План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: пересказ сказки "Соловей и вороненок". Рассказы и сказки

И высоко-высоко вверху, в холодной сверкающей пустоте вновь родился из воды Снег, чтобы в своё время выпасть на землю и укрыть её от морозов.

И опять случится с ним такая же история, и повторится вновь, бесчисленное множество раз, потому что всегда будут на земле доброта, красота и любовь, - а раз они есть, никто не ответит, где кончается смерть и начинается жизнь.

СОЛОВЕЙ И ВОРОНЁНОК

Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

В этих кустах Соловушко живёт - золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

А ты его видел?

Не привелось ещё. Но говорят - так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

Так глянь. Я и есть Соловушко!

ЛЯГУШОНОК И ЯЩЕРКА

Здравствуй, Ящерка! Ты почему без хвоста?

У Щенка в зубах остался.

Хи-хи! У меня, у Лягушонка, и то хвостик маленький есть. А ты уберечь не могла!

Здравствуй, Лягушонок! Где же твой хвостик?

Отсох у меня хвостик…

Хи-хи! А у меня, у Ящерки, новый вырос!

ЦВЕТЫ И СОЛНЫШКО

Шиповник, просыпаться пора! Уже четыре часа утра, уже светло кругом, уже ранняя птица носок прочищает!

Я проснулся, Солнышко.

Цикорий, открой голубые глазки! Уже шесть часов утра, уже туман растаял, уже люди на работу спешат!

Открываю, открываю.

Кульбаба, разверни золотые корзиночки! Уже восемь часов утра, уже роса высохла, уже ребятишки на улицу выбежали!

Ладно, ещё минуточку - и разверну…

Козлобородник, довольно спать! Уже десять часов, уже дневная жара настаёт, уже все лентяи глаза продрали!

Ао-о-у… Ну тебя, Солнце! Дай ещё часок подремать!

УЖ И СИНИЧКА

Гляньте, гляньте!.. Ай, ай! Уж противный опять у какой-то птицы яичко стащил!

Тиш-ше… Болтуш-шка. Ничего я не стащил… Это яичко не простое, это яичко золотое… Из него ужатки маленькие выводятся!

МУРАВЕЙ И ЖЕРЕБЁНОК

Ого, какая дорожка: белая, ровная, прямая… Кто же ездит по ней, кто ходит?

Кто вы? Никого не вижу.

Да мы, Муравьи. Это наша дорога, к муравейнику ведёт.

Ого-го! Как же вы, махонькие, такую дорогу проложили?!

Артелью, паренёк, артелью. Один Муравей протянул бы дорожку тонкую, как волосиночка. Тыща Муравьёв проторила бы дорожку, как ленточка. А когда тыща тыщ Муравьёв собираются, - выходит дорога такая, что и тебе, Жеребёнку, проскакать не тесно!

МЕДВЕДЬ-РЫБОЛОВ

На лесной реке, на крутой излучинке Медведь рыбу ловит. Сидит на большом камне, лапу вверх задрал, - ждёт.

Набегают на камень мелкие волны, ныряют в волнах мелкие плотвички. Белёсенькие, вёрткие, с красными глазками.

Вот одна совсем близко подплыла.

Ударил Медведь лапой, - распороли медвежьи когти воду - только брызги по сторонам!

А Плотвичка-то - виль-виль! - и ушла. Не попалась!

Обидно Медведю, а тут ещё насмешники отыскались, дразнятся. Голубой Зимородок на ветке сидит, посмеивается:

Такой большой, а такую маленькую рыбёшку словить не сумел! Гляди, как рыбачить надо!

Сложил Зимородок крылья, камешком в воду - бульк! - и вот опять уже на ветке сидит, в клюве рыбёшку держит.

Может, угостить тебя, косолапого?

Рявкнул Медведь от злости, потоптался на камне, опять лапу задрал. Опять ждёт.

Накатывают на камень ленивые волны, плывут мимо камня ленивые голавлики. Лобастенькие, пузатенькие, с чёрными спинками.

Вот один совсем близко подплыл.

Ударил Медведь лапой, - полоснули воду медвежьи когти, - белый бурун закипел!

А Голавлик нырнул поглубже - виль! - и ушёл. Не попался!

Сопит Медведь от обиды, а насмешники не унимаются. Усатая Выдра хихикает на берегу:

Такой силач, а не мог с рыбёшкой справиться… Гляди, как умеючи ловят!

Скользнула Выдра в воду, погналась за голавликами. Быстро плывёт, изгибается в струях, как змейка. Настигла рыбу, кинулась, цопнула, - и вот уже вылезает на берег с Голавликом в зубах.

Хочешь, косолапый, тебе рыбий хвостик оставлю?

Рявкнул Медведь, отвернулся в другую сторону. Опять лапу задрал и опять ждёт.

Надвигается на камень большая волна, плывёт мимо камня громадная Щука. Спина - как бревно, зубы - как шилья, на голове мох зеленеет… Страшилище!

Зимородок не хочет за Щукой нырять.

Выдра и не собирается Щуку настигать.

Эта рыбина, чего доброго, сама рыбаков слопает!

Но Медведь лапу свою не опустил. Напротив - еще шибче замахнулся.

Подплыла Щука поближе. Мелькнула медвежья лапа - хвать! - и глазом никто моргнуть не успел, как очутилось страшилище на горячем камне…

А Медведь рычит, похохатывает:

Кто тут насмешничал, кто меня дразнил? Поучитесь-ка сами рыбку ловить… Вот добыча, так добыча - сам наемся, всех вас накормлю, да ещё сорокам с воронами останется!

СТРЕКОЗА И УЛИТКА

Эй, Стрекоза, ты не видела тут водяного чудища, страшного да безобразного?

Это я и есть.

Ну, как бы не так… Ты красивая, лёгонькая, порхаешь, как самолетик. А то чудище еле ползало.

И всё равно это я была. Два года я в некрасивой шкурке сидела, ваши насмешки терпела. А сегодня не выдержала, взяла да из себя и вышла!

ЛОСЬ И ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

Ты, Лось, чего приплясываешь, ушами потряхиваешь?

От горя, матушка, от горя. Комары-кусаки житья не дают! А сама-то ты, Мышь Летучая, отчего в воздухе пляшешь?

От радости, батюшка, от радости! Я этих комаров на лету хватаю, живьем глотаю, крылышки выплёвываю. Тебе от них - горе, мне - радость радостная!

СОРОКА И МЕДВЕЖОНОК

Медвежонок, ты эту рябинку сломать собрался?

Ты её в дугу сгибаешь?

Ты её ободрать хочешь?

Отстань ты, Сорока! Ничего я не хочу. Просто взял и на этой рябинке качаюсь. Дайте мне хоть чуток поиграться, пока мать не пришла да меньшого братца нянчить не заставила!

ОДУВАНЧИК

Были у меня, у Одуванчика, золотые кудри. Их молоденькие пчёлы любили, поутру расчёсывали, в мелкие кольца завивали…

Ах, - говорили, - ненаглядная головушка!..

Весело жилось!

А потом поседели мои кудри, поредели, и оглянуться не успел, как стал я лысенький. И уж не вьются около меня пчёлы, не ласкают, не примечают. Если одна и залетит случайно, так посмеется только.

Ах, - скажет, - кто мог подумать, что голова у него такая махонькая!

Я, Хмель, до того хмельной, до того хмельной! Меня стебель не держит, листья не слушаются, а голова моя буйная вовсе кругом идёт…

Упаду, если не подхватите!

ОДИН ДЕНЬ

Она была маленькая, с тонкими прозрачными крылышками, похожая на снежинку. Но снежинки рождаются в холодном воздухе, а Метличка появилась на свет в тёплое летнее утро.

На рассвете она поднялась из-под воды и закружилась над озером вместе со своими подружками. Их было так много - белых и лёгких, - что казалось, будто над озером разгулялась метель.

Метлички заиграли! - говорили люди и останавливались, чтобы поглядеть на белый хоровод.

Но Метличка не слышала, что говорят люди. Она взмахивала крылышками и поднималась выше и выше. Она в первый раз видела синюю воду озера, облака в небе, зелёные деревья, чистое солнце и радовалась этому как могла.

Она знала только одно: к вечеру, когда солнце опустится за лес и загустеют сумерки, все метлички упадут обратно в воду. Их жизнь кончится, потому что на свете они живут всего лишь один день.

Ирина Ведерина
Старшая группа. Развитие речи: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Тема: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Воронено к».

Цель. Учить детей пересказывать текст по ролям.

Задачи:

Учить связному, логичному пересказу от лица героя, в мысленном перенесении на себя его свойств и качеств;

Развивать творческую мыслительную активность, творческое воображение;

Развивать связную, монологическую речь;

Воспитывать умение выслушивать до конца монолог товарища, быть внимательным и терпеливым.

Оборудование: аудиозапись «Пение птиц», изображение птиц (карточки «Мир в картинках. Птицы», «Расскажите детям о…птицах», маски птиц.

Структура НОД.

1. Мотивационно-побудительный этап.

Слушание пения птиц (аудиозапись - 1 мин.).

Какая птичка, по вашему мнению, поет лучше всех?

Загадки о птицах:

На шесте - дворец,

Во дворце - певец.

(Скворец)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться -

Два могучие крыла

У хозяина. (орла)

Кто на елке, на суку

Счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"

(Кукушка)

Черный, проворный,

Кричит "крак" -

Червякам враг.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Верещунья белобока,

А зовут ее. (сорока)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

(Воробей)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши, прячутся, дрожа!

Очень уж суровы

Филины и. (совы)

Кто в саду выводит трели

На рожке и на свирели?

Знать опять среди ветвей

Поселился.

(Соловей)

2. Организационно-поисковый этап.

Чтение сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок».

– Кар-р! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Скажите, пожалуйста, сколько героев в этой сказке? (Два).

Как вороненок описывает Соловушко? (золотой носок, серебряное горлышко, так хорош, так пригож).

А вороненок знал, как выглядит Соловушко (Нет).

Как в начале сказки обращается вороненок к Соловушко? (Пигалица серая, мелкая да писклявая).

Как вы понимаете слова: пигалица, пригож?

Пигалица – небольшая птичка.

Пригож, пригожий – красивый, милый, с привлекательной внешностью.

Работа с крылатыми выражениями.

Что значит выражение: «Золотой носок», («Серебряное горлышко»?

Клюв соловья бурого цвета с рыжевато-жёлтой окантовкой, особенно хорошо видно, когда соловей поёт, поэтому говорят «Золотой носок», золотой носик-клювик. (Показать на изображении поющего соловья.

Песня - набор повторяющихся свистов и щелканий, пение соловья очень красивое, звонко переливается чистый соловьиный свист, поэтому говорят «Серебряное горлышко».

А вы знаете, как выглядит соловей? Соловей - маленькая, чуть больше воробья, бурая птичка с рыжеватым хвостиком обитает на всей территории Европы и восточной Азии. Соловей - птица перелетная, поэтому зимует она в северной Африке и на юге Ближнего Востока. Как правило, обитает на лесных опушках, в густых зарослях кустарника, у берегов речек и ручейков. Питается соловей как насекомыми, так и ягодами и семенами растений.

Повторное чтение сказки.

Послушайте сказку еще раз, чтобы суметь хорошо ее пересказать.

Пересказ сказки.

Сказку по очереди пересказывают два ребенка. (По желанию).

Физкультминутка

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают. («клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

И на место сели (улетают», садятся).

Чтение сказки в лицах

Давайте попробуем разыграть сказку по ролям. (С использованием масок птиц).

Кто пойдет на роль вороненка?

Кто - на роль соловушки?

(Затем чтение в лицах осуществляется с другими исполнителями-детьми).

3. Рефлексия.

Речевое упражнение «Назови ласково».

Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие …? (Крылышки).

Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький? (Клювик).

Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие…? (Глазки).

У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие …? (Перышки).

Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня…? (Головушка, головка).

Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький…? (Хвостик).

Ребята, давайте обсудим, что же мы с вами делали сегодня?

Что нового узнали?

Публикации по теме:

«Пересказ сказки, как одно из направлений работы по формированию связной речи» На занятиях по развитию речи одним из важных приёмов по развитию связной речи дошкольников является пересказ. Занятия по пересказу имеет.

Конспект интегрированного занятия «Пересказ сказки «Теремок» (вторая младшая группа) Программные задачи: связная речь: ­ формировать связную речь в процессе пересказа произведения (повествовательный рассказ); словарь: ­ закреплять.

БСУ СО МО Сергиево-Посадский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Берёзка» Конспект коррекционного занятия по развитию.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Заяц-хвастун» Зиновьева Елена Гавриловна МБДОУ «Детский сад №8» г. Дзержинск Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе:.

Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Пересказ сказки «Курочка Ряба» Конспект по развитию речи во второй младшей группе «Пересказ сказки «Курочка Ряба» Цель: рассказывание сказки «Курочка ряба» с использование.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №21 «Ладушки» Бугрова Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОО «Развитие речи»

«Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок»

Цели деятельности педагога: закрепить знания детей о временах года и перелетных птицах; упражнять детей в подборе прилагательных к существительному; учить детей внимательно слушать и пересказывать текст целиком и по ролям.

Предварительная работа : беседы о временах года, рассматривание картин, наблюдения за природой и птицами, оформление альбома «Перелетные птицы», чтение рассказов, стихов.

Материал: презентация к сказке, музыка «Пение соловья», шапочки – маски вороненка и

соловья.

Ход занятия: «Скажите, ребята, какое сейчас время года? Сколько всего времен года? Назовите приметы весны. Каких перелетных птиц вы знаете? Молодцы!

1слайд . Как вы думаете, кто это? Сможете угадать какая это птица?

Загадка:

Особа всем известная,

Она крикунья местная.

Увидит точку темную,

Взлетит на ель зеленую и смотрит,

Словно с трона серая ………(ворона)

2 щелчок . Ворона улетает в теплые края или нет? Почему? Придумайте прилагательные ворона, какая? Молодцы!

2слайд . А это какая птица?

Загадка:

Эта маленькая птица
Петь большая мастерица.
На берёзке средь ветвей
Трель заводит... (соловей )

Вы ее видели? Какая она? Придумайте прилагательные. Молодцы!

Хоть соловей и неприметная пташка, но поет он так красиво, самозабвенно, что люди весной подолгу слушают его.

Вот послушайте сказку «Соловей и вороненок» Эдуарда Шима.

3 слайд Соловей и вороненок

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!

– Почему?

– В этих кустах Соловушко живет – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?

– А ты его видел?

– Не привелось еще, но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть...

– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Узнали вы что нибудь новое о соловушке?

Физкультминутка:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся

Затем приглашаю детей пересказать всю сказку целиком. А сейчас мы выберем детей на роль соловушки и вороненка и попробуем пересказать сказку по ролям. Надеваем шапочки птичек, и предлагаю детям пересказать сказку.

Вот События этого рассказа Л. Н. Толстого происходят на Кавказе во время кровопролитной, завоевательной войны при Николае I, пославшем русские войска на завоевание кавказских земель. Сюжет повести прост и ясен. Русский офицер Жилин, служивший на Кавказе, где шла в это время война, отправляется в отпуск и по дороге попадает плен к татарам. Вместе с ним в плену оказался и офицер Костылин, малодушный и трусливый человек. Жилин бежит из плена, но неудачно. Вторичный побег удается. Жилин, преследуемый татарами, спасается и возвращается в военную часть. Содержание повести составляют впечатления и переживания героя. Это делает повествование эмоциональным, волнующим. Быт татар, природа Кавказа раскрыты автором реалистически, через восприятие Жилина. Татары в представлении Жилина делятся на добрых, сердечных и тех, кто обижен русскими и мстит им за убийство родственников и разорение аулов (старик татарин) . Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой.

Толстой тщательно выписал характеры обоих героев, ярко показал, как по-разному они ведут себя в одинаковых обстоятельствах. Жилин - скромный русский офицер, "хоть не велик ростом, а удал". Он мужествен, смел, прямодушен и гуманен. В его руках всякое дело спорится, умеет и часы починить, и игрушки из глины лепить для Дины. Жилину противопоставлен контрастный персонаж - товарищ по полку офицер Костылин. Это грузный, толстый, нерешительный и малодушный человек. В трудный момент, когда на офицеров по дороге напали татары, Костылин бросает товарища и скачет в крепость. Встретившись с Костылиным в плену, Жилин не покидает товарища, а во время бегства из плена даже несет его на спине, когда у Костылина заболели ноги. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость. Костылин же эгоистичен и крайне пассивен.

Замечателен образ татарской девочки Дины. Она обаятельна, добра, по-детски наивна. К Жилину она испытывает чувство сострадания и любви. Дина украдкой бегает к яме, где он сидит, носит ему молоко, лепёшки и, наконец, устраивает побег. Жилин - яркий представитель русского народа, которому свойственны стойкость, широта души, миролюбие.

Писатель явно симпатизирует главному герою. Да и фамилия у него подходящая: жилистый, двужильный - так говорят о выносливом человеке. Всем своим произведением Толстой призывает читателя с уважением относиться к обычаям и традициям людей всех национальностей. Писатель утверждает, что нет "хороших" и "плохих" национальностей, а есть хорошие и плохие люди, и при этом совершенно не важно, какого цвета у них глаза, волосы и кожа…

Заканчивается повесть трогательной встречей Жилина с казаками и солдатами. Повесть отличается чертами историко-бытового и приключенческого жанра. Она одинаково активно воздействует и на чувства, и на сознание читателя-ребенка. Ведь в произведении изображаются военные события. Нарисован образ мужественного героя, среди персонажей действует героиня-девочка. Повесть волнует детей острым сюжетом, энергично развивающимися событиями. Она доступна им своим образным языком, живым диалогом. "Кавказский пленник" - высокохудожественная, подлинно русская повесть.

Общей основой воспитания и обучения старших дошкольников является развитие речи и овладение родным языком.

Развитие речи тесно связано с мышлением ребёнка. Освоение языка, его грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в нашем образовательном учреждении является правильная организация обстановки, в которой у детей появляется желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Предлагаем ознакомиться с одной из форм взаимодействия с детьми по речевому развитию.

Тема непрерывной образовательной деятельности «Пересказ сказки Э.Шима «Соловей и воронёнок»». Цель занятия: способствовать развитию навыков связного последовательного пересказа текста целиком и по ролям. В процессе взаимодействия с детьми решался ряд задач:

Связная речь: упражнять детей в умении выразительно передавать диалоги персонажей; рассуждать.
Словарь: активизировать в речи существительные и качественные прилагательные.
Грамматика: закреплять правильное употребление в речи качественных прилагательных; грамматически правильно строить высказывания.
Звуковая культура речи: активизировать употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Особый акцент был сделан на этимологию понятий: пигалица, ступай, ровня, серебряное горлышко, золотой носок, пригож, горожане (многие дети объяснили, что горожане – это те, кто в гараже).

Затем детям было предложено просмотреть видеозапись пения соловья. Мы выяснили, что соловей – это маленькая перелётная птица, невзрачная на вид. Дети объяснили, по каким признакам они догадались, что соловей – перелётная птица. Так развивается доказательная речь.

Затем мы познакомились со сказкой писателя – природоведа (здесь снова объяснили, почему его так называют) Эдуарда Шима. В процессе чтения обязательно разъяснялся смысл образных выражений, метафор.

На этапе анализа литературного произведения выяснили, как дети поняли поучительный смысл произведения. Выявили отношение к героям сказки, выслушали мнение.
Затем нашим воспитанникам было предложено пересказать сказку по ролям.

Итог занятия - рефлексия2. Дети поделились своими впечатлениями, новыми знаниями, рассказали, что было самым интересным.

Для повторения пройденного предлагаем ещё раз прочитать детям это уникальное произведение, направленное на формирование образной речи дошкольников, как более высокого уровня по сравнению с правильной речью.

– Карр! Куда ты, пигалица серая, мелкая да писклявая, лезешь? Ступай прочь!
– Почему?
– В этих кустах Соловушко живёт – золотой носок, серебряное горлышко. Тебе ли ровня?
– А ты его видел?
– Не привелось еще. Но говорят – так хорош, так пригож! Хоть бы одним глазком глянуть…
– Так глянь. Я и есть Соловушко!

Еремеева Ольга Станиславовна, воспитатель группы № 6

Горожане – жители города.
Пигалица - невзрачный и низкорослый человек (обычно о женщине).
Пригож - красивый, миловидный, с привлекательной внешностью.
Ровня – человек, равный другому.
Ступай – делать шаг, становиться ногой.
Рефлексия - (от позднелатинского «reflexio» - обращение назад) - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление
Источники:
http://pedlib.ru/Books Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 1981;
https://ru.wikipedia.
Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развититю образной речи у старших дощкольников. Учебно-методическое пособие. Часть I. – М.: Центр педагогического образования, 2009.
.



 

Возможно, будет полезно почитать: