Архиепископ Аверкий: Недея Ваий, Страстная седмица. Неделя ваий в песнопениях церкви

; ; Этот празд-ник на-зы-ва-ет-ся Неде-лей ва-ий (вет-вей), Неде-лей цве-то-нос-ной, а в про-сто-ре-чии у рус-ских так-же Верб-ным вос-кре-се-ньем от обы-чая освя-щать в этот день паль-мо-вые вет-ви, за-ме-ня-е-мые у нас вер-ба-ми.

На-ча-ло празд-ни-ка вос-хо-дит к глу-бо-кой древ-но-сти. Пер-вое ука-за-ние на празд-ник - в III ве-ке при-над-ле-жит свя-то-му , епи-ско-пу Па-тар-ско-му († 312), оста-вив-ше-му по-уче-ние на этот день. В IV ве-ке празд-ник, как сви-де-тель-ству-ет свя-той , со-вер-шал-ся весь-ма тор-же-ствен-но. Мно-гие из свя-тых от-цов IV в. оста-ви-ли свои по-уче-ния на этот празд-ник. В VII-IX вв. свя-тые , и Иосиф Сту-ди-ты, а так-же им-пе-ра-тор ви-зан-тий-ский Лев Фило-соф, Фе-о-фан и Ни-ки-фор Ксан-фо-пул про-сла-ви-ли празд-ник пес-но-пе-ни-я-ми, ко-то-рые и ныне по-ет Пра-во-слав-ная Цер-ковь.

В суб-бо-ту сед-ми-цы Ва-ий Цер-ковь вос-по-ми-на-ет чу-до вос-кре-ше-ния Ла-за-ря, по-это-му суб-бо-та на-зы-ва-ет-ся Ла-зо-ре-вой. Вос-кре-ше-ние Ла-за-ря Цер-ковь про-слав-ля-ет как до-ка-за-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы Иису-са Хри-ста и как удо-сто-ве-ре-ние в вос-кре-се-нии Хри-ста и в об-щем вос-кре-се-нии всех умер-ших, что и вы-ра-жа-ет-ся в тро-па-ре празд-ни-ка (глас 1-й): «Об-щее вос-кре-се-ние преж-де Тво-ея стра-сти уве-ряя, (т.е. удо-сто-ве-ряя), из мерт-вых воз-двигл еси Ла-за-ря, Хри-сте Бо-же. Тем-же и мы, яко от-ро-цы (ев-рей-ские) по-бе-ды зна-ме-ния но-ся-ще. Те-бе по-бе-ди-те-лю смер-ти во-пи-ем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во имя Гос-подне».

Ла-за-ре-ва суб-бо-та и Верб-ное вос-кре-се-нье слу-жат пе-ре-хо-дом от Че-ты-ре-де-сят-ни-цы к .


Ла-за-ре-ва Суб-бо-та. Неде-ля Ва-ий

Ма-рия Сер-ге-ев-на Кра-со-виц-кая

Страст-ная и Пас-халь-ная сед-ми-цы об-ра-зу-ют центр бо-го-слу-жеб-но-го го-да. Они яв-ля-ют-ся тем вре-ме-нем в жиз-ни Церк-ви, ко-то-рое пред-ва-ря-ет-ся дол-гой и се-рьез-ной под-го-тов-кой - Ве-ли-ким по-стом. По-след-няя, 6 сед-ми-ца Ве-ли-ко-го по-ста име-ет осо-бое на-зва-ние - «сед-ми-ца ва-ий». Все дни ее от по-не-дель-ни-ка до пят-ни-цы име-ют та-кое опре-де-ле-ние: «по-не-дель-ник ва-ий», «втор-ник ва-ий» и т.д. Эта сед-ми-ца по сво-е-му устро-е-нию, по со-дер-жа-нию бо-го-слу-же-ния ока-зы-ва-ет-ся устрем-лен-ной к Неде-ле ва-ий, или к то-му празд-ни-ку, ко-то-рый мы при-выч-но на-зы-ва-ем «Вхо-дом Гос-под-ним в Иеру-са-лим».

Бо-го-слу-же-ние этих дней от-кры-ва-ет пе-ред на-ми важ-ный прин-цип цер-ков-но-го Уста-ва. Уча-стие в цер-ков-ном бо-го-слу-же-нии не яв-ля-ет-ся про-сто вос-по-ми-на-ни-ем про-шед-ших со-бы-тий или со-зер-ца-ни-ем бо-го-слов-ских идей - все в устро-е-нии бо-го-слу-же-ния на-прав-ле-но на то, чтобы со-бы-тия, вос-по-ми-на-е-мые и празд-ну-е-мые Цер-ко-вью, бы-ли на-ми пе-ре-жи-ты по су-ще-ству, ста-ли фак-том на-шей жиз-ни, чтобы мы во-шли в ту ре-аль-ность, в ко-то-рую Цер-ковь нас стре-мит-ся вве-сти. До-сти-га-ет-ся это раз-ны-ми спо-со-ба-ми, а в сед-ми-цу ва-ий в те-че-ние 5 дней зву-чат пес-но-пе-ния, ко-то-рые за-став-ля-ют нас на-пря-жен-но ждать со-бы-тий кон-ца сед-ми-цы.

Эта сед-ми-ца долж-на при-ве-сти нас к двум осо-бен-ным празд-ни-кам - суб-бо-те Ла-за-ре-вой и Неде-ле ва-ий. В суб-бо-ту Ла-за-ре-ву празд-ну-ет-ся вос-кре-ше-ние пра-вед-но-го Ла-за-ря. Мы пом-ним, что Гос-подь вос-кре-сил че-ты-рех-днев-но-го мерт-ве-ца (). Он знал, что Ла-зарь бо-лел и умер, и, тем не ме-нее, слов-но на-роч-но мед-лил и не при-хо-дил в Вифа-нию, хо-тя дом пра-вед-ных Мар-фы и Ма-рии и их бра-та Ла-за-ря был тем до-мом, ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, Гос-подь ча-сто по-се-щал. И вот, зная о бо-лез-ни Ла-за-ря, его смер-ти и по-гре-бе-нии, Гос-подь при-шел, ко-гда тот уже 4 дня ле-жал во гро-бе. Все это пе-ре-жи-ва-ет-ся и яв-ля-ет-ся в бо-го-слу-же-нии. Упо-ми-на-ния об этом есть в бо-го-слу-жеб-ных текстах уже с пер-вых дней сед-ми-цы: «Вче-ра и днесь бо-лезнь Ла-за-ре-ва, сию бо Хри-сту яв-ля-ют срод-ни-цы…» - вче-ра и се-го-дня уже бо-ле-ет Ла-зарь, и Хри-стос об этом зна-ет, по-то-му что ему со-об-щи-ли род-ствен-ни-ки. Та-ким об-ра-зом, нас не про-сто ин-фор-ми-ру-ют, а во-вле-ка-ют в ход со-бы-тий. В сре-ду мы слы-шим: «Днесь изд-ше Ла-зарь», - се-го-дня умер Ла-зарь. И на-ко-нец: «Днесь Ла-зарь уме-рый по-гре-ба-ет-ся…» - вот уже по-ла-га-ет-ся во гроб. Та-ким об-ра-зом, про-сле-жи-ва-ют-ся все эта-пы, пред-ше-ству-ю-щее это-му ве-ли-ко-му чу-ду. А мы вме-сте с сест-ра-ми Ла-за-ря на-хо-дим-ся в ожи-да-нии Гос-по-да и недо-уме-ва-ем, по-че-му же Он не при-хо-дит. Эта сед-ми-ца ста-но-вит-ся пу-тем, ве-ду-щим к дню вос-кре-ше-ния Ла-за-ря.

Страст-ную сед-ми-цу и пред-ше-ству-ю-щие ей празд-ни-ки - Неде-лю ва-ий и суб-бо-ту Ла-за-ре-ву - нуж-но от-ли-чать от Ве-ли-ко-го по-ста. Свя-тая Че-ты-ре-де-сят-ни-ца - это вре-мя под-го-тов-ки, а Страст-ная - это уже не пост, а цель по-ста, то, к че-му мы го-то-ви-лись, и в чем мы долж-ны, под-го-то-вив-шись и по-тру-див-шись в ме-ру сво-их сил, участ-во-вать. В пя-ток ва-ий несколь-ко раз по-ет-ся та-кой текст: «Ду-ше-по-лез-ную со-вер-шив-ше че-ты-ре-де-сят-ни-цу…» т.е. уже окон-чив вре-мя св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы, ко-то-рая долж-на бы-ла при-не-сти поль-зу ду-ше, «… и Свя-тую сед-ми-цу стра-сти Тво-ея про-сим ви-де-ти, Че-ло-ве-ко-люб-че». В пят-ни-цу на сед-ми-це ва-ий св. Че-ты-ре-де-сят-ни-ца кон-ча-ет-ся; мы уже сто-им в пред-две-рии Страст-ной сед-ми-цы.

В Ве-ли-ком По-сту 6 сед-миц, но суб-бо-ты и вос-кре-се-нья не яв-ля-ют-ся пост-ны-ми дня-ми - не в том смыс-ле, что от-ме-ня-ет-ся те-лес-ное воз-дер-жа-ние, а в том, что устро-е-ние бо-го-слу-же-ния со-всем дру-гое: в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье со-вер-ша-ет-ся пол-ная ли-тур-гия, со-вер-ша-ет-ся Та-ин-ство Ев-ха-ри-стии. Что ка-са-ет-ся еды, то в суб-бо-ту и вос-кре-се-нье все-гда ослаб-ле-ние по-ста на елей, и та-ким об-ра-зом суб-бо-та и вос-кре-се-нье не вхо-дят в чис-ло дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. Итак, 6 сед-миц и в каж-дой по 5 дней, все-го по-лу-ча-ет-ся 30 пост-ных дней, а ведь мы го-во-рим о св. Че-ты-ре-де-сят-ни-це. Здесь на-до ска-зать, что идея пред-пас-халь-но-го по-ста су-ще-ству-ет с древ-ней-ших вре-мен и яв-ля-ет-ся апо-столь-ским уста-нов-ле-ни-ем, од-на-ко ис-чис-ле-ние дней св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы пре-тер-пе-ло очень зна-чи-тель-ные из-ме-не-ния. Так, на Пра-во-слав-ном Во-сто-ке до IX ве-ка не бы-ло един-ства в опре-де-ле-нии пе-ри-о-да св. Че-ты-ре-де-сят-ни-цы. По-нят-но, по-че-му Че-ты-ре-де-сят-ни-ца но-сит та-кое на-зва-ние - ведь свв. От-цы по-ста-но-ви-ли упо-до-бить свой пост по-сту Гос-по-да, Ко-то-рый 40 дней пре-бы-вал в пу-стыне, но вот устро-е-ние это-го по-ста ока-за-лось до-воль-но труд-ным. Пред-пас-халь-ный пе-ри-од мог со-сто-ять как из 7, так и из 8 сед-миц: от на-ча-ла По-ста до дня Пас-хи мог-ло быть как семь, так и во-семь недель. На-ша сыр-ная сед-ми-ца (как мы зна-ем, за-го-ве-нье на мя-со про-ис-хо-дит уже за неде-лю до по-ста) от-ме-че-на мно-ги-ми чер-та-ми ве-ли-ко-пост-но-го бо-го-слу-же-ния и яв-ля-ет-ся по-лу-пост-ной сед-ми-цей. Это и есть оста-ток то-го вось-ми-не-дель-но-го пред-пас-халь-но-го по-ста, ко-то-рый су-ще-ство-вал на Во-сто-ке. Про-дол-жи-тель-ность его ва-рьи-ро-ва-лась по-то-му, что по-сто-ян-но стре-ми-лись при-ве-сти чис-ло дней по-ста к 40 дням. Но осу-ще-ствить это в пол-ной ме-ре так и не уда-лось: несмот-ря на все по-пыт-ки при-ве-сти чис-ло пост-ных дней к 40, это уда-ет-ся лишь це-ной неко-то-рых на-тя-жек и вы-гля-дит несколь-ко на-ду-ман-но.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва по сво-е-му бо-го-слу-жеб-но-му устро-е-нию яв-ля-ет-ся со-вер-шен-но осо-бен-ным, ни на что не по-хо-жим днем. На-ка-нуне в пят-ни-цу, как и во все пят-ни-цы Ве-ли-ко-го по-ста, со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Пре-ждео-свя-щен-ных Да-ров. По-сколь-ку эта ли-тур-гия все-гда слу-жит-ся на ве-черне, на-чи-на-ет-ся ве-чер-ней, суб-бо-та Ла-за-ре-ва на-чи-на-ет-ся уже в пя-ток ве-че-ра. На при-хо-дах Пре-ждео-свя-щен-ную слу-жат в пят-ни-цу с утра, и это уже яв-ля-ет-ся на-ча-лом бо-го-слу-жеб-но-го дня Ла-за-ре-вой суб-бо-ты. С это-го дня от-ла-га-ет-ся бо-го-слу-же-ние по Ми-нее до по-не-дель-ни-ка Фо-ми-ной сед-ми-цы. Лег-ко по-нять, что это не яв-ля-ет-ся ка-ким-то фор-маль-ным уста-нов-ле-ни-ем, а в этом за-клю-че-но ука-за-ние на то, что ни-ка-кое про-слав-ле-ние свя-тых сей-час уже неумест-но - на-сту-пил та-кой пе-ри-од, ко-гда все со-сре-до-то-че-но на од-ном, по-это-му все бо-го-слу-же-ние в этот пе-ри-од осу-ществ-ля-ет-ся толь-ко по Три-о-ди. Ис-клю-че-ние со-став-ля-ет празд-ник Бла-го-ве-ще-ния Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, ко-то-рый обя-за-тель-но празд-ну-ет-ся, на ка-кой бы день Страст-ной или Свет-лой сед-ми-цы он ни при-шел-ся в этом го-ду.

Суб-бо-та Ла-за-ре-ва и сле-ду-ю-щая за ней Неде-ля ва-ий до неко-то-рой сте-пе-ни яв-ля-ют-ся еди-ным празд-ни-ком: они име-ют об-щий тро-парь, по-свя-щен-ный со-бы-ти-ям этих двух дней. Кро-ме то-го, неко-то-рые ча-сти вос-крес-но-го бо-го-слу-же-ния, ко-то-рое невоз-мож-но со-вер-шать в Неде-лю ва-ий, т.к. это Гос-под-ский дву-на-де-ся-тый празд-ник, пе-ре-не-се-ны на суб-бо-ту.

Итак, утре-ня, со-вер-ша-е-мая в суб-бо-ту Ла-за-ре-ву, со-дер-жит несколь-ко вос-крес-ных тек-стов - тех, ко-то-рые при обыч-ном по-ряд-ке бо-го-слу-же-ния по-ют-ся толь-ко в вос-крес-ный день и яв-ля-ют-ся непре-мен-ной ча-стью вос-крес-но-го все-нощ-но-го бде-ния. Так, по-сле 17 ка-физ-мы по-ют-ся зна-ко-мые вос-крес-ные тро-па-ри по Непо-роч-нех Ан-гель-ский со-бор уди-ви-ся . Но что еще бо-лее уди-ви-тель-но - в Ла-за-ре-ву суб-бо-ту по-ет-ся Вос-кре-се-ние Хри-сто-во ви-дев-ше - тот текст, ко-то-рый мы по-ем толь-ко по вос-крес-ным дням и в пе-ри-од празд-но-ва-ния Пас-хи. Суб-бо-та Ла-за-ре-ва - это день, ко-гда мы уве-ря-ем-ся во все-об-щем вос-кре-се-нии «преж-де стра-стей» Хри-сто-вых, и еще преж-де Его вос-ста-ния ви-дим Вос-кре-се-ние Хри-сто-во в вос-кре-ше-нии Ла-за-ря. По-сле пе-ния ка-но-на воз-гла-ша-ют-ся сти-хи «Свят Гос-подь Бог наш» - это текст вос-крес-ной служ-бы. Хва-лит-ные сти-хи-ры по-ют-ся на 8, как в неде-лю, а их Бо-го-ро-ди-чен «Пре-бла-го-сло-вен-на еси, Бо-го-ро-ди-це Де-во…» взят из вос-крес-ной служ-бы. За пред-пи-са-ни-я-ми Уста-ва сто-ит стрем-ле-ние явить нам со-дер-жа-ние со-бы-тия и его ис-тин-ный смысл. Служ-ба яв-ля-ет-ся по су-ти вос-крес-ной, и Ла-за-ре-ва суб-бо-та пред-вос-хи-ща-ет ра-дость Пас-хи. Бо-го-слу-жеб-ные тек-сты недву-смыс-лен-но сви-де-тель-ству-ют о вос-крес-ном ха-рак-те-ре бо-го-слу-же-ния это-го дня.

В ек-са-по-сти-ла-рии это-го дня, чи-та-е-мом на Сла-ву, и ныне зву-чат сло-ва ап. Пав-ла (), ко-то-рые мы ско-ро услы-шим в ли-ку-ю-щем Пас-халь-ном сло-ве Иоан-на Зла-то-уста: «Ла-за-рем тя Хри-стос уже раз-ру-ша-ет, смер-те, и где твоя, аде, по-бе-да? Вифа-нии плач ныне на те-бе про-став-ля-ет-ся; вси вет-ви по-бе-ды То-му при-не-сем». Этот текст яв-ля-ет нам един-ство Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Пас-хи, Ла-за-ре-вой суб-бо-ты и Неде-ли ва-ий.

На-по-ми-ная нам внеш-нюю кан-ву со-бы-тий, бо-го-слу-жеб-ные тек-сты вскры-ва-ют их глу-бин-ный бо-го-слов-ский смысл. Неко-то-рые оста-нав-ли-ва-ют-ся на сви-де-тель-стве о двух при-ро-дах Хри-ста - че-ло-ве-че-ской и Бо-же-ствен-ной. Так, си-нак-сарь пред-ва-ря-ет-ся та-ки-ми сти-ха-ми: «Ры-да-е-ши, Иису-се, сие смерт-на-го су-ще-ства; ожив-ля-е-ши дру-га Тво-е-го, сие бо-же-ствен-ныя кре-по-сти». То, что Ты, Гос-по-ди, опла-ки-ва-ешь Ла-за-ря, про-яв-ле-ние «смерт-но-го су-ще-ства», вос-кре-ше-ние дру-га - сви-де-тель-ство Бо-же-ствен-ной си-лы.

В день Ла-за-ре-вой суб-бо-ты со-вер-ша-ет-ся ли-тур-гия Иоан-на Зла-то-уста сво-им обыч-ным по-ряд-ком, но по-ет-ся не Три-свя-тое, а Ели-цы во Хри-ста кре-сти-сте-ся . По воз-гла-се Из-ряд-но о Пре-свя-тей… по-ет-ся за-до-стой-ник, хо-тя Ти-пи-кон о нем умал-чи-ва-ет.

Неде-ля Ва-ий, неде-ля цве-то-нос-ная, празд-ник Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим, а на Ру-си еще и Верб-ное вос-кре-се-нье - так на-зы-ва-ет-ся сле-ду-ю-щий день. В этот день не по-ем вос-крес-ных пес-но-пе-ний, не празд-ну-ем Вос-кре-се-ние Хри-сто-во, и на-до ска-зать, что та-кое по-стро-е-ние бо-го-слу-же-ния под-чи-ня-ет-ся об-щим пра-ви-лам: ес-ли дву-на-де-ся-тый Гос-под-ский празд-ник по-па-да-ет на вос-кре-се-нье, «вос-кре-се-но ни-что-же по-ем», т.е. вос-кре-се-нье не празд-ну-ет-ся, а толь-ко Гос-под-ский празд-ник. В ка-ком-то смыс-ле мож-но ска-зать, что вос-кре-се-нье пе-ре-не-се-но на суб-бо-ту Ла-за-ре-ву. Тро-парь празд-ни-ка об-щий с Ла-за-ре-вой суб-бо-той, од-на-ко, есть и вто-рой тро-парь Вхо-да Гос-под-ня в Иеру-са-лим; это един-ствен-ный Гос-под-ский празд-ник, име-ю-щий два тро-па-ря. Этот вто-рой тро-парь по-ка-зы-ва-ет нам осо-бен-ную чер-ту это-го со-бы-тия, зву-чит он так:

«Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш, без-смерт-ныя жиз-ни спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им, и вос-пе-ва-ю-ще зо-вем: осан-на в выш-них, бла-го-сло-вен гря-дый во Имя Гос-подне».

Здесь го-во-рит-ся от ли-ца всех, кто со-брал-ся в хра-ме: «Спо-греб-ше-ся Те-бе кре-ще-ни-ем, Хри-сте Бо-же наш», - вот мы кре-сти-лись и кре-ще-ни-ем сво-им мы Те-бе спо-греб-лись, мы умер-ли вме-сте с То-бой, Гос-по-ди, и бес-смерт-ной жиз-ни «спо-до-би-хом-ся Вос-кре-се-ни-ем Тво-им». Очень ин-те-рес-но, что здесь го-во-рит-ся не о празд-ну-е-мом со-бы-тии, а о та-ин-ствен-ном смыс-ле хри-сти-ан-ской жиз-ни. С этой же те-мой в Неде-лю ва-ий свя-за-на од-на сти-хи-ра; она по-вто-ря-ет-ся за служ-бу 7 раз, с уди-ви-тель-ным по-сто-ян-ством:

«Днесь бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха нас собра, и вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем: бла-го-сло-вен Гря-дый во Имя Гос-подне, осан-на в выш-них».

По-вто-ря-ет-ся этот текст, ко-неч-но, не по-то-му, что на про-тя-же-нии столь-ких ве-ков не на-шлось че-ло-ве-ка, ко-то-рый бы со-чи-нил еще шесть сти-хир, чтобы вос-пол-нить бо-го-слу-же-ние, а по-то-му что текст этой сти-хи-ры очень ва-жен. Зна-е-те, как ро-ди-те-ли вос-пи-ты-ва-ют ре-бен-ка: я же те-бе го-во-рил, и вче-ра го-во-рил, и се-го-дня опять го-во-рю; по-вто-ря-ет-ся то, что важ-но. На Гос-по-ди, воз-звах эта сти-хи-ра зву-чит под-ряд два ра-за, в этом же цик-ле она зву-чит на Сла-ву и на И ныне , на сти-ховне она по-ет-ся два ра-за и на утре-ни по 50 псал-ме. На-вер-но, имен-но на этот текст и сле-ду-ет об-ра-тить осо-бое вни-ма-ние. Здесь го-во-рит-ся о том, что Гос-подь со-брал нас в Церк-ви и объ-еди-нил бла-го-да-тью Свя-то-го Ду-ха. А даль-ше та-ин-ствен-ные сло-ва: «И вси, взем-ше Крест Твой, гла-го-лем». Обыч-но ведь го-во-рят о несе-нии сво-е-го Кре-ста, а как нам взять Крест Хри-стов? Долж-но быть, здесь го-во-рит-ся о го-ря-чем сер-деч-ном стрем-ле-нии все раз-де-лить с Гос-по-дом. Здесь го-во-рит-ся, что мы встре-ча-ем Его всем су-ще-ством: Гос-подь гря-дет на воль-ную страсть, и мы идем вме-сте с Ним, Этот текст очень лич-ный, он от-но-сит-ся лич-но к каж-до-му и в то же вре-мя объ-еди-ня-ет всех, ко-го «бла-го-дать Свя-та-го Ду-ха собра».

Служ-ба Неде-ли ва-ий - бден-ная, на ве-ли-кой ве-черне па-ри-мии и ли-тия, на утре-ни - по-ли-е-лей и празд-нич-ное окон-ча-ние, это по-ря-док обыч-но-го бде-ния. Неде-ля ва-ий при-ме-ча-тель-на так-же тем, что в этот день мы несем в храм рас-пус-ка-ю-щи-е-ся вет-ки вер-бы. В Ти-пи-коне не упо-ми-на-ют-ся ни ел-ки на Рож-де-ство, ни бе-рез-ки на Тро-и-цу, а вот в Неде-лю ва-ий по-ла-га-ет-ся освя-ще-ние ва-ий, и в очень важ-ном ме-сте служ-бы - по-сле Еван-ге-лия, по 50 псал-ме. Во вре-мя чте-ния 50 псал-ма со-вер-ша-ет-ся каж-де-ние огром-но-го пуч-ка ве-ток, ко-то-рые за-тем долж-ны раз-да-вать-ся бра-тии, но пе-ред этим про-из-но-сит-ся спе-ци-аль-ная мо-лит-ва на освя-ще-ние ва-ий и они окроп-ля-ют-ся свя-той во-дой (в Ти-пи-коне об окроп-ле-нии не го-во-рит-ся). И ко-гда бра-тия под-хо-дит це-ло-вать Еван-ге-лие, игу-мен каж-до-му да-ет эти вет-ки. Ко-неч-но, это долж-ны быть вет-ки фини-ко-вой паль-мы, но у нас паль-мы не рас-тут. В это вре-мя на Ру-си обыч-но толь-ко-толь-ко за-цве-та-ет вер-ба, по-это-му у нас это вос-кре-се-нье и по-лу-чи-лось Верб-ным. До-стой-но вни-ма-ния, что освя-ще-ние этих ве-то-чек со-вер-ша-ет-ся не пе-ред служ-бой и не по-сле служ-бы (где-то там, на за-двор-ках, ко-гда все уже рас-хо-дят-ся), оно со-вер-ша-ет-ся в са-мом цен-тре служ-бы, в са-мом ее серд-це. И игу-мен раз-да-ет бра-тии эти ве-точ-ки, чтобы сей-час, во вре-мя чте-ния ка-но-на каж-дый ося-зал их так, как ося-зал их на-род, от-ро-ки, встре-чав-шие Хри-ста. Этот мо-мент сви-де-тель-ству-ет от-нюдь не о «те-ат-раль-ной пыш-но-сти» бо-го-слу-же-ния, а о том, что празд-ник дол-жен вой-ти во все на-ше су-ще-ство - через зре-ние, слух, обо-ня-ние (ко-гда мы чув-ству-ем бла-го-уха-ние ка-диль-но-го ды-ма) и да-же ося-за-ние. Все на-ши те-лес-ные чув-ства, от-кры-тые для вос-при-я-тия этой выс-шей, ду-хов-ной ре-аль-но-сти, по-мо-га-ют нам при-бли-зить-ся к ней.

По де-вя-той пес-ни ка-но-на нет све-тиль-на. «Све-тиль-на не гла-го-лем, но абие: Свят Гос-подь Бог наш», - го-во-рит-ся в бо-го-слу-жеб-ных кни-гах.

Бо-же-ствен-ная ли-тур-гия в этот день со-вер-ша-ет-ся по чи-ну Иоан-на Зла-то-уста, на ней по-ют-ся празд-нич-ные ан-ти-фо-ны и воз-гла-ша-ет-ся вход-ный стих. Осо-бен-ность ее так-же в том, что по-ет-ся за-до-стой-ник, про-из-но-сит-ся празд-нич-ный от-пуст.

Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи,
в 6-е воскресенье Великого Поста.

В се четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них:
«Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют
:
«Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Сегодняшний день - торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.

История установления празднования:
Праздник Входа Господня в Иерусалим пришел на Русь в X веке, а христианской церковью отмечался уже в III веке. Другое название праздника - Вербное воскресение, или праздник ваий, напоминает нам о пальмовых ветвях, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима. Употребление ваий со светильниками, или в нашей традиции, верб относится к древним временам. Об этом упоминают свтт. Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский еще в IV веке. Верующие стоят на богослужении с освященными в храме веточками верб и зажженными свечами в руках, встречая невидимо грядущего Христа.

В преддверии Страстной седмицы, последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, нам явлено Царство Христово на земле - царство не могущества и силы, но всепобеждающей любви.

Иконография праздника: На молодом осле в Иерусалим въезжает Иисус Христос. Он обернулся к Своим ученикам, идущим за ослом. В левой руке Христа свиток, символизирующий священный текст завета, правой Он благословляет встречающих.

Навстречу Ему из ворот города вышли мужчины и женщины. За их спинами - Иерусалим. Это большой и великий город, высокие здания изображены тесно. Их архитектура указывает на то, что иконописец жил в окружении русских храмов.

Дети подстилают свои одежды под копыта осленку. Другие - ветви пальмы. Иногда в нижней части иконы бывают написаны еще две детские фигурки. Один ребенок сидит, подвернув и чуть приподняв ногу, над которой склонился другой малыш, помогающий вынуть занозу из ступни. Эта трогательная бытовая сценка, пришедшая из Византии, придает образу жизненность, но, тем не менее, нисколько не снижает пафоса происходящего. Одежды детей чаще всего белые, что символизирует их душевную чистоту и незлобивость.

Как обычно для русских икон, с мастерством и строгим изяществом выписаны одежды всех взрослых персонажей. За фигурой Христа вздымается в небо гора, изображенная традиционными символическими средствами.

Вход Иисуса Христа в Иерусалим - это акт его доброй воли, за ним последует искупление людских грехов великой жертвой, которая откроет людям вход в новую жизнь - вход в Новый Иерусалим.

Неделя Ваий

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона .
Тип христианский, церковный
Официально Неделя ваий
(по церковному уставу)
также Вербное воскресение
Значение воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке
Отмечается православными, католиками и многими протестантами
Дата 6-е воскресенье Великого поста , за неделю до Пасхи
В 2008 году 20 апреля (в православии)
16 марта (в католицизме)
В 2009 году 12 апреля (в православии)
5 апреля (в католицизме)
Празднование богослужение
Традиции освящение ветвей деревьев, в России - верб

в православии:
послабление в посте на рыбу;

Связан с Страстной седмицей и Пасхой

Вход Госпо́день в Иерусали́м , Неде́ля ва́ий , Ве́рбное воскресе́нье , Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini ) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи , то есть шестую Неделю Великого Поста .

Празднуемое событие

  • Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы, по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
  • Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречал народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна ! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! » (Ин. 12:12).
  • В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота , говоря «написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников » (Мф. 21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
  • После этого к Иисусу подходят слепые и хромые и он исцеляет их (Мф. 21:14).
  • Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.

Значение

Праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа , а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай .

Православие

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Католицизм

Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах - пальмовые, в северных - вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.

Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних , которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу . Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста . Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.

Народные традиции в России

В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти » - обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».

Простой народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы - средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.

Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).

Гимнография

В русской православной традиции

Тропарь , глас 1-й

О́бщее воскресе́ние / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко о́троцы победы зна́мения нося́ще, / Тебе Победителю смерти вопие́м: / оса́нна в вышних, / благословен Гряды́й во имя Господне.

Величание:"

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4-й:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,\ благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак , глас 6-й:

На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:\ благословен еси, грядый Адама воззвати.

В католицизме латинского обряда

Входное песнопение :
  • Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные и войдёт Царь славы!
  • Кто сей Царь славы? Господь сил, Он Царь славы.
  • Осанна в вышних! Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
Коллекта :

Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Ссылки

  • (статья в Православной энциклопедии)
  • Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим Православное чинопоследование богослужений

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Неделя Ваий" в других словарях:

    Вербное воскресенье Словарь русских синонимов. неделя ваий сущ., кол во синонимов: 1 вербное воскресенье (3) Словарь си … Словарь синонимов

    Вход Господень в Иерусалим Вход Господень в Иерусалим. Русская икона. Тип христианский, церковный Официально Неделя ваий (по церковному уставу) … Википедия

    Неделя ваий - Нед еля в аий (Вербное воскресенье) … Русский орфографический словарь

    Неделя ваий - (Вербное воскресение, или Вход Господень в Иерусалим) название праздника, относящегося к числу двунадесятых, произошло от обычая приносить в этот день в храм пальмовые ветви – вайи, которыми, по преданию, жители Иерусалима встречали Господа.… … Православная энциклопедия

    - (неделя) шестая неделя Великого поста или Вербная неделя. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 вербная неделя (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (неделя) см. Вербная неделя … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ваий Неделя - праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя – греч. «ветка») подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса Христа с пальмовыми ветвями (см. Ин. 12, 13). На Руси… … Православие. Словарь-справочник

    ВАИЙ НЕДЕЛЯ - см. Вход Господень в Иерусалим … Православная энциклопедия

Неделя Ваий

(Вход Господень в Иерусалим)

Тропарь: Общее воскресение

Второй, гл. 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, бессмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне.

Кондак, гл. 6 На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

На утрени

Величание: Величаем Тя, живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен грядый во имя Господне.

Прокимен, гл. 4: Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу.

На литургии

Антифон 1-ый: Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. Молитвами Б-цы…

Яко приклони ухо свое мне, и во дни моя призову. Молитвами Богородицы…

Объяшамя болезни смертныя, беды адовы обретошамя. Молитвами Богородицы…

Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. Молитвами Богородицы…

Слава… и ныне… Молитвами Б-цы…

Антифон 2-ой: Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. Спаси ны, Сыне Божий, восседый на жребя, поющия Ти: Аллилуиа.

Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Спаси ны…

Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. Спаси ны…

Молитвы моя Господеви воздам, пред всеми людьми Его. Спаси ны…

Слава… и ныне… Единородный Сыне…

Антифон 3-ий: Исповедайтеся Господеви: яко благ, яко во век милость Его.

Тропарь: Общее воскресение…

Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение…

Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскресение…

Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его. Общее воскр…

Входное: Благословен грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня, Бог Господь и явися нам.

Тропарь: Общее воскресение…

Слава: Спогребшеся Тебе крещением…

И ныне: Кондак: На престоле на небеси…

Прокимен, гл. 4:

Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Аллилуиа, гл. 1: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь.

Стих: Видеша вси концы спасение Бога нашего.

За Достойно: Бог Господь, и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен грядый во имя Господа, Спаса нашего.

Причастен: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

16. Лазарева Суббота. Неделя Ваий и Первые дни Страстной Седмицы. Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой - Великим постом. Последняя, 6-я седмица

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Зачем освящают вербу в Неделю Ваий? Иеромонах Иов (Гумеров)Богослужение последнего воскресения перед святой Пасхой посвящено вспоминанию важнейшего новозаветного события - торжественного входа в Иерусалим Иисуса Христа. Этот двунадесятый праздник был установлен в

Из книги Проповеди. Том 1. автора

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВАИЙ Празднуем мы ныне одно из самых великих событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его торжественный вход в Иерусалим.Надо, чтобы поняли все вы, каково значение этого праздника, чтобы поняли, каков смысл входа Господня в Иерусалим, ибо когда

Из книги Проповеди. Том 2 автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВАИЙ Иерусалим был переполнен народом, пришедшим отовсюду на великий праздник Пасхи. Из тысяч уст в уста передавалась весть об изумительном, никогда не слыханном чуде, совершенном Господом Иисусом Христом в недалекой Вифании. По единому слову Его воскрес и

Из книги Проповеди. Том 3. автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ВАИЙ Печать глубокого смирения и тихости лежала на преславном Входе Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Не было грома фанфар и труб, и только необыкновенные приветствия "Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне" оглашали воздух.Глубоко

Из книги Беседы автора Сербский Николай Велимирович

Неделя шестая Великого поста, ваий (цветоносная). Евангелие о разделении стада в присутствии Пастыря Ин., 41 зач., 12:1-18. Кто приносит в дом радость? Добрый гость. Кто приносит в дом еще большую радость? Друг дома.Кто приносит в дом наибольшую радость? Домовладыка,

Из книги Слова в Великий пост автора (Минятий) Святитель Илия

Слово в неделю Ваий. О святом Причащении «Осанна, благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев» (Ин. 12:13) Истребитель ада, победитель смерти, начальник жизни, Господь наш Иисус Христос воскресил четверодневного Лазаря. Когда же на другой день вошел в Иерусалим, весь

Из книги Принесем Тебе любовь нашу. Беседы во дни Великого Поста автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Слово в неделю Ваий. О почитании страстей Христовых «Осанна, благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев» (Ин.12:13) Когда я вижу, что Иисус Христос с такой честью, славой и торжеством вступает в Иерусалим, я со всей справедливостью могу думать, что Ему больше нечего

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Слово в неделю Ваий Буква убивает, а Дух животворит Ныне мы празднуем одно из самых великих событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа - Его торжественный вход в Иерусалим. В те дни этот город был полон народа, пришедшего отовсюду на великий праздник Пасхи. Он

Из книги Творения автора Медиоланский Амвросий

Неделя ваий В неделю шестую великого поста, называемую НЕДЕЛЕЮ ВАИЙ, празднуется ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ - царственное шествие Господа нашего и Спасителя на страдания и крестную смерть, «нас ради человек и нашего ради спасения». Пред Господом, как пред

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Слово в Неделю ваий Сегодня вы с большим, против обыкновенного, усердием собрались в церковь и с радостью держите в руках цветущие ветви. Поскольку не все из вас понимают смысл этого обычая, я почитаю нужным, для вашей душевной пользы, повторить читанное ныне Евангелие. В

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Оглашение 28 (86) <194> О нашем доблестнейшем житии, сказанное в Неделю ваий Отцы мои, братия и чада. Наступил радостный день (ибо постное время уже кончилось), и благословенны вы от Господа, что перенесли изнурение и зной воздержания, напряженное бдение, усиленное

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

Оглашение 116 <856> О том, что нам по прошествии Четыредесятницы не следует держать себя беззаботно, дабы не потерять приобретенных за это время добродетелей, а также о празднике Ваий и о страстях Спасителя Братия мои и отцы. В то время как состязающиеся в беге на стадиях

Из книги автора

Поучение 1-е. Вход Господень в Иерусалим (О значении ваий и возженных свечей в руках христианина) I. Вчерашняя всенощная, как вы знаете, братия, имела ту особенность, что, после чтения Евангелия, Св. Церковь благословляла ваии, или ветви древесные, молитвой и окроплением св.

Из книги автора

В Неделю Ваий Иерусалим был переполнен народом, пришедшим отовсюду на великий праздник Пасхи. Из тысяч уст в уста передавалась весть об изумительном, никогда не слыханном чуде, совершенном Господом Иисусом Христом в недалекой Вифании. По единому слову Его воскрес и вышел

Из книги автора

В Неделю ваий Печать глубокого смирения и тихости лежала на преславном Входе Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. Не было грома фанфар и труб, и только необыкновенные приветствия «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне» оглашали воздух.Глубоко

Вербное воскресенье. В 2012 году этот ключевой праздник постного календаря попадает на 8 апреля. Что это за день? Какие события мы вспоминаем? В очередной раз "Нескучный сад" попытался разобраться в этом вопросе.

Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент резьбы по мрамору на саркофаге Юния Басса. Рим. Середина IV века

Вербы воскресенья

Словосочетания «вербное воскресенье» вы не найдете ни в Постной триоди, на в Типиконе. В русской традиции этот день принято называть «Неделя ваий». Вайа - молодая ветвь финиковой пальмы. Чтение, разъясняющие смысл праздника, санаксарий из Триоди на этот день говорит, что «Вайа бо у евреев ветвь мягкая глаголется». По понятным причинам в наших широтах место финиковых ветвей заняли вербы - наши русские вестники весны и нового пробуждения мира от зимнего оцепенения. Так, что там, где написано «Неделя ваий», смело можем говорить «Вербное воскресенье». В Богослужении Вербного воскресенья вайи-вербы упоминаются многократно, практически во всех песнопениях. Во время утреннего богослужения Вербного воскресения, после чтения Евангелия, ветви кадятся, над ними читается молитва на освящение ваий, а затем раздаются верующим. Эти трогательные атрибуты и символически, и осязательно позволяют верующим проникнуть сквозь тысячелетия к событию, полному трепетного торжества и кажущейся нелогичности. Поэтому ветви верб - участники именно утренней части богослужения Вербного воскресенья, а не весеннее украшение квартир. Вне храма, вне нашего участия в богослужении они теряют свой символический смысл…


Вход Господень в Иерусалим. Страница кодекса из Россано (Италия). Середина VI века. Под изображением Входа в Иерусалим размещены полуфигуры четырех ветхозаветных пророков, указывающих на предсказанное ими событие. Россанский кодекс - это пергаментный манускрипт на греческом языке, содержащий текст Евангелия от Матфея и Евангелия от Марка

Торжество и печаль Вербного воскресенья

Тот же санаксарий начинается словами, способными вызвать священный трепет верующего и недоумение для стороннего наблюдателя: «Простерший небо словом, возсел на осленка, стремясь освободить смертных от безсловесия». То есть Тот, кто одним только словом Своим растянул для нас шатер небес, едет на ослике, животном отнюдь не торжественного вида. И Едущий в Вербное воскресенье на таком, по видимости невзрачном, существе, стремится освободить смертных от бессилия перед смертью.

Канва праздничного события Вербного воскресенья объясняется следующим образом. Многим стало известно о воскресении Лазаря. Одни, уверовали во Христа, другие - «иудейская сонмица» - решают Его непременно убить в праздник Пасхи. «И вот Тот, Кто небо имеет престолом, восседши на осленка, входит в Иерусалим. Отроки евреев, да и сами они постилали Ему одежды и срезанные ветви фиников, иные же, неся ветви в руках, провожали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Ветви финиковых пальм знаменовали победу Христа над смертью. Победителей в бою или на войне встречали с ветвями вечнозеленых растений. С одной стороны как победитель смерти Христос явился, когда воскресил Лазаря, с другой - Ему предстоит страдать, умереть и окончательно победить господствовавший над людьми закон смерти.

Уже с вайями - вербами Вербного воскресенья верующие поют на службе тропарь, песнопение, в котором сопрягаются торжество и печаль этого праздника: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». В Вербное воскресенье мы, словно те еврейские дети, встречавшие Христа в Иерусалиме, встречаем Его «победы знамения носящее», то есть с вербами, знаменами христовой победы над смертью, помня о воскресении Лазаря, которое уверяет нас в общем воскресении мертвых. Но все это - «прежде Твоея страсти». Христос едет на страдание и смерть. Вербное воскресенье - время, где одними дорогами ходят Божественная сила Христа и человеческое несовершенство, которое уже замыслило предать своего Бога. Из канона Вербного воскресенья мы слышим как Бог, сидящий в вышних на херувимах, грядет со славою, в то время, когда фарисеи («писменницы и священницы» иудеев) на уровне обыденного сознания («тщетным поучистеся») удивляются, кто это такой, кому дети воспевают Осанну. Другое песнопение Вербного воскресенья еще более подчеркивает невероятность происходящего: «На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». Иисус Христос одновременно на Небесном Престоле и на осленке, Его воспевают ангелы и земные дети. И хотя, как говориться в каноне, ноги непокорных (иудеев) скоры на пролитие Владычней крови, но Он воскреснет.


Вход Господень в Иерусалим. Резная икона на слоновой кости. Константинополь. X век

Вербное воскресенье в Священном Писании

Пророк Захария за шестьсот лет до славного входа Христа в Иерусалим (Вербного воскресенья), предрек: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9). Что исполнилось по евангелисту Матфею с мельчайшими подробностями:

«И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21. 2-9).


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент эпистилия темплона с изображениями праздников из монастыря св. Екатерины на Синае. XII век

Вербное воскресение - история праздника

О Неделе ваий (нашем Вербном воскресенье) вполне определенно известно с конца 4 века. Паломница Эгерия описывает торжество, происходящее на ландшафтах новозаветной истории, в Иерусалиме. Верующие молятся на Елеонской горе, после чего все идут пешком в храм Воскресения. И все дети (у них особая роль в этом празднике, ведь именно они «неискусозлобны», то есть не испорчены опытом мертвой и политизированной книжности), держат в руках пальмовые или масличные ветви. Народ - и простые люди и знать - сопровождают епископа, который является образом Христа, грядущего во славе и на Страсть. При этом все поют песнопения, рефреном которых служит «Благословен грядый во имя Господне». Так что уже около полутора тысячи лет в Вербное воскресенье (Неделя ваий) празднуются торжество и печаль предпасхальных ожиданий.

В Русской Православной Церкви с XVI века Вербное воскресенье праздновалось еще более торжественно. Патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле, а царь или кто-то из знатных горожан вел этого осла под уздцы. Вербное дерево, украшенное и обвешанное сладостями, везли перед ослом. Шествие сопровождал хор. Со времен Петра I праздновать Вербное воскресенье подобным образом перестали.


Вход Господень в Иерусалим. Мозаика Палатинской капеллы. Палермо (Сицилия). Середина XII века

Вербное воскресенье и аскетика

Образ Вербного воскресенья связан у нас прежде всего с весенним солнцем, пучками верб, рыбными блюдами, которые не вкушались весь пост? и предвкушением пасхальных торжеств. Отчего же тогда духовный писатель IX века прп. Феодр Студит произносит именно в неделю Ваий (Вербное воскресенье) свое поучение «О том, что мы не должны унывать, но быть мужественными в деле, к которому призвал нас Бог»?

Святитель Григорий Палама вот что пишет об этом дне: «..так как приближается память спасительных Страстей Христовых, приближается и новая, и великая и духовная Пасха, пальма (победная награда) за бесстрастие, начало будущего века». Пост закончен, но впереди нас ждет Страстная седмица, неделя воспоминания того, чего стоила наша Пасха: «Пусть же уклонится каждый от таковых зол и да сотворит благо. А что есть благо? - Это - воздержание, пост, целомудрие и праведность, милосердие и великодушие, любовь и смирение, лишь при наличии коих мы сможем достойно соучаствовать закланному за нас Агнцу Божиему и тем приять залог бессмертия, который да сохраним с твердой надеждой на обещанное нам на небе наследие». Соучастие «закланному за нас Агнцу Божию» - вот что предстоит верующим после торжества Вербного воскресенья. Впереди - последний, самый трудный шаг. Это особо продолжительные богослужения, максимальное воздержание в пище и отказ от суеты в повседневной жизни. Вербное воскресенье - последняя передышка перед Страстной неделей.


Вход Господень в Иерусалим. Фрагмент «Маэсты» собора в Сиене (Италия) Дуччо ди Буонисенья. 1308-11 гг.


Вход Господень в Иерусалим. Фреска монастыря Ватопед на Афоне. Начало XIV века


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда Покровской церкви села Чернокулово. XV век.


Воскрешение Лазаря. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Вход Господень в Иерусалим. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Середина XVI века. Мастер Феофан Критский


Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г.И. Семирадский, 1876 год


Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти. В.Г. Шварц, 1865 год


Вход Господень в Иерусалим. Современная фреска


Вход Господень в Иерусалим. М.В. Нестеров


Вход Господень в Иерусалим. Современная греческая икона



 

Возможно, будет полезно почитать: