Мирон гнойный. Из-за чего Оксимирон впервые проиграл в баттле и почему Гнойный — это рэп-Трамп

13 августа 2017 года на ютьюбе появилось видео с баттлом Oxxxymiron vs Слава КПСС. И хотя Гнойный в треке "Охлади мой пыл" заспойлерил его результат, баттл получился реально историческим, породив десятки репортажей, интервью и мемов, сгенерировав почти 36 миллионов просмотров и на время превратив рэп-баттлы в главный русский хайп.

Сегодня мы разберемся, куда этот хайп делся и что в итоге произошло с главными действующими лицами того ивента: Гнойным, Мироном и баттл-рэпом.

Как изменился баттл-рэп

Он умер. По крайней мере, именно так считает подавляющее число МС – от тусовки Слова Спб до важных представителей жанра, вроде Seimur . Аргументы в пользу этой позиции очень просты. Уровень баттлов усреднился. Уже год как мы не видим резонансных баттлов. Не видно новых звезд. Баттловики со стажем все чаще говорят, что не хотят больше выступать.

После кроссовера с Versus организаторы Слова СПБ окончательно перешли на командные баттлы под бит. На днях даже закрылся паблик «Слово Спб», а ссылка на него на их ютуб-канале теперь ведет только на сообщество "Рвать на битах".

Годом раньше на баттлах под бит стала специализироваться площадка 140BPM. Не будем забывать и про формат Versus BPM с десятимиллионными просмотрами и участием состоявшихся рэперов вроде Грязного Рамиреса.

Тренд задел и первую баттловую площадку России Slovo, где забили на старый девиз "Без музыки. Без микрофонов. Только Slovo" и запустили BPM-сезон (увы, слабейший: минимум новых талантов, ничтожные просмотры и финал с приступами амнезии).

Хайп на баттлы, возникший после "баттла века", обратил на них внимание телевидения, женских журналов и политиков разной степени зашкварности. Как минимум два больших телеканала работали над шоу-проектом на основе баттлов (ни один не стартовал). Баттлить собирались и депутаты, и Тина Канделаки. В эфире Первого канала комплиментарно забаттлились Галкин и Баста. Любой сумасшедший, который хотел привлечь к себе внимание, сообщал, что он кого-то вызывает на баттл.

Пожалуй, своего пика хайп вокруг баттлов достиг в начале зимы, когда экс-участники группы Centr приехали на Versus за рекордными гонорарами (изначально Гуф должен был получить 2 миллиона, а Птаха 1, но благодаря большему количеству рекламных интеграций они чуть ли не удвоили свои гонорары). И хотя личности участников и их конфликт обеспечили этому баттлу зрительский интерес, объективно его уровень был крайне низким.

Возникла и площадка, которая первой попыталась превратить баттлы в мейнстримное шоу. Но мертвую лошадь Fidelio Punch Club пинали ногами уже так часто, что ограничимся простым ее упоминанием. Другой шоу-формат - Fresh Blood 4. Осенью Ресторатор заявил о старте нового сезона, который превратится в противостояние двух команд под руководством менторов: Оксимирона и Смоки Мо. Но по факту FB4 оказался релити-шоу с плохо прописанным сценарием: сомнительные герои, смена правил по ходу игры и минимум хороших баттлов (тот случай, когда мнение приглашенного автора резко не совпадает с мнением редакции - наша более-менее точка зрения состоит в том, что FB4 - это шаг в правильном направлении; - Прим. The Flow ).

Остались и ортодоксы, которые выступают за баттлы, какими они были раньше. Oxxxymiron, упомянув на баттле про RBL и Забэ, открыл их для очень широкой аудитории. Которой оказалось лень гуглить: с просмотрами и хайпом до сих пор беда.

Хотя влияние и Антона, и его площадки внутри баттл-сообщества возрастает: стримы "Нищего хайпа" смотрят менторы, Ресторатор и Fresh Blood в полном составе, с Забэ советуются лидеры жанра, вес его мнения и влияние внутри баттл-сцены растет.

Но самое важное – баттлы. RBL является сильнейшей акапельной площадкой страны. Второй сезон имеет все шансы стать для культуры таким же революционным, как второй сезон Slovo СПБ, отделившегося от краснодарского проекта и открывшего огромное количество знаковых имен.

RBL не только открывает новые имена, делает мясные противостояние и экспериментирует с форматами - проект League One при удачном раскладе может вырасти в конкурента Versus: здесь тоже платят деньги, а его система подразумевает принципиальные баттлы и возможность вызова любого соперника.

Филиалы Slovo тоже следуют канону, но в отличие от RBL, загибаются. Всё держится на энтузиазме отдельных организаторов. Но даже у лидеров минимум просмотров и новых воспитанников. Дошло до того, что серые баттлы разбавляют роликами в жанре реакций: рубрика "Носи и помни" сразу же стала интереснее абсолютно любого другого контента.

Сильнейший из региональных филиалов Slovo Екб распустил выпускников по всем топ-лигам и застрял в поиске новых имён. Площадка выезжает за счёт аккуратного отступления от классики и экспериментов – bad bars, командных и комплиментарных баттлов. Остальные филиалы работают с переменным успехом: если Харьков и Нижний Новгород еще держатся, то некогда топовые Краснодар и Москва прекратили существование. Бесконечные периферийные лиги порой открывают сильных МС (True Battle – АО), но нередко закрывается, едва успев о себе заявить (Точка Battle).

Сегодня, когда хайп прошел, каждый из лидеров баттл-сцены по разному отвечает на вопрос, что нужно делать дальше. Это незаконченный процесс, за которым мы продолжаем наблюдать с огромным интересом и надеждой на новые "баттлы века". А пока разговор пойдет о судьбах его двух главных героев.

Что случилось со Славой КПСС

Известность пришла к Славе после судьбоносного твита , где Oxxxymiron обещал охладить его пыл. Победа сделала звездой человека, которого за пару лет до этого знали только задроты баттлов.

23 августа – интервью во "вДуде". Часовой троллинг от Славы, легендарная полемика с Замаем, множество мемов – от "изи-изи, рил ток" до "гостевой". Классика.

16 сентября – Гнойный и Замай на канале "Культура". Сам факт – уже выдающийся перфоманс. Но как таковой провокации не случилось. Вячеслав Валерьевич Карелин и Андрей Андреевич Хан Замай были удивительно милыми, а рассуждения о баттл-рэпе с позиции культурологии вышло действительно интересным, пусть сами баттлеры и стеснялись Швыдкого с экспертами.

25 октября – выход альбома "Солнце мёртвых". Слава анонсировал релиз ещё зимой, придав ему ареол серьёзного и знакового творения. В итоге вышел довольно скучный трибьют Летову. Эксперимент совершенно точно не оправдал ожидания людей, узнавших Славу по баттлу и песне "Охлади мой пыл".

10 ноября – премьера шоу "Успех". Если появление на "Культуре" было слишком странным, то в этом случае – ещё до выхода пилота – все завопили о зашкваре. На деле получилось очень смешно и бодро для ТВ. В первых выпусках Слава жёстко троллил и Филиппа Киркорова, и участников. Но к концу шоу он смягчился, обрёл личных фаворитов и даже разок пустил слезу. Закончилось всё эпично – фразой "я официально принимаю Филиппа Киркорова в "Антихайп"! Реальность приобрела довольно странные очертания, когда Вера Брежнева, Филипп Киркоров и Нюша дружно скандировали "Антихайп!" и шутили про творчество Славы. Это был пик популярности – к псевдониму Гнойный привыкли даже домохозяйки.

26 ноября – возвращение Славы на баттлы. Группа "Ежемесячные" дебютировала на "Рвать на битах". Громкая афиша про "возвращение после легендарного баттла" и "реванш от Эрнесто" обернулась очередными фановыми раундами без серьёзной подготовки. По-настоящему в баттл-рэп его "новый король" не вернулся до сих пор.

28 декабря – публикация клипа "Владимир Путин". Наверное, главный бэнгер Славы КПСС, где неймдроппинг в истинно постироничном ключе доведён до абсурда. Раунд с первого баттла "Рвать на битах" превратился в трек, спровоцировавший внушительный резонанс и разговоры "Слава Кремлю продался".

6 февраля – публикация клипа "Грустные танцы". Слава седлает трендовую прямую бочку, делая откровенно попсовый трек и клип. Такого модного и качественного видео от Славы КПСС ещё не было. Хитовое звучание, хороший текст, талантливый видеоряд – но в перевоплощение Гнойного никто не поверил, ведь даже в этом случае всё якобы подавалось через призму постиронии.

18 апреля – дисс на Николая Соболева. Слава уничтожает самого популярного блогера страны и запускает Diss Challenge, в котором приняли участие десятки рэперов и блогеров разного уровня известности. Вызов Соболева хотелось воспринимать как шутку, но всё оказалось серьёзно – теперь Слава ищет соперников соответствующего уровня хайпа. Диалог из провокаций и ответок растянулся на пару месяцев, после чего стало ясно – баттла не будет.

27 апреля – выход альбома "Взрослая танцевальная музыка". Целый альбом в стиле хаус-рэп, который фанаты восприняли как очередную концептуальную постиронию и стёб над трендами.

27 апреля – публикация клипа Филиппа Киркорова "Цвет настроения синий". Король эстрады окучил молодую аудиторию комедийным клипом, в одном из эпизодов которого он показывает fuck Гнойному. Теперь Слава официально в одном ряду с Николаем Басковым, Яной Рудковской, Ольгой Бузовой, Григорием Лепсом и Тимати!

18 июня – дисс на Сергея Шнурова. Якобы жёсткий, но на деле очень попсовый, трек по мотивам расставания Сергея и Матильды Шнуровой. Слава замахнулся на новую величину, но ответной реакции не удостоился.

9 июля – дисс на Fresh Blood 4. Слава долго выжидал прежде, чем публично высказать мнение о новом эксперименте Versus. Сильнейший среди всех диссов за последний год – и по технике, и по тексту, и по посылу. Гнойный окончательно вернулся в комфортное амплуа, но по-прежнему не знает, с кем и зачем баттлить.

28 июля – Лига Гнойного. Возвращение легендарного андеграундного баттл-проекта: теперь баттлы по фану превратились в ивент с двухчасовой очередью и солдаутом. В мире точно что-то не так, если даже "Лигу Гнойного" теперь проводят на сцене, при зрителях и даже с полноценной съёмкой.

Боксер Владимир Кличко очень долго был чемпионом мира, пока на закате карьеры его вдруг не отлупил молодой английский цыган Тайсон Фьюри. Завоевав корону, тот немедленно бросил тренироваться, дико разжирел, а затем был дисквалифицирован за употребление кокаина - но ни капли не расстроился. Когда его лишили чемпионского пояса, он сфотографировал, как топит его в унитазе. Чем-то это похоже на историю Гнойного, которого баттл-рэп привел к невероятной популярности - так почему бы не устроить из этого веселый перформанс?

Как изменился Oxxxymiron

Первое поражение Окси на баттлах вместо того, чтобы похоронить его карьеру, дало ему новый импульс.

14 сентября – Oxxxymiron выпускает новый трек, чего он не делал 500 (500! 500!) дней. Трек "Биполярочка" - слишком личный и неожиданно олдскульный. Слушателям приоткрыли окошко во внутренний мир артиста, а название трека из диагноза превратилось в мем.

21 сентября – публикация клипа "Fata Morgana". Релиз обозначил несколько трендов, которые проявят себя еще не раз: а) CEO Booking Machine почти каждый новый трек превращает в фит с подопечным, чем способствует его продвижению; б) как правило эти релизы сопровождаются дорогим и эффектным клипом; в) годичных простоев больше нет - релизы от Окси выходят по-прежнему редко, но хотя бы регулярно.

27 сентября – Оксимирон сообщает, что дебютирует в кино. Режиссёр Виктор Гинзбург отбирает в каст экранизации пелевинского «Empire V» непрофессионала, но очень известную персону.

16 октября – баттл против Dizaster в Лос-Анджелесе и лучшее выступление в карьере Окси. Формально баттл не судился, но это не помешало всем российским болельщикам утверждать об уверенной победе над тоже сильным, но не настолько убедительным в эту ночь соперником. Эффект был сродни тому, что люди ощутили после побед на футбольном чемпионате - это была чуть ли не гордость за страну, которую Мирон так эффектно нанес на мировую карту баттл-рэпа, попутно наведя мосты с западными баттл-лигами и реабилитировавшись за поражение от Гнойного.

6 ноября – концерт в "Олимпийском", куда пришло порядка 20 тысяч зрителей. Легитимизация Мирона в статусе одного из самых коммерчески востребованных музыкантов страны прямо сейчас: ощутимо больше него в Москве собирали Ленинград, Баста и… всё?

12 ноября – анонс нового сезона Fresh Blood . После провального FB3 формат радикально поменялся - есть основания думать, что именно с подачи Мирона. Библейский персонаж изгонял торговцев из храма, после твита Окси из храма баттл-рэпа "1703" изгнали еблоторговцев. Блогеры, модели и даже бывший судья Хованский были безжалостно отправлены в бан-лист - все ради более трушной и аутентичной атмосферы на баттлах.

4 декабря - интервью с DJ Whoo Kid и неделей позже - начало публикации серии интервью для Vlad TV . Из России трудно объективно оценить, на кого эти медиавыходы оказались направлены по-настоящему - на американскую аудиторию, для которой Oxxxymiron нонейм, или на местную, которая готова видеть в таких интервью следствие признания на западе.

8 марта – старт сезона Fresh Blood 4. Впервые отбор заявок сделали публичным и впервые этим занялся кто-то, кроме Рестора и Яна. Видео мгновенно разошлось на мемы и вообще смотрелось бодро. Но если к новичку в тусовке, Смоки, претензий меньше, то реакции и аргументы Окси вызывали вопросы у хардкорной аудитории рэп-баттлов. Мирон набрал в команду ноунеймов, проигнорировав чемпиона RBL Sector’а. Фанаты баттлов сделали вывод: ментор шарит в западных баттлах, но не держит руку на пульсе российской движухи.

25 апреля – анонс Booking Machine Festival. Нелейбл Оксимирона, сильный именно в области организации концертов, запустил собственный фестиваль. Единственное выступление Окси в этом году соединили с шоукейсом всех артистов BM и сетами западных звезд калибра Bones, Xavier Wulf и Lil Xan.

1 мая - Мирон приходит на RBL - и это вообще первое появление Окси на российской баттловой лиге вне стен Versus. Суперзвезда после Версуса, избегая лишнего внимания, зашла в почти что соседний бар посмотреть баттлы.

9 августа - публикация клипа "Konstrukt". Концертный бизнес - это дорого, а организация фестивалей - и подавно. Сайфер участников Booking Machine с крайне эффектным визуальным рядом подхлестывает интерес и к артистам нелейбла, и к одноименному фестивалю.

И заодно оставляет ощущение - особенно вкупе с перечисленными выше фактами, - что Oxxxymiron все прочнее вживается в роль ментора не только в баттлах, но и за их пределами.

Вместо итога

Большинство людей из баттл-тусовки считают, что противостояний такого уровня больше не будет. Реванш не имеет никакого смысла, а третьей равнозначной фигуры не видно в перспективе. Баттл Оксимирон – Слава КПСС точно не является лучшим для этой культуры. Поединки Хайд – Чейни и Оксимирон – Джоннибой сделали для баттл-рэпа намного больше и совершили революции, отголоски которых доносятся до сих пор. И тем не менее, год назад мы увидели пик баттл-рэпа как жанра.

В ночь с 13 на 14 августа 2017 года сотни тысяч людей по всей России судорожно тыкали в клавишу F5, обновляя страницу с каналом "Версуса" на YouTube. Эпохальное видео задерживалось, но никто не шёл спать, - этой битвы ждали больше года, с июля 2016-го. Затем ролик наконец появился, а ссылка мгновенно расползлась по Сети, - баттл сразу же возглавил всевозможные тренды.

Утром понедельника в стране не было темы важнее. "Гнойный победил Оксимирона 5:0", "Баттл набрал уже 3 млн просмотров", "О какой книге говорил Окси на баттле со Славой КПСС?" - такие заголовки мелькали даже на тех ресурсах, которые прежде писали только о политике и экономике. В результате инфоповод добрался и до федерального телевидения, а баттл интенсивно обсуждали ещё пару месяцев после его выхода.

Сейчас с момента публикации видео прошёл уже год - довольно солидный срок, чтобы сделать выводы о том, как противостояние Оксимирона и Гнойного повлияло на культуру, баттл-рэп и самих героев этой дуэли.

Мирон быстро оправился

Коллаж © L!FE Фото: ©РИА Новости / Евгения Новоженина

Перед баттлом со Славой у Окси была депрессия, отсутствие вдохновения и усталость, он страдал из-за одиночества - реально сидел на киевском балконе и не знал, что делать дальше. Его соцсети вела помощница, а он сам исчез из медиапространства, организовав себе цифровой детокс. Даже близкие друзья Мирона признавались, что не знают, где он: человек полностью заперся в своём мире.

В итоге Окси так и не набрал форму для идеального баттла с Гнойным. Чувствовалось, что он невероятно волнуется, что его сбивают крики толпы (хотя такое уже было с Дуней), что соперник предельно хладнокровен и что его собственный текст далеко не идеален (рифмы "правда - правда" - симптом).

Выступление Мирона провисло и по подаче (самовлюблённость, вызывающая отторжение), и по композиции. Очевидно, что, если бы Окси поменял местами второй и третий раунды, шансов на победу (или хотя бы на неразгромное поражение) было бы гораздо больше. А так - баттловый первый раунд, яростный, но отвлечённый второй парт и откровенно скучный финал.

Гораздо любопытнее, что Мирон реально прислушался к тому, что ему говорил Гнойный. Теперь Фёдоров гораздо тщательнее работает над текстами треков (там уже нет лексических ошибок) и внимательно следит за баттл-культурой. Строчка Славы "Ты ни разу не был на сторонней тусе" уже не актуальна - Мирон сходил на RBL и отрецензировал там все просмотренные баттлы.

Кроме того, Окси занялся менторством на Fresh Blood. Это самый противоречивый факт его биографии за последний год, но видно, что Фёдоров в самом деле горит идеей воспитать шестерых молодых, но опасных рэперов-универсалов, которые могли бы не только баттлить, но и писать песни. Пока получается далеко не всё, но в старании Окси не откажешь, - он делает это не ради денег и не ради славы, а чисто из любви к баттл-культуре.

Я благодарен Гнойному, - признавался Мирон на одном из концертов. И это не лицемерие: Слава очень вовремя сбил корону, спустил Окси на землю и замотивировал человека, который уже не знал, где найти новые вызовы.

Гнойный быстро сдулся

Во время первого просмотра баттла казалось, что своими панчами Слава закапывает гроб с телом иконы русского рэпа. Гнойный убедительно кромсал образ Оксимирона, а тот нервничал, перебивал, пытался ответить и выглядел довольно нелепо. Но если переслушать баттл сейчас, то выяснится, что Слава много раз либо додумывал факты про Мирона (про цену на кроссовки), либо приукрашивал действительность (про политизированность альбома), либо включал пафос ("сражаясь, ты умираешь быстрее"), либо сыпал обезличенными панчами, которые можно применить к кому угодно, а не только к Окси.

Мирон же выбрал грамотную линию: сначала пояснил, что Гнойный повторил каждый его косяк, а потом предположил, что дальше Слава пойдёт в попсу.

Так и вышло: шоу на СТС, дружба с Киркоровым, съёмка в клипах с Пугачёвой, совершенно абсурдный вызов на баттл Николая Соболева - всё это уже не имело отношения к тем идеалам, за которые топил Гнойный, пока у него не было даже тысячи читателей в "Твиттере".

Если забрать у Славы баттл с Окси, останется плодотворный, но посредственный рэпер, который выпускает по пять альбомов за год (выстреливает максимум один) и выступает на фестивалях (демонстративно плохо).

Например, 28 июля потолстевший Слава организовал "Лигу Гнойного", но провёл её отвратительно. Баттлы стартовали только через два часа после номинального начала, а сам Гнойный в паре с Джиглипуфом пытался фристайлить, но выходило совсем примитивно.

Увы, чем больше времени проходит после встречи с Окси, тем сильнее ощущение: Гнойный не представляет, как продвигать себя дальше. Учитывая, что образ победителя Мирона рано или поздно забронзовеет, карьеру Славы не ждёт ничего хорошего.

Перенасыщение баттлами и стагнация культуры

Коллаж © L!FE Фото: © Скриншот © L!FE

Важно понимать: нигде в мире баттл-культура никогда не была мейнстримом. Даже в Штатах топовые видео собирают сотни тысяч просмотров, но никак не миллионы. Теперь ясно, что это и к лучшему.

Как только Мирон и Слава стали едва ли не самыми обсуждаемыми персонами в стране, к баттл-рэпу примазались шоумены, поэты, телеведущие, политики и другие люди, которые ещё недавно не знали, что такое панч, но быстро подстроились и начали инкрустировать свою речь словом "хайп". Разумеется, вскоре этот эффект стал тошнотворным: надоели и бездарные баттлы подражателей, и тот самый термин "хайп", который употребляли по поводу и без.

Что случилось с самими баттлами за этот год? Тоже ничего хорошего.

Главный ивент на Versus - очень дорогая и шапитоподобная встреча Гуфа и Птахи. Акапельное "Слово СПб" загнулось. Московское "Слово" тоже стало на паузу. Родился и скончался проект Fidelio Punch Club, где баттлы проходили то на стадионе "Спартак", то в стрип-клубе. RBL собирает те же просмотры, что и год назад. Versus Fresh Blood пока скорее веселит, чем радует, - там хватает фриков, но нет реальных открытий.

Уже можно сказать: баттл Окси и Гнойного - ключевое событие в истории этой культуры, но глобально он почти ни на что не повлиял. Мир баттл-рэпа так и будет жить от одного оглушительного события до другого.

Печально лишь то, что пока на горизонте не намечается ни одного действительно крутого противостояния. Есть слухи, что зимой Versus проведёт кроссовер с RBL. Есть домыслы, что вернувшийся в игру Джонибой бросит кому-нибудь вызов. Есть надежда, что Гнойный всё же соберётся и найдёт соперника, для баттла с которым подготовится так же виртуозно, как ради встречи с Мироном.

Но пока это всё слишком расплывчато и абстрактно, чтобы ждать чего-то всерьёз.

Накануне, 13 августа, на YouTube появилась запись самого главного рэп-события года - версус-батл Оксимирона и Гнойного. Поединок между исполнителями состоялся ещё 6 августа, однако видеозапись в открытом доступе появилась только сейчас.

Стоит заметить, что один из предыдущих батлов Оксимирона против рижского рэпера Джоннибоя стал рекордным во всём мире по количеству просмотров - его посмотрели около 40 миллионов человек. Так вот, батл Оксимирона с Гнойным обещает стать ещё популярнее в Сети.

Как сообщает портал "Вести" , видео длится около часа и включает в себя три раунда. По информации СМИ, победу одержал рэпер Гнойный - все пять судей отдали ему победу, посчитав, что в двух из трёх раундах он был сильнее Оксимирона.

Батл Оксимирона и Гнойного: тексты исполнителей (выдержки)

Первый раунд

Оксимирон: <...> Ты смешной, слишком длинный, откровенно нескладный, у тебя телосложение, как у беременной цапли - непропорциональное, как твой хайп и твой вклад в реп. Ты лишь мода на пару сезонов, как cloud-рэп. Я сам устроил пиар тебе, каково тебе быть марионеткой в руках еврея? <...>Твои фаны злятся, что я не выпускаю микстейп. Ты готовил свое выступление год, а я неделю - готовится месяцами для MC унизительно. "Все заучено? Красава. Человек, измученный Рамзаном". За год ты стал "ссученым", пройдя путь всех ошибки, которые я совершал на протяжении 9 лет. "Ты как и изменился, но продажи - как были. Ты как и я извинился - но тебя даже не били". <...>Ты за год стал тем, что раньше ругал. Даже диссы на тебя скучно писать. Рядом с тобою даже Johnyboy был трушный пацан. <...>Он будет много говорить - но ему нечего сказать. <...>Тебе светит лишь популярность в паблике MDK, а о том, сколько я заработал миллионов спорят Forbes и РБК. На баттл со мной легко зайти, но также просто отправиться после этого в утиль. Гнойный, у тебя был хороший год, еще не поздно уйти.

Гнойный: Все ждали выступления короля и шута, но я утверждаю, что как творец ты умер и не заслуживаешь славы культового рэп-певца. <...> Твой последний альбом "Горгород" барахло, ты нагнетал четыре года интригу, но все что тебе пришло в голову - записать аудиокнигу. Причем банальную, такой уровень дискурса больше пойдет Артему Лоику. Твой рэп - дешевая литература в мягкой обложке, набор самых скучных клише. <...>Если твоя музыка - бренд, то почему бы мне не выбрать Gucci? <...>Когда этот альбом включили твои фанаты, я почувствовал себя ассенизатором, которому за год выдали всю зарплату ***. <...>Ты исписался еще до того, как взялся за перо. <...>Ты говоришь, что аполитичен, но, как и политик, ты популист. Якобы переживаешь за Россию, но когда тут проходили митинги, ты сидел в Англии. <..> Ты выдаешь бульварный роман за политическую сатиру, но не называешь имен, потому что там список еврейский фамилий. А в России традиция - не называть имен, когда речь идет о крысе в своем коллективе. <...>Ты хороший пример того, как за 4 года можно исписаться, ты такая же дутая фигура, как стеклянный петушок.

Второй раунд

Оксимирон: Ты сказал, что не слушал "Горгород", но весь твой первый раунд - пересказ трека "Кем ты стал!" с этого альбома. Я своими треками нарушаю табу и выворачиваю слушателя наружу силой слов, а твое творчество - конвейр *** ради лайков. Ты обвинял Эрнесто в том, что тот хочет попасть в телевизор, а сам в это время стремился туда же. Я был на ТВ всего один раз и никогда не выступал на корпоративе, хотя предложений было полно, но если бы ты был на моем месте, ты бы уже пел в "Золотом огоньке". Я не стал записывать совместный трек с Major Lazer за 15 миллионов просто потому, что он мне не нравится, а ты за мелочь от спонсора "станешь сосать черный болт как писатель Лимонов". Ты представляешь лигу не "Слово СПБ", а "Пустословы СПБ". Вы андердоги батл-репа? Нет, вы просто снобы без денег. Правда, и Versus скатился, и теперь там каждый бездарь делает деньги. Но раненый лев все равно остается львом, как и "Слово СПБ" остается шакалом. Я создал вашу лигу, давая советы ее основателю. Но вы не просто ушли от него, но и украли, как крысы, и тайно зарегистрировали на себя название вашей лиги. Но вы все равно навсегда в тени Versus, калька большого брата, самозванцы. А ты, Гнойный, просто забавный косплей меня. Но я умею все, а ты только высмеивать других и делать ремейки чужой музыки.

Гнойный: Когда ты меня вызвал, я думал: "Храбрый поступок, как для еврея". А потом, я понял - это не храбрость, а здравый смысл. Ведь сражаясь - ты умираешь быстрее. Ты делаешь вид, будто реанимировал мою карьеру. Когда-нибудь я напишу книгу "Твит, который изменил мою жизнь!". Ты дешевка и представитель пластмассового мира, флюгер, постоянно меняешь свое мнение ради выгоды, но теперь тебе по контракту даже нельзя никого критиковать. Твои панчи - безграмотная и не несущая никакого смысла глупость, а знаменитую строчку "Не я быстро читаю, а ты медленно слушаешь", которая попала на твой мерчандайз, ты подслушал у телеведущей Нонны Гришаевой. "Либо ты ее *** намеренно, либо твой уровень - комедийная жвачка по телеку". Сегодня у тебя батлы без панчей, а завтра - секс без женщин. Всех своих предыдущих соперников ты поучал, делая вид, что помогаешь оппоненту. Джоннибоу бросал "спасательный круг", СТ мотивировал, Криплу читал лекции, но "я тебе не Финляндия, так что не лезь с советами". "Отец батл-репа на русском", твои слова о развитии это пустой треп, батл-реп давно умирает, талантов давно нет, а на Versus уже выступают самые низкосортные представители хип-хоп-культуры. Но если батл-рэпу суждено умереть под камеры, я хочу быть автоматом, стреляющим в Брендона Ли.

Третий раунд

Оксимирон: Находясь в творческом тупике, я в Киеве прочел книгу "Тысячеликий герой", которая сподвигла Лукаса на создание "Звездных войн". Ее суть проста: герой начинает свой путь, побеждает "драконов"-антагонистов, а возвращается уже не тем, кем выходил. Но только у "дракона" нет своего пути, нет идей, его роль только быть врагом главного героя. И это про тебя, Гнойный. "Ты не антигерой, ты вообще не герой, вызываешь сопереживания ноль". В моих раундах нету мата, потому что я батлю тусклого пацюка. Даже если ты сегодня выиграешь, я поеду собирать стадионы, а ты всего-лишь будешь продолжать меня троллить. Я такой старый, что для меня Black Star - это Mos Def и Talib Kweli. А ты - критик с маминого дивана, существуешь в моей системе координат, сам не способен ничего предложить и в 27 лет живешь чужою парадигмой. Ты был просто моей подготовкой к Дизастеру.

Гнойный: Ты такой самовлюбленный, что это смешно, ты так продвигаешь грайм четыре года, что по запросу в Google показывает мое видео. Твой "культурный террор" - ходить на передачу "Вечерний Ургант", а отказы от многих приглашений продиктованы просто ожиданием наиболее выгодных предложений. Взяли кроссовки Reebok, налепили твое лого и два раза подняли цены - ты за это сражался? "Ты был голодным MC, съел других и в итоге зажрался". Ты забыл про злость, твои бифы вроде "принимали мою доброту за слабость" похожи на твиты районной давалки. Делаешь вид, что творец, у тебя нет самоиронии, c пафосом пишешь "Акелла промахнулся", когда мочишься мимо писсуара. Такой самовлюбленный, что провел за зеркалом больше времени, чем Тарковский. Для эго твоего размера стадион "Олимпийский" - подходящий гроб. Рем Дигга пел за Донбасс, из-за него люди шли в траншеи, а из-за тебя только Ургант нарисовал себе **** на шее. К какому развитию ты призываешь, если такие биты как у вас делает сегодня каждый любитель, ты не "рубишь окно в Европу", ты, как гамельнский крысолов, тащишь всех на дно. Если есть уже "Good Kid, M.A.A.D City", зачем мне "Горгород" в плеере? Отвечать на творческий вызов, на который уже ответили, это как повторно заваривать чайный пакетик. Ты не Кендрик Ламар в России, все твое творчество - саморефлексия "я, я, я". Лучше я сдохну *** нонеймом, чем прославлюсь и стану тобой.

В сеть выложили видеоролик рэп-баттла между Оксимироном (Мирон Федоров) и Гнойным (Вячеслав Машнов или Карелин). Поединок состоялся за неделю до этого, и уже тогда стало известно, что Федорова скинули с трона, но никто не ожидал, что его поражение будет настолько явным. Как за один час Гнойному удалось обличить прогнившую систему российского версуса - разбиралась .

«Приди и охлади мой пыл»

Баттл Оксимирона и Гнойного имеет все шансы побить существующие рекорды популярности: только за первую ночь ролик набрал 3,5 миллиона просмотров. Ждали поединка больше года, а за неделю, прошедшую между баттлом и публикацией видео, атмосфера накалилась еще больше: слухи о том, что кто-то сумел победить Оксимирона, поражали воображение (сам рэпер в конце записи назвал это историческим моментом). Мирон Федоров очень долго был лидером отечественного баттл-рэпа - долгое время самым просматриваемым роликом лиги Versus Battle была его битва с Джонибоем, которого он поборол вчистую.

Гнойный же (также известный как Слава ) - резидент лейбла «Ренессанс/Антихайп» - до поры до времени был менее заметным персонажем, хоть и главным игроком другой российской баттл-площадки, #SLOVOSPB. Однажды он прошелся по Оксимирону, и тот, на свою беду, вызвал его на поединок, уверенный в успехе. И проиграл со счетом 0:5.

Началось все с твита Оксимирона в июле 2016-го: «Гнойный, если реально хочешь узнать, кто баттл-мц и кто чисто за хайпом - жду на Слово-VS в 2017. Откатаю концерты и приду охладить твой пыл». Именно эти слова в итоге легли в основу текста песни Гнойного, которую он посвятил своей победе.

«Сегодня ты смотришь баттлы без панчей, а завтра порнуху без баб»

В лекции, посвященной русскому рэпу, культуролог и литературный критик Алексей Машевский разобрал творчество Оксимирона на поэтические составляющие. Анализировать треки Мирона Федорова с точки зрения рифм и поэтической интонации достаточно просто, учитывая, что у него самого филологическое образование (он закончил Оксфорд): в силу многочисленных книжных метафор и аллюзий Оксимирон существует скорее в литературной, то есть культурной парадигме, чем в контркультурной. Но в лекции речь о рэпе в студийных работах, а не о баттл-мастерстве. И если обильные культурные отсылки уместны на альбомах, то на ринге выглядит это скучно: здесь показателен литературный пассаж третьего раунда баттла Оксимирона с Гнойным, который ни разу не был прерван шумом толпы - публика просто не понимала, к чему этот долгий монолог о прочтенной недавно книге «Тысячеликий герой». Тем более что и с культурной точки зрения тут не все гладко - тот же Машевский находит в треках Оксимирона неверно интерпретированные отсылки.

«Почему я проиграл? Потому что, как и на прежних баттлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать, в отличие от бесконечного "сетап-панч, сетап-панч". Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, как я в свое время повлиял на баттл-рэп, а вместо этого мне самому стоит поучиться у баттловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное. Хотя гонка за количеством панчей все еще кажется мне довольно унылым подходом к баттлам», - объяснил свое поражение Оксимирон в Instagram. И - да, он выложил фотографию книги «Тысячеликий герой». На английском языке.

«Слышь, чепуха [******], можешь других охмурять сонетами»

Оксимирон таким образом усложняет и так не вполне доступный неподготовленному слушателю жанр баттл-рэпа. Чтобы понять все панчи, нужно знать подробности предыдущих баттлов, строки из треков обоих оппонентов и даже мельчайшие детали их жизнеописаний: кто с кем и когда ссорился, кого когда избили, кто с кем встречался, кто у кого рэп читать учился. Придется посвятить немало времени, чтобы запомнить биографии каждого участника, тогда как в русском рэпе наизусть нужно знать только одну биографию - и речь, конечно, о треке группы «Кровосток».

«Вы штампуете сомнительный стафф»

В баттл-рэпе очень мало лиц, известных за пределами YouTube-площадки, кроме Оксимирона и Гнойного можно насчитать еще штук пять знаменитостей - и прославились они еще до участия в шоу. При этом самих баттлов куча - на канале Versus Battle около 170 роликов, у #SLOVOSPB их около 50. Попадаются такие, например, имена: Rokki Roketto, Трико Пюшон, Эмио Афишл, edik_kingsta - и ни о ком из них вы, скорее всего, не слышали. Усложняет все тот факт, что многие псевдонимы, попадающиеся в околобаттловых источниках (Соня Мармеладова, Валентин Дядька, Слава КПСС, Гнойный, Бутер Бродский), - принадлежат одному человеку.

Большинство же по-настоящему популярных рэперов в баттлах предпочитают не участвовать, считая этот жанр бессмысленным и не желая потакать любви аудитории к «срачу». Поэтому чаще всего баттлы не отражают ситуации в рэпе или мастерства конкретного MC, а остаются субкультурой со своими правилами и своими героями.

При этом из всех перечисленных баттл-рэперов (включая различные альтер-эго Славы Карелина) только один сумел попасть в «Олимпийский»: в ноябре там должен выступить Оксимирон - единственная крупная знаменитость по меркам мэйнстрима, если не считать Noize MC, который тоже участвует в баттлах, но в основном в другом жанре - фристайл. Успех, а тем более талант, конечно, в «Олимпийских» измерять странно, но это самый доступный показатель величины аудитории конкретного человека, а не площадки.

«Мы пинаем уже мертвый жанр»

А если говорить о площадках в целом - тут показательно то, что одним из наиболее популярных роликов Versus Battle пока остается баттл Хованского и Ларина (32 миллиона просмотров) - блогеров, которые к рэпу никакого отношения не имеют. То есть ринг как место, где оттачивают свое мастерство хип-хоп-артисты, во многом изжило себя - по крайней мере зрителям интересно не это.

Какая боль какая боль гнойный оксимирон пять ноль

Оксимирон использует избитые приемы, выработанные несколько лет назад, и пытается выехать за счет своего успеха в прошлом. Он остановился в развитии: в баттлах участвует крайне редко, ничего нового изобрести не пытается. Он считает себя королем - так же, как лига Versus Battle во главе с Ресторатором, которую представляет Федоров, считает себя главной российской площадкой. И поединок Оксимирона и Гнойного - битва не только рэперов, но и лиг. Versus - самая популярная: на YouTube у них почти 3,5 миллиона подписчиков. Гнойный представляет #SLOVOSPB, отделившуюся от Slovo в 2014 году и менее кассовую: здесь только 280 тысяч фолловеров.

«Когда король умирает, гроб должен быть кинг-сайз»

Оксимирон говорил, что готовился к баттлу с Гнойным неделю - в его устах это звучало как хвастовство, но теперь его самонадеянность можно поставить ему в упрек. Хотя подготовка в российских реалиях и так, кажется, заходит слишком далеко. То, что тексты для баттлов пишутся заранее и заучиваются наизусть, - понятно, об этом сами MC говорят открыто. Иногда заготовки пишут даже не они сами, а гострайтеры, хотя это тоже неважно. Но есть свидетельства, что до баттла оппоненты договариваются между собой, какими именно словами будут друг друга унижать. Иначе как получается, что в каждом следующем раунде рэпер отвечает на обвинения предыдущего круга, да еще привлекая к такой ответке кого-то из аудитории? Некоторые явно осведомлены о том, что будет сказано, и заранее выучили свои слова.

Баттл Оксимирона и Гнойного, несмотря на отсутствие задора и скудость панчей со стороны первого, хорош хотя бы тем, что разрушил миф. Оксимирон больше не герой, который неизменно убивает дракона. Планка поднята - а значит, появился шанс, что рэп-баттлы станут острее и интереснее.

Согласно решению судей, победителем был признан Гнойный (также известный под псевдонимами Слава и Соня Мармеладова). В своем аккаунте в Instagram Мирон Федоров (известный под псевдонимом Oxxxymiron) рассказал о прошедшем накануне рэп-баттле против Гнойного.

Он припомнил рэперу СТ его безуспешные попытки доказать свою победу на одном из прошлых баттлов и сказал, что «после драки кулаками не машут», признав таким образом свое поражение.

По словам Окси, вариант «взаимного срача просто так, для взаимного промо» был исключен и баттл не был «дружеским матчем». Также Мирон настоял на том, чтобы исход словесного поединка решали судьи. В качестве причины проигрыша Оксимирон назвал «лирические отступления».

«Почему я проиграл? Потому что, как и на прежних баттлах, ушел в лирические отступления, которые мне реально интересно писать, в отличие от бесконечного «сетап-панч, сетап-панч». Возможно, я по жизни слишком зациклился на том, как я в свое время повлиял на баттлрэп — а вместо этого мне самому стоит поучиться у баттловиков, чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное», — рассказал в Instagram Федоров.

Однако, по его словам, гонка за количеством панчей «все еще кажется мне довольно унылым подходом» к баттлам. Панч — лаконичная фраза, которая должна особо сильно зацепить оппонента. Также рэп-певец добавил, что его подход «проповедник а-ля Loaded Lux» (легендарный американский баттл-рэпер. — «Газета.Ru») явно требует корректировки на будущее.

«Не будь проигрыша, я бы, наверное, так и не осознал, что нужен апгрейд. Апгрейд будет, Нарния пока подождет», — заявил Мирон.

Баттл рэперов Oxxxymiron и Гнойного набрал 5 млн просмотров менее чем за сутки. Запись противостояния была размещена в ночь на 14 августа на портале YouTube. Съемки при этом прошли 6 августа, и, несмотря на взятое со зрителей обещание не раскрывать исход противостояния, весть о поражении Оксимирона быстро разлетелась по соцсетям. В своем посте Мирон назвал сливщиков «кончеными».
Также он озвучил намерение вновь вернуться в баттл-рэп.

«Make Battle Rap Great Again: сказано — сделано, это был исторический баттл. Оппонент молодец. Может теперь кто-нибудь поймет, что я не забронзовевшая статуя, не все всегда просчитываю и готов рискнуть всем чисто по фану, из спортивного интереса. И вскоре сделаю это снова», — сделал небольшой анонс артист.

Видеоблогер BadComedian (известный под именем Евгения а) рассказал RT, что его симпатии находились на стороне . Баженов был одним из пяти судей баттла.«Я не ожидал такого результата. Не скажу, что я прям фанат Oxxxymiron, но знаю одни из самых популярных его песен и хорошо к ним отношусь», — заявил BadComedian.

«Атмосфера и напряжение гораздо явственнее чувствуется, потому что стоят люди, которые полностью в движении, для них поражение любимого артиста сродни трагедии», — подытожил Баженов.

«Из готовых кусочков, которые делаются заранее дома, получается текст. Еще и с ненормативной лексикой. К музыке это не имеет отношения — любой бомж за сараем филигранно умеет материться. Это не искусство», — считает Лоза.

«Здесь же ненормативная лексика используется для связи, когда есть пробел в тексте и нечего сказать, — рассуждает Юрий Лоза. — Что ж, результаты увидим, когда вырастут дети и выскажут все эти слова своим родителям», — заявил он.

По словам Лозы, результатом «убийства культуры» являются «матерящиеся дети». Лучше он сходит на футбол, добавил артист.

Также музыкант раскритиковал сам имидж участников рэп-баттлов. «Они эдакие революционеры, которые бросаются на амбразуру. Но это липовая и пшиковая смелость», — утверждает Лоза.



 

Возможно, будет полезно почитать: