Можно ли признать банкротом бюджетное учреждение. Банкротство казенного учреждения

Закрытие и ликвидация Ликвидация любой некоммерческой организации из-за банкротства идет обычно в три основных этапа. Во-первых, принимается решение о закрытии организации и формируется комиссия по ликвидации. В ходе организации комиссии, которая будет заниматься процессом, выбирается ликвидатор. После того как решение вступает в силу, ликвидируемая организация обязана в кратчайшие сроки сообщить о процессе в Единый государственный реестр. Помимо реестра организация обязана уведомить о начатом процессе ближайший территориальный орган, занимающийся регистрацией. Документы о ликвидации выдаются на руки через 2-3 месяца после того, как процесс будет запущен. Все это первый этап ликвидации. На втором этапе заканчивается подготовка и начинается сама ликвидация.

Банкротство бюджетных учреждений

Обязательное условие для начала процедуры банкротства – это наличие в собственности у некоммерческой организации какого-либо имущества, которое может подвергнуться взысканию. Имущество организации должно быть обособленным. Это значит, что организация вправе распоряжаться этим имуществом. Именно из-за обособленности имущества банкротство не может распространяться на заводы казенного типа.


В этом случае ответственность за них несет государство. Важным элементом банкротства некоммерческой организации является очередность удовлетворения требований. Таким образом, удается не только заплатить долги кредиторам, но и обеспечить защиту интересов работников организации.

Лица, не подлежащие банкротству

Внимание

Имеет ли право подать заявление о банкротстве сам должник (муниципальное предприятие), и какие могут наступить риски? Субсидиарная ответственность не ляжет на руководителя данного предприятия? Либо нужно, чтобы лучше с заявлением выходил не сам должник? Заявление о банкротстве вправе подать сам должник, что касается ответственности, она может наступить, если будет установлено, что должник не обратился с таким заявлением в установленный законом срок. Банкротство бюджетного учреждения По информации нашего источника, Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также подзаконные акты к нему будут проходить апробацию на площадке Республики Татарстан. Сегодня этот закон один из самых обсуждаемых в стране.

В чём особенности банкротства некоммерческих организаций

Поправки в закон были внесены только в 2012 году. Обращение в суд В суд может обратиться как представитель организации, имеющий для того полномочия, так и кредитор, требующий возмещения потерянных средств. Рассмотрением дел занимается арбитражный суд. Процесс банкротства некоммерческой организации включает в себя стандартные пять стадий, характерных для любой процедуры банкротства, начиная от наблюдения и заканчивая финансовым оздоровлением. Возможно решить вопрос до обращения в суд, сразу заключив мировое соглашение или проведя санацию организации в целях ее восстановления.
Отсылки к закону и документам Если внимательно знакомиться с 165 статьей Гражданского кодекса РФ, становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

An error occurred.

Важно

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан. Можно ли обанкротить бюджетное учреждение Бюджетное подразделение может относиться к одной из трёх регламентированных законом форм:

  • автономная;
  • бюджетная;
  • казенная.

Это не означает, что одни учреждения получают преимущества перед другими. По финансовым результатам своей деятельности они могу изменять эту форму.


Хорошо сработало бюджетное учреждение по итогам финансового года, оно становится автономным. Сработали плохо – переходят в разряд казенных. И наоборот.

Банкротство бюджетного учреждения

Процесс считается завершенным, когда все долги выплачены. Банкротство автономного учреждения Банкротство – это несостоятельность должника выполнять свои долговые обязательства. Им может быть и юридическое лицо, и лицо физическое. Признать должника банкротом может по законам РФ только Арбитражный суд. Сделать это возможно при выполнении трёх основных условий:

  • наличие денежного долга от 100000 рублей для предприятий и учреждений, от 10000 рублей для граждан и предпринимателей;
  • если должник на протяжении трех месяцев не выполняет обязательства по займу;
  • сумма задолженности должна быть большей, чем стоимость имущества должника.

Банкротство предприятий и учреждений в России Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве.

Можно ли обанкротить частное образовательное учреждение

Например, можно закрыться способом поглощений более крупным предприятием;

  • Для АНО подходит вариант реструктуризации;
  • Для автономных некоммерческих организаций допускается закрытие способом смены состава учредителей.

Автономное предприятие некоммерческого профиля может ликвидироваться по решению судебных органов. Тесное взаимодействие с другими организациями на фоне ослабевающего финансирования нередко приводит руководство в тупик. Кредиторы, которые опасаются за свои средства, могут инициировать обращение в суд с требованием принудительно закрыть организацию, которая стоит на пороге банкротства.
В этом случае учредители избавляются от необходимости проводить все этапы добровольной ликвидации, ведь причина закрытия становится очевидной.

Ликвидация автономной некоммерческой организации

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.Согласно ст.Большинству некоммерческих организаций имущество принадлежит на праве собственности.Лишь один вид некоммерческих организаций - учреждение - обладает имуществом на праве оперативного управления и имеет весьма ограниченные возможности им распоряжаться.Можно сделать вывод, что практически у всех некоммерческих организаций есть экономические предпосылки для применения к ним процедур несостоятельности.Поскольку некоммерческие организации активно участвуют в гражданском обороте, необходимо обеспечить как интересы их кредиторов, в том числе работников организации, так и интересы самой организации на случай наступления неплатежеспособности.

Банкротство автономного учреждения

На погашение долговых обязательств перед началом дела о банкротстве некоммерческой организации выделяется три месяца. После начала конкурсного производства управляющему дается ровно год на реализацию имущества должника. В ряде случаев можно продлить этот срок с помощью обращения в арбитражный суд.

Максимальная длительность срока продления составляет еще 6 месяцев. На организацию после начала процедуры конкурсного производства накладываются следующие обязательства:

  • необходимо будет расплатиться со всеми долгами, включая текущие;
  • необходимо проследить, чтобы на организацию более не накладывались никакие финансовые санкции, усугубляющие ее положение;
  • необходимо снять конфиденциальность с дел компании, объявив о ее финансовом положении.

Последнее обязательство позволяет сформировать конкурсную массу, на основании которой будут вестись торги за имущество.

Банкротство муниципального автономного учреждения

Как нужно правильно проводить возбуждение дела о банкротстве - мы расскажем по ссылке. Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности. Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения. Суть мирового соглашения зависит от его условий и разнится от случая к случаю Правила банкротства некоммерческих организаций Банкротство некоммерческих организаций подчинено ряду специфических правил, о которых необходимо помнить. В основном правила не отличаются от основной процедуры, применяемой к коммерческим организациям, но ряд нюансов все же имеется.
Банкротство некоммерческих организаций В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г. « О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

В частности, установлено, что бюджетные учреждения могут осуществлять работы (оказывать услуги) за плату только сверх установленного госзаказом норматива, что призвано избавить новые бюджетные учреждения от излишней коммерциализации. Устанавливается обязанность для всех бюджетных учреждений проводить тендеры при любых закупках. Учредителями образовательных учреждений могут быть не только российские некоммерческие организации, общественные объединения и религиозные организации, но и иностранные.

Также допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. Финансовое обеспечение образовательной деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также обеспечение госзаказа осуществляются на основе федеральных и региональных нормативов.

Бюджетные учреждения в условиях экономического кризиса не редко оказываются на грани банкротства. Но если механизм признания банкротом частной организации или физического лица в целом понятен каждому, то вопрос можно ли признать государственную организацию банкротом и как это сделать остается открытым.

Банкротство бюджетного учреждения

Банкротство – это официальное признание должника несостоятельным перед своими кредиторами . Закон предусматривает возможный вариант банкротства государственных учреждений. При этом должны одновременно выполниться 3 условия:

  • Сумма долга для организации составляет 300000 рублей или выше;
  • Должник не выполняет свои обязательства перед кредитором, работниками или государством в течение 3-х месяцев;
  • Сумма долга выше, чем стоимость имущества должника.

Если все условия, перечисленные выше выполнены, то заемщик может быть признан банкротом и нести ответственность перед кредитором. Причем до недавнего времени арбитражный суд РФ мог признать банкротом абсолютно любое юридическое или физическое лицо, кроме казенных учреждений. Чем же отличается казенное учреждение, от остальных государственных организаций?

Формы бюджетных учреждений

Для начала отметим, что существует 3 формы бюджетных учреждений и каждая из них имеет свою степень финансовой свободы деятельности:
  • Автономная форма - означает, что предприятие может иметь счета в коммерческих банках и самостоятельно формирует необходимые для своей деятельности заказы.
  • Бюджетная форма - означает, что деятельности по формированию заказов у предприятия ограничена, а счета могут быть исключительно в Федеральном казначействе. Причем финансироваться такие предприятия могут как за счет муниципального, так и за счет государственного бюджета.
  • И, наконец, казенная форма означает, что финансирование предприятия ведется строго в соответствии с бюджетом.

Таким образом, казенное учреждение не может быть признано банкротом, потому что оно не контролирует свою финансовую деятельность. Это за него делает государство. Однако, это не значит, что организацию с автономной или бюджетной формой деятельности легко признать банкротом. На деле судебная практика показывает, что сделать это практически невозможно.

Судебная практика

Федеральный закон №83 исключает признание банкротом муниципального учреждения . Поскольку все их имущество принадлежит самому государству, то и в случае закрытия организации или признания его банкротом, все имущество вернется обратно к государству, а значит требования кредиторов о погашении задолженности путем продажи имущества должника не могут быть выполнены. Ни одно судебное решение в пользу кредиторов на сегодняшний день не известно. Однако, есть вариант несения государственными организациями субсидиарной ответственности. Например, за долги ведомств, принадлежащих Российской академии сельскохозяйственных наук, отвечать перед кредитором будет сама академия.

Таким образом, можно сказать, что в Российской Федерации банкротом могут стать любые юридические лица, некоммерческие организации, физические лица, но не государственные организации.


Казенное предприятие является разновидностью государственных унитарных предприятий. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности по решению Правительства РФ. Правительство РФ утверждает устав федерального казенного предприятия, принимает решение о его реорганизации и ликвидации.

Особенности правового положения казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Постановлениями Правительства РФ «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» и «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)».

Тема 3

Унитарное – коммерческая организация, имущество которой является собственностью её учредителя, остаётся неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям) между её работниками (ст. 113 ГК РФ). В форме унитарного предприятия создаются только государственные и муниципальные.

Правовое положение казенных, режим имущества, передаваемого таким на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Законом РФ от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в ред.

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ это

унитарные государственные (федеральные) предприятия, обладающие правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. К.п. могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных (п. 1 ст. 115 ГК РФ). К ним, в частности, относятся предприятия. осуществляющие производство некоторых видов оборонной\’продукции, и предприятия исправительных учреждений.

Банкротство казенного предприятия

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Правовое положение казенных предприятий

Основы правового положения казенных предприятий установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1 (далее Закон об унитарных предприятиях).

Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным Законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником.

Ответственность руководителя должника

Ответственность учредителей и руководителей должника при банкротстве

Каждый руководитель живет с постоянным ощущением ответственности. С внесением поправок в Закон о банкротстве теперь и руководитель и собственник несут ответственность по всем обязательствам организации.

Учредители (участники) юридического лица не отвечают по его обязательствам, а компания, в свою очередь, не несет ответственности за обязательства учредителя или собственника.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 65

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица 1. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Статья 7

Целью создания любого юридического лица является ограничение имущественных рисков его учредителя (учредителей) размерами переданного такому юридическому лицу (закрепленного за ним) имущества. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ одним из признаков юридического лица является обособленность его имущества от имущества учредителя (учредителей). На этом основании юридическое лицо, во-первых, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, как переданным юридическому лицу учредителем (учредителями), так и приобретенным в процессе хозяйственной деятельности, а во-вторых, не отвечает по обязательствам своего учредителя (учредителей) (п.

Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

К ним относят:

  • партии политической направленности;
  • организации, ориентированные на религиозную деятельность;
  • учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.

Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.

Прекращение деятельности

Некоммерческая организация может прекратить свое существование на основании добровольных начал или через .

Добровольно организация некоммерческого типа может закрыться, если так решили ее учредители. Чаще всего причины – это прекращение срока действия организации или достижение всех поставленных целей.

Фонды, являясь некоммерческими организациями, не могут закрываться без одобрения арбитражного суда, то есть добровольно. Банкротство некоммерческой организации в этом случае требует наличия подтверждающей документации от всех заинтересованных, иначе процедуру будет невозможно начать.

Фонды прекращают свою деятельность в следующих случаях, установленных законодательно:

  • фонду не хватает имущественного снабжения, чтобы реализовать свои цели, а получить имущество в достаточном количестве возможности нет;
  • невозможно достигнуть цели или изменить ее;
  • производство на организации идет не в соответствии с уставом;
  • некоторые другие случаи, описываемые в .

Если ликвидация организации происходит принудительно, поводы могут быть следующие:

  • деятельность организации противоречит уставу;
  • организация нарушает права юридических или физических лиц своей деятельностью;
  • в деятельности допущены ошибки, которые невозможно исправить;
  • присутствует систематическое нарушение законов.

Предпосылки ситуации

Ранее некоммерческие организации не могли проходить через процедуру банкротства, однако с недавнего времени их тоже может коснуться несостоятельность. Поправки в закон были внесены только в 2012 году.

Обращение в суд

В суд может обратиться как представитель организации, имеющий для того полномочия, так и кредитор, требующий возмещения потерянных средств. Рассмотрением дел занимается арбитражный суд.

Процесс банкротства некоммерческой организации включает в себя стандартные пять стадий, характерных для любой процедуры банкротства, начиная от и заканчивая .

Возможно решить вопрос до обращения в суд, сразу заключив или проведя санацию организации в целях ее восстановления.

Отсылки к закону и документам

Если внимательно знакомиться с , становится понятно, что некоммерческой организацией могут считаться юридические лица.

Любое юридическое лицо, представляющее организацию некоммерческого типа, может подвергаться процедуре банкротства, исключая предприятия, имеющие статус казенных.

Процедура банкротства регламентирована в ФЗ «О несостоятельности», который был принят в 2002 году 26 октября. На основании этого закона не все организации некоммерческого типа могут признаваться банкротами.

30 статья Федерального закона дает учредителям право предпринимать какие-либо меры, чтобы избежать банкротства, если это возможно.

Помимо перечисленных законов стоит руководствоваться также арбитражным процессуальным кодексом, который действует с 2002 года и постановлением Правительства РФ, которое действительно с 2004 года.

Требования

К некоммерческой организации, если ей предстоит пройти процедуру банкротства, предъявляется ряд особых требований. В этом случае мало неспособности организации заплатить по долгам кредиторам.

Обязательное условие для начала процедуры банкротства – это наличие в собственности у некоммерческой организации какого-либо имущества, которое может подвергнуться взысканию. Имущество организации должно быть обособленным. Это значит, что организация вправе распоряжаться этим имуществом.

Именно из-за обособленности имущества банкротство не может распространяться на заводы казенного типа. В этом случае ответственность за них несет государство.

Важным элементом банкротства некоммерческой организации является очередность удовлетворения требований. Таким образом, удается не только заплатить долги кредиторам, но и обеспечить защиту интересов работников организации.

Этапы ведения дела

Если рассматривается дело о банкротстве некоммерческой организации, используются следующие этапы, традиционные для любой процедуры банкротства:

Итог конкурсного производства – это запись в реестре о ликвидации должника, как юридического лица и полное прекращение его деятельности.

Важно помнить, что на любом этапе есть вероятность как восстановления платежеспособности должника, что является основанием для закрытия дела о банкротстве, так и заключения мирового соглашения.

Суть мирового соглашения зависит от его условий и разнится от случая к случаю

Правила банкротства некоммерческих организаций

Банкротство некоммерческих организаций подчинено ряду специфических правил, о которых необходимо помнить. В основном правила не отличаются от основной процедуры, применяемой к коммерческим организациям, но ряд нюансов все же имеется.

Сроки и обязательства

На погашение долговых обязательств перед началом дела о банкротстве некоммерческой организации выделяется три месяца .

После начала конкурсного производства управляющему дается ровно год на реализацию имущества должника. В ряде случаев можно продлить этот срок с помощью обращения в арбитражный суд. Максимальная длительность срока продления составляет еще 6 месяцев .

На организацию после начала процедуры конкурсного производства накладываются следующие обязательства:

  • необходимо будет расплатиться со всеми долгами, включая текущие;
  • необходимо проследить, чтобы на организацию более не накладывались никакие финансовые санкции, усугубляющие ее положение;
  • необходимо снять конфиденциальность с дел компании, объявив о ее финансовом положении.

Последнее обязательство позволяет сформировать конкурсную массу, на основании которой будут вестись торги за имущество.

Закрытие и ликвидация

Ликвидация любой некоммерческой организации из-за банкротства идет обычно в три основных этапа.

Во-первых, принимается решение о закрытии организации и формируется комиссия по ликвидации. В ходе организации комиссии, которая будет заниматься процессом, выбирается ликвидатор.

После того как решение вступает в силу, ликвидируемая организация обязана в кратчайшие сроки сообщить о процессе в .

Помимо реестра организация обязана уведомить о начатом процессе ближайший территориальный орган, занимающийся регистрацией.

Документы о ликвидации выдаются на руки через 2-3 месяца после того, как процесс будет запущен. Все это первый этап ликвидации.

На втором этапе заканчивается подготовка и начинается сама ликвидация.

Второй этап состоит из трех основных действий:

  • необходимо сообщить СМИ, что организация ликвидирована;
  • обязательно уведомляются о ликвидации кредиторы должника;
  • утверждается предварительный ликвидационный баланс.

По результатам последнего, третьего этапа происходит полный расчет с кредиторами, подводится итоговый ликвидационный баланс и учреждение проходит регистрацию о своей ликвидации.

Ситуация с долгами

После того, как процесс ликвидации полноценно начат, кредиторы должны в полном объеме предоставить свои требования ликвидационной комиссии. Им отводится на это срок в два месяца с момента публикации информации о ликвидации. Если в течение ликвидации погасить долги не удалось, стоит говорить о неспособности должника удовлетворить денежные требования.

Гражданским кодексом установлено, что при недостаточности денежных средств учреждения для погашения его обязательств, его собственник несет субсидиарную ответственность своим имуществом перед кредиторами. При этом, в отличие от общего порядка привлечения к субсидиарной ответственности , введение процедуры банкротства юридического лица в этом случае не требуется. Учитывая, что гражданское законодательство претерпело ряд изменений касательно порядка регулирования ответственности учреждений по своим обязательствам, при взыскании задолженности с данного вида некоммерческой организации в судебном порядке возникает ряд вопросов. Основной такой вопрос – можно ли привлекать учредителей в лице собственников учреждений в порядке субсидиарной ответственности при недостаточности средств организации – основного должника? Этот и ряд других тезисов я рассмотрю в данной статье.
В качестве вступления, необходимо уточнить, что созданное физическим или юридическим лицом учреждение является частным , а – Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием , соответственно, – государственным или муниципальным . Второй вид учреждений может подразделяться на бюджетные, автономные и казенные . Любое учреждение является некоммерческой организацией и финансируется собственником, который и осуществляет управление им. Создается учреждение для осуществления социально-культурных, управленческих или иных функций некоммерческого характера.

Ответственность учреждения по обязательствам

Учреждение отвечает по своим обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Это следует понимать так, что имуществом погашение имеющихся долгов не производится. Учитывая, что финансирование рассматриваемой некоммерческой организации осуществляет его собственник (в большинстве случаев – в полном объеме), то и ответственность, изначально , за невыполненные им обязательства возлагалась на его собственника. Поскольку такая ответственность, по своей сути, является дополнительной, именуется она «субсидиарная ответственность ». Согласно ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ в редакции от 01.09.2006 года, субсидиарная ответственность по долгам любых учреждений возлагалась на их собственников, в том числе и на бюджет Российской Федерации. Однако, эти положения были существенно изменены законодателем, о чем я напишу ниже.

Каким образом привлекается собственник учреждения к субсидиарной ответственности?

С учетом того, что дополнительная ответственность может возникнуть только после установления невозможности взыскания денежных средств с основного должника , привлечение к субсидиарной ответственности невозможно, когда не предъявлялись требования к основному должнику и, более того, когда не установлена невозможность взыскания задолженности с него. Т.е. кредитор, являющийся взыскателем, первоначально должен заявить иск к должнику, получить исполнительный лист, направить его в службу судебных приставов-исполнителей . И, получив от приставов акты о невозможности взыскания (постановление о прекращении исполнительного производства), он имеет право предъявить иск о привлечении к субсидиарной ответственности собственника учреждения. Когда есть иные достаточные для суда доказательства отсутствия денежных средств у должника (его письма, выписка из банка, иное подтверждение неплатежеспособности), можно избежать возбуждения исполнительного производства.
Изначально, руководствуясь общими положениями о субсидиарной ответственности, предусмотренными ст. 339 Гражданского кодекса РФ, из которых следует, что для привлечения к данному виду ответственности собственника достаточно не получить удовлетворение от основного должника в разумный срок, я полагал, что нет необходимости доказывать отсутствие у должника возможности погасить долг. Однако, судебная арбитражная практика взыскания задолженности пришла к другим выводам и в настоящее время обязателен описанный в вышеприведенном абзаце процесс. Об этом же нам сказал Пленум Высшего Арбитражного Суда в Постановлении от 22.06.2006 N 21 (в редакции от 19.04.2007) “О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации”, указав, что привлечение к субсидиарной ответственности по ст. 120 Кодекса имеет свои особенности, в отличие от общего порядка, закрепленного ст. 339.

Субсидиарная ответственность собственника государственного учреждения в настоящее время

Однако, в редакции от 03.11.2006 года, ч. 2 (абзац 5) ст. 120 Гражданского кодекса РФ исключает возможность привлечения к ответственности собственника автономного учреждения . А с 08.05.2010 года законодатель абзацем 6 названной статьи вводит запрет на привлечение к субсидиарной ответственности органов государств а за деятельность бюджетного учреждения . Это ограничение не применяется к отношениям, возникшим до 01.01.2011 года. Таким образом, мы видим, как государство снимает с себя любую ответственность за учрежденные его структурами организации и их деятельность. Между тем, учреждения являются полноправными юридическими лицами в хозяйственном гражданском обороте, заключают сделки, принимают на себя большие обязательства, только порог их ответственности имеет решающие ограничения.
В настоящий момент, субсидиарная ответственность по долгам некоммерческой организации может быть применена к учредителям (собственникам) только частного или казенного учреждения. Процедура соответствует вышеописанной: производится взыскание с учреждения, направляется исполнительный лист в службу судебных приставов-исполнителей или иным образом подтверждается отсутствие денежных средств на счетах, после чего подается заявление о привлечении к субсидиарной ответственности собственника учреждения и о взыскании с него оставшейся суммы задолженности.

Взыскание задолженности при ликвидации учреждения

Когда в отношении учреждения введена процедура ликвидации, то кредитору необходимо своевременно (в течение двух месяцев после публикации) предъявить свои требования ликвидатору или ликвидационной комиссии. В таком случае, неспособность удовлетворения денежных требований устанавливается отсутствием погашения обязательства в течение ликвидации. До ее завершения необходимо подать исковое заявление о привлечении к субсидиарной ответственности. Тут надо быть внимательным, т.к. упустив указанные в данном абзаце действия кредитор (взыскатель) рискует остаться без удовлетворения. Ведь, в общем порядке, с ликвидацией юридического лица (без правопреемства) прекращаются все его права и обязанности.

Читайте так же:

  • Изменения в Законе о банкротстве по материальной…


 

Возможно, будет полезно почитать: