Борьба с коррупцией как. Что надо сделать, чтобы справиться с коррупцией? Критерии эффективности чиновников какие они

Совсем недавно я слышал историю от своего знакомого К., которому надо было пройти медицинский осмотр для получения водительского удостоверения. Медсестра предупредила, что придется стоять в очереди два дня. Есть выход: заплатите 1000 рублей, и через 30 минут Вам принесут справку. К. выбрал второй вариант…

Как утверждает Википедия, с коррупцией борются уже 4500 лет . Если учитывать опыт России, то борьба эта не совсем удачная. Коррупция в нашей стране проникла во все сферы общественной жизни. Чуть ли ни в открытую берут и дают при приеме ребенка в детский сад, оформлении различных справок, лицензировании определенной деятельности, приеме на работу и учебу…

Особо хочется отметить, что коррупция проникла в сферу образования. В данном случае речь идет о молодежи, а значит, - о будущем России. Вот, что я прочитал недавно в «Российской газете». Перед сессией в военно-медицинском вузе к студентам приходит преподаватель и предлагает сдать по 40 тысяч рублей. А чтобы поступить в один милицейский вуз, надо заплатить столько-то, а иначе не поступишь . Как мы можем требовать честности от наших медиков и юристов, когда такая ситуация с поступлением?

Главное, что все знают об этом. Не раз Президент России заявлял о необходимости борьбы с коррупцией , но результатов пока не видно. Ответ на вопрос «Что делать?» не могут найти ни политики, ни ученые.

Действительно, справиться с коррупцией очень сложно. Убежден, что победить ее окончательно невозможно никогда. Но бороться с этим злом надо, потому что вопрос в данном случае стоит о нормальном развитии России как демократического, правового государства.

Вначале хотелось бы сказать, что для борьбы с коррупцией необходим системный подход. Мало принять два-три закона, ужесточить наказание за взятку. Необходимо менять всю систему управления в России иначе снизить уровень коррупции, по моему глубокому убеждению, невозможно. Со своей стороны, хотел бы предложить несколько возможных направлений для изменений.

Первое. Обратить внимание на законодательство. Некоторые акты содержат коррупциогенные нормы. Парадоксально, но одним из таких законов является Уголовный кодекс РФ. Ситуация стала еще хуже, когда во многих статьях Особенной части УК отменили низший предел наказания. Этот вопрос широко обсуждался на самом высоком уровне . Кроме того, за многие преступления предусмотрен необоснованно большой диапазон санкции. Допустим, наказание за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 188 УК (контрабанда), состоит либо в штрафе, либо в лишении свободы на срок от 2 месяцев до 5 лет. То есть судья сам на основании материалов дела выбирает, назначить ли штраф, посадить на 2 месяца, либо дать 5 лет. Безусловно, интервал между низшим и высшим пределом санкции должен быть, чтобы обеспечить индивидуализацию наказания. Но когда выбор между наказаниями очень велик, это приводит к злоупотреблениям со стороны должностных лиц.

В Российской Федерации действует закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» . Данный акт установил: «Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции». Это, конечно, правильно. Но, к сожалению, не всегда получается провести объективную оценку нормативного акта, прежде всего, закона, на коррупциогенность. Уголовный кодекс РФ доказывает это.

Исходя из вышеизложенного, предлагается создать независимую от любых органов власти комиссию по противодействию коррупции, в которую вошли бы известные научные работники страны. Эта комиссия должна будет давать оценку проектам важнейших законодательных актов страны, таких как уголовный кодекс, кодекс об административных правонарушениях и так далее. Данная оценка должна быть официально опубликована. Президент РФ, Федеральное Собрание РФ будут иметь право не согласиться с мнением комиссии, но постоянные консультации с учеными будут обязательными.

Второе. Правильная подготовка кадров. Если, чтобы поступить в милицейский вуз, надо заплатить (и это прямо написано в «Российской газете»), это, наверное, неправильно. «Кадры решают все», - говорил И.В.Сталин. Должен быть жесткий отбор на любую значимую должность. Прежде всего, это касается правоохранительных органов. Как-то давно я читал статью о борьбе с коррупцией в Финляндии. В этой стране проводился эксперимент: пьяный водитель предлагал взятку полицейскому. Последний категорически отказался. Позже в интервью он признался: «Вы думали я действительно возьму? Меня же потом на работу даже в дворники не примут!». Хочу особо отметить, что зарплаты в Финляндии у полицейских не такие уж высокие, а наказание за взятку сравнительно небольшое (если не ошибаюсь, несколько лет лишения свободы). Считаю, что опыт наших северных соседей можно учитывать. Лицо, которое хоть раз привлекалось к ответственности за дачу или получение взятки, должно пожизненно лишаться права занимать важные должности, начиная от члена Совета Федерации, заканчивая преподавателем вуза. Данное положение должно быть закреплено законодательно.

Подбор кадров должен быть очень строгим. Например, сейчас проходит реформа системы органов внутренних дел. Набор в полицию проходит на конкурсной основе . Это, безусловно, хорошо, но возникают некоторые вопросы. Кто будет проводить этот конкурс? Захотят ли участвовать в этом конкурсе действительно честные люди? Как обеспечить объективную оценку способностей конкурсанта? Перед тем, как проводить конкурсный отбор на должности, мы должны четко знать ответы на эти вопросы.

Третье. Строгая уголовная ответственность за получение или дачу взятки. Президент РФ Д.А. Медведев предлагает наказание за данные преступления в виде суммы взятки, умноженной на 100 . Рациональное зерно в этой идее есть, но не думаю, что эта мера будет действенной. Допустим, взятка составляет 100 рублей. Тогда наказание не будет, на мой взгляд, справедливым. Если сумма взятки составляет 1 миллион рублей, то надежд, что виновное лицо когда-нибудь расплатится, практически нет (если, конечно, не возьмет снова).

Наказание должно быть справедливым и ощутимым для виновного. Прежде всего, как было уже сказано, лицо, получившее и давшее взятку, должно пожизненно лишаться права занимать определенные должности, перечень которых необходимо указать в законе. Допустим, преподавать в вузе (особенно, у будущих юристов) такой гражданин не должен. Кроме того, обязательны ощутимые экономические санкции. Штраф должен быть очень большим. И, конечно, безальтернативное лишение свободы на определенный срок. У виновного не должно быть шансов просто «откупиться» от правосудия, а ведь это иногда бывает, когда лицо, совершившее коррупционное преступление, получает в виде наказания лишь большой штраф. Все вышеуказанные меры наказания должны применяться одновременно ко всем лицам, совершившим коррупционные преступления.

Но, как бы мы не переписывали уголовный кодекс, главное не в этом. Решающую роль играет абсолютная безнаказанность многих чиновников. «Вор должен сидеть в тюрьме». Но как сделать так, чтобы расследовался каждый факт получения взятки? Должна быть строгая ответственность за уклонение от расследования коррупционных преступлений, материалы таких дел должны быть официально опубликованы. Кроме того, предлагается применение санкций в отношении должностных лиц, которые знали о факте коррупции в своей организации, но не приняли мер. Такие лица должны быть уволены с государственной или муниципальной службы, в зависимости от того, о какой организации идет речь.

Вопрос о неотвратимости наказания является, по моему глубокому убеждению, решающим. В 2009 году в России за получение взятки осуждено 2 тысячи человек, а за дачу - 3,5 тысячи . Это все взяточники страны? Но это же смешно! По-моему, в моем родном Борисоглебске с населением в 65 тысяч человек взяточников больше. Кроме того, хочется особо обратить внимание, что по статистике у нас больше дают, чем берут взятки. На лицо явный уход от ответственности должностных лиц. Получая взятку, чиновник практически уверен, что наказания за это не будет. С этим надо бороться.

Четвертое. Реформирование всей системы управления. Как можно требовать порядка в стране, если такие очереди на прием к врачу, получение водительских прав? Сколько документов надо оформить человеку, чтобы зарегистрироваться в качестве предпринимателя? Сколько проверяющих органов требуют, требуют, требуют… В такой ситуации простому гражданину, конечно, проще заплатить определенную сумму, чем действовать в соответствии с законом (а он у нас явно не совершенен). Допустим, работник ГАИ остановил водителя за пересечение двойной сплошной разделительной линии. Нарушителю говорят: «Лишаем тебя прав на 2 года или…». Водителю семью кормить надо, детей в школу собирать. Пойдет он жаловаться на работника милиции? Не факт, что взяточника накажут, но права отберут в любом случае.

Считаю, что необходимо срочно менять всю систему управления: правоохранительную систему, образование, здравоохранение… Чтобы не требовали взятку за прием

9 декабря во всем мире отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Как ведется борьба с коррупцией в России, Pravda. Ru рассказал заместитель начальника пятого отдела второй оперативно-розыскной части управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по городу Москве подполковник полиции Виталий Сафонов.


Коррупция: Методы борьбы с ней

— Виталий Федорович, с какими успехами ваше ведомство пришло к Международному дню борьбы с коррупцией? И как давно отмечается этот праздник?

— Этот международный день отмечается 9 декабря, и провозглашен он на Генеральной ассамблее ООН в 2003 году. В этот день в 2003 году была открыта для подписания конвенция ООН по борьбе с коррупцией, которая обязывает страны объявить преступлениями взяточничество, получение взятки, нецелевое расходование бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

И надо сказать, что Россия в числе первых стран присоединилась к этой конвенции, и в Уголовном кодексе все эти нормы, которые были провозглашены, обозначены. За них предусмотрена уголовная ответственность. В России этот праздник отмечается не широко. Он отмечается в виде просветительской работы, правоохранительные органы говорят о результатах этой работы.

Теперь об успехах или правильнее было бы назвать результатах работы подразделений Главного управления МВД России по городу Москве по противодействию коррупции за десять месяцев 2016 года.

С января по октябрь текущего года подразделениями главка возбуждено 634 уголовных дел коррупционной направленности (489 — взяточничество), совершенных в городе Москве, при этом 495 преступлений на сегодняшний день раскрыто (348 — взяточничество).

По уголовным делам коррупционной направленности возмещено государству более двух миллиардов рублей.

— Сейчас ничто не стоит на месте, все развивается достаточно интенсивно. В связи с этим каким-то образом изменились действия преступного характера в области коррупции?

— Сегодня существует множество разнообразных многоуровневых схем совершения данного вида преступлений. В том числе, должностные лица используют аффилированные юридические лица, расчетные счета, обязательства могут быть переданы каким-то другим, третьим лицам, взятка может быть в виде услуг закамуфлирована. Например, передача в безвозмездное пользование автомобиля, аренда автомобиля, покупка туристической путевки, ремонт квартиры, строительство дачи, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами и прочее.

Мы имеем дело с должностными лицами, которые имеют, как правило, высшее образование, многие из них юридическое образование имеют. И они думают, что, используя такие схемы, могут закамуфлировать свое преступление. На самом деле, все современные схемы получения незаконного вознаграждения нам известны. Более того, у нас уже существуют отработанные приемы их документирования, которые совершенствуются каждодневно, и в этой работе мы идем на шаг впереди. Есть такая форма, как взятка-благодарность, например, то есть когда должностное лицо выполняет какие-то действия и думает, что полученная за это какая-то благодарность — это не взятка. На самом деле, это взятка. Уголовный кодекс предусматривает ответственность за взятку-благодарность.

— По каким показателям оценивают сейчас вашу работу? Что является для вас неким критерием?

Сегодня, конечно, основной показатель нашей работы — это оценка общества. Существуют и внутренние критерии, ведомственные приказы, в соответствии с которыми строится наша работа. Одним из таких критериев является привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, неотвратимость наказания и привлечение всех участников совершенного преступления к уголовной ответственности: посредников, тех, кто готовил преступление, и т. д. Сегодня акцент в работе сделан на это. И если говорить о цифрах, то привлечено к уголовной ответственности за десять месяцев, с января по октябрь, 516 должностных лиц, связанных с преступлениями коррупционной направленности.

— Как правило, когда говорят о коррупции, имеют в виду в первую очередь взятки, так повелось. Но есть, видимо, и какие-то другие виды коррупции, о которых тоже имеет смысл говорить?

— Понятие коррупции закреплено в 273-м федеральном законе о противодействии коррупции, который был принят в 2008 году. Коррупция — это незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам государства и общества с целью получения выгоды имущественного характера, в виде денег — любой.

В понятие коррупционных преступлений входят превышение должностных полномочий, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое использование денежных средств, служебный подлог, посредничество во взяточничестве, поэтому круг довольно-таки широкий.

Но если мы говорим о конвенции, к которой присоединилась Россия, то во всех странах, существуют еще такие понятия, как протекционизм, фаворитизм, непотизм, или, как у нас говорят в России, кумовство.

Также на сегодняшний день достаточное распространение получил "откат", представляющий собой незаконную тайную выплату, сделанную в ответ на предоставленную услугу.

К наиболее характерным формам коррупции также относится растрата, как вид хищения государственных ресурсов должностным лицом путем использования предоставленных полномочий в личных интересах. Это все формы и разновидности коррупции, которые являются инструментами совершения преступлений.

В России также распространено такое явление, как устройство на работу не по профессиональным качествам. Это когда человек не проходит какого-то отбора, а его назначают на должность, он наносет вред обществу и государству в связи с тем, что не обладает профессиональными знаниями, умениями, навыками, и отсюда способствует совершению преступлений.

Если говорить о послании президента в 2015 году, то он четко в своем послании акцентировал внимание как раз на борьбе с коррупцией и отразил такое явление, как конфликт интересов. То есть зачастую государственные служащие распределяют бюджетно-денежные средства своим родственникам, знакомым, юридическим лицам, аффилированным к этому государственному служащему. Так вот, в 2016 году работа была нацелена на предотвращение таких фактов, и все чиновники были обязаны отчитываться. Если имеет место быть какой-то государственный контракт и на этот государственный контракт претендует категория лиц, о которых я сказал, то чиновник должен либо самостоятельно сделать отвод, если он участвует в распределении, либо вывести эту информацию по инстанциям, доложить о том, что в данной ситуации существует так называемый конфликт интересов.

— А каковы вообще приоритетные направления в сфере противодействия коррупции? Есть какие-то наиболее болезненные точки?

— Приоритетным направлением в деятельности по противодействию коррупции всегда являлось выявление фактов взяточничества, а также выявление коррупционных преступлений в сфере незаконного освоения бюджетных средств.

Мерами, принятыми оперативными подразделениями, в прошедшем периоде 2016 года выявлено 304 преступлений в сфере незаконного освоения бюджетных средств, из которых 114 преступления были связаны с коррупцией.

Также в указанный период поставлено на учет 249 преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (получение взятки), 240 преступлений, предусмотренныйх ст. 291 УК РФ (дача взятки) и 45 преступлений по ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве).

— Все-таки, преступления коррупционного характера совершают чаще одиночки или можно говорить уже о каких-то преступных сообществах?

— Существует два понятия: бытовая коррупция и деловая коррупция. Если мы говорим о бытовой коррупции, то там, в основном, совершают преступления одиночки. То есть если гражданин обращается с вопросом к должностному лицу один на один и решает какой-то вопрос для себя, это преступление, совершенное одиночкой.

Если это в большей степени касается деловой коррупции, то есть чиновник выступает в интересах юридического лица, конечно, там существует уже организованная группа, которая действует по предварительному сговору, и посредники. И в этой связи сумма взятки в этой области больше, чем в бытовой коррупции.

— Можете ли вы сказать, какой по Москве средний размер взятки? Вы такое считаете, как бы "среднюю температуру по больнице"?

— Учет размера взятки ведется обязательно, так как является квалифицирующим признаком при определении состава преступления. Чем больше сумма полученной взятки, тем более тяжкое преступление. Есть такой и оценочный показатель работы службы, мы на него, конечно, ориентируемся. Но сумма взятки все-таки не главное, важнее общественная опасность совершенного преступления.

К примеру, сотрудниками управления экономической безопасности и противодействия коррупции был задержан один из руководителей очень крупного учебного заведения, который за взятку в 30 миллионов рублей распределил вне очереди квартиру своему подчиненному. И другой случай, когда сотрудник налоговой инспекции за взятку в 15 тысяч рублей сообщал представителям коммерческих организаций служебную информацию о планах выездных налоговых проверок. Как видите, общественная опасность может быть очень высокой даже при относительно небольших размерах получаемых взяток.

Итоги антикоррупционной деятельности подразделений главка за десять месяцев 2016 года показали, что средний размер взятки по Москве составляет — 2 784 308 рублей.

— Как часто сотрудники контролирующих органов становятся звеном коррупционной цепи?

— Изучение материалов уголовных дел, возбужденных следственными органами в текущем году, свидетельствует, что к объектам, традиционно пораженным взяточничеством, относятся как раз контролирующие органы.

К наиболее характерным действиям, совершаемым чиновниками контролирующих органов за взятки, являются укрытие различного рода нарушений, допускаемых хозяйствующими субъектами, а также занижение штрафных санкций по нарушениям, выявленным в ходе проверок.

Представителями контролирующих органов используются такие способы вымогательства взяток, как искусственное затягивание решения вопроса, создание различного рода преград и волокиты, намек на возможность вынесения положительного решения лишь за определенную плату и т.п.

— Как общество может принять участие в борьбе с коррупцией?

— Не секрет, что состояние преступности в регионе и результаты деятельности органов внутренних дел во многом зависят от участия общества в антикоррупционной работе, от готовности каждого гражданина активно противостоять коррупционерам, оказывать содействие сотрудникам полиции в выявлении и пресечении коррупционных правонарушений.

К сожалению, низкая правовая сознательность граждан и взаимовыгодный характер коррупционной сделки по-прежнему являются основными причинами, порождающими коррупцию и повышающими латентность данного вида преступлений.

Уже долгие годы представители различных слоев гражданского общества ведут жаркие дискуссии и активно спорят по поводу того, насколько эффективны и целесообразны используемые методы и способы в решении проблемы под названием: «борьба с коррупцией в России». Безусловно, ни у кого не вызывает сомнения, что мздоимство в нашей стране приобретает поистине угрожающие масштабы, парализуя функционирование практически всех институтов человеческой жизнедеятельности. Чиновничий бюрократизм является некой питательной средой для взяточничества. К сожалению, главной ценностью для представителей верхушки и политической элиты сегодня являются материальные ресурсы. Эта «болезнь» уже давно приобрела системный характер. Естественно, что борьба с коррупцией в России должна вестись все 24 часа в сутки. Но, вместе с тем, очень важно понять, адекватных ли мер в настоящее время придерживаются власти, чтобы искоренить вышеуказанное зло. Откуда оно вообще возникло и что собой представляет? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Историческая справка

Коррупция возникла много веков тому назад. Еще в древних сочинениях Индии, Китая, Египта и Месопотамии фигурирует это негативное явление.

Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14-го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство». В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.

Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Однако и после этого госслужащие низкого ранга не отказывались от получения денег за «определенные услуги», поскольку для них это было единственным способом выжить. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь–реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.

В 19 столетии тенденция распространения взяточничества в низших эшелонах власти только усилилась, и начальство на противоправные деяния своих подчиненных зачастую закрывало глаза, поскольку понимало, что зарплата мелкого чиновника оставляла желать много лучшего. Именно поэтому борьба с коррупцией в России того периода была малоэффективной.

В прошлом веке проблема мздоимства наблюдалась в первую очередь в сферах поставок для военных нужд и сделок с объектами недвижимости. И все это происходило на фоне разрастания чиновничьего аппарата.

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Понятие

В настоящее время вышеуказанная проблема продолжает дезорганизовывать экономику, государство и российское общество в целом.

Вообще, коррупция как социальное явление – это порча властных структур посредством ее подкупа. Другими словами, продажность чиновника, который лоббирует исключительно свои корыстные интересы – есть смысл мздоимства. С юридической точки зрения коррупционер – лицо, которое за деньги или прочие материальные блага совершает нужное действие или бездействие, используя свои должностные полномочия. Естественно, речь идет о госслужащих.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Классификация

Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.

Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.

Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Предпринимаемые меры

Несомненно, простого обывателя интересует то, какие методы борьбы с коррупцией в России предпринимаются в настоящее время и что можно усовершенствовать в этом плане.

Законодательство

Многие эксперты считают, что одна из мер по искоренению мздоимства – это ужесточение наказания за данный вид преступлений. И соответствующие поправки уже внесены в нормативно-правовую базу.

Госслужащих обязали фиксировать все свои заработки в декларациях. В результате такой меры ответственных постов лишились порядка 3 тысяч чиновников по состоянию на 2011 год.

Специальные органы

В целях уничтожения негативного социального явления был учрежден Совет при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В него вошел целый ряд высокопоставленных чиновников: Юрий Чайка, Сергей Собянин, Сергей Иванов. При прокуратуре был создан отдел по борьбе с коррупцией в России, сотрудники которого профилировались на раскрытии именно этого вида преступлений. Уже удалось привлечь к ответственности несколько региональных губернаторов и мэров.

Потенциальные меры безопасности

А что можно предпринять для улучшения ситуации? Какая нужна система борьбы? Коррупцией в России уже никого не удивишь. Однако борьба с ней может выйти на более качественный уровень, если начнут надлежащим образом исполняться принятые законы. Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ. Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Бороться с коррупцией надо, но явно не так как с ней борются сейчас. Примеров в Истории хоть отбавляй - Сингапур, Китай, Гонконг. В этих странах была коррупция хуже чем в России, но они смогли ее победить в весьма короткие сроки. Победив коррупцию эти страны стали развиваться невиданными темпами, удивляя экономистов всех стран.
Далее от автора: Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Навального подсвечивает лишь эпизодические моменты, в то время как нужно менять систему в целом.

Расстрел за коррупцию в Китае

Политическая система в России, скопирования с западной модели не работает так, как она работает на Западе. Особенно это заметно на местах, в небольших городах. К власти с помощью PR технологий, за деньги приходят проходимцы, которые планируют использовать свое служебное положение исключительно в личных интересах и материального обогащения. Народ же рассматривается как серая безликая масса - основной ресурс обогащения. Политическую систему определенно нужно менять, ограничивая права чиновников, вводя критерии эффективности их работы. Необходимо проводить массовые чистки чиновников в т.ч. с применением детектора лжи. Многие чиновники вообще не рассматривают Россию как место их будущего проживания - их дети и жены живут за границей, а сами чиновники готовы в любой момент уехать. Список мер:
1. Отменить депутатскую неприкосновенность.
Применение детектора лжи для допроса чиновников
2. Принимать чиновников на работу после тестирования на детекторе лжи.
3. Принимать чиновников на работу после допроса под гипнозом.
4. Ежемесячно тестировать чиновников на детекторе лжи.
5. Ежемесячно допрашивать чиновников с помощью гипноза.
Обмануть детектор лжи сложно, а врать под гипнозом невозможно.
Возникает вопрос почему эти меры практически не применяются в расследовании коррупционных преступлений.
6. Отменить срок давности у коррупционных преступлений
то есть сесть за решетку можно будет даже за взятку, полученную 20 лет назад.
7. Объявить высшую меру за коррупционные преступления.
Высшая мера это пожизненное заключение (лучше смертная казнь, как в Китае).


Невыездные чиновники? А почему бы и нет. Так живут например сорудники Прокуратуры и сотрудники оборонных предприятий.

8. Сделать чиновников и членов их семей безвыездными за границу минимум 10-15 лет после окончания срока. (т.е. они не могут получить загранпаспорт во время работы и 5-15 лет после увольнения, а если паспорт был, они обязаны его сдать в ФМС)
Тот факт что дети чиновников учатся и живут за границей, демотивируют чиновника на создание качественного обучения в России, тот факт что члены его семьи живут заграницей демотивируют чиновника на создание высокого уровня жизни в России. Тот факт что чиновник и члены его семьи лечатся заграницей демотивируют чиновника на создание качественной медицины в России. Зачем стараться и развивать обучение, медицину, повышать уровень жизни в России если чиновник построил там запасной аэродром, по сути он одной в ногой живет заграницей а здесь в России он живет на чемоданах, и готов свалить в любой момент, когда за ним «придут», воспользовавшись депутатской неприкосновенностью.


Откуда деньги?

9. Разработать меры, по которым лицо, знающее о совершении коррупционного действия, и скрывающее этот факт от правоохранительных органов становится соучастником преступления и получает так лет 7-10.
Например жена или любовница чиновника, знающая что официальная зарплата его мужа предположим 150 тыс., и при этом чиновник дарит ей бриллиантовое колье или яхту, или они летят отдыхать на шикарный остров, или он покупает дом, должна не радоваться а уточнить откуда деньги? И не получив вразумительный ответ идти в полицию и писать заявление т.к. рано или поздно посадят ее, чиновнику применят высшую меру, а их дети попадут в детдом.
Или: Заместитель, коллега по службе, подчиненный, знающий о готовящемся или совершенном коррупционном действии обязан сообщить об этом в правоохранительные органы, в этом случае он по данному делу проходит как свидетель, получает премию в размере 10-50% от полученной взятки и может претендовать на должность коррупционера. Если подчиненный не заявит, то он объявляется соучастником, и они оба получают срок.

Критерии эффективности чиновников какие они?

10. Разработать критерии эффективности чиновников, и увольнять их за неэффективную работу.
Увольнение чиновников должно стать простым и обыденным явлением. После увольнения чиновник не имеет права занимать государственные, руководящие должности 5-10 лет.

Карьерная лестница для чиновника

11. Разработать для крупных чиновников: президентов, губернаторов и мэров карьерную лестницу, т.е. стать крупным чиновником может эффективный муниципальный/государственный управленец ниже рангом, а не человек с улицы, т.е.:
Если человека эффективно управлял школой, больницей, техникумом, институтом и т.п. то он может претендовать на пост депутата по определенному участку/району.
После того как он эффективно руководил данным районом/участком он может претендовать на более высокий пост.
Потом мэром, потом губернатором, и уже потом президентом.
Естественно вылететь за коррупцию он может на любом этапе.
Чтобы стать врачом учатся 6-7 лет и отвечают за жизнь сотен людей.
Чтобы стать пожарным учатся 3-4 года и потом отвечают за жизнь десятков людей.
Причем и пожарного и врача могут легко уволить за не выход за работу, за неэффективную работу, за причинение вреда здоровья или смерть человека.
А чтобы стать депутатом, влиюящем на жизнь, здоровье, благополучие тысяч и иногда миллионов людей не нужно нигде учиться, и не нужно ничего знать, твое отношение к избирателям может быть любым, ходить на работу не обязательно, можно принимать законы, направленные против здоровья избирателей или ухудшающие их жилищные условия и за это его невозможно уволить.

Конфискация незаконно нажитого имущества.

12. Конфискация всего имущества, в т.ч. тех объектов, которые официально не принадлежат чиновнику, но которыми регулярно пользовался чиновник. При этом юридический собственник имущества должен доказать что имущество официально и фактически принадлежит ему и у него есть для этого официальнее доходы. Также официальный собственник должен доказать с помощью детектора лжи и/или гипноза что не имеет связи с чиновником, т.е. он не представляет его финансовых, деловых, политических или иных интересов.
Т.е.нужно понимать что если чиновник остановился в гостинице 5 раз подряд это одно а если он регулярно живет в загородном имении площадью 1000 кв.м. которое принадлежит его маме, у которой пенсия 12 т.р. это совсем другое.
В завершении хочу добавить чтобы чиновник был как это изначально задумывалось - человеком, работающем в интересах общества, в интересах народа. Сейчас все наоборот.

4 апреля сотрудники ФСБ и Следственного комитета задержали главу Удмуртии Александра Соловьева и этапировали его в Москву. Как рассказали представители СК, в отношении Соловьева возбуждено уголовное дело по статье о получении взятки в особо крупном размере.

Уже бывший глава Удмуртии обвиняется в двух преступлениях — получении взятки в размере 139 миллионов рублей от строительной компании, которая занималась сооружением мостов через реки Кама и Буй, а также в получении доли в коммерческой организации стоимостью 2,7 миллиона рублей. За это Соловьев должен был обеспечить внеочередную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на разведку и так далее. В ближайшее время следователи намерены предъявить экс-главе Удмуртии обвинение, после чего суд решит вопрос о мере пресечения.

Сразу после новости о задержании Александра Соловьева его членство в партии «Единая Россия» было приостановлено. Произошло это автоматически — согласно уставу членство приостанавливается из-за возбуждения уголовного дела. Кроме того, вскоре после задержания на сайте Кремля появился указ об отстранении Александра Соловьева от должности главы Удмуртской Республики «в связи с утратой доверия президента Российской Федерации».

Не менее оперативно президентом был назначен временный исполняющий обязанности главы Удмуртии. Им стал секретарь Общественной палаты, сопредседатель Центрального штаба ОНФ 43-летний Александр Бречалов .

После задержания Александра Соловьева некоторые эксперты заговорили о том, что оно стало ответом власти на антикоррупционные митинги, которые прошли 26 марта во многих городах России. И, кстати, впервые за все это время Дмитрий Медведев сам лично прокомментировал все обвинения в коррупции. На встрече в Тамбовской области о фильме Навального , который вывел на улицу тысячи россиян, премьер-министр заявил: «За так называемыми расследованиями скрывается попытка вытащить людей на улицу, добиться политических и шкурных целей».

Он назвал это «бесчестной позицией», заметив также, что весь компромат на него делался по принципу компота: «берут всякую разную муть, чушь всякую собирают: если касается это меня, то про моих знакомых людей, про людей, о которых я вообще никогда не слышал, про какие-то места, где я бывал, про какие-то места, о которых я тоже никогда не слышал. Собирают какие-то бумажки, фотографии, одежду и потом создают вот такой продукт и предъявляют его».

При этом, по словам Медведева, зрителю в этом разобраться довольно сложно, а если еще за это хорошо заплачено, то продукт получается достаточно добротный.

В общем, и Медведев дал понять, что так пытаются запятнать его чистое имя, а арест губернатора никак не демонстрация власти борьбы с коррупцией, а просто плановая работа. Впрочем, здесь и правда можно резонно заметить, что задержания губернаторов и даже министров случались и раньше. И не на митингах, а реальными уголовными делами.

Из самых громких арестов последнего времени можно вспомнить губернаторов Сахалинской (Александр Хорошавин ), Брянской (Николай Денин ), Кировской областей (Никита Белых ), а также сразу двух руководителей Республики Коми (Вячеслав Гайзер, Владимир Торлопов ). Денин получил четыре года в колонии общего режима, следствие против остальных продолжается. Продолжается расследование и против бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева , которого задержали в конце 2016 года.

С другой стороны, несмотря на астрономические суммы и громкие дела, ранее высокопоставленные обвиняемые часто отделывались условными сроками или же вовсе выходили сухими из воды. Достаточно вспомнить бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова , дело против которого было закрыто, а его руководитель департамента Евгения Васильева , признанная виновной в хищении трех миллиардов рублей, не отсидела и половину своего срока в колонии общего режима и была освобождена по УДО.

Политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что протесты не стали основной причиной задержания губернатора Удмуртии, но могли ускорить этот процесс.

— Этот человек находился в разработке достаточно давно. Понятно, что есть дела, которые можно ускорить. Но создать дело на пустом месте нельзя.

Полагаю, что задержание Соловьева свидетельствует о том, что антикоррупционная кампания у нас продолжается, собственно, она и не останавливалась. Борьба с коррупцией была в повестке власти и до митингов оппозиции и обвинений в адрес Медведева. Она остается в повестке и сейчас.

Хотя какие-то элементы политического влияния в этом сюжете найти можно. Мы можем предположить, что какие-то решение были приняты в ускоренном порядке. Обратите внимание, что только с утра стало известно о том, что Соловьев задержан, затем пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что ему об этом доложили, а около трех часов временно исполняющим обязанности губернатора был назначен Александр Бречалов из ОНФ. Безусловно, это политическое назначение, которое идет как раз в русле антикоррупционной кампании.

«СП»: — Почему?

— Об этом говорит скорость принятия решения о назначении. Оно демонстрирует, во-первых, что ОНФ превращается в кузницу кадров. А, во-вторых, показывает, что люди, сделавшие политическую карьеру на борьбе с коррупцией и на том, что держали в тонусе региональных чиновников, могут от теории перейти к практике. Они готовы попробовать себя на месте тех, кого еще вчера сдерживали.

Конечно, кто-то будет говорить, что это плановая кампания по борьбе с коррупцией и неприкосновенных в ней нет. Кто-то, напротив, скажет, что антикоррупционная повестка — это производная от прошедших митингов. Но я скажу, что истина лежит где-то посередине. Есть и кампания по приведению региональных чиновников в чувство, а это, в первую очередь, борьба со злоупотреблениями и коррупцией. Но не исключаю, что недавние события в стране могли какие-то процессы ускорить и подтолкнуть.

— Губернаторов задерживали до, во время и будут задерживать после протестов, — парирует заместитель директора Национального института развития современной идеологии (НИРСИ), политолог Глеб Кузнецов . — Борьба с преступностью и в узком смысле борьба с коррупцией — это процесс, не связанный с состоянием общественного мнения, и силовики именно так это воспринимают. Они не подгадывают следственные действия под общественный запрос. Тем более что любое уголовное дело — это процесс долгий и идущий в своей логике. Увязывать то, что произошло неделю назад, с тем, что произошло сегодня в Удмуртии — допущение, не имеющее права на жизнь.

«СП»: — Может, власть будет придавать этому делу большую огласку, чтобы показать, что борьба с коррупцией идет?

— Не сказать, что это хороший с точки зрения пиара повод, потому что после этих задержаний общество, скорее, укрепляется во мнении, что чиновники коррумпированы, что среди них много преступников. Не случайно раздаются призывы чуть ли не прекратить публично бороться с коррупцией, потому что именно из этих сообщений люди узнают, что в стране коррупция.

На самом деле нужно просто очень четко разделить новостную повестку и реальную работу правоохранительных органов. Они никак не связаны.

«СП»: — Как можно прокомментировать назначение Александр Бречалова на должность врио?

— ОНФ делегировал достаточно большое количество людей в Государственную Думу и как движение президента никогда не было малозначительным. Думаю, назначение Бречалова — это продолжение курса на молодых технократов, на людей с новыми взглядами. Москва ждет, что они внесут свежую струю в управление проблемными регионами. Получится это у Бречалова или нет — покажет время.



 

Возможно, будет полезно почитать: