Низкая правовая культура. Правовая культура несомненно отличается у разных стран, т.к

1. Правовая культура: понятие и виды

1.1 Понятие правовой культуры

Правовая культура – часть человеческой культуры, совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура полностью не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной и т.д.), создавая тем самым своеобразное, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов. Определенные общие границы правовая культура имеет с политической культурой, т.к. деятельность государства, субъектов политических отношений входит в сферу правовых отношений. Она также функционирует во взаимодействии с нравственной, эстетической, религиозной и другими видами культуры.

Роль правовой культуры в жизни общества многогранна. Правовая культура – своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Данный прогресс подразумевает создание собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, и представление обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Правовая культура является средоточием накопленных человечеством юридических ценностей, организмом, все элементы которого (нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы) обладают качествами продуктов человеческого духа, исторического отбора, труда, жизненной апробации. Данный вид культуры – практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводится ценность и своеобразие национальных правовых феноменов – государственности, правопорядка, правовой системы.

Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, т.к. включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.

Уровень развития правовой культуры в обществе является показателем становления правовой государственности. Правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры общества.

Следует отметить взаимосвязь законности и правовой культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и правовой культуры. Как часть общей культуры, правовая культура предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. В свою очередь законность способствует формированию культуры общества.

В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавших данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей».

В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям.

По мнению А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

По мнению Е.В. Аграновской, правовая культура – это система взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере.

Существуют и другие позиции в отношении понятия «правовая культура». Но, как видно, во всех определениях правовая культура выступает как явление социальное, невозможное без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности этой деятельности и передового мышления. Данное понятие представляет собой сложное и многогранное явление. Важно отметить, что правовая культура:

1. включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм, деятельности конкретного общества. Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права;

2. отражает качественное состояние правовой жизни страны. Поэтому для каждого государства характерен свой уровень правовой культуры;

3. является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании, следовательно, право представляет собой социальную ценность, своего рода юридическое богатство;

4. составляет часть общей культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве;

5. во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность;

6. служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.

1.2 Виды (формы) правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают:

· Правовую культуру общества;

· Правовую культуру личности;

· Правовую культуру профессиональной группы.

Правовая культура общества - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.

Правовая культура в каждый данный момент "присутствует" в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.

Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права. Она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовую культуру личности составляют:

· правосознание и правовое мышление;

· правомерное поведение;

· результаты правомерного поведения и правового мышления.

Правовая культура личности (общая и специальная - профессиональная) способствует выработке культурного стиля правомерного поведения, который формируется в зависимости от:

· степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества;

· специфики профессиональной деятельности;

· индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.

Правовая культура личности предполагает:

· наличие правовых знаний, юридической информации. Информированность была и остается одним из основополагающих каналов формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);

· превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);

· готовность действовать, руководствуясь правовыми знаниями и убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, а главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Другими словами, правовая культура личности - это позитивное правовое сознание в действии. Преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта – ее важная составная часть.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения принципов в правомерном поведении, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения в границах, которые определены нормами права.

Профессиональная правовая культура - одна из форм культуры, свойственная общности людей, которая профессионально занимается юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Профессиональной правовой культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою специфику, что обусловливает особенности правовой культуры различных ее представителей (судей, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, юрисконсультов, адвокатов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников милиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений милиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, государственной автомобильной инспекции, охраны, специальной милиции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной милиции и т.д. Имеет место общая закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников милиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Правовая культура

Правовая культура является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ("теоретическим телом" (проф. Ю.М.Дмитриенко) "более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др." (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности. Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают два вида, среди которых есть и подвиды :
- А. Теоретическая правовая культура ("теоретическое тело" - проф. Ю.Н. Дмитриенко);
- Б. "Практическая правовая культура" (асп. И.В. Дмитриенко: - а)правовая культура общества;
- б) правовая культура личности;
- в) правовая культура группы.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию . Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Структура правовой культуры

Уровень правосознания и правовой активности граждан

  • Режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений , урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права . Прочность правопорядка зависит от состояния законности , без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка .

Все названные элементы правовой культуры являются теми юридическими явлениями, которые входят в правовую систему общества.

Роль правовой культуры в жизни общества

В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»

Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».

В подтверждение «усвоения правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения» уже в раннем детстве, достаточно привести всего лишь одну цитату:

Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую -
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа „стимул - реакция“. Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, - это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. (Следует отметить, что в последнее время активизировались сторонники ужесточения наказаний как метода борьбы с преступностью. Очередное подтверждение того, что подобный метод не имеет под собой научных оснований, содержится в приведённых выше цитатах. Кроме того, вопрос ужесточения наказаний - вопрос очень тонкий, лежащий в плоскости криминологии и других юридических наук (в том числе, должен рассматриваться и с позиции правовой культуры), но никак не в плоскости эмоциональных, обывательских оценок.)

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

Особенности российской правовой культуры

По-мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие.

Так, в частности, представитель славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского общества даёт возможность выявить его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре». Так одной из особенностей, по мнению Смоленского, является: "нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку». П. И. Новгородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет, что особенность русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства - не что иное, как совершенное признание и утверждение основ христианской религии, отказ от осуществления совершенного правового состояния и государственности. Признавая за Ф.М Достоевским приоритет в формулировании глубочайших основ русской философии права, он, в частности, излагает его точку зрения на общественный прогресс, которая характеризуется не ожиданием грядущего рая на земле, не стремлением достичь беззаботной спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководится сознанием неизбежного конца света и особенно убеждением в упадке всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться земного рая и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума.

На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы».

Советский период, по сути, привнёс мало нового в правовую культуру страны. «Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России». Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений. В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру.

С одной стороны наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Так, в частности, А. Г. Дугин , выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жёстко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.

В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.

В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».

Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.

Список литературы

  1. Кистяковский Б. А. Право и метод //Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.
  2. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков, 2002, В. Новгород (003298)
  3. Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика, 2008. - 352 с.(на украинском языке)
  4. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2
  5. Крапивинский С. Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. - Волгоград: Издательств Волгоградского государственного университета, 1998.
  6. Кризис правовой культуры российских государственных служащих и пути его преодоления //Актуальные проблемы правоведения. № 1-2. Самара, 2003. - 0,6 п.л.
  7. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.
  8. Мицкевич А. В. Взаимодействие права и нравственности. - В кн.: Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964,
  9. Молчанов А. А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. № 1. С.63-73.
  10. Невважай И. Д Типы правовой культуры и формы правосознания.
  11. Новгородцев П. И. Соч. М., 1995.
  12. Скакун О. Ф. Теория государства и права. - Х.: Консум, 2000. - 604 с.
  13. Певцова Е. А. Правовое образование в России // Основы государства и права. 2002 г. № 6.
  14. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
  15. Правовая культура как конститутив жизненного пространства личности в гражданском обществе //Научный и общественно-теоретический журнал "Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. " 2 2003. - 0,8 п.л.
  16. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.
  17. Розин В. М. Генезис права. М., 2003.
  18. Силичев Д. А. Культурологи: Учеб. пособие для вузов. - М.: «Приор-издат», 2004.
  19. Селезнёв И. А. Гражданское общество в России и правовая культура студенческой молодежи // Полит. экспертиза. - 2008 - Т. 4, № 4. - С. 152-169
  20. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведенье. 2003. № 1
  21. Смоленский М. Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры: Монография - Москва ИКЦ «МарТ», 2003
  22. Смоленский М. Б. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры и развития гражданского общества в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Научно-практический журнал «Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС)».№ 4.С.50-59. Изд. СКАГС.2003.0,55 п.л.
  23. Смоленский М. Б. Методологические аспекты изучения правовой культуры //Известия высших учебных за-ведений Северо-кавказский регион. № 1. Ростов-на-Дону. 2003.-0,5 п.л.
  24. Смоленский М. Б. Право и правовая культура в системе социальной регуляции //Научно-практический журнал "Юридический Вестник РГЭУ. № 1. Изд. РГЭУ. 2003 - 0,55 п.л.
  25. Смоленский М. Б. Правовая культура и личность в контексте Российской государственности. Монография - Ростов-на-Дону Изд. РГЭУ «РИНХ» - 7,5 п.л.
  26. Смоленский М. Б. Правовая культура и социальное самоуправление в гражданском обществе - формула взаимообусловленности. //Известия высших учебных заведений Северо-кавказский регион. Приложение № 1. Ростов-на-Дону. 2003. - 0,9 п.л.
  27. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность, гражданское общество в России - формула взаимообусловленности - г. Санкт-Петербург //Известия вузов Санкт-Петербург. Правоведение № 1 2003 - 0,8 п.л.
  28. Смоленский М. Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа: Монография - Ростов-на-Дону Изд. СКНЦ ВШ. 2002. - 12, 75 п.л.
  29. Смоленский М. Б. Приоритет прав и свобод человека и гражданина как фактор витальности гражданского общества Ростов-на-Дону.
  30. Смоленский М. Б. Правовой менталитет - фактор формирования правовой культуры как основы гражданско-го общества //Известия высших учебных заведений Северокавказский регион. Ростов-на-Дону. 2002. - 0,6 п.л.
  31. Спекторский Е. В. Христианство и правовая культура // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. С. 335.
  32. Теория государства и права. Ленинград. Издательстве ленинградского университета. 1987.
  33. Дмитрієнко І.В., Дмитрієнко Ю.М. Бодинаміка української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитриенко // Форум права. – 2011. – № 4. – С. 192-200.
  34. Дмитрієнко Ю. М. Дві вісі формування української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 221–241 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .
  35. Дмитрієнко І. В. Суперечності та протиріччя української правової свідомості та ку- льтури / І. В. Дмитрієнко, Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 205 – 220 [Електронний ресурс]:[Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .

Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед любым государством, - правовая культура личности, так как она имеет непосредственное влияние на общее развитие социума и всего государства. Это теоретическая основа государства и составляющая других форм правовой культуры:

Религиозной;

Политической;

Социальной.

Взаимодействие между индивидуумами в обществе регламентируется законодательными актами. Правовая культура проявляется в трудовых отношениях, общечеловеческих и социальных, в профессиональных группах, этнических и других общественных формированиях. Поэтому для каждого государства очень важно обучение основам права своих граждан на постоянной основе, так как эта ценность является основополагающей для развития полноценного социума.

Терминология

Культура как таковая - это прогресс в развитии человечества, который определяется не материальными факторами, а духовными. Это те показатели, которых добились люди за сотни лет существования во всех сферах жизни, благодаря которым улучшили условия жизни, то есть совершенствовали форму своего существования.

Правовая культура - это достижения человечества в сфере развития правоотношений и самого государства, в формировании прав и свобод каждого гражданина. Она является неотъемлемой частью общей духовной целостности общества.

Виды правовой культуры

Выделяют 3 ее вида в зависимости от носителя:

Культура общества;

Культура отдельной группы;

Поговорим о каждом виде отдельно.

Культура общества

Это система ценностей, накопленная людьми в конкретном обществе. Составляющие элементы:

Юридическая практика в государстве;

Соблюдение законов и порядка;

Общий уровень правосознания;

Общее состояние законодательной базы и прочие.

Культура группы

Многие специалисты в области права против выделения этого пункта в классификации, тем более выделения как отдельного вида, так как для нее характерны все факторы, которые присущи правовой культуре общества. Основной акцент правовой культуры группы - это то, как отдельно взятый человек строит свои отношения в отдельной взятой группе, среди друзей или на работе.

Культура личности

Правовая культура личности - это уровень правового развития, социализации и воспитания каждого гражданина страны. Важно понимать, насколько гражданами усвоены основы и как они используются на практике. Характерные особенности:

Информирование и формирование юридической зрелости каждой личности;

Превращение полученных знаний в привычку и норму поведения;

Готовность каждого человека действовать согласно установленным правовым нормам;

Умение отстаивать свои права, если они нарушены.

Основной акцент - это не только знание юридических правил, но и использование знаний на практике, причем постоянно. Правоотношения с другими субъектами права, окружающей средой должны строиться только с соблюдением законов.

Специфика правовой культуры личности

Любая культура - это прежде всего стремление к цивилизованному образу жизни, повышение духовных, поведенческих, интеллектуальных и психологических ценностей отдельно взятой личности и общественности в целом. Правовая культура личности - это не только понимание правовых основ и процессов, но и неукоснительное соблюдение закона. При этом поведение человека не должно постоянно стимулироваться правоохранительными органами, выработанные обществом нормы должны стать привычными для каждого его члена.

Ниже перечислим элементы правовой культуры личности. Их три, и все они важны. Итак, это:

Знание законодательства, причем не только теоретическое, но и практическое применение знаний на практике, соблюдение законов;

Привычка, точнее, формирование личного отношения к праву, что должно прослеживаться в правомерном и законопослушном поведении;

Умение индивидуума применять на практике свои знания в сфере юриспруденции, способность защитить свои права и свободы, не нарушая при этом закона.

Правосознание

Правосознание - это неразрывная связующая между обществом, личностью и правовой культурой. Оценка и критика, пожелания и ожидания в конкретной сфере права, осознание социальной деятельности. Культура полностью опирается на правовое сознание, и наоборот.

Правосознание - своего рода правовое мышление, то есть определить свое место в «мире» права, выбор своей линии поведения.

Функции правосознания

1. Познавательная. Это осознание человека правовых явлений и правоотношений в целом.

2. Оценочная. Это формирование представлений о праве и самой идее правового общества. На основе этих представлений каждая личность строит свое негативное или позитивное отношение к отдельным нормам и к законодательству в целом.

3. Регулятивная. Это полное понимание и построение модели поведения согласно нормам действующего права.

Формирование правовой культуры

Верховенства права можно достичь исключительно в обществе, где правосознание максимально развито, поэтому одна из самых основных задач любого правительства - воспитание ответственности за свои действия у граждан. Именно воспитание правовой культуры - это одна из самых эффективных мер по предотвращению правонарушений и борьбе с преступностью.

Правовое воспитание включает в себя систематическое воздействие на сознание индивидуумов, формирование культуры поведения каждого члена общества. И достигается оно за счет следующих средств:

1. Правовое обучение. Суть методики в том, чтобы передать каждому гражданину все накопленные знания в обществе в сфере правоотношений. Научить каждую личность защищать свои права, отказаться от нарушения закона, сформировать позитивное отношение к законодательству. Естественно, к каждому гражданину должен быть индивидуальный подход. Обучение проводится в школах, средних и высших заведениях, на лекциях и семинарах.

2. Правовая пропаганда неразрывно связана с обучением. Кто-то будет соблюдать правила только на основании того, что он имеет общее представление о праве и законодательстве. В других личностях необходимо воспитывать правосознание постоянно через лекции и специальных пропагандистские мероприятия. Понятное дело, что не требуется от каждого гражданина знания законов на уровне опытного юриста, но основы обязан знать каждый.

3. Юридическая практика. Вне зависимости от того, сколько правительство страны тратит на пропаганду и обучение, повышение правосознания своих граждан, без нормальной работы судебных инстанций, прокуратуры и правоохранителей правовая культура общества не будет существовать в государстве. Любой гражданин будет поступать так же, как судебные и властные структуры. Если чиновники обходят закон, то и граждане будут пытаться его обойти.

Юридическая практика на фоне государственного правосознания - это устранение бюрократизма и взяточничества.

4. Самовоспитание. Не на последнем месте стоит самовоспитание. Если гражданин осознает, что он должен следовать букве закона, заниматься повышением уровня образования, то это огромная профилактика противоправных действий. Такой линии поведения должны придерживаться не только юристы-практики, но и все граждане страны.

Помимо социокультурных качеств и «улучшение» самого общества - это и есть правовая культура личности. Факторы, влияющие на формирование культуры:

Устранение принципа «можно все, что не запрещено»;

Повышение профессионализма государственных чиновников всех уровней;

Практическая реализация конституционной нормы - верховенства права;

Поощрение правомерного поведения, а не только воздействие через карательные меры на правонарушителей.

Наряду с этим гражданин должен понимать, что все правовые и гражданские институты направлены на реализацию его прав, их защиту. А это прямая обязанность государства.

Социализация личности в области права

Не на последнем месте стоит и правовая социализация личности. Социализация в рамках философии и психологии рассматривается как становление личности, развитие и формирование социальной сущности каждого гражданина. Правовая социализация - это одна из составляющих общей социализации индивидуума.

Составляющие правовой культуры и социализации реализуются следующими путями:

Формирование отношения личности к другим индивидуумам;

Поведение гражданина в целом в обществе и его отношение к государству;

Отношение к самому себе.

Для формирования правовой социализации необходим постоянный анализ, и не только положительных факторов. Очень важно, какие компоненты права оказывают негативное влияние на личность человека. Это может быть неточность формулирования отдельных норм закона, противоречивость актов, сложность и объемность сводов законодательных актов. Все это может приводить к тому, что человек начинает антиобщественную деятельность, в некоторых случаях может дойти даже до бунтов. Тогда происходит так, что социализация и правосознание - это не норма для членов общества, а в результате растут преступность и неповиновение.

На практике государство обязано постоянно обновлять компоненты и нормы социальной среды, адаптировать их к нынешним реалиям и стремиться к формированию демократии в обществе со всеми признаками гуманизма и справедливости.

Правомерное поведение: понятие, признаки, виды

Правомерное поведения трактуется как таковое, что полностью соответствует нормам, принятым в конкретном обществе. Оно должно одобряться всеми членами общества и быть общественно полезным. Давайте попробуем разграничить полезность и правомерность. Например, можно и не ходить на выборы - это вполне правомерно, но не имеет никакой пользы для общества.

Признаки правомерности действий

1. Внешне поведение выражается в действии или бездействии, главное - чтобы все было в рамках дозволенного.

2. Поведение является юридически значимым, то есть влечет за собой юридические последствия.

3. Носит осознанный характер.

4. Со стороны государства поощряется путем разрешительных и охранительных норм.

По социальной значимости правомерное поведение может быть:

  • необходимым для всего общества в целом (к примеру, необходимость отслужить в армии);
  • желательным для государства (например, научные исследования);
  • допустимым, то есть таким, которое, может, и порицается членами общества, но вполне допустимо по нормам законодательства (например, деятельность религиозных обществ).

Правомерное поведение классифицируется и по мотивам совершения поступков:

1. Социально-активное поведение - это действия индивидуумов, полностью совпадающие с нормами закона. Объект права полностью осознает и принимает действующее право и порядок.

2. Конформистское. Это действие гражданина, основанное не на личных убеждениях, а на том, что «все так делают».

3. Маргинальное поведение. Характеризуется тем, что индивидуум следует предписаниям действующих норм только под влиянием угрозы или по принуждению. Лишь только послабляется контроль со стороны государства, поведение маргинала сразу становится противоположным и противоправным.

Гражданская и правовая культура: объединяющие факторы

Безусловно, правовая культура - это многослойное и значимое явление. Но оно немыслимо без гражданской культуры. Гражданская и правовая культура личности неразрывно связаны и не могут существовать друг без друга.

Гражданская культура - это качество человека, которое включает в себя уважение к окружающим, любовь к Родине, толерантность к другим расам и вероисповеданиям. Сама гражданская ответственность есть не что иное, как результат воспитания в правовой сфере, политической и моральной. Основы гражданской культуры закладываются в семье и учебных заведениях. В школе дети познают основы государства и права, основы управления государством, формирования властных структур, права и обязанности граждан и правительства. В формировании правовой и гражданской ответственности имеет большое значение и семья: от мнения и общественной позиции родителей зависит и отношение к обществу детей.

На сегодняшний день не все страны могут похвастаться хотя бы средним уровнем правовой культуры своего населения, а у многих вообще отсутствует правовая культура общества, что подтверждается высоким уровнем преступности. Как правило, тому виной отсутствие общедоступности к нормативным документам, слабая пропаганда и практически полное отсутствие желания у правительства повышать уровень гражданской и правовой культуры, вовлекать население в правотворческую деятельность.

Правовая культура

Правовая культура является одной из приоритетных составлющих теоретической конструкции ("теоретическим телом" (проф. Ю.М.Дмитриенко) "более сложных форм правовых культур (например, религиозной, политической, национальной и др." (асп. И.В. Дмитриенко), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности. Правовая культура - общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Виды правовой культуры

В зависимости от носителя правовой культуры различают два вида, среди которых есть и подвиды :
- А. Теоретическая правовая культура ("теоретическое тело" - проф. Ю.Н. Дмитриенко);
- Б. "Практическая правовая культура" (асп. И.В. Дмитриенко: - а)правовая культура общества;
- б) правовая культура личности;
- в) правовая культура группы.

Правовая культура общества

Это разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, состояния юридической практики и др. Высокий уровень правовой культуры является показателем правового прогресса. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; она выступает отправным моментом, базой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

ФУНКЦИИ: Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом. Ценностно-нормативная функция. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию . Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности

Это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.
Правовая культура личности предполагает:
1. наличие правовых знаний, правовой информации. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности (интеллектуальный срез);
2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые убеждения, привычки правомерного поведения (эмоционально-психологический срез);
3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения (поведенческий срез).

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции и иных законов. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правового опыта.

Правовая культура группы

В научной литературе нередко встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, характеризующуюся уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Однако, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно непосредственно при изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

Структура правовой культуры

Уровень правосознания и правовой активности граждан

  • Режим законности и правопорядка - состояние фактической упорядоченности общественных отношений , урегулированных с помощью правовых средств, содержанием которых является совокупность правомерных действий субъектов права . Прочность правопорядка зависит от состояния законности , без которой невозможна правовая культура. Убежденность в необходимости соблюдения правовых предписаний и их соблюдение - это основа режима законности и правопорядка .

Все названные элементы правовой культуры являются теми юридическими явлениями, которые входят в правовую систему общества.

Роль правовой культуры в жизни общества

В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р. Он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»

Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».

В подтверждение «усвоения правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения» уже в раннем детстве, достаточно привести всего лишь одну цитату:

Как услышал царь-отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую -
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю -
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Таким образом, ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.

Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа „стимул - реакция“. Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».

Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, - это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.

Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.

Очевидным становится, что если ставить целью, к примеру, снижение уровня преступности, неизбежно напрашивается вывод о необходимости, в первую очередь, повышения уровня правовой культуры, прививания уважения к социальным нормам и ценностям. (Следует отметить, что в последнее время активизировались сторонники ужесточения наказаний как метода борьбы с преступностью. Очередное подтверждение того, что подобный метод не имеет под собой научных оснований, содержится в приведённых выше цитатах. Кроме того, вопрос ужесточения наказаний - вопрос очень тонкий, лежащий в плоскости криминологии и других юридических наук (в том числе, должен рассматриваться и с позиции правовой культуры), но никак не в плоскости эмоциональных, обывательских оценок.)

Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.

Таким образом, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

Особенности российской правовой культуры

По-мнению многих видных исследователей, немалую роль в формировании отечественной правовой культуры сыграло православие.

Так, в частности, представитель славянофильского течения К. С. Аксаков в записке «О внутреннем состоянии России» (1855 г.) пишет: «Россия никогда не обоготворяла право, не верила в его совершенство, совершенства от него не требовала», она «смотрела на него как на дело второстепенное, считая первостепенным делом веру и спасение души».

Эту же особенность российской правовой культуры подмечает М. Б. Смоленский: «Обращение к истории развития российского общества даёт возможность выявить его особенности, наглядно отражённые в правовой культуре». Так одной из особенностей, по мнению Смоленского, является: "нетерпимость, явно пренебрежительное отношение к закону при не менее очевидном уважении к «порядку». П. И. Новгородцев в статье «О своеобразных элементах русской философии права» пишет, что особенность русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства - не что иное, как совершенное признание и утверждение основ христианской религии, отказ от осуществления совершенного правового состояния и государственности. Признавая за Ф.М Достоевским приоритет в формулировании глубочайших основ русской философии права, он, в частности, излагает его точку зрения на общественный прогресс, которая характеризуется не ожиданием грядущего рая на земле, не стремлением достичь беззаботной спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководится сознанием неизбежного конца света и особенно убеждением в упадке всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться земного рая и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума.

На негативную сторону этой особенности указывает проф. О. В. Мартышин: «Вера, истина, справедливость ставились религиозным сознанием выше закона, что по-своему верно, но в то же время может легко привести к правовому нигилизму, желанию действовать на основе высших критериев и соображений в сфере, где должны царить законы».

Советский период, по сути, привнёс мало нового в правовую культуру страны. «Сколь бы качественно не отличалась советская правовая система от дореволюционной, в силу того, что в ней был воплощён принцип диктатуры одной партии, переросшей чуть ли не на четверть века в фактическую диктатуру одного из её вождей, на практике право в советской России заняло столь же скромное место, как и в дореволюционной России». Говоря о советском периоде можно констатировать явный приоритет идеологии, социалистической морали над правом в деле регулирования общественных отношений. В современной России на теоретическом уровне наметилось два противоположных взгляда на правовую культуру.

С одной стороны наблюдается либерализация законодательства, долгие годы наблюдалось направление в сторону строительства правового государства, с другой стороны набирают силу почвеннические настроения. Так, в частности, А. Г. Дугин , выступая от имени российского евразийства, полагает, что правовое государство по западному образцу чуждо природе Руси, что «национальная юриспруденция должна резко и жёстко отказаться от копирования правовых теорий Запада», «не право важно, а правда, государство правды». Надо отметить, что на практике, непосредственно в законодательстве, доминирует принцип либерализма. Основной закон России, Конституцию РФ, не без оснований именуют одним из самых либеральных в мире.

В обыденной же жизни необходимо отметить широко распространившийся правовой нигилизм, выражающийся, как и много веков назад, в неуважительном, пренебрежительном отношении к праву. С точки зрения причин это следствие юридического невежества, отсталость и правовой невоспитанности основной массы населения. Кроме того, нельзя в этом плане забывать и об исторических особенностях правовой культуры в России.

В качестве предположения, объясняющего современное положение дел в правовой культуре, можно указать на наследие советской системы. В условиях длительного подавления прав и свобод, индивид, дабы реализовать свои потребности, жизненные интересы, вынужден искать способы обойти закон, «обмануть начальника».

Опираясь на вышесказанное можно констатировать, что несмотря на достаточно высокий, хотя и далеко не совершенный, уровень развития законодательства, воплотившего в себе прогрессивные либеральные ценности, общий уровень правовой культуры населения остаётся крайне низким. И основным проблемным моментом остаётся отсутствие осознания права как важнейшей социальной ценности.

Список литературы

  1. Кистяковский Б. А. Право и метод //Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.
  2. Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков, 2002, В. Новгород (003298)
  3. Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. - Киев: Атика, 2008. - 352 с.(на украинском языке)
  4. Кравченко И. И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2
  5. Крапивинский С. Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и аспирантов нефилософских специальностей. - Волгоград: Издательств Волгоградского государственного университета, 1998.
  6. Кризис правовой культуры российских государственных служащих и пути его преодоления //Актуальные проблемы правоведения. № 1-2. Самара, 2003. - 0,6 п.л.
  7. Мартышин О. В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.
  8. Мицкевич А. В. Взаимодействие права и нравственности. - В кн.: Взаимодействие форм общественного сознания. М., 1964,
  9. Молчанов А. А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. № 1. С.63-73.
  10. Невважай И. Д Типы правовой культуры и формы правосознания.
  11. Новгородцев П. И. Соч. М., 1995.
  12. Скакун О. Ф. Теория государства и права. - Х.: Консум, 2000. - 604 с.
  13. Певцова Е. А. Правовое образование в России // Основы государства и права. 2002 г. № 6.
  14. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974.
  15. Правовая культура как конститутив жизненного пространства личности в гражданском обществе //Научный и общественно-теоретический журнал "Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. " 2 2003. - 0,8 п.л.
  16. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. //Методология и методы социальной психологии. М., 1981.
  17. Розин В. М. Генезис права. М., 2003.
  18. Силичев Д. А. Культурологи: Учеб. пособие для вузов. - М.: «Приор-издат», 2004.
  19. Селезнёв И. А. Гражданское общество в России и правовая культура студенческой молодежи // Полит. экспертиза. - 2008 - Т. 4, № 4. - С. 152-169
  20. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведенье. 2003. № 1
  21. Смоленский М. Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры: Монография - Москва ИКЦ «МарТ», 2003
  22. Смоленский М. Б. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры и развития гражданского общества в Российской Федерации. Ростов-на-Дону. Научно-практический журнал «Государственное и муниципальное управление (Ученые записки СКАГС)».№ 4.С.50-59. Изд. СКАГС.2003.0,55 п.л.
  23. Смоленский М. Б. Методологические аспекты изучения правовой культуры //Известия высших учебных за-ведений Северо-кавказский регион. № 1. Ростов-на-Дону. 2003.-0,5 п.л.
  24. Смоленский М. Б. Право и правовая культура в системе социальной регуляции //Научно-практический журнал "Юридический Вестник РГЭУ. № 1. Изд. РГЭУ. 2003 - 0,55 п.л.
  25. Смоленский М. Б. Правовая культура и личность в контексте Российской государственности. Монография - Ростов-на-Дону Изд. РГЭУ «РИНХ» - 7,5 п.л.
  26. Смоленский М. Б. Правовая культура и социальное самоуправление в гражданском обществе - формула взаимообусловленности. //Известия высших учебных заведений Северо-кавказский регион. Приложение № 1. Ростов-на-Дону. 2003. - 0,9 п.л.
  27. Смоленский М. Б. Правовая культура, личность, гражданское общество в России - формула взаимообусловленности - г. Санкт-Петербург //Известия вузов Санкт-Петербург. Правоведение № 1 2003 - 0,8 п.л.
  28. Смоленский М. Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа: Монография - Ростов-на-Дону Изд. СКНЦ ВШ. 2002. - 12, 75 п.л.
  29. Смоленский М. Б. Приоритет прав и свобод человека и гражданина как фактор витальности гражданского общества Ростов-на-Дону.
  30. Смоленский М. Б. Правовой менталитет - фактор формирования правовой культуры как основы гражданско-го общества //Известия высших учебных заведений Северокавказский регион. Ростов-на-Дону. 2002. - 0,6 п.л.
  31. Спекторский Е. В. Христианство и правовая культура // Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997. С. 335.
  32. Теория государства и права. Ленинград. Издательстве ленинградского университета. 1987.
  33. Дмитрієнко І.В., Дмитрієнко Ю.М. Бодинаміка української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитриенко // Форум права. – 2011. – № 4. – С. 192-200.
  34. Дмитрієнко Ю. М. Дві вісі формування української правової свідомості та культури / Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 221–241 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .
  35. Дмитрієнко І. В. Суперечності та протиріччя української правової свідомості та ку- льтури / І. В. Дмитрієнко, Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 205 – 220 [Електронний ресурс]:[Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2012-2/12djmpct.pdf .


 

Возможно, будет полезно почитать: