Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Порядок рассмотрения дел о банкротстве

  • 3.1. Подведомственность дел арбитражному суду
  • 3.2. Подсудность дел арбитражному суду
  • Глава 4 Субъекты арбитражного процессуального права
  • 4.1. Понятие и состав субъектов арбитражного процессуального права
  • 4.2. Арбитражный суд
  • 4.3. Лица, участвующие в деле
  • 4.4. Лица, содействующие в осуществлении правосудия
  • Глава 5 Представительство в арбитражном процессе
  • 5.1. Понятие и виды представительства в арбитражном процессе
  • 5.2. Полномочия представителя в арбитражном процессе
  • Глава 6 Процессуальные сроки, судебные расходы, штрафы
  • 6.1. Процессуальные сроки
  • 6.2. Судебные расходы
  • 6.3. Судебные штрафы
  • Глава 7 Судебные доказательства и судебное доказывание
  • 7.1. Судебные доказательства
  • 7.2. Судебное доказывание
  • Глава 8 Иск в арбитражном процессе
  • 8.1. Понятие и сущность искового производства
  • 8.2. Право на иск
  • 8.3. Средства защиты против иска
  • 8.4. Обеспечение иска
  • Глава 9 Возбуждение дела в арбитражном суде
  • 9.1. Исковое заявление
  • 9.2. Порядок предъявления искового заявления
  • 9.3. Последствия нарушения порядка предъявления искового заявления
  • Глава 10 Подготовка дела к судебному разбирательству
  • 10.1. Значение, цели и задачи стадии подготовки дела к судебному разбирательству
  • 10.2. Процессуальные действия по подготовке дела
  • 10.3. Предварительное судебное заседание
  • 10.4. Судебные извещения
  • Глава 11 Судебное разбирательство
  • 11.1. Роль и значение судебного разбирательства
  • 11.2. Судебное заседание и его структура
  • 11.3. Окончание производства по делу без вынесения решения
  • 11.4. Протокол судебного заседания
  • Глава 12 Судебные постановления
  • 12.1. Понятие и виды судебных постановлений
  • 12.2. Судебное решение
  • 12.3. Судебные определения
  • 12.4. Постановления арбитражных судов
  • Глава 13 Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
  • 13.1. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений: сущность и виды дел
  • 13.2. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов
  • 13.3. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
  • 13.4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях
  • 13.5. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций
  • Глава 14 Особое производство в арбитражном процессе
  • 14.1. Установление фактов, имеющих юридическое значение
  • 14.2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
  • 14.3. Процедура разбирательства дел о банкротстве в суде
  • Глава 15 Упрощенное производство
  • 15.1. Сущность упрощенного производства
  • 15.2. Процессуальный порядок рассмотрения дел в порядке упрощенного производства
  • Глава 16 Производство в суде апелляционной инстанции
  • 16.1. Право апелляционного обжалования
  • 16.2. Рассмотрение дел в апелляционной инстанции
  • Глава 17 Производство в суде кассационной инстанции
  • 17.1. Право кассационного обжалования
  • 17.2. Рассмотрение дел в кассационной инстанции
  • 17.3. Полномочия суда кассационной инстанции
  • 17.4. Постановление кассационной инстанции
  • Глава 18 Пересмотр постановлений арбитражных судов в порядке надзора
  • 18.1. Сущность надзорного производства
  • 18.2. Рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора
  • 18.3. Рассмотрение дела в Президиуме вас рф
  • Глава 19 Пересмотр постановлений арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам
  • 19.1. Понятие вновь открывшихся обстоятельств
  • 19.2. Порядок пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам
  • Глава 20 Исполнение постановлений арбитражных судов
  • 20.1. Понятие исполнительного производства
  • 20.2. Органы, осуществляющие исполнение актов арбитражных судов
  • 20.3. Лица, участвующие в исполнительном производстве
  • 20.4. Исполнительный лист
  • 20.5. Полномочия арбитражного суда в исполнительном производстве
  • 20.6. Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
  • Глава 21 Третейское производство по экономическим спорам
  • 21.1. Организация третейского производства в Российской Федерации
  • 21.2. Третейское разбирательство
  • 21.3. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов
  • 21.4. Роль арбитражного суда в исполнении решения третейского суда
  • Глава 22 Производство по делам с участием иностранных лиц
  • 22.1. Применение норм иностранного права в арбитражном процессе
  • 22.2. Компетенция арбитражных судов в рф по делам с участием иностранных лиц
  • 22.3. Процессуальные права иностранных лиц в арбитражном судопроизводстве рф
  • 14.2. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

    Дела о несостоятельности (банкротстве) субъектов частного права (граждан и организаций) представляют собой разновидность дел особого производства, подведомственных арбитражному суду.

    Понятие несостоятельности (банкротства). Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

    Процедуры банкротства. Процедура признания организации или гражданина банкротом состоит из следующих стадий:

    Стадии процедуры арбитражного разбирательства в суде, которая инициируется заявлением о признании должника банкротом и имеет своей завершающей стадией признание или непризнание его банкротом со стороны суда посредством вынесения об этом соответствующего решения. Здесь основная роль принадлежит арбитражному суду.

    Стадии процедур банкротства в форме (ст. 27 Закона о банкротстве):

    а) наблюдения (гл. IV Закона о банкротстве) как обеспечения процедуры арбитражного разбирательства в отношении признания банкротом юридического лица;

    б) финансовое оздоровление (гл. V Закона о банкротстве);

    в) внешнего управления (или судебная санация; гл. VI Закона о банкротстве), применяемого при рассмотрении вопроса о признании банкротом юридического лица и выполняющего функции восстановления платежеспособности должника;

    г) конкурсного производства (гл. VII Закона о банкротстве), применяемого в отношении как должника – юридического лица, так и должника – физического лица, и имеющего своей целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов в случае признания должника банкротом;

    д) мирового соглашения (гл. VIII Закона о банкротстве), которое применимо в отношении должников – юридических лиц и должников – физических лиц и являющегося формой компромисса между кредиторами и должником.

    На данном этапе – при осуществлении вышеперечисленных процедур банкротства – основная роль уже отводится арбитражному управляющему (временному управляющему, административному управляющему, внешнему управляющему, конкурсному управляющему; ст. 2 Закона о банкротстве), который назначается арбитражным судом и выполняет во многом функции реализации судебного акта.

    14.3. Процедура разбирательства дел о банкротстве в суде

    Подведомственность. Дела о банкротстве юридического лица и гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, рассматриваются только арбитражным судом (п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, ст. 6 Закона о банкротстве). Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона о банкротстве), а также быть рассмотрено судом общей юрисдикции.

    Подведомственность дел в связи с требованием физического лица к арбитражному управляющему. Если в процессе арбитражного разбирательства и назначения арбитражного управляющего последним причинен вред физическому лицу, то требования о возмещении причиненных действиями или бездействием арбитражного управляющего убытков рассматриваются согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ судами общей юрисдикции.

    Подсудность дел о банкротстве. Нормы процессуального законодательства формулируют подсудность дел о банкротстве как исключительную (ч. 4 ст. 38 АПК РФ, ст. 6 Закона о банкротстве). То есть такие дела рассматриваются лишь по месту нахождения должника.

    Здесь нет истца или ответчика в общепринятом смысле, а лишь заявители о банкротстве, должник и другие лица.

    Заявление о банкротстве принимается судьей арбитражного суда единолично (см. ст. 42 и посл. Закона о банкротстве), как судьей единолично производится и подготовка дела к разбирательству (ст. 50 Закона о банкротстве). При этом само рассмотрение в дальнейшем уже осуществляется судом только коллегиально (ч. 2 ст. 223 АПК РФ). При этом к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели (предл. 2 ч. 2 ст. 223 АПК РФ).

    Участники арбитражного разбирательства по делам о банкротстве. Согласно ст. 224 АПК РФ, посвященной праву на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкростве), с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). Процессуальное законодательство выделяет две группы участников арбитражного разбирательства по делам о банкротстве: лица, участвующие в деле, и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве.

    Лица, участвующие в деле

    1. Должник. Это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве. Должниками (и соответственно банкротами) не могут быть признаны казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации (п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве, ст. 115 ГК РФ).

    Должниками по делу о банкротстве не могут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

    До внесения соответствующих изменений в ГК РФ процедура банкротства (см. гл. X Закона о банкротстве) не применима и в отношении гражданина, не являющегося предпринимателем (п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве).

    2. Арбитражный управляющий. Это гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (ст. 20, 2 Закона о банкротстве).

    Правовой статус арбитражного управляющего определяется прежде всего такими нормативными правовыми актами, как Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544 «О лицензировании деятельности физических лиц»

    3. Конкурсные кредиторы. Это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника – юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ст. 2 Закона о банкротстве). При этом кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 11 Закона о банкротстве). Такие кредиторы имеют право подачи заявления о признании должника банкротом. При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов (ст. 12 Закона о банкротстве) и комитет кредиторов (ст. 17 Закона о банкротстве). С момента принятия арбитражным судом к производству заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Все действия в отношении должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

    4. Налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам: налогам, пошлинам, платежам и др. Наряду с налоговыми органами участвовать в деле могут также таможенные органы, органы социального страхования, органы обязательного медицинского страхования, органы пенсионного фонда и др.

    5. Иные лица в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве. Среди таких лиц могут быть: органы государственной власти и органы местного самоуправления (см. ст. 2, 11 и др. Закона о банкротстве), государственный орган Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью (ст. 183 Закона о банкротстве), государственный орган Российской Федерации по регулированию рынка ценных бумаг (ст. 187 Закона о банкротстве) и др.

    Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве

    1. Представитель работников должника. Это лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства (ст. 2 Закона о банкротстве). Представитель работников должника избирается на собрании работников должника, что оформляется протоколом, который затем является составной частью заявления должника о своем банкротстве в соответствии со ст. 38 Закона о банкротстве.

    2. Представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия. См. ст. 2, п. 4 ст. 37 и др. Закона о банкротстве.

    3. Иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве. Среди таких участников, принимающих участие лишь на стадии арбитражного разбирательства, можно отметить представителя и «содействующих осуществлению правосудия лиц» – эксперта, свидетеля, переводчика (ст. 54 и др. АПК РФ, ст. 35 Закона о банкротстве).

    Возбуждение дела о банкротстве. Пункт 2 ст. 6 Закона о банкротстве предусматривает, что «если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, а к должнику-гражданину – не менее 10 тыс. рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 настоящего Федерального закона». Статья 6 Закона о банкротстве в топливно-энергетическом комплексе, имеющая общее наименование «Подведомственность дел о банкротстве», содержит в ч. 1 положение, согласно которому «заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение 6 месяцев».

    Заявление о признании должника банкротом. Согласно п. 1 ст. 33, 42 Закона о банкротстве производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом.

    Круг лиц, имеющих право подачи такого заявления, четко очерчен процессуальным законодательством: это должник, кредиторы, иные заинтересованные лица (ст. 224 АПК РФ). После возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд не принимает заявление от другого кредитора о признании несостоятельным того же должника; такой кредитор вправе обратиться с заявлением об участии в деле в качестве кредитора.

    Принятие заявления о признании должника банкротом происходит по правилам ст. 42 Закона о банкротстве судьей единолично. О принятии заявления судья выносит определение не позднее 3 дней со дня поступления указанного заявления в арбитражный суд. При введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается о назначении временного управляющего. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через 5 дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд.

    Отказ в принятии заявления о признании должника банкротом урегулирован в ст. 43 Закона о банкротстве. Так, судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве и касающихся размера требований и срока их непогашения; кроме того, если в отношении должника арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства, а также если имеются основания для отказа в принятии заявления, предусмотренных АПК РФ.

    Заявление о признании должника банкротом возвращается (ст. 44 Закона о банкротстве), если нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления должника (ст. 37), требования к прилагаемым к заявлению должника документам (ст. 38), нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления конкурсным кредитором (ст. 39), требования к прилагаемым к заявлению конкурсного кредитора документам (ст. 40) или требования к заявлению уполномоченного органа (ст. 41 Закона о банкротстве).»

    Обеспечительные меры , предпринимаемые судом в отношении имущества должника. В дополнение мер, предпринимаемых судом согласно ст. 91 АПК РФ, при рассмотрении дела о банкротстве суд вправе на основе положений ст. 46 Закона о банкротстве запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 64 Закона о банкротстве.

    Меры по обеспечению заявленных требований кредиторов действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве (п. 3 ст. 46 Закона о банкротстве). При этом еще до наступления таких обстоятельста суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе отменить меры по обеспечению требований кредиторов (п. 4 ст. 46 Закона о банкротстве).

    Порядок судебного разбирательства определяется АПК РФ и Законом о банкротстве. Срок рассмотрения дела о банкротстве определен в ст. 51 Закона о банкротстве и составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (согласно ст. 47 Закона о банкротстве 1998 г., срок рассмотрения составлял 3 месяца).

    Приостановление и прекращение производства по делу происходит по правилам, соответственно, гл. 16 и 18 АПК РФ.

    Приостановление производства по делу о банкротстве допускается по основаниям, предусмотренным ст. 143, 144 АПК РФ, а также в соответствии с иными законодательными актами, регулирующими проведение процедур банкротства. Так, арбитражный суд вправе приостановить производство по делу о банкротстве при назначении им экспертизы (п. 3 ст. 50 Закона о банкротстве). Производство по делу о банкротстве приостанавливается в случае, предусмотренном п. 2 ст. 10 Закона о банкротстве в топливно-энергетическом комплексе. Приостановление производства по делу о банкротстве означает лишь то, что по делу, по которому производство приостановлено, арбитражным судом не могут быть вынесены решения или определения, предусмотренные ст. 52 Закона о банкротстве. Примененные арбитражным судом процедуры банкротства осуществляются и тогда, когда производство по делу приостановлено. В период приостановления производства по делу о банкротстве за арбитражным управляющим сохраняется право на получение вознаграждения.

    Закон о банкротстве предусматривает в п. 2 ст. 204 возможность приостановления производства по делу о банкротстве гражданина на срок не более 3 месяцев как результат утверждения арбитражным судом плана погашения долгов при отсутствии возражений кредиторов.

    Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных ст. 57 Закона о банкротстве:

    1) восстановления «платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

    2) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

    3) заключения мирового соглашения;

    4) признания в ходе наблюдения требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения дела о банкротстве, необоснованными при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Законом о банкротстве, иных соответствующих положениям ст. 6 Закона о банкротстве требований кредиторов;

    5) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

    6) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры банкротства;

    7) завершения конкурсного производства;

    8) в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях.

    По результатам судебного рассмотрения дела суд принимает один из следующих актов (ст. 52 Закона о банкротстве):

    ♦ решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    ♦ решение об отказе в признании должника банкротом;

    ♦ определение о введении финансового оздоровления;

    ♦ определение о введении внешнего управления;

    ♦ определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

    ♦ определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

    ♦ определение об утверждении мирового соглашения.

    Указанные судебные акты, а также иные предусмотренные Законом о банкротстве судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено дополнительными правилами закона.

    Решение суда о признании должника банкротом подчиняется общим требованиям главы 20 АПК РФ, а также положениям ст. 53 Закона о банкротстве.

    Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, предусмотренных ст. 3 Закона о банкротстве, при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 53 Закона о банкротстве).

    В решении арбитражного суда о признании банкротом должника – юридического лица и об открытии конкурсного производства должны содержаться указания на: 1) признание должника банкротом; 2) открытие конкурсного производства (п. 2 ст. 53 Закона о банкростве). В решении арбитражного суда о признании банкротом должника – индивидуального предпринимателя указывается на признание утратившей силу государственной регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 53 Закона о банкротстве).

    Процессуальную основу рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы закона о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики дел.

    Рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судом можно условно подразделить на две стадии: разбирательство дела в арбитражном суде и процедура банкротства.

    Первая стадия представляет собой собственно арбитражный процесс, начинающийся с подачи заявления о признании должника банкротом и заканчивающийся вынесением судебного акта (решения, определения), которым устанавливается юридический факт - несостоятельность или состоятельность должника.

    Как и предыдущий закон, Закон о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами (ст.28).

    Задачей второй стадии - процедуры банкротства (конкурсного производства, внешнего управления, мирового соглашения) - является реализация судебного акта. На второй стадии на первый план при решении задач судопроизводства выступает арбитражный управляющий, осуществляющий свою деятельность под контролем арбитражного суда.

    В статье 29 закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена подведомственность дел арбитражному суду. Что касается подсудности, то данное правило определяющее, что дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по месту нахождения должника, сформулировано в указанной статье как исключительная подсудность, и не позволяет изменить ее по выбору заявителя или соглашению сторон.

    Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК).

    Подача заявления кредитором

    Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков: во-первых - требование к должнику - юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда; во-вторых, - указанные требования не погашены в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 29 закона). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом (ст.42).

    Особенностью данного процесса является то, что в нем отсутствуют истец, а есть заявитель, впрочем, нет и ответчика.

    Заявление о признании несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим должником. В зависимости от того, кто подает заявление, закон устанавливает различный порядок его оформления и содержания.

    Так, при подачи заявления самим должником закон устанавливает следующие правила:

    Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем должника - юридического лица или лицом, его заменяющим. Необходимыми реквизитами указанного документа являются: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам; размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявляемых к бесспорному (безакцептному) списанию; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности; номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве; перечень прилагаемых документов. Данный перечень является не исчерпывающим, в заявлении могут быть указанны и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела (статья 33 закона). Здесь стоит обратить внимание на то факт, что подписание заявление производится только руководителем должника или его заместителем. В отличие от правила, предусмотренного в АПК, когда право на подписание искового заявления может быть передано представителю, статья 33 закона о банкротстве не допускает такую передачу полномочий.

    Должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле (статья 33). Перечень документов, которые должны быть приложены, содержится в статьях 34 закона и 104 Арбитражном процессуальном кодексе РФ и является исчерпывающим.

    Заявление, так же как и в случае подачи заявления должником, подается в письменной форме, но отличительной особенностью является то, что данное заявление может быть подписано не только руководителем кредитора - юридического лица, но и его представителем (статья 35). В нем должна быть указана следующая информация: наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; наименование должника и его почтовый адрес; наименование кредитора и его почтовый адрес; размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов и пени); обязательство должника перед кредитором, из которых возникло требование, а также срок его исполнения; доказательство обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса; доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора; перечень прилагаемых к заявлению кредитора документов. В тех случаях, когда требования кредитора к должнику основаны на различных обязательствах должника, они могут быть объединены. Также в одном заявлении могут быть объединены требования нескольких кредиторов.

    Прилагаемые к заявлению документы подразделяются на два вида. Первый - те, которые предусмотрены статей 64 АПК и второй - документы, названные в законе о банкротстве.

    В отличие от предыдущего закона настоящий не предусматривает обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора, поэтому пункт 3 статьи 104 АПК не применяется.

    Заявление кредитора - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (ст.38), налогового или иного уполномоченного органа (ст. 39), прокурора (ст.40), должны отвечать требованиям предъявляемым к заявлению кредитора.

    Поскольку разбирательство дел о несостоятельности существенно отличается от дел по экономическим спора, то при подачи заявления стоит руководствоваться нормами закона «О несостоятельности (банкротстве)».

    Для обращения в арбитражный суд необходимо уплатить государственную пошлину. В соответствии с Законом РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. в редакции Федерального закона от 19 июля 1997 г.№ 105-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной пошлине» заявление о признании предприятия банкротом оплачивается государственной пошлиной в размере 20 минимальных размеров оплаты труда.

    В случае не выполнения при подачи заявления, как кредитором, так и должником, требований, предусмотренных статьями 32-40 закона о банкротстве арбитражный суд возвращает заявление. «В статье не содержится конкретных условий для принятия заявления о признании должника банкротом. Имеется лишь указание общего характера о необходимости соблюдения требований, предусмотренных АПК и законом».

    При соблюдении всех необходимых требований и отсутствия оснований для отказа в принятии или возвращения заявления, судья единолично, не позднее трех дней, выносит определении о принятии. В определении при введении наблюдения указывается о назначении временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при отсутствии таких предложений - из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих; меры по обеспечению требований кредиторов.

    Понятие несостоятельности.

    Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").

    Основными правовыми целями банкротства как института гражданского права являются:

    1) производство должником расчетов с кредиторами (либо путем принудительной распродажи имущества должника, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность);

    2) при невозможности этого - выведение должника из экономического оборота правовыми способами: путем проводящейся под контролем арбитражного суда ликвидации юридического лица или освобождения от долгов гражданина.

    Банкротство - важнейший элемент рыночной экономики. Во все времена существования экономических, имущественных отношений ряд их участников, по разным объективным и субъективным причинам, не могли или не сумели "вписаться" в виражи экономического оборота: не исполняя принятые ими денежные и иные имущественные обязательства, такие участники создают проблемы не только и даже не столько для себя, сколько для своих партнеров и контрагентов. Неисполнение частью участников оборота имущественных обязательств, в силу глубокой взаимосвязанности экономических отношений, влечет нарушение естественного хода экономического процесса, создает предпосылки для кризиса неплатежей и коллапса экономики как на минимальном (частном), так и на максимальном (публичном) уровне.

    История развития законодательства о банкротстве. В целях предупреждения такого рода ситуаций правовая мысль создала институт банкротства, позволяющий решить проблему неплатежей цивилизованным способом. История законодательства о банкротстве насчитывает несколько столетий, само законодательство и судебная практика его применения постоянно совершенствуются.

    Богатую историю имеет и законодательство России о банкротстве. В течение XIX в. были созданы законодательство, судебная практика и научно-прикладной материал, позволяющие говорить о функционировании в стране достаточно эффективной системы банкротства. К сожалению, эволюционный процесс развития этой системы был прерван событиями 1917 г.

    Начавшиеся в начале 90-х гг. XX в. в России преобразования, призванные создать рыночную экономику, основанную на правовых принципах, естественным образом привели к необходимости восстановления института банкротства как одного из основных элементов такой экономики. Начиная с 1992 г. в Российской Федерации последовательно создавалась новая система банкротства, включающая законодательство, судебную систему, научно-практические разработки и другие неотъемлемые компоненты этой системы, такие как: институт арбитражных управляющих, непосредственно осуществляющих процедуры банкротства, и государственные органы, призванные осуществлять надзор за ходом процедур банкротства.

    Так, за период с 1992 по 2002 г. было принято три федеральных закона о банкротстве (в 1992 г., 1998 г., 2002 г.) и два федеральных закона об особенностях банкротства отдельных, особых категорий должников: от 25.02.1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", от 24.06.1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса", в системе арбитражных судов создана достаточно эффективно функционирующая практика применения законодательства о банкротстве, написаны десятки научно-практических статей и книг, посвященных банкротству.

    Институт банкротства. Институт банкротства - комплексный правовой институт. Являясь, по определению, институтом гражданского права, он примерно наполовину включает в себя нормы процессуального права (в Российской Федерации - арбитражного процессуального права). Связано это с тем, что нормы законодательства о банкротстве, в отличие от других норм гражданского права, могут быть реализованы только через судебные акты. Свидетельством этому является и тот факт, что законодатель в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" исключил возможность так называемого добровольного банкротства, т.е. банкротства, осуществляемого вне судебного процесса. Указанные обстоятельства позволяют сделать следующий вывод о механизме функционирования правовых норм, составляющих институт банкротства: материальное право устанавливает критерии банкротства, т.е. условия, при наличии которых участник экономического оборота предполагается банкротом де-факто, процессуальное право "включает" собственно механизм банкротства, переводящий такого участника из разряда обычных, обладающих равной с остальными дееспособностью, в категорию особых, дееспособность которых определяется их правовым положением - объявленным судом статусом банкрота.

    Таким образом, основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

    Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в любой национальной системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве. В мире существует несколько правовых систем рассмотрения судами дел о банкротстве: в некоторых странах эти дела отнесены к компетенции судов общей юрисдикции (Германия), в других - коммерческих судов (Франция), в третьих - специальных судов (США, Англия). В Российской Федерации с момента восстановления института банкротства рассмотрение дел о банкротстве отнесено к исключительной (специальной) компетенции арбитражных судов.

    Арбитражные суды РФ, создание которых в 1992 г. практически совпало с восстановлением института банкротства, являются коммерческими судами в классическом виде. Ими, особенно с учетом положений АПК РФ 2002 г., рассматривается подавляющее большинство экономических споров и практически все споры, возникающие при осуществлении предпринимательской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, законодатель изначально, с 1992 г., передал рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судам, поскольку банкротство является неотъемлемым элементом механизма функционирования экономических (имущественных), а не личных отношений. Соответственно, и процессуальная часть законодательства о банкротстве состоит из норм арбитражного процессуального права как отрасли законодательства, регламентирующей судебный процесс в арбитражных судах.

    Арбитражные суды рассматривают все дела, относящиеся к их компетенции, на основе норм арбитражного процессуального права, кодифицированных в АПК РФ. В то же время, как отмечалось выше, законодательство о банкротстве включает и процессуальные нормы. Таким образом, судебный процесс по делам о банкротстве осуществляется на основании норм АПК РФ и законодательства о банкротстве.

    Общий принцип соотношения указанных процессуальных норм установлен ст. 223 АПК РФ: дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами о банкротстве.

    Приведенная норма позволяет сделать следующий вывод: нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК РФ и нормами закона о банкротстве, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

    Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности. Необходимость существования специальных процессуальных норм при рассмотрении арбитражными судами дел о банкротстве определяется двумя основными особенностями этой категории дел: публичностью и спецификой защиты права. Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника, работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя, членов семьи должника-гражданина, собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества, кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке, во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

    Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Хотя внешне правовой целью возбуждения дела о банкротстве и является объявление должника банкротом, т.е. придание участнику экономического оборота особого статуса, позволяющего произвести расчеты с кредиторами, фактически институт банкротства в проекции на его судебную составляющую призван обеспечить более глубинные процессы, а именно сохранение стабильности гражданского оборота. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

    Такое многообразие стоящих перед судом при рассмотрении дела о банкротстве задач предполагает создание на уровне нормативного регулирования соответствующих процессуальных условий и возможностей, позволяющих учесть специфику этих дел. Это касается порядка обращения с заявлением и принятия судом заявления к производству, состава лиц, участвующих в деле, их полномочий и правового статуса, подготовки дела к судебному разбирательству и срока рассмотрения дела, использования примирительных процедур и исполнения судебного акта. Таким образом, рассмотрение дел о банкротстве - это установленный АПК РФ и законами о банкротстве особый порядок разрешения имущественного конфликта, возникшего в связи с неспособностью участника экономического оборота в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, направленный на придание должнику особого статуса, определяемого его имущественным положением и необходимостью производства расчетов с кредиторами под контролем суда при учете интересов всех участников конфликта и необходимости поддержания стабильности экономических отношений.

    Стадии рассмотрения дел о банкротстве. Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии: возбуждение дела о банкротстве, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, вынесение судебного акта, производство по пересмотру судебных актов и, как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса, но органично с ним связанная, - исполнение судебных актов. Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде и процедуры банкротства.

    В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

    Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством: целью и процедур банкротства, и исполнительного производства фактически является исполнение судебного акта, принятого судом. На схожесть конкурсного и исполнительного процессов обращал в свое время внимание Г.Ф. Шершеневич*(186). Разница между ними состоит в том, что если в ходе исполнительного производства реализуются конкретные положения судебного акта, то в ходе процедур банкротства исполняются общие положения судебного акта арбитражного суда, являющегося основой разрешения конфликта, но не определяющего экономические и правовые пути выхода из него (конкретные способы реализации положений судебного акта арбитражного суда и достижения целей банкротства определяются кредиторами и назначенным судом арбитражным управляющим). Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.

  • Арбитражный суд субъекта рф (порядок образования, структура, компетенция).
  • Суд по интеллектуальным правам: порядок образования, структура и компетенция
  • Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общими и арбитражными судами.
  • 12. Подведомственность ас дел, возникающих из гражданских и иных сходных по природе правоотношений.
  • 13. Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
  • 14. Специальная подведомственность дел ас
  • 15. Родовая подсудность дел ас
  • 16. Территориальная подсудность дел ас и её виды
  • 17. Передача дел из одного ас в другой
  • 18. Право на обращение в ас. Субъекты, правомочные возбудить дело в ас
  • 19. Порядок реализации права на обращение в ас и последствия его несоблюдения
  • 20. Понятие и виды обеспечительных мер ас, порядок их применения.
  • 21. Задачи, порядок и сроки подготовки дела к судебному разбирательству. Предварительное судебное заседание. Назначение дела к судебному разбирательству. Извещения и вызовы.
  • 22. Примирительные процедуры. Порядок, условия и последствия заключения мирового соглашения.
  • 23.Рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции. Части судебного разбирательства. Вопросы, разрешаемые в каждой из частей судебного разбирательства. Раздельные судебные заседания.
  • 24. Раскрытие доказательств. Особенности исследования и оценки отдельных доказательств.
  • 25. Распределение обязанностей по доказыванию в арбитражном процессе. Доказательственные презумпции.
  • 26. Отложение и перерыв судебного разбирательства
  • 27. Приостановление производства по делу, отличие от отложения
  • 28. Прекращение производства по делу, основания и правовые последствия
  • 29. Оставление искового заявления без рассмотрения, основания и правовые последствия
  • 30. Протокол судебного заседания. Порядок предоставления и рассмотрения замечаний на протокол.
  • 31. Понятие и виды судебных актов арбитражного суда первой инстанции
  • Виды постановлений арбитражного суда:
  • Решение арбитражного суда
  • Характерные признаки решения арбитражного суда:
  • Значение решения арбитражного суда:
  • Определение арбитражного суда
  • Постановления арбитражных судов
  • 32. Сущность и значение решения арбитражного суда.
  • 33. Содержание решения арбитражного суда.
  • 34. Требования, предъявляемые к решению арбитражного суда.
  • 35. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.
  • 36. Немедленное исполнение решения арбитражного суда.
  • 37. Законная сила решения арбитражного суда (понятие, свойства и пределы).
  • 38. Определения арбитражного суда первой инстанции и их классификация.
  • 39. Общая характеристика дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Общие правила их рассмотрения.
  • 40. Особенности производства в арбитражном суде по делам об оспаривании нормативных правовых актов.
  • 42. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
  • 43. Особенности возбуждения и разбирательства в арбитражном суде дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
  • 44. Рассмотрение в особом производстве дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
  • 45. Производство по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
  • 46. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве).
  • 47. Рассмотрение дел по корпоративным спорам.
  • 48. Производство по делам о защите прав и законных интересов группы лиц.
  • 49. Упрощенное производство.
  • 50. Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.
  • 51. Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
  • 52. Понятие и сущность апелляционного производства в арбитражном процессе.
  • 54. Порядок и пределы рассмотрения дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
  • 55. Основания к отмене или изменению решения арбитражного суда первой инстанции, вынесению нового решения.
  • 56. Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 269 апк).
  • 57. Содержание постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
  • 58. Понятие и сущность кассационного производства.
  • Понятие и сущность кассационного производства.
  • 60. Порядок и пределы рассмотрения дел арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • 61. Полномочия арбитражного суда округа как кассационной инстанции.
  • 62. Основания к изменению или отмене решения, вынесению нового решения арбитражным судом округа в кассационном порядке.
  • 63. Постановление суда кассационной инстанции. Обязательность указаний суда кассационной инстанции.
  • 64. Право на обращение в Верховный Суд рф с кассационной жалобой: субъекты, объекты, срок и порядок подачи. Возвращение кассационной жалобы.
  • 68. Понятие и цели пересмотра судебных актов в порядке надзора.
  • 70. Рассмотрение надзорной жалобы судьей Верховного Суда рф.
  • 71. Рассмотрение дела в порядке надзора Президиумом Верховного Суда рф в судебном заседании.
  • 72. Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
  • 73. Полномочия Президиума Верховного Суда рф как надзорной инстанции.
  • 74. Содержание постановления Президиума Верховного Суда рф. Обязательность указаний, содержащихся в постановлении.
  • 75. Понятие и сущность производства по пересмотру судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 76. Понятие новых и вновь открывшихся обстоятельств, отличие от новых доказательств. Основания пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 77. Порядок обращения в суд по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 78. Рассмотрение заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия суда, рассмотревшего заявление по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
  • 79. Правовое регулирование деятельности третейских судов в рф. Место третейского суда в системе юрисдикционных органов.
  • 80. Виды третейских судов. Постоянно действующие третейские суды и их виды. Рассмотрение дел в третейских судах.
  • 81. Переговоры и посредничество как формы разрешения экономических и иных споров, возникающих между хозяйствующими субъектами.
  • 82. Процедура медиации как альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника-медиатора.
  • 46. Производство по делам о несостоятельности (банкротстве).

    Дела о несостоятельности (банкротстве) субъектов частного права (граждан и организаций) представляют собой разновидность дел особого производства, подведомственных арбитражному суду. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда, а также быть рассмотрено судом общей юрисдикции.

    Нормы процессуального законодательства формулируют подсудность дел о банкротстве как исключительную, т.е. такие дела рассматриваются лишь по месту нахождения должника. Здесь нет истца или ответчика в общепринятом смысле, а лишь заявители о банкротстве, должник и другие лица.

    Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Если иное не предусмотрено законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника - физического лица - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

    Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.

    Заявление о банкротстве принимается судьей арбитражного суда единолично, также судьей единолично производится и подготовка дела к разбирательству. При этом само рассмотрение в дальнейшем уже осуществляется судом только коллегиально и к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

    В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют представитель работников должника, представитель собственника имущества должника (если решается вопрос о признании несостоятельным унитарного предприятия) и иные лица. К иным лицам Арбитражный процессуальный кодекс РФ относит свидетелей (любое лицо, которому известны сведения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора), экспертов (лицо, обладающее специальными познаниями, необходимыми для дачи заключения), переводчиков и представителей (любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в арбитражном суде).

    Арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов - меры, направленные на сохранение имущества должника, находящегося в процессе производства дела о его несостоятельности. Арбитражный процессуальный кодекс РФ в качестве таких мер предусматривает:

      наложение ареста на имущество или денежные средства, принадлежащие ответчику;

      запрещение ответчику совершать определенные действия;

      запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

      приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

      приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста.

    При введении наблюдения в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом указывается о назначении временного управляющего. В определении могут быть также указаны меры по обеспечению требований кредиторов. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд. Определение о принятии заявления о признании должника банкротом может быть обжаловано в части, касающейся мер по обеспечению требований кредиторов.

    Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

    Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных п. 2 ст. 33 Федерального закона "О банкротстве" и касающихся размера требований и срока их непогашения; кроме того, если в отношении должника арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства.

    Заявление о признании должника банкротом оставляется без движения или возвращается, если нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления должника, требования к прилагаемым к заявлению должника документам, нарушены условия о порядке оформления и подачи заявления конкурсным кредитором, требования к прилагаемым к заявлению конкурсного кредитора документам или требования к заявлению уполномоченного органа. Возврат заявления заявителю происходит в случае, если заявитель не устранит в установленный судом срок обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

    Определение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано, что, однако, не приостанавливает его исполнение.

    Срок рассмотрения дела о банкротстве определен в семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

    При рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) арбитражный суд может выносить определения, которые согласно ч. 3 ст. 223 АПК РФ могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.

    Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных ст. 57 Федерального закона "О банкротстве":

    1) восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;

    2) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

    3) заключения мирового соглашения;

    4) признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве, при отсутствии заявленных и признанных в порядке, установленном Федеральным законом "О банкротстве", иных соответствующих положениям ст. 6Федерального закона "О банкротстве" требований кредиторов;

    5) отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;

    6) удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;

    7) отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;

    8) в иных предусмотренных Федеральным законом"О банкротстве" случаях.

    По результатам судебного рассмотрения дела суд принимает один из следующих актов (ст. 52 Федерального закона "О банкротстве"):

    Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

    Решение об отказе в признании должника банкротом;

    Определение о введении финансового оздоровления;

    Определение о введении внешнего управления;

    Определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

    Определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;

    Определение об утверждении мирового соглашения.

    Указанные судебные акты, а также иные предусмотренные Федеральным законом "О банкротстве" судебные акты арбитражного суда подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено дополнительными правилами закона.

    Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан"

    Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе

    Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

    Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования. В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении. Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

    Ввиду того, что банкротство - институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве.

    Нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел. Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

    Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности:

    Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц:

      • самого должника,
      • работников должника - юридического лица или индивидуального предпринимателя,
      • членов семьи должника-гражданина,
      • собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества,
      • кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке,
      • во многих случаях - для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника - юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

    Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам . При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

    Стадии рассмотрения дел о банкротстве

    Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии:

      1. возбуждение дела о банкротстве,
      2. подготовка дела к судебному разбирательству,
      3. судебное разбирательство (именно здесь рассмотрение дела по существу),
      4. вынесение судебного акта,
      5. производство по пересмотру судебных актов,
      6. исполнение судебных актов (как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса).

    Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии:

      • разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде;
      • процедура банкротства.

    В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела. Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях. Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

    Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством. Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта. На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлении лиц, участвующих в деле; руководящая роль - в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

    Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде

    Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) регулируется

      • главой 28 АПК РФ,
      • гл. III Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

    Согласно ст. 223 АПК РФ д ела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

    Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 АПК РФ, устанавливающей перечень дел для коллегиального рассмотрения. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

    Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения .

    С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться:

      1. должник,
      2. кредиторы и
      3. иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства) (ФЗ относит к ним конкурсных кредиторов и уполномоченные органы) .

    По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

    В соответствии со ст. 33 АПК РФ и ст. 6 , ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений - юридическое лицо или гражданин. Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции. Одновременно эти дела отнесены и к исключительной компетенции арбитражных судов, поэтому участники правоотношений не могут передать дело о банкротстве на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона).

    Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

    Особенности дел о банкротстве:

    • дела о банкротстве не относятся к делам искового производства;
    • участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора;
    • заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований;
    • требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта);
    • отказ кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 ФЗ);
    • в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

    В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 ФЗ), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин.

    Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 ФЗ составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом. Таким образом, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 - на подготовку плюс 1 - на разбирательство). Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения .

    Замечание по сроку

    Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 99 срок рассмотрения дела о банкротстве может быть продлен до 10 месяцев.

    При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании части 2 статьи 152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)

    Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 19), без каких-либо особенностей.

    Ст. 52 ФЗ устанавливает, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов.



     

    Возможно, будет полезно почитать: