Как выполняется разворот на дороге. Основные правила разворота на перекрестке и виды перекрестков

В общем-то, в такой поворот могут вписаться практически все легковушки, за исключением очень габаритных внедорожников, но движение назад и разворот в несколько заходов здесь запрещены. На Т-перекрестке помним о трех правилах:

  • смотрим, что говорят знаки «Уступи дорогу» и «Стоп», если они есть;
  • если таких указателей нет, придерживаемся правила «правой помехи»;
  • маневр совершаем с включенными поворотниками.

Если же вы понимаете, что «не выходит чаша», а «свернуть с намеченного пути» нужно позарез, то лучше уж развернуться в несколько приемов и получить штраф в 500 рублей, чем лишиться прав за выезд на встречку, не вписавшись в поворот. Но не забываем, что при любом нарушении мы провоцирует ДТП. На регулируемом перекресте со светофором задача упрощается еще больше, ведь пропустить нужно только тех, кто едет навстречу.

Как правильно выполнить разворот

Какие знаки разрешают разворот? Что не запрещено ПДД, автоматически считается разрешенным, поэтому рассмотрим знаки, которые не делают разворот невозможным, но чаще всего вызывают у водителей сложности.

  • Предписывающие знаки говорят водителям, в каком направлении следует ехать, причем надо знать: если возможен поворот налево, то и развернуться вы имеете полное право, главное, ехать по крайней левой полосе (Рисунок 1).

Рисунок 1

  • Первые два знака указывают направление движения по полосам – можно развернуться, так как поворот налево разрешен. Второй и третий знаки определяют конкретное место или зону для выполнения разворота (Рисунок 2).

Рисунок 2

  • Самый сложный для автолюбителей случай – знаки запрещают поворот налево.

Автошкола онлайн

Как узнать границы пешеходного перехода, если нет зебры или она незаметна, например, зимой? Ориентируйтесь на знаки, обычно их два (на противоположных сторонах дороги) – расстояние между знаками как раз и определяет местоположение зебры.

  • Логично, что замкнутость пространства и низкая освещенность не позволяют водителям разворачиваться в тоннелях.
  • На мостах, эстакадах и пространстве под ними, путепроводах – запрет связан с тем, что обычно подобные сооружения ограничивают зону видимости – водители просто не могут правильно оценить обстановку.
  • На остановках общественного и маршрутного транспорта, так как они всегда характеризуются большим скоплением людей, что не позволит автомобилистам развернуться там безопасно.

Где можно выполнить разворот?

Именно поэтому нужно убедиться, что:

  • вы точно впишитесь в периметр перекрестка;
  • не окажитесь на встречной;
  • не пересечете двойную сплошную.

На перекрестке с разделительной следует маневрировать по дальней траектории, чтобы даже по короткому отрезку не выехать на встречку. Если разметки нет, то можно использовать любую траекторию (дальнюю или ближнюю), но выезжать за границы перекрестка нельзя, чтобы не оказаться перед встречным потоком.

К тому же нужно пропустить встречных водителей, имеющих перед вами преимущество. Важно! Перед разворотом нужно убедиться, что рядом нет знаков, которые запрещают реализовать задуманное.


Есть свои особенности у разворота на Т-образном перекрестке.

Как правильно разворачиваться на дороге?

Въезд на неё перекрёстком не является, однако некоторые меры предосторожности всё равно нужно соблюдать. В частности, для разворота с использованием прилегающей территории справа, заезжать на последнюю желательно задним ходом - так при выезде на главную дорогу вы сможете спокойно и полностью оценить ситуацию и слева, и справа.


Для разворота всегда рекомендуется использовать именно прилегающую территорию справа – так вам не придётся задом двигаться по главной дороге. Также напомним, что нельзя осуществлять разворот на мосту, даже если на нём не нанесена разметка в виде сплошной линии.


Инфо

Однако существуют ситуации, когда без нарушения правил можно развернуться даже через двойную сплошную, а именно если установлен знак «Зона для разворота» или «Место для разворота». В этом случае разметка будет противоречить дорожным знаком, однако последние над разметкой имеют приоритет.

Учимся разворачиваться согласно пдд

Внимание

Поэтому лучше при возможности развернуться прямо во дворе.

  • Разворот по траектории в виде прямоугольника, то есть развернуться можно, проехав квартал. На трех подряд перекрестках поворачивайте направо, на последнем – налево.

Подойдет такой способ только для жителей городов с районами, состоящими из кварталов прямоугольной формы.

Штраф за нарушение правил разворота Если вы развернулись, нарушив правила, и это было замечено сотрудником ГИБДД или зафиксировано камерой, то будьте готовы заплатить штраф. Основные нарушения выглядят следующим образом:

  • Некоторые водители так торопятся, что забывают сообщать другим участникам дорожного движения о своих действиях и не включают поворотники.

Выполнение разворота. часть 1

Тех, кто стоит справа и слева остановит светофор. Придерживаемся при маневре на светофоре следующих правил:

  • убеждаемся, что нет запрещающих разворот знаков (к ним, кстати, не относится знак о запрещении поворота налево);
  • выбираем траекторию;
  • разворачиваемся в границах перекрестка, без выезда на встречку.

А лучше не рисковать! Статистика – вещь неумолимая: каждое пятое ДТП на перекрестке происходит именно в момент совершения различных маневров, поэтому по возможности лучше подыскать для своей затеи другой участок. Например, прилегающую территорию. Но и тут нужно следовать правилу – использовать правый заезд.
Заезжать на прилегающий участок лучше задним ходом, чтобы при выезде оценивать происходящее на главной дороге. Снизить риск аварии можно и при развороте там, где действуют знаки, обозначающие специальные зоны для совершения маневра.

Разворот на двухполосной дороге

Так, например, на дороге с разделительной полосой направление движения следует выбирать таким образом, чтобы автомобиль даже на коротком участке не ехал по встречной полосе, то есть выбирать «дальнюю» траекторию разворота. Особенности выполнения разворота на перекрёстке Если на перекрёстке нет разделительной полосы, то выполнять разворот можно и по дальней, и по ближней траектории, и даже между ними.
Но только в пределах перекрёстка – за линию пересечения проезжих частей выезжать нельзя! Если радиус разворота превысит границы пересечения проезжих частей, то для «ближней» и «дальней» траектории разворота будет действовать разное наказание.

Правила разворота на всех видах перекрестков

Здесь также необходимо точно соблюдать направление движения по полосам, а также удостовериться в отсутствии перед перекрёстком знаков, разворот согласно которым запрещён. Следует напомнить, что знак «Поворот налево запрещён» отнюдь не запрещает разворот, но обращайте внимание и на предписывающие знаки 4.1.1-4.1.6, действие которых распространяется на первое пересечение проезжих частей.

Правила разворота в 2018 г. здесь те же самые – маневр нужно осуществлять только в границах перекрёстка, выезд на встречную полосу запрещается. Видео: Уроки автошколы - правильные маневры на перекрестках Используем прилегающую территорию для разворота При движении в городе осуществлять такой довольно опасный маневр, как разворот на перекрёстке, часто бывает вовсе не обязательно, для этого можно использовать прилегающую территорию.

Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. Таким образом разворот на перекрестке должен выполняться из крайнего левого положения, т.е. от центра проезжей части. Обратите внимание на этот пункт. Например, выполнить разворот на перекрестке, где пересекаются две двухполосные дороги, без нарушения правил дорожного движения невозможно. Чтобы уместиться на перекрестке водителю придется либо нарушить требования пункта 8.5 (развернуться из крайнего правого положения), либо включить задний ход на перекрестке (нарушить пункт 8.12 ПДД). Разворот вне перекрестка Разворот вне перекрестка подчиняется другим правилам: 8.8.

Разворот на двухполосной дороге по правилам

Тем не менее можно ориентироваться по следующим дорожным знакам: Еще раз отмечу, что перечисленных знаков может и не быть. Например, видимость может быть ограничена ветвями деревьев и в этом случае выполнять разворот нельзя. 6.

На остановках общественного транспорта, обозначенных знаками или разметкой: 7. При наличии следующих дорожных знаков: 8. При наличии сплошной линии разметки на пути следования автомобиля: Как развернуться на дороге с оживленным движением Водители, которые хотя бы раз выполняли разворот на практике, могли столкнуться со следующими проблемами:

  • интенсивное движение встречных и попутных автомобилей;
  • недостаточная ширина проезжей части (зачастую ширина ограничена автомобилями, припаркованными у края проезжей части).

Если Вы столкнулись с одной из перечисленных проблем, то выполнить стандартный разворот вряд ли удастся.

Разворот на перекрестке является к одним из самых сложных маневров, потому что во время его выполнения водителю необходимо контролировать сразу несколько направлений. Кроме того, для каждого типа пересечения дорог действуют свои правила, нарушение которых может привести к серьезным последствиям, начиная от штрафа и лишения прав, и заканчивая утратой здоровья и даже жизни. Поэтому новичкам разворачиваться на перекрестках крайне не рекомендуется.

ПДД

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Правила дорожного движения предписывают соблюдать как общие требования к поведению на дороге, так и частные, действующие в определенных ситуациях и при наличии/отсутствии тех или иных знаков.

Правила разворота на перекрестке, в частности, гласят, что нельзя пересекать встречную и соседнюю полосы, выполнять поворот разрешается только с прилежащего к разделительной сплошной ряда, а также нельзя заезжать на тротуар, так как это приводит к потере управления.

Важно помнить, что на дороге вообще и, в частности, на перекрестках нельзя пользоваться задним ходом, что дополнительно усугбляет положение, осложняя и без того непростую процедуру разворота. Сдавать назад можно только при въезде на прилегающие к дороге территории, например, дворы или местные уширения.

ПДД выделяют два основных типа разворота на перекрестке — по малому и по большому радиусу, которые еще называют ближней и дальней траекториями.

Нюансы выполнения маневра

Развороты по малому и большому радиусу осуществляются в разных ситуациях. Первый — когда дорога достаточно широка и в распоряжении водителя много места, а второй — на узких проезжих частях, где машину невозможно развернуть без выполнения дополнительной дуги.

При этом для обоих этих способов разворота действуют одинаковые правила:

  1. начинать маневр из ближнего ряда;
  2. не пересекать разделительные линии, зебры и края дороги;
  3. учитывать знаки и особенности конкретного вида перекрестка.

При этом действует правило, согласно которому, там где может быть применен маневр по малому радиусу, не запрещается проводить его и по большому, например, для большей уверенности.

Что такое разворот по дальней траектории

Данный вид маневра применяется в случаях, когда нет возможности сделать поворот в непосредственной близости от конца разделительной сплошной. Это бывает по разным причинам: возможно дорога слишком узкая или машина слишком длинная, может быть ведутся ремонтные работы или часть трассы перекрыта каким-то большим автомобилем.

В таких ситуациях, когда разворот с места невозможен, водитель должен проехать чуть вперед и зайти на дугу, таким образом, выиграв дополнительное пространство для выравнивания машины и встраивания её в ряд. Расстояние до начала поворота выбирается произвольно, допускается даже выполнение разворота возле самого края противоположной разделительной линии, полосы, зебры или обочины, но заезжать туда нельзя.

Что представляет из себя разворот по ближней траектории

На широких дорогах, где достаточно места для разворотных маневров, нет необходимости делать дуги, а можно поворачивать на встречную полосу прямо у края сплошной в самом начале перекрестка. Однако нужно заранее просчитать, не заедет ли при этом машина бордюр, так как это может привести к аварии. Также при повороте с малым радиусом важно не заехать за сплошные и зебры, расположенные на пересекающихся проезжих частях.

Варианты перекрестков

Способ пересечения дорог, как и их количество оказывает существенное влияние на механизм проведения разворота. Основные правила разворота на перекрестке действуют всегда, но в зависимости от типа конкретной развилки, могут быть добавлены и частные. Рассмотрим самые распространенные случаи:

На Т-образном перекрестке возможны две ситуации — когда водитель едет по основной дороге и хочет развернуться в обратном направлении по ней, и когда он двигается по прилежащему транспортному полотну и, соответственно, маневрирует на нем.

Правила дорожного движения здесь принципиально не отличаются от общего случая, так если трасса узкая, двигаться нужно по дальней траектории, а противном случае по ближней. Однако техника выполнения будет немного другой — это связано с тем, что при движении по основной дороге у водителя нет места, чтобы зайти на петлю — его ограничивает обочина или кювет, поэтому приходится использовать для описания дуги часть прилегающей трассы, но опять же — заезжать за сплошную нельзя.

Регулируемым называется перекресток, где действуют либо светофоры, либо работает полицейский-регулировщик. В таких случаях водители обязаны руководствоваться их указаниями и выполнять любые маневры, в том числе и развороты, только на разрешающий сигнал.

Нерегулируемый

На нерегулируемых перекрестках отсутствуют источники сигналов, а корректировка движения происходит или при помощи знаков, если они есть, или в соответствии с общими правилами ПДД, такими как «Помеха справа». Например, при наличии треугольного знака «Уступи дорогу», необходимо дождаться, пока трасса освободится, и только тогда начинать движение. Если знаков нет вообще, в приоритете всегда та дорога, которая находится справа от водителя.

На пересечениях дорог, где есть разделительная полоса, предусмотрено два варианта разворота — когда разделительная полоса не доходит до перекрестка, и когда она его пересекает.

В первом случае маневр выполняется исключительно по малой траектории, поскольку на таких проезжих частях, как правило, много места. Заезжать на пересечение дорог при развороте нельзя, за это могут серьезно оштрафовать.

При втором варианте разрешается поворачивать только по большому радиусу, так как в противном случае, водитель какое-то время будет двигаться по встречной полосе, а это грозит лишением прав (п. 8.6 ПДД).

Однако здесь есть нюанс. При маневрах нужно учитывать ширину разделительной полосы. Если она достаточно большая, и водитель развернулся по малому радиусу, его однозначно лишат прав, поскольку, поворачивая, он ехал навстречу движению продолжительное время. Если же линия раздела довольно узкая, не более 20-30 см в ширину, инспекторы иногда закрывают на это глаза, потому что движение по встречной пренебрежимо мало.

В случае наличия на дороге схемы или разметки, ориентироваться необходимо по ней (п. 1.18 и п. 5.15.2 ПДД).

С трамвайными путями

Согласно ПДД рельсовый транспорт в большинстве случаев имеет преимущество перед прочими транспортными средствами. Трамвай обязан уступить дорогу машине только тогда, когда он двигается по примыкающей дороге, а автомобиль по главной ( и ).

При наличии на перекрестке светофора, который дает разрешение двигаться и трамваю и машине, трамвай в приоритете, так как он едет по рельсам, поэтому ему необходимо уступить. Если светофор дал машине зеленый свет, а трамваю красный, последний должен стоять. Но трамваи могут начать движение на стрелку, включенную одновременно с запрещающим сигналом светофора, что является нарушением. А поскольку определить, чем руководствовался его водитель — светофором или стрелкой, уступать дорогу трамваю рекомендуется всегда, и это не является нарушением.

Если перекресток нерегулируемый, преимущество за трамваем во всех случаях, кроме тех, когда он движется по примыкающей дороге, а машина — по основной.

Разворот на пересечении обычной дороги и трассы с односторонним движением вызывает много споров и предрассудков. Связано это с тем, что водители думают, что выполняя маневр на таком участке они, якобы, выезжают на встречную полосу, что карается лишением прав.

Однако в действительности ПДД не запрещает развороты в таких местах, в частности, знак «Стрелка» является лишь указателем, гласящим о недопустимости поворота в сторону, однако разворот разрешен, и в описании знаков и ПДД это отражено.

При выполнении разворотного маневра на перекрестке с односторонним движением, необходимо руководствоваться теми же правилами, которые справедливы для общего случая, поскольку они здесь дублируются.

Согласно ПДД, наличие светофора вынуждает водителей руководствоваться в первую очередь его сигналами, игнорируя все остальные, и перекресток — не исключение.

Выполнять разворот под сигнал светофора гораздо проще, поскольку водителю нужно контролировать только одну сторону — ту, в которую он поворачивает, то есть, слева от себя. Именно поэтому в городах новичкам советуют тренировать навык разворота только на таких перекрестках.

При проезде через пересечение с дополнительной секцией преимущество будет у тех водителей, которые не въезжают на перекресток. То есть, автомобиль, желающий выполнить разворот, видя, что наперерез ему по дополнительной секции движется машина, обязан уступить ей дорогу, независимо от разрешающего сигнала светофора.

Однако такое правило действует лишь до тех пор, пока водитель находится на перекрестке, а после того, как он закончит разворот и окажется уже на самой дороге, преимущество будет за ним.

Что касается машины, двигающейся по доп. секции, она должна уступить дорогу в том случае, если стрелка включена одновременно с красным сигналом светофора ().

Штрафные санкции за нарушение правил разворота на перекрестке

В зависимости от рода проступка и его последствий, наказание может быть разным.

Но чаще всего на перекрестках имеют место такие нарушения как:

  • водитель не уступил дорогу автомобилю с приоритетом в движении () карается штрафом в размере 1000 рублей ();
  • З выезд на встречную полосу () ГИБДД накажет водителя штрафом в 5000 рублей и лишением прав на пол года ();
  • За пересечение разделительной полосы предусмотрен штраф в размере 1500 рублей () .

Другие нарушения менее распространены, и они регламентируются тем же административным кодексом России. Например, движение задним ходом на перекрестке наказывается штрафом в 500 рублей.

Исключения из правил

В некоторых случаях для водителей, нарушивших ПДД на пересечении дорог, делаются исключения, освобождающие их от штрафных санкций. Так например, не считается нарушением действие, совершенное с целью избежания ДТП, пропускания машин с проблесковыми маяками, карет скорой помощи, пожарных грузовиков или полиции.

Кроме того нарушения ПДД допускаются при проведении на дороге ремонтных работ или перекрытия части полотна в следствии ДТП. При отказе светофоров тоже можно не соблюдать правила, но необходимо учитывать, что при этом перекресток приобретает статус нерегулируемого.

Дорожные знаки

При разворотах нужно обращать внимание на 3 основных знака — это:

  • «Уступи дорогу». Он имеет треугольную форму, и его можно заметить с любой стороны. Этот треугольный знак — единственный в своем роде, поэтому на него можно смотреть даже сзади;

  • (STOP), запрещающий проезд без остановки;

  • Знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Конец главной дороги».


Включение поворотных сигналов

Использование транспортного средства всегда подразумевает соблюдение правил дорожного движения. Причем касается это различного рода маневров, разворота в том числе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимо обязательно осуществлять таковой в таковом режиме, в противном случае будет наложен штраф.

Определение

Большая часть водителей попросту не знает, как правильно осуществляется разворот. Процесс данный относительно сложен, особенно если кузов транспортного средства достаточно длинный.

Важно заранее ознакомиться со всеми правилами, которые определяют данную процедуру. Также важно отметить, что в правилах дорожного движения больше уделяется внимания как раз тому, где запрещено осуществлять разворот. Чем регулированию подобного рода процедуры.

Алгоритм данный имеет свои тонкости, особенности. Со всеми ними нужно будет ознакомиться заранее. Только так можно будет не допустить ошибок. Причем в некоторых случаях предполагается не просто штраф, но и .

За соблюдением правил наблюдают:

  • работники ГИБДД;
  • специальный камеры видеофиксации.

Причем в первом случае при развороте в неположенном месте предполагается сразу лишение. Например, если осуществляется процедура таковая через двойную сплошную линию.

На данный момент существует широкий перечень знаков, которые регулируют вопрос поворота и разворота. Необходимо заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами и особенностями процедуры.

Необходимо будет изучить максимально внимательно. Так как соблюдение всех правил – это залог отсутствия , а также всевозможных иных проблем – которые могут возникнуть в результате несоблюдения правил.

Отдельное внимание следует уделить как раз знакам, которые влияют на то, как и где может быть осуществлен разворот. Важно заранее таковой момент проработать. Так как в противном случае могут возникнуть различные сложности, проблемные ситуации.

Знаки

Отдельно нужно отметить, что существует очень широкий перечень знаков, которые влияют на разворот. Причем некоторые делают это не на прямую, а косвенно.

Основными знаками, с которыми нужно будет в первую очередь ознакомиться, являются №6.3.1. и 6.3.2. Обозначаются они как «Место для разворота», «Зона для разворота».

Именно эти знаки являются основными, которые регулируют место для осуществления рассматриваемого маневра.

На данный момент существует достаточно много различных нюансов, связанных с передвижением по дороге и выполнение таковых маневров.

Особенно внимательно нужно ознакомиться с цифрами, которые обозначены на знаках. Соответственно, при указании 15 м означает, что через данное расстояние можно будет осуществить маневр.

Основным условием подобного маневра в рассматриваемом случае является позиция автомобиля. Сам разворот должен осуществляться из крайне левого положения на крайнего положения, с левой же полосе.

Существуют и другие знаки, которые напрямую указывают место, где процесс разворота осуществлять ни в коем случае не допускается.

Основным таковым является знак «Разворот запрещен», маркируется он как 3.19. Причем нужно отметить, что таковой знак не означает, что в данном месте не допускается осуществлять поворот.

Монтаж такового знака осуществляется обычно на перекрестке. Отдельно нужно ознакомиться с тем, как именно предписывающие знаки осуществляют регулирование передвижения.

Существует достаточно большое количество таковых – которые не допускают осуществление поворота. Основными таковыми являются следующие:

  • предписывающий знак – устанавливающий движение только лишь прямо – обозначается как №4.1.1;

  • знак «движение направо» — обозначается номером 4.1.2 – он позволяет лишь поворот направо, при этом прямо, поворот и разворот налево будет запрещен;

  • движение прямо и направо – обозначается как 4.1.4 – позволяет двигаться лишь прямо, направо, в то же время разворот и поворот налево полностью запрещен.
  • Ещё один предписывающий знак, который не допускает осуществление рассматриваемого маневра – это обозначающий движение одностороннего типа.

    Обозначается таковой знаком 5.5. Так как если будет осуществлен разворот – то водитель автоматически попадает на полосу встречного дорожного движения. В то же время в таком случае поворот не будет запрещен. Нужно лишь помнить обо всех нюансах, тонкостях процедуры.

    Помимо остальных указанных выше знаков существуют и два дополнительных – которые также не допускают осуществление данного маневра.

    Таковым является знак «направление движения по полосам», обозначается он как 5.15.1. Также таковым является «направление движения по полосе» 5.15.2.

    Отдельно нужно будет отметить, что разметка на дорожном полотне также достаточно существенно влияет на то, возможно ли будет осуществлять процесс разворота.

    К таковым типам разметки относится в первую очередь следующее:

    • одинарная сплошная линия – маркируется она как 1.1;
    • двойная сплошная линия разметки – 1.3;
    • двойная, сплошная, прерывистая линия – со стороны сплошной разворот не допускается, маркируется номером 1.11.

    Помимо этого, запрещается поворот и для горизонтальной разметки. Обозначается она как 1.18. Он говорит о направлении движения по всем полосам. В таком случае из крайней левой полосы не допускается свершать поворот налево.

    Где разрешено или запрещено разворачиваться

    В ПДД установлены общие правила, в соответствии с которыми нужно будет в обязательном порядке занимать крайнее левое положение прежде, чем будет осуществлен маневр. Причем для двусторонней дороге действует несколько другое правило – необходимо занять крайнее левое положение на своей полосе.

    При наличии трамвайных путей разворот необходимо будет проводить предварительно выехав на таковые.

    Схема движения опять же соответствующим образом отражена в ПДД. Причем выезд должен быть осуществлен в попутном направлении движения. Только после этого осуществляется маневр. Важно заранее ознакомиться со всеми нюансами поворота.

    Так как только так можно будет не допустить стандартных ошибок. Которые могут привести к штрафу и даже лишению водительского удостоверения.

    Отдельно нужно отметить, что для некоторых типов транспортных средств используются специальные схемы разворота. Например, из-за их габаритных размеров.

    Даже с двумя полосами для движения траектория может отличаться от стандартной и водитель может занять крайнее правое положение прежде, чем осуществить маневр. Разметка при этом может быть нарушена. Нужно будет этот момент проработать заранее.

    Отдельно нужно разобрать целую серию различных вопросов. К основным таковым в первую очередь относится следующее:

    • на перекрестке — регулируемом и нет;
    • на трамвайных путях вне перекрестка;
    • на т-образном перекрестке;
    • на мосту;
    • на трассе;
    • на остановке общественного транспорта;
    • на пешеходном переходе;
    • с заездом на парковку;
    • перед ЖД переездом.

    Все обозначенные выше ситуации являются относительно сложными для осуществления. Особенно если водитель является новичком на дороге. Потому нужно заранее ознакомиться со всеми тонкостями, только так возможно будет избежать стандартных проблем.

    На перекрестке регулируемом и нет

    Особенно внимательно следует разобраться с тем, как осуществляется разворот на перекрестке. Так как чаще всего штрафы выписывают ГИБДД как раз при осуществлении неверного маневра в таковой дорожной инфраструктуре.

    Основные нюансы маневра на перекрестке:

    • при отсутствии разметки осуществлять маневр возможно по любой траектории – ближней или же дальней;
    • сам маневр должен осуществляться только в пределах перекрестка, не допускается выезжать за него;
    • при превышении траектории назначается штраф – причем для ближней и дальней устанавливается различная величина.

    На трамвайных путях вне перекрестка

    Отдельно стоит ознакомиться с тем, как осуществляется процесс разворота на путях трамвайных. Соответственно, маневр нужно осуществлять только лишь в случае, если сам трамвай в процессе движения отсутствует на рельсах.

    В противном случае не допускается осуществлять маневр. Нужно заранее данный момент проработать.

    Процесс разворота включает основные этапы:

    • осуществляется выезд в попутном направлении на трамвайные пути;
    • после чего осуществляется разворот по стандартной кратчайшей траектории.

    Важно отметить, что опять же необходимо внимательно следить за отсутствие знаков, которые прямо запрещают осуществлять разворот подобным образом. Все нюансы и тонкости процесса нужно будет проработать заранее.

    На т-образном перекрестке

    Основной особенностью разворота на подобной объекте дорожной инфраструктуры является верно определенная главная дорога. Причем далеко не всегда она является прямой.

    Необходимо на Т-образом перекрестке руководствоваться следующими правилами движения:

    • обращать внимание на знак «главная дорога» — что определить приоритеты движения;
    • при отсутствии знаков нужно помнить о правиле «помеха справа»;
    • важно включать своевременно указать поворота.

    Необходимо заранее проработать все основные моменты, которые тем или иным образом связаны с процессом разворота. Так как чаще всего причиной проблемы становится банальная невнимательность. Важно заранее проработать все тонкости, нюансы процедуры.

    На мосту

    Существует достаточно широкий перечень участков на дороге где запрещено разворачиваться. Причем одним из таковых мест является как раз объект дорожной инфраструктуры обозначаемый как «мост». Данный момент рассматривается в ПДД.

    Имеется отдельный раздел, в котором рассматривается перечень подобных мест – где осуществлять данный маневр попросту запрещено.

    Основным таковым нормативным документом является п.8.11. В нем перечисляются все места где осуществлять разворот полностью запрещено.

    На трассе

    Процесс таковой на трассе можно выполнять только при выполнении следующих условий:

    • отсутствуют запрещающие знаки;
    • отсутствуют знаки, которые косвенно запрещают осуществлять разворот;
    • разметка не является сплошной.

    На остановке общественного транспорта

    Остановка общественного транспорта – как раз место, где разворот не допускается. Причем вне зависимости от типа разметки, а также всевозможных иных факторов. Нужно заранее данный момент проработать.

    На пешеходном переходе

    Пешеходный переход также находится под запретом для данного маневра – не допускается осуществлять таковой процесс. Правила дорожного движения в плане подобных маневров достаточно жестко регламентированы.

    С заездом на парковку

    Разворот как таковой возможен с последующим заездом на парковку. Но опять же нужно помнить, что осуществление таковой процедуры возможно лишь в случае, если имеет место отсутствие каких-либо сложных, затруднительных моментов. Это касается запрещающих знаков, разметки.

    Перед ЖД переездом

    Железнодорожный переезд является как раз одним из тех объектов перед которыми запрещено осуществлять данный маневр. А также ряд иных. Например, касается это обгона, множества других.

    Важно заранее проработать таковой момент. Так как только так можно не допустить стандартных ошибок, которые имеют место в рассматриваемом случае.

    Разворот малого радиуса

    Важно заранее ознакомиться со всеми ПДД, которые тем или иным образом затрагивают разворот. Момент этот лучше всего изучить заранее. Это касается водителей всех без исключения. Нужно быть осторожными и со светофором.

    Согласно позиции ГИБДД при развороте по малому радиусу водитель нарушает п. 8.6 ПДД. Подразумевается, что при выполнении маневра машина не должна оказаться на встречной полосе.

    Данный момент подпадает под действие . Ст. №12.15 – выезд в нарушение правил дорожного движения.

    Причиной конфликта между правоохранителями и водителями заключается как раз в том, что данный пункт ничего не говорит именно о развороте. Но лучшее решение – просто не допускать подобных ситуаций.

    Ответственность за нарушение правил

    Ответственность на нарушение разметки, знаков может быть различная:

    • штраф;
    • лишение водительского удостоверения.

    Частые варианты неправильного разворота:

    Перекресток Т-образный можно осуществлять любым легковым транспортом. Но лишь при отсутствии соответствующим образом установленного запрещающего знака.

    Действует стандартная допустимая схема маневра, важно заранее ознакомиться с ней. За задний ход на перекрестке предполагается штраф величиной в 500 рублей .

    Важно внимательно и заранее ознакомиться со всеми тонкостями, нюансами процедуры. Только так можно будет избежать проблем. Причем подобное нарушение является достаточно существенным. Например, разворот через две сплошные линии.

    Нужно будет заранее ознакомиться со всеми нюансами, тонкостями процедуры. Только так можно будет не допустить стандартных ошибок. Алгоритм осуществления маневра может быть различным.

    Только опыт позволяет чувствовать себя уверенно на дороге. В какой-то момент нервозность во время движения по городу пропадает, и вы становитесь абсолютно спокойным, находясь за рулем своего автомобиля. Вот только знаете ли вы, как выполнить разворот, чтобы начать движение в противоположном направлении?

    Способов совершить эту фигуру существует множество. Вам может понадобиться совершить разворот, как в городе, так и за его пределами, на перекрестках и просто на улице, во дворе и на проезжей части, по правилам или с их нарушением.

    Итак, сейчас вы ознакомитесь с тремя способами разворота, которые можно использовать при средней степени интенсивности транспортного потока.

    Как правильно выполнить разворот на дороге с многорядным движением

    Данным способом можно воспользоваться, когда ваш автомобиль двигается по дороге с многорядным движением. Перед разворотом необходимо перестроиться в крайний левый ряд и продолжать движение до ближайшего разрыва разметки. Скорее всего, первый встретившийся вам разрыв будет около перекрестка. Едете до него, пропускайте встречный транспорт и пешеходов, только после этого можно выполнить разворот.

    Подобный разворот допустим и на самом перекрестке. Но тут вы рискуете – водители, едущие по второстепенной дороге, могут воспринять ваш маневр как поворот налево, и не дадут вам развернуться. При развороте не забывайте о поворотниках и преимуществе встречного транспорта.

    Как выполнить разворот от края проезжей части

    Этот способ предназначен для совершения разворота на дороге, имеющей по одной полосе для обоих направлений движения. Включите правые поворотники, прижмитесь вправо, снизьте скорость практически до минимума. После этого включите левые поворотники, пропустите транспорт, идущий по встречной полосе и сзади вас, и, наконец, совершайте разворот.

    Перед тем, как совершить разворот, убедитесь, что вам хватит ширины дороги для маневра, постарайтесь не создавать помех для других участников движения.

    Как выполнить разворот правильно с помощью прилегающей территории и задним ходом

    Если вы рассчитали, что ширины дороги вам не хватает для совершения разворота, то ознакомьтесь со следующим способом. Имейте в виду, на перекрестке этот способ использовать запрещено, так как необходимо будет двигаться задним ходом. Итак, включайте правые поворотники и останавливайтесь, как только проедете выезд с прилегающей территории. Въезжайте задним ходом в этот выезд и выезжайте из него в нужном направлении. Не забудьте, нужно уступить дорогу пешеходам и транспорту.

    Важно!

    Где запрещается совершать разворот

    в тоннелях;

    на железнодорожных переездах;

    на пешеходных переходах;

    в местах остановок маршрутных транспортных средств;

    в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

    на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.

    Прежде чем начать разговор о манёвре «Разворот», сначала ещё несколько слов о манёвре «Поворот».

    Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

    Если вы ещё не забыли, пункт 8.5, обязывает водителей перед поворотом или разворотом занять соответствующее крайнее положение. И это крайнее положение надо понимать буквально, то есть, например, перед поворотом направо надо расположиться не просто на правой полосе, а на правом краю правой полосы так, чтобы правее вас не могло двигаться никакое другое транспортное средство, даже велосипед.

    То же самое и при повороте налево или развороте. Вот как вас спросят об этом на экзамене:

    Кто из водителей нарушает правила поворота на перекрестке?

    1. Оба.

    2. Только водитель мотоцикла, поворачивающий налево.

    3. Только водитель автомобиля.

    4. Никто не нарушает.

    Комментарий к задаче

    Во-первых, нарушает водитель автомобиля, и вам это должно быть понятно сразу. Поворачивая направо, он обязан был вести своё транспортное средство как можно правее.

    И ещё нарушает водитель мотоцикла, поворачивающий налево. Если сейчас второй мотоциклист не притормозит, они обязательно столкнутся. Этого можно легко избежать, если строго выполнять требование Правил. А Правила требуют совершать поворот налево не просто с крайней левой полосы, а с крайнего левого положения на проезжей части данного направления (то есть так, чтобы левее вас никто не мог двигаться).

    К сожалению, это требование (перед поворотом занять соответствующее крайнее положение) не всегда выполнимо.

    Посмотрите на рисунок: при повороте направо прицеп оказался на тротуаре, а при повороте налево – на встречке.

    И то и другое совершенно недопустимо!

    В подобных ситуациях водители просто вынуждены выбирать другую траекторию поворота, и чтобы не делать их нарушителями, Правила и ввели это разрешение (процитируем его ещё раз):

    Правила. Раздел 8. Пункт 8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

    Но эту «вольность» Правила разрешили только для поворотов (про разворот в пункте 8.7 ничего не сказано).

    С разворотом дело обстоит несколько иначе. Правила отдельно определили поведение водителей при развороте на перекрёстке и при развороте вне перекрёстка, и ещё особо оговорили ситуацию с разворотом при наличии трамвайных путей.

    Разворот на перекрёстке без трамвайных путей.

    Из всех многочисленных требований восьмого раздела Правил к этому случаю разворота имеет отношение единственное требование:

    Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, первый абзац. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

    И всё! Никаких других требований к развороту Правила в восьмом разделе не предложили!

    Ну что же, давайте будем руководствоваться этим единственным требованием.

    Если перед перекрёстком нет никаких знаков или разметки, устанавливающих особый порядок движения, тогда соответствующее крайнее положение и для поворота налево, и для разворота – крайняя левая полоса .

    А как быть на этом перекрёстке? Здесь с помощью знака 5.15 установлен особый порядок движения!

    Здесь два соответствующих крайних положения для поворота налево!

    Неужели и разворачиваться можно с двух левых полос?!

    То же самое и здесь – разметка 1.18 предлагает водителям два соответствующих положения для поворота налево.

    И если руководствоваться пунктом 8.5 Правил, то и разворачиваться тоже разрешено с двух полос.

    Но этого не может быть!

    Такое разрешать нельзя!

    И Правила, конечно же, это не разрешили. Только сказали об этом не в восьмом разделе, а «запрятали» в Приложение 1 (Дорожные знаки) и в Приложение 2 (Дорожная разметка и её характеристики).

    Правила. Приложение 1. Дорожные знаки. Знаки особых предписаний. Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы , разрешают и разворот из этой полосы.

    Правила. Приложение 2. Дорожная разметка и ей характеристики. Разметка 1.18, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы , разрешает и разворот из этой полосы.

    И вот это надо усвоить раз и навсегда:

    Какой бы не был перекрёсток, и какое бы не было транспортное средство, разворот на перекрёстке всегда разрешён

    только из крайнего левого положения!

    Чтобы проверить, знаете ли вы это, на экзамене вам предложат такую задачку:

    При этом Правила не содержат никаких требований к самой траектории разворота. Правила сознательно оставили свободу выбора водителям – решайте сами, по какой траектории будете разворачиваться в каждой конкретной ситуации. Единственное и обязательное условие – разворот на перекрёстке необходимо всегда начинать с крайнего левого положения!

    Хотите – разворачивайтесь по малой дуге (траектория Б), хотите – по большой (траектория А), Правила не возражают.

    И, кстати, завершая разворот, разрешается заезжать на любую свободную полосу.

    Повторяю – Правила оставили водителям свободу выбора – решайте сами, по какой траектории вам лучше развернуться в каждой конкретной ситуации.

    Ученики . Наш инструктор учит нас на любом перекрёстке разворачиваться только по большой траектории, а Вы говорите, что можно по любой.

    Учитель. Правильно делает ваш инструктор. Дело в том, что ГИБДД упрямо продолжает квалифицировать разворот по малой дуге как выезд на полосу встречного движения.

    Ученики. Так оно вроде так и есть. Разворачиваясь по малой дуге, мы действительно выезжаем на встречку.

    Учитель. Хорошо, давайте поговорим об этом подробнее.

    Установим перед перекрёстком знак, информирующий водителей о том, что на пересекаемой дороге организовано одностороннее движения.

    Теперь как ни разворачивайся всё равно выезжаешь на встречку (по логике ГИБДД).

    Но разворот на этом перекрёстке не запрещён!

    И за разворот на таком перекрёстке (по любой дуге) ГИБДД не наказывает.

    На таком перекрёстке запрещён только поворот налево и об этом чётко сказано в Правилах:

    Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

    Но про разворот ничего такого не сказано! Ведь чем отличается разворот от поворота. При повороте вы съезжаете на другую дорогу (и в данном случае оказываетесь на встречке), а при развороте остаётесь на той же дороге, только меняете направление движения на противоположное. И никакая «встречка» тут ни при чём, разворот на перекрёстке (точнее – на пересечении проезжих частей) просто разрешён без всяких указаний на то, по какой траектории его нужно совершать.

    Да вот же, чего далеко ходить, задачка из Билетов ГИБДД:


    Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?

    1. Дождётесь другого сигнала регулировщика.

    2. Уступите дорогу легковому автомобилю, осуществляющему разворот.

    3 . Проедете перекрёсток первым.

    Комментарий к задаче.

    Такой сигнал регулировщика разрешает движение обоим транспортным средствам и, как видим, водитель легкового автомобиля разворачивается по короткой дуге (на глазах у инспектора!), и ничего страшного не происходит.

    Тем не менее, вопреки всему, инспектора ГИБДД упрямо продолжают карать водителей за разворот по такой траектории.

    Тут мне вспоминается, что в предыдущей редакции Билетов была ещё и такая задачка:

    Правильный ответ – третий – ВСЕ ЗНАКИ РАЗРЕШАЮТ ВЫПОЛНИТЬ РАЗВОРОТ! А в комментарии к задачке так прямо и было написано: «Знаки «Выезд на дорогу с односторонним движением» НЕ запрещают разворот на перекрёстках таких дорог».

    Правда, в действующей редакции Билетов этой задачки нет. Возможно, со временем уберут (или изменят) и предыдущую задачку (с регулировщиком). Возможно, даже перепишут Правила, где прямо укажут, что разворот по малой дуге запрещён.

    Но пока ситуация такова – Правила разрешают разворот по любой траектории, а ГИБДД разрешает только по большой дуге.

    Тут, правда, есть один нюанс.

    На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка. Имейте в виду, в данном случае разворачиваться нужно только по большой дуге.

    Давайте разберём эту задачку.

    В данном случае ваша дорога имеет разделительную полосу, а на перекрёстке в разрыве разделительной полосы нанесена разметка 1.1 – короткий отрезок сплошной осевой линии.

    То есть при развороте по малой дуге справа от вас окажется сплошная линия, назначение которой – разделить встречные потоки транспорта!

    В данном случае, огибая разделительную полосу по кроткой дуге, вы точно прокатитесь по встречке!

    Ученики. А если разметки не будет или она не видна?

    Учитель. Всё равно, если приходится огибать разделительную полосу, разворачивайтесь обязательно по большой дуге.

    В Правилах (в частности в восьмом разделе) о таком развороте нет ни слова. Авторы сборника «Экзаменационные тематические задачи», комментируя эту ситуацию, ссылаются на пункт 8.6:

    Правила. Раздел 8. Пункт 8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

    Комментарий, мягко говоря, странноватый. Причём здесь пункт 8.6?! В нём речь идёт о повороте! А мы собираемся выполнить разворот! А про разворот в пункте 8.6 ничего не сказано. И повторяю ещё раз – в Правилах вообще ничего не сказано о том, по какой траектории следует выполнять разворот. А что не запрещено, то разрешено.

    Логика авторов Билетов такова – прежде чем сделать разворот , водитель (в данной ситуации, когда на вашей дороге есть разделительная полоса) сначала совершает поворот налево и, следовательно, подпадает под действие пункта 8.6, запрещающего при повороте оказаться на встречке.

    Ну, не знаю, в данной ситуации разворачивать действительно нужно только по траектории А. Но не потому, что манёвр «Разворот» можно разделить на два «подманёвра» – сначала один поворот налево, потом другой поворот налево.

    А потому, что в данной ситуации на перекрёстке в разрыве разделительной полосы нанесена осевая линия разметки, разделяющая встречные потоки транспорта.

    Тут уж скорее подходит пункт 1.4:

    Правила. Раздел 1. Пункт 1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

    Хотя какая разница, как это комментировать, главное мы усвоили:

    1. Если на пересекаемой дороге одностороннее движение (неважно в какую сторону), можете смело разворачиваться по любой траектории – и Правила не возражают, и гаишники не наказывают.

    2. Если приходится огибать разделительную полосу, тогда только по большой дуге.

    3. На экзамене в ГИБДД – всегда только по большой дуге (иначе экзамен не сдадите). Да и в жизни, если развернётесь по большой дуге, никаких проблем тоже не будет.

    А при развороте по малой дуге водители сегодня рискуют получить наказание. Причём наказание нешуточное (вплоть до лишения прав на полгода). Свою правоту придётся доказывать в суде. Оно вам надо?

    Разворот на перекрёстке при наличии трамвайных путей.

    Итак, на перекрёстках всем транспортным средствам разворот разрешён только с крайней левой полосы! Это если слева нет трамвайных путей, расположенных на одном уровне с проезжей частью. А если трамвайные пути есть, тогда водители обязаны руководствоваться уже знакомым вам пунктом 8.5 Правил:

    . При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них.

    То есть разворот (так же, как и поворот налево) водители обязаны выполнять с трамвайных путей (если они попутного направления, расположены слева от вас на одном уровне с проезжей частью).

    В данной ситуации крайнее левое положение будет на трамвайных путях, и разворачиваться водители обязаны только по траектории А.

    И это требование вполне логично – левее вас через перекрёсток уже никто не поедет.

    У пункта 8.5 есть ещё продолжение:

    Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац . При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения .

    Перед этим перекрёстком установлен знак 5.15 «Направление движения по полосам». Да ещё и на проезжей части разметка 1.18 (стрелы, дублирующие действие знака).

    Этот знак и эта разметка строго предписывают:

    Поворот налево и разворот выполнять с левой полосы проезжей части.

    Движение прямо через перекресток по трамвайным путям запрещено.

    Теперь и поворачивать налево, и разворачиваться надлежит по траектории Б.

    В данной ситуации крайнее левое положение будет на левой полосе проезжей части. И через перекрёсток левее вас (по трамвайным путям) никто не имеет права двигаться.

    У пункта 8.5 есть ещё продолжение, и полностью он звучит так:

    Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац . При этом не должно создаваться помех трамваю.

    О том, как надлежит не создавать помех трамваю, мы подробно поговорили в предыдущей теме «Повороты», когда обсуждали поворот налево с трамвайных путей.

    Разворот вне перекрёстка.

    Если есть трамвайные пути, тогда разворачиваться нужно обязательно с них (если, конечно, знаками или разметкой не дано иных указаний). К этому случаю применим всё тот же пункт 8.5:

    Правила. Раздел 8. Пункт 8.5, второй абзац . При наличии слева трамвайных путей попутного направления на одном уровне с проезжей частью поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками или разметкой не предписан иной порядок движения.

    Как видим, здесь не сказано, о каком месте идёт речь (на перекрестке, до перекрёстка, после перекрёстка), а, значит, это требование действует везде.

    И, кстати, на экзамене вас об этом тоже спросят:

    При развороте с трамвайных путей левее вас уже никто не поедет, и уступать дорогу надо будет только встречным транспортным средствам. Ну, и конечно, трамваю попутного направления, на чьи рельсы вы заезжаете:

    При повороте налево или развороте вне перекрёстка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

    Если трамвайных путей нет, разворот, естественно, должен выполняться с крайнего левого положения на проезжей части.

    В этом случае уступать дорогу придётся только встречным транспортным средствам.

    Но Правила разрешили и такой вариант – разворот от правого края проезжей части (если ширина дороги не позволяет выполнить разворот с крайнего левого положения).

    Понятно, что в этом случае придётся уступать дорогу и встречным и попутным. Вот как об этом сказано в Правилах:

    Правила. Раздел 8. Пункт 8.8. Если при развороте вне перекрёстка ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Обращаю ваше внимание! – на узкой дороге при наличии тротуара разворот допускается осуществлять от правого края проезжей части, а при наличии обочины, можно даже с обочины. Но всё это при условии, что ширина проезжей части недостаточна для разворота из крайнего левого положения.

    И об этом на экзамене спрашивают:

    Ну, а теперь самое главное – где разворот запрещён.

    Разворот может быть запрещён или разметкой, или знаками, или Правилами.

    Как разворот может быть запрещён дорожной разметкой.

    Вот самый простой случай – осевая линия на двухполосной дороге не прерывистая, а сплошная. И значит, на всём перегоне между перекрёстками разворот запрещён.

    Но возможен и такой вариант – с обеих сторон трамвайных путей проведены продольные сплошные линии. В этом случае движение по трамвайным путям запрещёно даже при объезде препятствия. Что уж тогда говорить о развороте.

    Ученики. Можно ли развернуться на многополосной дороге при отсутствии разметки?

    Учитель . Давайте заглянем в Правила:

    Правила. Раздел 9. Пункт 9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

    Отсюда следует, что движение по встречке на многополосных дорогах запрещено категорически.

    Если разметки нет, включайте собственный глазомер и во всех случаях двигайтесь по своей половине проезжей части.

    А про разворот сказано вот что: « …развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой».

    То есть если разметка разрешает, пожалуйста, разворачивайтесь.

    Но если разметки нет, то это тожеместо, где разворот не запрещён разметкой (раз разметки нет, то она и запрещать ничего не может).

    Так что по Правилам разворот на многополосных дорогах при отсутствии осевой линии НЕ запрещён.

    Как разворот может быть запрещён дорожными знаками.

    Нет ничего проще – повесили перед перекрёстком соответствующий знак, и разворот на перекрестке запрещён.

    А на этом перекрёстке не только нельзя развернуться, нельзя даже повернуть направо или налево. Только прямо!

    Как разворот может быть запрещён Правилами.

    Правила. Раздел 8. Пункт 8.11. Разворот запрещается:

    – на пешеходных переходах;

    – в тоннелях;

    – на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;

    – на железнодорожных переездах;

    – в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;

    – в местах остановок маршрутных транспортных средств.

    1. Разворот запрещён на пешеходных переходах .

    Пешеходный переход – это место, где Правилами разрешено появление пешеходов на проезжей части. Вполне логично, что те же Правила побеспокоились о безопасности пешеходов и запретили здесь разворот, движение задним ходом, остановку и стоянку транспорта, а также обгон.

    Получается, что пешеходный переход – это зона с особым режимом движения. Тогда необходимо определиться – какова протяжённость этой зоны, в которой действуют все перечисленные выше ограничения. Заглянем в Правила:

    Правила. Раздел 1. «Пешеходный переход» - участок проезжей части, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками .

    Отсюда следует, что если на проезжей части нанесена «зебра», тогда неважно, есть знаки или их нет.

    В любом случае зона пешеходного перехода это расстояние между внешними границами “зебры”.

    Если «зебры» нет или её не видно (например, из-за выпавшего снега), тогда ориентиром для водителей могут служить только знаки.

    В этом случае зона пешеходного перехода – расстояние между знаками.

    Правила запрещают разворот именно на пешеходном переходе.

    Непосредственно перед ним и после него разворот не запрещён, и на экзамене об этом спрашивают:

    2. Разворот запрещён в тоннелях.

    С трудом представляю себе водителя, который рискнёт разворачиваться в тоннеле. Тут и Правила никакие читать не надо, достаточно одного здравого смысла.

    3. Разворот запрещён на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними.

    Здесь, как мне кажется, тоже не требуется никакой комментарий. Единственное, что, пожалуй, стоит сделать, так это разобраться с тем, что такое путепровод и эстакада, и чем они отличаются от моста.

    Мост соединяет два берега реки или пролива, или оврага.

    Путепровод - один из видов мостовых сооружений, пропускающий дорогу над другой дорогой.

    Эстакада – инженерное сооружение, предназначенное для размещения дороги выше уровня земли.

    4. Разворот запрещён на железнодорожных переездах.

    Уж что-что, а железнодорожный переезд – это точно зона с особым режимом движения. И, конечно же, разворот в зоне железнодорожного переезда Правилами категорически запрещён.

    Но какова протяжённость этой зоны? Где именно запрещён разворот? Что интересно, в Правилах об этом ни слова, приходится обращаться к другим источникам.

    Вот как определена зона ж/д переезда в книжке «Комментарии к ПДД» (авторы А.Ю. Якимов, С.Н. Антонов, М.Б. Афанасьев и др.) под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта В.Н. Кирьянова: «Запрещение разворота распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет – дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2».

    Если переезд оснащён шлагбаумами, тогда зона железнодорожного переезда – это расстояние между шлагбаумами.

    До шлагбаума и после шлагбаума разворот не запрещён.

    Если это переезд без шлагбаумов, тогда на месте шлагбаумов будут стоять знаки 1.3.1 «Однопутная дорога» или знаки 1.3.2 «Многопутная дорога».

    В этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между знаками. Именно в этой зоне разворот и запрещён. До переезда и после переезда разворот НЕ запрещён. И об этом на экзамене спрашивают:

    5. Разворот запрещён в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м.

    При скорости 90 км/ч автомобиль проезжает 100 метров за четыре секунды, а при скорости 60 км/ч – за 6 секунд. Правила сочли, что этого вполне достаточно для безопасного разворота.

    На экзамене в ГИБДД кому-то из вас может достаться вот такая задачка:


    Можно ли Вам развернуться в этом месте?

    1. Можно.

    2. Можно только в светлое время суток.

    3. Нельзя.



     

    Возможно, будет полезно почитать: