Понятие лицензирования, лицензии. Правовые основы лицензирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ

филиал Федерального государственного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Южный федеральный университет»

в г. Новошахтинске Ростовской области

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Инновационный менеджмент
ВАРИАНТ № 4

ВЫПОЛНИЛ: студент заочной формы обучения

специальность «менеджмент организации»

курс « 6 курс »

Ерёменко Сергей Геннадиевич

НОВОШАХТИНСК

2011 г.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АССОЦИАЦИИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ, КОНСОРЦИУМЫ

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ?

Лицензирование представляет собой один из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в сфере частноправовой деятельности. В условиях советской правовой системы он применялся редко ввиду очевидного примата публично-правовых институтов над интересами субъектов предпринимательской деятельности. Воздействие государства в это время могло быть обеспечено ужесточением контроля в сфере частноправовой деятельности, а также методами налогового регулирования.

Ситуация коренным образом изменилась после прекращения деятельности Союза ССР и становления новой российской государственности: правовая регламентация лицензирования достигла апогея в период 1995-1998 гг., когда получила распространение практика регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно меньшем объеме, указами Президента России. С принятием Государственной Думой 21 октября 1994г. части первой Гражданского кодекса Российской Федерации проблема адекватного соотношения лицензионного регулирования в федеральных законах и подзаконных актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового базиса: регламентация лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами Российской Федерации, РСФСР, Союза ССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов. С вступлением в силу Федерального закона от 25 сентября 1998г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности (ч.1 ст. 34 Конституции Российской Федерации).

Практика регламентации лицензирования подзаконными актами, существовавшая до принятия Федерального закона от 25 сентября 1998г., не могла устранить противоречий государственного воздействия, в основе которых были плюрализм правового базиса лицензирования, отсутствие единых правовых критериев приостановления действия и аннулирования лицензий, неточное определение полномочий лицензирующих органов.

С целью обеспечения единой государственной политики в области лицензирования Правительством Российской Федерации 24 декабря 1994 г. было принято постановление №1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», действующее ныне в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. №100. этот нормативный акт должен был восполнить лакуны правового регулирования и обеспечить унификацию методов осуществления лицензирования впредь до разработки и принятия Федерального закона. Постановлением было предусмотрено действие на всей территории России только лицензий, выданных федеральными государственными органами, приостановление действия лицензий и их аннулирование были отнесены к ведению лицензирующих органов. Последние, таким образом, самостоятельно выявляли нарушения лицензиатом лицензионных требований и применяли указанные выше санкции. Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности было отнесено к компетенции 34 федеральных государственных органов, «уполномоченных на ведение лицензионной деятельности»(приложение №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г. №1418). Легитимность подобных методов регламентации лицензирования вызывает сомнения: Правительство России утвердило перечень лицензируемых видов деятельности и одновременно наделило федеральные министерства и ведомства, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями государственного принуждения. Очевидно, что приостановление действия лицензии и тем более ее аннулирование ограничивают свободу предпринимательской деятельности граждан, однако применение санкций к правонарушителю, а также иные способы ограничения прав и свобод граждан возможны только на основе федерального закона (ч.3 ст.55 Конституции России). Неоднозначное истолкование вызывает и утверждение Правительством России перечня лицензируемых видов деятельности: согласно п.1 ст.49 ч.1 ГК РФ, принятой Государственной Думой до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г., перечень лицензируемых видов деятельности может быть определен только федеральным законом.

В основе действовавшего до принятия Федерального закона от 25 сентября 1998г. порядка лицензирования лежала жесткая централизация управленческих функций: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации были вправе осуществлять лицензирование по 23 видам деятельности только на основе положений о лицензировании, утверждаемых Правительством России на основе проектов, разрабатываемых федеральными министерствами и ведомствами. .

Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не допускается бессудное аннулирование лицензий, определена единая процедура выдачи лицензий, закреплено содержание надзорных и контрольных государственно-властных полномочий, тем самым предпринята попытка существенного ограничения прерогативы государственных и иных органов, осуществляющих лицензирование. Доминирующее значение общегосударственных интересов над правами субъектов предпринимательской деятельности сохраняется по преимуществу в области внешней торговли, таможенного регулирования и других сферах, на которые не распространяется действие вышеуказанного Федерального закона.
Практика лицензирования свидетельствует о неоднозначном истолковании предписаний Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В некоторых случаях имеют место и явные правовые коллизии: так, постановлением Правительства от 27 апреля 1999г. №472 предусмотрено осуществление трех видов аудиторской деятельности, однако подобный плюрализм в данном случае недопустим, поскольку в соответствии со ст.17 Закона о лицензировании аудит- единый лицензируемый вид деятельности.

Виды лицензирования

Что же представляют из себя виды лицензирования? Виды лицензирования представляют собой некоторые разновидности деятельности фирмы, для осуществления которых необходимо получение лицензии. На настоящий день существует приблизительно 100 видов лицензирования. Например, регистрация оффшоров подвержена процедуре лицензирования. То есть, оффшорная деятельность относится к полному списку лицензируемой деятельности. Оффшорные зоны предъявляют свои требования. Хочется отметить, что лицензию на интересующий вид деятельности Вы можете заказать в специализированной компании. Профессионалы за Вас соберут весь нужный пакет документов, а затем направит их в компетентный орган. Все типы активности для реализации которых нужно получить специальное разрешение исполнительной власти. Лицензия дает право на ведение определенного вида бизнеса, а также извлечение дохода от него. Перечислим самые распространенные виды лицензирования: медицинское, образовательное, строительное, лицензирование в аудите, лицензирование в туризме, пожарное лицензирование, лицензирование в области страхования, лицензирование в охране, лицензирование в фармацевтике. В Федеральном Законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечислен полный список видов лицензирования. Этот же закон и регулирует сроки получения лицензии и весь порядок процесса лицензирования. Отметим, что для каждого лицензируемого вида существует свое положение, где указан выдающий лицензии орган, а также перечислен полный список необходимых требований и документов. Что примечательно, пакет документов, которые перечислены в законе, несколько отличается от списка документов, которые нужно предоставить в лицензирующий орган.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АССОЦИАЦИИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬЯНСЫ, КОНСОРЦИУМЫ

Консорциум

Консорциум - временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения.

В качестве особенностей консорциумов можно назвать:

* организация консорциума оформляется соглашением;

* консорциум может создаваться с образованием и без образования юридического лица. Организационно-правовой формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие хозяйственные общества;

* как правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета директоров консорциума);

* компании, входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с достижением целей консорциума;

* зачастую консорциумы являются бесприбыльными организациями;

* целью создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение крупных финансовых операций по размещению займов, акций;

* компании могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т.к. могут участвовать в осуществлении нескольких проектов.

Несмотря на то, что участники консорциума не теряют своей юридической и хозяйственной самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для реализации капиталоемких проектов.

Как правило, консорциум создается для высококачественного исполнения срочных и дорогостоящих заказов и проектов, требующих консолидации усилий и средств научно-технических, производственных, обслуживающих и финансовых компаний, способных совместно решить поставленную задачу. Зачастую консорциумы создаются для совместной разработки месторождений.

Так, примером может служить консорциум нефтедобывающих компаний: Бритиш Петролеум, Шелл, Амко, Шеврон, Туркиш Петролеум, осуществлявших совместно с Государственной нефтяной компанией Азербайджана и российским АО «Лукойл» разработку нефтяных месторождений Азери и Чираг на шельфе Каспийского моря.

Консорциумы могут организовываться несколькими банками, производственными компаниями, научными центрами, государственными структурами. Они создаются для повышения технической и коммерческой конкурентоспособности его участников.

Консорциумы могут быть закрытыми и открытыми. В закрытом консорциуме компания - заказчик заключает контракт с каждым участником в отдельности. При образовании открытого консорциума все его участники подчиняются в части, касающейся целей консорциума, общему лидеру и несут солидарную ответственность по обязательствам консорциума в пределах своих долей участия.

Лидер консорциума координирует совместную деятельность участников и получает за это отчисления от других членов. Заказчик заключает контракт только с лидером, который должен отвечать перед заказчиком за весь проект единолично. Таким образом, лидер представляет интересы консорциума перед заказчиком и третьими лицами, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов консорциума. Ответственность же по договорным обязательствам несут члены консорциума в размере их долей в общем объеме поставок и услуг. В рамках консорциума возможны различные варианты ответственности, например, долевая, солидарная.

Каждый член консорциума обеспечивает финансирование своей доли работ и принимает на себя коммерческие и технические риски, связанные с выполнением своей части обязательств.

В конце Х1Х - начале ХХ века консорциумы в основном представляли собой соглашения между банками для осуществления финансовых операций на национальном и международном рынках. В середине ХХ века консорциумы начинают широко распространяться в сфере промышленности и служить целям реализации крупных промышленных, научно-технических, строительных и других проектов. Например, консорциумы применялись крупнейшими объединениями промышленников для осуществления строительства атомных реакторов. Характерным для современных типов консорциумов является совместное проведение научно-исследовательских работ.

Существенной чертой этой формы интеграции компаний становится их интернационализация. Для современных консорциумов характерно многонациональное представительство.

В качестве хрестоматийного примера можно привести западноевропейский авиастроительный консорциум Airbus Industry, созданный еще в середине 60-х годов и контролирующий порядка 30% рынка гражданских реактивных самолетов. Участниками консорциума выступили 4 ведущие авиастроительные компании Западной Европы: Aerospatiale (Франция), Daimler Chrysler Aerospacte (Германия), British Aerospace (Великобритания) и CASA (Испания). Целью создания консорциума явилось проектирование и изготовление самолетов. Причем каждый из участников самостоятельно финансировал свою часть работы по НИОКР и производству самолетов, пропорционально доле его участия в консорциуме. Интересно, что если на первоначальном этапе функционирования консорциума при производстве первой модели совместно выпускаемого самолета А-300 источниками финансирования явились кредиты, полученные от правительств государств-участников, то начиная с модели А-321 разработка новых самолетов уже полностью финансируется за счет собственных средств консорциума и коммерческих кредитов. Консорциум Airbus Industry зарегистрирован как юридическое лицо по законодательству Франции в организационно-правовой форме «объединения по экономическим интересам». Эта организационно-правовая форма была выбрана в связи с тем, что она не предполагает формирование участниками единого капитала, нет необходимости отражать прибыль и убытки, представлять финансовую отчетность. Важно, что участники консорциума являются объектами налогообложения только в соответствии с национальными налоговыми законодательствами. Представляет интерес и то, что этот консорциум имеет и собственный центральный управляющий аппарат, насчитывающий 2700 человек, занимающихся вопросами управления, маркетинга, сбыта и послепродажного обслуживания самолетов.

Появились и консорциумы нового типа, в которых в качестве участников выступают целые государства, например, ИНТЕЛСАТ - Международный консорциум спутниковой связи. Это совместный проект, в котором участвуют правительства разных стран, вкладывающие в него капитал и владеющие его акциями в количестве, пропорциональном их предполагаемому использованию системы.

В мировой практике наиболее часто встречаются следующие виды консорциумов, большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа:

Банковский консорциум - группа банков, временно организованная одним из наиболее крупных банков - главой консорциума для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые рынки.

Консорциум-гарант - банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим полученный кредит.

Гарантийный консорциум - соглашение между несколькими компаниями различных видов деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его возмещение.

Подписной консорциум - консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых ценных бумаг.

Финансовый консорциум - временное соглашение, союз нескольких банков для проведения крупных финансовых операций, например, размещения займов.

Экспортный консорциум - внешнеторговое объединение, создаваемое в ряде стран для содействия экспортным операциям входящих в него компаний.

Среди финансовых или подписных консорциумов можно встретить понятия временных и постоянных консорциумов. Временные консорциумы образуются для размещения облигаций национальных и иностранных займов на сравнительно небольшие суммы, а также для осуществления краткосрочных сделок. Постоянные консорциумы обычно имеют дело с операциями по размещению займов определенной страны или группы стран, операциями с бумагами отдельных акционерных обществ для осуществления финансовых, коммерческих и инвестиционных операций значительного масштаба.

Финансовые консорциумы возглавляются, как правило, крупным банком или банковской монополией, которые подбирают участников соглашения - консортов, разрабатывают условия займа или организации АО, занимаются юридическим оформлением документации, введением займов в биржевую котировку, размещают акции и облигации среди покупателей. Члены консорциума резервируют за собой право на получение комиссионного вознаграждения, размеры которого определяются долей их участия в размещении займа, суммой эмиссии акций или пропорционально сумме реализуемых консорциумом акций и других ценных бумаг.

Ассоциация

Ассоциация - добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.

В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:

· это самая «мягкая» форма интеграции компаний;

· ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;

· возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;

· члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;

· ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

· члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;

· члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

В соответствии с российским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем.

Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.

Одной из разновидностей ассоциаций является торговая ассоциация - структура, создаваемая входящими в отрасль компаниями для обмена информацией и лоббирования общих интересов в правительстве и законодательных органах.

Стратегический альянс

Стратегический альянс (Strategic Alliance) - соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих стратегических ресурсов компаний.

Стратегические союзы являются самой перспективной формой интеграции компаний, именно они из всех возможных форм оказались в центре внимания ТНК в 90-х годах. Прогнозируется, что в XXI веке они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы. Заключение альянсов представляет собой один из наиболее быстрых и дешевых путей реализации глобальной стратегии.

В качестве особенностей стратегических альянсов можно назвать:

· это соглашения о сотрудничестве между фирмами, идущие дальше обычных торговых операций, но не доводящие дело до слияния компаний. Существуют значительные различия между стратегическими союзами, основанными на долгосрочных отношениях партнеров, и партнерскими отношениями контрактного типа, т.к. последний вид сотрудничества существует ограниченное время и используется для конкретных проектов или целей. Обычные контрактные отношения, как правило, не предполагают развития отношений в дальнейшем;

· этот тип хозяйственного объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений;

· в стратегический альянс могут вступать не только поставщики и клиенты (например, Marks&Spencer заключила неформальные стратегические союзы со многими поставщиками товаров), но и конкуренты (например, Grundig и Philips, объединившие свои усилия в области видиозаписи, или Honda и Rover в мобильной связи);

· в рамках стратегических союзов осуществляется совместная координация стратегического планирования и управления участниками деятельности, что позволяет им согласовать их долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого участника;

· стратегические альянсы создаются на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между компаниями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями и опытом;

· альянс, как правило, не является самостоятельным юридическим лицом;

· компании могут быть участниками множества стратегических альянсов;

· стратегические альянсы достаточно подвижны, свободны для партнеров, более ориентированы в будущее, уменьшают неясность и неопределенность в отношениях партнеров, увеличивают стабильность в обеспечении ресурсами и распределении продукции и услуг;

· альянсы создаются на определенный срок, они распадаются, когда необходимость в объединении отпадает;

· альянсы оказывают влияние на конкуренцию: объединившиеся компании направляют усилия в большей степени против общих конкурентов, чем против друг друга;

· это пока наименее ограничиваемые в законодательном порядке способы проникновения на рынок.

Выделяют четыре разновидности стратегических альянсов:

1. альянсы с акционерным участием в существующих предприятиях;

2. стратегические альянсы с созданием новых компаний (совместных предприятий);

3. консорциумы для реализации инвестиционных проектов;

4. альянсы со слабой кооперацией.

С точки зрения сферы деятельности стратегические альянсы условно можно разделить на три вида:

Альянсы по реализации проектов НИОКР;

Альянсы по организации совместного производства;

Альянсы по совместному освоению новых рынков.

Наибольшее распространение получили альянсы, создаваемые в целях сотрудничества в сфере НИОКР. В настоящее время к этой группе относится более половины всех стратегических союзов.

Количество альянсов постоянно возрастает. Согласно UNCTAD (ЮНКТАД, Конференция ООН по торговле и развитию), общее число технологических альянсов (в области производства новых материалов, информационных технологий и биотехнологий) увеличилось с 526 в 1980 году до 4512 в 1995 году, т.е. почти в 9 раз1.

Мотивами, в соответствии с которыми компании вступают в альянсы, являются:

Достижение экономии на масштабах производства;

Совместное использование производственных мощностей;

Объединение усилий в производстве компонентов или сборке конечной продукции;

Снижение неопределенности и усиление стабильности развития, поскольку в долгосрочных отношениях с критическим партнером объединяется их опыт и ресурсы;

Снижение рисков в деятельности;

Получение доступа на рынок, где уже существуют сложившиеся рыночные структуры и определенный менталитет, продвижение на рынок продукции друг друга;

Передача технологий, знаний и ноу-хау, проведение совместных исследований, обучение персонала;

Совместная разработка и производство технически сложных изделий (средств коммуникации, компьютеров, самолетов и т.п.).

Цели, ради которых компании вступают в стратегические альянсы, существенно различаются.

Так, General Motors использовала союзы для преобразования своего бизнеса. Эта компания создала обширную сеть связей с автомобильными компаниями и поставщиками в Европе и Азии, а также в Северной Америке. Некоторые альянсы должны были улучшить продвижение продукции на зарубежный рынок, другие предполагали обмен технологиями, третьи призваны были обновить ассортимент General Motors, четвертые - изучить производственные методы и т.п.

Исторически компании развитых стран, ориентированные на экспорт, искали возможности альянса с компаниями менее развитых стран, чтобы импортировать и продвигать на местный рынок свою продукцию - такие соглашения часто были необходимы для получения доступа на рынки менее развитых стран. В последнее время ведущие компании из разных частей света создавали стратегические альянсы для усиления своих совместных возможностей по обслуживанию целых континентов и продвижению к еще большей вовлеченности в деятельность на мировом рынке. Как японские, так и американские компании создавали альянсы для укрепления своей конкурентоспособности на рынке стран Европейского Союза и освоения открывающихся рынков восточноевропейских стран.

Крупные компании создают множество разнообразных альянсов. В качестве примера можно привести лишь несколько из большого числа стратегических альянсов компании Toshiba:

Альянс со шведской компанией Ericsson, одним из крупнейших в мире производителей телекоммуникационного оборудования, в целях разработки нового оборудования средств связи;

Партнерство с Sun Microsystems, лидером по производству микропроцессоров для рабочих станций, с целью разработки портативных модификаций рабочих станций для Sun и использования оборудования компании Sun в продукции Toshiba по контролю энергосистем, дорожного движения и автоматизированному мониторигну производственных процессов;

Стратегический альянс с компаниями IBM и Siemens с целью разработки и производства чипов памяти DRAM емкостью до 16Гб для использования в больших компьютерах;

Совместный проект с подразделениями компании Time Warner по разработке новой интерактивной кабельной телевизионной технологии.

Примерами стратегических союзов могут служить и соглашения между IBM и Mitsubishi, альянс между IBM и Apple.

Непременными условиями эффективного стратегического альянса являются долгосрочное планирование, координация политики, укрепляющие доверие партнеров, и стремление к сотрудничеству высшего и среднего менеджмента компаний-союзников.

Данное положение можно проиллюстрировать недавним примером краха, казалось бы, эффективно действующего, приносящего огромные прибыли стратегического союза между компаниями Honda и Rover. Honda владела 20% акций компании Rover. В 1994 году British Aerospace, владелец Rover, решила продать ее стратегический пакет акций. Поскольку японский партнер объявил о неготовности приобрести предлагаемый пакет акций, англичане продали его немецкой компании BMW. Японские партнеры были предельно возмущены этим шагом, а руководители British Aerospace не могли сдержать удивления по этому поводу, считая, что все их действия были направлены на соблюдение интересов своих акционеров. Столкнулись интересы представителей двух не понимающих друг друга культур.

Многие альянсы распадаются или ликвидируются, если один из партнеров принимает решение о приобретении другого. Проведенный в 1990 году анализ 150 компаний, состоящих в стратегических альянсах, которые впоследствии распались, показал, что в 75% всех альянсов партнеры были поглощены участниками альянсов и, прежде всего, японскими компаниями. В целом отмечается, что японские фирмы по сравнению с европейскими и американскими более активно действуют, внедряют опыт, приобретенный в рамках стратегического альянса.

Порой участники альянса намеренно (изнутри зная его сильные и слабые стороны) ставят партнера в безвыходное положение, когда он не способен противостоять поглощению своей компании партнером по альянсу.

Так, например, стратегический альянс между Fujitsu и International Computer Ltd (ICL), просуществовавший в течение 9 лет, завершился приобретением Fujitsu 80% акций британской компании ICL. Первоначально Fujitsu была поставщиком комплектующих для компьютеров ICL, но по мере развития сотрудничества превратилась в единственный источник технологий для этой компании. Когда же англичане, учитывая безрадостные прогнозы о финансовом состоянии компании, вынуждены были ее продать, то они смогли найти только одного покупателя своей компании - партнера по стратегическому альянсу - фирму Fujitsu. И многие специалисты убеждены, что Fujitsu все это было подстроено преднамеренно.

Во многих альянсах наибольшая опасность заключается в том, что участвующие в них компании могут достаточно хорошо изучить операции других партнеров, скопировать порядок их действий и стать успешными конкурентами.

Говоря о недостатках стратегических альянсов, следует отметить, что эффективная координация деятельности самостоятельных компаний является сложной задачей (учитывая различную их мотивацию и порой противоречащие цели). Будучи в значительной степени независимыми, партнеры в состоянии принимать решения, неоптимальные в плане интересов стратегического альянса в целом. Его участники постоянно вынуждены находить формы разрешения противоречий между задачами, стоящими перед стратегическим альянсом в целом и отдельными его партнерами. Приходится преодолевать также языковые и культурные барьеры. Результаты анализа функционирования стратегических альянсов показывают, что около половины из них не дают ожидаемой отдачи, а их участники зачастую оказываются в сложном положении, подчас жертвуя своими преимуществами.

Для того, чтобы положительный эффект вступления компании в стратегический альянс превалировал над отрицательным, необходимо учитывать следующие моменты:

Партнер по стратегическому альянсу должен быть совместимым с данной компанией;

Наиболее успешные альянсы характеризуются тем, что товары и позиции на рынке партнера дополняют товары и позиции данной компании, а не конкурируют с ними;

В рамках стратегического альянса опасно передавать партнеру информацию, которая может сказаться на конкурентной ситуации;

Не следует ждать от альянса немедленной отдачи, во многом результат зависит от доверия, существующего между компаниями;

При заключении стратегического альянса рекомендуется быстро и детально ознакомиться с основными идеями и практикой партнера в области технологии и управления и внедрить в свою деятельность наиболее рациональное из этого;

Стратегический альянс необходимо рассматривать как временное соглашение между партнерами, если он становится невыгодным, его целесообразно сразу же расторгать.

В заключение представим результаты сравнительного анализа рассмотренных организационных форм интеграции компаний в виде табл.1 и табл.2.

Таблица 1 - Сравнительный анализ интеграции сфер хозяйственной деятельности при различных формах объединения компаний

Сферы деятельности

Kонгло-мерат

Kонсорциум

Синдикат

Ассоциа-ция

Производство

Маркетинг, сбыт

Бизнес-планирование

Условные обозначения:

(+) -- централизация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний;

(-) -- децентрализация данной сферы деятельности в рамках организационной формы интеграции компаний.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика основных организационных форм интеграции компаний

Отличительные признаки

Конгломерат

Консорциум

Синдикат

Страт.альянс

Ассоциация

1. Степень юридической самостоятельности объединяемых компаний:

0 -- потеря юридической самостоятельности;

1 -- сохранение юридической самостоятельности;

2 -- возможность и сохранения, и потери юридической самостоятельности

2. Наличие производственной общности объединяемых компаний:

0 -- отсутствие производственной общности;

1 -- наличие производственной общности;

2 -- производственная общность не является обязательной

3. Степень объединения хозяйственной деятельности:

0 -- объединение отдельных сторон хозяйственной деятельности;

1 -- объединение большинства сторон хозяйственной деятельности

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 4. Исходными данными для оценки проекта служит следующая информация. Завод по производству электронных плат на основании прогноза продаж и установленной прогнозной цены за единицу продукции должен определить потоки платежей при реализации инновационного проекта в течение 10 лет. Прямые производственные издержки, прогноз объема продаж, необходимые для расчета, приводятся в табл. 1. Рассчитать цену, исходя из темпа роста инфляции 6-8% (начальная цена 740 тыс.руб.). По полученным данным произвести анализ денежных потоков.

* Налог на прибыль - 24%

1) Определим выручку:

1=7700*740*1,06=6039880

2=7900*740*1,06=6196760

3=8100*740*1,06=6353640

4=8400*740*1,06=6588960

4) 5=8700*740*1,06=6824280 Определим налог на прибыль:

1=2693460*0,24=646430,4

2=2679680*0,24=643123,2

3=2661660*0,24=638798,4

4=2582160*0,24=619718,4

5=2582160*0,24=619718,4

2) Определим общие издержки:

1=7700*410*1,06=3346420

2=7900*420*1,06=3517080

3=8100*430*1,06=3691980

4=8400*450*1,06=4006800

5) 5=8700*460*1,06=4242120 Определим поток платежей - Налогооблагаемая прибыль - Налог на прибыль

1=2693460-646430,4=2047029,6

2=2679680-643123,2=2036556,8

3=2661660-638798,4=2022861,6

4=2582160-619718,4=1962441,6

5=2582160-619718,4=1962441,6

3) Определим налогооблагаемую прибыль= Выручка-Издержки:

1=6039880-3346420=2693460

2=6196760-3517080=2679680

3=6353640-3691980=2661660

4=6588960-4006800=2582160

5=6824280-4242120=2582160

Задание 5. Исходными данными для оценки проекта служит следующая информация. Завод по производству электронных плат на основании прогноза продаж и установленной прогнозной цены за единицу продукции должен определить потоки платежей при реализации инновационного проекта в течение 10 лет. Прямые производственные издержки, прогноз объема продаж, необходимые для расчета, приводятся в табл. 1. Рассчитать цену, исходя из темпа роста инфляции 6-8% (начальная цена 760 тыс.руб.). По полученным данным произвести анализ денежных потоков.

Таблица 1. Денежный поток от реализации инновационного проекта, тыс. руб.

* Налог на прибыль - 24%

2) Определим выручку:

1=6800*760*1,06=5478080

2=7000*760*1,06=5639200

3=7200*760*1,06=5800320

4=7500*760*1,06=6042000

6) 5=7800*760*1,06=6283680 Определим налог на прибыль:

1=2883200*0,24=691968

2=2893800*0,24=694512

3=2900160*0,24=696038

4=2862000*0,24=686880

5=2893880*0,24=694531

4) Определим общие издержки:

1=6800*360*1,06=2594880

2=7000*370*1,06=2745400

3=7200*380*1,06=2900160

4=7500*400*1,06=3180000

7) 5=7800*410*1,06=3389800 Определим поток платежей - Налогооблагаемая прибыль - Налог на прибыль

1=2883200-691968=2191232

2=2893800-694512=2199288

3=2900160-696038=2204122

4=2862000-686880=2175120

5=2893880-694531=2199349

5) Определим налогооблагаемую прибыль= Выручка-Издержки:

1=5478080-2594880=2883200

2=5639200-2745400=2893800

3=5800320-2900160=2900160

4=6042000-3180000=2862000

5=6283680-3389800=2893880

Задание 13. Предприятию необходимо оценить эффективность использования новой техники либо внедрение к производству новых видов продукции. Рассчитать коэффициент конкурентоспособности изделия. Коэффициент, учитывающий возможность реализации продукции с возможно максимальной прибылью равен 1,25-1,3. Проанализировать полученные данные.

Таблица 1. Исходные данные

1)Определим затраты на производство модели Б:

240*12000=2880000

2)Определяем уровень качества анализируемого изделия:ъ

К=18000/14400=1,25

3)Определяем эффект:

12000/18000/1,25=0,53

Ответ: Уровень качества базового изделия ниже на 47% анализируемого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

организационный инновационный лицензирование регламентация

1 Афонин И.В. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. -- М.: Гардарики, 2005. - 224 с.

2 Балабанов И.Т., Балабанов AM. Экономика туризма: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.

3 Инновационный менеджмент: Уч. пособие / Под ред. Л.Н.Оголевой. - М.: ИНФРА-М, 2003.

4 Инновационный менеджмент: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. -- М.: Вузовский учебник, 2004.-382 с.

5 Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Л.С.Барютин и др.; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. -- М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004. - 518 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение комплекса организационных форм инновационной деятельности в России. Характеристика отдельных видов организационных форм: крупных, малых и специфических. Анализ форм инновационной деятельности на примере финансовой промышленной группы "Интеррос".

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности. Особенности формирования новых, прогрессивных организационных структур. Деятельность малых инновационных предприятий. Венчурные (рисковые) инновационные предприятия и технопарки.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2010

    Характеристика основных организационных форм инновационной деятельности. Формирование новых, прогрессивных организационных структур. Преимущества и значение малых инновационных предприятий. Особенности инвестирования в венчурные предприятия и технопарки.

    контрольная работа , добавлен 01.12.2011

    Понятие инновации в экономической науке. Ключевые моменты организации инновационной деятельности на предприятии. Творческая активность персонала фирмы и внедрение инноваций на предприятии. Комплекс организационных форм инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2012

    Современная трактовка инновационной деятельности в организации, ее составляющие и стадии, принципы организации. Практика инновационного менеджмента в фирмах Японии, США и России. Организационные и управленческие решения в инновационной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2013

    дипломная работа , добавлен 14.10.2012

    Понятие, структура, субъекты инновационного рынка. Подходы к определению его дальнейшего развития. Мотивы и цели ведения инновационной деятельности. Понятие качества продукта и его новизны. Этапы введения нововведений. Объекты обмена в сфере инноваций.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Ознакомление с законами, подзаконными актами (указы Президента, Постановления Ростехрегулирования) и нормативно-методической базой сертификации, обозначающими ее цели и порядок проведения. Содержание Закона РФ "О сертификации продукции и услуг" № 5151-1.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Этапы развития инновационной практики от античности до современности. Определение и компоненты инновационной деятельности. Развитие инноваций в СССР. Системная концепция в определении эффективности инновационной деятельности. Жизненный цикл инновации.

    контрольная работа , добавлен 24.08.2015

    Определение понятия инновационной деятельности и общая характеристика стратегии инноваций. Анализ современных проблем инновационной деятельности в России и её регионах. Состояние и возможности развития инновационной деятельности в Республике Дагестан.

Ключевые слова

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие и назовите признаки СКС.

2. Дайте понятие правового обеспечения СКС и туризма.

3. Какова система регулирования СКС и туризма?

4. Назовите принципы и способы государственного регулирования туризма.

6. Дайте характеристику Федеральной службы по туризму РФ.

7. Укажите компетенцию Департамента международного сотрудничества и туризма Администрации Приморского края.

8. Перечислите нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.

9. Охарактеризуйте Закон об основах туристской деятельности.

10. Какова система международных договоров в сфере туризма?

11. Назовите основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

Тема 2. лицензирование, Стандартизация,
подтверждение соответствия
и классификация в туризме
и социально-культурном сервисе

2.1. Правовые основы лицензирования.

2.2. Стандартизация в туризме.

2.3. Подтверждение соответствия.

2.4. Классификация объектов туристской индустрии.

Лицензия, лицензирование, стандарт, международный стандарт, ГОСТ, ГОСТ Р, СТП, подтверждение соответствия, добровольная сертификация, классификация.

С 01.01.2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, однако для осуществления ряда смежных видов деятельности по-прежнему требуется наличие лицензии. Кроме того, для осуществления целого ряда услуг в сфере СКС также необходима лицензия.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление кон­кретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование – вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением ли­цензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер­ба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться ины­ми методами. Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляет­ся Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. К ним относятся, например: фармацевтическая деятельность; перевозки морским транспортом пассажиров; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); медицинская деятельность и т.д.


Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ. Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицен­зионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и полу­чать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выно­сить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару­шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всей территории РФ. Если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует только на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность мо­жет вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срока дей­ствия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. По­ложениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соиска­телем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется соискате­лю. Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соиска­теля лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии мо­жет быть обжалован. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соис­кателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в установленном законом размере. Если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензиру­ющий орган вправе аннулировать лицензию.

Лицензирующие органы могут приостанавливать дейст­вие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Вынося решение о приостановлении действия лицензии, лицензирующий орган определяет срок для устранения обстоятельств, повлекших такое приостановление, но не более 6 месяцев. В случае устранения ука­занных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается решение о возобновлении действия лицензии. Если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу автоматически в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

1. В административном порядке, т.е. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензион­ного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выда­че лицензии.

2. В судебном порядке: в случае, если нарушение лицензиатом ли­цензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопаснос­ти государства, культурному наследию народов РФ или при неустране­нии лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостанов­ления действия лицензии, в установленный срок.

За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицен­зии либо с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производ­ства и сырья или без таковой. Также это может послужить основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. Если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлени­ем и наказывается в соответствии со ст. 171 УК РФ.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление опре­деленной деятельности, если эти деяния совершены должностным ли­цом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются в соответствии со ст. 169 УК РФ.

Согласно статье 49 ГК РФ, отдельными видами хозяйственной дея­тельности, перечень которых определяется законом, хозяйствующие субъекты могут заниматься только на основании лицензии (разреше­ния). К ним относится деятельность, осуществление которой может по­влечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоро­вью граждан и регулирование которой не может осуществляться ины­ми методами, кроме как лицензированием.

Правовой основой лицензирования является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ и постановление Правительства РФ «Об организации ли­цензирования отдельных видов деятельности» от 26 января 2006 г. №45.

Лицензирование включает в себя мероприятия, связанные с предос­тавлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекраще­нием действия, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением обладателями лицензий (лицензиатами) ли­цензионных требований и условий.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкрет­ного (лицензируемого) вида деятельности при обязательном соблюде­нии лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом хозяйствующему субъекту.

В сфере обращения лекарственных средств лицензированию в на­стоящее время подлежат следующие виды деятельности:

♦ фармацевтическая деятельность;

♦ производство лекарственных средств;

♦ деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

♦ культивирование растений, используемых для производства нарко­тических средств и психотропных веохеств.

На каждый вид хозяйственной деятельности, подлежащий лицен­зированию, предоставляется отдельная лицензия. Деятельность, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим ее хозяйствующим субъектом. Для получения ли­цензии хозяйствующий субъект представляет в лицензирующий орган следующий типовой пакет документов:

♦ заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы соискателя, его местонахождения (для юридических лиц) либо фамилии, имени, отчества, местажительства и паспортных данных (для индивидуальных предпринимателей); местонахождения объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности; вида деятельности, кото­рый соискатель намерен осуществлять;

♦ копии учредительных документов и документа о государственной регистрации хозяйствующего субъекта в качестве юридического лица или свидетельства о государственной регистрации индивиду­ального предпринимателя;


♦ копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в на­логовом органе;

♦ документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

♦ сведения о квалификации работников соискателя.

Кроме указанных документов, для отдельных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых установлено соответствующими федеральными законами, а так­же иными нормативно-правовыми актами. Копии документов, не заве­ренные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала. До­кументы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копию которой лицензирующий орган направляет (вручает) со­искателю с указанием даты приема.

Федеральный закон № 128-ФЗ устанавливает типовой порядок принятия лицензирующим органом решения. Решение о предоставле­нии или об отказе в предоставлении хозяйствующему субъекту лицен­зии принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о со всеми необходимыми доку­ментами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензи­рующего органа. В решении о предоставлении лицензии и в подтверж­дающем ее наличие документе указываются следующие реквизиты: на­именование лицензирующего органа; наименование хозяйствующего субъекта - лицензиата, его местонахождение; лицензируемый вид дея­тельности; срок действия лицензии; идентификационный номер нало­гоплательщика; номер лицензии и дата принятия решения о ее предос­тавлении. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться поло­жениями о лицензировании отдельных видов деятельности.

В указанный 60-дневный срок лицензирующий орган обязан уведо­мить хозяйствующего субъекта - соискателя о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. При этом уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) хозяйствующему субъекту с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты сбора за предоставление лицензии, а уведомление об от­казе в предоставлении лицензии сопровождается указанием его при­чин. В течение 3 дней после представления соискателем лицензии до­кумента, подтверждающего уплату сбора за предоставление лицензии, орган выдает ему документ, подтверждающий наличие лицензии. При наличии у лицензиата территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятель­ности, одновременно с лицензией ему выдаются ее заверенные копии по числу указанных подразделений и объектов.

Лицензирующий орган вправе отказать соискателю в предоставле­нии лицензии в связи с наличием в его документах недостоверной или искаженной информации либо несоответствием соискателя, принадле­жащих ему или используемых им объектов лицензионным требовани­ям и условиям. Соискатель вправе обжаловать отказ или бездействие лицензирующего органа.

Срок действия лицензии составляет 5 лет. По окончании указанно­го срока он может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке переоформления. В случае утраты лицензии лицензиат имеет право на получение ее дубликата.

Переоформление лицензии. В случае преобразования хозяйству­ющего субъекта - юридического лица, изменения его наименования или местонахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверж­дающего наличие лицензии, хозяйствующий субъект обязан не позд­нее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, под­тверждающих указанные причины. Переоформление документа, под­тверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления за определенную плату.

Контроль соблюдения лицензионных требований и условий осу­ществляется лицензирующими органами в пределах их компетен­ции. Его порядок в сфере фармацевтической деятельности в настоящее время установлен письмом Росздравиадзора от 09 февраля 2005 г. № 02И-43/05.

Лицензирующие органы при проведении контрольных мероприятий имеют право: осуществлять проверки деятельности хозяйствующего субъекта - лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным тре­бованиям и условиям; запрашивать у него необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты (прото­колы) с указанием конкретных нарушений; выносить решения, обязы­вающие его их устранить, а также устанавливать сроки устранения и выносить предупреждения.

Проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и ус­ловий осуществляются на основании предписания лицензирующего органа, направляемого лицензиату за 10 дней до их начала. Продолжи­тельность проверки не может превышать 15 дней. При этом плановая проверка проводится не чаще 1 раза в 2 года, а внеплановая проверка может проводиться только для подтверждения устранения выявлен­ных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий, а также в случае получения лицензирующим ор­ганом информации о наличии новых нарушений.

По результатам проверки оформляется акт в двух экземплярах с ука­занием конкретных нарушений, подписываемый всеми членами ко­миссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с ре­зультатами проверки, о чем в акте должна быть сделана соответствую­щая запись. Если он не согласен с результатами проверки, он вправе от­разить в акте свое мнение. При отказе от ознакомления с результатами проверки члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями. Один экземпляр вручается под расписку руководи­телю юридического лица (его представителю) либо направляется ему по почте с уведомлением о вручении, второй остается в лицензиру­ющем органе. Лицензиат обязан уведомить лицензирующий орган в письменной форме об устранении им нарушений, выявленных при проверке.

Приостановление действия и аннулирование лицензии. В случае выявления неоднократных нарушений или однократного грубого на­рушения лицензионных требований и условий лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии. При этом они устанавли­вают срок (не более 6 месяцев) для устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Если в установленный срок лицензиат не устраняет указанные нарушения, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. При устранении нарушений лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение 3 дней после получения от него соответст­вующего уведомления и его проверки.

Лицензия теряет юридическую силу при ликвидации или реоргани­зации лицензиата - юридического лица либо прекращении действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального пред­принимателя. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если наруше­ние лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ, а также в случае неустранения выявленных лицензирующим органом наруше­ний. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступ­ления в силу решения суда. Лицензирующие органы вправе аннулиро­вать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев сбора за предоставление лицензии.

Решения о приостановлении действия, аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводятся лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с моти­вированным обоснованием не позднее чем через 3 дня после их приня­тия.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий. Информация, со­держащаяся в реестре, является открытой для физических и юридиче­ских лиц и предоставляется в виде выписок о конкретных лицензиатах в трехдневный срок со дня поступления соответствующего заявления.

Ответственность за осуществление безлицензионной деятельно­сти. Безлицензионная деятельность хозяйствующих субъектов влечет применение к ним гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. В соответствии с пунктом 2 статьи 61 ГК РФ коммерческая организация может быть ликвидирована по ре­шению суда в случае осуществления хозяйственной деятельности без лицензии. Сделки, совершенные коммерческой организацией, не име­ющей лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными (ст. 173 ГК РФ). Применительно к индивидуальным предпринимателям предусмотрена уголовно-пра­вовая ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), выражающееся, в частности, в осуществлении предприниматель­ской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с на­рушением условий лицензирования.

Ключевые слова

Контрольные вопросы

1. Дайте понятие и назовите признаки СКС.

2. Дайте понятие правового обеспечения СКС и туризма.

3. Какова система регулирования СКС и туризма?

4. Назовите принципы и способы государственного регулирования туризма.

6. Дайте характеристику Федеральной службы по туризму РФ.

7. Укажите компетенцию Департамента международного сотрудничества и туризма Администрации Приморского края.

8. Перечислите нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.

9. Охарактеризуйте Закон об основах туристской деятельности.

10. Какова система международных договоров в сфере туризма?

11. Назовите основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.

Тема 2. лицензирование, Стандартизация, подтверждение соответствия и классификация в туризме и социально-культурном сервисе

2.1. Правовые основы лицензирования.

2.2. Стандартизация в туризме.

2.3. Подтверждение соответствия.

2.4. Классификация объектов туристской индустрии.

Лицензия, лицензирование, стандарт, международный стандарт, ГОСТ, ГОСТ Р, СТП, подтверждение соответствия, добровольная сертификация, классификация.

С 01.01.2007 года отменено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, однако для осуществления ряда смежных видов деятельности по-прежнему требуется наличие лицензии. Вместе с тем, для осуществления целого ряда услуг в сфере СКС также необходима лицензия.

Лицензия - ϶ᴛᴏ специальное разрешение на осуществление кон­кретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензи­онных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование – вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением ли­цензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущер­ба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться ины­ми методами. Отнесение видов деятельности к лицензируемым осуществляет­ся Федеральным законом ʼʼО лицензировании отдельных видов деятельностиʼʼ, ст. 1 и 17 которого содержат перечни видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. К ним относятся, к примеру: фармацевтическая деятельность; перевозки морским транспортом пассажиров; деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в т.ч. с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино); медицинская деятельность и т.д.

Лицензирование может осуществляться федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ. Осуществляя контроль за соблюдением лицензиатом лицен­зионных требований и условий, лицензирующие органы имеют право проводить проверки деятельности лицензиата; запрашивать и полу­чать необходимые объяснения и документы; составлять на основании результатов проверок акты с указанием конкретных нарушений; выно­сить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нару­шения, устанавливать сроки устранения таких нарушений; выносить предупреждение лицензиату.

Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральным органом государственной власти, может осуществляться на всœей территории РФ. В случае если же лицензия выдана органом государственной власти субъекта РФ, то она действует только на территории данного субъекта РФ. На территории иных субъектов такая деятельность мо­жет вестись при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

Срок действия лицензии не должна быть менее чем пять лет. По окончании срока дей­ствия лицензии он должна быть продлен по заявлению лицензиата. По­ложениями о лицензировании конкретных видов деятельности должна быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии должно быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий 60 дней со дня получения заявления соискателя со всœеми необходимыми документами. Законом предусмотрена возможность обжалования соиска­телœем бездействия лицензирующего органа. Уведомление о выдаче лицензии или об отказе в выдаче направляется соискате­лю. Основаниями для отказа в выдаче лицензии бывают наличие в документах, представленных соискателœем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соиска­теля лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Отказ в выдаче лицензии мо­жет быть обжалован. Выдача документа͵ подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соис­кателœем документа͵ подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии в установленном законом размере. В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, то лицензиру­ющий орган вправе аннулировать лицензию.

Лицензирующие органы могут приостанавливать дейст­вие лицензии в случаях выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Вынося решение о приостановлении действия лицензии, лицензирующий орган определяет срок для устранения обстоятельств, повлекших такое приостановление, но не более 6 месяцев. В случае устранения ука­занных обстоятельств, о чем лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган, соответствующим органом осуществляется проверка и принимается решение о возобновлении действия лицензии. В случае если в установленный срок нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия теряет юридическую силу автоматически в случае ликвидации юриди­ческого лица или прекращения его деятельности в результате реорга­низации, за исключением преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Аннулирование лицензии осуществляется следующими путями:

1. В административном порядке, ᴛ.ᴇ. самим лицензирующим органом, без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом лицензион­ного сбора в течение трех месяцев с момента уведомления его о выда­че лицензии.

2. В судебном порядке: в случае, в случае если нарушение лицензиатом ли­цензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопаснос­ти государства, культурному наследию народов РФ или при неустране­нии лицензиатом нарушений, явившихся основанием для приостанов­ления действия лицензии, в установленный срок.

За осуществление лицензируемого вида деятельности без лицен­зии либо с нарушением лицензионных требований и условий (ст. 14.1 КоАП РФ), предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производ­ства и сырья или без таковой. Также это может послужить основанием для ликвидации юридического лица по решению суда. В случае если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно является преступлени­ем и наказывается исходя из статьи 171 УК РФ.

Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление опре­делœенной деятельности, в случае если эти деяния совершены должностным ли­цом с использованием своего служебного положения либо в нарушение вступившего в законную силу судебного акта͵ а равно причинившие крупный ущерб, наказываются исходя из статьи 169 УК РФ.



 

Возможно, будет полезно почитать: