Фабрика смерти. Что творили нацисты в концлагере Штуттгоф

Когда Адольф Гитлер и его нацистская партия пришли к власти в 1933 году, антисемитизм стал официальной политикой режима, что в итоге привело к убийству миллионов людей. Перед Второй мировой войной и особенно во время неё нацисты создали целую систему концентрационных лагерей для осуществления геноцида, пишет History.com.

Нацисты считали, что, уничтожив евреев и других «нежелательных» людей - инвалидов, гомосексуалов, цыган - они выведут чистую арийскую «расу господ». В лагерях людей подвергали рабскому труду, медицинским опытам и массовому уничтожению.

В одном только Освенциме, находившемся на территории оккупированной нацистами Польши, побывало почти 1,3 млн человек, из которых 1,1 млн погибли. Всего в ходе Холокоста погибли 6 млн евреев.

Вот как это выглядело:

1. Еврейские дети в Освенциме.

План «окончательного решения» еврейского вопроса предусматривал полное уничтожение евреев и прочих «нежелательных элементов». Это снимки еврейских детей, содержавшихся в концлагере Освенцим (Аушвиц) в оккупированной Польше.

2. Эбензее.

Истощённые заключённые концлагеря Эбензее (Австрия) 7 мая 1945 года, через несколько дней после освобождения. Эбензее был создан под началом СС в 1943 году как филиал концлагеря Маутхаузен. Рабский труд заключённых использовался для строительства подземных хранилищ боеприпасов.

4 мая 1945 года лагерь был освобождён американскими солдатами. На тот момент в нём было 16 тысяч заключённых.

3. Вёббелин.

Выжившие заключённые концлагеря Вёббелин в северной Германии были обнаружены американскими солдатами в мае 1945 года. Человек на фото плачет, узнав, что он не попал в первую группу освобождённых, отправленную в госпиталь.

4. Бухенвальд.

Заключённые Бухенвальда в бараке после освобождения лагеря войсками Союзников в апреле 1945 года. Лагерь располагался близ Веймара в Тюрингии (Германия). Эли Визель, нобелевский лауреат и автор романа «Ночь», лежит на вторых нарах снизу, седьмой слева.

5. Свидетель ужасов Освенцима.

15-летний Иван Дудник был отправлен из родной Орловской области в Освенцим. Когда Союзники освободили лагерь и спасли мальчика, оказалось, что он сошёл с ума от увиденных там ужасов.

6. Вагон с жертвами.

Союзнические солдаты в мае 1945 года обнаружили жертв Холокоста в вагоне поезда, не доехавшего до пункта назначения. Судя по всему, состав направлялся в концлагерь Вёббелин, но многие заключённые умерли в пути.

В годы Второй мировой войны на территорию Германии нацисты завозили «расово ценных» полек, способных зачать «арийских» детей. Их предлагалось считать немками, и с ними проводили работу по интеграции в германское общество. О том, как реализовывалась программа «регерманизации» этих женщин и почему она провалилась, рассказывает в своей статье, опубликованной в журнале German History, историк Брэдли Николс. «Лента.ру» знакомит читателей с содержанием этой статьи.

12 мая 1942 года полька Ольга Скибинская отправила оберштурмбанфюреру СС Вальтеру Донгусу, руководителю регионального управления СС по вопросам расы и поселения, письмо с просьбой о помощи. За год до этого нацисты вывезли девушку из ее дома в Польше в Германию. Она работала служанкой в немецкой семье, хозяева были ею недовольны и донесли местному офицеру СС о том, что их подопечная возвращается с прогулок поздно, а также «ездила с подругой и неким молодым человеком в Штуттгарт». Офицер пригрозил девушке концентрационным лагерем, и та была в отчаянии.

Письмо выглядит наивно - с чего высокопоставленному эсэсовцу помогать какой-то польке? Но когда она проходила процедуру регистрации в ведомстве Донгуса, тот определил ее как представительницу нордической расы и зачислил в программу по регерманизации. Эта программа подразумевала «перевоспитание» носителей так называемой «потерянной немецкой крови», чем и должна была заниматься семья, в которую ее направили.

Расово ценные

С помощью программы для «расово ценных польских домохозяек» рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер намеревался решить комплекс давних социальных и экономических проблем. С начала XX века число немецких женщин, готовых работать служанками, неуклонно уменьшалось - фрау предпочитали менее обременительную работу с перспективами карьерного роста. Нацисты, обеспокоенные тем, что немки не выстоят под гнетом быта и не смогут выполнять свои «материнские обязанности», выдвинули в 1930-х несколько инициатив, мотивирующих девушек на домашнюю работу, но все они провалились. Немецкая молодежь не проявила к этому интереса. После начала войны нацистские власти обратились к иностранной рабочей силе.

Одно дело - работа, где необходим тяжелый ручной труд, а другое - такая интимная сфера, как немецкая семья. Начальник партийной канцелярии НСДАП Мартин Борман предупреждал, что служанки из восточных регионов представляют «существенную опасность», так как способны дать «нежелательное, расово грязное потомство». Подобные опасения озвучивали и другие нацисты. В то же время они считали, что если немецким женщинам не помогать по хозяйству, это приведет к снижению рождаемости и, опять же, угасанию арийской расы.

В результате пошли на компромисс и приняли программу регерманизации. Эксперты отбирали тех полек, которые, по их мнению, были не славянками, а потомками древних «немецких колонистов». Эти девушки рассматривались не только как рабочая сила, но и как важный репродуктивный ресурс - они могли зачать расово чистых детей.

Фото: Becker / Fox Photos / Hulton Archive / Getty Images

Привычными этническими и национальными критериями (такими, как язык, политическая ориентация или религия) нацисты не пользовались. Они ориентировались на физиогномические стандарты расовой антропологии - то есть для них было важно не то, каких взглядов и традиций придерживался человек, а то, каким набором генов он предположительно обладал. Эксперты отбирали высоких, стройных и атлетичных женщин с голубыми глазами, светлыми волосами, широкими бедрами и в то же время подмечали особенности поведения, якобы присущие арийке (покладистость, выдержанность и так далее), следуя предписаниями «расовой гигиены», евгеники.

Тем не менее на «расово ценных» смотрели с большим подозрением, ведь они родились в стране с чуждой культурой, а значит, были «подвергнуты идеологической обработке» и предвзято относились к немцам.

Будущие матери

С участницами программы регерманизации велась постоянная работа, государство регулировало их повседневную жизнь - это должно было помочь им перековаться и стать полноценными членами немецкого общества. Сведения об их поведении и отношении к режиму собирали партийные функционеры, гестапо и эсэсовцы. Власть жестко ограничивала их в вопросах сексуальности, репродукции и брака. Так, участницам программы было разрешено выходить замуж только за этнических немцев и только после испытательного срока продолжительностью от трех до пяти лет.

Помимо этого, принимались интенсивные меры по культурной ассимиляции. Участницы программы регулярно посещали собрания Национал-социалистической женской организации, где их обучали немецкому языку и преподавали нацистское мировоззрение. Впрочем, основная задача по регерманизации ложилась на плечи хозяев, тех, у кого работали девушки. Как писал Рудольф Брандт, личный ассистент Гиммлера, «эти будущие чистокровные матери должны отринуть свою иностранную этническую идентичность, что означает для них социальное продвижение».

Такой показной энтузиазм не мог скрыть пессимизм, с которым Рейх относился к потенциальным новым согражданам - негласно считалось, что так или иначе участница программы провалит испытательный срок.

Программа действовала далеко не во всех регионах страны. Это касалось лишь пограничным областей, а также районов, где проживали меньшинства, говорившие на славянских языках. Большая часть участниц программы регерманизации направлялась в деревенские семьи, поскольку, по словам Отто Хофмана, руководителя Главного управления СС по вопросам расы и поселения, девушки были «все еще очень впечатлительными» и «подвергались огромной опасности в городах».

Пишите письма

Девушки регулярно посылали отчеты о том, как и чем они живут, в региональное отделение управления по вопросам расы и поселения. Конечно, эти документы стоит изучать с особой осторожностью - понятно, что девушки старались соответствовать тем стандартам, которые им навязывали и, несомненно, частенько привирали.

Прежде всего письма говорят о том, что участницы программы старались максимально соответствовать стереотипному образу немецкой женщины и проникались нацистскими идеями, которые им внушали. Большинство посланий заканчивается словами о том, как девушки хотят влиться в германское общество и подписью «Хайль Гитлер!».

Одна девушка отмечала, что получает карточки на еду и одежду, «как настоящая немка». Другие писали о том, что Германия стала для них второй родиной и у них появились друзья-немцы. Ирена Ясинская сообщала, что она «очень полюбила хороших людей», к которым ее распределили эсэсовцы. «Теперь я понимаю, что немецкая кровь течет в моих жилах. Я люблю Германию и, если потребуется, буду воевать за нее», - уверяла она. Многие признавались, что чувствуют свою принадлежность к «расе господ» и добавляли, что их близкие - такие же, в надежде на воссоединение с семьей.

Но, как бы ни старались эти девушки, их восторженные письма обычно трактовались как желание улучшить свое материальное положение. Хотя они и пытались «быть немками», рейх не ценил их стараний, а хозяева зачастую обращались с ними жестоко. Девушки жаловались на нехватку одежды и питания, хотя столы семей, в которых они жили, ломились от яств. Некоторых запирали дома и не выпускали на улицу. Нередки были и случаи физического насилия. Некая Казимира Качор писала: «Фрау недовольна моей работой. Она твердит, что я только грязь по вещам размазываю. Когда я говорю ей, что я немка, она смеется и отвечает, что это неправда».

Немцы презирали поляков и к тому же благодаря пропаганде считали польских девушек распутными, не говоря уже о стереотипе легкой доступности служанки как таковой, вне зависимости от ее этнической принадлежности. У «расово ценных» полек не было никаких шансов влиться в немецкое общество.

Хозяева пристально следили за личной жизнью своих подопечных. Например, одной девушке запрещали встречаться с молодыми людьми потому, что она была «уже не полькой, но еще не немкой». Хозяйка другой жаловалась в полицию о том, что ее служанка не способна регерманизироваться, поскольку у нее «темное прошлое, она без ума от мужчин и не ведет себя так, как подобает немецкой женщине».

Вдали от дома и близких людей многие служанки погружались в пучину депрессии и безумия. Некоторые девушки угрожали покончить с собой, если их не переведут в другое домохозяйство. Порой девушки отвергали навязанную им германскую идентичность и признавали себя польками. Скажем, Евгения Войчик в своем письме заявляла: «Я готова лучше работать на фабрике как польская женщина и жить в лагере, чем быть немкой и служанкой».

Провал

Гиммлер был в курсе положения дел. Еще летом 1940 года Хофман отмечал, что немцы не делают практически никаких усилий по интеграции «расово ценных» полек в общество. Вальтер Донгус неоднократно рассылал в ведомства напоминания о том, что к этим девушкам следует относиться как к немкам. С хозяйками служанок беседовали в полиции, но, пообещав вести себя по-другому, они никак не менялись. Многие партийные функционеры откровенно саботировали инициативы СС.

К зиме 1942 года программа регерманизации «расово ценных» девушек не достигла ни одной из поставленных целей. Число таких служанок не превышало 7000. К февралю 1943 года ни одна из них не приобрела немецкого гражданства, и их хозяева по-прежнему относились к ним как людям второго сорта. Тем не менее Гиммлер не отказался от проекта - вплоть до лета 1944 года в Германию продолжали завозить «правильных» полек.

Если внимательней присмотреться к атрибутике Третьего Рейха, то можно заметить различные знаки, не совсем свойственные европейской культуре 20-го века. Многие из них имеют восточное происхождение и попали к немцам после многочисленных изысканий историков, археологов, философов, языковедов и других специалистов. Руководство фашисткой Германии для поиска различных артефактов и древних манускриптов направляло экспедиции во многие отдалённые уголки Земли, где могли сохраниться оригинальные знания.

В последний период Второй мировой войны многие архивы и собрания исторических ценностей попали в руки наших союзников по антигитлеровской коалиции. Среди документов были и отчёты о некоторых экспедициях в горный Тибет. В прессу попали только отрывочные сведения о характере исследований фашистов и полученных ими результатах. Британские и американские власти до сих пор хранят стойкое молчание по поводу тибетских экспедиций во время войны. К счастью, имеются отдельные свидетельства, указывающие на правду и можно попытаться самостоятельно восстановить картину тех лет.

Кто такой Хаусхофер ?

Этот скромный профессор Мюнхенского Университета оказал огромное влияние на внедрение восточных верований и таинств в общую картину построения структуры Третьего Рейха. По мнению социалистов, именно он возглавлял исследования в горном Тибете и прошёл в одном из монастырей специальную подготовку.

Во время Первой мировой войны Хаусхофер участвовал в боевых действиях и сумел выйти с честью из многих сложных ситуаций. К окончанию войны он уже получил звание генерала. Его сослуживцы отмечали невероятную удачливость Хайсхофера и способность к предвидению будущих событий. Впоследствии он подружился с руководством нацистов и стал их духовным наставником. Своими познаниями в оккультизме он поделился с Гитлером. Их взяли за основу при создании ритуалов для членов СС и других силовых структур Германии. Нацистская свастика, известная по кинофильмам и фотографиям, также имеет тибетское происхождение, что говорит о многом.

Древняя легендарная Шамбала

Первые посещения членов нацисткой партии Тибета начались ещё до прихода их лидера к власти в начале 30-х годов. Экспедиция Вильгельма Байера решила найти и обследовать таинственный подземный город, вход в который находился где-то в горах и был недоступен многие годы. Местные жители знали об этой старой легенде, но относились к ней, как к сказке. Зато нацисты отнеслись к истории практически, предприняв поездку в горы для поиска входа. В его центральном храме, по слухам, должна была храниться древняя книга, где собраны самые достоверные сведения о происхождении жизни на нашей планете.

Экспедиция продолжалась целых 4 года. Вход в древний город так и не был найден, зато с собой нацисты привезли в Германию много различных артефактов, в том числе старинную рукопись. Последняя содержала якобы описание происхождения человека от инопланетян, а также были чертежи и другие технические подробности их летающих аппаратов. Одним из свидетельств реальности рукописи являются необычные экспериментальные аппараты гитлеровцев, выполненные в виде дисков.

Следующая группа нацистов отправилась в горы Тибета в 1931 году. Её возглавлял Эрнст Шеффер , являющийся опытным спортсменом, альпинистом и членом СС. На этот раз цель экспедиции была другая – поиск Шамбалы . Такое название носила загадочная страна, упоминание о которой имелось в сказаниях и легендах жителей Тибета. Нам доподлинно неизвестны итоги проекта, однако Шеффер ещё не раз после этого посещал страну и даже привёз в Германию контракт на поставку оружия для местной армии.

Другие попытки найти Шамбалу

После ухудшения ситуации на восточном фронте в 1942 году Гитлер отдал приказ на организацию очередной экспедиции в Тибет, которая отправилась на поиск Шамбалы в следующем году. Германия остро нуждалась в любых источниках для победы над врагом. Большинство членов экспедиции было задержано британцами на подступах к Тибету. Только Генрих Харрер сумел убежать из плена и попасть к месту назначения. Он несколько лет путешествовал самостоятельно и вернулся в родную Австрию только в 1951 году. Привезённые Харрером документы и артефакты были изъяты оккупационными британскими спецслужбами. Их содержание до сих пор неизвестно. Сам путешественник впоследствии написал книгу, по которой даже сняли художественный фильм «Семь лет в Тибете».

Прошу прощения, если в сегодняшнем материале Вы встретите фактологические ошибки.

Вместо предисловия:

"- Когда не было газовых камер, мы расстреливали по средам и пятницам. Дети пытались прятаться в эти дни. Теперь печи крематория работают днем и ночью и дети больше не прячутся. Дети привыкли.

Это первая восточная подгруппа.

Как живете, дети?

Как вы живете, дети?

Мы живем хорошо, здоровье наше хорошее. Приезжайте.

Меня в газовку не надо, я могу еще давать кровь.

Мою пайку крысы съели, вот кровь и не пошла.

Я назначен загружать уголь в крематорий завтра.

А я могу сдать кровь.

Они не знают, что это такое?

Они забыли.

Ешьте, дети! Ешьте!

Ты чего не взял?

Подожди, я возьму.

Тебе, может быть, не достанется.

Ложитесь, это не больно, как будто заснешь. Ложитесь!

Что это с ними?

Зачем они легли?

Дети наверное думали, что им дали яд..."



Группа советских военнопленных за колючей проволокой


Майданек. Польша


Девочка — узница хорватского концлагеря Ясеновац


KZ Mauthausen, jugendliche


Дети Бухенвальда


Йозефа Менгеле и ребенок


Фото взято мною из материалов Нюрнберга


Дети Бухенвальда


Дети Маутхаузена показывают выколотые на руках номера


Треблинка


Два источника. В одном говорится, что это Майданек, в другом - Аушвиц


Некоторые твари используют это фото, как "доказательство" голода в Украине. Не удивительно, что именно в нацистских преступлениях они черпают "вдохновение" для своих "разоблачений"


Это дети, освобожденные в Саласпилсе

"С осени 1942 года в Саласпилсский концлагерь насильно пригонялись массы женщин, стариков, детей из оккупированных областей СССР: Ленинградской, Калининской, Витебской, Латгалии. Дети от грудного возраста и до 12 лет отбирались насильно от матерей и содержались в 9 бараках из них так называемых больничных 3, для детей калек - 2 и 4 барака для здоровых детей.

Постоянный контингент детей в Саласпилсе был в течение 1943 и по 1944 год более 1 000 человек. Там шло систематическое их истребление путем:

А) организации фабрики крови для нужд немецкой армии, кровь брали как у взрослых, так и детей здоровых в том числе малюток, до тех пор пока те не падали в обморок, после этого заболевших детей относили в так называемую больницу, где они умирали;

Б) поили детей отравленным кофе;

В) больных корью детей купали, от чего они умирали;

Г) делали детям впрыскивание детской, женской и даже конской мочи. У многих детей гноились и вытекали глаза;

Д) все дети страдали поносами дизентерийного характера и дистрофией;

Е) голых детей в зимнее время гоняли в баню по снегу на расстоянии 500-800 метров и держали в бараках голыми по 4 дня;

З) детей калек и получивших увечья вывозили на расстрел.

Смертность среди детей от вышеуказанных причин в среднем составляла 300-400 человек в месяц в течение 1943/44 гг. по июнь месяц.

По предварительным данным в Саласпилсском концлагере было истреблено детей в 1942 году свыше 500, в 1943/44 гг. более 6 000 человек.

В течение 1943/44 гг. было вывезено из концлагеря выживших и вынесших пытки более 3 000 человек. Для этой цели в Риге на ул.Гертрудес 5 организовали рынок детей, где их продавали в рабство по 45 марок за летний период.

Часть детей помещали в организованные для этой цели после 1 мая 1943 года детские лагеря - в Дубулты, Булдури, Саулкрасты. После этого немецкие фашисты продолжали снабжать кулаков Латвии невольниками русскими детьми из вышеупомянутых лагерей и вывозом непосредственно по волостям уездов Латвии, продавали за 45 рейхсмарок за летний период.

Большая часть этих вывезенных и отдаваемых на воспитание детей погибла, т.к. были легко восприимчивы ко всякого рода болезням после потери крови в Саласпилсском лагере.

Накануне изгнания из Риги немецких фашистов, они 4-6 октября грузили на пароход «Менден» грудных детей и детей малюток в возрасте до 4 лет с Рижского детского дома и Майорского детдома, где содержались дети расстрелянных родителей, поступившие из застенков гестапо, префектур, тюрем и частично из Саласпилсского лагеря и истребили на том корабле 289 детей малюток.

Угнаны были немцами в Либаву, находящийся там детский дом грудных детей. Дети из Балдонского, Гривского детских домов, о судьбе их пока ничего не известно.

Не останавливаясь перед этими злодеяниями немецкие фашисты в 1944 году в магазинах Риги продавали недоброкачественные продукты, только по детским карточкам, в частности молоко с каким-то порошком. Отчего дети малютки массами умирали. Умерло только в детской больнице Риги за 9 месяцев 1944 года более 400 детей, в том числе за сентябрь 71 ребенок.

В этих детских домах методы воспитания и содержания детей были полицейские и под надзором коменданта Саласпилсского концлагеря Краузе и еще одного немца Шефера, которые выезжали в детские лагеря и дома, где содержались дети для «инспектирования».

Также установлено, что в Дубултском лагере детей сажали в карцер. Для этого бывшая заведующая лагерем Бенуа прибегала к содействию немецкой полиции СС.

Старший оперуполномоченный НКВД капитан г/безопасности /Мурман/

Детей привозили из оккупированных немцами восточных земель: России, Белоруссии, Украины. Попадали дети в Латвию вместе с матерями, где их потом насильно разлучали. Матерей использовали в качестве бесплатной рабочей силы. Детей постарше также использовали на разного рода подсобных работах.

По данным Народного Комиссариата просвещения ЛССР, расследовавшего факты угона мирного населения в немецкое рабство, на 3 апреля 1945 года известно, что из концлагеря Саласпилс за время немецкой оккупации были распределены 2 802 ребенка:

1) по кулацким хозяйствам - 1 564 чел.

2) в детские лагеря - 636 чел.

3) взяты на воспитание отдельными гражданами - 602 чел.

Список составлен на основе данных картотеки Социального департамента внутренних дел Латвийской генерал-дирекции «Остланд». На основе этой же картотеки было выявлено, что детей заставляли работать с пятилетнего возраста.

В последние дни своего пребывания в Риге в октябре 1944 года немцы врывались в детские дома, в дома грудных младенцев, в квартиры хватали детей, сгоняли их в рижский порт, где грузили как скот в угольные шахты пароходов.

Путем массовых расстрелов только в окрестностях Риги немцы уничтожили около 10 000 детей, трупы которых были сожжены. При массовых расстрелах уничтожено 17 765 детей.

На основании материалов расследования по остальным городам и уездам ЛССР установлено следующее количество истребленных детей:

Абренский уезд - 497
Лудзенский уезд - 732
Резекненский уезд и Резекне - 2 045, в т.ч. через Резекненскую тюрьму более 1 200
Мадонский уезд - 373
Даугавпилс - 3 960, в т.ч. через Даугавпилсскую тюрьму 2 000
Даугавпилсский уезд - 1 058
Валмиерский уезд - 315
Елгава - 697
Илукстский уезд - 190
Баускский уезд - 399
Валкский уезд - 22
Цесисский уезд - 32
Екабпилсский уезд - 645
Всего - 10 965 человек.

В Риге хоронили погибших детей на Покровском, Торнякалнском и Ивановском кладбищах, а также в лесу у лагеря Саласпилс".


Во рву


Тела двух детей-узников перед похоронами. Концлагерь Берген-Бельзен. 17.04.1945г.


Дети за проволокой


Советские дети-узники 6-го финского концлагеря в Петрозаводске

"Девочка, которая на фотографии вторая от столба справа - Клавдия Нюппиева - спустя много лет опубликовала свои воспоминания.

«Помню, как люди падали в обморок от жары в так называемой бане, а затем их обливали холодной водой. Помню дезинфекцию бараков, после которой шумело в ушах и у многих шла носом кровь, и ту парилку, где с большим „старанием" обрабатывали всё наше тряпьё. Однажды парилка сгорела, лишив многих людей последней одежды».

Финны при детях расстреливали заключенных, назначали телесные наказания женщинам, детям и старикам, невзирая на возраст. Также она рассказала, что финны перед уходом из Петрозаводска расстреляли молодых ребят и что её сестра спаслась просто чудом. Согласно имеющимся финским документам, расстреляли лишь семерых мужчин за попытку к бегству или другие преступления. Во время беседы выяснилось, что семья Соболевых одна из тех, которые были вывезены из Заонежья. Матери Соболевой и её шести детям пришлось трудно. Клавдия рассказала, что у них отобрали корову, они были лишены на месяц права получать продовольствие, потом, летом 1942 года, их перевезли на барже в Петрозаводск и определили в концлагерь номер 6, в 125-й барак. Мать сразу попала в больницу. Клавдия с ужасом вспоминала проводимую финнами дезинфекцию. Люди угорали в так называемой бане, а потом их обливали холодной водой. Питание было плохое, продукты испорченные, одежда негодная.

Лишь в конце июня 1944 года они смогли выйти из-за колючей проволоки лагеря. Их было шестеро сестер Соболевых: 16-летняя Мария, 14-летняя Антонина, 12-летняя Раиса, девятилетняя Клавдия, шестилетняя Евгения и совсем маленькая Зоя, ей не исполнилось еще и трёх лет.

Рабочий Иван Мореходов рассказал об отношении финнов к заключенным: "Еды было мало, и та была плохая. Бани были ужасные. Финны не проявляли никакой жалости".


В финском концлагере



Аушвиц (Освенцим)


Фотографии 14-летней Чеславы Квоки

Фотографии 14-летней Чеславы Квоки, предоставленные Государственным музеем Аушвиц-Биркенау, были сделаны Вильгельмом Брассе, который работал фотографом в Аушвице, нацистском лагере смерти, где во времена Второй мировой войны погибли от репрессий около 1,5 миллиона человек, в основном евреев. В декабре 1942 года польская католичка Чеслава родом из города Wolka Zlojecka была отправлена в Аушвиц вместе со своей матерью. Через три месяца они обе скончались. В 2005 году фотограф (и созаключенный) Брассе рассказал, как фотографировал Чеславу: «Она была так молода и так напугана. Девочка не осознавала, почему она здесь и не понимала, что ей говорят. И тогда капо (тюремная надзирательница) взяла палку и ударила её по лицу. Эта немка просто выместила на девочке свою злобу. Такое красивое, юное и невинное создание. Она плакала, но ничего не могла поделать. Перед тем, как фотографироваться, девочка вытерла слезы и кровь с разбитой губы. Признаться, я чувствовал себя так, будто это меня избили, но не мог вмешаться. Для меня это бы закончилось фатально».



 

Возможно, будет полезно почитать: