Морское право римское. История возникновения морского права

ПЛАН.................................................................................................................................................................................................. 1

Понятие и история международного морского права........................................................................ 2

Кодификация международного морского права...................................................................................... 4

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года................................................................................................ 8

Правило прохода кораблей в нейтральных водах.................................................................................. 9

Заключение............................................................................................................................................................................... 15

Используемая литература:.........................................................................................................................................

Международное морское право - это отрасль международно­го права, состоящая из принципов и норм, определяющих ре­жим морских пространств и регулирующих отношения субъек­тов международного права в связи с их деятельностью в Миро­вом океане.

Данная отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов мира.

В течение долгого времени обычное право составляло осно­ву данной отрасли, регулируя прежде всего отношения, связан­ные с мореплаванием и рыболовством. Международный дого­вор также применялся для этих целей на ранних стадиях разви­тия международного морского права, но довольно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плава­ния в заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Данные договоры оказали впоследствии вли­яние на формирование международно-правового режима терри­ториальных вод.

По римскому праву, море, в общем признавалось свободным для судоходства и рыбной ловли, но с ограничениями. Море, как и воздух, считалось res communis omnium (вещью, общей для всех), вместе с тем оно подчинялось юрисдикции императо­ра. Кроме того, свобода моря признавалась Римом только в от­ношении своих граждан, но не для других народов.

Древнеизраильское право рассматривало морские простран­ства к западу от Палестины в качестве доминиона Израиля. В целом можно констатировать, что в античном международном праве не существовал принцип свободы открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского права в качестве системы норм, определяющих режим морских про­странств и правила их использования. Объяснялось это нераз­витостью экономических отношений и отсутствием единого мирового рынка.

В феодальную эпоху с ее патримониальными отношениями было характерно распространение власти монарха (imperium) и его права владения (dominium) на значительные водные про­странства. Так, Португальская корона претендовала на Атлан­тический океан к югу от Марокко, Испанская монархия - на Тихий океан и Мексиканский залив, Английские короли - на северную Атлантику, Венеция считала себя сувереном Адриа­тического моря, а Генуя - Лигурийского. Ряд этих претензий подкреплялся буллами римских пап Александра VI (1493 г.) и Юлия II (1506 г.). В феодальную эпоху развитие норм и правил морской деятельности шло по отдельным морским регионам и учитывало местные условия и традиции. Таким образом появи­лись региональные источники морского права: Родосский мор­ской кодекс, Олеронские свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др. В основном эти источники представ­ляли собой свод местных законов, обычаев и обыкновений, сло­жившихся и действовавших в странах и портах определенного морского региона. Несмотря на региональный характер, многие положения этих источников оказали существенное влияние на развитие международного морского права.

Бурное развитие промышленности, торговли и мореплава­ния, приведшее к великим географическим открытиям, способ­ствовало утверждению принципа свободы открытого моря и от­казу от территориальных претензий на морские пространства за пределами территориальных вод. Основатель науки междуна­родного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций, отстаивая интересы первой страны победившего капи­тализма - Нидерландов, в своей книге «Свобода морей или пра­во, которое принадлежит Голландии, принимать участие в тор­говле в Ост-Индии» («Mare Liberum») утверждал, что ни Порту­галия, ни любая другая держава не могут владеть морями и обладать исключительными правами на судоходство. Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы меж­дународной торговли требуют признания открытости морей. В то же время он признавал возможность установления пояса терри­ториальных вол прибрежным государством и право мирного про­хода по нему судов других государств.

Великая французская революция и утверждение капиталис­тических производственных отношений во многих европейских странах способствовали широкому признанию принципа свобо­ды открытого моря. В 1661 г. итальянский юрист А. Джентили писал, что mare portio terrae (море - часть суши), имея в виду пояс территориальных вод, за пределами которых должен дей­ствовать принцип свободы морей.

История международных морских отношений свидетельствует о том, что нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодей­ствии двух тенденций - защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования от­крытого моря в интересах всех субъектов международного права.

XX век ознаменовался необычайно быстрыми темпами раз­вития промышленности, науки и техники; появлением мирохо­зяйственных связей и мирового рынка; значительным расшире­нием деятельности государств в Мировом океане. Все эти изме­нения потребовали развития норм и институтов международного морского права, их кодификации.

В связи с бурным развитием торгового, рыболовного и воен­ного флота государств, расширением сфер деятельности в Ми­ровом океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разра­ботки и принятия международных морских соглашений.

Первая попытка кодификации норм международного морс­кого права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международ­ного права.

Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности приступила к кодификации и прогрессивному раз­витию международного морского права. В период 1949 - 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую ра­боту по кодификации обычно-правовых норм и разработке но­вых. Это дало возможность провести I Конференцию ООН по морскому праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и при­нято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболов­стве и охране живых ресурсов открытого моря.

В результате этой большой работы международного сообще­ства удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права: принцип свободы от­крытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над от­крытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага; о режиме континентального шельфа и др.

Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о мак­симальной ширине территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. К сожалению, II Конференция не дала желаемых результатов.

Тем временем вопросы, связанные с шириной территори­ального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, с экономическими и другими правами прибрежных государств в их взаимодействии с интересами международного сообщества в целом, становились все более актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией, - загрязнение морей и океанов, воз­можность использования мощных технических средств в деле разведки и добычи живых и неживых ресурсов Мирового океа­на, расширение и усложнение научных исследований морских пространств.

К этому времени весомым политическим фактором между­народных отношений стали развивающиеся государства, кото­рые заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.

Совокупность этих обстоятельств вызвала необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международ­ного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г.

В процессе этой дискуссии государствам удалось согласо­вать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения мор­ской среды, режима рыболовства. В результате появились такие международно-правовые акты, как Конвенции по охране чело­веческой жизни на море 1960 и 1974 гг.; Конвенция о междуна­родных правилах предотвращения столкновения судов в море 1972 г.; Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; Кон­венция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, при­водящих к загрязнению нефтью 1969 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материа­лов 1972 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря из на­земных источников 1974 г.; Конвенция о сохранении атланти­ческих тунцов 1966 г.; Конвенция о порядке ведения промысло­вых операций в Северной Атлантике 1967 г.; Конвенция о со­хранении антарктических тюленей 1972 г. и др.

Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях, указывали на необходимость разработки и принятия всеобъем­лющей конвенции по морскому праву - хартии современного международного морского права. Среди прочих первостепенную важность приобрели проблемы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами нацио­нальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 2750 С (XXV) от 17 декабря 1970 г. и 3067 (XXVIII) от 16 ноября 1973 г. была созвана III Конферен­ция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.

Международное морское право

Международное морское право (международное морское публичное право) - совокупность принципов и правовых норм , устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана . В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции.

Субъекты

Субъектами международного морского права являются субъекты международного права , т. е. государства и международные межправительственные организации.

Источники

Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи .

В настоящее время основным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Международные отношения в сфере международного морского права регулируются также следующими конвенциями:

  • Женевские конвенции 1958 года;
  • Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;
  • Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);
  • Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;
  • Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года;
  • Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
  • Договор по Антарктике 1959 года

и многими другими.

Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

  • Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
  • Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
  • Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;
  • Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
  • Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;
  • Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

Принципы международного морского права

Принцип свободы открытого моря

Этот принцип - один из старейших в международном морском праве. Описание ему дал ещё Г. Гроций в своей работе «Mare liberum» г. Сегодня, согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств - как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:

  • свободу судоходства;
  • свободу полётов;
  • свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
  • свободу возводить искусственные острова и другие установки;
  • свободу рыболовства;
  • свободу научных исследований;

Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.

Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море (ст. 92 Конвенции по морскому праву)

Этот принцип гласит - торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:

  • судно занимается пиратством ;
  • судно занимается работорговлей ;
  • судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
    • государство флага судна;
    • государство регистрации вещательной установки;
    • государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
    • любое государство, где могут приниматься передачи;
    • любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
  • судно не имеет национальности (плывёт без флага);
  • судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.

Принцип мирного использования мирового океана

Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем

Принцип защиты морской среды

По иному - принцип предотвращения загрязнения морской среды . Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.

Принцип иммунитета военных кораблей

Принцип гласит - военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом . Ограничение этому - случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года

Конвеция ООН по морскому праву предусматривает нормативное регулирование следующих международно-правовых институтов:

  • территориальное море и прилежащая зона;

Права государств, не имеющих выхода к морю

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает определённые права для государств, не имеющих выхода к морю, т. е. государств, которые не имеют морского побережья:

Это интересно

Примечания

Ссылки

  • Ф. С. Бойцов, Г. Г. Иванов, А. Л. Маковский. «Морское право» (1985)
  • Международное морское право. Учебное пособие. Под ред. С. А. Гуреева. М, «Юридическая литература», 2003 г.
  • База данных документов по морскому праву Rise::Морское право

Однажды года полтора назад Выборгский филиал СПб университета водных коммуникаций, где я "немножко преподаю", подрядился провести курсы повышения квалификации сотрудникам Морского отдела Выборгской таможни.
В согласованный план занятий вошло, если я не ошибаюсь, 8 часов "Основ морского права" и 8 часов "Актуальных вопросов таможенного законодательства применительно к деятельности морских подразделений таможенных органов и экипажей таможенных судов".
Если со второй темой было более-менее все ясно - начальник Морского отдела попросту подготовил мне список "интересующих его и его ребят" вопросов, ответы на которые не знало его начальство и юристы таможни, то с первой темой было сложнее.
Дело в том, что Морской отдел состоял из пяти человек - самого начальника и экипажа таможенного катера (командир, боцман, моторист и матрос), не слишком обремененных юридическими знаниями и умеренно заинтересованными в учебе... Посему "выдать" материал мне предстояло без излишних академичности и заумности.

Неофициально прочитанный мною курс можно было бы назвать "Популярное введение в Морское право, или Россия - родина слонов как основоположник современного морского права"

Глава 1. От древних греков до Петра Великого

Как мы помним из гомеровских "Илиады" и "Одиссеи", греки активно ходили по казавшемуся тогда огромным Средиземному морю, ну а аргонавты вели "Арго" к берегам Кавказа в поисках Золотого Руна, финикийцы же шагнули на запад за Геркулесовы столпы и на юг до восточных берегов Африки.
Некоторые ученые утверждают, что принцип свободы мореплавания зародился уже тогда, дескать, тогда судоходство в открытом море было открыто для всех.
Открыто-то оно, конечно, было, но лишь потому, что прибрежные государства не имели сил, чтобы эту свободу перекрыть.

Как только римлянам удалось захватить почти все побережье Средиземного моря и справиться с пиратами, они тут же стали рассматривать Средиземное море почти как свое собственное озеро и назвали его Mare nostrum (наше море).
И не только Средиземное.
Некий Диониссий Галикарнасский утверждал: "Римский народ повелевает всеми морями, не только тем морем, которое простирается до Геркулесовых столбов, но и океаном, насколько он доступен для судоходства".
Короче, пока Римская империя не пала, на море не было иной юрисдикции, кроме императорской.
Впрочем, ссылаются на римских юристов Ульпиана и Цельза, которые рассматривали море как "достояние всех людей". Но речь тут идет лишь о том, что море не может являться ничьей индивидуальной собственностью (римские юристы не путали суверенитет государства, скажем, над морскими акваториями, с личной собственностью сюзерена).
Да и Ульпиан с Цельзом говорили об общем пользовании морем "всех людей", а не "всех народов", и вовсе не считали море неограниченно открытым для других народов, кроме римлян.
---

Не появилось идеи "открытого моря" и с приходом феодализма.
В Средние века господствовал "вотчинный" взгляд на территорию, то есть стерлось различие между собственностью на землю и водные пространства и властью над ними.
Монарх стал обладателем верховной собственности и верховной власти на все земли, а, если получалось, то и на морские пространства, так что объявлял своей собственностью целые моря!
Так английские короли с X века объявляли себя королями "британского океана", или "английских морей", не указывая при этом их границ, что давало возможность расширять их в зависимости от того, насколько хватало реальной силы.
Генуэзцы претендовали на все Лигурийское море и Лионский залив, венецианцы - на Адриатику.
Датчане объявили своими Балтийское и Северное моря, а также Северную Атлантику между берегами Норвегии, Исландии и Гренландии (все это тогда было датскими территориями), причем зачастую спорить с ними было трудно: пролив Зунд достаточно узок для того, чтобы захватить или потопить любой корабль, норовящий уклонится от уплаты "зундской пошлины".

Притязания на моря охватывали и владение рыболовными промыслами в них.
Король Дании и Норвегии в 1432 году запретил ловить рыбу у берегов Норвегии без его разрешения, а к XVII веку датчане уже имели возможность гонять иностранных рыбаков от берегов Исландии и Гренландии.
Те же англичане в 1609 и 1636 годах установили плату за разрешения на рыболовство в "британских морях", а когда голландцы попытались заняться "незаконным ловом" - направили против них военные корабли, так что голландским рыбакам пришлось раскошелиться на 30 тысяч фунтов, неимоверную по тем временам сумму.

Символом власти над морем стало "право салюта", то есть право государства требовать в "своих" водах "отдания чести флагу" иностранными судами.
Особенно активно настаивали на "праве салюта" те же англичане, предписывшие своим военным кораблям в случае игнорирования иностранными судами требований салютовать английскому флагу "применять всевозможные усилия, чтобы принудить их сделать это".
---

Идея раздела всех океанов и морей достигла своего апогея в эпоху Великих географических открытий, после открытия Колумбом Америки и высадки Васко да Гамы на берегах Индии.
Тогда Испания, завладевшая Вест-Индией, и Португалия, претендовавшая на приоритет в торговле с Востоком, заключили в 1494 году Тордесильясский договор, санкционированный Римским Папою Александром VI.
Границу провели очень просто: все, что западнее примерно 50-го градуса западной долготы - испанское, все, что восточнее - португальское.
В другом полушарии границу не проводили, то ли забыли, что Земля круглая, то ли решили не спешить.

Как можно заметить, испанцы с португальцами без каких-либо возражений Папы Римского "распилили" на двоих весь земной шар, не оставив другим государствам ни кусочка, что по естественным причинам не вызвало у них восторг.
Король Франции Франциск I даже потребовал показать ему завещание Адама в пользу королей Испании и Португалии, а англичане вдруг вспомнили про то, что "море и торговля равны для всех, как по законам природы, так и по законам нации".
Тем не менее ни у Франции, ни у Англии в то время не хватило сил, чтобы оспорить морскую мощь папских любимцев, и почти целое столетие договор 1494 года фактически соблюдался всеми государствами.
Закончилось все в 1588 году, когда у берегов Англии была разгромлена "Непобедимая армада", и от морской славы Испании остались одни воспоминания.

Впрочем, юридически Тордесильясский договор действовал аж до 1777 года.
Представляете, на морях уже давно господствует Англия, уже США появились, уже российский флот вовсю океаны осваивает, а они в это время считаются собственностью Испании с Португалией!
---

Вообще-то в те времена - между испано-португальским договором 1494 года и потоплением "Непобедимой армады" главными поборниками свободы мореплавания были... пираты.
Впрочем, в те времена не только английские, французские и голландские капитаны, грабившие испанцев в Карибском море и португальцев у берегов Бразилии и Африки, сами себя не считали пиратами, но и у них на родине их труд считался почетным и общественно полезным. Дома их встречали как героев, пиратские экспедиции охотно финансировали вельможи и даже короли; Френсис Дрейк вообще был за свои пиратские подвиги удостоен дворянства.

Наиболее рьяно против испано-португальского раздела мира выступали Англия и Голландия.
Тут и почти официальная поддержка пиратства, и базирование голландских морских гёзов на порты Англии в годы борьбы с испанским владычеством - революции в Нидерландах, и совместный англо-голландский поход на испанский Кадис в 1596 году.

Однако идиллия продолжалась недолго.
Англию с Голландией сближал общий враг, но разделяло соперничество на морях и в заморской торговле.
---

Англия, быстро забыв те ограничения, которым сама подверглась во времена испано-португальского владычества над морями, вновь стала отстаивать принцип Mare Nostrum и претендовать на "британский океан" и "английские моря", так что выступления против несправедливого испано-португальского раздела колоний вовсе не означали признание Англией принципа "свободного моря".
Благодаря своему географическому положению Англия имела преимущество над Голландией: она могла перекрыть ей выход в океан, и англичане приложили много усилий, стремясь обосновать свое право это сделать.

Успешно конкурировавшая с Англией в мореходстве и международной торговле, но значительно более слабая и уязвимая Голландия, в свою очередь, противопоставила английским притязаниям принцип Mare liberum - "свободного моря", ссылаясь на то, что моря представляют из себя res nullius - "ничейную вещь", то есть на неправомерность присвоения кем-либо открытого моря.
Эту концепцию четко сформулировал Гуго Гроций, написавший на эту тему три полемических трактата: "Комментарии о праве добычи" (1604-1605 годы), "Свободное море" (1609 год) и "О праве войны и мира" (1625 год). Гуго Гроций опирался на природную характеристику моря, неотъемлемые свойства которой - текучесть, подвижность и неограниченность. Соответственно, взять его во владение или оккупировать, как это делается с сухопутными владениями, реками и закрытыми участками моря, невозможно.
---

Но, как вы уже догадались, Гуго Гроций не был первым, кто сформулировал принцип свободы мореплавания.
Естественно, первой была Россия!

Ещё в 1588 году русское правительство в ответ на просьбу англичан закрыть Белое море для всех иностранных судов, кроме английских, заявило:
"Божию дорогу, океан-море, как можно перенять, унять или затворить"

Так что, если вас спросят, кем был выдвинут основополагающий тезис современного морского права - свобода судоходства - смело отвечайте: Россией.
---

Возвращаясь к трактату "Свободное море" Гуго Гроция, стоит сказать, что Англия ответила на него трактатом "Закрытое море" Джона Селдена.
Наряду с рассказом о том, что "суверенитет Англии над окружающими морями простирается до границ соседних государств, а в направлении океана территорию еще нужно уточнить, но плавание и торговля в этих водах в любом случае допускаются лишь с разрешения Англии", у Джона Селдена проскользнула одна весьма полезная для будущего морского права мысль.
Полемизируя с Гроцием, Селден заметил, что Гроций смешивает свободу мореплавания со свободой рыболовства, "которой нигде не существует".

Нетрудно заметить, что именно эта мысль впоследствии превратилась в концепцию экономических зон, которая наряду со свободой мореплавания в открытом море и концепцией суверенитета над территориальными водами составляет основу современного морского права.
---

Если выступление России в защиту свободы мореплавания в 1588 году вряд ли было кем-то услышано за неимением у России флота, то начиная с петровских времен не считаться с Россией стало сложно.

Когда в XVIII веке Россия завоевала выходы к Балтийскому и Черному морям и превратилось в крупное морское государство, то, начиная со времени Петра I, борьба за обеспечение свободного мореплавания становится одним из средств расширения внешней торговли России и ослабления английского господства.

Первым шагом России стала борьба за ликвидацию того самого "права на салют", которое было символом неравенства государств в отношении пользования морем.

В завершивший Северную войну Ништадский договор 1721 года между Россией и Швецией было специально включено положение, что военные корабли этих стран будут взаимно салютовать друг другу и соблюдать в этом полное равенство. Эта норма была позднее подтверждена в договорах 1801 и 1809 года.
Договор с Францией об отмене салюта в открытом море был подписан в 1787 году, с Данией - в 1829.
С Королевством Обеих Сицилий в 1787 году и с Португалией в 1798 году Россия подписала конвенции о том, что салют в открытом море будет производиться только кораблями, командиры которых имеют различные чины (то есть почет званию, но не флагу).
---

С XVIII века Россия окончательно занимает лидирующую позицию в провозглашении и утверждении принципов международного морского права, причем основным оппонентом России долгое время остается Англия, зато союзником становятся отделившиеся от Англии Северо-Американские Соединенные Штаты.

Так что следующую главу можно с полным правом назвать "Русско-американские отношения и дальнейшее развитие морского права"...
---

Для "освежения памяти" (текст прочитанных лекций мною утерян) использованы материалы.

Международное морское право

МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО - одна из старейших отраслей международного права, образуемая системой юридических норм, регулирующих отношения между пользователями Мирового океана на основе единого универсального правопорядка, который соответствует многообразным интересам народов, обеспечивает развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества всех государств в эксплуатации природных богатств моря с учетом потребностей как нынешнего, так и будущих поколений человечества.

Истории М.м.п. известна та же периодизация, что и международному праву в целом. Еще древнейшие Ману законы подробно регламентировали вопросы мореплавания. Римское право признавало свободное пользование морем. Оно считалось находящимся в общем пользовании, даже несмотря на подчинение его юрисдикции императору. Законы, изданные римлянами, носили характер общих: они не были законами международными, они должны были исполняться всеми подвластными народами, т. е. всеми жителями побережья Средиземного моря. Английские короли, устанавливая границы морских пространств, на которые распространялась власть британской короны, объявляли себя "суверенами Британского океана", "суверенами морей", "королями моря". Большой вклад в развитие М.м.п. был внесен Россией. Еще в 1588 г. царь Федор Иоаннович, отклоняя требования англичан о закрытии Белого моря для других иностранцев, писал: "Божию дорогу, океан-море как можно перенять, унять или затворить?" Особое значение для развития М.м.п. имела разработанная Россией Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 г. Она получила признание у многих морских держав. Декларация требовала, чтобы нейтральные корабли могли свободно плавать от одной пристани к другим и у берегов воюющих наций с тем, чтобы товары, принадлежащие подданным воюющих держав, были свободны на нейтральных кораблях.

Правовое положение морских пространств определяется в настоящее время Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. (вступила в силу 16 ноября 1994 г.), предписания которых в части регулирования конкретных видов морской деятельности детализируются, дополняются Конвенцией о международных правилах предупреждения столкновения судов 1971 г., Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г., Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г. и др. Ряд многосторонних договоров, заключенных государствами, посвящен важной проблеме предотвращения, сокращения, сохранения под контролем загрязнения морской среды нефтью, вредными ядовитыми веществами, сбросами отходов и других материалов с судов (например, Конвенции 1969, 1972. 1973 гг.); подобные соглашения действуют и применительно к отдельным морским регионам - Балтийскому, Красноморскому, Средиземноморскому, Черноморскому и др. Особенно значительное количество международных двух- и многосторонних соглашений посвящено регулированию эксплуатационной и охранной деятельности, связанной с живыми ресурсами Мирового океана, а также регулированию морского торгового судоходства.

В соответствии с положениями М.м.п. прибрежные морские пространства подразделяются на внутренние морские воды, территориальное море, иногда именуемое территориальными водами, прилежащую и исключительную экономическую зону, а также включают в свой состав континентальный шельф: за этими пределами расположены пространства открытого моря и международного морского дна. Каждое из названных пространств, как и их разновидности (подвиды), подпадает под действие правового режима, особенности которого определяются либо степенью распространения на них властных полномочий государств - суверенитета, юрисдикции, суверенных (исключительных) прав, либо неподвластностью ни одному государству. М.м.п. действует в отношении таких разновидностей перечисленных морских пространств, как замкнутые или полузамкнутые моря, проливы, используемые для международного судоходства, и воды государств-архипелагов (архипелажные воды): некоторыми особенностями отличается правовой режим морских пространств, окружающих материк Антарктиды и прилежащие к ней островные образования в пределах, ограничиваемых с севера параллелью под 60° ю.ш.; специфический правовой режим действует и в северном полярном районе земного шара - Арктике.

Современное состояние и неуклонный прогресс в развитии М.м.п. - результат весьма значительного вклада в это дело многих международных организаций, в том числе ООН, в рамках которой действует Комиссия международного права, разработавшая проект статей по морскому праву, явившийся основой Женевских конвенций 1958 г. ООН инициировала и созыв Третьей конференции ООН по морскому праву, которая завершилась принятием упомянутой Конвенции 1982 г. Значительный вклад в развитие М.м.п. вносит деятельность Международной морской организации. Определенное позитивное воздействие на прогресс М.м.п. оказывает и деятельность ЮНЕСКО (в рамках которой функционирует Международная океанографическая комиссия). Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) и др. Положения многосторонних международно-правовых документов. образующих арсенал средств регулирования морской деятельности, постепенно, но неуклонно «врастают» во внутригосударственное право все большего числа государств, где нормы международного права применяются непосредственно (прямое действие норм международного права) либо преобразуются в соответствующие национальные нормативные акты - законы, подзаконные акты. К числу новейших нормативных актов, принятых РФ на базе М.м.п., относятся ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации". Некоторые положения Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" также воспроизводят требования М.м.п.: с учетом положений применяемых много- и двухсторонних международных соглашений разработан новый КТМ (понятия торгового судна, условия предоставления ему национальности, требования к капитану, офицерскому составу и членам судовых экипажей, порядок захода судов в порты и их нахождения там, обслуживания, выполнения различного рода формальностей, ответственности и т. д.).

В отличие от других отраслей международного права М.м.п. признает функциональную правосубъектность физических и юридических лиц. Так, согласно ст. 137 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ни одно государство. физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было часть района морского дна, полезных ископаемых за пределами континентального шельфа. М.м.п. признает за физическими и юридическими лицами права на участие в качестве стороны в спорах, рассматриваемых Международным трибуналом по морскому праву. Согласно ст. 2 Cтатута этого трибунала последний открыт для государств-участников, а также для субъектов, не являющихся государствами-участниками, в любом деле, переданном на рассмотрение Трибунала.

Бекяшев К.А., Волосов М.Е.

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

5.13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) Международное право – особая система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными ими международными

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Международное воздушное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО - отрасль международного права, включающая международные и внутригосударственные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное гуманитарное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО (лат. humanus - человечность, человеколюбие) - одно из новейших понятий международно-правовой науки, в отношении которого единой позиции среди теоретиков не достигнуто. Сторонники более широкого подхода

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное космическое право МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО - складывающаяся в процессе освоения человечеством внеземного пространства отрасль международного права, которая представляет собой совокупность юридических принципов и норм, определяющих правовое

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное налоговое право МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПРАВО - особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения; сравнительно молодая научная дисциплина, выделившаяся из сферы налогового права в специальное направление.Фундамент

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное право) - система исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества, выражающих относительно

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное таможенное право (МТП) МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО (МТП) - совокупность норм и принципов (обязательств и правил), установленных государствами и(или) международными организациями на договорной основе, регулирующих отношения в сфере международного

Из книги Энциклопедия юриста автора

Международное частное право МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО - термин, впервые появившейся в литературе, науке и практике в 1834 г.; в истории и доктрине связывается с именем члена Верховного суда США Джозефа Стори, который использовал его в труде "Комментарий о коллизии

Из книги Энциклопедия юриста автора

Уголовное право международное УГОЛОВНОЕ ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ - система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами. Его развитие в настоящее время обусловлено ростом преступности на

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. НАЦИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Подразделение на публичное и частное право возникло еще в Древнем Риме. По мнению римского юриста Ульпиана, публичное право «относится к положению римского

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

 

Возможно, будет полезно почитать: