Стороны договора контрактации. Гражданское право россии

История становления. Определение. Юридическая природа. Субъектный состав. Форма. Существенные условия. Иные особенности. Специфика ответственности.

1. Договор контрактации является разновидностью договора поставки (следовательно, и разновидностью купли-продажи) и так же, как договор поставки, сформировался в отдельную обязательственную конструкцию в советский период.

Из истории цивилистики

Статья 267. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Статья 268. Содержание договора контрактации Гражданского кодекса РСФСР 1964 года

Примером договора контрактации может быть соглашение между крестьянским (фермерским) хозяйством, выращивающим сельскохозяйственную продукцию (пшеницу, рожь, гречу, картофель и т.д.), и коммерческой организацией, перерабатывающей данную продукцию для дальнейшей поставки на хлебокомбинаты и оптовым организациям.

В действующем Гражданском кодексе договору контрактации посвящены четыре статьи (535-538), составляющие отдельный параграф главы "Купля-продажа". В силу прямого указания Кодекса к отношениям по договору контрактации субсидиарно применяются правила о договоре поставки (а в отдельных случаях - правила о договоре поставки товаров для государственных нужд).

2. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК).

3. По своей юридической природе договор контрактации:

Консенсуальный;

Возмездный;

Двусторонне обязывающий (взаимный).

4. Субъектный состав договора контрактации специфичен.

Сторонами этого договора являются:

Производитель (продавец);

Заготовитель (покупатель).

Производитель - любой субъект гражданского права (необязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель). В этом заключается различие с договором поставки. Единственное, но решающее условие для применения норм о договоре контрактации - производителем должно быть лицо, действительно производящее (а не приобретающее готовую) сельскохозяйственную продукцию.

Заготовителем выступает только участник предпринимательской деятельности: коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. К заготовителю Кодекс также предъявляет особые требования: по договору контрактации заготовитель приобретает сельскохозяйственную продукцию только для переработки или продажи (но не потребления!).

5. Форма договора контрактации - простая письменная (по признаку участия в договоре юридического лица).

6. Существенные условия договора контрактации исчерпываются его особым предметом - количеством и ассортиментом сельскохозяйственной продукции, выращиваемой (зерно, овощи и т.д.) или произведенной (птица, молоко и т.д.).

7. Иные особенности договора контрактации заключаются в следующем.

Во-первых, законодатель в первую очередь защищает интересы производителя, наделяя его дополнительными правами и возлагая на заготовителя дополнительные обязанности (ст. 536 и 537 ГК РФ).

В отличие от положения продавца и покупателя в договоре купли-продажи, в отношениях по контрактации продавец является слабой стороной, а заготовитель, напротив, представляет собой организацию, которая в состоянии диктовать свою волю производителю. Из данного обстоятельства вытекала необходимость формулирования норм, выравнивающих положение контрагентов.

(В.В. Витрянский)

Во-вторых, нормы Гражданского кодекса исходят из особого, рискового характера деятельности заготовителя (в первую очередь, зависимой от климатических и погодных условий).

8. В отличие от общих правил об ответственности в предпринимательской деятельности, производитель сельскохозяйственной продукции (и только он!), не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность лишь при наличии его вины.

Литература

Брагинский М.М., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000 (и последующие издания).

Клейн Н.И. Договор поставки // Договоры в предпринимательской деятельности / отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М., 2008.

Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004.

Глава 36. Купля-продажа. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Общие положения

История становления. Экономическая потребность. Родовая принадлежность. Близость иных договорных конструкций. Правовая природа договора.

1. История становления. Правовое регулирование приобретения товаров для обеспечения нужд российского государства имеет продолжительную историю. Общая тенденция такого регулирования - принятие самостоятельных правовых актов о государственных закупках. Указанные акты содержат нормы, являющиеся специальными по отношению к нормам кодифицированных актов.

Из истории цивилистики

Том десятый "Свода законов Российской Империи" - "Свод законов гражданских" - содержал в себе "Положение о казенных подрядах и поставках".

Плановый характер экономики советского периода и доминирование государственного сектора стали одной из причин отсутствия необходимости в специальном регулировании закупок именно для государственных нужд.

Возврат к рыночной модели экономики, обеспечение свободы предпринимательской деятельности обусловили потребность в специальных нормах о поставках для государственных нужд. Применявшиеся с 1992 г. на территории России "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" возродили практику регулирования поставки товаров для государственных нужд с помощью специального законодательства, а именно действовал закон Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28.05.1992.

2. Экономическая потребность. Наличие специальных правил о поставке товаров для государственных нужд объясняется несколькими причинами.

Во-первых, исключительная заинтересованность государства в обеспечении собственных интересов как участника гражданского оборота, приобретающего материальные блага. Последние необходимы для поддержания материально-ресурсной базы государства уже как участника публичных правоотношений.

Во-вторых, необходимость рационального использования бюджетных средств.

В-третьих, предотвращение злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.

Изложенные экономические причины в целом раскрываются через легальное определение государственных и муниципальных нужд. Это понятие обладает следующими ключевыми признаками:

Потребности государства и муниципальных образований в товарах (а также работах и услугах);

Особый источник оплаты приобретаемых благ (бюджетные и внебюджетные источники финансирования);

Публичный характер цели приобретения товаров (получения результата работ и заказа услуг).

3. Родовая принадлежность. Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд представляет собой отдельный вид договора купли-продажи (наряду с розничной куплей-продажей, поставкой товаров, контрактацией, энергоснабжением, продажей недвижимости и т.д.) (п. 5 ст. 454 ГК РФ).

Близость иных договорных конструкций. ГК РФ и специальное законодательство о бюджетных закупках (т.е. закупках для государственных нужд) активно используют понятие "государственный (муниципальный) контракт". Определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд дает ГК РФ. Определение государственного (муниципального) контракта содержится в специальном законодательстве о бюджетных закупках.

Государственный или муниципальный контракт - договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

С этих позиций договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд выступает одним из видов государственного (муниципального) контракта.

Необходимо различать "государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд" и "договор поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд" как основания возникновения соответствующих правоотношений.

4. Правовая природа договора. Научный подход к определению правовой природы государственного (муниципального) контракта:

Разновидность гражданско-правового договора (наиболее распространенная точка зрения);

Договор, лишенный товарного характера, и для его реализации заключаются соответствующие договоры;

Договор с сочетанием административно-правовых и гражданско-правовых элементов;

Договор с преобладанием административно-правовых элементов;

Административный договор.

Комплексный характер законодательства о бюджетных закупках не придает государственному контракту (и государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд, а равно договору поставки товаров для государственных нужд) административно-правовую природу.

Будучи разновидностью договора купли-продажи, договор контрактации регулирует отношения, которые связаны с закупками сельскохозяйственной продукции, выращиваемой или производимой сельскохозяйственными производителями.

Особенностью правового регулирования такого договора является то, что к отношениям, возникающим из него, которые не урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются положения договора поставки, а в некоторых случаях - о поставке товаров для муниципальных или государственных нужд. Также эти отношения регламентируются Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».

Понятие договора контрактации

Договором контрактации считается один из видов договора купли-продажи, по которому продавец, производящий сельскохозяйственную продукцию, обязуется передать произведенную им продукцию покупателю-заготовителю. Покупателем является лицо, которое закупает такую продукцию для продажи и переработки. Заготовитель обязуется заплатить за полученную сельскохозяйственную продукцию определенную договором сумму. Такой договор признается взаимным, возмездным и консенсуальным.

Производителями сельскохозяйственной продукции могут выступать коммерческие сельскохозяйственные организации: хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства, которые занимаются предпринимательской деятельностью по производству или выращиванию сельхозпродукции. Для договора контрактации не важен правовой статус лица, реализующего сельхозпродукцию, главное, чтобы эта продукция была выращена или произведена в его собственном хозяйстве. Поэтому к договорам контрактации относятся и договора на реализацию гражданами продукции с приусадебных или дачных участков.

Покупателями по договору контрактации выступают заготовители, к числу которых можно отнести молокозаводы, мясоперерабатывающие комбинаты, фабрики переработки шерсти, а также торговые оптовые организации, заготовительные пункты потребкооперации.

В качестве объекта договора контрактации выступает сельскохозяйственная продукция, которая произведена хозяйством ее производителя. Это продукция, непосредственно выращиваемая (зерно, овощи, фрукты) или производимая (скот, птица, молоко, шерсть) сельскохозяйственным производством.

По договору контрактации не могут быть реализованы товары, являющиеся продуктами переработки, например, масло, сыр, консервированные овощи или фруктовые соки. Такие товары реализуются по договорам поставки.

Форма и основные разделы договора

Договор контрактации заключается исключительно в письменной форме. Порядок заключения договора и разрешения возникающих при этом разногласий такой же, как договора поставки.

Типовая форма договора контрактации предусматривает наличие основных его элементов:

  1. Предмет договора
  2. Права и обязанности сторон
  3. Ответственность сторон
  4. Условия расторжения договора
  5. Форс-мажор
  6. Разрешение споров
  7. Сроки действия договора
  8. Порядок изменения и расторжения договора
  9. Прочие условия
  10. Реквизиты и подписи сторон

Предмет, стороны и сроки договора контрактации

Основным предметом договора признается сельскохозяйственная продукция, произведенная или выращенная в хозяйстве ее производителя, которую он обязан доставить и продать заготовителю:

  • в оговоренном договором ассортименте;
  • в достаточном количестве;
  • соответствующего качества.

Следует обратить внимание, что это должна быть именно произведенная или выращенная в хозяйстве производителя продукция, а не являющаяся продуктом переработки.

В свою очередь заготовитель обязуется:

  • предоставить продавцу аванс и тару под продукцию;
  • обеспечить хозяйственно-действующими ГОСТами, техусловиями и кондициями, правилами приемки и оценки продукции и расчетов за нее;
  • принять продукцию в срок и в полном объеме с оплатой.

Необходимо помнить, что срок договора контрактации является одним из его существенных условий, так как такое же его значение в договоре поставки. Однако для договора контрактации он не настолько важен. Дело в том, что подавляющее большинство сроков заключения и исполнения договора контрактации не совпадает: ведь продукция должна быть еще произведена или выращена.

Заключение договора контрактации

Для обеспечения интересов общества и государства отношения по договору контрактации подлежат правовому регулированию. Сфера применения контрактации обладает специфическим характером, поэтому не имеет достаточно широкого распространения. Однако говорить об исчезновении или отмирании этого института все-таки нельзя. Нормы, регулирующие отношения по контрактации, нуждаются в упорядочении и приведении во взаимное соответствие. Иногда это мешает реализовать права субъектов правовых отношений, тормозит развитие экономических связей.

Если же говорить конкретно о заключении договора контрактации, нужно отметить, что такой договор признается заключенным, если стороны в письменной форме достигли соглашения по всем существенным условиям договора. В данном случае этими существенными условиями являются:

  • наименование продукции и ее ассортимент;
  • количество продукции и ее цена;
  • общая сумма договора;
  • тара и упаковка;
  • порядок расчетов;
  • ответственность и другие.

Также можно отметить, что продукция, которая поставляется по государственным контрактам, должна отвечать требованиям государственных стандартов и условиям, установленным контрактом. Также обязательными для всех являются требования к качеству продукции и ее взаимозаменяемости.

Договор контрактации: ответственность сторон

Производитель сельскохозяйственной продукции, который не исполнил обязательства или исполнил их недолжным образом, несет ответственность, только если присутствует его вина. Дело в том, что риски в сельском хозяйстве достаточно велики: неурожай, плохая погода, стихийное бедствие и т. д. Однако обязанность доказывать отсутствие вины возлагается на самого производителя сельхозпродукции, который нарушил обязательство. Он будет признан невиновным, если сможет доказать, что им были приняты все меры для выполнения своих обязательств по договору.

Также производитель сельскохозяйственной продукции будет признан невиновным за невыполнение своего обязательства по количеству реализуемой продукции, если оно вызвано нарушением своих обязательств заготовителем, например, не выплатой предусмотренного договором аванса.

Заготовитель, который не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательство, может быть освобожден от ответственности лишь в том случае, если сможет доказать, что ненадлежащее исполнение вызвано непреодолимой силой.

Если стороны нарушили те или иные условия договора контрактации, к ним применяются последствия, которые предусмотрены общими положениями о договоре купли-продажи и нормами о договоре поставки.

Неустойка (штраф, пени) может быть взыскана не только в размере и по основаниям, которые установлены конкретным договором контрактации (договорная неустойка), но и неустойка, предусмотренная законом.

Образец договора контрактации

Скачать образец договора

Изменение и расторжение договора

Изменение и расторжение договора контрактации производится в порядке, установленном главой 29 ГК РФ. Обеспечение стабильности конкретных договоров представляет собой чрезвычайно актуальную проблему. Недопустимо, чтобы заключенный договор, реально исполняемый сторонами или даже одной из них, вдруг по прихоти одной из сторон прекращал действовать. Поэтому законодателем установлены жесткие правила, которые регулируют порядок изменения и расторжения гражданско-правовых договоров.

В качестве общего правила установлено, что основанием для изменения или расторжения договора может быть соглашение сторон. В виде исключения из общего правила закон предусматривает всего два момента, когда это допускается в связи с требованием одной стороны по решению суда:

  • когда другая сторона нарушила условия договора и ее действия квалифицируются как существенное нарушение;
  • в других случаях, которые предусмотрены ГК РФ, иными законами или самим договором.

Таким образом, отказаться от договора в одностороннем порядке можно только в тогда, когда это определено законом или соглашением сторон. Такой отказ от исполнения договора означает необходимость расторжения или изменения данного договора.

Установлен определенный порядок изменения и расторжения договоров. Так, форма соглашения об этом должна быть такой же, в которой заключался сам договор. Однако законом, другим правовым актом или самим договором может быть установлено иное требование к форме соглашения об изменении и расторжении договора.

В то же время, существует обязательное условие изменения или расторжения договора по решению суда. Оно заключается в соблюдении специальной досудебной процедуры по урегулированию спора прямо между сторонами договора.

Отличие договора контрактации от договора поставки

По целому ряду признаков договор контрактации весьма похож на . В то же время законодатель выделил его в качестве самостоятельного вида договора.

Отличие договора контрактации от договора поставки может быть определено следующими признаками:

  1. специальная сфера применения: им оформляются торговые отношения одного из субъектов гражданского права, находящегося в городе, с производителем продукции, который осуществляет предпринимательскую деятельность в сельской местности;
  2. составом субъектов: продавец производит сельскохозяйственную продукцию и передает ее заготовителю:
  3. предмет договора обладает особым характером: это сельскохозяйственная продукция, причем производится она самим продавцом;
  4. на исполнение договора оказывают влияние природные факторы, которые невозможно предвидеть или устранить;
  5. особенностью ответственности сторон: не смотря на то, что поставщик является предпринимателем, он отвечает лишь при наличии своей вины, а по общим правилам предприниматель должен отвечать в гражданско-правовом порядке за неисполнение (ненадлежащее исполнение), даже если его вина отсутствует (пункт 3 статьи 401 ГК РФ);
  6. договор контрактации предусматривает законодательную защиту интересов слабой стороны, которой в данном случае является производитель.

Договор контрактации, как и иные договора, регулируются Гражданским кодексам РФ. Прежде чем перейти к рассмотрению договора контрактации следует коротко дать определение договора, как важнейшего понятия гражданского права.

Определение понятия «договор» содержится в ст. 420 Гражданского Кодекса РФ: «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

Данное определение полностью корреспондирует нормам о двух или многосторонних сделках, следовательно, договор - это сделка, так как всякая гражданско-правовая сделка либо устанавливает, либо изменяет, либо прекращает гражданские права и обязанности. Поэтому пунктом 2 ст. 420 ГК РФ установлено, что к договорам применяются правила о сделках, предусмотренные гл. 9 ГК.

Совокупность прав и обязанностей составляет содержание договора.

Права и обязанности сторон, выраженные в условиях гражданско-правового договора, должны отвечать принципам гражданско-правового регулирования, и прежде всего принципам равенства, автономии воли и имущественной ответственности, самостоятельности участникам договорных отношений. Только в этом случае можно вести речь о гражданских правах и обязанностях или о гражданско-правовом обязательстве.

Содержание гражданско-правового обязательства, возникающего из договора раскрывается с помощью формулы, применяемой к любому гражданско-правовому обязательству: «в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как - то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенных действий, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей».

Условия договора должны соответствовать императивным нормам. В противном случае они будут признаны недействительными. Речь идет об обязательных для сторон правилах, установленных законами и иными правовыми актами, которые являлись действующими в момент заключения договора.

Гражданский кодекс выделяет несколько видов договоров, в том числе и интересующий нас договор контрактации.

В ст. 535 Гражданского Кодекса РФ дается следующее понятие договора контрактации: это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю. Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки вышеназванной продукции для переработки или продажи. В обязанность производителя входит передача продукции в количестве ассортименте, предусмотренных договором контрактации, что закреплено в ст. 537 ГК РФ. Заготовитель же, согласно ст. 536 ГК РФ, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, а также обеспечить ее вывоз. Также естественной обязанностью заготовителя является уплата денег за продукцию.

Определение понятия рассматриваемого договора в ГК РФ 1996 г. сходно с тем, что давалось в Основах гражданского законодательства.

Но все же, изменения есть - из нового Гражданского Кодекса изъяты два положения, имевших место в Основах: на заготовителя уже не возлагается обязанность содействовать производству сельскохозяйственной продукции, а также убрана фраза о том, что производитель обязуется передать продукцию в собственность другой стороны.

Рассматривая положения о договоре контрактации, можно сделать предположение, что существует два вида данного договора:

  • - договор, который заключается между государством и юридическими лицами;
  • - договор, заключаемый между любыми юридическими лицами, гражданами.

Договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Нелишне также будет отметить, что утвержденное приказом Госагропрома Положение о порядке заключения договора контрактации сельскохозяйственной продукции не действует. Следовательно, можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого, обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности. Договоры же, заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки. Более того, в самом тексте ГК РФ (ст. 535) указана возможность применения правил о договоре поставки (статьи 506 - 524) ; об этом же говорится и в ст. 83 Основ гражданского законодательства.

Из вышеуказанного следует вывод, что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов.

Говоря о характерных чертах договора контрактации, следует указать, что он является:

  • - формальным, то есть заключается в письменной форме
  • - срочным
  • - возмездным
  • - двусторонним
  • - консенсуальным (считается заключенным с момента соглашения сторон).

Согласно закону, договор контрактации заключается непосредственно с сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами и т.п., которые являются непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Второй стороной данного договора выступают государственные заготовители. В договорах же поставки, купли - продажи второй стороной может быть не обязательно государственный заготовитель, но и любой иной субъект.

Во-вторых, существует различие смежных договоров по предмету их заключения. В соответствии с Письмом Государственного Арбитража СССР от 17 июля 1990 г. «О некоторых вопросах в рассмотрении хозяйственных споров, связанных с заключением и исполнением договора контрактации сельскохозяйственной продукции» (п.4), предметом вышеназванного договора является продукция в сыром виде или прошедшая первичную, только самую необходимую обработку. Если же сырье прошло промышленную обработку, речь уже идет о продовольственном товаре, который выступает в качестве предмета договора поставки или купли - продажи.

В-третьих, отличаются и виды реализуемой продукции. По договору контрактации реализуется продукция, вошедшая в государственный заказ, по другим договорам сбывается не только сельскохозяйственная продукция, но и другие ее виды.

В- четвертых, есть особенности во времени заключения договоров. Чаще всего договор контрактации предшествует договору поставки или купли - продажи. Заготовители заключают с хозяйствами договор контрактации сельскохозяйственной продукции, а уже затем реализуют ее по договорам поставки или купли - продажи.

В-пятых, можно отметить, что договор контрактации определен как заключаемый в письменной форме, а договор купли - продажи может быть заключен и в устной форме, то есть имеет место отличие по форме договора.

После освещения особенностей договора контрактации, его отличия от схожих договоров, хотелось бы вернуться к вопросу о природе данного договора. Выше уже отмечалось, что рассматриваемый институт Гражданского права вызывает споры и имеются негативные мнения по его поводу, в том числе некоторые специалисты считают контрактацию отжившей свой век. Попытаюсь рассмотреть этот вопрос несколько подробней.

Ранее контрактация связывалась с выполнением государственного плана закупки сельскохозяйственной продукции, который носил обязательный характер для обеих сторон договора. На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась - уже не существует планов такого рода. К сказанному можно добавить, что отношения по данному виду договора связаны с продажей продукции, которая может принимать форму поставки, если момент заключения и исполнения договора разорваны во времени. Если же этого промежутка во времени нет - имеет смысл говорить о купле - продаже, когда закупается наличная сельскохозяйственная продукция. Следует заметить, что даже законодатели уделяют весьма скромное место (в том числе и по объему Контрактации в Гражданском Кодексе - четыре статьи, что значительно отличается от подробности регулирования отношений в других институтах Гражданского права. На ту ситуацию, что этот договор заключается довольно редко, указывает тот факт, что в настоящее время не принимаются акты, конкретизирующие порядок заключения, исполнения договора, разъясняющие его особенности потенциальным субъектам.

Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что договором контрактации оформляются закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в основном же действуют договоры поставки или купли - продажи, которые более соответствуют духу времени и общим правовым принципам.

Пожалуй, самый распространенный договор в современном мире - договор купли-продажи. Причем, в правовой природе существует целое множество видов этого договора: это и контрактация, это розничная купля-продажа и договор поставки, а также отдельно выделяется договор продажи недвижимости и предприятия.

Особенные виды договора купли-продажи

Остановимся только на самом необычном виде данного договора, который в нашей стране, по той причине, что она во многом развита в аграрном направлении, достаточно распространен. Это договор контрактации.

Согласно договору контрактации одна сторона, которая занимается производством сельскохозяйственной продукции, обязуется передать свою продукцию заготовителю, который обязуется ее переработать и продать. Такое понятие контрактации (с некоторыми нормативными отклонениями) дает Гражданский Кодекс.

Этот договор достаточно серьезно отличается от обычной купли-продажи. Вообще, законодатель решил, что есть необходимость четкого регулирования всего спектра обязанностей и прав каждой из сторон, установления специального содержания данных правоотношений. контрактации достаточно специфичны, рассмотрим основные из них ниже.

Особенный субъектный состав

Договор контрактации создан специально для производителей, а также заготовителей сельскохозяйственной продукции, учитывая все особенности, которые сложились на протяжении истории между этими участниками.

Следует понимать, что не каждое юридическое лицо может заниматься таким видом деятельности, как выращивание подобной продукции. И дело тут не только в том, какой вид деятельности предусмотрен в уставе. Необходима принадлежность юридического лица к сельскохозяйственным коммерческим организациям (в их числе общества и другие).

Второй субъект - заготовитель, также должен иметь обязательный статус коммерческого юридического лица (вот только без ограничения в правовой форме), и также заниматься специфической деятельностью.

Такие императивные меры законодателем устанавливаются достаточно редко и призваны, в первую очередь, охранять законный интерес субъектов предпринимательской деятельности. Из этого делается вывод, что оборот сельскохозяйственной продукции достаточно важен для нашего государства: оно принимает специальные меры к его регулированию.

Особенность предмета

Контрактация - это договор, связанный с сельскохозяйственной продукцией, и закон строго определяет его предмет - продукция, к которой относится молоко, мясо, выращенные культуры, злаки и многое другое. В любом случае, как и было указано в начале статьи, договор тесно связан с аграрным устройством нашего государства. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции не может быть заключен в отношении иного предмета: это будет считаться нарушением его существенного условия, что влечет недействительность такого договора.

В первую очередь, оборот такой продукции направлен на решение сразу двух проблем, с поддержанием двух общественных интересов: это интерес граждан-потребителей и интерес изготовителей. Первых необходимо обеспечить достаточным количеством всей сельскохозяйственной продукции для их нормальной жизнедеятельности, а вторые как раз и выполняют эти обязательства, при этом, получая экономическую выгоду.

Цель приобретения

Если заготовитель приобретает продукцию по такому договору для обеспечения своего производства, то такой договор также не относится к понятию контрактация. Это условие достаточно ново для Гражданского Права, где цель приобретения товаров, как правило, не раскрывается и вообще, может быть скрыта для соблюдения своих интересов. Между тем, именно договор контрактации устанавливает требование, согласно которому заготовитель обязуется переработать и продать (по желанию) сельскохозяйственный товар.

С одной стороны это заметно сужает спектр действия договора контрактации, с другой стороны, устанавливает для него такие выделяющие его качества, которые позволили бы без проблем регулировать его со стороны государства, обращать внимание на важные детали самого договора.

Приоритетное положение производителя

В современном частном праве стороны договора равны, однако, мера и спектр ответственности и производителя намного меньше, если это контрактация. Это также установлено Гражданским Кодексом, который указывает на возможность привлечения производителя к ответственности по договору только в том случае, если будет доказана его вина. Представьте себе, что вы заказали постройку дома, а вам ее просрочили на 2 месяца, на что строительная организация, сославшись на то, что ее контрагенты вовремя не поставили строительный материал, спокойно продолжила строить без всяких санкций к ней. В контрактации такое возможно.

Защита интересов производителя - одна из основных политик нашего государства. Во-первых, производитель, как правило, является отечественной организацией, работает на российской земле и развивает аграрную составляющую всей страны в целом. Во-вторых, поддержка производителя позволяет ему осуществлять свою деятельность с минимальными для него рисками. Таким образом, капитал (как финансовый, так и трудовой) привлекается государством для работы в сфере сельского хозяйства. В-третьих, мы уже говорили о том, что в российской экономике сельское хозяйство занимает далеко не последние места. Учитывая объемы земель, потенциал от их использования, наше государство должно прилагать максимум усилий, чтобы активно развивать их освоение. Это связано и с масштабами нашего государства и с огромным количеством земель, которые в настоящий момент не используются, что автоматически ведет к образованию потенциального убытка. В-четвертых, производитель итак имеет огромное количество рисков, начиная от сухих сезонов, заканчивая болезнями скота.

Вывод

Договор контрактации - один из самых урегулированных видов договора купли-продажи, в нем выделяется большое количество специальных условий, а правовая база направлена, в первую очередь, на развитие и поддержку целой сферы экономики, связанной с сельским хозяйством.

    Продавец (производитель сельскохозяйственной продукции) – коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые могут продавать лишь произведённую ими самими продукцию.

    Заготовитель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель).

Существенными условиями договора являются:

    Предмет (любая продукция сельскохозяйственного производства).

Продукция, закупаемая для последующей переработки или перепродажи, также является предметом договора контрактации.

    Срок.

Форма договора контрактации – письменная.

    Обязанность производителя сельскохозяйственной продукции – передать заготовителю произведённую продукцию в согласованном ассортименте (соотношение по сортам, видам).

    Обязанности заготовителя:

а). Принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту его нахождения;

б). Обеспечить вывоз продукции за пределы хозяйства производителя, если договором не предусмотрено иное;

в). Оплатить продукцию.

    Договор энергоснабжения

Договор энергоснабжения – это соглашение сторон, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Предметом данного договора является энергия (электрическая, тепловая).

Сторонами по договору выступают энергоснабжающая организация – юридическое лицо и абонент, которым может быть как гражданин, так и юридическое лицо.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Обязанности энергоснабжающей организации:

    Подача энергии в должном количестве и с соблюдением должного режима.

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве (ст. 541 ГК РФ).

    Подача энергии определенного качества.

Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (ст. 542 ГК РФ).



 

Возможно, будет полезно почитать: