Действующие правила парковки средств передвижения во дворах жилых домов. Парковка у подъезда Парковка во дворе дома требования

Каждому автомобилисту необходимо знать правила парковки во дворах жилых домов. Ведь даже если владелец привык ставить машину в гараж, может возникнуть необходимость припарковаться, приехав в гости, например. Что говорит закон о придомовой территории и расположении автомобилей на ней?

Законодательные и санитарные требования

Логично, что жителям многоквартирных домов удобнее парковаться прямо во дворе. Причем по закону власти не могут требовать от автовладельцев обязательно оставлять машину на платной стоянке или в собственном гараже. Однако ситуация с парковкой остается неоднозначной, поскольку есть еще важные санитарные требования.

Проживающий в жилом многоквартирном доме имеет все основания для возмущения, если машины ставят непосредственно под окнами. Ведь в таком случае человеку будет мешать и шум от заводимого двигателя, и выхлопные газы. Автовладельцу следует предусмотреть, чтобы автомобили не перегораживали подъезды к зданию, поскольку из-за этого может быть затруднен доступ экстренных служб. Например, если понадобится срочная медицинская помощь, то врачи при всем желании не окажут ее своевременно: им придется решать проблему, как подъехать к дому.

Можно понять обе стороны - и автомобилистов, и других жильцов. Поэтому идеальным является достижение консенсуса с соблюдением санитарных и других норм. Основные требования к парковке во дворе следующие:

  • если на стоянке размещается до 10 авто, то она должна находиться на расстоянии 10 м или более от жилого дома с окнами;
  • если речь идет о большом многоквартирном комплексе, на который приходится до 50 машин жильцов, то требования к парковке усложняются: ее оборудуют с разрешения органов Санэпидемнадзора.

В идеале парковочные места нужно предусматривать еще на стадии проектирования дома и придомовой территории. Тогда есть возможность обустроить стоянку с четким соблюдением норм и стандартов санитарной и пожарной инспекции, экологической и инженерной служб. На практике большинству жителей городов приходится искать выход из ситуации, где оставить машину, располагая конкретными условиями. Если человек живет в доме, возле которого небольшой двор, где вообще не предусмотрены парковочные места, положение можно считать критическим.

Требования к парковке машин во дворе

Если возле дома нет цивилизованной стоянки, то автомобилистам приходится действовать фактически на свой страх и риск. Ведь кроме санитарных норм, федеральных законов, есть еще и местные нормы, установленные в каждом конкретном регионе. Поэтому нужно узнавать, какие действуют правила в родном городе. Но даже если владелец машины соблюдает все требования, это не защищает его от недовольства соседей. Хорошо, когда они просто высказывают свои претензии словесно: некоторые граждане идут на кардинальные меры и причиняют вред чужому имуществу.

Еще об особенностях парковки возле дома есть несколько важных указаний в правилах дорожного движения. В этом своде рассказывается не только о том, как авто должно двигаться по проезжей части: в нем описана специфика проезда по жилой и дворовой зоне. Есть в ПДД и конкретные запреты:

  • нельзя парковаться под окнами и в другой части двора, если автомобиль считается грузовым - его масса превышает 3,5 т;
  • недопустимо останавливаться и стоять возле жилого дома с двигателем, который продолжает работать;
  • запрещено ставить транспорт на пешеходной части, то есть на тротуаре.

Следует добавить важные нюансы по каждому из этих пунктов. В некоторых дворах дополнительно установлены специальные знаки, которые могут разрешать стоянку грузового транспорта или же парковку авто на пешеходной части. Тогда общие нормы не действуют: знак имеет преимущество перед правилами дорожного движения.

Сколько именно может стоять машина во дворе с работающим мотором? Этот вопрос очень важен, ведь иногда авто останавливается на участке возле дома, чтобы высадить или принять пассажиров. Тогда нет смысла глушить двигатель. Закон четко говорит, что допустима остановка длительностью не дольше 5 минут. Правда, если она затянулась, но по причине, что пассажиры не успели сесть в машину или выйти из нее, производились какие-то манипуляции с грузами, то это не будет нарушением.

Однозначно запрещено загораживать проезды. Также гражданин не имеет права «оккупировать» часть двора, оборудовав на нем самопроизвольно парковку для своей машины. Поскольку такие действия имеют право выполнять исключительно специальные службы. Нельзя оставлять машину в непосредственной близости от мусорных баков: до них должно быть расстояние не меньше 5 метров.

Ответственность для нарушителей

Какие меры наказания устанавливает закон для граждан, которые нарушают правила, оставляя машину во дворе? Этот вопрос волнует законопослушных автомобилистов, которые не хотят вдруг получить уведомление о штрафе, и граждан, возмущенных нарушителями спокойствия.

На 2019 год остаются действующими нормы, согласно которым владельцев машин ожидает не самое строгое наказание за игнорирование правил парковки. В основном им грозят незначительные штрафы, но конкретные суммы зависят от региона проживания.

Важно заметить, что жильцам многоквартирных домов лучше самостоятельно вызывать полицию, если кто-то из соседей оставляет авто с включенным двигателем, загораживает проезд или нарушает другие нормы. Поскольку инспекторы редко совершают рейды по дворам с целью вычисления нарушителей. Если же их вызвать на место, то они обязаны составить соответствующий протокол. После фиксации факта нарушения автомобилиста ожидает наказание - штраф по административной статье.

Необходимо заметить, что закон допускает, чтобы в ситуацию вмешивались представители управляющих компаний и других служб. Например, если машина перегородила въезд, во двор не могут попасть пожарники, скорая помощь или мусоровоз, они вправе заявить автомобилисту о необходимости убрать транспорт. Когда владелец авто игнорирует требования, можно вызывать эвакуатор.

Еще один ощутимый нюанс: штрафы нарушителям выписывают не только представители ГИБДД. Если машина перегородила подъезды к зданию, следует привлечь пожарную инспекцию, поскольку автомобилисту выпишут штраф за нарушение правил безопасности - в случае ЧП машины с пожарниками не смогут подъехать к дому.

👩🚗🏢🚧⛔💣👎👎👍✔

Жильцы многоквартирного дома в Москве решили оборудовать парковку возле дома. Договорились, что установят шлагбаум на въезде во двор. Составили правила парковки и распределили места между автовладельцами. Жильцам, у которых есть машина, выдали брелоки для проезда через шлагбаум.

Через два года одной женщине внезапно запретили проезд во двор, а ее брелок размагнитили. Сказали, что ее муж часто паркуется не на своем месте и другие автовладельцы против. Значит, никто из этой семьи больше не сможет пользоваться общей парковкой. А чтобы не было претензий, ей вернули взнос за шлагбаум.

Женщина пыталась договориться, вызывала полицию, ссылалась на закон, но не вышло. Право заезжать во двор и свободно использовать общую парковку пришлось защищать в суде.

Почему женщине запретили использовать общую парковку?

На общем собрании собственников жильцы договорились по поводу установки ограждения и шлагбаумов. Скинулись, составили схему, собрали документы и оформили всё в администрации как положено. Для автовладельцев придумали правила, как парковаться. Например, можно было ставить машину только на свое место, а на чужие - нельзя.

Все вопросы решали на общем собрании автовладельцев. Это собрание и исключило из списка жильцов, которые могут пользоваться парковкой, - женщину и ее супруга. Сказали, что они неправильно паркуются и за это наказаны.

В свое время женщина тоже участвовала в собрании собственников, голосовала за установку шлагбаума и согласилась с правилами. Значит, она понимала, что будет, если их нарушать. Вот и поплатилась.

Какие аргументы были у женщины?

Она собственница квартиры и хочет парковать свою машину на общей территории. Не по расписанию и не где скажут, а как угодно. Запрет на въезд во двор нарушает ее права на доступ к жилищу.

С какой стати какая-то комиссия автовладельцев решает, кому можно заезжать во двор, а кому нет? Парковка общая, а запрет незаконный.

Что сказали суды?

👎 Районный суд

Собрание автовладельцев имеет право решать вопросы с парковкой. Женщине отказать

Всё оформлено правильно. Парковку организовали на общедомовой территории. Как ее использовать - решают собственники.

Ограждение зарегистрировано, территория используется законно. Есть правила парковки, места закреплены за автовладельцами. Всё по-честному.

Собственники сами решают судьбу общего имущества. С придомовой территорией так и получилось. Устанавливать ограждения не запрещено. Документы оформлены как положено: есть протоколы, правила и регламенты. Даже разрешение властей получили.

Доступ к жилищу собственнице не ограничивали. Любой автомобиль может въехать во двор для загрузки. До квартиры можно и пешком дойти. Но постоянно ставить автомобиль могут только те, кому разрешила комиссия.

Решение большинства собственников должны выполнять даже те, кто с ним не согласен.

👍 Верховный суд

Вы там в своем уме? Что еще за орган такой - собрание автовладельцев? И с каких пор у нас собственникам ограничивают право пользоваться общим имуществом?

Отменить все решения как незаконные

Ограждение придомовой территории оформлено правильно - на основании постановления правительства Москвы № 428-ПП . Эти вопросы могут решать собственники (п. 3).

По закону общее имущество находится в долевой собственности. Им все могут пользоваться, но никто не может выделить себе конкретную долю: часть подвала или парковочное место.

Итог. Дело отправили на пересмотр. В общем доступе окончательного вердикта нет. Но есть информация об иске этой женщины к судебным приставам по поводу восстановления ее прав. Там всё получилось.

Можно ставить ограждение и шлагбаум на общей территории?

Ограждения ставить можно, но по правилам. Например, в Москве действует специальный порядок - его утвердило правительство. Нужно получить разрешение и только тогда монтировать забор и шлагбаумы.

Решение по поводу ограждений, шлагбаумов и парковок принимают на общем собрании собственников. Не автовладельцев и не каких-то еще инициативных групп. Только собственники и минимум ⅔ голосов.

Но даже такое собрание не может запретить любому собственнику парковать свою машину на общей территории. На собрании можно договориться, где брать деньги, сколько парковочных мест оборудовать, как открывать шлагбаум и нанимать ли охранника.

Еще можно договориться, что гости паркуются во дворе только до восьми, а грузовые такси въезжают по пропускам. Но запрещать жильцам пользоваться общим имуществом не может ни общее собрание, ни комиссия автовладельцев, ни кто-то из соседей.

Что делать, если мою машину не пустят на общую парковку?

Собирайте доказательства. Подойдет протокол, уведомление, фотографии и даже показания свидетелей. Управляющие компании могут сказать в суде, что вам никто ничего не запрещал. Иногда суды в это верят.

Предъявляйте претензии и ссылайтесь на это определение Верховного суда. Всегда письменно и в двух экземплярах.

Проверьте, законное ли ограждение и как оформлен общий участок. Узнайте в Росреестре или администрации, как это сделать: пригодится для суда. Может быть, парковка и шлагбаум вообще самовольные. Если есть протокол общего собрания, это еще ничего не значит.

Не путайте общую парковку с машиноместом. Если кто-то из собственников выкупил конкретное место для своей машины, это не общее имущество, а его личное.

Не бойтесь идти в суд и до конца. Судебная практика по таким делам разная: часто споры заканчиваются не в пользу жильцов. Это потому, что люди останавливаются на первой инстанции. Или подают апелляцию, и потом всё. Таких решений много. Эта история - еще один пример упорства, которое принесло пользу всем. Но иногда нужно потратить на это больше года и дойти до Верховного суда.

Споры о парковочных местах для машин на дворовой территории жилого дома идут между жителями регулярно. Подавляющее большинство автовладельцев стремится поставить транспорт поближе к своему дому, чтобы была возможность наблюдать за ним из окон и в случае необходимости максимально быстро добежать до автомобиля. Жильцы нижних этажей, а также люди, которые по каким-либо причинам не имеют личного автотранспорта, противятся таким способам парковки, ведь их нормальному существованию в собственной квартире очень мешают едкие выхлопные газы, звуки сигнализации и шум работающего двигателя. Кроме этого, подобная парковка препятствует оказанию экстренной медицинской и пожарной помощи, поскольку зачастую машины этих служб не имеют возможности подъехать к нужному дому.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

В такой ситуации люди, страдающие от безнаказанности автовладельцев, нарушающих правила парковки во дворах жилых домов, просто не знают, куда можно обратиться за получением информации о своих правах и разъяснением законов. Оказать юридические консультации могут правовые агентства и адвокатские конторы, но, чтобы попасть к их сотрудникам, нужно заранее записаться, а сам прием стоит немалых денег.

Поэтому идеальным решением проблем с незаконной парковкой во дворе жилого дома в 2017 году станет круглосуточная бесплатная помощь квалифицированного юриста на сайте онлайн.

Любой желающий может оставить свой вопрос в специальном окошке на странице сайта внизу справа, и опытный специалист ответит на него с точки зрения закона буквально в течение нескольких минут.

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Ответ на вопрос, почему в 2017 году около жилых домов складывается столь печальная ситуация с парковочными местами, нужно искать в законах.

К сожалению, до сих пор в нормативных актах нашей страны, в том числе, и законах, нет единой позиции относительно правил парковки, что, в свою очередь, способствует регулярным конфликтам между жильцами, переходящими порой в настоящие военные действия.

Основным документом, регулирующим нормативы обустройства парковочной территории в 2017 году, являются санитарные нормы под №2.2.1/2.1.1.1200-03, в соответствии с которыми:

  • Расстояние от жилых домов с окнами до территории стоянки, вмещающей до 10 машин, должно составлять как минимум 10 метров.
  • Размещение автомобилей на открытой стоянке, вмещающей до 50 автомобилей, возможно только в случае соблюдения владельцами транспорта всех требований, предъявляемых органами Санэпидемнадзора к элементам благоустройства придомовых территорий, включая территориальную площадь этих элементов.

Если указанные требования нарушаются автолюбителями, то их действия по размещению транспорта во дворе многоквартирного дома, жители имеют право обжаловать в следующих инстанциях: санитарной инспекции, пожарной инспекции, экологической службе, инженерной службе района или другого населенного пункта.

В 2017 году все застройщики обязаны соблюдать указанные нормы Санэпидемнадзора при проектировке и строительстве домов. Предвидя потребности будущих жильцов, крупные строительные компании, стараются выкупить как можно больше земли под застройку, чтобы в будущем организовать цивилизованные парковочные территории для машин, предотвращая тем самым различные конфликты.

Помимо санитарных норм федерального уровня, в каждом субъекте России существуют региональные законы, которые устанавливают дополнительные правила и нормы для организации парковочных мест около жилых домов.

Требования ПДД к парковке автотранспорта

Правила дорожного движения (основной закон для владельца машины) должны применяться автомобилистами не только непосредственно на дороге: они обязательны к соблюдению также в дворовой территории и жилой зоне.
На основании этого закона, водителям категорически запрещены следующие парковочные действия:

  • Стоянка около жилых домов автотранспорта, признаваемого законом грузовым, имеющего массу более трех с половиной тонн. Исключение: особые места для такой стоянки.

В 2017 году штраф, предусмотренный законом за нарушение этого правила, составляет 1500 рублей; для жителей Москвы и Санкт-Петербурга (городов федерального значения) – 3000 рублей.

  • Стоянка машин во дворах жилых домов с работающим двигателем. Согласно тексту ПДД, стоянка – это временная остановка транспорта более пяти минут с включенным двигателем. Однако подобные действия не являются нарушением, если в это время осуществлялась посадка или высадка пассажиров, а также производились какие-либо действия с грузом. Чаще всего это правило нарушается автолюбителями в холодные сезоны.

В 2017 году штраф, предусмотренный законом за такую стоянку, установлен в размере 1500 рублей; для жителей самых крупных городов: Москвы и Санкт-Петербурга – целых 3000 рублей.

  • Парковка в жилых дворах на пешеходной зоне – тротуарах. Зоны, обозначенные специальными дорожными знаками, являются исключением из этого правила.

Закон предусматривает штраф за это нарушение, которое в 2017 году составляет 2000 рублей.

  • Заграждение проезда, поскольку это может вызвать невозможность выезда/въезда других автомобилей и транспорта экстренных служб. Размер штрафа в 2017 году имеет прямую зависимость от статьи КоАп, применяемой сотрудником ГИБДД в конкретной ситуации.

Случаи регулярного заграждения машинами проезда/выезда из дворов давно не редкость. Выходом из ситуации может послужить письменное заявление жителей в органы ГИБДД, в идеальном варианте – с указанием государственных номеров автомобилей-нарушителей. В случае положительного результата рассмотрения обращения, во дворе установят дорожный знак «проезд запрещен».

  • Собственноручное создание и оборудование парковочного места. Специальные заграждения для машин имеют право устанавливать только специальные службы. Нарушение данного требования влечет для граждан в 2017 году штраф до 5000 рублей.
  • Оставление транспорта рядом с мусорными контейнерами (ближе пяти метров).

Закон предполагает штраф за подобное нарушение, имеющий размер в 2017 году в пределах от 2000 до 5000 рублей.

Как видно, штрафы, налагаемые законом за неправильную парковку в 2017 году, довольно невысокие, что побуждает автовладельцев ставить транспорт на удобные для них места снова и снова.

Порядок наложения ответственности

Для того, чтобы на владельца машины была наложена административная ответственность в виде штрафа, заинтересованным лицам необходимо самим вызвать сотрудников дорожной инспекции, поскольку последние довольно редко объезжают придомовые районы с целью выявления нарушения правил парковки. Они зафиксируют факт несоблюдения закона и составят протокол об административном правонарушении.

Из этого следует вывод, что для законной борьбы с недобросовестными водителями, жители многоквартирных домов имеют право самостоятельно привлекать работников органов ГИБДД.

Кроме этого, когда машины, которые припаркованы в неположенном месте, мешают уборке придомовой территории, аварийным или дорожным работам, работники управляющих компаний вправе вызвать эвакуатор, если уведомление владельца о необходимости убрать машину, не возымело действия.

По аналогии с обычными жильцами, работники управляющей компании также вправе сообщить органам ГИБДД о нарушении закона, вследствие чего на собственника машины будет наложен штраф.

В ситуации, когда оставление автомобиля возле жилых многоквартирных домов мешает проезду пожарной техники к территории возгорания, штраф на нарушителя налагает не дорожная инспекция, а пожарная.

Постоянно. Автовладельцы, если во дворах нет специальных парковочных мест, стремятся поставить машину как можно ближе к дому, чтобы иметь возможность и наблюдать за своим автомобилем, и быстро добраться до него, когда возникает необходимость. Жильцы, не имеющие машин, либо живущие на нижних этажах домов, всячески противятся такой парковке, поскольку, выхлопные газы от автомобилей, а так же шум двигателей, мешают их нормальной жизни. Кроме того, неправильная парковка автомобилей мешает подъезду к домам машин экстренной помощи – скорой, пожарной и т.д.

Ситуация усугубляется еще и тем, что большинство не оснащено специальными парковочными местами, а если таковые и имеются, то их практически всегда, бывает недостаточно. Кроме того, на законодательном уровне до сих пор так однозначно и не решен вопрос о правилах парковки машин во дворах домов , что способствует нарастанию напряженности между жильцами. Все это приводит к тому, что соседи начинают бороться друг с другом методами, зачастую весьма далекими от соблюдения закона. Попробуем разобраться, какие правила все же существуют для размещения автомобилей во дворах, и о чем нужно знать как автовладельцам, так и их соседям.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что еще на стадии многоквартирных домов и обустройства на их территории парковки, должны быть соблюдены правила расположения парковочных мест . В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» :

Расстояние от открытой автостоянки (вместимостью 10 машин и менее) до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять не менее 10м.
-для гаражей закрытого типа, со сплошным стеновым ограждением допускается сокращать на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий.
-на придомовой территории допускается размещение открытых автостоянок (паркингов) вместимостью - до 50 машино-мест и гаражей-стоянок и паркингов со сплошным стеновым ограждением для хранения автомобилей вместимостью до 100 машино-мест, при соблюдении нормативных требований обеспеченности придомовых территорий элементами по площади и наименованиям.

Таким образом, неправильное размещение парковки, можно обжаловать в соответствующие инстанции (пожарную, санитарную инспекции, администрацию населенного пункта и т.д.). Кроме того, жильцам следует знать, что региональные власти вправе устанавливать дополнительные правила парковки автомобилей во дворах домов. В связи с чем, при возникновении споров о правилах парковки машин во дворах, целесообразно ознакомиться с местными нормативными документами по данному вопросу.

Говоря о парковке автомобилей во дворах домов, нельзя не обратиться к Правилам дорожного движения , поскольку, зачастую на придомовой территории вообще отсутствуют парковки, в связи с чем, автовладельцы оставляют свои машины в местах, где парковка категорически запрещена. Так, в частности, нельзя не отметить, что правилами запрещается:

-стоянка во дворах автомобилей с работающим двигателем . При этом, под стоянкой с работающим двигателем понимается остановка автомобиля без выключения двигателя более чем на 5 минут, если при этом не осуществляется посадка (высадка) пассажиров или погрузка (выгрузка) груза. Об этом правиле особенно следует помнить автомобилистам при прогревании двигателя в зимнее время года

-стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, вне специально отведенных мест

-заграждать проезд во двор

-парковка автомобилей ближе пяти метров от мусорных контейнеров

-сквозной проезд через жилую зону и дворы

-движение автомобилей по пешеходным дорожкам и тротуарам ; запрещается оставлять машины во дворах там, где они препятствуют движению другого транспорта и пешеходов

-парковка автомобилей на газонах и тротуарах , кроме мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками

За все вышеперечисленные нарушения ПДД предусматривается наложение штрафа. При этом, чтобы нарушитель был оштрафован, необходимо, чтобы факт нарушения был зафиксирован инспекторами ГИБДД, а так же составлен протокол нарушения. Таким образом, в целях борьбы с недобросовестными автовладельцами, должны, и вправе самостоятельно привлекать, к установлению фактов нарушения ПДД, сотрудников дорожной инспекции. Так же, при выявлении любых других незаконных действий автовладельцев, жильцы вправе обращаться в соответствующие инстанции (например, при установке самовольных парковочных заграждений). Кроме того, автовладельцам, на длительное время оставляющим свои авто без присмотра во дворах домов, следует помнить вот о чем. Управляющие компании, в ряде случаев, вправе, если припаркованные машины мешают им убирать территорию, а так же препятствуют проезду пожарной техники (в данном случае, пожарная инспекция вправе наложить штраф на нарушителя), после уведомления хозяина автомобиля о необходимости убрать авто, по истечении отведенного автомобилисту времени, эвакуировать машину.

Еще одним способом борьбы с незаконной стоянкой, является создание ТСЖ, и оформление придомовой территории в собственность (хотелось бы напомнить, что в соответствии с действующим ЖК РФ, существует три формы управления многоквартирными домами, одной из которых является ТСЖ). Благодаря данной форме управления многоквартирным домом, все участвуют в обсуждении вопросов благоустройства своей придомовой территории, в связи с чем, между автовладельцами и остальными жильцами может быть достигнуто соглашение о наилучшем благоустройстве и оптимальном способе эксплуатации придомовой территории. Так, в частности, можно, действуя с разрешения администрации города, добиться увеличения числа парковочных мест (если есть такая возможность), либо закрепить за каждым жильцом парковочное место, либо установить по общему соглашению график парковок и т.д.



 

Возможно, будет полезно почитать: