Материальная ответственность военнослужащих по контракту. Законодательная база российской федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О материальной ответственности военнослужащих


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 279, 12.12.2006) (вступил в силу с 1 января 2007 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2013) (о порядке вступления см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2014) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190016).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 года N 22-П (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.11.2016, N 0001201611100003).
____________________________________________________________________

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 1 по 3)

Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ .

командиры (начальники) - командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. *3.1)

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Глава II. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (статьи с 4 по 5)

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

в результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 170-ФЗ .

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ .

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

Глава III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ПРИЧИНЕННОГО УЩЕРБА И ПОРЯДОК ЕГО ВОЗМЕЩЕНИЯ (статьи с 6 по 12)

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в медицинских организациях.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 ноября 2013 года N 317-ФЗ .

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

1_1. В случае, если причины ущерба, его размер и виновные лица могут быть установлены в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, вместо административного расследования может проводиться указанное разбирательство в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ).

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия (пункт дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования или принятия соответствующим командиром (начальником) решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему (абзац дополнен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ .

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

____________________________________________________________________
Взаимосвязанные положения абзаца третьего статьи 5 настоящего Федерального закона и пункта 5 настоящей статьи не соответствуют Конституции Российской Федерации , ее (части 1 и ), (части 1 и ), (часть 1), (часть 1), (часть 3) и (часть 2), в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - допускают возможность привлечения военнослужащего, уголовное дело в отношении которого прекращено на стадии досудебного производства в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, вследствие установления в его действиях (бездействии) признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (и тем самым - фактического признания его виновным в совершении преступления), иным, отличным от вынесенного в процедуре уголовного судопроизводства приговора суда, правоприменительным решением, включая постановление суда, принятое в рамках гражданского судопроизводства на основании содержащихся в акте органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела сведений о фактических обстоятельствах деяния и его выводов относительно совершения этого деяния данным лицом, - см. пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2016 года N 22-П .
____________________________________________________________________

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 145-ФЗ .

Статья 9. Возмещение ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода его к новому месту службы

1. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) не возместил ко дню увольнения с военной службы (окончания сборов) причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства, установленным законодательством Российской Федерации.

2. В случае, когда причинивший ущерб военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) уволен с военной службы (убыл с военных сборов ввиду их окончания) и не был привлечен к материальной ответственности, взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части, в размере, установленном настоящим Федеральным законом. При этом размер оклада месячного денежного содержания и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день увольнения военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы) с военной службы (окончания сборов).

3. В случае перевода к новому месту службы возмещение ущерба военнослужащим, привлеченным к материальной ответственности и не возместившим причиненный ущерб, производится по новому месту службы на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Если решение о привлечении причинившего ущерб военнослужащего к материальной ответственности не было принято до его перевода к новому месту службы, командир (начальник) воинской части обязан направить в пятидневный срок со дня окончания административного расследования, ревизии, проверки, дознания, поступления материалов следствия или решения суда необходимые материалы к новому месту службы военнослужащего для привлечения его к материальной ответственности.

Возмещение ущерба в этом случае производится по новому месту службы военнослужащего в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба издается в двухнедельный срок со дня поступления с прежнего места службы военнослужащего материалов, указанных в настоящем пункте.

Статья 10. Возмещение ущерба, причиненного военнослужащими третьим лицам

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством Российской Федерации был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Условия уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

1. Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных абзацем четвертым статьи 5 настоящего Федерального закона, - в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего.

2. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством Российской Федерации, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом очередность указанных удержаний определяется законодательством Российской Федерации.

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (статьи с 13 по 14)

Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

2. Считать не действующим на территории Российской Федерации Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1984 года N 10661-Х "О материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1984, N 3, ст. 61).

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Современная армия насыщена дорогостоящим вооружением и оборудованием. Всё военное имущество де-юре является собственностью российского государства. Оно передаётся в оперативное пользование военнослужащим для выполнения ими поставленных задач укрепления обороноспособности страны. Условия использования военного имущества регулируются положениями статей федерального законодательства. Одной из основных задач служащих ВСРФ является бережное отношение к армейскому имуществу и технике, поддержание его в боеспособном состоянии.

Но, к сожалению, требования армейских уставов и федерального закона «Об обороне» не всегда исполняются должным образом. В результате небрежного отношения или прямого преступления материальной базе воинских подразделений может наноситься ущерб. В этих случаях предусматривается привлечение военнослужащих к материальной ответственности в полном соответствии с положениями действующего законодательства.

Как и все прочие граждане, которым передаётся во временное пользование некое имущество, служащие российской армии несут ответственность за сохранность техники и оборудования, находящегося в их непосредственном ведении. Под этим подразумевается грамотная эксплуатация в соответствии с требованиями технического регламента, своевременное обслуживание боевого вооружения, снаряжения техники и прочего армейского имущества. Служащие, по вине которых произошёл выход из строя, либо утрата доверенного им имущества, подлежат ответственности, предусмотренной положениями действующего российского законодательства.

Основополагающим нормативом здесь является федеральный закон 161 о материальной ответственности военнослужащих. Он предусматривает обязанность виновника причинённого ущерба возместить все убытки, понесённые от его поступков или преступного бездействия.

Законом устанавливаются следующие юридические аспекты:

  • Служащие ВСРФ, виноватые в нанесении армии ущерба из-за ненадлежащего выполнения своих воинских обязанностей, подлежат финансовому взысканию исключительно в величине реально нанесённых убытков.
  • Взыскание компенсации производится строго в соответствии с положениями действующих законодательных актов.
  • Не допустимо привлечение служащего к какому-либо виду взыскания, если армейская техника, снаряжение было повреждено или уничтожено в ходе выполнения поставленных ему боевых задач, или при исполнения распоряжений вышестоящего командования.
  • Не подлежат компенсации конкретным лицом убытки, нанесённые военному имуществу в результате неких форс-мажорных ситуаций – стихийных бедствий, военных действий.
  • Временные сроки, в течение которых возможно наложение на служащего ВСРФ мер ответственности, ограничиваются тремя годами, считая с момента установления нанесённых им убытков.

Материальная ответственность военнослужащих бывает двух видов – полная и ограниченная. Они устанавливаются в результате проведения служебного расследования и выявленных по её итогам фактов.

Ограниченная ответственность налагается:

  • На все категории служащих ВСРФ за убытки, нанесённые по неосторожности, либо без злого умысла. Подобный непредумышленный ущерб подлежит компенсации в сумме, не превышающей денежного довольствия за один месяц плюс послужной выплате.
  • На все категории служащих, за исключением солдат срочной службы, когда их вине был нанесён финансовый ущерб армейскому подразделению, связанный с наложением на неё штрафных санкций. Сюда относятся штрафы, вызванные выплатой неустойки за простой грузов (железнодорожных вагонов, транспортных контейнеров, морских и речных судов, автотранспортных средств), предназначенных для воинского подразделения. Штрафные выплаты за завышение данных относительно реальных объёмов выполненных работ. Штрафные санкции за несвоевременное внесение обязательных взносов в государственные фонды. Во всех вышеперечисленных случаях виновники несут максимальную финансовую ответственность в сумме, эквивалентной 2-м месячным окладам и 2-х выплат за выслугу.
  • На воинский командный состав, вследствие неправомерных распоряжений которых нарушается нормативный режим хранения, эксплуатации, транспортировки военного имущества. Из-за непринятия ими должных мер для сохранности вверенных им материальных ценностей, в результате чего произошла их порча, уничтожение или хищение. В данном случае ответственность виновных должностных лиц устанавливается в размере понесённых государством убытков, но сумма взыскания не может превышать месячного размера финансового довольствия.
  • На начальствующий состав, допустивший неправомерное увольнение персонала со службы; переводе на другое место без веских причин; назначении на должность, не соответствующую военной специальности. Размер налагаемого в данном случае взыскания не должен превышать 3-х месячных денежных и 3-х послужных выплат.

Полная ответственность

В ряде ситуаций, предусмотренных федеральным законодательством, материальная ответственность военнослужащих наступает в полном объёме, в соответствии с нанесёнными ими убытками. Это возможно при совершении служащими ВСРФ следующих действий:

  • Порча или утрата собственности армейского подразделения материально ответственным лицом, которому оно было передано для временного сохранения, транспортировки и прочих целей.
  • Неких преступных деяний, подпадающих под юрисдикцию российского уголовного законодательства. Предумышленное выведение техники и оборудования из строя; его хищение; преступная халатность при выполнении служебных задач, в результате чего имуществу воинской части был причинён ущерб.
  • Умышленных преступных действий, повлекших причинение травм и иного вреда жизни и здоровью третьих лиц. Тогда виновник обязан в полном объёме оплатить государству расходы на лечение потерпевшего и выплаты, произведённые ему в качестве компенсации морального вреда.
  • Убытки, понесённые государством из-за действий военнослужащего, находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих медицинских препаратов. Данное положение применяется только если виновник преднамеренно привёл себя в состояние опьянения.

Определение размера понесённого государством ущерба осуществляется в соответствии с принятыми нормативными актами. Денежная сумма, подлежащая взысканию, определяется таким образом:

  • С учётом действительных в настоящий момент времени государственных расценок на повреждённое или уничтоженное военное имущество. Оценка производится исходя из данных учётных документов воинской части. Расценки на боевую технику и оборудование устанавливаются уполномоченными госорганами в соответствии с закупочными ценами и расходами прочими сопутствующими расходами.
  • При оценке убытков необходимо учитывать степень эксплуатационного износа имущества, подвергшегося порче или уничтожению. Цена ущерба при этом не должна быть менее стоимости на момент его утилизации или сдачи на переработку.
  • Когда непредусмотренные затраты произошли из-за неправомочных кадровых решений командного состава (увольнений, переводов, назначений служащих), виновник компенсирует их в соответствии с расчётами финансовой части.
  • Затраты на лечение третьих лиц, пострадавших от преступных деяний служащего ВСРФ определяется из полной суммы стоимости медицинских услуг, включая расходы на услуги медперсонала и приобретение медикаментов.
  • Если в причинении вреда снаряжению и техники виновны несколько человек, то доля каждого в общей сумме денежной компенсации устанавливается после произведения внутреннего расследования. По результатам расследования определяется реальная степень вины в произошедшем каждого отдельного лица.
  • При применении к виновникам уничтожения/повреждения собственности армейского подразделения ограниченной ответственности, размер заработной платы устанавливается на момент вынесения постановления о взыскании.

Порядок взыскания денежной суммы

При взыскании с виновника средств, необходимых для компенсации нанесённых им убытков, необходимо произвести ряд процессуальных действий. Они прописаны в нормативных актах и выполняются в следующем порядке:

  • Командованием воинского подразделения издаётся распоряжение о проведении внутреннего расследования. В нём указывается причина проведения проверки. До ответственных лиц доводится информация о порядке и сроках проведения административного разбирательства. Другой способ инициировать расследование – утверждающая резолюция, поставленная командиром в/ч на рапорте ответственного лица.
  • Назначить должностное лицо, ответственное за произведение всех необходимых следственных мероприятий. В случае необходимости создаётся комиссия из представителей военной специальности, в сферу деятельности которых входит повреждённое имущество.
  • Производится подробный анализ ситуации, приведшей к выходу из строя или уничтожению боевой техники и оборудования. Комиссия знакомиться с кругом должностных обязанности подозреваемых лиц, выясняет конкретные обстоятельства происшествия. По результатам расследования определяется конкретный виновник или группа лиц, деятельностью которых был нанесён ущерб.
  • Устанавливается причины совершения произошедшего нарушения – по неосторожности, по халатности, в ходе предумышленного преступного деяния. По итогам этого выносится постановление о привлечении виновника к полному или частичному возмещению последствий проступка. Если виновных в происшествии несколько, следует установить долю вины каждого из участников.
  • Производится исчисление понесённого армией ущерба. Если техника или оборудование не подлежат восстановлению, определяется их полная стоимость в соответствии с закупочными расценками. При этом из полученной суммы убирается размер амортизационного износа, определяемый в соответствии с действующими нормами для каждого конкретного объекта материальной базы.
  • Если повреждённая техника подлежит восстановлению, комиссией устанавливается стоимость ремонтных работ и необходимых для этого запчастей и комплектующих. Расчёт необходимых для этого затрат производится финансовым отделом воинского подразделения с составлением соответствующего отчёта.
  • При невозможности установить собственными силами точную сумму затрат на ремонт, комиссия вправе привлечь к своей работе экспертов. На основании их выводов о характере повреждений, целесообразности и трудоёмкости ремонтных работ, членами комиссии определяется полная сумма затрат.
  • При выявлении в ходе расследования признаков уголовного преступления, председатель комиссии или ответственное лицо должно незамедлительно уведомить об этом командира части.
  • Уполномоченные лица берут письменные показания у подозреваемых и свидетелей относительно обстоятельств произошедшего.
  • По результатам произведённой проверки членами комиссии составляется рапорт на имя командования, к которому прилагается вся необходимая пояснительная документация. Это акты технического обследования, объяснительные записки от фигурантов дела, рапорты должностных лиц, отчёты о проведении эксплуатационных действий с техникой.

В составленном рапорте члены комиссии должны указать:

  • Характеристики произведённого виновниками происшествия деяния – ненадлежащее выполнение обязанностей, непредумышленная порча, преступный умысел. По итогам этого определяется вид материальной ответственности военнослужащего, либо он полностью освобождается от возмещения финансовых потерь.
  • Подробное описание всех обстоятельств разбираемого происшествия, с указанием задействованных в нём лиц.
  • Перечень законодательных актов и армейских уставов, которые были нарушены виновными лицами.

После этого составленный рапорт заверяется всеми членами административной комиссии, и передаётся для ознакомления заместителю командира подразделения, в сферу деятельности которого вменяется курирование произведённого расследования.

После прочтения рапорта он передаёт его начальству в/ч, либо отправляет на доработку – проведение повторного разбирательства, уточнения отдельных обстоятельств и фактов. По итогам произведённого разбирательства командование части издаёт приказ о наложении на виновных лиц необходимых мер взыскания.

Материальная ответственность военнослужащих

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

В результате преступных действий (бездействия) военнослужащего, установленных вступившим в законную силу приговором суда;

В результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

Умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

Военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения.


Судебная практика по статье 5 ФЗ от 12.07.1999 № 161-ФЗ

    Решение № 2-228/2018 2-228/2018~М-213/2018 М-213/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-228/2018

    Новочеркасский гарнизонный военный суд (Ростовская область) - Гражданские и административные

    Возможным провести судебное заседание без его участия. Исследовав материалы дела, военный суд полагает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет. Согласно...

    Решение № 2-162/2018 от 28 сентября 2018 г. по делу № 2-162/2018

    Новороссийский гарнизонный военный суд (Краснодарский край) - Гражданские и административные

    Являются инвентарным имуществом, то суд приходит к выводу, что полученные Прохоровым предметы инвентарного имущества подлежали возврату при его увольнении с военной службы в запас. Статьей 5 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» установлено, что военнослужащий несет материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, ...

    Решение № 2-251/2018 2-251/2018~М-282/2018 М-282/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-251/2018

    Статьями 154 и 155 Устава внутренней службы Вооруженных сил РФ, поскольку он не следил за наличием и правильной эксплуатацией военного имущества роты. На основании статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих») командир части настаивал на привлечении ответчика к...

    Решение № 2-87/2018 2-87/2018~М-93/2018 М-93/2018 от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-87/2018

    Владимирский гарнизонный военный суд (Владимирская область) - Гражданские и административные

    РФ. Военный прокурор Владимирского гарнизона в интересах РФ обратился с иском в суд, в котором указал, что принимая во внимание, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", Бортникова должна нести материальную ответственность в полном размере ущерба и просит взыскать с ответчика...

    Решение № 2-184/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-88/2018

    Волгоградский гарнизонный военный суд (Волгоградская область) - Гражданские и административные

    К выводу, что исковые требования, предъявленные к Сальникову, подлежат удовлетворению с учётом изменения их размера в судебном заседании. Согласно п. 1 ст. 3 и ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба только за причиненный по их вине реальный ущерб, в частности, когда ущерб причинен...

    Решение № 2-232/2018 2-232/2018~М-250/2018 М-250/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-232/2018

    Саратовский гарнизонный военный суд (Саратовская область) - Гражданские и административные

    Вещевое имущество несданное Саблиным А.О. относится к инвентарному имуществу и имуществу личного пользования, подлежащему сдаче при увольнении с военной службы. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для...

    Решение № 2-314/2018 2-314/2018~М-362/2018 М-362/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-314/2018

    Калининградский гарнизонный военный суд (Калининградская область) - Гражданские и административные

    Отношения к службе ответчика, не обеспечившего его сохранность. При этом докладов об утрате имуществе по причине неисправности техники от ответчика не поступало. На основании статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" истец просил привлечь ответчика за допущенную недостачу к полной материальной ответственности на вышеуказанную сумму. ...

    Решение № 2-275/2018 2-275/2018~М-284/2018 М-284/2018 от 26 сентября 2018 г. по делу № 2-275/2018

    Калининградский гарнизонный военный суд (Калининградская область) - Гражданские и административные

    Совершенных преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено окончательное наказание в виде штрафа в размере двухсот тысяч рублей. Кроме этого, прокурор пояснил, что учитывая требования ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», согласно которой военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба в случаях, когда ущерб причинен в результате преступных действий (бездействий) ...

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 7

Все военнослужащие, от рядового до маршала, в равной степени отвечают перед законом. За совершенные правонарушения военнослужащие подпадают под юридическую ответственность. Под ней понимаются меры правового принуждения, которые применяют соответствующие компетентные органы к правонарушителям согласно законодательству РФ. В данной статье рассмотрим порядок применения к военнослужащим одного из видов ответственности - материальной.

Общие положения

Меры ответственности, применяемые к военнослужащим, различны и зависят от совершенного правонарушения. Как установлено п. 1 ст. 28 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ), военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, каждая из которых регулируется определенными нормативными актами законодательства РФ. К ним относятся Дисциплинарный устав учреждения силового ведомства, КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ, Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) и иные законодательные акты РФ.

Материальная ответственность связана с нарушениями имущественного характера. Как определено ст. 1 Федерального закона N 161-ФЗ, такая ответственность военнослужащих и граждан, призванных на военную службу, наступает за причинение ими при исполнении обязанностей военной службы ущерба имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями. Помимо условий и размеров ущерба, данный Федеральный закон определяет порядок его возмещения.

Стоит отметить, что нормы Федерального закона N 161-ФЗ применяются в отношении военнослужащих только при исполнении ими обязанностей, касающихся военной службы. Иные допущенные ими правонарушения подпадают под нормы гражданского законодательства РФ (п. 2 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ).

На первый взгляд данное положение, раскрывающее суть привлечения к материальной ответственности, понятно, однако в законодательстве РФ имеются две точки зрения на условия применения мер материальной ответственности к военнослужащим при исполнении ими своих обязанностей. Одна из них основана на нормах Федерального закона N 161-ФЗ, согласно которому наступление материальной ответственности возможно при исполнении военнослужащим обязанностей военной службы. Другая точка зрения представлена в Постановлении Пленума ВС РФ от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление ВС РФ N 9), согласно которому условием наступления материальной ответственности является причинение ущерба при исполнении им служебных обязанностей. Четкого определения понятия "служебные обязанности" военнослужащих в нормативных документах не дано. По мнению автора, под указанными в Постановлении ВС РФ N 9 служебными обязанностями военнослужащих следует понимать исполнение обязанностей военной службы, так как гражданин, являющийся военнослужащим, может выполнять свои служебные обязанности только при прохождении военной службы. В то же время определение обязанностей военной службы представлено в п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". В нем указан полный перечень случаев, когда военнослужащий, а также гражданин, который проходит военные сборы, считаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы.

К имуществу воинской части относятся все виды вооружений, военной техники, ГСМ, продовольствие, вещевое имущество, иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной стоимостью и закрепленные за воинской частью (ст. 2 Федерального закона N 161-ФЗ).

За причинение какого ущерба устанавливается материальная ответственность? Как определено ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный ими реальный ущерб, под которым подразумевается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые понесла либо должна понести воинская часть для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Внимание! Срок, в течение которого военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности, составляет три года со дня обнаружения ущерба (п. 4 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ).

Материальная ответственность не применятся к военнослужащему за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы (п. 3 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ).

Причинение ущерба вследствие исполнения приказа командира объясняется беспрекословным подчинением военнослужащих командирам. Об этом упоминается в ст. 26 Федерального закона N 76-ФЗ. Военнослужащий в силу ограниченности имеющейся у него информации не в состоянии оценить соответствие отданного ему приказа начальника требованиям закона и, следовательно, не должен нести ответственность за действия, не выходящие за пределы такого приказа. Материальная ответственность возлагается на командира, отдавшего приказ.

Под правомерными действиями, оправданным риском понимаются действия "в состоянии крайней необходимости" с целью предотвращения угрозы охраняемым законом интересам. Например , военнослужащий, находящийся на боевом дежурстве, при тушении пожара помещения воинской части использовал тулуп, который в дальнейшем не подлежит ношению, следовательно, военнослужащий действовал правомерно, "в состоянии крайней необходимости".

К действиям непреодолимой силы относятся действия военнослужащего в случае психологического или физического воздействия на него, в результате которого он не мог руководить своими действиями. Кроме этого, к действиям непреодолимой силы относятся чрезвычайные ситуации (наводнение, катастрофы, военные действия и т.п.).

Федеральным законом N 161-ФЗ предусмотрены два вида материальной ответственности, которые различаются размерами взыскиваемых с военнослужащих сумм, - ограниченная и полная материальная ответственность.

Ограниченная материальная ответственность

Особенность ограниченной материальной ответственности состоит в том, что она возмещается в полном размере ущерба, но не более установленных пределов (исходя из установленного денежного содержания и иных дополнительных выплат).

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной надбавки за выслугу лет наступает в случае:

  • причинения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и гражданами, призванными на военные сборы, ущерба по неосторожности (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ);
  • нарушения командирами (начальниками) установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества, непринятия необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, произведения излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо непринятия необходимых мер к виновным лицам, причинившим ущерб воинской части (п. 3 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ).

В случае причинения ущерба по неосторожности военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, материальная ответственность устанавливается в размере не более двух окладов месячного денежного содержания (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ).

Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух надбавок за выслугу лет наступает в случае причинения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов, автомобилей, завышением объемов выполненных работ, несвоевременного внесения в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ).

Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона N 161-ФЗ командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего с военной службы, незаконном назначении военнослужащего на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего, незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Полная материальная ответственность

Полная материальная ответственность военнослужащих предусматривает взыскание с них причиненного ущерба в полном размере в случаях, если ущерб причинен (ст. 5 Федерального закона N 161-ФЗ):

  1. военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Передача имущества под отчет подразумевает следующее:
  • вручение военнослужащему определенного имущества, находящегося на балансе воинской части. Передача имущества должна быть оформлена актом приема-передачи;
  • определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (то есть оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т.п.);
  • при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности, для исполнения которой данное имущество было передано военнослужащему (например, при полном выполнении данной обязанности, возложении ее на другое лицо и т.п.), или по миновании надобности в нем. Возврат (передача по предназначению) имущества, переданного под отчет, должен быть оформлен в таком же порядке, что и его передача;
  1. действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. К таким признакам можно отнести:
  • общественную опасность деяния, то есть причинение или угрозу причинения вреда интересам общества, под которыми понимаются как интересы общества, государства в целом, так и интересы отдельных граждан, признаваемые государством в виде их субъективных прав, имеющих общественное значение;
  • противоправность деяния. Иными словами, запрещенность его совершения уголовным законом;
  • виновность лица, совершившего данное деяние, то есть осознание факта своего противоправного действия (бездействия) и последствий такого поведения.

В то же время, как определено ст. 14 УК РФ, не может являться преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности;

  1. в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.

Обратим особое внимание на отсутствие значительности совершенных правонарушений. Так, даже если хищение совершено на небольшую сумму, в связи с чем нельзя привлечь к уголовной ответственности, военнослужащий в любом случае будет привлечен к полной материальной ответственности. Если перейти к умышленному уничтожению или повреждению имущества, в этом случае необходимо разграничить состав уничтоженного или поврежденного имущества. Так, согласно ст. 346 УК РФ умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (оружия, боеприпасов или предметов военной техники) является преступлением. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия) уголовная ответственность может наступить только в случае, если указанными действиями причинен значительный ущерб либо ущерб причинен общественно опасным способом. В остальных случаях умышленное уничтожение или повреждение военного имущества преступлением не является, военнослужащего привлекают только к полной материальной ответственности;

  1. умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ от 31.12.2004 N 911.

Следовательно, действия, причинившие вред здоровью военнослужащего, неизбежно влекут за собой дополнительные расходы;

  1. военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Добровольность приведения военнослужащим себя в состояние опьянения означает, что он сознает возможность опьянения и желает его наступления. Доказательством алкогольного, наркотического или токсического опьянения военнослужащего служит медицинское освидетельствование. Оно осуществляется в военно-медицинских подразделениях, частях или учреждениях специально подготовленными врачами. В особых случаях военнослужащий направляется в учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.

Возмещение причиненного ущерба

В целях установления виновных лиц и взыскания с них ущерба необходимо провести административное расследование. Для этого командиром (начальником) издается приказ о проведении расследования и создается комиссия. Обычно срок административного расследования не превышает одного месяца, однако в некоторых случаях он продлевается. Полномочия по продлению срока возлагаются на вышестоящего командира (начальника) военнослужащего. Результаты административного расследования оформляются в письменном виде.

Внимание! При установлении причин ущерба, его размера и виновных лиц судом, а также в ходе ревизии, проверки, дознания или следствия административное расследование необязательно (п. 2 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

После того как установлено виновное лицо, определяется размер причиненного ущерба в порядке, утвержденном ст. 6 Закона N 161-ФЗ. Согласно п. 1 данной статьи размер ущерба рассчитывается исходя из фактических потерь, определяемых в соответствии с текущими рыночными ценами на имущество, которому причинен ущерб. При выяснении текущей рыночной стоимости можно обратиться к Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), на основании которой воинская часть ведет бюджетный учет имущества. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.

При определении размера ущерба, причиненного недостачами и хищениями, следует исходить из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба. Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов (п. 170 Инструкции N 148н).

В то же время согласно п. 2 ст. 6 Закона N 161-ФЗ при расчете размера причиненного ущерба необходимо учитывать степень изношенности имущества (амортизацию), определяемую исходя из срока его полезного использования, который установлен законодательством РФ, а также предприятием или заводом-изготовителем. Аналогичным образом рекомендует определять ущерб и ВС РФ (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 N 52). При оценке доказательств, подтверждающих размер причиненного работодателю ущерба, следует руководствоваться трудовым законодательством, а именно ст. 246 ТК РФ, согласно которой при утрате и порче имущества ущерб определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета, с принятием во внимание степени износа этого имущества.

Однако порядок установления размера ущерба по текущей рыночной стоимости с учетом амортизации имущества не соответствует бюджетному законодательству РФ.

При причинении ущерба в связи с незаконным назначением военнослужащего на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, его размер определяется исходя из выплаченного военнослужащему денежного довольствия. Иной размер ущерба устанавливается в случае, если военнослужащего незаконно назначили на должность, которая оплачивается выше фактически занимаемой им должности, - в виде разницы между выплаченным ему денежным довольствием и денежным довольствием по фактически занимаемой должности, предусмотренной штатным расписанием (п. 3 ст. 6 Закона N 161-ФЗ).

Если военнослужащий причинил ущерб, в результате которого другие военнослужащие оказались на лечении в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения, размер ущерба рассчитывается по фактическим затратам, произведенным на лечение пострадавших военнослужащих (п. 4 ст. 6 Закона N 161-ФЗ).

При совершении правонарушения группой военнослужащих размер ущерба определяется в долях исходя из установленной вины каждого военнослужащего.

Мы подошли к наиболее значимому аспекту материальной ответственности военнослужащих - порядку возмещения причиненного ущерба. В силу ст. 8 Закона N 161-ФЗ он может быть возмещен:

  • по приказу командира (начальника) воинской части, если размер ущерба не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет;
  • по решению суда согласно представленному иску командира (начальника) воинской части, если ущерб превышает установленный размер.

Обобщая изложенное, отметим, что законодательство РФ наделило командира (начальника) воинской части правом лично принимать решение о возмещении военнослужащим ущерба и удерживать из его денежного довольствия необходимые суммы. Соответственно, при осуществлении удержаний не требуется подтверждения судом правомерности действий командира (начальника) воинской части. Вместе с тем приказ о возмещении ущерба должен быть издан в течение двух недель по окончании административного расследования, поступления решения суда, материалов ревизии, проверки, дознания, следствия. Он вручается военнослужащему под роспись. Далее, как определено п. 2 ст. 8 Закона N 161-ФЗ, приказ приводится к исполнению в течение семи дней после его объявления военнослужащему.

Военнослужащие проходят военную службу не только на территории РФ, но и за ее пределами.

Каков порядок возмещения ущерба при прохождении военной службы за границей? В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона N 161-ФЗ ущерб в этом случае возмещается в валюте той страны, в которой военнослужащий проходит военную службу. Однако, если взыскать ущерб в иностранной валюте невозможно, он взыскивается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному ЦБ РФ на день обнаружения ущерба.

Военнослужащий вправе обжаловать приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба. Обжалование судебного решения производится как вышестоящему командиру, так и в судебном порядке. Административный порядок обжалования приказа командира осуществляется в соответствии с нормами Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации", судебный - согласно Закону РФ от 27.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Федеральному закону N 76-ФЗ, Федеральному конституционному закону от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" и ГПК РФ.

Военнослужащий возмещает ущерб как в добровольном порядке, так и по решению суда на основании исполнительного листа. Добровольное возмещение осуществляется полностью или частично путем внесения денежных средств в кассу учреждения силового ведомства. Порядок удержаний по исполнительным листам регулируется ГПК РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ).

Также возмещение ущерба возлагается на военнослужащих, причинивших ущерб имуществу третьих лиц, если данный ущерб согласно ст. 1064 ГК РФ был возмещен воинской частью. В силу ст. 10 Закона N 161-ФЗ военнослужащий возмещает ущерб воинской части.

В предусмотренных законодательством случаях размер подлежащего возмещению военнослужащим ущерба может быть уменьшен. Согласно ст. 11 Закона N 161-ФЗ размеры взысканий вправе уменьшить командир военнослужащего с разрешения вышестоящего командира, а также суд в зависимости от выявленных обстоятельств вины военнослужащего, за исключением случаев, когда ущерб имуществу воинской части был причинен в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. При рассмотрении условий уменьшения возмещения ущерба командир военнослужащего и суд могут учесть:

  • обстоятельства, которые препятствовали военнослужащему выполнять обязанности военной службы (отсутствие необходимого опыта по возложенным на него обязанностям, помещений для хранения имущества и др.);
  • степень вины, которая выражается в определении психологического состояния военнослужащего при совершении правонарушения, повлекшего ущерб;
  • материальное положение военнослужащего.

Удержания для возмещения ущерба производятся в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ:

  • для возмещения причиненного военнослужащим ущерба - в размере 20% месячного денежного довольствия;
  • для возмещения ущерба, причиненного в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия), - в размере 50% месячного денежного довольствия военнослужащего.
Внимание! Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие удержания, предусмотренные законодательством РФ, их общий размер не может превышать 50% месячного денежного довольствия военнослужащего (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 161-ФЗ).

Очередность взыскания удержаний определяется согласно законодательству РФ, а именно ст. 111 Федерального закона N 229-ФЗ:

  • в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам за результаты интеллектуальной деятельности;
  • в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования.

Редактор журнала

"Бюджетные организации:

акты и комментарии

Государственной Думой

Советом Федерации

Судебная практика и законодательство - 161-ФЗ О материальной ответственности военнослужащих

Конституционный Суд Российской Федерации ранее рассматривал вопрос о конституционности процедуры привлечения к материальной ответственности применительно к военнослужащим. В Постановлении от 10 апреля 2001 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части первой пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", устанавливающее, что возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб, не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку оно в системной связи с иными положениями названного Федерального закона , а также Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и Гражданского процессуального кодекса РСФСР, обеспечивающими механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего, не нарушает справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства и не препятствует реализации конституционных гарантий государственной, в том числе судебной, защиты имущественных прав военнослужащего, возникающих в связи с получением им денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу.



 

Возможно, будет полезно почитать: