Порядок предоставления жилья детям-сиротам. Вступило в силу новое положение об обеспечении московских сирот жилыми помещениями Обеспечение жильем детей сирот до 1996 года

Ребенок, оставшийся без родительской заботы, сталкивается с огромными трудностями на этапе взросления. Именно поэтому государство оказывает ему максимальную посильную помощь. Один из ее обязательных пунктов – предоставление таким детям жилья. Действия в рамках права в этом вопросе контролируются

Общие сведения

Закон о получении жилья оглашает спектр безусловных прав (включая имущественные), гарантируемых государством детям-сиротам. Источником финансирования расходов на эту статью становятся бюджеты областей РФ.

Что по закону полагается сиротам?

  • Денежные выплаты социального и трудового характера;
  • Средства для содержания, выплачиваемые родителем, которого лишили родительских прав;
  • Особые преференции по учебе и стипендия;
  • Жилье от государства либо родительская квартира, права на которую сохраняются;
  • Льготные привилегии при оплате услуг ЖКХ (также для опекунов. Подробнее );
  • Пользование услугами медицины бесплатно;
  • Поездки по сниженной цене в лечебные учреждения и санатории;
  • Поездки на коммунальном транспорте не оплачиваются;
  • Выплата пособий от властей местного уровня.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона об опеке и попечительстве в 2018 году

Содержание закона об обеспечении детей-сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ был утвержден депутатами Госдумы 4.12.1996 . Совет Федерации одобрил его 10.12.1996 . Измененная версия ФЗ датируется 2017-м (1.05) . Закон регламентирует условия по нахождению сирот до момента наступления совершеннолетия. После они должны покинуть место актуального пребывания. Для урегулирования этого вопроса государство предусматривает выдачу бесплатного жилья несовершеннолетним сиротам и сиротам, не сумевшим приобрести собственную жилплощадь по достижении 23 лет.

ФЗ 159 содержит тринадцать статей. Его суть сводится к следующим тезисам:

  • Терминология;
  • Содержание актов, гарантирующих поддержку сирот государством;
  • Комплекс мер по предоставлению дополнительных преференций;
  • Заверенное получение финансовых дотаций;
  • Привилегии и льготы на образование, медицинскую поддержку, имущественные гарантии и пр.;
  • Защита, гарантируемая судебными инстанциями;
  • Взыскание мер за несоблюдение или игнорирование актуального ФЗ.

Примеры лексики, используемой в ФЗ (ст. 1):

  • Опека и попечительство – меры по наблюдению за несовершеннолетними, лишенными семьи. От опеки попечительская забота отличается тем, что ей подлежат дети возрастом 14 – 18 лет;
  • Полным государственным обеспечением называют форму надзора и контроля над судьбой несовершеннолетних, в ходе которых им предоставляется полный комплекс услуг и материальных благ для оптимального уровня жизнедеятельности;
  • Выпускниками организаций для сирот называют лиц, помещенных в соответствующие учреждения согласно жизненным обстоятельствам и завершивших период своего нахождения на данной территории.

Описание ответственности за нарушение условий закона номер 159 содержится в ст. 11:

  1. Взыскательные меры при несоблюдении пунктов ФЗ 159 накладываются на служебных лиц органов государственной власти, субъектов и органы местного управления;
  2. Любой акт федерального уровня, ограничивающий или затрудняющий исполнение прав сирот, расценивается как недействительный;
  3. Видом ответственности служат дисциплинарные, административные и уголовные взыскания.

Когда будет предоставлено жилье?

Жилплощадь, выделяемая по закону несовершеннолетним, не имеющим родителей, предоставляется согласно ФЗ под номером 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ФЗ регулирует распределение жилья, а исполняют процедуру представители местных властей. Сиротам предоставляется жилье без очереди (согласно положениям от 2013 г.). В соответствующий реестр претенденты попадают по достижении ими 14-летнего возраста. Заявление на получение жилья заполняют лица, под чьей опекой или попечительским надзором пребывает ребенок, либо руководители учреждения, где тот проживал. Сирота может составить упомянутый документ лично после наступления совершеннолетия.

Вам будет интересно: 161 ФЗ в последней редакции. Подробнее

Существует перечень особых условий, согласно которому проходит выдача жилплощади. Так, в праве отказывают лицам, которые уже владеют жильем, взятым в пользование в результате заключения договора о найме. Сирота не сможет обрести жилье, если постоянно находиться на его площади намерены другие лица, оно предоставляется только для личного пользования. Еще одним основанием для начала процесса выдачи жилья служит фактор проживания претендентом в непригодной для этого обстановке. Разрешение на обмен или продажу полученного жилья подтверждается документально представителями областной администрации.

Закон о выдаче детям-сиротам квартир утверждает право на жилье для:

  • Оставшихся без родительской опеки в возрасте 18 лет;
  • Детей-сирот, признанных дееспособными досрочно;
  • Несовершеннолетних без попечения, освобожденным из пенитенциарных заведений;
  • Прошедших военную службу;
  • Получивших специальную техническую подготовку.

Приватизировать полученное жилье нельзя. Также есть факторы, требующие документального подтверждения, которые определяют запрет для сироты находиться в пределах выделенной жилплощади:

  • Несоответствие выданного жилья нормам Жилищного кодекса и другие мотивы, по которым оно является неподходящим для пребывания;
  • Общее нахождение с родителями, не имеющими родительских прав по решению суда;
  • Пребывание на общей жилплощади с родственником или другим лицом, имеющим заболевание в тяжелой форме и требующим перманентного ухода.

Скачать закон о предоставлении жилья детям-сиротам

Ребенок-сирота острее переживает любые трудности. Оказать моральное и финансовое содействие – одна из наиболее актуальных задач общества. Необходимая в тяжелые минуты поддержка даст несовершеннолетнему почувствовать себя увереннее и влиться в социум. Поэтому жилье детям-сиротам является не привилегией, а безусловным правом.

Скачать и изучить Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в полном объеме можно .

Дети, лишившиеся родительской опеки, могут рассчитывать на ряд льгот от государства. Одна из таковых касается выделения бесплатного жилья. Как в 2019 году сироте получить квартиру?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В России статус «ребенка-сироты» дает человеку право на различные пособия и льготы. Кроме того государство предоставляет таким гражданам жилье, если собственная недвижимость отсутствует.

Проблема в том, что потенциальные получатели сих благ мало что знают о процессе получения жилья. Как сироте в 2019 году получить бесплатную квартиру от государства?

Что нужно знать

Действующее российское законодательство дает детям-сиротам право на получение жилья.

Причем предоставляется жилая площадь бесплатно в рамках государственной поддержки незащищенных слоев населения.

Право сирот на жилье реализуется местными органами власти в регионах. Соответствующая программа разрабатывается на основе федерального законодательства.

Как и ранее в 2019 году получают квартиру от государства дети-сироты, которые:

Основное требование это отсутствие собственного жилья или невозможность проживания в закрепленном за ними жилище.

То есть любой человек, имеющий статус сироты, до определенного возраста располагает правом на получение квартиры от государства, если не имеет своего жилища.

Основные определения

Прежде всего, следует разобраться с тем, кто может считаться «ребенком-сиротой». Стоит сразу заметить, что таковое понятие в законодательстве отсутствует в принципе.

Закон РФ, в частности , использует определение «ребенок, оставшийся без родительского попечения».

Данный статус присваивается детям, чьи родители не могут в силу каких-либо обстоятельств исполнять своих обязанностей по воспитанию.

В соответствии со лишенным родительского попечения ребенок признается, если его родители:

  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • недееспособны, что подтверждено судебным решением;
  • умерли или признаны умершими судом;
  • серьезно больны, что не позволяет им выполнять родительские функции;
  • всячески избегают родительских обязанностей.

Дополняет перечень , согласно которому ребенок лишается родительского попечения в случаях, когда родители:

  • дееспособны только частично;
  • признаны пропавшими без вести;
  • находятся в местах лишения свободы за свершенные преступления;
  • находятся под стражей в качестве подследственных.

Но недостаточно наличия указанных оснований. Чтобы ребенок считался сиротой, вышеуказанные обстоятельства должны подтверждаться документально. Только в этом случае он может обратиться за получением жилья.

Обязательные условия

Условия выделения социального жилья сиротам в законе прописаны четко. Они таковы:

Особого внимания заслуживает пункт последний. Неприемлемыми условия считаются, если:

Еще одно условие, позволяющее получить жилье в случае наличия выделенной жилплощади, это несоответствие квадратуры положенным нормам.

Что по поводу жилья, выделяемого детям-сиротам, то оно должно отвечать следующим требованиям:

Квадратура жилой площади для сирот соответствует стандартным нормам:

Действующие нормативы

Вопрос предоставления жилья детям-сиротам регулируют такие нормативы, как:

  • ФЗ № 159;

Российское законодательство в рамках защиты социально уязвимых слоев населения гарантирует детям-сиротам получение собственного жилья.

При этом определено, что каждый ребенок, ставший сиротой или лишенный родительского попечения, может получить от государства пригодную для жизни жилплощадь.

При этом предусмотрен возраст получателя – от восемнадцати до двадцати трех лет. Периодически законы меняются, что отразилось и на обеспечении жильем сирот.

В частности, с 2013 года отменили выдачу жилья детям-сиротам вне очереди. Теперь жилплощадь выдается в порядке общей очереди граждан, вставших на получение социального жилья.

Поправки повлияли и на тип выдаваемого жилья. Теперь сироте не могут предоставить комнату в коммуналке или неблагоустроенное жилье.

Должна быть отдельной и полностью пригодной для проживания. Но самое главное это запрет приватизации сразу после получения жилья.

За счет этого предупреждаются различные махинации. Известно немало случаи, когда сирот просто обманывали разные аферисты, оставляя их без крыши над головой.

Как сироте получить квартиру от государства

Когда ребенок-сирота достигает возраста четырнадцати лет, его включают в реестр детей, оставшихся без родительского попечения и нуждающихся в жилой площади.

Для постановки на учет требуется надлежащее заявление. Подается таковое попечителем, или администрацией учреждения, где находится ребенок.

Если по какой-то причине заявление не подавалось, то гражданин вправе обратиться самостоятельно по достижении совершеннолетия.

Заявление следует подать в специальный уполномоченный орган. В каждом регионе такой орган свой. Уточнить сей вопрос можно в местной администрации.

В момент, когда до совершеннолетия ребенка остается год или непосредственно при обращении (если человеку уже есть 18 лет) собирается необходимый пакет документов.

Он может несколько различаться в зависимости от субъекта РФ. Местные власти рассматривают собранные документы и принимают решение о включении претендента в программу обеспечения жильем детей-сирот на предстоящий год.

Пройдя все инстанции, ребенок должен уже на следующий год получить квартиру. Но по факту ожидание может затянуться. Тут имеет значение имеющийся в регионе жилой фонд.

Если жилье для кандидата подобрано, то заключается жилого помещения. При этом использовать жилье можно исключительно для личного проживания.

Оформленный договор действует в течение пяти лет. В исключительных случаях договор может продлеваться.

По истечении этого периода имеющийся договор трансформируется в стандартный договор социального найма.

Какие нужны документы

Для получения социального жилья дети-сироты представляют следующие документы:

  • паспорт (оригинал и копия);
  • документ, подтверждающий статус ребенка-сироты;
  • (в оригинале);
  • документ, удостоверяющий отсутствие собственной недвижимости;
  • справку с места учебы или работы;
  • свидетельство о заключении брака (при наличии);
  • свидетельство о рождении детей (если есть дети).

Также потребуется подать два заявления – одно в органы опеки и , а второе непосредственно в уполномоченный орган.

Пишется заявление в свободной форме, в нем указывается:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • данные паспорта;
  • реквизиты удостоверения ребенка-сироты;
  • просьба о выделении жилплощади;
  • дата составления;
  • просьба заявителя.

Важно! Не допускается обращение через доверенное лицо. Претендент на получение жилья как ребенок-сирота должен лично обратиться в надлежащие инстанции.

Куда обращаться

Для постановки на учет сироте лучше всего обратиться в местные органы самоуправления. Если процесс выдачи жилья контролируется иной структурой, то администрация даст ответ, куда обращаться.

Общий порядок действий выглядит так:

Получить справку в учебном заведении об окончании учебы или в военкомате об окончании службы Если наличествовал тюремный срок, справка выдается в исправительном учреждении
Подготовить необходимые документы, подтверждающие отсутствие жилья При наличии закрепленного жилья нужно подтвердить невозможность общего проживания с родителями или иными родственниками
Написать заявление Дополнительно нужно указать в нем характеристики текущих условий проживания
Подать заявление в местную администрацию или иной уполномоченный орган Занимающийся вопросами обеспечения жильем сирот
Аналогичное заявление Подать в органы опеки по месту проживания
Дождаться окончания срока рассмотрения заявки Занимает около одного месяца
В случае положительного решения Ожидать получения квартиры в порядке очереди
При предоставлении жилья Заключить договор пользования жильем
Спустя пять лет заключить договор социального найма с правом бессрочного пользования жильем Заключается при отсутствии задолженности по

До скольки лет есть возможность

Подать заявление на постановку на учет как сирота ребенок может, начиная с четырнадцати лет. Правда в этом возрасте он может действовать только через законных представителей.

Но независимо от времени подачи заявки на очередь в получении жилья ребенок может быть поставлен не ранее, чем в семнадцать лет.

То есть получить квартиру можно не раньше, чем в восемнадцать лет. Когда ребенок учится, то жилье от государства ему предоставляется после завершения обучения.

Та же норма действует и в случае прохождения срочной воинской службы. Это обуславливает некую отсрочку от возраста совершеннолетия.

Обратиться за получением социального жилья гражданин с наличием статуса ребенка-сироты вправе до двадцати трех лет.

Но что касается получения квартиры, то здесь крайний срок законодательно не установлен.

Сложившаяся в РФ ситуация с выделением жилья нуждающимся гражданам такова, что порой люди стоят в очереди на квартиру годы, а порой и десятки лет.

Известны случаи, когда ребенок-сирота получал положенную квартиру лет в сорок-пятьдесят. Главное условие это постановка на учет в возрасте до двадцати трех лет.

По поводу приватизации

Любой гражданин, получивший жилье от государства как нуждающийся в улучшении условий проживания, вправе жилплощадь приватизировать.

Но в случае с детьми-сиротами действуют особые нюансы. При выделении жилья с сиротой заключается договор найма специализированного жилья.

В этом случае невозможна. Только через пять лет этот договор завершает свое действие.

С сиротой заключается бессрочный договор социального найма. И вот с этого момента жилище можно приватизировать.

Если договор соцнайма составлен сразу, то и приватизация возможна незамедлительно. Но такое случается редко. Чаще встречаются ситуации, когда продлевается договор специализированного найма.

Мотивируют такую пролонгацию, как правило, недостаточной адаптацией ребенка-сироты к самостоятельной жизни в обществе.

Случались истории, когда выпускники детдома сразу приватизировали жилье, продавали его и опять оставались на улице.

Или же их обманом вынуждали на отчуждение жилья в пользу третьих лиц. Подобные случаи и обусловили столь жесткие требования закона.

Когда вид договора не препятствует приватизации, но местные власти в оной отказывают, можно решение оспорить через суд.

В большинстве своем суды принимают позицию истца, то есть разрешают приватизацию. Можно ли сироте сдавать полученную квартиру, если у него имеется иное место жительства?

Нет, до момента приватизации допускается только личное проживание. С приватизированной квартирой можно делать что угодно.

Можно ли получить деньги вместо жилья

Заменить обретение жилья ребенком-сиротой на получение денег в принципе невозможно.

Это противоречит самой сути программы господдержки, цель какой именно в обеспечении жилой площадью социально незащищенных лиц.

Но в некоторых регионах имеет место монетизация льгот. Это не значит, что сирота на руки получит энную сумму.

Вариация программы такова, что сирота получает не жилье, а субсидию. Потратить ее можно на приобретение жилого помещения по своему усмотрению.

Видео: сирота в течение двух лет не может получить квартиру

Главное чтобы жилище соответствовало основным требованиям. Для получения субсидии собираются те же документ, что указаны выше.

Заявление с собранными документами подаются в местную администрацию. Далее орган власти выносит решение о предоставлении субсидии или излагает мотивированный отказ.

Субсидия предоставляется в виде суммы, достаточной для приобретения жилья на одного человека в соответствии с региональными нормативами.

Если в другом городе

Частым вопросом, каким задаются дети-сироты, является получение жилья в другом городе. В законе этот момент оговорен достаточно четко.

Социальное жилье в обязательном порядке предоставляется в том регионе, где проживает претендент на получение жилплощади.

Если в силу каких-либо обстоятельств отсутствует постоянная регистрация, то обращаться следует в уполномоченные органы того региона, где сирота находится под опекой.

Поэтому для получения жилья в другом городе сироте потребуется оформить регистрацию в этом населенном пункте и только после этого обращаться за получением жилья.

Иногда случаются ситуации, когда дитя-сирота хочет отказаться от полученной квартиры.

Например, выданное жилье не отвечает учрежденным нормативам учетной площади или не является благоустроенным и пригодным для проживания.

Отказ от несоответствующей квартиры вполне правомерен. Сирота вправе требовать предоставления надлежащей жилплощади.

Если вопрос не решается уполномоченными органами, то необходимо подать иск в судебные инстанции.

Можно ли оформить после 23 лет

Получение ребенком-сиротой жилья от государства возможно после наступления полной дееспособности после окончания образования, лечения, службы в армии.

Но при этом подача заявления на постановку в очередь допускается только до 23 лет. После достижения этого возраста право на бесплатное жилье автоматически утрачивается.

Но при этом не исчезает возможность получить бесплатное жилье. Правда, в этом случае уже в иной категории.

Встать в очередь на получение жилья после 23 лет сирота сможет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Для этого потребуется получить соответствующий статус.

Как встать в очередь на квартиру для детей сирот? Для детей, лишившихся родительской опеки, государство предусмотрело ряд льгот. Одной из них является предоставление бесплатного жилого помещения.

Жилье сиротам в 2019 году будет предоставляться по той же процедуре, что и ранее. Каким же образом дают квартиры детям-сиротам?

Программа государственного социального обеспечения предполагает ежегодное выделение средств на приобретение квартир для данной категории лиц. Другой вопрос, в местных администрациях не всегда хотят соблюдать требования закона.

В этой статье:

Право на жилое помещение детей-сирот

Законодательство предоставляет право детям – сиротам получить соц жилье. Оно реализуется местными властями регионов, которые разрабатывают на основании федерального законодательства соответствующую процедуру передачи людям квартир и домов.

Обеспечение жильем сирот осуществляется вне существующей очереди за счет специализированного фонда из квартир и домов, создаваемого на местах.

Как и раньше, на квартиры детям – сиротам 2019 год дает право следующим людям:

  1. Дети, которым исполнилось 18 лет, либо ставшие дееспособными раньше срока (например, после вступления в брак).
  2. Дети, которые вернулись из армии или закончили профессионально-техническое образование.
  3. Дети, которые закончили отбывать наказание в колонии для несовершеннолетних за совершённое преступление.

Также следует учитывать, что на квартиры сиротам 2019 год сохраняет порядок, в соответствии с которым право на льготы получают дети, не имеющие закрепленного жилого помещения или возможности оставаться в прежнем доме.

Предоставление соц жилья детям-сиротам в 2019 году

Как сироте получить квартиру от государства? Если ребенку исполнилось 14 лет, он включается в реестр детей-сирот, которым положена квартира.

Для этого необходимо заявление от опекуна, попечителя либо администрации учреждения, в котором пребывает ребенок.

Если оно по каким-либо причинам подано не было, то человек вправе это сделать самостоятельно по достижении совершеннолетия.

Заявление подается в специальный орган, уполномоченный опекаться судьбой детей сирот. В каждом регионе он свой. Например, в Москве – Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот.

Когда до 18 летнего возраста ребенка остается один год, опекуны или администрация учреждения готовят в уполномоченный орган необходимый пакет документов. Для каждого субъекта РФ он свой.

Порой он может включать в себя комплект из 10 и более официальных документов. Поэтому о них желательно узнать заранее в соответствующем органе.

После этого, властями на местах принимается решение о включении ребенка в программу обеспечения сирот жильем на будущий год. Следовательно, после прохождения всех инстанций ребенок должен уже в следующем году получить квартиру.

Порядок предоставления квартиры для проживания

Как детдомовцам дают квартиры? После того, как решение принято, ребенок вместе со своими представителями должен изучить все варианты. Когда подходящая площадь устраивает, заключается договор найма специализированного жилого помещения.

Его условиями предусматривается, что оно должно использоваться исключительно в целях личного проживания. Срок действия данного договора составляет 5 лет. После этого, в исключительных случаях, действие договора может быть продлено еще на один срок.

Когда период действия договора, с учетом пролонгации истек, можно оформить социальный найм. В этом случае соглашение подлежит соответствующему переоформлению.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенной квартиры по окончании пребывания в детских домах или в приемных семьях.

Такое право возникает, если они не имеют закрепленной за ними квартиры или дома. Либо их возвращение в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ; п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).

Примечание. Не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например субсидии на приобретение или строительство дома, квартиры в безвозмездное пользование или по договору социального найма (Вопрос 7 Информации Минюста России от 20.07.2015).

Порядок обеспечения социальным жильем сирот, устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности г. Москвы (ст. 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61; Порядок, утв. Приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

Этап 1. Включение ребенка в региональный список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями

Когда воспитанник детского дома не обеспечен квартирой на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то в 14 лет он включается в список детей-сирот, которым должно предоставляться соцжилье из специализированного фонда по достижению 18 лет.

Реестр ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; ч. 3 - 5 ст. 13 Закона N 61; п. 2 Приложения N 1 к Постановлению; п. 1 Постановления Правительства Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).

В список включаются дети-сироты (п. 3 Приложения N 1 к Постановлению):

  • имеющие место жительства в г. Москве;
  • не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;
  • не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом под местом жительства понимается фактическое проживания, а не адрес регистрации (п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Заявление о включении ребенка в список должно быть подано опекуном в срок не позднее двух месяцев со дня достижения им возраста 14 лет в уполномоченный орган.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения возраста 18 лет, а также лица из числа детей-сирот, если они не были включены в список законными представителями, вправе обратиться с заявлением самостоятельно (п. п. 4, 6 Приложения N 1 к Постановлению).

С даты обращения с заявлением до получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе, может пройти примерно три месяца (п. п. 10, 13, 15, 16, 21, 23 Приложения N 1 к Постановлению).

Этап 2. Обращение с заявлением о предоставлении ребенку-сироте квартиры и принятие решения по нему

В г. Москве предоставлением квартир детям-сиротам занимается Комиссия по решению жилищных вопросов, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (п. п. 1.1, 1.3 Положения, утв. Распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП; п. 2 Постановления; п. 1.2 Приложения N 3 к Постановлению).

Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого фонда.

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении квартиры законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения им возраста 18 лет.

Лица из числа детей-сирот, опекуны которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также лица, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, могут самостоятельно подать заявление (п. п. 2.3, 2.4 Приложения N 3 к Постановлению).

Вместе с заявлением представляются :

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка-сироты, и документ, подтверждающий его полномочия;
  • документ о месте фактического проживания на день обращения с заявлением;
  • справка, выданная мед. организацией, участвующей в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в г. Москве, о праве ребенка-сироты на льготы по предоставлению квартиры по состоянию здоровья.

Остальные необходимые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций (п. п. 2.6 - 2.8 Приложения N 3 к Постановлению).

На основании этих документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены заявления в отношении каждого ребенка.

По итогам изучения материалов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка-сироты жилым помещением либо об отказе в этом или же вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов.

В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии, заявитель должен быть уведомлен о вынесенном заключении (п. п. 3.1, 3.2, 3.5 - 3.10 Приложения N 3 к Постановлению).

Этап 3. Заключение договора найма специализированного жилого помещения

Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр квартиры вместе с ребенком и его опекуном.

При согласии на предоставление предложенного варианта, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней, направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. п. 4.5 - 4.7 Приложения N 3 к Постановлению).

Договор найма заключается сроком на пять лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение с правом оформления регистрации по месту жительства (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ; п. 4.8 Приложения N 3 к Постановлению; Постановление Правительства РФ от 28.06.2013 N 548).

Сирота по такому договору обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за наем квартиры не взимается.

Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11 - 13 ст. 13 Закона N 61; п. п. 4.11 - 4.12 Приложения N 3 к Постановлению).

Этап. 4. Переоформление договора найма специализированного жилого помещения

По окончании действия договор найма спецнайма может быть единожды продлен на новый срок.

Это возможно если сирота находится в трудной жизненной ситуации и исполнял обязанности по договору надлежащим образом, или же подлежит расторжению в связи с заключением социального найма (ч. 9, 10 ст. 13 Закона N 61).

Можно ли заменить жилье для сирот денежной выплатой

Государство не предусматривает возможности замены предоставляемой сиротам квартиры на деньги. Это невозможно, поскольку такой обмен противоречит целям программы - обеспечению жилыми помещениями малозащищенные слои населения.

В некоторых субъектах РФ, в которых разрешается монетизация льгот, возможно предоставление сироте субсидии, но средства могут быть потрачены лишь на покупку квартиры по своему выбору, соответствующее требованиям жилых помещений.

Материалы по теме статьи.

Сегодня хочется поговорить, где жить детям-сиротам, когда они вырастают и выходят из детского дома. Дети-сироты, которые и так лишены родительской заботы, находятся на попечении государства. По закону получить на льготных условиях жилое помещение могут дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица, относящиеся к их числу, то есть совершеннолетние в возрасте до 23 лет. Но большая часть детей-сирот не знают, как им получить квартиру.

Дети-сироты имеют право на предоставление благоустроенного жилья по окончании пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот или в приемных семьях. Такое право у детей-сирот возникает, если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения или их возвращение в ранее занимаемое и сохраненное за ними жилое помещение невозможно (ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, п. 8 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 98.1, 109.1 ЖК РФ).

До 2013 года жилье детям-сиротам выдавалось вне очереди по договорам социального найма. С 2013 года жилье детям-сиротам предоставляется однократно на срок 5 лет по договору найма специализированного жилья в виде отдельной квартиры или отдельного жилого дома на основании заявления ребенка по достижении им возраста 18 лет или до достижения этого возраста в случае обретения полной дееспособности (Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступил в силу 01.01.2013). По истечении срока действия договора квартира исключается из перечня специализированного жилья и переходит в бессрочное пользование сиротой по договору социального найма. Пункт о внеочередном предоставлении собственности детям-сиротам с 2013 года исключен.

Согласно вопросу 7 Информации Минюста России от 20.07.2015 не допускается замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например, предоставлением субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.

Для чего же ввели эти нововведения? Как показывает практика, изменения в законодательство внесли для того, чтобы оградить детей, оставшихся без родительской опеки, от мошенничества заинтересованных лиц. Предоставляемые государством квартиры нельзя приватизировать, продавать, менять или передавать третьим лицам каким-либо иным образом. Также были случаи, когда детей-сирот заселяли в коммунальные квартиры. С 2015 года по законодательству заселяют в отдельные квартиры с хорошими условиями для проживания.

Также до 2015 года, когда сироте исполнялось 23 года, он утрачивал право на получение льготных метров жилой площади. С 2015 года сирота может претендовать на жилье даже после исполнения 23 лет, но если он встанет на учет не позднее 23 лет. В случае сдачи документов после 23 лет право на льготное жилье утрачивается.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам устанавливается региональным и муниципальным законодательством, в частности, законодательством г. Москвы (ст. 12 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61, Порядок, утвержденный приложением N 3 к Постановлению Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП).

В настоящее время заявление на получение жилья необходимо подавать в орган опеки и попечительства, а также в орган местного самоуправления по месту жительства.

К заявлению необходимо приложить следующие документы и их копии:

Паспорт;

Документ, подтверждающий статус сироты;

Документ, подтверждающий место жительства;

Документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);

Свидетельство о рождении детей (при наличии таковых);

Документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой;

Документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;

Справку о составе семьи.

В зависимости от региона органы местного самоуправления могут потребовать и иные документы. На основании заявления и приложенных документов будет принято решение о предоставлении жилья и заключении договора найма специализированного жилого помещения. В каждом регионе предусмотрена своя учетная норма.

Например, рассмотрим порядок предоставления жилья сиротам в г. Москве.

Если ребенок-сирота не обеспечен жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма или если установлена невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, то по достижении 14 лет он включается в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который ведется Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы (п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, ч. 3 - 5 ст. 13 Закона N 61, п. 2 приложения N 1 к Постановлению, п. 1, 2.3 Постановления Правительства г. Москвы от 08.09.2015 N 566-ПП).

В список включаются дети-сироты и лица из числа детей-сирот (п. 3 приложения N 1 к Постановлению):

Имеющие место жительства в г. Москве;

Не имеющие места жительства в г. Москве, находящиеся в государственных организациях стационарного социального обслуживания г. Москвы;

Не имеющие места жительства в г. Москве, помещенные под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законный представитель в срок не позднее двух месяцев со дня достижения ребенком 14 лет должен подать заявление о включении его в список в уполномоченный орган опеки и попечительства.

Дети-сироты, которые приобрели полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, а также дети-сироты, законные представители которых не подали заявления, имеют право обратиться самостоятельно с заявлением о включении в список (п. 4, 6 приложения N 1 к Постановлению).

С даты обращения с заявлением до даты получения копии распоряжения Департамента о включении ребенка в список или об отказе во включении может пройти примерно три месяца (п. 10, 13, 15, 16, 21, 23 приложения N 1 к Постановлению).

В г. Москве вопросами предоставления жилья детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1.1, 1.3 Положения, утвержденного распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП, п. 1.2 приложения N 3 к Постановлению).

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

На основании вышеуказанных документов Комиссия в срок до 1 октября утверждает план обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, в соответствии с которым будут рассмотрены документы в отношении каждого ребенка. По итогам рассмотрения документов Комиссия выносит заключение об обеспечении ребенка жилым помещением либо об отказе в этом, или вопрос снимается с рассмотрения в связи с непредставлением необходимых документов. В течение девяти рабочих дней со дня оформления протокола заседания Комиссии заявитель должен быть уведомлен о вынесенном Комиссией заключении (п. 3.1, 3.2, 3.5 - 3.10 приложения N 3 к Постановлению). Если было вынесено положительное заключение, то в срок, равный примерно 100 дням со дня оформления протокола заседания Комиссии, должен быть произведен осмотр жилого помещения вместе с ребенком и его законным представителем. Если ребенок и его законный представитель согласны на предоставление им предложенного жилого помещения, с ними подписывается смотровой талон, который в срок не позднее трех рабочих дней со дня подписания направляется в Департамент городского имущества г. Москвы.

Договор найма заключается не позднее 30 календарных дней со дня получения Департаментом городского имущества г. Москвы смотрового талона (п. 4.5 - 4.7 приложения N 3 к Постановлению). Договор найма заключается на 5 лет и является основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (п. 6 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, п. 4.8 приложения N 3 к Постановлению). Пользователь жилого помещения по договору найма обязан использовать помещение только для личного проживания и оплачивать коммунальные услуги. Плата за жилое помещение не взимается. Использование выделенных жилых помещений по назначению контролируется (ч. 11 - 13 ст. 13 Закона N 61, п. 4.11 - 4.12 приложения N 3 к Постановлению).

Федеральное законодательство при предоставлении жилья детям-сиротам определяет минимальный размер жилого помещения (не ниже установленных социальных норм), а также возлагает обязанность предоставления жилых помещений на органы исполнительной власти по месту жительства. Согласно ст. 34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ.

Рассмотрим, как в субъектах РФ принимаются нормативные правовые акты, которые регламентируют порядок предоставления жилья детям-сиротам.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 N 147-З (с изменениями на 02.12.2015 N 172-З) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Законом Нижегородской области от 30.09.2008 N 116-З государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, наделены органы местного самоуправления. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления передаваемых государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Таким образом, в Нижегородской области органы местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязаны осуществлять меры по реализации права ребенка на жилое помещение. С этой целью органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых помещений ведут учет таких помещений и обеспечивают их сохранность, а также организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот. Обязанность предоставления жилой площади детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, возложена также на органы местного самоуправления, для чего им предоставляются средства из областного бюджета.

Закон Приморского края от 14.08.2007 N 125-КЗ устанавливает норму предоставления площади жилого помещения (не менее 16 кв. м и не более 33 кв. м общей площади жилого помещения), а также требование подтверждать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого приобретается жилое помещение, либо данными органов государственной статистики. Приобретаемое жилое помещение должно отвечать соответствующим санитарным и техническим правилам и нормам и иным требованиям действующего законодательства, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Выбор жилого помещения на территории муниципального образования, в органах местного самоуправления которого состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ребенок-сирота, осуществляется путем проведения открытого конкурса на приобретение в государственную собственность Приморского края жилых помещений в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан. Этим занимается орган исполнительной власти Приморского края, уполномоченный Администрацией Приморского края на приобретение жилых помещений.

Анализ судебной практики по делам детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, показал, что суды в большинстве случаев правильно применяли законодательство, регулирующее правоотношения по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, учитывая при этом разъяснения Верховного Суда РФ, а также правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Так, частные определения выносились судами Республики Калмыкия, Республики Северная Осетия - Алания, Удмуртской Республики, Алтайского, Забайкальского и Пермского краев, Архангельской, Ивановской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской и Ульяновской областей, города Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа и другими.

Например, частные определения выносились:

В адрес органов опеки и попечительства (в связи с отсутствием разъяснений детям-сиротам их права на внеочередное обеспечение жильем, в силу чего об этом праве детям-сиротам стало известно за пределами того возраста, когда они могли реализовать это право; в связи с неисполнением решения суда, которым несовершеннолетний был передан органу опеки и попечительства для определения дальнейшей его судьбы, а также в связи с непринятием в отношении этого несовершеннолетнего мер по вопросам его образования и обеспечения жильем);

В адрес глав администраций муниципальных образований (в связи с необоснованными отказами в постановке на учет и (или) в предоставлении жилого помещения детям-сиротам; в связи с бездействием по предоставлению детям-сиротам жилого помещения по окончании образовательного учреждения, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; в связи с вынесением постановления о закреплении жилого помещения за ребенком-сиротой без соответствующей проверки, в результате чего за сиротой было закреплено уже несуществующее жилое помещение (жилое помещение уничтожено в результате пожара); в связи с заключением договора социального найма на жилое помещение, непригодное для проживания; в связи с тем, что после вынесения судом решения о лишении родительских прав матери ребенка и передаче его на попечение органу опеки и попечительства, ребенок остался проживать с матерью; в связи с тем, что органом опеки и попечительства было дано заключение о невозможности совместного проживания лица из числа детей-сирот с иными лицами в закрепленном за ним жилом помещении без обследования данного жилья; в связи с тем, что органом опеки и попечительства соответствующего муниципального образования и главой этого муниципального образования не направлялись заявки о выделении денежных средств на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и состоящему на учете нуждающихся в жилом помещении; в связи с несвоевременным направлением списков нуждающихся в жилье детей-сирот);

В адрес руководителей учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в связи с несвоевременным установлением несовершеннолетнему ребенку статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, что впоследствии привело к нарушению жилищных прав этого ребенка);

В адрес руководителей ГУП БТИ (в связи с допущенными ошибками при изготовлении технических паспортов на жилое помещение, которое было закреплено за несовершеннолетними, в части неправильного указания площади жилого помещения и количества комнат);

В адрес прокурора Ивановской области (в связи с неисполнением и.о. прокурора г. Кинешмы обязанности по обеспечению участия представителя прокуратуры в судебных заседаниях, а также в связи с непредставлением доказательств, обосновывающих заявленные требования, чем не была обеспечена надлежащая защита интересов несовершеннолетнего).

В ряде случаев суды направляли частные определения в адрес соответствующих прокуроров в целях организации проверки и принятия, необходимых мер (например, по фактам приобретения по муниципальным контрактам и последующего предоставления по договорам социального найма детям-сиротам жилых помещений, не отвечающих установленным требованиям, в том числе по уровню благоустроенности; по факту лишения несовершеннолетнего права пользования закрепленным за ним жилым помещением).

При рассмотрении споров, касающихся предоставления квартир детям-сиротам, необходимо применять следующее законодательство:

1. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

2. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

4. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.09.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007, N 1).

5. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).

6. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 10.04.2013 (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2013, N 6, вопрос N 1) и правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от 17 января 2013 года N 36-О).

7. Обзор судебной практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 20 ноября 2013 года.



 

Возможно, будет полезно почитать: