Рсчс в режиме повседневной деятельности обеспечивает. Режимы функционирования всероссийской службы медицины катастроф

а) при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности .

б) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Режимы устанавливаются решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, или возникли ЧС.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

1. РЕЖИМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров.

Мероприятия:

 наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

 планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;

 создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

 совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

 создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

 осуществление целевых видов страхования;

 участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

2. РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Мероприятия:

 формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

 усиление дежурно-диспетчерских служб;

 усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;

 принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;

 приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

3. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Мероприятия:

 выдвижение оперативных групп в район ЧС;

 разведка зоны ЧС;

 уточнение решения по ликвидации ЧС;

 организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

 организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;

 непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

Управление осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в учреждении здравоохранения

Готовность объектов здравоохранения определяется созданием соответствую­щих формирований, подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС, обученностью персонала, достаточной обеспеченностью необходимым имуществом, организа­цией четкого управления в соответствии с имеющимися планами и конкретной обста­новкой в ЧС).

Для организации и проведения этих мероприятий в больнице создается объекто­вая комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая возглавляется главным врачом или его заместителем по лечебной работе.

Ответственность за создание и подготовку органов управления и формирований в больнице для работы в ЧС несет главный врач, который по положению является на­чальником гражданской обороны (ГО) своего объекта.

В больницах приказом начальника ГО объекта (главного врача) создается орган управления - штаб ГО объекта. Состав штаба определяется в зависимости от струк­туры больницы, ее возможностей и решаемых задач в ЧС. В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязан­ности в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.

Функциональные обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начальника штаба, обсуждаются на заседании штаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются началь­ником ГО объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обя­занностей должностных лиц хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей пап­ке должностного лица.

Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание. В нем кратко излагается возможная (прогнози­руемая) обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС. Это необходимо для того, чтобы персонал больницы мог сделать соответствую­щие выводы и использовать их при планировании мероприятий. В задании определя­ется: какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать, поря­док их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом. С учетом про­филя больницы, ее возможностей предписывается: какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять, срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.

Эти данные необходимы, чтобы персонал больницы мог наиболее рационально спланировать экстренную выписку больных, находящихся на лечении, перепрофили­ровать лечебные отделения, развернуть на базе приемного отделения приемно-сортировочное, подготовить другие отделения, учитывая возможный профиль поступления пораженных в ЧС.

От срока готовности к приему пораженных зависят организация выписки боль­ных из отделений и время развертывания приемно-сортировочного и других отделе­ний. Количество и темп поступления пораженных обусловливают интенсивность их разгрузки, проведения медицинской сортировки в приемно-сортировочном отделе­нии, а следовательно, и потребность в сортировочных бригадах, санитарах-носиль­щиках, средствах транспортировки в отделения больницы.

Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по лечебному учреж­дению, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС.

Работа штаба организуется в зависимости от режимов функционирования боль­ницы. В режиме повседневной деятельности штаб разрабатывает планы защиты от поражения радиоактивными, ядовитыми веществами и биологическими средствами, организационные вопросы оказания медицинской помощи при прогнозируемых ЧС в соответствии с возложенными задачами; проводит подготовку (обучение) личного состава формирований и санитарно-просветительную работу; организует мероприя­тия по подготовке больницы к устойчивой работе в условиях ЧС.

Для выполнения основных задач больницы в соответствии с реально имеющи­мися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой она может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планируется проведение меро­приятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории боль­ницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др.

· приведение в готовность в установленные сроки органа управления – штаба ГОЧС больницы;

· приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки;

· приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасатель­ных работ на территории больницы; определение порядка их использования;

· выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других больниц, получивших задание для работы в ЧС;

· выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях ме­дико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и воз­можных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;

· выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;

· эвакуация больниц из городов (если она предусмотрена) и развертывание в загородной зоне в составе больничной базы;

· организация защиты персонала и больных, членов семей персонала больницы в загородной зоне;

· мероприятия, проводимые на территории больницы, по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе больницы и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального или регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) больница может быть не способной вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно, в более поздние сроки после возникновения ЧС;

· прием пораженных (больных) при возникновении ЧС, оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи и лечение;

· организация управления, учета и отчетности.

Больница, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий из числа перечисленных, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС.

Основными формами подготовки персонала больницы, ее штаба ГО и формиро­ваний являются штабные тренировки и учения, командно-штабные учения, а подго­товки больницы в целом - комплексные учения и тренировки на объектах.

Функционирование РСЧС в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Это планомерное осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Повседневная деятельность комиссии организуется на основе годового плана работы КЧС и ПБ. Плановые заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. При угрозе возникновения ЧС и в других случаях по решению председателя КЧС и ПБ могут проводиться внеплановые заседания. Заседание комиссии является правомочным при наличии на заседании более половины её членов. Решения принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов. Решения оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарём комиссии. Секретарь обеспечивает сбор членов КЧС и ПБ, оформляет протокол заседаний и осуществляет доведение принятого решения до исполнителей. Он же ведет отчетную документацию о проведенных мероприятиях.

Председатель комиссии либо лицо, исполняющее его обязанности, в пределах предоставленных полномочий, имеет право давать указания и поручения членам комиссии.

Распределение обязанностей в комиссии осуществляется председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей (п.7 Положения о РСЧС). Функциональные обязанности членов комиссии должны разрабатываться с учетом их деятельности и полномочий по занимаемым штатным должностям.

В режиме повседневной деятельности особое внимание КЧС и ПБ должно быть обращено на разработку и реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности включает мероприятия организационного, инженерно-технического и специального характера и проводится по следующим направлениям:

Организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил на территории области, муниципальных образований и организаций с учетом природной, техногенной и пожарной опасностей;

Совершенствование системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, поддержание в готовности единых дежурных диспетчерских служб по приему и оценке информации об угрозе и возникновении ЧС и доведения ее до соответствующих органов управления, экстренных оперативных служб и аварийно-спасательных сил;

Снижение риска аварий и катастроф путем повышения промышленной безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, на­правленных на уменьшение источников возможных чрезвычайных ситуаций, смягче­ние их последствий, защиту населения (персонала) и материальных средств;

Комплексное применение основных способов защиты от ЧС;

Обустройство безопасных районов;

Подготовка объектов экономики и объектов систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов при авариях;

Участие в проведении государственного надзора и контроля по вопросам пожарной, природной и техногенной безопасности;

Информирование населения (работников организаций) о потенциальных опасностях возможных ЧС природного и техногенного характера на территории проживания;

Подготовка населения и персонала организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Вопросы состояния и совершенствования системы обучения населения действиям в ЧС рекомендуется рассматривать на заседании КЧС и ПБ не реже одного раза в год.

Мониторинг и прогнозирование обстановки заключается в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, тер­рористических актов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, а также сценариев развития и определения их масштабов. При выявлении рисков возникновения ЧС рассматриваются статистические показатели, отражающие риски, и оцениваются ресурсы для управления рисками. При этом определяются уровни индивидуального риска для различных видов ЧС и происшествий на соответствующих территориях.

КЧС и ПБ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организацийв режиме повседневной деятельности в соответствии с Положением об РСЧС осуществляют следующие мероприятия :

Определяют наиболее важные направления в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, требующие разработки нормативных правовых и иных актов, а также внесения изменений и дополнений в действующие документы;

Организуют сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

Организуют мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и пожаров, анализ и управление риском ЧС природного и техногенного характера, разработку паспортов безопасности территорий и опасных объектов;

Организуют создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств (прежде всего сил постоянной готовности) к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также ресурсное обеспечение их деятельности;

Организуют разработку и реализацию комплекса превентивных организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий;

Организуют подготовку руководителей и должностных лиц, личного состава спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, персонала организаций и населения к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Обеспечивают своевременное оповещение населения в чрезвычайных ситуациях, организуют взаимодействие по информированию со средствами массовой информации;

Организуют взаимодействие органов управления функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС при осуществлении мероприятий по снижению риска и смягчению последствий в случае угрозы или проведения террористических актов;

Принимают участие в осуществлении федеральных и региональных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Разрабатывают предложения по финансированию мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Руководят созданием, размещением и хранением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организуют проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

Осуществляют в пределах своих полномочий государственный надзор и контроль в обла­сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Ведут статистическую отчетность о чрезвычайных ситуациях, участвуют в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Режимы функционирования РСЧС

Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.


Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.


Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности:
1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;


в режиме повышенной готовности:
1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;


в режиме чрезвычайной ситуации:
1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.


Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
1. локальной - силами и средствами организации;
2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
6. Назовите основные задачи РСЧС.
7. На каких уровнях действует РСЧС?
8. Как организован каждый уровень РСЧС?
9. Назовите координационные органы РСЧС.
10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
12. Что относится к силам и средствам единой системы?
13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС :

    режим повседневной деятельности ;

    режим повышенной готовности ;

    режим ЧС .

В режиме повседневной деятельности РСЧС функционирует при нормальной производственно-промышленной, радиацион­ной, химической, биологической, сейсми­ческой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В этом режиме проводится :

    наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

    планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения , а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС ;

    совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС ;

    организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

    создание и пополнение резервов финансовых и материально-техни­ческих ресурсов для ликвидации ЧС;

    осуществление целевых видов страхования .

Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологичес­кой, сейсмической и гидрометеорологичес­кой обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме проводится :

    формирование , при необходимости, оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в райо­не возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

    усиление дежурно-диспетчерских служб ;

    усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и при­легающих к ним территориях, прогнозирование возможности воз­никновения ЧС и их масштабов;

    принятие мер по защите населения и окружающей природной среды , обеспечению устойчивости функционирования про­мышленных объектов в ЧС ;

    проверка систем и средств оповещения и связи;

    приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий . Проверяются системы и средства оповещения и связи.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления , а при необходимости – с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных );

Режим ЧС вводится при возникновении и во время ликвидации ЧС. В этом режиме проводится :

    выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    определение границ зоны ЧС;

    осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

    организация работ по ликвидации последствий ЧС .

Мероприятия этой группы выполняются поэтапно :

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС . С этой целью проводится :

    оповещение населения об опасности;

    использование населением индивидуальных средств защиты,убежищ (укрытий), средств медицинской профилактики;

    установление режимов поведения (режимов защиты);

    эвакуация населения из опасных участков;

    оказание пораженным первой медицинской помощи.

На втором этапе выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы .

Аварийно-спасательные работы заключаются в спасении людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС , локализации ЧС и снижению воздействия характерных для них опасных факторов .

Аварийно-спасательные работы осложняются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения . К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные работы, тушение пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

К аварийно-спасательным работам относятся:

    определение и обозначение границ зоны ЧС (очага поражения);

    ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

    локализация и тушение пожаров;

    розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, вскрытие убежищ;

    подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

    оказание мед помощи пораженным и их эвакуация из зоны ЧС;

    вывод (вывоз) населения из зоны ЧС в безопасные районы

Кроме аварийно-спасательных работ в зоне ЧС (очагах поражения) проводятся и другие неотложные работы , заключающиеся во всестороннем обеспечении аварийно-спасательных работ , оказании населению, пострадавшему в ЧС, медицинской помощи , создании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их трудоспособности .

К другим неотложным работам относятся:

    локализация очага чрезвычайной ситуации;

    прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения;

    разбор завалов в очаге;

    укрепление или обрушение конструкций, угрожающих разрушением и препятствующих безопасному проведению АСР;

    восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, мостов;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение опасных предметов и веществ;

    проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезинфекции и санитарной обработки людей.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах . С этой целью проводится:

    восстановление жилья и возведение временных жилых пост­роек;

    восстановление коммунального обслуживания;

    снабжение продовольствием и предметами первой необходимо­сти;

    возвращение временно эвакуированного населения;

    восстановление функционирования промышленных объектов.

чрезвычайной ситуации.Организованный переход от одного режима функционирования к другому осуществляют в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.Режим повседневной деятельности ВСМК включает выполнение следующих мероприятий: участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС; организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы; обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организации их работы; организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов; создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф, совершенствование подготовки её личного состава; создание резервов медицинского имущества, его накопление, обновление, контроль хранения и правильного использования; разработка и реализация комплекса мероприятий по материальнотехническому обеспечению формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любыхЧС; участие в медицинской подготовке личного состава аварийноспасательных формирований РСЧС.Мероприятия режима повседневной деятельности должны обеспечить быстрый полноценный переход в другие режимы функционирования.Уровень медицинской защиты населения находится в прямой зависимости от обеспеченности медицинскими средствами защиты, своевременности выдачи и умения населения их использовать, а также от обучения правилам поведения в очагах ЧС, способам профилактики поражений, оказания первой помощи себе и окружающим.
В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия: оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф; усиление дежурно-диспетчерской службы; анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, и прогнозирование возможного развития обстановки; уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учётом возникшей обстановки и прогноза её изменений; проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение; уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС иВСМК; усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний.Все мероприятия, проводимые службой при введении режима повышенной готовности, направлены на сокращение сроков достижения полной её готовности к ликвидации возможной ЧС.Решение о введении режима повышенной готовности принимает начальник ВСМК данного уровня (руководитель органа здравоохранения) на основе указаний руководителя органа исполнительной власти этого уровня. При этом в зависимости от характера и масштаба ЧС определяют содержание, объём, сроки и порядок выполнения упомянутых и других мероприятий. В частности, уточняют заблаговременно разработанный план оповещения и сбора личного состава службы (только руководящего состава или всего персонала органа управления, личного состава только определённых или всех формирований и учреждений и т.п.).В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК проводит следующие основные мероприятия: оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;
сбор информации об обстановке в районе ЧС, её оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссииВСМК; немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф, формирований и учреждений службы медицины катастроф; проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС; организация и осуществление медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения; организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения населения; организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования поражённых.При введении этого режима в первую очередь принимают меры по получению данных об обстановке в зоне ЧС, созданию устойчивойсистемы управления, контролю готовности формирований, предназначенных для работы в зоне ЧС, и их выдвижению.Содержание, объём медицинской помощи поражённым и порядок её оказания в зоне ЧС и за её пределами определяют в зависимости от вида и масштаба ЧС, наличия сил и средств, условий медикосанитарного обеспечения, при обязательном учёте официальных требований к организации лечебно-эвакуационного обеспечения.В заключение следует отметить, что мероприятия, соответствующие режимам повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, планируют, организуют и проводят с учётом места, масштабов, характера возможной или возникшей ЧС.Таким образом, ВСМК — централизованная государственная структура, функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Она предназначена для эффективной и быстрой ликвидации медико-санитарных последствий разнообразных аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, вооружённых конфликтов, террористических актов и других ЧС.


 

Возможно, будет полезно почитать: