Инструкция вопросам деятельности подразделение дпс. I

Основным документом, которым должны руководствоваться и водители, и представители власти, являются Правила дорожного движения .

Кроме них права и должностные обязанности инспектора (сотрудника) ДПС регулируют :

  1. Закон РФ «О полиции».
  2. Административный регламент.
  3. Приказ МВД РФ от 20.04.1999 №297 «Наставление по работе дорожно-патрульной службы…».
  4. Приказ МВД от 1.06. 1998 № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции РФ».

Опираясь именно на эти документы можно сделать вывод по тому, какие права и обязанности есть у сотрудника ДПС при остановке на дороге.

Права

Какие права, согласно этим документам, имеет инспектор ДПС?

Обязанности


Иногда сотрудники ДПС нарушают наши права.

Вас просят написать фразу, которая содержит в себе указание на два ваших права. Подписываясь, вы соглашаетесь и с одной, и со второй частью.

Будьте бдительны! (Например, можно написать: «с правами ознакомлен, в адвокате нуждаюсь»).

Обратите внимание, что просто проверка документов не будет являться причиной остановки .

Такой же причиной не является проведение антитеррористической операции.

Согласно законам, такие действия должны быть всенародно обнародованы. Поэтому вы просто не могли бы о них не знать.

Останавливать грузовой международный транспорт имеют право только сотрудники ФСБ в форме. Сигналы инспектора на дороге должны быть понятны всем.

Во время составления протокола или медицинского заключения о вашем состоянии должны присутствовать двое понятых. Сотрудники ГАИ понятыми не являются . Копия протокола должна выдаваться на руки.

Отдела внутренних дел райисполкома, старший инспектор дорожно-патрульной службы Николай Евстратов о своей работе говорит неравнодушно, хотя и с изрядной долей юмора. А рассказать Николаю Александровичу есть что - все-таки за плечами 15 лет службы в Госавтоинспекции. За это время его экипаж вместе с бывшим напарником Николаем Гиричевым признавался лучшим экипажем ДПС Республики с вручением прибора измерения скорости «Сокол» и эмблемы «Лучший экипаж» на служебный автомобиль. Сам он был лучшим сотрудником Госавтоинспекции страны, награжден нагрудными знаками «Отличник милиции», «Отличник », медалью «90 лет белорусской милиции». В свободное время увлекается охотой и кулинарией.

Ни один день сотрудников на дороге не похож на остальные, - рассказывает майор милиции. - Если со стороны кому-то и может показаться, что инспекторы ДПС все время выполняют одно и то же - остановил, проверил, отпустил или составил протокол о правонарушении, - то для каждого из нас любое дежурство - это, прежде всего, большая ответственность за других и постоянное общение с людьми. У каждого из них - свои заботы и проблемы, а незапланированная встреча сотрудником рассматривается чаще всего как нежелательная.

-Много негатива приходится выслушивать?

У нас со временем вырабатывается своеобразный «иммунитет» ко всякого рода отрицательным высказываниям в свой адрес,- невесело улыбается инспектор. - Сотруднику нужно быть хорошим психологом, так как случается, что даже на малейшее замечание водитель или пешеход реагируют неадекватно. Тем более, есть такие нарушения ПДД, за которые предусматривается ответственность в виде предупреждения. И здесь уже инспектору необходимо решить, подействует ли эта мера на человека или, наоборот, «легко отделавшись», он даже не задумается о своем поведении.

В любом случае все участники дорожного движения должны помнить, что Правила дорожного движения - это закон, который необходимо выполнять каждому, в первую очередь для своей же безопасности. А инспектор ДПС - представитель закона, требования которого также направлены на обеспечение дорожной безопасности.

-Что входит в обязанности старшего инспектора ДПС?

Прежде всего, моя работа, как и всего коллектива отделения ГАИ, направлена на обеспечение безопасности дорожного движения. Это большой круг вопросов, куда входят контроль за работой инспекторов ГАИ, профилактика нарушений ПДД, их выявление, предупреждение аварийности и дорожного травматизма, выступления в трудовых коллективах, учебных заведениях района, розыск скрывшихся с мест ДТП водителей, угнанного транспорта, раскрытие преступлений и многое другое.

-Как сотрудника ГАИ, что Вас волнует больше всего?

За годы службы мне не раз приходилось выезжать на места дорожно-транспортных происшествий, в том числе с ранеными и погибшими людьми. Внезапно оборванная жизнь человека - это всегда трагедия, к которой нельзя привыкнуть, как и к просьбам: «Помогите, я умираю…» В ДТП люди чаще всего получают очень тяжелые травмы, часто несовместимые с жизнью. Никогда не забуду дорожно-транспортное происшествие, на которое выезжал еще в начале моей службы в ГАИ. Девочка 8 лет, играя возле дороги, попала под колеса грузового автомобиля, перевозившего зерно. Прибыв первым на место аварии, я на руках перенес ребенка в патрульный автомобиль, но, к сожалению, спасти девочку не удалось… Когда дети гибнут на дороге - это самое страшное. Поэтому больше всего тревожит, конечно, детская безопасность. А она, как и в целом поведение детей, зависит в первую очередь от взрослых.

Хочется обратиться ко всем читателям газеты - не забывайте лишний раз напомнить детям правила поведения на дороге, не оставляйте без внимания чужих детей, перебегающих проезжую часть в неположенном месте. Если вы водитель - будьте особенно внимательны, проезжая вблизи детских учреждений, парков и других мест, где дети и подростки проводят свое время.

Повесьте себе и членам своей семьи на одежду светоотражатели - это не пустое требование ГАИ. Когда вы в вечернее время находитесь на улице, обратите внимание, насколько заметнее становится человек с фликером, когда его освещают фары проезжающих мимо автомобилей. К тому же и сумма штрафа за отсутствие светоотражающих элементов немалая - 100 тысяч рублей.

-Николай Александрович, как Вы относитесь к женщинам за рулем?

Положительно. Женщина за рулем, как показывает практика, более внимательна и осторожна, чем мужчина, ответственнее относится к соблюдению Правил дорожного движения и бережнее - к своему автомобилю. Тем не менее, неоднократно приходилось наказывать представительниц слабого пола, в том числе и за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

И еще, в отличие от водителей-мужчин, женщины, нарушив ПДД, часто стремятся оспорить не только слова инспектора, но и показания фото-видеорегистратора, где явно запечатлен факт этого нарушения.
В целом же, ко всем нарушителям, независимо от их пола, отношусь принципиально и строго в соответствии с КоАП.

У работников Госавтоинспекции нет цели наложить как можно больше взысканий, тем более, что размеры штрафов сейчас заметно возросли. Отсутствие аварийности, безопасность людей - лучшая награда и смысл нашей службы.

Если все мы будем взаимовежливыми, станем уважать друг друга и закон, тогда встреча инспектора ГАИ, водителя и пешехода на дороге всегда будет начинаться и заканчиваться только улыбкой.
Беседовала

Татьяна ИСТРАТЬКОВА.

Большое количество автовладельцев порой не знают, в каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль, основания остановки и как при этом он должен себя вести. Попробуем разобраться, в соответствии с правилами дорожного движения Административным регламентом МВД и Кодексом об административных правонарушениях. Если раньше ответы на эти вопросы были общими, теперь они четко прописаны в Административном регламенте, который доступен для всех желающих. Введение новых правил, по словам самих сотрудников ГИБДД, должно сделать и водителей, и инспекторов более дисциплинированными по отношению друг к другу.

Административный регламент МВД РФ является основным документом, регламентирующим действия инспектора ДПС при исполнении им своих служебных обязанностей.

В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, объективным и тактичным, обращаться к ним на "Вы", свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания, проявлять спокойствие и выдержку.

При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.

В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Сотрудники ДПС обязаны соблюдать порядок получения доказательств, несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что гражданин привлечен к административной ответственности незаконно. Разъяснить участнику дорожного движения суть совершенного им нарушения убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования ПДД и другие нормативные акты. При проверке обращаться с документами граждан аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах.

При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел и подразделений Госавтоинспекции, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

При возникновении конфликтных ситуаций или по требованию участников дорожного движения инспектор должен разъяснять порядок обжалования своих действий, в соответствии с п. 167 Административного регламента, а также по требованию должен сообщить местоположение и телефон дежурного или ответственного должностного лица.

Итак, Инспектор ДПС имеет право остановить транспортное средство в следующих случаях:

  1. Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.
  3. Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов органов внутренних дел, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске.
  4. Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются.
  5. Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого.
  6. Необходимость использования транспортного средства*(75).
  7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
  8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
  9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
  10. Необходимость привлечения водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции.
  11. Проведение на основании распорядительных актов руководителей территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне, руководителей подразделений Госавтоинспекции территориальных органов МВД России на региональном (районном) уровне мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства*(76).
  12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.
  13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.
  14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Не допускается останавливать транспортные средства: на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев,когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения. Вы можете смело подвергнуть сомнению законность Вашей остановки в таких местах. Даже если Вы и совершили нарушение, действия остановившего Вас инспектора ДПС также будут являться нарушением закона. А, как известно, лицо, совершившее нарушение, не может быть привлечено к ответственности, с нарушением установленного законом порядка.

Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Если инспектор ДПС останавливает транспортное средства без необходимости, то он сам совершает административное правонарушение, предусмотренное статьёй 12.35 КоАП с наказанием до 20 000 руб.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что соблюдение элементарных прав и обязанностей сотрудниками ДПС, приведет к взаимодействие участников дорожного движения и сотрудников дорожной полиции. Вследствие чего произойдет уменьшение конфликтных ситуаций на дорогах. Так как ситуации на дорогах зачастую бывают противоречивыми, отсюда и конфликты, и недоброжелательное отношение большинства водителей к инспекторам.

Сотрудник ДПС (Дорожно-патрульной службы) должен:

✓ иметь профессиональную подготовку, понимать, что его работа связана с профессиональным риском – он слишком много про себя знает;

✓ быть дисциплинированным и бдительным, потому как приходится иметь дело с коварными неплатежеспособными водителями, которые так и провоцируют инспектора на получение денежных пожертвований;

✓ действовать решительно, смело и настойчиво, им приходится принимать решения в отношении недисциплинированных участников


движения, о которых они не знают решительно ничего (а вдруг он скрытый провокатор?);

✓ обладать высокими моральными качествами, ибо многое из того, что хочется сделать, – это или аморально, или запрещено, или вредно для здоровья;

✓ стойко переносить трудности, связанные со службой, а не избавляться от возникших проблем или уклоняться от ударов судьбы;

✓ в обращении с гражданами быть вежливым и тактичным, как со своим руководством, все-таки эти граждане платят налоги, с которых полицейским начисляют зарплату;

✓ при обращении к участникам дорожного движения представиться, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства, хотя причина всем известна – инспектор тоже человек и хочет кушать.

Сотрудник ДПС в случае обращения граждан обязан принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить,

куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса, то есть послать по адресу, широко известному в России.

Сотрудникам ДПС при несении службы запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности.

Основными задачами ДПС являются:

✓ сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, то есть того, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут;

✓ защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства; как говорится, порядок прежде всего, государство обречено на гибель, если интересы народа ставятся ниже интересов правящего класса;

✓ обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а также обеспечение гарантий защиты от дорожных поборов;

✓ предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения, ведь там, где


совершаются преступления без наказаний, возможны и наказания без преступлений.

Сотрудник обязан:



✓ регулировать дорожное движение, в том числе с использованием жестов (для иного и фига – широкий жест);

✓ контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений и их освещенность. Однако у наших дорог всего два состояния: до дождя они пыльные, а после дождя грязные;

✓ оказывать содействие водителям в устранении неисправностей транспортных средств, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, престарелым и детям, при переходе ими улиц и дорог. Но, как показывает западный опыт, дорожный полицейский более полезен на дороге, если он не мешает водителям ехать по дороге, а пешеходам – ее переходить.

Реализовывать свои обязанности сотрудник ДПС имеет право в строго отведенных местах. Боюсь, о строго отведенных местах у нашего человека особое понимание. Речь, конечно, идет о пунктах ДПС.

На каждый пост, маршрут патрулирования составляется карточка поста (маршрута патрулирования) в двух экземплярах, один из которых хранится в дежурной части строевого подразделения, а второй выдается сотруднику ДПС на время несения службы.

Если контроль деятельности инспектора поручить другим службам, то необходимо создать еще несколько контрольных служб для контроля этого контролера. А ведь можно просто возложить контрольные обязанности на общество, его просто необходимо до этого допустить.

Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:

✓ патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах, а также пешее патрулирование; нарушители ПДД могут быть вооруженными и очень опасными, поэтому близко к ним не подходить, руками не трогать, на взятку не намекать;

✓ несение службы на постах (а мы думали, что у нас только верующие


на посту).

Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть: открытым (обычным), скрытым, но чаще тотальным.



Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску, типа вот они мы, бойтесь и не нарушайте.

Скрытый контроль – либо на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков, либо в кустиках.

Такой контроль осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее – лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие, а то «как выпрыгну, как выскочу, полетят клочки по закоулкам».

С перепугу можно и в кювет сыграть, а то и в ящик. Перечень оснований остановки транспортных средств:

✓ нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами. Однако есть опасения, что если полиция покончит со всеми правонарушениями, то останется без работы и сама встанет на путь преступлений;

✓ наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления. Но сами знаете, что у нас виноват не тот, кто виноват, а тот, кого назначили виновным;

✓ нахождение транспортного средства в розыске. Теперь для угона достаточно вечером залезть в автомобиль и дождаться, когда утром хозяин дистанционно заведет уже вашу машину. Кто раньше встал – того и тапочки;

✓ необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются. От лжесвидетельства к беллетристике

– один шаг, тем более что лжесвидетельство чаще всего карается символическим денежным штрафом;

✓ выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения.


Однако если нельзя, но очень хочется, то можно запрет обойти, и не мне вас учить – как;

✓ необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции. Правда, после такой помощи и общения с полицией водителям порой требуется юридическая помощь;

✓ проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз – только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. Если вас тормозят для проверки просто на дороге, подумайте: а вдруг это «оборотни в погонах» – и поезжайте дальше, если у вас нет совести или денег.

Остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз допускается только в период проведения специальных мероприятий, а у гибэдэдэшников что ни день – то мероприятие. А потом, если удостоверение инспектор обязан вам показать, потряся перед носом, распоряжение о рейде вам не покажет никто. Не дождетесь.

Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости, а если необходимо перехватить денег до зарплаты, можно назвать такое мероприятие операцией «Перехват».

Остановка транспортных средств должна осуществляться на минимально короткий срок (какой инспектор не любит быстрой мзды?).

Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрутах следует задерживать не более чем на 1–2 минуты (а что с гастарбайтеров взять, можно и на гнев пассажиров маршрутки нарваться).

Самые гневные люди – это пассажиры маршруток: мало того, что они каждый день жизнью рискуют, причем за свои кровные, они еще в стесненных условиях ездят, а такие тесные отношения уровень агрессии только повышают.

Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для


принудительной остановки транспортных средств, приборы для выявления подделок в водительских документах и другие оперативно-технические и специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами, то есть руководством по эксплуатации, которому нужно следовать. Одна беда

– нет таких устройств или катастрофически мало, вот и приходится с феном вместо радара на дорогу выходить.

Запрещается применение средств измерения, не прошедших метрологическую поверку или имеющих просроченные свидетельства о поверке. Зачастую тест на алкоголь реагирует даже на табачный запах или на самого инспектора.

Как говорил Велюров, герой народного блокбастера «Покровские ворота»: «А кто не пьет, скажи-и-и-и…»

Приложение 6


Клятва начинающего водителя

(Аналог клятвы Гиппократа)

Я, вчерашний пешеход и пассажир, перед лицом своих товарищей автолюбителей, вооружившись новеньким водительским удостоверением, возложив руку на свод законов ПДД и ОСАГО, с КАСКО в сердце и бензином в крови, торжественно клянусь:


✓ соблюдать Правила дорожного движения, но обязуюсь помнить, что, неукоснительно соблюдая ПДД, я могу поставить сотрудников ДПС на край экономической пропасти;

✓ соблюдать Правило 3Д: Давать Дуракам Дорогу;

✓ не забывать включать поворотники и не путать лево и право;

✓ не подрезать автомобили, оборудованные знаком «Учебная езда», и не сигналить в спину водителю с восклицательным знаком в желтом квадратике, силуэтом чайника или туфельки;

✓ всегда пропускать пешеходов, даже если они только думают перейти дорогу, даже если не на пешеходном переходе. Их так мало осталось, что скоро придется в Красную книгу записывать, как вымирающий вид;

✓ не бояться инспекторов ГИБДД, они тоже люди, у них всего две руки, две ноги и один жезл, чего бояться, собственно;

✓ не психовать и не дергаться, даже когда вокруг все психуют и дергаются, – лучше быть последним в пробке, чем первым в морге;

✓ благодарить за помощь водителей других транспортных средств нажатием кнопки аварийной сигнализации – пустячок, а приятно;

✓ на перекрестках руль не бросать и не глохнуть, а если двигатель заглох, то матом не ругаться, а пытаться его завести;

✓ купить матюгальник и матюгать всех, кто не пропускает пешеходов, особенно мам с колясками, детей, пенсионеров и пешеходов с белой тростью;

✓ пропускать трамваи, во-первых, потому, что правильно, во-вторых, потому, что они большие и железные;

✓ всегда пристегиваться и пристегивать пассажиров;

✓ не забывать сниматься с ручника;

✓ следить за знаками, разметкой, светофорами, регулировщиками, погодой, обочиной и ситуацией на дорогах; если водитель перестал материться за рулем, значит, он уже не следит за дорогой или остановился;

✓ не орать «Ездю, как умею!» или «На себя посмотри, козел!»;

✓ следить за своей машиной и не позволять ей разваливаться на части


прямо на проезжей части, а также не давать заканчиваться бензину на той же дороге;

✓ создавать как можно меньше помех, шума и суеты на дороге;

✓ уважать своего брата автолюбителя, даже если он права купил. Удачи мне и вам на дорогах!

Прикольные дорожные знаки







  1. Начальник отдела (отделения) дорожно-патрульной службы подразделений безопасности дорожного движения (далее - БДД) МВД, ГУВД, УВД областей, ГУВД г. Бишкек и г. Ош отвечает за организацию работы ДПС в соответствии с нормативными документами, регламентирующими ее деятельность и состояние профессиональной подготовки личного состава. Он обязан:

Организовать и контролировать деятельность службы.

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на территории республики, области, при необходимости разрабатывать предложения об изменении дислокации имеющихся сил и средств, готовить предложения об их перераспределении в зависимости от состояния аварийности.

Обеспечивать проведение гласного и негласного контроля за несением службы и лично осуществлять его не менее двух раз в месяц.

Проверять и анализировать административную практику подразделений ДПС, разрабатывать на этой основе предложения по ее совершенствованию.

Контролировать проведение служебной и боевой подготовки в подразделениях ДПС и воспитание личного состава в духе строгого соблюдения законности, чуткого и внимательного отношения к гражданам.

Анализировать результаты работы подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению и пресечению нарушений общественного порядка, борьбы с преступностью, состояния законности и дисциплины среди личного состава, готовить предложения по совершенствованию этой деятельности.

Изучать, обобщать и внедрять положительный опыт, принимать меры по совершенствованию форм и тактических приемов несения службы, развивать у личного состава подразделений инициативу и творческое исполнение обязанностей.

Проводить работу по внедрению и правильному использованию современных технических средств (автомобилей, мотоциклов, средств связи, другой специальной техники).

Осуществлять прием граждан, обеспечивать контроль за своевременным и качественным рассмотрением заявлений и жалоб граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками ДПС.

  1. Командир подразделения ДПС (отдела, полка, батальона, роты, отделения взвода, группы) отвечает за состояние аварийности на обслуживаемой территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения деятельности подразделения, несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности. Командир подразделения обязан:

Осуществлять руководство работой личного состава по вопросам, входящим в компетенцию подразделения;

Ежеквартально планировать работу подразделения, контролировать выполнение планов;

Анализировать оперативную обстановку, характеризующую состояние безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории и в соответствии с ее изменениями вносить предложения руководителям управления, отдела, отделения БДД о расстановке сил и средств строевого подразделения, осуществлять ими маневр;

Непосредственно участвовать в разработке и контроле за выполнением принципиальной схемы комплексного использования сил и средств ОВД и добровольных народных дружин в надзоре за дорожным движением и охране общественного порядка;

Обеспечивать выполнение обязательных (расчетных) норм выставления нарядов для несения службы;

Организовывать непрерывное управление силами и средствами подразделения, а также их взаимодействие с нарядами подразделений охраны общественной безопасности, органами государственной безопасности, другими общественными организациями и гражданами в осуществлении надзора за дорожным движением и охраны общественной безопасности;

Лично контролировать несение службы, обращая особое внимание на соблюдение законности и дисциплины личным составом подразделения, добросовестное выполнение возложенных на него обязанностей;

Совершенствовать формы и методы надзора за дорожным движением;

Организовывать и не менее 2 раз в неделю лично проводить инструктаж нарядов перед заступлением их на службу с постановкой задач, исходя из анализа аварийности и складывающейся обстановки. Обеспечивать эффективность контроля за работой нарядов, объективный учет и оценку деятельности сотрудников подразделения, ежедневное подведение в конце смены итогов их работы;

Организовывать и направлять работу личного состава по розыску водителей, скрывшихся с мест ДТП, а также угнанных и похищенных транспортных средств, давать указания дежурному о введении в действие типовых планов МВД;

Организовывать охрану транспортных средств на местах ДТП, а также доставку на охраняемые стоянки поврежденных в результате происшествий транспортных средств, владельцы которых вследствие полученных телесных повреждений госпитализированы;

Обеспечивать своевременное направление материалов в подразделения БДД о нарушениях Правил дорожного движения, для принятия мер административного воздействия к правонарушителям;

Организовывать подбор, расстановку и обучение кадров и лично проводить занятия по наиболее актуальным темам в системе служебной и боевой подготовки, особое внимание обращать на привитие навыков высокой культуры в работе;

Воспитывать личный состав в духе строгого соблюдения законности, высокой дисциплинированности и добросовестного выполнения служебного долга, постоянно планировать и проводить индивидуально-воспитательную работу;

Организовывать работу по предупреждению ДТП среди личного состава подразделений ДПС при выполнении ими служебных обязанностей, обеспечивать повышение профессиональных навыков личного состава, совершенствовать мастерство управления транспортными средствами;

Принимать меры к сохранности, содержанию в исправном состоянии и правильному использованию вооружения, специальных технических и транспортных средств, периодически проверять их наличие и состояние;

Анализировать результаты работы подразделения, принимать меры к повышению ее эффективности;

Обеспечивать соблюдение личным составом режима секретности;

Осуществлять прием граждан, организовывать тщательную проверку по жалобам и заявлениям, лично рассматривать заявления граждан о нарушении законности и служебной дисциплины сотрудниками подразделения, назначать служебное расследование по каждому такому факту;

Давать объективную оценку деятельности подразделения, а также отдельным сотрудникам с учетом их реального вклада в обеспечение безопасности дорожного движения и общественного порядка на обслуживаемой территории.

  1. Заместитель командира полка (батальона, роты, взвода, отделения, поста, маршрута) отвечает за постоянную готовность подразделения к выполнению стоящих перед ним задач, качество служебной и боевой подготовки, несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. В отсутствие командира подразделения выполняет его обязанности. Заместитель командира подразделения ДПС обязан:

Организовывать несение ДПС в строгом соответствии с действующими нормативными документами;

Разрабатывать мероприятия по деятельности подразделения в особый период, при возникновении чрезвычайных ситуаций и в военное время;

Организовывать и лично участвовать в проверках несения службы инспекторским составом подразделения;

Осуществлять своевременное доведение приказов и указаний командиров до личного состава подразделения, а также проверку их исполнения;

Постоянно знать наличие инспекторов ДПС, транспортных и специальных технических средств;

Разрабатывать планы подготовки, повышения квалификации, служебной и боевой подготовки подразделения и контролировать их выполнение;

Лично проводить занятия по наиболее сложным и актуальным темам;

Изучать и внедрять в работу подразделения положительный опыт и научную организацию труда передовых строевых подразделений;

Подготавливать предложения по организационно-штатным вопросам.

  1. Заместитель командира подразделения ДПС контролирует исправность транспортных и специальных технических средств, их правильное использование, обслуживание, метрологическое обеспечение, хранение и ремонт, состояние авто- мото- парков и организацию внутренней службы в них, в соответствии с действующими нормативными актами в данной сфере деятельности ОВД. Несет персональную ответственность за моральное состояние подчиненного ему личного состава, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности.
  2. Заместитель командира подразделения (полка, батальона, роты, взвода, отделения) по технической службе обязан:

Участвовать в разработке плана служебной и боевой подготовке типовых планов подразделения и организовывать их выполнение;

Организовывать правильное использование транспортных и специальных технических средств, своевременное проведение их технического обслуживания, метрологического обеспечения и ремонта;

Составлять и контролировать соблюдение графиков профилактического обслуживания транспортных и специальных технических средств;

Знать наличие и техническое состояние транспортных и специальных технических средств, организовывать и контролировать ведение установленного для них учета и отчетности;

Организовывать получение, хранение, выдачу использование и контроль за эксплуатацией по назначению, а также сохранность автомототранспорта;

Обеспечивать оборудование автомобилей и мотоциклов светомаскировочными устройствами на «особый» период;

Подготавливать и вносить предложения по обеспечению подразделения новейшими специальными техническими средствами;

Изучать и анализировать опыт использования транспортных и специальных технических средств, разрабатывать предложения по улучшению их эксплуатации;

Организовывать изучение личным составом подразделения Правил дорожного движения, эксплуатации транспортных и специальных технических средств и ежегодное принятие по ним зачетов;

Проводить мероприятия по повышению квалификации личного состава подразделения, профессиональных навыков эксплуатации специальных технических средств, вождения служебного автомототранспорта.

6. Командир взвода (в составе роты, батальона, полка или отдела БДД) ДПС отвечает за состояние аварийности на закрепленной территории, повседневную готовность подразделения к выполнению задач по обеспечению безопасности дорожного движения, за качественное комплектование, служебную, боевую и физическую подготовку личного состава, материально-техническое и иные виды обеспечения служебной деятельности подразделения. Несет персональную ответственность за моральное состояние личного состава подразделения, строжайшее соблюдение им дисциплины и законности, постоянное проведение индивидуально-воспитательной работы с подчиненными. Командир взвода обязан:

6.1. Принимать участие в планировании работы подразделения;

6.2. Вносить предложения прямым начальникам об изменении в расстановке сил и средств, при осложнении оперативной обстановки на обслуживаемой территории;

6.3. Осуществлять управление силами и средствами взвода, организовывать взаимодействие личного состава с нарядами ОВД, вневедомственной охраны, военной автомобильной инспекции Министерства обороны Кыргызской Республики, органами национальной безопасности, другими общественными организациями и гражданами, в осуществлении надзора за дорожным движением и охране общественной безопасности;

6.4. Ежедневно проводить инструктажи нарядов и контролировать несение службы личным составом взвода;

6.5. Добиваться снижения числа ДТП на обслуживаемой территории;

6.6. Ежедневно проверять порядок и обоснованность применения подчиненными мер административного воздействия к правонарушителям норм, относящихся к обеспечению безопасности дорожного движения;

6.7. Вести ежедневный учет и анализ работы инспекторского состава взвода;

6.8. Разрабатывать графики отпусков и несения службы личным составом подразделения;

6.9. Воспитывать личный состав подразделения в духе строго соблюдения служебной дисциплины и законности.

  1. Старший инспектор-дежурный обязан:

7.1. При подготовке инспекторов ДПС строевого подразделения, заступающих на службу:

Принимать доклады от командиров взводов (старших групп) о прибытии на службу инспекторского состава ДПС и заполнять постовую ведомость;

Осуществлять контроль за выходом и возвращением патрульного автомототранспорта с отметкой в Журнале учета использования транспортных средств;

Выдавать инспекторам ДПС оперативно-технические и специальные средства, о чем производить соответствующую запись в Журнале выдачи и приема вооружения, оперативно-технических и специальных средств, а также табельное оружие, нагрудные отличительные знаки, служебные документы;

Проверять готовность инспекторского состава ДПС к несению службы, его внешний вид, экипировку;

Организовывать на инструктаже доведения до заступающего на службу личного состава состояние оперативной обстановки;

Докладывать о не прибывших на службу сотрудниках ДПС командиру строевого подразделения и принимать меры к выяснению причин неявки;

7.2. По окончании службы нарядами:

Принимать от сотрудников ДПС оружие, нагрудные отличительные знаки и специальные средства, проверять их комплектность и исправность, о чем делать соответствующие записи в журналах;

Передавать принятые от командиров взводов (старших групп) административные материалы помощнику дежурного для их регистрации в журнале учета материалов о нарушениях Правил дорожного движения;

Докладывать командиру подразделения или лицу, его замещающему, о случаях неявки по неизвестным причинам инспектора ДПС с маршрута патрулирования (поста) и в дальнейшем действовать по его указанию;

Обобщать результаты несения службы для доклада командиру строевого подразделения, делать запись в постовой ведомости и докладывать командиру подразделения (лицу, его замещающему) о приеме-сдаче дежурства.

7.3. При сборе информации и оценке обстановки на обслуживаемой территории:

Изучать, анализировать и оценивать сведения о совершенных ДТП и преступлениях, розыске транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, угнанных и похищенных транспортных средствах, разыскиваемых преступниках и нераскрытых преступлениях, намеченных и производимых массовых, спортивных и других мероприятиях, степени участия инспекторского состава по поддержанию соответствующих режимов дорожного движения в местах их проведения, изменения климатических условий, состоянии автомобильных дорог, дорожных сооружений и технических средств регулирования дорожного движения, которые могут оказывать влияние на дорожное движение, оперативную обстановку, расстановку сил и средств;

Систематизировать, обобщать и докладывать полученную информацию командиру подразделения, а в предусмотренных нормативными правовыми актами МВД случаях - вышестоящему дежурному.

7.4. По управлению силами и средствами:

Обеспечивать непрерывное управление нарядами, их четкое взаимодействие между собой и с другими подразделениями органов внутренних дел;

Контролировать несение службы нарядами, в случае невыхода их на связь в назначенное время, принимать необходимые меры по установлению их местоположения;

Информировать инспекторский состав подразделения об изменениях оперативной обстановки;

Организовывать и направлять работу личного состава при получении команды из вышестоящих органов или Министерства по чрезвычайным ситуациям Кыргызской Республики;

7.5. По приему сообщений и заявлений о преступлениях, ДТП, нарушения общественного порядка и других чрезвычайных происшествиях:

Выясняет время, место, обстоятельства происшествия, приметы правонарушителей, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон), данные о транспортных средствах, причастных к происшествию (марка, государственный регистрационный номерной знак, принадлежность), наличие пострадавших. Если водитель с места ДТП скрылся, дополнительно выясняет цвет, особые приметы, характер возможных повреждений, направление движения транспортного средства, приметы водителя;

Принимает, регистрирует сообщения о преступлениях и своевременно передает полученную информацию в ОВД по территориальности. Сведения о ДТП регистрирует в тетради для записей дежурного, а после уточнения - в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий;

Докладывает командиру подразделения и вышестоящему дежурному о преступлениях, ДТП с тяжкими последствиями и действует в соответствии с их указаниями. В случаях организации розыска преступников по горячим следам, для ориентирования нарядов ДПС, немедленно передает необходимую информацию на маршруты патрулирования и посты ДПС;

Информирует о ДТП, повлекших гибель, ранение людей или причинение существенного материального ущерба, дежурные части ОВД по территориальности. При необходимости вызывает скорую медицинскую помощь, пожарную охрану, другие оперативные и спасательные службы, а в случае, когда участники происшествия при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося прибыли в дежурную часть подразделения, организует оформление материалов по происшествию в установленном порядке;

Докладывает об осложнении обстановки на месте происшествия, угрозе возникновения групповых хулиганских проявлений или других чрезвычайных обстоятельств дежурному по ОВД, командиру строевого подразделения и в дальнейшем действует по их указанию. При возникновении затора на месте происшествия, организовать объезд этого места;

Организует доставку транспортных средств с мест происшествий в территориальные ОВД по месту совершения (когда нельзя их передать владельцу), а также транспортных средств, задержанных у лиц, управляющих ими без водительских документов или в состоянии опьянения. В последнем случае они могут быть приняты под охрану в дежурную часть подразделения. Принятие на хранение, а также передача транспортного средства и груза в другое подразделение ОВД оформляется актом приема на хранение произвольной формы. Выдача транспортного средства и груза владельцам осуществляется по предъявлении ими соответствующих документов;

Докладывает вышестоящему дежурному и по возможности ставит в известность представительство Министерства иностранных дел Кыргызской Республики о ДТП с участием иностранных граждан;

Оповещает командира и наряды подразделения ДПС, руководителей заинтересованных дорожных коммунальных служб об осложнении условий дорожного движения вследствие обвалов, оползней, селей, схода лавин, разрушения дороги, снежного заноса, гололедицы, выхода из строя средств регулирования и т.п.. Принимает необходимые меры по организации и обеспечению безопасного и бесперебойного движения на указанных участках дорог, в дальнейшем осуществлет контроль за выполнением соответствующих работ;

Организует и направляет деятельность личного состава ДПС.

7.6. По обеспечению сопровождения автомобилей и колонн:

Ведет оповещение нарядов ДПС по маршруту следования сопровождаемых автомобилей и колонн;

Организует взаимодействие нарядов подразделения и ОВД по обеспечению беспрепятственного проезда сопровождаемых автомобилей и колонн;

Информирует экипажи автомобилей сопровождения об обстановке на маршруте движения;

7.7. По контролю над организацией перевозок опасных грузов:

Знает маршруты перевозки опасных грузов их техническое наименование, вид опасности, код, экстренные меры. Информирует наряды ДПС по маршруту их следования;

Принимает меры по организации безостановочного движения транспортных средств, перевозящих опасные грузы;

7.8. По обеспечению справочной работы:

Дает исчерпывающие разъяснения (без сообщения секретных или носящих служебный характер сведений) при обращении в дежурную часть граждан или должностных лиц по вопросам деятельности ДПС, других подразделений ОВД, а при необходимости организовывает проверку или информирует заявителя о порядке дальнейших действий;

Информирует родственников о погибших или раненых при ДТП.

7.9. По обеспечению сохранности имущества, вооружения, оперативно-технических, специальных и авто- мото- транспортных средств:

Обеспечивает хранение, выдачу и учет оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств в оборудованных несгораемых шкафах (ящиках) в соответствии с нормативными правовыми актами МВД;

Проверяет при приеме оружия и специальных средств их состояние, укомплектованность, исправность, чистоту, смазку (оружия) и т.д. В случае обнаружения повреждения или недостачи требует от сотрудников ДПС письменное объяснение, и принимать необходимые меры к розыску утраченного. О фактах их утраты или непригодности к дальнейшей эксплуатации в результате повреждений немедленно докладывает письменным рапортом командиру подразделения и производит записи в журналах;

Запрещает передавать ключи от оружейной комнаты, шкафов с оружием и комнаты хранения оперативно-технических и специальных средств кому бы то ни было, кроме лица, сменяющего или замещающего дежурного. Передача ключей оформляется в журнале для записи дежурного с указанием номера личной печати дежурного, которой опечатаны шкафы и комнаты. При нарушении оттисков печатей в отсутствие дежурного, проверка и передача хранящегося оружия, боеприпасов, оперативно-технических и специальных средств осуществляется комиссией, назначаемой командиром подразделения;

  1. Инспектор-дежурный (для выезда на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется старшему инспектору-дежурному, а при выезде на дорожно-транспортные происшествия в составе следственно-оперативной группы - старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию).

8.1. Инспектор-дежурный обязан:

Выезжать по указанию дежурного или прямого начальника на ДТП в составе следственно-оперативной группы или самостоятельно;

Оказывает необходимую помощь пострадавшим, организует их отправку в медицинские учреждения, записав предварительно необходимые данные о них и номер наряда скорой медицинской помощи;

  1. Инспектор ДПС (выезжающий на ДТП), находясь в составе суточного наряда дежурной части, подчиняется дежурному, а при выезде на ДТП в составе следственно-оперативной группы старшему этой группы (следователю, инспектору по дознанию). Инспектор ДПС обязан:

Сообщать дежурному о прибытии следственно-оперативной группы на место происшествия;

Поддерживать постоянную связь следственно-оперативной группы с дежурным;

Организовывать охрану места происшествия, обеспечивать безопасное движение транспортных средств в районе происшествия, поддерживать там необходимый общественный порядок, принимать меры к ликвидации задержек в движении;

Выполнять в ходе осмотра отдельные поручения старшего следственно-оперативной группы;

Охранять лиц, причастных к происшествию, до организации их отправки на медицинское освидетельствование, в дежурную часть подразделения или ОВД;

Следить за техническим состоянием вверенного транспорта.

10. Помощник дежурного подчиняется дежурному. Он обязан:

Выполнять указания дежурного по всем вопросам деятельности дежурной части;

Принимать, фиксировать и передавать телефонограммы, ориентировки и другую информацию;

11. Старший инспектор дорожно-патрульной службы принимает непосредственное участие в несении службы, обеспечении безопасности дорожного движения и охране общественного порядка на обслуживаемой территории. Он является непосредственным начальником и воспитателем инспекторского состава, ответственным за состояние аварийности на закрепленной за ним территории, порядок несения службы инспекторским составом, служебную и специальную подготовку. Старший инспектор дорожно-патрульной службы обязан:

11.1. Осуществлять надзор за дорожным движением;

11.2. Знать оперативную обстановку на обслуживаемом участке дорог (улиц), в зоне несения службы инспекторского состава

11.3. Руководить службой нарядов, находящихся в его подчинении, организовывать между ними взаимодействия, производить подмену их для принятия пищи и отдыха, а также докладывать вышестоящему командиру (начальнику), дежурному по подразделению о необходимости внесения изменения в расстановку нарядов в порядок несения ими службы в зависимости от сложившейся обстановки;

11.4. Осуществлять не менее двух раз за смену контроль за несением службы инспекторским составом;

11.5. Помогать инспекторам ДПС при решении вопросов, связанных с выполнением ими задач по надзору за дорожным движением;

11.6. Производить маневр силами нарядов ДПС в случае необходимости предупреждения или пресечения ДТП, грубых нарушений Правил дорожного движения, преступлений. При чрезвычайных обстоятельствах, докладывая об этом командиру подразделения;

11.7. Оформлять по указанию прямых начальников или дежурного первоначальные материалы по ДТП без пострадавших и существенного материального ущерба;

11.8. Проверять правильность ведения служебной документации инспекторами ДПС и принимать меры к устранению обнаруженных недостатков;

11.9. Следить за своевременным обеспечением нарядов вооружением, снаряжением и специальными техническими средствами, а также бланками служебной документации;

11.10.Осматривать ежедневно транспортные средства, оружие, боеприпасы и снаряжение, контролировать их сохранность и чистоту, а также сдачу его на хранение дежурному после окончания несения службы инспекторами ДПС;

11.11.Твердо знать задачи, как свои, так и подчиненных сотрудников ДПС, при введении типовых планов МВД КР;

11.12. Обучать и воспитывать инспекторский состав ДПС в духе строго соблюдения законности и служебной дисциплины, требовать от него твердого знания своих служебных обязанностей, материальной части, правил применения и использования оружия, соблюдения правил ношения форменной одежды, опрятного внешнего вида и строевой выправки;

11.13. Использовать в своей работе опыт передовых подразделений ДПС;

11.14. Следить за правильным использованием специальных технических средств;

11.15. Вести учет ДТП, в соответствии с установленным порядком.

11.16. Анализировать причины ДТП и условия, способствующие их совершению, готовить отчеты, сведения, информации, справки и предложения по этим вопросам;

11.17. Изучать и применять новые формы и методы анализа;

11.18. Осуществлять контроль за своевременным и качественным заполнением карточек учета по ДТП, сведения о которых подлежат включению в государственную статистическую отчетность;

11.19. Сверять ежемесячно сведения о ДТП с пострадавшими, с учетом, осуществляемым в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях, предприятиях и организациях;

11.20. Осуществлять кодирование, подготовку информации о ДТП для последующей передачи в вышестоящие органы;

11.21. Участвовать в подготовке документов, касающихся организации ДПС;

11.22. Вносить предложения по совершенствованию форм и методов надзора за дорожным движением;

11.23. Участвовать в гласном и негласном контроле за работой инспекторского состава ДПС на маршрутах патрулирования и постах. Обобщать результаты этой работы;

11.24. Проводить, по указанию прямого начальника, служебное расследование по фактам нарушения личным составом подразделения служебной дисциплины, законности и установленного порядка несения службы;

  1. Инженер по специальной технике подчиняется командиру подразделения и его заместителю. Он обязан вести учет имеющихся в подразделении специальных технических средств, а также контроль за их техническим состоянием и использованием.
  2. Старшина подразделения ДПС отвечает за своевременное обеспечение предметами экипировки инспекторского состава ДПС, поддержание установленного внутреннего порядка, сохранность имущества подразделения, противопожарную безопасность в служебных помещениях, экономию и рациональное использование электроэнергии в кабинетах. Он подчиняется командирам подразделения и их заместителям. Является материально ответственным лицом. Старшина обязан:

13.1. Получать и выдавать бланки строгой отчетности;

13.2. Обеспечивать всем необходимым занятия с личным составом по служебной, боевой и физической подготовке;



 

Возможно, будет полезно почитать: