Описание местоположения границ. Вывод: Территориальная зона – это многоконтурный объект в пределах каждого муниципального образования

Нестеров А.К. Установление границ населенного пункта // Энциклопедия Нестеровых

В настоящий момент не все населенные пункты в Российской Федерации имеют четко установленные и описанные в Государственном кадастре недвижимости границы. Установление границ населенных пунктов осуществляется с целью передачи земель в ведение муниципальных образований. Муниципальные образования получают вследствие этого возможность выполнять свои полномочия в области регулирования земельных отношений в рамках действующего законодательства.

Порядок установления границ населенного пункта

В Российской Федерации действует законодательно определенный порядок в сфере проведения работ по территориальному землеустройству.

Правовые основы установления границ населенных пунктов закреплены в Федеральном законе "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ.

Объектами землеустройства могут быть – территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий (ст. 1 ФЗ "О землеустройстве" от 18.06.2001 N 78-ФЗ).

Согласно статье 84 Земельного кодекса Российской Федерации:

Установлением или изменением границ населенных пунктов является:
1. утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2. утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов.

Первый способ касается городских округов или поселений.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, при этом учитываются два аспекта:

  • расположение территории;
  • возможные виды использования земельных участков.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Второй способ относится только к сельским населенным пунктам, которые расположены за пределами поселений (на межселенных территориях).

Работы по установлению границ населенных пунктов

Проект установления границ населенного пункта

Проект черты населенного пункта разрабатывается на базе градостроительной документации:

  1. Генеральный план городского поселения, сельского поселения или городского округа.
  2. Генеральный план отдельного населенного пункта, входящего в состав городского, сельского поселения или городского округа.
  3. Схема территориального планирования муниципального района, в состав территории которого входит населенный пункт.
  4. Иные градостроительные документы, утвержденные в установленном порядке.

Граждане и юридические лица, заинтересованные в установлении границ населенного пункта, направляют в адрес органов местного самоуправления мотивированно обращение о рассмотрении вопроса по существу. Вопрос об установлении границ населенного пункта решается администрацией городского, сельского поселения, городского округа, на территории которого находится населенный пункт.

Рассмотрение предложения производится в срок 14 календарных дней со дня поступления обращения. По итогам главой администрации может быть принято решение:

  • разработать проект черты населенного пункта;
  • изменить черту населенного пункта;
  • отказать в изменении или установлении границ населенного пункта.

Отказ должен быть мотивированным. Отказ главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа может быть обжалован в судебном порядке.

Проект установления границ населенного пункта может быть основан на решении главы местной администрации городского, сельского поселения, городского округа об изменении черты населенного пункта. Об этом издается специальный правовой акт, который служит основанием для разработки проекта черты населенного пункта или об изменении черты населенного пункта.

Независимо о того, как было инициировано установление или изменение границ населенного пункта в проекте обязательно указывается следующее:

  • источники финансирования;
  • заказчик;
  • сроки подготовки проекта черты населенного пункта;
  • структурное подразделение администрации, ответственное за подготовку проекта.

Порядок определения координат объекта землеустройства с указанием системы координат, геодезической основы

В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о картографической и геодезической основе кадастра.

Координаты объекта землеустройства устанавливаются определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Методы определения координат характерных точек границ объектов землеустройства:

  • геодезический метод;
  • метод спутниковых геодезических измерений;
  • фотограмметрический метод;
  • картометрический метод,
  • аналитический метод.

Выбор конкретного метода осуществляется в зависимости от нормативной точности определения координат, состояния геодезической сети, плотности пунктов в предполагаемом районе работ, открытости местности и плотности ее застройки. Точность должна быть обеспечена не ниже нормативной, указанной в "Инструкции по межеванию земель" и в "Методических рекомендациях по проведению межевания объектов землеустройства". Если используется картометрический метод, то нужно учесть и точность применяемых картографических материалов.

Если характерная точка границ совпадает с характерной точкой границы учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, в качестве описания объектов землеустройства местоположения такой точки принимаются координаты характерной точки границы указанного земельного участка. Исключение составляют случаи, когда сведения государственного кадастра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.
Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. № 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства"

Постановка на государственный кадастровый учет границ населенного пункта

Постановка на государственный кадастровый учет границ населенного пункта производится в рамках трех этапов:

  1. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)

Подготовка карт (плана) объекта землеустройства

Карта (план) объекта землеустройства – это документ, в котором отражены местоположение, размер и границы объекта землеустройства в графической и текстовой форме. Составляется в результате установления границ объекта согласно законодательству Российской Федерации.

Элементы карты (плана) объекта землеустройства:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание.
  3. Основания для проведения землеустроительных работ и исходные данные.
  4. Сведения об объекте землеустройства.
  5. Сведения о местоположении границ объекта землеустройства.
  6. Графическая часть – "План границ объекта землеустройства".
  7. Приложение.

Листы формата А4. Нумерация листов сквозная. Общее количество листов указывается на титульном листе.

Карта (план) объекта землеустройства оформляется на бумажном носителе и (или) электронном носителе.

Оформление карты (плана) объекта землеустройства карандашом не допускается. Все записи, за исключением оговоренных случаев, производятся на русском языке. Числа записываются арабскими цифрами.

Требования к оформлению карты (плана) объекта землеустройства приведены в Постановлении Правительства РФ от 30.07.2009 N 621 (ред. от 17.05.2016) "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".

Описание объекта землеустройства местоположения границ объекта землеустройства

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования:

  1. Границы каждого земельного участка должны принадлежать только к одной территориальной зоне.
  2. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков.
  3. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.
  4. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства используются:

  • для административных границ – материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее;
  • для иных объектов землеустройства – материалы и данные картографических работ масштаба 1:50000 и крупнее.

Полученные материалы комплектуются в землеустроительное дело:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Пояснительная записка
  4. Документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов).
  5. Карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Порядок внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах населенных пунктов на основе карт (плана)

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны в течение 6 месяцев направлять в орган кадастрового учета документы для внесения сведений в случаях принятия ими решений об установлении или изменении границ населенных пунктов, зон с особыми условиями использования территорий, правил землепользования и застройки.

Обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, которая должна содержать информацию о ее передаче в составе землеустроительного дела.

Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении ГКН, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

Требования к формату документов, представляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении ГКН, установлены приказом Минэкономразвития РФ от 20.10.2010 №503 "Об установлении требований к формату документов, предоставляемых в электронном виде в процессе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости".

Для внесения соответствующих сведений в ГКН лицо, являющееся участником информационного взаимодействия (орган местного самоуправления), направляет следующие документы, удостоверенные электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП):

1. для внесения сведений об установлении или изменении границ населенных пунктов:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в акте уполномоченного органа об установлении или изменении границ населенных пунктов, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ решения представительного органа местного самоуправления поселения (городского округа) (представительного органа местного самоуправления муниципального района) об утверждении генерального плана поселения (городского округа) (схемы территориального планирования) в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления);
  • выписка (в виде электронного образа документа) из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, – выписка из схемы территориального планирования), содержащего в материалах по обоснованию генерального плана перечень земельных участков (с указанием кадастровых номеров в соответствии со сведениями ГКН о таких земельных участках), которые включаются в границы населенного пункта, входящего в состав поселения, городского округа, или исключаются из его границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенная ЭЦП уполномоченного органа местного самоуправления;

2. для внесения сведений об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя);

3. для внесения сведений об утверждении правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений:

  • электронный документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, в формате XML (удостоверенный ЭЦП исполнителя);
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в котором содержится информация о передаче карты (плана) объекта землеустройства в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя).

В соответствии с п. 6 порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 при описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать требования следующих пунктов:

Согласно ст. 83 ЗК РФ границы населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

При этом в целях оказания содействия органам местного самоуправления во внесении сведений о границах населенных пунктов в ГКН Филиал считает возможным предварительно рассматривать соответствующие документы на наличие возможных пересечений границ объектов землеустройства с границами земельных участков, сведения о которых содержатся в информационном ресурсе, и (при необходимости) предоставлять рекомендации по устранению таких пересечений. Для проведения органом кадастрового учета названной предварительной проверки на адрес электронной почты Филиала заинтересованным лицам необходимо представить следующие документы:

  • электронный документ, воспроизводящий соответствующие сведения в формате XML;
  • электронный образ карты (плана) объекта землеустройства, в одном из указанных форматов:.pdf,.tif,.jpg,.gif,.jpeg,.tiff (удостоверенный ЭЦП исполнителя).

Методика определения эффективности проекта установления границ населенного пункта

Эффективность проекта в целом определяется на основе строительных эксплуатационных показателей.

Общая экономическая (абсолютная) эффективность – это отношение эффекта к капитальным вложениям, связанным с осуществлением проекта.

Технико-экономическое обоснование проектов проводится с целью принятия решения о хозяйственной необходимости, технической возможности, коммерческой, экономической, социальной целесообразности инвестиций. Результаты обоснования инвестиций являются основой для разработки основания экспертизы проекта.

Технико-экономические показатели для оценки проектов планировки и застройки

Показатели

Характеристика

Абсолютные

Абсолютные показатели выражают количество тех или иных конкретных величин (га, м2, км, численность населения и т.п.). Они характеризуют только данный проект.

Относительные

Относительные показатели получают путем сопоставления абсолютных показателей (например, процентное отношение площади улиц к общей площади населенного пункта, площадь под зелеными насаждениями общего пользования, приходящаяся на одного жителя, и т.п.). С помощью этих показателей можно сравнивать между собой варианты одного и того же проекта, а также проекты разных населенных мест.

Фактические

Фактическая эффективность определяется с целью проверки и сравнения осуществленных затрат с реально полученной отдачей, результатами, а также с ранее сделанными расчетами оценки эффективности.

Расчетные

Расчетная эффективность определяется при составлении и обосновании схем и проектов землеустройства, а также осуществлении отдельных землеустроительных действий.

Прежде чем перейти к расчету затрат необходимых при включении земель в границы населенного пункта необходимо определить потребную площадь земли для развития поселка, выявить потребность в количестве жилья и соответственно площадей, необходимых для строительства.

Городские и сельские поселения необходимо проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и муниципальных образований. Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В проектах планировки и застройки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

Расчет перспективной численности может быть выполнен с использованием двух методов расчета: метода трудового баланса и демографического прогноза.


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об установлении форм графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон


Утратил силу с 18 февраля 2019 года на основании
приказа Минэкономразвития России от 23 ноября 2018 года N 650
____________________________________________________________________

В соответствии с частью 3.1 статьи 19 , частью 5.1 статьи 23 и частью 6.1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2006, N 1, ст.10, 21; N 23, ст.2380; N 50, ст.5279; N 52, ст.5498; 2007, N 21, ст.2455; N 31, ст.4012; N 45, ст.5417; 2008, N 20, ст.2251; N 30, ст.3616; N 52, ст.6236; 2009, N 48, ст.5711; N 52, ст.6419; 2010, N 48, ст.6246; 2011, N 13, ст.1688; N 27, ст.3880; N 29, ст.4291; N 30, ст.4563, 4572, 4590, 4591, 4594; N 49, ст.7015, 7042; 2012, N 31, ст.4322; N 47, ст.6390; N 53, ст.7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст.873; N 27, ст.3477; N 30, ст.4080; N 52, ст.6961, 6983; 2014, N 14, ст.1557; N 19, ст.2336; N 26, ст.3377; N 42, ст.5615; N 43, ст.5799; 2015, N 1, ст.9, 11, 52, 86; N 29, ст.4342; N 48, ст.6705; 2016, N 1, ст.79; N 27, ст.4248, 4294, 4301, 4303, 4306; N 52, ст.7494; 2017, N 27, ст.3932; N 31, ст.4740, 4766, 4767, 4829; 2018, N 1, ст.39, 47, 90, 91) и пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст.2867; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 18, ст.2257; N 19, ст.2344; N 25, ст.3052; N 26, ст.3190; N 41, ст.4777; N 46, ст.5488; 2010, N 5, ст.532; N 9, ст.960; N 10, ст.1085; N 19, ст.2324; N 21, ст.2602; N 26, ст.3350; N 40, ст.5068; N 41, ст.5240; N 45, ст.5860; N 52, ст.7104; 2011, N 9, ст.1251; N 12, ст.1640; N 14, ст.1935; N 15, ст.2131; N 17, ст.2411, 2424; N 36, ст.5149; N 39, ст.5485; N 43, ст.6079; N 46, ст.6527; 2012, N 1, ст.170, 177; N 13, ст.1531; N 19, ст.2436, 2444; N 27, ст.3745, 3766; N 37, ст.5001; N 39, ст.5284; N 51, ст.7236; N 52, ст.7491; N 53, ст.7943; 2013, N 5, ст.391; N 14, ст.1705; N 33, ст.4386; N 35, ст.4514; N 36, ст.4578; N 45, ст.5822; N 47, ст.6120; N 50, ст.6606; N 52, ст.7217; 2014, N 6, ст.584; N 15, ст.1750; N 16, ст.1900; N 21, ст.2712; N 37, ст.4954; N 40, ст.5426; N 42, ст.5757; N 44, ст.6072; N 48, ст.6871; N 49, ст.6957; N 50, ст.7100, 7123; N 51, ст.7446; 2015, N 1, ст.219; N 6, ст.965; N 7, ст.1046; N 16, ст.2388; N 20, ст.2920; N 22, ст.3230; N 24, ст.3479; N 30, ст.4589; N 36, ст.5050; N 41, ст.5671; N 43, ст.5977; N 44, ст.6140; N 46, ст.6377, 6388; 2016, N 2, ст.325, 336; N 5, ст.697; N 7, ст.994; N 17, ст.2409, 2410; N 23, ст.3312; N 28, ст.4741; N 29, ст.4822; N 31, ст.5013; N 35, ст.5332; N 42, ст.5943; N 43, ст.6029; N 45, ст.6273; N 50, ст.7099, 7100; 2017, N 1, ст.175; N 5, ст.800; N 8, ст.1258; N 10, ст.1498; N 17, ст.2569; N 29, ст.4380; N 32, ст.5093; N 46, ст.6790; N 49, ст.7468; 2018, N 5, ст.771; N 6, ст.881; N 10, ст.1507, 1508),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

форму графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон (приложение N 1);

форму текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон (приложение N 2);

требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон (приложение N 3).

2. Росреестру в 3-месячный срок со дня вступления в силу настоящего приказа утвердить и разместить на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" схемы, используемые для формирования документов в формате XML, предоставляемые органами местного самоуправления в орган регистрации прав с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон.

М.С.Орешкин

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

регистрационный N 51271

Приложение N 1. Форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон

Приложение N 1

графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон

(наименование объекта местоположение границ, которого описано (далее - объект)

Сведения об объекте

Характеристики объекта

Описание характеристик

Местоположение объекта

Площадь объекта +/- величина погрешности определения площади (Р +/- Дельта Р)

Иные характеристики объекта

ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ

(наименование объекта)

Сведения о местоположении границ объекта

1. Система координат

Обозначение

Координаты, м

Метод определения координат и

Описание

характерных точек границ

средняя квадратическая погрешность

положения характерной точки (Mt), м

обозначения точки

Обозначение

Координаты, м

Метод определения координат и

Описание

характерных точек части границы

средняя квадратическая погрешность положения характерной точки (Mt), м

обозначения точки

ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ

(наименование объекта)

Сведения о местоположении измененных (уточненных) границ объекта

1. Система координат

2. Сведения о характерных точках границ объекта

Обозначение характерных точек границ

Существующие координаты, м

Метод определения координат и средняя квадратическая

Описание обозначения точки

погрешность

положения

характерной

точки (Mt), м

3. Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта

Существующие координаты, м

Измененные

(уточненные)

координаты, м

определения

координат

Описание

обозначения

и средняя

квадратическая

погрешность

положения

характерной

точки (Mt), м

Обозначение характерных точек части

Существующие координаты, м

Измененные (уточненные) координаты, м

определения

координат

Описание

обозначения

и средняя

квадратическая

погрешность

положения

характерной

точки (Mt), м

Часть N ...

Обозначение характерных точек части

Существующие координаты, м

Измененные (уточненные) координаты, м

определения

координат

Описание

обозначения

и средняя

квадратическая

погрешность положения характерной точки (Mt), м

ОПИСАНИЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ГРАНИЦ

(наименование объекта)

План границ объекта

Масштаб 1: _______________

Используемые условные знаки и обозначения:

Место для оттиска печати (при наличии) лица, составившего описание местоположения границ объекта

________________

Графическое описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон (далее - Описание местоположения границ) составляется по результатам работ по определению местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон либо части (частей) таких границ и (или) установлению (изменению) границ населенных пунктов и территориальных зон либо части (частей) таких границ на местности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Описание местоположения границ составляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

В строке "Местоположение объекта" раздела "Сведения об объекте" приводится описание местоположения объекта с указанием наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта.

В строке "Площадь объекта +/- величина погрешности определения площади (Р +/- Дельта Р)" раздела "Сведения об объекте" указываются площадь объекта и предельно допустимая погрешность определения такой площади, если определение площади объекта предусмотрено соответствующим договором подряда, заключаемым между заказчиком и исполнителем работ по определению местоположения объекта.

Площадь объекта указывается в квадратных метрах с округлением до 1 кв. метра в случае, если такая площадь не превышает 100 гектаров, либо в гектарах с округлением до 0,01 гектара в иных случаях.

В строке "Иные характеристики объекта" раздела "Сведения об объекте работ" указываются иные характеристики объекта работ.

В разделе "Сведения о местоположении границ объекта" указываются:

система координат, в которой определены координаты характерных точек границ объекта работ (система координат, используемая для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе номера соответствующих зон картографической проекции);

сведения о характерных точках границ объекта;

сведения о характерных точках части (частей) границы объекта;

сведения о частях границ объекта, совпадающих с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения.

Для обозначения характерных точек границ объекта используются арабские цифры. Для всех характерных точек границ объекта работ либо частей таких границ применяется сквозная нумерация.

Список характерных точек границ объекта в реквизитах "Сведения о характерных точках границ объекта работ" и "Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта работ" должен завершаться обозначением начальной точки в случае, если такие границы представлены в виде замкнутого контура.

Реквизит "Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта" заполняется в случае, если Описание местоположения границ подготавливается в отношении части (частей) границы объекта. В этом случае реквизит "Сведения о характерных точках границ объекта работ" не заполняется.

Реквизит "Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта" заполняется в отношении каждой части границы объекта.

Значения координат характерных точек границ объекта приводятся в метрах с округлением до 0,01 метра в указанной системе координат.

В зависимости от примененных при выполнении работ методов определения координат характерных точек границ объекта в реквизите "Сведения о характерных точках границ объекта" указываются:

геодезический метод (метод триангуляции, полигонометрии, трилатерации, метод прямых, обратных или комбинированных засечек и иные геодезические методы);

метод спутниковых геодезических измерений (определений);

фотограмметрический метод;

картометрический метод.

Графа "Описание обозначения точки" реквизита "Сведения о характерных точках границ объекта" заполняется в случае, если характерная точка обозначена информационным знаком. В остальных случаях в графе проставляется прочерк.

Раздел "Сведения о местоположении измененных (уточненных) границ объекта" заполняется с учетом требований к заполнению раздела "Сведения о местоположении границ объекта".

Раздел "Сведения о местоположении измененных (уточненных) границ объекта" заполняется в случае, если Описание местоположения границ составляется в соответствии с решениями органов государственной власти и органов местного самоуправления об изменении (уточнении) границ объекта.

План границ объекта оформляется в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек границ объекта.

При невозможности отображения в масштабе плана границ объекта отдельных характерных точек границ допускается отображать их местоположение с использованием выносок, оформляемых в том числе на отдельных листах.

Допускается оформлять план границ объекта на отдельном листе для каждой части границ объекта работ.

В данном случае в составе графической части Описания местоположения границ приводится обзорная схема границ объекта работ.

План границ объекта оформляется в виде, совмещенном с картографической основой.

На плане границ объекта отображаются:

границы объекта (характерные точки и части границ);

установленные границы административно-территориальных образований;

границы природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения (если местоположение отдельных частей границ объекта определено через местоположение указанных объектов);

границы и кадастровые номера земельных участков (если местоположение границ объекта определено через местоположение границ указанных земельных участков);

необходимые обозначения;

используемые условные знаки;

Приложение N 2. Форма текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон

Приложение N 2

к приказу Минэкономразвития России

текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон

Прохождение границы

Описание прохождения границы

________________

Для обозначения точек границ объекта, местоположение границ которого описано (далее - объект), используются арабские цифры. Для всех характерных точек границ объекта либо частей таких границ применяется сквозная нумерация.

В случае если такие границы представлены в виде замкнутого контура, список точек границ объекта должен завершаться обозначением начальной точки.

В графе "Описание прохождения границы" в виде связного текста приводится описание прохождения границ объекта, расположенных между двумя точками.

Приложение N 3. Требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых...

Приложение N 3

к приказу Минэкономразвития России

Требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон

1. Координаты характерных точек границы населенного пункта или территориальной зоны (далее - граница) определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости наиболее крупного масштаба, созданной на территорию кадастрового квартала, в котором расположена граница.

Если часть границы совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы работ принимается описание местоположения указанной части границы земельного участка, при этом точность определения координат характерных точек такой части границы должна быть равна точности определения координат характерных точек границ такого земельного участка, за исключением случаев, когда сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.

2. Электронные документы, содержащие сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон, направляемые в орган регистрации прав, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль за содержащимися в них данными.

Электронный текст документа

Заместителю министра экономического развития Российской Федерации

Заместителю министра регионального развития Российской Федерации

О проблемах использования систем координат и правилах описания и внесения сведений о территориальных зонах в ГКН

В настоящее время разработка, учет и действие территориальных зон регулируется сферами градостроительства, кадастра и землеустройства.

В соответствии с Градостроительным кодексом границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, которая утверждается в рамках Правил землепользования и застройки.

В соответствии с Федеральным законом "О землеустройстве" территориальные зоны являются объектом землеустройства и для них должна быть составлена Карта (план) объекта землеустройства.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости » сведения о территориальных зонах также вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

При этом, с одной стороны, в соответствии с пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении кадастра недвижимости утвержденным постановлением Правительства РФ, органы местного самоуправления обязаны предоставлять в орган кадастрового учета сведения о границах территориальных зон в установленной для ведения ГКН системе координат.

С другой стороны, карты градостроительного зонирования, в составе которых утверждаются территориальные зоны, разрабатываются на территории городских округов в местных городских системах координат. Серьезным препятствием для внесения границ территориальных зон в ГКН является отсутствие открытых ключей (параметров) пересчета из местных городских систем координат в местные системы координат, используемые для ведения ГКН. Оптимальный легитимный способ пересчета границ территориальных зон в систему координат, используемую для ведения ГКН для муниципальных образований не предусмотрен и пересчет возможен лишь при заказе этих работ организации, имеющей соответствующие лицензии, что почти вдвое увеличивает стоимость разработки Правил землепользования и застройки. Такие затраты не под силу абсолютному большинству муниципальных образований.

Второй значимой проблемой является вопрос соотношения позиционной точности положения границ территориальных зон и границ земельных участков . Градостроительным кодексом не установлены требования к точности координатного описания границ территориальных зон (ПЗЗ могут разрабатываться на основе генплана , а это масштаб отдо 5 000) и к их правовой определённости (границы могут проходить по линиям магистралей, улиц, проездов разделяющим транспортные потоки противоположных направлений), что противоречит другой норме кодекса о невозможности отнесения земельного участка к различным территориальным зонам (земельные участки элементов улично-дорожной сети, оформляемые в муниципальную собственность всегда будут относиться к двум территориальным зонам). В такой ситуации точный перевод границ территориальных зон полностью лишён смысла.

Третья проблема. Средняя квадратическая ошибка определения границ земельных участков устанавливается инструментально и составляет 10 см. Средняя квадратическая ошибка определения границ территориальных зон определяется аналитически и может составлять более 60 см (например, в случае если такая граница определяется по плану масштаба 1:2000). Таким образом, можно считать допустимым, если одна из поворотных точек земельного участка на 0,5 метра заходит на территориальную зону. Подобным образом ситуация обстоит и в отношении зон с особыми условиями использования территорий.

Наши предложения:

1) Исключить территориальные зоны из состава объектов землеустройства (ФЗ «О землеустройстве»).

2) Росреестру обязать кадастровые палаты безвозмездно производить пересчет координат в упомянутых случаях.

3) Минэкономразвития России и Минрегиону России принять правила установления территориальных зон при разработке схем градостроительного зонирования и допустимые значения расхождения пространственного положения границ территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий с границами земельных участков.

4) Минэкономразвития России и Минрегиону России для обеспечения совместимости данных, поступающих в ГКН из различных источников, установить единую систему требований к описанию всех пространственных объектов, размещение сведений о которых предусмотрено в ГКН. Система требований должна предусматривать получение и хранение первичных данных в государственной геоцентрической системе координат и определять единые точностные требования к координатному описанию объектов.

Учитывая вышеизложенное, просим Вас изложить свою позицию по обозначенным проблемам и организовать совместную рабочую группу представителей ГИС-Ассоциации, Минэкономразвития России и Минрегиона России для их решения.

С уважением,

президент
ГИС-Ассоциации

руководитель комитета ГИС-Ассоциации

«Территориальное управление и градоустройство»

Минэкономразвития России установило формы графического и текстового описания местоположения границ населённых пунктов и территориальных зон, а также требования к точности их определения и формату документа, содержащего такие сведения.

Согласно Федеральному закону от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» текстовое и графическое описание границ в обязательном порядке прикладывается к схемам территориального планирования муниципальных районов, генеральным планам поселений и городских округов, к правилам землепользования и застройки.

Установленные Минэкономразвития формы действуют с 16 июня 2018 года — то есть с момента вступления в силу соответствующего приказа министерства от 04.05.2018 г. № 236 «Об установлении форм графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), расположенных на межселенных территориях, сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, сведения о границах территориальных зон».

Помимо утверждения самих форм описания границ в приказе представлены комментарии по заполнению их конкретных реквизитов и граф. Например, оговорено, что в случае, если границы объекта представлены в виде замкнутого контура, список характерных точек, указываемый в реквизите «Сведения о характерных точках границ объекта работ» или «Сведения о характерных точках части (частей) границы объекта работ», должен завершаться обозначением начальной точки.

Кроме того, в приказе прописано требование к округлению значений координат характерных точек — до 0,01 метра в указанной системе координат. Допущено оформление на отдельном листе каждой части границ объекта, входящей в план границ. В данном случае в составе графической части "Описания местоположения границ" приводится обзорная схема границ объекта. А если отдельные характерные точки невозможно отобразить в масштабе плана границ объекта, то допускается использование выносок, в том числе оформленных на отдельных листах.

Что касается формата документа, содержащего сведения о границах населённых пунктов и территориальных зон, то в случае его направления в орган регистрации прав в электронном виде, он должен создаваться с использованием XML-схем. XML-схемы для формирования такого документа, предоставляемого в орган регистрации прав органами местного самоуправления, Росреестр разместит на своём официальном сайте в срок до 16 сентября 2018 года.

Информация подготовлена пресс-службой филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю

  • Государственный надзор
    • Государственный земельный надзор
      • Нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление государственного земельного надзора
      • Административный регламент
      • Перечень требований, соблюдение (исполнение) которых является предметом проводимых проверок соблюдения земельного законодательства
      • План проведения проверок
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного земельного надзора
      • Планы и результаты административных обследований
      • Список вопросов для проведения правообладателями земельных участков самостоятельной оценки наличия нарушений земельного законодательства
      • Статистика
    • Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии (государственный геодезический надзор)
      • Нормативно-правовые основания осуществления государственного геодезического надзора
      • Административный регламент
      • План проведения проверок
      • Сведения об итогах проведения проверок
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области геодезии и картографии
    • Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
      • Статистика и аналитика
      • Нормативные правовые акты
      • Административный регламент
      • План проведения проверок
      • Общая информация
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
      • Сведения об итогах проведения проверок
    • Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков
      • Статистика и аналитика
      • Нормативные правовые акты
      • Административный регламент
      • План проведения проверок в сфере саморегулируемых организаций
      • Общая информация
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков
      • Порядок информирования об исполнении государственной функции
      • Сведения об итогах проведения Росреестром проверок саморегулируемых организаций оценщиков
      • Типичные юридические ошибки, допускаемые при выполнении государственной функции
    • Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров
      • Административный регламент
      • Анкета для проведения Росреестром опроса представителей саморегулируемых организаций
      • Нормативно-правовые акты
      • Общая информация
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного надзора
      • План проведения проверок
      • Порядок информирования об исполнении государственной функции
      • Сведения об итогах проведения проверок
      • Статистика и аналитика
      • Типичные юридические ошибки, допускаемые при исполнении государственной функции
    • Лицензионный контроль
      • План проведения проверок
      • Сведения об итогах проведения проверок
    • Обзор обобщения и анализа правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора)
    • Профилактические мероприятия
      • Профилактические мероприятия, проведенные Росреестром в 2017 году
    • Федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
      • Нормативно-правовые основания
      • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций операторов электронных площадо
      • Порядок информирования об исполнении государственной функции
    • Общественное обсуждение проектов документов по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности
    • Нормативные документы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности
    • Перечень обязательных требований
    • Типичные нарушения обязательных требований
  • Кадастровая оценка
    • Государственная кадастровая оценка
      • Сведения об исполнении запросов о формировании и предоставлении перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке
      • Модуль автономной проверки отчетов об определении кадастровой стоимости
      • Информация о результатах исполнения ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочий по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, которыми наделено ФГБУ «ФКП Росреестра» приказом Росреестра от 12.05.2015 № П/210
      • XML-схемы, используемые при проведении государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»
      • Информация о проведении государственной кадастровой оценки в 2018 году
    • Фонд данных государственной кадастровой оценки
      • Как подать замечания к промежуточным отчетным документам
    • Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости
      • Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
      • Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра
      • Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах
    • Полезная информация
      • Как оспорить результаты определения кадастровой стоимости
      • Определение кадастровой стоимости вновь учтенных, ранее учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых изменились характеристики, в период между датами проведения последней и очередной государственной кадастровой оценки
      • Порядок проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ
      • Порядок проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ
      • Предоставление бюджетным учреждением разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости
      • Рассмотрение бюджетным учреждением обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости
      • Расчет налога на имущество физических лиц на сайте ФНС России
      • Понятия, относящиеся к определению и использованию кадастровой стоимости
    • Документы
  • Внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций операторов электронных площадок
  • Геодезия и картография
    • Инфраструктура пространственных данных Российской Федерации
    • Наименования географических объектов
      • Государственный каталог географических названий
      • Законодательство Российской Федерации о наименованиях географических объектов
      • Информационные бюллетени изменений наименований географических объектов
      • Работы в области наименований географических объектов
    • Геодезическое обеспечение территории Российской Федерации
      • Геодинамические исследования на базе геодезических и космических измерений
      • Создание, развитие и поддержание в рабочем состоянии государственных нивелирных и геодезических сетей, в том числе гравиметрических фундаментальной и первого класса
    • Картографическое обеспечение территории Российской Федерации
    • Работы по топографо-геодезическому обеспечению делимитации, демаркации и проверки государственной границы Российской Федерации
    • Геодезическое и картографическое образование
    • Нормативно-правовое регулирование
    • Ведомственные картографо-геодезические фонды
    • Федеральный фонд пространственных данных
      • Единицы учета материалов и данных фондов, передаваемых заявителям
      • Работы по созданию и ведению федерального фонда пространственных данных
  • Государственное управление в сфере использования и охраны земель
    • Землеустройство
      • Нормативные правовые акты
      • Проведение государственной экспертизы землеустроительной документации
    • Государственный мониторинг земель
      • Нормативные правовые акты
      • Состояние земель России
  • Обеспечение кадастровой деятельности
    • Кадастровым инженерам
    • Государственный реестр кадастровых инженеров
      • Внесение сведений в государственный реестр кадастровых инженеров
      • Предоставление сведений из государственного реестра кадастровых инженеров
    • Апелляционные комиссии
    • Государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров
      • Включение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров
    • Комплексные кадастровые работы
      • Извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ на территории субъектов Российской Федерации
      • Извещения о проведении заседания согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ
    • Наиболее распространенные причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объектов капитального строительства, расположенных на территории более одного кадастрового округа
    • Распоряжения "О создании апелляционных комиссий по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета при управлениях Росреестра по
    • Изменения законодательства в сфере кадастровой деятельности с 01.07.2016
  • Международная деятельность
    • Деятельность Межгосударственного совета по геодезии, картографии, кадастру и дистанционному зондированию Земли государств-участников СНГ
    • Обзор деятельности Росреестра, проводимой в рамках международного сотрудничества
    • Участие в деятельности международных организаций
    • Участие в международном проекте «Инфраструктура пространственных данных Арктического региона»
    • Семинар рабочей группы по управлению земельными ресурсами Европейской Экономической Комиссии ООН «РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ И КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ»
    • Межведомственное взаимодействие
  • Взаимодействие с образовательными организациями
    • Подготовка арбитражных управляющих
      • Общая информация
      • Правовые основания
      • Перечень соглашений Росреестра с образовательными организациями по вопросам подготовки арбитражных управляющих
      • Вопросы по ЕППАУ
      • Бланки, образцы заявлений
      • Порядок уплаты (реквизиты) и размер госпошлины для лиц, сдавших теоретический экзамен по единой программе подготовки арбитражных управляющих комиссиям с участием должностных лиц центрального аппарата Росреестра
      • Примерное соглашение о сотрудничестве Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в решении задач подготовки (переподготовки) арбитражных управляющих
  • Об описании и установлении границ объектов землеустройства

    Управления Федерального агентства

    кадастра объектов недвижимости по

    субъектам Российской Федерации

    ФГУ «Земельная кадастровая палата» по

    субъектам Российской Федерации

    В связи с вступлением в силу «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (вступил в силу 17.05.2008, опубликован в «Российской газете» № 4662) Роснедвижимость сообщает.Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ

    Указанным Федеральным законом отменено понятие территориального землеустройства и установлено, что землеустройство включает в себя мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства. При этом под объектом землеустройства понимается - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон.

    Из вышесказанного вытекает, что в рамках проведения землеустройства осуществляются мероприятия по описанию местоположения и (или) установлению на местности границ:

    Субъектов Российской Федерации;

    Муниципальных образований;

    Населенных пунктов;

    Территориальных зон;

    Зон с особыми условиями использования территорий.

    Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства и порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

    До принятия Правительством Российской Федерации соответствующих порядков Роснедвижимость рекомендует принимать во внимание следующее.

    1. Описание местоположения границ объектов землеустройства.

    1.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства включает следующие этапы:

    1) подготовительные работы;

    2) составление карты (плана) границ субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта, территориальных зон, зоны с особым условием использования территорий (далее – карта (план) границ соответствующей территории или карта (план) объекта землеустройства);

    3) формирование землеустроительного дела по составлению карты (плана) границ соответствующей территории;

    4) рассмотрение карты (плана) границ соответствующей территории (согласование, утверждение);

    5) сдачу землеустроительного дела заказчику и в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

    1.2. Подготовительные работы включают сбор и изучение сведений об объекте землеустройства, содержащихся в документах по установлению границ соответствующих территорий, государственном кадастре недвижимости, документах по планированию организации территорий (землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная и иная подобная документация), а также сведения об имеющейся геодезической и картографической основе.

    1.3. По результатам подготовительных работ составляется карта (план) границ соответствующей территории, которая включает в себя графическую и текстовую части.

    1.4. Графическая часть карты (плана) границ соответствующей территории, как правило, оформляется на имеющейся картографической основе (разгруженная топографическая карта (план), ортофотоплан и т.п.) на которой рекомендуется отображать:

    1) наименование документа (карта (плана) границ соответствующей территории);

    2) границы существующего административного деления;

    3) границы и кадастровые номера земельных участков, по границам которых должна проходить граница территории, описание местоположения которой составляется;

    4) устанавливаемые (уточняемые) границы территорий и номера их поворотных (характерных) точек;

    5) используемые условные обозначения и численный масштаб;

    6) реквизиты согласования и утверждения;

    7) сведения об исполнителе работ (наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя; подпись, печать, дата составления документа).

    Отдельные участки границ для более детального отображения прохождения границы соответствующей территории могут оформляться на картографической основе более крупного масштаба.

    1.5 Текстовую часть карты (плана) границ соответствующей территории рекомендуется составлять в виде:

    Пояснительной записки;

    Списка координат поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ и указания значений среднеквадратических ошибок их определения;

    Списка земельных участков, выявленных в ходе инвентаризации земель, по границам которых проходит граница территории.

    По отдельным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами, может дополнительно составляться текстовое описание прохождения границы, которое уточняет ее положение на местности (например, граница от точки 5 до точки 8 проходит по правому берегу реки Серебрянка).

    1.6. В пояснительной записке рекомендуется указывать основания, по которым проводится описание местоположения границ объектов землеустройства (решения органа власти, договор и т.п.), исходные документы, материалы и нормативы, используемые в работе.

    Если положение границ определялось по установленным нормативам, (например, границы прибрежной защитной полосы), то указываются участки границ и обоснования применения того или иного норматива по данному участку.

    1.7. Координаты и значения среднеквадратических ошибок поворотных (характерных) точек устанавливаемых (уточняемых) границ, совмещенных с границами земельных участков, не переопределяются и заносятся в список координат точек границ территории на основании кадастровых сведений о соответствующем земельном участке.

    Координаты поворотных (характерных) точек по остальным участкам устанавливаемых (уточняемых) границ могут определяться картометрическим или фотограмметрическим методами. Значения среднеквадратических ошибок в определении координат рассчитываются в зависимости от применяемого метода и масштаба картографического материала или материалов дистанционного зондирования.

    Если граница территории, например, населенного пункта, должна проходить по границе земельного участка, но в кадастре отсутствует описание местоположения границы указанного земельного участка, то при описании местоположения границы соответствующей территории рекомендуется одновременно проводить инвентаризацию земель с целью определения декларативного положения такой границы земельного участка. В дальнейшем по мере проведения кадастровых работ указанные границы территории будут уточнены.

    На основании материалов инвентаризации земель рекомендуется на графической части карты (плана) указывать кадастровые номера земельных участков, а в текстовой части приводить перечень земельных участков с указание их кадастровых номеров и местоположения.

    1.8. Материалы описания местоположения границ объектов землеустройства, а также задание на проведение землеустройства, брошюруются в землеустроительное дело, которое может состоять из одного или нескольких томов. Рекомендуется в начале тома размещать оглавление (содержание), а на обложке и титульном листе указывать название объекта землеустройства, по которому выполнено описание местоположения его границ, исполнителя работ и место для размещения реквизитов утверждения. Графическая часть может не брошюроваться, а представляться в виде приложения.

    1.9. Согласование прохождения устанавливаемых (уточняемых) границ, отображенных на графической части карты (плана), проводится с соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

    Согласующие подписи и печати ставятся непосредственно на графической части.

    1.10. Карта (план) границ соответствующей территории, в части прохождения границы, утверждается органом государственной власти или орган местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории.

    Перед утверждением карты (плана) границ соответствующей территории органом государственной власти или орган местного самоуправления, рекомендуется указанный документ (землеустроительное дело) направлять на рассмотрение в соответствующий территориальный орган Роснедвижимости.

    1.11. Территориальный орган Роснедвижимости рассматривает карту (план) границ соответствующей территории в порядке, установленном Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденным.постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 514

    Основаниями для отказа в визировании карты (плана) соответствующей территории территориальным органом Роснедвижимости являются:

    Пересечение устанавливаемой (уточняемой) границы субъекта Российской Федерации или границы муниципального образования или границы населенного пункта с границей земельного участка (участков), учтенного в государственном кадастре недвижимости;

    Отсутствие пояснительной записки;

    Отсутствие графической части с указанием устанавливаемой (уточняемой) границы соответствующей территории;

    Отсутствие списка координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

    Несоответствие выбранной системы координат системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости;

    Границы территориальной зоны или зоны с особым условием использования территорий не соответствуют указанным в пояснительной записке исходным данным (нормативам, утвержденным документам, которыми определялись границы, и т.п.).

    Территориальный орган Роснедвижимости ставит свою подпись и печать на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

    1.12. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в соответствии с федеральным законодательством уполномочен принимать решение об установлении границы такой территории, утверждает карту (план) границ соответствующей территории в установленном порядке путем постановки подписи на титульном листе землеустроительного дела и графической части карты (плана).

    1.13. Один экземпляр утвержденного землеустроительного дела исполнитель работ сдает в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

    1.14. На основании акта соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы, и землеустроительного дела готовится пакет документов, содержащих сведения о границах соответствующих территорий и необходимых для представления в орган кадастрового учета, включающий:

    Копию акта (извлечения из акта) соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления, которым утверждены границы объекта землеустройства;

    Картографический материал, на котором отражены границы соответствующей территории, и номера поворотных (характерных) точек границы;

    Список координат поворотных (характерных) точек границ соответствующей территории, а также значений среднеквадратических ошибок определения координат;

    Текстовое описание по отдельным участкам границ, совмещенных с естественными или искусственными рубежами (при наличии таких сведений).

    2. Установление на местности границ объектов землеустройства.

    2.1. Установление на местности административных границ и границ населенных пунктов рекомендуется осуществлять на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных территорий, по мере проведения кадастровых работ по земельным участкам, границы которых совпадают с границами указанных объектов землеустройства.

    По результатам проведения кадастровых работ при внесении сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости одновременно уточняются сведения о границах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, населенных пунктов.

    2.2. Установление на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий осуществляются по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, чьи земельные участки попадают в такие зоны.

    Работы по установлению на местности территориальных зон и зон с особым условием использования территорий рекомендуется производить на основе утвержденного землеустроительного дела, содержащего описание местоположения границ указанных зон, путем обозначения на местности отдельных участков границ таких зон информационными знаками.

    Заместитель руководителя В.С. Кислов

    Мирошниченко С.Г.



     

    Возможно, будет полезно почитать: