Система оповещения (соуэ). Система оповещения

Оповещение населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это доведение сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Система оповещения - составная часть системы управления ГО и РСЧС, представляющая собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 № 795-ПП Системы оповещения населения о ЧС в г. Москве функционируют на следующих уровнях:

I. Региональный (региональная система оповещения о ЧС г. Москвы)

II. Муниципальный (местные системы оповещения о ЧС городских округов и поселений)

III. Объектовый (локальные системы оповещения (ЛСО) на потенциально опасных объектах и объектовые системы оповещения (ОСО) в организациях).

Системы оповещения г. Москвы о ЧС регионального, муниципального и объектового уровней организационно, технически и программно взаимодействуют между собой.

В соответствии с ФЗ № 28 от 28.01.1998 г. (ст. 7,9), Приказом МЧС РФ, Мининформсвязи РФ, Минкультуры РФ от 25.07.06 № 422/90/376, Постановлением Правительства Москвы от 1 декабря 2015г. № 795-ПП (п.1.3) обязаны иметь ОСО, сопряженную с централизованной системой оповещения:

Социально-важные объекты, объекты жизнеобеспечения:

  • объекты культуры (музеи, выставки и т.п.);
  • образовательные учреждения;
  • медицинские учреждения;
  • спортивные объекты;
  • гостиницы, общежития, гостевые дома;
  • гипермаркеты, рынки, торговые центры;
  • развлекательные центры, заведения;
  • бизнес-центры классов А, B и С;
  • финансовые учреждения (банки и их отделения, страховые компании, центры выдачи кредитов и т. п.).

Объекты различного назначения с одновременным нахождением более 50 человек.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №447 Часть 3 П. 18 все гостиницы вне зависимости от категории должны быть оборудованы системами экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и сопряжены с региональной системой оповещения ЧС г. Москвы

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 01.12.2015 № 795-ПП, собственники объектов обязаны:

  • Создавать и поддерживать в постоянной готовности объектовые системы оповещения о ЧС, обеспечивать их сопряжение с региональной системой оповещения г. Москвы.
  • Постоянная готовность систем оповещения населения о ЧС достигается своевременным и качественным эксплуатационно-техническим обслуживанием средств оповещения;
  • Поддерживать в постоянной готовности основной и резервный канал связи для управления системой оповещения;
  • Оперативно и достоверно оповещать работников и посетителей организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, информировать о приемах и способах защиты от них;

МГТС оказывает услуги собственникам объектов по присоединению (сопряжению) объектовых систем оповещения (ОСО) с централизованной (муниципальной и региональной) системой оповещения г. Москвы.

Состав услуги, оказываемой МГТС:

1. Информационная поддержка по процедуре сопряжения

2. Техническое обследование объекта разработка технического решения

3. Организация канала связи, монтаж и настройка оборудования для сопряжения.

Для Всех
Разъяснение Главного управления Государственной противопожарной службы МЧС РФ от 16 декабря 2004 г.

По вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"

1. О применении пластиковых коробов, не распространяющих горение, при прокладке соединительных линий СОУЭ
Основным требованием, заложенным в п. 3.9 НПБ 104-03, является обеспечение выполнения системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) своих функций в течение всего времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Временные параметры обеспечения безопасной эвакуации людей из здания в соответствии с п. 3.8 могут определяться на основании требований нормативных документов по пожарной безопасности, т.е. в виде жестко заданного отрезка времени или с помощью расчетных сценариев, что допускается п. 4.5 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".

При решении вопроса о возможности использования для прокладки проводов и кабелей соединительных линий СОУЭ пластиковых проводов необходимо учитывать, что провода и кабели, наряду с техническими средствами и соединительными линиями, являются одним из элементов системы. При этом на них, как и на другие элементы СОУЭ, допускается воздействие опасных факторов пожара лишь в той степени, в которой это воздействие не приведет к отказу системы, в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания. Это условие можно записать в следующем виде:

Tотк > tр + tн.э

Где tотк - время начала пожара до момента отказа СОУЭ в результате воздействия опасных факторов пожара, мин;

Tр - расчетное время эвакуации людей, мин;

Tн.э - интервал времени от возникновения пожара до начала эвакуации людей, мин.

При выполнении этого условия можно допустить применение пластиковых коробов.

2. Об обратной связи при построении СОУЭ 4-го и 5-го типов
В НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" необходимость обратной связи зоны оповещения с помещением поста - диспетчерской предусмотрена для СОУЭ 4-го и 5-го типов. В качестве такой связи можно использовать внутреннюю телефонную сеть здания и другие технические средства, позволяющие диспетчеру (дежурному радиотелефонисту) получать оперативную информацию о процессе эвакуации, месте возгорания, распространении ОФП, а также передавать управляющие команды лицам, ответственным за эвакуацию в зонах оповещения.

3. О разработке спецтекстов для речевого оповещения
Разработкой спецтекстов в настоящее время занимаются сами проектировщики СОУЭ. Пока не существует утвержденных типовых текстов для речевого оповещения. Однако основные требования к такому тексту можно сформулировать следующим образом.

Текст для речевого оповещения должен:

Учитывать несколько основных ситуаций, которые могут возникнуть при пожаре;

Способствовать предотвращению паники;

Обеспечивать однозначность понимания людьми содержания передаваемого сообщения;

Указывать на последовательность действий людей при пожаре;

Способствовать изменению субъективной оценки опасности возникшей ситуации.

4. О размещении пункта управления СОУЭ
Управление СОУЭ должно осуществляться из помещения поста-диспетчерской или другого специального помещения, отвечающего требованиям НПБ 88-2001*. Пособие к СНиП 2.08.02-89* может рассматриваться как информационный и справочный материал в части, не противоречащей НПБ 104-03 и НПБ 88-2001*. СОУЭ должна включаться от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения. Допускается использовать в СОУЭ 3 - 5-го типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Выбор вида управления определяется организацией-проектировщиком в зависимости от функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания, исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В качестве такого условия могут быть использованы требования нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в части обеспечения безопасности людей при пожаре.

5. О сопряжении СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны
В соответствии с разделом 2 НПБ 104-03 система оповещения и управления эвакуацией - комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенный для своевременного сообщения людям информации о возникновении пожара и (или) необходимости и путях эвакуации.

Таким образом, СОУЭ людей при пожарах в зданиях и сооружениях и система оповещения гражданской обороны имеют различное функциональное назначение и включаются в работу по разным побудительным мотивам. В связи с этим полное сопряжение СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны не представляется возможным. Однако в целях реализации п. 3.2 НПБ 104-03 под возможностью сопряжения СОУЭ с системой оповещения гражданской обороны может подразумеваться использование отдельных технических средств оповещения - звуковых и речевых пожарных оповещателей для передачи сигналов гражданской обороны, транслируемых через средства массовой информации (телевидение, радио).

6. О необходимости устройства системы оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек
Необходимость установки и тип СОУЭ определяется в соответствии с п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03. Допускается не предусматривать систему оповещения людей о пожаре, если на этаже здания находится меньше 10 человек и для данного здания в соответствии с п. 5.1, табл. 2 НПБ 104-03 не требуется система оповещения людей о пожаре.

При единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Система (установка) оповещения людей о пожаре, предусмотренная п. 16 ППБ 01-03, должна быть спроектирована в целях реализации планов эвакуации (п. 3.2 НПБ 104-03).

Таким образом, полагаем целесообразным в целях реализации требований п. 16 ППБ 01-03 (при отсутствии требований НПБ 104-03 по оборудованию здания СОУЭ) предусмотреть способ оповещения с использованием световых оповещателей "Выход" и статистических указателей направления движения. В случае нахождения на этих этажах глухих и слабослышащих людей необходимо также предусмотреть использование световых мигающих оповещателей.

  • Тема 2. Негативные факторы в системе «человек-техносфера»
  • 3. Влияние антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека
  • 4. Негативные последствия антропогенного воздействия на атмосферу
  • Тема 5. Безопасность и гигиена труда при работе на персональных электронно-вычислительных машинах
  • 5.1. Вредные и опасные факторы при работе на персональном компьютере
  • 5.3. Требования к помещениям для эксплуатации компьютеров
  • 5.4. Требования к микроклимату, ионному составу и концентрации вредных химических веществ в воздухе помещений
  • 5.5. Требования к освещению помещений и рабочих мест
  • 5.6. Требования к шуму и вибрации в помещениях
  • 5.7. Требования к организации и оборудованию рабочих мест
  • 5.8. Режим труда и отдыха при работе с компьютером
  • 5.9. Обеспечение электробезопасности и пожарной безопасности на рабочем месте
  • Глава II. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
  • Тема 6. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
  • 6.1. Основные понятия и определения
  • 6.2. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • Классификация природных чрезвычайных ситуаций
  • Классификация техногенных чрезвычайных ситуаций
  • 6.3. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера
  • 6.4. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера
  • Тема 7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона рф
  • 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона рф
  • 3. Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (мгсчс)
  • 1. Организация оповещения населения
  • 2. Эвакуационные мероприятия
  • 3. Укрытие населения в защитных сооружениях
  • 4. Использование средств индивидуальной защиты
  • 5. Медицинские мероприятия по защите населения
  • Тема 9. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
  • 9.1 Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ в окружающую среду
  • 1. Общие сведения об авариях на радиационно опасных объектах
  • 2. Общая характеристика последствий радиационных аварий
  • 2.1. Медицинские последствия радиационных аварий
  • 2.2. Экологические последствия радиационных аварий
  • 3. Особенности радиационной защиты населения
  • 9.2. Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ в окружающую среду
  • 1. Общие сведения об авариях на химически опасных объектах
  • 2. Характер и основные особенности экологических последствий химических аварий
  • 3. Особенности химической защиты населения
  • 9.3.Защита населения при пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры
  • Краткая характеристика и классификация пожаро- и взрывоопасных объектов
  • 1. Организация оповещения населения

    Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает: своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях.

    Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядке поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

    В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности «Внимание всем!». Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации – радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось, и что следует делать.

    Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней – федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый.

    Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях.

    Информация, доводимая до органов управления и должностных лиц, носит оперативный характер, а до населения доводится информация о характере и масштабах угрозы, а также о действиях в создавшихся условиях.

    Основной способ оповещения и информирования населения – передача речевых сообщений по сетям вещания. Используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения РФ, менее чем за 5 минут – 78,5%. До 2010 года на территории РФ предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в ЧС.

    Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

    Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления, электросирена отрабатывает 11 циклов (165 сек.), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения. Электрические сирены обладают достаточно высокой эффективностью в обеспечении экстренного оповещения населения, просты в устройстве и техническом обслуживании, служат десятилетиями. В то же время их использование не лишено недостатков: зависимость от состояния централизованного электроснабжения и исправности телефонных линий управления; небольшие площади звукопокрытия; сети электросирен легко уязвимы в чрезвычайных ситуациях (нарушение сети централизованного электроснабжения, аварии на местных телефонных сетях, являющихся основой для управления сиренами).

    Другим эффективным элементом систем оповещения населения являются сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города, при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах.

    В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры.

    Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон). Установлено 1240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей.

    Сети телевизионного и радиовещания в настоящее время являются основными каналами получения информации для населения. Каждая их этих сетей охватывает более 95% населения страны.

    Для оповещения и информирования населения г. Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться 1 и 3 каналы телевидения, радио УКВ – программы: «Маяк», «Европа +», «Авторадио», «Эхо Москвы», «Москва и Москвичи». Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями. Сигналы и тексты оповещения записываются заранее на магнитные носители. В чрезвычайных, не терпящих отлагательств случаях, допускается «живая передача» из органа управления без предварительной записи.

    Реализовано в версии 8.3.10.2168.

    Мы доработали механизм оповещений пользователя. Теперь им одинаково удобно пользоваться как в тонком клиенте, так и в веб-клиенте. Мы изменили внешний вид оповещений и добавили им ряд новых возможностей.

    Показ нескольких оповещений

    В старой реализации в один момент времени на экране отображалось только одно оповещение. Новое оповещение перекрывало собой предыдущее. Таким образом, если подряд выводилось несколько оповещений, то существовала большая вероятность того, что пользователь не успеет прочитать предыдущее оповещение, так как оно будет перекрыто следующим.

    Теперь в большинстве случаев одновременно может отображаться до трёх оповещений:

    Это верно для тонкого клиента, толстого клиента, и для веб-клиента, работающего в браузерах Internet Explorer и Google Chrome . Браузеры Safari и Mozilla Firefox позволяют отображать неограниченное количество оповещений, а браузер Microsoft Edge показывает одно последнее оповещение, но в нём есть Action Center , в который дублируются все оповещения.

    Отображение оповещений при неактивном окне приложения

    Раньше в веб-клиенте оповещения выводились только в активное окно браузера. Если пользователь переключался на другое окно или другое приложение, он не видел оповещения. Теперь, при использвании веб-клиента, оповещения отображаются на экране даже в том случае, когда окно приложения свёрнуто или неактивно.

    При первом вызове метода ПоказатьОповещениеПользователя() в веб-клиенте в Google Chrome , Mozilla Firefox и Safari браузер будет запрашивать у пользователя разрешение на использование оповещений. Пользователь может разрешить их вывод для данного приложения, либо запретить.

    Если пользователь запретит вывод оповещений, то будут использоваться оповещения нового вида, но отрисовываться они будут внутри окна браузера.

    Центр оповещений

    Чтобы оповещения не пропадали навсегда, мы реализовали центр оповещений . А у самих оповещений мы реализовали новое свойство – СтатусОповещенияПользователя . Оно может принимать два значения: Информация и Важное .

    Оповещения со статусом Информация отображаются на экране, и через 10 секунд пропадают (в браузере Microsoft Edge – через 4 секунды). Оповещения со статусом Важное ведут себя точно так же, но при этом они сохраняются в центре оповещений.

    Центр оповещений доступен из панели инструментов. О том, что есть новые важные оповещения, сигнализирует оранжевая точка рядом с его иконкой.

    В центре оповещений отображаются важные оповещения, на которые пользователь еще не отреагировал - не закрыл или не выполнил связанное с оповещением действие. Оповещения располагаются в порядке их появления, самые новые сверху. Таким образом, даже если пользователь отходил от компьютера, он не пропустит важные оповещения.

    Оповещение можно убрать из списка кнопкой очистки. Если с оповещением связано некоторое действие, то после нажатия мышью на текст оповещения оно также пропадёт. Команда Очистить оповещения удаляет из списка все оповещения. При этом если с оповещениями были связаны действия, то они не выполняются.

    Выполнение действий при нажатии

    В старой реализации единственное действие, которое можно было выполнить при нажатии на оповещение, это переход по навигационной ссылке. Она передавалась в метод вторым параметром.

    <Текст>, <НавигационнаяСсылка>, …

    Теперь мы расширили возможности оповещений, и во втором параметре вы можете передать не только строку с навигационной ссылкой, но и описание оповещения.

    ПоказатьОповещениеПользователя(<Текст>, <ДействиеПриНажатии>, …

    Описание оповещения указывает на процедуру, которая должна быть выполнена при нажатии на это оповещение.

    Внешний вид

    В тонком клиенте в варианте интерфейса Такси стиль оповещений будет максимально близким к стилю оповещений браузера Google Chrome при использовании Notifications API .


    Если используется вариант интерфейса Версия 8.2 , то стиль и поведение оповещений остаются прежними.

    В веб-клиенте внешний вид оповещений определяется используемым браузером. По большому счёту оповещения будут выглядеть так же, как и в тонком клиенте, но у каждого браузера есть свои особенности. Например, вы можете сравнить, как те же самые оповещения покажет Internet Explorer и Mozilla Firefox .


    Кроме этого есть и другие особенности. Например, в браузере Internet Explorer поддерживаются только оповещения, отображаемые внутри окна приложения. А в браузере Safari параметр Картинка не поддерживается, и оповещения показываются сверху экрана.



     

    Возможно, будет полезно почитать: