Доставка беспилотниками грузов. Квадрокоптеры для перевозки грузов

Недавно стало известно о том, что два торговых гиганта, Amazon и Walmart, вновь подали патенты на новые способы доставки дронами. Становится все интереснее, найдут ли эти патенты когда-нибудь массовое применение? Поговорим о новых технологиях в доставке – существующих на бумаге и работающих в реальности.

Идеи Amazon: дроны, дирижабли и парашюты

Как ни странно, громкие инициативы Amazon до сих пор не получили широкого использования. Большая их часть пока остается не более, чем патентом.

О доставке дронами компания заговорила еще в 2013 году, тогда же было образовано подразделение Amazon Prime Air - сервис быстрой доставки небольших грузов беспилотниками. При этом компания взялась не только организовать доставку, но и создать свои собственные аппараты.

В США эта инициатива практически сразу столкнулась с законодательными ограничениями на полеты беспилотных аппаратов на небольшой высоте. Пока компания разбиралась с законами, идею подхватили другие участники рынка.

Так, немецкое подразделение DHL опробовало доставку дронами еще в 2014 году и, оценив все плюсы и минусы, весной 2016 взяла технологию на вооружение. Во время тестирования беспилотные аппараты доставляли товары первой необходимости и лекарства жителями Фризских островов, где проживает около тысячи семисот человек. Острова связаны с материком только паромной переправой.

В связи с ограничениями в США Amazon пришлось тестировать доставку в Великобритании – первый официальный полет дрона-курьера с посылкой состоялся в районе Кембриджа в декабре 2016 года.

Власти США разрешили доставку непилотируемыми дронами только в марте 2016 года. Причем первый патент был выдан вовсе не Amazon, а небольшому австралийскому стартапу Flirtey. У этой компании уже был опыт организации доставки дронами: в Австралии и Новой Зеландии Flirtey доставляла таким образом учебники и небольшие автомобильные запчасти.

Amazon провела первую доставку своими квадрокоптерами в США только год спустя, в марте 2017. В ходе «показательного выступления» дрон Amazon Prime Air доставил несколько упаковок солнцезащитного крема участникам технологической конференции MARS. На этот раз место посадки было обозначено с помощью специального QR-кода. В дальнейшем дрон сможет самостоятельно выбирать подходящие для посадки площадки в нужном районе.

Дирижабль

Сразу после успеха первых доставок в Великобритании, Amazon получает патент на создание и использование воздушных фулфилмент-центров. Если верить чертежам, приложенным к патентной заявке, конструкция будет напоминать дирижабль, в котором организован склад товаров. Доставлять товары с такого склада будут, разумеется, квадрокоптеры. В документе также упоминаются шаттлы, которые будут транспортировать груз и сотрудников с дирижабля на землю и обратно.

Amazon предполагает использовать склады-дирижабли для распространения товаров, спрос на которые существует в определенное время и в конкретном месте. В компании приводят в пример спрос на сувениры и закуски во время массовых спортивных мероприятий.

Этикетки-парашюты

В конце мая Amazon получила долгожданный патент на еще одно, пока весьма странное изобретение. Речь идет о транспортной этикетке, которая включает в себя встроенный парашют.

Внешне этикетка (shipping label) выгдядит как самая обычная, однако под ней спрятан небольшой раскладывающийся парашют с восемью стропами. Конструкция предназначена для того, чтобы «обеспечить доставку пакетов с помощью беспилотных летательных аппаратов или других воздушных транспортных средств».

Заявление на патент, как сообщает было подано в августе 2015 года и утвержден 30 мая 2017 г. Управлением по патентам и товарным знакам США (USPTO).

Этикетка с парашютом может быть снабжена датчиками, которые позволяют убедиться, что пакет попадает в зону посадки и даже амортизатором, если груз будет слишком тяжелым.

Изображения в патентном файле предполагают, что новые транспортные метки могут быть наклеены на любую упаковку, в связи с тем, что по мнению Amazon доставка дронов станет более распространенным методом. На парашюте можно разместить любую информацию: штрих-коды, QR-коды, адреса доставки и т.д.

Парашюты могут быть разных форм и размеров, и Amazon может использовать несколько транспортных наклеек с парашютами, чтобы спускать более тяжелые. Пакет с посылкой будет прикрепляться к дрону шнурами, которые в момент спуска будут выдергивать этикетку, открывая парашют.

Дроны Walmart

Забавно наблюдать за бесконечным соревнованием двух гигантов, Amazon и Walmart – кто кого переиграет ассортиментом, ценами, специальными предложениями, а теперь еще и технологиями.

В апреле этого года Walmart зарегистрировала патент на доставку дронами товаров внутри помещений. Дело в том, что некоторые из магазинов компании занимают огромные площади, и покупателям приходится очень долго ждать, пока консультант принесет нужный товар со склада или из другого отдела. Для таких ситуаций Walmart предлагает использовать квадрокоптеры, которые быстрее смогут доставить покупателю нужный товар с дальних полок.

Идея кажется полезной, но не все восприняли ее положительно. Есть серьезные опасения насчет безопасности такого подхода – не будут ли дроны мешать или представлять опасность посетителям магазина, смогут ли они бережно перемещать товар, не роняя его, тем более – на покупателя.


Доставку за пределами магазина Walmart тоже готов отдать беспилотникам. Так, в конце мая компания подала еще один патент на безопасную доставку товаров дронами с использованием блокчейн-сетей для отслеживания всего процесса и соблюдения дополнительных условий.

Вместо того, чтобы просто доставлять товары к порогу, дроны Walmart будут опускать пакеты в специальные защищенные контейнеры. Дрон и контейнер взаимодействуют между собой - при приближении летательного аппарата контейнер автоматически открывается для приема посылки. Для обеспечения дополнительной безопасности и более точного отслеживания к этому процессу может быть подключена технология блокчейн. Отслеживание пакетов с помощью блокчейна может включать в себя такие элементы, как местоположение, этап цепочки поставок, аутентификацию курьера и клиента, температуру окружающей среды и ее допустимые пороговые значение, температуру продукта, если таковая имеется, содержимое упаковки в контейнере и т.д.

Наземные роботы-курьеры

Пока все внимание направлено на усилия американских торговых гигантов в воздухе, на земле происходит немало интересного. Наземные роботы-курьеры уверенно завоевывают право на работу.

Испытание технологий активно проходит и в США, и в европейских странах. Один из лидеров в этой сфере, компания Starship Technologies, тестирует своих роботов вместе с курьерскими и ритейл-компаниями.


Роботы Starship могут доставить две посылки в течение 30 минут с момента поступления заказа. Они могут перемещаться на 3 с небольшим километра. Встроенные камеры и система GPS должны предотвратить кражу робота, а доступ к содержимому откроется только в точке назначения.

В Великобритании к таким курьерам относятся вполне дружелюбно, а вот в США возникли трудности. Власти Сан-Франциско предлагают ввести на них полный запрет: люди не хотят видеть на улицах города роботов, развозящих товары. Тем не менее, в других штатах к робокурьерам отнеслись спокойнее. В Вирджинии, например, подписано постановление, по которому роботы-курьеры смогут без проблем передвигаться по тротуарам и пешеходным переходам общего пользования. Скорость робота не должна превышать 16 километров в час, а его вес должен быть не более 22 килограмм.

Еще одна идея наземной доставки роботами пока находится в стадии разработки. Израильский студент Коби Шикар предложил использовать для доставки дроны-унициклы.

Его проект называется Transwheel. Это небольшие роботы, имеющие по одному колесу. Конструкция приобретает устойчивость за счет гироскопической системы, используемой в сигвеях. У каждого робота есть по паре «рук», которыми он держит посылку. Устройства оснащены GPS. Если требуется перевезти габаритный груз, роботы объединяются в группы.

Напоследок расскажем еще об одной идее, которая пока тоже существует лишь на бумаге.

Зимой 2016 Google получила патент на самоуправляемые грузовики доставки. В кузове автомобиля размещены многочисленные сейфы, на каждом из них – уникальный идентификатор.

Когда грузовик подъезжает к месту доставки, покупатель выходит на улицу, находит свой сейф, открывает его с помощью личного пинкода и достает содержимое. Google планирует использовать в этом грузовике все свои наработки в области беспилотных автомобилей.

Возможно, лет через десять-пятнадцать, получая только что сделанный заказ дроном или доставая его из недр самодвижущегося робота, мы вспомним, как ожидали курьера или ходили в ПВЗ. Но пока нам придется подождать тех самых дронов и робокурьеров.

Благодаря подписанию президентом России, федерального закона от 03.07.2016 № 291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», все владельцы дронов массой до 30 килограмм полностью освобождаются от обязательной регистрации и сертификации.

Таким образом, закон отменил ранее принятые поправки, внесенные Госдумой РФ в Воздушный кодекс в конце 2015 года, согласно которым все без исключения беспилотные воздушные суда массой более 0,25 кг обязаны были проходить госрегистрацию и сертифицироваться.

Кроме того, для эксплуатации беспилотников массой не более 30 кг больше не требуется получения сертификата летной годности, а также свидетельства авиационного персонала гражданской авиации.

Беспилотные гражданские воздушные суда максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном правительством. Сам же порядок учета легких БАС — менее 30 кг — еще предстоит определить.

В то же время внедряется обязательная аттестация специалистов экспериментальной авиации. К ней в законе отнесена авиация, применяемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.

Опыт применения от Yota

Мы около года назад проводили экспериментальны й проект, в рамках которого впервые в мире запустили доставку SIM-карт дронами. Доставка осуществлялась, в так называемых, Yotaport, которые были установлены в четырех точках в Москве: на территории института «Стрелка», в парках «Музеон» и «Сокольники», а также в павильоне Политехнического музея на ВДНХ.

Для того, чтобы получить SIM-карту, клиенту нужно было подойти к одному из установленных автоматов и подать заявление на оказание услуг. Через одну-две минуты на дроне прилетал товар.

Каждый Yotaport обслуживали два дрона. Процесс доставки был автоматизирован, но за ходом эксперимента следили операторы, находящиеся на расстоянии 100-500 метров от точки. В случае проблемы они могли взять управление квадрокоптером на себя.

Всего за месяц работы четырех точек в Москве SIM-карты с помощью квадрокоптеров получили около тысячи пользователей. В ходе проекта цена одной доставки в Москве составила 488,5 рублей, что ниже средней стоимости доставки курьером (от 500 рублей в пределах МКАД). За время проекта общее время подзарядки устройств превысило 96 часов, а на подзарядку батарей для квадрокоптеров было потрачено только 6,5 кВт электроэнергии. Стоимость энергозатрат на один полет дрона - 4 копейки. Среднее время доставки квадрокоптером составило 90 секунд. Суммарно за время реализации проекта дроны пролетели более 578 км - расстояние, приблизительно равное пути от Москвы до Воронежа.

Теперь, когда доставка дронами стала легальной, она может использоваться как альтернативный канал дистрибуции товаров. Но проект будет максимально эффективен для тех видов бизнеса, где можно исключить работу персонала на точках, что позволит сэкономить около трети бюджета и удешевить стоимость доставки. Проект в среднем окупается за пять-шесть месяцев.

Нередко, когда идет речь о доставке беспилотниками, подразумевается, что беспилотником управляет пилот. Вместе с тем, в 2016 году все чаще можно читать о том, что планируется испытать или задействовать в рамках пилотного проекта автоматизированные беспилотники, способные следовать по запрограммированному маршруту или самостоятельно доставлять груз в точку с заданными координатами. В том числе начались испытания беспилотных летающих такси в США.

В ближайшей перспективе - применение беспилотников, способных автоматически избегать столкновений с препятствиями и другими воздушными объектами.

В 2016 году начинается коммерческое внедрение беспилотников, автоматически выполняющие доставку небольших грузов в сельской местности, например, в Германии и Руанде.

В ближайшем будущем БЛА автоматически, по мере надобности, будут направляться на ближайшую "зарядную станцию" для подзарядки. Здесь же можно вспомнить о - небоскреба, который служит вертикальным аэродромом для тысяч беспилотников, обслуживающих горожан. Другой вариант - , из фургона которой вылетают беспилотники, чтобы выполнить доставку к ближайшим к маршруту точкам. Доставив заказ, дрон догоняет базу и подзаряжается - такой проект обкатывает Workhorse в интересах UPS.

Проблемой пока что остается отсутствие четкого регулирования в области доставки грузов беспилотниками в большинстве стран особенно в автономном режиме. Что не мешает ряду компаний вести эксперименты различного масштаба. В 2016 году началось коммерческое применение концепции доставки беспилотниками грузов.

Нет сомнений, что неизбежные сложности первого периода удастся преодолеть, и в крупных городах США, спешащий с "бандеролью" дрон, проносящийся над головами прохожих, в ближайшие годы может стать привычным элементом пейзажа. И не только в США.

Доставка биологических материалов, вакцин, других медикаментов или питания в клиники, больницы или непосредственно пострадавшим от стихийных бедствий

Например, доставка анализов из удаленного населенного пункта в лабораторию в райцентре. Доставка (особенно экстренная доставка) крови для переливаний, антибиотиков, антидотов в удаленные медпункты или клиники. Потенциал малых беспилотников в сфере спасения жизней связан также с доставкой спасительных посылок - например, жизненно-важных вакцин, антибиотиков и т.п.

Полетом беспилотника может дистанционно управлять пилот, но также возможно использование роботизированных беспилотников, осуществляющих полет по заданному контрольными точками маршруту в автономном режиме.

Еще один вариант такой доставки - с борта судна на берег в зону, где есть пострадавшие после шторма, землетрясения или иных стихийных бедствий. По данным ООН, 8 из 10 крупнейших городов мира расположены вблизи береговой линии, а 44% населения мира (свыше 3 млрд людей) проживает не далее 95 миль от берега. Широкое использование дронов для снабжения терпящих бедствие людей может начаться уже в следующие 5 лет - впрочем, для этого потребуется соответствующее законодательное обеспечение.

Также тема актуальна в отношении удаленных населенных пунктов.

Созданы, например, специальные беспилотники для непосредственной доставки гуманитарной помощи страдающим от голода людям - это одноразовые аппараты, которые предназначены для сбрасывания с пилотируемого грузового самолета. Такие глайдеры содержат комплект пищи, воды и топлива для приготовления пищи.

Следует позаботиться о защите перевозимых материалов от воздействия температуры, например, термоконтейнером. Некоторые доставляемые продукты чувствительны к тряске - это также важно принимать в расчет при организации доставки.

Транспортные пассажирские системы на базе дронов

Идея робомобилей для перевозки пассажиров не дает покоя некоторым разработчикам беспилотников. Сразу в ряде стран, например, в США, Китае и Франции идут разработки летающих "автомобилей", предназначенных для беспилотной перевозки пассажира. Возможное использование - срочная доставка пассажира в аэропорт. Беспилотник в таком случае автоматически следует по отработанному один раз в пилотируемом режиме маршруту. Вероятно нужно будет решить ряд вопросов, например, что делать в случае необходимости экстренной посадки, как избегать столкновений с другими беспилотниками.

Новости по теме

2015. Эксперименты по доставке билогических материалов прошли в России, компания Инвитро. План полета согласовывался заранее в Росавиации.

2013.06.12 В США провели опрос примерно 1000 человек - как они относятся к планам Amazon доставки товаров мини-дронами . 23% уверены, что это хорошая идея, 36%, что идея плохая, 41% затруднился с ответом. Кроме того, на вопрос о том, стоит ли разрешать частным компаниям обеспечивать доставку товаров дронами, 44% опрошенных высказались против этой идеи, тогда как за нее лишь 31% опрошенных, остальные не знали, как отнестись к таким планам.

Идея использование беспилотников для коммерческой доставки грузов уже давно витает в воздухе. Не смотря на существующие административные барьеры, энтузиасты и корпорации вкладывают миллионы долларов в развитие данного направления, и это дает свои плоды.

Если пару лет назад единственным бонусом от разработки подобных проектов был PR в Интернете, где ролики с очередной «первой в мире доставкой беспилотником» набирали миллионы просмотров, то сейчас стали появляться серьезные проекты с реальными работами.

В данной статье проведем обзор наиболее интересных случаев использования беспилотников, а если более конкретно - беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), для доставки грузов в коммерческих целях.

Amazon. Сервис доставки заказов Prime Air

Компания Amazon , крупнейший Интернет-ритейлер, в декабре 2013 анонсировала свой самый быстрый способ доставки покупок – Amazon Prime Air . При помощи данного сервиса покупки, сделанные в Интернет-магазине Amazon, будут доставляться клиентам в течение 30 минут, что в 4 раза быстрее, чем действующий самый быстрый способ доставки . Столь существенно ускорения планируется добиться за счет использования дронов.

Предполагается, что работать все будет довольно просто. Покупатель делает онлайн заказ и указывает Prime Air как способ доставки. В логистическом центре компании товар, выбранный клиентом, загружается на беспилотник. Затем БПЛА летит по указному адресу, приземляется, проводит выгрузку товара и улетает. После этого клиент забирает с земли упаковку с товаром.

Wings - это исследовательский проект, направленный на разработку автоматизированного БПЛА и инфраструктуры для его использования. В отличии от Amazon, разрабатывющей беспилотники для себя, Google стремилась создать сервис по доставке, который будет востребован другими компаниями.

В проекте было продемонстрировано несколько типов беспилотников, причем построенных по разным аэродинамическим схемам.

Первый тип БПЛА - построенный по схеме летающего крыла с вертикальным взлетом и посадкой (тэйлситер). При нахождении на земле аппарат находится в вертикальном положении и «сидит на хвосте». После взлета аппарат принимает горизонтальное положение и летит как обычный самолет.

Выгрузка происходит путем опускания груза на тросе, при этом аппарат зависает в воздухе. Как только груз оказывается на земле, от него отцепляется трос и втягивается в БПЛА.

Через несколько месяцев тестирования данный дизайн был признан неудачным , и его заменили на новый, где используются отдельные двигатели, работающие в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Видео о проекте


Matternet. Доставка медицинских грузов и сотрудничество с Mercedes-Benz

Свой дебют по использованию беспилотников калифорнийская компания Matternet провела в 2012 г., моделируя доставку медикаментов в лагерь беженцев на Гаити.

Для этого использовался квадрокоптер с прикрепленным к нему снизу грузовым отсеком. Аппарат периодически летал в лагерь и привозил туда небольшие посылки, содержащие медикаменты и предметы первой необходимости.

На основании полученных во время этих испытаний данных руководитель компании - Андреас Раптопулос утверждал что, стоимость доставки груза весом 2 кг на расстояние 10 км составляет 24 цента.

В качестве клиентов выступали обычные жители города, гулявшие в людных местах. К ним подходил представитель компании (активный продавец) и предлагал сделать заказ пиццы, которую им по воздуху доставит дрон. Людям было интересно, они делали заказы, после чего к ним в течение 15 минут прилетал дрон и спускал пиццу на тросе. Представитель снимал пиццу с троса, передавал ее покупателю и производил с ним денежный расчет.

Примечательно, что через неделю после начала данных работ компании пригрозили штрафом, а руководителя «Коптер Экспресс» оштрафовали на 50 тыс. рублей, правда затем штраф был отменен в судебном порядке.

В сентябре 2015 сотовый оператор Yota при партнерстве с Коптер-Экспресс осуществлял доставку своих сим-карт с помощью дронов.

Для этого в четырех Московских парках были установлены промо-стенды, к которым прилетал дрон. Девушка-продавец снимала с дрона сим-карту и отдавала ее клиенту.

В августе 2016 была проведена еще одна акция по доставке пиццы с помощью дронов, но на этот раз в Самаре.

На момент написания статьи проекты компании по перевозке грузов дронами находятся на этапе тестирования.

В Сыктывкаре был открыт новый сервис по доставке пиццы. «Додо пицца» специализируется на доставке пиццы при помощи дрона. Правда, эксперты раздела « » онлайн-журнала «Биржевой лидер» выяснили, что признало новую службу незаконной, в связи с этим компании грозит штраф в размере 200 тысяч рублей.

Эту информацию подтвердили представители регионального управления Госавианадзора. Причиной считать деятельность «Додо пиццы» незаконной является то, что она нарушает воздушное пространство Российское Федерации. Кроме этого, республика Коми занимается расследованием незаконного применения воздушного средства.

Но глава компании «Додо пицца» Федор Овчинников уверяет, что до сих пор к нему из органов по данному вопросу никто не обращался. При этом Овчинников подмечает, что законодательством полет беспилотников не ограничивается, поэтому в данном случае важно опираться на «прецедент».

Преимущества новой доставки.

Напомним, что уникальную службу доставки благодаря дрону компания «Додо пицца» начала использовать с . Уже в первый день работы данным путем удалось доставить до пункта назначения шесть заказов. Но общее число доставок за неделю компания не сообщает.

Отметим, что данный способ доставки сыктывкарской сетью ресторанов был заимствован у индийских коллег, которые уже применяли на практике «беспилотную» доставку пиццы в Мумбаи. Дроны сыктывкарской компании оснащены камерой, специальным тросом и противоугонной системой. Пицца доставляется к заказчику уникальным путем - благодаря тросу. Таким образом, дрон даже не совершает посадку при достижении пункта назначения. На доставку беспилотники тратят не более получаса. Компания «Додо пицца» уже признает данный эксперимент технически и финансово успешным. Отметим, что данный сервис планировалось распространять не только в Коми, но и еще в 15 городах России.

: доставка пиццы беспилотником.

Отзывы пользователей Google+ о новой доставке пиццы.

- Дрон - беспилотный вертолет, специально сконструированный для этих целей. В первый день своей работы он доставил шесть заказов. Как вам такой курьер?

Не понял, зачем нужен человек внизу, если можно сделать оплату на сайте?
- Непонятно, как определять, что заказ доставлен в те руки, что его заказали.
- Оплата наличными... добро пожаловать в будущее!
- Мы живем в будущем!
- Круто.
- Молодцы, пожалуй, лучшее промо для своих услуг.
- А если на дом вызвать, квадрокоптер в окошко закинет пиццу?)

Это, конечно, вряд ли реализуемо в промышленном использовании, но все равно молодцы. Окта серьезная такая, стоит, наверное, бешеных денег. 

Пицца как с неба упала. Доставка октокоптером. Россия!
- Октокоптер доставляет пиццу!
- Зачем он нужен?
- Класс, и не надо много курьеров в штате держать. И др.



 

Возможно, будет полезно почитать: