Реконструкция городской застройки. Проблема реконструкции городской среды Обычно объектами реставрации становятся

Проблема реконструкции сложившейся среды приобретает все большее значение в общем комплексе задач развития города. Это происходит не только потому, что модернизация старого жилого фонда становится заметным по своим масштабам явлением городского строительства, и не только потому, что в пределах исторически сложившихся районов по традиции сосредоточиваются главные функции городских центров. Главная причина заключается в том, что проблема реконструкции сложившейся среды тесно связана с решением вопроса о соотношении «старого» и «нового» в городе.

Основные положения такого «позитивного» реконструктивного вмешательства могут быть сформулированы следующим образом:

1. Концентрация основных объемов нового массового типового строительства должна предусматриваться вне центрального исторического ядра города. Вместе с тем участки для размещения таких объектов следует выбирать достаточно близко от исторического ядра, чтобы эти комплексы активно формировали ландшафт центральной части города, не нарушая ее исторически сложившегося композиционного построения.

2. В пределах центрального исторического ядра выделяется зона активного функционального использования, в которой концентрируются деловые и обслуживающие объекты общегородского значения. Здесь осуществляется наибольшая интеграция городских функций, которая требует обновления старой застройки, ее приспособления к актуальным функциям.

3. Выделение культурно-рекреационной зоны общегородского центра, которая служит местом сосредоточения культурно-зрелищных учреждений и объектов отдыха городского значения. Эта часть центрального ядра включает также основные маршруты осмотра исторических и культурных достопримечательностей города и, следовательно, активно реставрируется и оснащается сопутствующими туризму функциями.

4. Возвращение престижа жилым кварталам центра, их исторического облика является единственным действенным средством борьбы с деградацией сложившейся среды в результате вторжения на территорию центра контор, мелких предприятий, складов и других подобных объектов.

Необходима политика последовательного обновления и восстановления старой застройки, сохранения и поддержания жилых функций на территории центра.

Основным объектом позитивного реконструктивного вмешательства становится при этом не отдельное сооружение или ансамбль сооружений, а участок городской среды, который рассматривается как целостная и непрерывная городская среда, имеющая уникальную историко-культурную подоснову. Не внешний вид сооружения, а интерьер города находится в центре внимания архитектора. Архитектор проектирует не монумент, а развернутую во времени последовательность жизненной ситуации и пространственных впечатлений Исходя из этого реконструкция содержит три основных, тесно связанных между собой аспекта: 1) упорядочение городской территории; 2) модернизацию застройки; 3) охрану и реставрацию памятников старины.

Формирование города - длительный исторический процесс, в результате которого складывается его архитектурно-планировочная структура. Она очень различна в разных городах. Существуют старые города с ценнейшим архитектурным наследием и города, в которых нет выдающихся памятников архитектуры, но сохранивших целостность планировки и колорит эпохи. Существуют сравнительно новые города со своим индивидуальным обликом. Есть города большие и малые, города, расположенные в различных природных условиях. Все это требует индивидуальных решений и приемов реконструкции, которые исходили бы в первую очередь из особенностей самой структуры города, что предполагает знание типологии городских структур.

Типы структур старого города, как правило, можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся территории, расположенные в историческом центре города. Они отличаются повышенной интенсивностью застройки, где сочетаются жилые образования и общественные здания, многие из которых часто являются архитектурно-историческими памятниками.

Вторая группа территорий характерна для районов, примыкающих к центру города. Эти районы имеют меньшую интенсивность застройки. Во многих случаях в них жилые кварталы соседствуют с небольшими торговыми и производственными предприятиями.

Получаемое в результате жилище предоставляется малосемейным, заселяется творческой интеллигенцией, совмещающей жилище с профессиональной мастерской. Подобные же предложения мы встречаем при регенерации старых кварталов Тбилиси. Приемы другие, они отражают национальные особенности, но принципы те же и результаты сходны. Многое здесь определяется чрезвычайно высокой плотностью исторической застройки, характерной для древнего города.

По-иному решаются задачи реконструкции жилой среды в исторических городах России. Здесь тип застройки совершенно иной, часто усадебный. При реконструкции жилых кварталов Владимира, Суздаля, Гороховца, Пскова удается среди ценной застройки отыскать кварталы, которые можно заменить общественной застройкой: школами, детскими учреждениями, другими элементами обслуживания, зелеными насаждениями и спортивными устройствами. Такие приемы позволяют приблизить жилые кварталы, подвергающиеся реконструкции, к современным требованиям. Более того, сами жилые дома часто здесь не представляют ценности, ценно единство городской ткани, масштабность среды. Поэтому возникают предложения о замене малоценных зданий новыми, но сомасштабными реконструируемому району.

Большой интерес вызывают работы, которые проводит коллектив Владимирской реставрационной мастерской по изучению исторического ядра города и по выработке предложений по его реконструкции и реставрации, включающие проектные проработки по постепенному приведению в порядок жилых кварталов, с заменой в них малоценной ветхой застройки современными зданиями в один-два-три этажа, выполненными по специально разработанной серии типовых проектов. Общественное обслуживание в таких кварталах также предлагается решать в традиционных архитектурных формах, создавая внутренние улочки с обслуживающими учреждениями, построенными в виде типично владимирских лавок и мастерских.

А вот в центре Ленинграда при реконструкции жилой застройки, строгой, образующей регулярные равновеликие прямоугольники небольших кварталов, решается задача сохранения этого характерного приема. Оставляя периметральную жилую застройку, авторы проектов реконструкции удаляют все строения внутри кварталов, закрывают для движения транспорта часть проездов, тем самым приближая условия проживания населения к современным требованиям.

Во всех случаях цель одна — вернуть городу историческую застройку, получить при этом максимальный социальный градостроительный эффект, но при этом найти совершенно различные приемы реконструкции, отвечающие специфическим условиям того или иного города.

Не менее сложные противоречия возникают при использовании уникальных исторических зданий и сооружений. Даже при сохранении старых функций (больницы, театры, торговые ряды) современные условия эксплуатации требуют совершенствования технологии, модернизации. И этот процесс не всегда заканчивается без потерь для восприятия памятников. Вспомним как неорганично выглядит новый корпус больницы им. Склифосовского в Москве.

Здесь необходим большой такт, такой, например, какой был проявлен при реконструкции Большого театра в Москве, театра во Львове, где модернизация технологии, добавление необходимых сегодня функций не нарушают гармонии здания.

При изменении функции (культовые сооружения, бывшие дворцы, усадьбы) особенно остро встает проблема поиска нового содержания, отвечающего образу здания, его планировочным и объемно-пространственным особенностям. Поэтому решая вопросы функционального зонирования города, необходимо учитывать наличие памятников и целесообразность их использования. Следует предусматривать постепенное уменьшение функциональных нагрузок на исторические ценные территории, где ограничены возможности нового строительства и имеются большие сложности транспортного обслуживания.

Реновация городской среды
Множество объектов различного назначения, которые создают внутригородское пространство и обеспечивают благоприятные условия проживания, отдыха человека и способствуют экономическому и социальному развитию территории, называют городской средой.
Вдохнуть в старую форму устаревший генеральный муниципальный план без разрушения целостной системы – основополагающая задача реновации общегородского пространства. Структура городской среды Муниципальная среда сформирована исторически – это сложный «живой организм», влияющий на качество жизни горожан, имеющий 2 взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих:

  • естественная;
  • искусственная.
С развитием поселения увеличивается плотность населения, наращивающиеся темпы застройки, возрастает насыщенность инженерной инфраструктуры, растут объемы промышленного производства, повышается уровень автомобилизации.
Через определенный исторический период жилая, промышленная зоны устаревают, ухудшаются условия, как природной, так и искусственной составляющих общегородского пространства. Реновация городской среды – это не только ликвидация устаревшего жилья, но и приведение в первоначальный вид исторических зданий и сооружений, а также развитие инженерных коммуникаций, усовершенствование промышленной зоны, реконструкция зеленных объектов. Комплекс таких мероприятий должен обеспечить комфортные и безопасные условия проживания, территория поселения должна использоваться с высокой эффективностью. Жилая застройка, административные и торговые центры должны создавать комфортные условия жителям; промышленные предприятия – экологически, технологически безвредными для окружающей среды.

Реновация жилой застройки Этот процесс предусматривает реализацию целого комплекса строительных и ремонтных работ по обеспечению жителей объектами социального назначения: школами и детскими садами, лечебными учреждениями и клубами, спортивными сооружениями и торговыми предприятиями с внедрением инновационных технологий как для обслуживания, так и . При этом не остается без соответствующего внимания жилая зона: удаление ветхой застройки, реконструкция(реновация) существующей, строительство новых жилых домов, отвечающих современны требованиям. Рассматриваемый процесс должен способствовать наибольшему комфорту для проживания, отдыха жителей, рациональному использованию общегородского пространства с учетом природного ландшафта, соблюдение экологических мероприятий.
Адаптация сложившейся застройки к современным требованиям, гармоничное объединение жилой, социальной и промышленной застройки, повышение уровня комфортности проживания с сохранением исторических ценностей – главная цель реновации жилой застройки поселения. В этом комплексе увязки градостроительных, архитектурных и инженерных мероприятий и состоит вся сложность реновации отдельных объектов городской среды. Сохранение стилевой особенности отдельного объекта, либо комплекса объектов, расположенных на одной улице – цель реновации, касающейся этой проблемы. Фасадные решения подобных объектов, а чаще всего это объекты исторического и культурного наследия, необходимо согласовывать в соответствующем Департаменте города на основе использования в проекте сохранившихся планов, чертежей, либо фотографий. Такая работа кропотлива, но вознаграждает теми, что городская среда приобретает необходимые исторические фасады и их колористику. Колористический паспорт объекта (а также и не имеющего историческую или культурную ценность) создается и материалы его передаются на его изготовление в Управление архитектуры города (в Москве – в Москомархитектуру). На сайте имеется два объекта, связанные с реновацией это:
  • Административное здание на Азовской ул. (бывший типовой хозблок);
  • Здание на Лыщиковом переулке (пристраиваемое к существующему комплексу исторических зданий).












Совершенствование промышленной зоны городской среды Улучшение внутригородской микросреды без обновления территории промышленных предприятий, общегородских инженерных сетей, рационального расположения заправок, автостоянок, гаражей, коммунальных и энергетических предприятий невозможно.
Реорганизация и реконструкция всей промышленной инфраструктуры обязана не только способствовать развитию новых технологий на основе экологически чистых производствах, но и гармонично вписываться в окружающую обстановку, стремясь к ее гармонизации.
Вдохнуть свежую струю в промышленности – дело непростое, требующее значительных финансовых затрат. Планомерное выполнение архитектурно-планировочных задач в рамках реновации городской промышленной среды, позволят реорганизовать производство на новой основе, создать условия для сохранения естественной окружающей природы. Немаловажным вопросом является развитие транспортной инфраструктуры. Современные требования предусматривают значительное увеличение пропускной способности, уменьшение транзитного потока автомобилей через общегородскую сеть дорог. Для этого необходимо расширять существующие городские транспортные магистрали с учетом стремительного роста автотранспорта, увеличивать количество благоустроенных стоянок и осуществлять строительство объездных автотрасс повышенной комфортности. Реновация городских зон отдыха Общегородская зона отдыха включает в себя парки, скверы, детские и спортивные площадки, аттракционы, сеть развлекательных учреждений – клубы, кинотеатры, спортивные сооружения различной направленности. Все эти объекты необходимо включать в комплексные планы по реновации города. Их реализация позволит создать благоприятные условия для проживания и отдыха горожан, отвечающие современным стандартам. Они должны отличаться высокой благоустроенностью, высокой технологичностью, простотой использования. Историческое своеобразие любого полиса следует уберечь при любой направленности реконструкции или реновации. Сохранение исторических объектов в сочетании с современным стилем жилья и инфраструктуры, не обязано быть проблемой культурного развития городского поселения. Сложившуюся историческую действительность необходимо дополнять современными архитектурными решениями с сохранением эстетических, колористических, стилистических и природных показателей.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДСКОЙ

ЗАСТРОЙКИ

ENVIRONMENTAL RECONSTRUCTION OF CITY BUILDING

В.Ф. Касьянов, A.B. Ляпин, О.И.Чернышева

V.F. Kas"janov, A.V. Lyapin, O.I. Chernysheva

ФГБОУ ВПО «МГСУ»

Статья посвящена актуальнейшей проблеме - экологической обстановке при реконструкции городской застройки, что влечет за собой более комфортное проживание жителей урбанизированного города.

This article is devoted to the most urgent problem - the environmental Situation in the reconstruction of urban development, which entails more comfortable living residents of urbanized city.

Современные города-миллионники, выросшие в мегаполисы являются порождением развития цивилизации человечества, быстрой урбанизацией за последнее столетие, ещё быстрее увеличивающимся автомобильным транспортом - всё это ухудшило экологическую обстановку городов. В связи с этим настало время пересмотреть:

Градостроительную политику по разрастанию городов ввысь и вширь;

Изменить политику строительства небоскрёбов (больше 25 этажей) и высотных зданий (от 9 до 25 этажей) на малоэтажную застройку с планировкой городских кварталов, микрорайонов и районов зданиями не выше 6-7 этажей (для небоскрёбов и высотных зданий оставив специальные места для образования деловых центров);

Системно подойти к решению транспортных проблем на городских улицах;

Провести экологическую реконструкцию городов с целью сделать их привлекательными и комфортными для проживания жителей.

Вопросам реконструкции городской застройки посвящены многие труды отечественных и зарубежных ученых.

В первую очередь российских ученых и исследователей, архитекторов и строителей интересовали градостроительные аспекты реконструкции города в связи с тем, что большое количество зданий, групп, кварталов и микрорайонов в крупных городах России и, особенно, в г. Москве, относятся к категории с физическим износом (до 40%) и повышенным моральным износом (свыше 40%) .

При этом в первом уровне обозначены основополагающие факторы, характеризующие застройку со всех сторон: комфортность, капитальность, экологичность и гигиена, безопасность и экономичность.

А/ЭПИ ВЕСТНИК 8/20Ц_МГСУ

Таблица 1.

Факторы, оценивающие городскую застройку

Комфортность Связь застройки с другими территориями города

Уровень благоустройства территорий

Обеспечение социально-бытовыми условиями Транспортная доступность

Наличие гаражей, стоянок и других хозяйственных площадок

Объемно-планировочная структура квартир

Планировочная структура квартир

Площади, состав помещений квартир

Историко-архитектурная ценность зданий

Сочетание с окружающей средой Отделка зданий

Наличие и состав инженерных систем и оборудования

Технический уровень инженерных систем и оборудования

Капитальность Долговечность зданий

Срок службы зданий

Срок службы элементов благоустройства

Технологичность зданий

Надежность

Физический износ зданий и их элементов

Моральный износ зданий

Срок службы инженерных систем и оборудования

Моральный и физический износ инженерных систем и оборудования

Ремонтопригодность инженерных систем и оборудования

Экологичность и гигиена Инсоляция

Естественное и искусственное освещение

Зашумленность

Звукоизоляция в зданиях

Загазованность

Пылевое загрязнение

Радиоактивное загрязнение

Опасность электромагнитного излучения

Вибрация в зданиях

Тепловлажностный режим в зданиях

Экологическая чистота внутренней среды

Безопасность Безопасность застройки

Прочность и устойчивость зданий

Защита от природных явлений

Сейсмостойкость зданий

Взрывобезопасность

Пожаробезопасность

Огнестойкость

Гидроизоляция зданий и территорий

Экономичность Инвестиции в строительство

Затраты на эксплуатацию

Затраты на реконструкцию

Затраты на ремонты

Расходы на инженерные системы и оборудование

Учет возможностей энергосбережения

Факторы второго уровня делятся на подфакторы, учитывающее каждое отдельное здание или его элемент с различными нюансами, такими как благоустройство и объемно-планировочная структура квартир, долговечность зданий и их физический износ, инсоляция и экологическая чистота внутренней среды, прочность и устойчивость зданий и пожаробезопасность, затраты на реконструкцию и учет возможностей энергосбережения и др.

По каждому направлению (фактору первого уровня), показанного в табл. 1 проведены, проводятся и будут проводиться научные исследования и реализация на практике результатов исследований.

К основному фактору оценивающему городскую застройку относятся экологич-ность и гигиена (инсоляция, естественное и искусственное освещение, зашумленность, звукоизоляция в зданиях, загазованность, аэрация, пылевое загрязнение, радиоактивное загрязнение, опасность электромагнитного излучения, вибрация в зданиях, тепло-влажностный режим в зданиях, экологичная чистота внутренней среды). Так в табл. 2 показаны факторы, влияющие на реконструкцию жилой застройки города.

Таблица 2.

Факторы, влияющие на реконструкцию жилой застройки_

Объект реконструкции

Факторы, учитываемые при принятии решения

Инсоляция Техническое состояние и надежность здания Остаточная ценность строений

Зашумленность территории Конструктивно-технологические и организационные решения Остаточная ценность инфраструктуры

Загазованность атмосферы Уровень реконструктивных работ Оценка прибыли по вариантам

Транспортная доступность Способ реконструкции Доходность проекта с оценкой объемов капитальных вложений

Благоустройство

Принятие решения

Все перечисленные здесь факторы относятся к экологичности городской застройки.

Инсоляция городской застройки

При проектировании городской застройки световой климат местности должен учитываться при создании не только нормальных условий для освещения, но и архитектурной композиции. При реконструкции застройки и отдельных зданий условия остаются прежними, однако этот фактор необходимо проверить, поскольку дополнительная застройка уменьшает разрывы между зданиями и может привести к изменению освещенности. В различных районах страны (регионах мира) контрастность и величина инсоляции разные.

При реконструкции городской застройки и отдельных зданий условия инсоляции должны учитываться по нормативам в зависимости от районов страны, контрастности и величины инсоляции.

Так в северных районах России при пониженной контрастности минимально предельная инсоляция составляет 3 часа, и наоборот, в южных районах этот показатель

составляет 1,5 часа. Например, для Москвы и средней полосы России максимальная инсоляция 10 часов, а минимальная допустимая 2 часа.

Влияние транспортной инфраструктуры на экологию городской среды

Во многих городах мира транспорт является основным источником загрязнения городской среды.

Заторы на дорогах являются проблемными для всех крупных городов мира. Именно здесь максимально загрязняется городская среда.

Если взять для примера показатели по автомобильному транспорту в столицах основных развитых континентов: в Европе, в Америке, в Азии - то картина будет выглядеть следующим образом, табл.3.

Таблица 3

Показатели по автомобильному транспорту в крупных городах мира

^^"^-Еорода ПоказатеЛи-^^_ Лондон Нью-Йорк Токио Москва

Площадь города 1,707 тыс. км2 1,214 тыс. км2 2,187тыс.км2 1,081тыс.км2

Население 7,8 млн.чел 8,5 млн.чел 13 млн.чел 11,5 млн.чел

Число зарегистрированных автомобилей 3,8млн 2,7млн 4,2млн 4,4млн

Протяженность автомобильных дорог 17330км 9600км 22000км 5500км

Среднее время, которое водители ежедневно простаивают в пробках 1,5часа 1,5 часа менее 1часа около 2 часов

Средняя скорость движения в будние дни 19км/ч 33км/ч 35км/ч 22км/ч

Если проанализировать эту таблицу, то видно, что в г.Москве наиболее удручающая ситуация по всем показателям. Чтобы разрешить транспортную проблему в Лондоне уделяют внимание общественному транспорту и вводят плату за въезд в центр города, в Токио строят многоуровневые развязки, в Москве для борьбы с пробками вводят специальные полосы для общественного транспорта, создаются новые парковочные места, перехватывающие стоянки, внедряются современные системы управления дорожным движением.

К концу XX столетия объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта в г. Москве составил ~ 90% от всех выбросов. Для уменьшения вредного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду необходимо разработать и реализовать следующие мероприятия:

1. Ограничение движения грузового транспорта;

2. Реконструктивные мероприятия (реконструкция проезжей части городских улиц и магистралей; строительство разноуровневых транспортных развязок; упорядочение парковки индивидуального транспорта; оптимизация схем регу-

лирования перекрестков, проводимая совместно с реконструктивными мероприятиями на пересечении);

3. Ужесточение требований к экологическим характеристикам транспорта;

4. Развитие сетей скоростного внеуличного транспорта (например, метро);

5. Развитие городского электрического транспорта (трамвая, троллейбуса);

6. Стимулирование пассажиров к использованию общественного транспорта;

7. Стимулирование граждан к использованию малометражных автомобилей.

Здесь перечень перечисленных мероприятий включает в себя административные,

реконструктивные и развивающие городской транспорт направления, но все они направлены на улучшение экологии городского пространства поскольку ведут к оздоровлению экологической системы: атмосферного воздуха, водного бассейна, геологической среды, растительного и почвенного покрова.

Зашумленность городской территории

Увеличение плотности движения на улицах, а также мощностей различных видов транспорта привело к тому, что средний уровень шума на улицах городов, составляющих в недавнем прошлом 60^80дБА, а в настоящее время достигает 75-95дБА, что превышает санитарную норму в среднем на 25дБА.

Реализация эколого-градостроительных требований предусматривает ликвидацию зон шумового дискомфорта на селитебной территории городской застройки. Это достигается применением современных методов строительства, благоустройства и озеленения, организацией дорожного движения, возведением инженерных сооружений, шумозащитных домов и защитных экранов вдоль основных магистралей города и железнодорожных путей.

Экологическая рекультивация урбанизированных территорий

В результате роста городов накапливается большое количество промышленных и бытовых отходов. В течение года население земли накапливает до 500 млн. м3 отходов от производства и потребления. Все это определяет необходимость разработки эффективных методов рекультивации территорий после вывода промышленных предприятий из города, а также проектирования и строительства полигонов размещения отходов, обеспечивающих экологическую безопасность территорий.

Наибольшую экологическую проблему вызывают твердые бытовые отходы (БТО) крупных городов. В таблице 4 приведен примерный морфологический состав ТБО городов России.

Таблица 4.

Морфологический состав ТБО городов России

Среднее по городам России Москвы и Московского региона

Бумага, картон 20-30 38,2

Пищевые отходы 33-43 28,6

Дерево 1,5-3 4,1

Металл черный 2-3,5 1,8

Металл цветной 0,5-0,8 1,0

Текстиль 3,0-5,0 6,5

Кости 0,5-2,0 3,2

Стекло 5,0-7,0 2,5

Кожа, резина 2,0-4,0 4,9

Камни 1,0-3,0 0,5

Пластмасса 2,0-5,0 4,4

Прочее 1,0-2,0 0,5

Отсев (менее 15мм) 7,0-13,0 3,8

Для оценки экологической опасности территорий определена группа геоэкологических факторов по степени опасности:

1. Радиационное загрязнение;

2. Загрязнение химическими веществами;

3. Газовая активность;

4. Опасность попадания агрессивного фильтрата в грунтовые воды;

5. Проявление экзогенных геологических процессов.

Все указанные экологические факторы опасности надо учитывать в комплексе, выделяя наиболее опасный в каждом конкретном случае реконструкции застройки или благоустройства территории.

Благоустройство городской территории

Благоустройство территории при реконструкции городской застройки включает в себя устройство внутренних дворов, палисадников, озеленение, устройство жестких покрытий для движения транспорта и тротуаров для пешеходов, устройство площадок различного назначения (детские игровые, спортивные, хозяйственные, парковочные для машин). Территория каждого двора должна иметь зоны по использованию:

Зона отдыха;

Спортивно-игровая зона;

Хозяйственная зона;

Зона движения.

При реконструкции старой плотной застройки не в каждом дворе можно разместить все эти зоны, тогда приходится размещать часть зоны или самое необходимое. Очень редко удается разместить в небольших дворах старой застройки спортивные площадки, садики или террасы. Вместо спортивных площадок могут быть поставлены лишь столы для тенниса и т.п. К необходимым элементам благоустройства, которые обязательно присутствуют в каждом дворе относятся дорожки, проезды и проходы, мусорные и хозяйственные площадки и элементы озеленения, хотя бы минимальные. Разбить газон или сад в небольшом дворе невозможно, но всегда можно посадить пару деревьев, устроить клумбу или перголу.

С точки зрения экологичности при благоустройстве надо учитывать материалы, которые можно использовать для покрытий и размещения площадок различных уровней. При устройстве пешеходных дорожек, тротуаров и проездов в России зачастую до сих пор используют асфальт и бетон. Асфальтовое покрытие является токсичным, особенно при испарениях летом. Необходимо применять в основном покрытия из экологически чистых природных материалов: песка, гравия, природного камня, кирпича и дерева. Для того чтобы максимально сохранить природную среду, необходимо устраивать бортики для отделения газонов и посадок от дорожек. Либо, если это каменные дорожки, желательно оставлять зазоры между камнями, чтобы земля дышала.

На рис.1 и рис.2 из опыта Германии показано устройство детских игровых площадок в зависимости от расположения во внутридворовом пространстве и в соответствии с нормативами по размерам и материалам.

АФШКвЛЬИЦкШ

Рис. 1. Схема расположения и использования детских игровых площадок различных уровней

1 - у дверей дома; 2 - игровая улица; 3 - игровая площадка; 4 - игровой парк; 5 - городской парк; 6 - парк для отдыха; 50 м - 400 м - возможное удаление от дверей дома

5» ■? <>-.

Рис. 2. Пример применения нормативов по размерам и материалам на сооружение детских игровых площадок из дерева (Германия)

Все эти примеры показывают как соблюдается при благоустройстве городской застройки экологичность и безопасность, направленные на комфортное проживание жителей в городе.

Литература

1. Касьянов В.Ф. Реконструкция жилой застройки городов. Издательство АСВ. М. 2005.

2. Качан А.С. Состояние и перспективы охраны окружающей среды в Московской области/ Доклад министра экологии и природопользования Правительства Московской области на 5-й Московской областной научно-практической конференции «Экологическая безопасность Московской области»/ Официальный сайт правительства Московской области. 2003.

3. СП2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

4. «Москва на рубеже XX-XXI вв»; колл. авт. под общ. ред. Проф. А.В. Кузьмина -М., ОАО «Московские учебники и картолитография», 2003. -214с.

5. Власов Д.Н. «Транспортно- пересадочные узлы крупнейшего города (на примере Москвы» Монография -М.: Изд-во АСВ, 2009. -96с.

6. Винников Ю.А. Разработка шумозащитных методов с применением зеленых насаждений при развитии селитебных территорий городской застройки. Автореферат на соискание ученой степени кандидата технических наук. -М. 2010.

Разнообразие сложившейся застройки российских городов, ее планировочные, архитектурные и конструктивные особенности влияют на характер реконструктивных мероприятий. Не менее важно и влияние природно-экологических условий (учет рельефа, возможности просадок, оползней, наводнений, снежных и селевых потоков, загрязнения среды, появления воды в подвалах и пр.).

Сложившаяся застройка характеризуется местоположением на городской территории, особенностями планировочных решений, этажностью, плотностью застройки, удельным весом старой застройки. В старых городах особое значение имеет историко-архитектурная ценность застройки, т.е. территории памятников и исторически значимого городского ландшафта.

Городская застройка и ее окружение созданы для жизнедеятельности людей (работы, сна, отдыха). Поэтому при проектировании реконструктивных мероприятий обязательно должны учитываться все современные градостроительные, архитектурные, санитарно-гигиенические требования (рис.1).

Рис.1. Проектные предложения по реконструкции квартала постройки 1960-х годов (по В.П.Ковалевскому):

Наиболее сложно задача преобразования планировочной структуры и подчинения ее современным требованиям решается для застройки в исторических центрах старых городов и районах, которые непосредственно примыкают к ним. При реконструкции бывших окраин крупных городов, рабочих поселков возле крупных предприятий и застройки второй половины XX века, как правило, речь идет об упорядочении планировочной структуры и разработке природоохранных мероприятий. Проблемы реконструкции сети дорог в исторических центрах городов практически не разрешимы традиционными методами. Это связано с тем, что транспортные артерии являются очень устойчивой структурой генплана, образующей каркас города.

Непрерывный процесс сохранения, обновления и приспособления застройки к меняющимся требованиям является неотъемлемой частью развития современного города. Существуют два аспекта понимания термина "городская среда": во-первых, как совокупности условий жизнедеятельности (т.е. состояние атмосферы, уровень шума, электромагнитное загрязнение, свето-цветовая среда, восприятие архитектуры и пр.), а во-вторых - как учет воздействия ближайшего окружения при проектировании переустройства здания. Например, могут быть выделены три категории исторической ценности здания или сооружения:

1) памятник архитектуры, истории, культуры и т.д.;

2) здания из ближайшего окружения памятника архитектуры и пр., составляющие фон для его восприятия;

3) здания и сооружения из состава рядовой застройки в районах и на магистралях, имеющих историческую ценность. Основные факторы городской среды, оказывающие влияние на характер проектного решения по реконструкции здания или сооружения, представлены в табл.1. Воздействие этих факторов в силу их комплексного характера может быть таким, что проведение реконструктивных мероприятий становится нецелесообразным, а именно:

1) при использовании здания, расположенного в зоне санитарной вредности или загазованности автотранспортом;

2) при недостаточной освещенности, инсоляции или не соответствующих нормам санитарных разрывах до ближайших зданий;

3) при отсутствии пожарных проездов и невозможности их организации;

4) при отсутствии у здания дворовой территории (когда площадь ее составляет менее 0,5 мна одного человека или менее 0,02 на 1 мобщей площади жилого здания);

5) при уровне шума более 30 дБА;

6) при невозможности организовать для жильцов нормальную систему отдыха и бытового обслуживания из-за значительной удаленности здания от учреждений обслуживания, остановок общественного транспорта и т.д.



 

Возможно, будет полезно почитать: