Федеральный закон «о государственной регистрации юл и ип. Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей О государственной регистрации юридических лиц российская газета

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ,

от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ,

от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ,

от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ,

от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ,

от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 30.12.2008 N 315-ФЗ,

от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – государственная регистрация) – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию

Государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее – регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ

Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

1. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Государственные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственных реестров.

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.

2. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

1. В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью – сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

и.1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

1. Для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в изменениях, внесенных в учредительный документ юридического лица, или учредительном документе юридического лица в новой редакции и заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительный документ юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;

в) изменения, внесенные в учредительный документ юридического лица, или учредительный документ юридического лица в новой редакции;

г) документ об уплате государственной пошлины;

д) документ, подтверждающий принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительный документ юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, внесены изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

е) документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительный документ юридического лица, являющегося акционерным обществом, внесены изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным. Требования к форме и содержанию указанного документа устанавливаются Банком России;

ж) документ, подтверждающий факт принятия общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью решения об увеличении уставного капитала общества, или решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью об увеличении уставного капитала общества, если в устав общества с ограниченной ответственностью, утвержденный его учредителями (учредителем) или участниками (участником), внесены изменения, связанные с увеличением уставного капитала общества, на основании указанных решения общего собрания участников общества или решения единственного участника общества.

2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

В случае, если изменения в единый государственный реестр юридических лиц, касающиеся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, вносятся на основании вступившего в законную силу судебного акта или решения третейского суда, для внесения записи в реестр в регистрирующий орган представляется заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия вступившего в законную силу акта суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо подлинник и копия решения третейского суда вместе с подлинником исполнительного листа, выданного по такому решению в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Заверенная копия судебного акта, подлинник исполнительного листа по решению третейского суда представляются в регистрирующий орган и не подлежат возврату. Подлинный экземпляр решения третейского суда подлежит возврату заявителю, копия такого решения не подлежит возврату и остается в материалах регистрирующего органа.

2.1. Для государственной регистрации изменений, связанных с принятием участниками юридического лица решения о том, что юридическое лицо в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются документы, указанные в пункте 1 настоящей статьи.

В случае, если участниками юридического лица принято решение о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в регистрирующий орган представляются заявление, предусмотренное пунктом 2 настоящей статьи, и решение участников юридического лица, указанное в настоящем абзаце.

2.2. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

3. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение, представляются заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, договор о присоединении и передаточный акт.

4. Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о том, что юридическое лицо, являющееся акционерным обществом, находится в процессе уменьшения уставного капитала, к заявлению о внесении таких изменений в единый государственный реестр юридических лиц прилагается решение об уменьшении уставного капитала такого юридического лица.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, предусмотренных настоящим пунктом, документы представляются в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после даты принятия решения об уменьшении уставного капитала юридического лица, являющегося акционерным обществом.

6. К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются соответствующие документы.

К заявлению о внесении в единый государственный реестр юридических лиц сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.

Положения настоящего пункта не распространяются на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Индивидуальный предприниматель (ИП) (устар. частный предприниматель(ЧП), ПБОЮЛ до 2005 года) - это физическое лицо, зарегистрированное как предприниматель без образования юридического лица, но фактически обладающие многими правами юридических лиц. К индивидуальным предпринимателям применяются правила гражданского кодекса регулирующие деятельность юридических лиц, кроме случаев, когда для предпринимателей прописаны отдельные статьи законов, либо правовых актов.()

В силу некоторой правовой ограниченности (невозможно назначить полноценных директоров в филиалы прежде всего) ИП это почти всегда микро-бизнес или малый бизнес.
по КоАП

Штраф от 500 до 2000 рублей

При грубых нарушениях либо при работе без лицензии - до 8000 рублей. И, возможно приостановление деятельности до 90 дней.

От 0,9 млн руб. за три года, и при этом сумма недоимки превышает 10 процентов от налога к уплате;

От 2,7 млн руб.

Штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере зарплаты виновника за 1-2 года;

Принудительные работы на срок до 2 лет);

Арест на срок до 6 месяцев;

Лишение свободы на срок до 1 года

Если ИП полностью уплатит суммы недоимки(налогов) и пеней, а также суммы штрафа, то он освобождается от уголовного преследования(но только если это его первое подобное обвинение) (Ст. 198 п.3. УК)

Уклонение от уплаты налогов(сборов) в особо крупном размере (Ст. 198 п.2. (б) УК)

От 4,5 млн руб. за три года, и при этом сумма недоимки превышает 20 процентов от налога к уплате;

От 30,5 млн руб.

Штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты виновника за 1,5-3 года;

Принудительные работы на срок до 3 лет;

Лишение свободы на срок до 3 лет

Штраф

Если суммы для уголовного преследования не достигнуты, то будет только штраф.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).(Ст. 122 НК)

Пени

Если вы только просрочили платёж (но не предоставляли ложных сведений), то будут пени.

Пени для всех одинаковы (1/300 умноженные на ключевую ставку ЦБ в день от суммы неуплаты) и составляют сейчас где-то 10 % годовых (что не очень много на мой взгляд, с учетом того, что банки дают кредиты минимум под 17-20%). Посчитать их можно .

Лицензии

Некоторыми видами деятельности индивидуальный предприниматель может заниматься только после получения лицензии , либо разрешения. К лицензируемым видам деятельности индивидуальных предпринимателей относятся: фармацевтическая, частная сыскная, перевозки железнодорожным, морским, воздушным транспортом грузов и пассажиров, а также другие.

Индивидуальный предприниматель не может заниматься закрытыми видами деятельности. К таким видам деятельности относятся разработка и/или продажа продукции военного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д. С 2006 года к запрещенным также относят производство и продажу алкогольной продукции. ИП не может заниматься: производством алкоголя, оптовой и розничной торговлей алкоголем (за исключением пива и пивосодержащих продуктов); страхованием (т.е. являться страховщиком); деятельностью банков, инвестиционных фондов, НПФ и ломбардов; туроператорской деятельностью (турагентской можно); производством и ремонтом авиационной и военной техники, боеприпасов, пиротехники; производством лекарств (реализацией можно) и некоторыми другими.

Отличия от юридических лиц

  • Госпошлина за регистрацию индивидуальных предпринимателей в 5 раз меньше. В целом процедура регистрации намного проще и документов требуется меньше.
  • Индивидуальному предпринимателю не требуется устав и уставной капитал, но отвечает по своим обязательствам он всем своим имуществом.
  • Предприниматель не организация. Индивидуальному предпринимателю невозможно назначить полноправного и ответственного директора.
  • ИП не имеет кассовой дисциплины и может распоряжаться средствами на счету как угодно. Также предприниматель принимает хозяйственные решения без протоколирования. Это не распространяется на работу с ККМ и БСО.
  • Индивидуальный предприниматель регистрирует бизнес только на себя в отличие от юридических лиц, где возможна регистрация двух и более учредителей. Индивидуальное предпринимательство нельзя продать или переоформить.
  • У наёмного работника ИП меньше прав, чем у наёмника у организации. И хотя в ТК почти по всем статьям организации и предприниматели приравнены, всё таки остаются исключения. Например, при ликвидации организации наёмнику обязаны заплатить компенсацию. При закрытии ИП такая обязанность есть только, если она прописана в трудовом договоре.

Назначение директора

В ИП юридически невозможно назначить директора. ИП всегда будет главным управляющим лицом. Однако можно выдать доверенность на заключение сделок (п. 1 ст. 182 ГК РФ). С 1 июля 2014 г. для ИП законодательно закреплена возможность передавать право подписи счета-фактуры третьим лицам. Декларации всегда можно было подавать через представителей.

Всё это, однако, не делает людей, которым передают некоторые полномочия - директорами. Для директоров организаций разработана большая законодательная база о правах и обязанностях. В случае же ИП так или иначе он сам отвечает по договору, при чём всем имуществом и сам отвечает за любые другие действия третьих лиц по доверенности. Поэтому выдавать такие доверенности - рискованно.

Регистрация

Государственной регистрацию индивидуального предпринимателя осуществляет ФНС РФ. Предприниматель регистрируется в районной налоговой по месту прописки, в Москве – МИ ФНС РФ №46 по г.Москве.

Индивидуальными предпринимателями могут быть

  • совершеннолетние, дееспособные граждане РФ
  • несовершеннолетние граждане РФ (с 16 лет, при наличии согласия родителей, попечителей; вступившие в брак; принятии судом либо органом опеки решения о дееспособности)
  • иностранные граждане, проживающие на территории РФ

Коды ОКВЭД для индивидуального предпринимателя такие же как для юридических лиц

Необходимые документы для регистрации индивидуального предпринимателя:

  • Заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (в 1 экземпляре). Лист Б формы P21001 должны заполнить в налоговой и вам отдать.
  • Копию ИНН.
  • Копию паспорта с пропиской на одном листе.
  • Квитанцию об оплате госпошлины регистрации индивидуального предпринимателя (800 р.).
  • Заявление о переходе на УСН (Если необходимо перейти).
Заявление на регистрацию ИП и другие документы можно подготовить онлайн в бесплатном сервисе .

В течении 5 дней вас зарегистрируют как индивидуального предпринимателя или получаете отказ.

Вам должны выдать документы:

1) Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРН ИП)

2) Выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП)

После регистрации

После регистрации ИП необходимо обязательно стать на учет в пенсионный фонд и ФОМС, получить коды статистики.

Также необходимым, но необязательным для предпринимателя, является открытие расчетного счета, изготовление печати, регистрация ККМ, регистрация в Роспотребнадзоре.

Налоги

ИП платит фиксированный платеж в пенсионный фонд за год, 2019 году - 36 238 рубля + 1% от сумм дохода свыше 300 000 рублей, 2018 году - 32 385 рубля + 1% от сумм дохода свыше 300 000 рублей. Фиксированный взнос платится независимо от дохода, даже при нулевом доходе. Для расчета суммы воспользуйтесь калькулятором фиксированного платежа ИП . Там же КБК и подробности исчисления.

Индивидуальный предприниматель может применять налоговые схемы: УСН (упрощенка) , ЕНВД (вмененка) или ПСН (патент) . Первые три называются спецрежимами и применяются в 90% случаях, т.к. они льготные и более простые. Переход на любой режим происходит добровольно, по заявлению, если не писать заявлений, то по умолчанию останется ОСНО (общая система налогообложения) .

Налогообложение индивидуального предпринимателя почти такое же, как у юридических лиц, но вместо налога на прибыль платится НДФЛ (при ОСНО). Еще одно отличие в том, что применять ПСН могут только предприниматели. Также ИП не платит 13% с личной прибыли в виде дивиденда.

Предприниматель никогда не был обязан вести бух.учет (план счетов и пр.) и сдавать бух.отчетность (к ней относится только баланс и отчет о финансовых результатах). Это не исключает обязанности вести налоговый учет:декларации УСН , 3-НДФЛ, ЕНВД , КУДИР и пр.
Заявление на УСН и другие документы можно подготовить онлайн в бесплатном сервисе .
Из недорогих программ для ИП можно выделить с возможностью сдачи отчетов через интернет. 500 рублей/месяц. Её главным плюсом является простота использования и автоматизация всех процессов.

Помощь

Кредит

Взять кредит в банке для бизнеса ИП сложнее, чем юр.лицу. Ипотеку также многие банки дают с напряжением или требуют поручителей.

  • ИП не ведет бух.учет и ему сложнее доказать свою финансовую состоятельность. Да, есть налоговый учет, но там не выделяют прибыль. Особенно непрозрачны в этом вопросе Патент и ЕНВД, на этих системах нет даже учета доходов. УСН "Доходы" также неясен, ведь непонятно сколько расходов. УСН "Доходы-Расходы", ЕСХН и ОСНО яснее всего отражают реальное состояние бизнеса ИП (есть учет доходов и расходов), но к сожалению эти системы применяются реже.
  • Залогом в банке не может выступать сам ИП (в отличии от организации). Ведь он физ.лицо. Имущество физ.лица может быть залогом, но это сложнее юридически, чем залог от организации.
  • Предприниматель это одно лицо - человек. Банк при выдаче кредита должен принимать во внимание, что этот человек может заболеть, уехать, умереть, устать и решить жить на даче бросив все дела и пр. И если в организации можно по щелчку пальца сменить директора и учредителей, то ИП в этом случае можно только закрыть, а кредитный договор расторгнуть или обратиться в суд. ИП невозможно переоформить.

Если в займе для бизнеса отказано, то можно попробовать взять потребительский кредит, как физ.лицо, даже не раскрывая планов на трату денег. Потребительские кредиты обычно имеют большие ставки, но не всегда. Особенно, если клиент может предоставить залог или у него в этом банке зарплатная карта.

Субсидия и поддержка

В нашей стране сотни фондов (государственных и не только) дают консультации, субсидии, льготные кредиты для ИП. В разных регионах - разные программы и центры помощи (нужно искать). .



Рис. Число индивидуальных предпринимателей на 10000 человек населения

Стаж

Пенсионный стаж

Если предприниматель всё исправно платит в ПФР, то пенсионный стаж идет с момента гос.регистрации до закрытия ИП, независимо от дохода.

Пенсия

По действующему законодательству ИП будет получать минимальную пенсию, независимо от того, сколько отчислений в ПФР он платит.

В стране идёт практически непрерывная пенсионная реформа и поэтому точно определить размер пенсии не представляется возможным.

С 2016 года если пенсионер имеет статус ИП то у него не будет идти индексация пенсии.

Страховой стаж

Страховой стаж для ФСС идет, только если предприниматель добровольно будет платить в соцстрах (ФСС) отчисления.

Отличие от наёмных работников

Трудовой кодекс на самого ИП не распространяется. Он принят только для наёмных работников. ИП в отличии от директора к наёмникам не относится.

Теоретически ИП может сам себя принять на работу, назначить оклад и сделать запись в трудовую книжку. В этом случае он будет обладать всеми правами наёмного работника. Но делать это не рекомендуется, т.к. тогда надо будет платить все зарплатные налоги.

Декретные может получить только женщина-предприниматель и только при условии добровольного страхования в соц.страхе. .

Пособие до полутора может получать любой бизнесмен независимо от пола. Либо в РУСЗН, либо в ФСС .

Отпуск ИП не положен. Т.к. у него нет понятия рабочего времени или времени отдыха и производственный календарь на него также не распространяется.

Больничный положен только тем, кто добровольно страхуется в ФСС. Расчет исходя из МРОТ, сумма незначительная, поэтому в соц.страхе есть смысл страховаться только мамам для декретных.

Закрытие

Ликвидация индивидуального предпринимателя термин некорректный. Предпринимателя нельзя ликвидировать без нарушения УК.

Закрытие ИП происходит в следующих случаях:

  • в связи с принятием индивидуального предпринимателя решения о прекращении деятельности;
  • в связи со смертью лица, зарегистрированного в качестве ИП;
  • по решению суда: в принудительном порядке
  • в связи с вступлением в силу приговора суда лишения права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • в связи с аннулированием документа (просрочкой), подтверждающего право данного лица проживать на территории России;
  • в связи с принятием судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).

Базы данных на всех ИП

Сайт Контур.Фокус

Частично бесплатно Контур.Фокус Самый удобный поиск. Достаточно ввести любой номер, фамилию, название. Только здесь можно узнать ОКПО и даже бух.информацию. Некоторая информация скрыта.

Выписка ЕГРИП на сайте ФНС

Бесплатно ФНС база Сведения ЕГРИП (ОГРНИП, ОКВЭД, номер ПФР и пр.). Поиск по: ОГРНИП/ИНН или ФИО и региону места жительства (отчество не обязательно вводить).

Служба судебных приставов

Бесплатно ФССП Узнать об исполнительных производствах по взысканию долгов и пр.

С помощью можно вести налоговый учет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, Единый расчет, СЗВ-М, подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 325 р/мес.). 30 дней бесплатно. При первой оплате . Для вновь созданных ИП сейчас (бесплатно).

Вопрос-ответ

Можно ли регистрировать по временной прописке?

Регистрация производится по адресу постоянного проживания. Тому, что указан в паспорте. Но вы можете прислать документы по почте. По закону можно регистрировать ИП по адресу временной регистрации по месту пребывания, ТОЛЬКО если в паспорте нет никакой постоянной прописки (при условии, что ей больше шести месяцев). Вести деятельность можно в любом городе РФ, независимо от места регистрации.

Может ли ИП сам себя на работу оформить и сам сделать запись в трудовой?

Предприниматель не считается сотрудником и записи в трудовой себе не делает. Теоретически он может сам себя оформить на работу, но это его личное решение. Тогда он сам с собой должен заключить трудовой договор, сделать запись в трудовой книжке и платить отчисления, как за сотрудника. Это невыгодно и нет смысла.

Может ли ИП иметь название?

Предприниматель может выбрать любое название бесплатно, которое не вступало бы в прямое противоречие с зарегистрированным - например, Адидас, Сбербанк и т.д. В документах и в табличке на двери всё равно должно быть ИП ФИО. Также он может зарегистрировать название (зарегистрировать товарный знак): стоит это более 30 т.р.

Можно ли работать?

Можно. При чем можно не сообщать на работе о том, что имеете свой бизнес. На налоги и сборы это никак не влияет. Налоги и сборы ПФР надо платить - и как ИП, и как наёмник, в полном объеме.

Можно ли зарегистрировать два ИП?

ИП это всего лишь статус физ.лица. Невозможно одновременно дважды стать ИП(получить этот статус если он уже имеется). ИНН всегда один.

Какие льготы?

Для инвалидов и других льготных категорий не предусмотрено никаких льгот в предпринимательстве.

Некоторые коммерческие организации также предлагают свои скидки и акции. Онлайн-бухгалтерия Эльба для вновь созданных ИП сейчас первый год в подарок (бесплатно).

Предпринимательство регулируют законы о правах индивидуальных предпринимателей, которые вводят его в ранг государственной политики. Сфера бизнеса в наибольшей степени определяется действиями государственных органов власти в ходе регулирования деятельности ИП на законодательном уровне.

Законодательство в сфере предпринимательства разрешает бизнесменам:

  • отстаивать свои права в суде, являясь истцом или ответчиком;
  • тратить полученную прибыль по собственному усмотрению;
  • открывать банковские счета в неограниченном количестве;
  • выбирать компаньонов, категории покупателей, виды товаров для реализации;
  • выбирать сегмент рынка для осуществления собственной деятельности;
  • самостоятельно устанавливать стоимость товаров и услуг.

Нормативные основы предпринимательства

Предприниматель занимается ведением самостоятельной деятельности на собственный риск. Она имеет экономическое направление, а ее результаты обусловлены получением дохода в процессе оказания услуг, реализации товара, при выполнении определенных работ, пользовании различными видами имущества.

Предпринимательская деятельность в РФ регулируется законодательно-нормативными актами, среди которых:

  1. Закон о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  2. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  3. Закон о предпринимательской деятельности и т.д.

ФЗ № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является основным законом, регулирующим деятельность, предполагающую получение предпринимательского дохода. Структура нормативно-законодательного акта состоит всего из 27 статей, что отличает его от многих других законов. Например, закон о пенсионном обеспечении военнослужащих включает 6 разделов и 65 статей. Закон № 209-ФЗ четко регулирует вопросы, которые возникают в процессе предпринимательства.

Законодательное регулирование в процессе развития бизнеса осуществляется 1 и 2 ст. закона о предпринимательской деятельности, где отражены главные понятия относительно категорий субъектов бизнеса. Более подробно о правах ИП описано в 3 и 4 ст. ФЗ № 209.

Главные принципы и цели госполитики содержатся в 5-7 ст. закона. В этих же статьях разъясняется форма федерального статистического наблюдения. Виды реестров субъектов бизнеса, выступающих в качестве получателей государственной поддержки, фиксирует 8 ст.

Закон об ИП дает возможность субъектам малого (среднего) бизнеса действовать в определенном направлении. Классификатор кодов ОКВЭД содержит перечень видов предпринимательской деятельности, которые разрешает законодательство. Конституция РФ гарантирует право заниматься предпринимательством любому гражданину, что прописано в ст. 34.

Каждый обладает правом на реализацию собственных способностей посредством использования различных видов имущества, позволяющих осуществлять деятельность, связанную с получением дохода. Применение этого закона обеспечивает наличие аргументов в процессе оспаривания нормативных актов и распоряжений государственных органов. Они могут прямо или косвенно препятствовать предпринимательству конкретных граждан либо неопределенного круга лиц, заявивших о нарушении собственных законных прав.

Вернуться к оглавлению

Регистрация предпринимательской деятельности

ГК РФ содержит расшифровку такого понятия, как предпринимательская деятельность.

В этом нормативно-законодательном акте, стоящем на втором месте по юридической значимости после Конституции РФ, приведены следующие признаки предпринимательства:

  • деятельность субъектов предпринимательства на основе собственной автономной воли;
  • возникновение риска, так как ответственность за итоги деятельности лежит на том лице, которое ее осуществляет;
  • систематическое получение прибыли и др.

ГК РФ предусмотрены общие законодательные нормы, распространяющиеся на деятельность физических и юридических лиц.

ГК РФ (ст. 23) устанавливает право за физическим лицом, позволяющее заниматься бизнесом только после госрегистрации в ФНС РФ.

Все граждане, желающие пройти регистрацию в качестве ИП, обращаются по месту проживания в орган налоговой инспекции, поскольку осуществлять регистрацию ИП уполномочен только госорган ФНС РФ.

Любой гражданин обладает правом пройти регистрацию в качестве предпринимателя, что предусмотрено Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Закон об индивидуальном предпринимательстве устанавливает, что информация о гражданах, ведущих деятельность, предполагающую получение дохода, должна содержаться в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Для граждан, занятых предпринимательством, но не осуществивших регистрацию, предписанную законом, предусмотрены те же законодательные нормы.

Вернуться к оглавлению

Право на наем работников

Оформление трудовых отношений должно производиться предпринимателем согласно трудовому законодательству в рамках Трудового кодекса РФ и других нормативно-правовых актов. Закон, регулирующий деятельность ИП в области трудовых отношений, разрешает бизнесмену заключать с работниками договоры гражданско-правового характера. При выявлении факта заключения трудового договора под видом гражданско-правового соглашения у бизнесмена могут возникнуть неприятности.

Определенные случаи требуют, чтобы количество работников не превышало установленных норм. Данный момент должен быть проконтролирован предпринимателем, чтобы штат не насчитывал лишнее количество сотрудников.

Для оформления других работников требуется соблюдение другого порядка. Необходимость установления правил взаимоотношений между работодателем и работником обусловлена возможностью последнего обратиться в суд с иском признать договор не гражданско-правовым, а трудовым.

Обладая правом приема на работу сотрудников, предприниматель обязан встать на учет в Пенсионном Фонде РФ в качестве работодателя. Занимаясь деятельностью на основе патента, работодатель имеет право принять на работу только 5 сотрудников. Чтобы не совершать ошибок, связанных с оформлением на работу сотрудников, необходимо тщательно ознакомиться с Трудовым кодексом РФ.

Если работник был нанят предпринимателем, то уволить его будет не так просто, поскольку работодатель должен оплачивать ему отпуск и больничные. Подписание трудового договора ИП с работником является основанием для постановки на учет ИП в качестве работодателя, который также должен в течение определенного срока заключить договор со страховой компанией и встать на учет в ФСС. Работодатель должен зарегистрироваться в ПФ РФ не позднее 30 дней со дня заключения договора с сотрудником о найме.

Вернуться к оглавлению

Право на открытие расчетного счета в банке и ведение УСН

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» разрешает индивидуальным предпринимателям не заниматься ведением бухгалтерского учета. Этот закон освобождает ИП от сдачи отчетности без определенных дополнительных условий. В данном случае не играет роли масштаб бизнеса, система налогообложения или сфера деятельности, как и наличие либо отсутствие у ИП наемных работников. Это закреплено в ст.6 ФЗ №402 «О бухгалтерском учете» (п. 2.1.).

Бизнесмен имеет право самостоятельно решать вопрос по открытию расчетного счета. Сколько счетов открывать в банке — это дело субъекта предпринимательства. Открытие расчетного счета производится на основании банковского счета. Он позволяет осуществлять расчеты, связанные именно с предпринимательством.

Расчетный счет требуется бизнесмену в процессе осуществления расчетов с другими предпринимателями, клиентами, поставщиками, юрлицами в безналичной форме. Наличие расчетного счета бизнесмену жизненно необходимо. Он вправе открывать счета в неограниченном количестве. При ведении нескольких видов бизнеса удобно пользоваться отдельным счетом для каждого из них. Счет может быть открыт в национальной валюте либо в иностранной.

Налоговый кодекс РФ не требует от владельца бизнеса открывать расчетный счет в обязательном порядке. Открыв его, можно избавить себя от простаивания в долгих очередях в банке, что является очень полезным. Современный интернет-банкинг позволяет производить оплату налогов, фиксированных страховых взносов и т.д.

НК РФ позволяет ИП переходить на упрощенную систему налогообложения сразу после регистрации. Это дает возможность бизнесменам уплачивать налоги приемлемых размеров.

Федеральный закон №129 «О Государственной Регистрации юридических лиц» налаживает разрешение ряда вопросов. Они появляются при законном оформлении лиц, при их образовании, преобразовании и прекращении работы, при занесении поправок в их конституционные документы. Также по причине ведения госреестра юридических лиц.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Закон о регистрации юридических лиц и его особенности

Правительственное оформление работы юридических лиц ─ протоколы представителя исполнительного органа РФ, которые выполняются такими путями:

  1. Занесением в реестр материалов о возникновении;
  2. Внесение данных о преобразованиях;
  3. Вписывание материалов о прекращении работы юридического лица;
  4. При возникновении дополнительной информации о лице, она тоже вносится в реестр на законных основаниях.

Действия исполнительного органа власти по установлению законов оформления деятельности включают в себя:

  1. Кодекс для граждан РФ;
  2. Действующий Федеральный закон;
  3. Общие правила юридических актов, которые издаются согласно закону.

Принципы ведения государственного реестра

Начальникам юридических лиц, необходимо знать, что если во время работы фирмы, в документацию, которая была предоставлена при регистрации, были внесены некоторые поправки, то в определенные законодательством сроки, необходимо предоставить сведения органу гос. регистрации. Если это действие не будет выполнено, это обернется немаленьким штрафом.

Данные, касающиеся компании, заносятся в госреестры исходя из ФЗ О регистрации юридических лиц. Вместе с тем вносятся такие сведения:

  • Адрес юридического лица;
  • Организаторы и данные о них;
  • Полная информация о директоре;
  • Распределение акционерного капитала и его размер.

Наиболее безошибочным и буквальным полагается занесение данных на бланк из бумаги, но госреестры осуществляются и при помощи электронного вида записей.

Все сведения, касающиеся паспортной информации директора и всех акционеров, держатся в строжайшей тайне и не являются общедоступными. Остальные данные о юридическом лице полностью доступны для просмотра, об этом гласит ФЗ государственной регистрации юридических лиц.

Материалы из госреестра могут выдаваться в виде:

  1. Документа, представляющего собой справку, которая выдается только в том случае, если в реестре отсутствуют запрошенные сведения;
  2. Выписка из данных реестра;
  3. Копия всей документации, которая всецело имеется в реестре по конкретному лицу.

Передача данных и выдача различной документации выполняются только на законных основаниях.

Также этот закон об оформлении деятельности гласит, о платной выдаче любого вида документа. Исключением являются ситуации, которые описаны в других ФЗ. Но, несмотря на это, просмотр сведений в интернете является абсолютно безвозмездным. Сумму оплаты, за услугу передачи запрошенной документации устанавливает действующее правительство.

Регистрация юридических лиц и порядок ее проведения

Существует положение, гласящее о занесении материала о фирмах и компаниях в госреестр, согласно ФЗ 129 начиная с 8 статьи. Проводить оформление деятельности юридического лица уполномочен один орган, такой как налоговая инспекция. Компании должны подавать заявку в ФНС, в соответствии с адресом, где будет располагаться зарегистрированная организация.

Кроме этого, существует ряд правил и обязательств при регистрации:

  1. По закону ФЗ 129 весь процесс оформления деятельности не должен занять больше чем пять суток , с того момента, как вся соответствующая документация была передана инспектору ФНС и принята им;
  2. Для занесения сведений или поправок в реестр необходимо собрать полный пакет соответствующей документации;
  3. Юридическое лицо имеет полное право подать документы при помощи почты , а также, если существуют электронные подписи, воспользоваться интернетом.
  4. Если директор или учредитель будущей компании имеют нотариально заверенную доверенность , то они вправе подать документацию самостоятельно;
  5. После приема всех документов инспектор ФНС обязан выдать на руки лицу организации или его доверенному , соответствующую расписку, в которой он подтверждает получение документации. В ней он обязан перечислить каждый документ, который был им получен с пометкой даты приема;
  6. Правительство устанавливает специальную форму , которая после регистрации выдается юридическому лицу.

Внесение изменений в данные о юридическом лице, содержащиеся в реестре

ФЗ О государственной регистрации юридических лиц требует соблюдения правил при внесении поправок в госреестр и сообщать о них в следующих ситуациях:

  1. Если фирма сменила свое местонахождение;
  2. Произошла смена руководителя, то есть директора;
  3. Нужно внести изменения в акционерный капитал;
  4. Произошла смена сферы ведения бизнеса;
  5. Поменялись партнеры по бизнесу;
  6. Уставной капитал был изменен в структуре и в размерах.

Для подачи заявки на занесение поправок, нужно заполнить бланк, где детально должны быть изложены сведения о том, что именно требует поправок. После этого, в течение 5 суток рассматривается заявка на внесение поправок в госреестр.

Если произошла смена адреса фирмы, то ФНС, после внесения поправок в реестр, передаст все данные и документацию в службу того района, где в данный момент находится фирма.

ФНС должна уведомить о произведенных поправках то лицо, которое представляет фирму. Осуществление такого действия производится в письменной форме.

Если планируется реорганизация фирмы, то ее представители должны прислать уведомление об этом соответствующим органам в первые дни после начала этой процедуры , так гласит ФЗ 129 о государственном оформлении юридических лиц.

Также организация обязуется опубликовать для общественности заявление о том, что она подверглась преобразованиям. Осуществляется это с указанием названия фирмы, а также при наличии информации о том, каким образом кредитные организации смогут к ним обратиться.

В ситуации если происходит воссоединение нескольких организаций в одну, то оформление лица проходит в ФНС в том районе, где располагается фирма, которая подавала заявку на реорганизацию. Организации, решившие объединиться и создать одну новую фирму, будут ликвидированы.

Ликвидация юридического лица

Все процессы по прекращению деятельности фирмы детально описаны в Законе о государственной регистрации юридических лиц и имеют свои особенности:

  • Как только будут изъяты из реестра все сведения о фирме , она законно будет ликвидирована.
  • Фирма должна подать заявку о том , что начат процесс ликвидации.
  • К заявке прилагается детально изложенное и в соответствующей форме уведомление о принятом решении, написанное от руки.
  • Сотрудник службы обязуется внести запись в госреестр о ликвидационном процессе фирмы.
  • Если предприятие находится под судебными разбирательствами , то налоговая инспекция не заносит поправок в госреестр, до завершения всех этих процессов.
  • Если налоговая инспекция приняла решение произвести проверку по налогообложению и ведению учета , а дело по этому вопросу дошло до суда, то органу регистрации этот факт должен быть донесен на протяжении 5 суток.
  • Существует определенная комиссия, которая по истечении 60 суток после публикации общественности о прекращении деятельности фирмы , подает отчет в ФНС о том, что фирма окончательно больше не работает.
  • В статье 9 закона о государственной регистрации юридических лиц прописан перечень документов , который нужно предоставить.
  • ФНС выделяется 5 дней на то, чтобы убрать все записи из реестра и этим осуществить ликвидацию предприятия.
  • В ряде случаев, таких как судебные разбирательства или иные подобные ситуации , закон ФЗ 129 о гос. регистрации юридических лиц, предусматривает подачу прошений суду об отмене ликвидации фирмы, такое действие, возможно на протяжении года.

Отказ в регистрации и оспаривание решений регистрирующих органов

Довольно часто ФНС отказывает в оформлении деятельности предприятия, но такие действия вполне оспоримые. Отказы случаются вследствие таких ситуаций, как:

  1. В поданном пакете с документацией не хватает нескольких или одной позиций;
  2. Есть исправления или ошибки;
  3. Нет заверения нотариуса на документальных бумагах, требующих этого действия;
  4. Если заявка в ФНС, направлена не по месту территориального нахождения фирмы;
  5. Устав был составлен не в соответствии с действующим законодательством;
  6. Данные паспорта директора и всех учредителей не совпадают с теми, что зафиксированы, в поданной документации.

Если регистратор пришел к заключению на основании той документации, которая была подана отказать в регистрации фирмы, то он должен известить об этом и аргументировать свои действия.

Если права лица были нарушены, то он вправе обжаловать такое решение. Это возможно осуществить, подав жалобное письмо в органы исполнительной власти или непосредственно в организацию оформления деятельности. В случае если ничего не изменилось и ФНС продолжает отказывать в оформлении, то можно оспорить решение в судебном порядке.

Анализ наиболее востребованных статей

Из всего, описанного выше, становится понятно, что самым востребованными в ФЗ 129 о государственной регистрации юридических лиц, становятся статьи с такими номерами:

  1. №4 ─ гласит о правилах управления гос. реестров;
  2. №1 ─ в этой статье речь пойдет об отношениях, которые предполагает этот закон;
  3. №8, глава 3 ─ раскрывает информацию об этапах гос. регистрации, ее периоде и месте проведения;
  4. №9 ─ говорит о пакете нужной документации и правилах его предоставления;
  5. №11 ─ несет сведения о возможных принятых вердиктах соответствующих органов;
  6. №12, глава 4 ─ повествует об образовании государственного юридического лица и необходимых для этой цели документов;
  7. №13.1 ─ содержит всю информацию о реорганизации;
  8. №17 ─ в ней прописаны правила внесения поправок в реестр;
  9. №20 ─ здесь можно получить полную информацию о законном процессе прекращения деятельности предприятия;
  10. №21.1 ─ в этой статье прописаны законные действия касательно удаления пометок из госреестра при ликвидации фирмы.


 

Возможно, будет полезно почитать: