать в “сильной руке” в управлении государством. Относительное экономическое благополучие периода “развитого социализма” на расстоянии прошедших лет порождает в определённых социальных слоях ностальгические воспоминания и соответствующую политическую ориентацию.

Вполне закономерно, что такое положение вызывает обеспокоенность и юристов: стремление к абсолютизации прав человека и верховенства закона в итоге приводит к забвению обязанностей. Мы не занимаем крайне противоположной позиции, в отношении традиционной иерархии правоохраняемых ценностей “человек-общество-государство”, но разделяем мнение о том, что права человека могут быть гарантированы только в сильном государстве, которое в состоянии управлять обществом и позитивно воздействовать на личность.

Права личности - это стержень правовой системы, начало, определяющее её социальное, политическое и специально-юридическое содержание. В условиях экономической, политической и социальной нестабильности общества, критерием устойчивости его правовой системы и показателем уровня его правового развития служит способность государства обеспечить реализацию прав человека и гражданина. Государство нуждается в разумном расширении властных полномочий в отношении общества. Для этого необходимо пересмотреть сложившиеся стереотипы о роли государственной власти в обществе. Государство не должно довольствоваться ролью “ночного сторожа” в обществе, ему следует стать активным участником общественных отношений.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975 г.

2. Теория государства и права / Под ред. Венгерова А.Б. М., 1998 .

3. Теория государства и права. / Курс лекций под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. Юрист, М. 1998 г.

4. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Собр. Соч. т. 4., М., 1994.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 1998.

6. Теория государства и права /Под ред. Г.Н. Манова. М., 1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Раскрытие понятия и структуры правового статуса личности. Изучение принципов, которые лежат в основе осуществления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина Российской Федерации. Рассмотрение механизмов ограничения правового статуса личности.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Понятие правового аспекта личности. Принципы правового статуса личности в Российской Федерации. Равенство обязанностей. Система гарантий свобод человека и гражданина. Обязанности гражданина перед обществом и государством. Классификация ограничений.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Понятие личности и достоинства в правовой науке. Проблемы и характер взаимоотношений государства и личности. Элементы и законодательное закрепление правового статуса личности. Классификация, характеристика и механизм реализации прав и свобод человека.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Взаимосвязь государства и личности. Исторический характер прав человека. Эволюция взглядов на права человека под воздействием глобализации. Понятие и сущность правового статуса личности, особенности его принципов. Гарантии прав и свобод человека.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Понятие и структура конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. Гражданство как устойчивая политико-правовая связь человека и государства. Реализация с помощью обязанностей и запретов правовых ограничений прав и свобод личности.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2017

    Характеристика правового статуса личности и его основные виды. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в структуре правового статуса личности. Место и роль Конституционного Суда РФ в системе конституционных гарантий правового статуса личности.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2016

    Виды правового статуса. Структура правового статуса личности и ее основные элементы. Система гарантий: общая характеристика. Сложные связи, возникающие между государством и индивидом. Юридические гарантии реализации прав, свобод и обязанностей личности.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2013

    Основы правового статуса личности. Сущность государства и личности, их взаимоотношения и взаимная ответственность. Права и свободы человека и гражданина в российском государстве. Основные принципы оптимизации взаимоотношений государства и человека.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2014

    Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Понятие основ правового статуса личности. Обеспечение правовой помощи в защите прав. Роль конституционного права в установлении правового положения человека. Юридические гарантии правового статуса личности.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2010

    Понятия правового статуса и принципа равноправия. Непосредственное действие основных прав и свобод, их неотчуждаемость. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод личности. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека.

ло, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства. В то же время ряд демократических государств является государствами клерикальными. В условиях антидемократического режима церковь преследуется, либо полностью подчиняется государству. Воинственно-атеистические системы применяют откровенное принуждение для насильственного разрушения религиозных систем, изменения духовной жизни общества, разрушения культовых сооружений. При тоталитаризме государство активно вмешивается в дела церкви, пытается контролировать ее деятельность, использовать церковь в своих интересах. Церковь, в свою очередь, может поддерживать существующий государственный режим или выступать в активной оппозиции к государственной власти, включаясь в борьбу против диктатуры.

2.7 Государство и личность

2.7.1 Взаимодействие государства и личности

Утверждение правовых начал во взаимоотношениях государства и личности выступает одним из существенных моментов демократизации общества. Именно характер их взаимоотношений является важнейшим показателем состояния общества, перспектив его развития.

Личность является продуктом общества, его исторического развития. Понятия «человек» и «личность» не равнозначны, они отличаются друг от друга по содержанию.

Человек – это индивид, взятый вне социальных связей, то есть живое существо, представитель человеческого рода. В процессе социализации человека, который продолжается и в настоящее время, он постепенно формируется как личность.

Личность отражает более высокий уровень познания сущности человека, это, прежде всего, его определенный социальный тип, способность вступать в многочисленные социально-полезные связи с другими людьми. Личность формируется под влиянием двух факторов: а) индивидуальных, врожденных черт и свойств; б) социальной среды, воздействующей на человека. Таким образом, личность – это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющаяся в его отношениях в обществе.

В тоже время личность как результат определенного общества берется как бы в обобщенном типизированном виде. Конкретный человек с большей или меньшей степенью приближенности может выражать эти типичные черты, но он всегда индивидуален и неповторим. Для обозначения этого качества обычно используется термин «индивид». Однако если индивид отражает конкретную определенность человека, то личность выражает персонализацию общественных связей человека, их обусловленность, и как бы аккумулирует в себе начала человека, индивида, общества.

Следовательно, общество и личность – взаимообусловливающие друг друга явления, существующие в неразрывном единстве. Как общество создает

личность в процессе своего развития, способствует раскрытию ее потенциала, так и личность, в свою очередь, влияет на общественный прогресс. Положение личности в обществе определяется ее собственной активностью и способностями, а также как объективными, так и субъективными факторами общественной жизни. В государственно организованном обществе в системе факторов, определяющих положение личности, именно государству принадлежит важнейшая роль, что обусловлено его относительной самостоятельностью по отношению к личности и обществу, а также теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно располагает. В связи с тем, что государство выступает как особый вид организации общества, отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, так как от имени общества выступает государство.

Отношения личности и государства различны на разных этапах разви-

тия человечества. Первоначально их характер зависел от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим государство или подавляло личность, ограничивая ее свободу в той или иной степени вплоть до полного подчинения и господства, или предоставляло определенные привилегии. Лишь впоследствии пришло признание равноправия личности.

В силу принципа суверенности государственной власти любой человек подпадает под юрисдикцию государства. Устойчивая политико-правовая связь личности и конкретного государства находит свое выражение в институте гражданства (подданства). Подгражданством понимается политико-правовая принадлежность лиц к данному государству, в силу которого на них распространяется суверенитет этого государства и они пользуются с его стороны защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Следовательно, гражданин – это личность в ее взаимодействии с государством.

Связь личности и государства проявляется, как и связь личности и общества, во взаимном влиянии и, в конечном счете, во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государство проявляется как опосредованно, через деятельность различных институтов гражданского общества, так и непосредственно, через участие в формировании путем выборов государственных органов, в критике их деятельности в средствах массовой информации, в обжаловании действий и решений должностных лиц. При этом степень воздействия на государство зависит от активности самой личности, уровня ее правовой культуры.

Государство обладает значительно большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность – на государство. Роль государства проявляется в возложении на личность определенных обязанностей, установлении мер ответственности за их неисполнение, а также в предоставлении ей ряда прав и свобод. Степень и характер влияния государства на личность во многом обусловлены уровнем развития демократии в данном государстве.

Выделяют основные модели взаимоотношения государства и личности: 1) тоталитарная (с приоритетом интересов государств и подавлением личности);

2) либеральная (с приоритетом интересов личности и минимальным государственным регулированием).

Демократическое государство обеспечивает согласование интересов различных социальных групп, личности и общества, при этом считая своей обязанностью соблюдать и защищать права и свободы личности и являясь подконтрольным обществу. В этом случае государство обеспечивает свободное развитие личности, ограничивая пределы своего вмешательства в ее интересы, и возлагает на себя обязанность обеспечения прав личности и ответственность перед ней за их нарушение. Но чем более ограничивается демократия, тем более ущемляются интересы личности. Так, в тоталитарном государстве руководящая роль отводится именно государству, которое само определяет круг прав личности, а интересы государства преобладают над интересами личности. Так как права и свободы даруются личности государством, они могут быть ограничены по его усмотрению, а государство может вмешиваться в любую сферу жизни личности. Следовательно, только в условиях развития демократии, построения правового государства возможна социальная защищенность личности, ее самореализация, свободное прогрессивное развитие.

2.7.2 Социальное государство

Понятие социального государства возникло в XX в. вслед за идеей правового государства. Фактическое неравенство людей, противостояние различных социальных слоев общества обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики.

Ключевым принципом социального государства является положение, сформулированное в п.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам».

Впервые конституционное закрепление данный термин получил в ст. 28 Конституции ФРГ 1949 г. Принцип социального государства закреплен в большинстве государств Европы (Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Нидерландов), также в Турции, Японии.

В настоящее время в ст.7 Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Понятие социального государства связано, прежде всего, с изменением его внутренней политики, ее ориентированности на социальную защиту населения. Для социального государства характерно активное вторжение в социальные отношения, предоставление социальных услуг населению: бесплатного государственного образования, медицинской помощи, пособия по безработице, пенсии, оплачиваемого отпуска, определения максимальной продолжительно-

сти допустимого рабочего времени, гарантированного минимума заработной платы, особой заботы о детях, инвалидах, престарелых. Государство принимает меры, чтобы сгладить социальное неравенство, создать возможности для свободного развития и достойного уровня жизни каждого. Под достойным уровнем жизни понимается материальная обеспеченность на уровне стандартов современного общества, которая не может быть ниже прожиточного минимума. Свободное развитие предполагает равный доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности человека, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности.

Признаками социального государства являются:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников;

2) социально ориентированная структура экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, под влиянием которого государство проводит активную социальную политику;

4) разработка государством разнообразных социальных программ и обеспечение их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому достойные условия жизни, социальную защищенность, равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) взаимная социальная ответственность государства и граждан.

Выделяются также функции социального государства:

Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных,

пенсионеров, инвалидов и др.);

- охрана труда и здоровья людей;

- поддержка семьи, материнства и детства;

- развитие социальных учреждений (детских домов, домов для престарелых, приютов и т.п.);

- сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными слоями населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.;

- поощрение благотворительной деятельности (посредством различных

- финансовая и иная поддержка научных исследований и культурных программ;

- борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и т.п.);

- участие в реализации межгосударственных социальных программах (экологических, культурных, образовательных и др.);

- обеспечение компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов.

Конституционное положение о том, что Россия – социальное государство, является программным, так как определяет цель развития государства.

2.7.3 Правовой статус личности

Связь и соотношение личности и государства находят свое выражение в правовом статусе личности. В его основе лежит фактический социальный статус, то есть реальное положение личности в данной системе общественных отношений. Социальный статус складывается под воздействием всей совокупности общественно-экономических, политических и даже психологических факторов, сформировавшихся в обществе. Право лишь закрепляет его, вводит в законодательные рамки. Следовательно, социальный и правовой статусы соотносятся как содержание и форма.

Правовой статус личности – это юридически закрепленное положение личности в обществе.

Правовой статус личности закрепляется, прежде всего, в Конституции Российской Федерации, а также в конституциях и уставах ее субъектов, законах и иных нормативных правовых актах. В целом правовой статус – это сложная собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством.

В структуре правового статуса личности выделяются следующие элементы : а) права и обязанности; б) законные интересы; в) правовые принципы; г) правовые гарантии; д) правосубъектность; е) гражданство; ж) юридическая ответственность.

Основу, ядро правового статуса образуют права, свободы и обязанности, что закреплено в ст. 64 Конституции РФ. Все другие образующие правовой статус элементы, так или иначе, объединены и сгруппированы вокруг них. Поэтому часто правами, свободами и обязанностями ограничивают содержание правового статуса, отождествляя его с ними. Но они не могут быть реализованы без других его компонентов и, прежде всего, без гарантий, обеспечивающих их реализацию, а также мер ответственности за их нарушение.

С понятием и содержанием прав и свобод тесно связаны законные интересы личности – юридические значимые и юридически оправданные притязания человека на социальные блага, не охватываемые непосредственным содержанием прав и свобод граждан. Законные интересы защищаются государством, законом наряду с правами и свободами, но их содержание в отличие от прав и свобод конкретно не определено законодателем. Это связано с тем, что правовые нормы не способны заранее предусмотреть все возможные жизненные ситуации и соответственно не могут и не должны детально регламентировать непрерывно развивающиеся и возникающие впервые притязания человека на социальные блага. На практике при определении и защите законных интересов граждан государственные органы обычно прибегают либо к аналогии права, либо к расширительному толкованию правовых норм.

Исторически структура правового статуса личности складывалась на протяжении длительного времени, и с древности определяющим элементом положения индивида в государстве было гражданство (или подданство), как исходное начало формирования его правового положения. Институт гражданства ус-

танавливает первичную политико-правовую связь государства, с одной стороны, и конкретного индивида – с другой.

Другим составным элементом правового статуса, непосредственно вытекающим из гражданства, является правосубъектность, то есть наличие у лиц таких качеств, как правоспособность (способность лица иметь права и нести обязанности) и дееспособность (способность осуществлять права и обязанности).

В структуру правового статуса включаются также правовые принципы, то есть исходные, основополагающие идеи, начала, установки, фиксирующие место индивида в обществе и государстве. Они отражают коренные отношения между государством и индивидом в связи с его местом в обществе, складываются в сознании людей под воздействием всей совокупности общественных отношений, существующих на определенной ступени исторического развития, и воплощаются в их воле через целенаправленную деятельность. Причем правовые принципы являются таковыми потому, что они закреплены в нормах права. Важнейших среди них являются принципы: равноправия, то есть равенства прав и обязанностей граждан; неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод личности; гуманизма; взаимосвязи прав, свобод и обязанностей; гарантированности прав и свобод человека и др.

Классификация правового статуса личности проводится по различным критериям.

По сфере действия различают международный, конституционный, специальный и индивидуальный статусы.

Международный правовой статус личности – это статус лица как чле-

на мирового сообщества. Он включает в себя положения, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах, прежде всего во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Конституционный (базовый) статус личности – это статус лица как гражданина конкретного государства. Он определяется, прежде всего, Конституцией, является единым для граждан данного государства, отличается стабильностью и обобщенностью. Изменение его содержания зависит в основном от воли законодателя, а не от каждого отдельного индивида. Конституционный статус является базовым, то есть исходным для всех остальных видов статусов. Именно по его характеру, соответствию международному статусу можно судить о степени демократичности государства.

Специальный статус личности отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих, участников войны, жителей Крайнего Севера и т.д.), которые могут иметь дополнительные права и обязанности, предусмотренные текущим законодательством

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного субъекта. Он наиболее подвижен, динамичен и может неоднократно изменятся вместе с изменениями в жизни человека.

Все эти статусы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина государства, члена определенного слоя или группы, отдельной личности. При этом

общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

В зависимости от отраслей права выделяют статусы: гражданскоправовой, административно-правовой и т. д. Различают также статусы граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев; статусы физических и юридических лиц.

2.7.4 Гарантии прав личности

Правовой статус личности во многом зависит от того, насколько обеспечена его реализация. Именно наличие гарантий позволяет считать элементы правового статуса реально действующими, а не декларативными. Поэтому гарантии необходимы для правового статуса в целом и для каждого его элемента, но, прежде всего, в них нуждаются права, свободы и обязанности, так как их реализация требует не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности, как государства, его органов, так и самих граждан.

Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих равные правовые возможности личности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод.

При этом назначение гарантий состоит не только в обеспечении, но и в охране прав и свобод, а также в создании возможно более благоприятных условий для несения и активного исполнения обязанностей и в установлении ответственности за их неисполнение. Следовательно, по своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов человека, основной функцией которых является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности.

Гарантии прав личности п о своему содержанию подразделяются на

общие, юридические и организационные.

Общие гарантии как условия приобретения и осуществления прав и свобод, коренящиеся в общественном и государственном строе, являются объективными гарантиями. Они в свою очередь делятся на экономические, социальные, политические и идеологические.

К экономическим гарантиям относятся материальное состояние государства, его экономическая политика, система отношений собственности. Они являются определяющими в системе общих гарантий, так как создают такие материальные условия, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение потребностей личности.

Социальные гарантии представляют собой совокупность общественных устоев, отношений, традиций, способствующих социальной защищенности личности, которая определяется реализацией ее права на определенный уровень благосостояния.

Политические гарантии – это всестороннее развитие и совершенствование политической системы общества, всей общей системы демократии с основополагающей идеей самоуправления народа.

Идеологические гарантии – это мировоззрение личности, система культурных ценностей. К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, общедоступность образования, свобода творчества и т. д.

Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав и свобод личности. Они непосредственно создают условия и средства для реализации и защиты прав личности.

Среди юридических гарантий следует различать гарантии реализации и гарантии охраны. К гарантиям реализации относятся: пределы прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве; юридические факты как основания возникновения и прекращения процесса реализации прав и свобод; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерной реализации прав, в которой заинтересовано общество и государство.Гарантии охраны включают конституционный контроль и надзор, меры защиты прав и свобод личности от нарушений, меры ответственности за их нарушения, средства предупреждения и профилактики нарушений прав личности и т. д.

По сфере действия юридические гарантии подразделяются на междуна- родно-правовые и внутригосударственные.

Международно-правовые гарантии – это коллективные меры междуна-

родного сообщества, обеспечивающие охрану и защиту прав человека. Они закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и иных документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы и другие международные организации.

Внутригосударственные гарантии – это система средств и условий, с

помощью которых государство обеспечивает охрану и защиту прав личности. Они в свою очередь делятся на нормативные и институциональные. Нормативные гарантии содержатся во внутригосударственном законодательстве, прежде всего в Конституции. Так, Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. В ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Кроме того, нормативные гарантии закреплены в отраслевом федеральном законодательстве, законодательстве субъектов федерации. Так как все отрасли прав имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, то среди нормативных гарантий можно выделить конституционно-правовые, административноправовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, процессуальные и другие.Институциональными гарантиями является система правозащитных юрисдикционных учреждений.

Общие и юридические гарантии тесно связаны с гарантиями организационными, так как если они не будут подкреплены конкретной эффективной организационной деятельностью, то правовой статус так и не будет реализован.

Организационные гарантии – это деятельность государства, его органов и должностных лиц, а также общественных организаций в сфере правотворчества, правоприменения и осуществления различных мер по защите и созданию условий для реализации прав и свобод личности. Цель этих гарантий –



 

Возможно, будет полезно почитать: