Маркировка г. Распространенная маркировка батареи

ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН

Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
В зависимости от ориентации нитей корда в каркасе различают шины:
радиальные
диагональные
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса, а в диагональных - под углом к радиусу колеса, причем нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины более жесткие, у них больший ресурс, лучшая стабильность формы пятна контакта, меньшее сопротивление качению.

1. Бортовое проволочное кольцо
2. Боковина
3. Продольная канавка протектора
4. Плечевая часть протектора
5. Центральное ребро протектора
6. Протектор
7. Нейлоновый слой брекера
8. 2-й слой стального брекера
9. 1-й слой стального брекера
10. 2-й слой текстильного каркаса
11. 1-й слой текстильного каркаса
12. Бортовая лента
13. Пятка борта
14. Основание борта
15. Носок борта
16. Наполнительный шнур
17. Герметизирующий слой
18. Подканавочный слой протектора

Покрышка имеет следующие составные части:
- каркас - главный силовой элемент покрышки, состоящий из одного или нескольких слоев обрезиненного корда, закрепленных, как правило, на бортовых кольцах. Корд представляет собой ткань, состоящую из толстых нитей основы и тонких редких нитей по утку, изготавливаемую на основе натуральных или синтетических волокон, или тонких стальных нитей (металлокорд);
- брекер - внутренняя деталь покрышки, расположенная между каркасом и протектором и состоящая из нескольких слоев обрезиненного металлического или другого корда. Брекер предназначен для смягчения ударных нагрузок на шину, возникающих при движении автомобиля по дороге;
- протектор - наружная резиновая часть покрышки шины, как правило, с рельефным рисунком, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений;
- боковина - слой покровной резины, расположенный на боковой стенке покрышки, предохраняющий каркас от наружных повреждений;
- борт покрышки - жесткая часть пневматической шины, обеспечивающая ее крепление на ободе колеса.
В брекере диагональных шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом под углом от 45 до 60°, а в радиальных - под углом от 45 до 65°.
Радиальные шины, в отличие от диагональных, имеют каркас с меньшим числом слоев корда, мощный брекер (чаще металлокордный), что обеспечивает им меньшую окружную деформацию при качении и меньшее проскальзывание протектора при контакте с дорогой. Радиальные шины имеют также пониженное теплообразование и меньшие потери на качение, большие сроки службы, выдерживают более высокую нагрузку и скорость.

Об­щие све­де­ния

Ши­ны по ис­пол­не­нию мо­гут быть ка­мер­ные и бес­ка­мер­ные, а по кон­ст­рук­ции ра­ди­аль­ные и ди­а­го­наль­ные. В за­ви­си­мо­сти от на­зна­че­ния и ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции ши­ны под­раз­де­ля­ют­ся на:
до­рож­ные (в оби­хо­де на­зы­ва­е­мые лет­ни­ми), пред­на­зна­че­ны для при­ме­не­ния при по­ло­жи­тель­ных тем­пе­ра­ту­рах на шос­сей­ных до­ро­гах. Ши­ны это­го ти­па обес­пе­чи­ва­ют наи­луч­шее сце­п­ле­ние с су­хой и мок­рой до­ро­гой, об­ла­да­ют ма­к­си­маль­ной из­но­со­стой­ко­стью и наи­луч­шим об­ра­зом при­спо­соб­ле­ны для ско­ро­ст­ной ез­ды. Для дви­же­ния по грун­то­вым до­ро­гам (осо­бен­но мок­рым) и зи­мой они ма­ло­при­год­ны.
зим­ние , ис­поль­зу­е­мые на об­ле­де­не­лых и за­сне­жен­ных до­ро­гах, сцеп­ные ка­че­ст­ва по­кры­тия ко­то­рых мо­гут из­ме­нять­ся в за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции, от ми­ни­маль­ных (глад­кий лед или ка­ша из сне­га и во­ды) до не­боль­ших (ука­тан­ный снег на мо­ро­зе). Они об­ла­да­ют не­пло­хи­ми до­рож­ны­ми свой­ст­ва­ми, не­сколь­ко ус­ту­пая лет­ней “ре­зи­не”. Мно­гие зим­ние ши­ны по­з­во­ля­ют ус­та­на­в­ли­вать ши­пы про­ти­во­сколь­же­ния или име­ют их.
все­се­зон­ные яв­ля­ют­ся ком­про­мисс­ным ва­ри­ан­том ме­ж­ду лет­ни­ми и зим­ни­ми ши­на­ми, по­э­то­му ус­ту­па­ют по обес­пе­че­нию сце­п­ле­ния и пер­вым и вто­рым в со­от­вет­ст­ву­ю­щих се­зо­ну ус­ло­ви­ях. Они по­з­во­ля­ют круг­ло­го­дич­но экс­плу­а­ти­ро­вать ав­то­мо­биль на од­ном ком­п­ле­к­те шин.
уни­вер­саль­ные об­ла­да­ют свой­ст­ва­ми, по­з­во­ля­ю­щи­ми экс­плу­а­ти­ро­вать их как на шос­сей­ных, так и на грун­то­вых до­ро­гах. Их це­ле­со­об­раз­но при­ме­нять для все­до­рож­ни­ков, ко­то­рые со­вер­ша­ют при­мер­но рав­ные про­бе­ги по шос­се и до­ро­гам. Чет­кую гра­ни­цу ме­ж­ду ни­ми и все­се­зон­ны­ми ши­на­ми про­ве­с­ти бы­ва­ет до­воль­но тру­д­но.
по­вы­шен­ной про­хо­ди­мо­сти рас­счи­та­ны для без­до­ро­жья и мяг­ких грун­тов. Ис­поль­зо­вать та­кие ши­ны же­ла­тель­но толь­ко при ред­ком дви­же­нии по шос­се. В про­тив­ном слу­чае они бу­дут бы­ст­рее из­на­ши­вать­ся и со­з­да­вать вы­со­кий уро­вень шу­ма.

Ос­нов­ные раз­ме­ры шин:

по­са­доч­ный диа­метр (d) на обод ко­ле­са, обо­зна­ча­ет­ся в дюй­мах;
ши­ри­на про­фи­ля (s) смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки, обо­зна­ча­ет­ся в мил­ли­мет­рах или дюй­мах. Этот раз­мер дол­жен со­от­вет­ст­во­вать по­са­доч­ной ши­ри­не обо­да (табл. 1, 2, 3);
се­рия (h) - от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах. Ес­ли се­рия от­сут­ст­ву­ет в мар­ки­ров­ке, зна­чит, это от­но­ше­ние 80% или бо­лее;
на­руж­ный диа­метр (D ) - диа­метр смон­ти­ро­ван­ной на обод и на­ка­чан­ной ши­ны без на­груз­ки. Указывается в каталогах;
вы­со­та про­фи­ля (H) - раз­ни­ца ме­ж­ду на­руж­ным и по­са­доч­ным диа­мет­ра­ми. В обо­зна­че­нии шин не при­во­дит­ся.







Ри­сун­ки про­те­к­то­ра шин:

не­на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото а) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но ра­ди­аль­ной пло­с­ко­сти ко­ле­са, про­хо­дя­щей че­рез его ось вра­ще­ния. Яв­ля­ет­ся наи­бо­лее уни­вер­саль­ным, по­э­то­му боль­шая часть шин вы­пу­с­ка­ет­ся с та­ким ри­сун­ком;
на­пра­в­лен­ный ри­су­нок (фото б) - сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но пло­с­ко­сти, про­хо­дя­щей че­рез се­ре­ди­ну про­те­к­то­ра. Он об­ла­да­ет улуч­шен­ной спо­соб­но­стью от­во­да во­ды из пят­на кон­та­к­та с до­ро­гой и по­ни­жен­ной шум­но­стью;
асим­мет­рич­ный ри­су­нок (фото в) - не сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но цен­т­раль­ной пло­с­ко­сти вра­ще­ния ко­ле­са. Его ис­поль­зу­ют для ре­а­ли­за­ции раз­ных свойств в од­ной ши­не. На­при­мер, на­руж­ная сто­ро­на ши­ны луч­ше ра­бо­та­ет на су­хой до­ро­ге, а вну­т­рен­няя - на мок­рой.



Обозначения шин:

Со­дер­жит ин­фор­ма­цию о раз­ме­рах, кон­ст­рук­ции ши­ны, ин­де­к­сах ско­ро­сти и гру­зо­подъ­ем­но­сти. В со­от­вет­ст­вии с дей­ст­ву­ю­щи­ми стан­дар­та­ми обо­зна­че­ние размеров мо­жет быть мил­ли­мет­ро­вым, дюй­мо­вым или сме­шан­ным.
1 - максимальная нагрузка и давление (по стандарту США);
2 - обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE";
3 - количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
4 - товарный знак завода-изготовителя;
5 - ширина профиля;
6 - серия;
7, 15 - обозначение радиальной шины;
8 - обозначение бескамерной шины;
9 - посадочный диаметр;
10 - индекс грузоподъемности;
11 - индекс скорости;
12 - обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора);
13 - дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года - трехзначное число);
14 - знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата;
16 - наименование модели.

При­ме­ры обо­зна­че­ния шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Циф­ры и бу­к­вы оз­на­ча­ют:
185; 215; 5,90 - ши­ри­на про­фи­ля в мм или дюй­мах;
70; 90 - се­рия (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля к его ши­ри­не в про­цен­тах;
R - обо­зна­че­ние ра­ди­аль­ной ши­ны (в обо­зна­че­нии ди­а­го­наль­ной ши­ны бу­к­ву “D” не ука­зы­ва­ют);
14; 15; 13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах;
С - ин­декс, обо­зна­ча­ю­щий, что по­крыш­ка пред­на­зна­че­на для лег­ких гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей и ав­то­бу­сов осо­бо ма­лой вме­сти­мо­сти.

В об­ра­ще­нии встречаются ши­ны с ины­ми обо­зна­че­ни­я­ми, на­при­мер:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 - ши­ри­на про­фи­ля в дюй­мах и мил­ли­мет­рах;
13 - по­са­доч­ный диа­метр обо­да в дюй­мах.
Бу­к­вы R нет, зна­чит ши­на ди­а­го­наль­ная. По­с­коль­ку не ука­за­но зна­че­ние вы­со­ты про­фи­ля, оно пре­вы­ша­ет 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин все­до­рож­ни­ков, все раз­ме­ры в дюй­мах)
31 - на­руж­ный диа­метр;
10,5 - ши­ри­на про­фи­ля;
R - ра­ди­аль­ная ши­на;
15 - по­са­доч­ный диа­метр.



Мар­ки­ров­ка шин оте­че­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва

В со­от­вет­ст­вии с ГОСТ 4754-97 на по­крыш­ку на­но­сят­ся сле­ду­ю­щие обя­за­тель­ные над­пи­си:
то­вар­ный знак и (или) на­име­но­ва­ние из­го­то­ви­те­ля;
на­и­ме­но­ва­ние стра­ны - из­го­то­ви­те­ля на ан­г­лий­ском язы­ке - “Made in…”;
обо­зна­че­ние ши­ны;
тор­го­вая мар­ка (мо­дель ши­ны);
ин­декс не­су­щей спо­соб­но­сти (гру­зо­подъ­ем­но­сти);
ин­декс ка­те­го­рии ско­ро­сти (табл.4);
“Tubeless” - для бес­ка­мер­ных шин;
“Reinforced” - для уси­лен­ных шин;
“M+S” или “M.S” - для зим­них шин;
“All seasons” - для все­се­зон­ных шин;
да­ту из­го­то­в­ле­ния, со­сто­я­щую из трех цифр, пер­вые две обо­зна­ча­ют не­де­лю из­го­то­в­ле­ния, по­с­лед­няя - год;
“PSI” - ин­декс да­в­ле­ния от 20 до 85 (толь­ко для шин с ин­де­к­сом “С”);
“Regroovable” - в слу­чае воз­мож­но­сти уг­луб­ле­ния ри­сун­ка про­те­к­то­ра ме­то­дом на­рез­ки;
знак офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния “E” с ука­за­ни­ем но­ме­ров офи­ци­аль­но­го ут­вер­жде­ния и стра­ны, вы­дав­шей сер­ти­фи­кат;
“ГОСТ 4754”;
на­ци­о­наль­ный знак со­от­вет­ст­вия ГО­С­Ту (до­пу­с­ка­ет­ся на­но­сить толь­ко в со­про­во­ди­тель­ной до­ку­мен­та­ции);
по­ряд­ко­вый но­мер ши­ны;
знак на­пра­в­ле­ния вра­ще­ния (в слу­чае на­пра­в­лен­но­го ри­сун­ка про­те­к­то­ра);
“TWI” - место рас­по­ло­же­ния ин­ди­ка­то­ров из­но­са;
ба­лан­си­ро­воч­ная мет­ка (кро­ме шин 6,50-16С и 215/90-15С, по­ста­в­ля­е­мых в экс­плу­а­та­цию);
штамп тех­ни­че­ско­го кон­т­ро­ля.

Мар­ки­ров­ка зарубежных шин

На них мо­гут быть не­ко­то­рые дру­гие обо­зна­че­ния:
“Тous terrain” - все­се­зон­ная;
“R+W” (Road + Winter) - до­рож­ная + зим­няя (универсальная);
“Retread” - вос­ста­но­в­лен­ная;
“Inside” - вну­т­рен­няя сто­ро­на;
“Outside” - на­руж­ная сто­ро­на;
“Rotation” - на­пра­в­ле­ние вра­ще­ния (для шин с на­пра­в­лен­ным ри­сун­ком);
“Side facing inwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная внутрь;
“Side facing outwards” - сто­ро­на, об­ра­щен­ная на­ру­жу (для асим­мет­рич­ных шин);
“Steel” - обо­зна­че­ние на­ли­чия ме­тал­ло­кор­да;
“TL” - бес­ка­мер­ная ши­на;
“ТТ” или “MIT SCHLAUCH” - ка­мер­ная ши­на.

Ре­ко­мен­да­ции

Же­ла­тель­но, что­бы все ши­ны, ус­та­но­в­лен­ные на ав­то­мо­биль, бы­ли не толь­ко од­но­го раз­ме­ра и кон­ст­рук­ции, но и од­ной мо­де­ли и по воз­мож­но­сти од­но­го про­из­во­ди­те­ля. Не­с­мо­т­ря на внеш­нее сход­ст­во не­ко­то­рых ри­сун­ков про­те­к­то­ра, ка­ж­дая мо­дель шин об­ла­да­ет ком­п­ле­к­сом свойств, при­су­щих толь­ко ей. При ус­та­нов­ке на раз­ные оси ав­то­мо­би­ля шин с от­ли­ча­ю­щим­ся, хо­тя и очень по­хо­жим ри­сун­ком (это до­пу­с­ка­ет­ся Пра­ви­ла­ми до­рож­но­го дви­же­ния), сцеп­ные свой­ст­ва не­из­беж­но бу­дут от­ли­чать­ся, что мо­жет па­губ­но ска­зать­ся на уп­ра­в­ля­е­мо­сти в кри­ти­че­ских си­ту­а­ци­ях. В слу­чае вы­ну­ж­ден­ной ус­та­нов­ки не оди­на­ко­вых шин не­об­хо­ди­мо по воз­мож­но­сти из­бе­гать сле­ду­ю­щих со­че­та­ний:
низ­ко­про­филь­ная “ре­зи­на” впе­ре­ди и вы­со­ко­про­филь­ная сза­ди;
на ве­ду­щей оси пе­ред­не­при­вод­но­го ав­то­мо­би­ля ус­та­но­в­ле­ны ши­по­ван­ные ши­ны , а сза­ди без ши­пов ;
впе­ре­ди ус­та­но­в­ле­ны но­вые ши­ны, а сза­ди пол­но­стью из­но­шен­ные или на­обо­рот и т.д.
Осо­бен­но опас­ны два по­с­лед­них ва­ри­ан­та, так как на влаж­ном или об­ле­де­не­лом ас­фаль­те сце­п­ле­ние зад­них шин с до­ро­гой зна­чи­тель­но сни­жа­ет­ся, что мо­жет при­ве­с­ти к за­но­су и ДТП.
Все ши­ны, да­же в пре­де­лах од­но­го ти­па, раз­ли­ча­ют­ся по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву ре­зи­ны, вну­т­рен­ней кон­ст­рук­ции и ри­сун­ку про­те­к­то­ра. Это свя­за­но с тем, что сде­лать “иде­аль­ную” ши­ну, ко­то­рая бы обес­пе­чи­ва­ла ма­к­си­маль­ную ре­а­ли­за­цию ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля при всех до­рож­ных ус­ло­ви­ях, не­воз­мож­но. По­э­то­му про­из­во­ди­те­ли вы­пу­с­ка­ют ши­ны:
с оп­ре­де­лен­ной спе­ци­а­ли­за­ци­ей, ко­гда наи­бо­лее раз­ви­ты од­но (или два) свой­ст­ва (как пра­ви­ло, в не­боль­шой ущерб дру­гим). На­при­мер, ши­на для ком­форт­но­го дви­же­ния по шос­се, об­ла­дая низ­кой шум­но­стью и хо­ро­шей плав­но­стью хо­да, мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шую ус­той­чи­вость и уп­ра­в­ля­е­мость на вы­со­ких ско­ро­стях. Или ши­на име­ет по­вы­шен­ный ре­сурс и обес­пе­чи­ва­ет сни­же­ние рас­хо­да то­п­ли­ва (по срав­не­нию с дру­ги­ми мо­де­ля­ми) за счет низ­ко­го со­про­ти­в­ле­ния ка­че­нию, но мо­жет не обес­пе­чи­вать хо­ро­шей ком­форт­но­сти, ус­той­чи­во­сти и уп­ра­в­ля­е­мо­сти. Как пра­ви­ло, все круп­ные про­из­во­ди­те­ли (к со­жа­ле­нию, по­ка в ос­нов­ном за­ру­беж­ные) ука­зы­ва­ют в ре­к­лам­ных про­спе­к­тах, ка­ки­ми имен­но наи­луч­ши­ми свой­ст­ва­ми об­ла­да­ет дан­ная мо­дель ши­ны. Прав­да, при этом умал­чи­ва­ют, ка­ки­ми свой­ст­ва­ми “по­жер­т­во­ва­ли”;
с ус­ред­нен­ны­ми, при­мер­но оди­на­ко­вы­ми по ве­ли­чи­не, свой­ст­ва­ми, для обес­пе­че­ния при­е­м­ле­мой ре­а­ли­за­ции ха­ра­к­те­ри­стик ав­то­мо­би­ля в ши­ро­ком ди­а­па­зо­не до­рож­ных ус­ло­вий.
По­э­то­му пе­ред вы­бо­ром шин не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить:
ка­кие свой­ст­ва шин, по­ми­мо на­деж­но­го сце­п­ле­ния, вам наи­бо­лее важ­ны - “спор­тив­ность”, ком­форт­ность, эко­но­мич­ность и т.п.
ус­ло­вия, в ко­то­рых бу­дет боль­шее вре­мя экс­плу­а­ти­ро­вать­ся ав­то­мо­биль;
ма­к­си­маль­ные гру­зо­подъ­ем­ность и ско­рость, га­ба­рит­ные раз­ме­ры ши­ны, ко­то­рые долж­ны со­от­вет­ст­во­вать ав­то­мо­би­лю.
При пе­ре­хо­де на дру­гую раз­мер­ность же­ла­тель­но, что­бы не из­ме­нил­ся на­руж­ный диа­метр ши­ны, ко­то­рый мож­но рас­счи­тать по фор­му­ле: D = 25,4d+2sh,
где d - по­са­доч­ный диа­метр ко­ле­са (дюй­мы), s - ши­ри­на про­фи­ля ши­ны (мм), h - серия шины (от­но­ше­ние вы­со­ты про­фи­ля ши­ны к ее ши­ри­не в %). Рекомендуемые ва­ри­ан­ты за­ме­ны при­ве­де­ны в табл. 5.
Не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать, что экс­плу­а­та­ция шин на пре­дель­ных ско­ро­стях и на­груз­ке зна­чи­тель­но сни­жа­ет их ре­сурс.



Тонкости шинной МАРКИРОВКИ

Если завод-изготовитель автомобиля позволяет варьировать размер шин в некоторых пределах, то для лета предпочтительнее более широкие покрышки. На них машина чуть лучше тормозит и меньше буксует при интенсивном разгоне. Но вместе с тем хуже управляется в поворотах малого радиуса - шине приходится проскальзывать из-за того, что противоположные стороны протектора проходят разные пути, и чем шире шина, тем больше разница проскальзывания. К тому же широкие шины всплывают в лужах при меньшей скорости, чем узкие.
От серии или высоты профиля шины напрямую зависит управляемость и устойчивость автомобиля, и плавность хода. Высокая боковина лучше противостоит ухабам, но в поворотах такая шина будет подламываться, опаздывая с реакцией, и изменять траекторию. Зато низкопрофильная шина - жесткая и не терпит плохих дорог.
Отдельная категория шин - «M+S» (грязь и снег). Такие шины обладают посредственными характеристиками на асфальте, но имеют преимущества на грунтовках и заснеженных дорогах. Впрочем на последних ведут себя хуже настоящих зимних, обозначенных дополнительно значком с трехглавой горной вершиной и снежинкой. Впрочем, значка может и не быть.
Еще одна «полувездеходная» категория – All season – всезсезонные шины. В какой-то степени они близки к шинам типа «m+s», поскольку допускают и летнюю, и зимнюю эксплуатацию. Подобная универсальность допустима в теплых регионах, где зима короткая и не холодная, а лето не очень жаркое. Универсальные шины заметно отстают от летних шин летом и от зимних – зимой.
Шины типа Run-Flat (не боящиеся проколов, благодаря усиленным боковинам) имеют свою отличительную маркировку, которая приведена в таблице:

Другие маркировки, которые можно встретить на шинах, приведены в таблице :.

Маркировка Что означает Примечание
All season или Tous terrain Всесезонная
R+W (Road+winter) Дорожная +зимняя (всесезонная)
M+S, M&S или M(.)S (mud+ snow) Грязь и снег
XL (extra load) Повышенной грузоподъемности Реальная грузоподъемность шины определяется индексом грузоподъемности
R или Radial Радиальная конструкция шины
Reinforced Усиленная
Retread Восстановленная
Regroovable Возможна нарезка/ углубление канавок
Rotation (употребляется вместе со стрелкой) Направление вращения шины Только для шин с направленным типом протектора
Inside или Side facing inwards Внутренняя сторона боковины
Outside или Side facing outwards Внешняя сторона боковины Только для шин с асимметричным типом протектора
С (commercial) Для легких грузовиков и микроавтобусов Обычно расположена в конце маркировки размерности шины
P (passenger) Легковая
LT (light truck) Для легких грузовиков и автобусов На шинах американского производства. Может быть расположен перед маркировкой размерности шины.
SUV Для вседорожников
Steel или Steel belted Металлокордный брекер
Tubeless или TL Бескамерная
Tube type или TT С камерой
TWI (Tread wear indication) Индикатор износа глубины протектора
Буква «Е» в кружочке с цифровым индексом Подтверждение сертификации типа шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН. Цифровой индекс в кружочке – номер (код) страны, проводившей сертификацию, вне круга – номер сертификата.
Maximum load … Лучше ориентироваться на индекс грузоподъемности
Maximum Pressure … Максимально допустимое давление в шине по стандарту США
ETRO Европейская техническая организация по шинам и дискам
ECE Европейская комиссия по экономике
DOT Министерство транспорта США
FMVSS Федеральный стандарт безопасности транспортных средств

Для гурманов
Такие предпочитают подбирать комплект шин из одной партии, стараясь избегать даже минимальных отклонений в свойствах. Тогда нужно обратить внимание на маркировку типа: «DOT GU N4 FRVX 1908». На шинах Michelin все вместе это называется номером сертификата производителя в соответствии с DOT, и означает следующее:
DOT (Department of Trasnpotation) – министерство транспорта США;
GU – код завода-изготовителя;
N4 – код размера:
FRVX – дополнительный код, зачастую включающий в себя номер партии или бригады;
1908 (может быть выдавлено отдельно от DOT) – две первые цифры означают неделю в году (здесь 19), две последние – год (2008) выпуска шины.
Могут быть нанесены сертификаты ECE, ETRO и FMVSS.
Шины разных партий если и различаются, то не настолько, чтобы это заметил потребитель. Разница, как правило, мизерная.
Приоткрою маленькую тайну, которую многие шинники стараются по понятным причинам не афишировать. Производители автомобилей для шин первичной комплектации выдвигают свои требования. Mercedes, например, делает упор на комфорт, BMW – на управляемость – в итоге баланс свойств шин слегка меняется. При этом название и рисунок протектора остаются нетронутыми, и на вид их различить невозможно. Потому на них наносят специальные метки, которые приведены в таблице:

Дополнительные маркировки на шинах, поставляемых на первичную комплектацию
Ставятся по требованию автопроизводителей:

Примечание: Michelin рекомендует:
1. На автомобилях марки, выделенной жирным шрифтом недопустимо использовать шины без соответствующей маркировки.
2. Шины, выделенные жирным шрифтом недопустимо использовать на автомобилях другого производителя.

Шины без подобной маркировки - среднестатистические, и идут в продажу либо на комплектацию автомобилей без особых требований к покрышкам.
Если вы подбираете одну шину на BMW или Porsche, лучше уточнить, есть ли на ней специальная маркировка. Если есть – ищите точно такую же, заказывая через дилера автомобиля. Понятно, что такая покрышка обойдется дороже обычной магазинной. Но только тогда можно быть уверенным, что в экстренной ситуации автомобиль не взбрыкнет «среднестатистической покрышкой». Если такую найти невозможно, придется покупать в обычном шинном магазине все четыре.

О грыжестойкости
Увеличение индексов скорости и грузоподъемности не означает, что шина будет меньше бояться пробоев и притирания к бордюрам. Но небольшие преимущества все же есть. Более скоростные шины конструктивно прочнее в радиальном направлении. Зачастую благодаря усиливающей прокладке между брекером и каркасом. Такие шины чуть менее уязвимы к ударам но, как правило, более жесткие и шумные.
Шины с более высоким индексом грузоподъемности отличаются не только дополнительной подложкой, но и усиленными боковинами. Они действительно более прочные. У шин для автомобилей категории SUV усиливают подкладками еще и плечи, так что если предстоит ездить по разбитым дорогам, можно подобрать такие, подходящие по размерности и скоростным возможностям. Кстати, некоторые импортные автомобили для российского рынка производители комплектуют шинами заведомо большей грузоподъемности. Имейте ввиду, что они тяжелее, менее комфортны, и увеличивают расход топлива. К тому же, жесткие шины плохо гасят энергию ударов, потому больше страдают подвеска и кузов. Вариант некоторого увеличения «грыжестойкости» – увеличение давления выше рекомендованного на 0,3-0,5 бар. Но не забудем, что при этом ухудшится сцепление колес с дорогой и плавность хода.

Тату на плечах


1. В последнее время боковины шин некоторых производителей украсились картинками примерно следующего вида.
Слева направо это означает: лето, дождь, снег, экономия топлива, уверенное прохождение поворотов. Другие, если и вводят аналогичные значки, стараются держать их на сайте компании, ведь эта информация нужна лишь при выборе шин.




2. «Зеленые» шины отличаются уменьшенным расходом топлива и пониженным уровнем шума. Насколько – знает только сам производитель.
такой значок применяет Michelin . А Nokian и Pirelli – рельефные листочки



3. Трехглавая снежная вершина со снежинкой говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий. Применяется как дополнительная маркировка к шинам типа «M+S»



4. Самый удобный индикатор износа (Nokian) – достаточно беглого взгляда на протектор, чтобы узнать, какова его остаточная глубина (цифры «выдавлены» на определенную глубину) и сохранили ли шины способность оставаться зимними (снежинка сотрется с протектора, когда глубина его канавок останется меньше 4 мм)



5. Еще одна хитрость Nokian – маркировка позиционирования колес на автомобиле при сезонной смене шин.

6. Толкование круглых и треугольных цветных меток на боковинах шин не регламентировано ни одним международным или европейским документом. К примеру Bridgestone, Yokohama, Kumho, маркируют продукцию в соответствии с требованиями заводов-изготовителей автомобилей. Поэтому цветные метки можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации.
Наиболее распространенное толкование желтых меток – легчайшая часть покрышки. Красная указывает место максимальной силовой неоднородности либо наиболее тяжелой части шины. Белая метка любой формы – фрагмент штампа ОТК.
Цветные полоски в канавках протектора – это, как правило, логистические сигналы, упрощающие жизнь складским работникам. Чтобы знать наверняка, что означает каждая конкретная цветная полоска или метка любой конфигурации, придется обратиться к производителю шины.

В подготовке статьи принял участие Сергей Мишин

Любому специалисту, имеющему дело с металлом, знакомо понятие «марки стали». Расшифровка маркировки стальных сплавов дает возможность получить представление об их химическом составе и физических характеристиках. Разобраться в данной маркировке, несмотря на ее кажущуюся сложность, достаточно просто – важно только знать, по какому принципу она составляется.

Обозначают сплав буквами и цифрами, по которым можно точно определить, какие химические элементы в нем содержатся и в каком количестве. Зная это, а также то, как каждый из таких элементов может влиять на готовый сплав, можно с высокой степенью вероятности определить, какие именно технические характеристики свойственны определенной марке стали.

Виды сталей и особенности их маркировки

Сталь представляет собой сплав железа с углеродом, при этом содержание последнего в ней составляет не более 2,14%. Углерод придает сплаву твердость, но при его избытке металл становится слишком хрупким.

Одним из важнейших параметров, по которому стали делят на различные классы, является химический состав. Среди сталей по данному критерию выделяют легированные и углеродистые, последние подразделяются на мало- (углерода до 0,25%), средне- (0,25–0,6%) и высокоуглеродистые (в них содержится больше 0,6% углерода).

Включая в состав стали легирующие элементы, ей можно придать требуемые характеристики. Именно таким образом, комбинируя вид и количественное содержание добавок, получают марки, обладающие улучшенными механическими свойствами, коррозионной устойчивостью, магнитными и электрическими характеристиками. Конечно, улучшать характеристики сталей можно и при помощи термообработки, но легирующие добавки позволяют делать это более эффективно.

По количественному составу легирующих элементов различают низко-, средне- и высоколегированные сплавы. В первых легирующих элементов не более 2,5%, в среднелегированных – 2,5–10%, в высоколегированных – более 10%.

Классификация сталей осуществляется и по их назначению. Так, выделяют инструментальные и конструкционные виды, марки, отличающиеся особыми физическими свойствами. Инструментальные виды используются для производства штамповых, мерительных, а также режущих инструментов, конструкционные – для выпуска продукции, применяемой в строительстве и сфере машиностроения. Из сплавов, отличающихся особыми физическими свойствами (также называемых прецизионными), изготавливают изделия, которые должны обладать особыми характеристиками (магнитными, прочностными и др.).

Стали противопоставляются друг другу и по особым химическим свойствам. К сплавам данной группы относятся нержавеющие, окалиностойкие, жаропрочные и др. Что характерно, могут быть коррозионностойкими и – это разные категории.

Кроме полезных элементов, сталь включает и вредные примеси, к основным из которых относятся сера и фосфор. В ней также находятся газы в несвязанном состоянии (кислород и азот), что негативно отражается на ее характеристиках.

Если рассматривать основные вредные примеси, то фосфор увеличивает хрупкость сплава, особенно сильно проявляющуюся при низких температурах (так называемая хладноломкость), а сера вызывает появление трещин в металле, нагретом до высокой температуры (красноломкость). Фосфор, ко всему прочему, значительно уменьшает пластичность нагретого металла. По количественному содержанию этих двух элементов выделяют стали обыкновенного качества (не более 0,06–0,07% серы и фосфора), качественные (до 0,035%), высококачественные (до 0,025%) и особовысококачественные (сера – до 0,015%, фосфор – до 0,02%).

Маркировка сталей также указывает на то, в какой степени из их состава удален кислород. По уровню раскисления выделяют стали:

  • спокойного типа, обозначаемые буквосочетанием «СП»;
  • полуспокойные – «ПС»;
  • кипящие – «КП».

О чем говорит маркировка сталей

Расшифровать марку стали довольно просто, необходимо только владеть определенными сведениями. Конструкционные стали, обладающие обыкновенным качеством и не содержащие легирующих элементов, маркируют буквосочетанием «Ст». По цифре, идущей после букв в названии марки, можно определить, сколько в таком сплаве углерода (исчисляется в десятых долях процента). За цифрами могут идти буквы «КП»: по ним становится ясно, что данный сплав не до конца прошел процесс раскисления в печи, соответственно, он относится к категории кипящего. Если название марки не содержит таких букв, то сталь соответствует категории спокойной.

Конструкционная , относящаяся к категории качественных, имеет в своем обозначении две цифры, по ним определяют среднее содержание в ней углерода (исчисляется в сотых долях процента).

Прежде чем приступить к рассмотрению марок тех сталей, которые включают легирующие добавки, следует разобраться в том, как данные добавки обозначаются. Маркировка легированных сталей может включать такие буквенные обозначения:

Обозначение сталей с легирующими элементами

Как сказано выше, классификация сталей с легирующими элементами включает несколько категорий. Маркировка легированных сталей составляется по определенным правилам, знание которых позволяет достаточно просто определить категорию конкретного сплава и основную область его применения. В начальной части названий таких марок находятся цифры (две или одна), показывающие содержание углерода. Две цифры указывают на его среднее содержание в сплаве в сотых долях процента, а одна – в десятых. Есть и стали, не имеющие в начале названия марки цифр. Это означает, что углерод в этих сплавах содержится в пределах 1%.

Буквы, которые можно увидеть за первыми цифрами названия марки, указывают на то, из чего состоит данный сплав. За буквами, дающими информацию о том или ином элементе в его составе, могут стоять или не стоять цифры. Если цифра есть, то по ней определяется (в целых процентах) среднее содержание указанного буквой элемента в составе сплава, а если цифры нет, значит, данный элемент содержится в пределах от 1 до 1,5%.

В конце маркировки отдельных видов сталей может стоять буква «А». Это говорит о том, что перед нами высококачественная сталь. К таким маркам могут относиться и углеродистые стали, и сплавы с легирующими добавками в своем составе. Согласно классификации, к данной категории сталей причисляются те, в которых сера и фосфор составляют не более 0,03%.

Примеры маркировки сталей различных видов

Определение марки стали и причисление сплава к определенному виду – это задача, которая не должна вызывать никаких проблем у специалиста. Не всегда под рукой есть таблица, в которой дается расшифровка названий марок, но разобраться с этим помогут примеры, которые приведены ниже.

Конструкционные стали, не содержащие легирующих элементов, обозначаются буквосочетанием «Ст». Цифры, стоящие следом, – это содержание углерода, исчисляемое в сотых долях процента. Несколько иначе маркируются низколегированные конструкционные стали. К примеру, в стали марки 09Г2С 0,09% углерода, а легирующие добавки (марганец, кремний и др.) содержатся в ней в пределах 2,5%. Очень похожие по своей маркировке 10ХСНД и 15ХСНД отличаются разным количеством углерода, а доля каждого легирующего элемента в них составляет не больше 1%. Именно поэтому после букв, обозначающих каждый легирующий элемент в таком сплаве, не стоит никаких цифр.

20Х, 30Х, 40Х и др. – так маркируются конструкционные легированные стали, преобладающим легирующим элементом в них является хром. Цифра в начале такой марки – это содержание углерода в рассматриваемом сплаве, исчисляемое в сотых долях процента. За буквенным обозначением каждого легирующего элемента может быть проставлена цифра, по которой и определяют его количественное содержание в сплаве. Если ее нет, то указанного элемента в стали содержится не больше 1,5%.

Можно рассмотреть пример обозначения хромокремнемарганцевой стали 30ХГСА. Она, согласно маркировке, состоит из углерода (0,3%), марганца, кремния, а также хрома. Каждого из данных элементов в ней содержится в границах 0,8–1,1%.

Как расшифровать маркировку сталей?

Чтобы расшифровка обозначения различных видов сталей не вызывала затруднений, следует хорошо знать, какими они бывают. Отдельные категории сталей имеют особенную маркировку. Их принято обозначать определенными буквами, что позволяет сразу понять и назначение рассматриваемого металла, и его ориентировочный состав. Рассмотрим некоторые из таких марок и разберемся в их обозначении.

Конструкционные стали, специально предназначенные для изготовления подшипников, можно узнать по букве «Ш», данная литера ставится в самом начале их маркировки. После нее в названии марки идет буквенное обозначение соответствующих легирующих добавок, а также цифры, по которым узнают количественное содержание этих добавок. Так, в сталях марок ШХ4 и ШХ15, кроме железа с углеродом, содержится хром в количестве 0,4 и 1,5%, соответственно.

Буквой «К», которая стоит после первых цифр в названии марки, сообщающих о количественном содержании углерода, обозначают конструкционные нелегированные стали, используемые для производства сосудов и паровых котлов, работающих под высоким давлением (20К, 22К и др.).

Качественные легированные стали, которые обладают улучшенными литейными свойствами, можно узнать по букве «Л», стоящей в самом конце маркировки (35ХМЛ, 40ХЛ и др.).

Некоторую сложность, если не знать особенностей маркировки, может вызвать расшифровка марок строительной стали. Сплавы данной категории обозначают буквой «С», которую ставят в самом начале. Цифры, следующие за ней, указывают на минимальный предел текучести. В таких марках также используются дополнительные буквенные обозначения:

  • литера Т – термоупрочненный прокат;
  • буква К – сталь, отличающаяся повышенной коррозионной устойчивостью;
  • литера Д – сплав, характеризующийся повышенным содержанием меди (С345Т, С390К и др.).

Нелегированные стали, относящиеся к категории инструментальных, обозначают буквой «У», она проставляется в начале их маркировки. Цифра, идущая за данной буквой, выражает количественное содержание углерода в рассматриваемом сплаве. Стали данной категории могут быть качественными и высококачественными (их можно определить по букве «А», она проставляется в конце названия марки). В их маркировке может содержаться буква «Г», что означает повышенное содержание марганца (У7, У8, У8А, У8ГА и др.).

Маркировка тех сталей, которые входят в категорию быстрорежущих, начинается с буквы «Р», за которой идут цифры, указывающие на количественное содержание вольфрама. В остальном марки таких сплавов называются по стандартному принципу: буквы, обозначающие элемент, и, соответственно, цифры, отражающие его количественное содержание. В обозначении таких сталей не указывается хром, так как его стандартное содержание в них составляет около 4%, а также углерод, количество которого пропорционально содержанию ванадия. Если количество ванадия превышает 2,5%, то его буквенное обозначение и количественное содержание проставляют в самом конце маркировки (З9, Р18, Р6М5Ф3 и др.).

Основные функции маркировки

Рассмотрим функции маркировки товаров и продукции.

К основным функциям маркировки относятся:

1. Информационная

2. Идентифицирующая

3. Мотивационная

4. Эмоциональная

Информационная функция -- точное и достоверное доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых Федеральным законом «О защите прав потребителей».

В соответствии с этим Законом продавец обязан предоставить

покупателю следующую информацию о товаре:

§ адрес (место нахождения);

§ фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;

§ наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждении соответствия товара;

§ сведения об основных потребительских свойствах товаров

§ сведения о составе (в том числе наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок), о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

§ информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;

§ срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

Идентифицирующая функция -- доведение до потребителей,

продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары -- установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству и безопасности.

Эмоциональная и мотивационная функции - воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки. В современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж.

маркировка право защита потребитель

Виды и структура маркировки

Различают несколько видов маркировки. В зависимости от места нанесения маркировка делится на производственную и торговую.

Производственная маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару.

Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.

Кольеретки - разновидность этикеток, имеют особую форму и наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, их назначение - эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.

Вкладыши - это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь - функционального назначения.

Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции - рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяются вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

Бирки и ярлыки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных.

На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты - это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже или взамен других носителей информации.

Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой - указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков.

Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

Клейма и штампы - носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обязательным.

Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов. Штампы и клейма на непродовольственных товарах или их упаковке встречаются реже.

Торговая маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о товаре.

Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных.

Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

В структуре маркировки обычно принято выделять три основных элемента:

§ рисунок;

§ информационные знаки.

Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для всех субъектов рыночных отношений. Тест выполняет все основные функции маркировки, но в наибольшей степени информативную и идентифицирующую.

Рисунок не является обязательным элементом маркировки. Как правило, он встречается в производственной маркировке. Он наносится на товар для выполнения, в большей степени, эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями.

Информационные знаки - краткие условные обозначения, которые предназначены для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационные знаки в большей степени характерны для производственной маркировки.

Информационным знакам присуще следующие черты: краткость, выразительность, быстрая узнаваемость, наглядность. Как правило, это символы, рисунки, отдельные слова.

Фирмы, деятельность которых направлена на определенный сегмент рынка, в своих информационных знаках учитывают именно их интересы. Например, в товарах для детей часто используют изображения героев детских сказок или мультфильмов.

Применяемые в настоящее время информационные знаки разделяют на следующие группы: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товаров, штриховые коды, знаки соответствия или качества, предупредительные, экологические.

В России вводится обязательная маркировка товаров - с 2019 года , для некоторых категорий прямо сейчас. Она позволит очистить рынок от подделок, сделать его прозрачным и гарантировать качество продукции. Для некоторых товаров система маркировки уже используется, для других - только создается: идут пилотные проекты. Подключение к ним пока добровольное, но очень скоро станет обязательным для всех участников рынка.

МойСклад поддерживает проект по маркировке и участвует в пилотах. Зарегистрируйтесь в сервисе, чтобы подключиться к эксперименту вместе с нами. Присоединившись к пилоту сейчас, вы выиграете время, чтобы научиться работать по новым правилам, прежде чем за их нарушение начнут штрафовать. Регистрация в МоемСкладе бесплатная.

  • Маркировка ювелирных изделий (скоро)
  • Маркировка парфюмерных товаров (скоро)
  • Маркировка шин (скоро)

Как работает обязательная маркировка товаров

Для маркировки используются уникальные идентификаторы. Это цифровые коды , по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении. Обязательная маркировка товаров позволит контролировать их оборот на всех этапах и не допускать, чтобы в цепочку попадала незаконно произведенная продукция.

  • Каждая единица товара помечается уникальным кодом. Его генерирует по запросу производителей и выдает им оператор маркировки - и только он. Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Процедура маркировки товаров с 2019 года гарантирует, что повторно их использовать тоже не получится. При списании товара или его продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота. С момента выпуска кода и до вывода его из применения государство отслеживает по нему все, что происходит с товаром.
  • Создается информационная среда, в которой фиксируются сведения о кодах. В ней отмечается каждая ступень оборота промаркированных товаров: начиная с производства или импорта и заканчивая продажей через онлайн-кассу. О реализации товара сообщает в систему не магазин, а ОФД.
  • Создается единый российский каталог с полной информацией о маркированных товарах: их происхождении, производителе, сроке годности и т.п.

Оператором маркировки на основании распоряжения правительства №791-р от 28.04.2018 назначен Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ занимается масштабными проектами в области цифровой экономики, и первый из них - обязательная маркировка товаров. С 2018 года ЦРПТ ведет пилоты под контролем всех заинтересованных ведомств: Минпромторга, Минфина, Минсельхоза, Минкомсвязи, Федеральных таможенной и налоговой служб, Федеральной службы безопасности и Роспотребнадзора.

Пилотные проекты по маркировке - подготовительный этап. Участники создают и проверяют универсальную схему, которая потом распространится на все товары. Сначала технологию опробовали на спиртном и шубах. В 2017 году стартовал аналогичный проект для лекарств, а в 2018 маркировка товаров тестировалась для сигарет и обуви.

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке

Что произойдет после окончания пилотов? Уже с 2019 обязательная маркировка товаров будет действовать для ряда категорий. Подключение к системе станет необходимым, работать в обход уже не получится - нарушители попадут под штрафы. Распоряжение правительства РФ №792-р определило, какие товары подлежат обязательной маркировке:

  • С 1 марта 2019 - сигареты.
  • С 1 июля 2019 - обувь.
  • С 1 декабря 2019:
    • духи и туалетная вода,
    • шины и пневматические резиновые покрышки,
    • одежда из натуральной или композиционной кожи,
    • женские и детские вязаные блузки,
    • верхняя одежда - женская и мужская,
    • белье: постельное, столовое, туалетное и кухонное,
    • фотокамеры и лампы-вспышки.

К 2024 году обязательная маркировка товаров станет сплошной: ЦРПТ запустит в России и ЕАЭС единую систему прослеживания. Такое решение правительства одобрил президент.

Если вы реализуете товары, подлежащие обязательной маркировке в России, - подключайтесь к системе уже сейчас! Во время пилотных проектов нет ни штрафов за нарушения, ни платы за генерацию кодов. Вы успеете перестроить свои бизнес-процессы и обучить кассиров работать по-новому без риска заплатить за ошибку. А мы поможем вам освоиться: в МоемСкладе все готово к работе с кодами маркировки.

Закон о маркировке товара

Система маркировки товаров средствами идентификации c 2019 года опирается на Федеральный закон №487-ФЗ от 31.12.2017. Документ вносит корректировки в уже существующее законодательство о торговле и порядке работы с кассами. 487-ФЗ запрещает продажу и любое введение в оборот товаров, которые не отвечают требованию о маркировке. Он предусматривает и ответственность за нарушения. Закон об обязательной маркировке товаров вступил в силу 1 января 2019 года.

Распоряжение правительства РФ №791-р от 28 апреля 2018 года утвердило общие принципы, по которым будет работать с 2019 обязательная маркировка товаров. Документ поручил и определить исполнителя проекта. Им был назначен ЦРПТ.

Распоряжение правительства РФ №792-р от 28.04.2018 утвердило перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Документ вступил в силу 1 января 2019 года.

После окончания пилотных проектов появится и новый закон о маркировке товара - его разработают по результатам эксперимента. В документе будут описаны конкретные детали окончательного порядка работы: плата за генерацию кодов, вид и размер ответственности за нарушения и другие.

Как устроен код маркировки?

Товары маркируются специальной последовательностью символов. Например, для маркировки сигарет используется двухмерный код DataMatrix , а для лекарств - QR-код. В них содержатся сведения о товаре, его происхождении, производителе, движении, а также шифр проверки.

Коды маркировки генерирует оператор системы - ЦРПТ. Планируется, что генерация их для маркировки товаров в 2019 году станет платной - после того, как закончатся эксперименты. Плата будет браться однократно за каждый идентификатор. Размер ее установит новый закон о маркировке товара, который будет разработан по результатам пилотного проекта.

Во время пилотов коды выдаются бесплатно. Это хорошая возможность научиться работать с маркировкой: пока участники ни за что не платят, их не штрафуют за нарушение порядка работы, и можно переходить на новые правила в своем темпе.

Что меняется для розничного магазина

Работать с маркированными товарами несложно: не требуется никаких технологических новинок, все нужные инструменты и оборудование уже есть на рынке. Но розницу ждут два больших обязательных изменения.

Во-первых, придется использовать системы электронного документооборота тем, кто этого еще не делает. Через СЭД будут передаваться документы, сопровождающие товар.

Во-вторых, нужно будет сканировать коды маркировки: при приеме каждой партии товара сверять их с указанными в документах, а при продаже покупателю - включать в фискальный документ и отправлять в ОФД.

Для этого понадобится сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования - чтобы считывать коды, - а также программа для магазина, которая умеет работать с маркировкой: например, МойСклад.

Мы участвуем в действующем пилотном проекте по маркировке сигарет , и наш сервис полностью готов к работе: и учетная система, и кассовые приложения. Вы сможете прямо в МоемСкладе принимать и отправлять в системы электронного документооборота сопровождающие товар документы с информацией о кодах маркировки, считывать и проверять эти коды в кассовой программе, заводить номенклатуру как табачную продукцию, сообщать оператору пилота о движении товара.

Для участия в пилоте нужно:

Маркировка товаров с 2019 года: последние новости

  • С 1 марта 2019 обязательной станет маркировка сигарет (с 1 января 2018 она работает в тестовом режиме). Она коснется всех, включая импортеров. Читайте подробнее, как устроена и когда вводится маркировка табачной продукции >>
  • С 1 июля 2019 станет обязательной маркировка обуви . Ее тестируют с июня прошлого года.
  • Для ряда других товаров маркировка станет обязательной в декабре 2019. В списке пока только несколько категорий: парфюмерия, шины и пневмопокрышки, некоторые виды одежды и белья, фототовары. Но в будущем их станет больше: предполагается, что к 2024 году система отслеживания распространится вообще на все товары.

Подпишитесь на МойСклад, чтобы узнавать последние новости о маркировке товаров с 2019 года. Это бесплатно.


Посмотрите запись вебинара о маркировке, который мы провели в феврале 2019. Мы пригласили экспертов из ЦРПТ и вместе с ними разобрали, как подготовить бизнес к новым требованиям: какое понадобится оборудование, во сколько обойдется подключение, как будут проходить таможню импортные товары, что делать с немаркированными остатками на складах, а также многие другие вопросы.

Скачайте презентации МоегоСклада и ЦРПТ с вебинара. Остались вопросы? Ищите ответ : эксперты подробно разобрали все, о чем спросили слушатели вебинара.

Чтобы получить доступ к другим полезным материалам по маркировке и получать новости по теме, зарегистрируйтесь в МоемСкладе. Это бесплатно.


Введение

1 История возникновения маркировки

2 Основные функции маркировки

3 Виды и структура маркировки

2 Роль маркировки продукции в продвижении товаров на рынке

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение


В наше время мы сталкиваемся с огромным количеством предложений различного рода продукции и услуг на товарном рынке. Производители, находясь в условиях конкуренции, вынуждены все больше бороться за устойчивое положение на рынке и за получение наибольшей прибыли. Задачей любого предприятия является удовлетворить спрос лучше и эффективнее, чем конкуренты.

Выживаемость любой фирмы, ее положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями - уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место, а упаковка и маркировка является стимулятором потребителя к ее приобретению и имеет в конкурентной борьбе немаловажное значение.

Актуальность темы обуславливается тем, что в современном мире потребление предполагает свободу выбора предпочтительного по качеству товара на основе доступа к полной информации о нем, которая должна быть предоставлена потребителю производителем или продавцом.

Поэтому огромное значение для потребителя имеет маркировка товара, которая является основным носителем актуальной информации как о нем самом, так и о предметах, связанных с его обращением

Это может быть информация, требуемая в законодательном порядке, и дополнительная информация, передаваемая добровольно, исходя из ее необходимости полезности для производителей, потребителей и прочих сторон, вовлеченных в процесс обращения данного товара.

Быстрая и надежная маркировка товаров является неотъемлемым атрибутом современного предприятия. Маркировка требуется не только непосредственно в процессе производства товаров, но и во время их складирования и реализации.

Этим достигается четкое регулирование товарооборота и своевременная идентификация продукции, значительно облегчающие и ускоряющие весь производственный процесс.

Цель работы - на основе анализа, обобщения, классификации рассмотреть понятие маркировки продукции, и ее роли в системе маркетинга предприятия.

Задачи работы:

1. Определение понятия маркировки и требований, предъявляемых к ней;

Классификация маркировки и определение ее целей, задач и функций;

Сделать вывод о роли маркировки в системе маркетинга.

Структура работы: данная работа содержит 2 главы, 5 параграфов, введение, заключение, список литературы из 9 источников, включая 1 приложения.


Глава 1. Понятие маркировки продукции


1.1История возникновения маркировки


Маркировка (от нем. markieren - отмечать, ставить знак) - это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара.

Любой товар нуждается в маркировке. С повышением производительности, а также с усложнением систем транспортировки и складирования, возникла необходимость в оперативном и при этом точным нанесением информации.

Внешний вид товара, его назначение и содержимое не всегда соответствовало, а порой и вовсе отсутствовало. Отсутствием этикетки <#"justify">1.2Основные функции маркировки


Рассмотрим функции маркировки товаров и продукции.

К основным функциям маркировки относятся:

Информационная

2.Идентифицирующая

Мотивационная

Эмоциональная

Информационная функция - точное и достоверное доведение до заинтересованных субъектов всех необходимых сведений о товаре, регламентируемых Федеральным законом «О защите прав потребителей».

В соответствии с этим Законом продавец обязан предоставить

покупателю следующую информацию о товаре:

§адрес (место нахождения);

§фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;

§наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждении соответствия товара;

§сведения об основных потребительских свойствах товаров

§сведения о составе (в том числе наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок), о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

§информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;

§срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

Идентифицирующая функция - доведение до потребителей,

продавцов, экспертов и контролирующих органов информации, позволяющей идентифицировать товары - установить их соответствие действующим законам, ГОСТам, договорам по ассортиментной принадлежности, качеству <#"justify">Эмоциональная и мотивационная функции - воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки. В современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж.

маркировка право защита потребитель

1.3 Виды и структура маркировки


Различают несколько видов маркировки. В зависимости от места нанесения маркировка делится на производственную и торговую.

Производственная маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару.

Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.

Кольеретки - разновидность этикеток, имеют особую форму и наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, их назначение - эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.

Вкладыши - это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь - функционального назначения.

Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции - рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяются вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

Бирки и ярлыки - носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных.

На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты - это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже или взамен других носителей информации.

Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой - указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков.

Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

Клейма и штампы - носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обязательным.

Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов. Штампы и клейма на непродовольственных товарах или их упаковке встречаются реже.

Торговая маркировка - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о товаре.

Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных.

Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

В структуре маркировки обычно принято выделять три основных элемента:

§текст;

§рисунок;

§информационные знаки.

Текст является наиболее распространенным элементом, наиболее доступным для всех субъектов рыночных отношений. Тест выполняет все основные функции маркировки, но в наибольшей степени информативную и идентифицирующую.

Рисунок не является обязательным элементом маркировки. Как правило, он встречается в производственной маркировке. Он наносится на товар для выполнения, в большей степени, эмоциональной и мотивационной функции. Именно наличие красочного рисунка способствует выбору товара потребителями.

Информационные знаки - краткие условные обозначения, которые предназначены для идентификации отдельных или совокупных характеристик товара. Информационные знаки в большей степени характерны для производственной маркировки.

Информационным знакам присуще следующие черты: краткость, выразительность, быстрая узнаваемость, наглядность. Как правило, это символы, рисунки, отдельные слова.

Фирмы, деятельность которых направлена на определенный сегмент рынка, в своих информационных знаках учитывают именно их интересы. Например, в товарах для детей часто используют изображения героев детских сказок или мультфильмов.

Применяемые в настоящее время информационные знаки разделяют на следующие группы: товарные знаки, знаки наименования мест происхождения товаров, штриховые коды, знаки соответствия или качества, предупредительные, экологические.


Глава 2. Маркировка продукции как основной элемент маркетинга


1 Основные требования к маркировке товаров


В современном законодательстве выделяют особые требования к маркировке продукции. Принято выделять общие и специфичные требования.

Общие требования:

·достоверность

·достаточность

·доступность

Специфичные требования:

·Четкость текста и иллюстрации

·Наглядность

·Однозначность текста

·Достоверность относительно количества и изготовителя страны происхождения

·использование несмываемых красителей

Кроме общих и специфичных требований выделяют особые требования к маркировке продовольственных и непродовольственных товаров.

Маркировка продовольственных товаров должна содержать следующую информацию:

§наименование продукта и его вид, сорт, марку;

§наименование страны, производителя и его адрес;

§массу нетто или объем продукта;

§состав - наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;

§пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);

§условия хранения;

§срок годности, дату изготовления;

§способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);

§обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.

Маркировка непродовольственных товаров должна содержать следующую информацию:

§наименование товара;

§наименование страны, производителя, его адрес;

§назначение (область использования);

§основные свойства и характеристики;

§правила и условия эффективного и безопасного использования;

§обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар;

§информация о подтверждении соответствия.

При маркировании продукции изготовитель должен соблюдать требования нормативно-правовых и нормативных документов, направленные на обязательность доведения до приобретателя полной и достоверной информации о продукции.

Информация, которую изготовитель предоставляет потребителю, содержится на этикетке продукции и является основным механизмом контроля достоверности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Эта информация помогает его изготовителю в конкурентной борьбе на потребительском рынке, а конкурентоспособность продукции - это основа рыночной экономики современного государства.

Продвижение конкурентоспособной продукции на внутреннем потребительском рынке, а также ее реализация на мировом рынке является важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики.

В России требования к маркировке продуктов законодательно установлены Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «О защите прав потребителей, «О маркировании товаров, товаросопроводительной документации, контрольно-учетных приборов и документов».


2 Роль упаковки и маркировки продукции в продвижении товаров на рынке


Ма?рке?тинг <#"justify">Многие специалисты по маркетингу называют упаковку (packaging) пятым Р, наряду с ценой, товаром, местом и продвижением: price, product, place, promotion. В последнее время упаковка стала действенным инструментом маркетинга. Хорошо разработанные упаковки обладают определенной ценностью с точки зрения удобства в глазах потребителей и с точки зрения продвижения товара - в глазах производителя.

В настоящее время функции упаковки не ограничиваются защитной и информативной, сейчас она несет и рекламную функцию. Большинство из своих функций упаковка выполняет именно с помощью маркировки.

В настоящее время маркировка - это самый действенный инструмент маркетинга.


Заключение


Целью данной работы являлось рассмотреть понятие маркировки продукции и определить ее роль в системе маркетинга предприятия.

Для достижения поставленной цели были выполнены задачи: изучение истории возникновения маркировки, классификация ее видов, целей, задач и функций, ознакомление с предъявляемыми к ней требованиями, а так же рассмотрение маркировки как важнейшего инструмента маркетинга предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что качественная маркировка товара в настоящее время не только содержит информацию о продукте, но и делает узнаваемой фирму-изготовителя с первого взгляда. Поэтому выбирая товар, среди множества, покупатель ориентируется не столько на продукцию, сколько на ее производителя.

Маркировка сегодня является неотъемлемой частью производства. Она помогает идентифицировать продукцию, формировать ее имидж, стимулировать сбыт. Играет значительную роль в увеличении популярности товара, и соблюдении закона о защите прав потребителей (дата изготовления, срок годности), а также помогает защититься от подделок.

Основная задача маркировки - предоставлять основную информацию об изделии и предприятии, его производящем. При непродуманном подходе к элементам маркировки происходит снижение как потенциального, так и реального спроса, и как следствие, уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках, наблюдается снижение экономической устойчивости предприятия.

Поэтому разработка маркировки должна проводиться с учетом потребностей покупателей, она должна содержать всю необходимую информацию, а также иметь необходимую цветовую гамму, форму, размеры, которые должны быть выполнены с учетом правил и требований законодательства. Все это способствует увеличению продаж, сохранению желаемой прибыли на длительный период времени, очень актуально для предприятий, стремящихся быть конкурентоспособными.


Список литературы


О защите прав потребителей: Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 ФЗ (01.09.2013)

Технический регламент «О маркировке пищевых продуктов для потребителей»: Федеральный закон от 24.12.2008 N 30217-5

Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования: нормативный документ. ГОСТ Р51074-2003 от 29.12.2003 №401

О техническом регулировании»: ФЗ ГОСТ 2. 601, ГОСТ 51121-97

Практикум по товароведению и экспертизе промышленных товаров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.Б. Горюнова, Ю.В. Додонкин, Г.И. Злобина и др. - М.: Академия 2005.-368c.

. #"justify">Приложение 1


Производственные маркировки

1.Этикетка

2.Кольеретка

3.Бирка

4.Контрольная лента


Торговая маркировка

1.Кассовый чек

2.Товарный чек

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



 

Возможно, будет полезно почитать: