Социальная значимость профессии пожарного в обществе. "есть такая профессия - пожарный" Для чего нужна химия в професии пожарник

Введение

Тема контрольной работы «Социальная значимость профессии пожарного».

Профессию пожарного и спасателя относят к категории социально важных для общества и государства.

Специфика их профессиональной деятельности связана с работой в экстремальных условиях, «залповой» максимальной мобилизацией физических и психических ресурсов для решения социально-значимых оперативных задач. Она требует наличия сформировавшейся системы мотивов, надежного функционирования психофизиологических функций, способности к саморегуляции психических состояний, готовности к применению знаний, умений и навыков в условиях высокой опасности для здоровья и жизни, при информационной неопределенности и дефиците времени.

Высокая стрессоустойчивость и морально-волевые качества, наряду с физическим и психическим здоровьем являются необходимыми для лиц этой профессии. Нехорошкова Ю.В., Шафран Л.М. Роль регуляторных систем в психофизиологической эффективности трудовой деятельности пожарных и спасателей.// Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2008. - № 3. - с.27

Целью контрольной работы является изучение социальной значимости профессии пожарного.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть социальную значимость профессии пожарного в обществе.

2. Раскрыть специфику профессии пожарного.

Объектом контрольной работы является профессия пожарного.

Предметом - социальная значимость профессии пожарного.

При написании контрольной работы были использованы статьи, опубликованные в периодической печати, среди которых: «Актуальные проблемы транспортной медицины», «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы.», информация Интернет-сервов и др.

Социальная значимость профессии пожарного в обществе

Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, от которых гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. Уничтожаются материальные ценности на десятки миллиардов условных единиц. Огромный материальный, экологический и социальный ущерб приносят ежегодно возникающие крупные лесные пожары.

Пожарный - это работник пожарной охраны, основная задача которого -- действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара. Подготовка к действиям по предотвращению пожара тоже являются важными аспектами данной профессии.

В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению большого количества сил и средств.

Профессия пожарного возникла в связи с необходимостью тушения и предотвращения пожаров. Пожары издревле тушили всем миром: для этого жители обязаны были немедленно сбегаться с теми орудиями, которые им были назначены по росписи: с топорами, ведрами, крючьями и «всяческими запасами, которые от пожара пристойны». Однако стихийная борьба с огнем по мере оформления государственности требовала упорядоченности, и уже к 15-му веку появляются законодательные указы московских князей, касающиеся противопожарной безопасности. В царствовании Петра I издается указ о привлечении войск к тушению пожаров, затем в них выделяются воинские пожарные команды под руководством офицеров. Впервые в России профессиональная пожарная охрана была организованна в Петербурге - 24 июля 1803 г. Она состояла «из солдат, неспособных к фронтовой службе». В последующие годы такие команды появились и в других городах. Жители освободились от необходимости содержать пожарных служителей и ночных сторожей. Пожарные части должны были иметь здания с нужными постройками для размещения пожарных инструментов, обоза, людей и лошадей. Поскольку солдаты, постоянно занимающиеся пожарным делом, должны были служить 20 лет, не имея права никуда уйти, естественно, они стали приобретать знания и опыт в этом деле. Эвакуация и спасение людей из горящих, задымленных зданий и сооружений - вот важнейшая задача противопожарной службы. Так, с начала 19-го века стала формироваться профессия пожарного: профессия в научном понимании этого слова определяется как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. 18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности его работников. В 1926 - 1927 гг. было проведено и первое психофизиологическое исследование труда пожарного, в котором скрупулезно изучались особенности этой профессии. Авторы выделили одну из главных особенностей труда пожарного: он готовится и ждет в течение иногда очень продолжительного времени, когда ему придется реализовать свои знания и умения на деле. Отмечалась некоторая неоформленность профессии пожарного, ее неустойчивость, проявляющаяся в наличии малого числа профессионалов (людей, занимающихся всецело только данной работой), большой текучести рабочего состава, при которой не могло быть стабильной выработки навыков и знаний, и в отсутствии профессионального отбора. За годы советской власти произошло существенное укрепление пожарной охраны. Она вошла в структуру МВД и вместе с этим ведомством претерпела множество структурных реформаций, но несмотря на это все реформы подтверждали важность и значимость пожарной охраны специалистов оперативно-тактического и профилактического направлений деятельности. Была сформирована значительная сеть учебных и научных учреждений, которые позволили создать кадровую и научную базу пожарной охраны. Все это положительно повлияло на статус профессии пожарного, подняло ее социальный уровень и престиж. Профессия - Пожарный. - Режим доступа:[ http://67.mchs.gov.ru/kbzhd/detail.php?ID=2293].

Настоящее время - это время развития нефтяной, газовой, химической и других взрыво- и пожароопасных отраслей промышленности, применение в строительстве новых легкогорючих материалов, рост городов в высоту, время развития и прогресса. К сожалению XXI век характеризуется и увеличением числа природных и техногенных катастроф, террористических актов и бытовых аварий. Решение такого рода проблем требует высококвалифицированных специалистов способных действовать в экстремальных условиях, под воздействием комплекса опасных и вредных факторов. Важное место в системе безопасности занимает Государственная противопожарная служба МЧС России. Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков// Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы. - 2010. - № 3. - с. 85

Введение


Тема контрольной работы «Социальная значимость профессии пожарного».

Профессию пожарного и спасателя относят к категории социально важных для общества и государства.

Специфика их профессиональной деятельности связана с работой в экстремальных условиях, «залповой» максимальной мобилизацией физических и психических ресурсов для решения социально-значимых оперативных задач. Она требует наличия сформировавшейся системы мотивов, надежного функционирования психофизиологических функций, способности к саморегуляции психических состояний, готовности к применению знаний, умений и навыков в условиях высокой опасности для здоровья и жизни, при информационной неопределенности и дефиците времени.

Высокая стрессоустойчивость и морально-волевые качества, наряду с физическим и психическим здоровьем являются необходимыми для лиц этой профессии.

Целью контрольной работы является изучение социальной значимости профессии пожарного.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.Рассмотреть социальную значимость профессии пожарного в обществе.

2.Раскрыть специфику профессии пожарного.

Объектом контрольной работы является профессия пожарного.

Предметом - социальная значимость профессии пожарного.

При написании контрольной работы были использованы статьи, опубликованные в периодической печати, среди которых: «Актуальные проблемы транспортной медицины», «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы.», информация Интернет-сервов и др.


Социальная значимость профессии пожарного в обществе


Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, от которых гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. Уничтожаются материальные ценности на десятки миллиардов условных единиц. Огромный материальный, экологический и социальный ущерб приносят ежегодно возникающие крупные лесные пожары.

Пожарный - это работник пожарной охраны, основная задача которого - действовать в чрезвычайной ситуации в различных местах с целью спасения человеческой жизни и ликвидации пожара. Подготовка к действиям по предотвращению пожара тоже являются важными аспектами данной профессии.

В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению большого количества сил и средств.

Профессия пожарного возникла в связи с необходимостью тушения и предотвращения пожаров. Пожары издревле тушили всем миром: для этого жители обязаны были немедленно сбегаться с теми орудиями, которые им были назначены по росписи: с топорами, ведрами, крючьями и «всяческими запасами, которые от пожара пристойны». Однако стихийная борьба с огнем по мере оформления государственности требовала упорядоченности, и уже к 15-му веку появляются законодательные указы московских князей, касающиеся противопожарной безопасности. В царствовании Петра I издается указ о привлечении войск к тушению пожаров, затем в них выделяются воинские пожарные команды под руководством офицеров. Впервые в России профессиональная пожарная охрана была организованна в Петербурге - 24 июля 1803 г. Она состояла «из солдат, неспособных к фронтовой службе». В последующие годы такие команды появились и в других городах. Жители освободились от необходимости содержать пожарных служителей и ночных сторожей. Пожарные части должны были иметь здания с нужными постройками для размещения пожарных инструментов, обоза, людей и лошадей. Поскольку солдаты, постоянно занимающиеся пожарным делом, должны были служить 20 лет, не имея права никуда уйти, естественно, они стали приобретать знания и опыт в этом деле. Эвакуация и спасение людей из горящих, задымленных зданий и сооружений - вот важнейшая задача противопожарной службы. Так, с начала 19-го века стала формироваться профессия пожарного: профессия в научном понимании этого слова определяется как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. 18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности его работников. В 1926 - 1927 гг. было проведено и первое психофизиологическое исследование труда пожарного, в котором скрупулезно изучались особенности этой профессии. Авторы выделили одну из главных особенностей труда пожарного: он готовится и ждет в течение иногда очень продолжительного времени, когда ему придется реализовать свои знания и умения на деле. Отмечалась некоторая неоформленность профессии пожарного, ее неустойчивость, проявляющаяся в наличии малого числа профессионалов (людей, занимающихся всецело только данной работой), большой текучести рабочего состава, при которой не могло быть стабильной выработки навыков и знаний, и в отсутствии профессионального отбора. За годы советской власти произошло существенное укрепление пожарной охраны. Она вошла в структуру МВД и вместе с этим ведомством претерпела множество структурных реформаций, но несмотря на это все реформы подтверждали важность и значимость пожарной охраны специалистов оперативно-тактического и профилактического направлений деятельности. Была сформирована значительная сеть учебных и научных учреждений, которые позволили создать кадровую и научную базу пожарной охраны. Все это положительно повлияло на статус профессии пожарного, подняло ее социальный уровень и престиж.

Настоящее время - это время развития нефтяной, газовой, химической и других взрыво- и пожароопасных отраслей промышленности, применение в строительстве новых легкогорючих материалов, рост городов в высоту, время развития и прогресса. К сожалению XXI век характеризуется и увеличением числа природных и техногенных катастроф, террористических актов и бытовых аварий. Решение такого рода проблем требует высококвалифицированных специалистов способных действовать в экстремальных условиях, под воздействием комплекса опасных и вредных факторов. Важное место в системе безопасности занимает Государственная противопожарная служба МЧС России.


Специфика деятельности пожарного


Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере и личностным характеристикам специалистов. В работах отечественных психологов были выявлены психофизиологические и характерологические особенности личности, сочетание и выраженность которых образуют так называемый «профессиональный характер», способствующий эффективности профессионала в экстремальных условиях. Именно наличие определенных профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности профессионала в нестандартных ситуациях.

Обязательным предварительным условием определения профессиональной пригодности для лиц данной специальности являются профессиональный отбор, медицинские, психиатрический и наркологический осмотры, психофизиологические обследования.

Профессиональная пригодность человека является необходимым условием для нормального профессионального развития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимая для достижения при наличии специальных знаний умений и навыков, общественно приемлемой эффективности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.

В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомоторные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравственным ценностям и др.).

Противопоказаниями к профессиональной деятельности являются следующие особенности: нервно-психическая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склонность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкогольная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; плохая физическая подготовка.

Психологические характеристики обобщенного «портрета» спасателя и пожарного по многим показателям весьма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активностью, достаточно высокой самооценкой. Принимая решения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутреннее ощущение полезности своей деятельности.

Необходимо отметить специфику деятельности личного состава ГПС, заключающуюся в экстремальных условиях труда. Высокий уровень профессионального риска, опасные и вредные факторы на пожарах и авариях, превышающие допустимые уровни в несколько раз, снижение которых в реальных условиях практически невозможно. По статистике профессия пожарного по степени опасности и вредности занимает 3-4 место в ряду других профессий. Только за последние 10 лет число погибших пожарных в различных странах мира увеличилось на 5- 27%. Большинство пожарных погибает от сердечных приступов, внутренних травм и телесных повреждений во время боевой работы. Пожарные под воздействием опасных факторов получают не только различные физические повреждения, но и переносят тяжелые психические нагрузки, которые в свою очередь отрицательно влияют на эффективность работы и приводят к повышению заболеваемости, травматизма и, как следствие, текучести кадров.

Одной из наиболее распространенных форм нарушений профессионального здоровья является «профессиональное выгорание» - выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.

Первоначально эмоциональное выгорание считалось деструкцией, свойственной профессиям, связанным с интенсивным общением с людьми: врачам, педагогам, социальным работникам и т.д. Исследования последних лет позволили сделать вывод о том, что сфера распространения выгорания существенно шире. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других.

Синдром профессионального выгорания включает три составляющие: 1) эмоциональную истощенность; 2) деперсонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности).

В причинах высокой морбидности, профессионального выгорания и других негативных последствиях все большее значение приобретают психологические факторы, связанные не только с эффективностью боевой деятельности, но и с безопасностью труда самих пожарных. Под морбидностью (болезненностью) принято понимать комплекс негативных показателей здоровья - заболеваемость, госпитализируемость, трудопотери, смертность, инвалидность.

Труд пожарных сопряжен с большой эмоциональностью, обусловленной особенностями их деятельности:

непрерывным нервно-психическим напряжением, вызываемым систематической работой в необычной среде (при высокой температуре, сильной концентрации дыма, ограниченной видимости и т. д.), постоянной угрозой жизни и здоровью (возможны обрушения горящих конструкций, взрывы, отравления ядовитыми веществами, выделяющимися в результате горения), отрицательными эмоциональными воздействиями (вынос раненных и обожженных людей и т. д.);

большими физическими нагрузками, связанными с высоким темпом работы, работами с пожарным оборудованием различного назначения, выносом материальных ценностей и т. д.;

необходимостью поддерживать интенсивность и концентрацию внимания, чтобы следить за изменением обстановки на пожаре;

трудностями, обусловленными необходимостью проведения работ в ограниченном пространстве;

высокой ответственностью каждого пожарного при относительной самостоятельности действий и решений по спасению людей, дорогостоящего оборудования и т.д.;

наличием неожиданных и внезапно возникающих препятствий, осложняющих выполнение боевой задачи.

Психическая напряженность у сотрудника МЧС может быть вызвана также несоответствием уровня развития профессиональных качеств требованиям, предъявляемым данной деятельностью к личности пожарного: психологической неподготовленностью, чрезмерной эмоциональной возбудимостью, впечатлительностью, низкой эмоциональной устойчивостью, плохой физической подготовленностью и т.д.

Основными стресс-факторами, вызывающими нервно-психическое напряжение у пожарных в боевой обстановке, является опасность создающая угрозу жизни, дефицит времени на принятие решений и выполнение действий, необычность условий рабочей среды (высокая температура, загазованность, шум и т.п.). Стрессовое состояние может возникнуть и на боевом дежурстве, то есть в период ожидания выезда на пожар. На сотрудников влияют и психо-стрессирующие факторы трудных жизненных ситуации.


Заключение

пожарный профессиональный

Профессия пожарного возникла в связи с необходимостью тушения и предотвращения пожаров. XXI век характеризуется и увеличением числа природных и техногенных катастроф, террористических актов и бытовых аварий. Решение такого рода проблем требует высококвалифицированных специалистов способных действовать в экстремальных условиях, под воздействием комплекса опасных и вредных факторов. Важное место в системе безопасности занимает Государственная противопожарная служба МЧС России.

Необходимо отметить специфику деятельности личного состава ГПС, заключающуюся в экстремальных условиях труда. Высокий уровень профессионального риска, опасные и вредные факторы на пожарах и авариях, превышающие допустимые уровни в несколько раз, снижение которых в реальных условиях практически невозможно.

Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмоциональной сфере и личностным характеристикам специалистов. В качестве профессионально важных качеств могут выступать индивидуально-психологические свойства личности, отношения личности. Обязательным предварительным условием определения профессиональной пригодности для лиц данной специальности являются профессиональный отбор, медицинские, психиатрический и наркологический осмотры, психофизиологические обследования.

Одной из наиболее распространенных форм нарушений профессионального здоровья является «профессиональное выгорание» - выработанный личностью защитный механизм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности. Синдром профессионального выгорания включает три составляющие: 1) эмоциональную истощенность; 2) деперсонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности).

Список литературы


1)Нехорошкова Ю.В., Шафран Л.М. Роль регуляторных систем в психофизиологической эффективности трудовой деятельности пожарных и спасателей.// Актуальные проблемы транспортной медицины. - 2008. - № 3. - С. 27 - 33.

)Носкова О. Г. Психология труда. - М.: Изд.центр «академия», 2007. - 384 с.

)Профессия - Пожарный. - Режим доступа: [ #"justify">)Титаренко М.С., Шклярук С.П. Влияние экстремальных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России на возникновение морбидных рисков// Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы. - 2010. - № 3. - С. 85 - 88.

Когда разгорается большое пламя, многих окутывает страх перед его всепоглощающими языками. Конечно, речь не идет о загоревшемся кухонном полотенце. Здесь без особого труда, вероятно, справятся все. Но если взять во внимание полномасштабный, сжигающий все на своем пути огонь, то дело обстоит иначе. Побороть стихию и потушить пожар способны лишь отважные профессионалы.

В абсолютно любом месте - на предприятии, в школе, офисе, магазине и т. д. - одним из самых важных моментов организации и функционирования является пожарная безопасность. Специальность, которую однажды выбрали люди, приезжающие по вызову ради спасения других, жизненно необходима. Действительно, выбор профессии неразрывно связан с личным призванием, и если оно заключается в спасении и защите своих сограждан, то здесь определиться с будущей работой несложно. Поступив сначала в колледж, потом в трудоустроившись в службу спасения, такие люди имеют самое главное - возможность реализовать себя.

История становления специальности «Пожарная безопасность»

Если обратиться к историческим фактам, станет понятно, что ещё со времен Древнего Египта людей интересовала пожарная безопасность. Специальность, а точнее, предпосылки к её возникновению, зафиксирована именно на территории этой старейшей цивилизации. В манускриптах присутствует множество упоминаний о профессиональных пожарных рабочих.

Спустя несколько столетий следующим местом, где появилась целая организация по борьбе с пожарами на государственном уровне, стала Римская империя. Распоряжением императора Августа ночные полицейские, патрулировавшие города в это время суток, днем выходили на тропу спасения людей, их домов и имущества от страшных пожаров.

И лишь в начале XVI столетия на территории русских земель возникла надобность создания специализированного органа, основным направлением деятельности которого стала пожарная безопасность. Специальность пожарника как таковая зародилась ещё позже. Спустя почти 150 лет после появления первых бригад царем Алексеем Михайловичем был издан указ, который смог точно установить количество работников и обязанности каждой бригады. Случилось это в 1649 году, 30 апреля. Нет ничего удивительного в том, что в настоящее время эта дата стала символичной, поскольку России празднуют именно в последний апрельский день.

Как работает система?

Работа по специальности «Пожарная безопасность» не ограничивается лишь выездом пожарных непосредственно на место тушения огня. Эта сфера представляет собой сложную систему, где каждый элемент является первостепенным и необходимым.

Чтобы понять, как функционирует система под названием «Пожарная безопасность», следует рассмотреть каждое ответственное звено на определенном участке работы. В рамках выполнения своих должностных обязанностей на того или иного сотрудника службы спасения возлагаются конкретные функции. Ярким примером будет своеобразное моделирование ситуации с возникнувшим пожаром.

С чего начинается работа пожарных? В первую очередь в централизованную диспетчерскую службу поступает звонок. Задачей её сотрудника является определение пожарной части, находящейся на максимально близком расстоянии от места происшествия. Перед тем как передать заявку на выезд пожарных, диспетчер должен выяснить, к какому уровню сложности можно отнести данное возгорание. Этот фактор во многом является определяющей отправной точкой.

Подготовка к тушению пожара

Например, если загорелся контейнер с легко воспламеняемым мусором, к месту пожара направят одну машину-автоцистерну. В случае более серьезного происшествия могут понадобиться как две, так и со всех прилежащих районов.

В частности, когда горит жилое здание или производственные цеха, направляют несколько пожарных бригад, причем из различных направлений. Таким образом, регулируя количество машин на объекты, функционирует координационное звено цепочки «Пожарная безопасность».

Специальность, подготовку по которой проходят бойцы служб спасения, подразумевает множество физических тренировок. Это неслучайно, ведь после поступившего сигнала о предстоящем выезде пожарные, находящиеся на дежурном посту, обязаны надеть защитную противопожарную экипировку и выехать к месту воспламенения. Нередко от того, насколько быстро приедет пожарная бригада, зависит количество спасенных жизней. Прибывшие к месту пожара бойцы определяют своей первостепенной задачей составление срочного плана действий, учитывая характер очага, его местоположение и возможные риски, потенциальные трудности и осложнения в ходе работы.

Аварийно-спасательные работы

В распоряжении бригады спасателей есть всего 2-3 минуты для подготовки гидрантов, разворачивания рукавов или подключения к машинной цистерне. Средних сроков процесса тушения пламени нет. Бороться с огнем могут и в течение четверти часа, и на протяжении нескольких дней. Оценив масштабы возгорания и сопоставив их с силами прибывшей пожарной бригады, спасатели могут вызвать дополнительные силы.

Завершив работу, начальник караула обязан сообщить в пожарную часть о результате ликвидации стихии, составить и подписать акт. Следующими действующими лицами в проведении спасательной операции выступают дознаватели. Они должны выяснить причины возникновения очага, расследовать сопутствующие факты, найти виновных, если имел место целенаправленный поджог. Нередко перед дознавателями встает необходимость оспаривания законности действий пожарных. В процессе тушения огня пожарные бригады иногда обвиняют в причинении материального ущерба.

Чему учат будущих пожарных?

Поэтому специальность «Пожарная и промышленная безопасность» относится к перечню самых востребованных профессий на российском рынке труда. Получив полное среднее образование, абитуриенты имеют шансы поступить в вузы по данному направлению.

Каждый из них, задавая себе вопрос «Почему я выбираю специальность «Пожарная безопасность»?», может конкретно ответить на него. Будущие студенты хотят стать пожарными для того, чтобы:

  • разработать новые системы защиты с идеальными техническими характеристиками, используемые в технологических и производственных процессах, с целью предупреждения потенциальных угроз и рисков для рабочего персонала и окружающей среды;
  • освоить азы экономического диагностирования противопожарных комплексов и защитных устройств, а также выполняемых технических проектов;
  • участвовать в разработке нормативно-правовой базы, текущей документации, касающейся всех аспектов деятельности пожарной службы: оперативного, руководящего, организационного и тактического.
  • создавать и внедрять программы, определяющие соответствующие условия технической составляющей, нормативных стандартов в ходе обеспечения противопожарной безопасности.

Учеба в колледже по специальности «Пожарная безопасность»

Не только в вузе можно получить специальность «Пожарная безопасность». В колледже студенты могут получить профессиональное образование, поступив в одно из учебных учреждений на базе полного образования или имея лишь базовый уровень. Получив квалификацию техника по диплому, выпускник приобретет множество необходимых для дальнейшего осуществления трудовой деятельности знаний и навыков.

После колледжа техник по специальности «Пожарная безопасность» уже будет научен работать в команде, поддерживать связь и коммуникацию с коллегами, находящимися непосредственно в зоне возгорания. Кроме того, выпускник среднего специального учебного заведения должен самостоятельно организовывать собственную деятельность и принимать ответственные решения как в ординарных ситуациях, так и в тех, что носят нестандартный характер.

Высшее образование в данной сфере

Повысить свою квалификацию и получить диплом об оконченном высшем образовании выпускник колледжа может, поступив в один из российских университетов, где есть подготовка по направлению «Пожарная безопасность» (специальность). Вузы в Москве, в которых можно пройти данную подготовку, пользуются популярностью среди абитуриентов, поскольку на протяжении многих лет эти учреждения смогли доказать свою конкурентоспособность и возможность создания настоящих профессионалов, востребованных на современных рынках труда. Среди самых успешных российских вузов:

  • Академия государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Академия гражданской защиты МЧС России.
  • Московский государственный университет технологий и управления им. (Первый казачий университет).

Кем можно работать по завершении учебы?

После того как человек получил специальность «Пожарная безопасность», кем работать он уже точно знает. Выпускник колледжа или ведущего московского вуза может выполнять аварийно-спасательные работы. Однако здесь все зависит не только от диплома об образовании. Уровень физической подготовки, скорее всего, основной фактор.

Выпускники вузов нередко становятся государственными служащими, в компетенцию которых входит осуществление надзора за вверенными им территориями.

Работа в пожарной безопасности для женщин

Кстати, такая работа по силам даже представительницам слабого пола, прошедшим обучение по курсу «Пожарная безопасность». Специальность девушки могут постичь без труда, поскольку именно это вид занятости не связан с силовой деятельностью. Немаловажная роль принадлежит и пожарным инспекторам. Несмотря на то что они не бросаются в опасность с головой, на их плечи возложена обязанность регулярного сотрудничества с населением. Проведение превентивных, обучающих мероприятий, инструктажей, бесед и лекций со школьниками, студентами и др. - залог повышения образовательного уровня населения в вопросах пожарной безопасности.

Своими корнями уходит еще во времена Древнего Египта, где существовали профессиональные бригады, занимавшиеся тушением пожаров. Кроме того, государственные службы борьбы с пожарами существовали в Древнем Риме во времена правления императора Августа.

Сегодня представители этой профессии, как правило, по сигналу «Тревога» садятся в машины и следуют к месту, где случился пожар . Обычно время с момента отправления машин до прибытия в точку чрезвычайного происшествия составляет 5 минут. По приезде на место пожарные действуют по ситуации: занимаются эвакуацией людей, разворачивают пожарные рукава и выводят брандспойты на пути огня. После полной ликвидации пожара бригада возвращается в пожарную часть.

Однако специфика такой работы заключается не только в непосредственном тушении пожаров. Профессия пожарный подразумевает регулярные проверки исправности техники и другого оборудования . Также представители этой профессии систематически проводят тренировки , чтобы не утратить профессиональные навыки.

Что же касается личных качеств, то профессия пожарный требует от человека прежде всего крепкого здоровья и наличия хорошей физической подготовки . Также представитель этой профессии должен быть выносливым, так как вес обмундирования пожарного может достигать 30 килограмм. Кроме того, с этим весом необходимо спускаться по специальному шесту к машине, маневрировать и очень быстро передвигаться во время пожара.

Каждый пожарный обязан знать необходимые правила по оказанию первой медицинской помощи, обладать крепкой психикой и высоким уровнем стрессоустойчивости . Дело в том, что события при пожаре зачастую развиваются непредсказуемо: не всегда удается спасти всех пострадавших, что необходимо пережить.

В обязанности любого пожарного входят умение пользоваться различным спасательным оборудованием, умение работать на высоте , а также знание и соблюдение правил техники безопасности .

Профессия пожарный подразумевает прежде всего риск своей жизнью ради спасения чужих .

Осваивать эту профессию рекомендуется ответственным, смелым и решительным людям, имеющим твердый характер, хорошую координацию движений, силу воли и развитую реакцию. Выучиться на пожарного можно в академиях МЧС или в специализированных пожарно-спасательных колледжах , где основные занятия посвящены физической подготовке и изучению различного оборудования.

Пожарных можно встретить только в пожарных частях и их подразделениях. Карьерные перспективы у представителей этой профессии такие же, как у военных: занятие командирских должностей и рост званий. Также нужно отметить, что пожарные могут награждаться премиями за спасение людей или отличное несение службы. Выпускники высших учебных заведений со временем могут стать членами экспертных комиссий , занимающихся расследованиями происхождения возгораний, или экспертами по пожарной безопасности. Учитывая то, что пожарные части относятся к структурам, которые финансируются государством, можно сказать, что заработные платы там невысокие.

Напоследок стоит отметить, что пожарные часто обижаются, если их называют пожарниками . Дело в том, что раньше это слово подразумевало вовсе не борцов с огнем. Так называли воров, совершающих кражи во время пожаров, и лжепогорельцев, прикидывающихся пострадавшими от огня, чтобы вызвать сострадание и получить материальную помощь.


ПОЖАРНИК



Тревожный номер «ноль один»,

Ты не останешься один.

Гудят пронзительно сирены –

Начало дня пожарной смены:

Необходимо им спешить

Пожар опасный потушить.

С. Васильева

Пожарник – работник пожарной охраны.

Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

Пожарище – место, где был пожар.

Краткая характеристика профессии

Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же – неосторожное обращение с огнем.

Когда речь идет о лесном пожаре или о пожаре жилых домов и общественных заведений, то в бой со стихией вступают отважные профессионалы – пожарные или, как их сейчас принято называть, спасатели МЧС. Есть такие люди, у которых призвание – спасать и защищать других. Такие люди и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть опасности в глаза.

Профессия пожарного – одна из важнейших в современном обществе. Телефон 01 наизусть знает каждый ребенок. Многим людям за всю жизнь так и не понадобится помощь пожарных, но зато для многих других эти самые защитники спасают их от смерти в чрезвычайных ситуациях. В каждом городе и даже поселке есть своя бригада спасателей, так как пожары бывают везде, и тушить их должны профессионалы.

Огонь – это для людей тепло, пища, уют еще с древних времен, но огонь – это вместе с тем сильная и страшная стихия, способная за короткое время в сухую погоду огромную территорию превратить в черную безжизненную пустыню. Задача пожарной службы – спасти в первую очередь людей, а потом – материальные ценности, постройки, леса, сельскохозяйственные угодья и т.п. Отважные люди тушат многоэтажные дома, заводы, а также мешают огню распространяться дальше. Без их подвигов число жертв пожаров и материальный ущерб имел бы катастрофические объемы в масштабах страны.

Сотрудник службы спасения обязательно должен быть храбрым и выносливым, иметь отличную физическую форму, обладать теоретическими знаниями и практическими навыками борьбы с огнем. Пожарник – не самая распространенная профессия, но она относится к разряду самых опасных в мире. Нередко эти люди сами становятся жертвами огня, с которым приехали бороться. Это благородная профессия, ведь не каждый согласится войти в горящее здание, которое вот-вот рухнет, в попытках спасти людей, которые еще не успели эвакуироваться из него.

История пожарного дела

Самые старые упоминания о профессиональных пожарных бригадах относятся к Древнему Египту. Позже в Риме император Август распорядился создать государственную службу борьбы с пожарами, сотрудники которой также были ночным полицейским патрулем.

В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 г., сказано о купцах (тех, кто курит табак): «Зажигальщику живота (жизни) не дать, казнить его смертной казнью». Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара.

Все постройки раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться. Тушить огонь было очень сложно, так как не было никакой пожарной техники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты. Но самое страшное – в огне гибли люди. Поэтому наказание было столь жестоким. Беду легче предотвратить, чем исправить последствия.

На территории нашей страны первую противопожарную бригаду создали в Москве в 1504 г. Но день пожарника отмечают 30 апреля, так как в этот день в 1649 г. царь Алексей Михайлович издал указ, определяющий состав обязанности пожарных бригад. 17 апреля 1918 г. был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнем».

С 1698 г. Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В 1803 г. Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.

При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 г. возник пожар, в атмосферу поднялось радиактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности – радиоактивного заражения – пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько минут по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни.

Рабочие инструменты пожарного

пожарная машина

защитный шлем

пожарный шланг

пожарный щит

огнетушитель

лестница

Причины пожара

Мы вчера ходили в лес,

Ну а ночью он исчез.

Так от нашего костра

Целый лес сгорел дотла.

Неосторожное обращение с огнем в лесу

Если спички в руки взял,

Сразу ты опасным стал –

Ведь огонь, что в них живет,

Много бед всем принесет.

Шалости детей с огнем и спичками

Будь осторожен с утюгом,

Чтоб он не стал твоим врагом.

Небрежное использование бытовых нагревательных приборов

Не суши белье над газом –

Все сгорит единым разом!

Неправильная эксплуатация

газовых приборов

Когда без присмотра оставлена печь,

Один уголек целый дом может сжечь.

Неисправность печей

и дымоходов

Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В этой комнате получишь!

Нарушение противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки

Общие правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций

Пусть знает каждый гражданин

пожарный номер – «01»!

Пожары от детской шалости с огнем происходит там, где дети остаются одни. Подражая взрослым, они зажигают спички и разводят костры, курят, разжигают печи, включают электроприборы. Но бывает и так, что родители сами поручают детям разжигать отопительные и нагревательные приборы.

В результате такого беззаботного отношения к мерам пожарной безопасности, происходят пожары, иногда сопровождающиеся тяжелыми последствиями.

Не поддавайтесь панике. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных и других людей.

Немедленно звоните по телефону «01» при первой жевозможности. При сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Говорите коротко и понятно. В сообщение необходимо сказать:

что случилось;

место, где это произошло (адрес, ориентир);

если вы очевидец, оставайтесь на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников милиции.

Окажите первую доврачебную помощь пострадавшему, если вы оказались поблизости. Своевременное оказание ему первой помощи позволит снизить тяжелые последствия.

Выполняйте рекомендации специалистов: спасателей, пожарных, сотрудников милиции, медработников. Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов).

Создавайте условия для работы спасателей, пожарных :

пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской;

не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону.

История современной спички

Спичка! Маленькая деревянная палочка с коричневой головкой. Чиркнешь – и загорится огонь – то божество, которому поклонялись издревле люди. Его берегли как зеницу ока. Древние люди научились добывать огонь трением деревянных палочек друг о друга. Этим способом мы получаем его и сейчас, когда чиркаем спичкой о коробку.

Спичка – изобретение молодое. Первая спичечная фабрика была открыта всего 150 лет назад. К концу XVII века были сделаны первые попытки создать «химическое огниво». Головки у спичек были:

из бертолетовой соли; их обмакивали в серную кислоту, и они загорались;

из стекла, это так называемые «Спички Прометея»; у них была стеклянная головка, в которой находилась кислота; снаружи шарик был покрыт воспламеняющейся смесью. Стоило раздавить шарик специальными щипчиками – и бумага, в которую спичка была завернута, загоралась;

из фосфорной массы; стоило чиркнуть, как головка взрывалась и разлеталась, словно маленькая граната, и оставался противный запах тухлых яиц, так как в состав фосфорной массы входила сера.

Шли годы, путем долгих опытов немецкий ученый Беттгерд нашел совмещенный способ, смешав бертоллетову соль и сернистую сурьму. Так родились безопасные спички. Их производили в Швеции.

Как изготовляют спички сейчас? Из осиновых бревен нарезают соломку, пропитывают специальным раствором, чтобы спичка, потухнув, не тлела. Один конец обмакивают в зажигательную массу, просушивают и укладывают в коробочку.

Первую машину для изготовления спичечной соломки изобрел русский ученый А.А. Мусин-Пушкин. Но был в России период, когда спички попали в опалу. Их винили в участившихся пожарах из-за доступности зажигающих средств. Были закрыты спичечные фабрики и запрещен ввоз спичек из-за границы.

Мы пользуемся только хозяйственными спичками. Но есть и специальные спички для моряков и охотников. Они не гаснут, как простая спичка, при ветре, дожде и шторме. Есть спички сигнальные, дающие полуметровое пламя красного, синего или зеленого цвета. А чтобы удобно было разжигать камин, применяют каминные спички длиной в 20 см.

Говорят, жалко тратить много дерева на спички, экономнее зажигалки. Однако, судя по всему, деревянная палочка с аккуратной головкой, способной быстро и без проблем доставать огонь, еще долго прослужит людям.

Вопросы и ответы

Что такое горение?

Научный термин для обозначения сжигания – «горение». Известно множество видов горения, но в большинстве случаев все очень просто. Кислород из воздуха должен вступать во взаимодействие с каким-либо материалом, который может гореть. Кислород распространен в природе. В окружающем воздухе его содержится примерно 21% . Кислород всегда готов поддержать начавшийся процесс горения.

Для того чтобы процесс горения начался, помимо кислорода необходимо наличие «горючих» материалов. Горючие материалы называют «топливом». Это дерево, уголь, кокс, керосин, газ и др.

При медленном горении, если выделяемое тепло не попадает в воздух, температура может достичь такого уровня, когда начинается возгорание. Это называется «спонтанным возгоранием». Оно может начаться в куче промасленных тряпок, оставленных в закрытых помещениях. Масло медленно окисляется, становится теплым, начинает тлеть и загорается.

Почему горячие предметы вызывают ожог?

Мы все испытали на себе, что огонь и горячие предметы вызывают болезненное ощущение. Ребенок этого пока не знает – и получает ожог, получает урок на собственном опыте.

В горячем утюге атомы вибрируют с огромной частотой – возможно, до миллиона колебаний в секунду! Если дотронуться до утюга кончиком пальца, мы почувствуем боль, так как быстро движущиеся частицы заставят молекулы нашей кожи также двигаются резко и быстро. Это быстрое движение вы почувствуете в виде боли – вот почему горячие предметы обжигают.

Что такое очаг?

Очаг был для первобытного человека первой печью, согревавшей его и готовившей для него пищу, он ценил его больше всего. Вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены, а потом и дверь, – словом, строить дом. Со словом «очагом» и теперь ассоциируется родной дом, теплота отношений близких людей.

Когда в доме появилась различная утварь – кровать, стол, подобие шкафа, – очаг, разведенный на полу, перестал устраивать человека. Он построил для него отдельный домик с окошечком и дверцей. Так получилась печь. Первые печи появились еще в каменном веке. Их выкладывали из глины и булыжника. У них не было ни дымохода, ни трубы, дым шел в отверстие в крыше прямо из дома. Лишь к началу нашей эры появились печи и камины с дымовыми трубами.

Плиты и камины – изобретение Европейское, а на Руси искони клали печи большие – в пол-избы. Она и кухня, и хлебопекарня, и источник тепла, и отличный диван с подогревом. Прогревшиеся кирпичи ровным теплом успокаивают, снимают боль, ломоту, озноб.

европейский камин

русская печь

Отрывки из литературных произведений о пожаре и пожарных

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

«Эй, пожарные бегите!

Помогите, помогите!»

К. Чуковский. «Путаница»

Ехал один гражданин по Москве –

Белая кепка на голове, –

Ехал весной

На площадке трамвая,

Что-то под грохот колес напевая…

Вдруг он увидел –

Напротив, в окне

Мечется кто-то в дыму и огне.

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там из окошка сквозь огненный дым

Руки ребенок протягивал к ним.

С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом.

С. Михалков. «Дядя Степа»

Словечко за словечком –

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожег ковер.

Еще одно мгновенье –

И легкий огонек

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол

И разлетелся роем

Золотокрылых пчел.

С. Маршак. «Кошкин дом»

… И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджарились на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

Ш. Перро. «Спящая красавица»

… Раз как-то вечером сидел солдат в своей коморке. Совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню – дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца.

Г.-Х. Андерсен. «Огниво»

… В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру.

Л. Лагин. «Старик Хоттабыч»

…Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:

– Живо! Садись завтракать.

Они видели дымок костра у корней старой сосны, но и им в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер.

А. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино»

…Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда, и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом.

В. Гауф. «Карлик Нос»

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах, и их нельзя вытащить, потому что от испуга они спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные тогда послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к девочке и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее – не обгорела ли она, но Боб рвался опять в дом.

Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Л. Толстой

Не шали с огнем!

Огонек всегда такой:

И хороший и плохой:

Он и светит, он и греет,

И проказничать умеет.

Чайник все кипел, кипел

И весь выкипеть успел.

И от злости поволок

Черный дым на потолок.

Трое маленьких зайчат

С огоньком сидят, шалят.

Им, зайчатам невдомек,

Что опасен огонек.

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Не разумно и смешно.

Надо закрывать окно.

У окна, – сказала мать, –

Калорифер не включать!

Поздно, – зайка говорит, -

Занавеска-то горит!

Взгляд лесничего суров:

Здесь не место для костров!

Погасить велел костер

И закончил разговор.

Возле газовой плиты

Расшалились – жди беды.

Лучше даже и не стой

Перед газовой плитой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться.

И огня не разжигай

Там, где зреет урожай.

Каждый знает, что утюг

Добрый, но серьезный друг.

Тот, кто с утюгом знаком,

Не играет с утюгом.

Сено вспыхнет непременно

От соседа огонька...

А не дашь Буренке сена –

Не получишь молока.

Кто науку изучает,

Так приборы не включает:

Перегретая розетка

Загорается нередко.

Д. Лапина, П. Юрциньш

Побежал, как ручеек,

В сухой травке огонек.

Разве скажет кто-нибудь

Где он свой закончит путь?

Загадки

В два ряда дома стоят:

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят.

(Улица)

Защищу я от огня

В комнате, машине,

Лишь нажмите мой рычаг.

Я ….(Огнетушитель)

Все такие добряки -

Раздают всем огоньки.

(Спички )

То назад, то вперед,

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

(Утюг)

С огнем бороться мы должны,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Ответь скорее, кто же мы?

(Пожарники)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода)

Но если захочу,

Щелкну раз – и день включу.

(Выключатель)

Спят мирно дочки

У папы в домочке,

Сон у тихонь – в головках огонь.

(Коробок и спички )

Это бедствие – огонь, дым и жар.

Называется... (Пожар)

Пословицы и поговорки

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.

Огонь маслом заливать - лишь огня добавлять.

От маленькой искры большой пожар бывает.

Огонь воды боится.

Нет дыма без огня

Из огня да в полымя.

Доскажи словечко

Выпал на пол уголек:

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (водой)

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те …(отнять)

Викторина «Чего делать нельзя»

    Какие вещи разрешается развешиваться на электропроводах?

    Какие гвозди можно забивать между проводами?

    Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?

    Какими обоями разрешается оклеивать провода?

    В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?

    С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?

На все эти вопросы ответ отрицательный. Ничего этого делать нельзя!

Кроссворд «Пожар в квартире»

По горизонтали:

1. Накормишь – живет, напоишь – умрет.

2. Объект, притягивающий вора.

4. Родился в печке,

Завился в колечки,

Сплясал трепака

И ушел в облака.

5. В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд,

И квартирными глазами

Друг на друга глядят.

6. Защищу я от огня

В комнате, машине,

Лишь нажмите мой рычаг.

Я – ….

По вертикали:

1. Болезненное состояние, вызванное попаданием в организм вредных и ядовитых веществ.

3. В деревянном домике

Проживают гномики

Все такие добряки –

Раздают всем огоньки.

4. Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят.

5. То назад, то вперед

Ходит, бродит пароход.

Остановишь – горе,

Продырявит море.

Ответы:

По горизонтали: 1. Огонь. 2. Квартира. 4. Дым. 5. Улица. 6. Огнетушитель.

По вертикали: 1. Отравление. 3. Спички. 4. Дверь. 5. Утюг.

Вопросы для самопроверки

1. Почему профессия пожарного считается опасной для жизни и здоровья?

2. Каковы причины пожаров?.

3. В чем смысл пословицы «От маленькой искры большой пожар бывает»?

4. Как до изобретения спичек люди разжигали огонь?

5. Когда появились спички?

ЛИТЕРАТУРА

Алёнкина, О.А. Профессионально-трудовая социализация молодежи / О.А. Алёнкина, Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2009.

Алёнкина, О.А. Профильное обучение в коррекционной школе // Модернизация управления образовательным учреждением / О.А. Алёнкина [и др.]; под ред. В.В. Серикова, Т.В. Черниковой. – М.: АПК и ППРО, 2004. – С. 73–79.

Булычева, Н.А. Особенности профессионального выбора выпускников классов коррекции / Н.А. Булычева // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 2 (4).

Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

Пословицы, поговорки, загадки народов России /сост. М.П. Филипченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 378 с. – (Мудрость тысячилетий).

Черникова, Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников / Т.В. Черникова. – М.: Глобус, 2006.

Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление / С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М. : Педагогика, 1987.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 1. А-Ж /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 2. З – О /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 503.

Что такое. Кто такой: детская энциклопедия. В 3 т. Т. 3. П – Я /сост. В.С. Шергин, А. И. Юрьев. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2007. С – 519

Шалаева Г.П., Большая книга профессий/Г.П. Шалаева. – М.: АСТ: СЛОВО: Полиграфиздат, 2010. – 240с.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Изобретения. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1999.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные. – М.: ООО Фирма «Издательство АСТ»; 1997.

1000 загадок. Для детей 3-6 лет. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. – 240с. – Серия «Программа развития и обучения дошкольника.

Рисунки: Абуткина Н.Ю., Алёнкина О.А., Алёнкина О.М.



 

Возможно, будет полезно почитать: