Основные мероприятия по охране земельных ресурсов. Мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова

Мероприятия по охране почв и земельных ресурсов

Мероприятия по защите от шума

Компенсационные экологические мероприятия

Превентивные мероприятия

Организационно-контрольные мероприятия

Конструктивные и объёмно-планировочные мероприятия

1. Эффективное размещение оборудования;

2. Применение конструктивных и объёмно-планировочных решений, направленных на локализацию вредных производственных факторов (герметизация оборудования и инженерных сооружений);

3. Специальные мероприятия для этапа строительства (герметизация, выбор расположения строительной техники).

1. Соблюдение режимов водоохранных зон и прибрежных защитных полос

2. Соблюдение режима зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения

3. Программа мониторинга за водным объектом, ВОЗ, ПЗП и ЗСО.

1. Предотвращение аварийных разливов, изливов и пр.;

2. Предотвращение эрозий, размывов.

1. Создание нового водного объекта;

2. Удаление биомассы из водного объекта;

3. Реабилитация водоема (дноуглубление, дноочистка, удаление донных отложений, изоляция донных отложений, к примеру, засыпка песком);

4. Аэрация гиполимниона.

5. Возмещение ущербов (обычно рыбному хозяйству и реже животному миру) и природоохранные платежи.

6. Обеспечение населœения водой;

7. Строительство новых очистных сооружений;

8. Реконструкция сетей водоснабжения и канализации;

9. Создание рабочих мест;

10. Создание объектов социальной сферы.

Специальные регламентные мероприятия (для СПб):

В Санкт-Петербурге разрабатываются и утверждаются Комитетом по природопользованию технические регламенты на обращение со строительными отходами.

Разрешительные мероприятия:

1. Разработка нормативов допустимого воздействия на ОС;

2. Разработка проектов лимитов на размещение отходов.

СН 2.2.4/2.1.8.562-96 ʼʼШум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройкиʼʼ.

Для определœения земель используется Земельный кодекс РФ.

Земля – это:

Природный ресурс

Недвижимое имущество

Охраняемый природный объект

Грунты – горные породы, почвы, техногенные образования, представляющие собой многокомпонентную и многообразную геологическую систему, и являющиеся объектом деятельности человека. ГОСТ 25100 – 95 Грунты. Классификация.

Почвы – самостоятельное естественноисторическое органоминœеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минœеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия. ГОСТ 27593 – 98 Почвы. Термины и определœения.

Постановление Правительства №87. ПМООС:

Мероприятия по охране, рациональному использованию земельных ресурсов и почвенных покровов . В том числе мероприятия по рекультивации нарушений или загрязнений земельных участков и почвенного покрова.

На земли распространяется действие Земельного кодекса РФ, а на земли посœелœений – также и Градостроительного кодекса РФ.

Одним Воздействие на землю (7 статья):

Земли с/х назначения;

Земли населœенных пунктов;

Земли промышленности, энергетики, транспорта͵ связи, обороны и иного специального назначения;

Земли особо охраняемых природных территорий и объектов;

Земли лесного фонда;

Земли водного фонда;

Земли запаса.

Главный принцип охраны земель состоит в соблюдении принципа целœевого использования.

Москва и Санкт-Петербург: Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) принимаются органом законодательной власти соответствующего субъекта федерации.

Выплата компенсации землепользователям (ст. 14 ʼʼЗемельного кодекса РФʼʼ, 57 ст. (о компенсации))

Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 ᴦ. №262 ʼʼОб утверждении правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причинœенных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователœей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лицʼʼ

Мероприятия по охране почв и земельных ресурсов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мероприятия по охране почв и земельных ресурсов" 2017, 2018.

  • Арсланова Айгуль Азаматовна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН
  • ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ
  • МЕЛИОРАЦИЯ
  • РЕКУЛЬТИВАЦИЯ
  • ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Определены способы осуществления мер охраны земельных ресурсов. Рассмотрено понятие генерального плана как одного из видов землеустроительной документации.

  • Самостоятельность судебной власти и конституционные реформы в Республике Армения
  • Государственный кадастровый учёт и регистрация прав на объекты недвижимости
  • Физическая подготовка как часть профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел системы МВД РФ
  • Доктринальное толкование вины в гражданском праве России

Охрана земельных ресурсов юридическими мерами осуществляется тремя способами: сохранением (использованием земель такими способами и приемами, при которых не наступает ухудшение качеств состояния земельных участков), восстановлением (наиважнейшим здесь выступает рекультивация земель) и улучшением (при помощи мер мелиоративного характера, в результате которых земли повышают социальную ценность) благоприятного состояния земель.

В целях охраны, восстановления, защиты и мониторинга состояния земель должны разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Перечисленные программы призваны обеспечить правовые основы проведения охранительных мероприятий на соответствующей территории. Превентивное значение имеют мероприятия по охране земель, предусмотренные как Земельным Кодексом Российской Федерации, так и законодательством об охране окружающей среды.

В частности, для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ, несоблюдение которых может привести к загрязнению, засолению и уплотнению почв, негативным изменениям окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам предусмотрено проведение почвенных, геоботанических, агрохимических и иных обследований .

В основе правового регулирования использования земель населенных пунктов лежит принцип планирования. Согласно ст. 73 ЗК РФ все земли городов, поселков, сельских населенных пунктов используются в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки .

Градостроительная документация о планировании развития территорий городских и сельских поселений включает в себя территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов и сельских округов, генеральные планы городских и сельских поселений, проекты черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований.

Генеральные планы определяют основные направления использования земель в целях промышленного, жилищного и иного строительства, благоустройства и размещения мест отдыха населения.

Картографические материалы по обоснованию генерального плана отображают:

1. границы поселения, городского округа;

2. границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;

3. местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;

4. особые экономические зоны;

5. особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

6. территории объектов культурного наследия;

6.1. территории исторических поселений федерального значения, территории исторических поселений регионального значения, границы которых утверждены в порядке, предусмотренном статьей 59 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

7. зоны с особыми условиями использования территорий;

8. территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8.1. границы лесничеств, лесопарков;

9. иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

Генеральный план городов направлен на решение проблем их развития, а именно он дает ответ на такие вопросы, как: какие имеющиеся ресурсы должны быть востребованы и задействованы, «какие территории следует вовлечь в процесс роста городских земель и с какой целью.

В ведение генеральных планов входят вопросы территориального развития города, его функционального зонирования, использования его земель, совершенствования его пространственно-планировочной структуры. Генеральный план является сводом документации градостроительного характера, отражающим комплекс сложных социально-экономических условий, затрагивающих все стороны внутригородского развития и судьбы горожан.

В генеральном плане отражается уровень благоустройства инженерных коммуникаций города (водоотведение, теплоснабжение, канализация), преобразования планировочной структуры, озеленение и зоны планируемой застройки.

Выявляются территории, неблагоприятные по условиям для строительства, требующие разработки и проведение полного комплекса мероприятий по инженерной подготовке территории, исключают их из состава строительства.

Создается природный каркас территории города путем создания и развития зеленых зон общего пользования (лесопарковых территорий), а также сохраняя в естественном состоянии природоохранные территории с неустойчивыми к антропогенной нагрузке ландшафтами (пойменные территории, противоэрозионные леса, прибрежные защитные полосы водоемов).

Изучив материалы по данной тематике, выявлено, что во многих населенных пунктах отсутствует рациональная система организации сбора, утилизации и уничтожения твердых и жидких бытовых отходов, особенно в отдалённых от центра населенных пунктах, отсутствует централизованная система канализации в поселениях, присутствуют несанкционированные свалки отходов. Все это является причинами бактериологического загрязнения почв селитебных территорий.

Проектные решения по охране недр должны предусматривают рекультивацию нарушенных земляными и горными работами земель и приведение их в состояние, пригодное для дальнейшего использования.

Для рационального использования земельных ресурсов проектом предусматривается снос ветхого жилья и строительство на его месте нового, что позволяет сократить размер земельных участков, выделяемых под новое жилье и улучшить условия жизни населения. Предусмотренные проектами мероприятия обеспечивают минимальное воздействие на территорию и геологическую среду.

Таким образом, обобщим вышеизложенное. Среди основных решений применения мероприятий по охране окружающей среды выделяют резервирование селитебных территорий под развитие поселений, осуществление мероприятий по улучшению состояния окружающей среды (нормализация состояния земель), сохранение природных ландшафтов, создание единой системы зеленых насаждений, включая новые селитебные территории и природные комплексы, запрещение размещения новых промышленных и коммунально-складских предприятий I-II классов вредности, которые могут увеличить загрязнение окружающей среды и требующих больших разрывов от селитебных зон, рациональное использование территорий промышленно-коммунальных зон при реорганизации промышленности с выделением участков многоцелевого назначения, очередность освоения новых жилых территорий с учетом реальных результатов в проведении мероприятий по улучшению экологического состояния территории, создание полноценной системы учреждений культурно-бытового назначения поселкового значения, обеспечивающей потребность населения, организацию рациональной улично-дорожной сети, развитие различных видов транспорта, обеспечивающих оптимальное решение вопросов транспортного сообщения в поселке с учетом технической возможности реализации, обеспечение инженерного оборудования существующей и перспективной застройки.

Список литературы

  1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для студентов высших учебных заведений. // М.: Городец. - 2013. – С. 850 .
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017).
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2017).
  4. Япаров Г.Х., Уляева А.Г. Решение земельного вопроса – главная и основная проблема аграрного сектора экономики Республики Башкортостан. // В мире научных открытий: Материалы II Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.П. Акутиной В.А. // Москва. 2012. – С. 174-182.
  5. Нормативная основа резервирования земель для развития населенных пунктов / И.Д. Стафийчук, А.Д. Лукманова // Научное обеспечение инновационного развития АПК: Материалы всероссийской научно-практической конференции в рамках XX юбилейной специализированной выставки "Агрокомплекс-2010". 2010. - С. 288-291.
  6. Лукманова А.Д. Совершенствование организации территории в условиях реформирования сельскохозяйственных предприятий / А.Д. Лукманова, И.Д. Стафийчук, Д.С. Аюпов // Инновационные технологии и технические средства для АПК: Материалы Международной научно-практической конференции молодых учёных и специалистов / Воронежский государственный аграрный университет - Воронеж, 2016 - С. 129 -133.
  7. Япаров Г.Х. Эффективное управление земельными ресурсами. Ватандаш. -2015. №7. – С. 11-24.
  8. Лукманова А.Д., Дидаева Е.К. Ландшафтно-архитектурные требования к организации территории. / Стафийчук И.Д., Лукманова А.Д. // Нормативная основарезервирования земель для развития населённых пунктов. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". 2010. - С. 252-254.

Планируемые природоохранные мероприятия и их эффективность

Мероприятия по снижению воздействия на водную среду

Поскольку основной антропогенной нагрузкой на водотоки в период строительства ЛЭП является влияние загрязненного поверхностного стока взвешенными веществами необходимо предусмотреть следующие мероприятия с целью уменьшения выноса загрязняющих веществ с поверхностным стоком:

Упорядочение поверхностного стока по временной системе открытых канав, с осветлением его на 50-70% в водоотводных и придорожных канавах;

Локализация участков территории, где неизбежны просыпки и проливы сырья и промежуточных продуктов;

Упорядочение складирования и транспортирования сыпучих и жидких материалов.

Продолжительность отстаивания стока водоотводных придорожных канавах принимается 1-2 суток. В таких же пределах принимается продолжительность отвода осветленной воды. Очистку канав производят по мере накопления осадка. Скопившийся осадок вывозят в места, согласованные с СЭС.

Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу

Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха, в процессе строительства и реконструкции системы энергообеспечения Южно-Курильского района происходит диоксидом азота в результате работы строительно-дорожной техники. Поэтому мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сводятся к следующему:

1) повышение экономичности работы двигателей;

2) применение нейтрализаторов отработанных газов;

3) оптимизация режимов работы двигателей и технического обслуживания автомобилей.

Мероприятия по охране земельных ресурсов

Исходя из технологии производства работ, проектом предусматриваются следующие мероприятия по снижению отрицательного воздействия на состояние земель:

Для сохранения дернового покрова и предупреждения эрозии почв рекомендуется максимально использовать в качестве временных подъездов для транспортных средств и строительной техники заброшенных дорог, существующих временных съездов и естественной формы рельефа с прочным подпочвенным основанием;

Размещение временных строительных площадок для складирования материалов осуществлять на территории, свободной от растительности;

Довести до минимума проведение работ в водоохранных зонах за счет увеличения длины пролетов между столбами ЛЭП;

Запретить размещение стоянок строительной техники и мест заправки, мойки и ремонта машин, используемых при строительстве.

По окончании строительных работ проектом предусмотрена рекультивация нарушенных земель. Работы по рекультивации земель, нарушенных в процессе строительства ЛЭП, делятся на два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает следующие виды работ:

· очистка полосы отвода порубочных остатков с вывозом на специальные площадки для их ликвидации;

· снятие грунта на временных площадках, площадках под опоры временных подъездах, съездах; временных грунтах;

· рыхление временных площадок, площадок под опоры;

· планировка временных подъездов;

· обратная надвижка, ранее снятого растительного грунта на временные строительные площадки, площадки под опоры, временные съезды и проезды.

Из-за специфики места производства работ (в полосе отвода автомобильной дороги) и растительного сообщества (в процессе строительства будут затронуты легко восстанавливаемые растительные сообщества) биологический этап в проекте не предусмотрен.

Мероприятия по защите от шумовых воздействий

Способы защиты от шума в настоящее время достаточно разнообразны. Одним из эффективных способов поглощения шума является применение глушителей. Неблагоприятное влияние шумов может быть уменьшено не только техническими и технологическими средствами, планировочными мероприятиями, но и сокращением времени их воздействия, рациональными режимами труда и отдыха. В зоне жилой застройки для снижения уровня шума на проживающих людей применяются ограничения времени работы строительно-дорожной и автотранспортной техники с 8.00 до 18.00.

Природоохранные мероприятия в области обращения с отходами

Накопление и размещение производственных и бытовых отходов осуществляется на участке проведения работ временно. Отходы собираются раздельно по видам и классам опасности для того, чтобы обеспечить их последующее использование и размещение в ожидании операции. Временное накопление отходов предусматривается в герметически закрывающихся металлических бочках, ведре, бумажных мешках, на площадке специально организованного навеса. Периодичность вывоза ТБО планируется осуществлять 1 раз в сутки.

Мероприятия по снижению вредного воздействия на растительный покров

Для минимизации вредного воздействия на растительный покров в период строительных работ будут выполнены следующие мероприятия: 1) мероприятия по максимальному сохранению растительного покрова в зоне влияния проектируемых работ; 2) мероприятия по технической рекультивации нарушенных территорий; 3) запрет движения техники вне имеющихся подъездных путей; 4) соблюдение правил противопожарной безопасности.

Мероприятия по минимизации ущерба причиняемого наземным позвоночным

Полностью предотвратить негативное воздействие на зоокомпонент экосистем и избежать причинения ущерба животному миру невозможно. Этот ущерб будет компенсирован специальными мероприятиями, которые будут проводиться природоохранными органами:

1) биотехническими - направленными на улучшение кормовых и защитных свойств местообитаний аналогичных тем, которые трансформированы или полностью уничтожены при прокладке ЛЭП, тем самым, обеспечивая условия существования вытесненным животным;

2) организационными (увеличение штата егерей, приобретение для них транспорта, современных средств связи), обеспечивающими жесткий контроль за нерегламентированной добычей хозяйственно важных и имеющих эстетическое и колекционное значение животных в угодьях, которые будут доступны для браконьеров;

3) природоохранными, направленными на обеспечение сохранения редких видов животных и уникальных уголков природы.

Анализ состояния земельных ресурсов показывает, что уровень экологически допустимого воздействия на землю в ряде регионов страны превышен, существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют опустынивание земель (ущерб составляет 25 млрд. рублей в год), эрозия почв (эрозированы 21% всех земель сельскохозяйственного назначения, 44% - эрозионно опасны), истощение плодородного слоя (ежегодно теряется около 0,6 тонн гумуса на 1 га, на черноземных почвах - до 0,9 тонн), засоление земель (около 20% сельскохозяйственных угодий), заболачивание и переувлажнение земель (более 19% всех земель сельскохозяйственного назначения), деградация пастбищ и сенокосов (около 50% их площади), массовое подтопление земель (около 1300 городов и других поселений - в опасной зоне), техногенное загрязнение земель.

Необходимость охраны земель прямо вытекает из принципов земельного законодательства, сформулированных в ст. 1 ЗК РФ, включая учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве над использованием земли в качестве недвижимого имущества и т.д. Согласно п. 1 ст. 4 Закона об охране окружающей среды, одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли и почвы. Охрана почв (и их плодородия) представляет интерес большей частью применительно к категориям земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, где земля выступает в качестве средства производства. В отношении остальных категорий земель мероприятия по охране почв носят производный характер. Например, согласно п. 4 ст. 13 ЗК РФ, при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

При рассмотрении понятия и целей охраны земель следует иметь в виду следующее обстоятельство. В связи с тем, что земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель, а также учитывая, что земля является важнейшим природным объектом и составной частью окружающей среды, становится очевидным, что мероприятия по охране земель распространяются на все категории земель в земельном фонде России.

Но является ли одинаковым перечень мероприятий по охране земель для всех категорий земель в земельном фонде России? Представляется, что нет. Так, земли поселений не выступают основой обеспечения продовольственной безопасности страны, их использование не предполагает повышения их плодородия, внесения минеральных удобрений, мелиорацию и т.д. Поэтому многие природоохранные мероприятия, актуальные для земель сельскохозяйственного назначения, для земель поселений не актуальны и не нужны, например, мелиорация.

Другой пример. Различны цели лесопользования на землях лесного фонда и в городе. Учитывая, что использование городских лесов ориентировано на культурно-массовые и рекреационные мероприятия различными будут цели и методы охраны лесов. Так, авиационная охрана лесов от пожаров неприменима для охраны городских лесов. Намного менее актуально (по размаху и затратам) и проведение в городских лесах мероприятий по их защите от вредителей и болезней. Аналогичные отличия в целях и методах охраны земель можно обнаружить применительно к любым категориям земель в земельном фонде России. При этом нельзя упускать из виду общее сходство целей и задач охраны земель всех категорий - недопущение вредных воздействий в ходе хозяйственной деятельности на землю как составную часть окружающей среды и необходимость принятия быстрых и эффективных мер в случае, если такое вредное воздействие все же состоялось.

Кроме того, следует иметь в виду, что особенности охраны отдельных категорий земель немыслимы без мероприятий по охране иных природных объектов, расположенных на таких земельных участках. Например, охрана земель лесного фонда невозможна без учета интересов охраны лесов; охрана земель водного фонда - без охраны водных объектов. В отношении же других категорий охрана земель (почв) имеет самостоятельное значение (земли сельскохозяйственного назначения).

Охрана земель - это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния.

Охрана земель любой категории и их рациональное использование являются двумя сторонами одной медали, поскольку отражают две формы взаимодействия общества и природы: природопользование и охрану природы. Когда мы говорим о рациональном использовании земель, то предполагаем соблюдение экологических, градостроительных и иных требований в процессе использования земельных участков. В этом случае не возникает необходимости в применении мер по охране земель, следовательно, в определенном смысле требования рационального использования и охраны земель сливаются. Однако в случае, если предусмотренные законодательством требования в процессе эксплуатации земель не соблюдаются, происходит ухудшение качества земель, и, соответственно, окружающей среды. В этом случае мероприятия по охране земель будут нацелены на обеспечение соблюдения природопользователями установленных законодательством норм и правил по охране земель.

Общими целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной и иной деятельности.

Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

Захламление земель - размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).

Загрязнение земель - ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.д.), характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).

Нарушенные земли - земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности человека.

Соответственно, под восстановлением земель следует понимать возврат землям существующего ранее плодородия, нарушенного прошлой деятельностью человека или природными процессами.

За нарушение предусмотренных ЗК РФ обязанностей по охране земель, собственники, владельцы, пользователи и арендаторы могут быть привлечены к юридической ответственности .

Для предотвращения негативных процессов создается система мероприятий по охране земель. Особенность таких мероприятий в том, что генеральную обязанность по охране земель несет титульный пользователь земельного участка – он обязан осуществлять мероприятия по охране земель.

Мероприятия по охране земель - мероприятия по предотвращению возникновения и развития негативных процессов, связанных с деградацией земель, их загрязнением и захламлением, а также нарушением земель.

Также охрана земель осуществляется посредством реализации государственных мероприятий в рамках государственных и муниципальных программ, направленных на охрану и улучшение земель .

К мероприятиям по охране земель относятся :

1) Сохранение почвы и плодородия;

2) Защита земель от эрозии, заболачивания, затопления, иссушения, уплотнение, захламление, и других негативных вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) Ликвидация последствий загрязнение;

4) Сохранение достигнутого уровня мелиорации земель;

5) Рекультивация нарушенных земель;

6) Сохранение плодородия почв.

Эрозия – утрата почвенного слоя на земельном участке (целина – почвы были плодородны, но т.к. не были проведены мероприятия, связанные с защитой от ветровой эрозии, когда почвы высыхали от климатического воздействия, большая часть территории выводилась из хозяйственного оборота).

Засоление – когда происходила мелиорация земель и для сх производства использовали те работы, которые связаны с изменением водного баланса.

Уплотнение – действия, связанные с хозяйственной деятельностью, которые уплотняют почву и не допускают возможность ее использования, т.к. почва как природный объект теряет свои свойства.

Биогенное загрязнение – распространение вредителей, болезных растений, сорняков и т.д.

Противоэрозионные мероприятия – специальные мероприятия технического характера.

Рекультивация земель – система мероприятий, направленных на восстановление нарушенного состояния земель.

Все лица, использующие ЗУ, вне зависимости от категории земель обязаны в случае проведения работ, связанных с нарушением почвенного покрова снимать, сохранять и использовать верхний плодородный слой почв. Даже если речь идет о собственниках земель или арендаторах в случаях, когда речь идет о проведении соответствующих работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Если речь идет не о собственнике земель, а речь идет о хозяйственной деятельности, в случаях, когда требуется вскрывать почвенный слой, требуется получение разрешение от органов местного самоуправления. В остальных случаях, когда речь идет о собственниках земель, и о хозяйственной деятельности для собственных нужд, то специального разрешения не нужно (речь идет об этом в рамках согласовании соответствия проектов объектов недвижимости)



Рекультивация земель – комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности и народной хозяйственной ценности нарушенных земель. Обязанность рекультивации земель возлагается на лиц, чьими действиями было такое нарушение, независимо от того, было это правомерно или неправомерно осуществлено (добыча полезных ископаемых). Рекультивация осуществляется в 2 этапа: техническая (на соответствующую поверхность наносится почвенный слой) и биологическая (внесение соответствующих вещ-в и удобрений для улучшения продуктивной способности земель, появление свойств пригодности). Рекультивация осуществляется на основе проекта рекультивация, который является одним из видов землеустроительной документации и создается на основании либо решения титульного пользователя ЗУ, либо в связи с обнаруженным правонарушением и возложением соответствующих обязанностей на лицо, нарушившего состояние земель.

Мелиорация земель – правовое регулирование отношений, возникающих при мелиорации земель, регулируется ФЗ «О мелиорации земель». Мелиорация – коренное улучшение земель путем организационных и технических мероприятий. Выделяют следующие типы мелиорации: гидромелиорация, агро-лесомелиорация, культур-техническая и химическая. Эти виды связаны с поддержанием водного баланса почв, а также соответствующего химического физического состояния почв, делающих их пригодными для последующего хозяйственного использования. Простым способом мелиорации является вырывание канавы. Остальные виды мелиорации: химическая – внесение извести почвы для изменение их состава и улучшения соответствующих солей, это мероприятия которые связаны с приспособление соответствующих ЗУ для хозяйственного использования. То есть это работы, которые проводятся в рамках такой стадии как освоение земель.

В результате проведения соответствующих работ сооружения, которые обеспечивают состояние водного баланса, химическое и физическое состояние почв, имеют статус мелиоративного сооружения, которые являются объектами ПС в зависимости от того, на чьи средства были проведены эти мероприятия и в зависимости от этого определяется режим хозяйственного и гражданского оборота. В частности, находящиеся в государственной собственности отдельно расположенные гидротехнические сооружение и иные объекты, имущества по эксплуатации не могут быть переданы в собственность граждан и ЮЛ.

В настоящее время мелиорация не распространена, а во времена советского союза это явление было распространенным и финансировалось за счет ср-в бюджета.

Консервация земель – изъятие земель из хозяйственного оборота по решению уполномоченного органа. Именно из хозяйственного оборота – то есть запрет на их использование. Это мероприятие проводится в отношении нарушенных земель, использование которых представляет опасность для жизни и здоровья людей ка непосредственно, так и в связи с созданием продукции на такой земле, невозможность использования.

Консервация земель проводится по решению уполномоченного органа, которая выносится в с связи с заявлением правообладателя или в связи с совершением правонарушения. Это решение принимается на основании подготовленного проекта рекультивации земель на период, установленный этим проектом. Проект является видом землеустроительной документации, создаваемой по заявлению либо заинтересованного лица, либо уполномоченного органа.

Рекультивация земель при их консервации проводится за счет лица, действиями которого причинен соответствующий вред. Если нарушение земель является результатом действий стихийный сил природы, то рекультивация земель проводится за счет правообладателя. В случае, если нарушение земель не явилось следствием умышленных действий правообладателя, то он освобождается от уплаты платежей за землю на период рекультивации. Если пользователь ЗУ не принимает на себя обязанности по восстановлению земель, то такой ЗУ подлежит изъятию и мероприятия по рекультивации земель проводятся за счет лица, действия которого привели к нарушению земель, либо за счет средств бюджета.



 

Возможно, будет полезно почитать: