Подсудность военных судов и все, что с этим связано. Военный суд Чем отличается военный суд от обычного

Судебная система на территории РФ представлена в определенной иерархии. Каждая ветвь отвечает за решение вопросов определенного вида: уголовной ответственности, гражданского или семейного права. Каждый орган имеет свои функции, обязательства и полномочия, отличающиеся друг от друга.

Это специфический государственный орган , деятельность которого полностью независима от законодательной и исполнительной власти . Основная функция — регулирующая отношения общественных субъектов на основании принятых законодательных проектов, а также решает конфликтные ситуации между сторонами путем вынесения официального решения или составления правовых актов .

Судебная система предполагает трех ступенчатую иерархию:

  1. Конституционный.
  2. Арбитражный.
  3. Общую юрисдикцию.

Под понятием «общего» чаще всего подразумевают общую юрисдикцию . В их компетенцию входит рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел .

Что такое арбитражный суд и зачем он нужен

Арбитражный суд — что это? Это орган, занимающийся разрешением экономических и финансовых вопросов населения. Как правило, за разрешением споров обращаются компании, индивидуальные предприниматели . Чтобы подать заявление на рассмотрение, должно присутствовать основание — ущемление прав в экономической сфере деятельности .

Зачем нужен арбитражный суд? Иерархия предполагает функционирование целой системы, которая делится на следующие звенья:

  1. Первая . Рассмотрение поступающих заявлений на решение финансовых споров. Организация деятельности осуществляется на основании подведомственных обязательств.
  2. Апелляционная . Вторичное рассмотрение дела, если открываются новые обстоятельства.
  3. Федеральная . Располагается на третьей ступени по важности, после разрешения на первых двух ступенях.
  4. Высший Арбитражный , принимающий окончательное решение по делу после вынесенных ранее постановлений иными звеньями.

Сторона, выигравшая судебный процесс, может рассчитывать на исполнение обязательств с другой стороны в принудительном порядке . Говоря о слушаниях, которые проводятся инстанциями первого порядка, сроки рассмотрения составляют до 6 месяцев .

Чем занимается третейский суд

Это организация негосударственная, целью которой является разрешение споров на хозяйственном уровне . Принято выделять два вида учреждений:

  1. Действующий на постоянной основе .
  2. Временный .

Участниками процесса могут быть физические или юридические лица. Не существует единого мнения, какие конкретные функции должен выполнять данный орган. Однако выделяют три направления:

  1. Рассмотрение гражданских споров правовой категории, а также признание за гражданином имущественного права на недвижимость.
  2. Споры, не относящиеся публично-правовой сфере .
  3. Не занимаются вещно-правовой сферой .

Сроки рассмотрения спорных дел варьируются в периоде 30−40 дней .

Основной функцией судебных органов общей юрисдикции можно отнести урегулирование споров при свершении правонарушений уголовного, гражданского или административного порядка.

Можно выделить три сферы деятельности:

  1. Оспаривание прав или их ущемление , касающихся гражданского или административного кодекса. Также гражданин может защитить собственные права, на которые он может претендовать в соответствии действующими правовыми актами.
  2. Дела об уголовной ответственности . В основе используется уголовно-процессуальный кодекс, определяющий особенности рассмотрения, возникающего дел, а также принятие решения
  3. Иные обстоятельства, относящиеся к Конституционным вопросам , и другие споры, нарушающие установленные порядки на федеральном уровне.

Органы общей юрисдикции имеют обширное поле деятельности . На практике, большинство дел рассматривается именно данными инстанциями.

Виды судов и чем они отличаются

Чтобы понять отличительные характеристики и устройство судебной системы в целом, рекомендуется обратиться к следующей схеме:

Конституционный Общая юрисдикция Военный Арбитражный
Высшая инстанция Конституционный суд РФ Военная коллегия Верховного суда Высший Арбитражный суд
II инстанция Уставной Конституционный суд, не подчиняющийся КС РФ Верховные, республиканский, районные, городские, федеральные суды Военные окружные судебные инстанции Окружные федеральные суды и арбитражный апелляционный
I инстанция - Районный и городской суд Гарнизонный Арбитражный суд субъектов РФ
Рассмотрение дел Соответствие выполнения всех предписаний и правил, зафиксированных в КС РФ, проверка выполнения правовых норм Административные, уголовные, гражданские, подведомственные Дела, связанные с военным ведомством, имеющие отношения к военнослужащим В экономической сфере деятельности

Список арбитражных судов России

Весь список арбитражных организаций принято делить на три категории:

  1. Надзорная . К ней относят Высший Арбитражный Суд РФ.
  2. Кассационная . В перечне находится 10 инстанций в зависимости от округа (Волго-Вятский, Московский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Западно-Сибирский, Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Уральский, Центральный).
  3. Первая инстанция . Находится в каждой области страны.

Судебная система имеет сложную структуру , однако чаще всего граждане обращаются в инстанции общей юрисдикции.

Смотрите видео про арбитражный суд и в чем его отличие от суда общей юрисдикции:


В чем разница между апартаментами и квартирой: плюсы и минусы

    военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан ,

    их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного давления и соответствующих должностных лиц ,

    особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).

В организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Фе­дерации , необходимой боеспособности и боеготовности войск и фор­мирований, поддержание воинской дисциплины и установленного по­рядка несения службы.

С учетом этих и некоторых других обстоя­тельств дислокация войск и сил флота не связывается жестко с ус­тановленным законодательством национально-территориальным или административно-территориальным делением Российской Федера­ции .

В определенных случаях войска и силы флота могут находить­ся за пределами страны . Естественно, вместе с ними располагаются и военные суды .

Однако россий­ские военные суды являются неотъемлемой частью судов общей юрисдикции .

Предусмотренный ст. 126 Конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов , осуществ­ляет Верховный Суд РФ .

Понятие прокуратуры Российской Федерации, основные направления её деятельности.

Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Рос­сийской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и ис­полнением законов, действующих на территории Российской Феде­рации .

Помимо этого, прокуратура выполняет и другие функции, установленные законодательством (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре ).

В той же статье названного закона определяется и цель проку­рорской деятельности .

Ею является:

    обеспечение верховенства закона,

    единства и укрепления законности,

    защита прав и свобод человека и гражданина,

    а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Выделяются следующие направления деятельности прокуратуры:

    уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Рос­сийской федерации ;

    координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью .

Новым направлением стал надзор за исполнением законов су­дебными приставами .

Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой дея­тельности .

Понятие прокурорского надзора и его отрасли. Акты прокурорского реагирования.

Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность спе­циально уполномоченных должностных лиц – прокуроров по обес­печению точного исполнения и единообразного применения Консти­туции РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответ­ственности .

У современных российских военных и гражданских судов много общего. И те, и другие входят в одну подсистему судов – в подсистему федеральных судов общей юрисдикции. Подобно всем правоохранительным органам и иным судам, военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Сближает военные и гражданские суды также установленная для них равная обязанность подчиняться в своей деятельности требованиям законности. Военные суды, как и все иные суды, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ и других федеральных законов.

По закону, военные суды. как и гражданские, самостоятельны никому не подотчетны.

Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется лишь на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы. Они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:

1. Основное звено образуют военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов. Суды этого уровня обычно состоят из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) судов. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня также входят народные заседатели.

2. Среднее звено военных судов образуют суды военных округов, флотов, видов и групп войск. Их количество обусловлено в основном числом соответствующих военных структурных образований этого уровня. В состав военных судов среднего уровня входят председатели, их заместители, члены судов и народные заседатели. Круг прав и обязанностей председателя в основном тот же, что и у председателей аналогичных общих (гражданских) судов.

3. Высшей судебной инстанцией по отношению к военным судам является Верховный суд РФ, в составе которого образуется военная коллегия. Полномочия председателя Военной коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

В соответствии со ст. 26 ФКЗ «О военных судах» статус судей военных судов и Военной коллегии определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, и иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.



 

Возможно, будет полезно почитать: